Закупка у единственного поставщика — неконкурентный способ определения победителя. То есть заказчик может покупать у конкретного продавца, без проведения торгов.

Доля закупок у единственного поставщика неизменно занимает второе место и составляет четверть от всех форм закупок. Средняя цена контракта в 2017 году составила 1,57 млн руб , что на 22,85% больше аналогичного показателя 2016 г.

Количество размещенных извещений о проведении закупки у единственного поcтавщика соcтавило 416 522 шт , что практически равно показателю предыдущего года.

Обоснование закупки у единственного поставщика

Заказчик не может заключить контракт с единственным поставщиком, когда ему захочется. Закупочное законодательство устанавливает определенные рамки.

44-ФЗ требует от заказчика:

    Согласовать заключение контракта с единственным поставщиком с органом исполнительной власти;

    Обосновать в документально оформленном отчете невозможность или нецелесообразность использования иных способов определения, а также цену контракта и иные существенные условия контракта;

    Уведомить ФАС о заключении контракта с единственным исполнителем;

В 223-ФЗ ограничений меньше. С 1 июля 2018 года при закупке у единственного поставщика достаточно включить сведения в план и направить их в Реестр договоров. В положении о закупке нужно указывать исчерпывающий перечень случаев проведения такой процедуры.

Случаи закупки у единственного поставщика

Такие закупки реализуются в двух вариантах:

    заказчик направляет предложение единственному подрядчику с предложением заключить контракт на поставку необходимых товаров, работ, услуг;

    заказчики принимает предложение от определенного подрядчика на заключение контракта.

Закупка у единственного поставщика по 44-ФЗ

По статистике Минфина, за первое полугодие 2018 года в ЕИС было опубликовано 440 тысяч извещений о проведении закупки у единственного поставщика. Это второй по популярности способ. На первом только электронный аукцион.

Все случаи, когда можно заключать контракт с единственным поставщиком, перечислены в части 1 статьи 24 44-ФЗ. Всего там 52 пункта. Приводим сокращенный и немного обобщенный список таких случаев:

    Деятельность субъектов естественных монополий

    Указ или распоряжение Президента или Правительства

    Признание определения поставщика при конкурентной процедуре несостоявшимся

    Мобилизация

    Закупка до 100 тыс. руб.

    Закупки государственного или муниципального учреждения культуры

    Закупка декораций, костюмов, театрального реквизита

    Билеты в театр, зоопарк, цирк, экскурсионные билеты

    Организация мероприятия

    Поставка культурных ценностей

    Народные художественные промыслы

    Преподавательские или экскурсоводческие услуги

    Работы, которые может выполнять только орган исполнительной власти

    Вооружение и военная техника

    В случае аварии, ЧС

    Товары и услуги от предприятия УИС

    Обеспечение визитов глав иностранных государств

    Обеспечение деятельности объектов государственной охраны

    Управление многоквартирным домом

    Субъект РФ или муниципалитет покупает или арендует нежилое помещение

    Ремонт нежилых помещений

    Направление работника в командировку

    Закупка лекарственных препаратов при наличии медицинских показаний или по решению врачебной комиссии

    Купля-продажа электрической энергии с гарантирующим поставщиком

    Закупки ЦИК

    Оборудование для инновационных площадок

    Банковская гарантия для бюджетного учреждения

    Средства разведывательной деятельности для внешней разведки

    Средства контрразведывательной деятельности для ФСБ

    Сбор и обработка первичных статистических данных

    Информация баз данных

    Закупки, связанные с оперативно-розыскной деятельностью

    Воинские перевозки

    Закупка товара, произведенного на территории РФ в соответствии со специальным инвестиционным контрактом

    Изготовление акцизных марок для алкогольной и табачной продукции, ввозимых в РФ

    Защита интересов РФ в иностранных и международных судах и арбитражах

    Орган исполнительной власти лечится за границей

    Осуществление государственной охраны

    Модернизация информационных систем для обеспечения деятельности Федерального Собрания

Закупка у единственного поставщика по 223-ФЗ

В отчете по закупкам Минфин сообщает, что в первом полугодии 2018 года заказчиками осуществлялись закупки с применением 2 092 способов определения поставщика. 95% неконкурентных закупок, из которых доля закупок у единственного поставщика составляет 42%.

Почему заказчики так любят этот способ? 223-ФЗ не содержит конкретных ограничений применения закупки у единственного поставщика. Статья 3.6, регулирующая конкретно эту процедуру, появилась 1 июля 2018 года. Она гласит:

Порядок подготовки и осуществления закупки у единственного поставщика и исчерпывающий перечень случаев проведения такой закупки устанавливаются положением о закупке.

Дробление и закупка у единственного поставщика

Согласно части 15 статьи 4 223-ФЗ, в ЕИС не нужно выкладывать извещения о закупках до 100 тыс. руб. А если годовая выручка заказчика за отчетный финансовый год больше 5 млрд. руб. — «граница» понижается до 500 тыс. руб.

Теоретически получается, что заказчик может установить ценовой порог для закупки у единственного поставщика, совпадающий с порогом для малых закупок и не публиковать извещение в ЕИС. На практике родилось такое явление как дробление закупок.

Заказчики разбивают крупные тендеры на мелкие закупки и проводят их за несколько месяцев. Иногда это обосновано сроками. Такая закупка проходит быстрее. Но иногда дробление — это признак «отката». То есть заказчик хочет отдать закупку конкретному поставщику, в максимально скрытной обстановке.

Если участник считает, что заказчик неправомерно выбрал закупку у единственного поставщика — он имеет право подать жалобу в ФАС .

ООО МКК "РусТендер"

Материал является собственностью сайт. Любое использование статьи без указания источника - сайт запрещено в соответствии со статьей 1259 ГК РФ

Закупочная деятельность заказчика осуществляется в соответствии с Конституцией РФ, Гражданским Кодексом РФ, Законом №223-ФЗ, другими нормативными правовыми актами, а также утвержденным и размещенным в единой информационной системе (на официальном сайте www.zakupki.gov.ru, ЕИС)

Положение о закупках заказчика, является основополагающим документом, регламентирующим порядок и правила организации закупочного процесса.
Закон №223-ФЗ, в отличие от 44-ФЗ, жестко не регламентирует закупочную деятельность подпадающих под его действие субъектов, а лишь устанавливает определенные рамки. Также в 223-ФЗ нет деления способов закупок на конкурентные (с проведением торгов, например, конкурс; без проведения торгов, например, запрос предложений) и неконкурентные (закупка у единственного источника).

Действующим законодательством не закреплен исчерпывающий перечень торговых и неторговых способов закупок, в соответствии с 223-ФЗ (ч.3. ст. 3) заказчику представлена возможность прописать в своем положении любые способы закупок. При этом обязательным является отражение в положении о закупке конкурса и аукциона, хотя закон не требует от заказчиков по 223-ФЗ обязательного проведения закупок этими способами.

Одной из основ современного закупочного процесса является конкурентность торговых процедур. Но к многих заказчиков может возникнуть потребность в приобретении товаров, работ или услуг (для своевременного удовлетворения нужд) без проведения торгов. Законом №223-ФЗ предусмотрен такой неконкурентный способ, как закупка у единственного источника (ст. 4 ч.19): «Заказчик не позднее 10-го числа месяца, следующего за отчетным месяцем, размещает в единой информационной системе: 2) сведения о количестве и об общей стоимости договоров, заключенных заказчиком по результатам закупки у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика) ».

Определенных требований к закупке у единственного источника законодатель не устанавливает, также в законе ничего не говорится о случаях, когда заказчик вправе прибегать к закупке у поставщика. То есть в своем утвержденном и размещенном надлежащим образом положении о закупке заказчик на свое усмотрение указывает случаи закупки товаров, работ и услуг у единственного поставщика.

Однако заказчику не следует злоупотреблять этим правом, так как полный отказ от конкурентных процедур в пользу единственного источника является нарушением закона и может вызвать вопросы у контролирующих органов.

Закупка у единственного поставщика, исполнителя или подрядчика - это закупка при которой, заказчик заключает договор без проведения конкурентных закупочных процедур.

Способ закупки у единственного источника:

  • заказчик самостоятельно предлагает поставщику (подрядчику, исполнителю) заключить договор на поставку товаров (выполнение работ, оказание услуг);
  • заказчик получает предложение заключить договор от поставщика (подрядчика, исполнителя).

Всегда следуют очень внимательно относиться к закупкам у единственного поставщика, исполнителя или подрядчика, УФАС в своем решении указал заказчику на следующие. Перед тем как заключить договор с тем или иным поставщиком, следует изучить рынок поставляемого товара, выполняемых работ или оказываемых услуг (ассортимент, условия, цены и т.д.) во избежание нарушения принципа целевого и экономически эффективного расходования денежных средств, особенно в период экономического кризиса, когда для заказчика особо важно не тратить деньги впустую, поскольку предложение того самого «единственного» поставщика может оказаться не единственным на рынке, а может даже и менее предпочтительным, чем предложение другого поставщика (Решение Ханты-Мансийского УФАС от 10.02.2014 № 05-06-023-2014).

Сведенья о закупках по ФЗ 223 открыты, поэтому могут возникнуть вопросы. Заказчик не обязан разъяснять поставщикам закупочный процесс своего предприятия, однако, во избежание жалоб в ФАС, в случае возникновения с их стороны вопросов лучше тактично давать ответы, поясняющие причины закупки у единственного источника (со ссылками на пункты положения о закупке).

Закупка у единственного источника:

  • Без размещения информации в единой информационной системе


Заказчик вправе не размещать в единой информационной системе сведения (извещение, закупочную документацию и проект договора) о закупке товаров, работ, услуг, стоимость которых не превышает 100 тысяч рублей. В случае, если годовая выручка заказчика за отчетный финансовый год составляет более чем 5 млрд рублей, заказчик вправе не размещать в ЕИС сведения о закупке товаров, работ, услуг, стоимость которых не превышает 500 тысяч рублей (ст. 4 закона №223-ФЗ). Считается, что в данном случае заказчиком осуществляются мелкие закупки, и целесообразность проведения конкурентных торговых процедур отпадает.

Закон о закупках не регламентирует ценовой порог закупки у единственного источника, заказчик делает это самостоятельно в положении о закупке, руководствуясь положениями ст. 2 Закона. Если положением о закупке предусмотрена возможность закупки товаров, работ, услуг у единственного поставщика на сумму, например, до 250 тысяч рублей, то сведения о таких закупках, если они превышают 100 тысяч рублей, а годовая выручка заказчика за предыдущий год не превышает 5 млрд рублей, также должны публиковаться в ЕИС.

Прямые закупки у поставщика (подрядчика, исполнителя) до 100/500 тысяч рублей заказчик вправе не включать в план закупок, но сведения о них отображаются в ежемесячном отчете.

На основании Постановления Правительства №616 «Об утверждении перечня товаров, работ и услуг, закупка которых осуществляется в электронной форме», закупка товаров, работ и услуг, включенных в перечень, утвержденный настоящим постановлением, не осуществляется в электронной форме, если закупка осуществляется у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика) в соответствии с Положением о закупке, предусмотренном статьей 2 закона №223-ФЗ».

Ценовой порог закупок у Единственного поставщика

При установлении ценового максимума указывается в положении о закупке, при котором заказчик вправе осуществлять закупки у единственного поставщика, необходимо руководствоваться принципами , установленными 223-ФЗ. К ним относятся:

  • равноправие;
  • отсутствие дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки;
  • справедливость;
  • целевое и экономически эффективное расходование денежных средств на приобретение товаров, работ и услуг и сокращение издержек;
  • информационная открытость закупки;
  • отсутствие ограничения допуска участников к закупке путем установления неизмеримых требований к ним.

Не следует указывать чрезмерно высокий ценовой порог для прямых закупок у единственного источника без рассмотрения конкурентных предложений, поскольку данные действия могут вызвать вопросы у поставщиков и контролирующего органа. Во избежание спорных ситуаций заказчику необходимо четко следовать букве закона, не нарушать принципы 223-ФЗ. С другой стороны, на практике возможны такие ситуации, когда организатор торгов начинает «дробить» крупные закупки, заключая большое количество договоров по поставке одного и того же товара (работ или услуг), чтобы избежать конкурентных процедур. Прямого запрета на такое дробление закупок в 223-ФЗ нет, но подобные действия нарушают принципы закупочного процесса. Поэтому заказчик, определив потребности в товарах (работах или услугах), сначала проводит конкурентную закупочную процедуру, отбирает наиболее приемлемое по цене и качеству предложение и заключает договор с победителем. А в случае, если приобретенного товара (работ, услуг) не будет достаточно для удовлетворения нужд, заказчик может докупить недостающее у единственного источника без проведения дополнительных конкурентных процедур.

Пример документации закупки у единственного поставщика

Закупка у единственного источника
(форму закупочной документации заказчик может поместить в положение о закупке)

ДОКУМЕНТАЦИЯ О ЗАКУПКЕ У ЕДИНСТВЕННОГО ИСТОЧНИКА

Поставка товара

№ п/п Наименование пункта Текст пояснений
1 Требования к качеству, техническим характеристикам товара, работы, услуги, к их безопасности, к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара, к размерам, упаковке, отгрузке товара, к результатам работы и иные требования, связанные с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика Поставка (наименование товара)
Требования к качеству:
Соответствие действующим показателям ГОСТам
2 Требования к содержанию, форме, оформлению и составу заявки на участие в закупке Не установлены
3 Требования к описанию участниками закупки поставляемого товара, который является предметом закупки, его функциональных характеристик (потребительских свойств), его количественных и качественных характеристик, требования к описанию участниками закупки выполняемой работы, оказываемой услуги, которые являютсяпредметом закупки, их количественных и качественных характеристик Не установлены
4 Место, условия поставки товара Срок поставки - с 15.10.2018 до 31.12.2018.
Поставка осуществляется по заявкам заказчика (с указанием количества товара и адреса поставки)
5 Сведения о начальной (максимальной) цене договора (цене лота) Не установлены
6 Порядок формирования цены договора Цена сформирована на основе мониторинга рынка соответствующего товара (работ, услуг)
7 Порядок, место, дата начала и дата окончания срока подачи заявок на участие в закупке Не установлены
8 Форма, сроки и порядок оплаты товара, работы, услуги Оплата производится Заказчиком ежемесячно, по фактическому расходу путем безналичного перечисления денежных средств на расчетный счет Поставщика с отсрочкой платежа
9 Требования к участникам закупки и перечень документов, представляемых участниками закупки для подтверждения их соответствия установленным требованиям Не установлены
10 Формы, порядок, дата начала и дата окончания срока предоставления участникам закупки разъяснений положений документации о закупке Запросы на разъяснение положений документации не принимаются, разъяснения не предоставляются (если иное не предусмотрено Положением о закупке)
11 Место и дата рассмотрения предложений участников закупки и подведения итогов закупки Предложения участников закупки не рассматриваются, итоги закупки не подводятся. Данный способ закупки является неконкурентным.
12 Критерии оценки и сопоставления заявок на участие в закупке Не установлены
13 Порядок оценки и сопоставления заявок на участие в закупке Не установлены

В закупочной документации у единственного источника не нужно указывать такие сведения, как:

  • Срок, порядок и место подачи заявок участниками;
  • Дата и место рассмотрения заявок и подведения итогов закупочной процедуры;
  • Требования к оформлению заявки;
  • Требования к участникам закупки и перечень документов, которые необходимо предоставить для подтверждения соответствия этим требованиям;
  • Требование об описании участниками качественных, количественных и функциональных характеристик поставляемого товара (работ, услуг);
  • Критерии оценки поданных заявок, порядок сопоставления и определения победителя закупки и др.


К извещению и документации о закупке должен прилагаться проект договора , заключаемого с единственным источником (если предусмотрено положением о закупке). В проекте договора заказчик указывает предмет договора, сроки поставки (выполнения работ, оказания услуг), количество товара (объем работ, услуг), порядок оплаты, ответственность сторон, срок действия договора и прочие условия.

Согласно 223-ФЗ в случае, если при заключении и исполнении договора изменяются объем, цена закупаемых товаров, работ, услуг или сроки исполнения договора по сравнению с указанными в протоколе, составленном по результатам закупки, в течение десяти дней со дня внесения изменений в договор в ЕИС размещается информация об изменении договора с указанием измененных условий.

Пошаговая инструкция публикации сведений о закупке у единственного источника на официальном сайте


1. Заказчику необходимо через личный кабинет с помощью ЭЦП зайти в закрытую часть официального сайта и в реестре закупок выбрать закупку у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика), указав на данный способ закупки и нажав «выбрать». Таким образом заказчик приступает к формированию извещения о закупке.

2. Далее указывается общая информация о закупке. На свое усмотрение заказчик может заполнить контактные сведения лица, с которым можно связаться по данной закупке (фамилия, имя, отчество), а также сделать соответствующую пометку в требованиях к участникам закупки об отсутствии их в реестре недобросовестных поставщиков (данные сведения не являются обязательными для заполнения). Чтобы информация не была потеряна, следует каждый раз нажимать «сохранить».

3. После того, как будут заполнены общие данные о закупке, заказчик приступает к формированию лота, нажав на зеленый крестик «добавить лот».
Функционалом сайта предусмотрено указание места поставки: различные места поставки лотов и единое место поставки лотов. Заказчик выбирает нужный вариант. Например, если заказчик выберет единое место поставки, то ему нужно будет указать конкретный адрес поставки (с указанием федерального округа и региона). После нажатия кнопки «Ок» данные сведения сохранятся.

4. Далее следует внести общую информацию о лоте закупки. Сведения «номер лота», «наименование предмета договора (лота), начальная (максимальная) цена договора», «валюта» обязательны для заполнения. В информации о товаре, работе, услуге заказчик прописывает код ОКДП, ОКВЭД (необходимо ввести нужную комбинацию цифр и нажать «добавить»). Кроме того следует указать единицу измерения из представленного списка. Обязательна к заполнению также информация о количестве товара, работ и услуг. Если его невозможно определить, то заказчик делает пометку об этом. Теперь необходимо нажать «добавить в таблицу», после чего вся информация окажется в таблице. Чтобы данные не были потеряны, следует нажать «сохранить».

5. После заполнения сведений о лотах, заказчик переходит к документации. Информация о предоставлении документации не обязательна для заполнения. Заказчику необходимо прикрепить один или несколько файлов, для этого необходимо нажать «обзор», выбрать необходимый документ и кликнуть «прикрепить». В прикрепленных файлах отобразится загруженный документ.
Если вдруг заказчик ошибочно загрузил не тот файл, то он может удалить его (нажать красный крестик «удалить») и повторно разместить соответствующий документ. Следует обратить внимание, что извещение формируется автоматически в виде печатной формы и прикреплять его в составе документации не требуется. При публикации печатная форма, файлы документации и проект договора автоматически будут подписаны ЭЦП пользователя.

6. Перед тем как разместить информацию о закупке у ЕИ на официальном сайте, заказчику следует вернуться на этап формирования извещения. С помощью треугольника справа от наименования закупки выбрать «опубликовать».
Если при формировании сведений заказчиком были допущены ошибки, то функционал сайта оповестит его об этом, дав возможность либо продолжить публикацию, либо отменить ее, чтобы исправить.

Каждый раз перед тем как разместить на официальном сайте данные о закупках, заказчику следует не забывать о том, что публикация информации на официальном сайте является юридически значимым действием, которое влечет ответственность за подписанную ЭЦП информацию. Поэтому функционалом сайта предусмотрена возможность предупредить заказчика об этом.

7. После публикации сведений на официальном сайте закупка у единственного источника окажется на этапе работы комиссии, минуя этап подачи заявок, поскольку данный вид закупки неконкурентный и не предусматривает подачи участниками заявок. Среди размещенных заказчиком закупок следует выбрать закупку у единственного источника, затем с помощью треугольника справа перейти к сведениям о закупке.

8. Следует выбрать вкладку «Протоколы», кликнуть зеленый крестик «создать протокол». Название такого протокола «протокол для способа «Закупка у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика)». Заполняются сведения о протоколе: дата подписания (с помощью функционала сайта и календаря выбирается соответствующая дата с указанием дня, месяца, года). По усмотрению заказчика можно указать иную дополнительную информацию (кликнуть кнопку «далее»).

9. После заполнения общих сведений о протоколе в конкурентных закупках заказчиком обычно заполняются данные о поданных заявках. При закупке у единственного источника данное действие не выполняется, нажимаем «далее».

10. Теперь нужно загрузить необходимые документы. При помощи кнопки «обзор» выбираем нужный файл с протоколом, прикрепляем его. Если заказчик загрузил не тот протокол, то с помощью кнопки «удалить» можно убрать ненужный файл и прикрепить соответствующий данной закупке. Нажимаем кнопку «завершить формирование протокола».

11. Во вкладке «протоколы» отобразятся неопубликованные данные о созданном протоколе. Теперь выбираем действие «опубликовать». Протокол подписывается ЭЦП и размещается на официальном сайте.

12. Если заказчиком будет принято решение об отмене протокола, то ему следует с помощью функционала сайта во вкладке «протоколы» выбрать пункт об отмене протокола, заполнить обязательные поля: дата принятия решения об отмене, основание для отмены протокола (например, ошибочно был загружен не тот протокол). Далее следует загрузить нужный файл, прикрепить и опубликовать при помощи ЭЦП на сайте закупок.

13. Если у заказчика возникла необходимость изменить протокол (например, описка в дате подписания), во вкладке «протоколы» следует выбрать соответствующую вкладку, где обязательно указывает дату подписания протокола и причину его изменения. После чего загружает необходимые файлы, прикрепляет их и публикует на официальном сайте с помощью электронно-цифровой подписи.

14. После того как протокол будет размещен на официальном сайте заказчиком, на этапе работы комиссии, слева от наименования закупки функционал сайта укажет о наличии протоколов (размещено: заказчик, протоколы). Теперь при помощи треугольника данную закупку у единственного источника можно перевести на этап «размещение завершено». Для просмотра всех размещенных сведений данной закупки, следует зайти во вкладку «документы закупки», где отобразится все, что было опубликовано заказчиком (документация, протокол, изменения и разъяснения, если имели место быть). Данная информация находится в открытом доступе для ознакомления на официальном сайте.

15. Если положение о закупке предусматривает размещение на официальном сайте информации об отказе от проведения закупки (в данном случае - закупки у единственного источника) и заказчиком было принято решение об отказе от проведения закупочной процедуры, документ, содержащий сведения о таком отказе публикуется на официальном сайте. Для этого в закрытой части сайта закупок следует найти необходимую закупку, в разделе «изменения и разъяснения» выбрать вкладку «отказ от проведения закупки» и кликнуть кнопку «сформировать извещение об отказе».

16. Теперь нужно опубликовать обязательную информацию об отказе от проведения закупки: указать дату принятия решения, прописать основания для принятия решения, после чего прикрепить нужный файл и публикует его с помощью электронно-цифровой подписи на официальном сайте закупок. В случае необходимости заказчик вправе разместить вместе с документом, который содержит сведения об отказе от проведения закупочной процедуры, иные электронные виды документов, содержащие в том числе решение об отказе от осуществления закупки.

Все чаще экспертами в сфере закупок поднимается вопрос о нецелесообразности размещения в ЕИС сведений о закупке у единственного источника. Если такая норма будет закреплена законодательно, то у заказчика не будет обязанности публиковать на сайте закупок информацию о закупке у единственного поставщика.

П люсы и минусы закупки у единственного поставщика? ФЗ 223

В Положении закупке товаров, работ и услуг необходимо указать как можно подробнее в каких случаях применяеться закупка товаров работ и услуг.

+

Закупка у единственного источника занимает меньше времени (в данном случае участники не подают заявки) по сравнению с конкурентными способами закупок.

Заказчик вправе заключить договор с единственным источником, с которым у него был положительный опыт сотрудничества в прошлом

Минимальная вероятность срыва закупочной процедуры

Заказчик не осуществляет подготовку технического задания, закупочной документации для осуществления закупочной процедуры

-

В отличие от конкурентных закупок у заказчика отсутствует возможность выбора наиболее приемлемых условий исполнения договора, которые участники предлагают в своих заявках. Большой риск закупить товары (работы, услуги) по завышенной цене.

При дроблении закупки на более мелкие у заказчика возникает бумажная волокита при заключении большего количества договоров, также возможна в дальнейшем путаница среди бумаг.

У контролирующих органов могут возникнуть вопросы о правомерности применения данного способа закупки, так как возможен сговор или договоренность с потенциальными поставщиками, а это, в свою очередь, является нарушением принципов закупочного процесса по 223-ФЗ.

Осуществляя большое количество закупок у единственного источника, заказчик проводит все меньше конкурентных закупок, крупные закупки таким образом «дробятся» на более мелкие, что является ограничением конкуренции и нарушением принципов закупочного процесса по 223-ФЗ.

Избегая конкурентные закупки, заказчик тем самым влияет на развитие экономики в целом.

Конкуренция обеспечивает условия для развития, расширения и улучшения производства, стимулирует снижение цены, постепенно на рынке остаются наиболее надежные поставщики, подрядчики, исполнители, предлагающие качественные товары, работы или услуги по наиболее выгодной для заказчика цене.

В ходе ведения хозяйственной деятельности производственным и торговым предприятиям приходится закупать материалы, комплектующие и товары. Зачастую рынок насыщен различными конкурирующими продавцами, представляющими однотипный продукт, поэтому у покупателей практически всегда есть возможность выбора.

Осуществление закупки у единственного поставщика - экономическая ситуация, при которой заказчик предлагает заключить контракт конкретному кандидату.

Целью этих действий, как правило, становится:

  1. Запланированное приобретение продукта.
  2. Экстренное решение неожиданно возникшей проблемы.
  3. Нейтрализация результата неудачного или несостоявшегося конкурентного мероприятия.

цель и способы

Ситуация, при которой заказчик вынужден сотрудничать только с одним исполнителем, приближается к такому явлению, как «монополия» со всеми ее опасностями и рисками. С помощью большого количества различных мер (законодательные акты, нормативы, правила, санкции) государство всячески препятствует подобному положению вещей. Проведение закупок единственного поставщика само по себе, конечно, не преступление, но оно регулируется законом № 223 «О закупках», чтобы исключить злоупотребление и ущемление прав одного из участников торговых или партнерских отношений.

Этот закон предусматривает обстоятельства, при которых разрешена закупка такого типа, порядок действий субъектов, список недобросовестных покупателей и продавцов, а также документальное оформление таких сделок (включая обязательные отчеты). Осуществление закупки по 223-ФЗ у единственного поставщика регулируют и другие законы, описывающие схожие процедуры. Их действие распространяется на большинство ситуаций, при которых участники торговых отношений прибегают к неконкурентным поставкам. Наряду с нормами, эти акты формулируют случаи, которые расцениваются как исключения.

Субъекты неконкурентной закупки

В первую очередь государство определяет, кто может быть заказчиком (то есть, кто осуществляет закупки по 223-ФЗ у единственного поставщика):

  1. Те организации, деятельность которых относится к регулируемым видам (связаны со сферой электроснабжения, водоснабжения и другими).
  2. Предприятия, которые более чем на 50% принадлежат государству.
  3. Естественные монополисты (предприятия, добывающие и обрабатывающие газ или нефть).
  4. Организации, которые финансируются из бюджета, в том случае, когда они планируют оплатить закупку внебюджетными средствами (полученными грантами, собственной прибылью).

Исполнителем (поставщиком) считается любое юридическое или физическое лицо, в том числе индивидуальный предприниматель.

Особенности неконкурентных закупок

Сравнивая совершение закупки у единственного поставщика с традиционным ведением деловой деятельности, можно заметить, что она проходит существенно быстрее и содержит меньше этапов.

Это объясняется отсутствием сложной процедуры, при которой заказчик отбирает участников для подписания контракта. Также нет необходимости составлять обычную документацию.

Однако иногда закупки по 223-ФЗ у единственного поставщика должны быть обоснованы, а о согласии сторон требуется информировать Федеральную антимонопольную службу (ФАС). Кроме того, существует перечень ситуаций, которые требуют участия в приемке товаров экспертной организации.

Как правило, неконкурентные закупки проводятся чрезвычайно быстро, но сделка все равно проходит этапы подготовки.

Последовательность планирования и осуществления таких товарных отношений регулируется законом №44-ФЗ «О закупках». В нем описана последовательность действий госучреждений, которые прибегают к закупкам на контрактной основе.

Контролирующие органы имеют право проверить правильность проведения данного вида закупок и в случае нарушения законодательства расторгнуть договор.

В каких случаях допустимо выполнение закупки у единственного поставщика

Закон включает перечень ситуаций, которые могут стать основанием и оправданием неконкурентных закупок:

Нетипичной становится ситуация, при которой идут с участием единственного поставщика. По сути, это уже не может называться аукционом, так как существует одно предложение цены или заявка на выполнение работы.

Однако если активность проявил только один участник (других желающих не было или их заявки не прошли проверку), заказчику приходится работать именно с ним. Такая ситуация позволяет совершать закупки по 223-ФЗ у единственного поставщика.

Уважительной причиной признают также возникновение чрезвычайной ситуации на предприятии заказчика, которая спровоцировала неконкурентную закупку, а также нехватку времени на организацию традиционных торгов.

Что включает подготовка к заключению контракта

Назначение этапа подготовки заключается в выборе организации-исполнителя. В обычных условиях заказчик изучает предложения нескольких поставщиков и выбирает наиболее выгодное. Если это невозможно, задание поручают тому исполнителю, который доступен на данный момент.

Согласно 223-ФЗ обоснование закупки у единственного поставщика должно базироваться на невозможности выбора иного вида закупки. По этой причине обязанностью заказчика становится подготовка следующих документов:

  • Отчета о том, что выполнение закупки другим способом нецелесообразно.
  • Расчета цен и формулировки обоснования.
  • Обращения, необходимого для того, чтобы закупка была согласована.
  • Проекта контракта.

Использование всех этих документов не является обязательным для абсолютно всех случаев. Специфика конкретных ситуаций может потребовать подготовки только некоторых из них.

Закупка у единственного поставщика: отчет-обоснование

Для того чтобы доказать законность причин, которые привели к сотрудничеству с одним исполнителем, руководитель или уполномоченное лицо предприятия-заказчика составляет и подает в контролирующий орган отчет. 44-ФЗ «О закупках» не содержит указание о форме и детальном содержании этого документа, поэтому зачастую он отражает следующие данные:

  • Код, присвоенный закупке.
  • Кто выступает заказчиком.
  • Пункт о том, что данная закупка является вынужденной или оправданной по ряду причин (указание обоснований).
  • Наиболее важные тезисы: что, в каком количестве и почему планируют покупать. Также важны цена и срок выполнения контракта. Все эти пункты должны быть обоснованы.
  • Дата составления договора.

Пример для иллюстрации

Чаще всего примеры закупок у единственного поставщика - это заказ оборудования вместо вышедшего из строя или срочный наем исполнителей для устранения повреждений.

Если проблема с электрической проводкой приведет к поломке электронной техники и компьютеров в классе информатики, то администрации школы придется принимать меры для их срочного ремонта или замены. Обоснованием закупки нового оборудования у единственного поставщика может стать близость экзаменов и отсутствие времени на поиск наиболее выгодных

Срочная закупка может быть осуществлена, но при этом в отчете будут присутствовать данные о том, какое количество новых компьютеров будет куплено (столько же, сколько пострадало от неисправности), по какой цене и в какую сумму обойдется их доставка, установка и настройка.

Как определяют стоимость контракта

Цена закупки должна быть правильно рассчитана и обоснована, этот процесс отражается в соответствующем документе. Зачастую цена определяется так же, как и при проведении конкурентной закупки: методом сопоставимых рыночных цен, нормативным, тарифным, проектно-сметным или затратным методом.

Законодательством предусмотрено исключение:

  1. Закупка с целью обеспечения гособоронзаказа.
  2. Ситуация, когда объектом торга становится экономжилье.

В этих случаях стоимость формируется под влиянием других факторов.

Субъекты неконкурентной закупки имеют право осуществить сделку только после того, как контрольный орган получит, рассмотрит и одобрит обоснования, изложенные в документации.

Для чего нужна публикация информации о сделке

Законодательство требует от заказчика размещения специального документа (извещения о закупке) в открытом доступе. Это необходимо для того, чтобы операцию можно было признать прозрачной и открытой.

Однако при этом нельзя публиковать сведения, которые относятся к секретным. Как правило, данные о сторонах-участниках, предмете и условиях контракта выкладывают в информационный портал в сети Интернет.

Как происходит заключение контракта

Существует две формы контрактов, которые применяют при проведении неконкурентных закупок:


Вторым вариантом могут воспользоваться субъекты закупки при следующих условиях:

  • Они являются субъектами и центрального депозитария.
  • Если объем закупок очень мал.
  • Когда предметом торга становятся услуги коммунальных хозяйств.
  • В ситуациях выполнения закупок для организаций медицины, культуры, спорта или для госаппарата.

Использование упрощенной формы контракта позволяет субъектам выбрать практически любой вид договора, оговоренный в ГК РФ. При этом соглашение может быть заключено в устной форме, если сумма закупок у единственного поставщика не превышает 100 000 рублей.

Нюансы, связанные с исполнением контракта

Лица, осуществляющие неконкурентные закупки, должны понимать, что экспертиза становится неотъемлемым этапом приемки товара. Ее проводят в подавляющем большинстве случаев. Для этого приглашают сторонних специалистов или обходятся своими силами.

Экспертиза не нужна в ряде случаев:

  • Если предметом закупки становятся услуги экспертных организаций или частных экспертов.
  • При малых объемах поставки.
  • Если итог работ уже прошел экспертизу (проект строительства или другой результат инженерных изысканий обязательно проходит оценку экспертов).

По факту исполнения контракта составляется отчет и публикуется в единой информационной системе. Его содержание включает основные данные и сведения. Также к нему должны быть прикреплены документы, использовавшиеся в ходе подготовки сделки.

Скажите пожалуйста,ФГУП имеет положение о закупках, в котором прописана возможность неконкурентного способа закупки у единственного поставщика на сумму до 400 тыс. руб.(не указано в какой период). До 12 мая существовал план закупок, в котором были три закупки на 99 000 руб. 16 мая план закупок изменен и включены 4 новые закупки каждая на 399 тыс и все они отданы одному единственному поставщику. Действие договоров распространено на отношения сторон возникшие до заключения контрактов и до размещения планов этих закупок. Предыдущие три закупки был другой поставщик (те. которые по 99 000 руб). Законны ли действия закупщика?

Ответ

Оксана Баландина , шеф-редактор Системы Госзаказ

С 1 июля 2018 года по 1 января 2019 года у заказчиков переходный период – разрешено проводить и электронные, и бумажные процедуры. С 2019 года конкурсы, аукционы, котировки и запросы предложений на бумаге запретят, кроме восьми исключений.
Читайте, какие закупки проводить на ЭТП, как выбрать площадку и получить электронную подпись, по каким правилам заключать контракты в переходный период и после.

Заказчики, которые работают по Закону № 223-ФЗ, вправе самостоятельно выбрать основания, по которым будут заключать договоры с единственным поставщиком по 223-ФЗ . В законодательстве нет ограничений. Главное - прописать основания в Положении о закупке. Однако не сводите все или большинство сделок к закупке у единственного поставщика. Есть риск, что ФАС России обвинит вас в том, что вы ограничиваете конкуренцию, то есть нарушаете один из принципов закупок (п. 2 ч. 1 ст. 3 Закона № 223-ФЗ).

Как указано в письмах Минэкономразвития, заказчик вправе предусмотреть в положении о закупке возможность выполнения работ и их оплаты до заключения договора по результатам проведения процедур закупки согласно положениям Закона № 223-ФЗ при условии, что именно победитель закупочных процедур будет осуществлять указанные работы.

Журнал «Госзакупки.ру» – это журнал, на страницах которого практические разъяснения дают ведущие эксперты отрасли, а материалы готовятся при участии специалистов ФАС и Минфина. Все статьи журнала – это высшая степень достоверности.

Справочная Система Госзаказ – незаменимый помощник для тысяч заказчиков и поставщиков благодаря грамотным рекомендациям, четким ответам на вопросы и уникальным шаблонам. Онлайн-помощник, удобные сервисы и расчетчики значительно упростят вашу работу.


Закупка у единственного поставщика — это неконкурентная форма определения поставщика (подрядчика, исполнителя), при которой последний выбирается без формальной процедуры отбора. То есть заказчик может просто предложить заключить контракт конкретному поставщику или принять предложение от конкретного поставщика.

Такая схема взаимодействия заказчика и поставщика имеет ряд очевидных преимуществ для каждой из сторон:

  • поставщик гарантированно получает контракт;
  • заказчик получает гарантированно надежного поставщика;
  • риск нарушения процесса исполнения контракта минимален;
  • процедура простая и удобная для всех, она не требует больших трудовых и временных затрат.

Есть и недостатки. Сюда можно отнести:

  • отсутствие конкуренции влечет за собой минимальное снижение цены;
  • по понятным причинам этот вид закупки всегда вызывает повышенное внимание надзорных ведомств.

Разумеется, проводить такие закупки заказчики могут далеко не всегда.

Для этого у них должны быть четкие основания, которые закреплены в законе. Таких оснований много, мы рассмотрим самые популярные из них на примере двух основных федеральных законов в сфере закупок — 44-ФЗ и 223-ФЗ.

223-ФЗ

  1. Закупка товаров, работ, услуг отдельными типами госучреждений на сумму до 400 тысяч рублей.
  2. Заключение контракта на оказание услуг, связанных с направлением работника заказчика в командировку.
  1. Закупка товаров, работ, услуг на сумму до 100 тысяч рублей.
  2. Закупка товаров, работ, услуг на сумму до 500 тысяч рублей, если годовой объем выручки заказчика превышает 5 миллиардов рублей.
  3. Закупка у субъектов естественных монополий.
  4. Заключение договора с единственным поставщиком, если ранее проведенная конкурентная закупка дважды не состоялась по причине отсутствия допущенных заявок.

По 44-ФЗ полный список таких оснований содержится в ст. 93, по 223-ФЗ — в Положении о закупке каждого конкретного заказчика.

Давайте чуть подробнее остановимся на закупках малого объема: по 44-ФЗ это закупки до 100 000 рублей и в отдельных случаях до 400 000 рублей, по 223-ФЗ это закупки до 500 000 рублей крупных заказчиков.

В зависимости от обстоятельств, размещать такие закупки заказчики могут на самых разных ресурсах или вообще проводить их «на бумаге». С учетом планомерного перехода отрасли в цифровой формат и общей унификации закупочного процесса все больше заказчиков отдают предпочтение единым электронным подсистемам, где можно консолидировать все закупки малого объема, и где работают и поставщики, и заказчики. Поставщики размещают свои предложения, заказчики выбирают оптимальный для себя вариант и напрямую заключают контракты.

Заказчики также могут размещать потребности в товарах, работах и услугах в виде сформированных закупок, в ответ на которые поставщики направляют свои предложения (по данной схеме происходит подавляющее количество закупок через электронный магазин). Одна из таких систем называется «Электронный магазин закупок малого объема», она разработана и внедрена электронной площадкой РТС-тендер. Эти электронные магазины запущены и функционируют более чем в 30 субъектах РФ.

Как же стать единственным поставщиком?

Универсального рецепта здесь не существует. Можно лишь дать несколько рекомендаций, которые повысят ваши шансы на участие в этом способе закупок:

  • добросовестно исполняйте все контракты, поддерживайте положительную репутацию, и в следующий раз заказчик может предложить вам стать единственным поставщиком;
  • предлагайте уникальный на рынке продукт (при условии, что укладываетесь в ценовой диапазон малых закупок) — заказчику просто негде будет купить товар, кроме как у вас.