ТЕМА 9. ДЕЛОПРОИЗВОДСТВО ПО ПИСЬМЕННЫМ И УСТНЫМ ОБРАЩЕНИЯМ ГРАЖДАН

В соответствии с Конституцией РФ все граждане Российской Федерации имеют право направлять личные и коллективные обращения в государственные органы и должностным лицам, которые в пределах своей компетенции обязаны рассмотреть эти обращения, принять по ним решения и дать мотивированный ответ в установленный срок.

Предложение - вид обращения, цель которого, во-первых, обратить внимание на необходимость совершенствования работы тех или иных государственных органов, предприятий, учреждений или общественных организаций, а во-вторых, рекомендовать конкретные пути и способы решения поставленных задач.

Заявление - вид обращения, направленный на реализацию предоставленных законом субъективных прав и интересов граждан. Выражая просьбу личного или общественного характера, заявление может сигнализировать и об определенных недостатках в деятельности государственных органов, предприятий, учреждений, общественных организаций. В отличие от предложения в нем не раскрываются пути и не предлагаются способы решения поставленных задач.

Жалоба - вид обращения, в котором идет речь о нарушении субъективных прав и охраняемых законом интересов граждан. Как правило, в жалобе содержится не только информация о нарушении субъективных прав и просьба об их восстановлении, но и критика в адрес государственных или общественных органов, предприятий, учреждений, организаций, должностных лиц и отдельных граждан, в результате необоснованных действий которых, либо необоснованного отказа в совершении предусмотренных законом действий произошло, по мнению заявителя , нарушение его субъективных прав.

Во многих случаях предложения, заявления, жалобы выступают в чистом виде , т.е. в самом их содержании имеются признаки обращения только одного определенного вида. Так, например, заявление о назначении пенсии является заявлением в чистом виде, жалоба на грубость работника отдела писем администрации области также является жалобой в чистом виде и т.п. Однако часто встречаются обращения, носящие смешанный характер. Так, в одном обращении может быть заявление об освобождении от налога и жалоба на неправильные действия работника финансового органа и т.д.

Работа с обращениями граждан ведется на основании Типового положения о ведении делопроизводства по предложениям, заявлениям и жалобам граждан в государственных органах, на предприятиях и в организациях и законов краев и областей.

Норматив устанавливает порядок, в соответствии с которым обращения граждан подаются в органы, компетентные в разрешении данного вопроса. Жалобы подаются в те органы и тем должностным лицам, которым подчинены органы и лица, чьи действия обжалуются. Государственные и общественные органы и лица, к ведению которых не относятся вопросы, поставленные в обращениях, должны не позже чем в пятидневный срок направить их по принадлежности, известив об этом заявителя. Запрещается направлять жалобы граждан для разрешения тем лицам или в те органы, на которые подана жалоба.



Должностные лица государственных и общественных органов обязаны также проводить личный прием граждан. Для этого устанавливаются дни и часы, в том числе и в вечернее время, как по месту работы, так и по месту жительства граждан.

Руководители учреждений должны сообщать гражданам в письменной или устной форме о решениях, принятых по их обращениям. Закон устанавливает, что если гражданин не согласен с решением по его вопросу, он имеет право обжаловать это решение тому органу или тому должностному лицу, которому подчинены государственный или общественный орган. либо должностное лицо, принявшие обжалуемое решение.

Обращения разрешаются в срок до одного месяца со дня регистрации, а не требующие законодательного изучения - безотлагательно, но не позднее чем через 15 дней. Сроки рассмотрения жалоб могут продлеваться, если та или иная жалоба требует специального изучения и дополнительных проверок.

Делопроизводство по обращениям граждан в государственных органах, на предприятиях, в учреждениях, организациях ведется отдельно от обработки других видов документов.

Согласно Типовому положению устанавливается следующий порядок делопроизводства по обращениям граждан:

Все обращения регистрируются в день поступлений и учитываются на регистрационной карточке или в журнале. Регистрационный номер проставляется на определенном месте по ГОСТ Р 6.30-2003. Он состоит из начальной буквы фамилии автора письма и порядкового номера поступившего документа, например, К-187 от 12.06.2011.

Установлено, что повторным заявлениям при их поступлении присваивается очередной регистрационный индекс, а в соответствующей графе регистрационной контрольной карточки (РКК) указывается регистрационный номер первого предложения, заявления, жалобы. В правом верхнем углу повторных заявлений и на регистрационной контрольной карточке делается отметка «Повторно». Повторными считаются предложения, заявления и жалобы граждан, поступившие от одного и того же лица по одному и тому же вопросу, если со времени подачи первого заявления истек срок, установленный для рассмотрения, или заявитель не удовлетворен данным ему ответом.

Предложения, заявления и жалобы граждан, поступившие от одного и того же лица и по одному и тому же вопросу, направленные различным адресатам и поступившие для решения в один государственный орган, учитываются под регистрационным номером первого документа с добавлением порядкового номера через дробь, например К-187/1, К-187/2, К-187/3.

Картотеки из регистрационных контрольных карточекмогут формироваться по алфавитному, географическому и тематическому признакам.

Контроль за разрешением предложений, заявлений и жалоб граждан в государственных органах возлагается на должностных лиц, которые обязаны обеспечить своевременное и полное рассмотрение писем и исполнение принятых по предложениям, заявлениям и жалобам решений.

Если тот или иной адресат направляет поступившие к нему письма граждан в государственные органы и требует сообщить результаты их рассмотрения, такие письма берутся на особый контроль с проставлением в установленном на документе месте знака «К».

Предложения, заявления и жалобы граждан, на которые даются промежуточные ответы, с контроля не снимаются. В этом случае контроль завершается только после принятия исчерпывающих мер по разрешению вопроса. Решение о снятии с контроля принимают руководители государственных органов, ответственные за своевременное и правильное рассмотрение писем граждан.

Ответы на предложения, заявления и жалобы граждан дают руководители и специально уполномоченные на то лица из государственных органов. Ответ может быть дан как в письменной, так и в устной форме при личном приеме. В этом случае делается соответствующая запись в регистрационной контрольной карточке. Предложения, заявления и жалобы граждан считаются разрешенными, если рассмотрены все поставленные в них вопросы и даны исчерпывающие ответы в соответствии с действующим законодательством.

Руководители государственных органов должны систематически анализировать и обобщать предложения, заявления и жалобы граждан, содержащиеся в них замечания с целью своевременного устранения порождающих их причин. Материалы для анализа и обобщения готовятся должностными лицами, ведущими делопроизводство по предложениям, замечаниям и жалобам граждан. Они обобщают их в виде аналитических справок и представляют их своим руководителям.

Предложения, замечания и жалобы граждан возвращаются после их разрешения должностным лицам, ведущим их делопроизводство в учреждении, со всеми сопутствующими материалами для централизованного формирования дел.

Хранение дел у исполнителей запрещается. Документы в делах располагаются в хронологическом или алфавитном порядке, при этом каждое заявление и предложение со всеми относящимися к ним материалами составляют единую группу, куда подшиваются также повторные заявления и вновь поступающие материалы. Ответственность за сохранность документов этого вида в учреждении несут руководитель учреждения и лицо, ответственное за ведение делопроизводства по предложениям, замечаниям и жалобам граждан.

Установлен пятилетний срок хранения предложений, замечаний и жалоб граждан и всех документов по их разрешению. По мере необходимости экспертная комиссия может продлить этот срок или установить постоянный срок хранения. Такое решение экспертной комиссии должно быть утверждено руководителем учреждения. Дела постоянного срока хранения и временного (свыше десяти лет) передаются в архив государственного учреждения через год после их завершения делопроизводством. После десяти лет хранения дела передаются в архив по решению руководства учреждения. По истечении срока хранения дела подлежат уничтожению в установленном порядке.

Значение слова:

Жалоба - обращение гражданина в государственные или иные публичные органы, их должностным лицам, в судебные органы по поводу нарушения его прав и законных интересов. - в трудовом праве - конфликт между менеджером и рабочим (или профсоюзом) по поводу толкования конкретного положения контракта (трудового договора). - один из видов обращений гражданина в государственные органы, органы местного самоуправления, в адрес администраций предприятий, учреждений и организаций, общественных объединений, должностных лиц (другими видами обращений могут быть предложения, заявления, ходатайства). Ж. подается тогда, когда ее автор считает, что его право, интересы нарушены состоявшимся решением, действием самого адресата жалобы или иного органа, должностного лица, по отношению к которому адресат Ж. занимает положение вышестоящей инстанции. Цель Ж. - добиться принятия решения, действия, которыми восстанавливались бы нарушенное право, законные интересы гражданина. Подача Ж. является реализацией права гражданина на обращение, закрепленного в ст. 33 Конституции РФ. В уголовном и гражданском процессуальном праве существует специальный порядок обжалования решений, принятых судами (см.: Кассационное обжалование. Кассация). (С. А.) - обращение гражданина в государственные или иные публичные органы, их должностным лицам, в судебные органы по поводу нарушения его прав и законных интересов. Одна из форм реализации конституционных прав граждан РФ (ст. 46 Конституции РФ). Нормативной базой этого права (кроме Конституции РФ) являются Указ Президиума Верховного Совета СССР от 12 апреля 1968 г. № 2534-VII "О порядке рассмотрения предложений, заявлений и жалоб граждан", который действует на территории РФ в части, не противоречащей Конституции и законодательству РФ, Закон РФ от 27 апреля 1993 г. № 4866-1 "Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан". Законодательство РФ различает: общее право Ж., которым обладают все граждане, и специальное право Ж., предоставляемое лицам как участникам гражданского, уголовного процесса, административного, дисциплинарного производства, трудовых споров. Одним из видов реализации специального права является жалоба на постановление по делу об административном правонарушении. Общее право Ж. подразделяется на административное и судебное обжалование. В административном порядке могут быть обжалованы акты и действия любого органа и должностного лица любым гражданином. Ж. подается на имя органов или должностных лиц, которым непосредственно подчинены орган, учреждение, организация или должностное лицо, действия которых обжалуются. Ж. должна содержать реквизиты автора (фамилия, имя, отчество лица, подающего жалобу, адрес места жительства, данные о месте работы, службы или учебы). Запрещается рассматривать и принимать меры по анонимным Ж. Ж. подлежит разрешению в срок до одного месяца, о чем должно быть в письменном виде уведомлено лицо, подавшее Ж. Граждане вправе обжаловать в суд любые действия коллегиальных и едино-начальных органов государственной власти, органов местного самоуправления, предприятий, учреждений, их объединений или должностных лиц, иных государственных служащих и служащих органов местного самоуправления. Установлен альтернативный порядок обжалования: гражданин может по своему усмотрению обратиться с Ж. непосредственно в суд или к вышестоящему в порядке подчиненности органу (должностному лицу). Если гражданину в удовлетворении Ж. отказано или он не получил ответа на Ж. в течение месяца со дня ее подачи, он вправе обратиться с Ж. поэтому же вопросу в суд. Обжалованию подлежат действия, решения (акты управления), в том числе непредоставление информации, в результате которых: нарушены права и свободы или незаконно созданы препятствия для их осуществления, либо на гражданина незаконно возложена какая-либо обязанность, или он незаконно привлечен к ответственности. Подать Ж. в суд можно в следующие сроки: в течение 3 месяцев со дня, когда лицу стало известно о нарушении его прав и законных интересов; в течение 1 месяца со дня отказа в удовлетворении Ж. вышестоящим органом (должностным лицом) или со дня истечения месячного срока со дня подачи Ж., если на нее не получен письменный ответ. Ж. подается в суд по месту жительства либо в суд, на территории обслуживания которого находится орган (должностное лицо), действия которого обжалуются. Ж. в суд может быть подана гражданином лично либо его уполномоченным представителем. Рассмотрение Ж. судом производится по правилам гражданского судопроизводства. Суд, установив незаконность обжалуемых действий, отменяет примененные к

Жалоба - это способ борьбы с нарушением прав граждан и организаций, с которыми те сталкиваются. Жалуются и на чиновников, и на действия лиц, не обладающих властными полномочиями. Отсюда и существенная разница между различными заявлениями.

Законодательное регулирование

В РФ жалоба означает широкий перечень заявлений граждан и всевозможных организаций. Их направляют в административные органы, в полицию, прокуратуру, в суды. Из-за этого правила написания бумаги значительно отличаются.

Чтобы сделать все правильно, следует обратить внимание на ряд нормативных актов, это:

  • Закон об обращениях граждан.
  • Закон о прокуратуре.
  • Положения, инструкции, постановления, акты, принятые иными органами.

Вдобавок налажена практика принятия административных регламентов. Они объединяют в себе положения разных актов, содержат образцы документов и описывают порядок действий чиновников.

Все перечисленные нормативные акты являются, по сути, основой, которая дает ориентиры для правильного составления документов.

Общие правила написания

Жалоба - это официальная бумага и должна соответствующе выглядеть. Текст пишут на альбомных листах. При составлении активно пользуются компьютерами. Тем не менее закон не ограничивает заявителей в праве воспользоваться ручкой. Цвет пасты также не имеет значения.

Нежелательно допускать исправления и зачеркивания, но чиновник не имеет права отказаться рассматривать заявление по этой причине. Иное дело, если невозможно разобрать написанное. Не менее важно соблюдение правил орфографии и пунктуации, чтобы текст не утратил смысл, вложенный автором.

Жалобу, не рассмотренную из-за невозможности прочтения, разрешается направить снова. С судом все иначе. В определении указывается, что в заявлении не так, дается время на исправление недостатков. Не вовремя поданные исправления приведут к возвращению материалов отправителю.

Автору следует подойти взвешенно к объему информации. Избыток сведений или недосказанность делают документ бессмысленным. Нельзя забывать, что жалоба - это средство донести до власти свое видение проблемы и способы её решения. Изложение сухих фактов и ссылки на закон - значительная часть успеха. В то же время не стоит насыщать текст эмоциями.

Как правильно оформить

Жалоба - это документ, состоящий из следующих пунктов:

  • адресат;
  • отправитель;
  • заинтересованные стороны (чаще указываются в судебных документах);
  • изложение обстоятельств, фактов, свидетельствующих о нарушении прав заявителя;
  • ссылки на законодательство (название, номера, пункты законов или нормативных актов, относящихся к проблеме);
  • требования (привлечь к ответственности, устранить нарушения, совершить конкретные действия);

Просьбы формулируются с учетом полномочий чиновников. Конечные требования не должны быть взаимоисключающими.

Так, например, полицейский не вмешивается в действия органов жилищного надзора, и наоборот. Заявителю разъясняется, куда ему обращаться в его случае.

Если прилагаются дополнительные документы, под текстом излагается их перечень.

Подача жалобы через представителя обязывает его предъявить доверенность и приложить её копию.

Как направлять бумаги адресату

Предусмотрено три способа:

  • почтой;
  • лично;
  • через представителя.

На практике имеет место передача документов через курьера или нарочного, но такое разрешается не везде.

Письма через почту желательно направлять с уведомлением. Так именуется карточка, возвращаемая отправителю. Она подтверждает получение адресатом письма. Принимающее лицо ставит свою подпись.

Опись с вложением кажется более надежным вариантом, но так лучше не делать. Адресату из ближайшего отделения почты направляется извещение, само письмо остается на почте, пока за ним не явятся. Часто письма так никто не забирает, и они возвращаются отправителю. Неважно, это жалоба на решение суда или бумага иного рода.

Почтовые отправления с уведомлением же непосредственно доставляются в организацию-адресат.

Личная передача организована в канцелярии согласно расписанию. Если ведется личный прием, нередко заявление передается чиновнику напрямую. На копии принявшее лицо ставит свою подпись и дату, подтверждающие принятие заявления.

Представитель действует по доверенности. Она оформляется или по месту жительства в управляющей компании, или нотариусом.

Электронные жалобы

В последние годы предоставляется возможность подать жалобу через Интернет. Правда, требуется в ряде случаев наличие цифровой подписи, подтверждающей подлинность электронных заявлений. Так, например, подаются иски через Интернет.

На сайт главы государства материалы отправляются без дополнительных требований, подобным образом дело организовано на сайте МВД, ФССП, прокуратуры и некоторых других служб.

Особенности обращений в прокуратуру

Если заявления от граждан носят общий характер, на них распространяется Закон «Об обращениях граждан».

Прокуратура занимается проверкой решений чиновников, она не подменяет собой иные органы. Если проблемой еще никто не занимался, документы передаются по принадлежности. О чем непосредственно прокуроры сообщают на приеме.

В рамках уголовного дела подать жалобу разрешается или прокурору, или начальнику следственного отдела или на выбор. Порядок действий, требования к жалобе предусмотрены УПК. Минуя перечисленные инстанции, заявитель имеет право обращаться в суд напрямую.

Как обратиться в полицию, СК и ФСБ

Полиция принимает жалобы в форме обычных заявлений и о преступлении. Первая категория касается административных правонарушений. Заявления о преступлениях фиксируются в специальном журнале. Автор предупреждается об ответственности за о чем в заявлении пишет своей рукой. Выдается талон о принятии заявления. При приеме в полиции его, кстати, пишут от руки на бланке, так полиция себя защищает от обвинений в фальсификациях.

Жалобу или заявление не запрещено отправить и по почте или через представителя, если нет возможности явиться лично.

Желательно сообщить о преступлении в орган, который его будет расследовать. Если сведения о преступлении попадают не по адресу, материалы передаются для проверки надлежащему лицу.

Жалоба на постановление инспектора ГИБДД или другой службы подается также в системе органов МВД.

Действия сотрудников комитета и органов безопасности по приему жалоб идентичны алгоритму действий полицейских. Эти вопросы регулируются одним законом, могут отличаться ведомственные акты. Разница между ними не существенна.

Особенности обращений в суд

Судьи, в отличие от административных органов, полиции и прокуратуры, работают исключительно на основе заявлений. Они оформляются в виде жалоб, исков, представлений (так именуются жалобы, поданные прокурорами).

Оформление зависит от формы производства (уголовное, гражданское, административное, арбитражное, материалы по КоАП).

Время, отведенное на обращение с жалобой, разнится - от нескольких дней до лет.

Процессуальные кодексы содержат четкие требования к содержанию заявлений. В уголовном процессе жалоба в суд подается в одном экземпляре, без приобщения документов. Конечно, лучше их приобщить. Это пойдет на пользу и суду, и заявителю.

Особенности обращения в суд по гражданским и административным делам:

  • количество копий жалобы и приобщенных документов согласно числу сторон;
  • изложение обстоятельств;
  • нарушения закона;
  • оплата госпошлины (размер предусмотрен Налоговым кодексом).

Последнюю не платят при подаче жалоб по административным материалам (КоАП) и уголовным делам. Льготы предусмотрены заявителям по некоторым категориям гражданских и административных дел.

Насколько жалоба в суд более эффективна, определяется конкретной ситуацией. Тем более что в РФ решение первой инстанции обжалуется через ряд вышестоящих уровней системы.

Помощь юриста

Она заключается в ряде моментов:

  • выбор актов, которыми следует руководствоваться;
  • факты, имеющие значение;
  • доказательства, которые уже есть у человека и которые надо истребовать.

Юрист может разъяснить, как написать жалобу, или сделать это вместо обратившегося лица.

Распространен смешанный подход - люди стараются делать все сами, прибегая к консультациям, где без этого не обойтись. Тем более что интернет предлагает широкий выбор ресурсов, на которых юристы предлагают свою помощь в разъяснении законов бесплатно.

Как написать жалобу, разъясняется на сайтах государственных организаций, в частности судов. Там прямо предлагается скачивать бланки жалоб и заявлений. Так легче и гражданам, и чиновникам.

В целом написать заявление по поводу нарушения своих прав несложно, информации предостаточно. Если же в чем-то не удается разобраться, можно обратиться к специалистам.

Конфликтные ситуации в процессе общения и взаимодействия между субъектами возникают всегда и письменный обмен жалобами и заявлениями считается цивилизованным способом их решения. Разница между этими двумя документами существенна.

Что такое жалоба

Жалоба является требованием в письменном виде при обращении к госоргану уполномоченному к устранению определенного вида ущемленных прав и законных интересов граждан. Жалобы подаются в результате возникновения административно-правовых отношений.

Право любого гражданина на защиту заключается в праве ни обжалование всех незаконных действий и решений.

Жалобы квалифицируются в два варианта по сути возникающих отношений:

  1. Административная жалоба подаётся в органы ПА, как жалоба на действия и решения представителей ПА.
  2. Судебные жалобы, подаваемые в суды верхней инстанции.

Административная жалоба в свою очередь подразделяются на:

  • Общие административные жалобы, урегулирование вопросов производится на основании ФЗ о порядке.
  • Специальные, которые требуют урегулирования иными НПА.

Судебные жалобы имеют ряд специфических особенностей.

  1. Жалобу в инстанцию суда возможно подать после административной, в качестве обжалования решения, бездействия или незаконного действия.
  2. Возможно сразу подать жалобу в суд.
  3. Подача жалоб обоих вариантов одновременно: административной и судебной.

Характеристика жалоб

Для подачи жалобы необходимо достижение возраста административно-правовой дееспособности согласно законам РФ и конституционных прав по достижении шестнадцати лет .

Специфическая черта жалобы, что подается она либо должностному лицу высокого ранга, либо в вышестоящий орган по отношению к тому на чьи действия данная жалоба распространяется.

Сроки реализации подачи общей жалобы не регламентируются законом.

Жалобы затрагивающие вопросы подсудности подаются:

  • В арбитражные суды, решение вопросов связанных с решением экономических вопросов в результате коммерческой деятельности.
  • Военные суды, вопросы возникающие в ходе несения воинской службы на органы военного управления или командующего состава.
  • Суды решающие вопросы общей юриспруденции.

Что такое заявление

Официальное обращение одного или нескольких гражданских лиц, в органы управления государственной власти или местного самоуправления, администрацию юридического лица называется заявлением.

Характерные черты заявления

  1. Заявление не связывается с каким-либо нарушением прав, либо ущемлением каких-либо законных интересов.
  2. В содержании отсутствует просьба действий по отношению к устранению нарушений любого характера.
  3. Заявление целенаправленно имеет в своем основании цель реализации законных прав и интересов заявителя.
  4. Устранение недостатков в деятельности организаций и предприятий.
  5. Подаются в письменной и устной форме.
  6. Порядок рассмотрения аналогичен порядку рассмотрения административных жалоб.

Сроки рассмотрения и права лиц, подающих жалобу или заявление

Зачастую жалобы и заявления в настоящие время остаются без ответа. Тем не менее существует строгий регламент данной процедуры. Знание установленных законом РФ временных границ дает право требования соблюдения этих норм и при бездействии даёт право на обращение в прокуратуру.

  • Срок рассмотрения письменной жалобы или заявления не может превышать тридцати суток . Днем начала этого временного промежутка является день регистрации жалобы или заявления в канцелярии.
  • Для соблюдения данного регламента, желательно иметь копию, с отметкой о принятии или второй экземпляр с аналогичной отметкой на руках.
  • Необходимо знать должность, ФИО принявшего жалобу или заявление.
  • Исключением являются жалобы и заявления, несущие в себе информацию о нарушении миграционного законодательства срок их рассмотрения, ограничивается двадцатью днями.
  • Срок продления для рассмотрения заявлений или жалоб граждан обязывает от госорганов или иных ответчиков отправление извещения заявителю, о наличии необходимости получения дополнительной информации по интересующему вопросу, которая требует дополнительных запросов в другие организации. Запросы и извещения отсылаются одновременно. Информация может быть отправлена заявителю по почте или в электронном виде на адрес электронного почтового ящика.

Права заявителя:

  1. В течении всего срока рассмотрения предоставлять документы и информацию в орган, который занимается рассмотрением жалобы или заявления.
  2. Имеет право ознакомления с документами по решаемому вопросу, если это не противоречит нормативным актам.
  3. Возможность получить помощь в случаях невозможности получить какие-либо документы без официальных запросов.
  4. Требовать соблюдение тридцатидневного срока.
  5. В случае подачи заявления или жалобы не в уполномоченный орган по решению вопроса, данный орган должен уведомить об ошибке заявителя и переслать жалобу в орган, в чьем ведении находится решение вопроса.
  6. При бездействии заявитель вправе подать жалобу в вышестоящие инстанции.
  7. Имеет право написать заявление о прекращении рассмотрения.

Отличия жалобы и заявления.

  1. Различия положения субъектов права процессуального вида.
  2. Исковая жалоба подается исключительно в письменном виде установленной формы, заявление возможно подать в устной форме или свободной письменном варианте.
  3. Судебные жалобы рассматриваются с соблюдением строгих сроков регламента, установленного ГПК РФ.
  4. Судебный иск должен подаваться только в случаях возникновения споров о правах, то есть лицо его подающее уверено, что его права и интересы защищены законом\, Ст.134 дает право отказа в принятии иска. Заявление принимается в любом случае, поскольку не несет в себе требований, а содержит просьбу реализовать свои права и интересы.

Право на обращение в вышестоящие органы, органы госвласти и самоуправления закреплено для гражданина Конституцией РФ, документом, подтверждающим действенные формы защиты личных прав. Форма обращение может быть индивидуальной или коллективной.

К обращениям граждан относятся предложения, заявления, жалобы, ходатайства.

Предложение - это такой вид обращений, который не связан с нарушением прав граждан и их законных интересов, а направлен на совершенствование работы государственных органов и общественных организаций во всех сферах их деятельности. Предложения могут касаться самых различных вопросов экономической, политической, социально-культурной и других сфер. Это и пожелания, и рекомендации о совершенствовании деятельности органов в области экономики и культуры, и улучшения работы государственного аппарата по укреплению законности и развития законодательства.

Заявление - это обычно просьба граждан об удовлетворении их субъективных прав и законных интересов, закрепленных Конституцией РФ и федеральными законами. Юридический энциклопедический словарь дает следующее определение: «заявление - официальное обращение лица (или нескольких лиц) в учреждение или к должностному лицу, не связанное… с нарушением прав и законных интересов и не содержащее поэтому требования об устранении такого нарушения».

Таким образом, гражданин пишет заявление во-первых, в целях реализации своих прав или законного интереса и, во-вторых, для того, чтобы сообщить о тех или иных недостатках в работе предприятий, учреждений, организаций.

Заявления граждан должны содержать определенные требования или иметь особенности обращения и рассмотрения (заявление о предоставлении жилплощади, о выделении материальной помощи, о пересмотре назначенной пенсии и т.п.).

Отсутствие или наличие нарушений прав и интересов граждан являются основными критериями в разграничении понятий «заявление» и «жалоба».

Жалоба - это обращение гражданина в государственный или общественный орган (либо к должностным лицам) о нарушении его прав, свобод и законных интересов.

Жалоба подается гражданином, когда он хочет восстановить свои права или законные интересы, нарушенные действиями (или бездействием) органов государственной власти и местного самоуправления, их должностных и выборных лиц, руководителей организаций и общественных объединений. Жалоба является и средством для предупреждения подобных правонарушений.

Таким образом, под жалобой понимается обращение о нарушении прав, свобод и законных интересов граждан, о медленном, бюрократическом рассмотрении их дел государственными или общественными органами, предприятиями и учреждениями, о невыполнении ими решений, принятых по обращениям и заявлениям граждан, о неправомерных действиях должностных лиц. Жалобой признается также несогласие с решением или действиями государственного либо общественного органа, предприятия, учреждения, организации, затрагивающими права и охраняемые законом интересы граждан.


Необходимо знать, что в соответствии со ст. 5 Закона № 4866-1 жалоба может быть подана не позднее трех месяцев с момента, когда гражданину стало известно о нарушении его прав, и не позднее одного месяца со дня письменного или устного уведомления органа власти или должностного лица об отказе в удовлетворении его требований, содержащихся в обращении.

Если срок подачи жалобы пропущен по уважительной причине, он может быть продлен при условии, что гражданин представит оправдательные документы. Безусловно, подаваемая жалоба не должна содержать материалы клеветнического характера, выражения, оскорбляющие честь и достоинство лиц, на которых жалуется гражданин. В противном случае в соответствии со ст. 129 и 130 Уголовного кодекса РФ он может быть подвергнут наказанию в виде штрафа либо обязательных или исправительных работ.

Зачастую в письмах могут содержаться одновременно и предложения, и заявления, и жалобы. Здесь проявляются индивидуальные особенности самих заявителей и могут быть самые различные комбинации содержания писем.

В последние годы законодательством РФ введен еще один термин в понятие «обращения граждан» - «ходатайство».

Ходатайство - это обращение гражданина, подаваемое в письменной форме, с просьбой о признании за ним определенного статуса, прав, гарантий и льгот с предоставлением документов, их подтверждающих. Этот вид обращения оформляется лишь в случаях и по вопросам, установленным законодательством РФ. Очень важно, чтобы ходатайства и все необходимые документы были оформлены в соответствии с требованиями закона.

Например, лица, которые имели в прошлом гражданство СССР, представляют документы, подтверждающие факт проживания на территории Российской Федерации на день обращения. Эти граждане представляют ходатайство, к которому прикладывается вид на жительство, а при его отсутствии - паспорт гражданина СССР образца 1974 г. с отметкой о регистрации по месту жительства или со свидетельством о регистрации по месту жительства или месту пребывания, либо документ, удостоверяющий личность иностранного гражданина или лица без гражданства со свидетельством о регистрации по месту жительства или месту пребывания.

Законом г. Москвы от 14 февраля 1996 г.№ 4 «О референдуме города Москвы» в ст. 8 предусмотрена возможность направления ходатайства о проведении референдума для реализации гражданской инициативы жителей Москвы. В случае подачи ходатайства данный закон предусматривает необходимость указать формулировку вопроса или вопросов, выносимых на референдум, фамилии, имена и отчества, даты рождения, адреса мест жительства, серии и номера паспортов или заменяющих их документов членов инициативной группы, а также лиц, уполномоченных действовать от имени инициативной группы.

К ходатайству обязательно должен быть приложен протокол собрания инициативной группы, на котором принималось решение о необходимости проведения референдума .

- личные (индивидуальное) - от конкретного заявителя;

- коллективные - от группы заявителей, объединенных общими интересами (общая работа, членство в одном из политических или общественных объединений, проживание в одном доме, микрорайоне и т.д.).

Коллективным может быть обращение, принятое на митинге, собрании, подписанное его организаторами и (или) участниками и имеющее общественный характер. Закон г. Москвы «Об обращениях граждан» ввел еще один вид обращения (разновидность коллективного обращения) - петицию.

Петиция - это коллективное обращение граждан в органы власти города о необходимости проведения общественных реформ или частичного изменения городского законодательства. В случае получения петиции мэр г. Москвы совместно с городской думой рассматривает высказанные в ней предложения и в двухмесячный срок со дня официального внесения петиции принимает по ней решение.

- анонимные - от гражданина или группы лиц без указания данных, позволяющих установить личность обратившегося, или не содержащие адресных данных, позволяющих определить, куда следует направить ответ. Анонимные письма, как правило, не рассматриваются, а списываются в дело, поскольку ответить будет некуда и некому. Если анонимное письмо содержит конкретную и важную информацию, оно может быть направлено тем должностным лицам и структурам, в чью компетенцию входит решение вопроса, затронутого в письме.

Граждане имеют право обращаться в соответствующие инстанции как письменно, так и устно.

Письменные обращения граждан должны содержать наименование и адрес органа власти, организации или должностного лица, которым они адресованы, изложение существа предложения, заявления, жалобы или ходатайства, фамилию, имя, отчество обращающихся, их адреса, номера телефонов, дату и личную подпись.

Устные обращения граждан излагаются во время личного приема. Если изложенные факты и обстоятельства очевидны и не требуют дополнительной проверки, а личности обращающихся известны, на них дается устный ответ. В некоторых случаях, когда для квалифицированного ответа требуется время для наведения справок и т.д., гражданину отвечают письменно.