Во всемирно известном романе Федора Михайловича Достоевского «Преступление и наказание» образ Родиона Раскольникова является центральным. Читатель воспринимает происходящее именно с точки зрения этого персонажа - обнищавшего и опустившегося студента.

Уже на первых страницах книги Родион Романович ведет себя странно: он подозрителен и тревожен. Мелкие, совершенно незначительные, казалось бы, происшествия он воспринимает весьма болезненно. Например, на улице его пугает внимание к его шляпе - и Раскольников тут же решает заменить головной убор. Это сочинение доступно бесплато на сайте реф.рф!
В зловещий замысел Родиона Романовича читатель проникает постепенно. Выясняется, что Раскольников - «мономан», то есть человек, одержимый единственной идеей. Его мысли сводятся к одному: во что бы то ни стало он должен испытать в деле свою теорию деления людей на два «разряда» - на «высших» и «тварей дрожащих». Излагает свои взгляды Родион в газетной статье «О преступлении». В ней герой поясняет, что «высшие», движимые великой целью, имеют полное право презреть нравственные законы и принести в жертву любое количество «тварей дрожащих». «Низшие» представляются герою материалом для воспроизведения человеческого рода и не более того. Именно эти «простые» люди нуждаются, по мнению Родиона Романовича, в религии. При этом «высшие» становятся «новыми законодателями» для всех остальных, сдерживающий компонент библейских заповедей для них необязателен. Для Раскольникова главный пример такого «законодателя» - Наполеон Бонапарт. Несмотря на это, Родион Романович вынужден начинать свой путь «высшего» с поступков, заметно отличающихся от деяний знаменитого французского императора.
Примечательны условия жизни будущего Наполеона. Раскольников живет в убогой комнатке на чердаке. «Это была крошечная клетушка, шагов в шесть длиной, имевшая самый жалкий вид с своими желтенькими, пыльными и всюду отставшими от стен обоями, и до того ʜᴎɜкая, что чуть-чуть высокому человеку становилось в ней жутко, и все казалось, что вот-вот стукнешься головой о потолок».
Родион вынужден закладывать последние вещи Алене Ивановне, процентщице. Он довел себя до крайней степени бедности. Тем не менее такое положение дел не слишком тяготит нашего героя. Ему видится в бедности странное величие: «Трудно было более опуститься и обнеряшиться; но Раскольникову это было даже приятно в его теперешнем состоянии духа».
Злую старуху-процентщицу, которая имеет над ним власть и от которой он на самом деле зависит, Раскольников считает «вошью». А вошь, ϲᴏᴦласно теории героя, можно раздавить без всякой жалости. Родион Романович уверен, что деньги Алены Ивановны могут принести пользу всему человечеству. В данном случае он готов выступить от лица всех людей: полученные деньги помогут ему, «новому законодателю», преодолеть бедность и начать новую жизнь. Кроме того, эти средства могли бы послужить бедствующей матери и унижаемой сестре Раскольникова. Поэтому Родион Романович вместо того, чтобы последовать совету своего товарища Разумихина и честно зарабатывать переводами с французского, решается на преступление. Убийство кажется Раскольникову наиболее простым и разумным выходом из тяжелого финансового положения. И главное, оправданным целой теорией. Главную роль в решении превратиться в преступника играют не деньги, а безумная идея Раскольникова. Прежде всего, он стремится проверить свою теорию и убедиться в том, что он - не «тварь дрожащая». Для этого нужно провести чудовищный эксперимент - «переступить» через труп и отвергнуть общечеловеческие нравственные законы.
Как бы ни была стройна теория Раскольникова, эксперимент дает неожиданный для героя побочный эффект. Только после того, как Родион Романович зарубил процентщицу и ее сводную сестру Лизавету, он внезапно понимает, что больше не может общаться с людьми так, как раньше. Даже с «тварями дрожащими». Ему начинает казаться, будто все вокруг знают о его проступке и изо всех сил над ним издеваются. В романе с тонким психологизмом, свойственным Достоевскому, показано, как под влиянием этого ошибочного убеждения и мук совести Раскольников начинает подыгрывать своим «обличителям». Например, он нарочно затевает разговор об убийстве старухи-процентщицы с Заметовым, письмоводителем полицейской конторы. Эти странные порывы бедного студента помогают приставу следственных дел Порфирию Петровичу догадаться о личности настоящего преступника. Прямых улик у следователя нет, но Родион Романович уже охвачен паникой и в конце концов идет на признание.
Раскольников, охваченный муками совести, наконец понимает, что его теория оказалась несостоятельной. Он начинает предаваться самоуничижению и самокритике. Родион Романович ищет сочувствия у Сони Мармеладовой, дочери спившегося чиновника, которая вынуждена зарабатывать на панели. Но Соня, определенно порочная женщина, грешница, дает отчаявшемуся преступнику новый жизненный ориентир - она читает ему библейскую притчу о воскрешении Лазаря. Именно этот поступок спасает Раскольникова - он окончательно порывает с прежним образом мыслей. Тот факт, что преступление раскрыто, больше не пугает Родиона. Он решает самостоятельно покаяться в содеянном и принять заслуженную кару.
В романе Родион Романович изображен как человек, не только охваченный идеей, но и способный иногда озираться по сторонам и сопереживать отверженным. Это явственно видно из эпизода, в котором он жертвует последние деньги на доктора для раздавленного лошадью Семена Мармеладова. С первых страниц книги Раскольников живо сочувствует семье этого несчастного пропойцы.
С таким же трепетом относится Родион Романович к судьбе своей сестры Дуни, которая из-за нищеты собирается вступить в заведомо неравный брак. Однако взглянуть на проблемы близких с подлинным участием Раскольникову мешают перекрывающие все собственные духовные терзания.
Федор Михайлович Достоевский создал уникальный образ идейного преступника, в полной мере осознавшего свое трагическое заблуждение. Мысли, чувства и даже мимолетные порывы Раскольникова описаны скрупулезно и по-настоящему достоверно. Великому русскому писателю удалось добиться поразительного результата: он убедил всю планету в том, что Родион Раскольников - не просто персонаж. Жизненной драме раскаявшегося убийцы сопереживает все человечество. Во многом благодаря психологически выверенному центральному образу роман «Преступление и наказание» считается одной из вершин мировой реалистической литературы.

Лекция, реферат. Образ Родиона Раскольникова в романе Ф. М. Достоевского Преступление и наказание - понятие и виды. Классификация, сущность и особенности.





Ты сам - свой Бог, ты сам - свой ближний,

О, будь же собственным Творцом,

Будь бездной верхней, бездной нижней,

Своим началом и концом.

Д. С. Мережковский

В романе “Преступление и наказание” показано два совершенно противоположных жизненных пути, по которым может пойти любой человек. Два человека, похожие друг на друга по социальному положению, по возрасту, находят разные решения одной и той же проблемы. Разумихин пытается видеть в своей жизни положительные стороны и жить спокойно. А Раскольникова совсем не удовлетворяет его жизнь. Он хочет чего-то другого, не совсем хорошо осознавая, чего именно. В размышлениях об изменении своей жизни он придумывает теорию о сверхчеловеке, который может убить другого человека и это не будет считаться преступлением.

Д. И. Писарев писал: “… Раскольников находится в таком положении, при котором все лучшие силы человека поворачиваются против него самого и вовлекают его в безнадежную борьбу с обществом”. Мне кажется, что чисто внешне Раскольниковым двигало желание помочь матери, сестре, Сонечке, а внутренне он хотел доказать себе, что он не “тварь дрожащая”, а сильный и решительный человек.

Готовясь к преступлению, Раскольников неоднократно думает о том, верна ли его теория; и несколько раз он отрекается от нее. Но внутреннее желание Раскольникова почувствовать себя сверхчеловеком побеждает, и он совершает убийство. Свое преступление Раскольников продумывает до мелочей, рассчитывает время, количество шагов от своей квартиры до старухиной. Мы видим расчетливого человека с ледяным сердцем. Но в момент убийства он теряется, отключается от всех продуманных планов, забывает обо всех предосторожностях, о двери, которую оставляет открытой. Здесь Достоевский показывает, что, отвернувшись от Бога, Раскольников становится рабом дьявольского начала. И это преступление Раскольников совершает, движимый дьявольской силой. Я думаю, что Раскольников совершил свое преступление не для того, чтобы быстро обогатиться, а для того, чтобы почувствовать себя Наполеоном, который может распоряжаться жизнями других людей, в данный момент жизнью никому не нужной старухи. И я не могу согласиться с Д. И. Писаревым, который считал, что “всю свою теорию Раскольников построил исключительно для того, чтобы оправдать в собственных глазах мысль о быстрой и легкой наживе. Он почувствовал желание прибегнуть при первом удобном случае к бесчестным средствам обогащения...”. Раскольников прежде всего думающий человек, и мне кажется, что его можно назвать “рацио”, в нем так же заложено и духовное начало, как во всех других людях, но все же в первую очередь для Раскольникова существует “рацио”, он выбирает другой путь. Я считаю, что Раскольников в чем-то действительно несостоявшийся Наполеон. Он обладает сильным характером, и это Достоевский показывает в финале романа. Раскольников в душе так и не раскаивается в совершенном поступке, он не отказывается от своей теории. По моему мнению, финал романа не гармонирует со всем предыдущим содержанием. У несостоявшегося Наполеона, убежденного в своей правоте, не может возникнуть возможности реабилитироваться. А Достоевский все же дает ему такую возможность. Он хочет показать читателю, что даже Наполеон, раз он не состоялся, не является и настоящим убийцей. Есть люди гораздо ужаснее по своим замыслам, когда насилие достигает огромных размеров, а такие люди, как Раскольников, способны на чувства, имеют еще не совсем исковерканную душу, они должны иметь шанс для возвращения к нормальной жизни. И, может быть, Сонечка, в которой заложена основа воскрешения Раскольникова, сможет направить ум и душу Раскольникова в правильное человеческое русло.

Ты сам - свой Бог, ты сам - свой ближний,
О, будь же собственным Творцом,
Будь бездной верхней, бездной нижней,
Своим началом и концом.
Д. С. Мережковский

В романе “Преступление и наказание” показано два совершенно противоположных жизненных пути, по которым может пойти любой человек. Два человека, похожие друг на друга по социальному положению, по возрасту, находят разные решения одной и той же проблемы. Разумихин пытается видеть в своей жизни положительные стороны и жить спокойно. А Раскольникова совсем не удовлетворяет его жизнь. Он хочет чего-то другого, не совсем хорошо осознавая, чего именно. В размышлениях об изменении своей жизни он придумывает теорию о сверхчеловеке, который может убить другого человека и это не будет считаться преступлением.
Д. И. Писарев писал: “... Раскольников находится в таком положении, при котором все лучшие силы человека поворачиваются против него самого и вовлекают его в безнадежную борьбу с обществом”. Мне кажется, что чисто внешне Раскольниковым двигало желание помочь матери, сестре, Сонечке, а внутренне он хотел доказать себе, что он не “тварь дрожащая”, а сильный и решительный человек.
Готовясь к преступлению, Раскольников неоднократно думает о том, верна ли его теория; и несколько раз он отрекается от нее. Но внутреннее желание Раскольникова почувствовать себя сверхчеловеком побеждает, и он совершает убийство. Свое преступление Раскольников продумывает до мелочей, рассчитывает время, количество шагов от своей квартиры до старухиной. Мы видим расчетливого человека с ледяным сердцем. Но в момент убийства он теряется, отключается от всех продуманных планов, забывает обо всех предосторожностях, о двери, которую оставляет открытой. Здесь Достоевский показывает, что, отвернувшись от Бога, Раскольников становится рабом дьявольского начала. И это преступление Раскольников совершает, движимый дьявольской силой. Я думаю, что Раскольников совершил свое преступление не для того, чтобы быстро обогатиться, а для того, чтобы почувствовать себя Наполеоном, который может распоряжаться жизнями других людей, в данный момент жизнью никому не нужной старухи. И я не могу согласиться с Д. И. Писаревым, который считал, что “всю свою теорию Раскольников построил исключительно для того, чтобы оправдать в собственных глазах мысль о быстрой и легкой наживе. Он почувствовал желание прибегнуть при первом удобном случае к бесчестным средствам обогащения...”. Раскольников прежде всегодумающий человек, и мне кажется, что его можно назвать “рацио”, в нем так же заложено и духовное начало, как во всех других людях, но все же в первую очередь для Раскольникова существует “рацио”, он выбирает другой путь. Я считаю, что Раскольников в чем-то действительно несостоявшийся Наполеон. Он обладает сильным характером, и это Достоевский показывает в финале романа. Раскольников в душе так и не раскаивается в совершенном поступке, он не отказывается от своей теории. По моему мнению, финал романа не гармонирует со всем предыдущим содержанием. У несостоявшегося Наполеона, убежденного в своей правоте, не может возникнуть возможности реабилитироваться. А Достоевский все же дает ему такую возможность. Он хочет показать читателю, что даже Наполеон, раз он не состоялся, не является и настоящим убийцей. Есть люди гораздо ужаснее по своим замыслам, когда насилие достигает огромных размеров, а такие люди, как Раскольников, способны на чувства, имеют еще не совсем исковерканную душу, они должны иметь шанс для возвращения к нормальной жизни. И, может быть, Сонечка, в которой заложена основа воскрешения Раскольникова, сможет направить ум и душу Раскольникова в правильное человеческое русло.

/ / / В чем заключается наказание Раскольникова за преступление? (по роману Достоевского «Преступление и наказание»)

В психологическом романе Федора Михайловича Достоевского «Преступление и наказание» главный герой Родион Раскольников совершает страшное преступление – убийство старушки. И на протяжении всей второй части произведения автор показывает, какие муки он испытывает по этому поводу, и какое наказание несет.

Весь сюжет романа завязан на внутренних переживаниях Раскольникова, позволившего себе решать, кому жить, а кому умереть. Изначально Родион изобрел теорию, по которой выходит, что он не «дрожащая тварь», а человек, который имеет право лишить жизни другого человека. Но теория дает сбой: итогом совершенного преступления становится внутренний конфликт,который с каждой страницей произведения становится только острее. Герой испытывает целую гамму чувств: раскаяние, отчаяние, страх.

– молодой человек с чувствительной и восприимчивой натурой. Его задевает несправедливость общества, в котором все живут. Жители Петербурга разделены на две группы: одни купаются в роскоши, другие же прозябают в нищете. Герой не может спокойно смотреть на то, как простые люди всеми силами пытаются найти выход из сложившейся ситуации и хоть как-то жить. Глядя на это, Родион мрачен и угнетен. Его терзает такое положение дел.

Возможно, эта безрадостная и нищенская жизнь, которой он вдоволь насмотрелся, и толкает его на преступление, дает ему позволение считать себя мстителем.

Герой будто в бреду задумывает и совершает поступок, за который потом приходится нести моральное наказание.

Некоторые литературоведы справедливо полагают, что главнее в романе вторая часть, в которой герой несет наказание. Конечно, не наказание в виде каторги стало его расплатой. Гораздо большие муки испытывает Родион от того, что он теперь не такой, как все, он убийца. И хотя Родион постоянно чувствует любовь близких людей, он не может простить себя сам. Считает себя убийцей, которого не нужно прощать, ведь он этого не достоин.

Если говорить о наказании, то оно заключается в первую очередь в том, что Раскольников никогда не сможет стать тем человеком, которого можно любить и уважать. Герой будто вырезает из себя ту часть, которая делала его человеком. Постоянный внутренний конфликт, который переживает Родион, перерастает в настоящую болезнь. Молодой человек мучается. Ему жалко самого себя, но уже ничего нельзя изменить. И это самое страшное.

Раскольников страдает еще и по той причине, что его теория потерпела крах. Тогда для чего же все это было совершено? Этим преступлением он поставил себя наравне с теми, кого раньше просто презирал. Как оказалось, он не старушку убил, а самого себя, личность в себе. И эта мысль, которая гложет его ото дня ко дню все сильнее, и является самым страшным наказанием для Родиона Раскольникова. Перед ней все тюрьмы и каторги просто ничто.

Родион Раскольников - бедный студент, решивший проверить тварь ли он дрожащая или человек» и таким образом свершивший страшное преступление - убийство, главный героя романа Достоевского «Преступление и наказание».

На страницах произведения автор знакомит нас с историей жизни Раскольникова, поднимая при этом целый ряд важных философских, нравственных, общественных и семейных вопросов. Родион Раскольников - ключевая фигура в повествовании, вокруг которого и завязаны все остальные события и зависит развитие сюжетных линий.

Характеристика главного героя

("Родион Раскольников" - иллюстрация к роману, художник И.С. Глазунов, 1982 )

В первой же главе романа мы знакомимся с его главным героем Радионом Раскольниковым, бывшим студентом юридического факультета столичного университета. Он живет в мрачной и тесной комнатушке, плохо одет, что говорит о его весьма бедственном положении, имеет задумчивый, крайне замкнутый и болезненный вид. Не имея средств к существованию, он находится в трудной финансовой ситуации, у него нет денег ни на еду, ни на учебу, ни на оплату квартиры.

Его внешность, несмотря на мрачность и угрюмость, довольно привлекательна: высокий рост, тонкий и стройный стан, темные выразительные глаза, темно-русые волосы. Юноша обладает острым умом и имеет хорошее образование, однако его унизительное состояние задевают гордость и самолюбие, делая угрюмым и замкнутым. Любая помощь со стороны мгновенно им опровергается, ведь это унижает его достоинство и нарушает независимость.

Чтобы как-то выжить он вынужден ходить к старухе-процентщице, живущей по соседству, и закладывать у неё последние ценные вещи за сущие копейки. Постепенно в его измученном проблемами выживания мозгу возникает идея разделения всех людей на самых обычных и имеющих право делать все что им вздумается. Находясь под влиянием своей непомерной гордыни и самолюбия, Раскольников приходит к мысли о своей избранности и великом предназначении. Он решает убить и ограбить старуху-процентщицу, которая стала для него воплощением зла и страданий бедных людей, таким образом проверить правильность своей идеи и сделать свой вклад в лучшее будущее для себя и своей семьи.

Пережив долгие и мучительные колебания, Раскольников все же выполняет задуманное. Убивает процентщицу Алену Ивановну, а заодно и её убогую сестру Лизавету, ставшую невольно свидетельницей жесткого преступления. Находясь в ужасном состоянии после содеянного, Раскольников понимает что он не смог стать «суперчеловеком», как хотел, и даже не может забрать деньги, которые ранее планировал украсть у «гадкой старушонки», как он её называет.

(В своей каморке Раскольникова преследуют душевные терзания )

Понимая, что его теория не «работает», Раскольников впадет в тяжелые душевные терзания, его преследуют страх разоблачения, страшные воспоминания и пролитой крови, ощущение полной безвыходности и одиночества. Он приходит к пониманию того, что его поступок был абсолютно бессмысленным и принес горе и ему, и всем окружающим. И все таки Родион не раскаивается в содеянном, ему противно и тошно то, что он не доказал свою теорию. Мучаясь и страдая, он воспринимает это как удел сильных людей, которые в состоянии выдержать такие испытания, однако он еще не понимает, что уже начинает раскаиваться и нуждается в прощении и понимании.

Только повстречав на своем жизненном пути кроткую и искреннюю Соню Мармеладову, которая тоже находится в трудном и бедственном положении, он открывается ей и признается в содеянном преступлении. Так начинается возрождение почти уже мертвой души Раскольникова, он возвращается к добру и свету, обретает Бога. Не с первого раза, но все же Родион публично признается в совершенном преступлении и отправляется на каторгу.

Образ главного героя в произведении

Сюжет романа был задуман Федором Достоевским, когда он сам отбывал каторгу за свои политические убеждения, и находился в тяжелом состоянии морального разложения и деградации. Там он встретил личностей, покоривших его силой духа и необычными судьбами, именно их духовный опыт и стал основой для написания будущего шедевра мировой классической литературы.

Образ главного героя Раскольникова имел реальные прототипы в жизни, это молодой москвич Герасим Чистов, который убил топором двух женщин и ограбил их, и второй - француз Пьер-Франсуа Ласенер, называвший себя «жертвой общества» и не видящий в своих преступлениях ничего плохого. Идея «сверхчеловека», как и разделение людей на серые массы и имеющих право совершать любые поступки, даже убийство, позаимствована Достоевским из книги Наполеона «Жизнь Юлия Цезаря».

(Сознавшись в преступлении Раскольников отбывает на каторгу )

Судьба главного героя Раскольникова взята Достоевским как пример для всех окружающих, для осознания нами основной проблемы всего человечества на протяжении всей истории его существования. Никакие преступления не могут остаться безнаказанными, жизнь все расставит по своим местам и окажется намного умнее и изобретательные нас, каждому воздастся по его заслугам.

Сквозь нравственные мучения и психологические испытания Достоевский поднимает морально-этические проблемы общества, еще раз доказывает всем нам актуальность и жизненную важность христианских принципов и норм. Роман отличается глубоким философским и религиозным смыслом, написанный более ста пятидесяти лет назад, и в наше смутное время до сих пор актуален, ведь он указывает нам путь к возрождению материально-духовных ценностей.