На сегодняшний день согласно статистическим данным, на территории Российской Федерации четверть населения – иностранные граждане, которые находятся на временном или постоянном проживании в России. Большинство иностранных граждан стремятся получить российское водительское удостоверение согласно установленного образца. Для указанной категории граждан на территории страны существуют определённые условия для совершения данной процедуры.

Как иностранцу получить российские водительские права?

Процедура получения российского водительского удостоверения иностранному гражданину ничем не отличается от процедуры получения прав лицу, которое имеет гражданство РФ. Для того чтобы иностранец осуществил действия для вождения автомобиля необходимо сдать соответствующие экзамены, которые разделены на три блока:

  • теоретическая часть;
  • практическая часть – сдача экзаменационного урока вождения на машине и специальной площадке, которую предоставляет автошкола;
  • езда в городе.

В первой части экзаменационного блока иностранному гражданину необходимо правильно ответить на 20 теоретических вопросов. Законодательная база РФ допускает не более 2 ошибок в теоретическом блоке экзаменационной сессии. Только после удачной сдачи теоретического блока, иностранного курсанта допускают к сдаче практической части. Практическая часть содержит в себе три упражнения, среди которых – вождение на площадке, в городе и эстакаде. Инструктор и экзаменатор не имеют право подсказывать курсанту на экзаменационной сессии.

Для того чтобы иностранцу получить российские права, необходимо пройти обучение в автошколе. Указанное образовательное учреждение может быть выбрано в зависимости от пожеланий иностранного гражданина.

Список необходимых документов

Для лиц, которые постоянно проживают на территории РФ необходимо предъявить гражданский паспорт, а также вид на жительство на территории Российской Федерации. Для иностранных граждан, которые проживают на территории РФ временно – необходимо предоставить гражданский паспорт и отметку о временной регистрации. В случае, если иностранный гражданин имеет статус беженца следует предоставить особый документ, который подтверждает указанный статус, а также медицинскую справку по форме 083. Национальные права иностранца – копия и оригинал, в обязательном порядке заверенная у нотариуса.

Оплата госпошлины

Иностранные граждане при получении водительских прав обязаны заплатить госпошлину в указанном размере, в зависимости от каждой конкретной ситуации:

  • за предоставление водительских прав иностранцу с видом на жительство – 800 руб;
  • временное разрешение водить автомобиль иностранному гражданину – 500 руб.

Размер госпошлины за получение водительских прав в России может быть изменен, в зависимости от региона, в котором проживает иностранный гражданин.


Что делать, если иностранец временно проживает в России?

В законодательной базе РФ выделен особый порядок получения водительского удостоверения, в случае, если иностранный гражданин временно находится на территории РФ. Таким образом, иностранец обязан самостоятельно пройти полный курс подготовки и сдать соответствующий экзамен, если у гражданина иной национальности имеются водительские права. Российские права действительны только лишь на тот промежуток времени, в течение которого действует временная регистрация на территории РФ. Если по каким – либо причинам, временная регистрация продлевается – иностранец имеет право подать соответствующее заявление в ГИБДД и после оплаты госпошлины, продлить срок водительского удостоверения.

Таким образом, для иностранцев, которые временно проживают на территории РФ возможно получить водительские права:

  • категории С, ВЕ, или ДЕ – прохождение теоретического и практического курса в автошколе обязательно;
  • категории А и В — самостоятельный курс обучения и сдача экзамена в автошколе. При желании возможно полное обучение теории и практики вождения.

Особенности получения прав при наличии вида на жительство в РФ

В случае, если у иностранца имеется вид на жительство на территории РФ, получить российские права возможно, предоставив следующий пакет документов:

  • заявление, согласно установленного образца с изложенной просьбой получить российское водительское удостоверение;
  • гражданский паспорт иностранца;
  • квитанция об уплате госпошлины;
  • копия и оригинал национальных водительских прав;
  • справка, выданная медицинским учреждением с указанной отметкой.

Иностранные граждане могут получить водительское удостоверение для работы или вождения личного транспортного средства практические на тех же основаниях, что и граждане РФ. Отличие здесь будет заключаться только в необходимости предоставления специфических документов, подтверждающих, что иностранец живёт и работает на территории России на законных основаниях. К таким документам относятся:

  1. Паспорт (своего государства) и вид на жительство с отметкой о регистрации, если иностранец проживает в РФ постоянно.
  2. Паспорт с отметкой о временной регистрации, если гражданин находится на территории РФ временно.
  3. Беженцам нужно представить справку, подтверждающую этот статус. Если статус только оформляется, справку заменяет свидетельство о рассмотрении заявления.
  4. При получении в РФ временного убежища – документ, подтверждающий этот статус.
  5. Для граждан, въехавших в РФ без визы, – миграционная карта, свой паспорт, уведомление о прибытии (отрывной корешок).

В остальном пакет документов будет таким же, как и для россиян. Вам нужно будет предоставить:

  1. Документ, подтверждающий личность и регистрацию (смотрите выше).
  2. Заявление, написанное от руки (образец можно найти в отделении ГИБДД, куда вы придёте подавать документы).
  3. Медицинскую справку.
  4. Документ о прохождении обучения в сертифицированной автошколе.
  5. В некоторых случаях – фотографии матовые 3х4. Иногда их делают непосредственно в ГИБДД.

Трудности, как правило, вызывает получение медицинской справки. Для того чтобы её оформить, нужно отправиться в любой медицинский центр (частный) или клинику по месту жительства. Быстрее и удобнее проходить обследование в специализированном медцентре. Здесь нужно обратиться в регистратуру и оформить карточку для медицинского освидетельствования. В карточке будут делать отметки врачи, на осмотр к которым вы приходите. Осмотр наркологом и психиатром осуществляется в нарко- и психдиспансере по месту регистрации. Остальными специалистами – в том медицинском центре или поликлинике, куда вы обратились. После прохождения всех врачей терапевт выдаст необходимую вам справку.

Описанный выше пакет документов нужно предоставить в ГИБДД по месту проживания или регистрации. Далее, если документы оформлены правильно, вам назначат дату проведения экзаменов. В случае отказа укажут конкретную причину или ошибку в документации.

Теоретический экзамен проводится устно или на компьютере. Вождение сдаётся на автодроме и в городе. Если экзамен сдан успешно, инспектор выдаст квитанцию для оплаты государственной пошлины. В 2018 году её размер – 2 000 рублей. Затем вы получаете удостоверение выбранной категории. Если вы проживаете на территории РФ постоянно, то срок его действия – 10 лет. Если временно ‒ оно выдаётся на период, соответствующий сроку проживания на территории РФ, но может продляться.

Что делать, если уже есть иностранные права?

Обратите внимание, что если у вас есть национальные права вашей страны, то для обычных туристических поездок вам не придётся получать российское водительское удостоверение. Оно обязательно потребуется только в том случае, если вы намерены работать по найму на автомобиле. Замена производится в МРЭО ГИБДД по месту регистрации после сдачи экзамена и предоставления стандартного набора документов. Единственное отличие ‒ вам не нужно обучаться в автошколе и предъявлять соответствующие справки. В остальном процедура будет такой же, как при получении прав впервые.

ДУШАНБЕ, 31 янв — Sputnik, Марина Чернышова-Мельник. В такси, общественном транспорте и маршрутках мы часто видим за рулем гостей из центральноазиатских республик.

Для иностранного гражданина это одна из форм заработка, тем более что многие транспортные компании трудоустраивают своих водителей легально — на полностью "белую" зарплату (в отличие от директоров строек, рынков и мелких торговых точек). Для бизнесменов-перевозчиков мигранты, умеющие водить машину, — возможность более широкого выбора кадров.

По российским законам, допустимая доля иностранных работников на пассажирском транспорте уже более года составляет 40%. На практике почти так и есть. Потому неудивительно, что за рулем каждой третьей маршрутки и такси мы видим мигранта, чаще всего гостя из Средней Азии.

Однако через несколько месяцев все может измениться: вступают в силу пресловутые, неоднократно откладывавшиеся с 2013 года, изменения в Федеральный закон № 92 "О безопасности дорожного движения". Согласно новым правилам, с 1 июня 2017 года иностранные граждане имеют право работать водителями только при наличии российских водительских удостоверений соответствующей категории.

Удостоверения, которые они получали у себя на родине и по которым работают сейчас, утратят силу на территории РФ. Международные водительские удостоверения также не помогут. Предприниматели, которые допустят к работе мигрантов без российских документов, будут нести административную ответственность.

Обмен национального водительского удостоверения на аналогичный документ на территории России — процесс не быстрый. А учитывая, что в одной транспортной компании может работать несколько десятков иностранных водителей и всех надо успеть проконтролировать на предмет оформления нового документа, Госавтоинспекция МВД России рекомендует бизнесменам готовиться уже сейчас.

В связи с нововведениями мы решили глобально исследовать, как мигрантам из Центральной Азии работается водителями в России.

Минимум данных и статистики

Сколько сейчас в России (и в отдельных регионах) работает азиатских мигрантов на общественном и коммерческом транспорте? Ответ на этот вопрос отсутствует, даже приблизительный.

В Министерстве внутренних дел РФ, Госавтоинспекции, Министерстве транспорта, Федеральной службе по надзору в сфере транспорта, Министерстве труда и социальной защиты России и в Федеральной службе государственной статистики, куда были отправлены запросы, информацию дать не смогли.

Представители данных государственных органов сообщили, что они не ведут отдельную статистику по гражданам среднеазиатских республик, которые работают в России на транспорте.

Единственную официальную статистику предоставили в пресс-центре Министерства внутренних дел: количество иностранных граждан и лиц без гражданства, осуществляющих в России трудовую деятельность на сухопутном транспорте, составляет 40 661. Это данные по состоянию на январь 2017 года.

Есть отдельные цифры по некоторым регионам, например: в Москве — 9955, в Санкт-Петербурге и Ленинградской области — 4551, в Нижегородской области — 346. Однако это общая статистика по всем иностранцам, — выходцам из Белоруси, Украины, Молдовы, азиатских стран и др. Конкретики по водителям-мигрантам из Центральной Азии нет.

Из социологических исследований, которые больше основаны на опросах общественного мнения, заслуживают внимания данные московского "Центра миграционных исследований" (ЦМИ).

Как сообщил директор ЦМИ Дмитрий Полетаев, в 2016 году был проведен опрос тысячи трудовых мигрантов из Таджикистана и Киргизии, которые работают в Москве, Санкт-Петербурге и Екатеринбурге как минимум 1 год.

Выяснилось, что в сфере транспорта и связи работают 6% опрошенных мигрантов из Таджикистана и 7,8 % мигрантов из Киргизии. При переносе этих данных на всех пребывающих в России граждан Таджикистана и Киргизии — это примерно 101 тысяча человек.

Однако уточним: социологи проводили исследование в рамках отдельной выборки, но не основе официальной статистики. Плюс сфера транспорта не отделялась от сферы связи. Поэтому цифры относительные.

Иностранцы привлекают перевозчиков

На первый взгляд компании не выгодно брать на работу иностранных водителей. Ведь для каждого надо оформлять патент, платить более высокие налоги и страховые взносы, а штрафы за нелегальных иностранных работников в разы выше, чем за нарушение трудовых прав граждан России.

© Sputnik

Но, несмотря на риски и дополнительные расходы, мигранты из Центральной Азии пользуются спросом у владельцев транспортных компаний.

Во-первых, бизнесмены довольны их личными качествами. Например, директор московской службы такси "Престиж" Айгуль Мередова отмечает ответственность, воспитание и законопослушность своих водителей-иностранцев: "Они всегда стараются хорошо выполнить заказ, уважительно относятся к клиентам. Если жалобы и поступают на мигрантов, то очень редко".

"Качество работы зависит от человека, а не откуда он приехал. Мы предлагаем работу всем желающим вне зависимости от гражданства. Важно только наличие необходимых документов", — говорит заместитель генерального директора АО "Группа Автолайн" Олег Савельев.

Тем более руководство компании всегда проверяет у своих будущих водителей знание ПДД и ориентирование на столичных улицах. Если гость из Таджикистана может грамотно проложить маршрут поездки по Москве и быстро довезти в пункт назначения, то он не уступает по качеству вождения российскому водителю.

Во-вторых, таксист-мигрант может работать на перевозчика по агентскому договору. Для этого надо получить лицензию на вождение и оформить предпринимательскую деятельность на территории России — в форме ИП или ООО. Затем мигрант заключает договор с диспетчерской службой и получает заказы на поездки.

Клиенты, которые садятся в такси, расплачиваются с водителем наличными, а он, в свою очередь, должен перечислить в диспетчерскую службу процент за каждый заказ. Ведь диспетчер оказывает услугу, направляя клиента. Если заключить такой договор об информационном посредничестве, то компания не имеет трудовых отношений с водителем-мигрантом и не несет за него ответственность, а значит, избавлена от рисков.

Кстати, машина у водителя-ИП обычно либо своя, либо арендованная. Многие такие водители, имея в распоряжении транспортное средство, сотрудничают сразу с несколькими диспетчерскими фирмами и не задерживаются надолго у одного перевозчика.

Конечно, у водителей маршруток и общественного транспорта нет такой свободы выбора партнеров, и данная схема "информационной поставки заказов" к ним не применима.

Третья причина спроса на водителей-мигрантов — дефицит российских водителей категории Д. Эти люди могут управлять транспортным средством, в котором более 8 сидячих мест: маршрутки, автобусы, троллейбусы, трамваи.

По информации Госавтоинспекции МВД России, в период с 2011-го по 2015 год право на управление транспортным средством по категории Д получили 334 720 жителей страны. По мнению экспертов, это крайне мало водителей на всю страну.

"Главные причины дефицита: неразвитость обучения по категории Д, минимум автошкол, цена занятий в 3-4 раза выше, чем на категорию Б, — отмечает председатель "Ассоциации перевозчиков пассажиров" Василий Киселев. "В итоге профессия малоинтересна местным жителям. Если взять для примера Санкт-Петербург, в городе почти 8000 автобусов транспорта общего пользования (включая маршрутки), и водителей должно быть по нормативу 2-3 человека на один автобус. Соответственно, не менее 20 тысяч специалистов, а в городе их сейчас максимум 14 тысяч. С каждым годом все меньше людей получают права категории Д. В итоге ситуация давно уже на грани срыва перевозочного процесса, и мигранты хоть как-то спасают ситуацию", — резюмирует Киселев.

© Sputnik

Схема работы наемных водителей

У таксистов график обычно непредсказуемый. Бывают смены 2/2, или 3 дня подряд работа и 1 день отдыха. Иногда приходится работать каждый день по 9-10 часов, спать в машине в ожидании заказов. Многое зависит от количества заказов, например, в праздничные и выходные дни график более плотный. В среднем таксист обслуживает 10 клиентов за одну смену.

Заработок штатного таксиста состоит из фиксированного оклада и процентов от стоимости выполненных заказов. Получает он зарплату, как положено, два раза в месяц. Если водитель работает с диспетчерской службой, его заработок напрямую зависит от количества клиентов за смену и от суммы каждого заказа.

Система связи с начальством автоматизированная: на мобильный телефон (планшет) таксиста устанавливается специальное приложение, и как только клиент оплатил заказ, программа автоматически списывает свою долю за координаторские услуги.

Размер комиссии варьируется от 10 до 20 процентов от стоимости заказа. Зависит от цены поездки: чем она дороже, тем выше процент. Иногда диспетчеры, наоборот, устанавливают для водителей единую ставку. Все остальное, что получил таксист от своих пассажиров в течение смены, он оставляет себе в этот же день.

У водителей общественного транспорта оплата почасовая, то есть зависит от количества времени, которое он провел за рулем своего автобуса (трамвая, троллейбуса). Смены по 12-13 часов. Начинаются они либо ночью, либо в послеобеденное время. Доход водителя маршрутки более гибкий — зависит от количества пассажиров, которые с ним проехали за смену.

Как устроиться на работу водителем?

Сегодня иностранному гражданину достаточно иметь для этого стандартный набор документов: паспорт, патент на работу в России, медицинский страховой полис и водительские права соответствующей категории.

В нынешней редакции статьи 25 Закона "О безопасности дорожного движения" сказано, что международное или национальное водительское удостоверение (выданное, например, в Киргизии или Таджикистане) признается действительным на территории России.

То есть закон разрешает мигрантам не только ездить, но и работать водителями по "своим родным" правам. Через 4 месяца правила изменятся: все иностранцы, желающие работать водителями на территории РФ, должны будут подтверждать свою квалификацию на экзамене в ГИБДД.

К слову, некоторые участники транспортного рынка уже давно практикуют эту обязанность для своих работников. Например, в вышеупомянутой компании "Автолайн" мигрантов принимают на работу только при наличии российских водительских удостоверений.

Водитель Бахром Ходжаев, сотрудничающий с диспетчерской службой такси "Везет", рассказывает, что в его компании работают только граждане России.

"Еще два года назад руководство уволило всех иностранцев, даже людей с огромным стажем. Видимо, побоялись риска высоких штрафов за нелегальных работников", — говорит он.

Сам Бахром, уроженец города Ош, давно имеет российское гражданство и водительские документы, поэтому не попал под сокращение.

Аналогичная история произошла с работниками одной из крупных автобусных компаний Москвы.

"Начальство объявило всем водителям из других стран, что они должны срочно получить российские права. А это ведь трата денег и времени, большинство не захотели и уволились, кого-то потом сократили. Некоторые мигранты получили российское водительское удостоверение и остались, а кто-то перешел на должность кондуктора", — рассказывает водитель автобуса Алишер Исмоилов.

Эта тенденция неудивительна. Ведь разговоры о запрете на работу в России водителем по иностранному удостоверению начались в Государственной думе еще в 2013 году.

Мнения и последствия

Эксперты и участники транспортного рынка по-разному относятся к обязанности мигрантов получать российские права. Одни считают, что это сделает поездки с иностранцами за рулем безопаснее.

"Мигранты, как правило, получали водительское удостоверение не в мегаполисе и потому не всегда безопасно водят в крупных городах. Одно дело, если учился и получал права в городе, а другое — в деревне", — говорит вице-председатель межрегиональной общественной организации "Комитет по защите прав автовладельцев" Александр Холодов.

Для перевозчиков же нововведения чреваты потерей большого количества работников и, соответственно, прибыли, которую вряд ли удастся быстро восполнить.

Мало того, "утечка иностранной рабочей силы осложнит транспортную ситуацию в крупных городах, которые и так страдают от "пробок" и нуждаются в стабильных общественных маршрутах", — уверен председатель "Ассоциации перевозчиков пассажиров" Василий Киселев.

В то же время мигранты увеличат доходы автошкол, в которые они пойдут учиться для сдачи экзамена по вождению. Преподаватели прогнозируют изменение среднего возраста водителей из Центральной Азии.

"Люди из этих республик старшего поколения (45+), которые застали советскую школу, лучше владеют русским языком и быстрее усваивают материал. Зачастую, молодым мигрантам сложно воспринимать речь лектора, и они предпочитают выучивать ответы по книгам, что, к сожалению, плохо сказывается и на результатах экзаменов, и на последующем самостоятельном вождении", — говорит координатор автошколы "АвтоМир" Анастасия Ануфриева.

Основная часть мигрантов, не имея финансовой возможности идти на водительские курсы, летом останутся без официальной работы. Кто-то просто сменит сферу деятельности (стройки, общепит), кто-то будет нелегально "таксовать" (если есть своя машина), а кто-то вернется на родину.

У тех же мигрантов, кто хочет во что бы то ни стало продолжить работать в России водителем, остается ровно четыре месяца, чтобы сдать экзамен в ГИБДД и получить заветный документ.

Главный документ любого водителя - это права. В России водительское удостоверение (ВУ) - это документ установленного образца в виде пластиковой карты, который выдают после успешного прохождения экзамена на вождение. Кроме российских, в РФ признаются водительские документы, полученные в других государствах.

С 1 июля 2017 года вступил в действие закон, согласно которому работодатели не вправе допускать к управлению автотранспортом водителей с иностранными правами. Это требование распространяется не только на зарубежных работников, но и россиян, если они долгое время проживали за пределами России и имеют иностранное ВУ.

Запрет касается исключительно профессиональных водителей, которые не просто ездят на своих автомобилях, а зарабатывают этим на жизнь. (Исключение сделано только для водителей, участвующих в транзитных/международных перевозках). Закон таким образом обеспечивает комфортные условия для отечественных перевозчиков, соперничающих с иностранными водителями. К частным лицам, управляющим собственным транспортом, эти требования не относятся. Однако есть нюансы и в этой ситуации. Но обо всем по порядку. Рассмотрим, когда иностранное водительское удостоверение в России требует замены, а когда в этом нет необходимости. Можно ли управлять транспортным средством (ТС) по зарубежным документам? Когда заменить ВУ нельзя и придется снова обучаться в автошколе? Найдем ответы на эти вопросы, а также узнаем еще много нюансов об иностранных правах.

Россиянин с иностранным ВУ

Ситуации, когда граждане РФ переезжают в другие страны для продолжительного проживания или работы, не редки. На новом месте они получают иностранные права, при этом часто российские водительские удостоверения (ВУ) изымаются (например, так происходит в Германии). Возвращаясь в Россию, такие лица имеют полное право управлять автомобилем по иностранным правам, за исключением случая, когда вождение транспортного средства - это профессиональное занятие россиянина. В этой ситуации необходимо получить права РФ. Есть несколько вариантов решения этого вопроса:

  • Восстановить российские права как утраченные (например, если документ был изъят за рубежом) обратившись в ГИБДД;
  • Заново пройти экзаменационные испытания на управление ТС и получить российские права (если удостоверение нельзя обменять);
  • Заменить иностранные водительские права по упрощенной процедуре (большинство ситуаций).

Если планируется езда на машине только в личных целях, то закон не требует от таких россиян обязательной замены ВУ.

Обмен иностранного ВУ

Зарубежные гости, посещающие РФ в рамках безвизового (страны ближнего зарубежья) или визового режима (страны дальнего зарубежья), иностранцы с ВНЖ и РВП, граждане РФ вправе управлять автомобилем по иностранным или международным правам, если речь идет о личных поездках.

Срок действия зарубежного ВУ в РФ ограничен только периодом, на который выданы документы, разрешающие проживать в России (касается только иностранцев). Обмен водительского удостоверения иностранным гражданам происходит по одинаковому алгоритму. Здесь не имеет значения является водитель иностранцем или россиянином.

Когда обмен не требуется?

Замена иностранного водительского удостоверения на российское не требуется, если:

  1. Водитель управляет ТС, участвующем в международных перевозках;
  2. Вождение происходит в личных целях (к примеру, езда на собственном автомобиле или машине, взятой на прокат для осмотра достопримечательностей).

Права должны соответствовать международным договоренностям РФ. Все сведения в документе должны быть продублированы на латинице или иметь заверенный нотариусом перевод.

Когда необходим обмен?

В Сети есть много противоречивой информации на этот счет. Но по сути, заниматься обменом есть смысл только в двух случаях:

  • Планируется вождение в коммерческих целях;
  • Права считаются нелегетимными в России.

Нет необходимости менять ВУ при вступлении в гражданство РФ или после оформления ВНЖ. Законного ограничения на использование россиянином или иностранцем с ВНЖ иностранных прав в настоящий момент нет.

Процедура замены иностранных прав

Как мы уже выяснили, для коммерческой деятельности права в скором времени придется поменять. Произвести замену также необходимо, если ВУ не соответствуют установленным нормам.

Процедура замены водительского удостоверения для иностранцев начинается со сбора необходимой документации. В Госавтоинспекцию предоставляются:

  1. Национальный паспорт и его копия;
  2. Документы, подтверждающие легальность нахождения в РФ (ВНЖ, РВП, виза, патент и так далее);
  3. (заполняется только лицевая сторона);
  4. Медицинская справка об отсутствии противопоказаний к управлению ТС;
  5. Иностранные права;
  6. Квитанция об оплате госпошлины (стоимость услуги составляет 2000 рублей).

Пакет бумаг подается в отделение Автоинспекции по месту регистрации. Россияне могут обращаться в любое отделение. После рассмотрения предоставленных бумаг выносится решение о возможности или невозможности замены прав. Одновременно с этим иностранцу возвращают его национальные права.

Экзамен

При замене прав водители проходят все стандартные этапы экзамена:

  • Теоретическая часть с билетами;
  • Практическая езда на автодроме;
  • Практическая часть вождения в городе.

Кстати, до 2014 года иностранные водители доказывали свои знания, сдавая только теоретичную часть, позже требования были ужесточены.

Если в иностранном ВУ открыто несколько категорий, то экзамен сдается один – на высшую из требующихся категорий прав. После прохождения всех испытаний водителю выдается российское ВУ.

Какие права нельзя обменять?

Замене подлежат только водительские удостоверения иностранного государства, соответствующие нормам Венской конвенции от 1968 года, согласно которой документ должен содержать следующие пункты:

  1. ФИО и дату рождения.
  2. Местопроживание.
  3. Официальный орган, выдавший права.
  4. Номер документа, дата и место получения прав.
  5. Срок действия документа.
  6. Подпись и печать органа, выдавшего права.
  7. Подпись водителя.
  8. Категории вождения, на которые распространение действие прав.

И самое важное: все сведения должны дублироваться на латинице или иметься перевод на русский. Официальное заверение перевода выполняет нотариус. Если в иностранном национальном водительском удостоверении отсутствуют указанные данные, то заменить права по упрощенной процедуре не получится. Обладатели удостоверений, которые противоречат международным договорам России, обязаны получать права на вождение в общем порядке, установленном в РФ: пройти полный курс обучения в автошколе и сдать экзамен.

Получение ВУ в общем порядке

Когда обмен прав невозможен, водители получают права на общих основаниях. Придется пройти несколько этапов:

  • Пройти обучение в автошколе . Для этого нужно выбрать подходящую учебную организацию, оплатить образование, прослушать полный теоретический курс и успешно сдать экзамен по билетам. Автошколы принимают иностранцев, имеющих право на проживание в РФ. После экзамена выдается документ об окончании обучения.
  • Получить медицинскую справку . Обязательно потребуется медосвидетельствование для допуска к вождению. И для россиян, и для иностранцев это платная услуга. Справки выдают как государственные учреждения здравоохранения, так и ряд аккредитованных частных клиник.
  • Получить допуск в автоинспекции . Для допуска к последней части испытаний предоставляется документ об обучении в автошколе, медсправка, паспорт и квитанция об оплате госпошлины.
  • Сдать экзамен в автоинспекции . Испытуемому предстоит пройти тестирование на компьютере, основной целью которого является определение уровня знаний по ПДД. После теории у водителя проверяют практические навыки вождения (автодром и город).
  • Получить российские права . После успешного прохождения всех испытаний выдаются права российского образца.

Отказ в обмене ВУ

Отказать в замене водительского удостоверения Госавтоинспекция может по ряду причин:

  1. Иностранные права не подлежат обмену;
  2. Мигрант не прошел экзаменационные испытания;
  3. Отсутствует необходимый набор бумаг;
  4. Иностранец был лишен прав в другом государстве;
  5. Возраст водителя не соответствует параметрам, предусмотренным законом РФ. В России управлять автомобилем могут только лица старше 18 лет. Максимальная планка законом не предусмотрена;
  6. Предоставлены подложные данные или сообщены ложные сведения;
  7. В документах допущены исправления или неточности.

Штрафные санкции

Если зарубежный гость является предпринимателем, занимающимся пассажирскими или грузовыми автоперевозками, или работает водителем, необходима замена прав на российские. На то, что управление машиной происходит в рамках коммерческой деятельности, указывает, к примеру, путевой лист, без которого запрещены перевозки пассажиров и транспортировка грузов.

За нарушение закона работодателя ждет штраф в размере 50000 рублей. Если инспектор ДПС в результате проверки обнаружит, что у водителя ВУ, полученное за рубежом, то отстранит его от управления машиной и оштрафует на сумму от 5000 до 15000 рублей.

Подведем итоги

  • Мигранты были вправе использовать иностранное ВУ для работы водителями только до 1 июня 2017 года. Если сотрудник не предоставит документы российского образца, работодатель обязан уволить такого водителя или отстранить от работы. После этой даты вождение с зарубежными правами наказывается штрафом, при этом санкции касаются и водителя, и работодателя.
  • Для замены следует обращается в автоинспекцию с набором бумаг и оплаченной госпошлиной.
  • Обмену подлежат права, отвечающие международным стандартам, которые закреплены в Венской конвенции. Документы, не соответствующие этим нормам, заменить нельзя. Водитель обязан пройти полный курс обучения и сдать экзамен.
  • Россияне, проживавшие за рубежом и там получившие права, вправе управлять ТС на основании зарубежного ВУ. Если в документе отсутствует дублирование информации на латинице, необходим перевод с заверением у нотариуса. Прямого указания на необходимость получения прав российского образца нет, однако на практике могут возникнуть сложности.
  • Управлять ТС по иностранным правам могут водители, использующие автомобиль в личных (некоммерческих) целях, либо участвующие в международных перевозках, при этом права должны соответствовать мировым требованиям, а последние должны также иметь специальное разрешение, подтверждающее этот факт.

Туристы из других стран достаточно часто задаются вопросом: — «Можно ли управлять транспортным средством на территории РФ иностранным гражданам?». Ответ на этот вопрос достаточно прост. На территории РФ разрешается водить автомобиль, имея при себе иностранные водительские права, но следует учитывать определенные нюансы.

В данной статье мы расскажем о том, какие иностранные водительские права позволяют управлять автомобилем на территории РФ, в течение какого времени это можно делать, а также расскажем обо всех нюансах, которые следует принять во внимание при вождении транспортного средства в России с иностранным водительским удостоверением.

Можно ли использовать в РФ

Вопрос, связанный с использованием иностранных водительских прав очень широко обсуждается в обществе. Высокий интерес обусловлен тем, что совсем недавно вступил в действие новый закон для граждан, использующий иностранные водительские права на территории РФ. Перед тем как рассмотреть новый закон стоит рассказать о том, можно ли иностранцам водить автомобиль на территории РФ по правам, выданным в другом государстве.

Российская Федерация подписала Венскую конвенцию, на основании которой граждане стран, являющихся участницей данной конвенции, имеют право передвигаться на транспортном средстве по территории РФ без необходимости получать международное водительское удостоверение. Таким образом, можно сделать вывод, что для передвижения по РФ необязательно получать водительские права международного образца. Стоит сказать, что Венская конвенция действует только в тех случаях, когда езда на автомобиле не направлена на получение прибыли.

До недавнего времени существовал перечень стран, граждане которых могли официально устроиться водителями без необходимости менять права своей страны на ВУ гражданина РФ. С 1 июля все иностранные граждане, желающие устроиться на работу водителем, обязаны предварительно оформить:

  • Временную регистрацию;
  • Страховой полис ОСАГО;
  • Разрешение на осуществление трудовой деятельности на территории РФ;
  • Полис обязательного медицинского страхования;
  • Водительское удостоверение российского образца.

Под исключение попадают граждане Белоруссии, которые могут осуществлять свою трудовую деятельности без необходимости производить замену ВУ.

Срок действия

Что касается срока действия водительских прав, то он соответствует тому, который указан на ВУ. Следовательно, иностранные граждане могут управлять автомобилем на территории РФ до того момента, пока срок действия прав не истечет.

Для чего нельзя использовать иностранные права

Как мы уже говорили ранее, в данный момент действует запрет на осуществление грузопассажирских перевозок для граждан, не имеющих водительские права российского образца. В отношении граждан Белоруссии действует исключение. Запрет распространяется на различные виды трудовой деятельности, связанные с вождением автомобильного транспорта.

Некоторые граждане утверждают, что иностранцы могут устроиться в такси на основании иностранных ВП. Это является глубочайшим заблуждением. Деятельность таксопарков контролируется соответствующими органами, которые проверяют всех сотрудников перед официальным трудоустройством. Также стоит отметить, в отношении иностранного гражданина, занимающегося частным извозом, будут применены штрафные санкции за извоз без наличия соответствующей лицензии.

Обмен на российское удостоверение

Отдельно стоит рассмотреть процедуру получения водительского удостоверения российского образца для иностранного гражданина. Сразу стоит сказать, что работодатель не имеет права принять человека на должность водителя, если у него нет ВП российского образца. В связи с этим о замене ВП следует позаботиться заблаговременно.

Внимание

Если же работодатель примет на работу гражданина без водительских прав российского формата, то его могут оштрафовать на сумму до 50 тысяч рублей, а водителя оштрафуют на сумму до 15 тысяч рублей.

Для получения ВП нужного образца нужно составить заявление в ГИБДД. Образец заявления можно посмотреть на официальном сайте Госавтоинспекции или в любом его отделении. Составить заявление также можно в любом многофункциональном центре или на портале Госуслуги.

Заявление на замену ВУ можно разделить на следующие части:

  • Шапка;
  • Основная часть;
  • Заключение.

В шапке документа указывается Ф.И.О лица, которому направляется заявление. В качестве адресата следует указать начальника отделения ГИБДД. Далее указываются личные данные автолюбителя (Ф.И.О, откуда прибыл заявитель, перечень документов, на основании которых гражданин может находиться на территории РФ).

К перечню документов, прилагаемых к заявлению, относятся:

  • Паспорт или другое удостоверение личности, на основании которого можно идентифицировать личность гражданина иностранного государства;
  • Иностранное ВУ;
  • Документ, подтверждающий легальное нахождение на территории страны (миграционное свидетельство);
  • Медицинская справка, на основании которой лицо допускается к управлению автомобилем;
  • Полис обязательного страхования автогражданской ответственности.

Все перечисленные документы должны прилагаться к заявлению на замену ВУ.