Особым видом деления является классификация , представляющаясобой распределение предметов по группам (классам), при котором каждый класс имеет свое постоянное, определенное место.

Целью классификации является систематизация знаний, поэтомуот деления она отличается относительно устойчивым характероми сохраняется более или менее длительное время. Кроме того, классификацияобразует развернутую систему, где каждый член делениявновь делится на новые члены, разветвляясь на множество классов,закрепляемых обычно в таблицах, схемах, кодексах и т. п.

Широко применяется классификация в правовых науках. Примеромможет служить система права, которая включает отрасли: государственноеправо, финансовое право и т. д. Каждая отрасль прававключает в себя правовые институты.

Различают 2 вида классификации:

Вспомогательную

Естественную

В основу вспомогательной классификации кладется внешний несущественный признак, который, однако, становится полезным в процессе поиска (алфавитный указатель, список студентов группы).

В основу естественной классификации кладется наиболее существенный признак. Классическим примером является периодическая система химических элементов Д.И.Менделеева.

Вместе с тем всякая классификация относительна. Многие явленияприроды и общественной жизни не могут быть отнесены безоговорочнок какой-либо определенной группе явлений. Например,семью как общественно-историческое явление нельзя целиком отнестик какой-либо одной области социальной жизни, семья характеризуетсякак материальными, так и духовными процессами. Кроме того,с развитием знаний классификация, как правило, изменяется, дополняется,иногда заменяется новой, более точной. Поэтому ни к однойклассификации нельзя подходить как к завершенной. Необходимоучитывать, что и сама действительность, и знания о ней находятсяв непрерывном процессе изменения и развития.

Ограничение и обобщение понятий.

Обобщение – это логическая операция, в ходе которой осуществляется переход от видового понятия к родовому путем отбрасывания видообразующих признаков. Пределом обобщения является категория , как понятие с наиболее широким объемом, не имеющее родового признака (материя, сознание, время).

Ограничение – это логическая операция, в ходе которой осуществляется переход от родового понятия к видовому путем добавления к содержаниювидообразующих признаков. Пределом ограничения является единичное понятие .

В ходе реализации этих логических операций действует закон обратного отношения между объемом и содержанием понятия . Логические операции обобщения и ограничения часто применяются в практике мышления. Переходя от понятия одного объема к понятию другого объема мы уточняем предмет нашей мысли, и процесс мышления становится определеннее и последовательнее.

Общая характеристика суждений. Суждение и предложение.

Суждение имеет более сложную организацию, чем понятие. Это выражается в том, что суждения состоят из понятий (не менее двух), определенным образом связанных друг с другом. Структурная сложность суждения проявляется и вязыке. Если понятие выражается словом или словосочетанием, то суждение вречи всегда представлено предложением или группой предложений.

Суждение – это форма мышления, в которой утверждается или отрицается о предметах, их признаках и отношениях. Суждение выражается в форме повествовательного предложения. Суждение либо истинно, либо ложно.

Если взять простое элементарное суждение, то всегда можно выделить в нем ту часть, то понятие, в котором находят выражение предметы, явления, относительно которых что-либо утверждается или отрицается. Эту часть суждения, это понятие называют субъектом (подлежащим суждения) и обозначают S.

В другой части суждения, в другом понятии, входящем в состав суждения, находят отражение какие-то признаки, действия, которые утверждаются или отрицаются относительно предмета или явления, выраженного в S, т.е. приурочено к «что утверждается» или «что отрицается». Эту часть называют сказуемым и обозначают Р (предикат).

S и Р суждения называют терминами суждения.

Кроме того, в суждении выражается связь между S и Р. Связка может быть выражена одним словом (есть, суть, является) или группой слов, или тире, или простым словосочетанием слов.

Перед S суждения может стоять квантор: «все», «ни один», «некоторые». Квантор указывает, относится ли суждение ко всему объему понятия, выражающего S, или к его части.

Любое суждение находит свое выражение в предложении, находится в единстве с ним. Соответственно, логическое содержание выражается словом. Словами также выражается и логическое сказуемое.

Единство суждения и предложения не означает, что это - одно и то же. Не все предложения - суждение, но всякое суждение есть предложение. Отличие суждения и предложения:

1. логические S и Р могут не совпадать с грамматическим подлежащим и сказуемым;

2. суждение всегда трехчленно (S, Р и связка), предложение – не всегда (главные и второстепенные члены);

3. логическая структура суждения одинакова для всех языков, а грамматический строй предложения – разный.

Классификация — одна из обычных и часто применяемых операций, средство придания нашему мышлению строгости и четкости.

Классификация всегда устанавливает определенный порядок. Она разбивает рассматриваемую область объектов на группы, чтобы упорядочить эту область и сделать ее хорошо обозримой.

Классификация является частным случаем деления — логической операции над понятиями. Деление — это распределение на группы тех предметов, которые мыслятся в исходном понятии. Получаемые в результате деления группы называются членами деления. Признак, по которому производится деление, именуется основанием деления.

Классификация представляет собой многоступенчатое, разветвленное деление. Скажем, ощущения можно разделить на зрительные, слуховые, осязательные, обонятельные и вкусовые. Затем внутри отдельных групп выделить подгруппы (например, пространственные и цветовые зрительные ощущения), сами подгруппы подвергнуть более дробному делению и т.д.

Всякая классификация преследует определенную цель, и выбор основания классификации диктуется как раз этой целью. В одном случае людей целесообразно делить по уровню образования, в другом — по возрасту, в третьем — по размеру обуви и т.д. Поскольку самых разнообразных и разнородных целей может быть очень много, одна и та же группа предметов может оказаться расклассифицированной по самым разным основаниям.

Иногда говорят, что нужно стремиться классифицировать предметы по важным, существенным признакам, избегать делений по случайным, второстепенным свойствам. Однако это пожелание, каким бы разумным оно поначалу ни казалось, вряд ли реалистично и выполнимо. Важное с одной точки зрения может оказаться менее важным и даже вообще несущественным с другой; деление, отвечающее одной цели, может препятствовать достижению другой цели.

Классификация широко используется в науке, и естественно, что наиболее сложные и совершенные классификации встречаются именно здесь. Блестящим примером научной классификации является периодическая система элементов Д.И.Менделеева. Она фиксирует закономерные связи между химическими элементами и определяет место каждого из них в единой таблице.

Всеобщую известность получила в XVIII-XIX вв. классификация живых существ К.Линнея. Он поставил задачей описательного естествознания расположение объектов наблюдения — элементов живой и неживой природы — по ясным и конкретным признакам в строгий порядок. Классификация должна была бы выявить основные принципы, определяющие строение мира, и дать полное и глубокое объяснение природы.

Ведущей идеей Линнея было противопоставление естественной и искусственной классификаций. Искусственная классификация использует для упорядочения объектов несущественные их признаки, вплоть до ссылки на начальные буквы имен этих объектов (алфавитные указатели, именные каталоги в библиотеках и т.п.). В качестве основания естественной классификации берутся существенные признаки, из которых вытекают многие производные свойства упорядочиваемых объектов. Искусственная классификация дает очень скудные и неглубокие знания о своих объектах; естественная же классификация приводит их в систему, содержащую наиболее важную информацию о них.

По мысли Линнея и его последователей, всеобъемлющие естественные классификации являются высшей целью изучения природы и венцом научного ее познания.

Сейчас представления о роли классификаций в процессе познания заметно изменились. Противопоставление естественных и искусственных классификаций во многом утратило свою остроту. Далеко не всегда существенное удается ясно отделить от несущественного, особенно в живой природе. Изучаемые наукой объекты представляют собой, как правило, сложные системы взаимопереплетенных и взаимообусловленных свойств. Выделить из их числа самые существенные, оставив в стороне все остальные, чаще всего можно только в абстракции. Кроме того, существенное в одном отношении обычно оказывается гораздо менее важным, когда оно рассматривается в другом отношении. И, наконец, процесс углубления в сущность даже простого объекта бесконечен.

Все это показывает, что роль классификации, в том числе и естественной классификации, в познании природы не должна переоцениваться. Тем более ее значение не следует преувеличивать в области сложных и динамичных социальных объектов. Надежда на всеобъемлющую и в основе своей завершенную классификацию — явная утопия, даже если речь идет только о неживой природе. Живые существа, очень сложные и находящиеся в процессе постоянного изменения, крайне неохотно укладываются даже в рубрики предлагаемых ограниченных классификаций и не считаются с устанавливаемыми человеком границами.

Осознав определенную искусственность самых естественных классификаций, и отметив в них даже некоторые элементы произвола, не следует, однако, впадать в другую крайность и умалять важность таких классификаций.

Затруднения с классификацией имеют чаще всего объективную причину. Дело не в недостаточной проницательности человеческого ума, а в сложности самого окружающего нас мира, в отсутствии в нем жестких границ и ясно очерченных классов. Всеобщая изменчивость вещей, их текучесть еще более усложняет и размывает эту картину.

Именно поэтому далеко не все и не всегда удается четко классифицировать. Тот, кто постоянно нацелен на проведение ясных разграничительных линий, постоянно рискует оказаться в искусственном, им самим созданном мире, имеющем мало общего с динамичным, полным оттенков и переходов реальным миром.

Список использованной литературы

  1. Гетманова А. Д. Учебник по логике. – М., 1995.
  2. Ивин А.А. Логика. Учебное пособие. Издание 2-е. — М.: Знание, 1998.
  3. Челпанов Г. Учебник логики. – М., 1994.

В зависимости от цели, которую преследуют, используют различные виды классификации:

1) учебные,

2) торговые,

3) товарно-стратегические,

4) экономико-статистические.

1. В учебных классификациях классификационный признак (по которому будет проводиться разделение какого-либо множества на подмножества) обычно выбирается с учетом логики изложения дисциплины, т.е. с учетом процесса обучения. Основная цель учебных классификаций, используемых в товароведении, это наиболее удобное, логичное и последовательное изучение вопросов товароведения с минимальной затратой времени. Примером такой классификации может быть изложение тем в учебниках по МФТ.

2. Торговые классификации используются в торговом процессе с целью совершенствования этого процесса. Примером такой классификации для аптечных организаций может быть минимальный ассортимент лекарственных препаратов, наличие которого обязательно для любой аптечной организации.

3. Товарно-стратегические классификации используются при выборе стратегии маркетинга для определенных групп товаров. Целью таких классификаций является достижение максимальной потребительской удовлетворенности и, таким образом, максимально возможного потребления товара. Примером такой классификации является разбивка товаров на группы на основе потребительских предпочтений:

1) товары повседневного спроса. Это товары, которые потребитель покупает часто, без раздумий и с минимальными усилиями на их сравнение между собой. Например, лекарственные препараты для лечения хронических заболеваний, которые потребитель покупает часто.

2) товары предварительного выбора. Это товары, которые потребитель в процессе выбора и покупки внимательно сравнивает между собой по показателям качества, цены, внешнего оформления и т.д. Например, дорогие лекарственные препараты и медицинские изделия.

3) товары особого спроса. Это, как правило, товары с уникальными характеристиками, ради приобретения которых потребитель готов затратить дополнительные усилия. Например, дорогие лекарственные препараты или медицинские изделия, выпускаемые конкретным производителем, который устраивает потребителя

4) товары пассивного спроса. Это товары, о существовании или эффективности которых потребитель не знает или знает, но обычно не задумывается об их покупке. Например, медицинские пиявки, а также самые новые лекарственные препараты и медицинские изделия.

4. Экономико-статистические классификации созданы для облегчения управления хозяйством на всех уровнях: начиная с федерального и заканчивая объектовым (конкретной организацией). Примером использования такой классификации является классификация, применяющаяся в Общероссийском классификаторе продукции (см. далее).

Кодирование медицинских и фармацевтических товаров

Кодирование – это упорядоченное образование условного обозначения (кода) и присвоение его объектам классификации.

Код – это знак или совокупность знаков, принятых для обозначения классификационной группировки (подмножества) или самого объекта классификации (например, конкретного товара).

Назначение кода:

1) код позволяет избегать сложных и разных наименований товаров,

2) код является необходимым условием автоматизации различных товароведческих операций путем применения компьютерной техники,

3) код облегчает проведение маркетинговых исследований.

Код должен быть:

1) кратким, но в то же время достаточным для охвата всей номенклатуры продукции,

2) наглядным,

3) легко расшифровываться.

При кодировании применяются следующие системы:

1) цифровая,

2) буквенно-цифровая,

3) штриховая,

4) магнитная,

5) радиочастотная.

Цифровая система кодирования может быть:

1) порядковая (товарам присваиваются коды в порядке их расположения без классификации),

2) десятичная и сотенная (используется при классификации и предполагает необходимость выделения каждому классу 10 или 100 цифр),

3) серийная (каждой классификационной группе присваивается серия номеров без какого-либо ограничения),

4) комбинированная (при построении кода используются разные системы условных обозначений).

Методы цифровой системы кодирования:

При кодировании товаров используют следующие методы:

1) классификационный,

2) регистрационный.

1. Классификационный метод кодирования – это кодирование, осуществляемое на основе классификации товаров.

Соответственно существуют 2 типа классификационного метода кодирования: а) последовательный – это метод кодирования, в основе которого лежит иерархический метод классификации,

б) параллельный – это метод кодирования, в основе которого лежит фасетный метод классификации.

2. Регистрационный метод кодирования – это кодирование, осуществляемое присвоением порядкового номера, а кодовым обозначением служат натуральные числа. Это наиболее простой метод кодирования, т.к. регистрация объектов осуществляется в порядке разработки и регистрации товаров.

Использование кодирования товаров:

Классификатор – это официальный документ, представляющий систематизированный свод наименований и кодов классификационных группировок и объектов классификации.

Рассмотрим структуру классификаторов на примере Общероссийского классификатора продукции (ОКП). ОКП предназначен для обеспечения достоверности, сопоставимости и автоматизированной обработки информации и продукции в таких сферах деятельности как стандартизация, статистика, экономика и т.д.

ОКП представляет собой систематизированный свод 12-разрядных (т.е. 12-значных) кодов и наименований группировок (подмножеств) продукции, построенных по иерархической системе классификации.

ОКП состоит из 3-х частей:

1) классификационная часть (К-ОКП) – состоит из 6 разрядов (цифр),

2) ассортиментная часть (А-ОКП) – состоит из 4 разрядов (цифр),

3) контрольное число (КЧ) – состоит из 2 разрядов (цифр).

Классификационная часть ОКП содержит 6-значный цифровой код и представляет собой перечень построенных по иерархическому методу классификационных группировок (подмножеств): классов, подклассов, групп, подгрупп, видов.

Ассортиментная часть ОКП содержит закодированный ассортимент продукции определенных типов, марок, параметров, вариантов исполнения, лекарственных форм, комплектации и т.д.В некоторых случаях она соответствует таким классификационным группировкам (подмножествам) как подвид и разновидность.

Контрольное число предназначено для обнаружения ошибок при записи кодов на первичные документы, технические носители информации, при передаче их по техническим каналам связи и вводе в ЭВМ.

Структура кода ОКП приведена в следующем примере:

9 3 1 5 2 2 1 2 6 6 1 0

93 – класс (медикаменты, химико-фармацевтическая продукция и продукция медицинского назначения),

1 – подкласс (препараты химико-фармацевтические с общей структурой и полупродукты для производства медикаментов),

5 – группа (препараты сульфаниламиды),

2 – подгруппа (гетероциклические производные сульфаниламида),

2 – вид (норсульфазол).

На этом классификационная часть ОКП закончилась. Следующие 4 разряда – это ассортиментная часть ОКП:

12 – порядковый номер в группе при регистрации (в данном случае соответствует лекарственной форме с дозировкой и формой выпуска: Таб. 0,25 № 10 в контурной упаковке),

66 – фармакотерапевтическая группа для ЛС (в данном случае: сульфаниламидные препараты) или ассортиментная.

Следующие 2 разряда – это контрольное число:

10 – контрольное число.

Расчет контрольного числа производится по специальному алгоритму:

1) пронумеровать по порядку каждый разряд (цифру) классификационной и ассортиментной частей кода (1,2,3…10),

2) умножить каждый разряд кода на соответствующую по порядку цифру,

3) сложить полученные числа,

4) полученную сумму разделить на число11 ,

5) выделить целое числобез округления , а сотые и десятые части отбросить,

6) от суммы (из действия 3) вычесть результат умножения числа 11 на целое число из действия 5.

Часто объекты классификации имеют два или несколько равноценных признаков, критериев, совместное действие которых определяет разнообразие свойств и отличительных признаков явлений. В этом случае строится комбинативная классификация . Она представляет собой многомерную матрицу. Пример – матрица стилей управления, построенная на сопоставлении в деятельности менеджера признаков его отношения к человеку и производству, оценки преобладания одного признака над другим.

Разновидностями классификации являются декомпозиция и стратификация.

Декомпозиция – это особый вид классификации, не допускающий произвольного критерия и предназначенный для установления взаимосвязанных между собой содержательных элементов некоторой объективной целостности.

Стратификация – это определение слоев (страт) в многослойном явлении, т. е. зависимостей особого вида. В исследовании ситуаций такими стратами могут быть внешняя и внутренняя среда, технические средства и человеческие ресурсы, стратегия и тактика управления и т.д.

Правила успешного использования классификации в исследовании

1. Правило адекватности . Классификация считается соразмерной, когда сумма членов деления равна делимому множеству. Каждый предмет, принадлежащий делимому множеству, должен войти в один из образованных классов. Нарушение этого правила дает неполное деление и, следовательно, искажает представление о предмете исследования.

2. Правило внеположенности (объемной раздельности) членов деления . Полученные в результате деления классы должны быть представлены внеположенными понятиями, т. е. не должно быть ни одного объекта делимого множества, который одновременно принадлежал бы нескольким членам деления. Ошибки возникают вследствие смешения различных оснований, критериев деления в одной классификационной операции.

3. На протяжении определенной классификационной операции нельзя изменять основание деления , его критерий . Подмена критерия в рамках одной и той же классификационной процедуры недопустима, также как и расплывчатость критерия.

4. Основания деления, или критерии, могут быть не только простыми, но и сложными, включающими в себя одновременно несколько параметров исследуемого объекта.

Иногда тот или иной признак существует у многих объектов, но у каждого варьируется в разной степени или формах.

В исследовании управления большое значение имеет метод комбинативной классификации.

При проведении классификации нередко объекты классификации

могут иметь несколько равно существенных признаков, которые могут быть основанием классификации. В этом случае можно совместить две иерархические классификации посредством построения матрицы. Это будет уже комбинаторная классификация.

Такой вид классификации часто используется в исследовании управления, и он может быть весьма полезным, потому что позволяет рассмотреть проблему с разных сторон, в различных ракурсах, найти комплексное решение.

Деление по видоизмененному признаку называется дихотомией. Простейший вариант дихотомии, часто используемой в практикеисследований, – это рассечение надвое: формальное и неформальноеуправление, дифференциация и интеграция управления и пр.

Одним из особых видов деления является классификация. Это планомерное, последовательное деление понятий с распределением видов во взаимообусловленную систему, в рамках которой последние делятся на подвиды, подвиды также разбиваются на члены деления и т. д.

Классификация имеет большое значение и применяется по большей части для целей науки и именно в силу этого существует длительное время. Классификации, часто применяемые в науке, подвергаются изменениям, дополнениям, но, несмотря на это, являются более постоянными, чем простое деление. Целью классификации является систематизация и сохранение знаний. Поэтому она имеет высокую точность, четкость и устойчивость. Члены деления обычно отражаются в различного рода таблицах, схемах и кодексах.

Существуют классификации растений, животных, юридические классификации. Зачастую классификации насчитывают огромное количество элементов. Эти элементы в рамках классификации объединены в единую систему, что делает удобным и оперативным доступ к отдельным ее частям и элементам. Отсутствие классификации привело бы к возникновению хаоса в большом массиве несистематизированной информации.

Нельзя не отметить относительность любой классификации, что связано с неоднозначностью многих предметов, явлений, процессов. Поэтому зачастую нет возможности отнести то или иное явление к одной группе. Из вопроса о неоднозначности явлений вытекает проблема выбора основания классификации. Одно и то же понятие может в зависимости от избранного основания выражать различные предметы, явления или толковаться с той либо иной стороны.

Научная классификация всегда является развивающейся системой. Она изменяется, по мере накопления информации улучшается ее структура. Бывает, что новая, более полная и развитая классификация заменяет предыдущую. Поэтому нельзя допускать ограничение операций над классификациями одним лишь их образованием. Нужно учитывать изменение массива знаний о предмете, динамику общественных отношений, множество иных факторов, так как любая информация, в том числе и закрепляемая в рамках различных классификаций, получается человеком исключительно из окружающего мира. Соответственно этому нужно своевременно вносить необходимые изменения.

В качестве примера неоднозначного явления можно привести семью. Несмотря на то что данный институт и называется социальным, ограничить его рамками только одной-двух областей социальной жизни невозможно.

Классификация может проводиться по видообразующему признаку, а может быть дихотомической. Классификация животных, насчитывающая более полутора миллионов видов, очевидно, основана на применении видообразующего признака. Дихотомическая классификация основана на особенностях дихотомического деления понятий.

Классификация бывает также естественная и вспомогательная. Различие между ними состоит в том, что первая проводится по существенным основаниям, вторая же – по несущественным. Естественная классификация позволяет определять свойства отдельного элемента классификации, зная общие признаки данной классификации или другого элемента. Вспомогательная классификация нужна для того, чтобы можно было быстро и правильно решать возникающие задачи. Для этого необходим оперативный, быстрый доступ к тому или иному элементу классификации. Удобный поиск и выбор нужного предмета зачастую служит основой эффективной деятельности. Именно достижение целей оперативности, быстроты и удобства обусловливает использование несущественных оснований. Такая классификация не дает нам никакого представления о свойствах предмета. Все мы знакомы с такими классификациями. Их много и они широко применяются в жизни человека. Как часто мы берем записную книжку с номерами телефонов, обозначенных отсортированными по алфавиту фамилиями знакомых. Это вспомогательная классификация. Взяв в руки книгу, посвященную тому или иному предмету науки, в первую очередь мы открываем алфавитно-предметный указатель. Это также вспомогательная классификация.

При создании классификаций используются операции над классами. Они позволяют достичь необходимого результата и получить такую классификацию, какая необходима в данный момент. Выделяют операции сложения, вычитания, умножения и отрицания.

Сложение (объединение классов). При использовании данной операции происходит объединение нескольких групп (классов) в одну классификацию, содержащую все элементы тех классов, которые объединяются.

Вычитание из большего класса выделяет отдельные классы. В результате получается класс, из которого убраны элементы выделенного класса.

Умножение (пересечение классов). Существует класс элементов, общих для нескольких классов. Они определяются при помощи операции умножения.

Отрицание (образование, дополнение). При помощи данной операции новый класс предметов выводится из более общего класса и рассматривается отдельно, как новый.