Студент Разумихин — человек здоровой мысли и живого дела, ясный духом и благородный в своей неутомимой активности. Не считаясь с мировыми планами общественного устройства в далеком будущем, Разумихин предпочитает в тесных и узких границах практической осуществимости и ближайшей культурной пользы приняться за просветительскую работу по изданию и распространению нужных книг. Правительственные круги того времени считали необходимым взять в свои руки дело распространения «азбук, повестей, биографий и путешествий» и одновременно указать молодежи на полезную деятельность для народа в противовес революции.

По этому пути и направляет Достоевский своего «нового человека», попутно наделяя его штрихом автобиографического значения: мечты Разумихина об издательской деятельности — собственные проекты Достоевского еще с 1 840-х годов. Одновременно это и глашатай излюбленных идей романиста. Таков в романе студент Разумихин. Право на здравомыслие Достоевский предоставляет ему ценой его воинствующего отказа от всех соблазнов нигилистической доктрины.

Разумихин не признает «прогрессистов», подчиняющих человека теории: «Принципы! .. и весь-то ты на принципах, как на пружинах; повернуться по своей воле не смеет … Эх, вы, тупицы прогрессивные, ничего-то не понимаете! Человека не уважаете … » «Ни признака жизни в вас самостоятельной!» Он критикует в лице Зосимева новейшую медицину, которая со всем своим эмпиризмом бессильна изучить «натуру человеческую», то есть волю, характер, умонастроение пациента; в том же духе отвергает, он и современную юриспруденцию, которая за фактами, уликами, жестами не видит неотразимых психологических показателей и «душевного настроения» подследственного.

Он против теоретиков, западников, рационалистов, во имя непосредственности и самобытности живого процесса жизни. Это меньше всего «человек-книжка», оторванный от мутной и бурной стихии бытия. Все в жизни близко ему: и трактиры, и домик Павизы, и ласки Пашеньки, и букинисты с Толкучего. Лишь бы была непосредственность и подлинность цельного переживания. Отсюда и его тяга ко всему родному. Величайшая брань в его устах — это «перевод с иностранного!» Злейший враг его — «чужой ум». «Соврать по-своему — ведь это почти лучше, чем правда по одному по-чужому; в первом случае ты человек, а во втором ты только что птица».

И вот во имя самостоятельной русской мысли и в защиту индивидуального «хотения» он вступает в бой с радикалами и отрицателями: « .. .Полной безличности требуют, и в этом самый смак находят! Как бы только самим собой не быть, как бы всего менее на себя походить! Это- то у них самым высочайшим прогрессом и считается». Таков этот новый деятель, призванный двигать вперед свою страну по ее органически сложившимся законам развития, не порывая с патриархальными преданиями и не отрываясь от родной почвы. Простодушный и мудрый практик, всем помогающий и все устраивающий, он принадлежит к рядам бедного российского дворянства, неизменно поставляющего Достоевскому почти всех его положительных героев, носителей его мысли и выразителей его надежд.

Именно от этого сословного слоя, к составу которого с полной категоричностью всегда относил себя Достоевский, ждал он выхода из исторического тупика, чаял грядущего спасения России, открытия верных путей к ее благосостоянию и правильному устройству ее в будущем. Отвечая всем мировоззренческим постулатам своего автора, Разумихин является для Достоевского образцовым представителем молодого поколения. Не готовить крестьянскую революцию и вести свое поколение к осуществлению в российских уездах социалистических утопий, а трудиться в своей ограниченной практической области, увеличивая общенародное благо ростом собственного благосостояния, множа число «лучших людей» в стране и следуя в своей деятельности не чужым подсказам, а велениям своей страны, своей натуры и своего национального прошлого.

Дальний родственник . Раскольников вдруг вспомнил о нем накануне преступления, пытаясь найти выход из жизненного тупика: «Разумихин был один из его прежних товарищей по университету. Замечательно, что Раскольников, быв в университете, почти не имел товарищей, всех чуждался, ни к кому не ходил и у себя принимал тяжело. <...> С Разумихиным же он почему-то сошелся, то есть не то что сошелся, а был с ним сообщительнее, откровеннее. Впрочем, с Разумихиным невозможно было и быть в других отношениях. Это был необыкновенно веселый и сообщительный парень, добрый до простоты. Впрочем, под этою простотой таилась и глубина, и достоинство. Лучшие из его товарищей понимали это, все любили его. Был он очень неглуп, хотя и действительно иногда простоват. Наружность его была выразительная — высокий, худой, всегда худо выбрит, черноволосый. Иногда он буянил и слыл за силача. Однажды ночью, в компании, он одним ударом ссадил одного блюстителя вершков двенадцати росту. Пить он мог до бесконечности, но мог и совсем не пить; иногда проказил даже непозволительно, но мог и совсем не проказить. Разумихин был еще тем замечателен, что никакие неудачи его никогда не смущали и никакие дурные обстоятельства, казалось, не могли придавить его. Он мог квартировать хоть на крыше, терпеть адский голод и необыкновенный холод. Был он очень беден и решительно сам, один, содержал себя, добывая кой-какими работами деньги. Он знал бездну источников, где мог почерпнуть, разумеется заработком. Однажды он целую зиму совсем не топил своей комнаты и утверждал, что это даже приятнее, потому что в холоде лучше спится. В настоящее время он тоже принужден был выйти из университета, но ненадолго, и из всех сил спешил поправить обстоятельства, чтобы можно было продолжать. Раскольников не был у него уже месяца четыре, а Разумихин и не знал даже его квартиры. Раз как-то, месяца два тому назад, они было встретились на улице, но Раскольников отвернулся и даже перешел на другую сторону, чтобы тот его не заметил. А Разумихин хоть и заметил, но прошел мимо, не желая тревожить приятеля <...> Он поднялся к Разумихину в пятый этаж. <...> Разумихин сидел у себя в истрепанном до лохмотьев халате, в туфлях на босу ногу, всклокоченный, небритый и неумытый...»
Разумихин с этого момента практически будет находится все время возле Раскольникова: предложит ему часть своей работы, потом, уже после странной и внезапной болезни Родиона, товарищ его притащит к нему , близко познакомится-сойдется с его квартирной хозяйкой и ее служанкой , будет ухаживать за ним и даже кормить с ложечки, познакомит затем его по его же просьбе с приставом следственных дел Порфирием Петровичем, станет совершенно незаменимым человеком для матери Раскольникова и его сестры Авдотьи Романовны и, в конце концов, — его родственником. Как раз в любви к Дуне характер Разумихина и раскрылся во всей своей полноте. Интересны по этому поводу пометы-рассуждения самого Достоевского в подготовительных материалах к роману: «Разумихин очень сильная натура и, как часто случается с сильными натурами, весь подчиняется Авд<отье> Ром<ановне> (NB. Еще и та черта, которая часто встречается у людей, хоть и благороднейших и великодушных, но грубых буянов, много грязного видевших бамбошеров — что, например, он сам себя как-то принижает перед женщиной, особенно если эта женщина изящна, горда и красавица).
Разумихин сначала стал рабом Дуни (расторопный молодой человек, как называла его мать); принизился перед нею. Одна мысль, что она может быть его женою, казалась ему сначала чудовищною, а между тем он был влюблен беспредельно с 1‑го вечера, как ее увидал. Когда она допустила возможность того, что она может быть его женой, он чуть с ума не сошел (сцена). Он хоть и любит ее ужасно, хоть по натуре самоволен и смел до нелепости, но перед ней, несмотря даже на то, что он жених, он всегда дрожал, боялся ее <...>. Он не смел с ней говорить...». В окончательном тексте по поводу вспыхнувшей в сердце Разумихина любви к Дуне Раскольниковой сказано еще определеннее: «Понятно, что горячий, откровенный, простоватый, честный, сильный как богатырь и пьяный Разумихин, никогда не видавший ничего подобного, с первого взгляда потерял голову...»
В «Эпилоге» сообщается: «Пять месяцев спустя после явки преступника с повинною последовал его приговор. Разумихин виделся с ним в тюрьме, когда только это было возможно. Соня тоже. Наконец последовала и разлука; Дуня поклялась брату, что эта разлука не навеки; Разумихин тоже. В молодой и горячей голове Разумихина твердо укрепился проект положить в будущие три-четыре года, по возможности, хоть начало будущего состояния, скопить хоть немного денег и переехать в Сибирь, где почва богата во всех отношениях, а работников, людей и капиталов мало; там поселиться в том самом городе, где будет Родя, и... всем вместе начать новую жизнь. <...> Два месяца спустя Дунечка вышла замуж за Разумихина. Свадьба была грустная и тихая. Из приглашенных был, впрочем, Порфирий Петрович и Зосимов. Во все последнее время Разумихин имел вид твердо решившегося человека. Дуня верила слепо, что он выполнит все свои намерения, да и не могла не верить: в этом человеке виднелась железная воля. Между прочим, он стал опять слушать университетские лекции, чтобы кончить курс. У них обоих составлялись поминутные планы будущего; оба твердо рассчитывали чрез пять лет наверное переселиться в Сибирь...».

Фамилия данного персонажа явно «говорящая». В одном месте сам он утверждает, будто настоящая его фамилия — «Вразумихин». , ошибаясь, называет его «Рассудкиным». В черновых материалах Достоевский в одном месте вместо «Разумихин» написал «Рахметов», и эта описка не является случайной: Разумихин и принадлежит к кругу демократической молодежи, и должен был по авторскому замыслу явиться тем спасительным героем, каким в «Что делать?» выступал Рахметов, и, своей огромной физической силой вкупе со способностью терпеть любые лишения, герой Достоевского напоминает героя романа .

Дворянин по происхождению Разумихин Дмитрий Прокофьевич единственный товарищ главного героя романа . Познакомились друзья в университете, который оба вынуждены были оставить из-за материальных трудностей. Настоящая фамилия героя — Вразумихин, но все вокруг прозвали его Разумихиным. Фамилия-прозвище подчёркивает разумность Дмитрия. Дворянская кровь Разумихину не давала никаких привилегий. Помощи ему ждать не откуда — в живых нет ни матери, ни отца, и родни у него нет, разве что дядя, изредка навещающий племянника.

Существуя, как и Родион, на грани выживания, Разумихин совсем иначе относился к своей бедности. Если Раскольников впадал отчаяние и крайности, то Разумихин искал подработки и не пугался тяжёлого труда. Кроме того, его сильного физически даже называли богатырём. Оптимист по натуре он многим нравился за своё простодушие и доброту.

Разумихин обладал приметной внешностью — приличный рост, костлявые, но большие руки, тёмные волосы и постоянная щетина на щеках. Одет просто и небрежно, но всегда в чистое. В минуты нахлынувшей слабости мог гульнуть пьяно и пошуметь, подебоширить, с кем-нибудь подраться. Своим видом он казался неотёсанным деревенщиной, но это совсем не так. Благородное происхождение читалось в глубине его характера, нравственных поступках, сметливом уме и завидной эрудиции. Кроме того, герой знал три языка и имел мечту — открыть своё издательство, ради достижения которой был готов много и упорно работать. Этот молодой мужчина очень хочет выбраться из бедности, но только честным трудом.

Разумихину свойственно «заглядывать» в души окружающих. Он определяет, что безнадёжный негодяй, а вот Раскольников ещё способен измениться. К другу в поисках родной души и приходит Родион мучаемый совестью после совершения убийства. И даже со временем понимая, что институтский приятель реально виноват в страшном преступлении, Разумихин пытался его выгородить, ссылаясь на его болезнь. Хотя сам приходился дальней роднёй .

Ради помощи другим Дмитрий легко готов отказаться от своих выгод, пожертвовать даже принципами. Он берёт ответственность за родных своего оступившегося друга, когда Раскольников отбывает на каторгу. Разумихин обещает беречь его мать Пульхерию Александровну и сестру Дуню, в которую влюбился с первой встречи. А через некоторое время он женится на сестре друга, чтобы зажить тихой и счастливой семейной жизнью.

Цитаты Разумихина

Вранье есть единственная человеческая привилегия перед всеми организмами. Соврешь — до правды дойдешь! Потому я и человек, что вру. Ни до одной правды не добирались, не соврав наперед раз четырнадцать, а может, и сто четырнадцать, а это почетно в своем роде; ну, а мы и соврать-то своим умом не умеем! Ты мне ври, да ври по-своему, и я тебя тогда поцелую. Соврать по-своему — ведь это почти лучше, чем правда по одному по-чужому; в первом случае ты человек, а во втором ты только что птица!

С одной логикой нельзя через натуру перескочить! Логика предугадает три случая, а их миллион!

Человек он умный, но чтоб умно поступать — одного ума мало.

Образ Разумихина

Безусловно, одним из главных положительных образов в романе после Сони Мармеладовой является Разумихин, выступающий нередко в качестве рупора «почвеннических» взглядов самого Ф.М. Достоевского.

В черновых записях к роману Достоевский в одном месте написал «Рахметов» вместо «Разумихин». Это - описка, однако описка не случайная. Создавая образ Разумихина, Достоевский помнил о Рахметове из «Что делать?» Чернышевского. По авторскому замыслу Разумихин должен был явиться тем спасительным героем, каким в «Что делать?» выступает Рахметов. Разумихин, как и Рахметов, тип современного русского «богатыря», что-то вроде нереволюционного Никитушки Ломова. Рахметов останавливает понесшую лошадь, ухватившись за заднюю ось шарабана, Разумихин валит с одного удара полицейского-исполина: «Однажды ночью, в компании, он одним ударом ссадил одного блюстителя вершков 12 росту». Чернышевский прибегает к гиперболическим описаниям, Достоевский, художественный почерк которого исключал количественное преувеличение, вводит Разумихина в круг нормальных по внешности персонажей. Но в набросках к его портрету сильно чувствуются приметы, подобранные у Чернышевского. Разумихин, как и Рахметов, - оба студенты. «Разумихин был все тот же: добрый, высокий... иногда буянил и слыл за силача... Разумихин был еще тем замечателен, что мог неизвестно поскольку времени совсем не есть и терпеть необыкновенный холод как ни в чем не бывало. Однажды он целую зиму совсем не топил свою комнату и говорил, что так даже лучше спится».

У Чернышевского Рахметов выходец из родовитой и богатой среды, он приучает себя к терпению, готовясь к нелегким условиям революционного подполья. Разумихин беден, он содержал себя сам, перебиваясь случайными заработками. Рахметов ограничивает свои потребности и даже мучает себя из эксперимента, Разумихин - по нужде. Но вынослив он не менее, чем специально тренировавший себя персонаж Чернышевского. В окончательном тексте это звучит так: «Разумихин был еще тем замечателен, что никакие неудачи его никогда не смущали и никакие дурные обстоятельства, казалось, не могли придавить его. Он мог квартировать хоть на крыше, терпеть адский голод и необыкновенный холод».

Достоевский обладал необыкновенным даром трансформировать чужое в свое, большей частью в полемических целях, придавая «чужому» иное значение, чем то, которое находил в нем первоавтор. Достоевский ассимилировал чужое с собственным опытом, со своими собственными наблюдениями и находками. Для обрисовки буянства, пьянства, недисциплинированности, разбросанной вольности и несколько разрушительной распущенности Разумихина Достоевский, быть может, использовал черты и Аполлона Григорьева, его соратника по журналам «Время» и «Эпоха», одного из лидеров основанного Достоевским «почвенничества». Разумихин мог «пить до бесконечности, но мог и совсем не пить», мог проказить «даже непозволительно, но мог и совсем не проказить», «иногда буянил», - повторяет Достоевский.

Черты эти не противоречили психологической природе Рахметова, они были заложены и в натуре последнего, но герой «Что делать?» взял их под контроль и подавил во имя наложенной на себя революционной схимы.

Но вот тут-то и начинается полемическая противоположность Разумихина Рахметову. Разумихин враг всякой теории, и тем более теории исключительной, всепоглощающей и всеподавляющей. Рахметов ходит только в те круги, которые нужны ему для дела, он сходится только с теми людьми, которые разделяют его принципы Разумихин ходит в заведение к Лавизе, легко заводит романы, быстро сближается с самым разношерстным людом, с простонародьем, с полицейскими чиновниками. Человеку он придает значение большее, чем его принципам.

Он против доктринерства, против «теоретиков», в том самом смысле, в каком был против и сам Достоевский, автор статьи «Два лагеря теоретиков».

Может показаться, что Разумихин прагматик. На самом деле это не так. Его отрицание теории в свою очередь опирается на теорию - теорию «почвенничества», проповедовавшегося журналами Достоевского. Обстоятельство это привносит в образ Разумихина элемент схемы, что не может быть сглажено даже исключительным мастерством Достоевского.

Идеологическая позиция и идеологические взгляды Разумихина вполне «почвеннические». Он критически относится к дореформенным порядкам, к дореформенной юриспруденции, Лужин и Лужины внушают ему отвращение. Он за версту чувствует людоедский запах, исходящий от их «убеждений». В общественном подъеме шестидесятых годов Разумихин занимает особое место. Он мнит себя вне направлений, западнических и славянофильских, он хочет стать над всеми существующими лагерями.

Ни одна разновидность революционно-демократических взглядов его не устраивает: «...мне вся эта болтовня-себятешение, - говорит он, - все эти неумолчные, беспрерывные общие места, и все то же да все то же, до того в три года опротивели, что, ей-богу, краснею, когда и другие-то, не то что я, при мне говорят... видите ли, к общему-то делу в последнее время прицепилось столько разных промышленников, и до того исказили они все, к чему ни прикоснулись, в свой интерес, что решительно все дело испакостили».

Однако Разумихин вовсе не отходит в сторону. Он хочет объединить все лучшее и всех лучших в разошедшихся крыльях русской общественности на одной и притом своей платформе. Он любит новую молодежь, он сам к ней ходит и собирает ее у себя, «все здешних и все почти новых» людей. Но революционно-демократические и в особенности социалистические взгляды молодежи он критикует так, как их критиковали во «Времени» и «Эпохе».

Разумихин на все лады повторяет «почвеннический» тезис о «лакействе» мысли революционной демократии и русских утопических социалистов, тезис, усердно формулировавшийся даже в каждом ежегодном объявлении о подписке на журналы Достоевского. «На чужих помочах ходят, - говорит Разумихин, - жеваное едят!» «Дураки! перевод с иностранного».

Разумихин не видит различий в материализме, он, как и подпольный человек, убежден, что для материалистов, всех материалистов, вселенная и общество - это единая, неумолимая, слепая вычислительная машина, в которой все предопределено, в которой нет никаких случайностей, в которой колокольня Ивана Великого и белобрысые ресницы Порфирия связаны фатальной, однозначно направленной и необратимой связью. Если б кому-либо удалось остановить эту машину и запустить ее наново, полагает он, она все равно породила бы вновь Ивана Великого и через посредство Ивана Великого и ресницы Порфирия.

Разумихин проповедует примат жизни над теорией, он считает, что материалисты и утописты убивают жизнь, умерщвляют человеческую душу, но ведь и Чернышевский понимал значение живой жизни, он ввел понятие жизни в эстетику, он определил прекрасное как жизнь, он первый «угадал» Льва Толстого, он умел смотреть истине в лицо, он лучше других своих современников разбирался в противоречиях народной, крестьянской «души».

Разумихин по-своему «широкий человек». Он мог удариться в разрушительный запой, мог превратиться и в своеобразного Обломова. В романе он выступает еще как человек неустановившийся, но привлекательный. Он беспорядочен, пьет, ходит в подозрительные заведения, заводит дружбу с полицейскими чиновниками, устраивает студенческие вечеринки, спорит до хрипоты о высоких материях, находит верный тон с самыми различными людьми - и с кухаркой, и с Порфирием, и с Лужиным. Он наивен и умен, он не поверил в виновность Миколки, объяснил загадку оброненных сережек, он ухватил главное в теории Раскольникова. Разумихин хлопотун, он и практически добр. Он умело ухаживает за больным Раскольниковым, приводит к нему доктора, покупает ему приличную, и по средствам, одежду, заботится о заброшенных в номерах Бакалеева его матери и сестре. Разумихин верный друг. «Кликни меня, и я приду», - говорит он Раскольникову и придет и, собственно говоря, уже и пришел. Раскольников поручает Разумихину Дуню, в Дуню он влюбляется, несколько наивно, со всем пылом и восторгом первой любви или по крайней мере так, как традиционно изображается первая любовь.

Разумихин умеет и за себя постоять и близких себе защитить. В его «богатырстве» есть идея, смысл которой: не надо искать общих решений, надо оказывать помощь отдельным людям, терпящим бедствие в житейском океане.

Философия малых дел Разумихина противопоставлена философии Одного Дела Раскольникова. Мало того, она бьет дальше, в ней чувствуется и полемика с «особенным» делом Рахметова. Разумихин - русский богатырь, «снизошедший до мальчика», тратящий свои исполинские силы для поддержки ближнего своего, погибающего в поле его зрения, протягивающий руку беззаветной помощи Дуне, Пульхерии Александровне, трогательно заботящийся о Раскольникове, даже тогда, когда узнал, что последний - убийца. Разумихин смотрит в душу каждого отдельного человека, он видит, что Лужин безнадежен, но что такого убийцу, как Раскольников, можно «рестаурировать» и ввести снова в круг человеческого братства, разорванный по заблуждению.

Разумихин помогает ближним своим по натуре, без религиозных мотивировок, вне рамок ханжеской морали. Разумихин - восторженный малый, друг и влюбленный, и он делает все, что нужно, чтобы помочь другу и будущей своей жене. Самоотверженность во имя счастья близкого человека легко уживается со стремлением к личному счастью. Личное благополучие не может быть абстрактным, внесоциальным. Человек не может жить вне общества, и свитое им гнездо, выбранная им деятельность неизбежно носят на себе социальное клеймо, свидетельствуют о согласии с общественным укладом или протестом против него.

В Разумихине Достоевский-художник подвел итоги «почвенничеству», на пропаганду которого он потратил столько сил в своих недолговечных журналах. Образ Разумихина и объясняет, быть может, почему Достоевский больше не предпринимал шагов для того, чтобы оживить спою публицистическую программу шестидесятых годов во всей её целостности.

Через образ персонажа Дмитрия Прокопьевича Разумихина Достоевский выражает свою позицию, которая высказывает его взгляды и дает нравственную оценку теории убийцы-Раскольникова «кровь по совести». В романе «Преступление и наказание» Разумихин выступает как человек еще неустановившийся, но очень привлекательный.

Раскольников, Разумихин - это своего рода сравнение двух новых течений среди молодежи того времени. Писатель на таких примерах показывает, что пути развития жизненной позиции могут очень сильно отличаться друг от друга. Кто-то может стать «рабом» теории, отвергающей Бога (это тот же Раскольников), а кто-то будет сохранять нравственную «почву» и обладать способностью отличать добро от зла (это Разумихин).

В школе часто пишут сочинение на тему: «Разумихин («Преступление и наказание»): характеристика». Кто он такой и каковы его попробуем разобраться.

Идея «Преступления и наказания»

Основную идею романа «Преступление и наказание» Михаил Федорович Достоевский обдумывал весьма долгое время, еще со времен каторги. И работать над ним он стал с огромным увлечением и душевным подъемом. Это произведение как бы подытожило его прошлые творческие годы и вобрало в себя все его идеи и мысли. Но центральные темы тех лет тоже очень хорошо раскрыты в этом произведении. получили новое философское направление в соединении с нравственной драмой «убийцы-теоретика» Родиона Раскольникова, который вынужден сам на себя донести, чтобы получить наказание и тем самым опять примкнуть к людям. Идея главного героя Раскольникова - стать властелином судьбы и сильных и справедливых наказывать неугодных и таким образом делать счастливыми обездоленных. В этом весь философский умысел Достоевского, включивший современные революционные настроения 1860 года.

Разумихин. «Преступление и наказание». Характеристика

Второстепенные персонажи становятся идеологическими союзниками или оппонентами главного героя. В романе «Преступление и наказание» Разумихин - это один из самых близких друзей Раскольникова, который, однако, не поддерживает его взглядов. Ведь философская идея «малых дел» самого Разумиха состоит в том, что молодежь должна работать учителями, юристами, врачами и агрономами, чтобы каждый на своем месте служил благу. И ей необходимо помогать в юриспруденции, экономике и просвещении, а также содействовать покупке земель крестьянами, организовывать страхование, народные кредиты и улучшать земледельческие орудия.

Именно таким образом Разумихин видел, как постепенно преодолевалась пропасть По его мнению, именно этим можно было отвлечь общественные передовые молодые силы от революционной деятельности и всякого насильственного улучшения жизни.

«Преступление и наказание». Описание Разумихина

Вообще, вся суть этой идеи заключалась в том, что все «великие дела» надо оставить на потом, до лучших времен, а сейчас надо начинать действовать каждому на своем месте и тихо вести культурную работу. Раскольников же оправдывал любое кровопролитие, если кто-то вставал на пути к какому-нибудь благородному делу или великому открытию, или если кто-то очень сильно страдал от какого-нибудь нехорошего человека. Этими рассуждениями и наполнил Достоевский свой роман «Преступление и наказание». Разумихин же в нем играет немаловажную роль и полностью выражает взгляды самого автора.

Характеристика Разумихина достаточно интересна. Достоевский представил нам типаж эдакого мужлана, грубого буяна, сильной натуры, но очень благородного и великодушного русского человека, который полностью подчиняется Авдотье Романовне, сестре Раскольникова. Ведь он буквально млеет и принижает себя перед этой хрупкой и изящной красавицей.

Почвенничество

С первого взгляда может показаться, что Разумихин является прагматиком, но это не так. В своих рассуждениях он все же опирается на теорию «почвенничества», что представляло собой русское общественное течение мысли религиозно-философского направления, похожее на славянофильство, противопоставленное западничеству. Оно было ориентировано на самобытность России, что и отличало ее от западной культуры.

Он критикует дореформенные порядки и юриспруденцию. Такие люди, как Лужин (жених Дуни), ему очень ненавистны, так как все просчитывают и везде ищут выгоду. Он чувствует от таких людей людоедский запах, благодаря их убеждениям.

Русский богатырь

Достоевский в своем романе «Преступление и наказание» Разумихина представляет как русского богатыря, «снизошедшего до мальчишки», который свои могучие силы тратит на поддержку друга Раскольникова и его близких - сестру Дуню, мать Пульхерию Александровну. Он помогал им даже тогда, когда узнал, что Раскольников - убийца.

Разумихин видит насквозь человеческую душу каждого, с кем он когда-либо общался. Он понимает, что такой негодяй, как Лужин, просто безнадежен и его не исправить, а вот того же Раскольникова еще можно «реанимировать» и опять вернуть в круг человеческого общества.

Любовь к Дуне

Как верный друг Раскольникова и влюбленный в его сестру, Разумихин делает все, чтобы помочь им и сделать их счастливыми. Его самоотверженность в этом вопросе совсем не мешает построению его личного счастья, о котором постоянно мечтает Разумихин. «Преступление и наказание» определенно намекает на то, что человек не может существовать вне общества, и созданная им семья, выбранная профессия несут в себе социальную печать и говорят о согласии с общественным и политическим укладом или несогласии.

Образ Разумихина

Итак, Раскольникову очень грамотно противопоставлен Разумихин. «Преступление и наказание» образ последнего делает одной из важных фигур в жизни главного героя. Достоевский описывает его как молодого человека, студента, дворянина, у которого есть друг по университету - это Раскольников, с которым они знакомы уже полтора года.

Разумихин - открытый, добрый, с русской широкой Он большой правдолюб и любит метать правду-матку в лицо. У него несколько грубоватые манеры, но за этим скрывается очень чувствительная и тонкая душа. К тому же в произведении «Преступление и наказание» Разумихин представлен как эрудированный молодой человек, знающий три европейских языка и мечтающий создать свою собственную издательскую контору. Именно к нему приходит Раскольников сразу после совершения убийства, чтобы тот помог ему найти работу по преподаванию. На самом деле он спешит к нему, чтобы найти живую душу для общения, способную на сострадание, которая сможет разделить с ним его муку.

Верный друг

Очень преданным и порядочным другом оказался Разумихин. «Преступление и наказание» описывает, как он ухаживает за больным Раскольниковым и даже просит доктора Зосимова заняться его недугом, а также знакомит его со своим родственником дальних кровей, следователем Порфирием Петровичем. Он, зная, что Раскольникова начинают подозревать, всячески выгораживает его и списывает его странность на болезнь, а также с большим вниманием относится к приезду матери и сестры Раскольникова и буквально сразу же влюбляется в Дуню. В итоге он на ней женится.

К своему другу Раскольникову Разумихин относится с теплотой и трепетом, хотя и понимает, что они разные с ним люди. Очень любопытен тот факт, что Разумихин от всех отличается какой-то особенной правдивостью и невероятной прямотой. Его многие высказывания и реплики можно свободно использовать как цитаты. А его юмор, ирония и остроумие просто умиляют, притягивают и не могут не обаять и не вызывать чувства симпатии.