Занятие № 7

Общественная деятельность Андрея Болконского.

Цели:

    воспитательная:

    формирование умения корректно и доказательно обосновывать свою точку зрения;

    воспитание нравственного мировоззрения студентов;

    образовательная:

    осмысление сложности и противоречивости поведения и исканий героев романа ;

    развивающая:

    совершенствование навыков работы с текстом, умения анализировать прочитанное;

    предоставление возможности для раскрытия творческого потенциала студентов;

Тип урока: урок совершенствования знаний, умений и навыков.

Вид урока: уро-практикум.

Методические приёмы: беседа по вопросам, пересказ текста, выразительное чтение текста, просмотр эпизодов из художественного фильма, сообщения студентов.

Прогнозируемый результат:

    знать художественный текст ;

    уметь находить самостоятельно материал по теме и систематизировать его.

Оборудование : тетради, художественный текст, компьютер, мультимедиа, презентация, художественный фильм.

Ход урока

I. Организационный этап.

II. Мотивация учебной деятельности. Целеполагание.

    Слово преподавателя.

1801 год – начало Х1Х века, начало царствования Александра.

Весна Александровского царствования – это возобновление пышных празднеств в обеих столицах. «Едва ли петербургское общество было когда-либо в такой степени расположено в веселой и открытой жизни, как в начале царствования императора Александра I , - вспоминал писатель и публицист Фаддей Булгарин. - Молодежь увлеченно танцевала: открывавший танцы «польский» сменялся «греческим», затем английским променадом, экосезом, мазуркой, котильоном. Старшее поколение, протанцевав 5 минут собиралось за карточными столами пофилософствовать».

Молодой император стал для русского общества олицетворением нового века, новых надежд на будущее.

Второй том «Войны и мира» изображает жизнь героев между 1806 – 1812 годов. В нем Л.Толстой рисует мирную жизнь, определенную историческую эпоху, подводящую к войне 1812 года. Без этого тома нам был бы не понятен характер участия в войне главных героев, в частности Андрея Болконского. Кроме того, через частную жизнь героев Толстой изображает историю страны.

    Обсуждение темы и целей урока.

III . Совершенствование знаний, умений и навыков.

    Слово преподавателя.

Князь Андрей расстался с мечтой о славе; он понял, как ничтожно то, что он считал великим, и как величественно то, чего он раньше не замечал. Почему Наполеон стал вдруг противен князю Андрею? Наполеон был «счастлив от несчастья других». Что же представилось князю Андрею в хаосе его горячечных мечтаний? «...Тихая жизнь и спокойное семейное счастье в Лысых Горах представлялись ему».

А возможны ли тихая жизнь и спокойное семейное счастье в мире, раздираемом корыстью и злобой, завистью и борьбой честолюбий? Мы открываем второй том. Здесь ответ на наш вопрос. Толстой покидает театр военных действий, где гибель людей составляет счастье завоевателей, наполеонов. Второй том - единственный во всем романе, где не изображается война; единственный, казалось бы, абсолютно «мирный» том.

    Как узнала княжна Марья, что пришло известие о гибели брата?

«Она по лицу отца... увидала, что вот, вот над ней повисло и задавит ее страшное несчастие, худшее в жизни... несчастие непоправимое, непостижимое, смерть того, кого любишь».

    Какое чувство поднялось в ней, как оно отразилось на ее лице?

«...Лицо ее изменилось, и что-то просияло в ее лучистых, прекрасных глазах. Как будто радость, высшая радость, независимая от печалей и радостей этого мира, разлилась сверх той самой печали, которая была в ней». Общее горе сближает ее с отцом, с человеком, которого она любит и боится.

    Поверила ли княжна Марья в гибель брата?

В ней жила вера, она «каждую минуту ждала известия о его возвращении».

Пройдет много лет, и уже наш советский поэт скажет: «Не понять не ждавшим им, как среди огня ожиданием своим ты спасла меня». Любовь иногда оказывается сильнее смерти. Толстому очень дорога эта мысль. Любовь и смерть, радость и горе живут в жизни рядом. Живут они рядом и в романе Толстого.

    Какое таинство называет Толстой «торжественнейшим в мире»?

Рождение человека. «...Во всех людях... видна была какая-то общая забота, смягченность сердца и сознание чего-то великого, непостижимого, совершающегося в эту минуту».

    Чтение отрывка «Была одна из тех мартовских ночей, когда зима как будто хочет взять свое...».

Два последних аккорда, завершающих эти музыкальные страницы романа, - слезы князя Андрея и старика Болконского. «Когда он (Андрей) вдруг понял все радостное значение этого крика, слезы задушили его, и он, облокотившись обеими руками на подоконник, всхлипывая, заплакал, как плачут дети». И старик Болконский «жесткими руками, как тисками, обхватил шею сына и зарыдал как ребенок».

    В чем видит князь Андрей смысл жизни после Аустерлица?

В голове князя Андрея в это время тоже, в сущности, «свернулся тот главный винт, на котором держалась вся его жизнь». Он считал себя призванным к величию, но величие обернулось перед ним низостью; жена казалась ему помехой на пути к славе, и теперь, когда она умерла, он чувствует себя в чем-то виноватым и даже в лице ангела, стоящего на могиле маленькой княгини, читает «кроткую укоризну».

В воспитании сына он видит теперь смысл жизни.

    Какие преобразования произвел он в своем имении?

«Одно именье его в триста душ крестьян было перечислено в вольные хлебопашцы (это был один из первых примеров в России), в других барщина вменена оброком». Мысли князя Андрея заняты и военным уставом, и устройством рязанских оброчных. Убеждение в благе ничегонеделания лежит где-то на поверхности сознания, коренные же основы его существа толкают его к деятельности.

    Какое настроение у князя Андрея, когда он едет в Отрадное?

«Он ни о чем не думал, а весело и бессмысленно смотрел по сторонам». Ему так же «легко», как и кучеру.

    Что подумал князь Андрей, глядя на старый дуб?

«...Пускай другие, молодые, вновь поддаются на этот обман, а мы знаем жизнь, наша жизнь кончена!»

    К какому заключению он приходит?

Нужно «доживать жизнь, не делая зла, не тревожась и ничего не желая». В его сознании все еще пессимизм. Но чувства его уже подготовлены к возрождению - и разговором с Пьером, и весной. Он уже подошел к новому, светлому этапу своего развития.

    Кого встретил князь Андрей на аллее отрадненского дома Ростовых?

«Впереди других, ближе, подбегала к коляске черноволосая, очень тоненькая, странно-тоненькая, черноглазая девушка в желтом ситцевом платье, понизанная белым носовым платком, из-под которого выбивались пряди расчесавшихся волос». Это - Наташа. Мы узнаем ее хотя бы потому, что она подбегала. Наташа всегда дается в движении. Вспомним встречу Николая Ростова: «Наташа... расцеловала все его лицо, отскочила от него и... прыгала, как коза»; затем подскочила к Денисову. А после объяснения с матерью, когда Денисов сделал Наташе предложение, она «побежала через гостиную залу». Она вносит в роман свет и движение.

Наташа входит в жизнь князя Андрея весной. «День был так хорош, солнце так ярко, кругом все так весело...». «Князю Андрею вдруг стало... больно». Ему больно оттого, что где-то вне его идет счастливая жизнь. Ему хочется причаститься этой жизни. Ночью эти новые чувства уже переполняют князя Андрея.

    Просмотр эпизода «Лунная ночь в Отрадном.

    Какие чувства охватывают князя Андрея?

«В душе его вдруг поднялась такая неожиданная путаница молодых мыслей и надежд, противоречащих всей его жизни…». Он полностью во власти Наташи, ее веры в прелесть жизни и в счастье полета.

    Чтение эпизода «Вторая встреча с дубом».

Дуб - отражение увядания и расцвета души князя Андрея - как бы подслушал то, что происходило с ним после встречи с Наташей. К Андрею Болконскому приходит долгожданная гармония. Уже нет противоречия между готовностью души к радостному приятию мира и мрачным взглядом на жизнь. «На него вдруг нашло беспричинное, весеннее чувство радости и обновления». Но это не вдруг, это логический итог его развития в последние месяцы. «Все лучшие минуты его жизни вдруг в одно и то же время вспомнились ему». Вот они - вехи: «И Аустерлиц с высоким небом, и мертвое укоризненное лицо жены, и Пьер на пароме, и девочка, взволнованная красотою ночи, и эта ночь, и луна - все это вдруг вспомнилось ему». Она соответствует тому бодрому и радостному чувству, которое теперь уже надолго овладело князем Андреем.

    Какое решение принимает князь Андрей?

Он решается ехать в Петербург служить. «Он даже теперь не понимал, как мог он когда-нибудь сомневаться в необходимости принять деятельное участие в жизни, точно так же как месяц тому назад он не понимал, как могла бы ему прийти мысль уехать из деревни». Князь Андрей решил служить, он с головой окунается в преобразовательскую деятельность.

    С кем сближается князь Андрей?

Со Сперанским.

    Сообщение о Сперанском.

    Чем понравился Болконскому Сперанский?

«Он видел в нем разумного, строго мыслящего, огромного ума человека, энергией и упорством достигшего власти и употребляющего ее только для блага России».

    Какая главная черта Сперанского?

«Непоколебимая вера в силу и законность ума». «Князь Андрей такое огромное количество людей считал презренными и ничтожными существами, так ему хотелось найти в другом живой идеал того совершенства, к которому он стремился, что он легко поверил, что в Сперанском он нашел этот идеал...»

    Что сразу показалось неприятным князю Андрею в Сперанском?

«...Одно смущало князя Андрея: это был холодный, зеркальный, не пропускающий к себе в душу взгляд Сперанского, и его белая, нежная рука... Зеркальный взгляд и нежная рука эта почему-то раздражали князя Андрея».

Но пока князь Андрей верит в Сперанского и деятельно участвует в работе всяческих комитетов. Аракчеев предложил князю Андрею войти в комитет по составлению военного устава.

    Расскажите о деятельности А. Болконского в комитете.

    Почему Болконский разочаровался в деятельности Сперанского?

Андрей Болконский, герой Льва Толстого, разочаровался в деятельности комитета Сперанского, видя бесплодность начинаний.

    Слово преподавателя.

Князь Андрей после отрицания военной службы приходит к отрицанию государственной деятельности и делает еще один шаг на пути к единению с общим, народным. Он видел, что Наполеон «счастлив от несчастья других» (других - т. е. погибших солдат); он увидел, что работа комитета Сперанского никак не касается сущности дела (интересов мужиков): он понял, что не может быть счастлив ни на военной, ни на государственной службе. Наташа возвращает князя Андрея к большой жизни души. Рационалистическая жизнь государственного человека кажется ему теперь узкой.

IV . Информация о домашнем задании.

1. Андрей Болконский.

Чтение эпизодов о Наташе и Андрее.

2. Пересказ эпизода «Болконский во время Бородинского сражения».

V . Подведение итогов.

VI . Рефлексия.

Андрея Болконского тяготит обыденность, лицемерие и ложь, царящие в светском обществе. Эти низкие, ничего не значащие цели, которые оно преследует.

Идеалом Болконского является Наполеон, Андрей желает подобно ему, спасая других достичь славы и признания. Это его желание и есть тайная причина, по которой он отправляется на войну 1805-1807 гг.

Во время Аустерлицкого сражения князь Андрей решает, что пришел час его славы и бросается сломя голову под пули, хотя толчком к этому послужили не только честолюбивые намеренья, но и стыд за свою армию, которая начала бежать. Болконский был ранен в голову. Когда он очнулся, то начал по-другому осознавать окружающий мир, он, наконец, заметил красоту природы . Он приходит к выводу, что войны, победы, поражения и слава – ничто, пустота, суета сует.

После смерти жены князь Андрей переживает сильное душевное потрясение, он решает для себя, что будет жить для самых близких людей , но его живая натура не хочет мириться с такой скучной и обыденной жизнью, и в конце концов все это приводит к глубокому душевному кризису . Но встреча с другом и искренний разговор помогают отчасти его преодолеть. Пьер Безухов убеждает Болконского в том, что жизнь не кончена, что нужно дальше бороться, не смотря ни на что.

Лунная ночь в Отрадном и разговор с Наташей, а после встреча со старым дубом возвращают Болконского к жизни, он начинает осознавать, что не хочет быть таким «старым дубом». В князе Андрее опять появляется честолюбие, жажда славы и желание жить и бороться, и он отправляется на службу в Петербург. Но, Болконский, участвуя в составлении законов, понимает, что это не то, что нужно народу.

Наташа Ростова сыграла очень важную роль в духовном становлении князя Андрея. Она показала ему чистоту помыслов, которых нужно придерживаться: любовь к народу, желание жить, делать что-то хорошее для окружающих . Андрей Болконский страстно и нежно полюбил Наталью, но не смог простить измену, потому что решил, что чувства Наташи не столь искренни и бескорыстны, как он считал раньше.

Отправляясь на фронт 1812 г. Андрей Болконский не преследует честолюбивых намерений, он едет защищать Родину, защищать свой народ. И уже находясь в армии он не стремиться к высоким чинам, а воюет рядом с простыми людьми: солдатами и офицерами.

Поведение князя Андрея в Бородинском сражении – это подвиг, но подвиг не в том смысле, как мы его обычно понимаем, а подвиг перед самим собою, перед своей честью, показатель длинного пути самосовершенствования.

После смертельного ранения Болконский проникся всепрощающим религиозным духом, сильно изменился , пересмотрел свои взгляды на жизнь в целом. Он подарил прощение Наташе и Курагину, и умер с миром в сердце.

В романе «Война и мир» можно исследовать и воочию увидеть жизненный путь и духовное становление князя Андрея Болконского от светского, равнодушного и тщеславного к мудрому, честному и глубокому духовно человеку .

а) Андрей, стремясь выбраться из надоевшей ему светской и семейной жизни, собирается на войну. Он мечтает о славе, подобной наполеоновской, мечтает совершить подвиг, понял, что естественная жизнь природы и человека более значительна и важна, чем война и слава Наполеона. (Из лекций: Горд, мечтает так же, как Раскольников - до Аустерлица, затем - душевный переворот. Человек просвещенных взглядов, посмеивался над Марьей.) Но вскоре в его душе происходит переоценка ценностей. То от чего он так старательно отгораживался – простая и тихая семейная жизнь - теперь представлялась ему желанным, полным счастья и гармонии миром. Дальнейшие события – рождение ребенка, смерть жены – заставили князя Андрея прийти к выводу, что жизнь в ее простых проявлениях, жизнь ради себя, для родных – единственное, что ему остается. Андрей пытался жить простой, спокойной жизнью, заботясь о сыне и занимаясь улучшением жизни своих крепостных:300 человек он сделал вольными хлебопашцами, остальным заменил барщину оброком. Но состояние депрессии, ощущение невозможности счастья говорили о том, что все преобразования не могли в полной мере занять его ум и сердце. (Из лекций: Андрей понял, что суть жизни состоит в том, чтобы любить и прощать, а прощать он не умел. Поэтому Андрей погибает.)

б) Образ Пьера представлен в произв.в процессе пост.развития. На протяжении всего романа можно наблюдать ход мыслей этого героя, малейшие колебания его души. Он ищет не просто жизненную позицию, но смысл жизни в целом. В начале романа он безвольной молодой человек, но затем происходит «масонский»период, где сохраняет множество моральных понятий. Кульминацией романа стало изображение Бородинского сражения. И в жизни Безухова оно тоже стало решающим моментом. Герой принимает участие в сражении, поражается солдатам, которые идут на верную смерть, еще способны улыбаться, видит, как с хохотом они роют траншеи. Пьер начинает понимать, что человек не может владеть ничем, пока боится смерти. Тот, кто ее не боится, владеет всем. Герой осознает, что в жизни нет ничего страшного, видит, что именно эти люди, простые солдаты, живут истинной жизнью. Важным этапом в его жизни является встреча с Платоном Каратаевым. Приобщение к народной правде, народному умению жить помогает внутреннему освобождению Пьера. Пьер всегда искал решение вопроса о смысле жизни. В нравственном очищении для Пьера заключается правда. Познав правду Каратаева, Пьер в эпилоге романа идет дальше этой правды, идет своим путем. Окончат. гармонии Пьер достигает в браке с Наташей Ростовой. Таким образом, Пьер познает главную истину: умение сочетать личное с общественным, свои убеждения с убеждениями других людей. Его аналитический ум, сопряженный с ярким эмоциональным восприятием мира, приводят его к обретению истины и смысла жизни.

(Из лекций: Платон Каратаев >>>> переоценка ценностей Пьером, смирение. Платон - выражение народной философской жизни, "Нужно любить жизнь всегда, даже когда страдаешь невинно!" (= Старец Зосима у Достоевского). Сон Пьера про учителя географии и мир >>>> жизнь человека имеет смысл только как часть жизни других людей.)

Пьер

Л. Н. Толстой – писатель огромного, всемирного масштаба, так как предметом его исследований были человек, его душа. Для Толстого человек – часть Вселенной. Ему интересно то, какой путь проходит душа человека в стремлении к высокому, идеальному, в стремлении познать самое себя.

Пьер Безухов честный, высокообразованный дворянин. Это натура непосредственная, способная остро чувствовать, легко возбуждаться. Пьеру свойственны глубокие раздумья и сомнения, поиск смысла жизни . Жизненный путь его сложен и извилист. Вначале под влиянием молодости и окружающей обстановки он совершает много ошибок : ведет бесшабашную жизнь светского кутилы и бездельника, позволяет князю Курагину обобрать себя и женить на своей дочери Элен. Пьер стреляется на дуэли с Долоховым, порывает с женой, разочаровывается в жизни . Ему ненавистна всеми признаваемая ложь светского общества, и он понимает необходимость борьбы .

В этот критический момент Пьер попадает в руки масона Баздеева. Этот «проповедник» ловко расставляет перед доверчивым графом сети религиозно‑мистического общества, которое призывало к нравственному усовершенствованию людей и объединению их на началах братской любви. Пьер понял масонство как учение о равенстве, братстве и любви . Это помогло ему направлять свои силы на благоустройство крепостных . Он освободил крестьян, учредил больницы, приюты, школы.

Война 1812 г. заставляет Пьера вновь горячо взяться за дело, но его страстный призыв помочь Родине вызывает всеобщее недовольство московского дворянства. Он вновь терпит неудачу. Однако, охваченный патриотическим чувством, Пьер на свои деньги снаряжает тысячу ополченцев и сам остается в Москве, чтобы убить Наполеона : «или погибнуть, или прекратить несчастья всей Европы, происходившие, по мнению Пьера, от одного Наполеона».

Важным этапом на пути исканий Пьера является посещение им Бородинского поля в момент знаменитого сражения. Он понял здесь, что историю творит самая могущественная сила в мире – народ . Безухов одобрительно воспринимает мудрые слова солдата: «Всем народом навалиться хотят, одно слово – Москва. Один конец сделать хотят». Вид оживленных и потных мужиков‑ополченцев, с громким хохотом и говором работающих на поле, «подействовал на Пьера сильнее всего того, что видел и слышал до сих пор о торжественности и значимости настоящей минуты».

Если более тесное сближение Пьера с простыми людьми происходит после встречи с солдатом, бывшим крестьянином, Платоном Каратаевым , который, по мнению Толстого, является частицей народной массы . От Каратаева Пьер набирается крестьянской мудрости , в общении с ним «обретает то спокойствие и довольство собой, к которым он тщетно стремился прежде».

Жизненный путь Пьера Безухова типичен для лучшей части дворянской молодежи того времени. Именно из таких людей составлялась железная когорта декабристов. Многое роднит их с автором эпопеи, который был верен данной им в молодости клятве: «Чтобы жить честно, надо рваться, путаться, биться, ошибаться, начинать и опять бросать, и опять начинать и опять бросать и вечно бороться и лишаться. А спокойствие – душевная подлость ».

Существуют два очень похожих понятия – мораль и нравственность. Мораль – это следование определенным правилам, существующим в обществе, а нравственность – это основа морали. Для многих людей понимание правильности своих поступков и мыслей строится на доброте, духовности, честности, уважении к себе и другим, это и есть те самые понятия нравственности, на которых держится мораль общества. На протяжении повествования, по мере изменения жизненных обстоятельств, нравственные искания Андрея Болконского в романе «Война и мир» отражают его взгляды на мир и события вокруг него в данный, конкретный момент времени.

Но при любых обстоятельствах Андрей Болконский сохраняет свой основной жизненный стержень – он всегда остается честным и порядочным человеком. Для него всегда остаются главными принципы, в основе которых стоит уважение к достойным, с его точки зрения, людям.

Изменение взглядов на жизнь Андрея Болконского

В начале романа князь Андрей страдает от жизни, которой он живет, ему кажется, что все, что его окружает, лживо и фальшиво насквозь. Он рвется на войну, мечтает о подвигах, о своем Тулоне. О славе и любви людей. А здесь ему все тошно и противно. «Гостиные, сплетни, балы, тщеславие, ничтожество - вот заколдованный круг, из которого я не могу выйти» – говорит Болконский Пьеру, отвечая на вопрос, зачем он идет на войну.

То, что его молодая жена ждет ребенка, не только не останавливает его, напротив, княжна раздражает его своим кокетством, своей привычной для гостиных болтовней. «Из всех же прискучивших ему лиц лицо его хорошенькой жены, казалось, больше всех ему надоело» – пишет Толстой о Болконском в начале романа.

Путь духовных исканий Андрея Болконского начинается с мыслей о том, что настоящая жизнь – на войне, главное в этом мире – не семейный тихий уют, а воинские подвиги во имя славы, ради людской любви, ради Отечества.

Попав на войну, он с удовольствием служит адъютантом у Кутузова. «В выражении его лица, в движениях, в походке почти не было заметно прежнего притворства, усталости и лени; он имел вид человека, не имеющего времени думать о впечатлении, какое он производит на других, и занятого делом приятным и интересным. Лицо его выражало больше довольства собой и окружающими; улыбка и взгляд его были веселее и привлекательнее».

Болконский, перед решающим сражением, размышляет о будущем: «Да, очень может быть, завтра убьют», - подумал он. И вдруг, при этой мысли о смерти, целый ряд воспоминаний, самых далеких и самых задушевных, восстал в его воображении; он вспоминал последнее прощание с отцом и женою; он вспомнил первые времена своей любви к ней; вспомнил о ее беременности, и ему стало жалко и ее и себя… «Да, завтра, завтра! - думал он. - Завтра, может быть, все будет кончено для меня, всех этих воспоминаний не будет более, все эти воспоминания не будут иметь для меня более никакого смысла. Завтра же, может быть, - даже наверное завтра, я это предчувствую, в первый раз мне придется, наконец, показать все то, что я могу сделать».

Он стремится к известности, к славе: «… хочу славы, хочу быть известным людям, хочу быть любимым ими, то ведь я не виноват, что я хочу этого, что одного этого я хочу, для одного этого я живу. Да, для одного этого! Я никогда никому не скажу этого, но, боже мой! что же мне делать, ежели я ничего не люблю, как только славу, любовь людскую. Смерть, раны, потеря семьи, ничто мне не страшно. И как ни дороги, ни милы мне многие люди - отец, сестра, жена, - самые дорогие мне люди, - но, как ни страшно и ни неестественно это кажется, я всех их отдам сейчас за минуту славы, торжества над людьми, за любовь к себе людей, которых я не знаю и не буду знать, за любовь вот этих людей»

Словно в насмешку, в ответ на возвышенные рассуждения о том, что на данный момент кажется Андрею самым главным в жизни, Толстой тут же вставляет глупую шутку солдат, которых вовсе не интересуют высокие размышления князя:
«Тит, а Тит?»
- Ну, - отвечал старик.
- Тит, ступай молотить, - говорил шутник.
- Тьфу, ну те к черту, - раздавался голос, покрываемый хохотом денщиков и слуг».

Но даже это не сбивает Болконского с героического настроя: «И все-таки я люблю и дорожу только торжеством над всеми ими, дорожу этой таинственной силой и славой, которая вот тут надо мной носится в этом тумане!» – думает он.

Болконский мечтает о подвигах, и, в отличие от Николая Ростова, не бежит с поля боя, напротив, князь поднимает в атаку отступающие войска. И получает серьезное ранение.

Вот здесь и происходит первый переломный момент в сознании Болконского, вдруг то, что казалось абсолютно правильным, становится совершенно ненужным и даже лишним в его жизни. Лежа раненным под небом Аустерлица, князь Андрей явственно осознает, что главное – вовсе не геройски погибнуть на войне, чтобы заслужить любовь совершенно посторонних людей, которым до тебя и дела то нет вовсе! «Как же я не видал прежде этого высокого неба? И как я счастлив, что узнал его наконец. Да! все пустое, все обман, кроме этого бесконечного неба. Ничего, ничего нет, кроме его. Но и того даже нет, ничего нет, кроме тишины, успокоения. И слава богу!..»

Даже в тот момент, когда к нему подошел «Наполеон, его герой… в эту минуту Наполеон казался ему столь маленьким, ничтожным человеком в сравнении с тем, что происходило теперь между его душой и этим высоким, бесконечным небом с бегущими по нем облаками. Ему было совершенно все равно в эту минуту, кто бы ни стоял над ним, что бы ни говорил о нем; он рад был… чтоб эти люди помогли ему и возвратили бы его к жизни, которая казалась ему столь прекрасною, потому что он так иначе понимал ее теперь».

И вот уже Наполеон с его честолюбивыми замыслами кажется князю ничтожным существом, не понимающим истинного смысла жизни. «Ему так ничтожны казались в эту минуту все интересы, занимавшие Наполеона, так мелочен казался ему сам герой его, с этим мелким тщеславием и радостью победы, в сравнении с тем высоким, справедливым и добрым небом, которое он видел и понял… Глядя в глаза Наполеону, князь Андрей думал о ничтожности величия, о ничтожности жизни, которой никто не мог понять значения, и о еще большем ничтожестве смерти, смысл которой никто не мог понять и объяснить из живущих».

В бреду, не осознавая, Болконский грезит о семье, об отце, сестре, и даже жене и маленьком ребенке, который должен скоро появиться на свет – именно эти «мечтания… составляли главное основание его горячечных представлений». Для него стали вдруг главными «Тихая жизнь и спокойное семейное счастие в Лысых Горах…».

И когда он вернулся родовое имение, успев застать жену в последние минуты жизни, «… в душе его оторвалось что-то, что он виноват в вине, которую ему не поправить и не забыть». Рождение сына, смерть жены, все события, произошедшие с князем Андреем на войне, перевернули его отношение к жизни. Болконский даже принял решение никогда более не служить в армии, главным для него теперь становится забота о маленьком сыне, который нуждается в нем. «Да, это одно что осталось мне теперь» – думает князь.

Нравственные искания Андрея Болконского и Пьера Безухова

Все, что касается бурной общественной жизни, которую ведет отец, то, что происходит в армии, кажется скучным и неинтересным, все это только раздражает Болконского. Даже то, что во время чтения письма от Билибина у князя Андрея вдруг просыпается интерес к написанному, даже этот интерес сердит его, потому что он не хочет принимать участия в этой чуждой, «тамошней» жизни.

Приезд Пьера, беседы и споры о том, что лучше: делать добро людям, как утверждает Безухов, или не делать зла, как считает Болконский, эти события словно пробуждают князя ото сна. Этот философский спор отражает нравственные искания Андрея Болконского и Пьера Безухова в непростой для них обоих период жизни.

Они оба, каждый по-своему, правы. Каждый из них ищет свое место в жизни, и каждый для себя хочет понять, как жить сообразно понятиям чести и достоинства. Этот спор становится еще одним переломным моментом в жизни князя Андрея. Неожиданно для него «свидание с Пьером было… эпохой, с которой началась хотя во внешности и та же самая, но во внутреннем мире его новая жизнь».

В этот период своей жизни Болконский сравнивает себя со старым корявым дубом, который не хочет подчиняться весне и расцветать, «Весна, и любовь, и счастие!» - как будто говорил этот дуб, - «и как не надоест вам всё один и тот же глупый и бессмысленный обман. Всё одно и то же, и всё обман!»

Глядя на это дерево, князь Андрей убеждает себя «что ему начинать ничего было не надо, что он должен доживать свою жизнь, не делая зла, не тревожась и ничего не желая».

Но в том то все и дело, что ему приходится себя убеждать в этом, в глубине души, еще не осознав окончательно, он готов к новым метаморфозам. К тому, что перевернет его душу и всколыхнет в ней дремлющее ожидание радости и любви.

Как раз в этот момент он и встречает Наташу Ростову, влюбляется в нее и вдруг обнаруживает, что на самом деле он может быть счастлив и может любить, и даже старый дуб подтверждает его мысли: «Старый дуб, весь преображенный, раскинувшись шатром сочной, темной зелени, млел, чуть колыхаясь в лучах вечернего солнца. Ни корявых пальцев, ни болячек, ни старого недоверия и горя, - ничего не было видно».

Все, что было хорошего в его жизни, приходит ему на ум, и эти мысли приводят его к заключению, что на самом-то деле: «жизнь не кончена в 31 год». Любовь, еще не осознанная до конца, окончательно возвращает Болконского к деятельности.

Но в жизни всегда все меняется, изменятся и отношения князя Андрея с Наташей. Ее роковая ошибка приведет к разрыву с Болконским и к тому, что он опять разуверится в жизни.

Не захотев понять и простить Наташу, князь уедет на войну, и там, попав под обстрел и будучи уже смертельно раненным, Болконский все же придет к пониманию того, что главное в жизни – это любовь и всепрощение.

Заключение

Так что же такое нравственность в понимании князя Болконского в романе «Война и мир»? Это честь и достоинство, это любовь к семье, к женщине, к людям.

Но, зачастую, чтобы осознать и вывести для себя окончательный вердикт, человек проходит через серьезные испытания. Благодаря этим испытаниям мыслящие люди развиваются и растут духовно и нравственно. В сочинении на тему «Нравственные искания Андрея Болконского» мне хотелось показать, что для князя Андрея понятие нравственности – основа жизни, тот самый стержень, на котором держится его внутренний мир.

Тест по произведению

Болонский процесс - процесс сближения и гармонизации систем высшего образования стран Европы с целью создания единого европейского пространства высшего образования . Официальной датой начала процесса принято считать 19 июня 1999 года , когда была подписана Болонская декларация .

Решение участвовать в добровольном процессе создания Европейского пространства высшего образования было оформлено в Болонье представителями 29 стран. На сегодняшний день процесс включает в себя 47 стран-участниц из 49 стран, которые ратифицировали Европейскую культурную конвенцию Совета Европы (1954). Болонский процесс открыт для присоединения других стран.

Россия присоединилась к Болонскому процессу в сентябре 2003 года на берлинской встрече министров образования европейских стран. В 2005 году в Бергене Болонскую декларацию подписал министр образования Украины. В 2010 году в Будапеште было принято окончательное решение о присоединении Казахстана к Болонской декларации. Казахстан - первое центральноазиатское государство, признанное полноправным членом европейского образовательного пространства.

Основные цели Болонского процесса

С самого начала Болонский процесс был призван увеличить конкурентоспособность и привлекательность европейского высшего образования, способствовать мобильности студентов, облегчить трудоустройство за счет введения системы, позволяющей легко определить уровень подготовки и степень выпускников. Еще одной важной целью, которая была поставлена с самого начала, является обеспечение высокого качества обучающего процесса. В процессе множественных встреч министров образования были разработаны основные положения единого образовательного процесса. Разделение учащихся на студентов и аспирантов было предложено заменить квалификационными степенями с акцентом на результатах обучения. Концепция общественного контроля высшего образования была введена и в настоящее время воспринимается в качестве основной политики в области европейского высшего образования.

Для участников, которые присоединились к Болонскому процессу ранее 2010 года, были поставлены цели, достижение которых ожидается к 2010 году :

    построение европейской зоны высшего образования как ключевого направления развития мобильности граждан с возможностью трудоустройства;

    формирование и укрепление интеллектуального, культурного, социального и научно-технического потенциала Европы; повышение престижности европейской высшей школы в мире;

    обеспечение конкурентоспособности европейских вузов с другими системами образования в борьбе за студентов, деньги, влияние; достижение большей совместимости и сравнимости национальных систем высшего образования; повышение качества образования;

    повышение центральной роли университетов в развитии европейских культурных ценностей, в которой университеты рассматриваются как носители европейского сознания.

Создание Европейского пространства высшего образования само по себе не означает достижения всех целей Болонского процесса. Таким образом, мы можем теперь сказать, что Болонский процесс и Европейское пространство высшего образования вступили в новую фазу, а именно консолидации и совершенствования, особенно в свете очень разной реакции на реализацию Болонского процесса.

Основные положения Болонской декларации

Цель декларации - установление европейской зоны высшего образования , а также активизация европейской системы высшего образования в мировом масштабе.

Декларация содержит семь ключевых положений:

    Принятие системы сопоставимых степеней, в том числе, через внедрение приложения к диплому для обеспечения возможности трудоустройства европейских граждан и повышения международной конкурентоспособности европейской системы высшего образования.

    Введение двухциклового обучения: предварительного (pregraduate) и выпускного (graduate). Первый цикл длится не менее трех лет. Второй должен вести к получению степени магистра или степени доктора.

    Внедрение европейской системы перезачета зачетных единиц трудоемкости для поддержки крупномасштабной студенческой мобильности (система кредитов ). Она также обеспечивает право выбора студентом изучаемых дисциплин. За основу предлагается принять ECTS (European Credit Transfer System), сделав ее накопительной системой, способной работать в рамках концепции «обучение в течение всей жизни».

    Существенно развить мобильность учащихся (на базе выполнения двух предыдущих пунктов). Расширить мобильность преподавательского и иного персонала путем зачета периода времени, затраченного ими на работу в европейском регионе. Установить стандарты транснационального образования.

    Содействие европейскому сотрудничеству в обеспечении качества с целью разработки сопоставимых критериев и методологий

    Внедрение внутривузовских систем контроля качества образования и привлечение к внешней оценке деятельности вузов студентов и работодателей

    Содействие необходимым европейским воззрениям в высшем образовании, особенно в области развития учебных планов, межинституционального сотрудничества, схем мобильности и совместных программ обучения, практической подготовки и проведения научных исследований.

Присоединение к Болонскому процессу

Страны присоединяются к Болонскому процессу на добровольной основе через подписание соответствующей декларации. При этом они принимают на себя определённые обязательства, некоторые из которых ограничены сроками:

    с 2005 года начать бесплатно выдавать всем выпускникам вузов стран-участников Болонского процесса европейские приложения единого образца к дипломам [ источник не указан 547 дней ] бакалавра и магистра ;

    до 2010 года реформировать национальные системы образования в соответствии с основными положениями Болонской декларации.

Участники Болонского процесса

Участниками Болонского процесса являются 47 стран (2011 год) и Европейская комиссия . Таким образом, Монако и Сан-Марино - единственные члены Совета Европы , не участвующие в процессе. Все страны - члены Европейского союза задействованы в процессе.

Достоинства Болонского процесса: расширение доступа к высшему образованию , дальнейшее повышение качества и привлекательности европейского высшего образования, расширение мобильности студентов и преподавателей , а также обеспечение успешного трудоустройства выпускников вузов за счет того, что все академические степени и другие квалификации должны быть ориентированы на рынок труда . Присоединение России к Болонскому процессу дает новый импульс модернизации высшего профессионального образования , открывает дополнительные возможности для участия российских вузов в проектах, финансируемых Европейской комиссией, а студентам и преподавателям высших учебных заведений - в академических обменах с университетами европейских стран .

США не только наблюдают за процессом европейской образовательной интеграции, но и достаточно активно участвуют в нем. В 1992 году при ЮНЕСКО была создана рабочая группа по разработке нормативной базы для обеспечения возможности взаимного признания документов об образовании стран Европы и Америки. Однако за два года не удалось прийти к консенсусу, выяснилось, что одной из главных проблем на пути конвергенции двух образовательных систем является проблема сопоставления Европейской системы взаимного признания зачётных единиц (ECTS) с американской системой зачетных единиц (англ. credits ). В США применяются более разнообразная и гибкая система учёта учебной нагрузки, состоящая из системы зачётных единиц (credits), подсчёта суммарных оценок по критериям количества (GPA) и качества (QPA), а также дополнительных баллов за успешную учебную и научную работу (Honors).

По оценкам российских экспертов в области образования, присоединение России к Болонскому процессу может привести к временной путанице с учебными программами . Работодателей, которые учились во времена СССР , нужно информировать о том, что все современные степени высшего образования являются полноценными, но некоторые степени в большей мере предназначены для научно-педагогической деятельности в ВУЗе , например степень магистра и доктора философии. Степень специалиста в ЕС и большинстве стран, которые участвуют в Болонском процессе, отсутствует . Болонский процесс дал развитию образования в России очень много, в частности, он заставил серьёзно и критически осмыслить то, что мы имеем, и наметил определенные шаги по движению и по изменению этой системы.

Одна из серьёзных проблем интеграции российской системы образования в Болонский процесс - недостаточно полная информированность должностных лиц как о текущем положении дел в российском и европейском образовании, так и о целях Болонского процесса.

Андрея Болконского, его духовные искания, эволюция личности описаны на протяжении всего романа Л. Н. Толстого. Для автора важны изменения в сознании и мироощущении героя, ведь, по его мнению, именно это говорит о нравственном здоровье личности. Поэтому все положительные герои «Войны и мира» проходят путь поиска смысла жизни, диалектики души, со всеми разочарованиями, утратой и обретением счастья. На наличие положительного начала в персонаже Толстой указывает тем, что несмотря на жизненные неурядицы герой не теряет достоинства. Таковы Андрей Болконский и Пьер Безухов. Общее и главное в их исканиях то, что герои приходят к мысли единения с народом. Рассмотрим, к чему привели духовные поиски князя Андрея.

Ориентация на идеи Наполеона

Князь Болконский впервые предстает перед читателем в самом начале эпопеи, в салоне Анны Шерер, фрейлины. Перед нами невысокого роста человек, с несколько сухими чертами лица, весьма красивый внешне. Все в его поведении говорит о полной разочарованности жизнью, как духовной, так и семейной. Женившись на красивой эгоистке, Лизе Мейнен, Болконский вскоре утомляется ею и полностью меняет свое отношение к браку. Даже друга Пьера Безухова он заклинает никогда не жениться.

Князь Болконский жаждет чего-то нового, для него постоянные выходы в свет, семейная жизнь - это замкнутый круг, из которого молодой человек норовит вырваться. Каким образом? Уходом на фронт. В этом уникальность романа «Война и мир»: Андрей Болконский, равно как и другие персонажи, их диалектика души, показаны в рамках определенной исторической обстановки.

В начале эпопеи Толстого Андрей Болконский - ярый бонапартист, восхищающийся военным талантом Наполеона, приверженец его идеи обретения власти через воинский подвиг. Болконский хочет заполучить «свой Тулон».

Служба и Аустерлиц

С приходом в армию начитается новая веха исканий молодого князя. Жизненный путь Андрея Болконского сделал решительный разворот в направлении смелых, мужественных поступков. Князь показывает исключительный талант в офицерстве, он проявляет смелость, доблесть и мужество.

Даже мельчайшими деталями Толстой подчеркивает, что Болконский сделал правильный выбор: лицо его стало другим, перестало выражать усталость от всего, исчезли напускные жесты и манеры. У молодого человека не было времени думать над тем, как себя правильно повести, он стал настоящим.

О том, какой Андрей Болконский талантливый адъютант, делает отметку сам Кутузов: великий полководец пишет отцу молодого человека письмо, где отмечает, что князь делает исключительные успехи. Все победы и поражения Андрей воспринимает близко к сердцу: искренне радуется и с болью в душе переживает. Он видит в Бонапарте врага, но в то же время продолжает восхищаться гением полководца. Он все еще мечтает о «своем Тулоне». Андрей Болконский в романе «Война и мир» - выразитель авторского отношения к выдающимся личностям, именно из его уст читатель узнает о важнейших сражениях.

Центром этого этапа жизненного пути князя является Проявивший высокий героизм, тяжело раненный, лежит он на поле битвы и видит бездонное небо. Тогда к Андрею приходит осознание того, что он должен пересмотреть жизненные приоритеты, обратиться к жене, которую презирал и унижал своим поведением. Да и некогда кумир, Наполеон, видится ему ничтожным человечишкой. Бонапарт по достоинству оценил подвиг молодого офицера, только вот Болконскому было все равно. Он мечтает только о тихом счастье и безупречной семейной жизни. Андрей решает окончить воинскую карьеру и вернуться домой, к жене, в

Решение жить для себя и близких

Судьба готовит Болконскому еще один тяжелый удар. В родах умирает жена, Лиза. Она оставляет Андрею сына. Князь не успел попросить прощения, ведь приехал слишком поздно, он мучим чувством вины. Жизненный путь Андрея Болконского далее - это забота о своих близких.

Воспитание сына, строительство имения, помощь отцу в формировании рядов ополчения - вот на данном этапе его жизненные приоритеты. Андрей Болконский живет в уединении, что позволяет ему сосредоточиться на своем духовном мире и поиске смысла жизни.

Проявляются прогрессивные взгляды молодого князя: он улучшает жизнь своих крепостных (заменяет барщину оброком), тремстам человекам дает статус Все же пока еще он далек от принятия чувства единения с простым народом: то и дело проскальзывают в его речи мысли о пренебрежении к крестьянству и простым солдатам.

Судьбоносная беседа с Пьером

Жизненный путь Андрея Болконского переходит в другую плоскость во время визита Пьера Безухова. Читатель сразу отмечает родство душ молодых людей. Пьер, находящийся в состоянии душевного подъема из-за проведенных в своих имениях реформ, заражает энтузиазмом и Андрея.

Молодые люди долго обсуждают принципы и смысл изменений в жизни крестьянства. С чем-то Андрей не согласен, наиболее либеральные взгляды Пьера на крепостных он не принимает вообще. Однако практика показала, что, в отличие от Безухова, Болконский сумел реально облегчить жизнь своих крестьян. Все благодаря его деятельной натуре и практичному взгляду на крепостной строй.

Все же встреча с Пьером помогла князю Андрею хорошо вникнуть в свой внутренний мир, начать движение к преобразованиям души.

Возрождение к новой жизни

Глоток свежего воздуха, изменение взглядов на жизнь произвела встреча с Наташей Ростовой - главной героиней романа «Война и мир». Андрей Болконский по делам обретения земель посещает имение Ростовых в Отрадном. Там он подмечает спокойную, уютную атмосферу в семействе. Наташа такая чистая, непосредственная, настоящая... Она повстречалась ему звездной ночью во время первого в своей жизни бала и тут же завладела сердцем молодого князя.

Андрей как бы рождается заново: понимает то, о чем ему говорил когда-то Пьер: нужно жить не только для себя и своей семьи, необходимо быть полезным всему обществу. Именно поэтому Болконский едет в Петербург, чтобы внести свои предложения в военный устав.

Осознание бессмысленности "государственной деятельности"

К сожалению, встретиться с государем у Андрея не получилось, он был направлен к Аракчееву, человеку беспринципному и глупому. Конечно, он не принял идеи молодого князя. Однако произошла еще одна встреча, повлиявшая на мировоззрение Болконского. Речь идет о Сперанском. Он увидел в юноше хороший потенциал для государственной службы. В итоге Болконского назначают на должность, связанную с составлением Кроме того, Андрей возглавляет комиссию по составлению законов военного времени.

Но вскоре к Болконскому приходит разочарование службой: формальный подход к работе не удовлетворяет Андрея. Он чувствует, что здесь выполняет никому не нужную работу, реальной помощи он никому не окажет. Все чаще Болконский вспоминает жизнь в деревне, где он был действительно полезным.

Изначально восхитившись Сперанским, Андрей теперь увидел притворство и неестественность. Все чаще Болконского посещают мысли о праздности петербургской жизни и отсутствии всякого смысла в своей службе стране.

Разрыв с Наташей

Наташа Ростова и Андрей Болконский были весьма красивой парой, однако им не суждено было пожениться. Девушка дала ему желание жить, творить что-то на благо страны, мечтать о счастливом будущем. Она стала музой Андрея. Наташа выгодно отличалась от других девушек петербургского общества: она была чиста, искренна, ее поступки шли от сердца, они были лишены всякого расчета. Девушка искренне любила Болконского, а не просто видела в нем выгодную партию.

Болконский совершает роковую ошибку, отложив свадьбу с Наташей на целый год: это спровоцировало ее увлеченность Анатолем Курагиным. Молодой князь не смог простить девушку. Наташа Ростова и Андрей Болконский разрывают помолвку. Виной всему - чрезмерная гордость князя, нежелание услышать и понять Наташу. Он опять такой же эгоцентричный, каким читатель наблюдал Андрея в начале романа.

Окончательный перелом в сознании - Бородино

Именно с таким тяжелым сердцем вступает Болконский в 1812 год, переломный для Отечества. Изначально он жаждет мести: мечтает встретить среди военных Анатоля Курагина и отомстить за свой несостоявшийся брак, вызвав его на дуэль. Но постепенно жизненный путь Андрея Болконского в очередной раз меняется: стимулом к этому послужило виденье трагедии народа.

Кутузов доверяет молодому офицеру командование полком. Князь полностью отдается своей службе - теперь это для него дело всей жизни, он настолько сроднился с солдатами, что они называют его «наш князь».

Наконец, наступает день апофеоза Отечественной войны и исканий Андрея Болконского - Бородинское сражение. Примечательно, что свое виденье этого великого исторического события и нелепости войн Л. Толстой вкладывает в уста князя Андрея. Он размышляет о бессмысленности стольких жертв ради победы.

Читатель видит здесь Болконского, прошедшего тяжелый жизненный путь: разочарования, смерти близких, предательство, сближение с простым народом. Он чувствует, что слишком многое теперь понимает и осознает, можно сказать, предвещает свою гибель: «Я вижу, что стал понимать слишком много. А не годится человеку вкушать от древа добра и зла».

Действительно, Болконский получает смертельное ранение и среди других солдат попадает на попечение в дом Ростовых.

Князь чувствует приближение смерти, он долго размышляет о Наташе, понимает ее, «видит душу», мечтает встретиться с любимой, попросить прощения. Он признается девушке в любви и умирает.

Образ Андрея Болконского - пример высокой чести, верности долгу Родине и людям.