EPA/GEORGI LICOVSKI

Международные эксперты прогнозируют, какими последствиями для ЕС чревато пребывание в сообществе сотен тысяч представителей других культурно-этнических и религиозных общностей

ЖЕНЕВА/ ЛОНДОН/ БЕРЛИН/ООН, 31 мая. /ТАСС/. Миграционный кризис, обострившийся в 2015 году, стал одной из глобальных проблем Европейского союза. И хотя тенденции последних недель указывают на то, что поток арабских и африканских мигрантов, приезжающих в Европу, несколько уменьшается, международные аналитики и эксперты пытаются проанализировать все аспекты нынешнего миграционного бума и спрогнозировать, какими последствиями для Евросоюза чревато прибытие и пребывание в сообществе сотен тысяч представителей других культурно-этнических и религиозных общностей.

"Миграция в современном мире: возможности для экономики или стихийное бедствие?" - эта тема заявлена на Петербургском международном экономическом форуме (ПМЭФ), который пройдет 16-18 июня.

Экономика прежде всего

Чаще всего миграционный кризис рассматривается в экономическом плане - какую выгоду или, напротив, ущерб может получить стареющее европейское общество от более чем миллиона беженцев, прибывших на континент из охваченных войнами, разрухой и религиозными конфликтами Ближнего Востока и Северной Африки.

Хотя мероприятия по размещению беженцев и упорядочению миграции изначально требуют больших расходов от принимающих государств, тем не менее в перспективе и беженцы, и мигранты, несомненно, являются положительным фактором для экономического развития. Такого мнения придерживаются эксперты Международной организации по миграции (МОМ), Управления верховного комиссара ООН по делам беженцев (УВКБ), департамента по экономическим и социальным вопросам ООН (ДЭСВ).

Как заявила корр. ТАСС представитель департамента по экономическим и социальным вопросам ООН (ДЭСВ) Даун Холланд, прибытие большего числа людей "означает, что они будут расходовать личные деньги или средства, выделяемые местными службами (социальной) поддержки, что в конечном счете положительно повлияет на национальную экономику", - сказала она. "Большинство макроэкономических исследований показывают позитивный эффект", - добавила Холланд.

По ее мнению, об этом свидетельствует опыт Швеции, правительство которой связывает наблюдающийся в стране сильный экономический рост в том числе с большим притоком мигрантов. "Это доказано показателями ВВП, которые мы наблюдаем", - отметила Холланд. При этом она подчеркнула, что подход других европейских стран, которые возводят заграждения на границах, "потенциально может повлиять на свободное перемещение людей и торговлю", что "может иметь негативный эффект".

Тот факт, что странам Европы в прошлом году пришлось принять более миллиона мигрантов и беженцев, многие из которых не имеют образования или профессиональной подготовки, чтобы быстро интегрироваться в экономическую жизнь в Европейском союзе, в МОМ не считают нерешаемой проблемой. "Думаю, что эта ситуация вполне поддается регулированию, - сказал корр. ТАСС официальный представитель МОМ Джоэл Миллман. - Согласно недавно опубликованным статистическим данным, рост ВВП Германии превзошел показатели других стран еврозоны, а безработица там сейчас чуть ли не самая низкая за последние 20 лет. Ясно, что германская экономика способна справиться с ситуацией".

Помощь, которую Германия оказывает мигрантам, это своего рода стимул для местной экономики, ведь через мигрантов она возвращается германским поставщикам услуг - в жилищный сектор, производителям продуктов, одежды. "А ведь известно, что экономика как раз нуждается в том, чтобы сохранялся определенный уровень потребления. Ей нужны имеющие заработок налогоплательщики, способные поддержать социальные гарантии, которые дало правительство, в частности, пожилым людям", - пояснил далее Миллман.

По его мнению, значительная часть мигрантов необязательно останется в Европе навсегда. Он напомнил в этой связи об опыте США, где трудовые мигранты из Мексики, Филиппин и других стран были основными сборщиками урожая, а затем возвращались в свои страны, чтобы вновь вернуться на следующий год.

Но сельскохозяйственный сектор - не единственный, где миграция может оказать положительное влияние. Миллман вновь привел в пример США, где в здравоохранении широко заняты мигранты. "Не знаю, что делала бы Америка, если бы у нее не было иммигрантов, которые обходятся недорого, работая на этих очень трудных и, прямо скажем, порой не очень приятных работах, - сказал он. - Это труд 24 часа в сутки. Больницы никогда не закрываются".

Как позитивный можно рассматривать и опыт Швейцарии, где женщины-мигрантки привлекаются для работы в домах престарелых. Причем, если в прошлые десятилетия этой работой занимались в основном итальянки, то затем произошел "сдвиг" в сторону работниц из Южной Америки и Восточной Европы. "Расстояния больше не являются преградой для организованной миграции", - заключил Джоэл Миллман.

В целом положительное влияние миграции на экономику стран, принявших значительные группы беженцев, прогнозирует и ряд германских экспертов. Так, в частности, президент Немецкого института экономических исследований Марсель Фратчер напоминает, что в ходе дискуссий о влиянии миграции на будущее страны обсуждение "часто касается только краткосрочных расходов, которые в ближайшие годы, без сомнений, будут огромными". Но "если интеграция на рынке труда удастся, то первоначальные траты станут своего рода инвестицией в будущее: даже если многие беженцы имеют более плохие перспективы на рынке труда из-за отсутствия необходимой квалификации, а те, кто все же находит работу, зачастую демонстрирует производительность ниже среднего уровня, в долгосрочной перспективе позитивные экономические импульсы для Германии перекроют расходы", - убежден он. Главный вопрос, по мнению Фратчера, "заключается не в том, принесут ли мигранты экономическую выгоду Германии, но исключительно в том, как скоро это произойдет".

"Даже если интеграция будет происходить медленнее, чем предполагалось, в долгосрочной перспективе беженцы внесут свой вклад в развитие экономики. Более того, уже нынешнее поколение граждан Германии ощутит это в виде более высокого дохода на душу населения", - считает эксперт.

Раз мигранты - значит проблемы?

Противоположной точки зрения придерживается известный в Германии экономист, бывший глава Института экономических исследований (ИФО-институт) Ханс-Вернер Зинн, скептически настроенный в отношении каких бы то ни было плюсов от наплыва беженцев для экономики ФРГ. "Беженцы станут огромной нагрузкой для социальной системы. Мигранты из регионов, где идет война, хуже образованы, а потому обойдутся еще дороже для государства, чем прибывавшие ранее. Экономика, правда, извлекает выгоду от наличия дешевой рабочей силы, однако потери тех граждан Германии, кто конкурирует с беженцами за рабочие места, столь же велики, как и эта выгода. Неравенство будет становится все больше, а социальная система соответственно все дороже", - считает он.

"Еще важнее образование, - продолжал Зинн. - Кто плохо образован, тот мало зарабатывает и платит недостаточно налогов и взносов, чтобы покрыть то множество государственных услуг, которые он получает. Проблема стареющего государства лишь усилится из-за низкой квалификации мигрантов". "Настоящая интеграция, в том смысле, что мигрант будет получать среднестатистический для Германии доход, и его проживание (в Германии) не будет больше стоить государству ничего, произойдет, по моим оценкам, не раньше третьего поколения", - прогнозирует он.

Нынешний глава ИФО-института Клеменс Фюст указывает на то, что "миграционный кризис вынуждает больше тратить, в связи с чем приходится экономить на других областях". "Власть вводит население в заблуждение: мы не сможем уравновесить нагрузку от потока беженцев, влезая в новые долги. В связи с миграционным кризисом денег станет меньше, чем раньше, это факт", - подчеркнул он.

"Сегодня каждую трату принято называть инвестицией в будущее, это заблуждение, в том числе и в том, что касается беженцев, - считает Фюст. - Все не так просто. Если мы не интегрируем этих людей и не обеспечим их работой, нам это дорого обойдется. Мы должны вложить много средств, чтобы, например, сделать доступным образование. Прибыль из этого мы, вероятно, никогда не сможем извлечь, так как в среднем мигранты остаются потребителями государственных услуг. Мы хотим и должны помогать людям, которые прибывают к нам. Но это не бизнес, и мы должны будем за это платить".

Экономист Томас Штраубхаар, бывший директор Гамбургского института мировой экономики не считает, что беженцы смогут ликвидировать нехватку специалистов в Германии. По его словам, "технологический прогресс делает человеческий труд неактуальным". "В этой связи непонятно, почему некоторые эксперты приходят к выводу, что вскоре Германия столкнется с дефицитом рабочей силы. Все утверждения, что именно поэтому и необходима миграция, неверны уже потому, что они отрицают или, как минимум, недооценивают трудосберегающий прогресс, а также потому, что незадействованными остаются еще много имеющихся мощностей", - отмечает Штраубхаар.

"Заблуждение полагать, что среди беженцев мы найдем тех умных и динамичных работников, в которых нуждаемся. Разница между немецким и сирийским инженером огромна", - указал экономист. По его словам, "миграция не остановит и процесс старения населения". "Неверным также является мнение, что в страну приезжают исключительно "подходящие" по возрастному принципу люди. Беженцы не являются ни источником наших проблем, ни универсальным средством излечения от всего, что нас мучает", - считает бывший директор Гамбургского института мировой экономики.

С мнением германского экономиста о профессиональном уровне мигрантов не согласен представитель МОМ Джоэл Миллман. По его мнению, эта проблема не нова. В частности, 40 лет назад "точно такой же вопрос вставал в связи с прибытием мигрантов-итальянцев в Германию". Они в итоге интегрировались и смогли дать хорошее образование своим детям. Это относится и к ирландцам-иммигрантам. Значит и с сирийцами это будет возможно, уверен Миллман. "Ясно, что это возможно, вопрос только в желании этого добиться", - резюмировал он.

Не каждый мигрант является беженцем

Главный экономист регионального подразделения Всемирного банка (по Европе и Центральной Азии) Ханс Тиммер указал на принципиальные различия между мигрантами и беженцами. По его словам, спровоцированный конфликтами массовый исход жителей Сирии и других стран "существенно отличается от экономической миграции, характерной для глобализации".

"Отличается конечная цель этих двух процессов, следовательно, по-разному измеряется и их успех. Экономическую миграцию можно считать успешной, если повышается благосостояние самого мигранта, а также наблюдается рост уровня доходов на душу населения в принимающей стране и стране его происхождения. В случае с беженцами стоит задача спасти жизни и обеспечить безопасность людей", - сказал он.

Тиммер отметил, что экономическая миграция "преследует цель более эффективного распределения ресурсов, точно так же, как и открытие границ для торговли". В ООН неоднократно указывали на пользу осуществляемых мигрантами денежных переводов на родину, совокупный объем которых превышает размер помощи, выделяемой международным сообществом на развитие стран с низким уровнем дохода.

Эксперт ВБ напомнил, что беженцы, в отличие от мигрантов, после регистрации сразу не получают разрешение на работу, содержатся в специальных лагерях или центрах, а также зачастую не связаны со своей диаспорой в принимающих странах.

"Однако эти различия не означают, что в долгосрочной перспективе успешная интеграция беженцев в общество не будет иметь эффект, характерный для экономической миграции, - подчеркнул Тиммер. - Беженцы также могут оказать положительное воздействие на экономику принимающей страны".

Особая позиция

Особую позицию в отношении миграции занимают британские эксперты, поскольку вся миграция в Соединенное Королевство идет с континента, из других стран ЕС, будь то гражданин одного из государств Европейского союза или беженец с Ближнего Востока, сумевший "просочиться" через все выставленные кордоны. Британский политолог и издатель журнала Politics First Маркос Пападопулос считает, что для Великобритании вопрос миграции из Евросоюза "играет одновременно как политическую, так и экономическую роль".

"Премьер-министр Дэвид Кэмерон перед проведением в прошлом году парламентских выборов пообещал существенно сократить показатель чистой миграции. Но, на самом деле, данную проблему стоит рассматривать, исходя из реалий рынка труда. В Соединенном Королевстве существует множество рабочих мест, которые британцы занять не стремятся, как правило это низкоквалифицированный и низкооплачиваемый труд, поэтому эту нишу заполняют мигранты из стран ЕС. Это, в свою очередь, приносит пользу экономике", - отметил он.

К серьезным минусам иммиграции Пападопулос отнес "перегрузку системы здравоохранения, поскольку прибывающие в страну мигранты получают автоматическое право на медицинское обслуживание". "При нехватке кадров в итоге система перегревается и начинает выдавать сбои", - добавил эксперт.

По его мнению, "давление также осуществляется на школы, где должны обучаться дети мигрантов", в результате "переполненные учениками классы снижают качество образования, для открытия новых, опять же, необходимы кадры и технические условия".

"Иммиграция самыми разными путями оказывает воздействие на Соединенное Королевство, и ее эффект не может ограничиваться одной лишь статистикой, - заметила директор Центра мониторинга за миграцией Оксфордского университета Мадлен Сампшн. - Если брать ситуацию в целом, то практика показывает, что влияние миграции из ЕС на основные экономические показатели, такие как, скажем, состояние рынка труда, государственное финансирование или оказание услуг общего пользования, сравнительно невелико. Однако различные группы людей почувствуют на себе негативные последствия, и, конечно же, экономика не один лишь фактор, который заботит избирателей".

Согласно последним данным Национальной статистической службы Великобритании, число граждан других стран ЕС, проживающих в Соединенном Королевстве, увеличилось в 2015 году на 184 тысячи человек. Этот показатель на 10 тысяч превышает данные предыдущего года. Общий же миграционный прирост, с учетом и тех, кто прибыл в страну из других частей света, составил в прошлом году 333 тысячи человек, то есть ровно треть миллиона. При этом покинули страну 297 тысяч, а прибыли в нее 630 тысяч, из числа которых 308 тысяч иммигрировали с целью добиться лучших условий работы.

Общая численность населения Великобритании приближается сейчас к 65 миллионам. Служба спрогнозировала, что в течение следующих 10 лет население Великобритании увеличится на 4 млн человек, а ныне 8,5-миллионный Лондон преодолеет 10-миллионную отметку. Причем половину прироста населения столицы обеспечит именно иммиграция.

В связи с неизбежностью значительного увеличения численности мигрантов в Великобритании Маркос Пападопулос предупреждает, что "потенциальной опасностью для Великобритании является вариант, при котором из Европы будут мигрировать люди с радикальными взглядами. А учитывая то, что Соединенное Королевство является мультикультурным сообществом, это может быть весьма опасно. Если страна сможет выйти из ЕС по итогам референдума (23 июня этого года) то, конечно же, власти смогут сократить уровень миграции".

Миграция все меняет

Опасность политической радикализации в странах, принимающих в массовом масштабе мигрантов и беженцев, видят и в Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе (ОБСЕ). "Теперь множество людей прибывает к нам извне. Мы видим последствия этого для наших обществ, видим риск политической радикализации. Мы должны работать над тем, как люди воспринимают миграцию", - сказал корр.ТАСС генеральный секретарь ОБСЕ Ламберто Занньер. "Мы стремимся все больше смотреть на миграцию как на фактор, в корне меняющий положение дел в плане безопасности обществ, которые становятся все более разнообразными", - сказал он. По словам Занньера, в ОБСЕ в будущем ожидают "значительный приток мигрантов и беженцев", в результате чего целые общества будут "меняться и развиваться". "Мы видим, что строительство стен не работает. Те, кто прибегает к такой практике, должны понять это", - сказал он.

Между тем в Управлении верховного комиссара ООН по делам беженцев (УВКБ) считают, что "в мировом масштабе тенденция такова, что беженцы приносят выгоду принимающей стране". Как сообщил корр. ТАСС представитель этого ведомства Эдриан Эдвардс, миграция приводит к тому, что "увеличивается объем рабочей силы и в определенном смысле растут профессиональные навыки. Происходит интеграция. Это приносит экономические выгоды".

Как подчеркнул недавно генеральный секретарь ООН Пан Ги Мун, "беженцы и мигранты отнюдь не представляют угрозы, а напротив, вносят вклад в развитие принимающих их государств, а также своих стран происхождения". Он призвал противостоять дискриминации и нетерпимости, давать отпор политикам, которые стремятся "завоевать голоса избирателей, создавая атмосферу запугивания и раскола". "Настало время для наведения мостов между народами и людьми", - считает генсек.

В УВКБ внимательно "на ежедневной основе" следят за тем, как претворяется в жизнь мартовское соглашение Анкары и Брюсселя по беженцам, сообщил Эдвардс. Тот факт, что оно привело к резкому сокращению потока мигрантов и беженцев в Европу, в УВКБ расценивают позитивно "в том смысле, что меньше стало людей, рискующих своей жизнью" во время опасных путешествий по морю в Европу. Как подчеркнул Эдвардс, важно, чтобы "управление ситуацией на границах осуществлялось одновременно с управлением в сфере предоставления убежища". "В широком смысле слова процесс идет, но есть еще задержки в Греции, и нужно предпринять еще много улучшений на материковой части Греции в системе рассмотрения просьб об убежище, а также в расселении (беженцев в других странах)", - сказал собеседник.

Альтернативой ужесточению миграционных законов, призванных сократить количество беженцев, направляющихся в благополучные страны Евросоюза, по мнению УВКБ, может служить гуманитарная помощь тем государствам, откуда мигранты в массовом порядке направляются в Европу.

"Инъекция гуманитарной помощи во многих странах может представлять собой существенную поддержку экономике, как это было в Афганистане, - пояснил Эдвардс. - В то же время, в краткосрочной перспективе в отдельных странах приток беженцев может создавать сложности для местных общин. Невозможно помогать беженцам, если одновременно не помогаешь принимающей их общине, поскольку это может привести к большим политическим затруднениям". Поэтому в УВКБ считают, что очень важно помогать странам, граничащим с Сирией. В этой связи Эдвардс напомнил о нехватке средств: программы поддержки государств региона, принявших сирийских беженцев, профинансированы донорами только наполовину. Есть и другие проблемы. Во многих странах правительствам "по внутриполитическим причинам может не нравиться идея, чтобы беженцы рассматривались как часть рабочей силы", то есть им не предоставляют право работать.

"Если же дать им возможность стать частью рабочей силы, то они могут принести пользу стране и содержать себя, - сказал Эдвардс. - В противном случае, если их просто помещать в лагеря, это потребует денег, продовольствия и так далее".

Как скажется нынешняя волна миграции в Европу на ее экономическом развитии в отделенной перспективе? Какого эффекта следует ожидать лет через 20-30? "Абсолютно положительного!" - уверен представитель МОМ Джоэл Миллман. Ключевой фактор, по его мнению, заключается в том, что этот процесс является управляемым. Кроме того, следует помнить, что в качестве принимающей стороны выступают европейские государства, в которых существует "хорошее трудовое законодательство".

Над материалом работали Константин Прибытков (Женева), Илья Дмитрячев, Игорь Броварник, Максим Рыжков (Лондон), Вячеслав Филиппов (Берлин), Олег Зеленин (ООН).


Более 215 млн жителей планеты являются мигрантами, т.е. живут сейчас в чужих странах и их число постоянно растет, значительную часть из них составляют трудовые мигранты. Россия за последние годы стала одной из самых привлекательных стран мира для трудовых мигрантов. Подобно США, Германии, Франции и Великобритании она привлекает на свой рынок труда миллионы людей. По данным доклада Всемирного банка «Миграция и денежные переводы: статистический справочник», Россия, по притоку трудовых мигрантов (12,5 млн чел.), уступает только США (42 млн) и опережает Германию (10,8 млн). Россия оказалась на четвертом месте в мире по сумме отправленных из страны денежных переводов в $18,6 млрд по итогам 2009 г. При этом, по числу эмигрировавших наша страна оказалась в мире третьей — сразу за Мексикой и Индией. То есть от нас уехало на более или менее постоянное жительство за границу 11,1 млн чел. .
Анализ функционирования международного рынка труда включает рассмотрение последствий его влияния на экономическое развитие конкретных стран, связанных с анализом издержек-выгод импорта и экспорта рабочей силы. В воздействии международной трудовой миграции на экономику и трудовые ресурсы посылающих и принимающих стран, есть определенные издержки, потери одних и прибыли, извлекаемые из интернационализированного рынка труда, для других.
Посылающие страны теряют часть квалифицированных и обученных работников наиболее производительных возрастов, но их отъезд может уменьшить избыточную численность населения, бедность и безработицу на национальном рынке труда, хотя доля мигрантов в общей численности населения остается незначительной — около 3%.
Многие страны трудовой эмиграции рассматривают экспорт рабочей силы как источник очень необходимых валютных поступлений для развития. Другие достигли такого уровня валютных переводов трудящихся-мигрантов, что зависят от них в управлении своим платежным балансом. В 2010 г. мировой объем международных денежных переводов, по имеющимся оценкам, составил свыше $440 млрд . В возражение можно слышать аргументы, что переводы имеют также негативные последствия, связанные с превращением экономики страны в зависимость от переводов из-за границы, уязвимую от неожиданных внешних изменений (например, неожиданная массовая репатриация трудящихся-мигрантов в условиях кризиса). Однако следует отметить, что существующий анализ динамики переводов за ряд лет показывает отсутствие неожиданных или быстрых изменений.
Вместе с тем, переводы трудящихся-мигрантов, не обеспеченные товарной массой и экономическим ростом в принимающих странах, по оценкам, могут оказывать определенное инфляционное давление. Наблюдается также введение элемента неопределенности в доходы семей мигрантов, ослабление социального единства, усиление неравенства доходов и создание определенного экономического класса, основанного на мигрантском статусе.
Анализ издержек-выгод различается более определенно в соответствии с типом иностранной рабочей силы. Обращение к временным иностранным рабочим возникает для удовлетворения немедленной нехватки в рабочей силе, связанной с определенной деятельностью. В отдельных странах временная миграция служит как средство предотвращения нелегальной миграции, долгосрочной или постоянной миграции, с сопровождающими ее интеграционными издержками.
Для принимающих стран, преимущества (выгоды) от неквалифицированной и полуквалифицированной рабочей силы, которая заполняет низкооплачиваемые, опасные, вредные работы, часто не престижные у местного населения, уменьшаются некоторыми издержками. Иностранные рабочие, воспринимаемые как угроза безопасности занятости или уровню зарплаты, как конкуренты на жилье, или как бремя для медицинских, образовательных и общественных услуг, могут стать объектом значительной общественной и официальной оппозиции. Такое сопротивление импортированию рабочей силы, сопровождающееся ксенофобией, также проистекает из культурных различий между местным населением и иностранными рабочими и их семьями. Защитники иммиграции часто отмечают, что практические свидетельства не подтверждают подобных опасений. Иммигранты, которые приходят на низ социальной лестницы занятости, могут в действительности содействовать продвижению местных национальных рабочих, которые были на низших позициях. Иностранные работники могут способствовать повышению местной заработной платы, создавая или поддерживая высококвалифицированные работы (некоторые отрасли индустрии не могли бы выжить без низкооплачиваемой иностранной рабочей силы). Доказывается также, что иммигранты не только потребляют социальные блага, но также вносят свой вклад в благосостояние государства, оплачивая налоги. Многие мигранты привозят свой собственный капитал с собой. Действительно, ряд стран предлагают специальные визы для лиц, которые привносят значительный капитал для собственной занятости и дают работу другим.
Поскольку эффект выгод использования высококвалифицированных рабочих для принимающих стран, особенно для развивающихся и стран с переходной экономикой, является более очевидным, свободное перемещение этого персонала меньше подвергается критике. Высокообразованные и относительно немногочисленные, подобные высококвалифицированные профессионалы часто рассматриваются как иммигранты с «низким риском». Предлагая квалификацию, на которую имеется большой спрос местной индустрии, эти рабочие широко воспринимаются как необходимое средство в принимающей стране, что проявляется в более благоприятной политике большинства стран относительно их приема. Преимущества в основном экономические: высококвалифицированные мигранты представляют новый потенциал для индустриальных инноваций, экономической динамики, предпринимательства и создания рабочих мест. В дополнение к этому, существуют особые преимущества для работодателей, которые могут получить лучшие в мире «умы», за относительно более низкую оплату в результате конкуренции на международном рынке труда.
Многие аналитики, тем не менее, подчеркивают скрытые издержки иммиграции высококвалифицированных работников. Хотя эффект иммиграции на национальный рынок труда является неявным, существуют определенные индикаторы, позволяющие фиксировать, что высококвалифицированные мигранты вытесняют местных работников, которые перемещаются по направлению более низко квалифицированной занятости. Аналогично, иммиграция высококвалифицированного персонала может также оказывать депрессивный эффект на уровень национальной заработной платы.
В посылающих странах выгода — потенциал переводов знаний и денег — взвешивается против многочисленных издержек — особенно «утечки умов», а также так называемый реверсивный технологический трансферт. Это означает, что уезжают часто наиболее хорошо образованные и многообещающие работники и их отъезд может представлять значительные социальные потери в дополнение к очевидным экономическим потерям. Действительно, утечка студентов и высококвалифицированных специалистов может сдерживать становление интеллектуального и исследовательского потенциала в посылающей стране. Одним из рисков нерегулируемого роста потока высококвалифицированных мигрантов является воспроизведение социально-экономического разрыва между развитыми и развивающимися странами.
Растрачивание «умов», также известное как «deskilling», например, является широко распространенным в Восточной Европе, где существует тенденция эмиграции высококвалифицированного персонала к низко квалифицированной работе. Сравнительно более высокий уровень оплаты даже низко квалифицированного труда в развитых странах приводит к подобной деквалификации работников-мигрантов из стран, имеющих низкие жизненные стандарты.
С другой стороны, хотя «утечка умов» может принести серьезные потери, она также рассматривается как предохранительная мера для сокращения безработицы и потенциальной нестабильности в посылающих странах. Высококвалифицированные работники получают возможность реализовать свой творческий потенциал, не востребованный в собственной стране. В дополнение, временная природа подобной миграции может также оказывать долгосрочные социально-культурные эффекты на посылающие страны. Более ранний опыт европейских колоний, также, как недавней Японии, например, подчеркнули позитивное влияние открытия обществ внешним воздействиям, каким является трудовая миграция. Действительно, Япония, в значительной степени изменилась сегодня благодаря отправке своих управленцев и специалистов за рубеж, знакомства их с другими культурами.
Однако в целом страны «доноры» рабочей силы в современных условиях не демонстрируют значительного экономического подъема, напротив, увеличивается разрыв в уровне жизни слаборазвитых и развитых стран. Хотя, бесспорно, семьи трудящихся-мигрантов могут обеспечить более высокое качество жизни за счет переводов своих работников из-за рубежа. Сами мигранты получают доступ к новым возможностям. Тем не менее, общая оценка последствий значительной трудовой эмиграции для страны отрицательна. Растрачивание «человеческого капитала» наносит непоправимый ущерб экономическому потенциалу страны в целом.

Таблица 1
Издержки и выгоды международной трудовой миграции

Страны Издержки Выгоды
Страны-экспортеры рабочей силы «Утечка умов» в результате отъезда высококвали-фицированных специалистов;
«дряхление мускулов», отъезд работников трудос-пособных возрастов;
«реверсивный технологический трансферт» — сдерживание технологического развития страны в результате потери части наиболее квалифици-рованной рабочей силы;
потери затрат на подготовку квалифицированной рабочей силы;
упущенная выгода в результате не использования части подготовленного трудового потенциала в стране
Валютные переводы трудящихся-мигрантов семьям, оставшимся на родине;
уменьшение давления на рынке труда избыточной рабочей силы;
капитал, привозимый трудящимися-мигрантами в виде личных сбережений;
трудовой опыт работников по возвращении на родину;
знакомство с новейшими технологиями, современными формами и методами организации труда;
новые предприятия, бизнес, создаваемые работниками по возвращении на родину;
формирование зарубежной диаспоры, оказывающей содействие в развитии внешнеэкономических связей страны
Страны-импортеры рабочей силы Обострение социальной напряженности между иностранной и местной рабочей силой;
избыточное давление предложения рабочей силы на рынке труда;
возможное вытеснение иностранной высококвалифицированной рабочей силой местных работников;
издержки социального обеспечения трудящихся-мигрантов и членов их семей;
общая ксенофобия, социально-культурные различия иностранной рабочей силы и местного населения;
проблемы нелегальной иммиграции
Выгоды использования дополнительной высококвалифицированной рабочей силы;
низко квалифицированная рабочая сила, удовлетворяющая существующий спрос;
экономия на подготовке квалифицированной рабочей силы;
большая гибкость рынка труда с использованием контрактных иностранных рабочих;
налоги, которые платят иностранные работники;
расширение совокупного спроса на потребительские товары иностранными рабочими как стимул развития вторичных отраслей

Безусловно, это не означает необходимости абсолютного запрета трудовой миграции, обмен знаниями, коммуникация специалистов различных стран мира, работа над совместными проектами — важный элемент прогресса общества. Но необходимо в этом интернациональном рынке труда видеть и удерживать ясные национальные приоритеты, создавая возможности для работников к производительному труду, как в интересах общества в целом, так и повышая собственный уровень жизни и членов своих семей. Как показывает анализ причин миграции, сила выталкивающих факторов, как правило, доминирует над притягивающими аспектами трудовой миграции. Формирование сопоставимых со средним мировым уровнем условий труда и его стимулирование служат хорошей гарантией «не выталкивания» специалистов и квалифицированных работников за рубеж.
Вместе с тем, можно предположить, что трудовая миграция будет продолжаться и в перспективе, все большая часть рабочей силы будет становиться глобальным товаром, обращающимся интернационально, с развитием технологических основ производства, коммуникаций, интернационализацией хозяйственной жизни в целом.
В таблице 1 представлена классификация издержек и выгод интернационализации рынка труда применительно к странам-экспортерам и странам-импортерам рабочей силы, не претендующая на абсолютную полноту, но позволяющая увидеть основные доводы «за» и «против» международного перелива труда.
Динамика выезда российских граждан на работу за границу показывала рост все последние годы: с 45,76 тыс. чел в 2000 г. до 73,13 тыс. чел. в 2008 г., рост на 37,4%. В 2009 г. произошло некоторое снижение, из-за общего спада в мировой экономике, вызванного мировым финансовым кризисом, до 66,29 тыс. чел, но в 2010 г. снова начался рост до 70,24 тыс. чел. (рис. 1).

Мигранты не только не вредят экономике, но и, наоборот, оказываются крайне выгодными для принимающей стороны и местного населения. Есть по крайней мере три причины, почему миграцию стоит приветствовать

Они не мешают «хорошей жизни»

Антимигрантская истерия набирает обороты на всех континентах, становясь горячей темой дебатов в рамках американской президентской гонки и миграционного кризиса в Европе. Некоторые страны давно поддерживают антимигрантские лозунги, программы и инициативы (Венгрия, Польша, Великобритания, Франция), другие — только включаются в этот процесс. Так, Дания объявила о развертывании антимиграционной кампании в иностранных СМИ. Польша, Греция, Испания объявили об ужесточении иммиграционного законодательства. Один из участников в гонке за президентское кресло, Дональд Трамп, заявил о необходимости отмены основного принципа американской иммиграционной политики «гражданство по месту рождения» для иностранцев и лиц без гражданства.

Мысли том, что приезжающие мигранты отбирают у местных работу, посягают на социальные блага и вообще мешают «хорошей жизни», одолевают жителей большинства европейских городов. Однако на практике, сложив реальные плюсы и минусы принимающего мигрантов государства, оказывается, что истинная цена миграции не имеет ничего общего с иррациональными страхами представителей местных сообществ.

В реальности мигранты, равно как и местные, вносят свой вклад в процветание и благосостояние страны и имеют по меньшей мере три причины быть любимыми гражданами принимающего их государства.

Создание новых рабочих мест

Прирост миграционных потоков в страну не ведет к автоматическому снижению уровня жизни местного населения, понижению трудовой занятости и падению доходов. После распада СССР и миграции русскоговорящих евреев на родину Израиль запустил программу оценки потенциальных «угроз» повышения безработицы и снижения уровня заработной платы. Прирост трудоспособного населения Израиля на 15% с 1989 по 1997 год благодаря массивной миграции из государств распавшегося СССР не изменил количественные показатели трудоустройства, равно как и не понизил уровень доходов местного населения.

Более того, изменение миграционного ландшафта страны часто приводит к созданию феномена этнического предпринимательства. В США в 1885 году 5% китайцев были заняты в сфере ресторанного бизнеса и химчистках, в 1921-м их было уже 32%, а в 1931-м — 40%. Сегодня это происходит и в Европе, когда цветы продают вьетнамцы, мелкой розницей занимаются китайцы, сфера обслуживания, питания наполняется гражданами государств Восточной Европы, а строительством, как это происходит в России, занимаются выходцы из государств Кавказа и Средней Азии.

В Европе лидерами предпринимательства мигрантов являются Португалия, где 25,9% мигрантов из стран Азии начинают свою предпринимательскую деятельность в первый год по прибытии, Великобритания, в которой 27% китайцев, 24% пакистанцев, 20% индийцев и 19% бангладешцев ведут свой бизнес. В Дании на одного предпринимателя-датчанина приходится пять предпринимателей — выходцев из третьих стран.

Считать, что мигранты отбирают рабочие места у местного населения, — неверно. Люди с меньшей профессиональной квалификацией и не владеющие в совершенстве языком страны, не могут быть полноценными конкурентами местных на рынке труда.

Доходы государства растут

Вопрос о соотношении миграции и уровня жизни местного населения давно волнует умы политиков, ученых и общественных деятелей. Еще в начале 2015 года экс-советник президента Европейской комиссии Филипп Леграйн обратился к европейской общественности с открытым письмом, разъяснив, что прием и обустройство 10% новых мигрантов, в том числе беженцев, в странах ЕС приведет к снижению долгового бремени на каждого европейца в сумме €2300 ($2550). Берется ВВП страны, задолженность страны на внешнем рынке, демографическая численность населения. Чем выше ВВП страны и/или численность — тем меньше долговое бремя для следующих поколений.

Есть и другие расчеты. Обеспечив проживающим в Германии иностранцам до 30 лет доступ к образованию, соответствующий уровню образования местного населения, Германия сможет получить приток налогов и поступлений, равный 118 400 €/чел. в отрезке человеческой жизни. Специалисты с квалификацией, образованием и языком, работая на высокооплачиваемых работах, платят выше налоги.

Каждый въехавший с 1990-2010 годов на территорию ФРГ иностранец заплатил порядка на €3300 больше налогов, чем получил социальных преференций от государства. Поэтому с каждым годом антимигрантская политика как в странах Европы, так и в России будет стоить дороже. Финансовое ведомство Великобритании еще в 2013 году уведомило парламент королевства, что запланированное правительством Камерона снижение нетто миграции (разница между въезжающими и выезжающими) приведет к росту долговых обязательств государства, которые составят до 187% ВВП против 74% сегодня.

Для поддержания уровня жизни и доходов любой стране нужен приток новой рабочей силы и обновляемый человеческий капитал. При сохранении демографической ситуации и миграционных трендов к 2050 году в странах Европы на одного пенсионера придется два работающих, а в России расклад будет 1:1. Это означает, что до 2050 года Германии потребуется не менее 5-7 млн рабочих рук, Великобритании — от 3-5 млн, а России — от 15 до 20 млн.

Люди — это деньги

В 2015 году Фонд Бертельсмана представил исследование, подтвердившее, что 6,6 млн жителей Германии, не имеющих немецкого гражданства, внесли в 2012 году €22 млрд в ВВП страны.

Лондонский центр миграции опубликовал данные о вкладе мигрантов в размере £20 млрд в экономику Соединенного Королевства за 1995-2010 годы. Для Королевского офиса по вопросам бюджетных распределений очевидно , что претворение в жизнь инициативы Дэвида Кэмерона по ограничению миграции в Соединенное Королевство в долгосрочной перспективе к 2060 году приведет к повышению налогообложения в трех-, четырехкратном размере или снижению расходов государства на социально значимые проекты, инвестиции.

Российских исследований о вкладе трудовых мигрантов в ВВП страны практически нет. Единственным достоверным источником информации являются данные о проданных патентах. С 2010-2014 годов свыше 6,5 млн проданных патентов принесли в бюджет около 45 млрд руб. За первое полугодие 2015 года бюджеты российских регионов уже пополнились на 10,5 млрд руб.​

Любым капиталом нужно уметь управлять, и «человеческий» капитал, ликвидность которого зависит от многих обстоятельств, в этом не исключение.

Ольга Гулина эксперт Института миграционной политики (Берлин)

Импорт рабочей силы может иметь как позитивные, так и негативные последствия для экономики принимающего государства. Автор статьи рассматривает эти последствия, отмечая, в частности, важный вклад мигрантов в экономическое развитие стран-реципиентов.

Современную социальную реальность невозможно представить без миграции населения. Государства-лидеры мирового развития, применяя селективный подход и четко определяя приоритеты, стремятся использовать международную миграцию в качестве весомого фактора развития национального человеческого капитала, экономики и всей социальной сферы. Ярким примером являются США, где с помощью иммигрантов высокой квалификации развиваются наука, сфера высоких технологий, медицина и т.д., а низкоквалифицированная рабочая сила из-за рубежа обеспечивает дешевыми рабочими руками малый и средний бизнес. Не остаются в стороне и такие страны, как Канада, Австралия, Новая Зеландия, Израиль, Англия, Германия.

Однако миграцию нельзя рассматривать как процесс, имеющий только положительные эффекты. По сути, миграция является своеобразным социальным «катализатором». При наличии у государства системных проблем в управлении, антикоррупционной деятельности возникает рост межэтнической напряженности, преступности, теневой экономики, нелегальной занятости, наркотрафика и т.д.

С ростом масштабов трудовой миграции иностранные трудовые ресурсы стали в большей степени влиять на социально-экономическое и политическое развитие принимающих государств, в том числе на развитие рынка труда, отдельных отраслей, сглаживание демографических дисбалансов.

К сожалению, оценка воздействия трудовой иммиграции на экономическое развитие осложняется целым рядом факторов: широким распространением нелегальной занятости, недостатками системы статистического учета миграции, зависимостью эффекта воздействия от масштаба и продолжительности использования иностранной рабочей силы. Также следует отметить, что последствия привлечения высококвалифицированной рабочей силы отличаются, в некоторых случаях кардинально, от иммиграции низкоквалифицированных работников. Тем не менее, анализ наиболее значимых российских и зарубежных научных исследований позволил сформировать типологию позитивных и негативных последствий использования иностранных трудовых ресурсов для экономики принимающих мигрантов стран (Tаблица 1).

Таблица 1. Последствия использования иностранных трудовых ресурсов для страны въезда трудовых мигрантов

Позитивные последствия

Негативные последствия

Последствия для рынка труда

Смягчение проблемы дефицита рабочей силы.

Демпинг на рынке труда, приводящий к снижению заработной платы местных работников.

Занятость мигрантов в домашнем хозяйстве содействует занятости женщин.

Рост безработицы среди местного населения и маргинализация менее квалифицированных работников.

Повышение занятости в малом бизнесе и предпринимательстве.

Криминализация отдельных секторов рынка труда.

Обеспечение занятости на неквалифицированных работах.

Занятость мигрантов в «непрестижных» сферах экономики содействует вертикальной мобильности местных работников.

Последствия для развития человеческого капитала

Повышение качества рабочей силы путем отбора молодых и квалифицированных работников (в сегменте высококвалифицированной рабочей силы).

При условии превалирования низкоквалифицированной рабочей силы и наличия замещающих тенденций снижается общий уровень национального человеческого капитала.

Увеличение бедности (в случае деклассации мигранта по причине потери работы).

Последствия для экономического роста,

для сферы производства товаров и услуг

Появление ресурса для региональных сдвигов в экономике за счет возможностей расселения мигрантов в определенных регионах.

Блокирование возможности внедрения трудосберегающих технологий.

Снижение стоимости рабочей силы и общих издержек с этим связанных.

Снижение эффективности и производительности труда из-за вызванных использованием более дешевой рабочей силы проблем с внедрением нового оборудования и технологий.

Стимулирование дополнительной занятости, образование дополнительных рабочих мест и развитие инфраструктуры, вызванное спросом иностранных рабочих на товары и услуги.

Концентрация трудовых мигрантов не в отраслях и регионах, испытывающих нужду в дополнительной рабочей силе, а там, где можно рассчитывать на быстрый заработок.

В случае иммиграции высококвалифицированной рабочей силы возможен рост инновационной активности, увеличение производительности труда.

Рост конкурентоспособности местных товаров и услуг за счет снижения издержек.

Рост прямых инвестиций (в т.ч. иностранных), обусловленный наличием дешевой рабочей силы.

Развитие транспортной сферы, как государственных, так и частных перевозок.

Последствия для финансовой сферы и формирования

бюджета государства

Увеличение сбора налогов от заработной платы мигрантов, поступлений обязательных платежей (госпошлины, авансовые платежи и т.д.) и отчислений в социальные фонды.

Увеличение расходов на социальную помощь безработным мигрантам.

Увеличение платежей за пользование мигрантами жильем и коммунальными услугами.

Рост государственных расходов на миграционную политику.

Экономия на расходах на образование.

Дополнительное воздействие мигрантов на социальную сферу и инфраструктуру.

Замедление инфляции за счет более высокой склонности к сбережениям у иностранных работников.

Потери капитала, связанные с перечислением части заработной платы мигрантами за рубеж.

Дополнительное негативное давление на курс национальной валюты.

Последствия для внешнеэкономической деятельности

Рост количества совместных предприятий с экономическими субъектами страны-импортера трудовых ресурсов.

Увеличение товарооборота между страной-экспортером и страной-импортером трудовых ресурсов.

Остановимся более подробно на представленных в таблице блоках.

1. Последствия для развития рынка труда

Трудовая иммиграция в первую очередь оказывает воздействие на рынок труда принимающего государства. Как уже отмечалось, это воздействие имеет как положительные, так и отрицательные последствия.

Во-первых, импорт трудовых ресурсов способствует смягчению проблемы дефицита рабочей силы. Большинство развитых стран в настоящее время вошли в период сокращения общего количества трудоспособного населения, вызванного снижением рождаемости. Решить данную проблему можно, по большому счету, только двумя способами: резким повышением производительности труда и стимулированием трудовой иммиграции. Первый вариант наиболее благоприятный, но требующий времени и технологического развития. Второй вариант предлагает оперативное удовлетворение возникшего дефицита, в особенности для малого и среднего бизнеса.

Во-вторых, занятость трудовых мигрантов в домашнем хозяйстве содействует занятости женщин. Трудовые ниши сиделок, нянь, домработниц за короткое время в развитых странах превратились в мигрантские. Однако возможность использовать дешевую наемную иностранную рабочую силу для многих женщин является фактором, стимулирующим их выход на работу.

В-третьих, повышается занятость в малом бизнесе и предпринимательстве. Данный эффект наблюдается как при привлечении низкоквалифицированной рабочей силы, так и высококвалифицированной.

Как правило, малый бизнес остро зависим от величины издержек, в особенности на этапе создания и становления. Иностранные трудовые ресурсы позволяют получить необходимые рабочие руки в случае их дефицита, а также и снизить их стоимость. Данный эффект также наблюдается и при использовании нелегальных мигрантов, особенно в странах с высокими социальными гарантиями на рынке труда.

Снижение издержек является причиной распространения нелегальной занятости и в России, т.к. приносит несравнимо большую выгоду работодателям, по сравнению с легальным наймом. Проведенное исследование показало, что при найме одного нелегального мигранта экономический эффект составляет не менее 220 тыс. руб. экономии в год (Таблица 2).

Таблица 2. Расчет затрат работодателя на заработную плату при легальном и нелегальном найме сотрудников

Приведенные расчеты объясняют основную причину распространения нелегальной занятости, особенно в среде малого, а также так называемого «мигрантского» или «диаспорального» бизнеса. Нужно учесть, что нелегальная миграция приводит к целому ряду негативных социально-экономических и политических проблем и может привести к возникновению различных рисков. В этой связи с позиции государственного управления трудовой иммиграцией необходима глубокая оценка всех возможных последствий для выработки стратегии в отношении масштабов привлечения дешевой рабочей силы из-за рубежа.

В–четвертых, трудовая миграция обеспечивает занятость на неквалифицированных работах. Значительные изменения в социальной структуре развитых стран оказали серьезное воздействие на рынок труда. Для растущего среднего класса рабочие места с неквалифицированным трудом являются непрестижными как по экономическим, так и социально-психологическим аспектам. В этой связи приток низкоквалифицированных мигрантов обеспечивает непрестижные сферы искомыми рабочими руками, хотя, как уже отмечалось, несет в себе ряд социальных и политических рисков.

В-пятых, занятость мигрантов в «непрестижных» сферах экономики содействует вертикальной мобильности местных работников, побуждая их к повышению квалификации и поиску более престижных и высокооплачиваемых рабочих мест. В ситуации, когда местные работники не имеют возможности или желания повышать свою квалификацию и трудоустраиваться на более высокооплачиваемые рабочие места, весьма высока вероятность безработицы или их переезда из этого региона.

Трудовая миграция имеет и ряд негативных последствий для рынка труда стран-реципиентов. В первую очередь это касается безработицы и уровня заработной платы. С позиции государственного управления миграционными процессами необходимо проведение постоянного мониторинга динамики безработицы и уровня оплаты труда для оперативного реагирования на негативные тенденции, которые могут обостриться при увеличении миграционных потоков.

Еще одним негативным эффектом для принимающего государства является криминализация отдельных секторов рынка труда. Помимо уклонения от уплаты налогов криминализация, как правило, снижает общий уровень конкуренции в сегменте/отрасли, что приводит к замедлению темпов роста, технологического развития. Нельзя забывать и о комплексе возможных негативных социально-политических последствиях подобного явления.

2. Последствия для развития человеческого капитала

Трудовыемигранты, входя в новое общество, становятся частью совокупного национального человеческого капитала принимающего государства. В зависимости от уровня квалификации и образования, возраста и здоровья входящий трудовой поток может как повысить уровень развития национального капитала, так и снизить его.

В постиндустриальной экономике, основанной на знаниях и технологиях 5-го и 6-го укладов, человеческий капитал становится стратегическим ресурсом, критически важным для устойчивого развития, национальной конкурентоспособности, роста благосостояния населения. Развитые страны Запада, являясь привлекательными для трудовых мигрантов, пытаются повышать качество рабочей силы путем отбора молодых и квалифицированных работников. В настоящее время наблюдается глобальная конкуренция на внутриотраслевом, межотраслевом, межрегиональном и межстрановом уровнях. Например, США используют не только трудовой, но и учебный каналы для насыщения точек роста высококвалифицированными кадрами. Сфера IT ежегодно наполняется лучшими специалистами из Индии, Китая, Южной Кореи, России и т.д.

При условии превалирования низкоквалифицированной рабочей силы снижается общий уровень национального человеческого капитала. В качестве негативной необходимо рассматривать ситуацию, когда наряду с въездом работников низкой квалификации происходит значительный выезд из страны высококвалифицированных кадров. При этой тенденции замещения снижение уровня человеческого капитала наиболее существенное.

Также следует отметить, что невысокая оплата труда в сегменте дешевой рабочей силы может приводить к еще большему снижению человеческого капитала мигрантов, ввиду бедности последних. Иностранному работнику в таких случаях приходится экономить на питании, медицинском обслуживании, повышении квалификации и т.д. Постепенная эрозия человеческого капитала трудовых мигрантов приводит не только к углублению бедности, но и к снижению их вклада в экономику, как через трудовую деятельность, так и через потребление товаров и услуг.

3. Последствия для экономического роста, для сферы производства товаров и услуг

Увеличение масштабов внешней трудовой иммиграции приводит к росту вклада мигрантов в валовый внутренний продукт принимающих стран. Мигранты увеличивают общую численность населения трудоспособного возраста, прибывают с определенными уровнем образования, навыками и компетенциями, вносят свою лепту в развитие человеческого капитала стран-реципиентов.

В то же время в случае иммиграции высококвалифицированной рабочей силы возможен рост инновационной активности, что приводит к увеличению производительности труда. Например, миграция высококвалифицированной рабочей силы в США способствует повышению количества исследований и инноваций, а также росту технического прогресса.

Еще одним позитивным эффектом трудовой эмиграции является возможность использовать ее ресурс для региональных сдвигов в экономике за счет расселения мигрантов. Государству, посредством косвенного управления на основе создания точек роста, необходимо направлять поток в те регионы, где есть потребность в рабочей силе. К сожалению, данный эффект очень сложно использовать в случае низкоквалифицированной рабочей силы.

Важным позитивным эффектом привлечения иностранных работников является снижение стоимости рабочей силы и общих издержек, связанных с ее использованием. Как уже отмечалось, этот эффект наблюдается как при использовании легальной, так и нелегальной миграции. Снижение издержек приводит, во-первых, к росту прибыльности организации. Во-вторых, стимулируется рост прямых инвестиций (в том числе иностранных), обусловленный наличием дешевой рабочей силы. Опыт Китая показывает, что дешевый рабочий труд в совокупности с прозрачными условиями ведения бизнеса и гарантиями частной собственности обеспечивает устойчивый приток иностранных денег в производства и, как следствие, рост ВВП. В-третьих, в условиях внутренней и внешней рыночной конкуренции более дешевый труд повышает конкурентоспособность организации, облегчает выход товаров и услуг на новые рынки.

Нельзя забывать и о стимулировании дополнительной занятости, образовании дополнительных рабочих мест и развитии инфраструктуры, вызванных спросом иностранных рабочих на товары и услуги. В этом контексте рост доли заработной платы мигрантов, которую те используют для потребления внутри страны, является крайне позитивным эффектом. Также благоприятным эффектом будет являться накопление денежных средств мигрантов на счетах в банках, т.к. инструмент банковского депозита позволяет инвестировать эти средства в экономику принимающего государства.

Рост масштабов трудовой иммиграции приводит к росту спроса на услуги транспортной системы, в том числе развитию государственных и частных перевозок. Появляется дополнительный импульс к открытию новых транспортных маршрутов, увеличению количества рейсов, транспортного парка. Все это приводит к повышению прибыльности транспортных компаний за счет «эффекта масштаба».

Для стран-реципиентов трудовых мигрантов имеются и несколько негативных последствий для экономического роста и развития производства и сферы услуг. В первую очередь необходимо отметить отрицательное влияние на внедрение трудосберегающих технологий. Причиной этому является тот факт, что у предпринимателей и предприятий в условиях притока большого количества дешевой рабочей силы теряются стимулы к разработке и вводу в эксплуатацию ресурсосберегающего оборудования.

Этот негативный эффект приводит к появлению другого: снижается производительность труда из-за вызванных использованием более дешевой рабочей силы проблем с внедрением нового оборудования. Отсутствие роста производительности труда приводит к «замораживанию» уровня заработной платы. Происходит остановка роста уровня благосостояния как мигранта, так и местного работника. Это сказывается на процессах потребления и накопления денежных средств этими социальными группами.

Также следует отметить, что получаемый эффект от дешевой рабочей силы позволяет повысить конкурентоспособность организации, однако он может иметь место только в краткосрочной динамике. В дальнейшем откладывание модернизации приведет к резкому отставанию от конкурентов, которые будут перевооружаться.

Следующим важным негативным эффектом, который отчетливо виден на примере России, является концентрация трудовых мигрантов не в отраслях и регионах, испытывающих нужду в дополнительной рабочей силе, а там, где можно рассчитывать на быстрый и не всегда легальный заработок. Зарубежная практика управления миграционными потоками показывает, что миграцией можно и нужно управлять. Такие страны, как Китай, Израиль, Швеция, Греция и т.д., используют управление миграционными потоками (не ограничиваясь сугубо трудовым) для стимулирования регионального развития.

Для современной России развитие регионов является не только вопросом экономики, но и важным фактором геополитической безопасности и политической стабильности. Негативные тенденции воспроизводства населения в Сибири и на Дальнем Востоке, осложненные «западным дрейфом» в миграции населения, грозят обезлюживанием огромных территорий. Колоссальная внутрироссийская дифференциация в уровне жизни приводит к миграции, в том числе и высококвалифицированных работников из субъектов РФ, в московский регион. Это подрывает экономический, демографический, научный, управленческий потенциал российских территорий.

Направления миграционных потоков, их локализация являются производными экономической и региональной политики. В этой связи неоспорим тот факт, что деятельность государства по развитию регионов не приносит искомого результата. Миграция становится одной из причин стабилизации территориального расслоения, практически не влияя на развитие отстающих российских регионов.

4. Последствия для финансовой сферы и бюджета государства

Трудовые мигранты оказывают воздействие как на бюджет принимающего государства, так и на всю финансовую сферу. Попадая на рынок труда, иностранный работник становится объектом налогообложения. Также определенные налоги и сборы, как правило, платит и работодатель, использующий труд мигранта. С увеличением миграционного потока увеличиваются сбор налогов от заработной платы мигрантов, поступления обязательных платежей (госпошлины, авансовые платежи и т.д.) и отчисления в социальные фонды. При этом чем выше квалификация мигрантов, тем выше денежные поступления в бюджет принимающего государства. Естественно, в данном контексте необходимо говорить только о легальном компоненте.

Факторы, влияющие на финансовые эффекты от трудовой миграции, прежде всего зависят от определенных характеристик самих иммигрантов, таких как возраст и причины миграции. Исследование ОЭСР показало, что молодые неквалифицированные трудовые мигранты начинают платить налогов и сборов больше, чем государство тратит на них, только после достижения возраста 40–45 лет.

Еще одним позитивным последствием является увеличение платежей за пользование мигрантами жильем и коммунальными услугами. Этот эффект зависит от величины потока и развитости инфраструктуры и рынка арендного жилья. Как правило, возрастающий поток трудовых мигрантов стимулирует строительство общежитий, доходных домов. В то же время компактное размещение мигрантов, формирование этнических гетто может снизить стоимость недвижимости в этих районах, что сократит поступления в казну от налога на недвижимость, если он рассчитывается от ее фактической стоимости.

Важным позитивным эффектом является скрытая экономия государственного бюджета принимающего государства на расходах, связанных с получением образования, медицинской помощи, а также поддержки в рамках социальных программ.

Еще одним позитивным последствием является замедление инфляции за счет более высокой склонности к сбережениям у иностранных работников и денежных переводов за рубеж. По сути, как накопления, так и денежные переводы из страны позволяют сократить денежную массу в обороте, что должно позитивно отразиться на уровне инфляции.

Немного другая ситуация с курсом национальной валюты в стране пребывания трудового мигранта. Если он совершает денежный перевод на родину в валюте страны нахождения, то тем самым курс национальной валюты должен укрепляться. Эффект тем больше, чем большая денежная масса переводится за рубеж. Обратная ситуация может наблюдаться, если мигрант переводит деньги в валюте третьих стран. Например, работая в России и получая заработную плату в рублях, иностранный работник покупает доллары США и совершает перевод. Тем самым возрастает спрос на иностранную валюту, что может оказать определенное давление на курс российского рубля.

Наряду с позитивными последствиями использования иностранной рабочей силы на финансовую систему принимающего государства, существует и ряд издержек.

Во-первых, необходимо отметить дополнительное воздействие мигрантов на социальную сферу и инфраструктуру. Особенно остро эта проблема стоит в условиях кризиса и снижения спроса на рабочую силу. В такой период увеличиваются расходы на социальную помощь безработным мигрантам, на помощь в возвращении. Как уже отмечалось, относительно невысокая стоимость иностранной рабочей силы обеспечена в том числе и практически полным отсутствием социальных гарантий для трудовых мигрантов как со стороны работодателя, так и со стороны государства. Подобная экономия на микроуровне может обернуться повышением затрат на социальные нужды на макроуровне, которые придется включать в расходную часть государственного бюджета.

Во-вторых, увеличение иммиграционных потоков ведет к росту государственных расходов на миграционную политику. В первую очередь расходы связаны с созданием инфраструктуры легализации и адаптации мигрантов. Разрешительные и контролирующие функции органов государственной власти будут требовать увеличения расходов, вслед за увеличением количества иностранных работников.

В-третьих, хотя большинство экспертов считают, что трудовой мигрант в стоимостном выражении вносит больший вклад в экономику принимающего государства, чем отправляет денежных переводов, в чистом виде «ремиттанс» являются утечкой капиталов за рубеж. Влиять на общий объем переводов практически невозможно, так как они являются одной из основных целей трудовой миграции, а дополнительное обложение этого финансового потока налогами может привести только к появлению серых схем перетока денежных средств.

5. Последствия для внешнеэкономической деятельности

Наличие тесных миграционных связей между государством-донором и государством-реципиентом не может ни сказаться на внешнеэкономическом взаимодействии двух стран. В первую очередь речь должна идти об увеличении объемов взаимной торговли и росте количества совместных торговых предприятий.

Влияние миграции на двустороннюю торговлю объясняется, прежде всего, тремя причинами. Во-первых, иммигранты хорошо осведомлены о традициях, законах, владеют языком, знакомы с бизнес-практиками как страны-донора рабочей силы, так и страны-реципиента. Соответственно, их присутствие помогает преодолеть информационный разрыв между продавцами и покупателями с обеих сторон, тем самым содействуя реализации торговых возможностей и установлению прочных связей, основанных на доверии. Во-вторых, иммигрантские сети могут обеспечить исполнения контрактов посредством определенных неформальных санкций, которые используются в случае слабых институциональных правил и снижают торговые издержки. И в-третьих, иммигранты прямо или косвенно продвигают товары своей родины, формируют на них спрос и распространение.

Рассмотренные позитивные и негативные последствия воздействия импорта рабочей силы на экономику принимающего государства, главным образом, свидетельствуют о системности трудовой миграции, ее сложности для научного анализа. Определенные позитивные эффекты в краткосрочной перспективе могут дать толчок негативным тенденциям в долгосрочной, что диктует необходимость государственного управления миграционными процессами, задачей которого будет являться максимизация позитивных эффектов и минимизация издержек. Особенностями подобной миграционной политики является, во-первых, сложность и своевременность получения достоверной статистической информации. Во-вторых, необходимость создания системы показателей для всестороннего мониторинга воздействия иностранной рабочей силы на различные аспекты экономического и социального развития государства.

Эта статья основана на статье «Экономические последствия воздействия трудовой миграции для стран-реципиентов рабочей силы», подготовленной в рамках проекта РНФ № 17-78-10168.

Александр Александрович Гребенюк к.э.н., заместитель директора по научной работе Высшей школы современных социальных наук (факультета) МГУ имени М.В. Ломоносова

Источники :

Hunt, J. (2010), “Skilled Immigrants’ Contribution to Innovation and Entrepreneurship in the US”, Open for Business: Migrant Entrepreneurship in OECD Countries, OECD Publishing, Paris, http://dx.doi.org/10.1787/9789264095830-en .

Колосницына М. Г., Суворова И. К. Международная трудовая миграция: теоретические основы и политика регулирования // Экономический журнал ВШЭ. – 2005. – № 4. – С. 543–565.

Коновалов В.К. Международная трудовая миграция и экономический рост / В.К. Коновалов // Человек и труд. № 12, 2010.

Эргешбаев У. Ж. Миграция населения Киргизской Республики в Россию: социально-экономические последствия // Регион: экономика и социология. – 2009. – № 2. – С. 156–165.

Artal-Tur A. et al. (eds.), The Socio-Economic Impact of Migration Flows, 3 Population Economics, Springer International Publishing Switzerland, 2014, p. 4.

Borjas, George J. (2003), “The labor demand curve is downward sloping”, The Quarterly Journal of Economics, Vol. 118, No. 4 (Nov), pp. 1335-1374.

R. de Arce, R. Mahıa
. A Dynamic Input–Output Scheme
for the Estimation of Labour Migration Impact on GDP and Employment
in Receiving Countries with an Application for Spain. A. Artal-Tur et al. (eds.), The Socio-Economic Impact of Migration Flows, 145 Population Economics
, 2014, p. 154.

Для подписки на электронную рассылку «Мостов» заполните эту форму .

Использование иностранной рабочей силы приносит следующие выгоды странам иммиграции:

· занятость вакансий, связанных с непрестижным или тяжелым трудом, на которые не претендуют граждане принимающей страны. Например, в 1990-е годы трудящиеся-иммигранты составляли от общей численности трудовых ресурсов в Швейцарии 19,4%, в Австрии - 10,2%, в Германии - 7,4%, во Франции - 6,2%;

· расширение внутреннего рынка страны за счет спроса на товары и услуги, предъявляемого иностранными рабочими. К тому же деньги на их счетах используются в экономике;

· снижение налоговой нагрузки на государственный бюджет. Трудовые мигранты не только не требуют социальных пособий, но, уплачивая налоги и другие обязательные взносы, снижают относительную налоговую нагрузку на коренное население;

· при импорте квалифицированной рабочей силы принимающая страна экономит на затратах на образование и профессиональную подготовку. Например, США только в сфере образования и науки сэкономили с 1965 г по 1990 г примерно 15 млрд. долл. К тому же, иностранным рабочим меньше платят, соответственно у фирмы снижаются издержки;

· иммигранты омолаживают структуру трудовых ресурсов развитых стран, имеющих тенденцию к старению.

Наряду с положительными сторонами иммиграции есть и отрицательные - в стране может расти уровень социальной и национальной напряженности, увеличивается преступность, наблюдается перенаселенность, могут вырасти расходы государства.

Страны-доноры тоже получают выгоду от оттока рабочей силы:

· снижается безработица;

· растет уровень заработной платы и благосостояния, сокращаются расходы государства на социальную поддержку;

· увеличиваются валютные поступления за счет переводов из-за границы.

В ряде случаев валютные поступления от экспорта рабочей силы могут превышать выручку от экспорта товаров (например, в Пакистане - в 5 раз, в Йемене - в 30 раз). Для основных мировых экспортеров рабочей силы денежные переводы эмигрантов являются весьма значительным источником поступления валюты в страну и составляют значительную часть платежного баланса страны, в котором имеется специальная статья «Денежные переводы работников из-за рубежа». Так, валютные переводы эмигрантов составляют в Египте, Пакистане порядка 12-13% ВВП, а в Таджикистане - 34% ВВП. В некоторых случаях дефицит торгового баланса страны превращается в избыток платежного баланса благодаря валютным поступлениям от эмигрантов. Кроме того, возвращаясь на родину, эмигранты, по оценкам специалистов, привозят с собой сбережений еще на такую же сумму, что они перевели в страну.

После возвращения на родину эмигранты нередко обладают достаточно высокой квалификацией и могут быть организаторами трудового процесса, передавать приобретенные за границей профессиональные навыки другим. Возвращаясь на родину с определенными накоплениями, мигранты формируют средний класс, страна получает как бы «обогащенные» трудовые ресурсы. Необходимо лишь создать возвращающимся благоприятные экономические и социальные условия для реализации их потенциала.

В целом, выгоду от экспорта рабочей силы получает не только государственный бюджет страны, но и вся экономика.

Негативные последствия для страны-донора:

· потеря трудовых ресурсов в наиболее трудоспособном возрасте, в результате происходит старение трудовых ресурсов;

· теряются затраты на образование и профессиональную подготовку кадров;

· происходит «утечка умов».

«Утечка умов» является характерной особенностью современных процессов трудовой миграции. Поток таких мигрантов направлен, главным образом, в промышленно развитые страны, которые получают за счет приезда таких работников значительный экономический эффект. Страна, не затрачивая средств на подготовку такого специалиста, сразу получает отдачу от его высокоэффективного труда. По имеющимся оценкам, прибыль, получаемая в результате эксплуатации «чужих умов», превышает объем помощи, оказываемой развивающимся странам, в Канаде - в 7 раз, а в Великобритании - в 3 раза.

Баланс соотношения выигрыша и потерь на практике чаще всего складывается в пользу принимающей страны, а общественное мнение об убыточности приема иммигрантов оказывается неверным. Однако миграция рабочей силы нередко порождает отрицательные внешние эффекты, принимающие форму издержек, которые невозможно оценить в деньгах. Например, неравномерная иммиграция может создать излишнюю плотность населения в отдельных регионах, что вызывает социальную напряженность в обществе, межнациональную неприязнь. «Утечка умов» приводит к нежелательным структурным сдвигам в экономике, падению престижа отечественной науки, старению научных кадров.

К отрицательным последствиям международной трудовой миграции, как правило, относят следующие:

· рост нелегальной миграции, особенно за счет работников, у которых истек срок трудового контракта, но они не хотят возвращаться на родину, надеясь опять найти работу в принимающей стране;

· рост социальной напряженности в связи с ростом нелегальной иммиграции.