В соответствии со ст. 2 Федерального закона «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» Правительством Российской Федерации функции регистрирующего органа возложены на Министерство Российской Федерации по налогам и сборам.

Чем вызвано это новшество? Скорее всего, возложение функций регистрации юридических лиц на Министерство Российской Федерации по налогам и сборам было продиктовано стремлением более жесткого контроля за организациями путем предоставления Министерству по налогам и сборам возможности отслеживать деятельность юридических лиц с самого начала, с момента их «рождения».

С одной стороны, данная позиция законодателя понятна и обоснованна, к тому же и очень удобна - Министерство Российской Федерации по налогам и сборам представлено по всем регионам России, имеет свою корпоративную систему связи, что позволяет передавать информацию и хранить базу данных. Налоговые инспекции перегружены и не укладываются в установленные законом сроки даже при выполнении основных целей своего создания, что же будет, когда к их деятельности добавится еще и обязанность регистрации юридических лиц, и ведение Единого государственного реестра? Законом установлен срок для государственной регистрации не более чем пять рабочих дней со дня представления документов в регистрирующий орган. П.1 ст.8 ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» До 1 июля 2002 года этот срок был определен в три дня, хотя на практике получалось и больше. К сожалению, в настоящий момент в установленные сроки налоговые органы не укладываются.

Кроме того, тут возникает еще один любопытный вопрос. Если юридическое лицо в течение трех дней с момента изменения каких-либо сведений о нем, содержащихся в Едином государственном реестре, не уведомит об этом регистрирующий орган, - оно привлекается к административной и уголовной ответственности. А что же с ответственностью регистрирующего органа за осуществление процедуры государственной регистрации в более длительный срок, нежели предусмотрен законодательством? В данном случае законодатель устанавливает лишь административную ответственность, причем с весьма незначительными санкциями: наложение административного штрафа на должностных лиц органов, осуществляющих государственную регистрацию юридических лиц, в размере от десяти до двадцати минимальных размеров оплаты труда...».

За государственную регистрацию юридических лиц взимается государственная пошлина в размере двух тысяч рублей.

В регистрирующий орган документы, необходимые для государственной регистрации, могут быть поданы как непосредственно заявителем, так и направлены по почте. Следует отметить, что аналогичное положение присуще большинству стран Европы.

Говоря о процедуре государственной регистрации юридических лиц на современном этапе, необходимо выделить ряд новшеств в данной области. В настоящее время юридическое лицо считается созданным с момента внесения соответствующей записи в Единый государственный реестр юридических лиц.

Помимо того, существенным нововведением является то обстоятельство, что факт «законности» (регистрация) придается лишь созданному юридическому лицу, а вопрос о форме и содержании учредительных документов остается внутренней компетенцией организации. С одной стороны, гражданским законодательством каких-либо дополнительных требований (например, о государственной регистрации) к учредительным документам не предусмотрено. С другой стороны, при открытии счета в банке или обращении организации для получения разрешения на осуществление какой-либо деятельности требуется представить нотариально заверенные копии учредительных документов. Нотариусы же отказываются свидетельствовать верность копии с документов, так как на них отсутствует отметка регистрирующего органа. Данная проблема была решена путем наделения регистрирующего органа возможностью предоставления копий учредительных документов юридического лица, которые прошиваются и заверяются подписью должностного лица, печатью регистрирующего органа с проставлением штампа «копия». Рядом со штампом указывается основной государственный регистрационный номер. За получение копий учредительных документов взимается пошлина в размере двухсот рублей за каждый документ. При необходимости срочного получения копий размер пошлины увеличивается в два раза. Стоимость же нотариального свидетельствования копий составляла от пяти до десяти рублей за один лист, что было значительно выгоднее в материальном плане по сравнению с ныне действующем порядком.

Изложенный материал указывает на необходимость более жесткого контроля со стороны российского законодателя за созданием и деятельностью юридических лиц. Одновременно с этим кардинальные изменения законодательства, имевшие место в последнее время, не отвечают условиям, необходимым для нормального функционирования гражданских правоотношений, а в ряде случаев порождают еще больше проблем и негативных последствий, нежели существовавший ранее порядок.

С учетом потребностей общества и спецификой российского предпринимательства в настоящий момент наиболее актуальной целью государственной регистрации юридических лиц представляется не допустить «выпуск» в гражданский оборот организаций с заведомым «пороком цели создания», а также обеспечить наиболее эффективный государственный контроль за созданием и деятельностью юридических лиц, возможность свободного доступа к сведениям о юридическом лице (разумеется, в строго определенных рамках), а также возможность по представленным сведениям осуществлять связь именно с интересующим юридическим лицом.

Для осуществления этих целей необходимо ведение Единого государственного реестра юридических лиц.

Государственный реестр представляет собой совокупность сведений о создании, реорганизации и ликвидации юридических лиц и соответствующих документов. Таким образом, государственный реестр можно условно разделить на две части:

список юридических лиц с предусмотренными сведениями о них;

определенный пакет документов, на основании которых и были составлены данные сведения.

Анализ законодательства позволяет выделить следующие основные принципы ведения Единого государственного реестра:

всеобщность - в реестр включены все юридические лица независимо от организационно-правовой формы и иных оснований;

достоверность - записи реестра должны соответствовать реальному состоянию юридического лица;

публичность - каждый вправе получить сведения из реестра;

платность - за предоставление сведений из реестра, выписок и копий имеющихся документов взимается плата.

В соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации юридическое лицо считается созданным с момента его государственной регистрации.

Вниманию учредителей и участников ООО! С 25 июня 2019 г. общества с ограниченной ответственностью могут действовать на основании типовых уставов, утвержденных Министерством экономического развития Российской Федерации (приказ от 1 августа 2018 года № 411).

Вниманию учредителей ООО! С 5 мая 2014 г. исключена обязанность по оплате половины уставного капитала на момент регистрации ООО. Учредитель оплачивает свою долю в уставном капитале в определенный договором об учреждении (решением единственного учредителя) срок, но не позднее четырех месяцев с момента регистрации.

Вниманию учредителей АО и ООО! С 7 апреля 2015 г. хозяйственные общества вправе, но не обязаны иметь печать. Сведения о наличии печати должны содержаться в уставе общества.

Порядок регистрации юридического лица

Государственная регистрация юридического лица осуществляется по месту нахождения постоянно действующего исполнительного органа, в случае отсутствия такого исполнительного органа - по месту нахождения иного органа или лица, имеющих право действовать от имени юридического лица без доверенности, в срок не более чем пять рабочих дней со дня представления документов в регистрирующий орган в порядке, установленном

Пошаговая инструкция

Формируем пакет документов

Перечень документов для государственной регистрации юридического лица установлен в ст. 12 Федерального закона от 08.08.2001 № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей».

Определяем, в какой налоговый орган подать документы

Правила государственной регистрации установлены Федеральным законом от 08.08.2001 № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей».

Адресом регистрации юридического лица считается тот адрес, по которому находится его руководитель – директор, генеральный директор и т. п., или, выражаясь языком закона, «постоянно действующий исполнительный орган компании». В качестве адреса организации можно использовать адрес собственного офиса учредителя, в том числе и домашний адрес руководителя фирмы. Адресом компании может быть и адрес арендованного помещения.

Для регистрации вам потребуются следующие документы:

  • заявление о государственной регистрации юридического лица при создании (форма № Р11001);
  • решение о создании, оформленное решением единственного учредителя или протоколом общего собрания учредителей;
  • учредительные документы юридического лица. Представляется в двух подлинных экземплярах в случае представления лично или по почте и в одном экземпляре – при направлении в электронном виде;
  • квитанция об уплате государственной пошлины в размере 4000 руб. ;

    Внимание! С 01.01.2019 при направлении документов для государственной регистрации в форме электронных документов, в том числе через МФЦ и нотариуса, уплачивать государственную пошлину не требуется!

  • документ, подтверждающий статус учредителя, если им выступает иностранное юридическое лицо.

Бланк заявления можно распечатать и заполнить на бумаге, либо сформировать в электронном виде, используя специальную программу, либо сервис.

Внимание! Подпись заявителя на заявлении должна быть засвидетельствована в нотариальном порядке, за исключением случаев, когда заявитель представляет документы лично и одновременно представляет документ, удостоверяющий его личность, а также когда документы направляются в форме электронных документов, подписанных усиленной квалифицированной электронной подписью заявителя.

Заявителями при регистрации могут выступать учредитель или учредители создаваемого юридического лица, руководитель юридического лица, выступающего учредителем регистрируемого юридического лица, иное лицо, действующее на основании полномочия, предусмотренного федеральным законом, актом специально уполномоченного на то государственного органа или актом органа местного самоуправления.

Квитанцию об уплате госпошлины можно не представлять. В этом случае регистрирующий орган самостоятельно запросит сведения об уплате госпошлины у органов Казначейства России.

Внимание! Важно, чтобы по адресу регистрации можно было действительно связаться с компанией.

Регистрирующий орган вправе отказать в регистрации. Исчерпывающий список причин для отказа приведен в

Государственная регистрация является завершающим этапом образования юридического лица, на котором компетентный орган проверяет соблюдение условий, необходимых для создания нового субъекта права, и принимает решение о признании организации юридическим лицом. После этого основные данные об организации включаются в единый государственный реестр юридических лиц и становятся доступными для всеобщего ознакомления.

Документы, представляемые в регистрирующий орган юридическими лицами при их создании

Заявление о государственной регистрации по форме

Решение о создании юридического лица в виде протокола, договора или иного документа в соответствии с законодательством РФ

Учредительные документы юридического лица

Выписка из реестра иностранных юридических лиц соответствующей страны происхождения или иное равное по юридической силе доказательство юридического статуса иностранного юридического лица - учредителя

Документ об уплате государственной пошлины

Место государственной регистрации юридических лиц при их создании

По месту нахождения постоянно действующего исполнительного органа

По месту нахождения иного органа или лица, имеющих право действовать от имени юридического лица без доверенности, в случае отсутствия постоянно действующего исполнительного органа

Срок государственной регистрации

Не более 5 рабочих дней со дня представления документов в регистрирующий орган

Документы, выдаваемые регистрирующим органом в случае регистрации юридического лица

Расписка о получении документов, представленных заявителем

Свидетельство о государственной регистрации юридического лица

Лист записи в ЕГРЮЛ

Выписка из ЕГРЮЛ

  1. Прекращение деятельности юридического лица.

Прекращение деятельности юридического лица происходит в результате его реорганизации (кроме случаев выделения из состава юридического лица другой организации) или ликвидации и, как правило, носит окончательный характер.

    1. Реорганизация юридического лица.

При реорганизации все права и обязанности реорганизуемого юридического лица или их часть переходят к иным субъектам права, т.е. происходит правопреемство.

Реорганизация юридических лиц может осуществляться путем слияния нескольких организаций лиц в одну новую, присоединения юридического лица к другому, разделения юридического лица на несколько новых организаций, выделения из состава организации других юридических лиц или преобразования, т. е. смены организационно-правовой формы юридического лица. При выделении, разделении или слиянии нескольких организаций возникает как минимум один новый субъект права, поэтому в таких случаях реорганизация считается законченной в момент государственной регистрации вновь созданных юридических лиц. При присоединении новых юридических лиц не возникает, и, следовательно, реорганизация завершается в момент исключения присоединенной организации из единого государственного реестра.

В настоящее время допускается реорганизация с одновременным сочетанием различных ее форм; реорганизация с участием двух и более юридических лиц, в том числе созданных в разных организационно-правовых формах (абз. 2 п. 1, п. 3 ст. 57 ГК РФ). При этом, государственная регистрация юридического лица, создаваемого в результате реорганизации (в случае регистрации нескольких юридических лиц - первого по времени государственной регистрации), допускается не ранее истечения соответствующего срока для обжалования решения о реорганизации (п. 1 ст. 60.1 ГК РФ).

Реорганизация, как правило, проводится по решению участников юридического лица (или собственника его имущества), т.е. добровольно. Однако в отношении коммерческих организаций закон предусматривает и такие случаи, когда реорганизация может быть произведена принудительно. В таком случае она поручается назначенному судом арбитражному управляющему (а не внешнему управляющему, как было указано в п. 2 ст. 57 ГК РФ в прежней редакции). Арбитражный управляющий привлекается и в случаях принудительной ликвидации юридического лица (п. 5 ст. 61, п. 5 ст. 62 ГК РФ). Пункт 2 ст. 57 ГК РФ указывает на то, что арбитражный управляющий назначается в установленном законом порядке. Соответственно, необходимо установление такого порядка.

В зависимости от того, в какой форме проводится реорганизация юридического лица, она оформляется только передаточным актом. Законодатель исключил такой документ, как разделительный баланс.

Правила о правопреемстве при реорганизации юридических лиц были дополнены следующими нормами:

При преобразовании юридического лица одной организационно-правовой формы в юридическое лицо другой организационно-правовой формы права и обязанности реорганизованного юридического лица в отношении других лиц не изменяются, за исключением прав и обязанностей в отношении учредителей (участников), изменение которых вызвано реорганизацией (п. 5 ст. 58 ГК РФ);

Передаточный акт должен содержать порядок определения правопреемства в связи с изменением вида, состава, стоимости имущества, возникновением, изменением, прекращением прав и обязанностей реорганизуемого юридического лица, которые могут произойти после даты, на которую составлен передаточный акт (п. 1 ст. 59 ГК РФ);

Если передаточный акт не позволяет определить правопреемника по обязательству юридического лица, а также если из передаточного акта или иных обстоятельств следует, что при реорганизации недобросовестно распределены активы и обязательства реорганизуемых юридических лиц, что привело к существенному нарушению интересов кредиторов, реорганизованное юридическое лицо и созданные в результате реорганизации юридические лица несут солидарную ответственность по такому обязательству. (п. 5 ст. 60 ГК РФ).

Реорганизация существенно затрагивает интересы кредиторов юридического лица, коль скоро их должник прекратит свое существование. Поэтому обязательным ее условием является предварительное уведомление кредиторов, которые в таком случае вправе требовать прекращения или досрочного исполнения обязательств реорганизуемого юридического лица и возмещения убытков (ст. 60 ГК).

Изменения в гражданское законодательство более детально урегулировали вопросы защиты прав кредиторов реорганизуемого юридического лица, в частности, в ГК РФ включены следующие нормы:

Законом может быть предусмотрена обязанность реорганизуемого юридического лица уведомить в письменной форме кредиторов о своей реорганизации (абз. 3 п. 1 ст. 60 ГК РФ). В настоящий момент такая обязанность предусмотрена п. 2 ст. 13.1 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей".

Уточнены нормы о праве кредитора потребовать досрочного исполнения обязательства и порядке реализации этого права, установленные п.п. 2-4 ст. 60 ГК РФ. Так, кредитор юридического лица, если его права требования возникли до опубликования первого уведомления о реорганизации юридического лица, вправе потребовать в судебном порядке досрочного исполнения соответствующего обязательства должником, а при невозможности досрочного исполнения - прекращения обязательства и возмещения связанных с этим убытков, за исключением случаев, установленных законом или соглашением кредитора с реорганизуемым юридическим лицом .

Кредитор любого юридического лица, если его права требования возникли до опубликования сообщения о реорганизации юридического лица, вправе в судебном порядке потребовать досрочного исполнения обязательства, должником по которому является это юридическое лицо, или прекращения обязательства и возмещения убытков в случае, если реорганизуемым юридическим лицом, его участниками или третьими лицами не предоставлено достаточное обеспечение исполнения соответствующих обязательств.

Требование может быть предъявлено не позднее чем в течение тридцати дней после даты опубликования последнего уведомления о реорганизации юридического лица. Предъявление кредиторами требований не является основанием для приостановления процедуры реорганизации юридического лица. Предъявленные в срок требования должны быть исполнены до завершения процедуры реорганизации, в том числе внесением долга в депозит в случаях, предусмотренных ст. 327 ГК РФ. Однако, право заявления такого требования не предоставляется кредитору, уже имеющему достаточное обеспечение.

Также предусмотрено, что кредитор не вправе требовать досрочного исполнения/прекращения обязательства или возмещения убытков, если в течение тридцати дней с даты предъявления кредитором этих требований ему будет предоставлено достаточное обеспечение. Обеспечение считается достаточным, если:

Кредитор согласился принять такое обеспечение;

Кредитору выдана независимая безотзывная гарантия кредитной организацией , кредитоспособность которой не вызывает обоснованных сомнений, со сроком действия, не менее чем на три месяца превышающим срок исполнения обеспечиваемого обязательства, и с условием платежа по предъявлении кредитором требований к гаранту с приложением доказательств неисполнения обязательства реорганизуемого или реорганизованного юридического лица.

Если требования кредитора не было удовлетворено и ему не было предложено достаточное обеспечение исполнения обязательства, солидарную ответственность перед кредитором несут:

Юридические лица, созданные в результате реорганизации,

Реорганизованное юридическое лицо (при реорганизации в форме выделения),

Следующие лица, если они своими действиями (бездействием) способствовали наступлению указанных последствий для кредитора: лица, имеющие фактическую возможность определять действия реорганизованных юридических лиц; члены их коллегиальных органов; лицо, уполномоченное выступать от имени реорганизованного юридического лица.

Вместе с тем, закреплено, что к отношениям, возникающим при реорганизации юридического лица в форме преобразования, вышеуказанные правила ГК РФ не применяются (абз. 2 п. 5 ст. 58 ГК РФ).

Измененный ГК РФ регулирует вопросы признания решения о реорганизации юридического лица недействительным, а также признания реорганизации корпорации несостоявшейся.

Признание реорганизации корпорации несостоявшейся (ст. 60.2 . ГК РФ) относится только к такой организационно-правовой форме как корпорация. Реорганизация унитарной организации не может быть признана несостоявшейся.

Эта процедура производится только в судебном порядке.

Основаниями для этого являются случаи, когда решение о реорганизации не принималось участниками корпорации; либо в случае представления для государственной регистрации юридических лиц, создаваемых путем реорганизации, документов, содержащих заведомо недостоверные данные о реорганизации. Причем, специального срока для обращения не установлено.

Инициаторам является участник корпорации, голосовавший против принятия решения о реорганизации корпорации или не принимавший участия в голосовании.

Последствиями признания реорганизации несостоявшейся:

1. Восстанавливаются юридические лица, существовавшие до реорганизации, с одновременным прекращением юридических лиц, созданных в результате реорганизации;

2. Сделки юридических лиц, созданных в результате реорганизации, с лицами, добросовестно полагавшимися на правопреемство, сохраняют силу для восстановленных юридических лиц, которые являются солидарными должниками и солидарными кредиторами по таким сделкам;

3. Переход прав и обязанностей признается несостоявшимся, при этом предоставление, осуществленное в пользу юридического лица, созданного в результате реорганизации, должниками, добросовестно полагавшимися на правопреемство на стороне кредитора, признается совершенным в пользу управомоченного лица. Если за счет имущества (активов) одного из юридических лиц, участвовавших в реорганизации, исполнены обязанности другого из них, перешедшие к юридическому лицу, созданному в результате реорганизации, к отношениям указанных лиц применяются правила об обязательствах вследствие неосновательного обогащения.

Произведенные выплаты могут быть оспорены по заявлению лица, за счет средств которого они были произведены, если получатель исполнения знал или должен был знать о незаконности реорганизации.

    Участники ранее существовавшего юридического лица признаются обладателями долей участия в нем в том размере, в котором доли принадлежали им до реорганизации. При смене участников юридического лица в ходе реорганизации или по ее окончании доли участия участников ранее существовавшего юридического лица возвращаются им по правилам, предусмотренным п. 3 ст. 65.2 ГК РФ (восстановление корпоративного контроля).

Документы в регистрирующий орган могут быть представлены как лично, так и направлены по почте с обязательной пометкой на конверте "РЕГИСТРАЦИЯ".

Здесь нужно обратить внимание на то, что одновременно с государственной регистрацией юридических лиц при их создании осуществляется процедура постановки на учет с присвоением идентификационного номера налогоплательщика - ИНН и кода причины постановки на учет - КПП налогового органа по месту нахождения организации. Выдача Свидетельств о государственной регистрации юридического лица и о постановке на учет в налоговом органе осуществляется на 5-й день после подачи документов на государственную регистрацию юридического лица. Дата получения свидетельств указана в расписке. Учредительные документы могут быть представлены в налоговый орган следующими лицами:

  • 1. учредителем юридического лица;
  • 2. руководителем юридического лица, выступающим учредителем регистрируемого юридического лица;
  • 3. иным лицом, действующим на основании доверенности. Общий перечень документов, представляемых в регистрирующий орган для осуществления государственной регистрации вновь создаваемого юридического лица, определен в Федеральном законе от 8 августа 2001 г. № 129-ФЗ “О государственной регистрации юридических лиц”.

Перед тем как придти в регистрирующий орган, необходимо уплатить государственную пошлину за государственную регистрацию. Государственная пошлина взимается в размере 2000 рублей. Реквизиты для уплаты государственной пошлины можно узнать на информационных стендах регистрирующего органа.

Квитанцию об оплате государственной пошлины необходимо приложить к следующему пакету документов:

  • - подписанное заявителем заявление о государственной регистрации по форме, утвержденной Правительством Российской Федерации. При этом заявителем, согласно ст.9 Федерального закона №129-ФЗ от 08.08.2001 г. "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" могут являться следующие лица;
  • руководитель постоянно действующего исполнительного органа регистрируемого юридического лица или иное лицо, имеющее право без доверенности действовать от имени этого юридического лица;
  • учредитель (учредители) юридического лица;
  • руководитель юридического лица, выступающего учредителем регистрируемого юридического лица;
  • иное лицо, действующее на основании полномочия, предусмотренного федеральным законом, или актом специально уполномоченного на то государственного органа, или актом органа местного самоуправления.

В заявлении подтверждается, что представленные учредительные документы соответствуют установленным законодательством Российской Федерации требованиям к учредительным документам юридического лица данной организационно-правовой формы, что сведения, содержащиеся в этих учредительных документах, иных представленных для государственной регистрации документах, заявлении о государственной регистрации, достоверны, что при создании юридического лица соблюден установленный для юридических лиц данной организационно-правовой формы порядок их учреждения, в том числе оплаты уставного капитала (уставного фонда, складочного капитала, паевых взносов) на момент государственной регистрации, и в установленных законом случаях согласованы с соответствующими государственными органами и (или) органами местного самоуправления вопросы создания юридического лица. Форму заявления можно найти на информационных стендах в налоговом органе;

  • - для подтверждения оплаты уставного капитала для ООО - справка об открытии накопительного счета .
  • - решение о создании юридического лица в виде протокола, договора или иного документа в соответствии с законодательством Российской Федерации;
  • - учредительные документы юридического лица (подлинники или нотариально удостоверенные копии) желательно в 2-х экземплярах, так как один остается в регистрирующем органе, второй выдается Вам с отметкой регистрирующего органа;
  • - выписка из реестра иностранных юридических лиц соответствующей страны происхождения или иное равное по юридической силе доказательство юридического статуса иностранного юридического лица - учредителя.

В случае отказа предоставить дополнительно запрашиваемые документы, уполномоченные органы могут отказать в приеме документов или в государственной регистрации. В этом случае можно обратиться в арбитражный суд и оспорить действия регистрирующего органа. Если, обращаясь в суд, срок разрешения спора составит от 1 до 3 месяцев со дня принятия заявления к судебному производству. Если не обращаться в суд, необходимо в налоговый орган представить все запрашиваемые им документы.

После того как собран вышеуказанный пакет документов, можно его представить непосредственно в регистрирующий орган или же направить почтовым отправлением с объявленной ценностью при его пересылке и описью вложения. Датой представления документов при осуществлении государственной регистрации является день их получения регистрирующим органом.

После того как регистрирующий орган получил пакет необходимых для регистрации документов, должна быть выдана расписка в получении документов с указанием перечня и даты их получения регистрирующим органом. Расписка должна быть выдана в день получения документов регистрирующим органом.

При поступлении в регистрирующий орган документов, направленных по почте, расписка высылается в течение рабочего дня, следующего за днем получения документов регистрирующим органом, по указанному заявителем почтовому адресу с уведомлением о вручении. В расписке регистрирующий орган указывает день, в который можно прийти и получить свидетельство о государственной регистрации, либо решение об отказе в ней.

Государственная регистрация осуществляется в срок не более чем пять рабочих дней со дня представления документов в регистрирующий орган. По истечении этого срока необходимо явиться с распиской и получить либо свидетельство о государственной регистрации, либо решение об отказе в государственной регистрации. Когда выдаётся свидетельство о государственной регистрации, это значит, что сведения о юридическом лице внесены в государственный реестр.

Свидетельство выдается на основании решения о государственной регистрации, принятого регистрирующим органом и являющегося основанием для внесения соответствующей записи в государственный реестр. Кроме свидетельства выдаются учредительные документы (устав, учредительный договор, если учредителей более одного), с отметкой регистрирующего органа)

Тот момент, когда запись о юридическом лице внесли в государственный реестр, и будет являться моментом государственной регистрации юридического лица.

Место регистрации юридического лица - это …

В соответствии с ГК РФ место регистрации юридического лица - это место нахождения его постоянно действующего исполнительного органа, а если такого органа нет, то иного органа (или лица), уполномоченного выступать от имени организации (п. 2 ст. 54 ГК РФ , п. 2 ст. 8 Закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ). Адрес регистрации компании указывается в ЕГРЮЛ (п. 3 ст. 54 ГК РФ).

Место государственной регистрации юридического лица это не обязательно место ведения его деятельности (п. 4 Постановления Пленума ВАС от 30.07.2013 N 61). Производственный цех, склад или торговое помещение могут быть расположены совершенно в другом месте. Однако это не означает, что в качестве адреса регистрации можно указать абсолютно любую точку на карте. Хотя бы потому, что по общему правилу адрес юридического лица, указанный в ЕГРЮЛ, это адрес, по которому с организацией можно связаться по почте. Налоговики вправе направлять компании документы, к примеру, требование о представлении пояснений, именно на адрес регистрации (п. 5 ст. 31 НК РФ). И если организация не получит эти почтовые отправления, т.к. по указанному адресу не расположена, то все равно будет считаться, что вся почта ей доставлена (п. 3 ст. 54 ГК РФ).

Отметим, что при регистрации в качестве адреса компании может быть указан адрес места жительства участника ООО или его директора (Письмо ФНС от 23.09.2011 N ПА-21-6/293). При условии что по данному адресу можно будет осуществлять связь с организацией. И если раньше помимо прочих документов налоговики просили предоставить, к примеру, договор аренды помещения, расположенного по тому адресу, где организация решила зарегистрироваться, то сегодня такие требования специалисты ИФНС не предъявляют.

Отказ в регистрации организации из-за недостоверного адреса

Одним из оснований для отказа в регистрации юрлица является указание недостоверных сведений об адресе регистрируемой организации в заявлении на регистрацию по форме Р11001 (пп. «р» п. 1 ст. 23 , пп. «в» п. 1 ст. 5 Закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ).

Налоговики могут решить, что указано недостоверное место регистрации ООО, если указанный в документах адрес (п. 2 Постановления Пленума ВАС от 30.07.2013 N 61):

  • обозначен как адрес массовой регистрации компаний, причем со многими из них невозможно по нему связаться (почтовые отправления возвращаются с пометкой «организация выбыла», «за истечением срока хранения» и т.п.). Кстати, проверить адрес на массовость можно через сервис «Адреса, указанные при государственной регистрации в качестве места нахождения несколькими юридическими лицами» на сайте ФНС;
  • не существует. Или если объект, расположенный по этому адресу, разрушен;
  • является условным адресом, который присвоен объекту незавершенного строительства;
  • априори не может использоваться для связи с юридическим лицом. К примеру, если это адрес размещения органа государственной власти, воинской части и т.п.

Еще один случай, когда адрес признают недостоверным, - если у налоговиков есть заявление от собственника объекта недвижимости о том, что он не разрешает организациям регистрироваться по адресу местонахождения этого объекта недвижимости.

При выявлении любого из указанных обстоятельств, налоговики наверняка откажут в регистрации. Однако в своем решении об отказе они должны будут не только сослаться на определенную норму Закона, но и указать конкретные признаки, которые свидетельствуют о недостоверности адреса (