Гибралтар открылся обладателям многократного шенгена: туристические новости Гибралтара, Великобритания.

  • Туры на майские в Великобританию
  • Горящие туры в Великобританию

Предыдущая фотография 1/ 1 Следующая фотография

Российские туристы, отправляющиеся в путешествие по испанской Андалусии , отныне могут пополнить привычную программу посещением Гибралтара: власти заморской территории Великобритании модифицировали правила пребывания иностранцев, открыв въезд обладателям шенгенских виз.

Каких-либо значимых ограничений нет - нововведение касается каждого обладателя многократного шенгена независимо от страны-участницы, выдавшей документ. Единственное требование - на момент пересечения гибралтарской границы виза должна быть действительна ближайшие три недели. В случае меньшего срока действия путешественник должен покинуть Гибралтар в течение семи дней.

Данная новость имеет действительно существенное значение: раньше для посещения Гибралтара россиянам требовалась специальная виза, оформляемая в британском консульстве. Даже обладатели британских виз сроком до 6 месяцев не могли отправиться на полуостров без соответствующего документа.

Красные почтовые ящики, вездесущие фиш-энд — чипс, очень британские полицейские и аутентичные английские автобусы, прибрежные отельчики, стигмы военного времени, многочисленные пушки и строгое кладбище воинов… Безусловно, туристов притягивает и странный вид высящейся скалы (Гибралтар так и называют «the Rock «). Это одна из последних британских колоний. Интерес к Гибралтару возник благодаря его открытию для массового туризма с побережья Коста — дель — Соль.

6

2


4


7


3


23


Одна из моих подружек в прошлом году посетила это место и долго восхищалась скалой, макаками и шоппингом. Пришлось перед поездкой мониторировать интернет — пространство и выискивать возможности «самостийного посещения». Ведь поездка с группой — это автобус с Малаги до границы, посещение всей ватагой Скалы от силы 1 час и 2 часа свободного времени. Причем, до января текущего года посетить Гибралтар можно было только при наличии британской мультивизы на 12 месяцев. Но группы российских туристов сдавали на границе свои паспорта и проходили с гидами на экскурсию. Цена вопроса 100 — 120 евро. Как это сделали мы?

В интернете я нашла Приказ от января 2014 года, где внятным английским языком было написано, что теперь русские могут посещать эту землю, имея только шенгенскую мультивизу. Вместе с русскими таким правом наделяются китайцы, монголы и индийцы. До последнего не верилось. По-русски думалось — а вдруг закон не вошел в силу? Или вдруг пограничники сделают вид, что не читали? Распечатала на всякий случай и положила в карман. Кому интересно — все есть на сайте www. gibraltarlaws. gov.gi. Уж очень хотелось посмотреть, как Гибралтар подчеркивает свою «английскость»?

8


Стратегическое расположение колонии в месте встречи Европы и Африки, палладиевая архитектура, наглые маготы (варварийские обезьяны) превращают Гибралтар в чудесное местечко, где можно отдохнуть от тапас-баров и белых андалусских деревушек))) Магическая Гора, кстати, принадлежит Британии гораздо дольше, чем США стали Америкой.

16


Итак, рассматривая на побережье туристические предложения, я увидела большую разницу: для русских автобус 100 — 120 евро без гида, 2 часа свободного времени, для иностранцев — 50-60 евро и 5 часов свободного времени. Мы купили билет на автобус до Ла — Линеа за 13 евро и через 3 часа красивого маршрута по побережью Коста — дель — Соль были уже в четырехсотметровой близости к вожделенной британской земле… На часах было 10 утра и впереди у нас «маячил» целый день! Вот оно, туристическое счастье. Но нужно было как-то проходить границу.


От автостанции Ла — Линеа до границы идти меньше пяти минут. Испанские пограничники даже не посмотрели в нашу сторону. Я внимательно наблюдала, как почти все люди, пересекающие границу показывают британцам пластиковые карточки. Это, видимо, гастарбайтеры.

Увидев русских туристок, сонливый пограничник встрепенулся и стал задавать вопросы про наши цели на их территории. Затем вежливо попросил заполнить анкету, где я указала все, вплоть до профессии и домашнего телефона. А люди шли мимо нас нескончаемым потоком… После анкеты у нас забрали паспорта, через 5 минут спросив на сколько дней мы хотим там остаться. Я спросила — а на сколько можно? Оказывается до 21 дня. Но назавтра нас ждала Ронда, оставаться здесь нам было нельзя, и в нашем паспорте появился свеженький гибралтарский штамп сроком всего на 1 сутки. Вот так. Процедура прохождения границы без британской визы заняла «от силы» 15 минут.

Мы вприпрыжку выкатились на английские просторы, по пути заглянув в информационный центр, где нас пригласили на микроавтобусе посетить скалу с 4 остановками, выдали подробную карту этой «обувной ложки», какой кажется на карте Гибралтар. Но хотелось свободы, и мы почти 5 минут шли сквозь строй каких-то «зазывал» на групповые экскурсии, благодаря налево и направо за их заботу о нас.

Итак, как правильно добраться с побережья, например, из Малаги. Можно использовать обычный рейсовый автобус (13 евро), идущий до Ла — Линеа или Альхесираса. Живописно. Дешево. Красиво. С остановками в Фуэнхироле, Марбелье, Эстепоне. Время в пути 2.5 — 3 часа. Ввиду наличия множества потрясающих пейзажей, дорога не кажется утомительной.

РАСПИСАНИЕ АВТОБУСОВ ДО ГИБРАЛТАРА (ЛА ЛИНЕЯ)
Информация на 01/05/2014

Малага — Ла Линея-де ля Консепцион
Отправление — Прибытие
07:00 10:00
11:00 13:00
11:30 14:15
14:00 17:00
16:30 19:25

Ла Линея-де ла Консепцион — Малага
Отправление — Прибытие
08:50 11:45
10:30 13:30
16:30 19:20
19:00 21:45
Стоимость билета в один конец: 13.17 Евро

Кто не любит автобус — можно поехать на поезде. Но из Ронды. Есть самый красивый железнодорожный маршрут на побережье — Ронда — Альхесирас (билет стоит 10.2 евро). Кто ездил, тот в восторге. Поездка длится 1 час 45 минут. В течение дня поезд идет трижды в каждом направлении. Из Альхесираса можно поехать в Гибралтар на автобусе (каждые 30 минут, идет тоже полчаса). Есть водный транспорт, можно заодно посмотреть прекрасную бухту, иногда здесь плещутся семьи дельфинов)))

О деньгах.

Валюта Гибралтара — гибралтарский фунт и британский фунт стерлингов, они равноправны. Принимают к оплате и евро, но это дорого. Я в математике не очень, но помню соотношение к евро 1: 1.2. На главной Казематной площади — несколько банков, мне в инфоцентре посоветовали Scala — сидит там араб и выдает гибралтарские фунты. На 300 евро я получила 235 их «тугриков». Помимо этого, чел очень дружелюбно откликнулся на мою просьбу подобрать мне 2 набора всех их монет по возрастающей, но обязательно новых, поскольку мой хазбенд — нумизмат.

На Гибралтаре нет НДС, что делает поход по местным магазинам приятным и выгодным. В стране очень низкие акцизные сборы, и из-за этого алкогольные напитки и сигареты здесь в несколько раз дешевле, чем в любой европейской стране. Например, на Гибралтаре можно купить литровую бутылку пятнадцатилетнего виски за 8 -20 фунтов, а цена блока сигарет составляет от 10 до 25 фунтов.

Основные магазины находятся на Главной улице — Main Street. Тут есть множество ювелирных магазинов, парфюмерных лавок, магазинов одежды и электроники, а также винных лавок. Дорогие бутики также располагаются в Морской деревне — Ocean Village.

4


Любители английских продуктов могут посетить единственный на Гибралтаре английский супермаркет Morrisson, который расположен в юго-западной части города. Все продукты завозятся из Англии, включая овощи и фрукты.

Также есть три магазина испанской сети Coviran, где приобладает испанский ассотримент, а продавцы иногда говорят только по-испански. Одним словом, кому что нравится.

О транспорте внутри города.

Передвигаться по Гибралтару на машине — крайне неудобно, есть неплохие шансы серьезно поцарапать машину на узких улицах города. Если добавить проблему с парковкой, езду по крутым горкам и ежедневную пробку на въезде-выезде (до 2-3х часов), то наиболее приятным вариантом осмотра страны будет пешая прогулка или экскурсия на местном такси.

Также можно воспользоваться городским автобусом . На Гибралтаре — 7 автобусных маршрутов. Около Казематной площади — автобусные остановки.

6


4


Отсюда до Европа-пойнт, мечети и маяка можно добраться на автобусе № 2, до Каталанской бухты и отеля «Caleta» — маршрут № 4, до испанской границы — маршрут № 5. Автобусы ходят каждые 10-30 минут (в зависимости от времени и дня недели), а стоимость проезда в одну сторону — 1.3 фунта, но мы купили сразу «билет дня» за 2.25 фунта (хоть он там особо и не нужен).

Второй вид удобного передвижения — фуникулер. За 10.5 фунтов — можно подняться на скалу, посетить логово обезъян, пещеры святого Михаила, туннели Большой осады, мавританский замок и музеи Гибралтара. Кроме того, выдают дополнительный билет, где указан персональный пароль для использования на скале Wi — Fi в течение 3 часов. Удобно. Можно, например, включить аудиоэкскурсию и т. д., смотря кто-что подготовил к путешествию.

11


Как мы «построили» наш день: осмотр исторического центра — Казематная площадь — знакомство с банками и кафешками — автобусом № 2 до Европа Пойнт — пейзажи Марокко, мечеть и маяк — обратно до Трафальгарского кладбища — храмы — фуникулер и поездка на Скалу — обед — шоппинг и, по ходу, что интересного попадется. В 7 вечера мы уезжали.

Через 100 метров от КПП мы попали в пешеходную «пробку». Обычное дело — приземлялся самолет.

4


Первое, что вы увидите на территории города — это взлетно — посадочная полоса аэропорта. Эта полоса не только на несколько сотен метров уходит насыпью в море, но и пересекается с действующей автомобильной дорогой.

1 из 4

В ноябре 2011 года в аэропорту Гибралтара открылся новый терминал. Что летает? Easyjet — ежедневные рейсы из лондонского Гатвика и обратно + 3 рейса в неделю из Ливерпуля. Monarch Airlines — ежедневно из лондонского Льютона и Манчестера и обратно. British Airways — ежедневно из лондонского Хитроу.

О водном транспорте.

Из Гибралтара по пятницам в 18 часов курсирует паром в Марокко (Танжер), около 50 фунтов в одну сторону, чуть больше часа в пути. Обратно идут по воскресениям в 17 — 30.

Кто запланирует водное путешествие, удобнее съездить в Африку из Альхесираса. Летом каждый час отправляются паромы в Танжер (1 час 10 минут) и минимум 10 в испанский анклав Сеута (1 час 30 минут). Сеута — городок чуть больше Гибралтара, где ведется оживленная торговля беспошлинными товарами, отсюда легко проехать в Марокко. Стоимость билета около 25 евро. В Альхесирасе вновь начинается и ЖД — линия в сторону Ронды, Кордовы и Мадрида и Парижа.

ИТАК, первое, что мне хотелось увидеть на Гибралтаре — это Европа Пойнт.

12


3


Это самая южная точка Гибралтара, с которой открывается потрясающий вид на Гибралтарский пролив, Средиземное море и африканский берег. В ясную погоду хорошо просматриваются горы Марокко и испанский город — Сеуту, о котором я писала выше. С погодой нам везло и видимость Африки радовала глаз…

15


6


Гибралтарский маяк — единственный маяк, находящийся под управлением Тринити Хаус — маячно-лоцманской корпорации за пределами Великобритании. Он был сооружен в 1841 году и возвышается на 49 метров над уровнем моря. Его свет виден на расстоянии до 37 км.

1 из 7

Налюбовавшись на морские просторы и марокканские Атласские горы, мы оглянулись вокруг, что же тут есть интересненького… Ну, например,

1) Якорная стоянка Нельсона — 100 — тонная пушка — это внушительное викторианское супер-орудие было водружено на Скале в конце 19-го столетия. Вторая подобная пушка сохранилась только на Мальте.

4


2) Храм Богородицы Европейской и музей — расположен на южной оконечности Скалы и первоначально был мечетью, которую в 1462 году преобразовали в христианскую церковь. Там же расположен музей, отражающий всю историю святыни.

6


1


3) Мечеть Ибрагима — аль — Ибрагима — построенная в 1997 году, эта величественная мечеть является даром Гибралтару короля Саудовской Аравии Фахада Абдул Азиза.

13


4) немного о птицах…

2


Гибралтарский пролив — один из ключевых маршрутов для перелетных птиц между Европой и Африкой. Парящие в вышине хищники, черно-белын аисты и грифы при перелетах используют восходящие воздушные потоки. Попасть в Европу таким образом птицы могут только в двух точках, где море достаточно узкое. Первое — это Босфор между Черныи и Мраморным морями. Второе — здесь, в Гибралтаре. Количество аистов, говорят, достигает 5000 особей в стае. Миграции на север начинаются с середины февраля по начало июня, на юг — с июля до начала ноября. При западном ветре птицы летят здесь, а вот при штиле и при восточном ветре птахи предпочитают Тарифу. Такие вот тонкости…

5) на самом берегу мы увидели памятную стеллу с именем генерала Владислава Сикорского. Откуда и почему я не знала, помнила, что это имя упоминалось в СМИ после авиакатастрофы польских высокопоставленных лиц под Смоленском.

7


3


http://www.kontinent.org/article_rus_4d754baeaaed1. html Очень интересная статья про генерала Сикорского, про историю отношений Польши и СССР во время войны. И о Катыни. Сикорский погиб в авиакатастрофе у Гибралтара при невыясненных обстоятельствах, здесь его чтят и помнят…

Итак, после Европы Пойнт мы отправились опять в центр города, чтобы, наконец, подняться на Скалу. На пути все время встречались плакаты с разными запретами в отношении обезъян.

1 из 3

Ведь многие туристы едут на скалу исключительно пообщаться с «братьями» . А как не угостить, мы же к ним в гости…

Об обезъянах.

Одна из самых знаменитых туристических достопримечательностей Гибралтара — варварийская обезьяна, или бесхвостая макака, магот. Гибралтар — единственное место в Европе, где эти знаменитые мартышки живут в естественных условиях. По одной из легенд, обезьяны пришли на Гибралтар по подземному туннелю, соединяющего Европу и Африку. И по этой же легенде — Гибралтар будет оставаться английским, пока на горе жива хотя бы одна обезъяна. По другой легенде макаки были сюда завезены из Северной Америки в 18 веке. Во время второй мировой войны Уинстон Черчиль поручил командованию английской армии заботиться об обезьянах (их на тот момент осталось всего 7 особей). В июле 1992 года макак сняли с военного довольствия и передали на одержание городским властям.

15


9


11


4


8


4


13


Сейчас на Гибралтаре живет около 240 макак, которые, кстати, составляют около одного процента населения страны! При рождении каждому бесхвостому существу дается имя, вживляется чип и делается татуировка. Фотографии наиболее выдающихся членов обезьяньего племени вывешены на своеобразной доске почета, находящейся на верхней станции фуникулера.

Обезьяны неплохо уживаются с многочисленными туристами, позволяют себя фотографировать в разных ракурсах, в том числе непосредственно на самих туристах. Но расслабляться не надо. Макаки — хозяева горы и, если увидят у вас в руках что-то съестное, то своего не упустят. «Было ваше, стало наше».

17


Так случилось и с моей подруженцией Анюткой. Ведь знала же, что нельзя шуршать цветными пакетами и открывать сумки. Выйдя из кабины фуникулера, мы сразу же увидели несколько особей, которые по-хозяйски рассматривали «новобранцев». Я отвлеклась на минуточку, а Анька сняла свой рюкзак и зачем-то открыла его… Сверху в рюкзаке у неё был пакет, сохранившийся с швейцарских времен, красный, яркий, с едой. Все так, как любят макаки. В долю секунды с неба в рюкзак свалилось нечто, взявшее в зубы-руки пакет и взмыло опять вверх)))

1


1 из 7

Ладно 4 тысячи фунтов штраф (для советского пенсионера — ерунда), а если бы макака схватила пакетик поменьше, и не такой яркий, с паспортами, деньгами и банковскими картами… Натерпелись, вобщем)))

Если есть свободное время можно бесконечно долго находиться в этом обезъяньем доме, вот уж где удается вдоволь посмеяться. Мы так увлеклись, что не захотели идти в пещеры, в тоннели. Оставили войну и всю историю тем, кто не любит флору и фауну.

1 из 7

1 из 12

Когда мы уже собрались спускаться со скалы и бросали прощальные взгляды на «прародителей», случайно заметили в густых зарослях старую обезъяну, державшую у груди недавно родившегося «макакёнка».

Хлеб
Хлеб является важной составляющей гибралтарской кухни. В стране особо популярны такие сорта, как Калентита (Calentita), Болли ди хорнассо (Bollo de hornasso), Панисса (Panissa) и Пан дульче (Pan dulce).

Калентита — местное блюдо, похожее на хлеб. Выпекается из гороховой муки с использованием воды, оливкового масла, соли и перца. Слово «калентита» (calentita) происходит от испанского «caliente», означающего что-то масляное, горячее или теплое. Впервые это блюдо стало так называться предположительно в начале ХХ века, когда уличные торговцы громко выкрикивали «Калентита!», сообщая людям о своем товаре — «прямо из печки». Старое поколение гибралтарцев еще помнят последнего уличного продавца калентиты Палома. Калентита считается национальным блюдом Гибралтара.

Панисса — мучное блюдо, похожее на калентиту. Происхождение блюда — Италия, где оно имеет точно такое же название. В отличии от калентиты, ингридиенты паниссы сначала пождариваются на сковороде до образования воздушного теста, которое затем опадает. После этого тесто нарезают тонкими полосками и жарят в оливковом масле.

Болли ди хорнассо — сухой и сладкий хлеб, приготавливаемый из муки, сахара, яиц, масла или маргарина и анисовых семечек. Так же как и в Испании, этот хлеб едят на Пасху, но на Гибралтаре он также популярен и на Рождество. Гибралтарский хорнассо отличается от испанского варианта отсутсвием украшений из крутых яиц. Обычно хлеб покрывается яичной глазурью.

Пан Дульче — сладкий хлеб с фруктами и орехами, который едят на Рождество. Схож с куличем. Само название Пан дульче (pan dulce) переводится с испанского как «сладкий хлеб», но само блюдо пошло из Италии, где оно называется «панеттоне» (panettone).

Мясные блюда:

Ролитос (Rolitos) — тонкие кусочки мяса оборачиваются вокруг сухариков, перемешанных с беконом, яйцами, оливками, овощами и специями. Затем полученные роллы можно запечь, зажарить в масле или сварить в вине. Ролитос имеют мальтийские корни. В Англии этот продукт известен как «говяжьи оливки», хотя многие семьи готовят его со свининой или курицей. Само слово «ролито» произошло от испанского «rollo», что означает ролл, так как мясо скручивается в трубочку вокруг других ингридиентов.

После обеда нам захотелось просто побродить по городу. Первоначально в руках у нас был план, который публикуется на туристическом гибралтарском сайте, как VIP — пешеходная экскурсия (2-3 часа, русский гид, от 100 евро с туриста), я его решила запостить, вдруг кто «по-правильному» захочет походить:

  • Казематная площадь. Главная площадь Гибралтара, на которой в прошлом проходили парады и публичные казни. Сейчас это одно из центральных мест культурной и деловой жизни города (мы там попили английского чайку за 2 фунта)
  • Главная улица — Main Street. Пешеходная улица со множеством магазинов, баров и ресторанов.
  • Индуистский храм. Единственный на Гибралтаре и на всем побережье до Малаги храм местной индуистской общины.
  • Парламент и муниципалитет (без захода). Основные правительственные здания, расположенные в центре города.
  • Собор Марии Венценосной. Главный католический храм Гибралтара, на месте которого когда-то стояла мечеть.
  • Англиканская церковь Святой Троицы.
  • Музей Гибралтара. Рассказывает о жизни на Скале со времен первобытного человека; здесь же можно посмотреть хорошо сохранившиеся маврские бани.
  • Суд Гибралтара (без захода). Здесь в 1969 году женились Джон Леннон и Йоко Оно.
  • Королевская часовня. Гарнизонная церковь, где покоятся останки губернаторов и прославленных английских полководцев.
  • Резиденция губернатора (без захода). Бывший монастырь францисканцев, сейчас — официальная резиденция губернатора.
  • Трафальгарское кладбище. Тут похоронены английские солдаты, умершие от ран во время Трафальгарской битвы.


Но к вечеру настолько прониклись атмосферой Гибралтара, что захотелось почитать побольше и об истории, и о личностях))) До сих пор я роюсь в интернете, выискивая интересные факты, вот, например о Нельсоне: Во время Трафальгарской битвы в 1805 году Лорд Нельсон был смертельно ранен. Он смог дожить до конца сражения и убедиться в победе английского флота. Тело прославленного адмирала надо было доставить в Англию для торжественных похорон. Чтобы сохранить тело на время длительного морского перехода, оно было помещено в бочку с ромом. Узнавшие об этом моряки по ночам тайно отпивали ром из бочки, так как верили, что вместе с кровью Нельсона к ним перейдет его мужество и отвага. Сейчас на Гибралтаре можно купить ром «Кровь Нельсона».

Не буду утомлять историческими фактами, их полно в интернете, но завершу рассказ планами на будущее. Гибралтар планируют расширять. Настолько, сколько сейчас площадь занимаемого города. Проводятся геологические исследования для отсасывания песка с морского дна.


Гибралтар - небольшая страна на юге Пиренейского полуострова, заморская территория Великобритании. Россияне, желающие отдохнуть в этом Британском владении должны позаботиться об оформлении визы. Как и на метрополию, на Гибралтар полностью не распространяется юрисдикция Шенгенского соглашения. Но, в отличии от Великобритании, попасть в 2020 году на эту территорию можно имея любую шенгенскую мультивизу; либо получив национальную визу , которая выдается визовых центрах, расположенных в крупных городах России.

Итак, виза в Гибралтар не понадобится обладателям:

  • Вида на жительство в Великобритании;
  • Многократной ;
  • Многократной (например, ).

Остальные россияне должны получить визу в Гибралтар, обратившись в ближайший офис визового центра Великобритании.

Посещение Гибралтара без британской визы

В рамках однодневного тура можно посетить Гибралтар, отправившись на автобусе из Испании. Единственное условие - путешествие должна организовать испанская туркомпания, а иностранец иметь многократную визу Испании.

Въездной документ также не понадобится россиянам, прибывающим в Гибралтар на круизном лайнере, но нужна обычная шенгенская виза.

Сроки проживания

Получение национальной визы в визовом центре

Документы подаются только в визовые центры (ВЦ) Великобритании. Генконсульства заявки на визы в заморские территории не рассматривают. Прием ведется по предварительной записи, которая осуществляется на сайте ВЦ (www.tpcontact.co.uk). В назначенное время нужно посетить офис центра, передать документы и сдать биомертию.

Необходимые документы:

  • Загранпаспорт с «запасом» 3 месяца и его копия;
  • Российский паспорт и его копия;
  • Анкета, заполненная на официальном сайте Миграционной службы (www.visa4uk.fco.gov.uk). После внесения всей информации анкету нужно распечатать и подписать;
  • Две фотографии размером 3,5х4,5 см;
  • Авиабилеты в обе стороны;
  • Страховой полис с покрытием 30000 евро;
  • Пригласительное письмо от частного лица (друзья, родственники) или организации (компании-партнера, работодателя). Должно содержать сроки поездки, название отеля или адрес проживания, паспортные данные заявителя;
  • Аннулированный заграничный паспорт с визами Великобритании, Соединенных Штатов или стран Шенгенской зоны;
  • Документация, подтверждающая кредитоспособность заявителя (банковские выписки, налоговые декларации, квитанции о получении заработной платы);
  1. для транзита - прикладываются билеты и визы в третьи государства;
  2. для трудоустроенных граждан - справка от работодателя с реквизитами организации, указанием занимаемой должности, размера зарплаты;
  3. для пенсионеров - копия пенсионного удостоверения и финансовые гарантии;
  4. для студентов - справка из образовательного учреждения и финансовые гарантии;
  5. для детей - свидетельство о рождении, с 14 лет - загранпаспорт, согласие на выезд из РФ от оставшегося родителя или от обоих, если ребенка сопровождает третье лицо, финансовые гарантии.

Для пенсионеров, учащихся и несовершеннолетних в качестве финансовых гарантий предоставляется спонсорское письмо от близкого родственника. Дополнительно прикладывается копия паспорта спонсора, подтверждение его кредитоспособности и справка с работы.

Все справки, документы, письма, передаваемые в посольство, переводятся на английский язык. Каждый оригинал документа сопровождается копией. Документация передается лично заявителем.

Порядок получения визы

Сроки выдачи и стоимость визы

На оформление визы уходит около 3 недель . Это связано с тем, что сначала заявку рассматривают в британской дипмиссии, затем согласуют выдачу визы с гибралтарскими властями.

За оформление въездного документа придется заплатить порядка 180 долларов . Сюда входит и консульский сбор, и расходы на пересылку документации. Оплата производится при подаче документов или на сайте визового центра.

Таможенные правила

Обычно я пишу о своих поездках по порядку. Но для Гибралтара сделаю исключение - в противном случае, очередь до него дойдет не скоро. До недавнего времени, гражданам России для посещения Гибралтара нужно было либо делать особую гибралтарскую визу, либо иметь двухлетнюю британскую. Лишь в начале этого года, Гибралтар упростил визовый режим: теперь достаточно британской полугодовой, или любой шенгенской мультивизы (см. ). Я просмотрел много рассказов о поездках в Гибралтар, но не нашел ни одного, в котором упоминалось бы легальное попадание туда гражданина России (хотя, такие, наверняка, есть). Законопослушные россияне ограничивались осмотром Гибралтара из Испании ().

В любом случае, мой рассказ будет одним из первых. В Гибралтар мы ездили вдвоем, на арендованной в Испании машине.

На фото - большая часть Гибралтара.

Гибралтар - крохотное государство на юге Испании, заморская территория Великобритании. Имеет свое правительство, валюту и все остальное, что положено государству. Занимает 6,5 квадратных километров (при этом, большая часть этой территории - скала-заповедник), на которых проживает около 30000 человек.

Гибралтар - полуостров. С материком соединен единственной дорогой, пересекающей вдающуюся в море в обе стороны взлетно-посадочную полосу аэропорта. На время взлета и посадки самолетов, движение по дороге перекрывается. Проскользнуть через границу морем, также вряд ли удастся: традиционно, на Гибралтаре сильный военно-морской флот, также там расположена военная база НАТО.

Ранее, россияне попадали туда, в основном, нелегально. Большинство работающих там - испанские гастарбайтеры, поток через узкую границу большой. Въезд в Гибралтар гражданам Евросоюза свободный. Многие проходят через границу без проверки документов. Когда границу пересекали мы, на въезд документы проверяли у всех, на выезд - у одного из пары десятков. У нас не проверили.

Для въезда в Гибралтар на машине с испанскими номерами, не нужны никакие разрешения, справки или пошлины. Я специально это уточнил. Также не требуется предъявлять документы на машину.

Гибралтар с Испанской стороны.

У моей спутницы была лишь испанская мультивиза, а у меня еще и полугодовая британская. С шенгенской надо заполнять анкету, с британской - нет. Штампы в паспорт разные: к шенгену - штамп-виза (стандартное время действия - 21 день), к британской визе - просто штамп о пересечении границы. Поскольку брони в отелях в Гибралтаре у нас не было, ручкой записали разрешенное время пребывания в стране 1 день.

Почти все отчеты о посещении Гибралтара упоминают о трудностях с парковкой. Большинство рекомендует оставить машину в Испании, и ехать в Гибралтар на автобусе. По зрелому размышлению, мы решили так не делать, и были правы.

На набережной в Испании при подъезде к границе места для парковки много, но она платная. Цены не узнавал. Перед самой границей - огромная парковка, но мест на ней было 0, въезд закрыт. При том, что въезжали мы около 9 утра. На фото ниже эта парковка слева.

В самом Гибралтаре машину у дороги поставить невозможно. Но есть парковки! Самая доступная - у универсама Morrison"s. Он справа после въезда, километра полтора от границы.

Места много, парковка бесплатно. Билетиков при въезде нет, камер я не видел. Висят строгие объявления, что парковка только для клиентов магазина и не более, чем на 3 часа. Я видел отчеты, авторы которых оставляли там машину на весь день. Но тут есть риск, конечно. Вдруг парковку регулярно обходит служитель, фиксируя время простоя?.. Мы остановились там, чтобы посетить магазин, а затем уехали.

Магазин большой, хороший. Ассортимент немного отличается от испанского. Есть банкоматы с местными деньгами.

Рядом есть Макдональдс, где мы перекусили. Цены выше испанских, но и качество, вроде, тоже.

Кстати, пару слов о деньгах. Валюта Гибралтара - гибралтарский фунт. Он равен британскому по курсу, форме и размеру. В обращении есть и местные, и британские фунты. По моим наблюдениям - 50 на 50. Внимание: британские фунты ходят на Гибралтаре, но гибралтарские не ходят в Британии! Хотя, наверное, попробовать подсунуть можно, особенно монетки. Почти везде у вас с удовольствием возьмут евро (по грабительскому курсу). Почти везде можно платить карточкой, но во многих местах лишь при покупке от 5 фунтов, это выгоднее, чем в евро.

У меня по деньгам расход вышел такой: в Morrison"s, McDonalds и за вход в нацпарк я платил картой (конвертация в фунты из рублей по ЦБ). За сувениры отдал 10 британских фунтов (были в заначке). Монетки на сувениры наменял в магазине на евро по курсу.

С монетками я так и не разобрался: их очень много разных! В сети можно встретить много подборок (вот, например, Википедия), но все они не полные. Картинки на монетах часто меняются, а еще, бывает, тасуются. то есть, одни и те же реверсы в разные года на монетах разного номинала. Я удовлетворился тем, что собрал комплект из монет от 1 пенса до 1 фунта. По утверждению продавцов в разных точках, монета в 2 фунта в обращении не встречается. За более глубокими нумизматическими изысканиями, меня отправляли на местную почту , но я туда так и не дошел.

Продолжим по парковке.

Самое интересное в Гибралтаре - The Rock, парк-музей-заповедник, занимающий большую часть острова. Туда можно заехать на машине, но я бы не рекомендовал: дороги узкие, парковаться практически негде. В гору идти может быть тяжело, поэтому, самое разумное - подняться вверх по канатной дороге, а потом спускаться вниз, обходя все интересное. В среднем, это занимает около 4 часов. Вот у станции канатной дороги есть большая и бесплатная парковка.

Парковка хотя и большая, но место на ней мы нашли с трудом. Возможно, если бы мы приехали чуть раньше, проблем бы не возникло.

Если же вы не сможете найти там места, вам следует отправиться на самый юг страны. Там, у Europa Point (официально, самой южной точки Европы) парковочных мест в избытке. Правда, до канатки придется возвращаться километра 3, но на такое расстояние вполне можно прогуляться. А можно и на автобусе поехать.

Обозревая Гибралтар со скалы, я видел еще несколько небольших парковок, в том числе, и многоярусных. Но перечисленных вполне должно хватить (если, конечно, поток туристов в Гибралтар резко не увеличится).

Ну а теперь - о Скале.

Вся история Гибралтара разворачивалась вокруг этой скалы (the Rock). Гибралтар имеет важное стратегическое положение, находясь между Европой и Африкой. Скала - природная крепость, значительно усиленная и обустроенная британцами за время владения. Британским Гибралтар является с начала 18 века (дольше, чем США имеет независимость). Все это время, скала то и дело становилась местом конфликта. Последний завершился лишь в 1975 году, со смертью испанского диктатора Франко. При его правлении, Гибралтар находился в изоляции от Испании, была закрыта дорога, обрезаны телефонные линии, а гражданам Испании было запрещено работать в Гибралтаре. Только военная мощь скалы удерживала испанцев от интервенции.

Пушки Гибралтара простреливали пролив до Африки, контролируя проход всех судов в Средиземное море.

Вид на Африку с юга Гибралтара.

Сейчас большинство военных укреплений скалы заброшено, или превращено в музеи. Но скала - не только исторический музей, но и заповедник. Там живут единственные в Европе дикие обезьяны - маготы, или магрибские макаки. Там же останавливается множество видов мигрирующих птиц, на пути между Европой и Африкой.

Вход на скалу пешком стоит 50 пенсов. Въезд на машине - 2 фунта. За музеи - отдельная плата. Фуникулер стоит 10 фунтов. Комплексный билет, в который входит 1 поездка на фуникулере и посещение всех музеев (кроме двух, о них позже), стоит 19 фунтов. Билет покупается на нижней станции канатки, можно платить карточкой. Продавщица была столь любезна, что наменяла мне гибралтарских монет по официальному курсу на евро из своего кошелька. Старые кабинки отправляются часто.

По дороге можно обозреть почти весь Гибралтар, но сверху вид еще лучше.

Наверху станция, кафе и большой сувенирный магазин. Оттуда и начинается путь вниз.

Но сперва, осмотримся вокруг. Куда еще можно пройти?

Короткая тропа ведет к каким-то заброшенным военным сооружениям. На прилагающейся к билету карте этого не отмечено, но там больше всего макак. Большинство туристов на скале - организованные. Их возят на небольших автобусах от музея к музею, канаткой они не пользуются, и так высоко не забредают. Поэтому, обезьяны там самые наглые и "аутентичные".

Небольшое видео.

Развалины.

Обезьяны - национальное достояние Гибралтара. Да и всей Британской империи. Есть поверье, что Гибралтар будет британским, пока там живут макаки. Поэтому, они находятся под официальной защитой военно-морского флота Британии, и известен девиз «Мы будем защищать обезьян до последнего англичанина». На туристов обезьяны смотрят свысока.

Недавно увеличили штраф за кормление обезьян: было 500 фунтов, стало 4000.

Макаки не стесняются стащить то, что им нравится. Им нравится любая еда (в том числе в упаковках), вода в бутылках, любые мелочи, оставленные без присмотра. Обезьяна может забрать вещь из сумки или снять с рюкзака. На мой рюкзак макака запрыгнула, попытавшись извлечь из бокового кармана большую бутылку воды. Но быстро отказалась: великовато. Тем не менее, минут 5 она ездила у меня на шее, крепко держась за уши. Попытки стряхнуть обезьяну закончились лишь тем, что она поменялась местами с другой (к бурной радости оказавшихся поблизости туристов). В конце концов, наездники оставили меня, и я продолжил путь.

Обратная сторона скалы почти пуста, но и там есть кое-какие постройки.

Также ведутся работы по намывке новой земли. Государство расширяется.

Вид у тех мест полузаброшеный. Не сочетается с британским подданством.

Впереди обезьянья кормушка. Еды макакам не жалеют.

Дальше дорога раздваивается. Сперва мы пошли наверх, и оказались у частного музея, музея связи. Мордатый кассир сказал, что там пещера с экспозицией старых военных средств связи и площадка с пушкой и видом в сторону Африки. На вопрос, есть ли там что то интересное, он ответил: кому как. Ну и я решил не платить.

При нас в пещеру зашла парочка туристов, но по скорости, с которой они нас потом догнали, выходило, что осмотр экспозиции у них занял не более 5 минут.

Возвращаемся к перекрестку и идем вниз.

Из всего множества птиц, ради которых птицегляды (birdwatchers) со всего мира съезжаются на Гибралтар, попадаются только чайки.

Вот и пещера Святого Михаила. И сопутствующие ей сувенирный магазин и кафе (есть еще бесплатный туалет).

Вход сразу за забором налево. Кассир штампует билет, и мы проходим внутрь.

Подсветка плавно меняет свет. Спуск вниз проходит через амфитеатр. Может, там иногда проходят концерты или конгрессы? Вообще, смотрится здорово.

Большую часть пещеры видно на первом фото. Есть еще галерея уровнем ниже, куда надо спускаться по лестнице. Впечатляет конечно. Но, недавно я был в Ливане, в гроте Джейта, он гораздо интереснее. Только снимать там нельзя.

В пещере мы были с толпой польских старичков. К следующей точке - официальному месту осмотра обезьян, старички укатили на автобусе, а мы пошли пешком.

Внизу Гибралтар, вокруг зелень. Бабочки летают, ящерки бегают, обезьяны прыгают. Красота!

Снова смотрим обезьян. На официальной точке они поспокойнее.

Семейный быт.

Кругом заросли кактусов. В основном, опунции. Но есть и суккуленты. Попадается и алоэ .

Подходим к военному музею.

В музей мы еще зайдем, а пока поднимемся выше, к великим осадным тоннелям (верхним галереям) . На входе получаем еще одну печать на билет, и углубляемся в пещеры.

Галереи были созданы в 18 веке британскими военными, в качестве средства защиты Гибралтара от попыток испанцев и французов взять его под свой контроль. Англичане довольно быстро выстроили туннели с бойницами в сторону континента, и там окопались.

Экспозиция не очень большая, полностью осмотреть ее хватит получаса. В небольших пещерках, отходящих в сторону от основного прохода, расставлены информационные щиты и небогатый демонстрационный материал.

Большинство щитов имеет аудиосопровождение. При нажатии на кнопку, диктор зачитывает информационный текст на английском, немецком, испанском или французском.

Информация исчерпывающая. Как все это долбили и взрывали, где что хранили, как солдаты и рабочие устраивали досуг. Много технических подробностей, например, как был организован отвод пороховых газов при выстреле, чтобы дым не душил защитников и не демаскировал бойницы.

Сквозь бойницы можно взглянуть на границу с Испанией.

Видно, что в тесном Гибралтаре нашлось место даже для футбольного стадиона и кладбища. Кстати, похоже, у стадиона тоже бесплатная парковка. Правда, идти от нее до достопримечательностей неудобно.

Не знаю, за какие заслуги даруется право быть похороненным на драгоценной гибралтарской земле. Но, вот, жениться там могут все желающие.

Заканчиваются пещеры вот таким залом. Когда я добрался до него, мне давно уже надоели нудные исторические пояснения на щитах, и я был рад повернуть обратно.

На выходе из пещер, я услышал характерный гул. На посадку заходил самолет. Я пошел к ближайшей смотровой площадке, с которой открывался вид на ВПП. Посадку я не застал, захватил только рулежку.

Там же, на смотровой площадке, я обнаружил разнополых старичков на электровелосипедах. Велосипеды привлекли мое внимание. Похоже, они были арендованы где-то неподалеку, уж слишком чистые и не обремененные багажом. Очень любопытные модели, я таких прежде не видел. Большое внимание к мелочам. Батарея в раме, эргономичный руль, дисковые тормоза, мотор в заднем колесе. Различия комплектации мужской и женской моделей. Для дневной экскурсии умеренно спортивных людей - то, что надо. Себе бы я такой, конечно, не хотел, но сделано так хорошо, что и посмотреть приятно.

Идем дальше. По плану у нас военный музей. Если бы не указатели, найти его было бы сложно. Народу там нет, ни работников, ни посетителей. Спускашься в подвал унылого барака, отворяешь дверь-клетку, и попадаешь в 2 каморы с жалкой экспозицией.

Чем рассказывать о ней, лучше просто покажу, что там есть.

Вход, вроде, как, по билетам, но желающих их проверить не наблюдалось. Может, началась сиеста?

Дальше у нас последняя на Гибралтаре печь для отжига извести. Пишут, что раньше таких печей повсюду было много. Продукты их работы использовали для мытья и стирки, побелки домов и множества других хозяйственных нужд. А сейчас осталась одна. Бабушка мне рассказывала, что на Украине раньше таких печей также много было.

Следующая выставка - музей осады. Чуть менее унылый, чем пещеры. Но желающих проверить билеты не наблюдалось и там.

Несколько инсталляций показывают эпизоды жизни в осаде. Голод, болезни, телесные наказания.

Именно в гибралтарском гарнизоне служил больше всех битый солдат британской армии.

Историческая стенопись, которую оставили дуреющие от скуки солдаты.

Типа, огород. Сейчас в Гибралтаре официально нет сельского хозяйства. А в осаде военный комендант приказал разбить огороды везде, где возможно. Забавный факт: командир был строгим вегетарианцем. Что крайне необычно для того времени.

Ниже по дороге еще один частный музей. Посвященный пещерам Второй Мировой войны. На англоязычной Википедии есть про то, как Вторая Мировая затронула Гибралтар. К тоннелям имеет непосредственное отношение операция "Трейсер", рассекреченная в 1997. Нескольких человек замуровали в тоннелях с радиооборудованием на случай, если немцы захватят Гибралтар. Там они прожили 2,5 года, но немцы так и не пришли. Посетить музей было бы интересно, но свободно там ходить нельзя, только с регулярной экскурсией, а ждать следующей мне не хотелось.

Идем дальше - к последнему музею, замку Муриш. Идем мимо очередной батареи. Во время строительства эти посты назвали в честь разных членов королевской семьи. Эта вот - имени королевы Шарлотты . Кстати, на всем пути нам то и дело попадались мемориальные таблички. На них упоминались обстоятельства визита на Гибралтар Ее Королевского Величества Елизаветы II и Его Королевского Высочества принца Чарльза Эдинбургского в 60х годах 20 века. Там они любовались городом, там - знакомились с обезьянами, там просто стояли.

Вот и

Британская телефонная будка.

В местном магазинчике я купил мороженое. Продавщица-испанка не понимала английского, пришлось вспоминать, что ice cream будет helado. И тут же, зайдя за угол, я был атакован обезьяной. Я не ожидал, что они спускаются в город. От неожиданности я завопил "Не дам, моё!", чем до полусмерти перепугал не только обезьяну, но и случившихся поблизости людей. Больше ко мне не приставали.

Пришли на парковку. С утра на ней появилось с десяток свободных мест.

Настала пора решать, что смотреть дальше. Прямо от станции канатки начинается ботанический сад, туда мы решили не идти, на природе мы уже нагулялись. Путеводители рекомендуют посетить настоящие английские пабы. Но я на них и в Англии насмотрелся. К тому же, я не пью спиртного. Было решено съездить на юг страны, на Europa Point, а потом искать место для обеда-ужина уже в Испании.

Дорога на юг коротка, но извилиста и тесна.

Припарковаться, как я уже писал, там можно свободно. Погулять там можно минут 10. Плюс, время на любование прибоем. При должном настроении, любоваться им можно не один день. Но у меня его не было.

К мемориалу прилагается душещипательная памятная доска, но и она проясняет мало. Там говорится, что Сикорский - вовсе не тот, о котором вы подумали (русский ученый), а вовсе даже польский генерал Второй Мировой. И он, и весь польский народ страшно страдали от агрессии и немцев, и русских. В общем, Сикорский (и в его лице - весь польский народ) - д"Артаньян, а все вокруг - понятно кто. Но все равно не ясно, при чем тут Гибралтар.

Последний взгляд на прекрасное, бурное, вечно изменчивое море пролива - и пора отправляться.

Времени было только 4 часа дня, а страну уже хотели покинуть многие. Ожидание в очереди на КПП затянулось на 20 минут. При том, что документы проверяли очень у малого числа людей.

Кроме автомобилей, сплошным потоком идут пешеходы и мотоциклисты. А ресурс пограничной службы весьма ограничен. Как было в старинном монологе Задорнова:
Отделились даже манси. Они отделились от ханты. Теперь у них серьезная проблема: их признали восемьдесят три страны мира, а их всего - шестьдесят четыре человека. Не хватает послов, в результате посол Ханты в Манси послал посла Манси в Ханты.

Документы у нас смотреть не стали, ни гибралтарцы, ни испанцы. Хотя я махал им из окна машины золотыми орлами российских паспортов. Так мы покинули Гибралтар.

Дальнейший наш путь лежал в Херес, и перекусить мы решили в одном из моллов по дороге.

Другие путешествия:

Пожалуй, Гибралтарский пролив - одно из моих любимейших мест в Европе. Совсем крохотный клочок земли, но именно здесь вы за пару-тройку дней сможете обьять необьятное, посетив прекрасный британский Гибралтар, прокатиться на скоростном катере в Африку и побывать в марокканском Танжере, а напоследок вернуться назад в Европу через испанскую колонию Сеута. Три в одном, что называется. Были времена, когда Гибралтар был практически недосягаем для большинства туристов из бывшего СССР, поскольку для его посещения требовалась даже не просто британская виза, а специальная, для Гибралтара. Ну и поскольку абсолютное большинство туристов попадали в Гибралтар из Испании, совмещая отдых в Малаге с краткими экскурсиями по ближайшим "интересностям", то мало кто заморачивался с гибралтарской визой. Помнится, мой стародавний пост про Гибралтар от 2007 года умудрился попасть в Топ лишь потому, что до меня мало кто из россиян бывал в этом осколке британской империи. Теперь все иначе. Заехать туда можно по обычной многократной шенгенской визе и теперь Гибралтар перестал быть экзотикой. Но он не перестал был удивительным и интересным!

Ниже граница между Испанией и Гибралтаром и о границе мы поговорим весьма предметно чуть далее -

Начну с того, что пару недель назад я уже рассказывал про уникальных , кто эту статью еще не читал - рекомендую, там шикарные фотки этих единственных в Европе обезьян, живущих в дикой природе.

И теперь краткая предыстория поездки. Вначале я прилетел в городок Херес да ла Фронтера (Jerez de la Frontera) на крайнем юге Испании. Добирался туда с двумя пересадками, в Стамбуле (на Pegasus Airlines) и затем в Барселоне пересел на Vueling -

Далее задача стояла взять в Хересе машину в прокат и на ней за два дня сделать небольшой круг через горный хребет Сиерра Гразалема и множество старинных крепостей. Потом планы чуть подкорректировались и я заехал в городок Бельмадена в гости к Кате miiisu и оттуда выехал на юг до Ла-Линии, где сдал прокатную машину и пешком отправился в Гибралтар. После того на автобусе поехал из Гибралтара в Альхесирас, где переночевал и утром отплыл паромом в Африку. Кстати, про плавание из Европы в Африку рассказано отдельно в статье "". Потом, погуляв по весьма интересному городу-крепости Сеута, я пешком перешел границу в Марокко, см. "" и оттуда на автобусе уехал в Танжер. Погуляв несколько дней по северу Марокко, я вылетел на Ryanair в Мадрид, там провел день и улетел оттуда в Стамбул. Вот такая кратенькая поездка на неполные 6 дней.

А теперь вернемся собственно к Гибралтару. Вот такой вид открывается на скалу со стороны Испании, с трассы Малага - Ла-Линия -

Вообще-то все предельно просто, даже GPS абсолютно необязателен -

Раньше, в 2007 году, границу можно было пересечь фактически бесконтрольно, помнится, я сам подошел к британскому пограничнику и попросил поставить печать на память. Что касается испанцев, то они ничего не проверяли (и не проверяют сейчас) ни на выезде из Испании, ни на вьезде. Далее британской паспортный контроль на вьезде в Гибралтар -

Печати они не ставят, а просто смотрят паспорт. Но если попросите, то с радостью шлепнут вам штамп "Gibraltar" -

Прямо от границы, едва вы пройдете контроль, отправляется автобус в центр города. Ехать совсем ничего, порядка трех километров, но если ваше время ограничено - лучше воспользоваться общественным транспортом и не топать пешком. Проезд стоит, если не ошибаюсь, чуть менее одного британского фунта. При этом, проездной на весь день стоит 2,5 фунта. Честно говоря, я не знаю куда еще можно поехать на автобусе по Гибралтару, кроме как от границы в центр города. Далее просто вы гуляете пешком, а на скалу по любому поднимаетесь либо по канатной дороге, либо на такси. Туда, на вершину, автобусы разумеется на ходят.

Гибралтар отделен от Испании взлетной полосой аэропорта, вы неизбежно будете ее пересекать -

Собственно, идете себе через летное поле и в ус не дуете -

Старая часть города начинается с колоритных ворот форта. Можно, конечно, пойти по главной дороге и форт даже не увидеть, но зачем? Прикольно же войти в Гибралтар через ворота крепости -

Проходите через ворота и сразу же оказываетесь в старой доброй Англии. Что, десять минут назад вы были в Испании? Не может быть, это был странный сон -

Изменения в визовых правилах и возможность посетить Гибралтар по шенгенской визе уже "отразили" коммерсанты -

Но, конечно же, интереснее всего подняться на самый верх скалы, где мало того, что открываются фантастические виды на Африку (видите горы за спиной у макаки? Это уже Марокко), так еще и собственно эти прикольные зверюшки -

Внизу видны гибралтарский аэропорт и испанская Ла-Линия -

На нижеследующей фотографии виден самолет в аэропорту Гибралтара, а чуть далее, где в пробке стоят автомобили - это уже Испания. Если присмотреться, то сразу же за аэропортовыми постройками виднеется пограничный забор -

Гибралтарские форты -

А еще в горе находится громадная сталактитовая пещера -

В этих скалах прорублены десятки километров тоннелей, причем основная их часть используется британской армией по сей день. Для туристов открыт краткий маршрут метров на пятьсот с бутафорскими куклами изображающими военных. Я туда не пошел. Намного интереснее виды снаружи -

Мало кто знает, но вдоль границы между Гибралтаром и Испанией вытянулась сеть бункеров. Вот таких -

Вид на Гибралтар прямо от пограничного забора с Испанией, это я стою в полуметре от ограждений, которые аккурат за моей спиной -

Забор выглядит так, затем метров триста нейтральной территории и чуть далее виднеется забор со стороны Испании -

А я возвращаюсь назад в Ла-Линию, пограничный переход только один, как пришел - так и вышел. Иду через летное поле -

Гибралтар, ты классный!

Испанский контроль, который лишь формальность: никто и ничего не проверяет, проходите не доставая паспорт из кармана -