27 сентября Православная церковь отмечает Воздвижение Честного и Животворящего Креста Господня. В старинных летописях эта дата названа «Ставровым днем». Произошло название от слова stauros – крест.

Ставров день: история праздника

Праздник Воздвижение установлен в память величайшей святыни христианского мира – Святого Креста Господня, и связан с несколькими событиями.

Чудо первое . Константин Великий стал первым римским императором, который покровительствовал христианской веры. В начале IV века во время войны с Максентием, император и его войско ночью на небе увидели образовавшийся из света крест с надписью: «Сим побеждай!». Сначала все сочли это худым предзнаменованием, а император впал в великое уныние, но в ту же ночь Константину явился Иисус Христос, который пообещал ему победу, если он изобразит крест на знаменах войска. По пробуждению император обратился к художникам, объяснил вид креста и дал много золота и драгоценных камней, чтобы украсить воинское знамя.

Вскоре произошла битва, и Константин одержал победу, хотя и имел гораздо меньшее войско, чем его соперник. После этого император стал защитником и покровителем христианской веры.

Чудо второе . Это событие тоже связано с Константином Великим, который, испытывая глубокое благоговение к Кресту Христову, изъявил желание видеть и иметь его. Чтобы отыскать святыню в Иерусалим отправилась его мать, святая Елена. После длительных поисков ей наконец-то удалось найти место, где был сокрыт Крест Господень. Он находился с двумя другими крестами, и так как от него отпала табличка, его не сразу узнали.

Узнали Крест по чудесам, которые Господь совершил через него. Поочередно каждый из найденных крестов приложили к тяжелобольной женщине и после её исцеления поняли, какой именно из них является христианской святыней. Потом Животворящий Крест приложили к мертвому и он воскрес. Узнав об этом, множество христиан собралось в Иерусалиме, чтобы поклониться святыне. Тогда Иерусалимский патриарх Макарий воздвиг крест на высоком месте, а верующие, увидев его, пали на землю и с радостью сказали: «Господи, помилуй!».

Половину креста царица Елена оставила в Церкви гроба Господня, а другую половину и гвозди отправила своему сыну Константину. Благочестивым путешественникам разрешили взять с собой частицы от древа, оставшегося в Иерусалиме, поэтому в скором времени части Животворящего Креста распространились во всем мире.

Обретение Креста Господня произошло в 326 году, а через десять лет на этом месте возвели храм во славу воскресения Христова. 13 сентября по старому стилю храм освятили, а на следующий день установили ежегодно праздновать Воздвижение Честного Креста Господня.

Праздник внушает верующим людям одерживать победу над своими страстями для достижения вечного блаженства. Путь креста, связанный с внешними страданиями и лишениями, является путем очищения, высокой радости и духовного совершенства. Святая Церковь в дни поклонения украшает крестное древо зеленеющими и благоухающими цветами, символизирующими жизнь, надежду и радость.

Ставров день: традиции, обычаи и приметы

В старинных летописях день именовался Ставров. Малограмотный народ, желая к церковному празднику применить некоторые обстоятельства своего быта, называл его по своему – Сдвижением или Вдвижением. Такие названия своеобразно толковали наши предки: «Пришло Сдвижение – хлеб с поля сдвинулся» или «кафтан с шубой сдвинулся». Этими поговорками намекали на приближения холодов и завершение уборки хлеба с полей. В некоторых местах праздник Воздвижение называли Честным, подразумевая Честной Крест (в старину слово «честной» означало «благородный»).

По народной примете, на Воздвижение все гады (пресмыкающиеся животные) уползают в какие-то неведанные, теплые страны. Туда же улетают разные птицы, особенно ласточки. Блаженную страну простолюдины называли: Ирий, или Вырий.

Приурочение такого поверья к празднику связано с наступлением в это время холодов, которые гонять перелетных птиц в теплые страны, а гадов заставляют прятаться вглубь земли. Ещё верили, что в этот день залегают в берлогу медведи, а также до весны засыпают все насекомые и животные, впадающие в зимнюю спячку.

Согласно поверью, в этот день нельзя начинать значительных и важных дел – все прахом пойдет. Воздвижение считается окончанием бабьего лета. С этого праздника начинается сезон девичьих вечеринок – капустников, которые продолжались около двух недель.

Девушки в Ставров день читали особый заговор, чтобы понравившийся парень обратил на них внимание. Заговор нужно прочесть семь раз, а слова его такие:

«Моё слово крепко, как железо. Пусть в Воздвиженьев день в сердце добра молодца (имя) воздвигнется ко мне, девице (имя), любовь. И не будет этой любви конца-веку, в огне она не сгорит и в воде не утонет. Крепко моё слово, как железо!».

Ещё в этот день на дверях, притолоках и матицах вырезали или рисовали кресты углем, мелом, чесноком, либо кровью жертвенного животного.

Приметы на Ставров день

  1. Кто в этот день постится, тому семь грехов простится.
  2. На Воздвижение у доброго молодца капуста у крыльца.
  3. Гуси высоко летят – к большому полноводью, низко – к малому.
  4. Северный ветер – к теплому лету.
  5. С утра заморозки – зима будет ранней.
  6. Змея, укусившая 27 сентября человека, не сможет уползти в теплые края, придется ей мерзнуть в зимнюю стужу.
  7. Ясная и теплая погода в Ставров день обещает теплую и затяжную осень.
  8. Если вы увидели стаю перелетных птиц, то попросите их передать привет усопшим родственникам.
  9. В лес лучше не ходить, потому что можно встретиться с лешим.
  10. Ещё в этот день лучше избегать мест, где когда-то было совершено убийство или самоубийство, потому что нечистая сила может попутать.

Видео: Ставров день

История, связанная с Крестом Господа, не закончилась на моменте распятия Иисуса Христа. Можно сказать наоборот – что с Голгофы она только началась. Основные же события развернулись уже во времена, когда христианская Церковь начала делать свои первые шаги в мир.

После завершения евангельского периода, а также трагических для иудеев событий, связанных с противостоянием Риму, многие святые для христиан места на долгие годы были утрачены. Коснулось это и места распятия Господа – горы Голгофы, а вместе с ней и Креста Господня. Так, римский император Адриан (117–138), который в принципе был неплохим правителем и очень любил искусство, приказал уничтожить святые для христиан места. По его повелению Голгофа и Гроб Господень были засыпаны землей. На искусственно созданной насыпи был поставлен храм богини Венеры и статуя бога Юпитера, которые входили в обширный языческий пантеон богов и богинь Рима. После этих изменений почти на 200 лет святое место стало языческим капищем.

Все стало меняться, когда к власти пришел император Константин Великий (306–337), впоследствии – святой равноапостольный, первый из римских императоров, прекративший гонения на христиан.

В начале своего пути к престолу император Константин должен был одержать ряд важных побед над своими соперниками. В 312 году он разбил правителя западной части разделившейся Римской империи Максентия. Как гласит Предание Церкви, незадолго до решающей битвы с Максентием император Константин увидел в небе знамение – изображение Креста с надписью «Сим победиши». После этого видения император Константин действительно одержал победу над своим соперником. Когда позже Константин торжественно вошел в Рим (столицу западной части Империи), он повелел поставить свою статую с крестом в правой руке и надписью: «Этим спасительным знаменем я спас город от ига тирана».

В 313 году по инициативе Константина был издан Миланский эдикт, по которому христиане получали равные права с язычниками. После этого в западной части империи гонения на христиан прекратились. На Востоке же Миланский эдикт начал действовать чуть позже, когда Константину удалось победить своего зятя Ликиния, изначально подписавшего эдикт, но не исполнявшего его постановления. После того как в 323 году император Константин стал единоличным правителем всей территории Римской империи, он вознамерился отыскать главную святыню христиан. С этой целью он направил в Иерусалим свою мать – царицу Елену, которая, как и сам Константин, была христианкой. Для ускорения дела Константин дал царице сопроводительное письмо к иерусалимскому патриарху Макарию.

Прибыв в Иерусалим, Елена приказала уничтожить языческие капища и статуи. Однако главным делом было разыскать Крест Господень, что было совсем не просто, так как прошло уже немало времени. Местное население, будь то христиане или иудеи, не могло помочь чем-то существенным – никто не знал местонахождения Креста. Лишь спустя некоторое время удалось разыскать одного старого еврея, который рассказал, что Крест закопан там, где ныне стоит капище богини Венеры.

Сразу же после этого царица Елена повелела уничтожить это языческое святилище. После, совершив молитву, люди начали вести раскопки в указанном месте. Как говорит предание, вскоре после начала поисков был обнаружен Гроб Господень, а недалеко от него три креста, дощечка с надписью «Царь Иудейский», сделанной по приказанию Понтия Пилата, а также гвозди, которыми Господь был распят.

Однако после всех этих находок появилась новая проблема. Во время поисков было найдено три креста – два из них были теми крестами, на которых распяли разбойников, а вот один был Крестом Господа. Встал вопрос – какой именно? Царица Елена и патриарх Макарий положились на волю и милость Божию. Недалеко от места, где находились найденные кресты, проходила погребальная процессия. Патриарх Макарий, остановив процессию, поочередно возложил на усопшего каждый из найденных крестов. Когда мертвеца коснулся истинный Крест Господень, произошло чудо – умерший человек ожил. Собственно, это событие и стало свидетельством обнаружения Честного и Животворящего Креста Господня.

После произошедшего чуда люди, пришедшие поклониться Кресту, попросили патриарха Макария поднять Крест, чтобы можно было его увидеть. В тот момент, когда патриарх начал поднимать святыню, верующие стали читать молитву: «Господи, помилуй». Как доносит до нас Предание Церкви, при обретении Креста произошло еще несколько чудес. Так, например, от своего недуга исцелилась одна тяжелобольная женщина. Еврей Иуда, который указал на место, где был закопан Крест, вместе с еще несколькими иудеями уверовал в Господа Иисуса Христа и принял Таинство Крещения.

Годом обретения величайшей христианской святыни стал 326 год от Рождества Христова. Заметим, что впоследствии Иуда, получивший в крещении имя Кириак, стал епископом Иерусалимским. В годы правления императора Юлиана Отступника (361–363), пытавшегося возродить языческую веру, он принял мученическую кончину.

Равноапостольная царица Елена вернулась в Константинополь с частью Животворящего Креста Господня и гвоздями. Император Константин повелел построить в Иерусалиме большой храм в честь Воскресения Христова, в который вошли и Гроб Господень, и Голгофа. Этот величественный храм, строившийся десять лет, был освящен 13 сентября 335 года. На следующий же день – 14 сентября (27 сентября по новому стилю) – было установлено празднование в честь Воздвижения Честного и Животворящего Креста Господня.

Необходимо также добавить, что в праздник Воздвижения Креста Господня вспоминается еще одно важное событие – возвращение святыни из 14-летнего персидского плена. В седьмом веке, когда императором Византии был Фока (602–610), персидский царь Хозрой Второй разбил войска ромеев (византийцев), разграбил Иерусалим и увез с собой Крест Господень. Вернуть святыню удалось только через 14 лет, во времена правления императора Ираклия (610–641). Ираклию удалось разбить армию царя Хозроя и договориться с его сыном о возвращении Креста Господня в Иерусалим. Произошло это в 629 году.

Примерно в 638 году, когда Иерусалим захватили мусульмане, Крест Господень был разделен на несколько частей, которые разошлись по разным странам христианского мира . Где-то таких частей сохранилось больше, где-то меньше, но в любом случае, Господь даровал возможность каждому христианскому народу получить свою часть общей для всех святыни.

Икона Воздвижения Креста Господня

Поскольку иконография праздника посвящена в первую очередь Честнейшему и Животворящему Кресту Господню, то, естественно, он и является центральным изображением на иконах данного типа.

Есть несколько вариаций иконографии этого праздника. Общая композиция иконографии связана с событием обретения Честного и Животворящего Креста Господня в Иерусалиме в 326 году. На переднем плане, на полукруглом амвоне (возвышении), изображается святой Патриарх Иерусалимский Макарий, который по обретении истинного Креста Господня воздвиг его на обозрение всех верующих.

По бокам от патриарха Макария, как правило, изображаются служители Церкви (диаконы), которые помогают ему воздвигнуть Крест Господень (иногда они изображаются с кадилами в руках или поддерживающими патриарха Макария под руки). Также в окружении патриарха (только ниже) изображаются верующие, которые взирают на воздвигнутый Крест.

По краям иконы праздника по традиции изображаются святой равноапостольный император Константин Великий и равноапостольная царица Елена – главные инициаторы поиска, обнаружения и установления праздника в честь Честного и Животворящего Креста Господня.

На заднем плане изображается храм. В зависимости от традиции это может быть либо большой одноглавый храм, либо собор святой Софии Константинопольской. Во втором случае весь сюжет иконографии Воздвижения Креста Господня связан тогда уже не с Иерусалимом, а с Константинополем – а именно, с днем установления праздника 27 сентября.

Молитва перед иконой праздника Воздвижение Креста Господня

"О Пречестный и Животворящий Кресте Господень! Древле убо был еси казни позорныя орудие, ныне же знамение спасения нашего присно почитаемое и прославляемое! Како достойне возмогу аз, недостойный, воспети Тя и како дерзну преклонити колена сердца моего пред Искупителем моим, исповедая грехи свои! Но милосердие и неизреченное человеколюбие Распеншегося на тебе смиренное Дерзновение подает ми, да отверзу уста моя воеже славити Тя; сего ради вопию Ти: радуйся, Кресте, Церкве Христовы красота и основание, всея вселенныя - утверждение, христиан всех - упование, царей - держава, верных - прибежище, Ангелов - слава и воспевание, демонов - страх, губительство и отгнание, нечестивых и неверных - посрамление, праведных - услаждение, обремененных - ослаба, обуреваемых - пристанище, заблудших - наставниче, одержимых страстьми - раскаяние, нищих - обогащение, плавающих - кормчий, слабых - сила, во бранех - победа и одоление, сирых - верное покровение, вдов - заступниче, дев - целомудрия охранение, ненадеянных - надежда, недужных - врач и мертвых - воскресение! Ты, прообразованный чудотворящим жезлом Моисея, животворный источник, напаяющий жаждущия духовныя жизни и услаждающий наши скорби; Ты - одр, на немже царственно почил тридневно Воскресший Победитель ада. Сего ради и утро, и в вечер, и полудне прославляю Тя, треблаженное Древо, и молю волею Распеншегося на Тебе, да просветит Он и укрепит Тобою ум мой, да открыет в сердце моем источник любве совершенней и вся деяния моя и путие мои Тобою осенит, да выну величаю Пригвожденнаго на Тебе, грех моих ради, Господа Спасителя моего. Аминь".

Молитва Честному и Животворящему Кресту Господню

"Кресте Честный, хранитель души и телу буди ми: образом своим бесы низлагая, враги отгоняя, страсти упражняя и благоговение даруя ми, и жизнь, и силу, содействием Святаго Духа и честными Пречистыя Богородицы мольбами. Аминь".

Акафист Воздвижению Честного Креста Господня

27 сентября отмечается 2 православных церковных праздника. Перечень событий информирует о церковных праздниках, постах, днях почитания памяти святых. Список поможет узнать дату значимого религиозного события для православных христиан.

Церковные православные праздники 27 сентября

Воздвижение Креста Господня

Другое название – Здвиженье. Установлен в честь обретения Животворящего Креста Святой Еленой. Данное событие произошло в 326 году в Иерусалиме около горы Голгофы, где был распят Иисус. Принадлежит к числу великих двунадесятых неподвижных праздников. Строгий однодневный пост.

Воздвижение Честного и Животворящего Креста Господня отмечают 27 сентября. Этот праздник установили в память обретения Креста Господня. Оно произошло в 326 году в Иерусалиме недалеко от горы Голгофы, которая считается местом Распятия Иисуса.

27 сентября принято идти в церковь и молиться о здоровье и благополучии. В этот день следует придерживаться строгого поста: не пить алкоголь и не есть пищу животного происхождения. В церкви покупают три свечи, которыми крестят углы в доме, читая при этом молитву. Наносят крест на двери. В этот день было принято сватать невесту.

Что нельзя делать на Воздвижение Креста Господня

Нельзя работать, а также начинать новое дело, так как из этого ничего не выйдет.

Нельзя ходить в лес, так как в этот день леший пересчитывает лесных зверей.

Нельзя держать дверь открытой. В этот день змеи ищут места для зимовки и могут заползти в любой дом.

Преставление святителя Иоанна Златоуста, архиепископа Константинопольского

Приурочен одному из трех Вселенских святителей родом из Антиохии. Иоанн Златоуст является автором многочисленных богословских сочинений.

Святитель Иоанн родился в 347 году в знатной антиохийской семье. Рано лишившись отца, он был воспитан матерью Анфусой, образцовой христианкой. Щедро одаренный от природы, Иоанн получил блестящее образование, учился он у знаменитого языческого оратора Ливания. Занятия его науками в школе Ливания были настолько успешны, что впоследствии, когда учителя спросили, кого он считает достойным себе преемником, тот ответил:

«Конечно же, Иоанна, если бы не отняли его у нас христиане».

В 18-летнем возрасте Иоанн отправился в Афины, чтобы усовершенствоваться в красноречии и философии. Возвратившись на родину в Антиохию (современная Сирия), Иоанн по обычаю того времени в 20-летнем возрасте принял святое крещение. Крестил Иоанна епископ Антиохийский Мелетий, он же и поставил его церковным чтецом. В этой должности пробыл Иоанн три года, усиленно занимаясь изучением Священного Писания.

После кончины матери Иоанн раздал все свое имущество, отпустил на волю рабов и поселился в уединенной обители, довольствуясь лишь обществом монахов. А затем и вовсе два года жил совсем один в пещере. Но телесное нездравие, вызванное непомерным аскетизмом, заставило его вернуться в Антиохию – в этом, несомненно, был Божий Промысел, чтобы «таковой светильник не был сокрыт в пустыне, как бы под спудом, но светил всем».

В 381 году, в 34 года, Иоанн принял сан диакона, а через пять лет стал священником. Последовавшие за тем 12 лет священства в Антиохии были самыми счастливыми в его жизни. Пресвитер Иоанн ревностно исполнял заповедь попечения о бедных: при нем храм каждый день питал до трех тысяч дев и вдовиц, не считая больных, странников и заключенных.

В те годы им было написано немало богословских трудов, в частности, «О провидении», «Книга о девстве», «К молодой вдове» и другие. Священник Иоанн неутомимо проповедовал – его блестящие проповеди (большей частью импровизированные) нередко прерывались рукоплесканиями и плачем слушающих. Благодаря скорописцам многие из них дошли до нашего времени. В своих многочисленных беседах (числом свыше 800) он оставил вдохновенные объяснения многих книг Священного Писания, при этом почитается Церковью одним из авторитетнейших их толкователем.

Его рассуждения об устройстве взаимоотношений людей на христианских началах, о христианской семье, о воспитании детей, о молитве домашней и общественной, о значении приходского храма, об обязанности заботиться об общем благе, о христианской взаимопомощи и благотворительности, об уничтожении рабства, об отмене кровавых цирковых забав стали классикой христианской литературы.

Скоро во всем христианском мире уже гремела слава Иоанна как Златоуста (так назвала его одна прихожанка в порыве восторга после его проповеди). Поэтому когда после смерти святителя Нектария освободилась Константинопольская кафедра, император Аркадий пожелал, чтобы ее занял Златоуст. Это знаменательное событие произошло в 398 году, святителю Иоанну было чуть более 50 лет.

Со всем усердием предался новый архипастырь заботам об искоренении остатков арианской ереси, о примирении враждовавших епископов, духовном совершенствовании священства. Он заботился о распространении веры Христовой: посылал опытных проповедников к кельтам и скифам, разорил идольские храмы, стоявшие много веков в Финикии… Константинопольский архиерей «питал алчущих, одевал нагих», заботился о вдовах и сиротах, открывал больницы и другие благотворительные заведения, многие из них – на собственные средства.

Много трудов положил святитель Иоанн и на устроение благолепного богослужения: он составил последование (чин) литургии, ряд молитв, ввел в церковное употребление крестные ходы. Особое внимание Иоанн обращал на пение.

«Ничто так не возбуждает и не возвышает душу, – писал он, – ничто с такою силою не отрывает ее от земли, ничто так не располагает к любви святой, как священная песнь… Духовная песнь – это источник освящения; слова ее очищают душу, и Святой Дух нисходит в души поющих, так как те, которые поют псалмы с сознанием, действительно призывают на себя благодать Его».

Он ввел антифонное, то есть попеременное пение двух клиросов.

Распущенность столичных нравов, особенно императорского двора, нашла в лице святителя нелицеприятного обличителя. Эта позиция ревностного поборника святой христианской веры восстановила против него многих, в том числе и императрицу Евдоксию, женщину властолюбивую и златолюбивую. Святитель Иоанн не мог не чувствовать окружающую его злобу, но не обращал на это никакого внимания. Чем больше его хулили, тем сильнее гремела его слава: он стал известен во многих странах, люди приходили издалека, желая видеть святого и слушать его поучения.

Но враги его не унимались. С помощью архиепископа Александрийского Феофила, около которого объединились недовольные Иоанном епископы, Евдоксией был инициирован собор из личных недругов Златоуста, который осудил его по самым мелочным и ложным обвинениям (в частности, за то, что он-де «не знает гостеприимства»). Святитель Иоанн был лишен своей кафедры и изгнан из Константинополя.

В ту же ночь в городе случилось страшное землетрясение. Устрашенная явным знамением гнева Божия, Евдоксия упросила Златоуста возвратиться. Уступив настоятельным просьбам, святой Иоанн возвратился в Константинополь.

Прошло два месяца… Евдоксия снова предалась пагубным страстям – и святитель Иоанн вновь не смолчал, выступил с обличениями. На этот раз он был осужден уже заочно и отправлен в ссылку. Это произошло в 404 году.

Около трех лет прожил старец сначала в армянском городе Кукузе, а затем его отправили еще дальше – в Питиунт, в Абхазию (в район нынешней Пицунды).

Три месяца – и в зной, и в проливной дождь – вели стражники изможденного до крайности святителя пешком через горы… Как-то остановились они на ночлег в городе Команы, недалеко от Сухуми. Ночью святителю Иоанну Златоусту явился святой мученик Василиск, мощи которого почивали в этом городе, и сказал:

«Не унывай, брат Иоанн, завтра будем вместе».

Пророчество святого не замедлило исполниться – на следующий день, 14 сентября 407 года со словами «Слава Богу за все!» святой Иоанн Златоуст, архиепископ Константинопольский, скончался на шестидесятом году жизни.

В связи с тем, что на 14/27 сентября приходится Воздвижение, празднование преставления святителя Иоанна Златоуста издревле перенесено на 13 ноября (26 ноября по н. ст.).

27 сентября - это 270-й день года по григорианскому календарю - до окончания года осталось 95 дней. Именинники - Иван. Всемирный день туризма, а также Всемирный день моря. Православные украинцы отмечают .

Сайт пишет, какой православный праздник отмечают украинцы 27 сентября 2018 года. Кроме этого, мы рассказываем о самых интересных и важных событиях, которые произошли в истории в этот день, а также о главных приметах на 27 сентября.

Народные приметы на 27 сентября

  • Гуси высоко летят по небу - примета, что весной будет большое половодье, и наоборот.
  • На Воздвижение нельзя начинать важные дела и ходить в лес.
  • На Воздвижение дует холодный ветер - примета, что лето будет теплым.

Интересные и важные события в Украине и мире 27 сентября

1802 год - Киев как древняя столица стал пользоваться Магдебургским правом.

1825 год - в Англии открыли первую железную дорогу. Поезд провез 450 пассажиров со скоростью 24 км/час.

В 1895-м создали Нобелевскую премию

В 1940 году был заключен Тройственный пакт между Германией, Италией и Японией.

1961 год - Сьерра-Леоне стал сотым государством-членом ООН.

1990 год - СССР вступил в Интерпол.

Кто родился 27 сентября

В 1389-м - Козимо Медичи, флорентийский банкир и государственный деятель, самый богатый человек Европы, неофициальный правитель Флоренции с 1434 года.

1863 год - родился Александр Зилоти, выдающийся российский пианист и дирижер.

В 1947-м - Дик Адвокат, голландский футболист и футбольный тренер.

В 1978 году родилась Ани Лорак (Каролина Куек), украинская поп-певица.

Какой церковный праздник приходится 27 сентября 2018 года? В этот день православная церковь отмечает двунадесятый праздник Воздвижения Честного и Животворящего Креста Господня. Он имеет один день предпразднества (26 сентября) и семь – попразднества (с 28 по 4 октября). Воздвижению предшествуют суббота и Неделя перед Воздвижением (воскресенье).

Этот православный праздник установлен 14 сентября (27 сентября по новому стилю) 335 года, на следующий день после освящения храма в честь Вознесения Христова, построенного в Иерусалиме по повелению Равноапостольного императора Константина. Подобная дата в католичестве приходится на 14 сентября.

В честь чего 27 сентября отмечается православный праздник

Расскажем подробнее, какой церковный праздник 27 сентября отмечают христиане. История его такова. Император Константин первым из римских императоров принял решение прекратить гонения на христиан.

Согласно легенде, он увидел в небе Божье знамение – крест и надпись «Этим победишь». Чтобы выполнить Божью волю, Константин отправил на поиски Креста Господня в Иерусалим свою мать, царицу Елену.

В 326 году ею были обнаружены Гроб Господень и неподалеку от него три креста, дощечка с надписью «Иисус Назорей, Царь Иудейский», сделанная по приказанию Понтия Пилата, и четыре гвоздя, пронзившие Тело Господа.

Узнав о великом событии, здесь собралось множество христиан. Они просили показать им святыню, и чтобы всем было видно ее, патриарх Макарий, встав на возвышенности, несколько раз воздвиг (поднял) Крест Господень. Увидев его, люди кланялись и восклицали: «Господи, помилуй!» С обретением этой реликвии люди вновь получили возможность поклоняться христианским святыням.

Император Константин воздвиг в Иерусалиме над этим местом величественный храм, о котором было сказано выше. Он строился около 10 лет и был освящен 13 сентября 335 года. В нем и поныне хранится часть Креста Господня.

C VII века с праздником 27 сентября также стали соединять память о возвращении византийским императором Ираклием Животворящего Креста из Персии. После войны Крест находился в Персии 14 лет, после чего был возвращен христианам.

Как проходит церковный праздник 27 сентября?

За несколько веков сложились его традиции. В Русской Церкви чин Воздвижения Креста совершается в соборах, а в монастырях и приходах – по благословению правящего архиерея. Это богослужение проходит на утрене.

Кульминационным моментом православного праздника 27 сентября становится вынос Креста первенствующим священником или епископом в фиолетовом облачении. Священнослужитель пятикратно осеняет Крестом храм и возвышает Крест на стороны света (на восток, юг, запад, север и снова на восток).

Паства целует святыню, а предстоятель помазывает их святым елеем. Крест остается на аналое до 4 октября – дня отдания Воздвижения, отмечаемого особым богослужением, более торжественным, чем в обычные дни попразднства; затем священник уносит святыню в алтарь.

Верующие возносят молитвы перед иконой Воздвижения Креста Господня, которая помогает обрести силу духа. К ней обращаются о даровании милости Божьей в различных испытаниях. В прежние времена говорили, что если с верою помолиться на Воздвиженьев день, то Животворящий Крест и со смертного ложа подымет.

Также к этому празднику принято устанавливать кресты на строящихся храмах, святить небольшие церкви и часовни.

Что можно и чего нельзя делать на православный праздник 27 сентября

Согласно церковному уставу, на Воздвижение соблюдается строгий пост (нельзя есть мясные и молочные продукты, яйца, рыбу). Пищу можно заправлять только растительным маслом. Считается, что тем, кто постится, будут прощены семь грехов, а на тех, кто не постится в этот день, семь грехов воздвигнется.

Как и в другие церковные праздники, верующим нельзя выполнять работы по дому – делать ремонт, уборку, шить, вязать, вышивать и т. п. Также нельзя ссориться и ругаться с кем-либо, особенно с близкими людьми, иначе отрицательная энергия вернется людям втройне.

Церковные традиции этого праздника тесно переплелись с народными, которые соблюдали наши предки. Верующие рисовали чесноком, углем, мелом или вырезали ножом кресты на дверях своих жилищ, притолоках или матицах (толстых балках, располагавшихся поперек зданий).

Небольшие деревянные крестики клали в ясли скоту. Кресты считались оберегами, которые защищали дома, людей и животных от действия злых духов.

Наш рассказ про церковный праздник, который отмечают 27 сентября, будет неполным, если не упомянуть о языческих традициях, сохранившихся с незапамятных времен.

В этот день нельзя было ходить в лес, чтобы не повстречать лешего, который устраивал осмотр своих владений, и не быть укушенными змеями. Считалось, что в этот день они сползаются со всех сторон, чтобы уйти в землю до весны. Чтобы змеи не заползли в дома, люди крепко-накрепко закрывали ворота.

Было запрещено переходить странные следы, увиденные на земле, так как их могла оставить лесная нечисть. Говорили, что кто эти следы перейдет, тот в скором времени тяжело заболеет.

Также отмечались «овинные именины» – именины духа, живущего в овине. Чтобы не потревожить его, в овине не проводили работы; овиннику оставляли какое-либо угощение.

В этот день не стоит начинать новые дела, давать взаймы и одалживать деньги, чтобы не потерпеть убытков. Увидев птиц, которые улетают на юг, можно загадать желание, которое непременно сбудется.

Православный праздник, приходящийся на 27 сентября в народе также назывался «Капустницами». Ему было посвящено множество пословиц и поговорок:

  • «Воздвиженье – капустница, капусту рубить пора»,
  • «То и рубить капусту, что с Воздвиженья»,
  • «На Воздвиженье первая барыня – капуста»,
  • «Смекай, баба, про капусту – Воздвиженье пришло» и другие.

Было принято заготавливать капусту на зиму, устраивать молодежные осенние вечеринки, которые назывались «капустниками». Нарядные девушки ходили к подругам в гости рубить капусту, работа сопровождалась песнями и веселыми разговорами. После этого начинались гуляния, которые нередко приводили к свадьбам на Покров Пресвятой Богородицы.

Нам осталось добавить, что с православным праздником, отмечаемым 27 сентября связано множество погодных примет. Считается, что осень в это время передает свои права зиме. Если в день праздника дует северный ветер, то лето в следующем году будет теплым; западный же ветер предвещает плохую погоду летом.