Часто понять значение художественного произведения помогает отзыв. «Бежин луг» - это произведение, которое входит в знаменитый цикл "Записок охотника", который начал выходить в свет с 1847 года. Этот сборник пользовался большой популярностью и любовью читателей за колоритные описания русской природы, тонкий анализ душевных переживаний героев и интересный сюжет.

Мнения о пейзажных зарисовках

Подготовить школьный урок по рассматриваемому произведению поможет отзыв. «Бежин луг» - это повесть, проникнутая теплым чувством любви к родному краю. Все читатели отмечают великолепное описание июльского дня, когда главный герой, охотник, бродит по лесу. Пользователи в один голос указывают на поэтическое и тонкое описание красот окружающей среды. По их мнению, автору особенно хорошо удалось передать цветовую гамму уходящего дня. Светлые праздничные тона постепенно сменяются темными и мрачными оттенками, которые показывают изменение настроения рассказчика. Любовь современных читателей к рассматриваемому произведению доказывает отзыв.

«Бежин луг» - это рассказ, в котором нашли отражение основные принципы творчества И. С. Тургенева. Он через состояние природы умел передавать душевный настрой. По мере наступления ночи и сгущения красок рассказчик чувствует тревогу и волнение. Он теряется в лесу и случайно выходит на незнакомую поляну, где встречается с деревенскими мальчиками.

Герои

Обратить внимание учащихся на основные идеи книги поможет отзыв. «Бежин луг» - это удивительно проникновенное произведение, в котором поэтичное описание природы органично соединяется с тонким психологическим анализом действующих лиц.

Охотник пристраивается на ночлег у костра и наблюдает за мальчиками, каждый из которых привлекает его внимание своей внешностью и характером. По словам читателей, создание образов мальчиков - несомненная удача писателя. Повесть «Бежин луг», главные герои которой - простые деревенские жители, привлекает любителей творчества писателя своей душевностью и непосредственностью.

Безусловное лидерство в компании принадлежит старшему Федору. Он одет хорошо, так как, очевидно, принадлежит к богатой семье. Павлуша - сильный смелый мальчик, хотя на вид несколько неловок. Илюша несколько замкнут и не очень разговорчив. Костя все время задумчив и печален, чем резко выделяется среди товарищей. Самый младший Ваня спит и не принимает участия в разговоре.

Рассказы

Одним из самых известных является сборник рассказов «Записки охотника». «Бежин луг» - это повесть, которая входит в школьную программу и изучается в среднем звене. По словам читателей, самой драматичной и мрачной частью повествования является сцена, где мальчики рассказывают друг другу страшные выдумки, в которых отразились многие языческие верования. В этом месте описание природы делается еще более зловещим. Ночные шумы, крики, лай собак - все страшит мальчиков, и без того напуганных собственными рассказами.

По отзывам пользователей наиболее запоминающимся является эпизод, когда один Павлуша бросился вслед за убежавшими собаками, почувствовавшими присутствие волка. Повествователь делится с читателями своим восхищением храбростью и отвагой мальчика. После этого инцидента ребята продолжают пугать друг друга страшными фантазиями и засыпают только к утру.

Образ охотника

Почти никто из читателей не обошел вниманием личность самого рассказчика. По их наблюдениям, это очень добрый и отзывчивый человек, который тонко чувствует красоту природы и по своему миросозерцанию приближен к простому народу, несмотря на принадлежность к дворянскому сословию. Он с интересом наблюдает за простыми деревенскими мальчишками, а в финале с горечью сообщает о гибели Павлуши, прибавляя, что это был славный парнишка.

Широкой кистью рисовал многие бытовые черты современного ему крестьянства, останавливаясь на тех сторонах его жизни, которые наиболее бросались в глаза. Так, в повести «Бежин Луг » из сборника «Записки охотника» изобразил он невежество русской деревни, с её верою в приметы, предчувствия, – словом, с тем суеверным мистицизмом, который граничит еще с языческим представлением о жизни природы.

Рассказы о домовом, лешем, водяном, о русалках, об оборотничестве, о таинственных голосах и привидениях, – рассказа, вложенные в уста крестьянских детей, рассказанные ночью, у трепещущего огнем костра – полны своеобразной мистической прелести. Дети верят тому, что рассказывают сами, и таинственная обстановка, в которой происходит их своеобразная беседа, покоряет воображение читателя, увлекает и его за собой в чудесный мир народных верований... Автору удалось удивительно верно уловить настроения ночной природы, в которых некоторую роль всегда играет таинственное чувство страха. Это мистически приподнятое настроение возбуждает фантазию детей и помогает им с особой силой творить соответствующие образы.

И. С. Тургенев. Бежин луг. Аудиокнига

Все рассказчики обрисованы, в психологическом отношении, удивительно тонко; в их детских лицах уже намечаются все те черты, которые, со временем, разовьются и в зрелом возрасте резко определят их. Один из мальчиков, Павлуша – самый зрелый в умственном отношении; подобно Хорю , он – натура уравновешенная, человек ума, способный ко многому отнестись критически, с лукавым здравомыслием. В нем намечается уже будущий работник, спокойно, без страха смотрящий в жизнь.

Этому спокойствию особенно способствует тот «фатализм», который укрепляет его душу несокрушимою верою в то, что «от судьбы не уйдешь». Когда все его товарищи, запуганные рассказами и впечатлениями ночи и непонятным лаем собаки, – совершенно растерялись, он один, с хворостиной в руках, идет в ночную тьму разузнать причины беспокойства. Это стремление всему найти естественную причину, и, в то же время, отсутствие страха перед «судьбой» – характерная черта его трезвого ума.

В лице Ильюши вывел Тургенев человека, рабски покорившегося всем, самым нелепым представлениям народного мистицизма: он знает множество фантастических поверий, верит в сны, в приметы, – словом, являет собою яркий образец народного невежества, в самой дикой, нелепой его форме.

В рассказах третьего мальчика, Кости, эта вера в фантастические образы принимает несколько иной характер, – он умеет прочувствовать красоту всех этих народных представлений, – он является поэтом-мистиком.

В своей повести Тургенев дает понять, сколько зла причиняет темному деревенскому люду его невежество, сколько жертв приносит необразованный люд своему дикому суеверию: плотник Гаврила, увидевший русалку, стал томиться какой-то тяжелой думой; баба Ульяна ночью на паперти увидела своего «двойника», поверила тому, что умрет скоро, и до такой степени прониклась ожиданием, что действительно умерла. Красавица-Акулина сошла с ума, увидев водяного. Приметы, предчувствия, таинственные, зовущие голоса, – все это тяжелым гнетом лежит на темном человеке и жизнь его делает «несвободной»...

К плеяде замечательных русских писателей 19 века, получивших мировое признание и любовь читателей ещё при жизни, относится Иван Сергеевич Тургенев. В своих произведениях он поэтически описывал картины русской природы, красоту человеческих чувств. Творчество Ивана Сергеевича - это сложный мир человеческой психологии. С рассказом «Бежин луг» в русскую литературу было впервые введено изображение детского мира и детской психологии. С появлением этого рассказа произошло расширение темы мира русских крестьян.

История создания

Крестьянские дети рисуются писателем с нежностью и любовью, он отмечает их богатый духовный мир, умение чувствовать природу и её красоту. Писатель пробуждал у читателей любовь и уважение к крестьянским детям, заставлял думать об их дальнейших судьбах. Сам рассказ - это часть большого цикла под общим названием «Записки охотника». Примечателен цикл тем, что впервые в русской литературе на сцену выведены типы русских крестьян, описанные с такой симпатией и подробностями, что современники Тургенева сочли, что появилось новое сословие, которое достойно литературного описания.

В 1843 г. И.С. Тургенев познакомился с известным критиком В.Г. Белинским, который и вдохновил его на создание «Записок охотника». В 1845 г. Иван Сергеевич решил полностью посвятить себя литературе. Лето он проводил в деревне, отдавая всё свободное время охоте и общению с крестьянами и их детьми. Впервые планы создания произведения озвучиваются в августе сентябре 1850 г. Тогда на черновике рукописи появились записи, содержащие планы написания рассказа. В начале 1851 г. рассказ был написан в Петербурге и в феврале был опубликован в журнале «Современник».

Анализ произведения

Сюжет

Рассказ ведётся от лица автора, любителя поохотиться. Однажды в июле, во время охоты за тетеревами он заблудился и, идя на огонь горевшего костра, вышел на огромный луг, который местные жители называли Бежиным. Возле костра сидели пятеро крестьянских мальчиков. Попросившись у них на ночлег, охотник лёг у костра, наблюдая за мальчиками.

В дальнейшем повествовании автор описывает пятерых героев: Ваню, Костю, Илью, Павлушу и Фёдора, их внешность, характеры и рассказы каждого из них. Тургенев всегда был неравнодушен к духовным и эмоционально одарённым людям, искренним и честным. Именно таких людей описывает он в своих произведениях. Большинство из них живёт тяжело, при этом они придерживаются высоких моральных принципов, очень требовательны к себе и окружающим.

Герои и характеристики

С глубокой симпатией описывает автор пятерых мальчиков, у каждого из которых свой характер, внешность, свои особенности. Вот как описывает писатель одного из пятерых мальчиков, Павлушу. Мальчик не очень красивый, лицо у него неправильное, но автор замечает в его голосе и взгляде сильный характер. Внешний вид его говорит о крайней бедности семьи, так как вся его одежда состояла из простой рубашки и залатанных портков. Именно ему доверено следить за похлёбкой в котелке. Он рассуждает со знанием дела о рыбе, плеснувшей в воде и о звезде, покатившейся с неба.

По его поступкам и речи видно, что он наиболее смелый из всех ребят. Этот мальчик вызывает наибольшие симпатии не только у автора, но и у читателя. С одной хворостиной, не испугавшись, ночью, он один поскакал на волка. Павлуша прекрасно знает всех зверей и птиц. Он смел и не боится примет. Когда он рассказывает, что ему показалось, как его звал водяной, трусоватый Илюша говорит, что это дурная примета. Но Павел отвечает ему, что в приметы он не верит, а верит в судьбу, от которой никуда не убежишь. В конце рассказа автор сообщает читателю, что Павлуша погиб, упав с лошади.

Далее идёт Федя, мальчик четырнадцати лет «с красивыми и тонкими, немного мелкими чертами лица, кудрявыми белокурыми волосами, светлыми глазами и постоянной полувеселой, полурассеянной улыбкой. Он принадлежал, по всем приметам, к богатой семье и выехал в поле не по нужде, а так, для забавы». Он старше всех среди ребят. Ведёт он себя важно, по праву старшего. Говорит покровительственно, как бы опасаясь уронить своё достоинство.

Третий мальчик, Илюша, был совсем другой. Тоже простой крестьянский паренёк. На вид ему не более двенадцати лет. Его незначительное вытянутое, горбоносое лицо имело постоянное выражение тупой, болезненной заботливости. Губы были сжаты и не шевелились, а брови были сдвинуты, как будто он всё время щурился от огня. Мальчик опрятный. Как описывает его внешность Тургенев, «верёвка тщательно стягивала его опрятную чёрную свитку». Ему всего 12 лет, но он уже работает с братом на бумажной фабрике. Можно сделать вывод, что мальчик он трудолюбивый и ответственный. Илюша, как заметил автор, хорошо знал все народные поверья, которые напрочь отрицал Павлик.

Костя выглядел не более, чем на 10 лет, маленькое веснушчатое личико было заострено, как у белочки, огромные чёрные глаза выделялись на нём. Одет он был тоже бедно, худенький, маленького росточка. Говорил тоненьким голоском. Внимание автора привлекает его печальный, задумчивый взгляд. Мальчик он немого трусливый, но, тем не менее, выходит с мальчиками каждую ночь пасти коней, сидеть у ночного костра и слушать страшные истории.

Самый незаметный мальчик из всех пятерых - это десятилетний Ваня, лежавший возле костра, «смирнехонько прикорнув под угловатую рогожу, и только изредка выставлял из под нее свою русую кудрявую голову». Он - самый младший из всех, писатель не даёт ему портретной характеристики. Но все его действия, любование ночным небом, восхищение звёздами, которые он сравнивает с пчёлками, характеризуют его как любознательного, чуткого и очень душевного человечка.

Все крестьянские дети, о которых говорится в рассказе, очень близки с природой, они буквально живут в единении с ней. С самого раннего детства они уже знают, что такое труд, самостоятельно познают окружающий мир. Этому способствует работа дома и в поле, и во время выездов в «ночное». Поэтому с такой любовью и трепетным вниманием описывает их Тургенев. Именно такие дети - наше будущее.

Рассказ писателя не принадлежит только времени его создания, к 19 веку. Этот рассказ глубоко современен и своевременен во все времена. Сегодня, как никогда, требуется возврат к природе, к пониманию того, что надо её беречь и жить с ней в единении, как любимой матерью, но не мачехой. Воспитывать наших детей на труде и уважении к нему, на уважении к трудящемуся человеку. Тогда и окружающий нас мир изменится, станет чище и прекрасней.

Цель урока: познакомить учащихся с рассказом И.С.Тургенева «Бежин луг».
Образовательные задачи: открыть учащимся красоту русского пейзажа в литературе; углубить понятия “пейзаж и его функции в литературном произведении”.
Развивающие задачи: развивать у учащихся литературно – творческие способности письменной и устной речи, развитие умений работать с учебной статьей.
Воспитательные задачи: нравственное и экологическое воспитание.
Оборудование: иллюстрации луга, портрет писателя.
Метод – стратегии критического мышления.

Ход урока.

1. Побуждение.
Мы сегодня познакомимся с произведением И.С.Тургенева «Бежин луг».
Перед нами 5 проблем (вывешиваются на доску):
1 – организация пространства и времени
2 - особенности сюжета и композиции
3 – особенности повествования и роль автора – персонажа
4- роль пейзажных зарисовок
5 -другие образы – персонажи
Ваша задача: через 7 минут выступить по определенной проблеме и раскрыть её.

2. Осмысление. Выступление ребят. Работа в тетрадях – запись ключевых слов.

1 – организация пространства - не вымышленное, располагалось в 30 км от имения Тургеневых Спасское – Лутовиново. Но эта картина художественная, увиденная писателем и переданная читателю словами. Центром пространственной композиции художественного мира рассказа можно считать огни двух костров, вокруг которых располагаются люди, собаки, дальше кони, река, обрыв, холмы, лес.
времени – реальное время человеческой жизни сочетается с фантастическим временем жизни мифологических персонажей. Используются следующие виды художественного времени: настоящее и прошедшее, время суточного цикла, время человеческой жизни, бытовое время и фантастическое время.

2 - особенности сюжета – автор – рассказчик, заблудился в сумерках и ночи, встретил 5 мальчиков, передает истории, рассказываемые мальчиками, в конце рассказа опять переключает внимание на себя.
Композиция (кольцевая):
Экспозиция – описание прекрасного июльского дня и наступающего вечера.
Завязка – начало блуждания охотника в наступающей ночи.
Кульминация – подслушанные ночные рассказы детей
Развязка – пробуждение и уход от спящих мальчишек.
Рамочная композиция – сцена у костра (ночные рассказы мальчиков) как бы вставлена в раму пейзажного описания дня, наступающей ночи, начинающегося утра.
Особенность композиции данного рассказа И.Тургенева в том, что в нем создается цепочка малых сюжетов - галерея словесных картин природы, портреты мальчиков, цепочка историй, рассказанных мальчиками (каждую часть можно выделить, рассказать, озаглавить).

3 – особенности повествования и роль автора – персонажа
Автор-рассказчик ничего не говорит о себе, не дает портрета, он отводит себе роль повествователя и наблюдателя, который подробно описывает место и время событий, встречу с мальчиками, их поведение и разговоры.

4- роль пейзажных зарисовок
Тургенев – пейзажист любит описывать природу в динамике. В рассказе создается воображаемый мир, а не непосредственно – зримый. Читатель из слов – знаков должен мысленно воссоздать картину, рисуемую писателем. Художественный мир рассказа полон звуков, цвета, запахов, реальных природных зарисовок. Можно выделить несколько законченных, но композиционно связанных картин природы. Их можно выделить и дать названия: «Летний день», «Постепенное приближение ночи», «Борьба мрака со светом», «Утро».
В рассказе пейзаж выполняет следующие функции: аллегорическую - мальчики ведут разговоры ночью – время мрачных предчувствий и смерти, эмоционально – психологическую – пейзаж помогает раскрыть внутреннее состояние персонажей, передает определенные настроения, эмоции автора.

5 -другие образы – персонажи.
В рассказе изображены реалистические образы-персонажи и фантастические, фольклорно –мифологические персонажи (домовые, русалки, покойники, сверхъестественный Тишка). Поэтому можно говорить о двоемирие: в рассказе параллельно существует реальный мир людей и потусторонний, воображаемый, «иной» мир.

3. Рефлексия.
Мы уже говорили, что художественный мир рассказа «Бежин луг» полон звуков, цвета, запахов. Выпишите из текста образы – звуки, образы – запахи, цветовые образы (по рядам)

4. Домашнее задание.
Подготовить пересказ каждой истории мальчика.

Иван Тургенев - подлинный мастер слова, который в своих произведениях умело смешивал слова литературного языка и диалектизмы Орловской губернии. Рассмотрим роль описания природы в рассказе «Бежин луг», входящем в замечательный цикл «Записки охотника», знакомство с которым происходит в средней школе.

Особенности пейзажа

Природа занимает в небольшом рассказе Тургенева особое место, словно становится еще одним его действующим лицом. Будучи настоящим патриотом, писатель настолько проникновенно и точно описывает место действия, что у читателя перед глазами оживают подлинно прекрасные картины. Посмотрим, как описание природы в рассказе «Бежин луг» помогает воплотить в жизнь авторский замысел.

Сначала писатель подробно описывает место действия. Его герой направляется на охоту в Тульской губернии, при этом время действия также указывается - «прекрасный июльский день». Какая же картина встает перед глазами читателей, знакомящихся с рассказом?

  • Раннее ясное утро. Интересно, что, будучи настоящим знатоком народных примет, Тургенев обозначает, что такая погода, как правило, устанавливается ненадолго.
  • Утренняя заря заливается кротким румянцем, будто робкая стыдливая девушка.
  • Солнце - приветливое, лучезарное, доброжелательное, сам образ дарит хорошее настроение.
  • Описывая небо, Тургенев активно использует уменьшительно-ласкательную лексику: «облачка», «змейкой», сравнивает облака с разбросанными по бескрайней морской глади островами.

Картина действительно восхитительная, при этом каждое слово описания природы в рассказе «Бежин луг» дышит искренней авторской любовью и не может оставить равнодушными вдумчивых читателей, вызывает отклик в их душах.

Композиция

Несмотря на то что произведение небольшое по объему, в нем можно выделить несколько смысловых частей:

  • Описание прекрасного утра, которое переходит в погожий день, будто идеально созданный для охоты.
  • Охотник заблудился, вокруг него сгущается тьма.
  • Встреча с мальчиками, мир вновь обретает свои прекрасные краски.
  • Ночь становится торжественной и величавой.
  • Наступает утро.

Краткое описание природы в рассказе «Бежин луг» можно встретить в каждой из этих смысловых частей. Причем везде пейзаж будет живым, психологичным, не просто фоном, но действующим лицом.

Природа и настроение героя

Итак, сначала Тургенев рисует нам картину раннего утра, именно тогда и началась охота его героя на тетеревов. Сама природа словно выражает приподнятое настроение персонажа. Он настрелял много добычи, насладился удивительными пейзажными видами, подышал чистейшим воздухом.

Далее описание природы в рассказе «Бежин луг» становится еще более важным - окружающий мир начинает выражать настроение героя. Он понял, что заблудился. И природа меняется вместе со сменой его настроения. Трава становится высокой и густой, ходить по ней «жутко», появляются отнюдь не приятные человеку обитатели леса - летучие мыши, ястреб. Сам пейзаж словно сопереживает заплутавшему охотнику.

Картина ночи

Наступает ночь, охотник понимает, что он совершенно заблудился, устал и не знает, как выйти к дому. И природа становится соответствующей:

  • Ночь приближается, «словно грозовая туча».
  • Темнота «льется».
  • «Все кругом чернело».
  • Появляется образ пугливой птицы, которая, случайно задев человека, поспешно скрылась в кустах.
  • Мрак становится угрюмым.
  • Жалобно пищит испуганный зверек.

Все эти образы полны психологизма, помогая Тургеневу передать внутреннее состояние своего героя. Заметим, что напрямую очень мало говорится о том, что охотник испуган, устал, начинает испытывать досаду. Все его внутреннее состояние автор выражает через описание природы в рассказе «Бежин луг». И мастерство его поражает.

Поэтому пейзаж становится не просто местом действия, но и способом выразить мысли и переживания героя.

Встреча с мальчиками

В анализе описания природы в рассказе «Бежин луг» отрывок, повествующий о встрече героя с деревенскими мальчишками, имеет особое значение. Заметив в отдалении огоньки, уставший охотник решает выйти к людям, чтобы переждать ночь. Именно так он и встречает простых и бесхитростных мальчиков, которые заслуживают его симпатию и восхищение своей близостью природе, полной искренностью. После разговора с ними меняется и авторское восприятие окружающего пейзажа, исчезает его мрачность, унылость и черные краски. Процитируем: «Картина была чудесная». Казалось бы, ничего не изменилось, все та же ночь, так же герой далек от дома, но его настроение улучшилось, описание природы в рассказе «Бежин луг» становится совсем иным:

  • Небо стало торжественным и таинственным.
  • Окружают персонажей животные, которые издавна считались друзьями и помощниками людей - лошади и собаки. При этом очень важны звуки - если раньше охотник слышал жалобный писк, то теперь воспринимает, как лошади «бодро жуют» траву.

Посторонние пугающие шумы не тревожат героя, рядом с деревенскими ребятами он нашел покой. Поэтому описание природы в рассказе «Бежин луг» помогает не просто воссоздать место действия, но и выразить чувства и переживания героя.

Способы художественного рисования

Для создания картин окружающего охотника пейзажа писатель использует цветовые и звуковые образы, а также запахи. Именно поэтому описание природы в рассказе «Бежин луг» Тургенева получается живым и ярким.

Приведем примеры. Чтобы воссоздать прекрасные картины, открывающиеся взору героя, прозаик использует огромное число эпитетов:

  • «Круглое красноватое отражение».
  • «Длинные тени».

Имеется и большое количество олицетворений, ведь описание природы в рассказе «Бежин луг» показывает ее живым действующим лицом:

  • пыль несется;
  • тени добегают;
  • мрак борется со светом.

Есть в изображении окружающего мира и звуки: собаки «злобно лают», «детские звонкие голоса», звонкий хохот мальчиков, лошади жуют траву и фыркают, рыба негромко плещется. Присутствует также и запах - «запах русской летней ночи».

В небольшом отрывке Тургенев использует огромное число изобразительно-выразительных приемов, которые помогают ему нарисовать подлинно великолепную, наполненную жизнью картину окружающего мира. Именно поэтому можно сказать, что роль описания природы в рассказе «Бежин луг» велика. Зарисовки помогают автору передать настроение героя, который близок по духу самому Тургеневу.