(1 вариант)

А.П. Чехова по праву считают мастером художественной детали. Точно и метко подобранная деталь – свидетельство художественного таланта писателя. Яркая

деталь делает фразу более емкой. Огромна роль художественной детали в чеховском юмористическом рассказе «Хамелеон».

Полицейский надзиратель Очумелов, проходящий через базарную площадь вместе с городовым Елдыриным, одет в новую шинель, которая превращается в тексте рассказа в важную деталь, характеризующую состояние полицейского надзирателя. Например, узнав о том, что, вероятно, собака, укусившая золотых дел мастера Хрюкина, принадлежит генералу Жигалову, Очумелову становится невыносимо жарко, поэтому он говорит: «Гм!.. Сними-ка, Елдырин, с меня пальто… Ужас как жарко!» Здесь снимаемое пальто – символ нервозности героя. Считая, что такая невзрачная собака не может быть генеральской, Очумелов вновь ругает ее: «У генерала собаки дорогие, породистые, а эта – черт знает что! Ни шерсти, ни вида… подлость одна только…» Но предположение человека из толпы о принадлежности собаки генералу теперь уже внушает Очумелову страх за те слова, которые он только что произнес. И здесь, чтобы передать настроение персонажа, автор опять использует художественную деталь. Надзиратель говорит: «Гм!.. Надень-ка, брат Елдырин, на меня пальто… Что-то ветром подуло… Знобит…» Здесь пальто как бы помогает герою скрыться от собственных слов. В финале произведения пальто Очумелова вновь превращается в шинель, в которую запахивается герой, продолжая свой путь по базарной площади. У Чехова нет лишних слов, и поэтому важен тот факт, что новая шинель в разговоре Очумелова превращается в пальто, то есть происходит намеренное снижение роли предмета самим героем. Действительно, новая шинель выделяет Очумелова как полицейского. Но функция пальто – иная, с помощью данной художественной детали писатель характеризует персонажа.

Следовательно, художественная деталь помогает писателю глубже проникнуть в психологию героя, а читателю увидеть изменяющееся состояние и настроение персонажа.

(2 вариант)

Художественная деталь помогает автору создать характер героя. Такой характеризующей деталью может быть говорящая фамилия, вовремя и невовремя сказанное слово героя, подмена слов, их перестановка, предмет одежды, мебели, звук, цвет, даже выбор животного, ставшего названием произведения.

Первое, что бросается в глаза – фамилия полицейского надзирателя. Почему Очумелов? Может быть, именно потому, что, очумев, растерявшись, герой произведения не знает, что ему делать, на что решиться. Следующий интересный факт, как и всегда у Чехова, завуалирован, скрыт, его не сразу увидишь. Среди первых реплик Хрюкина (тоже говорящая фамилия) есть одна особенно близкая Чехову-сатирику: «Нынче не велено кусаться!» Вроде бы речь о собаке, но и правительственной политике чуть-чуть досталось. Очумелов не поворачивается, а, как и положено военному человеку, «делает полуоборот налево» и вмешивается в происходящее. Окровавленный палец Хрюкина, поднятый вверх, «имеет вид знамения победы» человека, полупьяного золотых дел мастера Хрюкина, над собакой, белым борзым щенком с выражением тоски и ужаса в слезящихся глазах. Хрюкин обращается с собакой так, как если бы это был обидевший его человек, у которого он требует удовлетворения, морального, материального, юридического: «сорву я с тебя», «пущай мне заплатят», «ежели каждый будет кусаться, то лучше и не жить на свете». Бедное животное в зависимости от того, чьим его считают, то собираются истребить как бешеную пакость, то величают нежной тварью, цуциком, собачонкой. Только ведь не только к собаке меняется отношение у Очумелова, но и к Хрюкину, которого она покусала, потому что он ей в морду тыкал цигаркой для смеха, и к предполагаемому хозяину. То Хрюкина обвиняют в том, что он сам «расковырял палец гвоздиком», чтобы «сорвать», то советуют дела этого так не оставлять, «нужно проучить», то его иначе как свиньей и болваном не называют и уже грозят ему, а не собаке. Степень волнения Очумелова отражает то надеваемая, то снимаемая новенькая шинель, так как его то знобит от волнения, то бросает в жар.

Художественная деталь в рассказе Чехова характеризует и Очумелова, и Хрюкина, и собаку. Она помогает читателю понять авторскую точку зрения, заставляет быть внимательнее.

(1 вариант)

А.П. Чехова по праву считают мастером художественной детали. Точно и метко подобранная деталь – свидетельство художественного таланта писателя. Яркая

деталь делает фразу более емкой. Огромна роль художественной детали в чеховском юмористическом рассказе «Хамелеон».

Полицейский надзиратель Очумелов, проходящий через базарную площадь вместе с городовым Елдыриным, одет в новую шинель, которая превращается в тексте рассказа в важную деталь, характеризующую состояние полицейского надзирателя. Например, узнав о том, что, вероятно, собака, укусившая золотых дел мастера Хрюкина, принадлежит генералу Жигалову, Очумелову становится невыносимо жарко, поэтому он говорит: «Гм!.. Сними-ка, Елдырин, с меня пальто… Ужас как жарко!» Здесь снимаемое пальто – символ нервозности героя. Считая, что такая невзрачная собака не может быть генеральской, Очумелов вновь ругает ее: «У генерала собаки дорогие, породистые, а эта – черт знает что! Ни шерсти, ни вида… подлость одна только…» Но предположение человека из толпы о принадлежности собаки генералу теперь уже внушает Очумелову страх за те слова, которые он только что произнес. И здесь, чтобы передать настроение персонажа, автор опять использует художественную деталь. Надзиратель говорит: «Гм!.. Надень-ка, брат Елдырин, на меня пальто… Что-то ветром подуло… Знобит…» Здесь пальто как бы помогает герою скрыться от собственных слов. В финале произведения пальто Очумелова вновь превращается в шинель, в которую запахивается герой, продолжая свой путь по базарной площади. У Чехова нет лишних слов, и поэтому важен тот факт, что новая шинель в разговоре Очумелова превращается в пальто, то есть происходит намеренное снижение роли предмета самим героем. Действительно, новая шинель выделяет Очумелова как полицейского. Но функция пальто – иная, с помощью данной художественной детали писатель характеризует персонажа.

Следовательно, художественная деталь помогает писателю глубже проникнуть в психологию героя, а читателю увидеть изменяющееся состояние и настроение персонажа.

(2 вариант)

Художественная деталь помогает автору создать характер героя. Такой характеризующей деталью может быть говорящая фамилия, вовремя и невовремя сказанное слово героя, подмена слов, их перестановка, предмет одежды, мебели, звук, цвет, даже выбор животного, ставшего названием произведения.

Первое, что бросается в глаза – фамилия полицейского надзирателя. Почему Очумелов? Может быть, именно потому, что, очумев, растерявшись, герой произведения не знает, что ему делать, на что решиться. Следующий интересный факт, как и всегда у Чехова, завуалирован, скрыт, его не сразу увидишь. Среди первых реплик Хрюкина (тоже говорящая фамилия) есть одна особенно близкая Чехову-сатирику: «Нынче не велено кусаться!» Вроде бы речь о собаке, но и правительственной политике чуть-чуть досталось. Очумелов не поворачивается, а, как и положено военному человеку, «делает полуоборот налево» и вмешивается в происходящее. Окровавленный палец Хрюкина, поднятый вверх, «имеет вид знамения победы» человека, полупьяного золотых дел мастера Хрюкина, над собакой, белым борзым щенком с выражением тоски и ужаса в слезящихся глазах. Хрюкин обращается с собакой так, как если бы это был обидевший его человек, у которого он требует удовлетворения, морального, материального, юридического: «сорву я с тебя», «пущай мне заплатят», «ежели каждый будет кусаться, то лучше и не жить на свете». Бедное животное в зависимости от того, чьим его считают, то собираются истребить как бешеную пакость, то величают нежной тварью, цуциком, собачонкой. Только ведь не только к собаке меняется отношение у Очумелова, но и к Хрюкину, которого она покусала, потому что он ей в морду тыкал цигаркой для смеха, и к предполагаемому хозяину. То Хрюкина обвиняют в том, что он сам «расковырял палец гвоздиком», чтобы «сорвать», то советуют дела этого так не оставлять, «нужно проучить», то его иначе как свиньей и болваном не называют и уже грозят ему, а не собаке. Степень волнения Очумелова отражает то надеваемая, то снимаемая новенькая шинель, так как его то знобит от волнения, то бросает в жар.

Художественная деталь в рассказе Чехова характеризует и Очумелова, и Хрюкина, и собаку. Она помогает читателю понять авторскую точку зрения, заставляет быть внимательнее.

Другие работы по теме:

А. П. Чехов разрабатывал в ранний период своего творчества малые жанры: шутливую сценку, коротенький рассказ, шутку, фельетон, часто строя произведение на анекдотическом случае. Перед ним стояла задача в маленьком объеме произведения, с небольшим количеством персонажей, дать общую картину через частные детали.

Антон Павлович Чехов великий русский писатель реалист. Чехов в своем творчестве использует разные жанры и сценки и анекдоты и фельетоны и рассказы. В своих рассказах главными врагами. Чехов называл ложь лицемерие и произвол говорил о вдохновенном тр В рассказе.

Автор: Чехов А.П. Общество ждет и надеется... В. Г. Короленко Жизнь Чехова в чем-то сродни его художественным созданиям. Не так-уж много в ней внешне драматических эпизодов. Не было у Чехова ни дуэлей с роковым исходом, как у Пушкина и Лермонтова, ни ссылки, как у Чернышевского, ни политической эмиграции, как у Герцена, ни гражданской казни, как у Достоевского, ни ухода из отчего дома, как у Льва Толстого.

Антон Павлович Чехов является мастером короткого рассказа, особенностью которого является то, что в маленький объем нужно вместить максимум содержания. В коротком рассказе невозможны пространные описания, длинные внутренние монологи, поэтому на первый план выступает художественная деталь. Она несет в произведениях Чехова огромную художественную нагрузку.

А.П. Чехов в ранний период своего творчества создает небольшие рассказы, юмористические зарисовки, описывающие одно происшествие или случай из жизни героев. Делая собственные произведения смешными, писатель использует различные юмористические приемы. Например, в рассказе А.П. Чехова рядовая ситуация приобретает комический эффект из-за употребляемых автором особых юмористических приемов.

Хамелеон - это ящерица, меняющая свой цвет, приспосабливаясь к окружающей среде. Конечно, в маленьком городке, где происходит действие чеховского рассказа, речь идет вовсе не о зоологических исследованиях. Тем более не о пресмыкающихся, а о самой обычной собаке неизвестного хозяина - о щенке, очутившемся в центре событий на площади, где, защищаясь, он укусил за палец грубого, очень шумного человека.

Величайший русский писатель и драматург А. П. Чехов - автор многих сатирических и юмористических рассказов, о которых можно сказать «такие смешные грустные истории». В них он высмеивал такие человеческие изъяны, как лицемерие, рабское поклонение, задабривание к начальству, грубость, необразованность, нахальство, отсутствие чувства собственного достоинства.

(1 вариант) В ранний период творчества Антон Павлович Чехов пишет серию юмористических рассказов, в которых смеется над различными недостатками людей. В небольшом произведении «Хамелеон» раскрывается тема хамелеонства. Писатель от души смеется над людьми, меняющими свою точку зрения в зависимости от обстоятельств.

Рассказы А.П. Чехова рисуют жизнь людей со всеми их проблемами, переживаниями, трудностями быта и радостями. Особую роль в жизни героев играет любовь – чувство, изменяющее их отношение к миру, возвышающее их над обыденностью, но и создающее много проблем. Такая ситуация описана в рассказе «О любви».

Книга Евгения Коршунова Операция «Хамелеон» по своему жанру детектив. Притом детектив, действие которого происходит в заманчивой Африке, Вряд ли найдется человек, не мечтавший хоть раз в жизни попасть в ее саванны, побродить у Килиманджаро и водопада Виктория, услышать при лунном свете звуки тамтамов и увидеть ритуальные танцы местных племен.

Рассказы А. П. Чехова «Толстый и тонкий» и «Смерть чиновника » были созданы писателем в начале творческого пути, когда вместе с юмористическими рассказами на узко бытовые темы он писал рассказы более широкого общественного значения. Среди них были «Хамелеон», «Унтер Пришибеев», «Маска» и др. В этих рассказах смешное не развлекает, а заставляет читателя задуматься.

Какова роль художественных деталей в раскрытии авторского замысла По рассказу А.П. Чехова 8220 Человек в футл Сочинение-миниатюра. Какова роль художественных деталей в раскрытии авторского замысла.

Автор: Чехов А.П. Войдя в русскую литературу, Чехов выступил мастером “малой” формы. Это великий художник слова. Он способен передать в небольшом рассказе всю жизнь человека, придерживаясь сформулированных им самим правил: “писать талантливо, то есть коротко” и “краткость - сестра таланта”. За его пейзажами, нарисованными часто с помощью одной точной и меткой детали, за короткими диалогами и монологами, за маленькими подробностями внимательный читатель всегда различает не названные автором, но ясно видимые глубины жизни.

В рассказе "Тоска" кажется, что не происходит никаких событий. Извозчика Иону Потапова в скучных зимних сумерках засыпает снегом. Он ожидает своих пассажиров. На самом же деле Иона никого и ничего уже не ждет.

Прозу Антона Павловича Чехова отличает лаконичность, точность выбора лексики и метафор, тонкий юмор. Писатель является непревзойденным мастером короткого рассказа. На страницах его произведений поет и пляшет, плачет и смеется подлинная Русь.

Персонажи Чехова не способны что-либо кардинально изменить, наладить свою и общественную жизнь, поэтому уходят в себя, создают некий замкнутый мирок, оболочку, в которую прячутся от трудностей, от радостей и печалей жизни.

Смешное начинается в этом рассказе с самого начала: среди лета, полицейский надзиратель Очумелов шагает по городу в шинели, за ним - городовой с решетом конфискованного крыжовника. Все это вызывает у читателя зримые образы: жара, безлюдный город, пустые магазины, двери которых похожи на голодные пасти.

Антон Павлович Чехов пришел в русскую литературу в 80‑е гг. XIX в. В своих рассказах автор изучает проблемы современности, исследует жизненные явления, обнажает причины социального неустройства. Он показывает, что в обществе господствуют бездуховность, пессимизм, измена идеалам добра. В своих произведениях Чехов беспощадно обличает пошлость, активно защищает здоровые и деятельные начала жизни.

Я хочу рассказать о некоторых из них: пусть это будут герои рассказов «Смерть чиновника», «Хамелеон» и «Унтер Пришибеев». В рассказе «Смерть чиновника» можно заметить явное несоответствие между сюжетом, который ведет к печальному концу, и тем, как этот сюжет рассказывается. Несерьезен тон повествования («В один прекрасный вечер не менее прекрасный экзекутор…», «Чихать никому и нигде не возбраняется.

Чем мне близок Антон Павлович Чехов? Автор: Чехов А.П. Почти у каждого из нас есть писатель, который нам дороже, ближе всех остальных, у которого мы привыкли искать ответы на вопросы, так часто возникающие в нашей жизни. Таким писателем стал для меня Антон Павлович Чехов.

Text Text Graphics Исследовательская работа Одоративные образы и их роль в художественной прозе Чехова Graphics Оглавление: Оглавление: Введение……………………………………………………….…

Антон Павлович Чехов – замечательный русский писатель и драматург, мастер короткого рассказа. В своих небольших произведениях он раскрывает совсем нешуточные проблемы. Он высмеивает самодуров и деспотов, которые способны унижаться, терять свое достоинство перед денежными мешками. Чехов пишет о будничном, мелком, но в его рассказах проявляется протест против униженности человека.

Александр Родионович Артём (наст. фам. - Артемьев; 1842-1914) - русский актёр. Биография Александр Артём сын крепостного крестьянина. После окончания московского Училища живописи, ваяния и зодчества (1878), работал учителем рисования и чистописания. С 1880-х гг. принимал участие в любительских постановках.

После смерти Чехова Л. Н. Толстой сказал: "Достоинство его творчества то, что оно понятно и сродно не только всякому русскому, но и всякому человеку вообще. А это главное". Действительно, предметом исследования Чехова (так же как и Толстого и Достоевского) стал внутренний мир человека. Но художественные методы, художественные приемы, которые использовали в своем творчестве писатели, различны.

Роль художественной детали в рассказе Чехова "Хамелеон" Проект Романовой Виктории, 8 класс


Удивительное это животное хамелеон. Прячась от врагов и стараясь незаметно подобраться к насекомым своим жертвам, эта ящерица быстро и легко может поменять цвет, сливаясь с окружающей средой. Но если такая приспособительная реакция животного вызывает у нас восхищение мудростью природы, то человека с подобными качествами вряд ли назовешь достойным и порядочным. Яркий пример такого «хамелеонства» нам рисует А.П.Чехов в своем рассказе «Хамелеон».


В основе сюжета лежит обыкновенный жизненный случай: щенок укусил за палец человека. Это событие в считанные минуты привлекло большое количество зевак, и на базарной площади, где только что было тихо и уныло, собралась целая толпа. Сборище привлекло внимание полицейского надзирателя Очумелова, который чинно шествовал через площадь в сопровождении городового. Пострадавший, а им оказался «золотых дел мастер» Хрюкин, демонстрировал собравшимся окровавленный палец, а «в центре толпы, растопырив передние ноги и дрожа всем телом», сидел сам «виновник скандала белый борзой щенок». Очумелов, чувствуя свою значительность, решил разобраться в ситуации.






В начале рассказа мы видим в руках Очумелова узелок, а у городового - решето с крыжовником. Роль крыжовника и узелка в том, что полицейский надзиратель и городовой уже успели от кого -то получить взятку, несмотря на ранний час. Эти две детали характеризуют этих персонажей как пронырливых и предприимчивых людей.


Около самых ворот склада, видит он, стоит вышеписанный человек в расстегнутой жилетке и, подняв вверх правую руку, показывает толпе окровавленный палец. На полупьяном лице его как бы написано: «Ужо я сорву с тебя, шельма!» да и самый палец имеет вид знамения победы.


Деталь окровавленный палец показывает нам, что ювелир Хрюкин не сможет работать. Интересно, а вовремя ли выполнял заказы господин Хрюкин? И насколько качественными были изделия? Теперь у него есть оправдание, и он может не работать, пока палец не заживёт.


Действие рассказа происходит во второй половине лета, летом шинель не носят. То, что Очумелов именно в это время надел шинель и она новая, говорит о том, что он недавно получил должность. Благодоря ей, Очумелов имеет власть, и об этом тоже говорит шинель. Распахнутая шинель как бы увеличивает и придаёт большую значимость Очумелову в глазах окружающих. На протяжении всего рассказа Очумелов то снимает, то надевает шинель.


В конце рассказа полицейский надзиратель уходит, запахнувшись в шинель. Из этого можно сделать вывод: Очумелов становится душевно закрытым для всех окружающих, как и власть. Мы также можем сказать, что народ пойдёт за вышестоящим чином (в наше время ничего не изменилось). Мы доказали, что художественная деталь в рассказе А. П. ЧЕХОВА Хамелеон помогает понять и раскрыть образы. Он волнуется и боится потерять власть, и поэтому его бросает то в жар, то в холод.

ЗНАЧЕНИЕ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ДЕТАЛИ В РАССКАЗЕ А. П. ЧЕХОВА «ХАМЕЛЕОН» А. П. Чехов - мастер маленького рассказа. Один из его рассказов, «Хамелеон», в юмористи­ческой форме повествует о незначительном собы­тии, произошедшем в один из дней в маленьком провинциальном городишке. Само по себе собы­тие было действительно незначительным. Одна­ко персонажи рассказа, характеры которых рас­крываются, главным образом, в диалогах, застав­ляют читателя задуматься, увидеть необыкновен­ное в обыкновенном. В рассказе нет живописных пейзажей, подроб­ных и обстоятельных характеристик персона­жей. Мастерство А. П. Чехова заключается в уме­нии наблюдать жизнь, облекая свои размышле­ния в форму тонких и метких деталей. Безлюдная базарная площадь. Через нее идет полицейский надзиратель Очумелов. За ним вы­шагивает рыжий городовой Елдырин. Вокруг тишина и спокойствие. Внезапно тишину нару­шают человеческие крики и собачий визг. Очу­мелов видит, как от склада купца Пичугина бе­жит собака, «прыгая на трех ногах и оглядыва­ясь». За ней гонится человек. Можно предста­вить, насколько смешной была ситуация. Но бе­гущий человек решается на поступок более смеш­ной и вместе с тем безумный: «подавшись туло­вищем вперед, падает на землю и хватает собаку за задние лапы». Слышится вновь собачий визг. Не удивительно, что происшествие оживляет сон­ную базарную площадь. Неведомо откуда, «слов­но из земли выросши», набежал народ. Очумелов, представитель власти и порядка, не может не обратить внимания на беспорядок. По­дойдя к толпе, он увидел человека, который де­монстрировал свидетелям свой окровавленный палец. Казалось бы, в такой ситуации сочувствие читателей должно быть на стороне пострадавше­го золотых дел мастера Хрюкина. Но обратим внимание на такие детали: лицо его было полу­пьяным и на нем было как бы написано: «Ужо я сорву с тебя, шельма!» Животное оказывается не огромным ужасным псом, а всего лишь белым борзым щенком с острой мордой и желтым пят­ном на спине, да еще хромым. «В слезящихся гла­зах его выражение тоски и ужаса». А. П. Чехов не выражает своего мнения по поводу происшествия, но внимательный чита­тель сразу же понимает, на чьей стороне автор­ское сочувствие. Так, несколько метких деталей позволяют писателю довольно подробно и, глав­ное, ярко преподнести эпизод, ставший компози­ционной завязкой рассказа. Главную роль в рассказе выполняют диалоги, которые характеризуются живостью, пластично­стью языка и меткостью, точностью деталей. Сло­ва пострадавшего Хрюкина отличаются экспрес­сивностью, эмоциональностью. Он постоянно подчеркивает свое служение букве закона. Не­смотря на кажущуюся порядочность, Хрюкин заботится отнюдь не о торжестве закона, а о соб­ственной выгоде: «Пущай мне заплатят, потому - я этим пальцем, может, неделю не пошевель­ну…» Эта фраза Хрюкина сводит на нет все его заверения в правдивости, истинности сказанно­го. Подтверждением этого могут служить и сло­ва случайного свидетеля, который видел, что Хрюкин сам спровоцировал собаку. Нельзя серь­езно относиться к словам человека, который спо­собен обидеть беззащитное животное, да еще и таким образом. Таким же непредсказуемым, если брать во внимание детали, является полицейский надзи­ратель Очумелов. Он вообще не имеет собствен­ного мнения, решения меняет в зависимости от того, какую выгоду или неприятность принесет ему это решение. Вспомним, как он обращается к городовому Елдырину: «Сними-ка, Елдырин, с меня пальто… Ужас как жарко! Должно полагать, перед дождем». И через несколько минут: «Надень-ка, брат Елдырин, на меня пальто… Что-то ветром подуло… Знобит…» Погодные условия нисколько не изменились. Изменилось решение полицейского относительно дальнейшей судьбы собаки. В этих же диалогах характерны следую­щие реплики: «Пора обратить внимание на подоб­ных господ, не желающих подчиняться постанов­лениям! Как оштрафуют его, мерзавца, так он узнает у меня, что значит собака и прочий бродя­чий скот!» И через несколько минут: «Она (соба­ка), может быть, дорогая, а ежели каждый сви­нья будет ей в нос сигаркой тыкать, то долго ли испортить… А ты, болван, опусти руку! Нечего свой дурацкий палец выставлять! Сам виноват!..» Завершается рассказ торжеством справедли­вости. Истинный виновник происшествия нака­зан. Наказанием ему послужил всеобщий хохот собравшихся, в то время как пес возвращается владельцу, вместо того чтобы быть истреблен­ным, к чему его «приговорили» вначале. Очуме­лов грозит Хрюкину, что доберется до него. И на­столько беспомощным выглядит этот жест Очу­мелова, что тут уж впору его пожалеть. Пожалеть за боязнь перед вышестоящими, за неумение при­нимать самостоятельные решения. Каждый из персонажей рассказа глубоко ин­дивидуален. Эта индивидуальность раскрывает­ся прежде всего в деталях поведения, в диалогах персонажей. А. П. Чехов создает яркие и запо­минающиеся образы, не прибегая к широким, подробным характеристикам. Он творил, как ис­тинный художник, у которого каждый мазок кисти значителен и красноречив. Перед нами уже не образы отдельных людей, а нечто более широ­кое и значительное - образ населения, народа, нации.

Урок литературы в 7 классе

Художественная деталь в рассказе А.П. Чехова "Хамелеон"

Цель урока: 1. Продолжить формирование литературоведческой компетенции, указывая на роль художественной детали в произведении.

2.Способствовать развитию ценностно-смысловой компетенции, работая над осмыслением художественного текста.

3. Стремиться к овладению общекультурной компетенции

через знакомство с произведением классической литературы.

Педагогическая технология: технология коллективной мыследеятельности Литературоведческая основа урока: статья Сергея Штильмана “Как "работает" одна из предметно-бытовых деталей в рассказе А.П.Чехова "Хамелеон"”. Предварительное домашнее задание: повторить определение художественной детали.

Ход урока

1. Орг. момент.

А.Приветствие

Прочитайте тему урока

Что знакомо вам в этом предложении?

Б. Целеполагание.

Исходя из темы, назовите цель урока. (Узнать, какое значение имеет художественная деталь в создании образа Очумелова)

2. Мотивирование.

Каждому из нас приходится решать, как поступить в той или иной ситуации, сделать правильный выбор иногда помогают герои литературных произведений. В рассказе, с которым мы познакомимся сегодня, автор обращает внимание на некоторые человеческие пороки. Попробуем разобраться в том, чему учит нас великий русский писатель А.П.Чехов.

А где, по-вашему, могут пригодиться эти знания? (В жизни).

3. Составление плана

Что из названия темы вам уже известно? (знаю)

О чем мы пока не говорили? (хочу узнать)

Это и будет планом сегодняшнего урока.

IV . Реализация плана

А.Прослушивание рассказа в исполнении актера театра (8 мин.16 сек.)

Задание: 1. Проследить за развитием сюжета.

2. Назвать действующих лиц

-Какое впечатление произвело на вас произведение?

- Какое животное называют хамелеоном?

-С первым пунктом плана мы справились.

Б. -А каким вы себе представляете Очумелова?

А теперь обратимся к тексту и посмотрим, каким изображает нам этого героя А.П. Чехов и какое значение имеет художественная деталь для создания этого образа

– Вспомните, определение художественной детали. Итак, художественная деталь – выразительная подробность в произведении, несущая значительную смысловую и эмоциональную нагрузку; деталь используется для того, чтобы наглядно представить и охарактеризовать героев и их среду обитания.

Прочитайте первое предложение рассказа и ответьте на вопрос:

– какая из упомянутых в нем деталей встретится в произведении еще не раз?

Ответ, конечно, затруднений не вызывает – это шинель: “Через базарную площадь идет полицейский надзиратель Очумелов в новой шинели и с узелком в руке”.

– Сколько же раз в таком маленьком рассказе будет упомянута эта шинель? Несложный арифметический подсчет показывает: четыре раза! Следовательно, эта деталь для автора очень важна

Ребята, а вы знаете, для какого времени года предназначен этот вид одежды?

Обратите внимание на то, в какое время года происходят описываемые в рассказе события. (летом)

Значит, шинель нужна для того, чтобы согреться, а летом герой её использует совсем в других целях.

Найдите эпитет, который характеризует шинель? (новая)

О чем нам говорит такая подробность, что шинель у Очумелова новая? (значит, у него новый чин, и он чувствует себя хозяином площади)

Почему, давая портрет Очумелова, Чехов не упоминает ни о какой другой детали одежды полицейского надзирателя, кроме шинели? (для героя главное – чин, власть)

-Кто-нибудь из людей есть ещё на площади? (нет)

-Как вы думаете, почему? (потому что этот хозяин станет их обирать, поэтому все спрятались)

- Как вы думаете, как именно надета на Очумелова шинель – расстегнута она или застегнута на все пуговицы?

Вывод

Итак, прочитано только первое предложение рассказа. Что же мы узнали? Во-первых, действительно, описывая полицейского надзирателя, автор не только не упоминает о каких-либо других деталях его одежды, но и вообще ничего не говорит о его лице, цвете волос, других, казалось бы, необходимых компонентах портрета. Мы как бы “не видим” лица Очумелова, шинель – это все, что читатель знает о его внешности. Следовательно, перед нами не человек, а чин, и именно это в нем главное! Во-вторых, на дворе – лето (в руках у городового – решето с конфискованным крыжовником), почему же полицейский надзиратель идет в шинели? Возможно, ответ в том, что шинель – новая, то есть в этот чин Очумелов, скорее всего, произведен недавно, поэтому его еще греет сознание “высоты” собственного положения. А поскольку символом власти полицейского надзирателя является шинель, то ее хозяин согласен потерпеть жару. В-третьих, вероятно, шинель все-таки расстегнута: трудно представить, что после слов Очумелова: “Генерала Жигалова? Гм!.. Сними-ка, Елдырин, с меня пальто... Ужас, как жарко!” – городовой, держащий в руках решето с крыжовником, прежде чем снять шинель со своего начальника, будет ее сначала расстегивать. Почему нам важно было выяснить этот факт? Очумелов, отправляясь на обход базарной площади, чувствует себя среди обывателей хозяином, властью, перед которой трепещут “хрюкины” и им подобные.

Таково положение вещей к началу развертывания сюжета рассказа.

В.. Теперь нас будет интересовать момент, когда очумеловская шинель опять окажется в центре повествования.

Подготовленное чтение по ролям фрагмента рассказа со слов: “По какому случаю тут?” до слов: “Знаю вас, чертей!”

Найдите в этом фрагменте предложения, в котором упоминается шинель? (Ужас как жарко)

Почему Очумелова бросило в жар? (Потому что хозяин Генерал)

Зачитайте, что он говорит о хозяине собаки сначала.

Выходит, что это все он говорил о генерале Жигалове.

(потому что он только что говорил о хозяине собаки, а собака может оказаться генеральской)

Внутренние или внешние изменения происходят в этот момент с полицейским надзирателем?

-найдите в рассказе строки, когда шинель упоминается в третий раз

Почему надзирателя вдруг бросило в холод?

Вывод

Итак, виновник “беспорядка”, случившегося на базарной площади, – борзой щенок, укусивший за палец золотых дел мастера Хрюкина. Стремясь, навести надлежащий порядок, полицейский надзиратель разражается потоком ругательств в адрес предполагаемого владельца щенка: “Я этого так не оставлю. Я покажу как вам, как собак распускать! Пора обратить внимание на подобных господ, не желающих подчиняться постановлениям!”, называет его (владельца) мерзавцем и обещает показать ему “кузькину мать”. И именно в этот момент кто-то из толпы предполагает, что собака, “кажись, генерала Жигалова!”. Эти слова и послужили сигналом для тех перемен, что произошли с только что упивавшимся своей властью Очумеловым. Он, в полном соответствии со своей говорящей фамилией, буквально очумел от услышанного! Ведь если хозяин щенка действительно генерал Жигалов, то все, что до этого полицейский надзиратель говорил в адрес владельца собаки, сказано о генерале. О генерале! Следовательно, он, Очумелов, чинов не признает и не почитает, и это слышали все, собравшиеся на площади! Такие или подобные мысли, видимо, вихрем пронеслись в голове Очумелова за те несколько секунд, что прошли после реплики из толпы. Небольшая заминка – и звучит знаменитая фраза: “Сними-ка, Елдырин, с меня пальто... Ужас, как жарко!” И жарко, конечно, не от солнца. Интересно выяснить, внешние или внутренние изменения происходят в этом эпизоде с полицейским надзирателем. Внутреннее его перевоплощение мы можем проследить по тексту. Но, думается, имеем полное право предположить, что изменился он и внешне: покраснел от волнения или побледнел от испуга. Кроме того, “не исключено, что цвет его шинели и кителя отличался друг от друга хотя бы оттенком, хотя бы чуть-чуть”. Действительно – хамелеон!

Комический эффект ситуации Чехов усиливает и за счет речевой характеристики персонажа. Внешне рассказ построен как диалог, но на самом деле в нем преобладает монологическая речь Очумелова, и именно речевое мастерство автора помогает нам до конца понять социальную суть и комизм хамелеонства. Язык Очумелова чисто полицейский, “жандармский”, в нем постоянно звучат обороты из официальных уложений и приказов: “Пора обратить внимание на подобных господ, не желающих подчинятся постановлениям...”, “Он узнает у меня, что значит собака и прочий бродячий скот...”, “А собаку истребить надо”. Особого эффекта Чехов достигает тем, что в речи Очумелова канцеляризмы, порой в одном предложении, соседствуют с просторечиями и вульгаризмами: “Как оштрафуют его, мерзавца...”, “Я ему покажу кузькину мать...”, “Знаю вас, чертей!”

Рассмотрите иллюстрации к рассказу Чехова “Хамелеон” художника Александра Дудина. Какие эпизоды рассказа на них запечатлены? Как вы об этом догадались?

Предполагаемые результаты работы

Рассказ Чехова всегда вызывал интерес у художников-иллюстраторов. На рисунке изображен момент, когда через базарную площадь идёт полицейский надзиратель Очумелов в новой шинели и с узелком в руках. За ним шагает городовой с решетом, доверху наполненном конфискованным крыжовником. Кругом тишина... На площади ни души... На следующей иллюстрации запечатлен другой эпизод рассказа: когда Очумелов выясняет, что произошло в дровяном складе купца Пичугина и “по какому это случаю” на площади собралась толпа: указывая пальцем на щенка, спрашивает: “Чья это собака?..” Шинель еще надета на полицейском надзирателе, а грозное выражение лица говорит о его уверенности в собственной власти над обывателями.

5. Подводя итоги обсуждения вопросов, поставленных на уроке, сделаем некоторые выводы, расставим нравственные акценты.

По словам Корнея Чуковского, два основных порока всякой обывательской души казались Чехову особенно мерзким: надругательство над слабыми и самоуничижение перед сильными. Итак, в центре рассказа “Хамелеон” – полицейский надзиратель Очумелов. Он оказался между двух огней: должен окончательно решить, бродячая ли собака укусила Хрюкина или все-таки генерала Жигалова.

– Какие же качества своей души Очумелов проявил по отношению к золотых дел мастеру Хрюкину, да и ко всей собравшейся толпе?
– Как можно определить отношение Очумелова к генералу Жигалову, его брату и даже его собаке?
– А какое же качество у Очумелова отсутствует напрочь?
– Постарайтесь одним словом определить суть поведения Очумелова в запечатленной Чеховым сценке. Только ли для чеховского героя характерно такое поведение?

Хамелеонство Очумелова выражается в следующих чертах:

    по отношению к Хрюкину: грубость, надменность, самомнение, заносчивость, высокомерие, спесивость;

    по отношению к генералу: подхалимство, угодничество, чинопочитание, самоуничижение, льстивость, пресмыкание, раболепство, заискивание;

    по отношению к самому себе: полное отсутствие чувства собственного достоинства.

(Итоги оформим в виде таблицы, которая заполняется по ходу ответов на вопросы.)

Рефлексия.

Поднимите руки, кто работал на уроке в полную силу.

Кто поставил бы себе «5»?

А есть ли такие ребята, которые бы поставили себе «3»?

Итог урока.

А я поставлю…

Итак, что нового узнали на уроке?

Какие для себя сделали выводы?

инд. письменно ответить на вопрос: “Сколько хамелеонов вы видите в рассказе Чехова? Обоснуйте свое мнение”.