Внимание! Представленный текст является описанием образца договора на предрейсовый медосмотр водителей . Чтобы сделать документ под ваши условия воспользуйтесь шаблоном FreshDoc: Договор на проведение медицинских осмотров .

Заказывая услуги по проведению обязательных предрейсовых, послерейсовых и текущих медицинских осмотров водителей транспортных средств, заказчик и исполнитель заключают договор на предрейсовый медицинский осмотр водителей . Согласно договору, исполнитель берет на себя обязательство по заданию заказчика оказать услуги по проведению медицинского осмотра. Заказчик, в свою очередь, берет на себя обязательство оплатить услуги в размере и порядке, установленными договором.

Проведение предрейсовых медицинских осмотров водителей, работающие в организациях или занимающиеся индивидуальной трудовой деятельностью, предусмотрена положениями трудового законодательства (ст. 213 ТК РФ), нормативными актами по обеспечению безопасности дорожного движения (п. 1 ст. ст. 20, 23 Закона № 196-ФЗ от 10.12.1995г.), а также письмом Министерства здравоохранения РФ №25109468-03-32 от 21.08.2003г.

Исполнителем по договору оказания услуг по проведению медосмотров водителей является организация независимо от организационно-правовой формы, а также индивидуальный предприниматель, оказывающий заказчику услуги по проведению медосмотров по возмездному договору.

Целью предрейсовых медицинских осмотров водителей является выявление лиц, которые по медицинским показаниям не могут быть допущены к управлению автомобилем как с позиции обеспечения безопасности дорожного движения, так и охраны здоровья водителя и пассажиров.

Предрейсовые медицинские осмотры проводятся только медицинским персоналом, имеющим соответствующий сертификат, а медицинское учреждение - лицензию.

Порядок проведения предрейсовых и послерейсовых осмотров водителей

Предрейсовый медицинский осмотр включает проведение медицинским персоналом следующих мероприятий:

Сбор анамнеза;

Определение артериального давления и пульса у водителей;

Определение наличия алкоголя и других психотропных веществ в выдыхаемом воздухе или биологических субстратах одним из официально признанных методов;

При наличии показаний проведение любые других разрешенных медицинских исследований, необходимых для решения вопроса о допуске к работе водителя.

Для водителей, больных гипертонической болезнью, определяется индивидуальная норма артериального давления по результатам замеров не менее чем десяти предрейсовых медицинских осмотров.

При решении вопроса о возможности допуска водителя к управлению автомобилем медицинский работник, проводящий предрейсовый медицинский осмотр, учитывает принадлежность водителя к одной из групп риска, возраст, стаж работы в профессии, условия работы и xapактep производственных факторов.

Водители не допускаются к управлению автомобилем в следующих случаях:

При выявлении признаков временной нетрудоспособности;

При положительной пробе на алкоголь, на другие психотропные вещества и наркотики в выдыхаемом воздухе или биологических субстратах;

При выявлении признаков воздействия наркотических веществ;

При выявлении признаков воздействия лекарственных или иных веществ, отрицательно влияющих на работоспособность водителя.

При допуске к рейсу на путевых листах ставится штамп "Прошел предрейсовый медицинский осмотр" и подпись медицинского работника, проводившего осмотр.

По результатам предрейсового медицинского осмотра ведется полицевой учет отстраненных от работы водителей, для чего используются бланки карт амбулаторного больного. В карту заносятся результаты освидетельствования (анамнез, объективные данные осмотра, причина отстранения).

Основные условия договора на предрейсовый медосмотр водителей

Предмет

Согласно договору, исполнитель обязуется по заданию заказчика оказать медицинские услуги, указанные в соответствующем приложении к договору (Перечне услуг), а заказчик обязуется эти услуги оплатить. В этом же пункте указывается место оказания услуг (на территории работодателя или на территории медицинской организации). Далее исполнитель гарантирует наличие у него всех необходимых лицензий и сертификатов, позволяющих оказывать соответствующие медицинские услуги. Копии документов (лицензий и сертификатов) прилагаются к договору на медицинский осмотр сотрудников.

Права и обязанности сторон

Ответственность сторон

Исполнитель и заказчик несут ответственность за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств в соответствии с условиями сделки и действующим законодательством РФ. В этом же пункте документа указываются пени и штрафы, которые стороны должны будут уплатить в случае наступления конкретных обстоятельств. Например, в случае несвоевременного оказания услуг исполнителем, либо несвоевременной оплаты оказанной услуги заказчиком.

Срок

Соглашение между исполнителем и заказчиком заключается на срок, установленный договором. Может определяться в тексте договора, а может определяться в приложении - Перечень услуг.

Расторжение договора

Сделка может быть расторгнута по соглашению исполнителя и заказчика и в одностороннем порядке по письменному требованию одной из сторон по основаниям, предусмотренным образцом договора на предрейсовый медосмотр водителей и действующим законодательством РФ.

Разрешение споров

При заключении договора в условиях соглашения определяется является ли претензионный порядок досудебного урегулирования споров для исполнителя и заказчика обязательным или нет. В судебном порядке споры разрешаются в соответствии с действующим законодательством РФ.

Форс-мажор

Исполнитель и заказчик освобождаются от ответственности за полное или частичное неисполнение обязательств в случае, если это явилось следствием действий непреодолимой силы: пожара, землетрясения, наводнения и других независящих от сторон обстоятельств.

Дополнительные документы к образцу договора на предрейсовый медосмотр водителей

К соглашению прилагаются необходимые приложения. В пакет документов включены: акт приема-передачи услуг, задание на оказание услуг, отчет исполнителя, дополнительное соглашение, протокол разногласий и протокол согласования разногласий.

можно ли заключить договор с медицинской сестрой, как с физическим лицом, на предрейсовый медицинский осмотр. Если да, то какой сертификат должен быть у медицинской сестры. И где можно найти такой договор.

Да, организация может заключить договор с медицинским работником или подряда, или оформить его как внешнего совместителя (Как заключить гражданско-правовой договор на выполнение работ (оказание услуг) с гражданином , Как заключить срочный трудовой договор).

Сотрудник должен пройти обучение по программе подготовки медицинских работников к проведению предрейсовых медицинских осмотров водителей транспортных средств и получить сертификат по результатам обучения для проведения медосмотров.

Обоснование данной позиции приведено ниже в материалах Системы Главбух

Даты и время предрейсового и послерейсового медосмотра водителя проставляет медработник, проводивший осмотр. Эти данные также должны быть заверены его подписью (с указанием Ф. И. О.) или соответствующим штампом.*

Главбух советует: если нет возможности держать в штате врача, то можно заключить с медицинским работником договор подряда. Или же оформите его как внешнего совместителя. Так удастся избежать споров с проверяющими.*

Ведь на практике мало кто выполняет требование о том, что отметку в путевом листе должен поставить именно медработник, проводивший осмотр. Зачастую, если штатного врача в компании нет, это делает не медицинский работник (как это должно быть по правилам), а кто-то из своих, к примеру, начальник транспортного отдела.

Внимание: если к вам с проверкой придут из Росздравнадзора и увидят, что записи в путевых листах сделал не квалифицированный врач, а кто-то другой, компанию могут обвинить в нарушении порядка медосмотра водителя (ст. 11.32 КоАП РФ).*

А за этим последует административный штраф:*

  • на должностное лицо (например, на руководителя) – от 2000 до 3000 руб.;
  • на организацию или предпринимателя – от 30 000 до 50 000 руб.

Поэтому все же безопаснее хотя бы заключить договор с медработником.*

Кроме этого, за отсутствие в путевом листе отметки о прохождении водителем предрейсового медосмотра инспектор ДПС может оштрафовать:

  • руководителя – на 5000 руб.;
  • организацию или предпринимателя – на 30 000 руб.

Такие меры ответственности предусмотрены частью 2 статьи 12.31.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях.

Сергей Разгулин ,

действительный государственный советник РФ 3-го класса

Кто проводит медосмотры

Организовать проведение медосмотров сотрудников обязан работодатель, заключив соответствующий договор с медицинским учреждением (п. 6 Порядка, утвержденного ). При этом медучреждение должно иметь лицензию на медицинскую деятельность* ().

Также работодатель может проводить медосмотры (например, предрейсовые) в собственном медпункте при условии, что медпункт имеет лицензию на медицинскую деятельность и право на проведение предварительных и периодических медосмотров (п. 46 ч. 1 ст. 12 Закона от 4 мая 2011 г. № 99-ФЗ , п. 4 Порядка, утвержденного приказом Минздравсоцразвития России от 12 апреля 2011 г. № 302н).

Ситуация: должна ли организация при проведении медосмотров (в т. ч. предрейсовых) в собственном медпункте получать лицензию на этот вид деятельности. Проведение медосмотров не является основной деятельностью организации

Да, должна.*

Медицинская деятельность является лицензируемой (п. 46 ч. 1 ст. 12 Закона от 4 мая 2011 г. № 99-ФЗ). Медосмотры (в т. ч. предрейсовые) относятся к услугам медицинской деятельности, подлежащим лицензированию (перечень к Положению, утвержденному ). Никаких исключений для медицинской деятельности, осуществляемой для собственных нужд, законодательство о лицензировании не предусматривает. Поэтому при проведении медосмотров (в т. ч. предрейсовых) в собственном медпункте необходимо получить лицензию на данный вид деятельности.*

Аналогичной точки зрения придерживается Минэкономразвития России в письме от 22 декабря 2008 г. № Д05-5875 .

Подтверждает ее арбитражная практика (см., например, постановления ФАС Уральского округа от 24 июля 2008 г. № Ф09-5320/08-С1 , Северо-Кавказского округа от 8 мая 2007 г. № Ф08-1326/2007-564А , от 3 апреля 2007 г. № Ф08-1329/2007-563А и от 25 апреля 2007 г. № Ф08-2076/2007-853А).

Следует отметить, что до 1 мая 2012 года данный вопрос был спорным. Поскольку ранее действующее Положение о лицензировании медицинской деятельности обязывало получать лицензию медицинские учреждения (организации государственной, муниципальной системы здравоохранения), а также организации, которые оказывали медицинские услуги на постоянной основе с целью получения прибыли (частная система здравоохранения). Такой вывод подтверждал пункт 2 Положения, утвержденного постановлением Правительства РФ от 22 января 2007 г. № 30 .

Из этого следовало, что организациям, которые проводят медосмотры в собственном медпункте только своих сотрудников, получать лицензии не нужно.

Правомерность такого подхода подтверждали и суды (см., например, постановления ФАС Московского округа от 17 марта 2010 г. № КА-А40/2021-10 , Северо-Кавказского округа от 5 августа 2009 г. № А53-3470/2009 , Дальневосточного округа от 17 марта 2009 г. № Ф03-185/2009 , Западно-Сибирского округа от 5 марта 2009 г. № Ф04-1311/2009(1741-А45-43) , Поволжского округа от 5 июля 2007 г. № А12-2901/07).

В коммерческих организациях

Таким образом, все организации, занимающиеся в том или ином виде медицинской деятельностью, названной в перечне к Положению, утвержденному постановлением Правительства РФ от 16 апреля 2012 г. № 291 , обязаны получать лицензию. Исключение предусмотрено только для организаций частной системы здравоохранения, расположенных на территории инновационного центра «Сколково».

Если организация самостоятельно проводит предрейсовый медосмотр, необходимо, чтобы это делали только медицинские работники . При этом они должны пройти обучение по программе подготовки медицинских работников к проведению предрейсовых медицинских осмотров водителей транспортных средств и получить сертификат по результатам обучения. Такие требования указаны в письме Минздрава России от 21 августа 2003 г. № 2510/9468-03-32 .*

Таким образом, если сотрудник организации имеет лишь диплом о медицинском образовании, но при этом не имеет соответствующего сертификата, то он не вправе проводить обязательные медосмотры.

Требование к квалификации сотрудников не является единственным при проведении медосмотра самостоятельно.

Нина Ковязина ,

заместитель директора департамента

образования и кадровых ресурсов Минздрава России

3. Статья-справка: Медицинский работник – это:*
– человек, который имеет медицинское или иное образование, работает в медицинской организации и в трудовые (должностные) обязанности которого входит осуществление медицинской деятельности;
– индивидуальный предприниматель, непосредственно осуществляющий медицинскую деятельность.

Обновлено: 12.12.2019 14:47


ДОГОВОР № __________

о предрейсовых (предрейсовых, послерейсовых) медицинских осмотрах
водителей автотранспортных средств

г. Москва « » ____________ 20___ г.

………………………………………далее именуемое «Заказчик», в лице Генерального директора ………………, действующего на основании Устава и ………………................., далее именуемое «Исполнитель», в лице Генерального директора ……………………………………., действующего на основании Устава, заключили настоящий договор о нижеследующем:

1. Предмет договора

1.1. Заказчик поручает, а Исполнитель принимает на себя обязанности осуществлять в течение срока действия настоящего договора предрейсовые (предрейсовые, послерейсовые) медицинские осмотры водителей автотранспортных средств Заказчика.

1.2. Исполнитель выполняет работы, перечисленные в п.1.1. настоящего договора, на основании лицензии Департамента здравоохранения города Москвы № ЛО-77-01-010755 от 13 августа 2015 г. на осуществление медицинской деятельности.

2. Обязанности и права сторон

2.1. Заказчик обязан :

2.1.1. Обеспечить пропуск на свою территорию медперсонал Исполнителя по его заявке и в согласованное время для выполнения должностных обязанностей.

2.1.2. Обеспечить медперсонал Исполнителя отдельным помещением (медицинским кабинетом), отвечающим требованиям органов Роспотребнадзора и укомплектованным медицинским оборудованием и материалами в соответствии с требованиями Департамента здравоохранения города …………. для проведения предрейсовых (предрейсовых, послерейсовых) медосмотров водителей автотранспортных средств. Комплектование медицинского кабинета Заказчика медицинским оборудованием, расходными материалами по договоренности сторон может осуществляться силами Исполнителя за счет средств Заказчика.

2.1.3. Предоставить согласованные при подготовке настоящего Договора с Исполнителем и заверенные должностным лицом Заказчика списки водителей, подлежащих ежедневному предрейсовому (предрейсовому, послерейсовому) медосмотру, а также закрепленных за ними автотранспортных средств.

2.1.4. Своевременно и в полном объеме в соответствии с условиями настоящего Договора оплачивать услуги Исполнителя.

2.2. Исполнитель обязан :

2.2.1. Оказывать услуги своевременно и с надлежащим качеством.

2.2.2. При оказании услуг по предрейсовым (предрейсовым, послерейсовым) медицинским осмотрам водителей автотранспортных средств руководствоваться «Порядком проведения предсменных, предрейсовых и послесменных, послерейсовых медицинских осмотров», утвержденным приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 15 декабря 2014 года № 835н.

2.2.3. Не допускать водителей к управлению автотранспортным средством в следующих случаях:

а) при выявлении симптомов острого заболевания или обострения хронического заболевания, влекущих временную нетрудоспособность водителя;

б) повышение или урежение частоты сердечных сокращений и изменения артериального давления выше или ниже уровней, характерных для осматриваемого водителя;

в) нахождение под воздействием спиртных напитков или других средств (наркотических и психотропных препаратов или токсикантов), нарушающих функциональное состояние водителя.

2.2.4. По результатам прохождения предрейсового медициского осмотра при вынесении заключения о допуске к рейсу на путевых листах ставить штамп «Прошел предрейсовый медицинский осмотр, к исполнению трудовых обязанностей допущен» и подпись медицинского работника, проводившего медицинский осмотр.

По результатам прохождения послерейсового медицинского осмотра при вынесении заключения на путевых листах ставится штамп «Прошел послерейсовый медицинский осмотр» и подпись медицинского работника, проводившего медицинский осмотр.

Результаты проведенных предрейсовых и послерейсовых медицинских осмотров вносятся в Журнал регистрации предрейсовых медицинских осмотров и Журнал регистрации послерейсовых медицинских осмотров соответственно, которые ведутся по установленной форме.

2.2.5. Предоставлять Заказчику ежемесячно итоги предрейсовых (предрейсовых, послерейсовых) медосмотров водителей с анализом причин отстранения от работы водителей.

2.3. Заказчик имеет право :

2.3.1. Проверять самостоятельно ход и качество услуг, выполняемых по Договору Исполнителем (п.п. 2.2.1.-2.2.5), не вмешиваясь в его деятельность.

2.3.2. В случае некачественного и/или несвоевременного предоставления согласованных по Договору услуг выставлять материальные и иные претензии Исполнителю.

2.4. Исполнитель имеет право :

2.4.1. Требовать от Заказчика полного и качественного выполнения его обязанностей в соответствии с п.п. 2.1.1.-2.1.4. настоящего Договора.

3. Порядок сдачи-приемки оказанных услуг

3.1. По факту оказания услуг Исполнитель ежемесячно, не позднее 3 числа текущего месяца, представляет Заказчику акт сдачи-приемки оказанных услуг в двух экземплярах, с датой не позднее последнего рабочего дня отчетного месяца.

Акт сдачи-приемки оказанных услуг оформляется в соответствии с требованиями части 1 статьи 9 Федерального закона от 06.12.2011 г. № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете».

3.2. В течение двух рабочих дней после получения акта сдачи-приемки оказанных услуг Заказчик обязан подписать его и направить один экз. Исполнителю, либо, при наличии недостатков, представить Исполнителю письменный мотивированный отказ от его подписания.

3.3. В случае наличия недостатков Заказчик и Исполнитель составляют и подписывают Акт выявленных недостатков с указанием сроков их устранения Исполнителем.

3.4. Услуги, оказанные Исполнителем в течение месяца, считаются выполненными с момента подписания сторонами акта сдачи-приемки оказанных услуг, представленного Исполнителем за отчетный месяц.

4. Цена и порядок расчетов

4.1. Стоимость услуг по Договору определяется сторонами на основе согласованного перечня услуг и списка водителей, закрепленного за транспортными средствами Заказчика (приложение № 1 к Договору) и составляет …….., (без НДС …или включая НДС) за месяц.

4.2. Оплата оказанных услуг по настоящему договору на расчетный счет Исполнителя осуществляется в течение 3 (трех) банковских дней в размере 100 % предоплаты не позднее 5-го числа текущего месяца.

5. Ответственность сторон

5.1. В случае неисполнения и/или ненадлежащего исполнения Заказчиком своих обязательств, последний обязуется уплатить Исполнителю неустойку в размере 0,5 % стоимости услуг за каждый день неисполнения и/или ненадлежащего исполнения обязательств.

5.2. Иные меры ответственности сторон, не предусмотренные в настоящем Договоре, применяются в соответствии с нормами действующего законодательства РФ.

6. Порядок разрешения споров

6.1. Споры и разногласия, которые могут возникнуть при исполнении настоящего договора, стороны будут стремиться разрешать главным образом путем переговоров.

7. Срок действия договора

7.1. Настоящий Договор заключен между сторонами на срок с «____» ____________ 20__ г. до «_____» ______________ 20__ г. Если ни одна из сторон не менее чем за 1 (один) месяц до истечения указанного срока не заявит письменно о желании его расторжения или изменения условий, Договор считается пролонгированным на тот же срок и на тех же условиях.

8. Заключительные положения

8.1. Любые изменения и дополнения к настоящему договору действительны лишь при условии, что они совершены в письменной форме и подписаны уполномоченными на то представителями сторон. Приложения к настоящему договору составляют его неотъемлемую часть.

8.2. Настоящий договор составлен в двух экземплярах, на русском языке, по одному экземпляру для каждой стороны.
Оба экземпляра идентичны и имеют одинаковую юридическую силу.

9. Адреса и реквизиты сторон

Заказчик: Исполнитель
………………… ………………

(полные банковские реквизиты) (полные банковские реквизиты)

Генеральный директор Генеральный директор

Приложение № 1

к Договору № _____________ от «____» _________ 20__ г.
о предрейсовых (предрейсовых, прослерейсовых) медицинских
осмотрах водителей автотранспортных средств

1. Перечень оказываемых услуг: предрейсовый (предрейсовый, послерейсовый) медицинский осмотр водителей автотранспортных средств .

2. Список водителей и закрепленных за ними автотранспортных средств:

№№
п/п Ф И О водителей Год
рождения Стаж работы Закрепленный автомобиль
(марка, модель) Гос. номер

_________________________________________

(подпись, ФИО должностного лица)

1. Можно ли оформить с медработником (не медучреждением), имеющим соответствующий сертификат, договор ГПХ на оказание услуг по предрейсовому осмотру наших штатных водителей-экспедиторов? Если "да", то из каких норм это следует?2. Какая существует альтернатива договору с медучреждением: брать в штат медработника? Какие условия должны быть выполнены при этом?Спасибо.

Ответ

Ответ на вопрос:

С мед.работниками на практике заключаются договоры возмездного оказания услуг.

При этом мы не рекомендуем этого делать , так как гражданско-правовые договоры заключаются на выполнение разовых работ, для которых нецелесообразно принимать сотрудника по трудовому договору. Это, например, ремонт офиса, компьютеризация отдела, перевод иностранной документации и т. п. Такие договоры регулируются гражданским законодательством. Их нельзя использовать для оформления штатных сотрудников, которые будут выполнять определенную трудовую функцию.

При этом следует отдельно обратить внимание на то, что с 01.01.2014 вступил в силу Федеральный закон от 28.12.2013 N 421-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О специальной оценке условий труда", которым вводится прямой запрет на заключение гражданско-правовых договоров, фактически регулирующих трудовые отношения между работником и работодателем. Отношения, возникшие на основании таких договоров, могут быть признаны трудовыми работодателем по заявлению работника или предписанию госинспектора труда либо в судебном порядке. Этим же законом КоАП РФ дополнен положением об ответственности за заключение гражданско-правового договора, фактически регулирующего трудовые отношения между работником и работодателем. Так, в случае такого нарушения работодателю грозит штраф в размере от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей, а в случае повторного нарушения - от ста тысяч до двухсот тысяч рублей. Неустранимые сомнения при рассмотрении судом споров о признании отношений, возникших на основании гражданско-правового договора, трудовыми отношениями толкуются в пользу наличия трудовых отношений.

Кроме того, для заключения такого договора мед. работник должен получить статус ИП. При этом на занятие медицинской деятельностью индивидуально врач должен иметь лицензию (). Указанную лицензию врач может получить, лишь имея статус индивидуального предпринимателя (п. 2-4 Положения, утвержденного ).

Подробности в материалах Системы Кадры:

1. Ответ: Как организовать предрейсовые и послерейсовые медосмотры сотрудников

Сотрудники, которые обязаны проходить медосмотр

Проведение предрейсовых и послерейсовых медицинских осмотров осуществляется за счет средств работодателя. Организация проведения обязательных предрейсовых и послерейсовых медицинских осмотров также возлагается на работодателя.

Об этом говорится в пунктах и Порядка, утвержденного .

Вопрос из практики: Как проконтролировать режим труда и отдыха водителей пассажирских и большегрузных машин

Общие требования к учету рабочего времени каждого сотрудника установлены статьи 91 Трудового кодекса РФ. В отношении режима труда отдельных категорий водителей работодатель обязан обеспечить дополнительный контроль с помощью специальных технических средств - тахографов ( Технического регламента, утвержденного , ). Требования к тахографам, правила их использования определены . Перечень машин, которые должны быть оснащены средствами контроля соблюдения водителями режимов движения, труда и отдыха, приведен в . Порядок оснащения транспортных средств тахографами утвержден .

Оснащать автомобиль указанными средствами контроля обязаны все работодатели, которые осуществляют перевозки пассажиров и грузов. При этом не имеет значения, является работодатель собственником или использует арендованное авто. Это следует из статьи 20 Закона от 10 декабря 1995 г. № 196-ФЗ, Порядка, утвержденного .

Все автомобили должны быть оснащены тахографами нового типа со средствами криптографической защиты информации (СКЗИ). Предельные сроки оснащения новыми приборами зависят от типа авто:

  • грузовики категорий № 2 и № 3, перевозящие опасные грузы, - до 1 апреля 2014 года;
  • автобусы категорий M2 и M3, перевозящие пассажиров, а также грузовики категории № 3 с полной массой свыше 15 тонн, предназначенные для междугородных перевозок, - до 1 июля 2014 года;
  • грузовики категории № 3, перевозящие неопасные грузы, - до 1 сентября 2014 года;
  • грузовики категории № 2, перевозящие неопасные грузы, - до 1 апреля 2015 года.

Если транспортные средства уже были оснащены тахографами старого образца, установленные тахографы придется заменить на новые до 1 января 2018 года.

Установить средства контроля можно в специальных мастерских, допущенных к выполнению таких работ. Сведения о них формирует ФБУ «Росавтотранс» . На установленных приборах должна стоять пломба. Об этом говорится в пунктах , Порядка, утвержденного .

За управление транспортным средством или его выпуск на линию без тахографа виновные могут быть привлечены к ().

Назначение предрейсовых медосмотров

Какое назначение у предрейсовых медосмотров сотрудников

Предрейсовые медицинские осмотры проводят перед началом рабочего дня (смены, рейса) в целях выявления признаков воздействия вредных или опасных производственных факторов. А также состояний и заболеваний, препятствующих выполнению трудовых обязанностей, в том числе алкогольного, наркотического или иного токсического опьянения и остаточных явлений такого опьянения.

Работодатель организует предрейсовые медосмотры сотрудников, чтобы:

  • выявить медицинские противопоказания или ограничения к водительской деятельности;
  • предотвратить допуск нетрудоспособного сотрудника к выполняемым обязанностям;
  • предупредить дорожно-транспортные происшествия.

Данные разъяснения содержатся в статьи 1, статьи 23 Закона от 10 декабря 1995 г. № 196-ФЗ и раздела «Введение» Методических рекомендаций, приведенных в .

Обязательные предрейсовые медицинские осмотры проводят в течение всего времени работы лица в качестве водителя транспортного средства, за исключением водителей, управляющих транспортными средствами, выезжающими по вызову экстренных оперативных служб ( Порядка, утвержденного ).

Назначение послерейсовых медосмотров

Какое назначение у послерейсовых медосмотров сотрудников

Послерейсовые медицинские осмотры водителей проводят по окончании рабочего дня (смены, рейса) в целях выявления признаков воздействия вредных или опасных производственных факторов рабочей среды и трудового процесса на состояние здоровья работников, острого профзаболевания или отравления, признаков алкогольного, наркотического или иного токсического опьянения.

Обязательные послерейсовые медицинские осмотры проводят в течение всего времени работы лица в качестве водителя транспортного средства, если такая работа связана с перевозками пассажиров или опасных грузов.

Такой порядок установлен в пунктах и Порядка, утвержденного .

Вопрос из практики: Нужно ли проводить предрейсовые и послерейсовые медицинские осмотры водителей, если организация не оказывает транспортных услуг, а эксплуатирует автомобили для управленческих нужд

Предрейсовые медосмотры проводить нужно, а послерейсовые - только если водители возят пассажиров, например сотрудников организации, или опасные грузы.

Организации, осуществляющие деятельность, связанную с эксплуатацией транспортных средств, обязаны, в частности, организовывать и проводить обязательные медицинские осмотры водителей (). Обязательные медосмотры водителей включают в себя предварительные, периодические (не реже одного раза в два года), предрейсовые и послерейсовые медосмотры ().

В то же время в законодательстве прямо предусмотрено, что нужно проводить в течение всего времени работы сотрудника водителем, только если его работа связана с перевозками пассажиров или опасных грузов ().

Таким образом, предрейсовые медосмотры водителей проводить нужно в любом случае, даже если организация не оказывает транспортных услуг, а эксплуатирует автомобили для управленческих нужд. А послерейсовые медосмотры водителей нужно проводить, только если они возят пассажиров, например руководителя организации или других сотрудников, или опасные грузы. Если же водители перевозят только корреспонденцию, то послерейсовые медосмотры проводить не нужно.

Подробнее о порядке проведения предрейсовых медосмотров в медпункте организации см. .

Организация предрейсовых и послерейсовых медосмотров

Каким способом работодатель может организовать предрейсовые и послерейсовые медосмотры сотрудников

Организовать проведение предрейсовых и послерейсовых медосмотров работодатель может либо в собственном медпункте, либо по договору с медицинским учреждением (индивидуальным предпринимателем, занимающимся медицинской деятельностью). Медицинское учреждение (индивидуальный предприниматель), с которым заключен должно иметь лицензию на этот вид деятельности ( , п. , Положения, утвержденного ). В случае если работодатель организует предрейсовые и послерейсовые медосмотры в собственном медпункте, то ему также необходимо ( Порядка, утвержденного ).

Вопрос из практики: Должна ли организация при проведении медосмотров (в т. ч. предрейсовых и послерейсовых) в собственном медпункте получать лицензию на этот вид деятельности. Проведение медосмотров не является основной деятельностью организации

Да, должна.

Медицинская деятельность является лицензируемой (). Медосмотры (в т. ч. предрейсовые и послерейсовые) относятся к услугам медицинской деятельности, подлежащим лицензированию ( к Положению, утвержденному ). Никаких исключений для медицинской деятельности, осуществляемой для собственных нужд, законодательство о лицензировании не предусматривает. Поэтому при проведении в собственном медпункте как предрейсовых, так и послерейсовых медосмотров необходимо получить лицензию на данный вид деятельности ( Порядка, утвержденного ).

Следует отметить, что до 1 мая 2012 года данный вопрос был спорным, поскольку ранее действующее Положение о лицензировании медицинской деятельности обязанность получать лицензию распространяло только на медицинские учреждения (организации государственной, муниципальной системы здравоохранения), а также на организации, которые оказывают медицинские услуги на постоянной основе с целью получения прибыли (частная система здравоохранения). Такой вывод следовал из Положения, утвержденного . Правомерность такого подхода подтверждали и суды (см., например, постановления ФАС , ).

Однако с введением в действие с 1 мая 2012 года нового Положения о лицензировании медицинской деятельности спорный момент был решен. Согласно новому Положению все организации, занимающиеся в том или ином виде медицинской деятельностью, перечисленной в к Положению, утвержденному , обязаны получать лицензию. Исключение предусмотрено только для организаций частной системы здравоохранения, расположенных на территории инновационного центра «Сколково».

Вопрос из практики: Как должен быть оборудован медпункт в организации для проведения предрейсовых и послерейсовых медосмотров

Для проведения медосмотра в организации необходимо иметь помещение, состоящее не менее чем из двух комнат: комнаты для проведения осмотров и комнаты для отбора биологических сред (выдыхаемый воздух и моча). При этом брать кровь категорически запрещено.

Указанное помещение должно быть оснащено как минимум следующими медицинскими приборами, оборудованием и мебелью:

  • кушетка медицинская;
  • письменный стол, стулья, настольная лампа, шкаф для одежды, вешалка для верхней одежды, напольный коврик, сейф;
  • прибор для определения артериального давления 2 шт., термометр 3 шт., стетофонендоскоп 2 шт.;
  • прибор для определения паров спирта в выдыхаемом воздухе 2 шт.;
  • алкометр, экспресс-тесты на алкоголь и наркотики. Постоянный запас в количестве: алкометры 2 шт., экспресс-тесты на наркотики 10 шт.;
  • столик для медицинского оборудования 1 шт.;
  • шпатели медицинские 10 шт.;
  • сумка с набором медикаментов для оказания неотложной медицинской помощи 1 шт.;
  • оборудованная комната для отбора биологических сред.

Такие требования приведены в приложения 2 к .

Требования к персоналу медпункта

Каким требованиям должен соответствовать сотрудник, осуществляющий предрейсовый и послерейсовый осмотры

Медицинский сотрудник организации, который осуществляет медосмотр, должен иметь соответствующий сертификат ( приложения 2 к ). Кроме того, он должен пройти обучение по специальной программе подготовки. такой подготовки приведена в приложении 8, утвержденном .

Вопрос из практики: Вправе ли сотрудник организации, например бухгалтер, имеющий диплом о медицинском образовании, проводить предрейсовые и послерейсовые медицинские осмотры водителей. Организация не имеет собственного медпункта

Нет, не вправе.

Организации всех форм собственности и предприниматели, которые имеют автомобильный транспорт, обязаны организовать проведение обязательных и медосмотров водителей ( , Закона от 10 декабря 1995 г. № 196-ФЗ). Организовать проведение обязательного медосмотра организация может либо , либо по договору с медицинским учреждением. Медицинское учреждение, с которым заключен договор на проведение медосмотров, должно иметь лицензию на этот вид деятельности ().

Если организация самостоятельно проводит предрейсовый и послерейсовый медосмотры, необходимо, чтобы это делали только . При этом они должны пройти обучение по программе подготовки медицинских работников по проведению предрейсовых и послерейсовых медицинских осмотров водителей транспортных средств и получить сертификат по результатам обучения. Такие требования указаны в .

Таким образом, если сотрудник организации имеет лишь диплом о медицинском образовании, но при этом не имеет соответствующего сертификата, то он не вправе проводить обязательные медосмотры.

Требование к квалификации сотрудников при проведении медосмотра самостоятельно.

Вопрос из практики: Как организовать предрейсовые медосмотры водителя автобуса при длительных междугородних перевозках (маршрутах большой протяженности). В момент отправления в рейс сотрудник находится в другом городе

Если водитель автобуса начинает рабочий день вне места расположения организации, то она обязана обеспечить проведение предварительных медосмотров через иные организации. Например, через автовокзалы, автостанции, оборудованные медпунктами. При этом, чтобы такая организация могла проводить предрейсовые медосмотры, она на этот вид деятельности ( Положения, утвержденного ).

Порядок проведения предрейсового и послерейсового медосмотра в медпункте организации

Как организовать предрейсовый и послерейсовый медосмотр сотрудника в собственном медпункте

Предрейсовые медосмотры в медпункте организации проводят в следующем порядке.

Как правило, руководитель издает о назначении ответственного сотрудника за проведение предрейсовых и послерейсовых медосмотров. сотрудников проводите перед началом рабочей смены. А - после окончания рабочей смены. Об этом говорится в пунктах и Порядка, утвержденного .

Водители должны приходить на предрейсовый и послерейсовый медосмотр с путевым листом, оформленным на транспортное средство. По итогам осмотра сотрудник медпункта поставит на нем (п. , Порядка, утвержденного ).

Предрейсовые и послерейсовые медицинские осмотры проводят в следующем объеме:

1) сбор жалоб, визуальный осмотр, осмотр видимых слизистых и кожных покровов, общая термометрия, измерение артериального давления на периферических артериях, исследование пульса;

2) выявление признаков опьянения (алкогольного, наркотического или иного токсического), остаточных явлений опьянения, включая проведение лабораторных и инструментальных исследований:

  • количественного определения алкоголя в выдыхаемом воздухе;
  • определения наличия психоактивных веществ в моче при наличии признаков опьянения и отрицательных результатах исследования выдыхаемого воздуха на алкоголь.

При наличии признаков опьянения и отрицательных результатах исследования выдыхаемого воздуха на алкоголь проводится отбор мочи в соответствии с для определения в ней наличия психоактивных веществ.

В случае регистрации у сотрудника отклонения величины артериального давления или частоты пульса проводится повторное исследование, но не более двух раз с интервалом не менее 20 минут.

Такой порядок предусмотрен в пунктах и Порядка, утвержденного .

Вопрос из практики: На какие особенности нужно обращать внимание медицинскому сотруднику в ходе проведения предрейсового медосмотра. Организация проводит предрейсовые медосмотры в собственном медпункте

В ходе медосмотра медицинский сотрудник должен обратить внимание на:

  • походку, внешний вид, поведение обследуемого сотрудника;
  • состояние кожных покровов сотрудника;
  • состояние слизистых глаз и склер, зрачков и их реакцию на свет;
  • температуру тела, артериальное давление и частоту сердечных сокращений.

Об этом говорится в абзацах и раздела «Организация проведения предрейсовых медицинских осмотров водителей автотранспортных средств» Методических рекомендаций, приведенных в .

При решении вопроса о допуске к работе медицинский сотрудник должен учитывать:

  • принадлежность сотрудника к одной из групп риска;
  • возраст;
  • стаж работы в профессии (должности);
  • условия работы;
  • характер производственных факторов.

К группе риска относятся сотрудники:

  • склонные к злоупотреблению алкоголем и психоактивными веществами;
  • длительно и часто болеющие;
  • страдающие хроническими заболеваниями;
  • старше 55 лет.

Такие разъяснения содержатся в раздела «Введение» Методических рекомендаций, приведенных в .

Результаты предрейсового и послерейсового медосмотра в медпункте организации

Вопрос из практики: В каких случаях сотрудника нужно отстранить от работы по результатам предрейсового медосмотра. Организация проводит предрейсовые медосмотры в собственном медпункте

По результатам медосмотра сотрудника нужно отстранить от работы, если у него выявились отклонения в состоянии здоровья, в частности:

  • симптомы острого или обострения хронического заболевания (повышение температуры тела свыше 37 °C, общая слабость, головная и зубная боль);
  • изменения частоты сердечных сокращений и артериального давления;
  • признаки употребления лекарственных или иных веществ, отрицательно влияющих на работоспособность;
  • жалобы сотрудника на плохое самочувствие, общую слабость.

Данные разъяснения содержатся в приложения 2 и раздела «Организация проведения предрейсовых медицинских осмотров водителей автотранспортных средств» Методических рекомендаций, приведенных в .

Ответственность за нарушение порядка проведения предрейсовых и послерейсовых медосмотров

Нарушение ответственным сотрудником правил охраны труда также может стать основанием для : замечания или выговора, а в крайних случаях и для увольнения, если нарушение повлечет тяжкие последствия (несчастный случай на производстве, аварию, катастрофу) либо создаст угрозу их наступления ( , ТК РФ). Факт нарушения может быть зафиксирован комиссией или специалистом по охране труда в акте.

За допуск к управлению транспортным средством нетрезвого водителя сотрудник, ответственный за техническое состояние и эксплуатацию транспортных средств, может быть оштрафован на сумму в размере 20 000 руб., а сама организация - на сумму 100 000 руб. ().

Вопрос из практики: Можно ли работодателя привлечь к ответственности за то, что сотрудник-водитель осуществляет езду без водительских прав. Сотрудник был лишен прав в нерабочее время, управляя собственным автомобилем

Нет, нельзя, если о лишении водительских прав работодатель официально не извещен.

Трудовой кодекс РФ не устанавливает обязанности работодателя периодически контролировать у сотрудников-водителей наличие специального права на управление транспортным средством. Наличие этого права работодатель проверяет единожды - при трудоустройстве ().

Если сотрудник нарушил правила дорожного движения и по решению суда был лишен водительских прав, а работодатель не был извещен об этом (например, заявлением самого сотрудника либо копией постановления суда о наложении наказания в виде лишения прав), привлекать работодателя к административной ответственности за допуск к управлению без прав нельзя в связи с отсутствием его вины (ст. , КоАП РФ).

Вопрос из практики: Нужно ли проводить предрейсовый медосмотр сотрудников, которые не являются водителями, но в течение рабочего дня периодически используют служебный транспорт

Да, нужно.

Организации, чья деятельность связана с эксплуатацией транспортных средств, обязаны проводить предрейсовые осмотры водителей (). является мерой по медицинскому обеспечению безопасности дорожного движения (). При этом законодательство не содержит исключений ни для профессиональных водителей, ни для сотрудников, которые управляют служебной машиной эпизодически. Эти категории участников дорожного движения равноправны.

Таким образом, проходить предрейсовые осмотры обязаны не только водители организации, в чьи непосредственные обязанности входит управление транспортным средством, но и любые другие сотрудники, время от времени использующие в рабочих целях служебные автомобили.

Вопрос из практики: Можно ли на водителя возложить обязанность по проведению предрейсового техосмотра автомобиля

Можно, но только при наличии соответствующей квалификации и пройденной аттестации.

Организации, которые эксплуатируют транспортные средства, предназначенные для перевозки пассажиров и грузов, должны обеспечивать проведение предрейсового контроля их технического состояния. Указанный контроль необходимо проводить ежедневно перед выездом транспортного средства на линию с места стоянки и по возвращении к месту стоянки с соответствующей отметкой об исправности или о неисправности транспорта в путевом листе. Для проведения предрейсового технического контроля в организации может быть назначено отдельное должностное лицо, которое соответствует квалификационным и профессиональным требованиям механика, и подпункта 2.5 пункта 2 перечня, утвержденного .

Кроме этого, лица, которые занимают должность, связанную с обеспечением безопасности транспортных средств, должны проходить аттестацию на право занятия соответствующих должностей. По результатам аттестации таким сотрудникам выдают . Это предусмотрено .

При этом законодательством не установлено, сотрудник с какой именно должностью должен проводить предрейсовый техосмотр транспорта.

(п. , утвержденный ).

Таким образом, обязанность по проведению предрейсового техосмотра следует возложить на сотрудника, который отвечает соответствующим квалификационным требованиям для проведения предрейсовых техосмотров и прошел аттестацию в установленном порядке. Им может быть и водитель, если он прошел профессиональную переподготовку и аттестацию.

Нина Ковязина,

заместитель директора департамента медицинского образования и кадровой политики в здравоохранении Минздрава России

С уважением и пожеланием комфортной работы, Татьяна Козлова,

эксперт Системы Кадры


Актуальные кадровые изменения


  • Проверяющие из ГИТ уже работают по новому регламенту. Узнайте в журнале «Кадровое дело», что за права появились у работодателей и кадровиков с 22 октября и за какие ошибки наказать вас больше не смогут.

  • В Трудовом кодексе о должностной инструкции нет ни единого упоминания. Но кадровикам этот необязательный документ просто необходим. В журнале «Кадровое дело» вы найдете актуальную должностную инструкцию для кадровика с учетом требований профстандарта.

  • Проверьте ваши ПВТР на актуальность. Из-за изменений 2019 года положения вашего документа могут нарушать закон. Если ГИТ найдет устаревшие формулировки, то оштрафует. Какие правила убрать из ПВТР, а что добавить - читайте в журнале «Кадровое дело».

  • В журнале «Кадровое дело» вы найдете актуальный план, как составить безопасный график отпусков на 2020 год. В статье все новшества в законах и практике, которые теперь надо учитывать. Для вас - готовые решения ситуаций, с которыми при подготовке графика сталкиваются четыре компании из пяти.

  • Готовьтесь, Минтруд снова меняет Трудовой кодекс. Всего поправок шесть. Узнайте, как поправки отразятся на вашей работе и что сделать уже сейчас, чтобы изменения не застали врасплох, узнаете из статьи.

Предрейсовые медицинские осмотры – это обязательная процедура, которая позволяет предотвратить развитие опасных ситуаций на дорогах. В статье расскажем о порядке проведения в 2019 году, а также разберем законодательные нормы, его устанавливающие.

Читайте в статье:

Предрейсовые медосмотры водителей в 2020 году – нововведения

Рассмотрим, будут ли иметь какие-то особенности предрейсовые медицинские осмотры водителей в 2020 году. Как и в 2019 году, Федеральный закон от 29 июля 2017 г. № 242-ФЗ устанавливает возможность оказания медицинской помощи, а значит, и проведения медицинских осмотров, с применением технологии телемедицины.

В связи с этим в Госдуме рассматривается предложение об использовании телемедицины при проведении предрейсового медицинского осмотра водителей. Итоговое заключение о состоянии здоровья водителя и годности его к исполнению обязанностей планируют выдавать в электронной форме, визировать его будет врач своей цифровой подписью.

Порядок проведения дистанционных медосмотров разрабатывает Минздрав. С этой целью должны быть дополнены "О безопасности дорожного движения".

Последний раз законодательство о предрейсовых медицинских осмотрах менялось в 2015 году. 1 мая 2015 года вступил в силу "Об утверждении порядка проведения предсменных, предрейсовых и послесменных, послерейсовых медицинских осмотров ". Несмотря на то, что Приказ № 835н вступил в силу в 2015 году, его положения актуальны и при проведении предрейсовых медосмотров в 2019 году.

Закон требует проводить предрейсовые медосмотры для всех работников, которые управляют служебным автомобилем по поручению работодателя. Логично предположить, что направлять на медосмотр нужно и водителя, и менеджера, который самостоятельно ездит на машине организации. Часто это неудобно и предрейсовый медосмотр игнорируют. В статье разъяснили, в каких ситуациях это законно. Узнайте, когда можно не направлять работника на предрейсовый медосмотр, а в каких случаях без него не обойтись.

Как установлено п. 9 "Порядка проведения предсменных, предрейсовых и послесменных, послерейсовых медицинских осмотров", все расходы по медосмотру несет наниматель. Индивидуальные предприниматели, самостоятельно осуществляющие перевозки, то есть являющиеся водителями, от осмотров не освобождаются.

  • Механик по выпуску автомобилей на линию – требования к образованию

Помимо Приказа № 835н, вопрос регулируется:

Также некоторые моменты, касающиеся выполнения предрейсовых медицинских осмотров, описаны в ст. 23 Федерального закона от 10.12.1995 . Положения в перечисленных нормативных актах совпадают. В частности, в них содержится норма о необходимости вести журнал учета медосмотров. Однако только приказ Минздрава СССР № 555 разъясняет рекомендуемую форму такого документа.

  • Приказ об утверждении Положения о проведении обязательных предварительных, периодических, предрейсовых медицинских осмотров водителей и сотрудников, занятых на работе, связанной с управлением транспортных средств
  • Инструкция по охране труда для медицинской сестры по проведению предрейсовых (предсменных), послерейсовых (послесменных) медицинских осмотров работников
  • Инструкция по проведению предрейсового инструктажа водителя перед выездом на линию
  • Журнал регистрации результатов предрейсового контроля

Проведение предрейсового медицинского осмотра водителей

Эту процедуру обязаны проходить все водители, трудоустроенные в организации, независимо от вида транспортного средства, которым они управляют. Проверка состояния сотрудника должна быть проведена непосредственно перед рейсом. Время, которое тратит работник на осмотр, считается его рабочим временем.

В соответствии с п. 10 Порядка осмотр должен включать:

  • опрос водителя на предмет жалоб, недомоганий;
  • визуальный осмотр, измерение артериального давления, пульса и температуры тела;
  • выявление алкогольной, наркотической и другой интоксикации, а также остаточных явлений (возможно проведение лабораторных исследований).

Результаты осмотра вносятся в путевой лист водителя на текущую дату и в журнал предрейсовых медицинских осмотров.

При выявлении нарушений в состоянии работника его отстраняют от управления транспортным средством и направляют в медучреждение для оказания первичной помощи. Основанием для такого решения могут служить следы алкоголя или наркотиков, повышенное давление, учащенный пульс, признаки острого заболевания.

Одной из целей предрейсового медосмотра лиц, находящихся под воздействием токсических препаратов, таких как алкоголь или наркотики, опасных тем, что у водителя резко повышается оценка своих возможностей, а необходимые на дороге внимательность и тревожность притупляются.

Как правило, если предварительный тест на наркотики ничего не показал, подтверждения уже не требуется, но если на первой стадии был получен положительный результат, работника направляют к врачу-наркологу, чтобы точно определить вид наркотиков и дозу, а также избежать ошибок, когда анализ показывает наличие следов наркотиков у человека, их не употребляющего.

Осмотры водителей могут проводиться только в помещении, к которому применяются особые требования – в . Это помещение должно состоять не менее чем из 2-х комнат: комнаты для проведения осмотров и комнаты для отбора биологических сред.

Также потребуется оснащение медоборудованием, приборами и мебелью:

  • кушетка медицинская;
  • письменный стол, стулья, настольная лампа, шкаф для одежды, вешалка для верхней одежды, напольный коврик, сейф;
  • прибор для определения артериального давления – 2 шт., термометр – 3 шт., стетофонендоскоп – 2 шт.;
  • прибор для определения паров спирта в выдыхаемом воздухе – 2 шт.;
  • алкометр, экспресс-тесты на алкоголь и наркотики, постоянный запас в количестве – алкометры 2 шт., экспресс-тесты на наркотики 10 шт.;
  • столик для медицинского оборудования – 1 шт.;
  • шпатели медицинские – 10 шт.;
  • сумка с набором медикаментов для оказания неотложной медицинской помощи – 1 шт.;
  • оборудованная комната для отбора биологических сред.

Минимальный список оснащения приведен в Приложения № 2 к Письму Минздрава РФ от 21.08.2003 г. № 2510/9468-03-32.

Организация может пойти двумя путями:

  • привлечь в штат медработника;
  • заключить договор со специализированным медицинским учреждением, имеющем лицензию.

Для крупных автотранспортных предприятий намного удобнее содержать собственный медкабинет. Ведь это позволит избежать дополнительных перемещений сотрудников по городу и снизить время на осмотр.

Прежде чем начать проведение освидетельствований, компании предстоит решить ряд вопросов:

  • Организовать помещение для осмотров водителей.
  • Принять в штат медицинского специалиста.
  • Получить лицензию.

До 2015 года многие компании избегали получения лицензии, принимая в штат врача с действующей лицензией. При возникновении споров суды, как правило, вставали на сторону организации (Постановление ФАС МО от 17.03.2010 г. № КА-А40/2021-1, ФАС СКО от 24.11.2010 г. № А53-6995/2010).

После вступления в силу Приказа № 835н правила проведения предрейсового медицинского осмотра водителей ужесточились. Теперь все работодатели, желающие проводить эту процедуру на своей территории, должны иметь лицензию (п. 8 Порядка № 835н).

Осуществляет выдачу лицензий территориальный орган Росздравнадзора или органы исполнительной власти субъектов РФ. Сначала оплачивается государственная пошлина за выдачу медицинской лицензии, заполняется заявление на её получение. Этот документ является бессрочным (ч. 4 ст. 9 Закона о лицензировании) и, при необходимости, позволяет оказывать услуги сторонним организациям.

Кто имеет право проводить предрейсовый медицинский осмотр водителей

Для тех компаний, в штате которых имеется один-два водителя, содержание собственного медицинского кабинета и врача (фельдшера) нецелесообразно экономически. Оптимальным решением будет заключение договора на оказание услуг с лицензированной организацией.

При выборе обслуживающей компании стоит обратить внимание на:

  • территориальное расположение;
  • стоимость предрейсового медицинского осмотра водителей;
  • репутацию медицинского центра.

Кто может проводить предрейсовый медицинский осмотр водителей

Медицинское учреждение (индивидуальный предприниматель), с которым заключен договор на проведение медосмотров, должно иметь лицензию на этот вид деятельности ( , п. , утвержденного постановлением Правительства РФ от 16 апреля 2012 г. № 291). Для допуска к проведению процедуры медперсонал должен пройти специализированный курс обучения и получить сертификат или диплом.

Цены могут кардинально отличаться от региона к региону. В Новосибирской области цены начинаются от 50 руб. за один осмотр одного водителя. В Москве же начальная цена – от 100 руб. Многие медучреждения предоставляют услугу выезда к работодателю, что снимает проблему доставки водителей. Однако цена при этом увеличивается.

Договор на предрейсовый медицинский осмотр водителей должны составлять юристы компании. Здесь мы проводим пример этого документа.

Оформление результатов предрейсового медосмотра

Медицинский работник по итогам проверки состояния здоровья дает свое заключение. Пункт 14 Порядка № 835н подразумевает внесение заключения в журнал.

В нем указывается следующая информация:

  • время проведения осмотра;
  • данные работника (ФИО, пол, дата рождения);
  • результаты исследования;
  • заключение медработника;
  • подписи водителя и медработника.

Печать "Медосмотр пройден" проставляется на путевом листе только в том случае, если состояние здоровья водителя не вызывает сомнения у врача. Такая печать должна содержать данные о времени проведения освидетельствования, а также подпись и расшифровку ФИО медработника.

Без штампа путевой лист будет не действительным. Об итогах проверки сообщают руководителю. При отклонении в состоянии сотрудника ему выдается справка о состоянии, он и направляется в медучреждение для оказания помощи.

Чем чреваты нарушения при проведении предрейсового медосмотра водителей

Нарушение установленных норм влечет за собой наложение ответственности на должностное лицо или организацию. Так, ч. 3 ст. 5.27.1 КоАП РФ предполагает ответственность в виде административного штрафа за отсутствие медосмотра в размере:

  • от 15 до 25 тыс. руб. для должностных лиц и ИП;
  • регулирует размер наказания за допущение водителя в состоянии опьянения или при неисправном транспортном средстве (20 тыс. руб. на ответственное лицо и 100 тыс. руб. на ЮЛ).