Мой неугомонный сынок очень любит чтобы кто нибудь из нас рассказывал ему сказки. И они обязательно должны начинаться
«Жил –был волк!» без волка ну никак нельзя,а иначе ему не нужна такая сказка. Ну сколько мы помним сказок про волка? И все таки пришло время и мы стали придумывать свои сказки.
Итак...

Первая сказка.

Жил-был волк!
Он жил в глухом лесу в маленьком покосившемся домике. Он был добрым волком и сказки рассказанные детям о том что волки злые и кровожадные очень огорчали его. Наш волк был совсем другим. Он любил животных,собирал ягоды и сушил на зиму грибочки.И еще у него был маленький огород при домике, где он выращивал капусту, картошку и прочие овощи.
Как-то раз, поздно вечером, сидел волк и слушал как поет сверчок. Вдруг слышит чей-то плач. Удивился волк. «Почудилось что ли, старому?»-подумал он.
Снова прислушался,опять кто-то плачет.
Вышел волк на крыльцо и громко крикнул:
-Эй, кто там плачет?
Тишина, никого не слыхать. Уже было он решил домой зайти да снова всхлипнули совсем рядом.
-Ну говори,кто там?-грозно сказал он.
На свет вышла девочка лет шести и смотрела на волка широко раскрытыми глазами от страха.
-Ты как сюда попала?- спросил волк у девочки.
-Я..я заблудилась: - заикаясь ответила она и горько заплакала.
Волк почесал в затылке и сказал-
-Ну хватит плакать, проходи тогда что ли, гостьей моей будешь...
Девочка попятилась назад.
-Я боюсь тебя, ты волк, ты меня сьешь:- и еще громче зарыдала.
-Нечего меня бояться, не стану я тебя кушать, делать мне что ли нечего:- возмущенно проговорил он,- «понарассказывали детям глупостей всяких»-пробурчал волк, а девочке громко крикнул:
-А в лесу не боишься одна?
-Боюсь,- тонким голоском ответила девочка.
-Ну ты заходишь, а то совсем дом заморозили, холода напустили: - заворчил он и зашел в дом.
Девочка боязливо протиснулась в дверь и тихонько прикрыла ее.
-Ты кушать будешь?-буркнул волк.
-Да:- ответила она дрожащим голоском.
-А звать то тебя как?
-Маша,-тихо ответила девочка.
-Хорошее имя:- улыбнушись сказал хозяин дома.
-А попала сюда в такую глушь как?
-Да мы с ребятами грибочков да ягодок собрать хотели,да я и отстала от них,а сама никак не найду дорогу назад,я еще маленькая!- и Маша снова начала плакать.
-Ну ладно,ладно,слезами тут не поможешь,ешь вот давай,тут тебе и капустка и грибочки и ягодки. А я думать буду как тебе помочь можно.
Девочка была голодна и она с удовольствием накинулась на угощение.Наевшись она осмотрелась вокруг. Старая печка, аккуратно сложенные дрова. На окне стоял в горшочке цветок,что сильно удивило Машу.А в общем ей тут нравилось. В печи потрескивали дрова и ее глаза постепенно стали закрываться от усталости.
-Спасибо дяденька волк все вкусно было:- поблагодарила Маша волка, зевнув.
-Да ладно,на здоровье:-засмущался он..
-Ну Машуня,иди ка ты забирайся на печь,а завтра по утру пойдем дом твой искать.
Машу долго уговаривать не нужно было,она быстро залезла на печь и тут же крепко уснула.
Чуть поднялось солнышко волк стал будить Машу.
-Вставай Машуня, пошли уже,дорога длинная,твои уже с ног сбились небось ищут тебя.
Маша протерла глаза, вскочила и быстро оделась.Теперь ей было ни чуточки не страшно,а волк был очень милым и добрым.
Собрали они еду в дорогу и тронулись в путь.
Тропинки в лесу были путанными и чутье волка помогало им найти правильный путь. Уже ближе к вечеру дорога привела их к деревне, где жила Маша. Они дошли до края леса и волк сказал-
-Ну все Маша,дальше ты одна добежишь! Мне туда никак нельзя,сама понимаешь!
Маше не терпелось уйти,но было жалко расставаться с волком. За долгой дорогой они успели подружиться. Маша подошла к волку и обняла его своими маленькими ручками.
-Спасибо тебе за все!:- шепнула она ему на ушко
-Да ладно,не за что,: - застеснялся волк.
-Ну беги и больше не теряйся,- пробормотал он.
Маша, довольная, побежала по тропинке к своему дому. А волк еще долго смотрел ей вслед, провожая ее взглядом.Уже совсем издалека Маша повернулась и помахала волку рукой. Он улыбнулся и развернувшись медленно поплелся назад к себе в родной домик.

Волк в русских народных сказках в большинстве случаев является негативным персонажем. Он сильный и опасный противник, но в то же время это наивный и не отличающийся особым умом герой. Часто попадает в передряги из-за своей глупости, злонамеренности, излишнему доверию Лисе и другим более смышленым персонажам. В редких повествованиях волк все же становится верным другом и защитником.

Волк в русских народных сказках

Положительная и отрицательная роль волка в сказках: ее истоки

Неоднозначное изображение персонажа связано с таким же нечетким отношением к животному в народе. В сказках он нередко становится собирательным образом, наделенным силой и глупостью одновременно. С помощью поучительных историй демонстрируется, что физическая мощь противника – это еще не главное качество для победы в схватке. Удачно дополняет этого персонажа пословица «Сила есть – ума не надо!». Но в тоже время, когда в сказке хитрая Лиса издевается над волком, мы сопереживаем ему. Его простодушие нам ближе, чем коварность рыжей плутовки.

Образ простодушного волка опровергается в некоторых сказках. Например, в рассказе об Иване-царевиче волчий герой наоборот демонстрирует мудрость, неожиданно становится на сторону добра, выполняет роль советчика и помощника. Но это скорее исключение, чем правило.

В изображении сказочного волка народ далеко отошел от реальных качеств животного. Если данное лисе качество хитрости, а зайцу – трусости кажутся вполне логичными, то совсем непонятно почему столь опасному хищнику приписали глупость. В природе волк - отличный охотник. Он даже приносит определенную пользу, как санитар леса. Приписанное ему качество прямодушия можно разве что связать с тем, что он способен глаза в глаза столкнуться с опасностью. Также о бесхитростности говорит его манера охотиться: волк не гоняется долго за жертвой, нападает чаще стаей и только на самых слабых особей из стада.

Характер волка в народных сказках

В первую очередь волк – это персонаж-злодей. Вот только в некоторых сказках он несет угрозу для других героев, а в остальных является безобидным и даже полезным.

  • «Как волка уму разуму учили» - волчий персонаж в этом рассказе глупый и ленивый. Он проявляет прямодушие, которое можно было бы расценивать как положительную черту, если бы она не была связана с глупостью.
  • «Волк и Коза» - здесь он злонамеренный обманщик, безжалостный и жадный, но все же не лишенный наивности.
  • «Лисичка-сестричка и Волк» - волчий герой отображается как глупый и наивный персонаж, который, несмотря на свою злобную личину, страдает от проделок Кумушки-Лисы.
  • «Иван-царевич и серый волк» - изображается как совестливый злодей, решивший возместить свое злодеяние добрым делом и помочь человеку советом и делом. Здесь он раскрывается как добрый и бескорыстный персонаж.
  • «Волк, кот и собака» - здесь персонаж демонстрирует неухищренные уловки, это один из немногих рассказов, где проявляется его способность к обману. Не такому искусному, как у Лисы, но все же способному причинить вред.

Как можно заметить, серый волк является самым поучительным, как в положительной, так и в отрицательной ипостаси.

Жил-был на свете один Волк.
Обыкновенный волчище,
Всё как положено: глазища, зубища,
Далеко не растительная пища.
Мог этот Волк
Если попросят, сделать и «зубами щёлк»,
И физиономию такую, мол,
Отойдите, я очень зол
И опасен очень.
Короче, был этот Волк довольно грозный
И с виду весьма серьёзный,
Однако имел одну странную привычку –
Любил смотреть на звёзды.
Бывало, выйдет во тьме,
Сядет на холме,
По траве ночная прохлада стелется,
А он сидит и во все глаза смотрит
На Большую Медведицу,
На Полярную звезду…
Приятели его, хищники, зовут на охоту,
А он говорит: «Не пойду,
Мне тут посидеть охота,
Мне звёздочки эти больше
Вашей грубой охоты нравятся.
Ах, какие же они всё-таки милые!
Какие они все красавицы!»
И от счастья у этого Волка
От хвоста и до холки
Внутри просто всё трепетало.
И от этого волчьего счастья,
Поверите, дети, природа вокруг расцветала:
Среди ночи распускались фиалки,
Как соловьи, пели галки,
А подснежники осенью выбирались из-под земли,
Хотя в это время цвести ну, никак не могли!
Но такая радость бурлила внутри у этого Волка,
Такое счастье пело в нем без умолку,
Что даже природа сбивалась с толку.
Но были и трудности, были, друзья мои, были,
И мы о них скажем в нашей правдивой истории,
Не в сказке какой-нибудь, а настоящей были.
Одним словом, когда Волк наш смотрел на звёзды,
Хоть с виду он был по-прежнему грозным,
Такая волна доброты от него разливалась,
Что разные там жучки, паучки
И самая ничтожная малость
Его не боялась.
И даже позволяла себе самую дерзкую шалость.
То белка или мышка
Затолкает ему в ухо шишку,
А то крот, землеройка или божья коровка даже
Бантик волку на хвосте повяжет!
А он сидит, счастливый,
Смотрит на звезду Бетельгейзе
И совершенно не замечает эту наглую дерзость.
Конечно, многие друзья и родственники
Волка нашего осуждали.
Ветераны Волчьего Движения, надев медали,
Вызывали его на собрание,
Обращали его внимание
На то, что род волчий покрывает позором,
Позволяя смеяться над собой
Чуть ли не инфузориям.
Помнится, один ветеран
Громил нашего Волка на чём свет стоит:
«Если родился хищником, так соответствуй!
Не смей нарушать законы природы!
Ты должен схватить, понимаешь,
Этого обнаглевшего зайца
Или распоясавшегося удода
И сделать из него окрошку,
Растереть на крошки,
А не позволять, чтобы какая-то скользкая улитка
Сзади подползала и делала тебе рожки!»
Волк наш слушал своих товарищей,
Но глядел непонимающе.
А потом прошептал:
Если б вы знали, друзья,
(Нет, пояснить такое нельзя)
Как это радостно и прекрасно,
При тёплой погоде или даже в ненастье,
Сидеть на холме, на траве
Очень поздно
И смотреть на звезды!
Да рядом с этой радостью и наслажденьем
Все житейские мелочи и даже пакости,
Как сон пустой, как нелепое наваждение!
Эта радость выше обид и подножек, и рожек,
И даже выше наук и искусства.
Ах, как жаль, что вам пока неведомо это чувство!
Ну, а потом, потом…
Волк снова стал смотреть в небо,
Как-будто там был его дом,
Без которого жить он не мог,
Как люди не могут жить без хлеба,
И улыбался и тихо вздыхал так…
А хищники смотрели на нашего Волка
И было им его жалко.
А нашему Волку было хищников жалко.
Скажите, а рядом с вами нежданно
Когда-нибудь зацветали фиалки?

    1 - Про малютку-автобус, который боялся темноты

    Дональд Биссет

    Сказка о том, как мама-автобус научила своего малютку-автобуса не бояться темноты… Про малютку-автобус, который боялся темноты читать Жил-был на свете малютка-автобус. Он был ярко-красного цвета и жил с папой и мамой в гараже. Каждое утро …

    2 - Три котёнка

    Сутеев В.Г.

    Небольшая сказка для самых маленьких про трех котят-непосед и их веселые приключения. Маленькие дети обожают короткие истории с картинками, поэтому, сказки Сутеева так популярны и любимы! Три котёнка читать Три котёнка - чёрный, серый и …

    3 - Ёжик в тумане

    Козлов С.Г.

    Сказка про Ежика, как он гулял ночью и заблудился в тумане. Он свалился в реку, но кто-то вынес его на берег. Волшебная была ночь! Ёжик в тумане читать Тридцать комариков выбежали на поляну и заиграли …

    4 - Про мышонка из книжонки

    Джанни Родари

    Небольшая сказа про мышонка, который жил в книжке и решил выпрыгнуть из нее в большой мир. Только он не умел разговаривать на языке мышей, а знал только странный книжный язык… Про мышонка из книжонки читать …

    5 - Яблоко

    Сутеев В.Г.

    Сказка про ежика, зайца и ворону, которые не могли поделить между собой последнее яблоко. Каждый хотел присвоить его себе. Но справедливый медведь рассудил их спор, и каждому досталось по кусочку лакомства… Яблоко читать Стояла поздняя …

    6 - Черный омут

    Козлов С.Г.

    Сказка про трусливого Зайца, который в лесу всех боялся. И так он устал от своего страха, что решил утопиться в Черном Омуте. Но тот научил Зайца жить и не бояться! Черный омут читать Жил-был Заяц …

    7 - Про Бегемота, который боялся прививок

    Сутеев В.Г.

    Сказка про трусливого бегемота, который сбежал из поликлиники, так как боялся прививок. И заболел желтухой. К счастью, его отвезли в больницу и вылечили. А бегемоту стало очень стыдно за свое поведение… Про Бегемота, который боялся …

    8 - Мама для Мамонтенка

    Непомнящая Д.

    Сказка про мамонтенка, который вытаял изо льда и пошел искать маму. Но все мамонты давно вымерли, и мудрый Дядюшка Морж посоветовал ему плыть в Африку, где живут слоны, которые очень похожи на мамонтов. Мама для …

Животные в сказках являют собою определенные человеческие типы: хитрая лиса, добрый и беззащитный заяц, сильный, но глуповатый медведь. Отношения между такими персонажами – это человеческие отношения, человек как таковой в этом мире «лишний», и люди, как правило, не появляются в таких сказках.

С другой стороны, животные, которые ведут себя как люди (говорят, принимают решения, дают советы и т.д.) нередко появляются в сказках о людях. Они как бы становятся посредниками между двумя сказочными «вселенными» – миром животных и миром людей. Чаще всего в качестве такого «посредника» выступает либо конь, либо волк. В сказках же, целиком посвященных животным, волк появляется намного чаще коня.

Примечательно, что трактовка образа волка в русских сказках практически не отличается от воплощения его в фольклоре других народов, что говорит о древности сюжетов, связанных с ним. Поэтому, говоря об образе волка в русских сказках, нельзя замыкаться в пределах собственно русского фольклора.

Волк как отрицательный персонаж

В сказках о животных волк чаще всего предстает существом агрессивным, опасным – сущим разбойником, которого следует опасаться. Один из самых известных примеров такого рода – сказка «Волк и », известная не только в русской традиции. Встреча с таким персонажем не сулит ничего хорошего даже человеку. Не случайно в сюжете о Красной Шапочке, тоже взятом Ш.Перро из европейского фольклора, именно волк становится врагом главной героини.

Если волка и удается победить, то делается это не силой, а хитростью. Чаще всего это делает лиса, которой традиционно приписывается данное качество. Тем самым утверждается, что победить силу силой, агрессию агрессией невозможно.

Такое восприятие волка неудивительно. Страх перед этими животными возник задолго до появления скотоводства, для которого они стали «врагами №1». Ничего иррационального в этом страже не было: волк – хищник, вполне способный загрызть человека.

Страх усугублялся ночным образом жизни волков. Ночь всегда пугала людей. В темноте плохо работает зрение – главный человеческий «поставщик информации», человек становится беззащитным. Ночные животные, хорошо ориентирующиеся в чужой и опасной для человека среде, никогда не внушали людям доверия. В особенности это относилось к опасным хищникам, у которых ночью было преимущество перед человеком.

Демонизация волка усугублялась бинарной оппозицией «свой-чужой». До возникновения скотоводства любое животное было с точки зрения человека «чужим». Но если олень, например, был в определенной степени «своим» потому, что его можно съесть, то волк источником пищи не был. Древние люди не знали, что – санитары леса, а о том, что волчонка можно приручить, вырастить и использовать на охоте, догадались далеко не сразу. Никакой практической пользы от волков они не видели, поэтому волки в их глазах были абсолютно чуждыми человеческому миру. Чужой – значит, враг.

Но, как это ни парадоксально, не всегда волк предстает в сказках отрицательным персонажем. И даже такие знакомые с детства сюжеты, как «Волк и козлят» и «Красная шапочка», не столь однозначны, как может показаться.

Двойственность волка

Если в сказках о животных образ волка более или менее однозначен – жестокий, но не наделенный умом разбойник, то в сказках о людях волк нередко выступает в качестве волшебного помощника. Именно о таком сказочном волке упоминает А.С.Пушкин в поэме «Руслан и Людмила»:

«В темнице там царевна тужит,
А бурый волк ей верно служит».

В сказке «Иван-царевич и серый волк» именно волк приходит на помощь герою, и здесь его уже никак нельзя назвать отрицательным персонажем.

Двойственность фольклорного образа волка становится еще более очевидной, если выйти за пределы собственно сказки и взглянуть на образ в более широком мифологическом контексте.

Примечательна в этом плане знаменитая тетрадь новгородского Онфима, приоткрывшая завесу тайны над внутренним миром ребенка из средневековой Руси. Рисунки в этой тетради воплощают обычные мальчишеские мечты о подвигах и воинской славе. Но один рисунок вызывает недоумение: четвероногое существо, в котором угадывается волк, а рядом надпись – «я зверь». Если мальчик отождествлял себя с волком-оборотнем, значит, этот персонаж не был отрицательным в его глазах.

В «Слове о полку Игореве» упоминается Всеслав, князь Полоцкий, который «в ночи волком рыскал». Вряд ли это образное литературное выражение: летописи упоминают, что этого князя «мать родила от волхования», и автор «Слова…» вполне мог приписать такому человеку оборотничество.

Оборотень – это существо, принадлежащее одновременно и миру людей, и миру дикой природы, который для древнего человека отождествлялся с миром потусторонним. Волк, как уже говорилось, в силу особой своей «чуждости» человеку, является идеальным выражением этого мира. Именно его облик надо принять, чтобы стать сопричастным потустороннему миру. Поэтому оборотничество (изначально – разновидность магической практики) связывается с волчьим обликом.

Так волк превращается в посредника между миром людей и потусторонним миром. Такой посредник необходим человеку, отправляющемуся в «потусторонний мир» для обряда посвящения. От этого обряда происходят многие сказочные мотивы, в том числе – мотив «трудных заданий». В этом свете становится понятным происхождение сказочного волка-волшебного помощника.

К обряду посвящения может восходить и сюжет о волке, проглатывающем героев сказки. Как известно, проглоченные волком козлята в финале благополучно возвращаются к своей матери-козе. И это вовсе не фальшивый «счастливый конец», приклеенный к сказке, чтобы дети не плакали. Подростки, отправлявшиеся в «царство мертвых» для обряда посвящения, тоже в большинстве случаев счастливо возвращались в селение. У многих примитивных народов этнографы наблюдали хижины, где проходил обряд, построенный в виде головы животного. Это животное как бы «проглатывало» посвящаемых. Вероятно, подобные обычаи существовали и у праславянских народов. Волк, проглатывающий, а затем отпускающий героев сказки – отдаленный отголосок таких обычаев.

Волк в русских сказках и в русском фольклоре вообще – персонаж двойственный, которого нельзя однозначно назвать ни положительным, ни отрицательным. Эта двойственность связана с древностью образа, уходящего корнями в языческие времена.