Викторина для старшей группы на тему «Знаем правила безопасности»

Описание материала: Данный материал предназначен для детей старших деятельности.

Цель: Формирование умений безопасного поведения в различных опасных и чрезвычайных ситуациях

Задачи :
1. Дать представление о различных опасных ситуациях
2. Развивать умение быстро и правильно реагировать в опасной ситуации
3. Закрепить правила безопасного поведения
4. Воспитывать привычку безопасного поведения
5. Воспитывать бережное отношение к своей безопасности и безопасности окружающих
Предварительная работа: Чтение и обсуждение произведений: «Красная шапочка», «Волк и семеро козлят», «Кот, петух и лиса», «Гуси-лебеди», «Кошкин дом», беседы об опасных ситуациях, электроприборах, опасных предметах, поведении на улице, на льду и т.д

Ход:

Воспитатель: Ребята, сегодня я предлагаю Вам поучаствовать в викторине. Тема викторины «Знаем правила безопасности». Что такое безопасность
Варианты детей Воспитатель: Правильно безопасность – это состояние, при котором не угрожает опасность, есть защита от опасности. Где можно встретить опасные ситуации?
Дети: Дома, на улице, на дороге, в лесу и т.д.
Воспитатель: Знаете ли Вы правила безопасного поведения?
Дети: Да
Воспитатель: Сейчас мы это проверим!
Дети делятся на команды. Вопросы задаются поочередно каждой команде. При возникновении затруднений, право ответа передается другой команде. За каждый правильный ответ начисляется 1 балл. В конце викторины подсчитываются итоги. Победителям вручается сладкий приз. Примечание: Каждый ответ комментируется воспитателем. Детям дается объяснение почему именно этот ответ правильный.
1. Что нужно сделать, если Вы заболели?
Достать из аптечки лекарство и принять его
Рассказать родителям о появившихся симптомах
Ничего не делать
Ответ: 2
2. В лесу Вы обнаружили целую полянку с разными грибами. Какие грибы вы сорвете?
Все
Только красивые
Спрошу у взрослых, которые разбираются в грибах
Ответ: 3
3. Вы дома одни. В дверь кто-то постучался и попросил впустить. Что вы будете делать
Впущу
Никого не впущу, позвоню родителям
Впущу только если скажут, что это полиция
Ответ: 2
4. Какой номер телефона нужно набрать, если начался пожар
101
102
103
Ответ: 1
5. Какие предметы являются опасными?
Иголка и ножик
Гвоздь и спица
Все эти предметы опасны
Ответ: 3
6. Вы играете на улице в футбол. Мяч вылетел на проезжую часть. Что Вы будете делать?
Посмотрю по сторонам. Если нет автомобилей, возьму мяч и больше никогда не буду играть у проезжей части
Побегу за мячом
Убегу и спрячусь, чтобы водители меня не ругали
Ответ: 1
7. Где безопаснее переходить дорогу?
По проезжей части
По зебре (пешеходному переходу)
По подземному переходу
Ответ: 2 и 3
8. Что делать, если Вы увидели на улице собаку, у которой нет хозяина?
Накормить ее
Пожалеть ее
Ни в коем случае не подходить к ней. Она может быть опасна
Ответ: 3
9. Почему опасно играть под линиями электропередач?
Потому, что вокруг такого провода образуется опасная зона и человеку может грозить опасность, даже если он не коснулся провода. Может ударить током
Потому, что это скучно
Потому, что провода не будут передавать ток
Ответ: 1
10. Если Вам вдруг захотелось пойти летом купаться на речку, что нужно сделать
Смело идти купаться
Идти купаться можно только с родителями или взрослыми, которых Вы хорошо знаете (с разрешения родителей)
Идти купаться можно, но только не одним, а с хорошими друзьями
Ответ: 2
11. Что может предотвратить солнечный удар?
Солнцезащитный крем
Головной убор
Хорошее питание
Ответ: 2
12. Что делать при встрече с пчелой?
Убегать, махать руками и громко кричать «спасите!»
Постараться ее уничтожить
Не трогать ее, не махать руками, спокойно перейти на другое место
Ответ:3
13. Если Вы пошли за грибами вместе с родителями и случайно заблудились в лесу, что будете делать?
Успокоюсь, буду стоять на месте и громко кричать, пока меня не услышат
Буду бежать, куда глаза глядят
Буду продолжать собирать грибы самостоятельно
Ответ: 1
14. Почему опасно ходить по льду?
Потому, что он холодный
Потому, что он может быть тонким, есть вероятность провалиться
Потому, что он скользкий и можно упасть и травмироваться
Ответ: 2 и 3
15. Вы гуляете на улице. К Вам подошла женщина и попросила пойти с ней на соседнюю улицу и помочь ей найти собаку, которую она потеряла, а она за это даст Вам вкусную конфету. Что Вы будете делать?
Пойду и помогу, сделаю доброе дело
Нельзя разговаривать на улице с незнакомыми людьми и тем более идти с ними куда-либо
Пойду, но только не далеко
Ответ: 2
Воспитатель подсчитывает очки и награждает победителей. Воспитатель: Вот и закончилась наша викторина. Ребята, Вы молодцы. Вы знаете все правила безопасного поведения. Я желаю Вам, что бы Вы никогда не попадали в опасные ситуации!

Сценарий и презентация к внеклассному мероприятию

Цель викторины:

  • Закрепить знания детей по правилам пожарной безопасности.
  • Показать роль огня в жизни человека: как положительную, так и отрицательную.
  • Развивать память, сообразительность, находчивость, навыки работы в группе.
  • Воспитывать нравственные качества: мужество, находчивость, самоотверженность.
  • Для проведения викторины создаются команды, используется презентация для демонстрации вопросов и ответов (правильные ответы в презентации появляются после щелчка).

    Викторина состоит из пяти туров: разминка, известно ли вам, ждем ответа, и в сказках бывает…, народная мудрость.

    За правильный ответ во 2, 4 турах по одному призовому баллу, в 3 туре – цена ответа указана, в 5 туре количество призовых баллов равно числу верно составленных пословиц. По окончанию викторины все баллы суммируются, определяется команда победитель.

    Для проведения викторины необходимы ведущий и жюри, которое ведет подсчет правильных ответов участников викторины.

    Разминка проводится в виде коллективного ответа в игре «Подскажи словечко», во втором туре «Известно ли вам» командам необходимо выбрать один правильный ответ из четырех предложенных. В следующем туре командам предлагается узнать в каком произведении описывается событие. Затем командам выдаются листы с вопросами 4 тура, дается некоторое время для подготовки, после чего команды по желанию или не жеребьевке дают устные ответы на вопросы по порядку (правильные ответы, после прослушивания, можно демонстрировать на слайдах). В пятом туре участникам нужно к началу пословицы подыскать ее окончание, для этого командам выдается лист с первой частью пословицы, а вторые части всех пословиц на отдельно вырезанных листах.

    1. Человек познакомился с огнем на начальном этапе своего развития. С тех пор люди и огонь являются неразлучными постоянными спутниками.
    2. Человеку потребовались тысячелетия для того, чтобы научиться добывать огонь и пользоваться им.
    3. Первобытные люди боялись огня, приписывали ему божественную силу, поклонялись огню.
    4. Людям необходим огонь, ибо с его помощью совершается много полезных дел, он, верно, служит людям в быту и на производстве.
    5. Но не редко случается, что огонь может из преданного друга превратиться в беспощадного недруга, уничтожающего в считанные минуты то, что создавалось долгими годами упорного труда.
    6. Пожары приводят не только к огромным материальным потерям, но и главное – человеческим жертвам.
    7. Пожары уничтожают все на своем пути, наносят непоправимый вред окружающей среде.
    8. Ежегодно в России происходят около 240 тысяч пожаров, и среднем гибнет около 20 тысяч человек.

    Ход мероприятия

    Вступительное слово учителя: Огонь - одно из самых больших чудес природы, с которым человек познакомился. Огонь дарил человеку тепло, свет, защищал от диких зверей. Он был великим помощником человека.

    Подарил Прометей
    Красный факел для людей,
    Чтобы жаром всех он грел,
    Чтоб в светильнике горел,
    Мясо жарил и варил,
    Страх на зверя наводил,
    Обжигал горшки, игрушки,
    Правил бронзовые пушки.
    Но, к несчастью, этот дар
    Вызывал не раз пожар.
    Как в костре трещат дрова,
    Загорелись лес, дома.
    И кидалось то огнище
    С адским ревом на жилище.
    Легче не пожар тушить,
    А его предупредить!

    Затем ведущий поясняет правила и проводит викторину.

    1 тур: Разминка (Игра "Подскажи словечко")

    Дым столбом поднялся вдруг.
    Кто не выключил...?

    (утюг)

    Красный отблеск побежал.
    Кто со спичками...?

    (играл)

    Стол и шкаф сгорели разом.
    Кто сушил белье над...?

    (газом)

    Пламя прыгнуло в листву.
    Кто у дома жег...?

    (траву)

    Кто в огонь бросал при этом
    Незнакомые...?

    (предметы)

    Дым увидел - не зевай
    И пожарных...

    (вызывай)

    Помни, каждый гражданин,
    Что их номер...

    (01)

    2 тур: Известно ли вам?

    (правильные ответы подчеркнуты)

    1. Когда люди научились искусственно добывать огонь?
    10 – 5 тыс. лет до н.э.
    1 – 5 тыс. лет до н.э.
    100 – 50 тыс. лет до н.э.
    50 – 20 тыс.лет до н.э.

    2. Как назывался боец, который в далёком прошлом скакал впереди пожарного обоза?
    вестовой
    всадник
    курьер
    скачок

    3. Как назывался начальник пожарной команды в 19 веке?
    фурман
    поручик
    брандмайор
    брандмейстер

    4. Первая пожарная команда в Москве была создана в двадцатых годах XVII столетия. Сколько пожарных было в её составе?
    10
    40
    80
    100

    5. Как называется гибкий трубопровод для перекачки воды к месту пожара?
    варежка
    рукав
    гидрант
    муфта

    3 тур: Ждем ответа

    1. Как называется профессия людей, борющихся с огнем? (1 балл)

      Пожарные

    2. Почему пожарных вызывают по телефону именно «01»? (1 балл)

      «01» самый простой и короткий номер, его легко запомнить. Этот номер легко набрать даже в темноте и на ощупь.

    3. Почему пожарная машина красная? (1 балл)

      Красная, чтобы издалека было видно, что едет пожарный автомобиль, которому необходимо уступить дорогу. Красный цвет – цвет огня.

    4. Как одеваются пожарные? (2 балла)

      Пожарные надевают брезентовый костюм. Он не горит, не намокает. Голову от ударов защищает каска, на руках рукавицы, на ногах сапоги. Для работы в огне и дыму пожарным необходим аппарат для дыхания.

    5. Чем опасны пожары? (1 балл)

      При пожаре могут сгореть вещи, квартира и даже целый дом. Но главное, что при пожаре могут погибнуть люди.

    6. Чем еще опасен пожар, кроме огня? (2 балла)

      Страшнее огня бывает дым. В задымленной комнате легко заблудиться и не найти выход. Трудно дышать.

    7. Чем можно тушить начинающийся пожар? (1 балл)

      Пожар можно тушить огнетушителем, водой, песком, одеялом.

    8. Почему опасно играть в доме со спичками и зажигалками? (1 балл)

      Игры со спичками и зажигалками являются причиной пожара.

    9. От чего бывают пожары? (1 балл)

      Пожары возникают, если не соблюдаются правила пожарной безопасности: оставляются без присмотра включенными телевизор, утюг, газовая плита и т.д.; если играть со спичками, шалить с огнем.

    10. Что ты должен сообщить, вызывая пожарных? (2 балла)

      Необходимо сообщить свой точный адрес, фамилию, имя и что горит.

    11. Что надо делать, если в квартире много дыма? (2 балла)

      Необходимо смочить водой одежду, покрыть голову мокрой салфеткой, дышать через намоченную ткань, продвигаться к выходу ползком.

    12. Что вы станете делать, если увидели, что нижние этажи дома охвачены пламенем? (2 балла)

      Смочить свою одежду и все вокруг себя, ждать помощи. Нельзя пытаться выбежать из дома, если живешь на верхних этажах. Пройдя два-три этажа, можно отравиться продуктами горения.

    13. Чем опасна печь в деревенском доме? (2 балла)

      В деревне или на даче детям в отсутствие взрослых нельзя подходить к печке и открывать печную дверцу. От выскочившего уголька может загореться дом.

    14. Почему без разрешения взрослых нельзя трогать печную заслонку? (2 балла)

      Если печную заслонку закрыть раньше времени, в доме скопится угарный газ и можно задохнуться.

    4 тур: И в сказках бывает…

    Море пламенем горит,
    Выбежал на море кит,
    Эй, пожарные, бегите!
    Помогите, помогите!

    К.Чуковский "Путаница”

    С. Маршак "Кошкин дом”

    Что за дым над головой?
    Что за гром над мостовой?
    Дом пылает за углом.
    Что за мрак стоит кругом?
    Ставит лестницы команда,
    От огня спасает дом.

    С. Михалков "Дядя Стёпа”.

    ”И сейчас же все, кого коснулась волшебная палочка феи, заснули… Заснули даже куропатки и фазаны, которые поджаривались на огне. Заснул вертел, на котором они вертелись. Заснул огонь, который их поджаривал.

    Шарль Перро “Спящая красавица”

    ”Раз как-то вечером сидел солдат в своей каморке; совсем уже стемнело, а у него не было денег даже на свечку. Тут он и вспомнил про ведьмину вещицу. Достал солдат ее из кармана и стал высекать огонь. Только он по кремню, дверь распахнулась, и вбежала собака с глазами, точно чайные блюдца”

    Г.Х. Андерсен, “Огниво”

    “В то же мгновение вся комната наполнилась едким черным дымом, и что-то вроде бесшумного взрыва большой силы подбросило Вольку к потолку, где он и повис, зацепившись штанами за крюк, на который предполагалось повесить бабушкину люстру”

    Лазарь Лагин “Старик Хоттабыч”

    “Огонь под плитой разгорался все сильней, на сковородках что-то шипело и дымилось, по комнате разносился приятный, вкусный запах. Старуха металась то туда, то сюда и то и дело совала в горшок с супом свой длинный нос, чтобы посмотреть, не готово ли кушанье. Наконец в горшке что-то заклокотало и забулькало, из него повалил пар, и на огонь полилась густая пена. Тогда старуха сняла горшок с плиты, отлила из него супу в серебряную миску и поставила миску перед Яковом”

    Вильгельм Гауф, “Карлик Нос”

    “Сам принес воды, сам набрал веток и сосновых шишек, сам развел у входа в пещеру костер, такой шумный, что закачались ветки на высокой сосне. Сам сварил какао на воде:
    - Живо! Садись завтракать.
    Они видели дымок костра у корней старой сосны, но им и в голову не пришло, что в этой пещере скрывались деревянные человечки, да еще зажгли костер”

    А.Н.Толстой “Золотой ключик или Приключения Буратино”

    5 тур: Народная мудрость

    Искру туши до пожара,… - … беду отводи до удара.

    Спички не тронь,… - … в спичках огонь.

    Спички не игрушка,… - … огонь не забава.

    Огонь - не вода, … - … схватит – не выплывешь.

    Спичка – невеличка, … - … а огонь великан.

    Не шути с огнём … - … можно сгореть.

    Дорого при пожаре… - … и ведро воды.

    ВЫВОДЫ

    Правила пожарные без запинки знайте,
    Правила пожарные строго соблюдайте!
    Утром, вечером и днем
    Осторожен будь с огнем!

    Итог игры, подсчет баллов, награждение победителей.
    Во время подсчета баллов можно провести опрос по тому, как ученики понимают значения составленных пословиц.

    ИГРА-ВИКТОРИНА

    «К ОПАСНОСТЯМ ГОТОВЫ!»

    Цели: контроль знаний, умений и навыков по темам «Чрезвычайные ситуации природного и техногенного характера. Правила поведения в чрезвычайных ситуациях»

    Материальное обеспечение: карточки с заданиями, плакаты «Правила поведения при пожаре», «Первичные средства пожаротушения», фотографии чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.

    ХОД ИГРЫ

      Приветствие команд

    Команды представляют на суд жюри и зрителей название своей команды, эмблему, девиз (2-3 минуты).

    2. Разминка.

    Участники по очереди отвечают на вопросы. Команда, которой задают вопрос, должна как можно быстрее дать правильный и полный ответ. Если команда не справляется с заданием, вопрос переходит к соперникам. (Приложение А)

    3. Немного творчества

    Командам необходимо изобразить пантомиму стихийного бедствия, задания выдаются в конвертах. Соперники должны отгадать пантомиму. На подготовку дается 7 минут. (Приложение Б)

    4. Кроссворд

    Каждая команда получает кроссворд. Вопросы кроссворда включают основные понятия, связанные с чрезвычайными ситуациями природного и техногенного характера. (Приложение В)

    5. Действия в ЧС

    Командам необходимо составить алгоритм поведения при чрезвычайной ситуации. Каждая команда получает задание. (Приложение Г)

    6. «Думают все»

    Участникам раздаются карточки, в которых описаны фрагменты действий в случае возникновения чрезвычайной ситуации. Необходимо найти ошибки и предложить правильный вариант действий. (Приложение Д)

    7. «Угадай-ка»

    Командам предлагается отгадать загадки, если команда не справляется с заданием, вопрос переходит к соперникам. (Приложение Е)

    8. Подведение итогов . В викторине участвуют 4 команды. Максимальное количество баллов за конкурс -4.

    ПРИЛОЖЕНИЕ А

    Вопросы командам к конкурсу «разминка»

    Вопросы первой команде:

    1. Что называется чрезвычайной ситуацией? (Обстановка на определенной территории, сложившаяся в результате опасного природного явления, стихийного бедствия, аварии или катастрофы, которые могут повлечь или повлекли за собой человеческие жертвы, ущерб здоровью людей, окружающей среде, значительные материальные потери и нарушение условий жизнедеятельности людей)

    2. Назовите причины аварий на предприятиях. (стихийные бедствия, износ оборудования, теракт, ошибки персонала и т. д.)

    3. В чем измеряется доза радиоактивного облучения? (В рентгенах)

    4.Дайте определение понятия «несовершеннолетний» (признаются лица, которым к времени совершения преступления исполнилось 14, но не исполнилось 18 лет)

    5. Что из подручных вещей можно использовать для защиты органов дыхания при выбросе ядовитых веществ? (шарф, платок, воротник, рукав одежды, варежки)

    Вопросы второй команде:

    1. В каком направлении необходимо выходить из зоны заражения? (перпендикулярно направлению ветра)

    2. Какой ядовитый газ тяжелее воздуха в 2 раза? (хлор)

    3. Ваш автомобиль упал в воду. Ваши действия. (дождаться пока салон наполовину заполнится водой, выбить стекло, глубоко вдохнуть и выплыть на поверхность)

    4. Какие виды пожаров вы знаете? (Лесной, степной, торфяной)

    5. Назовите последствия наводнения. (разрушение зданий, сооружений, смыв плодородной почвы, повреждение коммуникаций, обрыв ЛЭП, инфекционные заболевания)

    Вопросы третьей команде:

    1. Пары, какого вещества являются наиболее токсичными? (пары ртути)

    2. Перечислите преступления, за которые предусматривается ответственность с 14 лет. (убийство, умышленное причинение тяжкого и среднего вреда здоровью, похищение человека, изнасилование, вандализм, угон автотранспорта)

    3. Какие стихийные бедствия может вызвать землетрясение? (цунами, извержение вулкана, сход снежной лавины, обвал и оползни)

    4. Обильные снегопады могут привести к …(сход снежных лавин)

    5. Назовите причины лесных пожаров. (молния, засуха и жара, человек)

    Вопросы четвертой команде:

    1. По какой шкале измеряется интенсивность землетрясения? (10 бальная шкала Рихтера )

    2. Что необходимо взять с собой при эвакуации из опасной зоны? (ценные вещи, документы, аптечку, теплые вещи, запас воды и продуктов)

    3. Назовите способы тушения лесного пожара. (вода, встречный огонь, сбить пламя, закидать землей)

    4. Глава МЧС России. (Пучков Владимир Андреевич)

    5. Как позвать на помощь, если вы оказались под завалом? (стучать по металлическим конструкциям)

    ПРИЛОЖЕНИЕ Б

    Задания командам к конкурсу «Немного творчества»

    1. Землетрясение

    2. Наводнение

    3. Ураган, смерч

    4. Пожар

    ПРИЛОЖЕНИЕ В

    Кроссворд №1

      Животное, помогающее находить и спасать людей во время бедствий (собака)

      Самая распространенная чрезвычайная ситуация на территории России (пожар)

      Часть дороги для пешеходов (тротуар)

      Излучение, наносящее вред здоровью (радиация)

      Наука, изучающая землетрясения (сейсмология)

      Авария на дороге (столкновение)

      Ветер разрушительной силы (ураган)

      Каток на дороге ( гололед)

      Автоглаз (фара)

      Горячая масса при извержении вулкана (лава)

    Кроссворд №2

    По вертикали:

    1. профессия представителя чрезвычайной службы (спасатель)

    2.место возникновения лавин, оползней (горы)

    3.снежная масса, двигающаяся с вершин (лавина)

    4. гидрологическое явление, связанное с повышением уровня воды в водоемах (наводнение)

    5.химический элемент, используемый на водоочистных установках (хлор)

    6. гигантские волны (цунами)

    По горизонтали:

    1.освобождение большого количества энергии за короткий промежуток времени (взрыв)

      подземный городской транспорт (метрополитен)

      атмосферное явление, затрудняющее движение транспорта (туман)

      объект, вырабатывающий электроэнергию, за счет высвобождения атомной энергии (АЭС)

    Кроссворд №3

    По горизонтали:

    1.пешеходный …….(переход)

    2.сход снежной массы с горы (лавина)

    3.следствие аварии с выбросом химических и радиоактивных веществ (загрязнение)

    4.частица горящего или раскаленного вещества (искра)

    5.проезжая часть (дорога)

    По вертикали:

    1.чувство острого, неудержимого страха (паника)

    2.движение земли по склону, под действием силы тяжести (оползень)

    3.атмосферное явление, сопровождающееся громом и молнией (гроза)

    4.обильное выпадение осадков в зимний период времени (снегопад)

    5.лайнер, потерпевший крушение при столкновении с айсбергом (Титаник)

    Кроссворд №4

    По горизонтали:

    1. механизм, препятствующий движению машин на ж/д перекрестке (шлагбаум)

    2. сильный ветер (смерч)

    3. ограждение дороги и тротуара (бордюр)

    4. химический элемент, необходимый для горения (кислород)

    5. осадки в виде замерзшей воды (град)

    По вертикали:

    1. удушающий газ с запахом нашатырного спирта (аммиак)

    2. замерзшая вода на дороге, создающая аварийную ситуацию (гололед)

    3. атмосферное явление, вызывающее пожар в лесу (молния)

    4. единица измерения радиоактивного облучения (рентген)

    5. одна из причин наводнений (дожди)

    ПРИЛОЖЕНИЕ Г

    1. Правила поведения в вечернее время на улице. (Как не стать жертвой преступления в вечернее время суток)

    2. Правила поведения в ситуации с нападением насильника.

    3. Пожар в квартире. (Загорелся телевизор)

    4. Наводнение. (Наводнение застало вас дома на 1 этаже)

    ПРИЛОЖЕНИЕ Д

      При первых толчках следует быстро покинуть здание техникума. Выбежав на улицу, следует сразу отойти от техникума и встать около соседнего здания или забора. Необходимо сохранять спокойствие и выдержку в случае падения опор линий электропередачи.

      Если пожар начался в вашем доме, необходимо смочить одеяло водой, укрыться им и спрятаться под столом или кроватью. Или выбежать на лестничную площадку, вызвать лифт и быстро спуститься вниз.

      В вечернее время суток вы возвращаетесь домой, и решили сократить дорогу через неосвещенные дворы. Увидев в переулке незнакомца, вы прижали к себе сумку и забежали за гараж и стали звать на помощь.

      Наводнение застало вас дома на первом этаже. Нужно быстро собрать необходимые вещи: документы, телевизор, аптечку, косметику, открыть окна и перейти на крышу дома. Развести костер, чтобы привлечь спасателей.

    ПРИЛОЖЕНИЕ Е

    Загадки командам

    Рыжий зверь в печи сидит,

    Рыжий зверь на всех сердит,

    Он от злости ест дрова

    Целый час, а может два.

    Ты рукой его не тронь-

    Искусает всю ладонь. (огонь)

    **************************

    Это тесный, тесный дом:

    Сто сестренок жмутся в нем.

    И любая из сестер

    Может вспыхнуть, как костер. (спички)

    ***************************

    Таять может, да не лед.

    Не фонарь, а свет дает. (свеча)

    ***************************

    Под прозрачным стеклышком-

    Маленькое солнышко. (лампочка)

    ***************************

    Красный бык стоит, дрожит,

    Черный-на небо глядит. (огонь, дым)

    ***************************

    То назад, то вперед ходит-бродит пароход.

    Остановишь-горе: продырявит море. (утюг)

    ***************************

    Я мохнатый, я кудлатый,

    Я зимой над каждой хатой,

    Над пожаром над заводом,

    Над костром и пароходом,

    Но нигде-никак меня

    Не бывает без огня. (дым)

    ***************************

    Спеши, гудит:─ Дорогу дай!

    Моргает глазом синим.

    Примчимся вовремя-беда

    Детей и взрослых минет.

    (пожарная машина)

    ***************************

    Раскаленная стрела

    Дуб свалила у села. (молния)

    ***************************

    Я рвусь повсюду напролом

    И называюсь просто….. (лом)

    ***************************

    Ушки и душка. Под ними-кружка.

    Пустое бренчит, полное молчит. (ведро)

    ***************************

    Всем готова помогать:

    И копать и засыпать…

    Как зовут меня, ребята?

    Догадались вы…. (лопата)

    По основам безопасности и жизнедеятельности

    (5-6 класс)

    • Какое правило безопасности забыла (или не знала) Красная Шапочка?

    (Не разговаривать с незнакомцами)

    • Семеро козлят тоже нарушили одно из важных правил. Какое?

    (Никогда не открывай дверь незнакомым людям)

    • Ты дома один. Раздаётся телефонный звонок, на том конце провода незнакомый голос спрашивает, есть ли дома родители. Наверное, стоит похвастаться своей самостоятельностью: пусть знают, что с ними разговаривает совершенно взрослый человек, верно?

    (Нет, не верно. Незнакомым совершенно не обязательно знать подробности, достаточно сказать, что родители заняты, и спросить, нужно ли что-то им передать. Возможно, что звонящий – вор, пытающийся выяснить, есть ли кто в квартире)

    • На улице к тебе подходит незнакомый взрослый и говорит, что нужна твоя помощь (донести продукты, нажать педаль в автомобиле, заплатить за телефон). Как нужно поступить в таком случае?

    (Посоветовать ему обратиться за помощью к кому-то из взрослых)

    • Самое элементарное средство для остановки кровотечения из небольшой раны?

    (Перекись водорода)

    • Любой ли огонь можно тушить водой?

    (Нет. Если произошло возгорание из-за неисправности электроприбора или проводки, водой тушить категорически нельзя – можно получить удар током)

    • Чтобы воздух в комнате надолго сохранить свежим и чистым, лучше всего не открывать форточки – чтобы он зря не выходил.

    (Нет, конечно. Свежий и чистый воздух в комнате – это результат проветривания, регулярной влажной уборки, «работы» комнатных растений)

    • «Не пей из копытца – козлёночком станешь!» А что можно пить в походных условиях?

    (Воду в походе нужно обязательно кипятить, даже если она взята из родника – если нет достоверных сведений о чистоте этой воды и пригодности её для питья)

    • Вы катаетесь с другом на санках, на улице мороз. Вдруг ты увидел, что кончик носа у друга совсем белый. Само пройдёт или нужна помощь?

    (Это признак обморожения. Побелевшие участки кожи нельзя растирать – можно их повредить, нужно прикрыть нос шарфом или варежкой и идти скорее домой – само не пройдёт!)

    • Велосипедист – полноправный участник движения. Но в отличие от автомобилей, у него нет поворотников, как велосипедист показывает намерение повернуть налево?

    (Он должен выставить в сторону левую руку или правую с согнутым локтем. Уточнение: повернуть налево, не слезая с велосипеда, возможно только на перекрёстке, только если дорога однополосная и если на ней нет трамвайных путей и предварительно нужно пропустить все встречные машины. В противном случае нужно слезть с велосипеда и совершить этот манёвр пешком)

    • Если в школу нужно ехать на автобусе или метро, лучший способ скоротать время – это поиграть в какую-нибудь игру на телефоне. Так?

    (Нет. Лучше в людных местах и общественном транспорте без нужды телефон не доставать – он может оказаться лёгкой добычей для вора)

    • Ты идёшь по улице, и вдруг с противоположной стороны дороги тебя окликает приятель. Что делать?

    (Ни в коем случае не бежать к нему через дорогу! Всё внимание – на проезжую часть. Нужно дойти до перекрёстка или пешеходного перехода и, соблюдая правила, перейти дорогу)

    • Ты ждёшь лифт. К тебе присоединяется незнакомый человек. Твои действия?

    (В лифт с незнакомцами садиться нельзя! Лучше всего пойти пешком)

    • По дороге в школу ты видишь, как человек собрал толпу прохожих и предлагает всем поучаствовать в беспроигрышной лотерее. Попытаешь счастья?

    (Нет! Скорее всего этот человек – мошенник. Самое печальное, что у него могут быть соучастники среди толпы зевак, они будут «подыгрывать» ему, создавая иллюзию честности происходящего)

    • В автобусе под твоим сидением кто-то забыл сумку. Что делать?

    (Сразу же сообщить водителю или кому-то из взрослых. Сумку ни в коем случае не трогать!)

    • На газовой плите кипел чайник и залил конфорку – она потухла, но осталась включённой. Ты это заметил. Можно ли сейчас зажечь газ?

    (Нет, потому что газ воспламенится, а как давно происходит утечка и сколько газа «утекло» – неизвестно. Нужно выключить конфорку, проветрить помещение и только после этого можно включать газ)

    • Что нужно сделать, если увидел в лесу змею?

    (Не трогать её и не дразнить. Спокойно отойти подальше от змеи или дать ей уползти. На ногах должны быть резиновые сапоги)

    • Если в кожу впился клещ, нужно как можно быстрее его оторвать, чтобы избежать заражения – клещи являются переносчиками тяжелейших заболеваний.

    (Да, это так. Только не оторвать, а аккуратно и правильно вытащить, а для этого нужны знания и практика. Самостоятельно этим заниматься нельзя, поэтому единственное, что нужно сделать при укусе клеща – немедленно сообщить об этом взрослым!)

    • На твоём пути железнодорожный переезд. Поезд только что прошёл, но шлагбаум почему-то не открывается. Можно ли пешеходу продолжать движение?

    (Нет. Скорее всего, должен пройти ещё один поезд. Переходить железнодорожный переезд можно только при открытом шлагбауме, это касается не только машин, но и пешеходов)

    • Ты стоишь на автобусной остановке или на пешеходном переходе. Людей рядом с тобой много. Где лучше находиться?

    Сценарий развлекательного мероприятия по основам безопасности жизнедеятельности для учащихся 5-9 классов «Мы к опасностям готовы!».

    Цели: контроль знаний, умений и навыков по темам «Чрезвычайные ситуации природного и техногенного характера. Правила поведения в чрезвычайных ситуациях»

    Материальное обеспечение: карточки с заданиями, плакаты «Правила поведения при пожаре», «Первичные средства пожаротушения», фотографии чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.

    1. Приветствие команд

    На экране проходят документальные кадры войны, стихийных бедствий, аварий, катастроф.

    Люди считают естественным постоянный рост уровня жизни, комфорта и безопасности благодаря своему труду и активной деятельности общества по преобразованию окружающей среды. Наиболее общими критериями прогресса человечества принято считать степень овладения обществом стихийными силами природы и степень освобождения людей от социально-политического неравенства и духовной неразвитости.

    Преобразующая жизнедеятельность, как правило, несет с собой возникновение новых опасностей, причем с увеличением размеров преобразований растут масштабы опасностей. Под жизнедеятельностью следует понимать длительную деятельность одного человека или суммарную деятельность многих людей (общества), если в итоге этой деятельности получается заметное целенаправленное преобразование окружающей среды.

    В последние десятилетия ситуация на планете резко изменилась: опасности от жизнедеятельности человечества внезапно приобрели совершенно небывалый прежде глобальный характер. При этом в опасности находится не только человечество, но и окружающая среда, природа. Наступила новая фаза в развитии цивилизации, в которой первой и главной целью людей должно стать уже не столько удовлетворение непрерывно растущих материальных потребностей, как было всегда до сих пор, сколько всестороннее обеспечение безопасности своей жизнедеятельности.

    Ребята, на фоне всех этих опасных для нашей жизнедеятельности явлений мы должны обладать определенными знаниями в области безопасности жизнедеятельности, которые помогут нам их пережить.

    Итак, переходим от слов к делу.

    Наша игра будет включать несколько раундов. О готовности к ответу капитан команды должен сигнализировать поднятием руки. Время на обсуждение одна минута. За каждый правильный ответ команда зарабатывает один балл. А судить команды будет жюри (_____________________________________________________).

    1. Разминка.

    Наш первый конкурс называется «Разминка».

    Участники по очереди отвечают на вопросы. Команда, которой задают вопрос, должна как можно быстрее дать правильный и полный ответ. Если команда не справляется с заданием, вопрос переходит к соперникам.

    Вопросы командам до «разминки». Ребята, назовите основные виды экстремальных ситуации в природе:

    • Смена климатогеографических условий
    • Резкое изменение природных условий
    • Заболевание или повреждения организма человека, требующие экстренной медицинской помощи.
    • Вынужденное автономное существование

    Вопросы командам задаются по очереди:

    1. Назовите причины аварий на предприятиях. (стихийные бедствия, износ оборудования, теракт, ошибки персонала и т. д.)
    2. В чем измеряется доза радиоактивного облучения? (в рентгенах)
    3. Пары, какого вещества являются наиболее токсичными? (пары ртути)
    4. Какие стихийные бедствия может вызвать землетрясение? (цунами, извержение вулкана, сход снежной лавины, обвал и оползни)
    5. Назовите причины лесных пожаров. (молния, засуха и жара, человек)
    6. Назовите способы тушения лесного пожара. (вода, встречный огонь, сбить пламя, закидать землей)
    7. В каком направлении необходимо выходить из зоны заражения? (перпендикулярно направлению ветра)
    8. Какой ядовитый газ тяжелее воздуха в 2 раза? (хлор)
    9. Какие виды природных пожаров вы знаете? (Лесной, степной, торфяной)
    10. Обильные снегопады могут привести к (сход снежных лавин)
    11. По какой шкале измеряется интенсивность землетрясения? (10 бальная шкала Рихтера )
    12. Глава МЧС России. (Пучков Владимир Андреевич)

    2. Конкурс «собери пословицу»

    В следующем конкурсе вы должны как можно быстрее собрать пословицу из конверта. НЕ ЗНАЯ БРОДУ, НЕ СУЙСЯ В ВОДУ

    1. Конкурс «Отгадай ребус» (Твоя безопасность в твоих руках).

    Ребята, следующий конкурс называется «Отгадай ребус». Перед вами шифровка. Из каждого слова берем только тот слог, который указан в коде, а затем все полученные результаты складываем в слова:

    • творог, ящик 1-1
    • берег, зола, пастух, крайность 1-1-1-2
    • натворил 2
    • руины, закладках 1-3

    А теперь обратите внимание на экран. Перед вами ребусы по теме «Экстремальные ситуации».

    1. Итак, у нас следующий конкурс «Спасателей».

    Случаются такие ситуации, когда человеку срочно надо оказать медицинскую помощь, от этого зависит состояние его здоровья в настоящем и будущем. Мы сможем это сделать? Конечно, окажем первую медицинскую помощь. Рассказываю о переломах, отравлениях, остановке кровотечения и т.д.

    В каждом доме есть аптечка. Иногда нужно оказать помощь, а взрослых рядом нет.

    Из карточек выберите те средства, при помощи которых вы будите оказывать первую помощь.

    1) Какое средство из аптечки вы выберете, если человек упал в обморок?

    2) Каким образом вы остановите сильное кровотечение?

    3) Какое средство из аптечки вы выберете, если порезались? (Рану нужно продезинфицировать, кровь остановить).

    4) Какое средство из аптечки вы выберете, если при падении получили ссадину, а рану нужно обработать?

    5) Какое средство из аптечки вы выберете, если сильно заболел зуб или голова?

    1. АММИАК (раствор нашатырного спирта) 6. РАСТВОР ЙОДА СПИРТОВОЙ 5%
    2. АНАЛЬГИН 7. ЖГУТ
    3. РАСТВОР БРИЛЛИАНТОВОГО ЗЕЛЕНОГО 8. УГОЛЬ АКТИВИРОВАННЫЙ
    4. ВАЛИДОЛ 9. БИНТ
    5. ВАТА 10. ПЕРМАНГАНАТ КАЛИЯ (марганцовка)
    1. Конкурс «Немного творчества»

    Ребята, вам необходимо изобразить пантомиму стихийного бедствия. Капитан каждой команды вытягивает по 2 задания в конверте. Команда соперников должна отгадать пантомиму. На подготовку дается 2 минуты. Задания командам к конкурсу «Немного творчества» (на карточках)

    1. Землетрясение
    2. Наводнение
    3. Ураган, смерч
    4. Пожар

    6. Конкурс «Отгадай кроссворд».

    Итак, каждая команда получает кроссворд. Вопросы кроссворда включают основные понятия, связанные с чрезвычайными ситуациями природного и техногенного характера.

    По вертикали:

    1. профессия представителя чрезвычайной службы (спасатель)
    2. место возникновения лавин, оползней (горы)
    3. снежная масса, двигающаяся с вершин (лавина)
    4. гидрологическое явление, связанное с повышением уровня воды в водоемах (наводнение)
    5. химический элемент, используемый на водоочистных установках (хлор)
    6. гигантские волны (цунами)

    По горизонтали:

    1. освобождение большого количества энергии за короткий промежуток времени (взрыв)
    2. подземный городской транспорт (метрополитен)
    3. атмосферное явление, затрудняющее движение транспорта (туман)
    4. объект, вырабатывающий электроэнергию, за счет высвобождения атомной энергии (АЭС)

    По горизонтали:

    1. пешеходный…….(переход)
    2. сход снежной массы с горы (лавина)
    3. следствие аварии с выбросом химических и радиоактивных веществ (загрязнение)
    4. частица горящего или раскаленного вещества (искра)
    5. проезжая часть (дорога)

    По вертикали:

    1. чувство острого, неудержимого страха (паника)
    2. движение земли по склону, под действием силы тяжести (оползень)
    3. атмосферное явление, сопровождающееся громом и молнией (гроза)
    4. обильное выпадение осадков в зимний период времени (снегопад)
    5. лайнер, потерпевший крушение при столкновении с айсбергом (Титаник)

    7. Конкурс «Литературная викторина»

    Ребята, вы знаете много сказок: авторских и русских народных. Но сейчас вам надо вспомнить сказки, где нарушение ОБЖ привело к печальным последствиям. Объяснить почему. На это задание командам дается 2 минуты, после чего капитаны отвечают. Раздаю карточки.

    1. Конкурс капитанов.

    Вопрос 1 капитану В горных районах после сильных снегопадов возрастает опасность схода снежных лавин. Представим, что человека завалило снегом. Ему необходимо попытаться выбраться из-под снега.

    Вопрос : Каким образом человек может определить где верх, а где низ?

    Ответ : Набрать слюну и дать ей вытечь изо рта.

    Вопрос 2 капитану Известно, что бой – это организованное вооруженное столкновение подразделений и частей воюющих сторон.

    Вопрос: Уважаемый капитан, назовите основной вид боя.

    Ответ: Наступление .

    1. Конкурс «Безопасность на водном транспорте».

    Ребята, перед вам карточки с заданиями. Вам необходимо установить соответствие в действиях по спасению при кораблекрушении.

    Не плыви 1. рукой
    Маши 2. громче
    Кричи 3. за судном
    Ненужные предметы 4. надежды
    Не теряй 5. выбрось
    Береги 6. одежду
    Не сбрасывай 7. силы

    9. Конкурс «Угадай-ка»

    Командам предлагается отгадать загадки, если команда не справляется с заданием, вопрос переходит к соперникам.

    Загадки командам

    1. Подведение итогов. Максимальное количество баллов за конкурс -1.