ФЗ №115 О противодействии легализации (отмыванию) доходов является основополагающей базой для деятельности кредитных и финансовых учреждений. Закон призван эффективно бороться с экономической преступностью и пособничеством терроризму благодаря установленным механизмам, нормам и правилам, прописанным в нём.

Принятый летом 2001 года, он был встречен шквалом положительных эмоций со стороны как тех, кого он касается напрямую, так и обычных граждан. Однако с течением времени дело стало приобретать несколько иной оборот, и то, что разрабатывалось на благо, стало существенно портить жизнь российским гражданам. Мы постараемся разобрать основные пункты ФЗ №115 и механизмы его влияния на взаимодействие с простыми россиянами.

Данный закон регулирует следующие аспекты:

  • Ответственность контрольных органов по надзору за сомнительными операциями и лицами, которые их осуществляют.
  • Создание таких органов и внутренних подразделений в банках и других организациях кредитования.
  • Отслеживание финансовых операций, главной целью которых является вывод денежных средств за границу.
  • Определение терроризма и террористических организаций.

Казалось бы, такие намерения действительно должны помогать нашей стране направлять в бюджет больше средств и избавиться от коррупции на различных уровнях. Однако на практике всё выглядит совсем иначе. Согласно ФЗ №115 отмывание денег может стать причиной отказа от сотрудничества даже с честными представителями бизнеса. Сюда относятся как физические, так и юридические лица. Банки требуют от людей различные выписки, справки и другие документы, касающиеся хозяйственной деятельности, хотя в Гражданском кодексе есть положения, которые это запрещают. Центробанк каждый код отсылает финансовым учреждениям рекомендательные письма, где чётко описываются процедуры давления на граждан.

Всё это негативно сказывается на развитии банковской системы, а отток капитала в другие организации за рубежом является прямым тому свидетельством.

Какие приёмы используют уполномоченные лица

Закон о противодействии легализации (отмыванию) доходов предусматривает для банков и аналогичных кредитных структур в различных масштабах довольно много методов и процедур, которые должны поспособствовать обнаружению спорных операций и их блокированию. К примеру, одним из распространённых случаев является блокирование дистанционного обслуживания банковских карт разного назначения. Происходит это, если предприниматель отказался предоставить, например, объяснительную, зачем ему понадобилось обналичивать деньги со своего счёта. По сути, ни одна такая организация не имеет прав на подобные поступки.

Также часто можно встретить жалобы на то, что вовремя не осуществляются переводы с одного счёта на другой. Служащие банков мотивируют это тем, что не знают, по какой причине переводятся средства. С другой стороны, их это и не должно волновать.

Причина подобного поведения банков

Многие задаются вопросом, что именно толкает банки на подобное поведение. Ведь таким образом они теряют своих клиентов. Мы попытались в этом разобраться и можем привести небольшой список мотивов:

  • Организации не хотят ссориться с Банком России, ведь он является основным гарантом их беспрепятственного функционирования.
  • Службы безопасности некоторых учреждений чувствуют власть и не хотят от неё отказываться.
  • На почве повышения уровня бюрократии появляется возможность получать солидные взятки за упрощение процедуры.
  • Многие действительно свято верят в то, что подобные меры смогут существенно сократить число случаев по отмыванию.

К сожалению, официальной статистики по данному вопросу нет. Тенденций к положительным изменениям тоже пока нет. Наоборот, прогнозируется ещё большее усложнение сотрудничества.

Попытки Центробанка усилить влияние

Не так давно представители Центробанка обратились к правительству с инициативой увеличить количество прав и возможностей профильных органов в связи с тем, что с момента выхода закона в 2001 году появилось большое количество новых мошеннических схем и его положения больше не работают. В частности, было предложено расширить полномочия Росфинмониторинга и создать новую базу фактических владельцев юридических лиц. Таким образом, подразумевается более чёткий контроль над всеми финансовыми операциями, которые проводятся в стране крупными компаниями. Однако данные о многих таких владельцах и так уже находятся в соответствующих базах, а значит, придётся заново делать ту же работу.

К сожалению, пока нет реальных подвижек, которые бы позволили констатировать улучшение ситуации, но в ближайшем будущем этот вопрос ещё неоднократно будет подниматься на различных собраниях, съездах и других профильных мероприятиях во властных структурах.

115 ФЗ о противодействии легализации доходов , полученных преступным путем, широким слоям населения известен мало. При этом нормы данного закона стоят на страже экономического благополучия страны, а также содержат обязательные к исполнению рядом коммерческих структур и граждан требования. Рассмотрим же подробнее этот законодательный акт.

Сфера применения ФЗ 115 о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем (антиотмывочного закона)

Федеральный закон о противодействии легализации (отмыванию) доходов , полученных преступным путем, и финансированию терроризма (антиотмывочный закон ) был принят в августе 2001 года. Именно в этот период развитие экономики достигло такого уровня, когда потребовалась защита и превентивные меры против получения незаконных доходов, а также инвестирования их в легальный экономический сектор или теневой бизнес. Основным направлением действия закона о противодействии легализации доходов является охрана легальных интересов людей, общества и государства через внедрение законодательного механизма, препятствующего возможности узаконивания собственности, приобретенной преступным путем, и спонсированию терроризма.

Сфера использования данного законодательного акта достаточно масштабна. Он распространяет свое действие и на физических лиц, независимо от их гражданства, и на организации — как российские, так и иностранные (включая филиалы, представительства и дочерние фирмы), которые проводят расчеты деньгами или имуществом. Действие закона распространяется на процедуры расчетов, проводимых как в России, так и за рубежом в рамках заключенных международных договоров. Кроме того, действие ФЗ 115 о противодействии легализации доходов направлено также и на контролирующие госорганы, работа которых заключается в отслеживании предусмотренных законом видов расчетов деньгами или имуществом.

Не знаете свои права?

Суть закона можно свести к следующему: в обязанность организаций, проводящих расчеты денежными средствами и имуществом, вменяется необходимость следить за проходящими через них финансовыми потоками. Если проводимые операции подпадают под признаки неблагонадежности, определенные в законе, о них должно быть сообщено в специальные госорганы, которые занимаются анализом предоставленной информации. При наличии достаточных оснований контролирующие органы передают данные правоохранителям, и если правоохранительные органы в этой цепочке выявляют взаиморасчетные операции с признаками преступления, то в действие вступают нормы Уголовного кодекса.

Основные понятия 115 ФЗ (легализация, финансирование терроризма и прочее) в последней редакции 2015 г.

Статья 3 ФЗ 115 «О противодействии легализации (отмыванию) доходов …» дает формулировки применяемых в тексте закона терминов, при этом с момента принятия нормативного акта статья несколько раз редактировалась и дополнялась. Последние изменения были внесены в 2015 г. — и вот что, согласно им, означают основные понятия закона 115-ФЗ:

  1. Легализация (отмывание) накоплений — это придание законодательно обоснованного права собственности на деньги или имущество, приобретенного с помощью преступления. При этом нужно отметить, что по обновленному 115-ФЗ легализация не предполагает каких-либо исключений по перечню преступлений, с помощью которых приобретались деньги или имущество. До изменений же 2015 г. не считались преступными доходы, полученные при уклонении от уплаты таможенных платежей, налогов и невозвращении из-за границы средств в валюте.
  2. Финансирование терроризма — совершение накоплений и платежей с осознанием того, что средства направляются на совершение одного или нескольких преступлений, предусмотренных рядом статей Уголовного кодекса, перечисленных в рассматриваемом законодательном акте.
  3. Обязательный контроль — комплекс мер особо уполномоченного органа, направленных на проверку расчетов денежными средствами или имуществом, исходя из сведений, принятых от организаций, проводящих такие операции.
  4. Внутренний контроль — особые процедуры в рамках предприятий, производящих расчеты деньгами или имуществом, по обнаружению расчетов, нуждающихся в особом контроле, и других взаиморасчетов, упомянутых в антиотмывочном законе .

115 федеральный закон: изменения 2015 г., последняя редакция 2016 г.

В 2015 г. 115 федеральный закон о противодействии легализации претерпел значительные преобразования, вынудившие фирмы, которые проводят внутренний контроль над сделками и расчетами, серьезно переработать свои локальные документы, касающиеся этой области деятельности.

В частности, изменения 2015 г. коснулись:

  1. Клиентского состава, в отношении которого кредитные организации обязуются получать определенного рода информацию, предусмотренную законом.
  2. Мер, которые правомочны принимать кредитные организации по установлению происхождения денег и другой собственности клиента.
  3. Прав требования со стороны организаций, ведущих внутренний контроль, сведений от клиента о его страховом номере (СНИЛС).
  4. Возможностей кредитных организаций открывать счета клиентам в их отсутствие, если ранее о них была собрана информация в этой кредитной организации по линии внутреннего контроля.

Таким образом, обращение к законодательству о противодействии легализации, с учетом большого количества переработок закона со дня его принятия, требует поиска не просто текста закона 115-ФЗ, а актуальной на момент обращения редакции со всеми изменениями и дополнениями.

Статья 6.1. Обязанности юридического лица по раскрытию информации о своих бенефициарных владельцах

1. Юридическое лицо обязано располагать информацией о своих бенефициарных владельцах и принимать обоснованные и доступные в сложившихся обстоятельствах меры по установлению в отношении своих бенефициарных владельцев сведений, предусмотренных абзацем вторым подпункта 1 пункта 1 статьи 7 настоящего Федерального закона.

2. Предусмотренная пунктом 1 настоящей статьи обязанность не распространяется на лиц, указанных в абзацах втором - пятом подпункта 2 пункта 1 статьи 7 настоящего Федерального закона.

3. Юридическое лицо обязано:

1) регулярно, но не реже одного раза в год обновлять информацию о своих бенефициарных владельцах и документально фиксировать полученную информацию;

2) хранить информацию о своих бенефициарных владельцах и о принятых мерах по установлению в отношении своих бенефициарных владельцев сведений, предусмотренных абзацем вторым подпункта 1 пункта 1 статьи 7 настоящего Федерального закона, не менее пяти лет со дня получения такой информации.

4. Юридическое лицо вправе запрашивать у физических и юридических лиц, являющихся учредителями или участниками данного юридического лица или иным образом контролирующих его, информацию, необходимую для установления своих бенефициарных владельцев.

5. Физические и юридические лица, являющиеся учредителями или участниками юридического лица или иным образом контролирующие его, обязаны представлять данному юридическому лицу имеющуюся у них информацию, необходимую для установления его бенефициарных владельцев. Передача такой информации в соответствии с положениями настоящей статьи не является нарушением законодательства Российской Федерации о персональных данных.

6. Юридическое лицо обязано представлять имеющуюся документально подтвержденную информацию о своих бенефициарных владельцах либо о принятых мерах по установлению в отношении своих бенефициарных владельцев сведений, предусмотренных абзацем вторым подпункта 1 пункта 1 статьи 7 настоящего Федерального закона, по запросу уполномоченного органа или налоговых органов. Порядок и сроки представления информации о бенефициарных владельцах юридического лица и о принятых мерах по установлению в отношении таких бенефициарных владельцев сведений, предусмотренных абзацем вторым подпункта 1 пункта 1 статьи 7 настоящего Федерального закона, определяются Правительством Российской Федерации.

7. Информация о бенефициарных владельцах юридического лица раскрывается в его отчетности в случаях и порядке, которые предусмотрены законодательством Российской Федерации.

8. Для целей настоящей статьи под бенефициарным владельцем понимается физическое лицо, которое в конечном счете прямо или косвенно (через третьих лиц) владеет (имеет преобладающее участие более 25 процентов в капитале) юридическим лицом либо имеет возможность контролировать его действия.

К серьезным преступлениям, совершаемым на территории РФ, относятся действия, связанные с отмыванием капиталов, иного имущества. Отмывание денег – это любые операции, связанные с финансами и имуществом, которое было приобретено в собственность незаконны способом. Уголовная ответственность и наказание за подобное преступление рассматриваются в статье 174 УК РФ.

Что такое отмывание денег

Особенно остро стоит вопрос извлечения незаконной прибыли в процессе реализации одной из теневых схем, включая финансирование террористический группировок, лиц, связанных с терроризмом. Введение закона №115-ФЗ призвано регулировать множество неясностей относительно процедуры выявления и превентивных мерах, пресекающих развитие негативных сценариев расширения сфер незаконной деятельности преступных организаций.

Положения закона №115, принятого в августе 2001 года, направлены на противодействие отмыванию незаконно полученных доходов (их легализации в экономике).

Законом №115-ФЗ приводятся разъяснения относительно того, что входит в понятие «отмывание денег», и каковы инструменты для выявления преступной деятельности, связанной с легализацией капитала.

В рамках определения понятия под отмыванием доходов понимают денежные поступления в виде наличности или безналичные перечисления, ставшие результатом незаконной деятельности преступников. Таким образом, доход, полученный преступным путем, представляет собой прибыль, полученную при проведении преступных схем, требующую дальнейшей легализации для свободного использования в коммерческих и личных целях.

Термин «отмывание денежных средств» (другое название – легализация) неотъемлемо связан с операциями, направленными на придание деньгам, полученным преступным путем, законного статуса в пределах правового поля.

Легализация предполагает переход денежных средств из наличности в безналичную форму, конечная цель которого — скрыть настоящий источник дохода. Первые шаги по легализации зачастую связаны с подделкой документов для создания видимости ложных сделок. Возврат денежной массы истинному владельцу уже происходит законным путем, выводя его капитал из теневого оборота, создавая репутацию добросовестного приобретателя.

Описание процесса легализации

Любая операция по отмыванию средств характеризуется определенной последовательностью, представляя собой несколько шагов:

  1. Совершение преступления с незаконным добыванием денег или имущества. К таким преступлениям могут относиться мошеннические действия, деятельность террористов, взятки, коррупция, торговля наркотическими веществами, доход от организованной преступности, иные способы.
  2. Размещение средств в потоке «чистых» коммерческих капиталов.
  3. Сокрытие следов реального источника появления капиталов с переводом средств на счета в иностранных банках, иные инвестиции, никак официально не связанные с преступниками.
  4. На стадии интеграции средства банковских счетов в других странах возвращаются преступникам на абсолютно законных основаниях в качестве их дохода.

В результате возникают ситуации обогащения, настоящая причина которого практически не отслеживается. Задача государственных служб – своевременное выявление и препятствие отмыванию незаконных капиталов, а также привлечение ответственных в этом деянии людей к ответу в рамках уголовного и административного законодательства.

Несение уголовной ответственности

Не только сами преступники, совершившие операции по легализации средств, несут уголовное наказание, но и лица, которые не оказали противодействия в момент отмывания средств. Правда, меры к таким гражданам применяются на основании Кодекса об административных правонарушениях (в частности, ст. 15.27 КоАП РФ). Ответственность применяется как к должностным лицам, так и к обычным физическим лицам. Если будет доказано, что лицо оказало прямое способствование отмыванию средств, вина рассматривается на основании уголовного законодательства.

Виновных в преступлениях по отмыванию средств или имущества ждет наказание согласно ст. 174 УК РФ:

  • штраф на сумму равную 120 тысячам рублей или годовому заработку осужденного (зарплата или иной доход);
  • если преступление связано с легализацией больших объемов отмытых средств, штраф увеличен до 300 тыс. рублей, альтернативным наказанием служит начисление штрафа в размере двухлетнего заработка, или нахождение в заключении сроком до 4 лет с возможным штрафом в пределах 100 тыс. рублей или полугодового заработка осужденного, судья также может назначить отбывание срока без выплаты штрафа;
  • возможно назначение принудительных работ или отбывание срока в течение 2 лет, а также дополнительное начисление штрафа до 50 тыс. рублей или трехмесячного заработка осужденного.

На видео о проведении проверок

Если речь идет об отмывании средств на особо крупные суммы, совершенном в результате сговора отдельной группы лиц злоумышленников (пункты «а» части 3 ст. 174 и ст. 174-1 Уголовного Кодекса), а также в случае легализации крупных сумм, совершенной должностным лицом с использованием своих служебных полномочий (пункты «б» части 3 ст. 174 и ст. 174-1), предусмотрено более суровое наказание длительностью от 4 лет. Максимальный срок наказания – 8 лет. В качестве дополнительного наказания применяется штраф на сумму до 1 миллиона либо в размере пятилетнего заработка. Назначение штрафа выполняется по усмотрению судьи.