Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

хорошую работу на сайт">

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Подобные документы

    Запрещение агрессивной войны в международном праве. Определение агрессии (резолюция Генеральной Ассамблеи ООН 1974 г.). Договор о нераспространении ядерного оружия. Комитет по ликвидации расовой дискриминации. Периодические доклады членов Конвенции.

    контрольная работа , добавлен 22.01.2012

    Историко-правовой анализ развития института государственной службы в России. Правовые аспекты функционирования правоохранительной службы Российской Федерации. Законодательные основы института государственной службы в Министерстве внутренних дел.

    дипломная работа , добавлен 10.05.2016

    История возникновения прокуратуры как государственного органа, ее организация и деятельность. Создание органов прокуратуры в дореволюционной России, а затем в СССР и в Российской Федерации. Особенности развития функций прокуратуры в Советское время.

    курсовая работа , добавлен 30.10.2013

    История развития института адвокатуры в России. Оказание юридической помощи. Адвокатура и адвокатская деятельность в Российской Федерации на современном этапе. Принципы законности, независимости, самоуправления, корпоративности и равноправия адвокатов.

    презентация , добавлен 20.10.2013

    Государство как официальный представитель всего общества. История и происхождение гражданства, понятие, принципы и виды. Основания приобретения и прекращения гражданства Российской Федерации на современном этапе, правовые основы данных процессов.

    контрольная работа , добавлен 29.11.2011

    Концепция правового государства. Формирование правового государства в Российской Федерации. Исторические предпосылки развития начал правовой государственности в России. Проблемы и перспективы становления правового государства в России.

    курсовая работа , добавлен 16.05.2007

    Обзор состояния здоровья населения Российской Федерации. Законодательные основы концепции развития здравоохранения. Ознакомление с концептуальной схемой информационно-аналитической системы прогнозирования потребностей экономики в квалифицированных кадрах.

    Что такое "РАСИЗМ И РАСОВАЯ ДИСКРИМИНАЦИЯ"? Как правильно пишется данное слово. Понятие и трактовка.

    РАСИЗМ И РАСОВАЯ ДИСКРИМИНАЦИЯ - одно из международных правонарушений. Расизм - теория, приписывающая превосходство или неполноценность отдельным расовым или этническим группам, обосновывающая право людей господствовать над другими или отвергать других, низших по отношению к ним. Р и Р. д. включают расистскую идеологию, установки, основанные на расовых предрассудках, дискриминационное поведение, структурную организацию и институционализированную практику, приводящие к расовому неравенству, а т.ж. идею о том, что дискриминационные отношения между группами оправданы с моральной и научной точек зрения; проявляются в дискриминационном законодательстве и дискриминационной практике. ООН неоднократно привлекала внимание мировой общественности и государств к противоправности расистских теорий. В Декларации о расе и расовых предрассудках, принятой Генеральной конференцией ЮНЕСКО 27 ноября 1978 г., подчеркивается, что любая расистская теория научно несостоятельна и противоречит моральным и этическим принципам человечества R и Р. д. препятствуют развитию своих жертв, развращают того, кто насаждает их на практике, внутренне разобщают нации, создают препятствия на пути международного сотрудничества и нагнетают политическую напряженность в отношениях между народами; они противоречат основным принципам международного права и создают серьезную угрозу международному миру и безопасности. Осуществление расистских теорий на практике находит свое выражение в политике расовой дискриминации, т.е. любом различии, исключении, ограничении или предпочтении, основанном на признаках расы, цвета кожи, родового, национального или этнического происхождения, имеющих целью или следствием уничтожение или умаление признания, использования или осуществления на равных началах прав человека я основных свобод в политической, экономической, социальной, культурной или любых других областях общественной жизни. Практика R и р. д. неоднократно осуждалась ООН. Необходимость скорейшей ликвидации расовой дискриминации во всем мире подтверждена в Декларации о предоставлении независимости колониальным странам и народам от 14 декабря 1960 г (резолюция Генеральной Ассамблеи ООН 1514 (XV)) и Декларации о ликвидации всех форм расовой дискриминации от 20 ноября 1963 г. (резолюция Генеральной Ассамблеи ООН 1904 (XVID)). В 1965 г. Генеральная Ассамблея ООН приняла текст Международной конвенции о ликвидации всех форм расовой дискриминации. Для координации деятельности государств - участников Конвенции был учрежден Комитет по ликвидации расовой дискриминации. В его задачу входит рассмотрение докладов о мерах, принятых государствами во исполнение Конвенции, и представление соответствующих докладов Генеральной Ассамблее ООН.

    Существует и несколько более широкое определение расизма. Так, в энциклопедии Britannica указывается, что расизм - это идеология, заявляющая о разделении людей на строго дифференцированные группы, называемые расами, о связи между унаследованными физическими чертами и чертами характера, интеллектом, моралью, культурой, а также о врожденном превосходстве одних рас над другими .

    Определения термина [ | ]

    Слово «расизм» впервые было зафиксировано французским словарём Ларусса в 1932 году и трактовалось как «система, утверждающая превосходство одной расовой группы над другими». Нынешнее его значение в политическом дискурсе иногда расширяется, дополняя расовый критерий превосходства этническим , религиозным или иными. В определение современного понятия расизма большой вклад внесла книга «Расизм» французского философа Альбера Мемми .

    В то же время, в условиях, когда во многих странах сложились устойчивые мультирасовые и мультикультурные общества, определения расизма потребовалось расширить. [ ] Под расизмом понимают убеждение о решающем влиянии расы на характер, мораль, таланты, способности и поведенческие особенности отдельной человеческой личности . Так, российский учёный Владимир Малахов пишет в своей работе «Скромное обаяние расизма» :

    Расизм, практиковавшийся вплоть до конца XIX столетия (рецидив которого имел место в Германии между 1933 и 1945 годами), можно назвать традиционным, или классическим. Расистов наших дней трудно заподозрить в расизме. На уровне декларируемых тезисов они абсолютно корректны. Граф Гобино и его единомышленники верили, в частности, в то, что биологические различия суть источник социокультурных различий. Они устанавливали отношение детерминации между “расой” (биологической принадлежностью) и “цивилизацией” (культурной принадлежностью). Они полагали, что мышление и поведение индивидов определено (или, точнее, предопределено) сущностными характеристиками групп, которым эти индивиды принадлежат. Главный из этих постулатов - неснимаемость различия.

    На социально-психологическом уровне расизм объясняется потребностью в коллективной солидарности, которая в случае с расизмом является более всеобъемлющей чем в случае с национализмом .

    Шнирельман и другие исследователи полагают, что расизм сегодня эволюционирует и приспосабливается к новой ситуации, поэтому возникает основание говорить о «новом расизме» . Новый расизм подчеркивает групповую (этническую или этнорасовую) идентичность, абсолютизируя её значение. В России именно этнический фактор был десятилетиями сопряжен с той или иной формой дискриминации, сходной с расовой. Поэтому в России имеется гораздо больше оснований говорить о связи расизма с этничностью . При этом главный акцент современными российскими расистами делается на несопоставимости различных культур. Сторонники такого подхода борются за сохранение «чистых культур» и культурной самобытности, выступают против какого-либо воздействия на них извне . Российский историк А. Б. Давидсон в статье «Антирасистский расизм» приводит высказывание Н. Н. Лысенко , отражающее подобный взгляд на межнациональные отношения :

    Русские и чеченцы, русские и азербайджанцы, русские и грузины, русские и узбеки, русские и арабы, русские и негры - нации абсолютно некомплементарные (то есть несовместимые). Это означает, что наши интересы всегда будут прямо противоположны, а любое приближение друг к другу на расстояние ближе пистолетного выстрела будет восприниматься как вызов.

    При этом источником социокультурной особенности той или иной группы определяются биологические, природные свойства. По мнению российского исследователя В. С. Малахова, не имеет значения как называются эти свойства - «народный дух», «культурный тип», свойства «расы». Все эти обозначения выполняют ту же функцию, которую в классическом расизме выполняет «кровь» (или «гены»): они предполагают наследование социальных признаков . В качестве характерных черт современного расизма исследователи называют биологическое понимание национальной принадлежности, концепцию нации как общности «крови» и связанную с этой концепцией мифологизацию той или иной воображаемой группы в качестве особого человеческого вида .

    История [ | ]

    Появление расизма связывают с эпохой географических открытий европейцев. Для оправдания колонизационной политики, зачастую сопровождающейся истреблением или порабощением местных жителей, формируются теории об исконной неполноценности некоторых народов. Появляется гипотеза, возводящая происхождение негров к библейскому Хаму , проклятому его отцом Ноем , что было оправданием обращения негров в рабство . Вместе с тем, отдельные представители чернокожих народов могли занимать чрезвычайно высокие должности в европейских странах и пользоваться бесспорным авторитетом среди современников. Густав Бадин (1747 или 1750-1822) - шведский политик, первоначально был чернокожим рабом, затем благодаря протекции королевы стал высокопоставленным придворным и государственным деятелем, дворецким и камергером королевы Швеции Луизы Ульрики, а затем её дочери принцессы Софьи Альбертины. В XVIII веке появляется теория полигенеза (происхождения человечества от разных прародителей), которая, хотя и была опровергнута, продолжала влиять на попытки научно обосновать расизм .

    Основателем «научного расизма» (и в частности - нордизма) принято считать французского историка Жозефа де Гобино , предложившего в своём «Опыте о неравенстве человеческих рас » (1853-1855 гг.) тезис о влиянии расовых составов рассматриваемых обществ на особенности их культур, социальных строев, экономических моделей, и в конечном итоге - на их цивилизационную успешность. Нордическая раса , по мнению Гобино, на протяжении истории проявляла превосходство над другими в организации общества и культурном прогрессе. Величие же древнегреческой и древнеримской цивилизаций он объяснял предположением, что в пору цивилизационного подъёма правящие элиты в этих странах были нордиками.

    После Ж.Гобино расистские идеи получили довольно широкое распространение. Они, в частности, развивались французским социологом и психологом Гюставом Лебоном в работе «Психология толпы». Идею неравенства человеческих рас также отстаивал известный французский антрополог Арман де Катрфаж .

    Расистские концепции также разрабатывал переселившийся в Германию английский аристократ Хьюстон Стюарт Чемберлен в книге «Основы девятнадцатого столетия» (1899), в которой прославлялась «тевтонская » раса, книге «Арийское миросозерцание» (русск. перевод. М., 1913) и ряде других работ .

    Расистские теории были выгодны для получения прибыли за счет эксплуатации «низших» групп и закреплялись в соответствующих законах, например о запрете межрасовых браков. Дискриминация по признаку расы в свою очередь способствовало появлению и усиление экономических и социальных отличий, которые начинали восприниматься уже как «культурные различия». Последние в свою очередь служили новыми «доказательствами» «неравноценности» рас .

    До конца XIX века «классический расизм» прямолинейно заявлял о превосходстве «белых людей». В XX столетии характерным примером рецидива таких взглядов являлись воззрения нацистов, которые инспирировали уничтожение миллионов людей во время Второй мировой войны. Во второй половине XX века расизм был подвергнут остракизму на мировом уровне, однако продолжал практиковаться официально (например, апартеид в ЮАР) или неформально . В настоящее время расизм нередко направлен против иммигрантов .

    США [ | ]

    Американские негры [ | ]

    Впервые африканские негры-невольники были завезены в британскую Вирджинию английскими колонистами в 1619 году . По состоянию на 1860 год из 12-миллионного населения 15 американских штатов, где сохранялось рабство, 4 миллиона были рабами . Из 1,5 млн семей, живущих в этих штатах, более 390 тыс. семей имели рабов.

    Труд рабов широко использовался в плантационном хозяйстве, позволяя получать американским рабовладельцам высокую прибыль. В первой половине XIX века национальное богатство Соединённых Штатов в значительной степени было основано на эксплуатации рабского труда . За период с XVI века по XIX век в страны Америки было завезено около 12 миллионов африканцев, из них около 645 тыс. - на территорию современных США.

    Но в США в тот же период как своеобразная защитная реакция на многовековое угнетение негров возник «чёрный расизм ». Он ярко проявился в проповедях Фарда Мохаммеда , и его последователя, основателя организации «Нация ислама » Элайджи Мохаммада . С ним также связана получившая в США широкое распространение «афроцентристская египтология», сторонники которой утверждают, что древние египтяне были чернокожими , древнеегипетская культура была истоком древнегреческой и тем самым всей европейской культуры и при этом существовал и существует заговор белых расистов, для того, чтобы все это скрыть .

    Латинская Америка [ | ]

    В испаноязычных колониях (в том числе на Филиппинах) расизм отличался по своим проявлениям от европейского. С одной стороны, смешение рас считалось неизбежным и лежало в самой основе кастовой системы; с другой, принцип «чистоты крови» означал, что социальный статус был напрямую связан с процентом «белого» происхождения того или иного человека.

    Европа [ | ]

    Британия [ | ]

    Некоторые исследователи обнаруживают истоки нацистской философии в империалистической идеологии и практике Британской империи . По мнению Саркисянца , настоящим учителем нацистов был английский философ Томас Карлейль .

    Германия [ | ]

    Третий рейх

    Объединённая Германия [ | ]

    По данным немецкого ведомства по защите конституции, число ультраправых экстремистов в ФРГ за 2009 год увеличилось на половину - с примерно 20 тысяч до 30. Эксперты объясняют это ухудшением экономической обстановки и падением уровня жизни из-за мирового финансового кризиса .

    Италия [ | ]

    Отменены после падения фашизма в 1943 году .

    Швеция [ | ]

    Согласно последним исследованиям расовая рознь по-прежнему остаётся в Европе на высоком уровне. Проблема заключается ещё и в том, что носителями расовых предубеждений становятся даже мигранты из стран третьего мира , переселившиеся в Европу .

    Южно-Африканская Республика [ | ]

    Россия [ | ]

    В Российской Империи в царствование Николая II понятие «еврейство » стало определяться не столько по религиозным, сколько по расовым критериям. В связи с этим в 1910 году было запрещено производство в офицеры крещёных евреев, а в 1912 - их детей и внуков .

    Япония [ | ]

    Исламский мир [ | ]

    Йемен [ | ]

    Ирак [ | ]

    Мавритания [ | ]

    Судан [ | ]

    В провинции Дарфур на западе Судана в 2003 году вспыхнул межэтнический конфликт между арабским населением и негроидными народностями, исповедующими ислам. В ходе конфликта действия суданской армии и арабской военизированной группировки «Джанджавид» по отношению к чернокожему населению были охарактеризованы президентом США Джоржем Бушем-младшим как геноцид, а генеральным секретарем ООН Кофи Аннаном - как представляющими реальную опасность геноцида .

    Шиитские страны [ | ]

    В странах со значительной долей шиитского населения (Иран , Ирак , Сирия , Ливан , Йемен , Бахрейн , Кувейт , Азербайджан) почитается шестой шиитский имам Джафар ас-Садик , который предостерегал своих последователей от вступления в брак с чернокожими .

    Критика расизма [ | ]

    Расизм часто критикуется с культурологических позиций, например, Отто Клайнберг обосновывает низкие результаты негроидных меньшинств по интеллектуальным тестам их социальным положением, условиями труда и быта.

    Расизм состоит также в отрицании за некоторыми народами их истории и в непризнании их вклада в прогресс человечества. Из заключительного заявления научного коллоквиума ЮНЕСКО в Афинах, 1981 г.)

    Критика понятия человеческой расы [ | ]

    Идеология [ | ]

    Борьба с расизмом и расовой дискриминацией [ | ]

    Московская «группа экспертов-специалистов» от ЮНЕСКО осудила все виды расизма в .

    2001 год Генеральная Ассамблея провозгласила «Международным годом мобилизации усилий для борьбы против расизма, расовой дискриминации, ксенофобии и связанной с ними нетерпимости ».

    См. также [ | ]

    • Международный день борьбы за ликвидацию расовой дискриминации

    Примечания [ | ]

    1. Расизм // Философский энциклопедический словарь . - М. : Советская энциклопедия, 1983. - С. 565 .
    2. racism (англ.) . - статья из Encyclopædia Britannica Online .
    3. Например: «Раси́зм - доктрина, провозглашающая превосходство одной человеческой расы над другой.» - Большой иллюстрированный энциклопедический словарь (авторизованный перевод Philip’s Millenium Encyclopedia), М., Астрель, 2003
    4. Малахов В. С. Скромное обаяние расизма
    5. В. А. Шнирельман. Порог толерантности. т.1. 2011 Часть 1. Глава 1. Что такое расизм с.15-43
    6. Шнирельман В. А. Ксенофобия, новый расизм и пути их преодоления (неопр.) . Гуманитарная мысль Юга России. Проверено 31 октября 2011. Архивировано 3 февраля 2012 года.
    7. Малахов В. С. Скромное обаяние расизма
    8. Шнирельман В. Расизм в современной России: теория и практика (недоступная ссылка с 26-05-2013 - история , копия ) // Межэтнические отношения и конфликты в постсоветских государствах: ежегодный доклад, 2003. М., 2004. С. 30.
    9. Шабаев Ю. П., Садохин А. П. Этнополитология: учебное пособие. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2005. С. 148.
    10. Малахов В. С. Национализм как политическая идеология. М.: КДУ, 2005. С. 192-193.
    11. Давидсон А. Б. Антирасистский расизм (неопр.) . Новая и новейшая история . Проверено 30 октября 2011. Архивировано 1 сентября 2012 года.
    12. Малахов В. С. Национализм как политическая идеология: учебное пособие. - М.: КДУ, 2005. С. 192-193.
    13. Малахов В. С. Национализм как политическая идеология. - М.: КДУ, 2005. С. 190
    14. Шабаев Ю. П., Садохин А. П. Этнополитология: учебное пособие. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2005. С. 147-148.
    15. Shider L. Encyclopedia of the Third Reich. NY., 1976

    ДИСКРИМИНАЦИЯ РАСОВАЯ - ограничение в элементарных гражданских правах и преследование лиц по мотивам расовой принадлежности. Возникла при массовых контактах людей различной расовой принадлежности главным образом в период колониальной экспансии европейских держав в Африке и Америке. Дискриминация расовая была особенно характерна для южных штатов США, куда из Африки были привезены многочисленные рабы-негры. В этой части США существовали законы, ограничивающие общение негров с белыми, в том числе смешанные браки. Отдельные проявления дискриминации расовой существуют в США и в настоящее время, где продолжают действовать расистские террористические организации. В последние годы дискриминация расовая в той или иной мере проявляется в некоторых западных странах главным образом на уровне бытового расизма.

    В соответствии с масштабами ограничения прав и свобод людей выделяются несколько видов дискриминации расовой. Наиболее опасной разновидностью дискриминации является расовый геноцид, так как он посягает на самое элементарное право людей - право на физическое существование. Особенно широко расовый геноцид применялся в качестве орудия колониальной политики, а в гитлеровской Германии он был основой государственной политики. Апартеид - политика дискриминации расовой, проводившаяся государственными органами ЮАР в отношении коренного негритянского населения, а также других цветных. Сегрегация является по существу тем же самым, что и апартеид. Однако если апартеид, отличающийся большими масштабами и глубиной обособления, представляет собой специфическое явление, имевшее место в ЮАР, то сегрегация явление более распространенное, свойственное в той или иной степени многим странам, где наряду с «белыми» проживают «черные» и «цветные». Сегрегация практикуется в области трудовых отношений, в области образования, здравоохранения, культуры, спорта и т. п. Особенно широкий размах сегрегация приобрела в США. И даже принятие федеральных законов, запрещающих сегрегацию, существенно не изменило там положение национальных меньшинств. В Европе, в особенности в Великобритании, где с принятием закона об иммигрантах дискриминация расовая была законодательно оформлена, и в ФРГ жертвами дискриминации расовой являются в первую очередь рабочие-иммигранты из афроазиатских стран.

    В ряде документов ООН и других международных организаций различные формы дискриминации расовой объявлены преступлением против человечества. Для координации действий по ликвидации всех форм дискриминации расовой государства - участники ООН создали Комитет по расовой дискриминации. Эти, а также другие международные и национальные организации ведут активную борьбу за ликвидацию всех форм проявления расизма и дискриминации расовой.

    См.: Апартеид, Джимкроуизм, Расизм, Сегрегация, Шовинизм.

    Тавадов Г.Т. Этнология. Современный словарь-справочник. М., 2011, с. 101-102.

    Что такое расовая дискриминация и борьба против неё: Краткий путеводитель

    Цыгане сегодня являются самой уязвимой этнической группой в Европе. Их фундаментальные права нарушаются практически везде. За последние годы произошло немало случаев насилия над цыганами на расовой почве. Во многих странах нередко встречается дискриминация цыган в сферах трудоустройства, образования, здравоохранения, на административном уровне, и др. “Язык вражды” по отношению к цыганам порождается негативными стереотипами, существующими в европейском общественном сознании.

    Европейский центр по правам цыган (ERRC ) – это международная общественная организация, которая осуществляет мониторинг ситуации с правами цыган и оказывает юридическую защиту при нарушении их прав. ERRC работает под началом международного совета директоров. Организация активно сотрудничает с Международной Хельсинкской федерацией по правам человека и имеет консультативный статус при Совете Европы и Экономическом и Социальном Совете ООН.

    Что такое дискриминация?

    Дискриминация на основе признаков расы, цвета кожи или этнической принадлежности (“расовая дискриминация”) – это практически всегда нарушение прав человека. В Международной конвенции о ликвидации всех форм расовой дискриминации, которая является основным нормативным актом , запрещающим расовую дискриминацию, говорится: “… термин “расовая дискриминация” означает любое различие, исключение, ограничение или предпочтение, основанное на признаках расы, цвета кожи, родового, национального или этнического происхождения, имеющие целью или следствием уничтожение или умаление признания, использования или осуществления на равных началах прав человека и основных свобод в политической, экономической, социальной, культурной или любых других областях общественной жизни”. Фундаментальным принципом недискриминации являются равенство прав расовых, этнических и национальных меньшинств перед законом и право на равную защиту закона. Международное право запрещает расовую дискриминацию в следующих областях (но не ограничивается только ими): образовании, здравоохранении, обеспечении жильём , трудоустройстве, а также в доступе к общественным услугам. Государства несут прямые обязательства за предотвращение, наказание и способы борьбы с дискриминацией.

    В некоторых странах, в которых работает Европейский центр по правам цыган , многие считают, что цыгане не подвергаются дискриминации, так как конституция или какой-либо другой закон объявляют дискриминацию незаконной, или прямо признает цыган как меньшинство данной страны. Такое непонимание самой идеи дискриминации нередко встречается в сегодняшней Европе. То, что в вашей стране существуют конституционные или другие законодательные положения, запрещающие дискриминацию, еще не означает того, что в вашей стране нет дискриминации. Закон, запрещающий дискриминацию – это лишь инструмент в борьбе с дискриминацией. В действительности же вы можете в течение дня неоднократно подвергаться дискриминации.

    Лишь в очень немногих случаях дискриминация может быть законной. Законная дискриминация возникает тогда, когда при принятии на работу учитывается “подлинная профессиональная квалификация”. Например, может и не являться незаконным ограничение приёма заявлений на работу в качестве раввина только от людей иудейского вероисповедания , или же принять цыгана, который будет отвечать за работу с цыганами. Таким образом, в особых случаях, закон допускает косвенную дискриминацию. Заявитель может утверждать о практике диспропорционально невыгодных положений, испытываемых той или иной расовой или этнической группой, но ответственное лицо обладает правом, закрепленным в законе, доказать то, что действие преследует легитимную цель, и что оно затрагивает всех без исключения, и оно разумно. В пример можно привести здание, где все рабочие обязаны носить каски для безопасности. Эта политика может косвенно дискриминировать определенные группы людей, которым запрещено ношение подобных головных уборов. Работодатель может, однако, оправдаться необходимостью соблюдения этого правила, и заявить, что в данном случае, легитимная цель обеспечивает безопасность рабочих, что эта необходимость пропорциональна риску, и что ношение касок – разумное требование для охраны труда .

    Как распознать то, что меня незаконно дискриминируют? Как я могу показать, что испытал незаконную дискриминацию?

    Большинство из нас знает, как распознать явные дискриминационные действия. К сожалению, они часты в Европе. Может быть, вас отказались обслужить в баре или ресторане, или у вас есть знакомый, которому официант или владелец заявил, что он “не обслуживает цыган”? Знаете ли вы кого-то, кому было отказано в работе, квартире или медицинском обслуживании, только потому, что он/она – цыгане? Видели ли вы когда-нибудь знак запрета “цыгане” или “ромы”? Все это является очевидными дискриминационными действиями. И в таких случаях ERRC может доказать, что произошла дискриминация, используя документы или знаки запрета, подтверждающие это, а также принимая во внимание заявления очевидцев дискриминационного действия.

    Прямая дискриминация может происходить и тогда, когда слова “ром” или “цыган” не использовались в явном виде, но при этом можно доказать, что произошла дискриминация. Например, сегодня многие бары и рестораны отказывают на входе цыганам и другим людям с тёмным цветом кожи под предлогом того, что посетителям необходимо иметь “членство в клубе”, или же говорят, что здесь проходит частная вечеринка . Часто происходит так, что цыгане, подающие заявления о приеме на работу, получают отказ, несмотря на то, что по телефону их согласились принять, но при встрече говорят, что вакантных мест уже нет, и на интересующее цыгана вакантное место уже кого-то приняли.

    Как может человек доказать, что в данном случае произошло дискриминационное действие? Некоторые организации в Центральной и Восточной Европе пользовались методом “проверка”. Например, цыгане и нецыгане (причем их квалификация, одежда и т. д., были практически одинаковыми) подавали заявления о приеме на работу, о найме квартиры, или же отправлялись в ресторан или на дискотеку, где, по подозрениям, регулярно происходила дискриминация цыган. И если же к нецыганам отнесутся по-другому, нежели к цыганам (например, цыган попросят предъявить членский билет при входе на дискотеку, а затем откажут, а другим разрешат пройти на дискотеку, не спрашивая о членских билетах), то тщательные и детальные показания “испытателей” должны быть записаны. Эти показания формируют доказательство свершившегося дискриминационного действия, и во многих странах они могут быть использованы в суде. Подробную информацию об этом методе вы можете получить, посетив сайт ERRC : http :// errc . org / rr _ nr 3_2000/ legal _ defence . shtml , или, связавшись непо-средственно с офисом ERRC .

    Статистика поможет при расследовании как прямой , так и косвенной дискриминации. Например, в некоторых странах Центральной и Восточной Европы цыганских детей регулярно отправляют в специальные школы для умственно отсталых.

    Исследование, проведенное ERRC в городе Острава на востоке Чехии в 1999 году, выявило и то, что больше половины цыган школьного возраста посещает такие школы, и также то, что больше половины посещавших подобные школы были цыганами, и, что в 27 раз вероятнее то, что скорее цыганского ребенка поместят в подобную школу, чем ребенка не из цыганской семьи. Многие цыганские дети, которые не посещали школы для умственно отсталых, были сконцентрированы в начальных школах в определенных районах Остравы. Исследование выявило, что более 30 из 70 нормальных начальных школ были “для белых”, то есть ни один цыган не посещал эти школы.

    Тщательно проведенное ERRC исследование в г. Острава показывает неравенство: мы подсчитали количество цыганских и нецыганских детей во всех начальных школах Остравы. Результаты на карте подтвердили слова многих – город оказался драматически разделенным так называемыми этническими линиями. Большинство цыганских детей заканчивают школы без необходимых навыков быть конкурентоспособным на рынке труда, получать хорошие зарплаты и жить с чувством собственного достоинства.

    Другие организации провели важные исследования, используя такие методы, как “индивидуального” или “парного” выборочного наблюдения, когда изучают не все население, а только тщательно отобранные группы людей. Компетентное статистическое исследование чрезвычайно ценно, и подобные исследования нужно проводить во всех странах и во многих областях жизни: в образовании, в жилищной сфере, трудоустройстве, здравоохранении, социальной сфере и др. Данные исследования можно использовать при доказательстве дискриминации в суде, при оказании давления на правительства и влияния на правительственную политику с тем, чтобы на цыган выделяли больше финансовых средств, также при информировании о проблемах цыган различных международных организаций, как ООН или Совет Европы. Местные организации больше других подходят для этой роли. И если вы заинтересовались проведением подобных исследований, то вам необходимо знать следующее: неверно то, что “каждому известна проблема, и теперь нам нужно лишь действие”, как полагают некоторые активисты. В большинстве стран статистические данные по важным вопросам, касающимся жизни цыган, недоступны. Tак, например, бывают сложности с получением информации:

     о проценте цыганских детей, посещающих школы или классы для умственно отсталых, или же школы с низким качеством обучения;

     о числе цыган (и нецыган), которые проживают в незарегистрированных местными властями домах, или в домах с характерными плохими условиями для жизни;

     о числе цыган (и нецыган), ежегодно выселяемых из своих квартир;

     о числе цыганских (и нецыганских) детей, которых ежегодно забирают из семей и помещают в приюты и др.

    В некоторых странах государственные власти пытаются закрыть доступ к такой информации. Например, когда ERRC проводил исследование в Чехии, власти школ часто говорили, что у них не хранятся данные об этническом составе, или что это хранение вообще является незаконным. Люди, которые говорят Вам, что они не могут предоставить Вам такую информацию, вероятнее всего пытаются скрыть от Вас факт систематичной дискриминации цыганского населения. Даже в тех странах, где база данных по этнической информации о личности считается “чувствительной”, а потому доступ к ней для большинства подвергается ряду ограничений, общие данные по группе такому запрету не подвергаются. Есть страны, в которых действия по сбору статистики на основе расы признаются незаконными. Местный юрист поможет Вам узнать, какие существуют правовые ограничения в Вашей стране.

    Для того, чтобы подобную информацию можно было эффективно использовать, исследование нужно проводить качественно. И перед тем, как начать какое-либо исследование, рекомендуется несколько раз сходить в библиотеку, получить совет от социолога или специалиста по демографии, или же связаться с ERRC и получить более подробную информацию о методах исследования.

    Но я всё ещё не уверен в том, что это дискриминация…

    Создается впечатление, что эксперты в области дискриминации есть везде. И многие скажут вам, что если вы чувствуете, что испытываете дискриминацию, то так оно и есть на самом деле. Но это необязательно означает, что вы стали жертвой дискриминационного действия. И это несомненно правда, что не все действия, несущие вред – дискриминационны. Важно при этом помнить следующее:

     Прежде всего, очень немногие люди, не являющиеся экспертами, в реальности знают достаточно о том, что можно, а что нельзя рассматривать как расовую дискриминацию по закону. Если вы думаете, что подверглись дискриминации, то это необходимо проверить по описаниям прямой и косвенной дискриминации , представленной выше. Попадает ли это под одну из категорий? Рекомендуется также связаться с ERRC либо с одной из местных организаций, занимающейся антидискриминационной деятельностью и узнать, можно ли предпринять какое-либо действие.

     была проведена работа с местными группами до, а также и после начала рассмотрения судебного дела, по информированию о возможном эффекте подобной акции;

    ERRC предоставил материалы о сегрегации в чешской школьной системе международным организациям, таким как Комитет ООН по ликвидации расовой дискриминации и Европейской комиссии против расизма и нетерпимости;

     продолжается работа с журналистами и после начала рассмотрения дела, чтобы привлекать их к дальнейшему его освещению.

    ERRC готов обсудить с активистами и партнерскими организациями вопросы улучшения использования информации о правах человека и усиления эффекта от правозащитной деятельности. Подробную информацию о деятельности ERRC можно найти на сайте: http :// errc . org .

    Запросы, касающиеся аспектов, обсуждаемых в данной брошюре, можно направлять по адресу:

    European Roma Rights Center

    H-1386 Budapest 62

    E-mail: office @ errc . org