Закон 196 ФЗ регулирует правовые отношения, связанные с кредитованием граждан под залог собственности. Под данным имуществом понимаются личные вещи. Действие акта при этом не распространяется на банки и иные кредитные организации, регулируется только деятельность ломбардов.

Федеральный закон «О ломбардах» под номером 196 принят 29 июня 2007 года, вступил в силу 1 января 2008. С момента официальной публикации документ претерпел немногочисленные изменения, направленные на устранение неточностей и двоякого толкования. Последние из них были внесены 13 июля 2015.

Статьи ФЗ 196 «О ломбардах» сгруппированы по следующим главам:

  • общие положения закона;
  • правила деятельности и кредитования ломбардами;
  • правила хранения заложенных вещей;
  • порядок реализации невостребованного имущества.

Общие положения Федерального закона 196 включают в себя следующие аспекты:

  • предмет регулирования и сфера деятельности данного акта;
  • определение ломбарда;
  • требования к организации его деятельности, к органам управления и учредителям;
  • надзор и порядок регулирования деятельности;
  • процедура отчетности;
  • сведения, включаемые в понятие профессиональной тайны;
  • последствия изъятия, в том числе и принудительного, заложенной вещи;
  • оценка вещи, сдаваемой под залог или на хранение;
  • страхование принимаемого имущества.

Правила кредитования и хранения вещей по закону 196 ФЗ регулируются соответствующими договорами. Договор займа оформляется в письменном виде и по статье 7 ФЗ 196 считается заключенным в момент передачи заемщику денежных средств, а кредитору – вещи. По итогам подписанного договора заемщику выдается залоговый билет, являющийся документом строгой отчетности. Таковой, согласно закону, содержит в себе следующую информацию:

  • наименование учреждения, местонахождение;
  • паспортные данные заемщика;
  • наименование и подробное описание сданного имущества;
  • сумма, на которую вещь оценена;
  • размер предоставляемого займа, дата и срок кредитования;
  • процентная ставка, указание даты возврата;
  • наличие или отсутствие возможности досрочного погашения займа, порядок выплаты.

В случае неисполнения обязательств по выплатам залоговое имущество подлежит взысканию. В билете заемщик может согласиться с тем, что данная процедура будет выполнена без соответствующей надписи нотариуса.

В залоговый билет по закону включается положение о том, что с момента истечения срока и до момента реализации невостребованной вещи заемщик имеет право внести требуемую сумму и прекратить процесс взыскания. При состоявшейся продаже он имеет право на получение разницы между суммой, за которую вещь была продана, и суммой, которую он был должен ломбарду.

Договор хранения по Закону «О ломбардах» имеет схожую структуру и определенные отличия. Такой документ является публичным и подразумевает, что учреждение за вознаграждение берет на себя обязательства по сохранению указываемого имущества.

При заключении договора по статье 9 ФЗ 196 поклажедателю выдается сохранная квитанция. Таковая также является документом строгой отчетности с утверждаемым законодательством бланком. Информация аналогична залоговому билету кроме определенных положений:

  • дата сдачи на хранение и сроки;
  • технологические условия и требования для сохранения;
  • порядок оплаты и ее сумма.

Квитанция должна содержать предписание о праве получить сумму, вырученную за реализацию сданной на хранение вещи по истечению срока. Из таковой вычитается вознаграждение за хранение.

Глава 4 Закона «О ломбардах» предписывает порядок реализации невостребованных вещей . Документом подразумевается льготный срок по договорам займа и хранения. В отдельном порядке предписывается процедура взыскания и реализации невостребованных вещей.

В заключительные положения документа включаются статьи о вступлении закона в силу. Предписывается, что его действия распространяются на те отношения, которые возникли после 1 января 2008.

Изучите и , так как его нормы имеют прямое отношение к оформлению договоров с участием ТС.

Скачать текст ФЗ 196

Скачать Федеральный закон «О ломбардах» с последними изменениями можно . Текст документа будет востребован для должностных лиц и служащих ломбардов, а также для граждан, пользующихся их услугами. Представленные положения позволят не только изучить порядок действий, но и обжаловать правонарушения в случае их наличия.

Изменения в законе «О ломбардах»

Последние изменения в Законе «О ломбардах» были внесены 13 июля 2015. Поправки коснулись изменения редакции положений двух статей документа.

Часть 8 статьи 2 ФЗ 196 регламентирует обязанность ломбарда следовать предписаниям и запросам Центрального Банка России. Учитывается порядок предоставления документов, в том числе и электронных.

Пункт 5 части 4 статьи 2.3 закона 196 ФЗ регулирует возможности Банка России направлять ломбарду предписания и запросы. Допускается использование почты или факса, вручение адресату или направление электронной формы.

Основой правового регулирования деятельности современного ломбарда уже более 10 лет является Гражданский Кодекс РФ (ГК РФ). С введением в действие этого документа законодательное закрепление получили институт залоговых правоотношений в целом и деятельность ломбарда в частности. Прямые нормы, относящиеся к ломбардам, содержатся в ст. 358 и 919 ГК РФ, из которых можно выделить следующие принципиальные положения:

  • - определение границ понятия «ломбард» и его деятельности;
  • - определение порядка реализации невостребованных (не выкупленных) залогов.

Всего полстранички ст. 358 ГК РФ содержит целый ряд важных правовых норм, регламентирующих деятельность ломбарда, как, например:

  • - ломбард - это специализированная организация;
  • - ломбард обслуживает граждан (физических лиц);
  • - ломбард принимает в залог движимое имущество граждан, предназначенное для личного потребления;
  • - ломбард выдает краткосрочные кредиты;
  • - ломбард обязан страховать принятое им имущество в пользу залогодателя в полной сумме оценки указанного имущества;
  • - установлен специальный порядок реализации невостребованного имущества, принятого ломбардом, на основании исполнительной надписи нотариуса (а не по решению суда, как это предусмотрено ст. 350 ГК РФ).

Внесший «революционные» изменения в технологию и экономику работы современных ломбардов п. 5 ст. 358 ГК РФ гласит: «В случае невозвращения в установленный срок суммы кредита, обеспеченного залогом вещей в ломбарде, ломбард вправе на основании исполнительной надписи нотариуса по истечении льготного месячного срока продать это имущество в порядке, установленном для реализации заложенного имущества (пп. 3, 4, 6, 7 ст. 350)».

Из этой формулировки следует:

право, но не обязанность ломбарда реализовывать невостребованное имущество;

возможность реализации ломбардом невостребованного имущества в любое время по истечении льготного срока - разумеется, если вещь не выкуплена. (Казалось бы, все ясно. Тем не менее, представители контролирующих организаций нередко (а в недавнем прошлом - очень часто) задают работникам ломбардов абсолютно «противозаконные» вопросы, например: «Почему вы реализовали вещь только через три месяца после истечения льготного срока?» или «Почему вы не реализовываете невостребованное имущество?»);

необходимость получения, в качестве основания для реализации невостребованного имущества, исполнительной надписи нотариуса. Но законодательство о нотариате и Постановления Правительства РФ, регулирующие вопросы совершения исполнительной надписи нотариуса, не предусматривают наличие таковой по договорам о залоге вещей в ломбарде. Соответственно, многие нотариусы, ссылаясь в том числе и на данное обстоятельство, до сих пор отказываются совершать исполнительную надпись.

К сожалению, как это у нас часто бывает, нормам ГК РФ, в том числе и в части деятельности ломбарда, не всегда в полном объеме соответствуют другие законы и подзаконные акты и, хотя в самом ГК РФ четко продекларирован его приоритет в вопросах гражданского права, подобные несоответствия приводят к возникновению целого ряда проблем.

Таким образом «правовое поле», в котором действуют ломбарды, в России имеет две удивительные своей «взаимоисключаемостью» особенности.

С одной стороны принципиальные вопросы работы ломбардов прямо регулируются ГК РФ. То есть, на одном из самых высоких иерархических уровней российского законодательства. Подобным «высочайшим» вниманием законодателя могут похвастаться представители очень немногих видов предпринимательской деятельности. Не подлежит сомнению и тот факт, что такое внимание в идеале должно обеспечивать стабильную и прозрачную ситуацию в деятельности ломбардов.

Однако в этой бочке меда содержится изрядное количество дегтя, что и составляет вторую особенность «правового поля» ломбардной деятельности: в силу несоответствий многих нормативных актов, а иногда и просто менталитета чиновников содержанию и смыслу базового нормативного правового акта, каковым является ГК РФ, стабильность и однозначность в решении правовых вопросов деятельности ломбардов наблюдается далеко не всегда, и тому есть примеры.

«Лиге ломбардов» в свое время пришлось приложить немало усилий (привлечь Министерство юстиции РФ и Федеральную нотариальную палату консультировать ломбарды при составлении ими исковых заявлений в суды по этому вопросу и т. д.), чтобы применительно к исполнительной надписи нотариуса доказать простую истину, что ГК РФ - действительно приоритетный документ по отношению к иным правовым актам. Результат этих усилий - это то, что на сегодня проблема совершения исполнительной надписи на договорах о залоге вещей в ломбарде по крайней мере в Москве и некоторых других крупных городах, более или менее решена. Хотя, конечно, от традиционных «перегибов» придется избавляться еще довольно долго (сигналы в Лигу ломбардов о неправомерных отказах нотариусов в совершении исполнительной надписи в последнее время довольно многочисленны).

Нелегко было решить и проблему выполнения требований ГК РФ при реализации ювелирных и других бытовых изделий из драгоценных металлов и драгоценных камней - ведь действие давно устаревшего Письма Минфина СССР (от 08.06.88 г. № 92, в ред. Письма от 22.09.89 г. № 106) о сдаче в Госфонд таких изделий, не было аннулировано в установленном порядке. Здесь следует отдать должное Пробирной палате РФ - она активно содействовала внедрению в практику новой нормы ГК РФ о реализации невыкупленных ювелирных изделий через торги как практически единственном законном способе реализации таких изделий.

Но не только подзаконные правовые акты, не соответствующие ГК РФ, создают проблемы с применением норм ГК РФ ломбардами. Они возникают и в ряде других случаев.

Казалось бы, ст. 358 ГК РФ (точнее - п. 3 и 4 ст. 350 ГК РФ, к которым отсылает ст. 358 ГК РФ) однозначно указывают на право ломбарда реализовать невостребованное имущество только через торги. Это было официально подтверждено заключением авторитетного Института законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве РФ. Однако «не принимающие» эту норму, в том числе, и некоторые представители ломбардного бизнеса с упорством, достойным лучшего применения, долго не соглашались с таким выводом. Более того, в одном из известных и широко используемых комментариев к ГК РФ написано буквально следующее: «Реализация заложенного имущества осуществляется не по общему правилу - на публичных торгах, а путем продажи его ломбардом через торговую сеть...».

К сожалению, пояснений к такому неожиданному выводу, в частности о том, как быть с упомянутой отсылкой к п. 3 и 4 ст. 350 ГК РФ, в комментарии нет.

Согласно ГК РФ ломбард - это специализированная организация. Но прямого толкования данного понятия законы и подзаконные акты РФ не содержат. Казалось бы, термин «специализированная» означает, что ломбард не вправе заниматься иными видами деятельности. Однако в отсутствие прямого предписания закона, пожалуй, большинство ломбардов России осуществляют и иные виды деятельности, такие как, например: торговля ювелирными изделиями, их скупка, ремонт и т. д. Еще чаще ломбарды просто предусматривает подобные виды деятельности в своем уставе.

Важность сопутствующей деятельности для небольших ломбардов, прежде всего в регионах, безусловно, понятна. Но рано или поздно понятие ломбарда, как специализированной организации, получит официальное толкование, и к этому надо быть готовыми.

Анализ норм ст. 358 ГК РФ в системной связи со ст. 350 и 335 ГК РФ позволяет сделать однозначный вывод: предмет залога является собственностью залогодателя и остается таковым до момента его реализации ломбардом в установленном порядке (или до обращения в собственность ломбарда в соответствии со ст. 350 ГК РФ). Следовательно, и денежные средства, вырученные при реализации заложенного имущества, суть также собственность залогодателя. Однако этот базовый принцип до сих пор понимают (или «принимают») далеко не всегда и не везде. Это касается, в том числе, и отдельных представителей ломбардного сообщества. Отсюда споры в толковании вопросов налогообложения, бухгалтерского учета, отношений с правоохранительными и контрольно-надзорными органами, безграмотные утверждения о реализации невостребованных залогов «в режиме розничной торговли» и многие другие проблемы.

Обратим внимание, что ГК РФ содержит целый ряд общих норм, которые широко применяются (должны применяться) и в «специфической» деятельности ломбардов. Особенно это касается некоторых базовых принципов гражданского законодательства РФ (ст. 1 ГК РФ), в частности:

неприкосновенность собственности (этот принцип определяет решение вопросов, связанных с предметом залога);

свобода договора (отсюда - право в рамках закона самостоятельного выбора ломбардом формы залогового билета, компании, осуществляющей страхование предмета залога, обеспечение сохранности принятых вещей и т. д. Невмешательство в частные дела граждан, личная тайна гражданина (именно это определяет конфиденциальность информации об операциях и вещах клиентов ломбардов, особый порядок предоставления сведений о клиентах правоохранительным и, тем более, контрольно-надзорным органам и т.д. Беспрепятственное осуществление гражданских прав (вследствие чего ломбард в пределах закона сам определяет перечень принимаемого им в залог имущества, тарифы на свои услуги, порядок и сроки реализации невостребованного имущества).

Эти и другие общие принципы права в очень многих случаях обеспечивают (и будут обеспечивать в дальнейшем) возможность решения специфических вопросов деятельности ломбардов, в том числе, и изложенных в настоящей статье.

При этом не следует считать, что нормы ст. 358 и 919 ГК РФ сконструированы идеально. Например, по нашему мнению, без ущерба интересов и залогодателя, и ломбарда, можно было бы упростить процедуру реализации невостребованных залогов в том числе, в части требований по исполнительной надписи нотариуса и периода льготного срока (по меньшей мере для основной части залогов - относительно недорогих вещей). Но это в перспективе. А пока надо просто соблюдать закон.

Ломбарды обязаны представлять в Банк России документы, содержащие отчет о своей деятельности и персональном составе своих руководящих органов. Формы и сроки представления указанных документов определяются Банком России.


Судебная практика по статье 2.4 ФЗ от 19.07.2007 № 196-ФЗ

    Постановление от 6 сентября 2019 г. по делу № А33-13895/2019

    92.6), что подтверждается данными Единого государственного реестра юридических лиц (соответствующая запись внесена в ЕГРЮЛ 27.02.2018). Таким образом, общество является ломбардом. Согласно статье 2.4 Федерального закона № 196-ФЗ ломбарды обязаны представлять в Банк России документы, содержащие отчет о своей деятельности и персональном составе своих руководящих органов. Формы и сроки представления...

    Постановление от 5 сентября 2019 г. по делу № А74-4770/2019

    Третий арбитражный апелляционный суд (3 ААС)

    Закона № 196-ФЗ предусмотрено, что фирменное наименование ломбарда должно содержать слово «ломбард». Фирменное наименование общества содержит слово «ломбард». Таким образом, общество является ломбардом. Согласно статье 2.4 Федерального закона № 196-ФЗ ломбарды обязаны представлять в Банк России документы, содержащие отчет о своей деятельности и персональном составе своих руководящих органов. Формы и сроки представления...

    Решение от 28 августа 2019 г. по делу № А57-12405/2019

    Арбитражный суд Саратовской области (АС Саратовской области)

    Пенсионному страхованию, вкладчиков и участников негосударственного пенсионного фонда по негосударственному пенсионному обеспечению, иных потребителей финансовых услуг (за исключением потребителей банковских услуг). В соответствии со статьей 2.4 Федерального закона N 196-ФЗ ломбарды обязаны представлять в Банк России документы, содержащие отчет о своей деятельности и персональном составе своих руководящих органов. Формы и сроки...

    Решение от 27 августа 2019 г. по делу № А32-34382/2019

    Арбитражный суд Краснодарского края (АС Краснодарского края)

    Услуг (за исключением потребителей банковских услуг). Банк России не вмешивается в оперативную деятельность некредитных финансовых организаций, за исключением случаев, предусмотренных федеральными законами. На основании статьи 2.4 Федерального закона от 19.07.2007 № 196-ФЗ «О ломбардах» ломбарды обязаны представлять в Банк России документы, содержащие отчет о деятельности и о персональном составе своих...

    Решение от 23 августа 2019 г. по делу № А70-10925/2019

    Арбитражный суд Тюменской области (АС Тюменской области) - Гражданское

    Суть спора: О создании, реорганизации и ликвидации организаций

    И надзор в сфере финансовых рынков за не кредитными финансовыми организациями и (или) сфере их деятельности в соответствии с федеральными законами. В соответствии со ст. 2.4 Федерального закона от 19.07.2007 № 196-ФЗ «О ломбардах» (далее – ФЗ № 196) ломбарды обязаны представлять в Банк России документы, содержащие отчет о деятельности и о...

    Решение от 22 августа 2019 г. по делу № А71-4049/2019

    Арбитражный суд Удмуртской Республики (АС Удмуртской Республики)

    В лице Отделения - Национальный банк по Удмуртской Республике Волго-Вятского главного управления Центрального Банка Российской Федерации (Банк России) установлены нарушения ООО "ЛОМБАРД ИНВЕСТ" требований статьи 2.4 Федерального закона от 19.07.2007 № 196-ФЗ «О ломбардах» (далее - Закон № 196-ФЗ), пункта 2 Указания Банка России от 30.12.2015 № 3927-У «О...

    Решение от 19 августа 2019 г. по делу № А51-9079/2019

    Арбитражный суд Приморского края (АС Приморского края)

    России, а также обеспечить возможность предоставления в Банк России электронных документов и возможность получения от Банка России электронных документов в порядке, установленном Банком России. Статьей 2.4 Закона № 196-ФЗ установлено, что ломбарды обязаны представлять в Банк России документы, содержащие отчет о своей деятельности и персональном составе своих руководящих органов. Формы и сроки...

    Решение от 15 августа 2019 г. по делу № А43-23444/2019

    Арбитражный суд Нижегородской области (АС Нижегородской области)

    России устанавливает обязательные для некредитных финансовых организаций сроки и порядок составления и представления отчетности, а также другой информации, предусмотренной федеральными законами. В соответствии со ст. 2.4 Федерального закона от 19.07.2007 №196-ФЗ "О ломбардах» (далее - Закон №196-ФЗ) ломбарды обязаны представлять в Банк России документы, содержащие отчет о своей деятельности...

12 февраля 2020, 15:14

После создания ломбарда важным представляется соблюдение в текущей деятельности установленных требований законодательства РФ о ломбардах , в том числе Федерального закона от 19.07.2007 № 196-ФЗ «О ломбардах» (далее - ФЗ № 196 ). Ответственный подход к осуществлению ломбардной деятельности позволит избежать возможных претензий со стороны надзорных органов , в том числе привлечения к административной ответственности за совершенные правонарушения.

Как уже отмечалось в предыдущей статье ЮК «ДЕКАРТ» , в соответствии с ФЗ № 196 ломбард - это юридическое лицо, специализированная коммерческая организация, основными видами деятельности которой являются предоставление краткосрочных займов гражданам и хранение вещей.

К основным особенностям осуществления ломбардной деятельности относятся:

  1. ломбарды вправе осуществлять профессиональную деятельность по предоставлению потребительских займов в порядке, установленном Федеральным законом № 353-ФЗ от 21.12.2013 «О потребительском кредите (займе)» ;
  2. ломбард вправе ежедневно с 8 до 20 часов по местному времени принимать в залог и на хранение движимые вещи (движимое имущество), принадлежащие заемщику или поклажедателю (далее - заемщик ) и предназначенные для личного потребления, за исключением вещей, изъятых из оборота, а также вещей, на оборот которых законодательством РФ установлены соответствующие ограничения;
  3. ломбарду запрещается заниматься какой-либо иной предпринимательской деятельностью , кроме предоставления краткосрочных займов гражданам , хранения вещей , а также оказания консультационных и информационных услуг ;
  4. ломбард не вправе пользоваться и распоряжаться заложенными и сданными на хранение вещами ;
  5. в ломбарде (в каждом территориально обособленном подразделении) должны быть созданы условия для хранения заложенных и сданных на хранение вещей, обеспечивающие их сохранность, отсутствие вредных воздействий и исключающие доступ к ним посторонних лиц;
  6. в местах хранения заложенных и сданных на хранение вещей не допускается хранение вещей, не являющихся таковыми ;
  7. оценка вещи , передаваемой в залог или сдаваемой на хранение, производится по соглашению сторон в соответствии с ценами на вещи такого рода и качества, обычно устанавливаемыми в торговле в момент и месте ее принятия в залог или на хранение;
  8. ломбард обязан страховать в пользу заемщика за свой счет риск утраты и повреждения вещи , принятой в залог или на хранение, на сумму, равную сумме ее оценки. Заложенная или сданная на хранение вещь должна быть застрахована на протяжении всего периода ее нахождения в ломбарде;
  9. ломбард несет ответственность за утрату заложенных вещей и их повреждение , если не докажет, что утрата, повреждение произошли вследствие непреодолимой силы;
  10. ломбард обязан осуществить возврат залогодателю (заемщику) предмета залога в случае возврата заемщиком суммы займа и процентов по нему в установленный срок;
  11. в случае невозвращения в установленный срок суммы займа, обеспеченного залогом вещей, ломбард по истечении льготного месячного срока вправе продать это имущество в порядке, установленном ФЗ № 196. После этого требования ломбарда к залогодателю (должнику) погашаются , даже если сумма, вырученная при реализации заложенного имущества, недостаточна для их полного удовлетворения.

Н еобходимо еще отметить, что в соответствии со ст. 336 ГК РФ предметом залога может быть всякое имущество, в том числе вещи и имущественные права, за исключением имущества, на которое не допускается обращение взыскания. Однако, в рамках ломбардной деятельности предметом залога может выступать только вещь .

ДОГОВОР ЗАЙМА

Правила заключения и составления договора займа регламентируются Гражданским кодексом РФ (ГК РФ ) (ст. 358, 919, 920 ), ФЗ № 196 , Федеральным законом № 353-ФЗ от 21.12.2013 «О потребительском кредите (займе)», Федеральным законом № 2300-1 от 07.02.1992 "О защите прав потребителей", Указанием Банка России № 3240-У от 23.04.2014 "О табличной форме индивидуальных условий договора потребительского кредита (займа)", Указанием Банка России № 3249-У от 29.04.2014 "О порядке определения Банком России категорий потребительских кредитов (займов) и о порядке ежеквартального расчета и опубликования среднерыночного значения полной стоимости потребительского кредита (займа)".

По условиям договора займа ломбард (заимодавец) передает на возвратной и возмездной основе на срок не более 1 (одного) года заем гражданину (физическому лицу) - заемщику, а заемщик, одновременно являющийся залогодателем, передает ломбарду имущество, являющееся предметом залога .

Договор займа совершается в письменной форме и считается заключенным с момента передачи заемщику суммы займа и передачи ломбарду закладываемой вещи.

Существенными условиями договора займа являются: наименование заложенной вещи, сумма ее оценки, сумма предоставленного займа, процентная ставка по займу и срок предоставления займа.

Договор займа оформляется выдачей ломбардом заемщику залогового билета . Другой экземпляр залогового билета остается в ломбарде. Залоговый билет является бланком строгой отчетности , форма которого утверждена Приказом Минфина РФ от 14.01.2008 № 3н «Об утверждении форм бланков строгой отчетности».

Залоговый билет должен содержать следующие положения и информацию:

  1. фамилия, имя, а также отчество заемщика, если иное не вытекает из федерального закона или национального обычая, дата его рождения, гражданство (для лица, не являющегося гражданином Российской Федерации), данные паспорта или иного удостоверяющего личность в соответствии с законодательством РФ документа;
  2. наименование и описание заложенной вещи, позволяющие ее идентифицировать, в соответствии с требованиями законодательства РФ;
  3. сумма оценки заложенной вещи;
  4. сумма предоставленного займа;
  5. дата и срок предоставления займа с указанием даты его возврата;
  6. процентная ставка по займу (с обязательным указанием процентной ставки по займу, исчисляемой из расчета на один календарный год);
  7. возможность и порядок досрочного (в том числе по частям) погашения займа или отсутствие такой возможности;
  8. согласие или несогласие заемщика на то, что в случае неисполнения им обязательства, предусмотренного договором займа, обращение взыскания на заложенную вещь осуществляется без совершения исполнительной надписи нотариуса.

Наиболее важными и обязательными формулировками залогового билета также являются :

  1. заемщик в случае невозвращения в установленный срок суммы предоставленного займа в любое время до продажи заложенной вещи имеет право прекратить обращение на нее взыскания и ее реализацию, исполнив предусмотренное договором займа и обеспеченное залогом обязательство, а именно: вернуть заем и выплатить начисленные по займу проценты, а также при наличии пени (штраф);
  2. заемщик имеет право в случае реализации заложенной вещи получить от ломбарда разницу, образовавшуюся в результате превышения суммы, вырученной при реализации заложенной вещи, или суммы ее оценки над суммой обязательств заемщика перед ломбардом, определяемой на день продажи, в случае возникновения такого превышения.

В соотвествтии со ст. 8 ФЗ № 196 сумма обязательств заемщика перед ломбардом включает в себя:

  1. сумму предоставленного займа ;
  2. проценты за пользование займом , исчисляемые за период фактического его использования в соответствии с процентной ставкой по займу, установленной договором займа, при этом периодом фактического пользования займом считается период с даты предоставления займа до даты его возврата и уплаты процентов за пользование займом или продажи ломбардом заложенной вещи.

Ломбард не вправе включать в сумму своих требований к заемщику иные требования , не возникающие из обязательств, предусмотренных ст. 8 ФЗ № 196.

ВАЖНО ! Обращаем внимание, что по мнению регулятора - Центрального банка РФ , кроме выдачи залогового билета между заемщиком и ломбардом дополнительно должен быть заключен договор потребительского займа в соответствии с Федеральным законом от 21.12 2013 № 353- ФЗ «О потребительском кредите (займе)».

Договор займа, заключенный с нарушением установленных требований к его форме и содержанию, может быть признан недействительным по иску одной из сторон в соответствии со ст. 168 ГК РФ.

ДОГОВОР ХРАНЕНИЯ

В соответствии с п. 1 ст. 9 ФЗ № 196 по условиям договора хранения гражданин - поклажедатель сдает ломбарду принадлежащую ему вещь , а ломбард обязуется осуществить на возмездной основе хранение принятой вещи. Договор хранения является публичным договором .

К существенным условиям договора хранения относятся наименование сданной на хранение вещи, сумма ее оценки, срок ее хранения, размер вознаграждения за хранение и порядок его уплаты.

Заключение договора хранения удостоверяется выдачей ломбардом поклажедателю именной сохранной квитанции , являющейся бланком строгой отчетности . Форма квитанции утверждена Приказом Минфина РФ от 14.01.2008 № 3н "Об утверждении форм бланков строгой отчетности".

Сохранная квитанция должна содержать следующие положения и информацию :

  1. наименование, адрес (место нахождения) ломбарда, а также адрес (место нахождения) территориально обособленного подразделения (в случае, если он не совпадает с адресом (местом нахождения) ломбарда);
  2. ФИО поклажедателя, если иное не вытекает из федерального закона или национального обычая, дату его рождения, гражданство (для лица, не являющегося гражданином РФ), данные паспорта или иного удостоверяющего личность в соответствии с законодательством РФ документа;
  3. наименование и описание сданной на хранение вещи, позволяющие ее идентифицировать, в соответствии с требованиями законодательства РФ;
  4. сумму оценки сданной на хранение вещи;
  5. дату сдачи вещи на хранение и срок ее хранения;
  6. дата сдачи вещи на хранение и срок ее хранения;
  7. технологические условия хранения вещи;
  8. вознаграждение за хранение и порядок его уплаты.

Сохранная квитанция должна содержать информацию о том, что поклажедатель в случае реализации не востребованной им вещи имеет право получить от ломбарда сумму , вырученную от продажи невостребованной вещи , или ее сумму оценки (наибольшую из указанных сумм) за вычетом расходов на ее хранение.

ПОРЯДОК РЕАЛИЗАЦИИ НЕВОСТРЕБОВАННЫХ ВЕЩЕЙ

Если заем не был погашен заемщиком в срок , установленный договором займа, ломбард не вправе обратить взыскание на заложенную вещь в течение льготного месячного срока . Днем начала течения льготного месячного срока считается день, следующий за днем возврата займа, указанным в залоговом билете. В течение льготного месячного срока и далее вплоть до дня реализации заложенной вещи ломбард не вправе увеличивать процентную ставку по займу, предусмотренную договором займа, ухудшать условия хранения заложенной вещи, а также взимать плату за ее хранение.

Если сданная на хранение вещь не востребована поклажедателем в срок , установленный договором хранения, ломбард обязан осуществлять ее хранение в течение льготного двухмесячного срока . Днем начала течения льготного двухмесячного срока считается день, следующий за днем окончания срока хранения, указанного в сохранной квитанции. В течение льготного двухмесячного срока, а также срока дальнейшего хранения вплоть до реализации сданной на хранение вещи ломбард не вправе ухудшать условия хранения такой вещи. За хранение вещи в указанный период взимается соразмерное вознаграждение.

По истечении указанного льготного срока , в случае, если заемщик не исполнил обязательство, предусмотренное договором займа, или поклажедатель не востребовал сданную на хранение вещь, такая вещь считается невостребованной. Ломбард вправе обратить взыскание на невостребованные вещи .

Обращение взыскания на невостребованные вещи осуществляется в бесспорном порядке на основании исполнительной надписи нотариуса. Договором займа может быть предусмотрена возможность обращения взыскания на невостребованные вещи без совершения исполнительной надписи нотариуса. Заемщик в любое время до продажи невостребованной вещи вправе прекратить обращение на нее взыскания, исполнив свои обязательства перед ломбардом, определяемые в соответствии с ФЗ № 196.

Целью реализации невостребованной вещи является удовлетворение требований ломбарда к заемщику в размере, определяемом в соответствии с условиями договора займа или договора хранения на день продажи невостребованной вещи.

Реализация невостребованной вещи, на которую обращено взыскание, осуществляется путем ее продажи, в том числе с публичных торгов.

В случае, если сумма оценки невостребованной вещи превышает 30 000 (тридцать тысяч) рублей , ее реализация осуществляется только путем продажи с публичных торгов .

В иных случаях форма и порядок реализации невостребованной вещи определяются решением ломбарда , если иное не установлено договором займа или договором хранения.

Публичные торги по продаже невостребованной вещи проводятся в форме открытого аукциона в порядке, установленном ст. 447 - 449 ГК РФ, и при этом начальной ценой невостребованной вещи является сумма ее оценки, указанная в залоговом билете или сохранной квитанции. В случае объявления торгов несостоявшимися ломбард вправе при проведении повторных торгов снизить начальную цену вещи , но не более чем на десять процентов ниже начальной цены на предыдущих торгах. Повторные торги могут проводиться путем публичного предложения.

После продажи невостребованной вещи требования ломбарда к заемщику погашаются , даже если сумма, вырученная при реализации невостребованной вещи, недостаточна для их полного удовлетворения. Если после продажи невостребованной вещи сумма обязательств заемщика перед ломбардом оказалась ниже суммы, вырученной при реализации невостребованной вещи, либо суммы ее оценки, ломбард обязан возвратить заемщику:

  1. разницу между суммой оценки невостребованной вещи и суммой обязательств заемщика в случае, если сумма, вырученная при реализации невостребованной вещи, не превышает сумму ее оценки;
  2. разницу между суммой, вырученной при реализации невостребованной вещи, и суммой обязательств заемщика в случае, если сумма, вырученная при реализации невостребованной вещи, превышает сумму ее оценки.

Ломбард по обращению заемщика в случае, если такое обращение поступило в течение 3 (трех) лет со дня продажи невостребованной вещи, обязан выдать ему денежные средства в размере, определяемом выше, и предоставить соответствующий расчет размера этих средств. В случае, если в течение указанного срока заемщик не обратился за получением причитающихся ему денежных средств, такие денежные средства обращаются в доход ломбарда.

1. По условиям договора займа ломбард (заимодавец) передает на возвратной и возмездной основе на срок не более одного года заем гражданину (физическому лицу) - заемщику, а заемщик, одновременно являющийся залогодателем, передает ломбарду имущество, являющееся предметом залога.

2. Договор займа совершается в письменной форме и считается заключенным с момента передачи заемщику суммы займа и передачи ломбарду закладываемой вещи.

3. Существенными условиями договора займа являются наименование заложенной вещи, сумма ее оценки, произведенной в соответствии со статьей 5 настоящего Федерального закона, сумма предоставленного займа, процентная ставка по займу и срок предоставления займа.

4. Договор займа оформляется выдачей ломбардом заемщику залогового билета. Другой экземпляр залогового билета остается в ломбарде. Залоговый билет является бланком строгой отчетности, форма которого утверждается в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

5. Залоговый билет должен содержать следующие положения и информацию:

1) наименование, адрес (место нахождения) ломбарда, а также адрес (место нахождения) территориально обособленного подразделения (в случае, если он не совпадает с адресом (местом нахождения) ломбарда);

2) фамилия, имя, а также отчество заемщика, если иное не вытекает из федерального закона или национального обычая, дата его рождения, гражданство (для лица, не являющегося гражданином Российской Федерации), данные паспорта или иного удостоверяющего личность в соответствии с законодательством Российской Федерации документа;

3) наименование и описание заложенной вещи, позволяющие ее идентифицировать, в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации;

4) сумма оценки заложенной вещи;

5) сумма предоставленного займа;

6) дата и срок предоставления займа с указанием даты его возврата;

7) процентная ставка по займу (с обязательным указанием процентной ставки по займу, исчисляемой из расчета на один календарный год);

8) возможность и порядок досрочного (в том числе по частям) погашения займа или отсутствие такой возможности;

9) согласие или несогласие заемщика на то, что в случае неисполнения им обязательства, предусмотренного договором займа, обращение взыскания на заложенную вещь осуществляется без совершения исполнительной надписи нотариуса.

6. Залоговый билет должен содержать информацию о том, что заемщик в случае невозвращения в установленный срок суммы предоставленного займа в любое время до продажи заложенной вещи имеет право прекратить обращение на нее взыскания и ее реализацию, исполнив предусмотренное договором займа и обеспеченное залогом обязательство.

7. Залоговый билет должен содержать информацию о том, что заемщик имеет право в случае реализации заложенной вещи получить от ломбарда разницу, образовавшуюся в результате превышения суммы, вырученной при реализации заложенной вещи, или суммы ее оценки над суммой обязательств заемщика перед ломбардом, определяемой на день продажи, в случае возникновения такого превышения.

8. Договор займа, заключенный с нарушением требований к его форме, установленных частями 4 - настоящей статьи, может быть признан недействительным по иску одной из сторон.

9. Залоговый билет может содержать также иные соответствующие настоящему Федеральному закону и гражданскому законодательству положения.


Судебная практика по статье 7 ФЗ от 19.07.2007 № 196-ФЗ

    Решение от 2 сентября 2019 г. по делу № А76-12482/2019

    Арбитражный суд Челябинской области (АС Челябинской области)

    И документов, являющихся приложением к договорам залога Общество принимает в залог ПТС, а не предмет залога (транспортное средство), что является нарушением частей 1, 2 статьи 7 Федерального закона от 19.07.2007 № 196-ФЗ «О ломбардах» (далее – ФЗ «О ломбардах»). По результатам проверки в отношении ООО «Ломбард Ломбардини» 15.03.2019 составлен протокол...

    Решение № 2-2983/2019 2-2983/2019~М-2649/2019 М-2649/2019 от 26 июля 2019 г. по делу № 2-2983/2019

    Решение № 2-2985/2019 2-2985/2019~М-2647/2019 М-2647/2019 от 26 июля 2019 г. по делу № 2-2985/2019

    Приволжский районный суд г. Казани (Республика Татарстан) - Гражданские и административные

    Какой-либо иной предпринимательской деятельностью, кроме предоставления краткосрочных займов гражданам, хранения вещей, а также оказания консультационных и информационных услуг. В частях 1-4, 8 статьи 7 Федерального закона «О ломбардах» указано, что по условиям договора займа ломбард (займодавец) передает на возвратной и возмездной основе на срок не более одного года заем гражданину (физическому...

    Решение № 2-2766/2019 2-2766/2019~М-2364/2019 М-2364/2019 от 26 июля 2019 г. по делу № 2-2766/2019

    Приволжский районный суд г. Казани (Республика Татарстан) - Гражданские и административные

    Какой-либо иной предпринимательской деятельностью, кроме предоставления краткосрочных займов гражданам, хранения вещей, а также оказания консультационных и информационных услуг. В частях 1-4, 8 статьи 7 Федерального закона «О ломбардах» указано, что по условиям договора займа ломбард (займодавец) передает на возвратной и возмездной основе на срок не более одного года заем гражданину (физическому...

    Решение № 2-3362/2019 от 16 июля 2019 г. по делу № 2-3362/2019

    Приволжский районный суд г. Казани (Республика Татарстан) - Гражданские и административные

    Какой-либо иной предпринимательской деятельностью, кроме предоставления краткосрочных займов гражданам, хранения вещей, а также оказания консультационных и информационных услуг. В частях 1-4, 8 статьи 7 Федерального закона «О ломбардах» указано, что по условиям договора займа ломбард (займодавец) передает на возвратной и возмездной основе на срок не более одного года заем гражданину (физическому...

    Решение № 12-279/2019 от 15 июля 2019 г. по делу № 12-279/2019

    Октябрьский районный суд г. Пензы (Пензенская область) - Административные правонарушения

    На срок не более одного года заем гражданину (физическому лицу) - заемщику, а заемщик, одновременно являющийся залогодателем, передает ломбарду имущество, являющееся предметом залога (ч. 1 ст. 7 ФЗ № 196-ФЗ «О ломбардах»). На основании п. 2 ст. 358 ГК РФ, ч. 4 ст. 7 Закона «О ломбардах» договор займа оформляется выдачей ломбардом заемщику залогового...

    Постановление от 4 июля 2019 г. по делу № А33-1088/2019

    Третий арбитражный апелляционный суд (3 ААС)

    Судебного заседания секретарем Маланчик Д.Г., при участии: от Общества с ограниченной ответственностью «Ломбард Корунд»: Климова А.В., представителя по доверенности от 18.02.2019 № 7 / 1/19, от Прокуратуры Железнодорожного района города Красноярска: Самусевой Т.А., старшего помощника прокурора Железнодорожного района города Красноярска Красноярского края, от Прокуратуры Красноярского края: Моргун О.В., ...