Статья 48 Конституции РФ гарантирует каждому право на получение квалифицированной юридической помощи. Согласно ч. 2 данной нормы «каждый задержанный, заключенный под стражу, обвиняемый в совершении преступления, имеет право пользоваться помощью адвоката (защитника) с момента соответственно задержания, заключения под стражу или предъявления обвинения». Основания, условия и порядок получения услуг адвоката участниками уголовного судопроизводства предусматривают УПК РФ, Федеральный закон «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации». Статья 16 УПК РФ гласит, что «подозреваемому и обвиняемому обеспечивается право на защиту, которое они могут осуществлять либо с помощью защитника и (или) законного представителя». Право иметь представителя УПК РФ устанавливает для потерпевшего (п. 8 ч. 2 ст. 42), частного обвинителя (ст. 43), гражданского истца (п. 8 ч. 4 ст. 44), гражданского ответчика (п. 6 ч. 2 ст. 54). Как защитником, так и представителем интересов указанных участников в уголовном процессе могут быть адвокаты (ст. ст. 45, 49, 55 УПК РФ), выбор которых по смыслу указанных норм каждым из этих участников определяется самостоятельно и должен быть исключительно свободным. Обеспечению свободы выбора адвоката - защитника подозреваемым, обвиняемым служит ст. 50 УПК РФ, согласно которой «защитник приглашается подозреваемым, обвиняемым, его законным представителем, а так же другими лицами по поручению или с согласия подозреваемого» (ч. 1), «по просьбе подозреваемого, обвиняемого участие защитника обеспечивается дознавателем, следователем, прокурором и судом» (ч. 2). Если защитник не приглашен самим подозреваемым, обвиняемым, его законным представителем, то, согласно ст. 52 УПК РФ, дознаватель, следователь или суд обеспечивают обязательное участие защитника в уголовном судопроизводстве в следующих случаях: - подозреваемый, обвиняемый не отказался от защитника; - подозреваемый, обвиняемый является несовершеннолетним; - подозреваемый, обвиняемый в силу физических или психических недостатков не может самостоятельно осуществлять свое право на защиту; - судебное разбирательство по уголовным делам о тяжких и особо тяжких преступлениях проводится в отсутствие подсудимого, который находится за пределами России и (или) уклоняется от явки в суд, если это лицо не было привлечено к ответственности на территории иностранного государства по данному уголовному делу; - подозреваемый, обвиняемый не владеет языком, на котором ведется производство по уголовному делу; - лицо обвиняется в совершении преступления, за которое может быть назначено наказание в виде лишения свободы на срок свыше 15 лет, пожизненное лишение свободы или смертная казнь; - уголовное дело подлежит рассмотрению судом с участием присяжных заседателей; - обвиняемый заявил ходатайство о рассмотрении уголовного дела в особом порядке судебного разбирательства. В случае если адвокат участвует в производстве предварительного расследования или судебном разбирательстве по назначению следователя или суда, расходы на оплату его труда компенсируются за счет средств федерального бюджета. УПК РФ в статьях 50 и 52 предоставляет право подозреваемому, обвиняемому по собственному выбору приглашать и заменять защитника, исключая факты вынужденного отказа от него. С целью обеспечения такого права Пленум Верховного суда РФ в Постановлении от 5 марта 2004 г. № 1 «О применении судами норм Уголовно - процессуального кодекса РФ» разъяснил, что «отказ от защитника может быть принят судом, если будут выяснены причины отказа от защитника, а его участие в судебном заседании фактически обеспечено судом».

1. Полномочия адвоката, участвующего в качестве представителя доверителя в конституционном, гражданском и административном судопроизводстве, а также в качестве представителя или защитника доверителя в уголовном судопроизводстве и производстве по делам об административных правонарушениях, регламентируются соответствующим процессуальным законодательством Российской Федерации.

2. В случаях, предусмотренных федеральным законом, адвокат должен иметь ордер на исполнение поручения, выдаваемый соответствующим адвокатским образованием. Форма ордера утверждается федеральным органом юстиции. В иных случаях адвокат представляет доверителя на основании доверенности. Никто не вправе требовать от адвоката и его доверителя предъявления соглашения об оказании юридической помощи (далее также - соглашение) для вступления адвоката в дело.

3. Адвокат вправе:

1) собирать сведения, необходимые для оказания юридической помощи, в том числе запрашивать справки, характеристики и иные документы от органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и иных организаций в порядке, предусмотренном статьей 6.1 настоящего Федерального закона. Указанные органы и организации в установленном порядке обязаны выдать адвокату запрошенные им документы или их копии;

(см. текст в предыдущей редакции)

2) опрашивать с их согласия лиц, предположительно владеющих информацией, относящейся к делу, по которому адвокат оказывает юридическую помощь;

3) собирать и представлять предметы и документы, которые могут быть признаны вещественными и иными доказательствами, в порядке, установленном законодательством Российской Федерации;

4) привлекать на договорной основе специалистов для разъяснения вопросов, связанных с оказанием юридической помощи;

5) беспрепятственно встречаться со своим доверителем наедине, в условиях, обеспечивающих конфиденциальность (в том числе в период его содержания под стражей), без ограничения числа свиданий и их продолжительности;

6) фиксировать (в том числе с помощью технических средств) информацию, содержащуюся в материалах дела, по которому адвокат оказывает юридическую помощь, соблюдая при этом государственную и иную охраняемую законом тайну ;

7) совершать иные действия, не противоречащие законодательству Российской Федерации.

4. Адвокат не вправе:

1) принимать от лица, обратившегося к нему за оказанием юридической помощи, поручение в случае, если оно имеет заведомо незаконный характер;

2) принимать от лица, обратившегося к нему за оказанием юридической помощи, поручение в случаях, если он:

имеет самостоятельный интерес по предмету соглашения с доверителем, отличный от интереса данного лица;

участвовал в деле в качестве судьи, третейского судьи или арбитра, посредника, прокурора, следователя, дознавателя, эксперта, специалиста, переводчика, является по данному делу потерпевшим или свидетелем, а также если он являлся должностным лицом, в компетенции которого находилось принятие решения в интересах данного лица;

состоит в родственных или семейных отношениях с должностным лицом, которое принимало или принимает участие в расследовании или рассмотрении дела данного лица;

Конституция РФ гарантирует право гражданина воспользоваться бесплатной помощью квалифицированного в случаях, предусмотренных Законом. Для пояснения стоит сказать, что действующее законодательство не предусматривает понятия «государственный адвокат», этот термин употребляется неофициально для обозначения адвокатов, которых привлекли для оказания адвокатских услуг по назначению органа дознания, предварительного следствия или суда. То есть, клиент не сам выбрал конкретного адвоката и заключил с ним соглашение, а участие адвоката обеспечило государство в лице следователя, дознавателя или судьи.

Можно сказать, что данное название – условно, поскольку в уголовном процессе адвокат имеет статус защитника, независимо от того, оказывает ли он бесплатные услуги по государственной системе юридической помощи или заключает с клиентом договор о предоставлении таких услуг за гонорар.

Иногда складывается ситуация, когда ни суд (к большому сожалению), ни следователь, ни прокурор не заинтересованы в соблюдении конституционных прав задержанного, обвиняемого. Тогда практически все бремя для справедливого разбирательства дела (независимо от того, идет ли досудебное производство или дело уже находится в суде) ложится именно на государственного адвоката.

Для информации: в данной статье основной акцент делается на работе адвоката по назначению в уголовном производстве. Между тем, законодательство предусматривает привлечение адвокатов по назначению также в гражданском судопроизводстве и в административном судопроизводстве для представления интересов ответчика, место жительства которого не известно.

Кому положен государственный защитник

Независимо от инкриминируемой стати в любом уголовном деле лицо может иметь защитника в таких случаях:

  • если в отношении него вынесено постановление о привлечении его в качестве обвиняемого;
  • с момента возбуждения уголовного дела;
  • с момента задержания;
  • если такому лицу вручили уведомление о подозрении в совершении конкретного преступления;
  • при осуществлении каких-либо процессуальных действий, которые затрагивают его права и свободы;
  • в иных случаях, предусмотренных УПК РФ.

Важно: Удостоверение и ордер – документы, которые необходимо предъявить адвокату для выполнения своих функций защиты.

Кроме того, по решению суда в уголовном судопроизводстве допускается привлечение в качестве защитника наряду с адвокатом близкого родственника обвиняемого или иного лиц, а в мировом суде – и вместо адвоката. Однако таких случаев на практике не много, они могут рассматриваться лишь в качестве исключения.

Следует не путать адвоката по назначению и бесплатных адвокатов, то есть адвокатов, оказывающих услуги в системе бесплатной юридической помощи. Адвокаты по назначению в действительности бесплатными не являются. За их услуги обвиняемому не надо платить сразу, расходы таким адвокатам возмещаются из бюджета. Однако при вынесении обвинительного приговора или освобождении обвиняемого от ответственности по нереабилитирующим основаниям суд должен принять решение о возмещении расходов государства за счёт осуждённого. То есть оплата услуг адвоката по назначению для осужденного отсрочена во времени до вступления в силу обвинительного приговора, что отнюдь не означает бесплатности услуг таких адвокатов для обвиняемого (справедливости ради стоит отметить, что суды не редко забывают при вынесении приговора решить вопрос о возмещении расходов на адвоката по назначению, и в таком случае вследствие судейской забывчивости услуги адвокатов по назначению действительно оказываются для осуждённого бесплатными, но расчитывать на это, я бы не советовал).

Что касается системы бесплатной юридической помощи, следует учитывать, что она регулируется специальным Федеральным законом «О системе бесплатной юридической помощи в РФ». При этом данный закон не распространяется на оказание юридической помощи в уголовном судопроизводстве: отношения по оказанию юридической помощи по уголовным делам регулируются уголовно-процессуальным законодательством (ч. 2 ст. 3 Закона).

Порядок назначения государственного защитника

Если адвокат, которого приглашал подозреваемый, обвиняемый (или по его просьбе другие лица) не явится в течение 5 суток со дня заявления ходатайства, либо обвиняемый (подозреваемый) не заключил соглашение с защитником, но желает воспользоваться услугами адвоката, также в случаях отказа от защитника, если участие защитника является обязательным в силу закона, следователь, дознаватель или суд обеспечивают участие в деле защитника по назначению, обратившись в адвокатскую коллегию (как правило, в ближайшую) с просьбой к руководителю выделить защитника для следственных действий или для судебного заседания.

Распределяет такие дела между адвокатами глава адвокатской коллегии. При этом его решение обязательно к выполнению. И здесь не имеет значения авторитет (именитость) адвоката или наличие у него большого количества существующих договоров с клиентами в частном порядке (то есть находящихся в работе). Следует отметить, что в настоящее время принято решение об обеспечении участия адвокатов по назначению при помощи Единой автоматизированной системы, но пока данное решение на практике не реализовано, идут подготовительные мероприятия. Прежде, чем приступить к своим обязанностям, так называемый бесплатный защитник уточняет у задержанного, обвиняемого, его близких, не приглашали ли они кого-то еще. Если нет, то следователь или судья дают полномочия защитнику по назначению.

Например, молодого человека обвиняют в распространении наркотиков. Это очень серьезная уголовная статья. В данном случае без защитника просто не обойтись. Но обвиняемый не имеет возможности за свои деньги нанять адвоката и говорит об этом следователю. Соответственно, следователь, руководствуясь описанной выше схемой, предпринимает необходимые меры для обеспечения участия в деле защитника по назначению

Однако в вопросах назначения государственного защитника не все так просто, как это может показаться на первый взгляд. Например, средней руки бизнесмен или руководитель государственного предприятия, которые могут себе позволить нанять в качестве защитника частного профессионала, заявляют об этом представителю органов дознания или следствия. Но иногда адвокату по соглашению трудно сразу вступить в дело по разным причинам (необходимость следователю уложиться в процессуальные сроки задержания, его желание иметь «лояльного», «удобного» защитника, которого знает сам следователь, а не подозреваемый или обвиняемый и т.д. заставляют следователей и дознавателей идти на различные уловки по недопущению к участию в деле избранного адвоката или его исключению из дела).

В итоге для бизнесмена может сложиться парадоксальная ситуация, когда адвокат по соглашению может стоять под дверью отделения полиции, но следователь оформляет материалы, в которых указано, что тот не явился, поэтому на начальной стадии пришлось привлекать адвоката по назначению.

Адвокат по назначению и по договору: основные отличия

Выполняя функции так называемого бесплатного адвоката, специалист в области права зачастую халатно подходит к выполнению возложенных на него обязанностей. По большей части причиной этому является непосредственно отношение профессионала к выполняемой работе, как к не оплачиваемой (выплаты адвокатам по назначению задерживаются, а не редко – оплата не производится государством вовсе). Достаточно часто адвокат по назначению занимает пассивную позицию, ограничивается присутствием на каких-то конкретных следственных действиях, не ведет своего доверителя от «А» до «Я». В редких случаях оказывается полноценная юридическая помощь, включая организацию необходимых экспертиз, всестороннее изучение вопроса, сбор доказательной базы, общение со следственными органами в рамках УПК и т.д. Общественности известны вопиющие случаи, когда адвокаты по назначению защищают интересы следствия, а не своего подзащитного, уговаривают подзащитного сознаться в совершении преступления, занимаются фальсификацией доказательств, а при избрании меры пресечения в виде заключения под стражу заявляют о своём согласии с позицией следствия.

Почему складывается такая ситуация? Все достаточно просто. До сих пор базовая ставка оплаты труда бесплатного адвоката (сумма, которую платит государство за оказание юридической помощи) находится на очень низком уровне, да и эту мизерную оплату адвокаты не получают. Поэтому некоторые из них просто «отбывают повинность», подходя к делу формально и поверхностно. Кроме того, следует учитывать, что опытные и востребованные адвокаты не имеют времени для оказания услуг по назначению, они могут быть освобождены от этой повинности, избрав материальную форму участия на законных основаниях. В результате, в качестве адвокатов по назначению зачастую привлекаются неопытные, молодые специалисты, либо специалисты, не востребованные у доверителей в виду низкой квалификации.

Несомненно, исключения есть. Некоторые адвокаты, выполняя свои функции государственных защитников, подходят к своей работе с полной отдачей (кстати, требование одинаково качественно и в полном объеме выполнять свои обязанности по назначению или за гонорар предусмотрено статьей 10 Кодекса профессиональной деятельности адвоката).

Почему многие отдают предпочтение работе с адвокатами за гонорар

Собственно, ответ на этот вопрос уже дан выше. Можно лишь добавить, что возможность выбора альтернативного варианта, какой бы сферы социальной жизни он ни касался – это всегда хорошо. Клиент в определенных случаях может, имея возможность воспользоваться услугами государственного адвоката, отказаться от него и отдать предпочтение профессионалу, работающему за гонорар. Но бывают ситуации (и их немало), когда бесплатная помощь специалиста в области юриспруденции – единственная возможность защитить себя с правовой точки зрения.

Не следует думать, что помощь бесплатного защитника нужна только в уголовном производстве закоренелым преступникам. Как было указано выше, бесплатными услугами адвоката пользуются определенные законом категории лиц во многих гражданских делах, начиная от взыскания алиментов, заканчивая разделом имущества или земельными вопросами.

Еще раз о самом главном

  1. «Государственный адвокат» – это неофициальное обозначение адвокатов которых привлекли к защите по назначению посредством обращения следователя, дознавателя или суда в адвокатскую коллегию (адвокатскую палату).
  2. Документы, которые необходимо предъявить для выполнения своих функций защиты, едины - удостоверение адвоката и ордер.
  3. Решение главы адвокатской коллегии или адвокатского бюро по распределению дел тому или иному адвокату обязательно к выполнению, независимо от того, насколько он «крут» и высокооплачиваем. При этом адвокат может быть освобождён от участия в защите по назначению путём направления соответствующего заявления в адвокатскую палату и оплаты ежемесячных дополнительных взносов в качестве материальной формы участия в системе обеспечения защиты по назначению.
  4. В любом уголовном деле лицо может иметь защитника, но в случаях, предусмотренных УПК РФ. Адвоката можно выбрать самому, заключив с ним договор за определенный гонорар, или воспользоваться бесплатным (по назначению). При этом размер кошелька обвиняемого для того, чтобы реализовать возможность получить помощь бесплатного адвоката не имеет значения.

Никто заранее и со 100 % уверенностью вам не ответит, кто лучше, бесплатный или частный адвокат. Выбор лучшего специалиста – личное дело самого клиента. Ни для кого не секрет, что подавляющее большинство положительно разрешившихся дел для доверителя – заслуга адвокатов, работающих по договору, а не по назначению. В любом случае главное, на что клиенту следует обратить внимание при выборе, это квалификация, специализация и практический опыт работы профессионала. Только высококвалифицированный с большим опытом профессиональной деятельности сможет максимально помочь своему доверителю в сложной жизненной ситуации.

Это предложение столичных властей адресовано исключительно москвичам, но и у жителей других регионов появилась надежда, что в том или ином виде система бесплатной правовой помощи должна появиться и у них. Известно, что подобные списки уже составлены или составляются во многих регионах России, где местные власти выбрали схему помощи через адвокатов. Сейчас в стране к государственным программам бесплатной правовой помощи подключены более 6,5 тысячи юристов.

А началось это движение по инициативе Минюста России два года назад, тогда и был принят федеральный закон о бесплатной юридической помощи.

Обсуждался и принимался закон в атмосфере дискуссий. Их участники не отрицали идею, но на способы ее воплощения существовали разные точки зрения.

Например, вначале министерство юстиции было намерено ориентироваться на подобную практику в Финляндии и предлагало развернуть систему государственных юридических бюро, где помогали бы людям бесплатно. Был проведен эксперимент в 10 российских регионах. Там создали такие юридические бюро, но на этом дело и кончилось: слишком аргументированными были возражения противников такого проекта, которые предлагали не создавать многочисленные государственные конторы, а доверить это дело, а значит, и финансирование адвокатам. Это была известная схема, отработанная в уголовных делах.

В итоге споров и экспериментов остановились на компромиссном варианте. В соответствии с ним, каждый регион выберет сам подходящую систему бесплатной государственной юридической помощи. Это может быть государственное бюро или другой вариант с подключением адвокатов.

Закон о нотариате предполагает сенсационные реформы
К примеру, в Московской области тогда было создано государственное юридическое бюро. Правда, в этих бюро не принимали жителей столицы, они в той ситуации оказались в проигрыше. А вот теперь любой житель Москвы имеет право выбрать себе любого адвоката из обширного списка.

Куратором бесплатной помощи в столице является департамент труда и социальной защиты населения города Москвы, который должен ежегодно обновлять списки бесплатных адвокатов.

Если проанализировать список, то станет ясно: бесплатные защитники находятся буквально в шаговой доступности для каждого москвича. Адвокаты не только дадут профессиональную консультацию малоимущему, но и при необходимости могут выступить его защитником в суде.

Кто может воспользоваться услугами бесплатных адвокатов?

Местные власти утверждают в каждом регионе список льготных категорий граждан. Помощь юристов могут безвозмездно получить пенсионеры, инвалиды, неимущие, чьи доходы ниже прожиточного минимума. А в некоторых регионах отрабатывают четкие критерии, по которым можно было бы включить в этот список и людей, оказавшихся в тяжелой жизненной ситуации.

На сегодняшний день Федеральная палата адвокатов приводит такие данные: в прошлом году в оказании бесплатной юридической помощи в рамках государственной системы участвовали почти 6,5 тысячи адвокатов, которые бесплатно оказали квалифицированную юридическую помощь более 32 тысячам малоимущих.

К этой работе активно подключается Ассоциация юристов России, которая разворачивает негосударственную систему бесплатной помощи. По данным Минюста, уже действуют 138 негосударственных центров бесплатной помощи, в которых юристы работают за свой счет.

А Федеральная палата адвокатов сообщает, что в этой негосударственной системе бесплатной юридической помощи адвокаты оказали юридическую помощь более чем 170 тысячам малоимущих граждан. При этом в некоторых регионах адвокаты внедряют свои оригинальные идеи. В Республике Марий Эл адвокат Владимир Иванов под патронажем республиканской палаты создал информационно-правовой сайт на родном языке коренной народности - мари. Каждый месяц этот сайт посещают не менее 500 человек, чтобы получить какие-то разъяснения. А это значит, что жителям республики не надо собирать справки и документы, предусмотренные федеральным законом.

Статья 48 Конституции РФ:

1. Каждому гарантируется право на получение квалифицированной юридической помощи. В случаях, предусмотренных законом, юридическая помощь оказывается бесплатно.

2. Каждый задержанный, заключенный под стражу, обвиняемый в совершении преступления имеет право пользоваться помощью адвоката (защитника) с момента соответственно задержания, заключения под стражу или предъявления обвинения.

КОНСТИТУЦИОННЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Постановление от 27 июня 2000 г. № 11-П

По делу о проверке конституционности положений части первой статьи 47 и части второй статьи 51 Уголовно – процессуального кодекса РСФСР в связи с жалобой гражданина В.И. Маслова

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Конституционный Суд Российской Федерации в составе председательствующего О.И. Тиунова, судей Н.С. Бондаря, Н.В. Витрука, Г.А. Гаджиева, А.Л. Кононова, Т.Г. Морщаковой, А.Я. Сливы, Б.С. Эбзеева, В.Г. Ярославцева,

с участием представителя гражданина В.И. Маслова – адвоката Б.Б. Грузда, постоянного представителя Государственной Думы в Конституционном Суде Российской Федерации В.В. Лазарева и представителя Совета Федерации – адвоката А.Я. Клейменова, руководствуясь статьей 125 (часть 4) Конституции Российской Федерации, пунктом 3 части первой, частями второй и третьей статьи 3, пунктом 3 части второй статьи 22, статьями 36, 96, 97 и 99 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации", рассмотрел в открытом заседании дело о проверке конституционности положений части первой статьи 47 и части второй статьи 51 УПК РСФСР. Поводом к рассмотрению дела явилась жалоба гражданина В.И. Маслова на нарушение его конституционных прав указанными положениями УПК РСФСР. Заслушав сообщение судьи – докладчика А.Л. Кононова, объяснения представителей сторон, выступления приглашенных в заседание судьи Верховного Суда Российской Федерации С.А. Разумова, а также представителей: от Генеральной прокуратуры Российской Федерации – А.П. Короткова, от Министерства внутренних дел Российской Федерации – Б.Я. Гаврилова, исследовав представленные документы и иные материалы, Конституционный Суд Российской Федерации

УСТАНОВИЛ:

1. Как следует из жалобы, 2 октября 1997 года в рамках расследования по уголовному делу, возбужденному по признакам преступления, предусмотренного статьей 163 УК Российской Федерации, следственными органами при ГУВД города Санкт – Петербурга и Ленинградской области был произведен обыск по месту жительства гражданина В.И. Маслова, после чего он был принудительно доставлен в региональное управление по борьбе с организованной преступностью, где удерживался более 16 часов. За это время в отношении него был проведен ряд других следственных действий – опознание, допрос в качестве свидетеля, очная ставка.

В ответ на ходатайство В.И. Маслова об обеспечении помощи адвоката (защитника) следователь разъяснил ему, что в соответствии с частью первой статьи 47 УПК РСФСР такая помощь предоставляется только обвиняемому – с момента предъявления обвинения и подозреваемому – с момента объявления ему протокола задержания или постановления о применении к нему меры пресечения в виде заключения под стражу, а поскольку В.И. Маслов в данный момент по своему процессуальному положению является свидетелем, его просьба не может быть удовлетворена. Протокол же о задержании в качестве подозреваемого был объявлен В.И. Маслову после того, как он уже длительное время находился в положении фактически задержанного и в отношении него были проведены опознание, допрос в качестве свидетеля и очная ставка. После предъявления В.И. Маслову обвинения осуществляющий его защиту адвокат заявил ходатайство об ознакомлении с протоколами следственных действий, проведенных с участием В.И. Маслова до признания его подозреваемым, в чем ему было отказано, так же, как и в производстве выписок из материалов, предоставленных для ознакомления, на том основании, что, по мнению следователя, в силу части второй статьи 51 УПК РСФСР эти права защитник может реализовать лишь после окончания следствия. Действия следователя неоднократно обжаловались В.И. Масловым и его защитником в прокуратуру и суд, которые, однако, не усмотрели в них каких-либо нарушений права В.И. Маслова пользоваться помощью адвоката (защитника) с момента задержания. Только после рассмотрения судом кассационной инстанции их требования в части, касающейся применения части второй статьи 51 УПК РСФСР, были удовлетворены: признан незаконным отказ защитнику в предоставлении для ознакомления протоколов следственных действий, проведенных с участием его подзащитного, и в производстве выписок из процессуальных документов. Гражданин В.И. Маслов, полагая, что его конституционным правам в уголовном процессе причинен невосполнимый ущерб, поскольку они своевременно не были реализованы на важной для защиты стадии уголовного процесса, обратился в Конституционный Суд Российской Федерации с просьбой проверить конституционность примененных в его деле положений УПК РСФСР, как противоречащих статьям 45 (часть 2), 48 (части 1 и 2) и 55 (часть 3) Конституции Российской Федерации. Таким образом, предметом рассмотрения по настоящему делу являются положения части первой статьи 47 УПК РСФСР, которые допускают защитника к участию в деле с момента объявления лицу, подозреваемому в совершении преступления, протокола задержания либо постановления о применении до предъявления обвинения меры пресечения в виде заключения под стражу; а также положения части второй статьи 51 УПК РСФСР, которые толкуются правоприменительной практикой как не предоставляющие защитнику до окончания расследования по делу право знакомиться с протоколами следственных действий, произведенных с участием его подзащитного до того, как он был признан подозреваемым, и документами, которые предъявлялись либо должны предъявляться подозреваемому и обвиняемому, и исключающие право выписывать необходимые сведения из материалов, с которыми защитник был ознакомлен. 2. Конституция Российской Федерации, гарантируя государственную защиту прав и свобод человека и гражданина (статья 2; статья 45, часть 1), предоставляет каждому право на получение квалифицированной юридической помощи (статья 48, часть 1) и, кроме того, прямо предусматривает, что "каждый задержанный, заключенный под стражу, обвиняемый в совершении преступления имеет право пользоваться помощью адвоката (защитника) с момента соответственно задержания, заключения под стражу или предъявления обвинения" (статья 48, часть 2).
Закрепляя это право как непосредственно действующее, Конституция Российской Федерации не связывает предоставление помощи адвоката (защитника) с формальным признанием лица подозреваемым либо обвиняемым, а следовательно, и с моментом принятия органом дознания, следствия или прокуратуры какого-либо процессуального акта, и не наделяет федерального законодателя правом устанавливать ограничительные условия его реализации. Норма статьи 48 (часть 2) Конституции Российской Федерации определенно указывает на сущностные признаки, характеризующие фактическое положение лица как нуждающегося в правовой помощи в силу того, что его конституционные права, прежде всего на свободу и личную неприкосновенность, ограничены, в том числе в связи с уголовным преследованием в целях установления его виновности. Поэтому конституционное право пользоваться помощью адвоката (защитника) возникает у конкретного лица с того момента, когда ограничение его прав становится реальным. По буквальному смыслу положений, закрепленных в статьях 2, 45 и 48 Конституции Российской Федерации, право на получение юридической помощи адвоката гарантируется каждому лицу независимо от его формального процессуального статуса, в том числе от признания задержанным и подозреваемым, если управомоченными органами власти в отношении этого лица предприняты меры, которыми реально ограничиваются свобода и личная неприкосновенность, включая свободу передвижения, – удержание официальными властями, принудительный привод или доставление в органы дознания и следствия, содержание в изоляции без каких-либо контактов, а также какие-либо иные действия, существенно ограничивающие свободу и личную неприкосновенность. В противоречие с требованиями статьи 48 Конституции Российской Федерации оспариваемые положения части первой статьи 47 УПК РСФСР препятствуют реализации права на помощь адвоката (защитника), допуская ее не с момента фактического задержания лица, подозреваемого в совершении преступления, а лишь с момента объявления ему органами дознания и следствия протокола задержания или постановления об аресте, в результате чего реализация права на защиту и права пользоваться помощью адвоката (защитника) ставится в зависимость от усмотрения этих органов. Такое усмотрение открывает возможность для недопустимых произвольных властных действий в отношении лица, чьи конституционные права и свободы ограничиваются, что не только противоречит принципам свободы и личной неприкосновенности (статья 22, часть 1, Конституции Российской Федерации), но и умаляет достоинство личности как основу признания и уважения ее прав и свобод (статья 21, часть 1, Конституции Российской Федерации). 3. Закрепленное в статье 48 (часть 2) Конституции Российской Федерации право пользоваться помощью адвоката (защитника) является конкретизацией более общего права, предусмотренного частью 1 той же статьи, – права каждого на получение квалифицированной юридической помощи (Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 28 января 1997 года по делу о проверке конституционности части четвертой статьи 47 УПК РСФСР). Поэтому статья 48 (часть 2) Конституции Российской Федерации, дополнительно гарантирующая защиту от необоснованных ограничений предусмотренного статьей 22 Конституции Российской Федерации права на свободу и личную неприкосновенность, не может толковаться как ограничивающая право на квалифицированную юридическую помощь адвоката – такая помощь должна быть предоставлена каждому лицу, в том числе в рамках уголовного преследования в любых его формах. Иное истолкование было бы умалением конституционного права каждого на получение квалифицированной юридической помощи, которое не может быть ограничено ни при каких обстоятельствах и противоречило бы статьям 55 (часть 3) и 56 (часть 3) Конституции Российской Федерации (Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 27 марта 1996 года по делу о проверке конституционности статей 1 и 21 Закона Российской Федерации "О государственной тайне"). Поскольку конституционное право на помощь адвоката (защитника) не может быть ограничено федеральным законом, то применительно к его обеспечению понятия "задержанный", "обвиняемый", "предъявление обвинения" должны толковаться в их конституционно – правовом, а не в придаваемом им Уголовно – процессуальным кодексом РСФСР более узком смысле. В целях реализации названного конституционного права необходимо учитывать не только формальное процессуальное, но и фактическое положение лица, в отношении которого осуществляется публичное уголовное преследование. При этом факт уголовного преследования и, следовательно, направленная против конкретного лица обвинительная деятельность могут подтверждаться актом о возбуждении в отношении данного лица уголовного дела, проведением в отношении него следственных действий (обыска, опознания, допроса и др.) и иными мерами, предпринимаемыми в целях его изобличения или свидетельствующими о наличии подозрений против него (в частности, разъяснением в соответствии со статьей 51 (часть 1) Конституции Российской Федерации права не давать показаний против себя самого). Поскольку такие действия направлены на выявление уличающих лицо, в отношении которого ведется уголовное преследование, фактов и обстоятельств, ему должна быть безотлагательно предоставлена возможность обратиться за помощью к адвокату (защитнику). Тем самым обеспечиваются условия, позволяющие этому лицу получить должное представление о своих правах и обязанностях, о выдвигаемом против него обвинении и, следовательно, эффективно защищаться, и гарантирующие в дальнейшем от признания недопустимыми полученных в ходе расследования доказательств (статья 50, часть 2, Конституции Российской Федерации). Изложенное понимание конституционных норм о праве каждого при осуществлении в отношении него уголовного преследования на доступ к адвокату согласуется также с нормами международного права, в соответствии с которыми в Российской Федерации признаются и гарантируются права и свободы человека и гражданина (статья 15, часть 4; статья 17, часть 1, Конституции Российской Федерации). Доступ к адвокату как неотъемлемая гарантия права на защиту в случае уголовного обвинения предусмотрен статьей 14 Международного пакта о гражданских и политических правах, а также статьями 5 и 6 Конвенции о защите прав человека и основных свобод, согласно которым каждому арестованному или задержанному сообщаются незамедлительно причины ареста и предъявляемое обвинение и обеспечивается право на безотлагательное решение судом вопроса о законности задержания и справедливое публичное разбирательство дела при предоставлении возможности защищать себя лично или через посредство выбранного им самим защитника. Рассматривая право обвиняемого на получение помощи адвоката как распространяющееся на досудебные стадии производства (решение от 24 мая 1991 года по делу Quaranta, Series A, no. 205, para 27; решение от 24 ноября 1993 года по делу Ymbrioscia, Series A, no. 275, para 36), Европейский суд по правам человека сформулировал ряд положений, согласно которым отказ задержанному в доступе к адвокату в течение первых часов допросов полицией в ситуации, когда праву на защиту мог быть нанесен невосполнимый ущерб, является – каким бы ни было основание такого отказа – несовместимым с правами обвиняемого, предусмотренными статьей 6 (пункт 3с) Конвенции о защите прав человека и основных свобод (решение от 8 февраля 1996 года по делу Murray, 1996-1, para 66). При этом под обвинением в смысле статьи 6 Конвенции Европейский суд по правам человека понимает не только официальное уведомление об обвинении, но и иные меры, связанные с подозрением в совершении преступления, которые влекут серьезные последствия или существенным образом сказываются на положении подозреваемого (решение от 27 февраля 1980 года по делу Deweer, Series A, no. 35, para 44, 46; решение от 15 июля 1982 года по делу Eckle, Series A, no. 51, para 73; решение от 10 декабря 1982 года по делу Foti, Series A, no. 56, para 52), т.е. считает необходимым исходить из содержательного, а не формального понимания обвинения. Таким образом, оспариваемые положения части первой статьи 47 УПК РСФСР, согласно которым лицо, подозреваемое в совершении преступления, получает право пользоваться помощью защитника с момента объявления ему либо протокола задержания, либо постановления о применении до предъявления обвинения меры пресечения в виде заключения под стражу, исходя из их буквального смысла, ограничивают право каждого на досудебных стадиях уголовного судопроизводства пользоваться помощью адвоката (защитника) во всех случаях, когда его права и свободы могут быть существенно затронуты действиями и мерами, связанными с уголовным преследованием, и, следовательно, не соответствуют статьям 17 (часть 1), 21 (часть 1), 22 (часть 1), 48 и 55 (часть 3) Конституции Российской Федерации. 4. Оспариваемые положения части второй статьи 51 УПК РСФСР, по их буквальному смыслу, не предусматривают право защитника до окончания расследования по делу знакомиться с протоколами следственных действий, произведенных с участием подзащитного до признания его подозреваемым, и с документами, которые предъявлялись либо должны предъявляться подозреваемому и обвиняемому, а также право выписывать из материалов, с которыми защитник был ознакомлен, любые сведения в любом объеме. Именно таким образом эти положения были истолкованы в деле заявителя органами следствия, прокуратуры и в первоначальных решениях – судом. Данное правоприменителем истолкование, однако, не вытекает из этих норм УПК РСФСР, если их рассматривать во взаимосвязи с положениями, которые устанавливают право и обязанность защитника в уголовном судопроизводстве использовать любые средства и способы защиты, не противоречащие закону (часть первая статьи 51 УПК РСФСР, статья 16 Положения об адвокатуре РСФСР). Оспариваемые положения части второй статьи 51 УПК РСФСР обязывают следствие предъявить защитнику подозреваемого как материалы следственных действий с участием подозреваемого, так и документы, которые предъявлялись подозреваемому либо должны быть ему предъявлены, а также которые подтверждают законность и обоснованность применения к нему меры пресечения. Отказ защитнику в ознакомлении с материалами следствия, которые были добыты с участием подозреваемого или стали ему известны иным образом до признания его подозреваемым, как и ограничение права защитника выписывать из материалов, с которыми он был ознакомлен до окончания следствия, любые сведения и в любом объеме не имеют разумного основания, не могут быть оправданы интересами следствия или иными конституционно значимыми целями, допускающими соразмерные ограничения прав и свобод (статья 55, часть 3, Конституции Российской Федерации). Иное истолкование оспариваемых положений части второй статьи 51 УПК РСФСР противоречило бы также смыслу статьи 45 (часть 1) Конституции Российской Федерации, согласно которой в Российской Федерации гарантируется государственная защита прав и свобод, и статьи 48 Конституции Российской Федерации, закрепляющей право каждого на получение квалифицированной юридической помощи, в том числе право пользоваться помощью адвоката (защитника) по уголовным делам.

Исходя из изложенного и руководствуясь частями первой и второй статьи 71, статьями 72, 74, 75, 79 и 100 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации", Конституционный Суд Российской Федерации

ПОСТАНОВИЛ:

1. Признать не соответствующими Конституции Российской Федерации, ее статьям 17 (часть 1), 21 (часть 1), 22 (часть 1), 48 и 55 (часть 3), положения части первой статьи 47 Уголовно – процессуального кодекса РСФСР, которые – по их буквальному смыслу – предоставляют лицу, подозреваемому в совершении преступления, право пользоваться помощью защитника лишь с момента объявления ему протокола задержания либо постановления о применении до предъявления обвинения меры пресечения в виде заключения под стражу и, следовательно, ограничивают право каждого на досудебных стадиях уголовного судопроизводства пользоваться помощью адвоката (защитника) во всех случаях, когда его права и свободы существенно затрагиваются или могут быть существенно затронуты действиями и мерами, связанными с уголовным преследованием.

Впредь до введения федеральным законодателем нового урегулирования подлежит применению непосредственно положение статьи 48 (часть 2) Конституции Российской Федерации в его истолковании, данном в настоящем Постановлении. 2. Признать положения части второй статьи 51 Уголовно – процессуального кодекса РСФСР не противоречащими Конституции Российской Федерации, поскольку они, будучи истолкованы в конституционно – правовом смысле, не ограничивают право защитника до окончания расследования по уголовному делу знакомиться с протоколами следственных действий, произведенных с участием подзащитного до признания его подозреваемым, и с документами, которые предъявлялись либо должны предъявляться подозреваемому и обвиняемому, а также право выписывать из материалов, с которыми защитник был ознакомлен, любые сведения и в любом объеме. 3. Настоящее Постановление окончательно, не подлежит обжалованию, вступает в силу немедленно после его провозглашения, действует непосредственно и не требует подтверждения другими органами и должностными лицами. 4. С учетом выводов, содержащихся в настоящем Постановлении, гражданину В.И. Маслову должна быть обеспечена возможность обратиться за защитой своих прав и законных интересов, которые могли быть нарушены применением признанного не соответствующим Конституции Российской Федерации положения части первой статьи 47 УПК РСФСР. 5. Согласно статье 78 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации" настоящее Постановление подлежит незамедлительному опубликованию в "Собрании законодательства Российской Федерации" и "Российской газете". Постановление должно быть опубликовано также в "Вестнике Конституционного Суда Российской Федерации".