Ведение какой-либо или в целом бизнеса любой направленности – дело непростое и граничащее с большим количеством разнообразных нормативно-правовых актов. К сожалению, несмотря на всю озвученную правительством Российской Федерации поддержку малого и среднего бизнеса, многие начинающие предприниматели постоянно сталкиваются с препятствиями, которые порой носят преступный характер. И именно о таких препятствиях и пойдёт речь в настоящей статье.

Наказание ха воспрепятствование законной предпринимательской или иной деятельности.

Общие понятия

Как видно из названия данной статьи, основная тема заключается в учинении препятствий в осуществлении законной предпринимательской или иной деятельности. Следовательно, для начала необходимо коснуться вопроса о том, в чём же заключаются основные моменты законной деятельности и какой предусмотрен порядок регистрации предпринимателей. Вопрос этот невероятно сложный, и в рамках отдельной статьи все особенности и перипетии просто невозможно разобрать, и именно поэтому в качестве примера следует выделить лишь одну категорию бизнесменов нашей страны - это индивидуальные предприниматели, которые, к слову, являются самой распространённой категорией бизнесменов в России.

Итак, в соответствии с ч. 1 ст. 23 Гражданского кодекса РФ, гражданин вправе заниматься предпринимательской деятельностью без образования юридического лица с момента государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя, за исключением случаев, предусмотренных абзацем вторым настоящего пункта. В отношении отдельных видов предпринимательской деятельности законом могут быть предусмотрены условия осуществления гражданами такой деятельности без государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя.

Второй абзац подразумевает определённые условия для тех физических лиц, которые выбрали в качестве своей основной деятельности, например, законную торговлю оружием. Соответственно, подобный выбор влечёт за собой огромное количество ограничений и условий, а также лицензирование. В части 1 идёт указание на то, что подобная деятельность возможна только после государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя (далее ИП).


Порядок и особенности регистрации указаны и в ГК и ФЗ от 08.08.2001 № 129 «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей». В рамках обозначенного примера особое внимание следует уделить главе под номером VII, а именно статье 22.1. В части 1 устанавливается перечень документов, который необходимо предоставить в регистрирующий орган:

  • заявление;
  • документы, удостоверяющие личность для гражданина РФ, иностранного гражданина и лица без гражданства;
  • свидетельство о рождении, если необходимые данные не указаны в документе из предыдущего пункта;
  • документ, удостоверяющий право на нахождение в РФ (для иностранных граждан и лиц без гражданства);
  • справка по месту регистрации, если эта информация не указана в представленных документах;
  • для несовершеннолетнего лица нужно предоставить нотариально заверенное согласие законных представителей на регистрацию несовершеннолетнего в качестве ИП;
  • подтверждение оплаты 800 рублей в качестве госпошлины;
  • справка в установленной форме об отсутствии или наличии судимости и прочих «отношений» с нарушающими закон действиями.

При этом все подаваемые копии обязательно должны быть нотариально заверены или предоставляться лично вместе с оригиналами. При отсутствии препятствий для одобрения заявления регистрация должна осуществиться в срок не более, чем в 3 рабочих дня с момента фиксирования обращения. Если говорить вкратце, то таков порядок первоначальной регистрации физического лица в качестве ИП. Далее, законность осуществляемой деятельности подтверждается или опровергается уполномоченными на проверку и вынесение решения органами.

Состав преступления и ответственность

Итак, от необходимого отступления следует перейти к сути рассматриваемой темы, а также сразу следует выделить, что объектом преступления может быть только должностное лицо. В рамках Уголовного кодекса состав и санкционную составляющую по данному деянию устанавливает статья 169 «Воспрепятствование законной предпринимательской деятельности», положения которой выглядят следующим образом:

  1. Неправомерный отказ в государственной регистрации индивидуального предпринимателя или юридического лица либо уклонение от их регистрации, неправомерный отказ в выдаче специального разрешения (лицензии) на осуществление определённой деятельности либо уклонение от его выдачи, ограничение прав и законных интересов индивидуального предпринимателя или юридического лица в зависимости от организационно-правовой формы, а равно незаконное ограничение самостоятельности либо иное незаконное вмешательство в деятельность индивидуального предпринимателя или юридического лица, если эти деяния совершены должностным лицом с использованием своего служебного положения, в размере от двухсот тысяч до пятисот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до восемнадцати месяцев, либо лишением права занимать определённые должности или заниматься определённой деятельностью на срок до трёх лет со штрафом в размере до восьмидесяти тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осуждённого за период до шести месяцев, либо на срок до трёхсот шестидесяти часов.

На основе вышеприведённой части 1 статьи 169 УК РФ можно выделить три основных вида воспрепятствования:

  • отказ в регистрации или в выдаче лицензии;
  • уклонение от регистрации или от выдачи лицензии;
  • и законных интересов.

Первые два вида во многом конкретизированы и понятны, например:

Гражданин «А» обратился с заявлением на регистрацию его в качестве ИП, соответственно предоставив все необходимые документы в нужной форме и содержании. Уполномоченный сотрудник принял пакет документов, утвердил получение заявления и далее уведомил об имеющихся сроках рассмотрения обращения. По истечении озвученного периода в 3 рабочих дня гражданин «А», не получив уведомления о статусе рассмотрения заявки, снова обратился в регистрирующий орган, где ему было озвучено, что требуется подождать ещё 3 рабочих дня. Но по истечении ещё трёх дней результат остался тем же, а в завершение пришло уведомление об отказе в одобрении заявки, при этом в отказе не было указана мотивированная часть, что само по себе нарушает действующее законодательство.

Здесь же стоит отметить, что законодателем предусмотрены определённые основания для правомерного отказа, и указаны они в статье 23 ФЗ № 129 от 08.08.2001. Перечень оснований достаточно внушительный и насчитывает 20 пунктов, например, несоблюдение нотариальной формы представляемых документов в случаях, если такая форма обязательна в соответствии с федеральными законами. При этом деяние считается оконченным с момента фактического вынесения решения и доведение этого решения до заявителя.


Третий вид - это «Ограничение прав и законных интересов» обобщает все остальные всевозможные варианты, что не позволяет определить их в единый список, так как к ним могут относиться любые действия, рассматриваемые как препятствующие предпринимательской деятельности. К примеру, это уведомление правительством определённого субъекта представителей малого бизнеса о принудительном денежном пожертвовании в некий фонд, а в случае отказа и/или невыполнения всех требований, бизнесмена ждут вечные и безостановочные проверки и комиссии.

Санкционная составляющая части 1 не предполагает лишение свободы, но полумиллионный штраф и лишение права занимать определённые должности должны в полной мере обеспечить наличие страха и трепета перед желанием нарушить закон.

  1. Те же деяния, совершённые в нарушение вступившего в законную силу судебного акта, а равно причинившие крупный ущерб, наказываются лишением права занимать определённые должности или заниматься определённой деятельностью на срок от трёх до пяти лет со штрафом в размере до двухсот пятидесяти тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осуждённого за период до одного года, либо обязательными работами на срок до четырёхсот восьмидесяти часов, либо на срок до трёх лет, либо арестом на срок до шести месяцев, либо лишением свободы на срок до трёх лет.

Часть 2 характеризуется повторением ранее осуждённым должностным лицом учинения препятствий или причинением материального вреда в крупном размере. В соответствии с примечанием законодателя, крупным ущербом признаётся сумма в размере 1500000 рублей. При этом ущерб может быть не только в реальной форме, но и в виде упущенной выгоды.

Заключение

В заключение стоит повторить и сложности рассмотренной темы, так как само по себе ведение бизнеса сопровождается определённым контролем не только со стороны государства в законной форме, но и со стороны неких лиц, желающих обогатиться за счёт других. Поэтому каждому человеку необходимо знать свои права и понимать, как эти знания применить на практике.

Тема 1 – Преступления в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности ст.169-175 УК.

ст.169 УК - Воспрепятствование законной предпринимательской или иной деятельности.

Объект:

Родовой – отношения в сфере экономики;

Видовой – отношения в сфере экономической деятельности;

Непосредственный – отношения в сфере предпринимательской деятельности.

Понятие предпринимательской деятельности - п.1 ст.2 ГК.

Потерпевшим может быть: ИП или ЮЛ, а также физическое лицо (при первых 2-х формах деяния).

Объективная сторона:

Формальный состав;

Деяние – действие/бездействие:

· неправомерный отказ в регистрации ИП или ЮЛ – открытое, явное, нежелание ее произвести, ни смотря на, то, что представленные заявителем документы отвечают предусмотренным законом требованиям (должен быть отказ в письменной форме). Отказ в регистрации допустим в случае несоответствия состава представленных документов и состава, содержащихся в них, сведений требованиям установленным законом, поэтому отказ по другим причинным (по мотивам нецелесообразности и т.п.) незаконен;

· уклонение от регистрации ИП или ЮЛ – относительно более скрытая форма воспрепятствования законной предпринимательской деятельности, свидетельствующая о стремлении избежать регистрации ИП или ЮЛ в установленный срок. Уклонение выражается в 2-х формах: открытое – без предъявления каких-либо требований в адрес представленных документов, завуалированное – при предъявлении явно незаконных требований;

· неправомерный отказ в выдаче специального разрешения (лицензии) на осуществление определенной деятельности – в ст.49 ГК установлено, что отдельными видами деятельности, перечень которых определяется законом, можно заниматься на основании специального разрешения (лицензии). Основным НПА является ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности». Основанием отказа в выдаче лицензии являются: наличие в документах недостоверной или искаженной информации, несоответствие лицензионным требованиям и условиям, необходимым для осуществления деятельности. Отказ по иным причинам незаконен. Отказ должен быть выражен в письменной форме;

· уклонение от выдачи специального разрешения (лицензии) на осуществление определенной деятельности – невыполнение в установленный срок обязанности по выдаче лицензии на право осуществления определенной деятельности;

· ограничение прав и законных интересов ИП или ЮЛ в зависимости от организационно-правовой формы – может выражаться в принятии НПА или совершении действий, которые создают дискриминирующие условия деятельности ИП или ЮЛ, а также в необоснованном предоставлении отдельному ИП или ЮЛ льгот, ставящих их в преимущественное положение по отношению к другим ИП или ЮЛ, работающим на рынке того же товара;

· незаконное ограничение самостоятельности ИП или ЮЛ – может быть совершено путем установления необоснованных запретов на осуществление определенных видов деятельности или на производство определенных видов товаров, необоснованного препятствие осуществления предпринимательской деятельности в какой-либо сфере, даче указаний о первоочередной поставке, оказании услуг, выполнению работ определенному кругу покупателей (заказчиков);

· иное незаконное вмешательство в деятельности ИП или ЮЛ – незаконное проведение собраний акционеров, незаконное изъятие документов, недопущение эксплуатации помещений или земельных участков и д.р.

Преступление окончено с момента совершения любого деяния.

Субъект – специальный – должностное лицо органа исполнительной власти или регистрационной палаты, осуществляющее регистрацию или лицензирование субъектов предпринимательской деятельности.

Субъективная сторона – прямой умысел.

В ч.2 ст.169 УК состав формально-материальный.

Совершение деяние в нарушение вступившего в законную силу судебного решения – формальный состав.

Деяние, причинившее крупный ущерб (свыше 1,5 млн. рублей) – материальный состав.

1. Неправомерный отказ в государственной регистрации индивидуального предпринимателя или юридического лица либо уклонение от их регистрации, неправомерный отказ в выдаче специального разрешения (лицензии) на осуществление определенной деятельности либо уклонение от его выдачи, ограничение прав и законных интересов индивидуального предпринимателя или юридического лица в зависимости от организационно-правовой формы, а равно незаконное ограничение самостоятельности либо иное незаконное вмешательство в деятельность индивидуального предпринимателя или юридического лица, если эти деяния совершены должностным лицом с использованием своего служебного положения, —

наказываются штрафом в размере от двухсот тысяч до пятисот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до восемнадцати месяцев, либо лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет со штрафом в размере до восьмидесяти тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до шести месяцев, либо обязательными работами на срок до трехсот шестидесяти часов.

2. Те же деяния, совершенные в нарушение вступившего в законную силу судебного акта, а равно причинившие крупный ущерб, —

наказываются лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок от трех до пяти лет со штрафом в размере до двухсот пятидесяти тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до одного года, либо обязательными работами на срок до четырехсот восьмидесяти часов, либо принудительными работами на срок до трех лет, либо арестом на срок до шести месяцев, либо лишением свободы на срок до трех лет.

Примечание. Крупным ущербом в настоящей статье признается ущерб, сумма которого превышает один миллион пятьсот тысяч рублей.

Комментарий к Ст. 169 УК РФ

2. Для определения того, что следует считать воспрепятствованием в осуществлении законной предпринимательской деятельности в определенных в комментируемой статье формах, необходимо прежде всего установить, каков порядок регистрации и выдачи специальных разрешений, а также основания и порядок правомерного отказа в регистрации либо выдаче специального разрешения. Положения, в общем и конкретно определяющие процедуру регистрации, выдачи разрешений, включая и отказ в удовлетворении соответствующих просьб, содержатся, в частности, в ГК, Федеральных законах от 26.12.1995 N 208-ФЗ «Об акционерных обществах» (в ред. от 29.12.2012) , от 09.07.1999 N 160-ФЗ «Об иностранных инвестициях в Российской Федерации» (в ред. от 06.12.2011) , от 02.12.1990 N 395-1 «О банках и банковской деятельности» (в ред. от 29.12.2012) , от 04.05.2011 N 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» (в ред. от 28.07.2012) , а также в многочисленных актах органов исполнительной власти.
———————————
СЗ РФ. 1996. N 1. Ст. 1; N 25. Ст. 2956; 1999. N 22. Ст. 2672; 2001. N 33 (ч. 1). Ст. 3423; 2002. N 12. Ст. 1093; N 45. Ст. 4436; 2003. N 9. Ст. 805; 2004. N 11. Ст. 913; N 15. Ст. 1343; N 49. Ст. 4852; 2005. N 1 (ч. 1). Ст. 18; 2006. N 1. Ст. 5, 19; N 2. Ст. 172; N 31 (ч. 1). Ст. 3437, 3445, 3454; N 52 (ч. 1). Ст. 5497; 2007. N 7. Ст. 834; N 31. Ст. 4016; N 49. Ст. 6079; 2008. N 18. Ст. 1941; N 42. Ст. 4698; N 44. Ст. 4981; 2009. N 1. Ст. 14, 23; N 19. Ст. 2279; N 23. Ст. 2770; N 29. Ст. 3618, 3642; N 52 (ч. 1). Ст. 6428; 2010. N 41 (ч. 2). Ст. 5193; N 45. Ст. 5757; 2011. N 1. Ст. 13, 21; РГ. 2011. N 159; СЗ РФ. 2011. N 48. Ст. 6728; N 49 (ч. 1). Ст. 7024; N 50. Ст. 7357; 2012. N 25. Ст. 3267; N 31. Ст. 4334.

СЗ РФ. 1999. N 28. Ст. 3493; 2002. N 12. Ст. 1093; N 30. Ст. 3034; 2003. N 50. Ст. 4855; 2005. N 30 (ч. 2). Ст. 3128; 2006. N 23. Ст. 2382; 2007. N 27. Ст. 3213; 2008. N 18. Ст. 1941; РГ. 2011. N 159, 261, 278.

Ведомости РСФСР. 1990. N 27. Ст. 357; Ведомости РФ. 1992. N 34. Ст. 1966; СЗ РФ. 1996. N 6. Ст. 492; 1998. N 31. Ст. 3829; 1999. N 28. Ст. 3459, 3469, 3470; 2001. N 26. Ст. 2586; N 33 (ч. 1). Ст. 3424; 2002. N 42. Ст. 1093; 2003. N 27 (ч. 1). Ст. 2700; N 50. Ст. 4855; N 52 (ч. 1). Ст. 5033, 5037; 2004. N 27. Ст. 2711; N 31. Ст. 3233; N 45. Ст. 4377; 2005. N 1 (ч. 1). Ст. 18, 45; N 30 (ч. 1). Ст. 3117; 2006. N 6. Ст. 636; N 19. Ст. 2061; N 31 (ч. 1). Ст. 3439; 2007. N 1 (ч. 1). Ст. 9; N 22. Ст. 2563; N 31. Ст. 4011; N 41. Ст. 4845; N 45. Ст. 5425; N 50. Ст. 6238; 2008. N 10 (ч. 1). Ст. 895; N 15. Ст. 1447; N 44. Ст. 4981; 2009. N 1. Ст. 23; N 9. Ст. 1043; N 18 (ч. 1). Ст. 2153; N 23. Ст. 2776; N 30. Ст. 3739; N 48. Ст. 5731; N 52 (ч. 1). Ст. 6428; 2010. N 8. Ст. 775; N 27. Ст. 3432; N 30. Ст. 4012; N 31. Ст. 4193; N 47. Ст. 6028; 2011. N 7. Ст. 905; N 27. Ст. 3873, 3880; N 29. Ст. 4291; N 48. Ст. 6730; N 49 (ч. 5). Ст. 7069; N 50. Ст. 7351; 2012. N 27. Ст. 3588; N 31. Ст. 4333; РГ. 2012. N 283.

СЗ РФ. 2011. N 19. Ст. 2716; РГ. 2011. N 160; СЗ РФ. 2011. N 43. Ст. 5971; N 48. Ст. 6728; 2012. N 26. Ст. 3446; N 31. Ст. 4322.

3. Отказ в удовлетворении законных требований о регистрации и т.д. состоит в информировании обратившегося с просьбой лица о состоявшемся официальном решении. С вынесением соответствующего решения и принятием предусмотренных мер по доведению до сведения заявителя о данном решении связан в данном случае момент окончания преступления. Отказ должен быть окончательным. Неправомерным следует считать отказ в нарушение положений вышеупомянутых нормативных актов, касающихся оснований для отказа в регистрации либо выдаче специального разрешения.

4. Уклонение в отличие от отказа может выражаться в любых действиях (не только в бездействии), направленных на несоблюдение требований нормативных актов о выдаче регистрационного свидетельства либо лицензии. Фактически речь, как правило, идет об умышленном затягивании установленных сроков регистрации либо выдачи специального разрешения. Преступление в этом случае является оконченным в момент совершения конкретных действий либо окончания срока, в течение которого действия должны были быть совершены, при том что в последнем случае совершению действий объективно ничего не препятствовало.

5. Ответственность предусмотрена и за иные формы воспрепятствования законной предпринимательской деятельности. Указанная формулировка предусматривает настолько широкий круг возможных правонарушений в самых разнообразных формах, насколько широк перечень прав, предоставленных законодательством лицам, осуществляющим предпринимательскую деятельность. В частности, в последнее время начинает складываться практика осуждения по ч. 1 комментируемой статьи глав муниципальных образований за то, что они под угрозой проведения необоснованных проверок принуждали предпринимателей к непредусмотренному законодательством перечислению средств в специально созданные местные фонды, имущество которых использовалось для проведения различных празднований, встреч комиссий и т.п.

6. Субъективная сторона характеризуется прямым умыслом.

7. К числу субъектов преступления следует отнести должностных лиц, чьи полномочия связаны с процедурой регистрации индивидуальных предпринимателей и юридических лиц, а также должностных лиц, определенных подобным образом в примеч. к ст. 285 УК, однако с тем условием, что их служебное положение позволяет им реально вмешиваться в законную предпринимательскую деятельность граждан и организаций.

8. По ч. 2 комментируемой статьи следует квалифицировать действия, заключающиеся в продолжении воспрепятствования законной предпринимательской деятельности, например, в форме незаконного вмешательства в деятельность индивидуального предпринимателя или юридического лица независимо от того, на основании какого материального закона было принято судом решение о незаконности действий должностного лица.

9. К крупному ущербу, причиненному воспрепятствованием законной предпринимательской деятельности, следует относить не только реальный материальный ущерб, но и упущенную выгоду (), исчисляемую с учетом приводимых потерпевшими расчетов.

Данная статья предусматривает наказание, в случае:

  1. Неправомерного отказа в государственной регистрации индивидуального предпринимателя или юридического лица, либо уклонение от их регистрации.

Регистрация индивидуального предпринимателя и юридического лица регулируется Федеральным законом от 08.08.2001 N 129-ФЗ (ред. от 31.01.2016) «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» (далее ФЗ). Указанный нормативный акт определяет общие положения данной процедуры, в том числе:

— срок, который не должен превышать пять рабочих дней со дня представления документов в регистрирующий орган;

— место регистрации. Для юридического лица осуществляется по месту нахождения его постоянно действующего исполнительного органа, а в случае отсутствия постоянно действующего исполнительного органа — иного органа или лица, уполномоченных выступать от имени юридического лица в силу закона, иного правового акта или учредительного документа. А индивидуального предпринимателя- по месту его жительства.

— требования к оформлению документов ст. 9 ФЗ. Приказ ФНС России от 09.06.2014 N ММВ-7-14/316@ «Об утверждении формы заявления о внесении сведений о юридическом лице в Единый государственный реестр юридических лиц, требований к его оформлению, а также формы и содержания документа, подтверждающего факт внесения записи в Единый государственный реестр юридических лиц на основании такого заявления»

— форма заявления, уведомления или сообщения о государственной регистрации ст.9 ФЗ. Приказ ФНС от 25 января 2012 г. №ММВ-7-6/25@

— физические лица, которые могут быть заявителями при регистрации юридического лица и индивидуального предпринимателя ст.9 ФЗ.

— обязательность расписки, выдаваемой регистрирующим органом при подаче документов на регистрацию.

Необходимо отметить, что согласно п. 4. Ст.9 ФЗ регистрирующий орган не вправе требовать представление других документов кроме документов, установленных Федеральным законом от 08.08.2001 N 129-ФЗ. А также, что проверка достоверности сведений, включаемых или включенных в единый государственный реестр юридических лиц, проводится регистрирующим органом в случае возникновения обоснованных сомнений в их достоверности по правилам, предусмотренным Письмо ФНС России от 11.01.2016 N ГД-4-14/52 «О некоторых вопросах, связанных с применением Федеральных законов от 30 марта 2015 года N 67-ФЗ, от 29 июня 2015 года N 209-ФЗ и от 29 декабря 2015 года N 391-ФЗ».

Согласно ст.10 ФЗ для отдельных видов юридических лиц, федеральными законами могут быть предусмотрены специальный порядок регистрации.

  1. Неправомерный отказ в выдаче специального разрешения (лицензии) на осуществление определенной деятельности либо уклонение от его выдачи.

Статья 1 федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ (ред. от 13.07.2015, с изм. от 30.12.2015) «О лицензировании отдельных видов деятельности» (с изм. и доп., вступ. в силу с 10.01.2016)(далее ФЗ) определяет сферу его применения. Согласно п.2 ст.1 ФЗ для определенных видов деятельности существуют специальные Федеральные законы. Например: производств о и оборот этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, деятельность кредитных организаций, страхования деятельность и т.д.

Данный ФЗ также определяет общие положения по предоставлению лицензии, а именно:

— перечень видов деятельности подлежащих лицензированию ст. 12 ФЗ;

— порядок предоставления заявления и пакета документов, который формируется уже в зависимости от определенного вида деятельности ст.13 ФЗ. Закон устанавливает, что лицензирующий орган не вправе требовать от соискателя лицензии указывать в заявлении о предоставлении лицензии сведения, и представлять документы, не предусмотренные ст. 13 ФЗ

— проведение внеплановой проверки, без согласования с органом прокуратуры, после подачи заявления и пакета документов в отношении соискателя лицензии или лицензиата, в случае переоформления лицензии. Данная проверка проводиться согласно Федерального закона от 26 декабря 2008 года N 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля».

— срок проверки предоставленных документов, на полноту и достоверность, который не должен превышать 45 рабочих дней.

— основания отказа, такие как: наличие в представленных соискателем лицензии заявлении и (или) прилагаемых к нему документах недостоверной или искаженной информации; установленное в ходе проверки несоответствие соискателя лицензии лицензионным требованиям.

— Срок вручения или направления лицензии после подписания и регистрации в течение трех рабочих дней.

  1. Ограничение прав и законных интересов индивидуального предпринимателя или юридического лица в зависимости от организационно-правовой формы, а равно незаконное ограничение самостоятельности либо иное незаконное вмешательство в деятельность индивидуального предпринимателя или юридического лица.

Конституция РФ в ст.8 гарантирует свободу экономической деятельности, свободное перемещение товаров, услуг и финансовых средств, поддержку конкуренции. Также в ст. 34 Конституции РФ, устанавливает, что каждый имеет право на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности. В этой сфере Гражданский кодекс РФ в статье 1 ГК РФ признает равенства участников гражданско-правовых отношений, неприкосновенности собственности, свободы договора, недопустимости произвольного вмешательства кого-либо в частные дела, необходимости беспрепятственного осуществления гражданских прав, обеспечения восстановления нарушенных прав, их судебной защиты.

Вмешательство в предпринимательскую деятельность, а равно ограничение прав и законных интересов ее субъектов, может выражаться в установлении должностным лицом определенных требований, не основанных на Законе, или при этом в вымогательстве денежных средств, дабы избежать этих не законных требований.

Те гарантии, которые предоставлены Конституцией РФ могут быть ограничены только федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними нормативно-правовыми актами органов государственной власти.

В соответствии с этим, если Вам отказывают в регистрации в качестве индивидуального предпринимателя или юридического лица, а также в выдаче лицензии или иным образом препятствуют Вашей законной предпринимательской деятельности, необходимо соблюдать определенные правила:

Во-первых, субъектом преступления является только должностное лицо, т.е., согласно примечанию к ст. 285 УК лицо, постоянно, временно или по специальному полномочию осуществляющие функции представителя власти либо выполняющие организационно-распорядительные , административно-хозяйственные функции в государственных органах, органах местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждениях, государственных корпорациях, государственных компаниях, государственных и муниципальных унитарных предприятиях, акционерных обществах, контрольный пакет акций которых принадлежит Российской Федерации, субъектам Российской Федерации или муниципальным образованиям.

Во- вторых потребуйте Письменный мотивировочный отказ.

В- третьих, если Вы не согласны, то обжалуйте данное решение в вышестоящий орган.

В- четвертых, у Вас есть право обратиться в прокуратуру и получить разъяснение по данному факту.

В- пятых, Вы можете обратиться в суд в соответствии с положениями «Кодекс административного судопроизводства Российской Федерации» от 08.03.2015 N 21-ФЗ (ред. от 15.02.2016). В случае, если решение вынесено в Вашу пользу, но должностное лицо не исполняет его, то это квалифицируется по Ч 2 ст. 169 УК РФ. Квалифицирующим признаком по ч.2 ст. 169 УК РФ также признается наличие крупного ущерба в сумме, превышающей один миллион пятьсот тысяч рублей, особо крупным — шесть миллионов рублей. При этом ущерб подразумевает не только убытки, но и упущенную выгоду.

В-шестых, не поддавайтесь на уговоры и угрозы со стороны должностных лиц и не отдавайте свои денежные средства, так как тем самым Вы поощряете развитие коррупции и ее процветание.

Также важным моментом является проведение проверок по поступившим сообщениям в правоохранительные органы. Их появление и последующие действия на территории деятельности предпринимателей, зачастую застают врасплох последних.

Согласно ст. 140 УПК РФ поводами и основаниями для возбуждения уголовного дела являются:

— заявление о преступлении;

— явка с повинной;

— сообщение о совершенном или готовящемся преступлении, полученное из иных источников;

Данная информация, поступающая в правоохранительные органы подлежит обязательной регистрации в книге учета согласно Приказа Генпрокуратуры России N 39, МВД России N 1070, МЧС России N 1021, Минюста России N 253, ФСБ России N 780, Минэкономразвития России N 353, ФСКН России N 399 от 29.12.2005 (ред. от 20.02.2014) «О едином учете преступлений» (вместе с «Типовым положением о едином порядке организации приема, регистрации и проверки сообщений о преступлениях», «Положением о едином порядке регистрации уголовных…

Поступившая информация проверяется дознавателем, органом дознания, следователем, руководителем следственного органа в течение 3 суток. Данный срок может продлеваться руководителем следственного органа, начальником органа дознания по мотивированному ходатайству соответственно следователя, дознавателя на 10 суток.

При проверке поступившей информации должностное лицо вправе проводить осмотр места происшествия. При этом осмотр следов преступления и иных обнаруженных предметов производится на месте производства следственного действия. Исключение составляет случаи, если для производства такого осмотра требуется продолжительное время или осмотр на месте затруднен, тогда предметы должны быть изъяты, упакованы, опечатаны, заверены подписью следователя на месте осмотра. Важным моментом является, то, что изъятию подлежат только те предметы, которые могут иметь отношение к уголовному делу.

Во время проведения следственного действия ведется протокол в соответствии со ст.166 и ст.167 УПК РФ. Все обнаруженное и изъятое при осмотре должно быть предъявлено участникам осмотра, а индивидуальные признаки и особенности изымаемых предметов зафиксированы в протоколе. Также если изымаемые предметы и документы представляют для Вас ценность, то возможна подача заявления о выдаче данных предметов, документов. Но это является лишь правом, поэтому должностные лица могут отказать, в случае приобщения их в качестве доказательств.

УПК РФ также дает право правоохранительных органам проводить обыск и выемку. Необходимо знать, что обыск и выемка в данном случае проводиться только на основании постановления следователя. Важно знать, что любое следственное действие, производимое в жилище возможно только на основании судебного решения. Перед тем как проводить данные мероприятия должностные лица должны предъявить данный документ, тем самым подтверждая законность своих действий и предложить добровольно выдать документы и предметы. Вы должны знать, что предметы и документы, изъятые из оборота, подлежат обязательному изъятию. Процедура обыска и выемки проводиться в присутствии понятых, и с ведение протокола в строгом соответствии со ст.166 и ст.167 УПК РФ. Копия протокола должна быть вручена Вам, а в случае проведения мероприятий в помещении организации- под расписку представителю администрации соответствующей организации. В случае обыска и выемки электронных носителей необходимо привлечение специалиста. УПК РФ при этом не допускает копирование информации, если это может воспрепятствовать расследованию преступления либо, по заявлению специалиста, повлечь за собой утрату или изменение информации. Электронные носители информации, содержащие скопированную информацию, передаются законному владельцу изымаемых электронных носителей информации или обладателю содержащейся на них информации. Об осуществлении копирования информации и о передаче электронных носителей информации, содержащих скопированную информацию, законному владельцу изымаемых электронных носителей информации или обладателю содержащейся на них информации в протоколе делается запись.

Важным является производство выемки предметов и документов, содержащих государственную или иную охраняемую федеральным законом тайну , информацию о вкладах и счетах граждан в банках и иных кредитных организациях, а также вещей, заложенных или сданных на хранение в ломбард, так как она производится только на основании судебного решения.

Ваши действия, если правоохранительные органы нагрянули с проверкой:

— сохраняйте спокойствие, и трезво оценивайте ситуацию.

— попросите предъявить служебное удостоверение и запишите данные должностного лица.

— попросите предъявить копию заявления, на основании которого проводиться проверка.

— внимательно ознакомьтесь с постановлением и судебным решением.

— если Вам не представлено служенное удостоверение, то в отношении Вас могут совершаться мошеннические действия ст. 159 УК РФ.

— если служебное удостоверение представлено, но подтверждения законных основания нахождения на Вашей территории нет, то действия данных лиц могут квалифицироваться по ст. 285 и ст.286 УК РФ, как злоупотребление и превышение должностных полномочий соответственно.

— если представлены все документы, но законных оснований нет, то Вы имеете право написать заявление в правоохранительные органы по факту вмешательства в предпринимательскую деятельность со ссылкой на ст.169 УК РФ, с указание всех сведений ставшими Вам известными при проведении обыска и выемки. Или обраться с жалобой в прокуратуру по факту проведения противоправных действий в отношении Вас.