историческая область в долине между 1 и 5-м порогами Нила на территории современного Египта и Судана, а также существовавшее здесь в VII-XIV вв. христианское государство нубийцев со столицей в г. Донгола Старая. К концу XIV в. заселена арабскими племенами и исламизирована.

Отличное определение

Неполное определение ↓

НУБИЯ

Каш, Куш - у древних египтян, Нильская Эфиопия - у античных авторов) - ист. область. Находится, примерно, между 1-м и 6-м порогами Нила и несколько далее к югу и востоку по Белому и Голубому Нилу, между Красным м. и Ливийской пустыней. Название Н., встречающееся с 10 в. н. э., происходит, вероятно, от обитавшего с 3 в. н. э. на вост. берегу Нила южнее 1-го порога племени нобатов. К коренному населению терр. Н. - родственным древним египтянам хамитич. племенам, с сер. 2-го тыс. до н. э. примешивались проникшие с Юга негроидные элементы. В эпоху Древнего царства егип. фараоны посылали на терр. Н. торг. караваны и грабительские экспедиции за рабами, скотом, золотом, эбеновым деревом, слоновой костью и т. д. и к 15 в. до н. э. захватили ее до 4-го порога. Н. управлялась наместником, т. н. царским сыном Куша. Влияние Египта способствовало распространению егип. культуры и ускорило распад первобытнообщинных отношений. В 11 в. до н. э. добилась самостоятельности. Впоследствии на ее терр. возникло Напатское царство (см. Напата). К концу 6 в. до н. э. столица этого царства была перенесена в Мероэ (см. Мероэ). В 4 в. н. э. значит. часть страны захватил аксумский царь Эзана. С 6 в. н. э. в Н. распространилось христианство. В 6-8 вв. образовались два царства - Мукурра (на Севере) и Алоа (на Юге). В 652 она подверглась нападению арабов. Повторяющиеся с 13 в. набеги мамлюков и расселение арабов способствовали распространению в Н. ислама, вытеснившему к нач. 16 в. христианство. В 16 в. на терр. Н. возникло гос-во Фунга. В 1821 часть ее была захвачена Египтом. Терр. Сев. Н. до 2-го порога ныне входит в состав ОАР, остальные р-ны принадлежат Судану. В связи со строительством Асуанской плотины многие памятники Древней Н. - храм Абу-Симбел и др., попали в вону затопления. Для их изучения и спасения в 1960 был создан при ЮНЕСКО Междунар. комитет действия с Консультативным советом экспертов. Наиболее ценные памятники переносятся в зону, свободную от затопления (1966). Лит.: Кацнельсон И. С., Проблемы исторического развития древнейшей Нубии, "ВДИ", 1948, No 2; его же, Некоторые черты государственного строя Нубии в VI-IV вв. до н. э.. Международный XXV конгресс востоковедов. Доклады делегации СССР, М., 1960; его ж е, Нубия под властью Египта, "ВМГУ", 1948, No 6; его же, Рабовладение в Куше, "ВДИ", 1964, No 2; Древняя Нубия. Результаты работ археологич. экспедиции АН СССР в Объединенной Арабской Республике. 1961-1962, под общей ред. Б. Б. Пиотровского, М.-Л., 1964; S?ve-S?derbergh Т., ?gypten und Nubien, Lund, 1941; Arkell A. J., A history of the Sudan from the earliest times to 1821, L., 1961; журнал "Kush", Khartum, с 1953. И. С. Кацнельсон. Москва. -***-***-***- Нубия до XIII века

В XIX веке границы Нубии определялись по-разному. По одной из интерпретаций к ней относилась вся область Нила к югу от Египта до Абиссинии и южнее, по другой - пространство между Асуаном и устьем Атбары, по третьей - область второго водопада , страна древних нобадов, или нубов («Уади Нуба»). Собственно Нубией называлась обычно область среднего течения Нила, до впадения Атбары и эфиопских предгорий, а более южная часть нильского бассейна (территория современного Судана, в XVIII веке - территория султаната Сеннар) называлась Верхней Нубией .

Название, возможно, происходит от древнеегипетского слова nub - золото . В древности на территории Нубии последовательно существовали различные культуры и государства, такие как царства Керма , Куш и другие. Столицей древних нубийских царств в то время в хронологическом порядке были города Керма , Напата и Мероэ . В VII-XIV веках здесь находилось несколько христианских государств нубийцев. Затем Нубия была исламизирована и частично заселена арабскими племенами. Нубия была источником рабов и природных богатств (золота и слоновой кости).

Энциклопедичный YouTube

    1 / 3

    ✪ Забытые Фараоны Нубии [ДокФильм]

    ✪ Древняя Нубия (рассказывает историк Светлана Малых)

    ✪ Колыбель цивилизаций, Древний Египет, Древняя Нубия (рассказывает Максим Лебедев)

    Субтитры

История

Древнейшая Нубия

История Нубии прослеживается на 5 тысяч лет в связи с развитием лежавшей на севере египетской цивилизации. Древнеегипетская культура оказывала мощное воздействие на Нубию. Первые развитые сообщества обнаруживаются в Нубии во времена Египетской Первой династии (3100-2890 гг. до н. э.). Около 2500 г. до н. э. египтяне начали продвигаться на юг, и от них происходит большинство наших знаний о Нубии, северную часть которой египтяне называли Уауат, а южную - Куш . Самое сильное нубийское политическое образование на тот момент имело центр в Керме .

Египетская экспансия была временно остановлена упадком Среднего царства Египта и вторжением гиксосов , ставших союзниками нубийцев. После установления Нового царства к 1550 г. до н. э. египетская экспансия возобновилась, однако на этот раз она встретила организованное противодействие. Историки не уверены, оказали ли это противодействие отдельные города или одна объединённая империя. Также продолжаются споры, была ли государственность основана местными жителями или привнесена из Египта.

В результате египетского вторжения регион вновь стал владением Египта под контролем , чья армия поддерживала власть благодаря ряду крепостей, часть которых была возведена ещё при Среднем царстве (например, Бухен). Нубия, вплоть до четвёртого и пятого порога Нила, была включена в состав Египта при XVIII династии Нового царства и на пять веков подчинена наместникам фараона, носившим титул царский сын Куша . С распадом Нового царства в районе 1070 гг. до н.э. Куш стал самостоятельным государством со столицей в Напата .

Кушитское царство (Напата)

Территория Верхней Нубии от Мероэ до третьего порога Нила была объединена под властью Алары в период около 780-755 годов до н. э. Алара считался основателем нубийской царской династии своими наследниками - XXV, кушитской династией Египта . Царство увеличивало сферу своего влияния, и во время правления Кашты, последователя Алары, доминировало в южном Египте, в области Элефантина и даже Фив. Кашта принудил Шепенупет I, единокровную сестру фараона Такелота III , служившую Божественной Женой Амона , признать его дочь Аменирдис I своей наследницей. После этого события Фивы попали под фактический контроль Напаты. Власть царства достигла наивысшей точки во время правления Пианхи , наследовавшего Каште, который завоевал весь Египет к 20-летнему возрасту, и положил начало XXV династии.

Куш снова стал отдельным от Египта государством, когда ассирийцы вторглись в Египет в 671 году до н. э. Последним кушитским царем, который попытался восстановить контроль над Египтом, был Тануатамон , который потерпел сокрушительное поражение от ассирийцев в 664 г. до н. э. После этого влияние царства в Египте пошло на убыль и прекратилось к 656 году до н. э. когда Псамметих I , основатель XXVI династии, объединил весь Египет под своей властью. В 591 году до н. э. египтяне под руководством Псамметиха II вторглись в Куш, возможно, из-за того, что правитель Куша Аспелта подготавливал вторжение в Египет, разграбили и сожгли Напату.

Мероитское царство

Из различных исторических источников следует, что последователи Аспелты перенесли столицу в Мероэ , далеко на юг от Напаты. Точное время переноса остается неясным, но многие историки считают, что это произошло в период правления Аспелты, в ответ на египетское вторжение в нижнюю Нубию. Другие историки считают, что перенос царства на юг был связан с добычей железа - вокруг Мероэ, в отличие от Напаты, располагались обширные леса, которые могли служить источником топлива для доменных печей. Кроме того, появление греческих торговцев в этом регионе значило для кушитов уменьшение зависимости от нильского торгового маршрута, теперь они могли торговать с греческими колониями на побережье Красного моря.

Альтернативная теория утверждает, что существовало два отдельных, но тесно связанных друг с другом государства, с центрами в Напате и Мероэ. Государство со столицей в Мероэ постепенно затмило своего северного соседа. К северу от Мероэ не найдено ничего похожего на царскую резиденцию, и, возможно, Напата была только религиозным центром. Однако, Напата определенно оставалась важным центром, цари короновались и погребались в ней даже в периоды, когда они жили в Мероэ.

Окончательный перенос столицы в Мероэ произошёл около 300 года до н. э., когда монархов стали хоронить там, а не в Напате. Существует теория, что этот перенос отражает освобождение монархов от власти жрецов Напаты. По сообщению Диодора Сицилийского , жрецы приказали мероитскому правителю по имени Эргамен совершить самоубийство, однако, он пренебрег традицией и, вместо этого, казнил жрецов.

В ранний период нубийцы использовали египетские иероглифы, но в мероитский период было разработано новое, до сих пор не полностью расшифрованное Мероитское письмо , применявшееся для записи мероитского языка . Страна торговала со своими соседями и продолжала строить монументы и гробницы.

В 23 году римский префект Египта, Гай Петроний, вторгся в Нубию в ответ на нубийское нападение на южный Египет. Он разграбил север страны, включая Напату, и вернулся в Египет.

Христианская Нубия

К VII веку н. э. Нубия представляла собой небольшие разрозненные христианские царства (Алоа, Мукурра, Нобатия) и владения.

Мусульманская Нубия

Около 960 года в восточной Нубии образовалось олигархическое государство во главе с верхушкой арабского племени рабиа. Другие арабские племена заселили Нижнюю Нубию, она была присоединена к Египту в 1174 году. В 1272 году правитель государства Донгола в союзе с крестоносцами напал на Египет, но потерпел поражение, и в 1275 году Донгола стала вассалом Египта.

Религия

После христианизации в VI веке церковь в Нубии, как и Нубия оказалась отрезанной от всех контактов с Византией и вообще со всем христианским миром. И тем не менее ей в течение долгих веков удавалось сдерживать исламское наступление и сохранять своё христианство и свою политическую независимость. Нубия оставалась христианским регионом до самого конца средневековья.

Нубийская церковь управлялась коптской Египетской церковью . Все епископы назначались напрямую каирским патриархом и были ответственны только перед ним. Церковь в Нубии не была организована как автокефальное или даже автономное национальное образование: она рассматривалась как часть Коптской церкви. В результате из-за этого каирского контроля Нубийская церковь не смогла развить в народе чувства этнической солидарности, которое, как правило, было решающим фактором для выживания автокефальных национальных церквей. Когда нубийское христианство столкнулось с переменами политической и социальной структуры, столь необходимое организационное единство не смогло воплотиться в жизнь. Другим важным фактором, способствовавшим медленному умиранию и в конечном итоге исчезновению христианства к югу от Асуана, было отсутствие у Нубийской Церкви возможности для поддержания постоянных контактов с христианским миром за своими границами.

Хотя нубийская церковь подчинялась Каиру, коптский язык не стал её главным богослужебным языком. Интересно, что нубийская евхаристия (слегка переделанная версия литургии св. Марка) до XII в. служилась на греческом . Но параллельно, начиная с IX века, начал употребляться старонубийский язык . Монашество , которое в Египетской церкви играло важную роль, в Нубии было весьма малоизвестным феноменом: археологические раскопки обнаружили лишь малую горстку монастырей во всей огромной стране. Это тоже было показателем определенной слабости Нубийской церкви.

Главным фактором в исламизации Нубии стал начавшийся в X в. процесс скупки плодородных земель на севере страны египетскими арабами, что в конце концов привело к фактической независимости этих земель от центральных властей. Постепенно арабские мусульманские поселения продвигались на юг. Население смешивалось путём браков; интересно, что в таких случаях, как правило, избиралась вера новопришельцев.

В 1323 году правитель Макурии, крупнейшего из нубийских царств, принял ислам. Постепенно население последовало за своим правителем. Алуа оставалась христианским государством до начала XVI века. Именно в этом веке вся Нубия перешла под контроль исламских правителей, и древнее царство стало неотъемлемой частью арабского и исламского мира.

Раздел очень прост в использовании. В предложенное поле достаточно ввести нужное слово, и мы вам выдадим список его значений. Хочется отметить, что наш сайт предоставляет данные из разных источников – энциклопедического, толкового, словообразовательного словарей. Также здесь можно познакомиться с примерами употребления введенного вами слова.

Значение слова нубия

нубия в словаре кроссвордиста

Энциклопедический словарь, 1998 г.

нубия

историческая область в долине между 1-м и 5-м порогами Нила, на территории современного Египта и Судана, а также существовавшее здесь в 7-14 вв. христианское государство нубийцев со столицей в г. Донгола Старая. К кон. 14 в. заселена арабскими племенами и исламизирована.

Нубия

одно из названий (впервые встречается в 10 в.) исторической области в Африке между 1-м и 6-м порогами Нила; см. Куш.

Википедия

Нубия

Ну́бия (, Эн-Нуба ) - историческая область в долине Нила, между первым и шестым порогам, то есть севернее суданской столицы Хартума и южнее Асуана в Египте.

В XIX веке границы Нубии определялись по-разному. По одной из интерпретаций к ней относилась вся область Нила к югу от Египта до Абиссинии и страны озёр, по другой - пространство между Асуаном и устьем Атбары, по третьей - область второго водопада , страна древних нобадов, или нубов. Собственно Нубией называлась обычно область среднего течения Нила, до впадения Атбары и эфиопских предгорий, а более южная часть нильского бассейна (территория современного Судана, в XVIII веке - территория султаната Сеннар) называлась Верхней Нубией .

Название, возможно, происходит от древнеегипетского слова nub - золото . В древности на территории Нубии последовательно существовали различные культуры и государства, такие как царства Керма, Куш и другие. Столицей древних нубийских царств в то время в хронологическом порядке были города Керма, Напата и Мероэ. В VII-XIV веках здесь находилось несколько христианских государств нубийцев. Затем Нубия была исламизирована и частично заселена арабскими племенами. Нубия была источником рабов и природных богатств.

Современные нубийцы говорят на двух родственных языках нубийской ветви восточносуданской надсемьи - нобин и кенузи-донгола, а часть - только на арабском.

Примеры употребления слова нубия в литературе.

Иэртет - части современной Нубии на отрезке долины Нила между Асуаном и Хартуном.

Вават - часть современной Нубии , отрезок долины Нила между современными Асуаном и Хартумом.

Кроме того, Нисой называлась и тогдашняя Нубия - страна, расположенная по обе стороны Нила к югу от Египта.

Куш - область долины Нила и Нубии , между вторым и пятым порогами, включавшая древние страны Иам и Карой.

А ее старший сын выбрал себе в жены принцессу из Нубии , дочь же от их брака вышла замуж за черного, как ночь щеголя, из штата Миссисипи, который, в свою очередь.

Во Внешней Нубии их испугало то, что вначале они приняли за призрак женщины, умершей во время попытки избавиться от ребенка.

По уверениям нубийцев, за три недели можно было добраться до берегов узкого моря, разделявшего Нубию и Азию, и жители этой страны готовы были решиться снова на путь через пустыню, чтобы поскорее вернуться домой.

То была также высочайшая его воля - не далее как послезавтра отправиться в горемычную Нубию , чтобы там торжественно заложить или открыть храм, посвященный чаще всего Амуну-Ра и, значит, на его взгляд, совершенно не стоивший той усталости и головной боли, которую приносила ему эта утомительная поездка.

Я почерпнул предвидение нашего Рока из сравнения простого и выносливого Китая с зодчим Вавилоном, с астрологом Египтом, с Нубией , более хитроумной, нежели они, бурной матерью всех промыслов.

Первая разновидность водится в степях верхней Нубии до Черного моря и часто попадается около Атбары и в земле Барка, вторая живет в Сомали.

Нубия это государство, которое сложилось в период с шестого по седьмой века нашей эры в результате слияния государств Нобатия, Алоа и Мукурра. Она была расположена в долине нила на территориях современной Турции и .

Впервые упоминания о Нубии были зарегистрированы в 9 веке нашей эры. Это было христианское царство, а верховная власть принадлежала царю. Власть царя была очень велика, он распоряжался всей землёй и жизнями граждан, в связи с чем его прозвали «Великий царь» . Власть переходила по родственным признакам, к сыну сестры царя, но бывали и случаи когда правители всю власть передавали своим сыновьям. В государстве был большой штат чиновников, ученых и епископов, которые работали в помощь царю.

Столицей Нубии был город Старая Донгола . А современный Египет был местом назначения священно служитилей Нубии. Гавным источником развития экономики был рынок, на котором полную монополи имело государство. Расчеты кстати на рынке велись в виде обмена, а деньги были в обороте лишь иностранными покупателями. Рынок был сильно развит как с точки зрения сельского хозяйства (у нубийцев процветало земледелие, скотоводство, различные злаковые и виноградные хозяйства), но также имело место и рабовладельчество.

Как уже говорилось Нубия была христианское государство, но в результате нападений и завоеваний в стране начал появляться ислам. Примечательно, что в период процветания страну полностью не удавалось завоевать многочисленным арабским полководцам хотя был отбит Египет, и даже был подписан единственный из средневековой истории договор о ненападении. Согласно которому Нубия поставляла рабов в обмен на злаки и вино.

История рассказывает, что в периоды ослабления правителей, происходили как набеги Нубии на арабские страны, она хотела вернуть себе территории верхнего Египта. Нубийские войска славились своими лучниками, благодаря которым было разгромлено войско наместника Египта «Абдаллаха ибн Сада». Позже была установлена договоренность поставки невольников Нубией раз в три года Аббасидскому Халифу. Результатом договоренности стало почти столетняя без военная история поставки невольников Нубией арабским странам.

К двенадцатому веку в Нубии поселились «Бени кануз» и Арабы «Рабиа», которые смогли достичь большой власти, а именно контролировать Верхний Египет и почти всю Восточную пустыню. В последствии вождь Бени кануз получил должность правителя Асуана и титул «сокровище державы» за помощь в борьбе халифа за престол Нубии.

Новое царствование просуществовало недолго т.к. в результате смены династий произошла новая череда войн, которая привела к новой Египетской династии Айюбидов, изменений во власти Асуана и как следствие изгнанию «Бени кануз», уводу большого числа жителей Нубии в рабство.

Кстати сам правитель «Бени кануз» все-таки оставил за собой титул «сокровища державы», т.к. часть народа осталась и смешалась в браках с царевнами различных племен Нубии. Это стало возможно благодаря системе престолонаследия Нубии. А другая часть народа ушла в места своего первоначального кочевания.

В 1323 году правитель Бени канизу стал царем Нубии, но через сорок лет был свергнут. После чего началась череда свержений царей как результат борьбы за власть. Кульминацией же бени кануз было их огромное поражение от Египетского войска, которое также разбило и их союзников. А верхний Египет, а также нижняя Нубия контролировалась бени кануз до прихода турок.

В настоящее время Бени кануз – кануз, проживающие в Верхнем Египете.

Самая яркая черта Асуана – это Нил, который замедляется и тяжелеет, когда встречается с этим египетским городом. Большие круизные лайнеры упрямо швартуются у побережья, ежедневно выбрасывая на берега реки группы европейцев и американцев. Fellucas – традиционные, деревянные парусники – скользят воде, приводимые в движение легким дуновением ветра. Небольшой паром переправляет местных жителей с берега на острова Нила и обратно. В прошлом город повидал немало посетителей, каждый из которых привнес в него изменения и оставил свой неповторимый след. Древние египтяне и римляне оставили здесь разбросанные там и сям памятники; европейцы девятнадцатого века – гранд-отели, а нубийцы – свою прародину на берегах Нила, которая была затоплена, когда в 1971 году высокие стены Асуанской плотины преобразовали падение Нила в обширное озеро Насер. Последний посетитель Асуана – революция, пришедшая в 2011-м, и он также стремится оставить здесь свой отпечаток. Граффити с президентских выборов 2012 года расползлись по городской стене вдоль набережной, а образы новых политических лидеров улыбаются со столбов.

Туризм стал первой жертвой революции, и эти перемены не были радостными. Капитаны Felluca жмутся в портах, готовые наброситься на первого попавшегося иностранца. На рынке мужчины размахивают шарфами, пытаясь привлечь внимание небольших туристических групп, взывая к ним с умоляющим взглядом и (почти) карикатурным отчаянием: "Ты разбил мое сердце! Сегодня бесплатно, для тебя бесплатно, только возьми его!" Спустя два года после арабской весны, в разгар непрекращающихся беспорядков, экономические проблемы вызывают тревогу.

Хотя освещение событий в СМИ было, в основном, сосредоточено на Каире, Асуан сыграл свою роль в восстании. Здесь – в местах тесного проживания нубийской общины Египта – группы протестующих срывали плакаты Мубарака и скандировали на нубийском и арабском “конец диктатуре”. Тем не менее, в Асуане, революция имеет более широкое значение, также возрождая старые споры. Местные активисты и правозащитные группы оживляют исторические претензии относительно прав на землю вдоль Нила – нубийские родовые земли, которые были отобраны правительством без компенсации, когда на реке построили плотину для создания озера Насер. Наряду с надеждой на изменения в Каире, революция обещала возможность компенсации за когда-то нарушенные права.

До 1505 года нубийские царства простирались на 1000 километров вдоль реки Нил, охватывая Египет и Судан. Несмотря на пятьсот лет египетского влияния, нубийцы сопротивлялись его культурному доминированию. Сегодня их одежда, язык, внешний вид и этническая принадлежность весьма отличаются от тех, что распространены в других частях Египта, и во многом схожи с соседним Суданом. В послереволюционном Египте вопросы национальной и индивидуальной идентичности принимают угрожающие размеры.

“Mineyn? Откуда вы?” - спрашивают мужчины на асуанском рынке. Этот вопрос адресован нубийским египтянам на рынке, точно так же как и иностранцам. По мере того как египтяне пытаются справиться с трудностями, возникшими в ходе определения их нового государства и исторических корней, место нубийцев в этой картине Египта не совсем ясно.

Когда я спрашиваю асуанского друга Амра, кто он по национальности, он смеется, сбитый с толку этим вопросом. "Я – нубиец и египтянин", - отвечает он, как будто быть кем-то иным, чем и тем и другим одновременно – нелепо.

В Каире, однако, этот вопрос не так прост. Несмотря на разговоры о равенстве, из послереволюционной политической сцены Каира, по сути, исключены и отчуждены многие группы, включая нубийцев, коптов, бедуинов и женщин. Новая конституция определяет Египет как арабскую нацию в культурном отношении, создавая государственную обязанность защищать только арабскую самобытность Египта, пренебрегая непосредственными культурными и историческими связями с другими странами в бассейне Нила.

Манал Эль-Тиби – единственный нубийский представитель в комиссии по подготовке Конституции – отказался в ней участвовать, разочарованный процессом, в котором не учитывались другие мнения и доминировали определенные стороны. Нубийские просьбы не были включены в повестку: о праве возвращения на свои традиционные земли для развития исторической Нубии, а также для защиты разнообразия в Египте, где нубийские история и язык должны преподаваться в школах. На фоне борьбы за власть в Каире нубийские голоса сливаются с другими требованиями прав, но в Асуане, голос нубийцев невозможно игнорировать.

В Асуане очевидны древние связи Египта с Африкой к югу от Сахары. Александрия собирает ветра Европы; Синай слушает пустынные песни Аравии, Каир ловит бриз из стран Магриба. В Асуане Нил приносит Африку – осязаемую и энергичную – прямо в центр города. Африка ощутимо присутствует в Асуане. Нил преодолел большой путь, чтобы достичь этой точки, и он переносит сюда невидимую ношу из стран, где успел побывать. Он изливает Судан в озеро Насер, разбрызгивает Эфиопию по асуанской набережной; выпускает Уганду в почву.

В пяти минутах по реке от центра Асуана, молодая девушка Асма сидит на балконе своего небольшого дома песочной расцветки, рисуя хной жирные линии и рассказывая на прекрасном английском языке о громадных отелях, которые посягают на их земли. От довлеющего над домом отеля “Moevenpick”, который бесцеремонно взирает на деревню, его отделяет лишь небольшая стена. Остальная часть острова имеет ярко выраженный нубийский стиль. Дома маленькие и имеют яркую окраску, словно леденцы из старых времен. Дети свободно играют на улице, и небольшие стада коз порывисто и дико перебегают с места на место. Асма наливает чай из гибискуса, который выращен в Асуане и считается лучшим в Египте. Напиток – малиново-красный и горький, что заставляет ее слегка поморщиться. Она с энтузиазмом добавляет еще сахару из вазочки на столе, прежде чем вернуться к рисованию хной пышных цветов на руке туриста. "Нубийцы уважают женщин, – говорит она своему клиенту. – Я могу учиться. У меня есть диплом по английскому, и я подаю заявку на получение стипендии в Каире".

В центре города молодые люди также говорят о будущем, об образовании и энтузиазме.

– Теперь, после революции, люди думают более осознанно, – говорит восемнадцатилетний Омар на рынке. Он говорит с оптимизмом, который уже увял среди революционеров в Каире.

– У людей открылось сознание, – говорит он, полагая, что люди – это и есть изменения, и он уверен, что они еще не закончили свою эволюцию. Словно чтобы доказать это, тем же вечером группа юношей высыпает из небольшого автобуса, чтобы сыграть импровизированный концерт на улице. Гремят нубийские барабаны; взывают глубокие голоса; собирается улица. Они перекрывают дорогу, и с музыкой сливаются автомобильные гудки. Несмотря на сбой в движении, ребята поют до тех пор, пока не заканчивается песня и внезапно на набережную Нила снова не возвращается ночная тишина.

Этот город всегда возвращается к Нилу, который играет центральную роль в этом процессе, во всей стране. Его маршрут соединяет сельские общины с оживленными метрополиями. Помимо того, что это – источник жизни, он вызывает чувство принадлежности к этим местам, пробуждает ассоциации. А, кроме того, воды Нила тяжелеют здесь, в Асуане. Подталкивая лодки, пересекающие его воды, Нил настаивает, он направляет.

Между тем как эти течения провоцируют изменения, ночной Асуан цепляется за прошлое. Суета дня уходит; местные жители сидят на улице, наблюдая за окружающим миром, тоска удерживает их в немой неподвижности. Вечерние гуляки мечтательно плывут сквозь жаркий вечер ностальгии, дрейфуя между цветными огнями новых отелей и освещенными очертаниями Древнего Египта. Память здесь отягощена. В ней присутствуют не только небольшие агонии личных поражений, но и большее чувство потери, которое выходит за пределы каждого отдельного человека. Ностальгия по Египту, каким он когда-то был: по традициям и общинам, неоднократно и бесцеремонно стираемым властью, политикой и историей.

С набережной в Асуане можно наблюдать слои этих древних миров – древних дней египетского расцвета, европейских экспедиций, нубийских царств, стабильного дореволюционного Египта. Жирные абрисы острова Элефантина: свидетельство нубийских родовых земель. Большую катаракту отеля: колониальный рай из прошлых экспедиций и археологических открытий. Древнеегипетские руины храма в Филах, храмов Сатис, Гробниц знати с резьбой воинов в бою – внушительные каменные столбы с едва заметными следами цветной окраски или женщин, разливающих воду – с руками, стертыми эрозией. Очертания храмов врезаются в городской горизонт, заново утверждая славный век, который тоже уже сгинул.

Прошлых посетителей приводили в Асуан поиски. Древние египтяне строили уединенные храмы, чтобы поговорить со своими богами; европейцы стремились к истории, знаниям и самосохранению; нубийцы искали свой дом. От каждой из этих эпох там остались едва заметные следы старых революций – теперь здесь есть только проблески того, что они нашли. За каждым углом в Асуане скрываются различные эпохи прошлого, другие царства, завоеванные и замененные чем-то новым. В эту новую эпоху революции, Асуан устойчиво держится, зная, что изменения не приходят легко и даже после столетий адаптации, что-то из прошлого сохраняется.

Катриона Кнапман

Перевод Надежды Пустовойтовой специально для Альманаха "Искусство войны"