Законы в рассматриваемый период носили разнообразные названия: уставы, регламенты, учреждения, указы, причем точно установить разграничение между этими понятиями невозможно.
Наиболее важными для истории права памятниками эпохи Петра I явились регламенты, в которых определялись состав, устройство, круг ведомства и порядок делопроизводства вновь организованных Петром учреждений.
Среди этих регламентов необходимо отметить Генеральный регламент, или Устав коллегиям, которым был установлен общий порядок службы во всех коллегиальных учреждениях - как центральных, так и местных (28 февраля 1720 г.), регламенты отдельных коллегий, например регламент Штатсконтор-коллегии, регламент Камер-коллегии, регламент Духовной коллегии (Синода).
Близко к регламентам по кругу рассматриваемых вопросов стояли указы об учреждении наиболее важных должностей, например о должности сенаторов, о должности генерал-прокурора при Сенате, о должности прокурора в коллегиях, указ о должности фискалов. Далее необходимо отметить уставы, которые при Петре отличались от регламентов тем, что они кроме норм, регулирующих деятельность соответствующих учреждений, содержали в себе и нормы материального права. Среди уставов наибольшее значение имели Воинский Устав 1716 г., Морской Устав 1720 г., Устав о векселях 1729 г.. Устав о винокурении 1765 г. Устав благочиния 1782 г., Училищный устав 1786 г.
Воинский Устав явился кодексом военного права. Он содержал не только постановления, касавшиеся организации и функций всех военных учреждений и высших чинов в армии, но и военно-уголовный и военно-процессуальный кодексы. Он является свидетельством оригинальной военно-организационной и юридической мысли Петра I. Воинский Устав состоял из трех частей.
Первая часть Воинского Устава являлась уставом воинским в узком смысле. B нем дается описание высших и полковых чинов, содержатся нормы уставов внутренней, гарнизонной, караульной и полевой службы. Этот Воинский Устав был утвержден в 1716 г. Вторая часть - «Артикул воинский с кратким толкованием» является сборником военно-уголовного права; третья часть - «Краткое изображение процессов или судебных тяжб» - сборником военно-процессуального права. Оба эти памятника впервые были изданы в 1715 г.
Решение вопроса о происхождении Воинского Устава Петра является заслугой советских ученых П. П. Епифанова и М. М. Исаева. П. П. Епифанов доказал, что основным источником строевой и технической частей Устава 1716 г. являлись первые уставные положения армии и личные инструкции и указы Петра, возникшие в ходе Северной войны и отражавшие последовательно моменты развития регулярной армии. Изучая соотношение памятников права, именно М. М. Исаев указал общие черты и различия Устава Воинского, Артикула воинского с кратким толкованием, Краткого изображения процессов или судебных тяжб и особого памятника военного права - положения «О экзерциции по приготовлению к маршу и о должности полковых чинов».
B деле организации русского военно-морского флота имел большое значение Морской Устав, составленный самим Петром I.
Другие законодательные акты носили название указов, инструкций, манифестов (акты, имевшие торжественный характер), грамот и т.
П. Среди указов заслуживает внимания указ об единонаследии 1714 г., который создал в России систему майората, отмененный императрицей Анной Ивановной в 1731 г. K числу указов можно отнести «Табель о рангах» 1722 г. B истории процесса в рассматриваемый период особое значение имел Указ о форме суда, изданный в 1723 г.
Из законодательных актов, изданных преемниками Петра I, надо отметить Устав о векселях 1729 г., который имел своей целью регулировать вексельное обращение, и Устав благочиния 1782 г., посвященный организации городской полиции и содержащий ряд постановлений в области уголовного права.
Необходимо также указать на манифест 1762 г., освободивший дворян от обязательной службы, Учреждение о губерниях 1775 г., Жалованные грамоты дворянству и городам 1785 г., Указ «О суде и наказаниях за воровство разных родов» 1781 г., «Акт о порядке престолонаследия» и «Учреждение о императорской фамилии» 1797 г.
Большую помощь в деле изучения основных моментов истории русского права может оказать изучение судебных решений, в особенности решений высших судебных инстанций.
Предпосылки реформ политического аппарата и издания главнейших законодательных актов можно установить путем изучения материалов, относящихся к работе соответствующих комиссий, подготавливавших проекты законов.
Очень большое значение имеет также изучение переписки русских императоров и ближайших их помощников. Велика роль и мемуарной литературы.
Попытки кодификации. Реформаторская деятельность Петра I имела своим последствием накопление огромного законодательного материала. При преемниках Петра также было издано множество законов, либо отменяющих петровское законодательство, либо развивавших его. Основной кодекс Русского государства - Соборное уложение 1649 г. - ни в эпоху Петра I, ни позже не было отменено, оставались в действии также и позднейшие указы («Новоуказные статьи»).
Господствующий класс - дворянство - был заинтересован в том, чтобы основные принципы и нормы права, утвердившиеся в ХѴШ в. и обеспечивавшие ему исключительные привилегии, были проведены во всей правовой системе, чтобы они пронизывали весь законодательный материал. C другой стороны, существование огромного множества законов, не сведенных в один сборник, крайне затрудняло деятельность представителей администрации и судей. Естественно, что был поставлен вопрос об объединении всего законодательного материала, о создании единого кодекса. Необходимость кодификации отлично сознавалась Петром I и его ближайшими помощниками и преемниками. Они понимали, что составление кодекса не может быть делом одного человека, что оно может быть осуществлено лишь B результате продолжительной работы целого коллектива - особой комиссии из компетентных людей, которые должны хорошо разбираться в основных принципах права ХѴШ в.
Кодификационные комиссии работали еще с самого начала XVIII в., с 1700 г. Они не раз создавались и распускались заново и их работа не приводила к каким-либо положительным результатам. Всего в XVIII в. было созвано девять таких комиссий (включая Екатерининскую). Неудача всех комиссий в значительной степени предопределялась тем, что план и основные принципы, положенные в основу работы комиссий, постоянно менялись, перед комиссиями ставились новые задачи, состав комиссий часто менялся, комиссии распускались и вновь учреждались, не доводя дела до конца и начиная все сначала.
B 1767 г. новую Комиссию для составления нового Уложения созвала Екатерина II. Состав Комиссии комплектовался путем выборов из представителей сословий. Кроме депутатов от сословий в Комиссию входили представители от государственных учреждений - Сената, Синода, коллегий, канцелярий (всего 28 представителей). Bcex депутатов было 564; из них депутатов от дворян было 161, от городского населения - 208, от казаков - 54, от крестьян - 79, от «инородцев» (т.е. национальных меньшинств) - 34. Выборы от сословий происходили таким образом, что в состав Комиссии вошли наиболее зажиточные и самые благонадежные, «преданные престолу и отечеству» элементы. K выборам не были допущены крепостные крестьяне - помещичьи и посессионные, а также экономические крестьяне и половники (категория зависимых крестьян на Севере России) . Таким образом, классовое, дворянское господство в Комиссии обеспечивалось.
Каждый из депутатов должен был представить наказ от своих избирателей: от депутатов из крестьян требовались своды погостных наказов.
Открытие Комиссии состоялось в присутствии Екатерины II. Екатерина вручила генерал-прокурору князю
Вяземскому, открывшему заседания Комиссйи, свой Наказ, предназначенный для депутатов Комиссии.
Основным источником Наказа Екатерины явилось произведение французского политического писателя Монтескье «О духе законов». Кроме того, ею были использованы сочинение итальянского криминалиста Беккариа *0 преступлениях и наказаниях» и ряд произведений менее известных писателей. Ho в Наказе самые важные принципы французской просветительной философии были изменены.
Екатерина решительно отбросила в своем Наказе все те положения учения философов-просветителей, которые хоть в малейшей степени ограничивали власть монарха. Еще более лицемерно поступила Екатерина со взглядами просветителей на крепостное право. Некоторые из положений, критикующих крепостное право, она воспроизвела в черновом варианте своего Наказа, но затем предоставила своим приближенным, редактировавшим Наказ, в большинстве своем крепостникам, право вычеркивать все, что им не нравится. Сама Екатерина сознавалась, что «они более половины того, что было написано мной, помарали». B первую очередь они, конечно, «помарали» все места о крепостном праве. B Наказе последней редакции нет ни слова об улучшении положения крепостного крестьянства, не говоря уже о ликвидации крепостничества, что было одним из основных требований просветительной философии.
Другой документ, врученный Екатериной генерал-прокурору, открывавшему Комиссию, «Обряд управления Комиссией» содержал совокупность правил, определивших распорядок и делопроизводство в Комиссии. Общее управление работой всей Комиссией и представительство на ее заседаниях были представлены особому лицу - маршалу. Ha дела Комиссии имел довольно большое влияние генерал-прокурор, ввиду чего Екатерина написала ге- нерал-прокурорский приказ, т. e. инструкцию, на основании которой он должен был действовать во время составления Уложения.
Наконец, уже спустя несколько месяцев после начала работы Комиссии, Екатерина издала четвертый документ, которым должна была руководствоваться Комиссия - «Начертание о приведении к окончанию Комиссии по составлению проекта нового Уложения». «Начертание» имело своей целью ознакомить депутатов со взглядами^ Екатерины на государственное устройство и управление.
31 июня 1767 г. Комиссия приступила к своей деятельности. Маршалом Комиссии был назначен Бибиков, который впоследствии принимал деятельное участие в подавлении восстания Пугачева.
Комиссия начала свою работу с чтения Наказа Екатерины, а затем отдельных депутатских наказов, прежде всего крестьянских. После этого она занялась вопросом о правах дворянства. C этой целью стали читать ранее изданные законы о дворянстве. He докончив этого чтения, перешли к законам о купечестве. Далее, не закончив чтения законов о купечестве, перешли к чтению законов о привилегиях эстляндских, лифляндских и вообще остзейских провинций. Этой читкой законов Комиссия занималась до конца 1767 г., затем Комиссия переехала из Москвы в Петербург, где она в продолжении пяти месяцев работала также совершенно непродуктивно.
Работа Комиссии продолжалась до 17 декабря 1768 г., когда по случаю объявления войны Турции общее собрание Комиссии было закрыто на неопределенное время. После этого продолжали работать лишь некоторые частные комиссии, существовавшие вплоть до 1774 г., когда депутаты, входившие в состав этих комиссий, были распущены. Таким образом, возложенная на Комиссию задача не была выполнена. Комиссия не была в состоянии не только составить новое Уложение, но и обсудить, а тем более принять ни одного проекта.
Основной причиной неудачи екатерининской Комиссии являлось то, что сама Екатерина и ее ближайшее окружение не желали и не собирались довести дело до конца.
Чем можно объяснить, что Екатерина не желала продолжения работы Комиссии? Для понимания этого можно учесть следующее. Прежде всего, в случае принятия нового Уложения пришлось бы отразить в нем идеи Наказа, который она составила, в немалой степени имея в виду повлиять на общественное мнение Западной Европы. B какой степени она разделяла идеи французских просветителей, показывает вся последующая ее реакционная деятельность. И, следовательно, к закреплению этих идей в качестве доктринальной основы законодательства она вряд ли искренне стремилась. Кроме того, Екатерина самим фактом созыва Комиссии достаточно укрепила свой авторитет среди русского дворянства. Этим была достигнута основная цель. B дальнейшем Екатерине Комиссия была не нужна, тем более, что благодаря ей правительство сумело ознакомиться с чаяниями широких масс населения. Наконец, приходится учитывать и свидетельство самого маршала Бибикова, что Комиссия была распущена вследствие постановки вопроса о крепостном праве. Хотя вопрос этот был поставлен некоторыми депутатами крайне осторожно, тем не менее сам факт постановки этого вопроса был непереносим для Екатерины и ее ближайшего окружения.
Термин "" в отечественном правотворчестве раскрывается недостаточно полно. Между тем, правильное его понимание имеет большое практическое значение.
Общие сведения
Как известно, понятие законодательства рассматривается в двух смыслах: узком и широком. В первом случае речь о собрании правовых документов, утвержденных уполномоченным органом. В широком смысле под этим термином следует понимать совокупность разнообразных подзаконных и законодательных актов. Наиболее распространена первая трактовка.
Основные признаки
Законодательные акты Российской Федерации создаются уполномоченными органами, обладающими правотворческой инициативой. Решения, которые они принимают по тем или иным вопросам, выражают государственную волю. Это обуславливает обязательность, авторитарность, официальность документов. Из признаков, которыми они обладают, в первую очередь необходимо отметить правотворческий характер. Отдельные законодательные акты устанавливают, отменяют, корректируют те или иные нормы. Эти документы являются хранителями установленных моделей поведения в государстве и обществе. Стоит сказать, что внесение изменений в законодательные акты , равно как и их отмена или принятие, осуществляются по определенным правилам. Издание тех или иных документов должно производиться исключительно уполномоченными на это органами. В противном случае по одному вопросу в государстве может существовать несколько решений, в том числе и противоречащих друг другу.
Особенности оформления
Законодательный акт - это документ. В нем должны присутствовать обязательные реквизиты. В их числе:
- Наименование. Как правило, в названии дается краткая характеристика документа. К примеру "О внесении изменений в отдельные законодательные акты ".
- Дата.
- Место утверждения.
- Структура, принявшая .
- Номер.
Письменная форма обеспечивает единообразное понимание предписаний. Это очень важно, поскольку несоблюдение требований норм влечет ответственность.
Дополнительно
Каждый должен согласовываться с положениями Конституции. Кроме этого, его нормы не должны противоречить документам, имеющим в сравнении с ним большую силу. Любой законодательный акт должен быть обнародован. Нормативные положения публикуются в официальных изданиях, доступных для организаций и граждан. Только после обнародования государство вправе требовать исполнения предписаний, которые содержит .
Качество изложения
Для того чтобы акты обладали надлежащей регулирующей силой, они должны отражать объективную действительность. Это требование, по большому счету, обладает общим характером. Стоит отметить, что хоть и уполномоченные органы обладают определенной свободой в принятии тех или иных документов, она далеко не безгранична. Если утвержденные акты не будут соответствовать объективной реальности, присутствующие в них положения нельзя будет эффективно применить на практике. При наличии острого противоречия принятие таких документов может спровоцировать внутригосударственные конфликты. Любые, в том числе и очень перспективные мысли, не могут быть реализованы, если общество к ним не готово. Примером можно считать включение изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации , регламентирующие выборы в Госдуму. В 2005 г. была введена пропорциональная система голосования. Предполагалось представительство в парламенте в отсутствии сбалансированной и развитой партийной системы.
Структурность
Законодательные акты не должны представлять собой беспорядочный набор положений. Обычно, в документе присутствует вводная часть. Она именуется преамбулой. В ряде случаев в ней дается описание общественно-политической обстановки, сложившейся на момент утверждения акта. В обязательном порядке излагается (кратко) цель и задача документа. К примеру, он может быть принят, чтобы откорректировать некоторые международные соглашения Федерации и отдельные законодательные акты , утвержденные для их исполнения.
Схема построения
Первые статьи документа могут раскрывать терминологию, которая используется в нем. После этого формирование акта может осуществляться так:
![](https://i2.wp.com/syl.ru/misc/i/ai/306883/1718132.jpg)
Нюансы
Указанный выше порядок компоновки применяется обычно в некодифицированных актах. Они принимаются в сравнительно "молодых" юридических отраслях. Что касается давно существующих правовых сфер, то в них ключевыми документами выступают кодексы. Например, гражданские правоотношения регламентирует ГК, уголовное судопроизводство - УПК. Стоит сказать, что уполномоченные органы не только принимают правовые документы, но и следят за их соответствием современным реалиям. Чтобы нормативные положения сохраняли свою актуальность, при необходимости включаются изменения в отдельные законодательные акты. Так, например, относительно недавно корректировке подвергся УК. Некоторые деяния были декриминализированы, отдельные пункты ряда статей утратили силу.
Доступность для понимания
Законодательные акты утверждаются для неограниченного круга субъектов. Они направлены на установление правил, моделей поведения тех или иных лиц. В этой связи акты должны быть доступны для понимания рядовыми гражданами. Органы, принимающие документы, должны ориентироваться не на высокоинтеллектуальную часть населения, а на простых граждан. Содержание актов необходимо излагать ясным языком. Вместе с тем не допускаются просторечия. Документ должен отличаться строгостью изложения, официальностью, соответствовать законам логики, не быть излишне абстрактным, но и не детализировать мелочи.
Классификация
Федеральные законы разделяются по уровню своей значимости на:
![](https://i2.wp.com/syl.ru/misc/i/ai/306883/1718134.jpg)
Кодексы
Они считаются разновидностью текущих законодательных актов. Кодекс - сложный по составу, систематизированный документ. Обычно в нем в определенном порядке размещаются все либо основные нормы конкретной правовой отрасли. Например, УК содержит все положения, касающиеся преступлений и наказаний за них, ГК регулирует все аспекты гражданских (имущественных) отношений. Каждый кодекс представляет собой своего рода "юридическое хозяйство". В нем присутствует все, что нужно для регулирования определенной группы отношений. При этом весь материал систематизирован, распределен по соответствующим разделам, главам. Как правило, в кодексе присутствует 2 части: Общая и Особенная. В первой содержатся обобщающие положения. Эти нормы имеют значение для реализации любой статьи Особенной части. Проще говоря, они применяются при регулировании любых отношений, на которые распространяется кодекс. В УК, например, в этой части присутствуют положения о возрасте, по достижении которого гражданин может привлекаться к ответственности. Здесь же раскрывается, собственно, понятие преступления, присутствует перечень и порядок применения санкций. Особенная часть устанавливает конкретные наказания за определенные деяния.
Выводы
Законы считаются самыми значимыми видами правовых актов. Они могут утверждаться исключительно уполномоченными на это органами. Принятие законодательных актов осуществляется в рамках особой процедуры. Эти документы призваны регламентировать самые важные общественные отношения. В некоторых странах предусматривается закрытый перечень проблем, решение которых осуществляется путем принятия законов. В России такой список отсутствует. В этой связи уполномоченные органы, в частности ФС, формально вправе принять правовой акт по совершенно любому вопросу. Однако вряд ли законотворцы будут решать проблемы, не имеющие первостепенного значения. Стоит также сказать, что рассматриваемые правовые документы обладают высшей юридической силой. Они имеют преимущество при применении в сравнении с иными типами нормативных актов. Исключение составляют международные соглашения РФ. В установленных законодательством случаях договора, подписанные Россией с другими государствами, имеют преимущественную силу.
Документы советских организаций освещают всестороннюю деятельность органов Советской власти как органов государственного управления и как массовых организаций трудящихся.
Сфера деятельности Советского государства значительно шире буржуазного, так как деятельность последнего направлена главным образом на охрану интересов эксплуататорских классов, а Советское государство осуществляет великие цели коммунистического строительства и охрану завоеваний трудящихся.
Советское государство сосредоточивает в своих руках не только административное управление, внешнюю политику и оборону страны. Оно также осуществляет управление всем хозяйственным и социально-культурным строительством: промышленностью, транспортом и связью, банками, финансами к кредитом, эксплуатацией национализированной земли и разработкой земных недр. Советское государство осуществляет в масштабе всей страны производство, учет и распределение продуктов производства всей промышленности и значительной части сельского хозяйства. Оно руководит всей системой народного образования, подготовкой кадров, здравоохранением, деятельностью всех научных учреждений, социально-бытовым строительством, культурными и зрелищными предприятиями, обеспечивает развитие всех областей культуры и искусства.
В то же время Советы в своей деятельности опираются на чрезвычайно широкие демократические основы как при их формировании, так и в осуществлении функций управления государством. Советы вовлекают в свою работу наиболее активные слои населения через различного рода секции, депутатские группы, комиссии и т. п.
Документы органов Советской власти можно разделить на две основные группы: первая - законодательные акты и постановления Советского правительства и вторая - документы высших, республиканских и местных советских организаций, отражающие повседневную работу Советов.
Особое значение среди документов органов Советской власти имеют законодательные акты и постановления исполнительных органов, поскольку они составляют правовую основу советского общества, регулируют и направляют всю повседневную работу советских и общественных организаций. Поэтому эти источники нормативного характера, представленные в значительном количестве, требуют специального изучения.
Законодательные акты являются общеобязательными правилами (нормами), издаваемыми высшими органами государственной власти. Высшие органы государственного управления издают свои постановления и распоряжения на основе и во исполнение законов и осуществляют проверку их исполнения.
В. И. Ленин указывал, что закон есть «выражение воли классов, которые одержали победу и держат в своих руках государственную власть» . «Закон, - писал В. И. Ленин, - есть мера политическая, есть политика» .
Являясь частью надстройки, законодательные акты, как и всякая надстройка, играют активную роль, помогая базису данной социально-экономической формации утверждаться, укрепляться и развиваться. Правильное понимание происхождения законодательных источников, их классовой сущности является исходным моментом в работе над данным видом исторических источников.
Законодательные источники Советского государства коренным образом отличны от законодательных источников капиталистических, феодальных и других государств. Основная цель законодательных источников советской эпохи - решать великие задачи строительства коммунизма. В них находят свое отражение выдающаяся роль Коммунистической партии как руководящей и направляющей силы советского общества, ленинская национальная политика дружбы и братства народов.
Особенностью советских законодательных источников является то, что они основаны на изучении объективных законов развития советского общества, действие которых Советская власть учитывает и использует в своей повседневной практической работе. Законодательные источники покоятся на строго научных основах. Большое познавательное значение законодательных актов и постановлений Советского правительства, их всеобъемлющий характер делают эти источники важнейшими по истории советского общества. Изучение законодательных источников требует применения определенных приемов и методов их. анализа, позволяющих наиболее полно и глубоко раскрыть их содержание.
Изучение законодательных актов и постановлений Советского правительства складывается из следующих основных элементов: 1) законодательной инициативы (в том числе из инициативного документа, который положил начало прохождению- данного источника), 2) процесса разработки законопроекта, 3) обсуждения законопроекта и 4) разработки окончательного проекта, его обсуждения высшими органами государственной власти, утверждения и опубликования.
Советские законодательные источники являются классической документацией в отношении порядка их разработки, прохождения и утверждения. Специфическая черта советских законодательных актов - широкая, подлинно демократическая основа разработки и обсуждения законопроектов и важнейших правительственных документов, особенно тех, которые затрагивают жизненные интересы как государства в целом, так и всего советского народа. Поэтому изучение законодательных источников без привлечения материалов, освещающих их происхождение, неполноценно и не может обеспечить их подлинно научный анализ.
В то же время важнейшие законодательные акты являются объектом специального исследования историков. Так, в течение многих лет изучаются такие законодательные акты, как основные законы республики - конституции. Типичным для имеющихся исследований о конституциях является широкое привлечение и тщательное исследование прежде всего материалов, касающихся происхождения конституций .
В фондах государственных архивов хранятся многочисленные документы, касающиеся разработки и прохождения законодательных актов и постановлений Советского правительства. Историк обязан произвести необходимые поиски их в архивных фондах для того, чтобы суметь раскрыть причины, которые повлекли соответствующие изменения в окончательном тексте законодательного источника.
Вся предыдущая работа необходима для того, чтобы глубоко и всесторонне изучить содержание самого законодательного акта. В конечном счете вся деятельность Советского государства проходила на основании их опубликованных текстов. Поэтому результатом всякой работы является тщательное изучение законодательного акта. Неправомерно было бы изучить законодательный акт только по архивному экземпляру, т. е. по подлиннику, хотя изучение его представляет большой интерес. Историк обязан привлекать к исследованию текст действовавшего закона, на основе которого происходила государственная работа. Таким текстом является публикация законодательного акта и постановления правительства в официальных государственных изданиях Официальные публикации законодательных актов и постановлений правительства принято считать подлинниками, и поэтому всю работу по их изучению можно проводить по этим публикациям. Более того, все ссылки должны производиться на их официальные публикации. Архивные подлинники законодательных актов и постановлений правительства могут привлекаться в случаях, когда обнаружены разночтения между архивным экземпляром и публикацией.
При изучении содержания законодательного акта необходимо установить его связь с предшествовавшим законодательством и с другими связанными с ним законодательными актами. Таким путем можно установить, что нового по сравнению с предыдущими законодательными актами он вносит, его отличие в вопросе об установлении новых порядков и норм и место данного закона в общей системе правовых установлений Советского государства.
Законодательные акты, как правило, имеют следующие основные части: наадание, в котором указан вид законодательного акта, кем он издан и краткую, предельно обобщенную формулировку основного содержания его; преамбулу, или введение, в котором указаны причины его издания; "Тгазта^жтТГ"даТшого законодательного акта. После мотивировочной части следует формулировка новых правовых норм, положений или обязательств, затем приводятся статьи, устанавливающие порядок проведения этих правовых норм, и перечисляются государственные органы и учреждения, на которые возлагается их осуществление. В заключение в законодательном акте указываются законы и постановления, которые отменяются или признаются устаревшими, и, наконец, указывается порядок вступления в силу закона, а также дата принятия законодательного акта.
В постановлениях Советского правительства названия обычно содержат те же элементы, что и в законодательном акте. В начале постановления следует констатирующая часть, в которой даются обстановка и причины издания постановления, в ряде случаев указываются законодательные акты, в исполнение которых принято данное постановление. Если постановление носит характер распоряжения, то констатирующей части может и не быть. После этого следуют статьи постановления, в котором указываются распоряжения"правительства, устанавливаются новые порядки в осуществлении правовых норм, а также ответственные исполнители и порядок проверки исполнения. Обычно в постановлениях даются указания на те постановления и распоряжения правительства, которые отменяются, признаются устаревшими или поглощаются данным постановлением, а также на порядок вступления в силу постановления.
Все составные части законодательных источников тесно связаны друг с другом и должны изучаться в совокупности.
Следует отметить одну специфическую особенность советских законодательных источников, которая отличает их от законодательства буржуазных государств. В феодальных, буржуазных государствах законодатель стремится истинную классовую сущность законодательства прикрыть видимостью надклассовое™ государства и его законов. Чтобы вскрыть классовый характер такого рода законодательных источников, необходимо произвести тщательный источниковедческий критический анализ законодательных мероприятий, показать их смысл и значение как законов, принятых в интересах господствующих эксплуататорских классов.
Советские законодательные источники имеют ярко выраженный классовый характер. В них прямо указывается, что они направлены на защиту интересов трудящихся масс, против, эксплуататорских элементов. Законодательные источники направлены на обеспечение построения в стране социализма и после полной победы социализма - на дальнейшее развертывание коммунистического строительства. Эта специфика советского законодательства должна быть полностью раскрыта историком.
В различные исторические периоды советским законодательным актам и постановлениям правительства свойственны свои особенности и свои специфические задачи. Поэтому необходимо рассматривать конкретные проблемы их источниковедческого анализа в связи с изучением законодательных источников определенных периодов. С этой целью можно выделить следующие- два основных периода: первый - период строительства социализма до принятия Конституции СССР 1936 г., когда изменился и характер, и порядок принятия законодательных источников, произошли существенные изменения и в самих законода-
тельных источниках; второй - период победившего социализма от принятия Конституции СССР 1936 г., включая период перехода СССР к строительству коммунистического общества.
По юридической силе все нормативно-правовые акты подразделяются на две большие группы: законы и подзаконные акты.
Подзаконные акты могут быть подразделены на виды по юридической силе.
Обычно выделяют следующие виды подзаконных актов:
– указы и распоряжения Президента;
– постановления и распоряжения Правительства – акты исполнительного органа государства по вопросам, отнесенным к его компетенции;
– акты отдельных ведомств, министерств, комитетов, под которыми понимаются приказы, инструкции, положения, принимаемые в пределах компетенции данных исполнительных органов;
– акты местных органов власти и управления в форме решений, распоряжений, постановлений;
– локальные нормативные акты – это нормативные предписания в форме приказов, распоряжений, положений, правил, принятые на уровне конкретного предприятия, учреждения или организации.
Конституция Российской Федерации и федеральные законы имеют верховенство на всей территории Российской Федерации.
Помимо этого, иерархический структурный ряд состоит из четырех элементов:
Федеральные законы;
Указы Президента РФ;
Нормативные правовые акты федеральных министерств, иных федеральных органов исполнительной власти.
По вопросам совместного ведения РФ и ее субъектов образуется иерархический структурный ряд, состоящий из восьми элементов:
Федеральные законы;
Указы Президента РФ;
Постановления Правительства РФ;
Законы субъектов РФ;
Нормативные правовые акты федеральных министерств, иных федеральных органов исполнительной власти;
Нормативные акты органов исполнительной власти субъектов РФ;
Нормативные акты органов местного самоуправления;
2. Постановления министерств РФ, Постановления министерств СССР, Постановления Главного врача РФ, Приказы Министерств РФ, Письма Министерств РФ
3. Акты муниципалитета
Указы Президиума ВС СССР по юридической силе находятся вне иерархии, так как нормативные постановления ВС РФ и ВАС РФ содержат нормы по толкованию других действующих норм.
По юридической силе все нормативные акты подразделяются на две большие группы: законы и подзаконные акты.
Виды законов:
1) Конституция (закон законов) - основополагающий учредительный политико-правовой акт, закрепляющий конституционный строй, права и свободы человека и гражданина, определяющий форму правления и государственного устройства, учреждающий федеральные органы государственной власти;
2) федеральные конституционные законы - принимаются по вопросам, предусмотренным и органически связанным с Конституцией РФ (например, федеральные конституционные законы об арбитражных судах, о военных судах, о Конституционном Суде РФ, о судебной системе, о референдуме, о Правительстве России и т.п.);
3) федеральные законы - это акты текущего законодательства, посвященные различным сторонам социально-экономической, политической и духовной жизни общества (например, Гражданский кодекс РФ, Уголовный кодекс РФ, Семейный кодекс РФ и пр.);
4) законы субъектов Федерации - издаются их представительными органами и действие их распространяется только на соответствующую территорию (например, закон Саратовской области о муниципальной службе в Саратовской области, о социальных гарантиях и т.п.).
Виды подзаконных актов:
1) указы Президента РФ - высшие по юридической силе подзаконные нормативные акты;
2) постановления Правительства РФ - акты исполнительного органа государства, наделенного широкой компетенцией по управлению общественными процессами;
3) приказы, инструкции, положения министерств, ведомств, государственных комитетов регулируют, как правило, общественные отношения, находящиеся в пределах компетенции данной исполнительной структуры;
4) решения и постановления местных органов государственной власти;
5) решения, распоряжения, постановления местных органов государственного управления;
6) нормативные акты муниципальных органов;
7) локальные нормативные акты - это нормативные предписания, принятые на уровне конкретного предприятия, учреждения и организации (например, правила внутреннего трудового распорядка).
В зависимости от особенностей правового положения субъекта правотворчества все нормативные акты подразделяются на:
Нормативные акты государственных органов;
Нормативные акты иных социальных структур (муниципальных органов, профсоюзов, акционерных обществ, товариществ и т.п.);
Нормативные акты совместного характера (государственных органов и иных социальных структур);
Нормативные акты, принятые на референдуме.
Добрый день!
Нормативные правовые акты весьма многочисленны и многообразны, в связи чем их можно классифицировать по различным основаниям.
По юридической силе нормативные акты подразделяются на:
законы (федеральные конституционные законы, федеральные законы и законы субъектов РФ);
подзаконные акты (указы Президента РФ, имеющие нормативный характер, постановления Правительства РФ, межведомственные нормативные акты Министерства труда и социального развития, других министерств и ведомств, нормативные акты исполнительных органов власти субъектов России).
В то же время по органам, их издающим, выделяют две группы нормативных правовых актов:
акты органов представительной власти (законы и постановления);
акты органов исполнительной власти (указы, постановления, распоряжения, положения, правила, указания, приказы и т.д.).
Нормативно-правовые акты, не утратившие силу, на территории Российской Федерации до принятия соответствующих законодательных актов применяются нормы бывшего Союза ССР в части, НЕ противоречащей Конституции и законодательству РФ, а также международным соглашениям (договорам) с участием Российской Федерации.
Если представить подзаконные правовые акты в виде иерархической лестницы, то приказы находятся на нижней ступени, после указов Президента, постановлений и распоряжений Правительства. Самой высшей инстанцией судебной власти является Конституционный Суд РФ.
Если говорить о приказах Министерств, то несмотря на «подчиненность» приказов актам, имеющим более высокую юридическую силу, значение приказов различных министерств и ведомств в процессе правового регулирования общественных правоотношений очень велико, поскольку они регламентируют как тот или иной закон, постановление и должны исполняться на практике.
Постановления Главного государственного санитарного врача Российской Федерации, зарегистрированные Министерством юстиции РФ также обязательны для исполнения, как и приказы министерств.
Что касается Указов Президиума ВС СССР, то Государственная власть в России осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную (ст. 10 Конституции РФ). Соответственно выделяются органы государственной власти - законодательные, исполнительные, судебные, которые самостоятельны в своей повседневной деятельности.
Система Российского Законодательства:
Законодательство РФ представляет собой иерархическую систему законодательных актов, действующих на территории России.
Формально Российское Законодательство возглавляет Конституция РФ - основной закон, имеющий наивысшую юридическую силу, соответствовать которому должны все принимаемые нормативно-правовые акты.
Нормативно-правовые акты имеют различную юридическую силу, которая определяется их положением в иерархической системе законодательства, и делятся на:
законы и подзаконные акты (по горизонтальным связям иерархии),
федеральные и принимаемые субъектами РФ (по вертикальным связям иерархии).
Иерархия законов определяется Конституцией и выглядит следующим образом (по убыванию юридической силы):
федеральные конституционные законы,
федеральные законы (включая кодексы),
законы субъектов РФ.
Например, в случае противоречия между каким-либо региональным правовым актом и федеральным законом будет действовать федеральный закон, как имеющий большую юридическую силу (за исключением случая, указанного в ч.6 ст. 76 Конституции РФ).
Кодексы РФ также относятся к Федеральным Законам. Они содержат правовые нормы, регулирующие целые отрасли права. По сути кодекс позволяет свести множество правовых актов в один.
На основе законов в целях их исполнения и конкретизации органами государственной власти издаются подзаконные акты, которые также имеют иерархическую структуру.
К ним относятся акты:
Президента РФ (указы, распоряжения),
правительства (постановления, распоряжения),
федеральных органов исполнительной власти (приказы, инструкции),
субъектов Российской Федерации.
Федеральный конституционный закон, федеральный закон, постановление Правительства РФ, Указы ВС СССР, постановления министерств РФ, постановления министерств СССР, письма и постановления министерств.
Текущее законодательство РФ принимается на основе Конституции РФ и включает в себя (виды нормативно-правовых актов расположены в порядке убывания юридической силы):
основы законодательства,
Например, Основы жилищного законодательства.
Объединяют и систематизируют нормы отдельной отрасли права.
Например, Гражданский кодекс, Жилищный кодекс, Семейный кодекс.
В кодексе нормы расположены в строго определенном порядке - вначале (Общая часть кодекса) расположены общие положения, лежащие в основе правовых отношений, затем (Особенная часть кодекса) раскрываются содержание этих отношений и их правовые последствия.
Устанавливают, изменяют или отменяют нормы права, т.е. общеобязательные правила поведения.
Например, Закон РФ "Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан".
указы и распоряжения Президента РФ,
Указ - уступает по юридической силе закону, но обладает верховенством по отношению к другим актам исполнительной власти. Указы Президента РФ не должны противоречить законам РФ.
Указ может быть нормативным, т.е. содержать общеобязательные правила поведения, и ненормативным (например, о награждении какого-либо лица).
Например, Указ Президента РФ "О президентской программе "Дети России" на 1998 - 2000 годы" - нормативный указ.
постановления и распоряжения Правительства РФ,
Постановления Правительства РФ - так называемые подзаконные нормативные акты, уступают по юридической силе актам Президента РФ, обязательны для исполнения всеми органами исполнительной власти.
Распоряжения Правительства РФ - не имеют нормативного характера, принимаются по оперативным вопросам.
акты министерств и ведомств,
Иначе называемые - ведомственные акты - подзаконные акты: постановления, инструктивные письма, инструкции, приказы, указания, разъяснения, распоряжения - могут быть нормативными и ненормативными (например, о составе какого-либо комитета). Издаются на основе законов, указов Президента и актов Правительства. Применяются в определенной отрасли или сфере деятельности.
Например, "Положение о медицинском освидетельствовании гражданина(ки), желающего стать усыновителем, опекуном (попечителем) или приемным родителем", утверждено приказом Министерства здравоохранения РФ от 10.09.96 N 332.
акты субъектов Российской Федерации,
Акты представительных (законодательных) органов государственной власти субъектов Федерации образуют региональное законодательство. Принимаются эти акты по широкому кругу вопросов - например, приватизации, бюджете, инвестициях, малом предпринимательстве, занятости населения и т.д. и др.
Например, Закон Московской области "О порядке и условиях вступления в брак на территории Московской области лиц, не достигших возраста шестнадцати лет".
акты органов местного самоуправления.
Акты органов местного самоуправления отражают местную специфику и обязательны для исполнения в данной местности.
Законодательные акты и подзаконные акты
По юридической значимости нормативно-правовые акты распределяются: Постановления Правительства РФ, Постановления министерств РФ, Постановления министерств СССР, Постановления Главного врача РФ, Приказы Министерств РФ, Письма Министерств РФ, Акты муниципалитета
В современном российском праве существует строгая иерархия правовых актов по их юридической силе. При этом существует как вертикальное направление, так и горизонтальное.
Вертикальное - распространение правовых норм от Конституции РФ до актов отдельных ведомств. При этом в вертикальной иерархии законодательство делится на федеральное, то есть применяемое на всей территории России, и региональное, то есть действующее в пределах субъектов РФ.
Горизонтальное - это акты равной юридической силы, но имеющие силу в определённых обстоятельствах. Например, законодательные акты субъектов РФ имеют равную юридическую силу, но действуют исключительно в пределах своего региона; другая ситуация - когда из двух нормативных правовых актов, обладающих равной юридической силой (например, федеральные законы) один признаётся преобладающим в отдельной сфере государственного регулирования или по отдельным вопросам, при рассмотрении судебных споров, основанных на противоречии правовых норм общего и отраслевого законодательства.
Издание правовых актов влечет разнообразные юридические последствия.
Во-первых, правовые акты управления могут содержать правовые нормы, регулирующие различные общественные отношения не только в сфере государственного управления, но и ее пределами, например, в сфере местного самоуправления. Они могут относиться как к административному, так и к другим отраслям права: гражданскому, финансовому, земельному и др.
Во-вторых, правовые акты управления могут выступать в виде юридических фактов, влекущих возникновение конкретных административных, земельных и других правоотношений.
В литературе по административному праву иногда как на признак правового акта управления указывается его юридический характер. Между тем правовой и юридический акт - понятия однозначные, хотя не всякий акт исполнительной власти признается правовым. Например, в соответствии с ФКЗ «О Правительстве РФ» Правительство РФ имеет право принимать обращения, заявления и иные акты, не имеющие не имеющие правового характера (ст. 22). Однако критерии такого рода актов в нем не обозначены.
В-третьих, правовые акты управления могут служить основанием издания или отмены других актов, а также доказательством в судебном процессе уголовным, гражданским, трудовым, административным, жилищным и другими делам.
Специфика правовых актов управления подчеркивается их соотношением с актами законодательных, судебных органов и органов прокуратуры. Очевидно их отличие по субъектам, издающим соответствующие акты. Но оно к этому не сводится.
Как уже отмечалось, правовые акты управления подзаконны. В частности, это означает, что законы обладают более высокой степенью юридической силы по сравнению с правовыми актами управления. Правовые акты управления не должны противоречить законам, не могут отменить или заменить закон. Законы могут же повлечь за собой изменения или отмену правового акта управления. Вместе с тем законы субъектов РФ не должны противоречить законным правовым актам федеральных органов исполнительной власти.
Правовые акты управления отличаются от судебных актов, являющихся юрисдикционными по своей сути, принимаемые по конкретным уголовным, гражданским и т.д. делам и не имеют правотворческого назначения. Правовые ауты управления юридически обеспечивают организующую деятельность государства. Административно-юрисдикционные акты среди них занимают незначительное место.
Судебные акты могут отменить, признать недействующим или недействительны правовой акт управления, судебные акты не могут быть отменены, изменены или приостановлены актами управления. Судебные акты служат важным средством укрепления законности в сфере государственного управления.
Правовые акты управления, будучи служебными документами, отличаются от служебных документов, не являющимися актами, но имеющих юридическое значение: актов контрольных проверок, отчетов и т.п. Главное отличие в том, что последние не влекут непосредственно юридических последствий, не могут быть предпосылкой издания правовых актов, применения поощрений и ответственности, содержать информацию, имеющую значение доказательств и т.д.
Особое место среди служебных документов занимают государственные реестры, регистрационные книги, журналы. Например, Единый государственный реестр юридических лиц, Единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей, Единый государственный реестр прав на недвижимое имущество и сделок с ним и другие. В таких документах фиксируются сведения, влекущие различные юридические последствия: создание юридических лиц, изменение в их правовом положении, возникновение права собственности на недвижимое имущество, вступление в силу правовых актов управления и т.д. В частности, юридическое лицо считается созданным с моментом внесения в Единый государственный реестр юридических лиц записи его государственной регистрации, произведенной на основании решения уполномоченного органа. По сути дела данная запись означает момент вступления в силу правового акта о его регистрации.
Такого рода документы представляют важный информационный ресурс по соответствующим вопросам, имеющим важное государственное значение. Их объединяет, то, что они содержат информацию юридического характера, предусмотренную нормативными правовыми актами, но сами по себе ими не являются и не устанавливают какие-либо прав и обязанностей.
Реестры, регистрационные книги, журналы утверждаются уполномоченными государственными органами, определяющими порядок их ведения, требования к их форме и содержанию, и содержат, в том числе требования к их форме и содержанию, условия хранения. Сведения в них вносят на основании правовых актов и выдаются заинтересованным лицам в установленных случаях и порядке.
Однако известны государственные реестры, представляющие собой своеобразные нормативно правовые акты, например, Реестр государственных должностей государственной службы, имеющие нормы относительно количества и видов должностей, обязательные для соответствующих органов.
Правовые акты надо отличать от не служебных документов, имеющих юридическое значение, удостоверяющих личность, уровень образования и т.д. (паспорта, диплома об образовании, водительского удостоверения). Такого рода документы выдаются на основании правовых актов, издаваемых уполномоченными должностными лицами.
Условия законности и эффективности правовых актов органов управления. Условия законности правового акта управления включает в себя соблюдение требований, относящихся к порядку его издания, форме и юридическому содержанию. Они могут быть подразделены на общие и специальные.
Общие требования:
- 1) правовой акт управления может быть издан лишь уполномоченным на то органом управления или должностным лицом. Например, территориальные органы федеральных органов исполнительной власти не в праве издавать нормативно правовые акты;
- 2) правовой акт управления должен быть издан органом управления или должностным лицом лишь в пределах его компетенции как с точки зрения предмета ведения, так и объема полномочий. Например, Таможенный комитет России не вправе издавать нормативно правовые акты, устанавливающие административную ответственность за их нарушение;
- 3) правовой акт подлежит изданию не только уполномоченным органом, но и в установленном порядке. Порядок принятия актов Правительства РФ устанавливается Правительством РФ в соответствии с Конституцией РФ, федеральными законами, нормативными указами Президента РФ. Он установлен Регламентом деятельности Правительства РФ. Порядок принятия правовых актов федеральных органов исполнительной власти, в том числе их подготовки, подписания, регистрации, опубликования и т.д., устанавливается федеральными законами (см., например, Налоговый кодекс РФ, Таможенный кодекс РФ и др.), указами Президента РФ, постановлениями Правительства РФ, положениями о каждом из них;
- 4) органы управления или должностное лицо принимают правовой акт только в предусмотренной для него форме. Так, федеральным органам исполнительной власти запрещено издавать правовые акты в виде писем и телеграмм;
- 5) правовой акт управления должен быть законным по содержанию. Это означает, что он не только формально, но и по своему юридическому содержанию должен соответствовать целям закона, подзаконным актам большой юридической силы. При несоблюдение данного требования подлежит применению закона либо акт большей юридической силы.
Специальные требования законности предполагают его принятие:
- а) с соблюдением установленных сроков, например, Правительство РФ должно принимать ежегодно постановления об утверждении квот иностранных граждан, приглашаемых в РФ на работу; постановление о применение административного наказания может быть вынесено лишь в сроки, предусмотренные ст. 4.5 Кодекс административных правонарушений Российской Федерации;
- б) с согласия уполномоченного государственного органа, например, антимонопольного органа о реорганизации государственных унитарных предприятий в форме слияния или присоединения;
- в) совместно двумя или более органами в случаях прямо предусмотренных правовыми актами уполномоченных органов;
- г) с соблюдением реквизитов к содержанию, например, постановления административного наказания;
д.) при наличии необходимого экспертного заключения о соответствии акта установленным требованиям. Так, в соответствием с ФЗ от 23 ноября 1995 г. «Об экологической экспертизе» подлежат обязательной государственной экологической экспертизе, в частности, проекты правовых актов РФ, реализация которых может привести к негативным воздействия на окружающую природную среду.
Условия эффективности правовых актов управления объединяют различные по своему характеру требования к их изданию и формальному содержанию.
- 1. Правовой акт должен быть своевременным, т.е. в наибольшей степени соответствовать потребностям политического и социально-экономического развития страны, ориентированным на обеспечение его прогрессивных тенденций. Запоздалый акт не только бесполезен, но и может оказать на них негативное влияние, а в лучшем случае оказаться данью бюрократизму, в частности, профессиональной некомпетентности или волюнтаризму в управленческом процессе.
- 2. Непременным универсальным условием эффективности правового акта управления является его всестороннее экономическое обосновании в самом широком смысле слова: финансовое, материально-техническое. Его экономическая целесообразность не должна определяться конъюнктурными соображениями, а должна быть рассчитана на оптимальный социально-экономический результат, т.е. выражать стратегию позитивного развития.
Недостаточная экономическая обоснованность правового акта управления имеет своей оборотной его неисполнение либо ненадлежащие исполнение, что, помимо всего прочего, дискредитирует исполнительную власть.
Широко распространенная в настоящее время в стране практика неисполнения правовых актов всех уровней и различной юридической силы вследствие их социально-экономической необоснованности явилась одним из оснований справедливой критики государства за неэффективность его деятельности.
3. Отдельную группу образуют так называемые организационно-технические требования к правовым актам. Это весьма важные требования, которые необходимо выполнять в правотворческой деятельности, облегчающие надлежащую правоисполнительную и правоприменительную практику. Имеется в виду то, что правовой акт должен быть написан четким языком, грамотным, доступным для понимания, максимально кратким. Организационно-техническое оформление правового акта управления должно способствовать осуществление конкретного, оперативного и дифференцированного руководства.