Сценарий спектакля «Двенадцать стульев»

Действующие лица:

Исполнители ролей:

Стр.

РАССКАЗЧИК 1

РАССКАЗЧИК 2

РАССКАЗЧИК 3

РАССКАЗЧИК 4

ОСТАП БЕНДЕР

ИППОЛИТ МАТВЕЕВИЧ ВОРОБЬЯНИНОВ

КЛАВДИЯ ИВАНОВНА ПЕТУХОВА

ОТЕЦ ФЁДОР

ЭЛЛОЧКА

ДЕВОЧКА 1

ДЕВОЧКА 2

ДЕВОЧКА 3

ДЕВОЧКА 4

ГРИЦАЦУЕВА

ЧЛЕН КОМИССИИ

ЗАВХОЗ

МОНТЁР МЕЧНИКОВ

ДВОРНИК

РАБОЧИЙ 1

РАБОЧИЙ 2

СЦЕНА 1

ЯВЛЕНИЕ 1

Мелодия №1

Все артисты появляются перед зрителями,

затем – уходят и готовятся к началу спектакля.

ЯВЛЕНИЕ 2

Рассказчики 1, 2.

РАССКАЗЧИК 1: В уездном городе N жизнь была тишайшей. Весенние вечера были упоительны, грязь под луной сверкала, как антрацит. Вопросами любви и смерти в этом замечательном городе с девяти утра до пяти вечера ежедневно с получасовым перерывом ведал Ипполит Матвеевич Воробьянинов, бывший предводитель дворянства, человек задавленный бедностью и своей тёщей Клавдией Ивановной Петуховой.

РАССКАЗЧИК 2: Клавдия Ивановна была глупа, и её преклонный возраст не позволял надеяться на то, что она когда-нибудь поумнеет. Скупа она была до чрезвычайности. Голос у неё был такой силы и густоты, что ему позавидовал бы Ричард Львиное Сердце, от крика которого, как известно, приседали кони. Вдобавок ко всему под носом у неё выросли усы, и каждый ус был похож на кисточку для бритья.

РАССКАЗЧИК 1: В страстную пятницу 15 апреля 1927 года Клавдия Ивановна почувствовала себя хуже, у неё случился сильнейший сердечный припадок, и она исповедовалась священнику церкви Флора и Лавра, отцу Фёдору Во стрикову. Потом позвала Ипполита Матвеевича, после чего между ними произошёл ОЧЕНЬ ВАЖНЫЙ разговор.

Рассказчики уходят.

ЯВЛЕНИЕ 3

Мелодия № 2

Петухова, Воробьянинов, отец Фёдор.

ПЕТУХОВА: Ипполит, сядьте около меня, я должна рассказать вам… Ипполит, помните вы наш гостиный гарнитур?

ВОРОБЬЯНИНОВ: Какой?

ПЕТУХОВА: Тот…обитый английским ситцем…

ВОРОБЬЯНИНОВ: Ах, это в моём доме?

ПЕТУХОВА: Да, в Старгороде…

ВОРОБЬЯНИНОВ: Помню, отлично помню… Диван, дюжина стульев и круглый столик о шести ножках. Мебель была превосходная, га мбсовская… А почему вы вспомнили?

ПЕТУХОВА («деревянным, равнодушным голосом») : В сиденье стула я зашила свои брильянты.

ВОРОБЬЯНИНОВ: Какие брильянты? Разве их не отобрали тогда, во время обыска?

ПЕТУХОВА: Я спрятала брильянты в стул.

ВОРОБЬЯНИНОВ: Ваши брильянты! В стул! Кто вас надоумил? Почему вы не дали их мне?

ПЕТУХОВА (спокойно и зло) : Как же было дать вам брильянты, когда вы пустили по ветру имение моей дочери?

ВОРОБЬЯНИНОВ (встал) : Но вы их вынули оттуда? Они здесь?

ПЕТУХОВА: Я не успела. Вы помните, как быстро и неожиданно нам пришлось бежать. Они остались в стуле, который стоял между терракотовой лампой и камином.

ВОРОБЬЯНИНОВ (закричал) : Но ведь это же безумие! Как вы похожи на свою дочь! (Засеменил по комнате.) Но вы хотя бы представляетет себе, куда эти стулья могли попасть? Или вы думаете, быть может, что они смирнёхонько стоят в гостиной моего дома и ждут, покуда вы приедете забрать ваши р-регалии? Как? Засадить в стул брильянтов на семьдесят тысяч! В стул, на котором неизвестно кто сидит!..

Мелодия № 3

Герои уходят.

СЦЕНА 2

ЯВЛЕНИЕ 1

Мелодия № 3 (продолжается)

Рассказчики 3, 4.

РАССКАЗЧИК 3: Новость ошеломила Ипполита Матвеевича. В брильянтовых мечтах даже тёща показалась ему милее, чем была. Он решил отправиться в Старгород и найти клад.

РАССКАЗЧИК 4: Однако не только Воробьянинов отправился на поиски сокровищ. Порывистая душа отца Фёдора, исповедовавшего Клавдию Ивановну, не знала покоя никогда, особенно если дело касалось наживы: на всех этапах духовной и гражданской карьеры отец Фёдор оставался стяжателем. Он мечтал о собственном све чном заводике, поэтому, ни минуты не медля, отправился в Старгород «по делу загадочному, но сулящему, как видно, большие ВЫГОДЫ».

РАССКАЗЧИК 3: Со стороны деревни Чмаровки судьба послала Ипполиту Матвеевичу помощника Остапа Бендера, который показался «предводителю дворянства» жуликом. Но, несмотря на это, Воробьянинов рассказал Остапу, первому встреченному им проходимцу, всё, что ему было известно о брильянтах со слов умирающей тёщи.

РАССКАЗЧИК 4: Из своей биографии Остап обычно сообщал только одну подробность: «Мой папа был турецко-подданный». Живость характера привела Бендера в Старгород без какого-нибудь дела, без носков, без ключа, без квартиры и без денег.

Мелодия № 4

Рассказчики уходят.

ЯВЛЕНИЕ 2

Мелодия № 4 (продолжается)

Остап Бендер, Воробьянинов.

БЕНДЕР: Лёд тронулся, господа присяжные заседатели! Лёд тронулся! Сколько вся эта тёщина музыка стоила?

ВОРОБЬЯНИНОВ: Тысяч семьдесят – семьдесят пять.

БЕНДЕР: Теперь, значит, стоит полтораста тысяч. Не меньше. Только вы, дорогой товарищ из Парижа, плюньте на всё это.

ВОРОБЬЯНИНОВ: Как плюнуть?

БЕНДЕР: Слюной, как плевали до эпохи исторического материализма. Ничего не выйдет.

ВОРОБЬЯНИНОВ: Как же так?

БЕНДЕР: А вот как. Сколько было стульев?

ВОРОБЬЯНИНОВ: Дюжина. Гостиный гарнитур.

БЕНДЕР: Давно сгорел ваш гарнитур в печках. (Воробьянинов сильно испугался, встал.) Спокойно, спокойно. За дело берусь я. Заседание продолжается. Кстати, нам с вами надо заключитьнебольшой договорчик. В случае реализации клада я, как непосредственный участник концессии и технический руководитель дела, получаю шестьдесят процентов.

ВОРОБЬЯНИНОВ: Это грабёж среди бела дня.

БЕНДЕР: А сколько же вы думали мне предложить?

ВОРОБЬЯНИНОВ: Ну, пять процентов, ну, десять, наконец. Вы поймите, ведь это же пятнадцать тысяч рублей!

БЕНДЕР: Больше ничего не хотите?

ВОРОБЬЯНИНОВ: Н-нет.

БЕНДЕР: А может быть, вы хотите, чтобы я работал ДАРОМ, да ещё дал вам ключ от квартиры, где деньги лежат?

ВОРОБЬЯНИНОВ: В таком случае простите. У меня есть основания думать, что я и один справлюсь со своим делом.

БЕНДЕР: Ага! В таком случае простите, у меня есть не меньше основания предполагать, что я и один могу справиться с вашим делом.

ВОРОБЬЯНИНОВ: Мошенник!

ВОРОБЬЯНИНОВ: Двадцать процентов.

БЕНДЕР (с насмешкой) : И мои харчи?

ВОРОБЬЯНИНОВ: Двадцать пять.

БЕНДЕР: И ключ от квартиры? Ну, так и быть – пятьдесят процентов. Половина – ваша, половина – моя.

ВОРОБЬЯНИНОВ: Сорок процентов. Шестьдесят тысяч.

БЕНДЕР: Вы довольно пошлый человек, вы любите деньги больше, чем надо.

ВОРОБЬЯНИНОВ: А вы не любите денег?

БЕНДЕР: Не люблю.

ВОРОБЬЯНИНОВ: Зачем же вам шестьдесят тысяч?

БЕНДЕР: Из принципа! Ну что, тронулся лёд? (Подаёт руку Воробьянинову.)

ВОРОБЬЯНИНОВ (тихо, подавая руку) : Тронулся.

БЕНДЕР: Ну, по рукам, уездный предводитель команчей! Лёд тронулся, господа присяжные заседатели!

Мелодия № 5

Герои уходят.

СЦЕНА 3

ЯВЛЕНИЕ 1

Мелодия № 5 (продолжается).

Рассказчики 1, 2.

РАССКАЗЧИК 1: Началась настоящая охота за 12 стульями, в которой технический руководитель дела Остап проявлял неистощимую энергию и изобретательность. Дал знать о себе конкурент мероприятия – отец Фёдор. С ним Ипполит Матвеевич подрался на улице из-за стула, в котором не оказалось брильянтов. С Востриковым концессионеры столкнулись и в ста ргородской гостинице.

РАССКАЗЧИК 2: Ипполит Матвеевич, ободрённый полученными у Варфоломея Коробейникова ордерами на мебель, в радостном расположении духа, лучезарно улыбаясь, вышел в коридор и стал прогуливаться. В это же время вышел в коридор на прогулку и отец Фёдор, лицо которого расплывалось от счастья, потому что он тоже обладал ордером на брильянтовую, как ему тогда казалось, мебель. Соперники несколько раз встречались и, победоносно поглядывая друг на друга, следовали дальше.

Мелодия № 6

Рассказчики уходят.

ЯВЛЕНИЕ 2

Выходит Воробьянинов. Затем навстречу ему появляется отец Фёдор.

Они несколько раз гордо проходят мимо друг друга.

ВОРОБЬЯНИНОВ («с невыразимой сладостью») : Здравствуйте, батюшка.

ФЁДОР (с сарказмом) : Доброе утро, Ипполит Матвеевич.

Проходят мимо друг друга, потом возвращаются.

ВОРОБЬЯНИНОВ: Не ушиб ли я вас во время последней встречи?

ФЁДОР: Нет, отчего же, очень приятно было встретиться.

ВОРОБЬЯНИНОВ: Обедню небось уже не служите?

ФЁДОР: Где там служить! Прихожане по городам разбежались. Сокровища ищут.

ВОРОБЬЯНИНОВ: Заметьте – свои сокровища! Свои!

ФЁДОР: Мне неизвестно – чьи, а только ищут.

ЯВЛЕНИЕ 3

Те же и Бендер.

Мелодия № 4

Выходит Остап и направляется к отцу Фёдору.

БЕНДЕР (грозно) : Покупаете старые вещи?Стулья? Потроха? Коробочки от ваксы?

ФЁДОР (тихо, испугавшись) : Что вам угодно?

БЕНДЕР: Мне угодно продать вам старые брюки. Что же вы молчите, как архиерей на приёме? Старые вещи покупаем, новые крадём! (Отец Фёдор отступает.) Как же насчёт штанов, многоуважаемый служитель культа? Берёте? (Зло издеваясь.) Есть ещё от жилетки рукава, круг от бублика и мёртвого осла уши. Оптом всю партию – дешевле будет. И в стульях они не лежат, искать не надо! А?! (Отец Фёдор прячется.)

Остап собрался уходить.

ФЁДОР (с негодованием пискнул) : Сам ты дурак! (Прячется за стул.)

БЕНДЕР: Что? (Подойдя ближе, сделав ладони трубой.) Почём опиум для народа? (Тишина в ответ.) Папаша, вы пошлый человек. (Поворачивается к Воробьянинову.)

ВОРОБЬЯНИНОВ: Как бы он за нами не пошёл!

БЕНДЕР: После сегодняшнего свидания министров на яхте никакое сближение невозможно. Он меня БОИТСЯ.

Мелодия № 7

Герои уходят.

СЦЕНА 4

ЯВЛЕНИЕ 1

Мелодия № 7 (продолжается)

Рассказчики 3, 4.

РАССКАЗЧИК 3: На ужине у давней любовницы бывшего предводителя дворянства (Елены Станиславовны) Остап представил гостям своего напарника как «гиганта мысли, отца русской демократии и особу, приближённую к императору», и призвал к созданию подпольного «Союза МЕЧА и ОРАЛА». На будущие нужды тайного общества Бендер собрал пятьсот рублей.

РАССКАЗЧИК 4: На следующий день Остап женился на вдове Грицацуевой, «знойной женщине и мечте поэта», и в первую же брачную ночь ушёл от неё, прихватив помимо стула ещё и другие вещицы. Стул вдовы оказался пуст, и подельники уехали на поиски сокровищ в Москву.

РАССКАЗЧИК 3: В столице концессионеры провалили операцию: 10 стульев с позором ушли из рук великого комбинатора, их распро дали на аукционе поодиночке. Два стула из 10 купила Эллочка Щукина, очаровательное создание, словарный запас которой состоял из 30 слов: в 10 раз меньше, чем словарь дикаря из людоедского племени «Мумбо-Юмбо».

РАССКАЗЧИК 4: Эллочка мечтала заткнуть за пояс дочь американского миллиардера Вандерби льда и очень старалась не отстать от неё, не пропуская ни одного французского журнала мод. Остап не готовился к разговору с Эллочкой, потому что для бесед с дамочками он предпочитал ВДОХНОВЕНИЕ.

Мелодия № 8

Рассказчики уходят.

ЯВЛЕНИЕ 2

Мелодия № 8 (продолжается)

Постановка под музыку: Эллочка и девочки с журналами мод.

ЯВЛЕНИЕ 3

Эллочка и её новый халатик, отороченный «загадочным» мехом.

Появляется Остап, сразу всё понимает, закрывает глаза и делает шаг назад.

БЕНДЕР: Прекрасный мех!

ЭЛЛОЧКА (нежно) : Шутите! Это мексиканский тушкан.

БЕНДЕР: Быть этого не может. Вас обманули. Вам дали гораздо лучший мех. Это шанхайские барсы! Ну да! Барсы! Я узнаю их по оттенку. Видите, как мех играет на солнце!.. Изумруд! Изумруд!

ЭЛЛОЧКА: Вы – парниша что надо.

БЕНДЕР: Вас, конечно, удивил ранний визит неизвестного мужчины?

ЭЛЛОЧКА: Хо-хо!

БЕНДЕР: Но я к вам по одному деликатному делу.

ЭЛЛОЧКА: Шутите!

БЕНДЕР: Вы вчера были на аукционе и произвели на меня чрезвычайное впечатление.

ЭЛЛОЧКА: Хамите!

БЕНДЕР: Помилуйте! Хамить такой очаровательной женщине бесчеловечно.

ЭЛЛОЧКА: Жуть!

БЕНДЕР: Милая девушка, продайте мне стул. Он мне очень нравится.Только вы с вашим женским чутьём могли выбрать такую художественную вещь. Продайте, девочка, а я вам дам семь рублей.

ЭЛЛОЧКА (лукаво) : Хамите, парниша.

БЕНДЕР (втолковывая) : Хо-хо.Вы знаете, сейчас в Европе и в лучших домах Филадельфии возобновили старинную моду – разливать чай через ситечко. Необычайно эффектно и очень элегантно. (Эллочка насторожилась.) Ко мне как раз знакомый дипломат приехал из Вены и привёз в подарок. Забавная вещь.

ЭЛЛОЧКА (заинтересованно) : Должно быть, знаменито.

БЕНДЕР: Ого! Хо-хо! Давайте обменяемся. Вы мне – стул, а я вам – ситечко. Хотите? (Остап вынимает из кармана ситечко. На Эллочку оно производит неотразимое впечатление.)

ЭЛЛОЧКА: Хо-хо.

Мелодия № 8

Остап кладёт ситечко на стол, берёт стул и, галантно раскланявшись, уходит.

Эллочка с ситечком уходит в другую сторону.

СЦЕНА 5

ЯВЛЕНИЕ 1

Мелодия № 8 (продолжается)

Рассказчики 1, 2.

РАССКАЗЧИК 1: Так же легко и артистично великий комбинатордобывает заветные стулья у инженера Щукина, у юмориста Авессалома Изнурёнкова, у редактора «Станка», у стихоплёта Никифора Ляписа-Трубецкого. Однако брильянтовые мечты остаются мечтами. Время идёт, а сокровище не найдено.

Мелодия № 9 (бой часов - фоном).

РАССКАЗЧИК 2: Долгое отсутствие товарища Бендера беспокоило мадам Грицацуеву. Она, прочитав объявление в газете о том, что муж «попал под лошадь… отделался лёгким испугом…», срочно отправилась в Москву на поиски. Увидев жену, Бендер со всех ног убегал от неё и в итоге запер в редакции, где «знойная дамочка» встретила рассвет. Супруги выясняли отношения через СТЕКЛЯННУЮ ДВЕРЬ.

Мелодия № 9 (продолжается громче)

Рассказчики уходят.

ЯВЛЕНИЕ 2

Сначала Грицацуева.

ГРИЦАЦУЕВА (зовёт нежно) : Су-у-услик! Суслик! (Обеспокоенно.) Товарищ Бендер!

Выходит не спеша Бендер.

БЕНДЕР: А… вы тоже здесь?

ГРИЦАЦУЕВА (радостно) : Здесь, здесь.

БЕНДЕР: Обними же меня, моя радость, мы так долго не виделись. Что же ты не идёшь, моя курочка? Твой тихоокеанский петушок так устал на заседании Малого Совнаркома.

ГРИЦАЦУЕВА (суетясь, подпрыгивая) : Суслик. Открой мне дверь, товарищ Бендер.

БЕНДЕР: Тише, девушка! Женщину украшает скромность. К чему эти прыжки? Ну, чего вы терзаетесь? (Строго.) Кто вам жить мешает?

ГРИЦАЦУЕВА (обиженно) : Сам уехал, а сам спрашивает! (Плачет.)

БЕНДЕР: Утрите ваши глазки, гражданка. Каждая ваша слезинка – это молекула в космосе.

ГРИЦАЦУЕВА: А я ждала, ждала, торговлю закрыла. За вами поехала, товарищ Бендер.

БЕНДЕР: Ну, и как вам теперь живётся на лестнице? Не дует?

ГРИЦАЦУЕВА (злясь) : Изменщик!

БЕНДЕР: Частица чёрта в нас

Заключена подчас!

И сила женских чар

Родит в груди пожар…

ГРИЦАЦУЕВА: Чтоб тебе лопнуть! Браслет украл, мужнин подарок. А стул зачем забрал?

БЕНДЕР (холодно) : Вы, кажется, переходите на личности?

ГРИЦАЦУЕВА: Украл! Украл!

БЕНДЕР: Вот что, девушка: зарубите на своём носике, что Остап Бендер никогда ничего не крал.

ГРИЦАЦУЕВА: А ситечко кто взял?

БЕНДЕР: Ах, ситечко! Из вашего неликвидного фонда? И это вы считаете кражей? В таком случае наши взгляды на жизнь диаметрально противоположны.

ГРИЦАЦУЕВА: Унёс.

БЕНДЕР: Значит, если молодой, здоровый человек позаимствовал у провинциальной бабушки ненужную ей, по слабости здоровья, кухонную принадлежность, то, значит, он вор? Так вас прикажете понимать?

ГРИЦАЦУЕВА: Вор, вор!

БЕНДЕР: В таком случае нам придётся расстаться. Согласен на развод. Обниматься некогда. Прощай, любимая! Мы разошлись. Как в море корабли.

ГРИЦАЦУЕВА (завопила) : Караул!!

Мелодия № 10

Герои уходят.

СЦЕНА 6

ЯВЛЕНИЕ 1

Мелодия № 10 (продолжается)

Рассказчики 3, 4.

РАССКАЗЧИК 3: Стул, исчезнувший в товарном дворе Октябрьского вокзала, оставался тёмным пятном на сверкающем плане концессионных работ. Четыре стула в театре Колумба представляли верную добычу. Но театр уезжал в поездку по Волге с тиражным пароходом «Скрябин».

РАССКАЗЧИК 4: Остап «из двух зайцев выбрал того, который пожирнее», то есть поездку за театром, объявив Ворбьянинову: «Наступает последний акт комедии «Сокровище тещи». Приближается финита-ля-комедия… Одним словом, заседание продолжается!»

Мелодия № 11

Рассказчики уходят.

ЯВЛЕНИЕ 2

Мелодия № 11 (продолжается)

Член комиссии, завхоз.

ЧЛЕН КОМИССИИ: Почему же вы мне раньше не сказали?

ЗАВХОЗ: Откуда я мог знать, что он заболеет?

ЧЛЕН КОМИССИИ: Это чёрт знает что! Тогда поезжайте и требуйте, чтобы на тиражный пароход «Скрябин» экстренно командировали ХУ-ДОЖ-НИ-КА.

ЗАВХОЗ: Куда же я поеду? Сейчас шесть часов. Всё закрылось. Да и пароход через полчаса уходит.

ЧЛЕН КОМИССИИ: Тогда сами будете рисовать. Раз вы взяли на себя ответственность за украшение парохода, извольте отдуваться, как хотите.

Член комиссии уходит.

ЯВЛЕНИЕ 3

Появляется Остап.

БЕНДЕР (орёт из зала) : Товарищ! Вы! Вы! Которому художник нужен! (Подходит.) Я художник.

ЗАВХОЗ: Товарищ, если вы художник, нам от вас потребуется следующее: исполнение плакатов, надписей и окончание транспаранта. Наш художник начал его делать и заболел. Мы оставили его здесь в больнице. Ну, конечно, общее наблюдение за художественной частью. Можете вы это взять на себя? Причём предупреждаю – работы много.

БЕНДЕР: Да, я могу взять это на себя. Мне приходилось выполнять такую работу. Это будет трудновато, но я постараюсь. Ваши условия?

ЗАВХОЗ: Условия сдельные. (Остап не очень доволен.) Кроме того, ещё бесплатный стол и отдельная каюта.

БЕНДЕР (со вздохом) : Ну, ладно, соглашаюсь. Но со мною ещё мальчик, ассистент.

ЗАВХОЗ: Насчёт мальчика вот не знаю. На мальчика кредита не отпущено. На свой счёт – пожалуйста. Пусть живёт в вашей каюте.

БЕНДЕР: Ну, пускай по-вашему. Мальчишка у меня шустрый. Привык к спартанской обстановке.

Кричит Воробьянинову, который стоит в зрительном зале.

Что же вы стоите, как засватанный? Я думал, что вы давно на пароходе. Сейчас сходни снимают! Бегите скорей! Пропустите этого гражданина!

Киса бежит к Остапу.

ЗАВХОЗ (подозрительно) : Вот это ваш мальчик?

БЕНДЕР: Мальчик. Разве плох? (Уверенно.) Кто скажет, что это девочка, пусть первый бросит в меня камень! (Завхоз угрюмо ушёл.) Ну, Киса, придётся с утра сесть за работу. Надеюсь, что вы сможете разводить краски. А потом вот что: я – художник… вы – мой помощник. Если вы думаете, что это не так, то скорее бегите назад, на берег.

Бендер и Киса присаживаются.

БЕНДЕР: Киса, я вас хочу спросить как художник художника: ВЫ РИСОВАТЬ УМЕЕТЕ?

Очень жаль. Я, к сожалению, тоже не умею. (Думает.) А буквы вы умеете?

Киса отрицательно качает головой.

Тоже не умеете? Совсем нехорошо! Ведь мы-то ХУ-ДОЖ-НИ-КИ! Ну, дня два можно будет мотать, а потом выкинут. За эти два дня мы должны успеть сделать всё, что нам нужно: осмотреть стулья и постараться всё-таки нарисовать сеятеля, разбрасывающего облигации.

Мелодия № 12

ЯВЛЕНИЕ 4

Постановка под мелодию 12

Рабочие вносят большой бумажный экран и устанавливают посередине.

Бендер и Киса работают над созданием сеятеля и над надписью:

«Все – на тираж! Каждый трудящийся должен иметь в кармане облигацию госзайма».

Вверху «художники» пририсовывают солнышко, а внизу – цветочек.

Вместо сеятеля шкодливая рука Остапа изобразила некий обрубок с сахарной головой и тонкими плетьми вместо рук.

ЯВЛЕНИЕ 5

Бендер, завхоз.

БЕНДЕР (нахально появившемуся завхозу) : Ну, как транспарантик?

ЗАВХОЗ (кричит) : Собирайте вещи!

БЕНДЕР: К чему такая спешка?

ЗАВХОЗ: СО-БИ-РАЙ-ТЕ вещи! Вон! Вы под суд пойдёте! Наш начальник не любит шутить!

БЕНДЕР: Нет, серьёзно, вам не нравится транспарант? Это, в самом деле, неважный транспарант?

ЗАВХОЗ (кричит) : Вон!

Остап и Киса отходят.

Завхоз уходит.

БЕНДЕР (осматривая созданное) : М-да… транспарантик довольно дикий получился. Мизе рное исполнение. (Думает.) Резюмирую положение. Пассив: ни гроша денег, три стула уезжают вниз по реке, ночевать негде… Актив: путеводитель по Волге… Бездефицитный баланс подвести очень трудно… Положение гораздо серьёзнее, чем я предполагал…

Мелодия № 13

Герои уходят.

Рабочие уносят произведение Остапа.

СЦЕНА 7

ЯВЛЕНИЕ 1

Мелодия № 13 (продолжается)

Рассказчики 1, 2.

РАССКАЗЧИК 1: В таком бедственном положении концессионеры оказались в Васюках. Однако великий комбинатор нашёл выход из, казалось бы, безвыходной ситуации: он устроил в клубе платную лекцию на тему «Плодотворная дебютная идея» и платный сеанс одновре менной игры в шахматы на 160 досках.

РАССКАЗЧИК 2: Догоняя театр, Остап Бендер и Киса Воробьянинов оказались в Пятигорске, где было много музыки, много весёлых людей и никому не было дела до двух грязных искателей брильянтов. Именно тогда Бендер произнёс одну из известных своих фраз: «Эх, Киса, мы чужие на этом празднике жизни». Остапу удалось свести знакомство с монтёром театра Мечниковым, великим до кой.

Мелодия № 3

Рассказчики уходят.

ЯВЛЕНИЕ 2

Мелодия № 3 (продолжается)

Монтёр, Бендер, Киса.

МОНТЁР (обнимаясь с Остапом) : Можно, это всегда можно, дуся. С нашим удовольствием, дуся.

БЕНДЕР: Ну, за всё дело десятку!

МОНТЁР (удивленно) : Дуся! Вы меня озлобляете. Я человек, измученный нарзаном.

БЕНДЕР: Сколько же вы хотите?

МОНТЁР: Положите полста. Ведь имущество-то казённое. Я человек измученный.

БЕНДЕР: Хорошо. Берите двадцать! Согласны? Ну, по глазам вижу, что согласны.

МОНТЁР: Согласие есть продукт при полном непротивлении сторон.

БЕНДЕР (шепчет на ухо Кисе) : Хорошо излагает, собака. Учитесь, Киса. (Монтёру.) Когда же вы стулья принесёте?

МОНТЁР: Стулья против денег.

БЕНДЕР: Это можно.

МОНТЁР: Деньги вперёд: утром – деньги, вечером – стулья или вечером – деньги, а на другой день утром – стулья.

БЕНДЕР: А может быть, сегодня – стулья. А завтра – деньги?

МОНТЁР: Я же, дуся, человек измученный. Такие условия душа не принимает.

БЕНДЕР: Но ведь я только завтра получу деньги по телеграфу.

МОНТЁР: Тогда и разговаривать будем. А пока, дуся, счастливо оставаться у источника, а я пошёл: у меня работы много. Сил не хватает. А одним нарзаном разве проживёшь?

Монтёр уходит.

ЯВЛЕНИЕ 3

БЕНДЕР (размышляя) : Время, которое мы имеем, – это деньги, которые мы не имеем. Киса, мы должны делать карьеру. Сто пятьдесят тысяч рублей и ноль копеек лежат перед нами. Нужно только двадцать рублей, чтобы сокровище стало нашим. Тут не надо брезговать никакими средствами. Пан или пропал.

Мелодия № 2

Герои уходят.

СЦЕНА 8

ЯВЛЕНИЕ 1

Мелодия № 2 (продолжается)

Рассказчики 3, 4.

РАССКАЗЧИК 3: Остап Бендер, конечно, выбрал ПА НА, но безрезультатно: брильянтов в «театральных» стульях не было.

РАССКАЗЧИК 4: Отец Фёдор, обманутый Коробейниковым, тоже не нашёл, чего так страстно желал. Спасаясь от погони конкурентов, не выдержав муки преследования, он залез на совершенно отвесную скалу, с которой не смог слезть, сошёл там с ума, и через десять дней его сняли оттуда владикавказские пожарные, чтобы отвезти хохочущего священника в психиатрическую лечебницу.

РАССКАЗЧИК 3: В конце концов, у брильянтоискателей осталось сто шансов из ста.

РАССКАЗЧИК 4: Последний стул исчез в товарном дворе Октябрьского вокзала в Москве. Но отнюдь не провалился сквозь землю. В чём же дело? Заседание продолжается!

Мелодия № 4

Рассказчики уходят.

ЯВЛЕНИЕ 2

Киса, Остап.

БЕНДЕР (кричит) : Ипполит Матвеевич! Слушайте, Ипполит Матвеевич!

КИСА: Есть?

БЕНДЕР: В том-то и дело, что есть. Ах, Киса, чёрт вас раздери!

КИСА: Не кричите, всё слышно.

БЕНДЕР: Верно, Киса, могут услышать…Стул в клубе железнодорожников. (Думает.) Вы чрезвычайно симпатичный старичок, Киса. Но больше десяти процентов я вам не дам. Ну, зачем вам, зачем вам столько денег?

КИСА: Как зачем? Как зачем?

БЕНДЕР: Ну что вы купите, Киса? Ну что? Ведь у вас нет никакой фантазии. Ей-богу, 15 тысяч вам за глаза хватит… Вы же скоро умрёте, вы же старенький. Вам же деньги вообще не нужны… Знаете, Киса, я, кажется, ничего вам не дам. Это баловство. А возьму я вас, Кисуля, к себе в секретари… (Глядя на Кису.) Не обижайтесь, я ведь пошутил. Свои три процента вы получите. Ей-богу, вам трёх процентов достаточно, Киса. Ну, друже, готовьте карманы. В клуб мы пойдём перед рассветом. Это наилучшее время. Сторожа спят и видят сладкие сны… А пока, дорогуша, советую вам отдохнуть… Заседание продолжается! Лёд тронулся, господа присяжные заседатели!

Мелодия № 2

Герои уходят.

СЦЕНА 9

Мелодия № 2 (продолжается)

ЯВЛЕНИЕ 1

Рассказчики 1, 2.

РАССКАЗЧИК 1: Это были последние слова великого комбинатора. Он заснул беспечным сном, глубоким, освежающим…

РАССКАЗЧИК 2: Ипполит Матвеевич приблизился к изголовью и, далеко отставив руку с бритвой, изо всей силы косо всадил всё лезвие сразу в горло Остапа…

РАССКАЗЧИК 1: Затем Воробьянинов отправился в клуб железнодорожников к заветному стулу, в котором НИЧЕГО не оказалось.

Мелодия № 3

Рассказчики уходят.

ЯВЛЕНИЕ 2

Киса, дворник.

КИСА (идёт из зала) : Этого не может быть! Этого не может быть! (Хватается за голову.) Этого не может быть.

ДВОРНИК: Ходют тут, ходют тут всякие. Ходют и ходют. И вы, товарищ, интересуетесь. И верно. Клуб у нас, можно сказать, необыкновенный. Другого такого нигде нету.

КИСА: А что же в нём такого необыкновенного?

ДВОРНИК: Я тут в сторожах хожу десятый год, а такого случая не было. Ты слушай, солдатик. Ну и вот, был тут постоянно клуб… Я его и сторожил. Него дящий был клуб… Но как-то стул для сцены купили, хороший, мягкий… Я взгромоздился на этот стул, чтобы вывинтить электрическую лампочку, да и покатился, соскользнул, обшивка на нём порвалась. И смотрю – из-под обшивки стёклушки сыплются и бусы белые на ниточке.

КИСА: Бусы?

ДВОРНИК (восхищённо) : Бусы! И смотрю, солдатик, дальше, а там коробочки разные. Я эти коробочки даже и не трогал. А пошёл и доложил. Не трогал я этих коробочек и не трогал. И хорошо сделал, потому что там драгоценность найдена была, запрятанная буржуазией…

КИСА: Где же драгоценность?

ДВОРНИК: Где, где?Тут соображение надо иметь. Вот они!

КИСА: Где? Где?

ДВОРНИК: Да вот они! Вот они! Очки протри. Клуб на них построили! Видишь? Вот он, клуб! Паровое отопление, шашки с часами, буфет, театр, в калошах не пускают!..

Дворник уходит.

КИСА (разочарованно) : Так вот оно где, сокровище мадам Петуховой! Вот оно! (Хватается за голову.) Всё тут!

Мелодия №1

Киса, схватившись за голову, убегает.

ЯВЛЕНИЕ 3

Мелодия №1 (продолжается)

Финальный выход артистов.

Использованные материалы

  1. Мелодия 1 : увертюра из к/ф «12 стульев» Л. Гайдая (музыка А. Зацепина, исполняет вокальный квартет «Аккорд»).

    Мелодия 2 : «Танго Остапа» из к/ф «12 стульев» М. Захарова (музыка Г. Гладкова).

    Мелодия 3 : «Полосатая жизнь» из к/ф «12 стульев» Л. Гайдая (музыка А. Зацепина, исполняет В. Золотухин).

    Мелодия 4 : «Белеет мой парус…» из к/ф «12 стульев» М. Захарова (музыка Г. Гладкова, слова Ю. Кима, исполняет А. Миронов).

    Мелодия 5 : марш «Васюки» из к/ф «12 стульев» Л. Гайдая (музыка А. Зацепина).

    Мелодия 6 : твист в ресторане из к/ф «Кавказская пленница…» Л. Гайдая (музыка А. Зацепина).

    Мелодия 7 : «Союз Меча и Орала» из к/ф «12 стульев» М. Захарова (музыка Г. Гладкова).

    Мелодия 8 : «Эллочка-людоедка» из к/ф «12 стульев» Л. Гайдая (музыка А. Зацепина).

    Мелодия 9 : мадам Грицацуева в погоне за Остапом из к/ф «12 стульев» Л. Гайдая (музыка А. Зацепина, исполняет вокальный квартет «Аккорд»).

    Мелодия 10 : погоня за Остапом из к/ф «12 стульев» Л. Гайдая (музыка А. Зацепина).

    Мелодия 11 : песня на пароходе из к/ф «12 стульев» М. Захарова (музыка Г. Гладкова, слова Ю. Кима, исполняет А. Миронов).

    Мелодия 12 : «Художники» из к/ф «12 стульев» Л. Гайдая (музыка А. Зацепина).

    Мелодия 13 : погоня в Васюках из к/ф «12 стульев» Л. Гайдая (музыка А. Зацепина, исполняет вокальный квартет «Аккорд»).

    Мелодия 14 : танго «Где среди пампасов…» из к/ф «12 стульев» Л. Гайдая (музыка А. Зацепина, исполняет В. Золотухин).

или поиск второй половинки»

(неопределённый по стилю отрывок

популярнейшей книги)

Роль Остапа будет у жениха (он не должен знать — от него полная импровизация). Ему нужен белый шарф и фуражка. На роль Кисы — свидетель, на роли 4 невест лучше пригласить мужчин — так смешнее. Заготовить наряды, музыку для выхода каждой невесты. Роли без слов, весь текст читает ведущая.

Эта история не случайна,
в итоге звучания раскроется тайна!
Итак, мы в уездном городе N
Знакомимся с героями теперь. (музыка)
Пред вами молодой мужчина
Турецко-поданный, по некоторым причинам!
Он гениален, просто загляденье!
Итак, пред вами Остап Бендер (музыка)
Он афоризмами засыплет хоть кого,
Но вот один вы знаете давно:
«Лёд тронулся, господа присяжные заседатели!»
Исполнит танец он сейчас на бис,
А, ну, Остап ты в танго нам пройдись! (танго)
Он в город N пришёл не просто так,
А с целью.
Найти себе богатую невесту.
По улицам искать не захотел
В агентство сразу полетел.
Вот на пороге его встречают
И очень радостно привечают.
Сейчас познакомимся мы с агентом
Он выхода ждёт, аплодисменты... (музыка)
Он холост, скромен, но орёл,
Очки, усы всегда при нём!
Его, конечно, вы узнали?!
Он очень часто повторяет:
«Спокойно, Ипполит!»
Итак, Ипполит Матвеевич Воробьянинов
Или просто Киса!
Он так, станцует и споёт
Когда к нему клиент придёт!
(Музыка)
Он свой список невест
Уж давно изучил
И Остапу первую предложил:
Она как солнца луч сияет,
Красою на повал сражает,
Фигурка, глаз не отвести
Встречайте — Шахеризада-ад-Али!
(музыка)

Она немая от рожденья
А говорят её движенья
Танцует танец живота
Вот блин, какая красота!
(музыка)

Всё хорошо, но мало текста,
Неразговорчивая невеста!
И так, невеста номер 2!
Если у вас заболит голова
Или немного прихватит живот
Эта невеста не подведёт
(музыка)

Она твердит без остановки:
Про грипп, краснуху,
Болезни от водки!
«И вас вылечат!»
Медсестра ордена красной подвязки
Может всё сделать без подсказки!
Надо искусственное дыхание
Остап принимай её старания!
(музыка)

Остап решил не рисковать
Просит следующую показать.
Невесту Киса представляет
Сбыть с рук, скорее сам желает:
Её природа одарила щедро:
Арбузные груди и обухом нос,
А мощный затылок знаком всем наверно?
Мадам Грицацуева — апофеоз!
(музыка)

Она Остапа полюбила —
Безудержно
Не в бровь, а в грудь!
Она тотчас проговорила:
«Любимый суслик, моим будь!»
О, женщина исполни нам ламбаду
Тогда поверим, что замужеству ты рада
(ламбада)

Остап решил судьбу не бередить
С такой невестой не куда сходить
За ней лишь прятаться от кредиторов
И слушать сплетни под забором!
Наш Киса тяжело вздыхает
Последнюю невесту представляет:
Красавица — цыганка перед нами,
Остап аж замер, больно — хороша!
Пред ним шикарными браслетами играя
Цыганка закружилась не спеша!
(музыка)

Она сказала: — не смогу быть верной,
Любви до гроба тоже не хочу.
И потому не будет исключений,
«Я с табором в кибитке укачу!»
Но мы её без танца не отпустим
Станцуй нам милая ведь на душе так грустно!
(музыка)

Не смог Остап невесту удержать!
В итоге пьесы, хочется сказать:
Искать, конечно, надо идеал,
Но в каждой есть и женственность, и шарм!
Сейчас звучит блистательный канкан!
Остап и Киса приглашают дам!
(звучит канкан)

Welcome drink
Сбор гостей. На экране транслируется фильм 12 стульев. Периодически появляется вставка с логотипом компании и тематикой праздника. Девушки предлагают гостям попытать удачу и вытянуть заветный билетик. Лишь 12-ти достанутся нумерованные билеты. Всем остальным выпадут новогодние пожелания. Фотографирование на пресс-волле.
Фокусник с микромагией развлекает пришедших.

1 часть
Произносит поздравительную речь руководитель.
Звучит тема 12 стульев.
Ведущий (уже в образе О. Бендера):
— Все мы прекрасно знаем, что искали Остап Бендер и Ипполит Матвеевич в этих стульях. Но сегодня мы не будем искать фамильные ценности руководителя (как пример). Сегодня мы в течение вечера будем разыскивать ключи к счастью. Однако не все смогут попытать счастья, а лишь те, у кого на билетах написаны номера. Итак, 12 стульев, господа!!! (На экране появляются двенадцать стульев.)

На сцене появляется первый счастливчик, для него выносят стул, который он вскрывает и выполняет задание,
Фраза из фильма: Лёд тронулся, господа присяжные заседатели! Лёд тронулся!..
Маленькая бутылочка водки — задание – Вы должны произнести тост и выпить водку до дна.

На сцене появляется второй счастливчик, вскрывает 2 стул, выполняет задания,
Фраза из фильма: Киса! Я давно хотел Вас спросить как художник художника: Вы рисовать умеете?
Маркеры — задание – Вы должны нарисовать дом своей мечты.
Участнику предлагается пригласить девушку-помощницу из числа гостей. Ему завязывают глаза, и с помощь подсказок помощницы он рисует дом на листе ватмана, которые держит вторая помощница.
На сцене появляется третий счастливчик, вскрывает 3 стул, выполняет задания,
Фраза из фильма: Подайте бывшему депутату Государственной Думы! Месье! Же нэ манж па сис жур…
Листок с французскими словами, написанными по-русски — Поздравить на французском компанию с Новым годом. (Текст поздравления будет написан на листке).
Появляется ВИА в капитанских кепках, шарфах. Они располагаются за инструментами. Играет главная тема. Музыкально-гастрономическая пауза.
Фокусник, мини-представление.

2 часть
Для тех, кто все это время думал только о содержимом одного из стульев, я сообщаю: на сцену выходит наш следующий гость, и через несколько мгновений мы узнаем, повезло ему или нет…На сцене появляется четвертый счастливчик, вскрывает 4 стул, выполняет задания.

Фраза из фильма: Ваше политическое кредо? Всегда! Россия вас не забудет!
Книга советов (что-то про жизнь типа Дейла Карнеги) – задание – дать хороший жизненный или профессиональный совет.

На сцене появляется пятый счастливчик, вскрывает 5 стул, выполняет задания, указанные в этом стуле.
Фраза из фильма: Словарь Вильяма Шекспира по подсчету исследователей составляет 12 000 слов. Словарь негра из людоедского племени «Мумбо- Юмбо» составляет 300 слов. Эллочка Щукина легко и свободно обходилась тридцатью.
Лист а4 со словарным запасом Эллочки–Людоедки — задание – Вы должны должны отвечать на все вопросы ведущего используя словарный запас Эллочки Людоедки. (если этот стул достался мужчине, то ведущий предлагает передать выполнение задания женщине из числа сотрудников отдела)

1. Как вам нравится сегодняшний праздник? — Знаменито!
2. А за вашим столом уже есть нетрезвые мужчины? — Жуть.
3. Уже решили, кто из них будет вас провожать? – Не учите меня жить!
4. А какой тип мужчин вы предпочитаете? – Толстый и красивый!
5. А гостей, согласитесь, немало? – Мрак!
6. А как вы будете добираться домой? – Поедем на таксо.
7. А можно с вами? – У вас спина белая!

На сцене появляется шестой счастливчик, вскрывает 6 стул, выполняет задания, указанные в этом стуле.
Фраза из фильма: Знойная женщина – мечта поэта!
Зеркальце – задание: под музыку надеть парик и изобразить Эллочку Людоедку.

Музыкально гастрономическая пауза. Второй блок.

3 часть
Мы продолжаем искать счастливый стул. Через несколько секунд на этой сцене появятся участники, который вскроют новые стулья, посмотрим, кому из них улыбнется удача!
На сцене появляется седьмой счастливчик, вскрывает 7 стул, выполняет задания, указанные в этом стуле.
Фраза из фильма: — Позвольте, товарищи! У меня все ходы записаны!
— Контора пишет!
Коробка маленьких шахмат — задание – Вы должны изобразить 3 любые шахматные фигуры при помощи жестов или пантомимы.

На сцене появляется восьмой счастливчик вскрывает 8 стул, выполняет задания, указанные в этом стуле.
Фраза из фильма: Утром деньги, вечером стулья!
А можно утром стулья, а вечером деньги? Можно, но деньги вперед!
Книга «12 стульев» — задание – Вы должны вспомнить несколько замечательных фраз из книги «12 стульев».

На сцене появляется счастливчик, вскрывает 9 стул, выполняет задания, указанные в этом стуле.
Фраза из фильма: Впрочем, вы можете уйти, но у нас, предупреждаю,
длинные руки!
Коробочка – задание – обнимая друг друга за талию, участники с помощью свободных рук должны сделать подарочную коробочку – завязать на ней ленту.

Музыкально-гастрономическая пауза. ВИА третий блок

4 часть
— Целых стульев все меньше, а шансов выиграть все больше! Именно это хочется отметить, приглашая на эту сцену очередного участника! Желаю Вам удачи, ведь это настоящая лотерея!

На сцене появляется десятый счастливчик, вскрывает 10 стул, выполняет задания, указанные в этом стуле.
Фраза из фильма: Заграница нам поможет.
Музыкальный CD – задание – сказать тост, произнести какое-нибудь красивое слово или фразу на любом иностранном языке.

Напряжение нарастает: осталось всего два стула!!! А также два самых интересных, веселых заданию ждут их выполнения! Кому достанется главный приз праздника, а кто сможет проявить свои скрытые способности – ответ на этот вопрос – прямо сейчас! Прошу на сцену!
На сцене появляется представитель, вскрывает 11 стул, выполняет задания, указанные в этом стуле.
Фраза из фильма: Может быть, тебе дать ещё ключ от квартиры, где деньги лежат?
Маленький замок – задание — за 20 сек подобрать из связки ключей правильный.

На сцене появляется представитель, вскрывает 12 стул, выполняет задания, указанные в этом стуле.
Фраза из фильма: Говорю вам как человек, измученный Нарзаном…
Бутылка Нарзана – задание – с закрытыми глазами по запаху определить тот или иной алк. напиток.

— Наш сегодняшний праздник поставлен по мотивам произведения Ильфа и Петрова «12 стульев»! Как мы помним, по книге и фильму, наши главные герои так и не нашли драгоценности. Но в нашем празднике главное то, что никто не уйдет без подарка!!!

ВИА Завершение.
Дискотека. Конкурсы (по желанию)

С одного из проведенных мероприятий по этому сценарию.

Бендер одел толстовку Козлевича, завернул в обрывок газеты свой единственный сапог, с которым он по какой-то необъяснимой причине никак не мог расстаться, и вышел со двора местного Осивиахима на улицу.

Солнце висело над домами. Ветер морщинил лужи после ночного дождя. Во дворах по-весеннему орали петухи и волновались куры. Сквозь щели дощатого тротуара хлюпала грязь. По голой мостовой грохотали подводы с рогожевыми кулями. Воробьи слетались к навозу. На углу Софиевской и Общепитовской кричали торговки пирожками и семечками. Обхватив столб с обрывком объявления: "Лечу половые болезни…", вдрызг пьяный банщик Афанасий разгульно выкрикивал что-то нечленораздельное.

Сигуранца проклятая, конечно, это не Рио-де-Жанейро, - с сердечным вздохом проговорил вслух обладатель ордена Золотого Руна, смахивая брызнувшие капли грязи на его бутылочные краги.

"А может, действительно, поехать с Рощиным в Москву и стать авиаконструктором - летчиком? - усмехнулся Остап. - Нет, это заботы, это работа, у меня нет никакой тяги к авиастроению. Вот Адама Козлевича туда, это да. Он был бы славным помощником Антону Яковлевичу. А я человек свободный, как горный орел. В моей голове, несмотря на крушение, по-прежнему сидит хрустальная мечта моей юности. Теперь я не сделаю уже такого глупого перехода через границу к румынским боярам, сигуранца проклятая", - не проговорил последние слова, а зло прошипел обворованный потомок янычаров.

Уу-х, - проскрипел он зубами и пристукнул кулаком по ладони другой руки, чуть, было, не выронив свой газетный сверток.

Остап вышел на проспект Ленина и остановился как вкопанный. Перед ним, ударяя броским шрифтом по глазам, на тумбе висела красочная афиша:

Народная трагедия в 3-х актах Р. Глухомлинова.

Вход 50 коп.

Начало в 6 часов вечера.

В буфете чай, пирожные, кефир и пиво.

Дирекция"

Глухой! - радостно засмеялся Остап, как человек нашедший вдруг свою потерянную ценность, - С моей "Шеей"! Ну плагиатор! - мстительно прокричал потомок янычаров.

После краха конторы "Рога и копыта" Бендер оказался в безденежном состоянии. Проезжая мимо І-й Черноморской кинофабрики у него родилась мысль написать киносценарий для многометражного фильма.

Живя на постоялом дворе, Остап при свете керосиновой коптилки за ночь написал киносценарий под названием "Шея". Утром понес его на фабрику. Пробившись сквозь ералаш, царящий там, Бендер предложил свой сценарий.

Какой? - спросили его.

Хороший! - убедительно ответил Остап.

Для кино немого или звукового?

Не надо!

Как не надо!

Немого кино уже нет. Обратитесь к звуковикам.

Звуковики тоже ответили отказом, так как звукового кино еще нет.

Да как же так?! - потряс листами своего творения Остап.

Да так. Немое кино уже не снималось, а звуковое еще только организовывалось с неполадками в связи с переходом от немого к звуковому кино. И тут до сочинителя скороспелого сценария дошел слух, что в какой-то комнате сидит человек и срочно творит звуковое кино. Остап бросился к нему. Новатор звукового кино оказался глухим. Криком Бендер заявил о своем сценарии.

Прекрасно! - сказал глухой. - Мы сейчас же втянем вас в работу.

А как насчет аванса?! - прокричал Остап.

Прождав около двух часов, Остап вышел из комнаты и узнал, что глухой звуковик уже давно уехал и не вернется, так как его срочно перебросили в Умань для ведения культработы среди ломовых извозчиков. Это рассмешило бы Бендера, а сейчас ужаснуло, так как глухой увез его сценарий многометражного фильма "Шея".

Клуб работников гужевого транспорта находился в бывшем фуражном складе. Над массивной дверью, оббитой жестью, висел транспарант:

"Гужевики! Смело в культуру!"

Остап бесстрашно шагнул под тяжелые своды извозчичьего храма Мельпомены и осмотрелся.

Сквозь высокие и узенькие окна падали скупые пятна света на нестройные ряды скамеек, стульев и табуреток. Низкая сцена была прикрыта занавесью с намалеванными на ней двумя хомутами, оплетенными конскими сбруями. Через разбитые стекла окон слышался птичий щебет. За стеной рыдала скрипка. Пахло дегтем, овсом и мышами.

И ходют тут, и ходют. И чого? Вже и касса биля самого входу, - заворочался недовольно тулуп, лежащий иа трех табуретках.

Мне Глухомлинов, о, как нужен, папаша, - провел рукой у шеи Остап, наклонившись над тулупом.

Глухой? Сам дирехтор? Так його и немае ще… Ага, чекай, - приподнялся старик, - ось вин идэ…

Сердце у Бендера радостно забилось, когда в просвете широких дверей он увидел глухого с портфелем.

До вас! - выпалил в ухо глухому сторож, тыча рукой в Остапа.

Я насчет плагиата! - заорал Бендер. - Узнаете?!

Глухой, не узнавая еще Бендера, блеснул золотыми пенсне и согласно кивнул бедуинской бородкой:

Пожалуйста, прошу ко мне. Мы сейчас втянем вас в работу… Нам нужны свежие силы…

Я насчет плагиата! Узнаете?! - еще громче закричал Остап, грозно продвигаясь к глухому.

Бородка взметнулась кверху, стекла пенсне уставились на Остапа, рука судорожно закачала портфель. Глухомлинов узнал автора "Шеи"…

Таких, как вы, я бы давил столбом весом в двести четырнадцать кило. Но вас я давить не буду. Я человеколюб, я психиатр и пока свято чту уголовный кодекс, - расхаживал Бендер шагом судьи вокруг своей жертвы.

Глухомлинов безропотно сидел на краю стула и, понурив голову, сжимал руками портфель, как напроказивший школьник.

Безобразие! До чего дошло. Я в суд подам! У меня свидетель есть - товарищ Супругов с первой Черноморской кинофабрики! Супру-гов! - хрипло по слогам прокричал Остап на ухо постановщику лошадиной сцены.

При слове "Супругов" Глухомлинов приподнял голову и, трусливо озирнувшись, произнес:

Да… Но… Может, отступного? У меня дети…

У всех дети. Сколько? - прокричал строго Бендер.

Мальчик и девочка, - стыдливо зарделся неудачливый начинатель звукового кино.

Я спрашиваю, отступного сколько? - пустил петуха в голосе Остап.

Двести, - пробормотал глухой.

Что?! Обокрали! Лишили славы и денег! И после всего предлагаете всего двести?! - напирал Бендер на директора клуба ломовых извозчиков. - Никогда!

Триста! - выдохнул несчастный звуковик, совсем подавленный вескими доводами истца.

Ага, триста! Тогда вам придется купить и это, - победоносно развернул свой газетный сверток Остап.

На стол бухнулся перепачканный глиной сапог.

Для реквизита вашего лошадиного клуба, - уточнил Бендер. - Этот сапог еще совсем недавно принадлежал, знаете кому? - придвинулся Остап к глухому и таинственно в его ухо прошептал - Самому графу Монте-Кристо! Графу, жестоко убитому румынскими боярами и выброшенному с высокого берега Днестра. И место ему не на вашей лошадиной и мамалыжной сцене, а в столичном музее для обозрения потомками, - гордо вскинул голову Бендер. - Но я великодушен. Я всегда любил фаэтоны и поэтому уступаю его вашему конячному клубу всего за сто целковых, - сунул он "графский" сапог в руки глухого.

Мероприятие проходит в актовом зале. На сцене расположены 12 стульев.

Реквизит : плакаты «Кабинет химии», Кабинет физики», «Кабинет Информатики», «Кабинет русского языка и литературы», Кабинет иностранного языка», Спортивный зал», «Кабинет музыки»; Физические и химические приборы, реагенты; портреты А.С. Пушкина Л.Н. Толстого; ваза с цветами; баскетбольный мяч; ноутбук.

Действующие лица : Выпускники, Остап Бендер, Киса Воробьянинов, Учитель химии, Учитель физики, Учитель русского языка и литературы, Учитель иностранного языка, Учитель музыки, Учитель физкультуры, Учитель информатики, Классный руководитель.

Фонограммы песен :
«Моё поколение» (муз. и сл. А. Осиповой); «Мы желаем счастья вам» (муз. Ст. Намина, сл. И. Шаферана); «Куплеты Курочкина» из к/ф «Свадьба с приданым» (муз. Б. Мокроусова, сл. А. Фатьянова); «Маруся» из к/ф «Иван Васильевич меняет профессию» (муз. А. Зацепина, сл. Л. Дербенёва); «На Тихорецкую» из к/ф «Ирония судьбы, или С лёгким паром» (муз. М. Таривердиева, сл. М. Львовского); «Постой, паровоз» из к/ф «Операция «Ы» и другие приключения Шурика» (муз. А. Зацепина, сл. Н. Ивановского); «Помоги мне» из к/ф «Бриллиантовая рука» (муз. А. Зацепина, сл. Л. Дербенёва); «Губки бантиком» (муз. и сл. О. Попкова); «Кавалергарда век недолог» из к/ф «Звезда пленительного счастья» (муз. И. Шварца, сл. Б. Окуджавы); «Зимний сон» (муз. и сл. А. Шевченко); «Ветер перемен» из к/ф «Мэри Поппинс, до свидания!» (муз. М. Дунаевского, сл. Н. Олева).

Звучит фонограмма песни «Моё поколение». На сцену выходят Выпускники и исполняют первый куплет песни.

ВЫПУСКНИКИ:
На виражах и течениях
Кружит моё поколение.
Учится в лучшей гимназии
И добывает здесь знания.
Клад здесь какой-то найти все хотят,
Тайну хранят…

Музыка затихает. На сцену выходит Остап Бендер.

ОСТАП БЕНДЕР: Клад? О каком кладе идёт речь? Господа! Не надо оваций! Позвольте представиться: Остап-Сулейман-Берта-Мария-Бендер-бей. (Учителям.) Бонжур пролетариям умственного труда! Итак, я слышал, что речь идёт о кладе.

Выходит Киса Воробьянинов.

КИСА ВОРОБЬЯНИНОВ: Командовать парадом буду я! Разрешите представиться - предводитель дворянства, лицо, приближённое к императору.

ОСТАП БЕНДЕР: Киса, сколько лет!.. Вы какой судьбой здесь?

КИСА ВОРОБЬЯНИНОВ: Мсье, же не манж па…

ОСТАП БЕНДЕР: Что за глупые шутки? Не давите на психику. А впрочем, чёрт с вами, (махнув рукой) оставайтесь.

КИСА ВОРОБЬЯНИНОВ: Итак, я тут что-то слышал про клад. Господа! Жизнь диктует свои законы: сокровищ на всех не хватит.

ОСТАП БЕНДЕР: Спокойно, Киса.

КИСА ВОРОБЬЯНИНОВ (подбегает к стульям): Ой, стулья! Родные мои! С них и начнём!

ОСТАП БЕНДЕР: Ипполит Матвеевич! Там уже искать нечего. Если что и было, всё уже давно пущено на оборудование кабинетов. Здесь явно поработал директор. Верно? (Обращается к директору школы.)

Звучит фонограмма песни «Мы желаем счастья вам». Выпускники поют.

ВЫПУСКНИКИ:
В мире интегралов, теорем,
В мире гимназических проблем
Там бывали с вами мы много-много раз.
Научили точно нас считать,
И вопросы сложные решать.
И за всё спасибо вам говорим теперь.

Припев:
Мы желаем счастья вам,
Дорогой директор вы наш,
Успехов, и удач,
И решенья всех задач.
Мы желаем счастья вам,
И оно должно быть таким,
Когда ты счастлив сам,
Счастьем поделись с другим.

КИСА ВОРОБЬЯНИНОВ: Что же нам делать? Где искать клад? Ведь школа такая большая, а клад такой маленький. И постоянно ходят тут, ходят всякие…

ОСТАП БЕНДЕР: Лёд тронулся, господа присяжные заседатели! В поисках клада отправляемся по кабинетам.

На сцене плакат «Кабинет физики». На столе физические приборы. За столом сидит Учитель физики.

ОСТАП БЕНДЕР: Давайте послушаем, о чём здесь люди говорят.

Звучит фонограмма «Куплетов Курочкина». Выпускники поют.

ВЫПУСКНИКИ:
Мы вам хвастаться не станем,
Знаем физику на пять.
И закон любой мы можем
Без проблем вам доказать.
Сила тяжести и атом -
Всё для нас не тёмный лес.
Разобравшись в этом чётко,
Двинем мы вперёд прогресс.

КИСА ВОРОБЬЯНИНОВ: Физика! Это так сложно!

ОСТАП БЕНДЕР: Спокойно! Графа Монте-Кристо из меня не получится, но знайте, с вами за дело берётся великий комбинатор. Итак, здесь мы клада не найдём. При проведении физического опыта бриллианты изменили своё состояние. Из твёрдого перешли в жидкое, затем вообще в газообразное и испарились. Идём далее, гигант мысли!

На сцене плакат «Кабинет информатики». За ноутбуком сидит Учитель информатики. Звучит фонограмма песни «Маруся». Выпускники поют.

ВЫПУСКНИКИ:
Компьютер изучать,
Про Интернет всё знать,
Экономистом стать очень хочется.
Всё рассказали вы, всё объяснили вы,
И фирму раскрутить вмиг получится.

Припев:
«Информатичка» от счастья слёзы льёт,
От радости душа её поёт.
Всё теперь узнали про компьютер,
Хакером здесь каждый может стать.
Денежки крупные, денежки мелкие
Можем на свой счёт перекачать.

ОСТАП БЕНДЕР: Ну, тут нам ничего не светит. Если и были какие-то драгоценности, то они переведены на виртуальный счёт.

КИСА ВОРОБЬЯНИНОВ: Может, взломаем, я тут ломик прихватил.

ОСТАП БЕНДЕР: Ипполит Матвеевич, ломик - это вчерашний день. Там интеллектуальная система защиты!..

КИСА ВОРОБЬЯНИНОВ: Да и ещё какой-то пароль знать надо. Может, дальше пойдём?

На сцене плакат «Кабинет химии». На столе химические приборы и реагенты. За столом сидит Учитель химии. Звучит фонограмма песни «На Тихорецкую». Выпускники поют.

ВЫПУСКНИКИ:
Начнут на химии у нас выпытывать,
Как менделеевский закон испытывать.
Мы так стараемся, мы так стараемся,
А наш учитель химии всё улыбается.

Зубрили химию и дни, и ночи мы,
И забывали все предметы прочие.
Пробирки с колбами нам снятся день и ночь,
(Обращаясь к Учителю химии.)
Никто не может, кроме вас, помочь!

ОСТАП БЕНДЕР: Здесь мы тоже ничего не найдём. Говорят, учитель химии (называет Ф.И.О.) новый химический элемент открыла. «Выпускник 21 века» называется!

КИСА ВОРОБЬЯНИНОВ: Да, и вот его характеристики: физическое состояние - отличное, в учёбе не горит, на зачётах не тонет, на экзаменах не проваливается.

ОСТАП БЕНДЕР: Химические свойства - ни на что не реагирует, абсолютно инертен, но на контрольной вступает в бурную реакцию обмена шпаргалками.

КИСА ВОРОБЬЯНИНОВ: Вот на выплату премии за открытие такого элемента и ушли наши денежки. Продолжим поиски…

На сцене плакат «Кабинет иностранного языка». За столом сидит Учитель. Звучит фонограмма песни «Постой, паровоз». Выпускники поют.

ВЫПУСКНИКИ:
Не стой, паровоз, а вези за границу,
Я встретиться с нею готов!
Язык иностранный давно стал родным мне:
(Обращаясь к Учителю иностранному языка.)
Hello, I love you, my darling teacher!