В НК для налогоплательщиков, плательщиков сборов, налоговых агентов установлены единые правила зачета излишне уплаченных или взысканных налогов, сборов и соответствующих пеней (ст. 78, 79 Налогового кодекса).

Налоговый орган обязан сообщить налогоплательщику (плательщику сбора, налоговому агенту) о каждом ставшем известным налоговому органу факте излишней уплаты и сумме излишне уплаченного (взысканного) в течение 10 дней со дня обнаружения такого факта. В случае обнаружения фактов, свидетельствующих о возможной излишней уплате, по предложению налогового органа или налогоплательщика может быть проведена совместная сверка расчетов по налогам, сборам, пеням и штрафам. Результаты такой сверки оформляются актом, подписываемым налоговым органом и налогоплательщиком.

По общему правилу зачет или возврат суммы производится налоговым органом по месту учета налогоплательщика без начисления процентов на эту сумму.

Излишне уплаченный налог (сбор, пеня, штраф) подлежит зачету в счет:

· предстоящих платежей по этому или иным налогам и сборам;

· погашения недоимки по иным налогам и сборам;

· погашения задолженности по пеням и штрафам за налоговые правонарушения.

С 1 января 2008 г. зачет сумм излишне уплаченных федеральных налогов и сборов, региональных и местных налогов будет производиться по соответствующим видам налогов и сборов, а также по пеням, начисленным по соответствующим налогам и сборам.

Зачет суммы излишне уплаченного налога (сбора) в счет предстоящих платежей налогоплательщика по этому или иным налогам и сборам осуществляется на основании письменного заявления налогоплательщика по решению налогового органа.

Зачет суммы излишне уплаченного налога в счет погашения недоимки по иным налогам, сборам, задолженности по пеням и (или) штрафам, подлежащим уплате или взысканию, производится налоговыми органами самостоятельно. Это не препятствует налогоплательщику представить в налоговый орган письменное заявление о зачете суммы излишне уплаченного налога или сбора в счет погашения недоимки (задолженности по пеням, штрафам).

Излишне уплаченный налог может быть также возвращен налогоплательщику. Возврат суммы излишне уплаченного налога (сбора, пени, штрафа) при наличии недоимки по иным налогам соответствующего вида или задолженности по соответствующим пеням, а также штрафам, подлежащим взысканию, производится только после зачета суммы излишне уплаченного налога в счет погашения недоимки (задолженности).

Возврат суммы излишне взысканного налога при наличии недоимки по иным налогам соответствующего вида или задолженности по соответствующим пеням, а также штрафам, подлежащим взысканию, производится только после зачета этой суммы в счет погашения указанной недоимки (задолженности).

Заявление о зачете или о возврате излишне уплаченной суммы может быть подано в течениетрехлет со дня уплаты указанной суммы.

Заявление о возврате суммы излишне взысканного налога может быть подано налогоплательщиком в налоговый орган в течение одного месяца со дня, когда налогоплательщику стало известно о факте излишнего взыскания с него налога, или со дня вступления в силу решения суда. Исковое заявление в суд может быть подано в течениетрехлет, считая со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о факте излишнего взыскания налога.

Зачет или возврат производятся в валюте РФ.

Сумма излишне уплаченного (взысканного) налога или сбора подлежит возврату по письменному заявлению налогоплательщика в течение одного месяца со дня получения налоговым органом такого заявления.

Сумма излишне взысканного налога подлежит возврату с начисленными на нее процентами. Проценты на сумму излишне взысканного налога начисляются со дня, следующего за днем взыскания, по день фактического возврата. Процентная ставка принимается равной действовавшей в эти дни ставке рефинансирования ЦБР.

Порядок уплаты пеней

Начисление пеней

Не начисляются:

· Если не мог погасить недоимку из-за того, что наложен арест налог органом – препятствия созданы самим государством в лице соответствующих органов. Когда налогоплательщики заявляют это заявление, они должны доказать наличие причинно-следственной связи. Бремя доказывания на налогоплательщике. В суд практике сложные ситуации – вопрос возможности переложения бремени доказывания, если налогоплательщик предоставляет дефектные доказательства.

· П.8 ст.75 и ст.111 НК в точности воспроизводят друг друга – основания для неначисления пеней. Вопрос вступления этого пункта в действие был спорен.

· Смотри статью

Иные нормы НК в ряде случаев регулируют вопросы отсутствия оснований для начисления пеней.

Должно соблюдаться правило – одновременно или после уплаты налога в полном объеме.

ВАС 6.11.2007 №8241/07 – пеня следует судьбе недоимки, если истекает пресекательные сроки взыскания, то пени не могут служить и не подлежат начислению.

В первую очередь смотрим на ст.78 и 79 НК – это внешний зачет, кот производят налог органы, принимая соответствующие решение. есть внутренний зачет – осуществляется налогоплательщиком путем исправления налог базы, налог периода.

Внешний зачет – ст.78 НК – посвящена зачету излишне уплаченных, 79 – излишне взысканных. Зачет или возврат предусматривается. В настоящий момент времени, если речь идет о зачете (хотя ВАС указывал, что зачет и возврат равноценные формы судьбы излишне уплаченных денежных средств). Если налогоплательщик выбирает зачет, то это одна из форм исполнения налог обязанности по ст.45 НК. Зачет производится по соответствующим видам.

Теперь по ст.45 происходит уплата в бюджет систему в целом, а не в конкретный бюджет. Суммы излишне уплаченного налога мб зачтена в счет предстоящих платежей, либо по иным налогам соответствующего вида, по задолженности по пеням и штрафам. Можем осуществлять зачет в рамках допустимых платежей в рамках НК.

Если излишне внесли сумму налога в бюджет, то никакого процента не начисляется в пользу налогоплательщика. Или осуществим возврат по заявлению.

Процедура зачета. Вопрос выявления излишне уплаченной суммы. Не только выявление, но и о моменте образования излишне уплаченной суммы – зависит от механизма конкретного налогового платежа. Вопрос возникает о том, что 78 по процедуре направлена на то, что налоговый орган выявляет. Никто не запрещает выявить налогоплательщику, но тогда 71 говорит о том, что налогоплательщик заявляет об этом в налог орган. Если излишне уплаченную сумму выявляет сам налогоплательщик, то предъявляет уточненную налог декларацию.



Излишне уплаченную может возникнуть в результате неучета своей налог льготы. Подает уточненную декларацию и снижают размер налога.

Камеральная или выездная проверка может это выявить.

Если налогоплательщик выявляет, то как правило подает декларацию – в этой ситуации налог орган не может сразу же вынести решение. 78 устанавливает сроки для принятия решения. Если декларируетесь, то у налог органа должна начаться камеральная налог проверка – должен проверить ваше заявление. В этом случае сроки для принятия решения должны начать отсчитываться в частности в качестве совокупности сроков.

Зачет осуществляется по заявлению налогоплательщика, за исключением одного случая. вопрос исчисления 3-х летнего срока и срока защиты

Не всегда можно точно определить момент образования излишне уплаченной суммы. Например НДФЛ. Лицо получает доход, в течение периода календарного года работодатель производит удержания, по итогам налог периода удержали определенную сумму. А налогоплательщик желая использовать право налог вычета, пересчитал и получается сумма меньшая, чем удержанная. В какой момент времени начинает течь срок? С какого момента нужно начать исчисление трехлетнего срока, когда признаем, что образовалась ситуация излишне уплаченного налога. Когда нужно подать декларацию? Кто-то говорит, что срок начинает течь, когда у налогоплательщика возникает право пересчитать соответствующую сумму. Одна из правовых позиций у ВАС – по итогам налог периода, когда подаем декларацию. Вопрос по авансовым платежам.

Определение КС РФ от 21.06.2001 №173-О – требование о возврате суммы –эти требования дБ рассмотрены в порядке искового производства и должен действовать общий срок исковой давности. Применительно к проблематике исчисления сроков возникает вопрос, касающийся внутреннего зачета.

В силу различного механизма уплаты того или иного платежа момент с которого должны отсчитываться сроки.

Суды начинают искать всячески срок, с которого необходимо квалифицировать, что излишняя уплата – это ситуация была связана с НДС, когда суд начинает искать момент, когда налогоплательщик может обратиться суд за защитой, в примере этот момент очень сильно зависит от механизма уплаты налога. Механизм расчета налога (НДС) таков, когда вычет из соответствующей суммы налога будет больше, чем исчисленная стоимость налога – у налогоплательщика возникает право истребовать эти средства. Механизм возмещения из бюджета, при этом понимая, что налогоплательщик излишне уплаченных средств в бюджет не вносил. В данной конкретной ситуации, когда суд начинает искать, в какой момент времени возникло право на возмещение: когда налогоплательщик заявил или другой момент. Нет однозначности определения момента возникновения излишне уплаченной суммы. Суды связывают с моментом, кода налогоплательщик дБ узнать.

По другому налогу – бывший налог уже отменен ЕСН. Суд искал момент, когда лицо узнало или дБ узнать о праве обращения в суд и поскольку не мог определить этот момент в пределах налог периода, то счел возможность определить это по итогам налог периода. Такие подходы тогда, когда невозможно определить с достоверностью размер суммы.

Зачет по ст.78 НК – внешний зачет – производится на основании решения налог органа. Налогоплательщик подает заявление. Если налог орган принял решение о зачете в счет предстоящих платежей, то налогоплательщик принявший решение об исчислении отображает в налог декларации, предъявляет в налог орган. На практике бывают непростые ситуации, особенно, когда сумма зачета высока. Налогоплательщик должен понимать, что действует в пределах определенного срока.

Право на излишне уплаченное – право налогоплательщика – может потребовать сумму излишне уплаченного обратно, но вопрос, в какой процедуре он должен сделать это.

Налог органам налог зак-во дает возможность произвести зачет самостоятельно без заявления налог плательщика, если у него есть задолженность по пеням. Штрафам и иным видам налог платежей. Проведение самостоятельного зачета не лишает возможности налогоплательщика подать заявление. Как сказал КС полномочие налог органа в счет недоимки направлена на защиту прав самого налогоплательщика. Такое полномочие налог орган не может использовать эту ситуацию с возможностью зачета в счет недоимки и таким образом погасить требования в счет недоимки. Если налог орган утратил возможность принудительного взыскания в счет недоимки, то удовлетворить эти требования по недоимке в другом порядке, если у налогоплательщика появляется излишне уплаченное, не может.

Возврат и зачет – равноценные формы исполнения налог обязанности.

Внутренний зачет – зачет кот осуществляет налогоплательщик. Ст.54 НК БУДУТ ЗАДАЧИ. Исправление ошибок при исчислении налог базы и соответствующей суммы налога. Если налогоплательщик в 2012 году обнаружил, что он не правильно исчислил в 2008 году, то он может уточнить размер налог базы – подать уточненную декларацию. Если уточняем налог базу прошедшего года, то может возникнуть ситуация:

· Либо недоимка

· Либо излишне уплаченные

· Либо не ошиблись

Если ошиблись и недоимка и хотите исправить ситуацию и налог орган не обнаружил, то подаем уточненную декларацию и исправляем. Сложнее ситуация если ч.3 п.1 ст.54 – если налогоплательщик обнаружил ошибки в налог базе прошедшего года, то может осуществить изменение налог базы текущего периода с учетом ошибок в налог базе прошедшего периода. Тогда ничего делать не надо, происходит автоматически-математическое снижение суммы налога на ту сумму, кот переплатили в прошедшем году. Но вопрос возникает: если подаю уточненную декларацию за 2008 год и не ставлю объем в 2012 году и возникает сумма излишне уплаченных, то бегу в налог орган, а налог орган отказывает, так как прошли сроки. Поэтому ставим в декларацию 2012.

Происходит зачет, но не налог органом а налогоплательщиком. А если это своеобразный зачет через перерасчет налог базы, то на него должны распространяться и нормы о зачете, в том числе и срок.

Есть суд решения. Кот идут в пользу налогоплательщика. Если только речь идет о зачете, то процедуры ст.78 НК в полной мере должны в данной ситуации соблюдаться.

Сумма излишне уплаченного налога подлежит зачету в счет предстоящих платежей налогоплательщика по этому или иным налогам, погашения недоимки либо возврату налогоплательщику в порядке, предусмотренном ст. 78 Налогового кодекса РФ (о возврате или зачете излишне уплаченной (взысканной) суммы федерального налога, сбора и пеней - см. также письмо Минфина РФ и МНС РФ от 17 ноября 2000 г. № 03-01-12/07-437, ФС-6-09/880; о порядке учета процентов,

начисленных за несвоевременный возврат излишне уплаченной (взысканной) суммы налога (сбора) и процентов, начисленных за несвоевременное возмещение сумм налога на добавленную стоимость, см. приказ МНС РФ и Минфина РФ от 12 сентября 2001 г. №№ БГ-3-10/345, 74н).

Зачет или возврат суммы излишне уплаченного налога производится, если иное не установлено Налоговым кодексом РФ, налоговым органом по месту учета налогоплательщика без начисления процентов на эту сумму. Таможенные органы обязаны в десятидневный срок сообщить в налоговый орган по месту учета налогоплательщика о всех излишне уплаченных суммах налогов, которые были зачтены в счет предстоящих налогов или были возвращены таможенными органами.

Налоговый орган обязан сообщить налогоплательщику о каждом ставшем известном налоговому органу факте излишней уплаты налога и сумме излишне уплаченного налога не позднее одного месяца со дня обнаружения такого факта. В случае обнаружения фактов, свидетельствующих о возможной излишней уплате налога, налоговый орган вправе направить налогоплательщику предложение о проведении совместной выверки уплаченных налогов. Результаты такой выверки оформляются актом, подписываемым налоговым органом и налогоплательщиком.

Зачет суммы излишне уплаченного налога в счет предстоящих платежей осуществляется на основании письменного заявления налогоплательщика по решению налогового органа. Такое решение выносится в течение пяти дйей после получения заявления при условии, что эта сумма направляется в тот же бюджет (внебюджетный фонд), в который была направлена излишне уплаченная сумма налога.

По заявлению налогоплательщика и по решению налогового органа сумма излишне уплаченного налога может быть направлена на исполнение обязанностей по уплате налогов или сборов, на уплату пеней, погашение недоимки, если эта сумма направляется в тот же бюджет (внебюджетный фонд), в который была направлена излишне уплаченная сумма налога.

Налоговые органы вправе самостоятельно произвести зачет в случае, если имеется недоимка по другим налогам.

Налоговый орган обязан проинформировать налогоплательщика о вынесенном решении о зачете сумм излишне уплаченного налога не позднее двух недель со дня подачи заявления о зачете.

Сумма излишне уплаченного налога подлежит возврату по письменному заявлению налогоплательщика. В случае наличия у налогоплательщика недоимки по уплате налогов и сборов или задолженности по пеням, начисленным тому же бюджету (внебюджетному фонду), возврат налогоплательщику излишне уплаченной суммы производится только после зачета указанной суммы в счет погашения недоимки (задолженности).

Заявление о возврате суммы излишне уплаченного налога может быть подано в течение трех лет со дня уплаты указанной суммы.

Возврат суммы излишне уплаченного налога производится за счет средств бюджета (внебюджетного фонда), в который произошла переплата, в течение

7,4. Зачет и возврат излишне уплаченных или излишне взысканных сумм налога, сбора... 425

одного месяца со дня подачи заявления о возврате, если иное не установлено Налоговым кодексом.

При нарушении указанного срока на сумму излишне уплаченного налога, не возвращенную в установленный срок, начисляются проценты за каждый день нарушения срока возврата.

Процентная ставка принимается равной ставке рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действовавшей на дни нарушения срока возврата. В случае если уплата налога производилась в иностранной валюте, то проценты, установленные настоящим пунктом, начисляются на сумму излишне уплаченного налога, пересчитанную по курсу Центрального банка Российской Федерации на день, когда произошла излишняя уплата налога.

Зачет или возврат излишне уплаченной суммы налога производится в валюте Российской Федерации. В случае если уплата налога производилась в иностранной валюте, то суммы излишне уплаченного налога принимаются к зачету или подлежат возврату в валюте Российской Федерации по курсу Центрального банка Российской Федерации на день, когда произошла излишняя уплата налога.

Рассмотренные правила применяются также в отношении зачета или возврата излишне уплаченных сумм сбора и пеней и распространяются на налоговых агентов и плательщиков сборов. Они применяются также при зачете или возврате излишне уплаченной суммы налога и сбора в связи с перемещением товаров через таможенную границу Российской Федерации. При этом таможенные органы пользуются правами и несут обязанности, предусмотренные для налоговых органов.

Указанные правила применяются также при зачете или возврате излишне уплаченных сумм налога и сбора, поступающих в государственные внебюджетные фонды. При этом органы государственных внебюджетных фондов, осуществляющие контроль за уплатой указанных налогов и сборов, пользуются правами и несут обязанности, предусмотренные для налоговых органов.

Сумма излишне взысканного налога подлежит возврату налогоплательщику. В случае наличия у налогоплательщика недоимки по уплате налогов и сборов или задолженности по пеням, причитающимся тому же бюджету (внебюджетному фонду), возврат налогоплательщику излишне взысканной суммы производится только после зачета в счет погашения недоимки (задолженности).

Решение о возврате суммы излишне взысканного налога принимается налоговым органом на основании письменного заявления налогоплательщика, с которого взыскан этот налог, в течение двух недель со дня регистрации указанного заявления, а судом - в порядке искового судопроизводства.

Заявление о возврате суммы излишне взысканного налога в налоговый орган может быть подано в течение одного месяца со дня, когда налогоплательщику стало известно о факте излишнего взыскания с него налога, а исковое заявление в суд - в течение трех лет, начиная со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о акте излишнего взыскания налога.

В случае признания факта излишнего взыскания налога орган, рассматривающий заявление налогоплательщика, принимает решение о возврате излишне взысканных сумм налога, а также процентов на эти суммы, начисленных в порядке, предусмотренном Налоговым кодексом РФ.

Формы изменения срока уплаты налогов

Налоговый орган, установив факт излишнего взыскания налога, обязан сообщить об этом налогоплательщику не позднее одного месяца со дня установления этого факта. ,

Сумма излишне взысканного налога возвращается с начисленными на нее процентами за счет общих поступлений в бюджет (внебюджетный фонд), в который были зачислены суммы излишне взысканного налога.

Проценты на указанную сумму начисляются со дня, следующего за днем взыскания, по день фактического возврата. Процентная ставка принимается равной действовавшей в эти дни ставке рефинансирования Центрального банка Российской Федерации.

Сумма излишне взысканного налога и начисленные на эту сумму проценты подлежат возврату налоговым органом не позднее одного месяца со дня принятия решения налоговым органом, а в случае вынесения судом решения о возврате излишне взысканных сумм - в течение одного месяца после вынесения такого решения.

Возврат суммы излишне взысканного налога, а также начисленных процентов производится в валюте Российской Федерации.

Перечисленные правила применяются также в отношении сборов и пеней и распространяются на налоговых агентов и плательщиков сборов. Они также применяются при возврате излишне взысканной суммы налога и сбора в связи с перемещением товаров через таможенную границу Российской Федерации.

В ряде законодательных актов по налогам предусмотрены самостоятельные положения по возврату налогов и сборов (см. параграф 1.5 - глава 1 по косвенным налогам). Также, например, уплаченная государственная пошлина согласно ст. 6 Федерального закона от 31 декабря 1995 г. № 226-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации "О государственной пошлине"» с изменениями подлежит возврату частично или полностью в случаях:

1) внесения государственной пошлины в большем размере, чем это требуется по закону;

2) возвращения или отказа в принятии заявления, жалобы и иного обращения судами, а также отказа в совершении нотариальных действий уполномоченными на то органами;

3) прекращения производства по делу или оставления иска без рассмотрения, если спор не подлежит рассмотрению в суде общей юрисдикции или арбш> ражном суде, а также когда истцом не соблюден установленный досудебный (претензионный) порядок урегулирования спора с ответчиком либо когда иск предъявлен недееспособным лицом;

4) отказа лиц, уплативших государственную пошлину, от совершения юридически значимого действия или от получения документа до обращения в орган, совершающий данное юридически зйачимое действие;

5) отказа в выдаче заграничного (общегражданского) паспорта;

6) удовлетворения исковых требований арбитражным судом, если ответчик освобожден от уплаты государственной пошлины в соответствии с указанным законом.

Список литературы к главе 7

Государственная пошлина, внесенная за исправление и изменение акта гражданского состояния, за государственную регистрацию брака или государственную регистрацию расторжения брака по решению суда, за перемену фамилии, имени, отчества, если акт впоследствии не был зарегистрирован, возврату не подлежит.

Возврат уплаченной в федеральный бюджет государственной пошлины производится по заявлениям, подаваемым в налоговый орган, в течение года со дня принятия соответствующего решения суда. Возврат уплаченной в местный бюджет государственной пошлины производится по заявлениям, подаваемым в налоговый орган, в течение года со дня поступления ее в указанный бюджет.

Контрольные вопросы

1. Как осуществляются зачет и возврат излишне уплаченного налога и сбора?

2. Каковы обязанности налогового органа по зачету излишней уплаты налога и сбора?

3. В каком случае на невозвращенную сумму налога или сбора начисляются проценты?

4. Как осуществляется возврат налогоплательщику излишне взысканный налог?

5. Каков порядок возврата сумм НДС и акцизов?

Список литературы к главе 7

1. Налоговый кодекс РФ. Часть I. Федеральный закон РФ от 31.07.1998 г. № 147-ФЗ с дополнениями и изменениями.

2. Налоговый кодекс РФ. Часть II. Федеральный закон РФ от 5.08.2000 г. № 117-ФЗ с дополнениями и изменениями.

3. Закон РФ от 09.12.1991 г. № 2005-1 «О государственной пошлине» с изменениями и дополнениями.

4. Приказ Минфина РФ от 30 сентября 1999 г. № 64н «Порядок организации работы по предоставлению отсрочки, рассрочки, налогового кредита, инвестиционного налогового кредита по уплате федеральных налогов и сборов, а также пени, подлежащих зачислению в федеральный бюджет».

5. Постановление Правления ПФР от 5 сентября 2001 г. № 146 «Порядок организации работы по предоставлению налогоплательщикам отсрочки или рассрочки по уплате авансового платежа по единому социальному налогу, зачисляемого в федеральный бюджет».

6. Постановление Фонда социального страхования РФ от 19 марта 2002 г. № 28 «Порядок организации работы по предоставлению отсрочек или рассрочек по уплате авансового платежа по единому социальному налогу в части суммы, зачисляемой в Фонд социального страхования Российской Федерации».

7. Распоряжение ФСФО РФ от 13 апреля 2001 г. № 111-р «Правила дачи заключений о возможности наступления банкротства организаций в случае единовременной"уплаты сумм налогов».

Глава 7. Формы изменения срока уплаты налогов

8. Постановление Правительства РФ от 6 апреля 1999 г. № 382 «Перечень сезонных отраслей и видов деятельности, применяемый при предоставлении отсрочки или рассрочки по уплате налога».

9. Приказ ГТК РФ от 22 февраля 1996 г. № 100 «О порядке предоставления отсрочек или рассрочек уплаты таможенных платежей».

10. Письмо ГТК РФ от 5 июля 2002 г. № 01-06/26819 «О порядке начисления процентов при предоставлении отсрочки или рассрочки по уплате таможенных платежей».

11. Письмо Минфина РФ и МНС РФ от 17 ноября 2000 г. № 03-01-12/07-437, ФС-6-09/880 «О возврате или зачете излишне уплаченной (взысканной) суммы федерального налога, сбора^а также пеней».

12. Приказ МНС РФ и Минфина РФ от, 12 сентября 2001 г. №№ БГ-3-10/345, 74н «О порядке учета процентов, начисленных за несвоевременный возврат излишне уплаченной (взысканной)гсуммы налога (сбора), а также процентов, начисленных за несвоевременное возмещение сумм налога на добавленную стоимость».

В некоторых случаях налогоплательщик исполняет свою налоговую обязанность в несколько большем объеме, чем причитается в соответствии с действующим налоговым законодательством. Переплата налогов, сборов или пеней может произойти по различным причинам, наиболее распространенными из которых являются расчетные ошибки, добросовестное заблуждение о ставках налога (сбора) или ставке рефинансирования Центрального банка РФ, неверная сумма недоимки, указанная налоговым органом. Результатом подобных ошибок становится перечисление в соответствующий бюджет или внебюджетный фонд денежной суммы в большем, чем причитается, размере.

Относительно переплаты обязательных платежей налоговое законодательство предусматривает два варианта восстановления имущественных прав налогоплательщика: зачет и возврат излишне уплаченных или излишне взысканных сумм.

По общему правилу зачет и возврат излишне уплаченной суммы налога (сбора) или пени производится налоговым органом без начисления процентов на эту сумму. Исключение приводится в п.9 ст.78 НК РФ, согласно которому возвращаемая налогоплательщику сумма налога (сбора) включает проценты за пользование чужими денежными средствами при условии, что налоговым органом нарушен месячный срок на возврат переплаченной суммы.

Факт переплаты может быть установлен как налогоплательщиком, так и налоговым органом. Обязанностью фискального органа является сообщение налогоплательщику о каждом факте излишней уплаты налога и о размере этой переплаты. Налоговые органы должны сообщать о переплате не позднее одного месяца со дня обнаружения такого факта, таможенные в течение 10 дней.

Практика финансовой деятельности показывает, что налоговые органы не всегда могут достоверно установить факт переплаты налога. В подобных ситуациях налоговый орган вправе предложить налогоплательщику провести совместную выверку уплаченных налогов. Результаты совместной проверки финансовой деятельности налогоплательщика оформляются актом и подписываются соответственно налоговым органом и налогоплательщиком.



При установлении факта переплаты зачет излишне уплаченных денежных сумм осуществляется одним из двух способов – по письменному заявлению налогоплательщика либо на основании решения, вынесенного налоговым органом по собственной инициативе.

Зачет излишне уплаченных налогов в счет будущих платежей осуществляется на основании письменного заявления налогоплательщика. Такое заявление рассматривается налоговым органом в течение пяти дней с момента получения, и по результатам рассмотрения выносится решение. Принятие налоговым органом положительного решения возможно только при условии, что будущие платежи предназначены для зачисления в тот же бюджет (внебюжетный фонд), что и переплаченная сумма. О результатах рассмотрения обращения налогоплательщика и о вынесенном решении налоговые органы обязаны проинформировать заявителя не позднее двух недель со дня подачи заявления о зачете.

Переплата налога не означает лишения налогоплательщика права собственности на излишне перечисленные в доход казны денежные суммы. Вместе с тем налоговым законодательством ограничивается право частного субъекта по распоряжению перечисленной суммой, поскольку п.5 с.78 НК РФ устанавливает направления ее использования: излишне уплаченная или излишне взысканная сумма налога засчитывается в счет предстоящих налоговых платежей, она может направляться на уплату пеней или погашение недоимки. Налогоплательщик вправе сам указать в своем заявлении, куда направить средства, образовавшиеся за счет переплаты.

Если у налогоплательщика не имеется задолженностей перед бюджетной системой или внебюджетными фондами, то переплаченная денежная сумма подлежит возврату. Налоговым законодательством установлены различные механизмы возврата излишне уплаченных и излишне взысканных налогов (сборов).

Возврат излишне уплаченных налогов возможен исключительно на основании письменного заявления налогоплательщика. налоговое законодательство определяет срок давности для подачи подобного заявления: три года со дня уплаты излишней суммы налога (сбора). В случае, когда сумма переплаты налога превышает имеющуюся у налогоплательщика недоимку или задолженность по пеням, вначале производится зачет переплаченной суммы и налоговых задолженностей. Возврату будет подлежать только оставшаяся разница.

Излишне уплаченные денежные суммы подлежат возврату в течение одного месяца со дня подачи налогоплательщиком соответствующего заявления. Возврат производится за счет средств того бюджета (внебюджетного фонда), в доходную часть которого была произведена переплата.

Возврат излишне взысканных налоговых платежей осуществляется на основании установленного факта переплаты обязательных платежей, который произошел в результате исполнения налогоплательщиком решения налогового органа. Механизм возврата излишне взысканных налоговых сумм предусматривает административный и судебные способы. Обратиться в налоговый орган с заявлением о возврате суммы налога налогоплательщик имеет право в течение одного месяца со дня, когда ему стало известно о факте излишнего взыскания денежной суммы в счет налоговых платежей. Установленный срок является пресекательным, поскольку по истечении одного месяца налогоплательщик лишается права возврата переплаченных платежей в административном порядке. Дальнейшая защита имущественного права налогоплательщика относительно возврата излишне взысканного налога осуществляется в судебном порядке. Исковое заявление может быть подано в суд в течение трех лет начиная со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о факте излишнего взыскания.

Налоговый орган обязан рассмотреть письменное обращение налогоплательщика о возврате излишне взысканных сумм в течение двух недель со дня регистрации этого заявления. По результатам рассмотрения заявления начальником (его заместителем) налогового органа выносится решение. В случае признания налоговым органом факта излишнего взыскания налогов, неправомерно начисленные суммы подлежат возврату налогоплательщику с начислением на них процентов по ставке рефинансирования Центрального банка РФ. Неправомерно взысканные суммы возвращаются за счет средств того бюджета, в доход которого они были зачислены.

В целях защиты нарушенных прав налогоплательщиков законодательством определены сроки возврата излишне взысканных денежных сумм: налоговый орган обязан возвратить сумму переплаты не позднее одного месяца со дня принятия соответствующего решения начальником (его заместителем) налогового органа или вынесения решения судом.

Гарантией своевременного возврата излишне взысканных сумм налогов служит норма п.4 ст.79 НК РФ, согласно которой проценты за данную сумму начисляются со дня, следующего за днем взыскания, по день фактического возврата.

Понятие зачета или возврата суммы излишне уплаченного налога и причины возникновения переплаты

Зачет суммы излишне уплаченного налога представляет собой особую процедуру, предусмотренную действующим законодательством РФ, которая заключается в утверждении наличия факта переплаты и последующем распределении лишних финансовых средств.

Зачет или возврат сумм излишне уплаченных налога, сбора, пеней, штрафа основан на принципах действующего налогового законодательства РФ и направлен на сохранение интересов налогоплательщиков.

Практика показывает, что переплаты могут возникать даже у самых опытных и внимательных бухгалтеров. Наиболее частые причины ее возникновения заключаются в результате подачи уточненной декларации за определенные налоговые периоды.

Если в новой декларации размер суммы является меньшим по отношению к первоначальному документу, возникает образование переплаты.

Помимо этого, нередко переплаты возникают по более простым причинам - механических ошибок уполномоченных лиц, описок, неточностей, при нарушении установленных сроков подачи налоговых документов, ошибки при формировании налоговой базы и т.д.

Возможной причиной для возникновения переплаты также могут являться и определенные изменения в налоговых расчетах, которые были внесены действующим законодательством РФ уже после того, как первая декларация уже была представлена в налоговую организацию.

Решение о зачете излишне уплаченного налога

Статья 78 НК РФ регламентирует, что решение о зачете суммы излишне уплаченного налога может быть принято уполномоченным органом при наличии соответствующих оснований. Данное решение должно быть создано в течение 10-ти дневного периода с того дня, когда заинтересованным лицом было подано соответствующее письменное заявление.

Зачет излишне уплаченного налога производится по месту регистрации налогоплательщика, без начисления каких-либо процентов в отношении данной суммы, если статья 78 НК РФ не устанавливает иные правила и положения.

Важным нюансом при зачете суммы определенного размера, которая была излишне уплачена, будет являться тот факт, что статья 78 и ее нормы могут быть применимы только в том случае, если переплата явилась результатом действий исключительно налогоплательщика.

В тех ситуациях, когда дополнительные денежные средства были перечислены по причине необходимости исполнения какого-либо предписания или решения налогового органа, зачет денежных средств не может быть осуществлен.

До непосредственного момента вынесения решения о зачете денежных средств, уполномоченный орган обязан осуществить проверку и сверку всех имеющихся данных для подтверждения или опровержения факта необходимости зачета.

В тех случаях, когда доказательства необходимости так и не были выявлены, налогоплательщик получает официальный отказ в зачете денежных средств, с указанием причины и оснований данного решения.

Условия зачета сумм излишне уплаченного налога

Статья 78 действующего НК РФ регламентирует определенный порядок и условия, при соблюдении которых зачет сумм излишне уплаченного налога становится возможным и правомерным.

Основные условия зачета излишне уплаченных сумм выражаются в следующем:

  • зачет может быть осуществлен по определенным видам налогов и сборов, в которых была выявлена определенная сумма переплаты;
  • зачет может распространяться не только на налоги, но и пени, штрафы и иные платежи, назначенные за нарушение установленных норм действующего налогового законодательства РФ;
  • при осуществлении зачета лишней перечисленной суммы, в отношении нее не могут быть применены штрафы и пени. Исключения составляют случаи, когда были нарушены допустимые сроки;
  • установленная и подтвержденная сумма может подлежать зачету в отношении финансовых операций, которые налогоплательщику только придется совершить. В таком случае размер этих платежей уменьшается ровно на сумму излишне уплаченного налога.

Зачет лишней суммы за ранее уплаченный налог входит в интересы налогоплательщиков. Это значит, что первоначальные действия и инициатива, которая выражается в подачи письменного заявления, должна исходить именно от них.

Зачет суммы или возврат излишне уплаченных налога сбора пеней штрафа, как юридическая процедура, должна полностью соответствовать установленным нормам и условиям.

В противном случае, ее результат может быть аннулирован по решению судебного органа.

Сверка расчетов и заявление на возврат излишне уплаченных налоговых платежей

Сверка расчетов является особой налоговой процедурой, позволяющей осуществить максимально точную проверку и контроль всех представленных данных налогоплательщика за определенные периоды.

Перед тем, как принять решение о зачете, либо возврате налогоплательщику излишне уплаченной суммы, представитель налоговой организации обязан осуществить правомерную совместную сверку. Она может быть проведена в отношении: налогов, сборов, пеней и штрафов. Результат проведенной сверки оформляется письменным актом, который подписывается двумя сторонами данных правоотношений.

Статья 78 устанавливает, что первоначальным этапом зачета или возврата излишне уплаченной суммы является заявление налогоплательщика и его подача в налоговый орган, расположенный по месту учета. Заявление может быть подано и в электронной форме, но с обязательным наличием цифровой подписи. Образец заполнения данного документа всегда можно взять в ближайшем налоговом органе.

Действующие правила предусматривают, что заявление о зачете или возврате излишне уплаченной суммы всегда должно содержать все необходимые точные сведения. Например, в нем должны быть указаны: данные о налогоплательщике, а также о налоговом органе, сведения о точном размере излишне уплаченной суммы, указание конкретного вида налога или сбора и т.д.

Помимо этого, образец документа предполагает обязательное того, что именно хочет получить налогоплательщик - зачет лишней суммы, либо ее полный возврат.

Правила возврата суммы излишне уплаченного налога

Статья 78 предусматривает, что возврат суммы излишне уплаченного налога производится на основании соответствующего решения налогового органа. Возврат имеет большие отличия от зачета.

Если при зачете сумма, фактически, просто переносится на погашение иных налогов и имеющихся налоговых задолженностей, то возврат означает передачу данной конкретной суммы обратно заинтересованному лицу, подавшему соответствующее заявление - налогоплательщику.

При этом действующие правила и статья 78 предусматривают, что возврат может быть осуществлен только при условии отсутствия каких-либо недоимок и задолженностей у налогоплательщика.

Если недоимка имеется, возможность возврата излишне уплаченной суммы сохраняется, но только после дополнительного поступления финансовых средств для первоначального погашения задолженности.

Подача заявления на возврат излишне уплаченной суммы может быть осуществлена в течение 3-лет со дня поступления данной суммы на расчетный государственный счет, либо со дня проведения сверки расчетов сторонами.

В тех случаях, когда был установлен и подтвержден факт излишнего взыскания определенного налога, уполномоченный орган должен принять решение о возврате излишней суммы из взысканного налога, а также начисленных процентов, если они имелись.

Срок возврата суммы излишне уплаченного налога

Положения налогового законодательства и статья 78 НК РФ устанавливают допустимые сроки, в течение которых излишне уплаченные в государственный бюджет суммы должны быть возвращены налогоплательщикам.

Лишняя сумма ранее уплаченного налога должна быть полностью возвращена обратившемуся лицу в течение одного календарного месяца.

Помимо этого, статья 78 предусматривает, что если у налогового органа имеются правомерные основания для отказа в возврате излишне уплаченной суммы, они должны быть предъявлены налогоплательщику также в течение одного месяца со дня подачи им письменного заявления.

Если налогоплательщик не согласен с решением налогового органа, у него всегда остается право обращения в суд с целью защиты собственных интересов. При этом к иску необходимо будет приложить соответствующие доказательства, которые подтвердят, что отказ, выданный налоговым органом, нельзя считать обоснованным и правомерным.

Заинтересованное лицо может обратиться в судебный орган и в том случае, если в течение одного месяца со дня обращения налогоплательщика, налоговая инспекция не представила свой официальный ответ на его заявление, а также не осуществила возврат денежных средств.