Всякий человек сам себя воспитать должен

(По произведениям И.С. Тургенева и Н. Г. Чернышевского)

Период, охватывающий конец пятидесятых - начало шестидесятых годов прошлого века, ознаменовавшийся подъемом революционной активности (первая русская революционная ситуация), был назван историками разночинским. И действительно, главным лицом общественной жизни пореформенной России стал демократ-разночинец, отличавшийся от своих предшественников-дворян не только происхождением, но и, поведением, идеями и др.

Философской и общественной позицией основной части молодежи шестидесятых годов был нигилизм. Первый образ нигилиста в литературе был дан Иваном Сергеевичем Тургеневым в его романе “Отцы и дети”, отразившем главный идейный конфликт эпохи - конфликт между воззрениями поместного дворянства и молодого разночинского поколения, исповедующего демократическими устремлениями и активно несущего в общество новые взгляды.

Итак, нигилизм. Каковы его основные черты? Во-первых, отрицание всех и всяческих авторитетов, первоначальный, примитивный материализм, крайний эмпиризм. Базаров так определяет, что такое нигилист: “Нигилист - это человек, который не склоняется ни перед каким авторитетом, который не принимает ни одного принципа на веру, каким бы уважением ни был окружен этот принцип”. Такая позиция неизбежно приводила к отрицанию существующего порядка (а точнее сказать, вытекала из него), но не давала никакой позитивной программы. Среди прочих черт нигилизма отметим сведение чувств к нервной деятельности, вообще привязанность естественным наукам (Базаров - выпускник медицинско -хирургическсой академии - “в принципы не верит, а в лягушек верит”), отрицание искусства, материалистические взгляды и пр. Базаров - типичный нигилист, а идея самовоспитания вытекает из самой сущности нигилизма: отрицание авторитетов, опора на опыт и есть, собственно говоря, самовоспитание, так что в это смысле Базаров “сам себя воспитывает”: поскольку он живет, ориентируясь лишь на себя и на свой опыт, то в процессе любого выбора (а человек постоянно что-то выбирает: например, ставить или не ставить запятую - мой выбор в д анный момент) он осуществляет акт самовоспитания. Но говорит о самовоспитании в полном смысле этого слова по отношению к Базаров нельзя: у него нет цели, его не устраивает существующее, но нет идеала — некуда стремиться (одно лишь отрицание не способно привести к идеалу). Его существование в конечном итоге бесцельно, он должен совершить Главный Выбор (выбор идеала, выбор пути) или умереть.

Как главный метод воспитания, одно из необходимых условий развития, самовоспитание выдвигается в программном произведении шестидесятых годов - в романе “Что делать?”. Это не нигилистический роман это произведение, написанное революционером-практиком, зовущее ни борьбу, оно несет четкую позитивную позицию. Роман “Что делать?” был написан Чернышевским в Алексеевском равелине и является воплощением подвига человека и гражданина.

Новые люди” - Лопухов и Кирсанов - также “воспитывают сами себя”, но теория самовоспитания была дана Чернышевским в главе “Особенный человек”. Образ Рахметова основан на идее самовоспитания. Поставив перед собой цель, он методично и последовательно идет к ней, подвергая себя самым суровым испытаниям (а порою и истязаниям), если ему кажется, что это необходимо для достижения идеала. В главе “Особенный человек” есть очень важные слова о Рахметове: “Когда он увидел, что приобрел систематический образ мыслей в том духе, принципы которого он нашел справедливыми, он…” (и т. д.). То есть речь идет уже не о нигилисте (это и есть те самые принципы, из-за которых спорили Базаров и Павел Петрович), а о человеке демократических убеждений, имеющем позитивную программу, и это не случайно. Именно в отношении к такому человеку, революционеру, идея самовоспитания раскрывается до конца, потому что только осознанное движение и целенаправленность создают “воспитание самого себя” в настоящем смысле этого слова.

Самовоспитание Рахметова, таким образом, качественно отличается от самовоспитания Базарова: у Базарова оно интуитивно, у Рахметова же оно превращается в целенаправленное построение собственной личности вплоть до мельчайших подробностей.

Образы таких людей, как Рахметов, и сегодня не оставляют нас равнодушными. Именно о таких людях написаны стихи Некрасова: Природа-мать Когда б таких людей Ты иногда не посылала миру, Заглохла б нива жизни…

И понимание роли самовоспитания в формировании таких ярких личностей позволяет и нам немного приблизиться к совершенству.


По мнению Базарова – персонажа произведения Тургенева «Отцы и дети», люди должны сами себя воспитывать, и в качестве наглядного примера приводит себя. Подобным утверждением затрагивается крайне сложная область взаимоотношений между людьми, а именно тема воспитания. Каким образом, и как долго необходимо вести воспитательный процесс? Из-за возникновения подобных вопросов рождалось множественное число споров: каждый обладает на этот счет своим мнением. О чем же вел речь Базаров, говоря о воспитании самого себя, «как я»?

«Воспитание себя» означает выработку своей собственной системы мировоззрения, стремление к идеалу, который определяет каждый сам для себя. Это способствует формированию яркой личность, обладающей непохожими чертами с остальными индивидуумами.

Именно такая личность наделена силой для привнесения в этот мир чего-то нового.

Самовоспитание в понимании романтика и, одновременно, нигилиста Базарова – это отсутствие всяких авторитетов и вера исключительно в факты, подтверждением которых стали видимые ими события. Человек, занимающийся самовоспитанием по - базаровски, не считается с существованием остальных идей и ценностей, будучи при этом крайне односторонним. По этому поводу высказал верное мнение Павел Петрович, что если отрицать что - либо еще до того, как ты с ним ознакомился, то это означает осуществлять попытку скрыть собственное невежество.

Базаров рассуждает о необходимости самоопределения, но при этом занимается поучением и наставлением Аркадия, считая собственное мировоззрение единственно верным.

Его фраза в повести звучит: «как я, например», то есть он считается себя примером для подражания. Как же Базаров себя воспитывал? Не сложно это представить. Времена декабристов прошли, а до 1917 года остается еще много времени, однако молодежь противится существующим порядкам и всему, что связано с тогдашним строем. Базаров, не стремиться быть «погибшей, растраченной силой», и начинает изучать естественные науки - единственное, что не является отрицанием его мировоззрения. Он является материалистом и скептиком в самом полном смысле данного слова. Базаровым отрицались и общечеловеческие ценности.

Обновлено: 2016-11-17

Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter .
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

Спасибо за внимание.

    Конечно, человек может себя воспитать. Мне было лет 12, когда я почувствовал острую необходимость выработать силу воли - уж очень лень моя мне досаждала. Более того, человек должен заниматься самовоспитанием, прося помощи у Бога.

    Легче представить себя таким, каким хочешь себя видеть. Это послужит целью. Подумать, что можно сделать уже сейчас. Попрогнозировать как вести себя в определенных ситуациях. Это хороший фундамент для дальнейшего перевоспитания. Поменять какие-то установки в мозгу, которые мешают видеть себя с лучшей стороны, которые ограничивают восприятие мира.

    Когда человек говорит,что он такой,какой есть и меняться не будет,это не от большого ума.На протяжении жизни человек воспитывает себя,перевоспитывает,меняеться,избавляеться от вредных привычек,воспитывает в себе новые качества.

    Любой человек может себя воспитать и сделать себя сильнее. Для этого нужно ставить перед собой цель. И не просто ставить, а нужно к ней стремиться. И надо еще понимать что с сначала мы ставим небольшие цели и с каждым разом должны планку повышать.

    Может. Дяя этого нужна сама цель (видение каким он хочет себя видеть), вера в свои силы и воля . Без этих трех качеств далеко не уплывешь.

    Может и я знаю таких людей. Но для самовоспитания должна быть сильная мотивация и воля. Можно выработать в себе самодисциплину, стремление к здоровому образу жизни, заставить себя выучить иностранный язык, изменить фигуру, ходить в фитнес, но это вс должно иметь цель: для любимого человека, для карьеры, для детей. Правда, есть очень волевые люди, которые даже оставшись в одиночестве и без мотиваций, начинают заниматься чем-то полезным, приучают себя к порядку и дисциплине, делают вс во-время и т.п. Но это так трудно например для меня.Когда ребнок был маленьким, когда надо было крутиться, я переламывала себя и внушала и заставляла делать то, что необходимо.Сейчас не могу.Но если вдруг появится цель, мотив, то получится.

    Конечно может, человек существо разумное.Сначала нас воспитывали мамы, папы,бабушки, дедушки, воспитатели в детских садах, учителя или те кто заменял их (опекуны, няни, гувернеры и так далее).Но человек всегда стремится к чему-то большему. С самопознанием приходит и воспитание.Опыт и года делают свое дело! Мы сами себя воспитываем долгие и долгие годы, а когда видим несовершенство в себе, то начинаем воспитывать окружающих нас рядом людей! Вспомните бабулек на скамейках,соседей просто людей в маршрутках.

    Может. Мне не нравилось быть слишком стеснительной, так сама себя переделывала. Правда, сначала немножко переборщила и из скромницы превратилась в нахалку)) Пришлось скромность заново осваивать. Так что, с уверенностью скажу, что человек таков, каким он хочет быть.

    Конечно человек может сам себя воспитать - но для этого ему понадобиться сила воли, во первых сила воли в своем собственном разуме - чтобы превзойти и убрать лень, лень действий, лень отказаться от своего плана - только так можно начать все свои начинания и достичь успеха. Как говорится - идущий осилит дорогу.

    Любой человек, если поставит себе соответствующую цель, может полностью воспитать себя, изменить свою жизнь в любую сторону....

    Для этого требуется не так уж много...

    3)уметь слУшать, и уметь слЫшать.

    4)правильно определить круг общения и круг чтения.

    Конечно речь идет о человеке который уже имеет какое-то собственное мнение об этом неспокойном мире. Человеку в 14, 17 лет, это сделать будет немного труднее. Так как мнение о тех или иных событиях еще не подтверждены каким-либо собственным жизненным опытом. Личное суждение еще нетвердое, очень часто молодые не могут отделить зерна от плевел....

    Но если молодой человек правильно выберет литературу для самосовершенствования, и если ему повезет и он найдет умного наставника, то он может правильно разобраться в хитросплетениях этого не очень милого мира...

    Ну где-то так...

    Надеюсь я ясно выразил свою мысль...

    Роман Тургенева «Отцы и дети» создавался в 60-х годах XIX века. Это время и отражено в романе. Как это происходило и в общественной жизни той эпохи, в романе развивается конфликт между разночинной и либеральной дворянской идеологией. Разночинцы-демократы - это молодежь того времени, которая должна была прийти не смену старшему поколению дворян. Они несли в себе зачатки революционной идеологии. Недаром Тургенев так сказал о своем герое: «...и если он называется нигилистом, то надо читать: революционером». Базаров - типичный представитель молодежи, отстаивающий позицию разночинцев-демократов. Все те проблемы, вокруг которых возникали разногласия между либералами и демократами, - отношение к реформе, вопросы науки, искусства, философии, истории - явились предметом горячих споров в романе. Тургенев стремился показать не только борьбу основных направлений общественной мысли 60-х годов, но и характерные особенности ее выражения.

    Образ Базарова наиболее полно раскрывается через взаимоотношения этого человека с другими героями романа. Действие романа происходит в родовом поместье Кирсановых. Именно сюда привозит погостить Базарова его ученик Аркадий Кирсанов. Отец и дядя Кирсанова - аристократы, которые отстаивают либеральные взгляды. Уже с первых строк мы видим, что конфликт неминуем. Особенно ожесточенные споры возникают между Базаровым и Павлом Петровичем Кирсановым. В этих спорах сталкиваются две различные позиции, две точки зрения: Базарова и Кирсанова. Базаров считает себя нигилистом, его главная идея: «В теперешнее время полезнее всего отрицание - мы отрицаем, чтобы как-то наладить в обществе порядок». Но Базаров, как и другие разночинцы-демократы, не имеет какой-либо определенной позитивной, созидательной программы. Необходим ответ на вопрос, что будет построено на развалинах старого мира. По этому поводу у Базарова нет никаких определенных планов, и поэтому сама судьба лишает его будущего. В этом трагизм героя. В спорах о русском народе правда, безусловно, на стороне Базарова. Базаров говорит на равных с мужиками, его речь близка к народной. Есть все основания думать, что герой хорошо понимает народ и знаком с его нуждами. Да и сами люди тоже тянутся к Базарову. Дуняша, Петр, Фе-нечка - все они принимали Евгения за своего человека. Это впечатление усиливает тот факт, что Базаров не праздный гуляка, который приехал просто погостить. Он в имении работает: проводит опыты, занимается естествознанием, даже микроскоп с собой привез. Его поведение, речь, манера разговаривать, одежда - все это выделяет его из среды потомственных аристократов вроде Кирсановых.

    Во взглядах и рассуждениях Базарова много противоречий. Он полагает, что читать Пушкина вредно и что это «никуда не годится», «пора бросить эту ерунду», что играть на виолончели мужчине «смешно», что «порядочный химик в двадцать раз полезнее всякого поэта».

    Но Базаров - личность более сложная и противоречивая, чем это можно вывести только из его взглядов и споров. На первый взгляд Базаров лишен всяких чувств, у него трезвый, холодный взгляд на вещи. Он придерживается материалистических взглядов, в отличие от идеалиста Кирсанова. Базаров отрицает и преклонение перед красотой природы: «Природа не храм, а мастерская, и человек в ней работник». Но ведь Базаров сам не раз любовался природой. Противоречие у Базарова можно заметить и во взглядах на искусство. Он рекомендовал «не говорить красиво» и высказывался в адрес Рафаэля, что тот «гроша медного не стоит». А перед смертью этот же человек скажет: «Дуньте на умирающую лампаду, и пусть она погаснет». Истинный Базаров скорее всего второй. А его «нигилизм» и отрицание всего прекрасного не более чем маска. Я не берусь оспаривать его взгляды и опровергать их, но замечу, что этот человек вместе с тем способен глубоко чувствовать природу, понимать поэзию и любить. Несмотря на его слова: «Мы, физиологи, знаем, .какие это отношения» (имеются в виду взгляды Базарова на отношения между мужчиной и женщиной) и «свободно мыслят между женщин только уроды», Базаров способен на искренние чувства. Он глубоко любит Одинцову и тем самым перечеркивает свои грубые слова. Одинцову писатель изобразил как женщину незаурядную, умную, пытливую, внешне привлекательную, даже красивую, с аристократическими манерами. Такая женщина оказалась способной увлечь «нигилиста». Базаров глубоко переживает отказ Анны Сергеевны. У него уже нет того оптимизма и той уверенности, которыми он так гордился. Потеря любимой женщины заставила его многое понять и взглянуть на мир другими глазами. Он говорит Аркадию, что человеческая личность представляется ему теперь чем-то ничтожным в бесконечном пространстве и времени. Базаров изменился, это видят даже глубоко любящие его родители, но не могут понять причину. В это время он принимает нелепый вызов Павла Петровича на дуэль, но и это не спасает его от душевной травмы.

    В романе Базаров одинок, и в этом еще одна его трагедия. У него есть ученики, - правильнее будет сказать, были. Аркадий увлекся его взглядами, только отдавая дань молодости. В конечном результате он остался верен аристократическим взглядам, заложенным в него с детства. В конце романа он женится и начинает по-новому вести хозяйство. Ситников и Кукшина - это скорее пародия на демократов, чем настоящие демократы. Одни только родители любят своего сына таким, какой он есть.

    В. конце романа Базаров умирает. Такой финал был неизбежен. Перед смертью Базаров переосмысливает свою жизнь и находит, что он ненужный человек для России.

    Долгие годы шли споры об отношении Тургенева к своему герою. Они продолжаются и в наше время. Тургенев считал, что каждый писатель должен сделать все возможное для того, чтобы читатели полюбили его героя. На мой взгляд, он решил сформулированную таким образом задачу. Базаров для многих является одним из любимых литературных героев.

    Человек должен научиться подчиняться самому себе и повиноваться своим решениям.

    ЦИЦЕРОН Итак, вы решили заняться самовоспитанием! В чем его суть и каковы его задачи?

    Самовоспитание - это сознательная, планомерная работа над собой, она направлена на формирование таких свойств личности, которые отвечают требованиям общества и личному развитию.

    Прежде чем приступать к этой нелегкой работе, необходимо проанализировать черты своего характера, подумать, какие именно надо изменить, какие новые качества воспитать в себе. И только потом можно ставить перед собой практические цели самосовершенствования.

    И есть первая преграда, первое препятствие - лень. Не зря говорят: "Лень - мать всех пороков". Не поддавайся соблазну сделать перерыв в работе над собой, перенести намеченное на другой день, не иди на компромисс с собой. Пусть ваше "НАДО" перейдет в "ХОЧУ", "ХОЧУ" - в "МОГУ", а "МОГУ" - в ДЕЛО. Если вы хотите, чтобы определенная манера поведения стала привычкой - упражняйтесь в этом поведении изо дня в день, систематически.

    Одна из составных частей самовоспитания - самовнушение, т.е. внушение себе определенных мыслей и связанных с ними состояний. С самовнушением различной силы и глубины люди сталкиваются на каждом шагу: подавление страха перед препятствиями, преодоление чувства неуверенности, борьба с посторонними желаниями, мешающими работать, - все это в разной степени результат самовнушения. Механизм самовнушения прост: "Мне хорошо", "Я бодр", "Я спокоен" и т.д. В самовнушении основная роль принадлежит слову как средству воздействия на состояние организма.

    Слова и фразы самовнушения должны мысленно произноситься от первого лица и обязательно в утвердительной форме, повелительным тоном. Причем, отрицательная частица "не" в словесных формулах исключена.

    При самовнушении нельзя произносить длинные монологи, но в то же время каждую фразу в разных вариациях необходимо повторять несколько раз. Фразы должны быть короткими, произносить их нужно медленно, при полном сосредоточении внимания на предмете внушения. Во время проговаривания каждой фразы самовнушения нужно ярко представлять, образно видеть то.что внушается. Не надо торопиться: после каждой фразы самовнушения нужно ярко представлять, образно видеть то, что внушается. После каждой фразы следует делать паузу.

    Только соблюдая эти правила, систематически тренируясь, вы сможете овладеть навыком психологической саморегуляции и путем самовнушения сформировать у себя желаемые результаты.

    Приведу формулу для самовнушения собранности и веры в свои силы, например, перед серьезным, ответственным мероприятием. Накануне вечером, перед сном, а также утром, после пробуждения, сделайте следующее самовнушение: "...Я спокоен... Я совершенно спокоен... Я готов к этому дню... Я готов к этому мероприятию... Все основные моменты продуманы... Я собран и внимателен... Я способен сосредоточиться на любом вопросе... Я хорошо подготовлен к этому мероприятию... Я верю в свои силы... Верю в свои возможности... Все хорошо... Я спокоен..."

    Принцип тот же: не навреди Самовнушение бывает разным: неосознанным (пассивным) и осознанным (активным), полезным и вредным. Известны факты, когда самовнушение надолго приковывало человека к больничной кровати, делало его инвалидом, а иногда и сводило в могилу. И напротив, в ряде случаев самовнушение помогало исцелению, выздоровлению человека.

    Серьезное влияние оказывает и режим дыхания. Ритмическое, спокойное полное дыхание понижает возбудимость не только дыхательного центра, но и некоторых других центров, например эмоционального. Между дыханием и эмоциональным состоянием человека есть как прямая, так и обратная связь.

    Например, при волнениях и сильных эмоциональных переживаниях происходит задержка дыхания: оно становится прерывистым, и наоборот, человеку в спокойном состоянии свойственно ровное дыхание. И наоборот - ритм и глубина дыхания могут вызвать определенные эмоциональные состояния.

    Чтобы успокоиться, снять мешающее волнение, установите ровное и глубокое дыхание. Не забывайте делать паузы между вдохом и выдохом. Это снимет волнение или значительно ослабит его, поможет сосредоточиться.

    Помни о законах Ритма!

    Все земные процессы протекают в определенном ритме. Так, например, лунный месяц, или промежуток между полнолуниями, равен 29,53 дня. В определенном ритме чередуются день и ночь, приливы и отливы. Биологическим процессам также свойственна ритмичность - повторение того или иного явления через определенные промежутки времени. Организм человека приспособился к ритмическим изменениям среды и выработал свой биологический ритм, соответствующий этим изменениям. В его работе наблюдаются как суточные, так и сезонные, годовые ритмы. Отличается определенная ритмичность и в проявлении физической, эмоциональной, интеллектуальной активности человека.

    Знание этой закономерности имеет большое практическое значение. Напомню, что согласно существующему мнению в каждом цикле различают положительные и отрицательные полупериоды. Дни перехода от положительного к отрицательному полупериоду и обратно названы нулевыми, или критическими, днями. В это время активность основных функций организма значительно снижается, а значит, снижается и работоспособность человека. Иногда критические дни всех трех циклов (физической, интеллектуальной, эмоциональной активности человека) или же двух из них совпадают. Именно в эти дни люди наиболее уязвимы и предрасположены к заболеваниям, менее работоспособны.

    Обнаружены и полуторачасовые цикличные изменения активности функционирования организма. Этот цикл продолжается 90-100 минут независимо от того, спите вы или работаете. А в каждом цикле можно еще выделить подъем и спад интенсивности функций. Существуют и суточные биологические ритмы. В течение суток наблюдаются не только циклическая смена сна и бодрствования, но и периоды повышенной эмоциональной возбудимости, спады настроения, а также цикличные физиологические изменения, от которых зависит, например, восприимчивость человека к лекарствам в разное время суток.

    Выделяется также недельный цикл изменения активности жизненных функций организма. В течение недельного цикла заметно изменяется работоспособность, причем не только физическая, но и умственная.

    Обычно в понедельник она наиболее низкая (не случайно говорят: "Понедельник - день тяжелый", затем постепенно возрастает, а в пятницу и субботу мы наблюдаем спад работоспособности. Это значит, что организму необходим отдых.

    Итак, все процессы в организме протекают ритмично. Ритм является своеобразным счетчиком времени жизни и деятельности организма - его биологическими часами. Не нужно считать эти "часы", надо использовать их с целью психологической саморегуляции.

    Побереги свой внутренний режим Наиболее четко биологический ритм проявляется в смене процессов сна и бодрствования. Если человек привык засыпать в строго определенное время, то независимо от места нахождения в это время его будет клонить ко сну. Но если волевым усилием он систематически будет заставлять себя в это время работать, вместо того чтобы спать, то может нарушиться свойственный ему биологический ритм жизнедеятельности.

    Со временем станет все трудней и трудней засыпать, затем появится раздражительность, повысится утомляемость, и в конечном итоге может развиться болезнь. Если рассмотреть физическую и психическую активность человека в зависимости от суточного ритма, то можно увидеть ряд закономерностей.

    Во-первых, с двух до пяти часов утра и между 13 и 14 часами дня человек наиболее слаб физически и интеллектуально. Эти данные подтверждены многими экспериментами.

    Установлено, что дважды в сутки у человека падает работоспособность мышц сердца: около тринадцати часов и двадцати одного часа. Поэтому не рекомендуется в это время выполнять большую физическую работу. Между двумя и четырьмя часами ночи у человека снижается активность памяти, внимания. Одновременно в это время падает мышечная сила. К 18 часам температура нашего тела максимальна, а между часом ночи и пятью - наиболее низкая.

    Биологические ритмы человека вырабатывались на протяжение миллионов лет и являются одной из форм приспособления к условиям существования. Поэтому всякие "искусственные сбои", нарушения привычных ритмов очень часто приводят к переутомлению и возникновению излишнего напряжения систем организма, а иногда и к болезни.

    Особенно это заметно при нарушении суточного ритма сна и бодрствования.

    Ночью человек отдыхает и накапливает запасы энергии для будущего дня. Как только он проснулся, "запускается" биологический ритм.

    Есть простое правило: не ешьте много на ночь - к вечеру деятельность желудка минимальна, а ночью почти равна нулю. А утром хорошо работает не только желудок, но и голова. Поэтому важное решение принимается утром.

    Наиболее подвластен нашей воле и сильнее зависит от социальных причин биологический ритм сна и бодрствования. Сон спасает человека от истощения. Человек без пищи может прожить дольше, чем без сна. Особенно необходим сон (отдых) центральной нервной системе.

    И в заключении, мы хотели бы сказать, что прочитав эту статью, вы не станете сразу внимательными, собранными, спокойными и решительными. Для того чтобы научиться управлять своей психикой, необходимо время, упроство и систематические тренировки. И нам бы хотелось, чтобы эта статья помогла вам серьезно заняться самовоспитанием и научила управлять собой - концентрировать свои желания и поступки.

    Желаем успехов в самосовершенствовании!

    Владимир Кулганов, доктор медицинских наук, Петр Юнацкевич, кандидат педагогических наук (Военная инженерно-космическая академия им. А.Ф. Можайского, Лидия Косолапова, Екатерина Зайцева (студентки ВПУ N 8)