Под конвертируемостью (обратимостью) валюты понимается беспрепятственный обмен национальной валюты на иностранные валюты и обратно без прямого вмешательства государства в процесс обмена.

Конвертируемость валют как бы нейтрализует влияние национальных границ на движение товаров и услуг в масштабах мирового рынка, на международное перемещение капиталов. Экспортеру, реализующему продукцию за границей с оплатой в валюте импортера или в валюте третьей страны, таким путем обеспечивается возможность превратить полученную выручку в собственные национальные деньги, что необходимо для поддержания нормального кругооборота его средств внутри страны. Аналогично решаются вопросы расчетов для импортера: под действием механизма обратимости осуществляется обмен его национальной валюты на иностранную, используемую как средство платежа.

Различают следующие виды обратимости (конвертируемости):

  • 1) полная и частичная;
  • 2) внешняя и внутренняя.

Конвертируемость валюты считается полной, если она распространяется на все виды внешнеэкономических сделок и на все категории юридических и физических лиц.

При частичной конвертируемости ее режим распространяется на какие-то виды внешнеэкономических сделок (например, на сделки по текущим операциям) либо на какие-то категории владельцев национальной валюты.

В зависимости от национальной принадлежности, точнее, от места постоянного проживания и деятельности владельца валюты обратимость может быть внешней и внутренней. При внешней обратимости обмен национальной валюты на иностранную предоставляется только иностранцам. Граждане и юридические лица этой страны подобным правом не обладают.

Как показывает мировой опыт, переход к конвертируемости обычно начинается именно с введения внешней обратимости. Это связано с тем, что внешняя обратимость стимулирует активность иностранных инвесторов, поскольку дает свободу при вывозе полученных прибылей и репатриации ввезенных капиталов; складывается более или менее устойчивый спрос на национальную валюту со стороны нерезидентов, что благоприятно воздействует на валютный курс и валютное положение страны. Кроме того, создается и укрепляется престиж национальной валюты в глазах мировой общественности. Вместе с тем установление и поддержание подобной ограниченной формы обратимости требует значительно меньших экономических и финансовых преобразований и валютных издержек, поскольку контингент нерезидентов обычно невелик по сравнению с отечественными собственниками валюты.

Внутренняя конвертируемость валюты означает, что правом обмена национальных денежных единиц на иностранные валюты обладают только резиденты данной страны, нерезиденты такого права не имеют.

Обратимость валюты - это не чисто техническая категория возможности ее обмена. Нельзя просто объявить, что такая-то национальная валюта относится к разряду конвертируемых валют. По сути, это особый характер связи между национальным и мировым хозяйством, глубокое интегрирование первого во второе. Конвертируемость валюты предполагает наличие в стране следующих необходимых условий:

рыночная форма хозяйства, глубоко интегрированная в мировую экономику на конкурентной основе;

определенный уровень сбалансированности и стабильности (внутренних и внешних факторов производства и обмена, создающих условия для поступательного развития экономики;

наличие в стране организационно-технического и юридических механизмов конвертируемости, т.е. законов, регламентирующих функционирование валютного рынка, соответствующих институтов, регулирующих валютный рынок, и т.п.

Обратимость национальной валюты обеспечивает стране следующие долгосрочные выгоды от участия в многосторонней мировой системе торговли и расчетов: финансовый политика валюта конвертируемость

дает возможность свободного выбора производителями и потребителями наиболее выгодных рынков сбыта и закупок внутри страны и за рубежом в каждый момент времени;

расширяет возможности привлекать иностранные инвестиции и осуществлять инвестиции за рубежом;

стимулирует воздействие иностранной конкуренции на эффективность, гибкость и приспособляемость предприятий к меняющимся условиям;

способствует подтягиванию национального производства до международных стандартов по ценам, издержкам и качеству;

создает возможность для международных расчетов в национальной валюте.

По степени конвертируемости различают следующие виды валют:

  • 1) свободно конвертируемую (резервную);
  • 2) частично конвертируемую;
  • 3) замкнутую (неконвертируемую).

Свободно конвертируемая валюта - валюта, свободно и неограниченно обмениваемая на другие иностранные валюты. Она обладает полной внешней и внутренней обратимостью, т.е. одинаковыми режимами обмена. Сфера обмена свободно конвертируемой валюты распространяется на текущие операции (внешнеторговый оборот, неторговые платежи, туризм и др.), а также на операции по движению внешних кредитов или заграничных инвестиций.

В современном мире лишь ограниченное число стран имеют полностью конвертируемые валюты: США, Великобритания, ФРГ, Япония, Канада, Дания, Нидерланды, Австрия, Новая Зеландия, Саудовская Аравия, Кувейт, ОАЭ, Оман, Малайзия, Сингапур, Гонконг, Бахрейн, Сейшельские острова. Это преимущественно либо крупнейшие индустриальные страны, либо основные нефтеэкспортеры, либо страны с развитой и очень открытой экономикой. С переходом к Ямайской валютной системе (1976-1978) в измененном Уставе МВФ термин «конвертируемая валюта» заменен новым понятием «свободно используемая валюта», т.е. валюта, широко применяемая в международных расчетах и операциях мировых валютных рынков. В настоящее время, как считает МВФ, к этой категории относятся доллар, евро, иена и фут стерлингов.

Особой категорией свободно конвертируемой валюты является резервная (ключевая) валюта, которая выполняет функции международного не только платежного, но и резервного средства. В такой валюте центральные банки других стран накапливают и хранят резервы средств для международных расчетов. Резервная (ключевая) валюта служит базой определения валютного паритета и валютного курса для других стран, широко используется для валютной интервенции с целью регулирования курса валют. К числу таких валют относятся прежде всего доллар, евро, иена, которые составляют около 90% мировых валютных резервов. Для превращения национальной валюты в резервную страна-эмитент должна занимать ведущие позиции в мировом производстве, внешней торговле, валютно-финансовых отношениях, обладать развитой банковской и страховой системами, рынком ссудных капиталов.

Что касается частично конвертируемой валюты, то, как мы уже говорили, частичная обратимость - это нераспространение на какие-то отрасли внешнеэкономической деятельности или на некоторые категории владельцев валюты режима конвертируемости. Обратимость может иметь и региональный характер, ограничиваясь определенным кругом стран, валютно-экономическими группировками (например, в валютной группировке - зоне евро). Из режимов частичной обратимости наибольшее распространение имеет вариант, при котором свободный обмен национальной валюты на иностранную разрешается только для текущих операций и не допускается по сделкам, связанным с заграничными инвестициями и другими формами международного движения капиталов. По правилам МВФ, для достижения валютой статуса обратимости (конвертируемости) достаточно, чтобы страна эмитент этой денежной единицы не применяла валютные ограничения при платежах по текущим операциям, не имеющим целью перевод капиталов. К таким платежам относятся все платежи по внешней торговле и услугам, платежи по погашению займов и процентов по ним, перевод прибылей по инвестициям, денежные переводы некоммерческого характера, в том числе на «бытовые семейные расходы».

В странах с частично конвертируемой валютой государство использует валютные ограничения: законодательное или административное запрещение, лимитирование и регламентацию операций резидентов и нерезидентов с валютой и другими валютными ценностями. Такие ограничения являются частью валютного контроля государства и закрепляются валютным законодательством.

Замкнутая (неконвертируемая) валюта - национальная валюта, которая имеет хождение только в пределах одной страны и не обменивается на другие иностранные валюты. К замкнутым относятся валюты стран, применяющих различные ограничения и запреты на вывоз и ввоз, продажу, покупку и обмен национальной и иностранной валюты. Замкнутыми являются национальные валюты большинства развивающихся стран.

Остановимся на вопросе конвертируемости рубля. Россия ввела конвертируемость рубля с самого начала осуществления рыночных преобразований. Юридической основой такого шага послужил Указ Президента РСФСР от 15 ноября 1991 г. «О либерализации внешнеэкономической деятельности на территории РСФСР». Юридические и физические лица получили право покупать и продавать иностранную валюту на рубли по рыночному курсу, владеть и распоряжаться этой валютой. Вслед за Россией и другие страны бывшего СССР (одни раньше, другие позже) также объявили свои денежные единицы конвертируемыми.

В связи с тяжелым экономическим положением России и других государств СНГ они применили режим внутренней конвертируемости своих валют, который распространялся только на текущие операции. А на валютные операции, связанные с движением капиталов как резидентов, так и нерезидентов, на ограничения.

Значительное снижение темпов инфляции на протяжении 1995-1996 гг., ограничение колебаний валютного курса в результате установления валютного коридора, увеличение объемов золотовалютных резервов позволили расширить сферу конвертируемости рубля. В результате Россия с июня 1996 г. не без нажима со стороны МВФ распространила режим конвертируемости рубля по текущим операциям и на нерезидентов. Следовательно, российский рубль - частично обратимая валюта. Ее обратимость распространяется на внешнеэкономическую деятельность по текущим операциям.

Что касается движения капиталов и кредитов, то основной формой их регулирования по-прежнему остаются прямые ограничения операций с иностранной валютой. Российские резиденты имеют возможность открывать банковские счета и получать валютные кредиты (на срок свыше 90 дней), приобретать ценные бумаги и недвижимость за границей только с разрешения Центрального банка как главного органа валютного контроля.

Достижение полной конвертируемости рубля - стратегическая задача российской экономики.

Тест 44. Внешняя конвертируемость валюты

А. Свободный размен валюты на операции движения капиталов;

Б. Установление обратимости национальной валюты в иностранную валюту;

В. Предполагает официально разрешенный валютный обмен;

Г. Означает узаконенный выход национальной валюты на мировую арену.

Тест 45. Главной причиной возникновения параллельного обращения валют на внутреннем рынке является

А. Низкая инфляция;

Б. Трансферты;

В. Высокая инфляция;

Г. Купля-продажа ценных бумаг.

Тест 46. Выделяют этапы установления внешней конвертируемости валюты

В. Четыре;

Тест 47. Долларизация параллельного обращения валют

А. Использование иностранной валюты только в качестве средства обращения;

Б. Использование иностранной валюты в качестве единицы расчета;

В. Использование иностранной валюты на внешнем рынке страны;

Г. Использование иностранной валюты в качестве средства обращения, единицы расчета и средства сбережения.

Тест 48. Свободно конвертируемые валюты – это

А. Валюты тех стран, где полностью отменены валютные ограничения как для резидентов, так и для нерезидентов;

Б. Валюта стран, где валютные ограничения отменены не по всем валютным операциям;

В. Валюта стран, где для резидентов сохраняются валютные ограничения;

полная конвертируемость -отсутствие ограничений на свободный обмен национальной валюты на иностранные и, наоборот, иностранных валют на национальную

частичная конвертируемость- конвертируемость валюты только для отдельных категорий экономических агентов или видов внешнеэкономических операций.

внешняя конвертируемость - свобода обмена национальной валюты для использования в любых международных платежах (включая расчеты между нерезидентами через иностранные банки);
внутренняя конвертируемость - свобода обмена национальной валюты внутри страны для обеспечения внешнеэкономических расчетов резидентов страны с нерезидентами;
Под полной конвертируемостью денежной единицы понимается свободный двусторонний обмен ее на иностранные валюты без ограничений. Конвертируемость только для отдельных категорий экономических агентов и/или видов внешнеэкономических операций является частичной. Частичная конвертируемость рубля введена в России с 1992 года. Это внутренняя конвертируемость - по экспортно-импортным операциям для резидентов. Обмен рублей на иностранные валюты (и наоборот) для других целей осуществлялся с ограничениями. Они постепенно ослаблялись, в первую очередь по текущим операциям.
В 1996 году Россия приняла на себя обязательства по статье VIII Соглашения МВФ, включая раздел 2(а), согласно которому "ни одно государство - член МВФ не налагает ограничений на производство платежей и переводов по текущим международным операциям без утверждения Фондом". Статью VIII подписали уже около 160 стран. Тем не менее многие из них сохраняют валютные ограничения по операциям движения капитала и отдельным видам текущих операций. В России часть экспортной выручки подлежит обязательной продаже, хотя ее норматив снижен с 75 процентов уже до 10 процентов, а с 2007 года она отменена.
В 2004 году с принятием нового Закона "О валютном регулировании и валютном контроле" введен уведомительный порядок осуществления операций движения капитала в иностранной валюте вместо разрешительного. Уже все резиденты получили с 2005 года право открывать без ограничений счета в иностранной валюте в зарубежных банках. С 2007 года отменилось регулирование валютных операций движения капитала. Однако рубль не станет внешнеконвертируемым, так как сохранятся ограничения на валютные операции с рублями для нерезидентов.
В отличие от Западной Европы Россия сначала ввела внутреннюю конвертируемость рубля в ходе либерализации внешней торговли. Внешняя конвертируемость не вводилась, чтобы иностранцы не скупили "по дешевке" российские предприятия в ходе приватизации. Но многие государства начинали именно с внешней конвертируемости своей валюты. Она необходима для придания иностранным инвесторам уверенности в возможности вывоза вложенного капитала и прибылей из страны, конвертировав полученные рубли на валютном рынке. Таким образом, внешняя конвертируемость - это первый шаг на пути к полной конвертируемости, а внутренняя конвертируемость - второй.



Де-факто полностью конвертируемый рубль нескоро станет СКВ для широкого использования в международных текущих и капитальных операциях. Для этого должны существовать ликвидный мировой рынок данной валюты и эффективная система расчетов и платежей в рублях. Пока ликвидным является лишь внутренний валютный рынок России, среднедневной оборот которого - миллиарды долларов.
Но поскольку от неполной конвертируемости национальной валюты российские предприятия несут существенные убытки (главным образом в отношениях со странами СНГ и "третьего мира"), можно нацелить активность экономических агентов на создание международной системы платежей в рублях.

Предпосылки и сущность международной экономической интеграции.

М/н экономическая интеграция (МЭИ) – процесс экономического взаимодействия страны, приводящий к сближению хозяйствующих механизмов, принимающий форму межгосударственных соглашений и согласованно регулируемый межгосударственными органами.

Предпосылки МЭИ:

Близость экономически развитых стран и степени зрелости: интеграция между развитыми, развивающимися и странами с переходной экономикой

Географическая близость, сложившихся экономических связей

Общность экономических и иных проблем

Демонстрационный эффект

Эффект «домино»

Основные цели интеграционных объединений:

1. Использование преимущественно экономики масштаба

2. Создание благоприятной внешней экономической среды

3. Решение задач торговой политики

4. Содействие структурной перестройке экономик

Основные этапы экономической интеграции:

I. Заключение преференциальных торговых соглашений, соглашений об ассоциации и торговом сотрудничестве

II. Создание зоны свободной торговли. Предусматривается:

· Несокращение, отмена таможенных тарифов во взаимной торговле, но сохранение национальных таможенных тарифов в отношении третьих стран

· Полная свобода действий в экономической связи с третьими странами

· Сохранение таможенных границ и барьеров

III. Таможенный союз

· Введение общего таможенного тарифа и единой системы нетарифного регулирования торговли по отношению к третьим странам

· Упразднение внутренних таможенных границ

· Полная свобода перемещения товаров и услуг

· Создание систем межгосударственных органов

IV. Общий рынок:

· Свобода перемещения товаров, услуг и факторов производства (капитал и рабочая сила)

· Межгосударственные перемещения

· Высокий уровень межгосударственной системы координации экономической политики

V. Экономический союз:

· Координационная макроэкономическая политика, унификация законодательства в банковской, страховой, бюджетной сферах

· Образование надгосударственных органов, способных принимать решения от всего экономического союза

VI. Валютный политический союз:

· Проведение единой экономической политики

· Использование единой валюты

· Наднациональные органы урегулирования

· Подготовка к образованию м/н конфедерации

Примеры интеграционных объединений

L ЕС - Европейский союз (27 государств)

L НАФТА – Северо-Американская зона свободной торговли (США, Мексика, Канада)

L МЕРКОСУР – Общий рынок стран Южного конуса (Аргентина, Бразилия, Уругвай, Парагвай)

L АСЕАН - Ассоциация стран Юго-Восточной Азии (Сингапур, Малайзия, Индонезия, Тайланд, Бруней, Филиппины)

L Союз Арабского Магриса (Алжир, Ливия, Мавритания, Марокко, Тунис)

Экспорт и импорт интеграционных объединений (млн. долл.) Евро зона (с 2002 г.):

L Австрия, Бельгия, Финляндия, Франция, Германия, Греция, Ирландия, Италия, Люксембург, Нидерланды, Португалия, Испания

Основные виды современных интеграционных объединений и их влияние на развитие МЭ.

Количество торговых объединений по регионам

Виды интеграционных объединений

Формальная интеграция

- зона свободной торговли

- таможенный союз

Реальная интеграция

l - экономический союз

l - полная интеграция с общей валютой и органами наднационального регулирования (валютный союз)

ЕС - Европейский союз (27 государств)

НАФТА – Северо-Американская зона свободной торговли (США, Мексика, Канада)

МЕРКОСУР – Общий рынок стран Южного конуса (Аргентина, Бразилия, Уругвай, Парагвай)

АСЕАН - Ассоциация стран Юго-Восточной Азии (Сингапур, Малайзия, Индонезия, Тайланд, Бруней, Филиппины)

Союз Арабского Магриса (Алжир, Ливия, Мавритания, Марокко, Тунис)

Евро зона (с 2002 г.)- Австрия, Бельгия, Финляндия, Франция, Германия, Греция, Ирландия, Италия, Люксембург, Нидерланды, Португалия, Испания

Европе́йский сою́з (Евросою́з , ЕС ) - экономическое и политическое объединение 27 европейских государств, подписавших Договор о Европейском союзе (Маастрихтский договор). ЕС - международное образование, сочетающее признаки международной организации и государства, однако формально он не является ни тем, ни другим. Союз является субъектом международного публичного права, имеет полномочия на участие в международных отношениях и играет в них большую роль.

Главным новшеством, связанным с созданием Европейского союза, по сравнению с другими международными образованиями, является то, что члены Союза отказались от определённой части национального Основные события в истории углубления интеграции ЕС

  • 1951 - Парижский договор и создание Европейского объединения угля и стали (ЕОУС).
  • 1957 - Римский договор и создание Европейского экономического сообщества (ЕЭС) и Евратома.
  • 1965 - договор о слиянии, в результате которого был создан единый Совет и единая Комиссия для трёх европейских сообществ ЕОУС, ЕЭС и Евратома.
  • 1973 - первое расширение ЕЭС (присоединились Дания, Ирландия, Великобритания).
  • 1978 - создание Европейской Валютной Системы.
  • 1979 - первые всенародные выборы в Европейский парламент.
  • 1981 - второе расширение ЕЭС (присоединилась Греция).
  • 1985 - подписание Шенгенского соглашения.
  • 1986 - третье расширение ЕЭС (присоединились Испания и Португалия).
  • 1986 - Единый европейский акт - первое существенное изменение учредительных договоров ЕС.
  • 1992 - Маастрихтский договор и создание на основе Европейского Экономического Сообщества Европейского союза.
  • 1995 - четвёртое расширение (присоединение Австрии, Финляндии и Швеции к ЕС).
  • 1999 - введение единой европейской валюты - евро (в наличном обращении с 2002).
  • 2004 - пятое расширение (присоединение Чехии, Венгрии, Польши, Словакии, Словении, Эстонии, Латвии, Литвы, Кипра, Мальты).
  • 2004 - подписание Конституции ЕС (в силу не вступила).
  • 2007 - подписание Договора о реформировании в Лиссабоне.
  • 2007 - шестое расширение ЕС (присоединение Болгарии и Румынии. Отмечается 50-летний юбилей создания ЕЭС.
  • 19 ноября 2009 - избран первый постоянный председатель Европейского совета.
  • 1 декабря 2009 - вступление в силу Лиссабонского договора, согласно которому Евросоюз становится правосубъектным.

В настоящее время действуют три соглашения, предполагающие разную степень интеграции внутри Евросоюза: членство в ЕС, членство в зоне евро и участие в Шенгенском соглашении. Членство в ЕС не обязательно влечёт за собой участие в Шенгенском соглашении. Не все страны-члены ЕС входят в зону евро. Примеры разной степени интеграции:

  • Великобритания и Ирландия подписали Шенгенское соглашение на условиях ограниченного членства. Великобритания также не сочла нужным вступать в зону евро.
  • Дания и Швеция в ходе референдумов также решили сохранить национальные валюты.
  • Норвегия, Исландия и Швейцария не являются членами ЕС, однако входят в Шенгенскую зону.
  • Черногория и Республика Косово не являются ни членами ЕС, ни участниками Шенгенского соглашения, однако евро является официальным платежным средством в этих странах.

суверенитета ради создания политического объединения с единой структурой.

Североамериканская зона свободной торговли (НАФТА)

Наиболее развитой интеграционной группировкой на американском континенте является Североамериканская зона свободной торговли (“North American Free Trade Area” – НАФТА), образованная в январе 1994 года США, Канадой и Мексикой. НАФТА представляет собой в настоящее время крупнейшую в мире региональную зону свободной торговли, с населением в 406 млн. человек и совокупным валовым продуктом в размере 10,3 триллиона долларов. Соглашение о Североамериканской зоне свободной торговли содержит комплекс договоренностей, распространяющихся помимо торговли на сферу услуг и инвестиций, и впервые объединяет промышленно развитые государства и развивающуюся страну.
Создание зоны свободно торговли в североамериканском регионе было обусловлено рядом факторов:

o географической близостью стран-участниц и элементами взаимодополняемости структур национальных экономик;

o тесными торговыми связями между ними и расширяющимся производственным кооперированием; в-третьих, растущей сетью подконтрольных предприятий американских ТНК в Канаде и Мексике и Канадских ТНК в США;

o усилением позиций ЕС, Японии и новых индустриальных стран на мировом рынке.

Основной целью НАФТА явилось снятие барьеров на торговлю товарами между странами-участницами. Половина барьерных ограничений была снята сразу же, остальные снимались постепенно в течение 14 лет.

Такое соглашение стало расширенным вариантом торгового соглашения 1989 г. между Канадой и США.

В отличие от Европейского союза, НАФТА не ставила своей целью создание межгосударственных административных органов или разработку нового законодательства. НАФТА является лишь международным торговым соглашением в рамках международного права.

Цели НАФТА:

  • устранение таможенных и паспортных барьеров и стимулирование движения товаров и услуг между странами-участницами соглашения;
  • создание и поддержание условия для справедливой конкуренции в зоне свободной торговли;
  • привлечение инвестиций в страны-члены соглашения;
  • обеспечение должной и эффективной защиты и охраны прав интеллектуальной собственности;
  • создание действенных механизмов внедрения и использования Соглашения, совместного решения споров и управления;
  • создание базы для будущей трёхсторонней, региональной и международной кооперации в целях расширения и улучшения Соглашения;
  • создание единого континентального рынка.

Структура

  • Комиссия по свободной торговле
  • Секретариат:

МЕРКОСУР - общий рынок стран Южной Америки. МЕРКОСУР объединяет 250 млн человек и более 75 % совокупного ВВП континента.

В него входят Аргентина, Бразилия, Парагвай, Уругвай и Венесуэла (с июля 2006 начата процедура вступления, между тем до настоящего времени парламенты не всех членов союза дали свое согласие на принятие Венесуэлы в члены) а в качестве ассоциированных членов - Чили, Боливия, Колумбия, Эквадор и Название организации происходит от испанского Mercado Común del Sur, что означает «Южноамериканский общий рынок». Первым шагом к созданию объединённого рынка послужило соглашение о свободной торговле, подписанное Аргентиной и Бразилией в 1986 г. В 1990 г. к этому соглашению присоединились Парагвай и Уругвай.

В нынешним виде блок был создан 26 марта 1991 года в ходе первой встречи президентов Аргентины, Бразилии, Парагвая и Уругвая, состоявшейся в Асунсьоне. По окончании встречи был подписан Асунсьонский договор - основной документ, который определил механизмы, структуру таможенного союза и общего рынка четырёх государств и его задачи.

Основными административными органами объединения являются Совет общего рынка, Группа общего рынка, Комиссия по торговле, Совместная парламентская комиссия, Социально-экономический консультативный форум и Административный секретариат. В первых четырёх работа ведётся на межправительственном уровне. Также под эгидой Центрального банка Бразилии действует Подгруппа по финансовым соглашениям, в рамках которой согласовываются вопросы банковского надзора, унификации банковского и фондового законодательства, борьбы с отмыванием нелегальных доходов и т.д.

Основной принцип деятельности высших органов Меркосур - консенсус. Идея создания какой-либо наднациональной структуры по примеру Европейского союза не получила поддержки.

С 1 января 1995 в соответствии с Соглашением Оуро Прето, подписанным в 1994, Меркосур перешёл на более высокий интеграционный уровень: от зоны свободной торговли к таможенному союзу. Во внутризональной торговле для всех участников вводится единый внешний таможенный тариф (ЕВТТ) на продукцию, ввозимую из третьих стран (ставка импортных пошлин для разных товаров колеблется от 0 до 20 %).

Первая встреча Россия-МЕРКОСУР состоялась в декабре 2000 года. В апреле 2004 года в Буэнос-Айресе состоялся первый раунд двусторонних консультаций.

ЕВРОПЕЙСКАЯ АССОЦИАЦИЯ СВОБОДНОЙ ТОРГОВЛИ (ЕАСТ) - региональная экономическая группировка из шести западно-европейских стран (Австрия, Исландия, Норвегия, Финляндия, Швейцария, Швеция). Образована в 1960 г. на основе Стокгольмской конвенции, состав стран-участниц меняется. Основу ЕАСТ составляет зона свободной торговли: во взаимной торговле отменены таможенные пошлины и количественные ограничения, однако единый внешний тариф отсутствует; каждое государство проводит самостоятельную торговую политику по отношению к третьим странам, и товары из этих стран не могут свободно перемещаться внутри ЕАСТ (кроме промышленных товаров из ЕС, так как ЕС имеет со всеми членами ЕАСТ соглашениях о создании зоны свободной торговли промышленными товарами). Высший руководящий консультационный орган - Совет, в котором каждая страна имеет один голос.

Страны-члены

Непосредственно образующими государствами являлись Индонезия, Малайзия, Сингапур, Таиланд и Филиппины. Позже присоединились Бруней-Даруссалам (7 января 1984 г., через 6 дней после обретения независимости), Вьетнам, (28 июля 1995 г.), Лаос и Мьянма (23 июля 1997 г.), Камбоджа (30 апреля 1999 г.). На данный момент, статус наблюдателя имеет Папуа-Новая Гвинея. В 2002 году заявку на получение статуса наблюдателя подал Восточный Тимор .

Население стран-членов АСЕАН составляет около 500 млн человек, общая площадь 4,5 млн км 2 , их совокупный ВВП достигает около 737 млрд долларов США.

Цели АСЕАН

В соответствии с Бангкокской декларацией, целями организации являются: «(I) ускорение экономического развития стран, социального прогресса и культурного развития в регионе посредством совместного устремления… в укреплении фундамента для процветающего и мирного сообщества стран Юго-Восточной Азии, а также (II) установление мира и стабильности в регионе… через… приверженность принципам Устава ООН».

Союз арабского Магриба - Алжир, Ливия, Мавритания, Марокко, Тунис. Панарабская организация, направленная на экономическое и политическое единство в Северной Африке. Идея создания союза появилась вместе с получением независимости Тунисом и Марокко в 1958 г. Соглашение о создании союза было заключено в 1989 г. Председателем совета поочередно становится каждая страна.

Все государства являются членами Лиги арабских государств, и, за исключением Марокко, Африканского союза. С точки зрения экономической интеграции договор о создании предусматривал создание зоны свободной торговли, затем таможенного союза. Доля взаимной торговли в общем объеме внешней торговли менее 10 %.

Еврозо́на - понятие, обозначающее 16 стран Европейского союза, официальной валютой которых является евро. Эти государства имеют право выпускать монеты и банкноты, номинированные в евро. Европейский центральный банк отвечает за денежно-кредитную политику стран еврозоны.

Валюта евро в 1999 году была введена в безналичное обращение как параллельная валюта в странах экономического и валютного союза ЕС. В 1999 году 11 из 15 стран Европейского союза удовлетворили маастрихтским критериям и образовали еврозону с официальным запуском евро в безналичное обращение 1 января 1999 года. Греция стала соответствовать этим критериям в 2000 году и была принята 1 января 2001 года. Реальные монеты и банкноты были введены в обращение 1 января 2002 года. Словения стала соответствовать критериям в 2006 и вошла в еврозону 1 января 2007 года. Кипр и Мальта прошли процедуру согласования в 2007 и вступили в еврозону 1 января 2008 года. Словакия вступила в еврозону 1 января 2009 года. На данный момент в её состав входят 16 стран-членов с более чем 320 миллионами жителей.

Еврогруппа

Министры финансов стран-членов ЕС, использующих евро, встречаются за день до заседания Совета по экономическим и финансовым вопросам Совета Европейского содружества. По закону, эта группа, в просторечии именуемой «Еврогруппой», не является официальной структурой Совета Евросоюза. В сентябре 2004 г. Еврогруппа решила, она должна иметь постоянного президента, назначаемого на двухлетний срок (с принятием Лиссабонского договора - на срок 2,5 года). Жан-Клод Жанкер - премьер-министр и министр финансов Люксембурга - был назначен первым президентом Еврогруппы, получив мандат 1 января 2005 года по 31 декабря 2006, и был назначен на второй срок в сентябре 2006 года.

Экономика

Сравнение еврозоны с другими экономиками, все данные по состоянию на 2006 год.

Конвертируемость или обратимость национальной денежной единицы – это возможность для участников внешнеэкономических сделок легально обменивать ее на иностранную валюту и обратно без вмешательства государства в процесс обмена.

Степень конвертируемости обратно пропорциональна объему и жесткости практикуемых в стране валютных ограничений. Ограничения – это действия офииальных властей, ведущие к сужению возможностей, повышению издержек, появлению затяжек в осуществлении валютного обмена.

Обратимость может быть внешней или внутренней. Внешняя обратимость – конвертируемость – это полная свобода обмена заработанных в данной стране денег для расчетов с заграницей только для нерезидентов, а резиденты не обладают этой свободой. Это стимулирует активность иностранных инвесторов; при этом складывается устойчивый спрос на данную валюту, что улучшает валютное насыщение страны, укрепляется престиж страны, меньше происходит экономических и финансовых преобразований, а также уменьшаются валютные издержки. Внутренняя обратимость – это свобода обмена только для резидента, нерезиденты ею не обладают.

Обратимость валют обеспечивает следующие долгосрочные выгоды для страны, где она применяется:

1) свобода выбора наиболее выгодных рынков сбыта и закупок;

2) расширение возможности привлечения иностранных инвестиций и осуществления инвестиций за рубежом;

3) стимулирование воздействия иностранной конкуренции на деятельность предприятий;

4) подтягивание национального производства к международным стандартам;

5) возможность осуществления международных расчетов в национальной валюте;

6) специализация промышленного производства, что приводит к увеличению эффективности.

Конвертируемость требует рыночной системы хозяйствования, которая должна быть зрелой для противостояния иностранным конкурентам.

По степени конвертируемости различают следующие виды валют:

1) свободно конвертируемая (резервная) валюта;

2) частично конвертируемая валюта;

3) замкнутая валюта;

4) валюта для клиринговых расчетов.

Свободно конвертируемая – это валюта свободно и неограниченно обмениваемая на другие иностранные валюты. Она обладает внешней и внутренней конвертируемостью. Имеют свободно конвертируемую валюту США, Великобритания, ФРГ, Япония, Канада, Дания, Нидерланды, Австрия, Новая Зеландия, Саудовская Аравия, Кувейт, ОАО, Оман, Малайзия, Сингапур, Гонконг, Бахрейн, Кирибати, Сейшельские острова. Даже Франция и Италия не достигли полной обратимости (до входа в зону евро). Свободно конвертируемая – это резервная валюта, т.к. в такой валюте центральные банки других стран накапливают и хранят резервы для международных расчетов. В международный валютный резерв входят: доллар, фунт стерлингов, швейцарские франки, иена, немецкая марка (евро); с помощью этих валют формируется 100% мировых валютных резервов. Страна-эмитент этих денег пользуется, так называемым, неоплачиваемым импортом товаров и услуг: она может иметь пассивный баланс, т.к. разрыв оплачивается в национальной валюте.

Использование валюты как средства международных платежей сопровождается накоплением средств иностранцев в банках страны-эмитента. По экономическому содержанию это явление есть как бы получение бессрочного кредита из-за границы.

При классическом золотом стандарте проблема обратимости не существовала. Положение кардинальным образом изменилось в связи с процессом демонетизации золота; современные деньги имеют кредитный характер и проблема конвертируемости – это проблема свободного обмена одних кредитных обязательств на другие.

Частично конвертируемая валюта – это национальная валюта страны, в которой применяются валютные ограничения для резидентов по отдельным видам обменных операций, например разрешается обмен для текущих операций и запрещается для международных операций. Чтобы быть свободно конвертируемой, страна-эмитент не должна применять ограничения к текущим сделкам во внешней торговле. Официальное запрещение свободно распоряжаться средствами на счетах в банках называется блокированием. В странах с частично конвертируемой валютой используются валютные ограничения, которые преследуют следующие цели:

1) выравнивание платежного баланса;

2) поддержание валютного курса;

3) концентрация валютных ценностей в руках государства.

Различают следующие формы валютных ограничений:

1) по текущим операциям валютного баланса;

2) по финансовым операциям.

В свою очередь, по текущим операциям валютного (платежного) баланса практикуют следующие виды валютных ограничений:

1) блокировка выручки иностранных экспортеров от продажи товаров в этой стране;

2) ограничения продажи иностранной валюты импортерам;

3) ограничения на форвардные покупки импортерами иностранной валюты;

6) регулирование сроков платежей по импорту и экспорту;

7) множественность валютных курсов;

8) деформированные курсовые соотношения валют по разным видам операций, товарным группам и расчетам.

Основная причина валютных ограничений – это нехватка валюты, давление внешней задолженности, расстройство платежных балансов.

Замкнутая (неконвертируемая) валюта – это национальная валюта, которая функционирует только в пределах одной страны и не обменивается на другие иностранные валюты. К ним относятся валюты, применяющие различные ограничения и запреты по ввозу, вывозу, продаже, покупке и обмену национальной и иностранной валюты, а также при использовании разного рода мер валютного регулирования с целью ограничения расчетов в иностранной валюте. Замкнутые валюты – это валюты развивающихся стран и стран СНГ.

Клиринговые валюты – это расчетные валютные единицы; в них ведутся счета в банках и операции между странами для зачета требований и обязательств, вытекающих из стоимостного равенства товарных поставок и оказанных услуг. Клиринговые валюты существуют только в виде бухгалтерских записей; клиринговые соглашения заключаются в следующих случаях:

– для выравнивания платежного баланса без затрат резервов;

– при необходимости получения льготного кредита от контрагента, имеющего активный платежный баланс;

– в качестве ответной меры на дискриминационные действия другого государства;

– для безвозвратного финансирования страной с активным платежным балансом страны с пассивным платежным балансом.

Впервые клиринговые платежи были осуществлены в период мирового экономического кризиса в 1931 г. Валютный клиринг включает обязательные элементы, которые присутствуют в межправительственных соглашениях:

– системы клиринговых счетов, открываемых в банках;

– объем клиринга;

– валюту клиринга – согласованную валюту расчетов;

– объем технического кредита – предельно допустимое сальдо задолженности, необходимое для бесперебойности расчетов и определяемое в виде процентов от поставок;

– системы выравнивания платежей;

– систему окончательного погашения сальдо по истечении срока межправительственного соглашения.