ЗАКОН
О СОЦИАЛЬНОМ ПАРТНЕРСТВЕ В КАЛУЖСКОЙ ОБЛАСТИ

Принят
Постановлением
Законодательного Собрания Калужской области
от 2 ноября 2000 г. N 963

(в ред. Законов Калужской области
от 07.06.2002 N 122-ОЗ, от 26.08.2004 N 339-ОЗ,
от 27.12.2007 N 392-ОЗ)

Настоящий Закон устанавливает правовые основы организации, функционирования, укрепления и развития системы социального партнерства в Калужской области с целью регулирования социально-трудовых и связанных с ними экономических отношений, достижения общественного согласия и социальной стабильности.

Действие настоящего Закона распространяется на работодателей, независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, осуществляющих свою деятельность на территории Калужской области, работников, представителей работодателей и представителей работников, органы исполнительной власти Калужской области и органы местного самоуправления Калужской области (далее - органы исполнительной власти области и органы местного самоуправления области).

СОЦИАЛЬНОЕ ПАРТНЕРСТВО, ЕГО ПРАВОВАЯ ОСНОВА И ЗАДАЧИ

Статья 1. Основные понятия

Для целей настоящего Закона используются следующие основные понятия:

Представители органов исполнительной власти области, органов местного самоуправления области - руководители органов исполнительной власти области и местного самоуправления области или в соответствии с действующим законодательством уполномоченные этими органами лица;

Областное трехстороннее соглашение - правовой акт, устанавливающий общие принципы регулирования социально-трудовых и связанных с ними экономических отношений в Калужской области, нормы оплаты и другие условия труда, социальные гарантии и льготы на территории области, взаимные обязательства участников соглашения;

Областное отраслевое (межотраслевое) тарифное соглашение - правовой акт, устанавливающий нормы оплаты и другие условия труда, а также социальные гарантии и льготы для работников отрасли (отраслей), осуществляющих трудовую деятельность на территории области;

Областное профессиональное тарифное соглашение - правовой акт, устанавливающий нормы оплаты и другие условия труда, а также социальные гарантии для работников определенной профессии, осуществляющих трудовую деятельность на территории области;

Территориальное соглашение - правовой акт, устанавливающий условия труда, а также трудовые гарантии и льготы работникам на территории соответствующего муниципального образования области.

Статья 2. Правовая основа социального партнерства

1. Правовую основу социального партнерства в Калужской области составляют регулирующие соответствующие общественные отношения федеральные законы и другие нормативные правовые акты Российской Федерации, Калужской области и настоящий Закон.

2. Правовую основу социального партнерства в Калужской области составляют также: соглашение по регулированию социально-трудовых отношений и связанных с ними экономических отношений между представителями объединений профсоюзов, объединений работодателей и Правительства Калужской области (далее - областное трехстороннее соглашение), областные отраслевые (межотраслевые) тарифные, областные профессиональные тарифные, территориальные, иные соглашения, коллективные договоры, заключенные в соответствии с действующим законодательством.

Статья 3. Задачи социального партнерства

Социальное партнерство в Калужской области осуществляется для выполнения следующих основных задач:

Обеспечение социально ориентированной политики экономических преобразований в Калужской области, направленной на стабилизацию и подъем отечественного производства;

Обеспечение эффективного механизма регулирования социально-трудовых и связанных с ними экономических отношений;

Разработка, заключение и выполнение соглашений, коллективных договоров в соответствии с законодательством Российской Федерации и настоящим Законом;

Предотвращение коллективных трудовых споров и содействие разрешению трудовых конфликтов.

ОРГАНЫ СОЦИАЛЬНОГО ПАРТНЕРСТВА, ДЕЙСТВУЮЩИЕ

НА ТЕРРИТОРИИ КАЛУЖСКОЙ ОБЛАСТИ

Статья 4. Комиссии по регулированию социально-трудовых отношений

Для обеспечения регулирования социально-трудовых отношений, ведения коллективных переговоров и подготовки проектов коллективных договоров, соглашений, их заключения, а также для организации контроля за выполнением коллективных договоров и соглашений на территории Калужской области на равноправной основе по решению сторон образуются комиссии из наделенных необходимыми полномочиями представителей сторон.

На уровне Калужской области образуется постоянно действующая Калужская областная трехсторонняя комиссия по регулированию социально-трудовых отношений.

На территориальном уровне могут образовываться трехсторонние комиссии по регулированию социально-трудовых отношений.

На отраслевом и профессиональном уровне могут образовываться комиссии по регулированию социально-трудовых отношений для ведения коллективных переговоров, подготовки проектов отраслевых (межотраслевых), профессиональных соглашений и заключения указанных соглашений.

На уровне организации образовывается комиссия для ведения коллективных переговоров, подготовки проекта коллективного договора и его заключения.

Статья 5. Состав Калужской областной трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений

Калужская областная трехсторонняя комиссия по регулированию социально-трудовых отношений (далее - Комиссия) состоит из представителей объединений профессиональных союзов, представителей объединений работодателей области и представителей органов исполнительной власти области, которые образуют соответствующие стороны Комиссии.

Статья 6. Принципы и порядок формирования Комиссии

Комиссия формируется на основе принципов:

Добровольности участия представителей объединений профессиональных союзов Калужской области и объединений работодателей Калужской области в деятельности Комиссии;

Полномочности сторон;

Самостоятельности и независимости объединений профессиональных союзов, объединений работодателей, Правительства Калужской области при определении персонального состава своих представителей в Комиссии.

Комиссия формируется объединениями профессиональных союзов, объединениями работодателей и Правительством Калужской области из равного числа представителей от каждой из сторон.

Утверждение и замена представителей объединений профессиональных союзов, представителей объединений работодателей в Комиссии производятся в соответствии с решениями органов указанных объединений, утверждение и замена представителей органов исполнительной власти области - на основании соответствующего постановления Правительства Калужской области.

Представители сторон являются членами Комиссии. Количество членов от каждой из сторон не может превышать 15 человек.

Статья 7. Основные цели и задачи Комиссии

Основными целями Комиссии являются регулирование социально-трудовых отношений и согласование социально-экономических интересов сторон.

Основными задачами Комиссии являются:

Ведение коллективных переговоров и подготовка проекта областного трехстороннего соглашения;

Содействие договорному регулированию социально-трудовых отношений на областном и территориальном уровне;

Проведение консультаций по вопросам, связанным с разработкой проектов законов Калужской области, иных нормативных правовых актов Калужской области в сфере социально-трудовых отношений, областных целевых программ в сфере труда, занятости населения, социального обеспечения;

Согласование позиций сторон по основным направлениям областной социальной политики;

Рассмотрение по инициативе сторон вопросов, возникших в ходе выполнения областного трехстороннего соглашения;

Распространение опыта социального партнерства, информирование отраслевых, профессиональных, территориальных и иных комиссий по регулированию социально-трудовых отношений о деятельности Комиссии;

Оказание методического и практического содействия представителям работников и работодателей в деятельности по заключению областных отраслевых (межотраслевых) тарифных, областных профессиональных тарифных, территориальных, иных соглашений, коллективных договоров;

Организация контроля за выполнением областных отраслевых (межотраслевых) тарифных, областных профессиональных тарифных, территориальных, иных соглашений и коллективных договоров.

Статья 8. Основные права Комиссии

Комиссия вправе:

Разрабатывать и вносить в органы исполнительной власти области в согласованном с ними порядке предложения о принятии нормативных правовых актов в области социально-трудовых отношений;

Согласовывать интересы объединений профессиональных союзов, объединений работодателей, Правительства Калужской области при разработке проекта областного трехстороннего соглашения, реализации указанного соглашения, выполнении решений Комиссии;

- осуществлять взаимодействие с отраслевыми, профессиональными, территориальными и иными комиссиями по регулированию социально-трудовых отношений в ходе коллективных переговоров и подготовки проекта областного трехстороннего соглашения и иных соглашений, регулирующих социально-трудовые отношения, реализации указанных соглашений;

Запрашивать и получать от органов исполнительной власти области, профессиональных союзов и работодателей информацию о заключаемых и заключенных соглашениях, регулирующих социально-трудовые отношения, и коллективных договорах в целях выработки рекомендаций по развитию коллективно-договорного регулирования указанных отношений, по организации деятельности отраслевых, профессиональных, территориальных и иных комиссий по регулированию социально-трудовых отношений;

Осуществлять контроль за выполнением своих решений;

Принимать по согласованию с объединениями профессиональных союзов, объединениями работодателей и органами исполнительной власти области участие в проводимых указанными объединениями и органами заседаниях, на которых рассматриваются вопросы, связанные с регулированием социально-трудовых отношений;

Приглашать для участия в своей деятельности представителей объединений профессиональных союзов, объединений работодателей, органов исполнительной власти области, не являющихся членами Комиссии, а также ученых, специалистов, представителей других организаций;

Создавать рабочие группы с привлечением специалистов для разработки предложений в сфере регулирования социально-трудовых отношений с целью дальнейшего их внесения в органы исполнительной власти области. Порядок создания и работы рабочих групп определяется регламентом Комиссии;

(в ред. Закона Калужской области от 27.12.2007 N 392-ОЗ)

Принимать участие в проведении областных, территориальных совещаний, семинаров по вопросам регулирования социально-трудовых отношений в порядке, согласованном с организаторами указанных мероприятий.

Комиссия разрабатывает и утверждает свой регламент, определяет порядок подготовки проекта и заключения областного трехстороннего соглашения.

Реализация Комиссией определяемых настоящим Законом прав не препятствует объединениям профессиональных союзов и объединениям работодателей, представленным в Комиссии, осуществлять свои права в соответствии с федеральными законами и законами Калужской области.

Статья 9. Порядок подготовки, проведения заседаний Комиссии и принятия ее решений

(в ред. Закона Калужской области от 27.12.2007 N 392-ОЗ)

Порядок подготовки, проведения заседаний Комиссии и принятия ее решений определяется регламентом Комиссии.

Статья 10. Координатор Комиссии

Деятельность Комиссии организует координатор Комиссии.

Координатор Комиссии назначается Губернатором Калужской области. Координатор Комиссии не является членом Комиссии и не участвует в голосовании

(в ред. Закона Калужской области от 26.08.2004 N 339-ОЗ)

Координатор Комиссии:

Утверждает состав рабочих групп;

Оказывает содействие в согласовании позиций сторон;

Подписывает регламент Комиссии, планы работы и решения Комиссии;

Запрашивает и получает от органов исполнительной власти области, профессиональных союзов и работодателей информацию о заключаемых и заключенных соглашениях, регулирующих социально-трудовые отношения, и коллективных договорах в целях выработки рекомендаций по развитию коллективно-договорного регулирования указанных отношений, по организации деятельности отраслевых, профессиональных, территориальных и иных комиссий по регулированию социально-трудовых отношений;

Приглашает для участия в деятельности Комиссии представителей объединений профессиональных союзов, объединений работодателей, органов исполнительной власти области, не являющихся членами Комиссии, а также ученых, специалистов, представителей других организаций;

Направляет по согласованию с объединениями профессиональных союзов, объединениями работодателей, органами исполнительной власти области членов Комиссии для участия в проводимых указанными объединениями и органами заседаниях, на которых рассматриваются вопросы, связанные с регулированием социально-трудовых отношений;

В пределах своей компетенции в период между заседаниями Комиссии проводит консультации с координаторами сторон по вопросам, требующим принятия оперативных решений;

Информирует Губернатора Калужской области, органы исполнительной власти области о деятельности Комиссии, а Комиссию о мерах, принимаемых Губернатором Калужской области, Правительством Калужской области в сфере социально-трудовых отношений.

Координатор Комиссии не вмешивается в деятельность сторон.

Статья 11. Координаторы сторон

Деятельность каждой из сторон организует координатор стороны.

Координаторы сторон, представляющие объединения профессиональных союзов и объединения работодателей, избираются указанными сторонами.

Координатор стороны, представляющей Правительство Калужской области, назначается Правительством Калужской области.

Координатор каждой из сторон по ее поручению вносит координатору Комиссии предложения по проектам планов работы Комиссии, повесткам ее заседаний, персональному составу представителей стороны в рабочих группах, информирует Комиссию об изменениях персонального состава стороны, организует совещания представителей стороны в целях уточнения их позиций по вопросам, внесенным на рассмотрение Комиссии.

Координатор каждой из сторон по ее поручению вправе вносить координатору Комиссии предложения о проведении внеочередного заседания Комиссии. В этом случае координатор Комиссии обязан в двухнедельный срок со дня поступления указанного предложения созвать заседание Комиссии.

Координатор каждой из сторон приглашает для участия в работе Комиссии соответственно представителей объединений профессиональных союзов, объединений работодателей, органов исполнительной власти области, не являющихся членами Комиссии, а также ученых, специалистов, представителей других организаций.

Статья 12. Член Комиссии

Права и обязанности члена Комиссии определяются регламентом Комиссии.

Статья 12.1. Секретариат Комиссии

(введена Законом Калужской области от 27.12.2007 N 392-ОЗ)

Для организационного обеспечения деятельности Комиссии образуется секретариат Комиссии (далее - секретариат), включая ответственного секретаря Комиссии (далее - ответственный секретарь). Ответственный секретарь является членом Комиссии и обеспечивает выполнение секретариатом возложенных на него функций.

Секретариат образуется из специалистов, предложенных координаторами каждой из сторон Комиссии на паритетных началах.

Ответственный секретарь и состав секретариата утверждаются решением Комиссии.

Функции ответственного секретаря и секретариата определяются регламентом Комиссии.

Статья 13. Территориальные комиссии по регулированию социально-трудовых отношений

Территориальные комиссии по регулированию социально-трудовых отношений формируются из представителей территориальных объединений профессиональных союзов, территориальных объединений работодателей и органов местного самоуправления области, которые образуют соответствующие стороны комиссий.

Территориальные комиссии по регулированию социально-трудовых отношений формируются на принципах добровольности, паритетности, равноправия сторон и осуществляют свою деятельность в соответствии с законами Калужской области, положениями об этих комиссиях, утверждаемыми представительными органами местного самоуправления области.

Территориальные комиссии по регулированию социально-трудовых отношений могут формироваться на уровне муниципальных образований и межмуниципальном уровне.

ВИДЫ СОГЛАШЕНИЙ

Статья 14. Виды соглашений

В зависимости от сферы регулируемых социально-трудовых отношений на территории Калужской области могут заключаться следующие виды соглашений:

областное трехстороннее соглашение, отраслевые (межотраслевые) тарифные соглашения, профессиональные тарифные соглашения, территориальные и иные соглашения.

Соглашения по договоренности сторон, участвующих в переговорах, могут быть двусторонние и трехсторонние.

Все соглашения, предусматривающие полное или частичное бюджетное финансирование, заключаются при обязательном участии представителей соответствующих органов исполнительной власти области и органов местного самоуправления области.

Срок действия соглашений определяется сторонами в соглашениях, но не может превышать трех лет. Стороны имеют право продлить действие соглашения на срок не более трех лет.

Статья 15. Калужское областное трехстороннее соглашение

Калужское областное трехстороннее соглашение может заключаться представителями объединений профсоюзов Калужской области, объединений работодателей Калужской области и Правительства Калужской области.

Калужское областное трехстороннее соглашение является основой для заключения областных отраслевых (межотраслевых) тарифных, профессиональных тарифных, территориальных, иных соглашений.

Калужское областное трехстороннее соглашение разрабатывается на основе переговоров сторон областного трехстороннего соглашения и распространяется на работников, работодателей, которые уполномочили своих представителей на коллективных переговорах заключить его от их имени, на Правительство Калужской области в пределах взятых им на себя обязательств, а также на работников и работодателей, присоединившихся к соглашению после его заключения.

По предложению сторон Калужского областного трехстороннего соглашения координатор стороны, представляющей Правительство Калужской области, имеет право после опубликования соглашения предложить работодателям, не участвовавшим в заключении данного соглашения, присоединиться к этому соглашению. Указанное предложение подлежит официальному опубликованию.

(абзац введен Законом Калужской области от 27.12.2007 N 392-ОЗ)

Если работодатели, осуществляющие деятельность на территории Калужской области, в течение 30 календарных дней со дня официального опубликования предложения о присоединении к соглашению не представили в Комиссию мотивированный письменный отказ присоединиться к нему, то соглашение считается распространенным на этих работодателей со дня официального опубликования этого предложения. К указанному отказу должен быть приложен протокол консультаций работодатея с выборным органом первичной профсоюзной организации, объединяющей работников данного работодателя.

(абзац введен Законом Калужской области от 27.12.2007 N 392-ОЗ)

В случае отказа работодателя присоединиться к соглашению координатор стороны, представляющей Правительство Калужской области, имеет право пригласить представителей этого работодателя и представителя выборного органа первичной профсоюзной организации, объединяющей работников данного работодателя, для проведения консультаций с участием представителей сторон соглашения. Представители работодателя, представители работников и представители сторон соглашения обязаны принимать участие в указанных консультациях.

(абзац введен Законом Калужской области от 27.12.2007 N 392-ОЗ)

Условия, содержащиеся в областном трехстороннем соглашении, не могут ухудшать положение работников по сравнению с действующим законодательством, Генеральным соглашением между представителями общероссийских объединений профсоюзов, общероссийских объединений работодателей и Правительства Российской Федерации, общероссийскими отраслевыми (межотраслевыми) тарифными и профессиональными тарифными соглашениями.

Статья 16. Областные отраслевые (межотраслевые) тарифные соглашения и областные профессиональные тарифные соглашения

Областные отраслевые (межотраслевые) тарифные соглашения и областные профессиональные тарифные соглашения:

Устанавливают нормы оплаты труда и другие условия труда, а также социальные гарантии и льготы для работников отрасли (отраслей) или определенных профессий;

Могут заключаться представителями соответствующих профсоюзов и их объединений, объединений работодателей, соответствующих органов исполнительной власти области;

Разрабатываются на основе переговоров между сторонами соглашений и распространяются на работников и работодателей, которые уполномочили своих представителей на коллективных переговорах заключить его от их имени, органы исполнительной власти, в пределах взятых ими на себя обязательств, а также работников и работодателей, присоединившихся к соглашению после его заключения.

Условия, содержащиеся в областных отраслевых (межотраслевых) тарифных соглашениях и областных профессиональных тарифных соглашениях, не могут ухудшать положение работников по сравнению с действующим законодательством, Генеральным соглашением между представителями общероссийских объединений профсоюзов, общероссийских объединений работодателей и Правительства Российской Федерации, общероссийскими отраслевыми (межотраслевыми) тарифными соглашениями, Калужским областным трехсторонним соглашением.

Статья 17. Территориальные соглашения

Территориальные соглашения:

Могут заключаться представителями территориальных объединений профсоюзов, объединений работодателей и органов местного самоуправления области;

Разрабатываются на основе переговоров между сторонами соглашений и распространяются на работников, работодателей, которые уполномочили своих представителей на коллективных переговорах заключить его от их имени, и органы местного самоуправления области в пределах взятых ими на себя обязательств, а также на работников и работодателей, присоединившихся к соглашению после его заключения, осуществляющих свою деятельность на территории соответствующих муниципальных образований.

Территориальные соглашения устанавливают условия труда, а также социальные гарантии и льготы в области социально-трудовых отношений для работников организаций, осуществляющих свою деятельность на территории соответствующих муниципальных образований, с учетом местных особенностей.

Территориальные соглашения не могут ухудшать положение работников по сравнению с действующим законодательством, Генеральным соглашением между представителями общероссийских объединений профсоюзов, общероссийских объединений работодателей и Правительства Российской Федерации, общероссийскими отраслевыми (межотраслевыми) тарифными соглашениями, Калужским областным трехсторонним (региональным) соглашением, областными отраслевыми (межотраслевыми) тарифными и областными профессиональными тарифными соглашениями.

Статья 18. Уведомительная регистрация соглашений, коллективных договоров

Коллективные договоры, областное трехстороннее соглашение, областные отраслевые (межотраслевые) тарифные, территориальные, иные соглашения, а также изменения и дополнения к ним регистрируются органом исполнительной власти области в сфере охраны труда и соответствующими органами в сфере охраны труда муниципальных образований области в порядке, установленном действующим законодательством.

Статья 19. Контроль за выполнением соглашений, коллективных договоров

Контроль за выполнением соглашений и коллективных договоров осуществляется сторонами их подписавшими, их представителями, а также соответствующими органами в сфере охраны труда.

ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Статья 20. О приведении нормативных правовых актов в соответствие с настоящим Законом

Органам государственной власти Калужской области привести свои нормативные правовые акты в соответствие с настоящим Законом.

Губернатор Калужской области

Настоящий Закон в соответствии с трудовым законодательством Российской Федерации регулирует правоотношения в сфере социального партнерства в городе Москве в целях регулирования социально-трудовых отношений и связанных с ними экономических отношений и достижения общественного согласия. Глава 1. Общие положения Статья 1. Основные понятия 1. Социальное партнерство в городе Москве (далее - социальное партнерство) - система взаимоотношений между работниками (представителями работников), работодателями (представителями работодателей), органами государственной , направленная на обеспечение согласования интересов работников и работодателей по вопросам регулирования социально-трудовых и иных непосредственно связанных с ними отношений. 2. Стороны соглашений - соответствующие профессиональные союзы и их объединения, иные профсоюзные организации, предусмотренные уставами соответствующих профсоюзов, или иные представители, избираемые работниками в случаях, предусмотренных Трудовым кодексом Российской Федерации, соответствующие объединения работодателей города Москвы, а также органы исполнительной . 3. Система социального партнерства - совокупность трехсторонних (двусторонних) органов, формируемых работниками (представителями работников), работодателями (представителями работодателей), органами исполнительной для реализации задач социального партнерства и заключаемых ими соглашений, коллективных договоров на различных уровнях регулирования социально-трудовых и иных непосредственно связанных с ними отношений в городе Москве, а также правовых актов, регламентирующих порядок и формы взаимодействия, соотношение указанных органов, последовательность разработки и сроки принятия соглашений, коллективных договоров. 4. Социально-трудовые нормативы - единые на всей территории города Москвы показатели объема и качества удовлетворения основных потребностей работников, возникающих и реализующихся в сфере социально-трудо-вых и иных непосредственно связанных с ними отношений. 5. Работник - физическое лицо, вступившее в трудовые отношения с работодателем. 6. Работодатель - физическое лицо либо юридическое лицо (организация), вступившее в трудовые отношения с работником. 7. Представители работников - профессиональные союзы и их объединения, иные профсоюзные организации, предусмотренные уставами соответствующих профсоюзов, межрегиональных профсоюзов, или иные представители, избираемые работниками в случаях, предусмотренных Трудовым кодексом Российской Федерации. 8. Представитель работодателя - индивидуальный предприниматель, руководитель организации или уполномоченное им лицо, а также соответствующее объединение работодателей. 9. Представители органов государственной - руководители органов государственной или другие уполномоченные лица. 10. Межрегиональные соглашения по социальному партнерству с участием города Москвы (далее - межрегиональные соглашения с участием города Москвы), межрегиональные отраслевые (межотраслевые) соглашения с участием города Москвы - правовые акты, устанавливающие общие принципы регулирования социально-трудовых отношений и связанных с ними экономических отношений, заключаемые между представителями работников города Москвы, представителями работодателей города Москвы, а в случае необходимости финансирования реализации положений соглашения из бюджета города Москвы и , и полномочными представителями сторон социального партнерства одного или более субъектов Российской Федерации. 11. Московское трехстороннее соглашение - правовой акт, устанавливающий общие принципы регулирования социально-трудовых отношений и связанных с ними экономических отношений в городе Москве, заключаемый , объединениями профсоюзов города Москвы, объединениями работодателей города Москвы в пределах их компетенции. 12. Соглашение о минимальной заработной плате в городе Москве - правовой акт, устанавливающий размер минимальной заработной платы в городе Москве, заключаемый Московской трехсторонней комиссией по регулированию социально-трудовых отношений на основании переговоров между , объединениями профсоюзов города Москвы, объединениями работодателей города Москвы. 13. Городские отраслевые (межотраслевые) соглашения - правовые акты, устанавливающие нормы оплаты и другие условия труда, а также социальные гарантии и льготы для работников определенной отрасли (нескольких отраслей), заключаемые отраслевыми профсоюзами, отраслевыми объединениями работодателей и соответствующими отраслевыми органами исполнительной . 14. Территориальные (окружные и районные) соглашения - правовые акты, устанавливающие условия труда, а также социальные гарантии и льготы, связанные с территориальными особенностями, заключаемые сторонами соглашений на уровне территориальных единиц города Москвы. Статья 2. Правовая основа социального партнерства 1. Правовую основу социального партнерства составляют Конституция Российской Федерации, Трудовой кодекс Российской Федерации, иные федеральные законы и нормы международного права, а также правовые акты города Москвы, содержащие положения о социально-трудовых и иных непосредственно связанных с ними отношениях. 2. В правовую основу социального партнерства входят также Генеральное соглашение, межрегиональные соглашения с участием города Москвы, межрегиональные отраслевые (межотраслевые) соглашения с участием города Москвы, Московское трехстороннее соглашение, Соглашение о минимальной заработной плате в городе Москве, городские отраслевые (межотраслевые) и территориальные (окружные и районные) соглашения, коллективные договоры, заключенные в соответствии с федеральным законодательством и законодательством города Москвы. 3. Если международные договоры, ратифицированные Российской Федерацией, а также федеральные нормативные правовые акты по вопросам совместного ведения Российской Федерации и города Москвы содержат положения, устанавливающие более благоприятные для работников условия по сравнению с настоящим Законом, то реализуются положения международных договоров, ратифицированных Российской Федерацией, а также федеральных нормативных правовых актов. Статья 3. Принципы социального партнерства Социальное партнерство строится на следующих основных принципах: 1) уважение и учет интересов сторон; 2) заинтересованность сторон в участии в договорных отношениях; 3) содействие государства в укреплении и развитии социального партнерства на демократической основе; 4) соблюдение сторонами социального партнерства и их представителями трудового законодательства, иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, нормы международного права, и законодательства города Москвы; 5) полномочность представителей сторон; 6) полнота представительства сторон; 7) равноправие сторон и доверие в отношениях; 8) независимость в принятии решений сторонами социального партнерства; 9) свобода выбора и обсуждения вопросов, входящих в сферу социального партнерства; 10) добровольность принятия сторонами обязательств на основе взаимного согласования; 11) регулярность проведения консультаций и переговоров по вопросам, входящим в сферу социального партнерства; 12) реальность обеспечения принятых социальными партнерами обязательств; 13) обязательность исполнения достигнутых договоренностей; 14) систематичность контроля за выполнением принятых в рамках социального партнерства соглашений, договоров, решений; 15) ответственность сторон, их представителей, должностных и иных лиц за невыполнение принятых обязательств, соглашений, договоров, решений; 16) соблюдение предусмотренных федеральным законодательством примирительных процедур при разрешении коллективных трудовых споров; 17) обеспечение функционирования специализированных организаций, созданных сторонами социального партнерства; 18) развитие социального партнерства на всех уровнях; 19) эффективность социального партнерства. Статья 4. Сфера действия настоящего Закона Действие настоящего Закона распространяется на работодателей города Москвы и объединения работодателей города Москвы, профсоюзные организации города Москвы и объединения профсоюзов города Москвы, осуществляющих свою деятельность на территории города Москвы, работников, органы исполнительной . Глава 2. Система социального партнерства Статья 5. Задачи системы социального партнерства Задачами системы социального партнерства являются: 1) содействие проведению социально ориентированных экономических преобразований; 2) обеспечение эффективного механизма регулирования социально- трудовых и иных непосредственно связанных с ними отношений; 3) обеспечение стабильного развития гражданского общества; 4) проведение коллективных переговоров, взаимных консультаций сторон соглашений; 5) участие в разработке и обсуждении проектов законов и иных нормативных правовых актов; 6) разработка и заключение соглашений, коллективных договоров в соответствии с федеральным законодательством и настоящим Законом; 7) предотвращение коллективных трудовых споров и содействие разрешению связанных с ними конфликтов. Статья 6. Формы социального партнерства Социальное партнерство осуществляется в следующих формах: 1) коллективные переговоры по подготовке проектов коллективных договоров, соглашений и их заключения; 2) взаимные консультации сторон соглашений по вопросам регулирования социально-трудовых и иных непосредственно связанных с ними отношений; 3) участие работников, их представителей в управлении организацией; 4) участие представителей работников, работодателей и органов исполнительной в различных формах досудебного разрешения коллективных трудовых споров. Статья 7. Уровни системы социального партнерства Система социального партнерства в городе Москве включает следующие уровни: 1) региональный (городской); 2) отраслевой (межотраслевой) городской; 3) территориальный (окружной и районный); 4) локальный (уровень организации). Статья 8. Двусторонние и трехсторонние органы системы социального партнерства В городе Москве стороны социального партнерства на основе взаимной договоренности и совместно определенных правил могут формировать другие двусторонние, трехсторонние органы, способствующие развитию социального партнерства в регулировании социально-трудовых и иных непосредственно связанных с ними отношений по отдельным направлениям. Статья 9. Элементы системы социального партнерства В городе Москве система социального партнерства включает в себя следующие элементы: 1) Московская трехсторонняя комиссия по регулированию социально- трудовых отношений; 2) специализированные организации по досудебному рассмотрению коллективных трудовых споров, созданные сторонами социального партнерства; 3) специализированные организации по оказанию консультационно- правовых услуг, созданные сторонами социального партнерства; 4) Координационный комитет содействия занятости населения города Москвы; 5) территориальные трехсторонние комиссии по регулированию социально-трудовых отношений; 6) отраслевые (межотраслевые) трехсторонние комиссии по регулированию социально-трудовых отношений; 7) комиссии по подготовке, заключению, контролю исполнения коллективных договоров в организациях; 8) иные двусторонние, трехсторонние органы, формируемые представителями работников, представителями работодателей, органов исполнительной в целях регулирования социально- трудовых и иных непосредственно связанных с ними отношений на различных уровнях; 9) коллективные договоры и соглашения; 10) правовые акты по вопросам взаимодействия сторон и заключения коллективных договоров и соглашений, принимаемые на различных уровнях системы социального партнерства. Статья 10. Московская трехсторонняя комиссия по регулированию социально-трудовых отношений 1. Московская трехсторонняя комиссия по регулированию социально- трудовых отношений (далее - Московская трехсторонняя комиссия) создается для обеспечения регулирования социально-трудовых отношений, ведения коллективных переговоров и подготовки проектов соглашений, заключения соглашений, а также для организации контроля за их выполнением на равноправной основе. 2. Московская трехсторонняя комиссия формируется , объединениями профсоюзов города Москвы, объединениями работодателей города Москвы на принципах согласия из равного количества представителей каждой из сторон, не превышающего 15 человек, уполномоченных , объединениями профсоюзов города Москвы, объединениями работодателей города Москвы. 3. Московская трехсторонняя комиссия руководствуется в своей деятельности федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами города Москвы, а также Положением и Регламентом, которые утверждаются , полномочными органами объединений профсоюзов города Москвы, объединений работодателей города Москвы. 4. К полномочиям Московской трехсторонней комиссии относятся: 1) выработка мер социально ориентированных экономических преобразований в городе Москве и их реализация, регулирование социально- трудовых и иных непосредственно связанных с ними отношений, ведение коллективных переговоров, подготовка проекта, обсуждение и заключение Московского трехстороннего соглашения и Соглашения о минимальной заработной плате в городе Москве; 2) практическое и методическое содействие заключению коллективных договоров, городских отраслевых (межотраслевых) соглашений, территориальных (окружных и районных) соглашений; 3) принятие решений о создании на городском уровне системы социального партнерства двусторонних, трехсторонних органов для регулирования отдельных проблем социально-трудовых отношений и связанных с ними экономических отношений, определение порядка их формирования и взаимодействия; 4) проведение экспертизы городских отраслевых (межотраслевых) соглашений, территориальных (окружных и районных) соглашений в целях обеспечения координации в регулировании социально-трудовых отношений и связанных с ними экономических отношений с учетом специфики отраслей, профессий, административных округов города Москвы и общегородских интересов; 5) участие в разработке городских отраслевых (межотраслевых) соглашений, территориальных (окружных и районных) соглашений; 6) принятие решений о дате подписания Московского трехстороннего соглашения и по другим вопросам, входящим в ее компетенцию, которые обязательны для рассмотрения органами исполнительной , объединениями профсоюзов города Москвы, объединениями работодателей города Москвы, действующими на территории города Москвы; 7) осуществление контроля за выполнением соглашений в сфере социального партнерства; 8) принятие решений в рамках системы социального партнерства о привлечении к ответственности лиц, не выполняющих соглашения, коллективные договоры; 9) содействие своевременному предотвращению коллективных трудовых споров, конфликтных ситуаций; 10) содействие разрешению разногласий по поводу заключения и реализации соглашений, коллективных договоров, заключаемых в системе социального партнерства; 11) внесение предложений о принятии законов и иных нормативных правовых актов города Москвы по вопросам социально-трудовых отношений и связанных с ними экономических отношений; 12) участие в разработке и обсуждении проектов законов и иных нормативных правовых актов города Москвы по вопросам социально- трудовых отношений и связанных с ними экономических отношений; 13) принятие решений о создании специализированных организаций по досудебному рассмотрению коллективных трудовых споров и оказанию консультационно-правовых услуг; 14) принятие иных решений. 5. Разногласия между сторонами, возникающие в ходе работы Московской трехсторонней комиссии, разрешаются на основе взаимных консультаций в порядке, предусмотренном федеральным законодательством. Статья 11. Координационный комитет содействия занятости населения города Москвы Координационный комитет содействия занятости населения города Москвы формируется , объединениями профсоюзов города Москвы, объединениями работодателей города Москвы при участии других заинтересованных организаций для выработки согласованных решений по определению и реализации политики занятости и обеспечения взаимодействия социальных партнеров в данной области. Статья 12. Московское трехстороннее соглашение и Соглашение о минимальной заработной плате в городе Москве 1. Московское трехстороннее соглашение разрабатывается на основе переговоров и заключается , объединениями профсоюзов города Москвы, объединениями работодателей города Москвы. 2. Московское трехстороннее соглашениераспространяется на работников, работодателей, органы исполнительной , которые уполномочили своих представителей заключить соглашение от их имени. 3. Условия, содержащиеся в Московском трехстороннем соглашении, не могут ухудшать положение работников по сравнению с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами города Москвы, Генеральным соглашением, общероссийскими отраслевыми (межотраслевыми) соглашениями, межрегиональными соглашениями с участием города Москвы, межрегиональными отраслевыми (межотраслевыми) соглашениями с участием города Москвы на соответствующий период. 4. Условия, содержащиеся в Московском трехстороннем соглашении, учитываются при принятии законов и иных нормативных правовых актов города Москвы по вопросам социально-трудовых отношений и связанных с ними экономических отношений. 5. Разработка, согласование, принятие и утверждение Московского трехстороннего соглашения осуществляется в следующем порядке: 1) проект Московского трехстороннего соглашения разрабатывается на основе переговоров между полномочными представителями сторон социального партнерства в городе Москве в соответствии с федеральным законодательством, настоящим Законом и решениями Московской трехсторонней комиссии; 2) регулирование разногласий в ходе переговоров при заключении и исполнении Московского трехстороннего соглашения осуществляется в соответствии с федеральным законодательством и законодательством города Москвы; 3) дата принятия Московского трехстороннего соглашения Московской трехсторонней комиссией является моментом окончания коллективных переговоров по его заключению; 4) в принятый Московской трехсторонней комиссией проект Московского трехстороннего соглашения внесение дополнений и изменений в одностороннем порядке не допускается; 5) Московское трехстороннее соглашение подлежит подписанию до истечения срока действия ранее заключенного соглашения, после принятия полномочными органами всех сторон решения о подписании соглашения. 6. Московское трехстороннее соглашение не позднее 15 дней после его подписания публикуется в официальных изданиях Мэра и Правительства Москвы - журнале, газете и размещается на официальном сайте Правительства Москвы. 7. Московское трехстороннее соглашение вступает в силу через 10 дней после его официального опубликования. 8. Работники и работодатели, не участвовавшие в заключении Московского трехстороннего соглашения, имеют право присоединиться к нему после его подписания. 9. Действие Московского трехстороннего соглашения распространяется на все организации в городе Москве, не подавшие в Московскую трехстороннюю комиссию в течение 30 календарных дней после официального опубликования текста соглашения письменное мотивированное заявление о своем несогласии с данным соглашением в целом или его конкретными обязательствами. 10. Московское трехстороннее соглашение действует также в отношении работодателей - федеральных государственных учреждений, муниципальных учреждений и других организаций, финансируемых из соответствующих бюджетов в случае, когда оно заключено от их имени соответствующим органом государственной власти. 11. При внесении в соответствии с частью 9 настоящей статьи мотивированного заявления о своем несогласии с содержанием Московского трехстороннего соглашения указанное соглашение действует в отношении организации, за исключением конкретных обязательств, по которым было внесено мотивированное заявление о несогласии. 12.Срок действия Московского трехстороннего соглашения определяется сторонами в соглашении и не может превышать трех лет. 13. Соглашение о минимальной заработной плате в городе Москве разрабатывается и заключается Московской трехсторонней комиссией на основе переговоров между , объединениями профсоюзов города Москвы, объединениями работодателей города Москвы. 14. Соглашение о минимальной заработной плате в городе Москве распространяется на работодателей, осуществляющих деятельность на территории города Москвы, присоединившихся к данному соглашению в порядке, предусмотренном статьей 1331 Трудового кодекса Российской Федерации, за исключением работников организаций, финансируемых из федерального бюджета. 15. Размер минимальной заработной платы в городе Москве устанавливается с учетом социально-экономических условий и величины прожиточного минимума трудоспособного населения в городе Москве и не может быть ниже минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом. 16. Соглашение о минимальной заработной плате в городе Москве вместе с обращением к работодателям, осуществляющим деятельность на территории города Москвы, не позднее 15 дней после его подписания публикуются в официальных изданиях Мэра и Правительства Москвы - журнале, газете и размещаются на официальном сайте Правительства Москвы. 17. Действие Соглашения о минимальной заработной плате в городе Москве распространяется на все организации в городе Москве, не подавшие в Московскую трехстороннюю комиссию в течение 30 календарных дней со дня официального опубликования предложения о присоединении к данному Соглашению письменный мотивированный отказ присоединиться к нему с приложением протокола консультаций работодателя с выборным органом первичной профсоюзной организации, в случае его наличия, и предложения по срокам повышения минимальной заработной платы работников до размера, предусмотренного указанным Соглашением. Статья 13. Специализированные организации по досудебному рассмотрению коллективных трудовых споров и оказанию консультационно-правовых услуг По решению Московской трехсторонней комиссии могут создаваться специализированные организации: 1) по досудебному рассмотрению коллективных трудовых споров; 2) по оказанию консультационно-правовых услуг в сфере социально- трудовых и связанных с ними экономических отношений. Статья 14. Городские отраслевые (межотраслевые) соглашения 1. Городские отраслевые (межотраслевые) соглашения: 1) разрабатываются на основе переговоров и заключаются в лице уполномоченных отраслевых и функциональных органов исполнительной , соответствующими отраслевыми профсоюзами города Москвы и соответствующими отраслевыми объединениями работодателей города Москвы; 2) принимаются после принятия Московского трехстороннего соглашения; 3) распространяются на работников и работодателей, органы исполнительной , которые уполномочили своих представителей заключать такие соглашения от их имени, а также на работников и работодателей, присоединившихся к соглашению после его заключения. 2. Условия, содержащиеся в городских отраслевых (межотраслевых) соглашениях, не могут ухудшать положение работников по сравнению с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами города Москвы, Генеральным соглашением, общероссийскими отраслевыми (межотраслевыми) соглашениями, межрегиональными соглашениями с участием города Москвы, межрегиональными отраслевыми (межотраслевыми) соглашениями с участием города Москвы, Московским трехсторонним соглашением на соответствующий период. 3. Городские отраслевые (межотраслевые) соглашения должны учитываться при принятии соответствующих нормативных правовых актов города Москвы. 4. Регулирование разногласий в ходе переговоров, при заключении и исполнении городских отраслевых (межотраслевых) соглашений осуществляется в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. 5. Одобренный сторонами проект городского отраслевого (межотраслевого) соглашения подлежит обязательной экспертизе в Московской трехсторонней комиссии в соответствии с порядком регистрации коллективных договоров и соглашений в городе Москве, утвержденным Московской трехсторонней комиссией, после чего в трехдневный срок подлежит подписанию. 6. Дата принятия городского отраслевого (межотраслевого) соглашения является моментом окончания коллективных переговоров по его заключению. 7. Представитель Правительства Москвы, подписавший городское отраслевое (межотраслевое) соглашение, имеет право предложить работодателям и работникам организаций, по тем или иным причинам не участвовавшим в заключении городского отраслевого (межотраслевого) соглашения, но в организациях которых не менее 50 процентов работников принадлежит к отрасли, профессии, в рамках которых заключено соглашение, присоединиться к данному соглашению. 8. Если работодатели или соответствующие представители работников в течение 30 календарных дней с момента получения предложения в соответствии с частью 7 настоящей статьи не представили письменное мотивированное заявление о своем несогласии с данным соглашением в целом или его конкретными обязательствами, то указанное соглашение распространяется на данных работодателей и работников с момента получения предложения. 9. При внесении в соответствии с частью 8 настоящей статьи мотивированного заявления о своем несогласии с содержанием городского отраслевого (межотраслевого) соглашения указанное соглашение действует в отношении организации, за исключением конкретных обязательств, по которым было внесено мотивированное заявление о несогласии. 10. Срок действия городского отраслевого (межотраслевого) соглашения определяется сторонами в соглашении и не может превышать трех лет. Статья 15. Территориальные (окружные и районные) соглашения 1. Территориальные (окружные и районные) соглашения: 1) разрабатываются на основе переговоров и заключаются территориальными органами исполнительной , объединениями профсоюзов города Москвы в лице полномочных представителей в административных округах и районах города Москвы, территориальными (окружными и районными) объединениями работодателей города Москвы; 2) принимаются после принятия Московского трехстороннего соглашения; 3) распространяются на работников, работодателей, территориальный орган исполнительной , которые уполномочили своих представителей разрабатывать и заключать такие соглашения от их имени. 2. Условия, содержащиеся в территориальных (окружных и районных) соглашениях, не могут ухудшать положение работников по сравнению с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами города Москвы, Генеральным соглашением, общероссийскими отраслевыми (межотраслевыми) соглашениями, межрегиональными соглашениями с участием города Москвы, межрегиональными отраслевыми (межотраслевыми) соглашениями с участием города Москвы, Московским трехсторонним соглашением, городскими отраслевыми (межотраслевыми) соглашениями на соответствующий период. 3. Условия, содержащиеся в территориальных (окружных и районных) соглашениях, учитываются при принятии правовых актов сторонами соглашения. 4. Регулирование разногласий в ходе переговоров при заключении и выполнении территориальных (окружных, районных) соглашений осуществляется в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. 5. Одобренный сторонами проект территориального (окружного и районного) соглашения подлежит обязательной экспертизе в Московской трехсторонней комиссии в соответствии с порядком регистрации коллективных договоров и соглашений в городе Москве, утвержденным Московской трехсторонней комиссией, после чего в трехдневный срок подлежит подписанию. 6. Дата принятия территориального (окружного и районного) соглашения является моментом окончания коллективных переговоров по его заключению. 7. Представитель территориального органа исполнительной , подписавший территориальное (окружное и районное) соглашение, имеет право предложить работодателям, не участвовавшим в заключении данного соглашения, присоединиться к нему. 8. Если работодатели или соответствующие представители работников в течение 30 календарных дней с момента получения предложения в соответствии с частью 7 настоящей статьи не представили письменное мотивированное заявление о своем несогласии с данным соглашением в целом или его конкретными обязательствами, то указанное соглашение распространяется на данных работодателей и работников с момента получения предложения. 9. При внесении в соответствии с частью 8 настоящей статьи мотивированного заявления о своем несогласии с содержанием территориального (окружного и районного) соглашения указанное соглашение действует в отношении организации, за исключением обязательств, по которым было внесено мотивированное заявление о несогласии. 10. Срок действия территориального (окружного и районного) соглашения определяется сторонами в соглашении и не может превышать трех лет. Статья 16. Коллективный договор 1. Коллективный договор - правовой акт, регулирующий социально- трудовые отношения в организации или у индивидуального предпринимателя и заключаемый работниками и работодателем в лице их представителей. 2. Организации, заключившие коллективные договоры, обладают по представлению Московской трехсторонней комиссии и других органов социального партнерства при прочих равных условиях преимущественным правом на рассмотрение вопросов обеспечения социальной и экономической деятельности, социальной защиты работников в , отраслевых, функциональных и территориальных органах исполнительной , объединениях профсоюзов города Москвы, объединениях работодателей города Москвы. Статья 17. Вступление в коллективные переговоры 1. Представители сторон, получившие предложение в письменной фор- ме о начале коллективных переговоров, обязаны вступить в переговоры в течение семи календарных дней со дня получения указанного предложения, направив инициатору проведения коллективных переговоров ответ с указанием своих представителей для участия в работе комиссии по ведению коллективных переговоров и их полномочий. 2. Неполучение инициатором проведения коллективных переговоров ответа в соответствии с частью 1 настоящей статьи расценивается как отказ от вступления в коллективные переговоры. Статья 18. Распространение действия соглашений, присоединение к соглашениям 1. В случае если на работников одновременно распространяются несколько соглашений, действуют условия соглашения, наиболее благоприятные для работников. 2. Организации профсоюзов города Москвы и их объединения, объединения работодателей города Москвы, не участвовавшие в переговорах по заключению Московского трехстороннего, городского отраслевого (межотраслевого) и территориального (окружного и районного) соглашений, могут присоединиться к ним, направив каждой из сторон письменное уведомление об этом и принятии на себя обязательств соответствующей стороны. Статья 19. Порядок подписания, уведомительной регистрации со- глашений, коллективных договоров в городе Москве 1. Порядок подписания соглашений, коллективных договоров определяется их сторонами. 2. Порядок уведомительной регистрации соглашений, коллективных договоров, а также внесения в них изменений утверждается Московской трехсторонней комиссией. 3. Вступление соглашений, коллективных договоров в силу не зависит от факта уведомительной регистрации. Глава 3. Социально-трудовые стандарты и нормативы Статья 20. Договорные социально-трудовые стандарты 1.Московским трехсторонним соглашением, городскими отраслевыми (межотраслевыми) соглашениями, территориальными (окружными, районными) соглашениями, коллективными договорами могут устанавливаться договорные социально-трудовые стандарты в области: 1) обеспечения занятости, в том числе высвобождаемых работников; 2) условий труда работников, в том числе женщин, молодежи, инвалидов и других лиц с ограничениями жизнедеятельности; 3) обучения, переобучения, повышения квалификации работников за счет работодателя; 4) гарантий и льгот работникам, совмещающим работу с обучением; 5) экологической безопасности и охраны здоровья работников на производстве; 6) оздоровления и отдыха работников и членов их семей; 7) соблюдения интересов работников при приватизации организации; 8) обеспечения работников, привлекаемых к работам вне места постоянного проживания, за счет работодателя общежитиями, иными жилыми помещениями; 9) в иных областях. 2.Перечень и содержание договорных социально-трудовых стандартов устанавливаются в коллективных договорах, соглашениях и определяются их сторонами по итогам переговоров. Статья 21. Содержание договорных социально-трудовых стандартов 1. Договорные социально-трудовые стандарты должны обеспечивать минимизацию расходов времени, действий, количества документов и иных ресурсов, требуемых для удовлетворения основных потребностей работников в сфере социально-трудовых отношений и связанных с ними экономических отношений. 2. Договорные социально-трудовые стандарты должны содержать: 1) перечень документов, определяющих состав и последовательность действий сторон; 2) требования к срокам совершения соответствующих действий и принятия решений; 3) условия доступа к достоверной экономической информации; 4) перечень исчерпывающих оснований отказа; 5) описание результата, который должен получить работник; 6) требования к сторонам коллективного договора, в том числе соблюдению ими норм служебного поведения и квалификации, по обеспечению и соблюдению договорных социально-трудовых стандартов; 7) порядок подачи, регистрации и рассмотрения претензий и жалоб на их несоблюдение; 8) порядок исправления их возможных недостатков и размер возмещения ущерба; 9) другие требования по согласованию сторон. 3. Договорные социально-трудовые стандарты могут содержать иные, помимо указанных в части 2 настоящей статьи, положения, необходимые для повышения качества и доступности удовлетворения основных потребностей работников в сфере социально-трудовых и связанных с ними экономических отношений. 4. Каждая из сторон социального партнерства вправе по собственной инициативе разработать проект договорного социально-трудового стандарта и внести его на рассмотрение в соответствующую комиссию по регулированию социально-трудовых отношений. 5. Договорные социально-трудовые стандарты ежегодно рассматриваются Московской трехсторонней комиссией в рамках подготовки к заключению Московского трехстороннего соглашения на очередной год. Статья 22. Социально-трудовые нормативы 1. Социально-трудовые нормативы для отдельных отраслей в городе Москве могут устанавливаться в соответствующих городских отраслевых соглашениях по итогам консультаций и переговоров. 2. Московским трехсторонним соглашением, городскими отраслевыми (межотраслевыми) соглашениями, коллективными договорами могут устанавливаться следующие социально-трудовые нормативы: 1) рабочее время и время отдыха, включая предоставление и продолжительность отпусков; 2) размер оплаты труда; 3) размер пособий и компенсаций; 4) иные социально-трудовые нормативы, определенные сторонами. 3. Перечень социально-трудовых нормативов в городе Москве устанавливается в коллективных договорах и соглашениях и определяется соответствующими сторонами по итогам переговоров. 4. Стороны соглашений предпринимают меры по увеличению социально-трудовых нормативов и повышению их уровня. Статья 23. Соотношение социально-трудовых нормативов с государственными социальными и трудовыми гарантиями, обязательствами межрегиональных соглашений с участием города Москвы, межрегиональных отраслевых (межотраслевых) соглашений с участием города Москвы, Московского трехстороннего соглашения, городских отраслевых (межотраслевых) соглашений, территориальных (окружных и районных) соглашений и коллективных договоров 1. Социально-трудовые нормативы не могут быть ниже соответствующих гарантий, устанавливаемых Генеральным соглашением, отраслевыми (межотраслевыми) соглашениями, заключаемыми на федеральном уровне. 2. Социально-трудовые нормативы, установленные Московским трехсторонним соглашением, не могут быть ниже социально-трудовых нормативов, установленных межрегиональными соглашениями с участием города Москвы и межрегиональными отраслевыми (межотраслевыми) соглашениями с участием города Москвы. 3. Социально-трудовые нормативы, установленные иными соглашения- ми, заключенными в городе Москве, и коллективными договорами, не могут быть ниже социально-трудовых нормативов, установленных межрегиональными соглашениями с участием города Москвы, межрегиональными отраслевыми (межотраслевыми) соглашениями с участием города Москвы, Московским трехсторонним соглашением. Глава 4. Права, обязанности и ответственность в сфере социального партнерства Статья 24. Коллективные переговоры 1. Представители работников, представители работодателей имеют рав- ные права на ведение переговоров по заключению соглашений, коллективных договоров. 2. Инициатором переговоров по разработке, заключению и изменению Московского трехстороннего соглашения, городских отраслевых (межотраслевых) соглашений, территориальных (окружных и районных) соглашений и коллективных договоров вправе выступить любая сторона, имеющая право на участие в заключении соответствующего соглашения или коллективного договора. 3. Сторона соглашения, коллективного договора, получившая письменное уведомление от другой стороны с предложением о начале переговоров по заключению соглашения, коллективного договора, обязана не позднее семи дней начать переговоры. 4. Если первичные профсоюзные организации, профсоюзы, объединения профсоюзов города Москвы выступают инициаторами ведения коллективных переговоров, то работодатели, объединения работодателей города Москвы, органы исполнительной , имеющие право на участие в заключении соответствующего соглашения или коллективного договора, обязаны вести с ними переговоры и заключать соглашения, коллективные договоры на согласованных сторонами условиях. Статья 25. Получение информации 1. Стороны соглашений, коллективных договоров обеспечиваются полной и достоверной информацией о социально-трудовых отношениях и связанных с ними вопросах, необходимой для ведения переговоров и консультаций, заключения соглашений, коллективных договоров, контроля за ходом их исполнения в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. 2. Стороны соглашений, коллективных договоров обязаны своевременно предоставлять друг другу информацию, позволяющую предотвращать конфликтные ситуации в области социально-трудовых отношений и связанных с ними экономических отношений. Статья 26. Посещение организаций Представители сторон вправе посещать организации, на которые распространяются соглашения, коллективные договоры, в случаях и порядке, предусмотренных федеральным законодательством, соглашением, коллективным договором. Статья 27. Инициатива в правотворчестве Организации профсоюзов города Москвы и их объединения, объединения работодателей города Москвы вправе обращаться в Московскую городскую Думу, органы исполнительной с предложениями по разработке проектов законов и иных нормативных правовых актов города Москвы по социально-трудовым и иным непосредственно связанным с ними вопросам в установленном порядке. Статья 28. Взаимные консультации 1. Стороны соглашений, коллективных договоров вправе проводить взаимные консультации по регулированию социально-трудовых отношений и связанным с ними вопросам, в том числе необходимые для ведения переговоров, заключения соглашений, коллективных договоров, контроля за ходом их исполнения. Инициатором проведения таких консультаций может выступать каждая из сторон соглашений, коллективных договоров. 2. Сторона соглашения, коллективного договора обязана приступить к консультациям с другой стороной не позднее семи дней после поступления от нее письменного уведомления. Статья 29. Участие в рассмотрении социально-трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними вопросов Стороны соглашений, коллективных договоров вправе участвовать в рассмотрении социально-трудовых отношений и связанных с ними вопросов. Статья 30. Распространение информации Организации профсоюзов города Москвы и их объединения, объединения работодателей города Москвы имеют право в установленном ими порядке на распространение информации по социально-трудовым отношениям и связанным с ними вопросам через средства массовой информации. Статья 31. Выполнение решений по вопросам соглашений, коллективных договоров. Рассмотрение обращений сторон Стороны соглашений, коллективных договоров должны: 1) выполнять обязательства, включенные в соглашения, коллективные договоры; 2) рассматривать взаимные обращения по социально-трудовым отношениям и связанным с ними вопросам; 3) принимать решения, направленные на своевременное выполнение достигнутых договоренностей. Статья 32. Эффективность функционирования системы социального партнерства В городе Москве эффективность функционирования системы социального партнерства обеспечивается путем осуществления мероприятий, разработанных по результатам мониторинга в сфере социально-трудовых отношений и связанных с ними экономических отношений, а также иных мер, определенных сторонами социального партнерства. Статья 33. Ответственность сторон социального партнерства 1. Ответственность сторон социального партнерства наступает в порядке и на условиях, предусмотренных федеральным законодательством, законами города Москвы, уставами профсоюзов города Москвы и объединений работодателей города Москвы. 2. По требованию представителей работников работодатель обязан при- нять меры, предусмотренные федеральным законодательством, к руководителю, по вине которого нарушаются или не выполняются условия коллективного договора. 3. По требованию работодателя представительный орган работников обязан принять меры к работникам, по вине которых нарушаются или не выполняются условия коллективного договора. Статья 34. Выполнение обязательств Привлечение виновных лиц к ответственности за нарушения в сфере социального партнерства не освобождает стороны (сторону) от выполнения обязательств по соглашению, коллективному договору. Глава 5. Заключительные положения Статья 35. Вступление настоящего Закона в силу 1. Настоящий Закон вступает в силу через 10 дней после его официального опубликования. 2. Признать утратившими силу: 1) Закон города Москвы от 22 октября 1997 года № 44 ; 2) Закон города Москвы от 19 декабря 2001 года №72 ; 3) ; 4) . П.п. Мэр Москвы Ю.М.Лужков Москва, Московская городская Дума 11 ноября 2009 года № 4

Придавая серьезное значение социальному партнерству законодатель посвятил этому Раздел 2 Трудового кодекса (ТК) Российской Федерации. Социальное партнерство как понятие отсутствует в законодательных актах западных стран. Да и МОТ предпочитает использовать в своих документах иной термин, а именно «социальный диалог». Для такого подхода есть основания, ибо термин «партнерство» несколько скрывает внутреннюю противоречивость взаимоотношений работника и работодателя. Однако российские законодатели считают, что главное не термин, а тот смысл, который в него вкладывается.

Статья 23 ТК впервые в законодательной практике дает определение понятия «социальное партнерства» как системы взаимоотношений между работниками (представителями работников), работодателями (представителями работодателей), органами государственной власти, органами местного самоуправления, направленной на обеспечение согласования интересов работников и работодателей по вопросам регулирования трудовых отношений и иных, непосредственно связанных с ними отношений . При этом подчеркивается, что «органы государственной власти и органы местного самоуправления являются субъектами социального партнерства в тех случаях, когда они выступают в качестве работодателей или их представителей…».

Согласно ст. 25 ТК, сторонами (субъектами) социального партнерства признаются «работники и работодатели в лице уполномоченных в установленном порядке представителей…».

В соответствии со ст. 27 социальное партнерство осуществляется в формах:

Коллективных переговоров по подготовке проектов коллективных договоров, соглашений и их заключению;

Взаимных консультаций (переговоров) по вопросам регулирования трудовых и иных непосредственно связанных с ними отношений, обеспечения гарантий трудовых прав работников и совершенствования трудового законодательства;

Участия работников, их представителей в управлении организацией;

Участия представителей работников и работодателей в досудебном разрешении трудовых споров. Право работников участвовать в управлении организацией признавалось и КЗоТ РФ (ст. 235. 1), однако широкого практического применения данная норма (особенно в последние 10 лет его существования) не имела.

Проблема участия работников в управлении весьма неоднозначна. С одной стороны, предприниматели считают такое участие посягательством на свои права. С другой стороны, существует тенденция к демократизации управления, которая явственно обнаруживает себя в развитых странах. В Германии, Италии, Франции законодательно установлена обязательность участия (хотя и в разных формах) работников в управлении.


Участие в управлении обычно связывают с собственностью, так как управление – функция собственности. Согласно этому, если работник имеет акции, то он соответствующим образом участвует в управлении.

Собственность не единственное основание для участия в управлении. Работник находится в общем трудовом процессе, и ему не безразлично, как осуществляется этот процесс, каковы его результаты. Кроме того, он в известной мере ответственен за эти результаты, о чем ему не забывают напомнить, когда речь идет об оплате труда.

Более того, на данной основе образуется общность интересов работника и предпринимателя. Эта общность заключается в заинтересованности того и другого в росте производства и его эффективности с тем, чтобы полученный дополнительный эффект разделить между собой.

Управление производственной системой эффективно лишь тогда, когда все ее субъекты заинтересованы в успехе дела. Участие работников в принятии решений, непосредственно их затрагивающих, может привести к росту производительности и к уменьшению противостояния между руководством организацией и ее персоналом.

С учетом сказанного, включение в ТК РФ положений об участии работников, их представителей в управленииор ганизацией представляется актуальным и принципиально важным.

В развитие этих положенийТК устанавливает основы правового статуса социальных партнеров – представителей работников и работодателей. В соответствии со ст. 29 представителями работников в социальном партнерстве являются не только профессиональные союзы и их объединения, но и иные представители, избираемые работниками. При этом согласно ст. 31 «наличие иных представительных органов не может являться препятствием для осуществления профсоюзной организацией своих полномочий».

Приведенные положения соответствуют нормам Конвенции МОТ № 135 «О защите прав представителей работников на предприятии и предоставляемых им возможностях» (Женева, 2 июня 1971 г.), согласно которой в качестве представителя работников могут выступать : а) представители профессиональных союзов, а именно представители, назначенные или избранные профессиональными союзами или членами таких профсоюзов; б) выборные представители, а именно представители, свободно избранные работниками предприятия в соответствии с положениями национального законодательства или правил, или коллективных договоров, функции которых не включают деятельности, которая признана в качестве исключительной прерогативы профессиональных союзов в соответствующей стране.

Государство принимает соответствующие меры для того, чтобы поощрять сотрудничество по всем соответствующим вопросам между выборными представителями и заинтересованными профсоюзами и их представителями. Статья 32 ТК РФ налагает на работодателей обязанность «создавать условия, обеспечивающие деятельность представителей работников, в соответствии с настоящим Кодексом, законами, коллективным договором, соглашениями».

Вторым субъектом социального партнерства являются объединения работодателей. Они выполняют важную роль в жизни общества. Объединяя производителей, организаторов производства, подобные союзы помогают работодателям, имеющим свои, вполне определенные интересы в социально‑трудовой сфере, более четко сформулировать задачи, которые должны решаться путем коллективно‑договорного регулирования, определить позицию предпринимателей как социальных партнеров работников и государства при достижении социальной стабильности и социального мира.

Исходя из этого, в ТК РФ закрепляется, что представителем работодателя на уровне организации является ее руководитель, а для участия в различных формах социального партнерства, охватывающих местный, отраслевой, региональный и национальный уровень, создаются объединения работодателей.

Статья 33 Кодекса определяет объединение работодателей как «некоммерческую организацию, объединяющую на добровольной основе работодателей для представительства интересов и защиты прав своих членов во взаимоотношениях с профсоюзами, органами государственной власти и органами местного самоуправления».

Кодекс предусматривает также (ст. 34), что «представлять работодателей – государственные и муниципальные предприятия, а также организации, финансируемые из соответствующих бюджетов, могут органы исполнительной власти, органы местного самоуправления, уполномоченные на представительство законодательством или работодателем». При этом устанавливается, что при осуществлении социального партнерства они обладают правами, равными с правами объединений работодателей. Подобное дополнение представляется своевременным, поскольку органы, финансирующие государственные и муниципальные предприятия, могут иметь собственные интересы и должны быть полноправными участниками процессов социального партнерства.

Глава б ТК РФ «Коллективные переговоры» создавалась с учетом опыта применения Федерального закона от 11 марта 1992 г. № 2490‑1 «О коллективных договорах и соглашениях», обобщения судебной практики, что позволило устранить многие пробелы, противоречия и неточности действующего законодательства. Так, ст. 37 ТК РФ, определяющая порядок ведения коллективных переговоров, в отличие от ранее действовавшего законодательства, предусматривает, что «при наличии в организации двух или более первичных профсоюзных организаций ими создается единый представительный орган для ведения переговоров, разработки единого проекта коллективного договора и его заключения. Формирование единого представительного органа осуществляется на основе принципа пропорционального представительства в зависимости от численности членов профсоюза. При этом представитель должен быть определен от каждой профсоюзной организации». Если такой орган не создан в течение 5 дней с момента начала коллективных переговоров, представительство интересов всех работников организации осуществляет профсоюзная организация, объединяющая более половины работников. В случае если ни одна из профсоюзных организаций не объединяет более половины работников, общее собрание (конференция) тайным голосованием определяет профсоюзную организацию, которой поручается проведение коллективных переговоров для подготовки и заключения коллективного договора.

Право на ведение коллективных переговоров, подписание соглашений от имени работников на уровне Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, отрасли, территории предоставляется соответствующим профсоюзам, их объединениям. При наличии на этих уровнях нескольких профсоюзов (объединений профсоюзов) каждому из них предоставляется право на представительство в составе органа по ведению переговоров, формируемого с учетом количества представляемых ими членов профсоюзов. При отсутствии договоренности между ними о создании единого органа для коллективных переговоров, право на их ведение предоставляется профсоюзу (объединению профсоюзов), объединяющему наибольшее число членов профсоюза (профсоюзов).

В организации может быть заключен только один, удовлетворяющий всехработников коллективный договор, а не несколько, что было возможно ранее. Данное положение является крайне важным, так как содействует сплоченности работников, выявлению у них общих интересов, обеспечивает реальное равенство всех работающих в организации. Такое положение важно и для представителей работников – профессиональных союзов, которые также должны теперь находить общие проблемы и избирать общие методы их решения, объединяться в целях представительства и защиты интересов работников, а не конфликтовать, как это нередко имело место ранее.

Наличие единого представительного органа позволяет учесть интересы всех работников, в том числе и не являющихся членами профсоюза, которые не имеют представительного органа или интересы которых представляют непрофсоюзные представители.

В соответствии с Кодексом (ст. 39) лица, участвующие в коллективных переговорах, подготовке проекта коллективного договора, соглашения, освобождаются от основной работы с сохранением среднего заработка на срок, определяемый соглашением сторон, но не более трех месяцев.

ТК РФ устанавливает, что все затраты, связанные с участием в переговорах, компенсируются в порядке, предусмотренном законодательством, коллективным договором, соглашением. Оплата услуг экспертов, специалистов и посредников производится приглашающей стороной, если иное не будет предусмотрено коллективным договором, соглашением.

Ранее законодательство относило затраты на оплату труда приглашенных по договоренности сторон экспертов и посредников на органы исполнительной власти и местного самоуправления, работодателей, их объединения, иные уполномоченные работодателями органы. Теперь в Кодексе избран более правильный подход к данной проблеме, так как каждая сторона, обеспечивая участие в переговорах различного рода экспертов и специалистов, должна нести соответствующие затраты.

Согласно ранее действующему законодательству представители профсоюзов, их объединений, органов общественной самодеятельности, участвующие в коллективных переговорах, в период их ведения не могли быть без предварительного согласия, уполномочившего их на представительство органа, подвергнуты дисциплинарному взысканию, переведены на другую работу, перемещены или уволены по инициативе администрации. Кодекс вносит в данное положение корректировку и предоставляет работодателю возможность увольнения таких лиц за совершение дисциплинарного проступка.

Также ТК РФ более четко по сравнению с ранее действовавшим законодательством определяет понятие «коллективный договор». Согласно ст. 40 ТК, коллективный договор – это правовой акт, регулирующий социально‑трудовые отношения в организации и заключаемый работодателем и работниками в лице их представителей.

Статья 42 Кодекса устанавливает, что порядок разработки проекта и заключения коллективного договора определяются сторонами. В таком же порядке производятся изменение и дополнение коллективного договора. Включение в Кодекс данной нормы требует от работников и, особенно от их представителей – профессиональных союзов взвешенного и грамотного подхода к решению указанных вопросов, так как отсутствие тех или иных положений в коллективном договоре может быть только на руку работодателю, который, прежде всего, преследует соблюдение собственных интересов. Такой подход позволяет бороться с явлениями так называемого социального иждивенчества работников, корни которого – в некоторой избыточной защищенности трудовых прав работников, сложившейся еще в советское время.

Существенно, по сравнению с ранее действовавшим законодательством, изменилось определение понятия «соглашение». Теперь, в соответствии со ст. 45 Кодекса, соглашение есть правовой акт, устанавливающий общие принципы регулирования социально‑трудовых и связанных с ними экономических отношений, заключаемый между полномочными представителями работников и работодателей на федеральном, отраслевом, региональном и территориальном уровнях в пределах их компетенции.

При сложившейся социально‑экономической ситуации, многообразии организационно‑правовых форм работодателей, неоднородности самих организаций, существующего довольно значительного разрыва уровней жизни в различных регионах, неоднородности занятости населения, темпов социально‑экономического развития достаточно сложно на федеральном, отраслевом, региональном и территориальном уровнях спрогнозировать и заложить в подобные соглашения реально выполнимые регулятивные нормы, равно приемлемые для всех работников (и их представителей), работодателей (и их представителей) и органов государственной власти и местного самоуправления.

Статья 45 Кодекса также предусматривает, что в соглашении, независимо от уровня, могут решаться вопросы оплаты труда, условий и охраны труда, режимов труда и отдыха, развития социального партнерства, другие вопросы, определенные сторонами. В отличие от ранее действовавшего законодательства, сторонам предоставляется право определять содержание и структуру соглашения по договоренности представителей сторон, которые свободны в выборе круга вопросов для обсуждения и включения в соглашение.

ТК ограничивает право немногочисленных профессиональных союзов самостоятельно участвовать в переговорах по заключению соглашений. Такой подход представляется вполне оправданным, так как у всех профессиональных союзов, как традиционных, так и радикальных, есть одна, объединяющая их, цель: представительство и защита интересов членов. Именно осуществление представительства и защиты работников должно стимулировать различные профессиональные союзы объединиться для выработки взаимоприемлемого проекта соглашения любого уровня и делегировать своих представителей в единый представительный орган для разработки и заключения соглашения.

Статья 48 Кодекса, регламентирующая действие соглашения, содержит ряд важных положений, не закрепленных ранее действовавшим законодательством. Так, предусматривается, что действие соглашений распространяется на работников и работодателей, которые уполномочили соответствующих представителей сторон на коллективных переговорах разработать и заключить его от их имени, а также на работников и работодателей, присоединившихся к соглашению после его заключения.

Предлагаемая норма содержит дополнительные гарантии для работников немногочисленных профсоюзов присоединиться к действию соглашения в том случае, если по каким‑то причинам данный профессиональный союз не смог выделить своего представителя для участия в работе органа по ведению переговоров.

Статья 48 Кодекса устанавливает, что соглашение распространяется на всех работодателей, являющихся членами объединения работодателей, заключившего соглашение. Прекращение членства в объединении работодателей не освобождает работодателя от выполнения соглашения, заключенного в период его членства. Работодатель, вступивший в объединение в период действия соглашения, обязан выполнять обязательства, предусмотренные этим соглашением.

Работодатель, желающий вступить в объединение работодателей, должен представлять себе, что он не только получает возможность решить свои конкретные задачи через подобное объединение, но и принимает на себя обязанность выполнять нормы, предусмотренные соглашением, заключенным данным объединением работодателей.

Глава 9 Кодекса впервые устанавливает ответственность обеих сторон социального партнерства, т. е. работников (их представителей) и работодателей (их представителей). Ответственность в виде применения штрафных санкций устанавливается за уклонение от участия в коллективных переговорах, за непредставление информации, необходимой для коллективно‑договорного регулирования и за невыполнение обязательства по коллективному договору и соглашению.

Таким образом, социальное партнерство – не только средство политической и экономической стабилизации, но и механизм эволюционных изменений в обществе. Оно цивилизованно решает проблему адаптации системы «организованного плюрализма интересов» к постоянно меняющимся реалиям. В экстремальных ситуациях система партнерских социально‑трудовых отношений успешно работает на основе целостной общественно признанной социально‑экономической политики государства.

Контрольные вопросы

1. Цель социального партнерства.

2. Дайте определение социального партнерства по действующему законодательству.

3. Субъекты социального партнерства.

4. Основные принципы социального партнерства.

5. Классификация типов социального партнерства существующих в мире.

6. Формы социального партнерства.

7. Кто может выступать в качестве представителей работников, согласно Конвенции МОТ?

8. В каких случаях создается единый представительный орган для ведения коллективных переговоров?

9. Если единый представительный орган для ведения коллективных переговоров не создан в установленные законом сроки, то кто представляет интересы работников?

10. Сколько может быть заключено коллективных договоров в организации?

11. На какой срок могут быть освобождены от основной работы с сохранением среднего заработка лица, участвующие в коллективных переговорах?

12. Каково законодательное определение понятия «коллективный договор»?

13. За что предусмотрена ответственность сторон социального партнерства в виде штрафных санкций?

Литература

1. Закон РФ от 11 марта 1992 г. № 2490‑1 «О коллективных договорах и соглашениях» (с изм. и доп.) // ВВС РФ. 1992. № 17. Ст. 890.

2. Колесников Н. Е. Социально‑трудовые отношения: современные проблемы теории и практики. СПб., 1993.

3. Комментарий к Трудовому кодексу РФ. М., 2002.

4. Конвенция МОТ № 135 «О защите прав представителей работников на предприятии и предоставляемых им возможностях» (Женева, 2 июня 1971 г.) // Библиотечка РГ. 1999. Выпуск № 22–23.

5. Михеев ВЛ. Политика социального партнерства. М., 1999.

6. Трудовой кодекс Российской Федерации от 30 декабря 2001 г. № 197‑ФЗ, СЗ РФ. 2002. № 1. Ст. 3.

7. Холостова Е. И. Социальная политика: Учеб. пособие. М., 2001.