Стихотворения Сергея Есенина, в которых он не только воспевает красоту деревенской природы, но и жалуется на свою судьбу, на отсутствие возвышенной любви, вызывают у меня мало положительных эмоций.

В стихотворениях «Корова» и «Песнь о собаке» автор рассказывает о жестокости людей, о горькой участи животных, по воле злого человека лишённых радости материнства. Не менее грустно «Ах, как много на свете кошек…», посвящённое сестре Шуре, в котором Есенин весьма некстати напоминает о том, что из кота, так радовавшего их в детстве, впоследствии сделали шапку.

Воспоминания Есенина о давней, неразделённой, романтической любви воплотились в стихотворениях «Собаке Качалова» и «Сукин сын».

Своими переживаниями он делится с собакой, как с другом, который всё понимает и утешает. И здесь мы чувствуем его грусть от одиночества и безвозвратно ушедшего прошлого. «Я обманывать себя не стану…»

Гораздо приятнее читать те строки, в которых преобладает жизнеутверждающее настроение. Такие стихи придают сил и не позволяют жестокостям и мерзостям жизни «придавить» человека. Возьмём, к примеру, «Хорошее отношение к лошадям» Владимира Маяковского.

«Лошадь, на надо.

Лошадь, слушайте-

чего вы думаете, что вы их плоше?

все мы немножко лошади,

каждый из нас по-своему лошадь».

лошадь рванулась,

встала на ноги,

Хвостом помахивала,

Рыжий ребёнок,

Пришла весёлая,

стала в стойло.

И всё ей казалось-

она жеребёнок,

и стоило жить

и работать стоило.

Это стихотворение позволяет читателю иначе взглянуть на большую часть своих неприятных воспоминаний, взглянуть и с радостью осознать, что ни события прошлого, ни мнения «зевак» не имеют власти над будущем человека, а потому и придавать значение им не стоит.

Таким образом, произведения, затрагивающие тему животных, могут вызывать самые разные впечатления в зависимости от их идеи и настроения.

В частности, у Сергея Есенина преобладают мотивы печали, одиночества, неразделённой любви, что, на мой взгляд, заставляет сочувствующего читателя, в первую очередь, сильно переживать и только потом анализировать прочитанное.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

хорошую работу на сайт">

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Управление Образования Администрации Города Хабаровска.

Муниципальное Общеобразовательное Учреждение Средняя Общеобразовательная Школа №15 с углубленны м изучением отдельных предметов

Реферат

По литературе

«Образы животных в лирике С.Есенина»

Выполнил

Ученик 11В класса

Мокшин К.Э.

Проверила

Акишева В.Н

Хабаровск

2008 год

Введение

Основная часть

Заключение

Список использованной литературы

Введение

Я считаю, что актуальность выбранной темы не ставится под сомнение, потому что животные с очень и очень давних времен присутствуют жизни людей.

В литературе разных времен всегда присутствовали образы животных. Они послужили материалом для возникновения эзопова языка в сказках о животных, позднее в баснях. В литературе "нового времени", в эпосе и в лирике животные приобретают равноправие с человеком, становясь объектом или субъектом повествования. Часто человек "проверяется на человечность" отношением к животному.

Среди прочих деятелей культуры, использующих в своих произведениях образы животных, С.Есенин выгодно отличается тем, что он «выходец и крестьянской семьи», он не понаслышке знает о значимости животных в этом слое общества.

В своем реферате я опираюсь на воспоминания современников, на анализ известных произведений Сергея Есенина, на основании которых я хочу раскрыть тему животных в лирике поэта.

Вот об этом, и о связи людей с окружающим миром посредством их отношения к животным, о важности взаимодействия человека с животными, о том, как поэт раскрывает образы животных, чтобы показать образ русского человека, отдельные этапы жизни русского человека и пойдет речь в моем реферате.

ОБРА ЗЫ ЖИВОТНЫХ В ЛИРИКЕ С. ЕСЕНИНА

“Образы животных в литературе - это своего рода зеркало гуманистического самосознания. Подобно тому, как самоопределение личности невозможно вне отношения ее к другой личности, так и самоопределение всего человеческого рода не может свершаться вне его отношения к животному царству”.

Культ животных существует очень давно. В далекую эпоху, когда основным занятием славян была охота, а не земледелие, они верили, что у диких животных и человека общие прародители. У каждого племени был свой тотем, то есть священное животное, которому племя поклонялось, полагая, что именно оно и есть их кровный родственник.

В поэзии 19 века преобладают образы домашних и хозяйственных животных, прирученных человеком, разделяющих его быт и труд. После Пушкина бытовой жанр становится преобладающим в анималистической поэзии. Все живое помещено в рамки домашнего инвентаря или хозяйственного двора (Пушкин, Некрасов, Фет). В поэзии 20 века получили распространение образы диких животных (Бунин, Гумилев, Маяковский). Исчезло преклонение перед зверем. Но Сергей Есенин вновь вводит мотив "братства человека и животного". В его поэтическом творчестве преобладают домашние животные - корова, лошадь, собака, кошка.

Отношения обнаруживают черты семейного уклада.

В поэзии Сергея Есенина также присутствует мотив "кровного родства" с животным миром, он называет их "братьями меньшими".

Счастлив тем, что целовал я женщин,

Мял цветы, валялся на траве

И зверье, как братьев наших меньших

Никогда не бил по голове.

("Мы теперь уходим понемногу". , 1924 г.)

У поэта наряду с домашними животными мы находим образы представителей дикой природы. Упоминаются животные, птицы, насекомые, рыбы.

С. Есенин чаще всего обращается к образу коня, коровы. Он вводит этих животных в повествование о крестьянском быте как неотъемлемую часть жизни русского мужика. С древних времен конь, корова, собака и кошка сопровождали человека в его нелегком труде, делили с ним и радости, и беды.

Конь был помощником при работе в поле, в перевозке грузов, в ратном бою. Собака приносила добычу, охраняла дом. Корова была поилицей и кормилицей в крестьянской семье, а кошка ловила мышей и просто олицетворяла домашний уют.

Образ коня, как неотъемлемая часть быта, встречается в стихотворениях "Табун" (1915 г.), "Прощай, родная пуща…" (1916 г.), "Этой грусти теперь не рассыпать…" (1924 г.). Картины деревенской жизни меняются в связи с происходящими в стране событиями. И если в первом стихотворении мы видим "в холмах зеленых табуны коней ", то в последующих уже:

Покосившая избенка,

Плач овцы, и вдали на ветру

Машет тощим хвостом лошаденка,

Заглядевшись в неласковый пруд.

("Этой грусти теперь не рассыпать…", 1924 г.)

Деревня пришла в упадок и гордый и величественный конь "превратился" в "лошаденку", которая олицетворяет собой бедственное положение крестьянства в те годы.

Новаторство и своеобразие С. Есенина - поэта проявилось в том, что, рисуя или упоминая животных в бытовом пространстве (поле, река, деревня, двор, дом и тому подобное), он не является анималистом, то есть не ставит цель воссоздать образ того или иного животного. Животные, являясь частью бытового пространства и окружения, предстают в его поэзии в качестве источника и средства художественно - философского осмысления окружающего мира, позволяют раскрыть содержание духовной жизни человека.

В стихотворении "Корова" (1915 г.) С. Есенин использует принцип антропоморфизма, наделяя животное человеческими мыслями и чувствами. Автор описывает конкретную бытовую и жизненную ситуацию - старость животного

дряхлая, выпали зубы,

свиток годов на рогах…

и его дальнейшую участь, "скоро… свяжут ей петлю на шее // и поведут на убой " , он отождествляет старое животное и старого человека.

Думает грустную думу…

Если обратимся к тем произведениям, в которых встречается образ собаки, то например, в стихотворении "Песнь о собаке" (1915 г.). "Песнь" (подчеркнуто "высокий" жанр) это своего рода гимнография, ставшая возможной благодаря тому, что предмет "воспевания" - святое чувство материнства, свойственное собаке в такой же степени, как и женщине - матери. Животное переживает о гибели своих детенышей, которых "хозяин хмурый" утопил в проруби.

Вводя образ собаки в стихотворения, поэт пишет о давней дружбе этого зверя с человеком. Лирический герой С. Есенина тоже крестьянин по происхождению, а в детстве и юности - сельский житель. Любя односельчан, он в то же время по внутренней сути совсем другой, чем они. В отношении к животным это проявляется наиболее отчетливо. Его ласка и любовь к "сестрам-сукам" и "братьям-кобелям" - это чувства к равным. Именно поэтому собака "была моей юности друг".

Стихотворение "Сукин сын" отражает трагизм сознания лирического героя, который возникает оттого, что в мире живой природы и животных все выглядит неизменным:

Та собака давно околела,

Но в ту же масть, что с отливом в синь,

С лаем ливисто - ошалелым

Меня встрел молодой ее сын.

Кажется, что "сын" генетически воспринял от матери любовь к лирическому герою. Однако лирический герой рядом с этим псом особенно остро ощущает, как он изменился внешне и внутренне. Для него возвращение к себе юному возможно лишь на уровне чувства и на мгновение.

С этой болью я будто моложе

И хоть снова записки пиши .

Одновременно осознается невозвратность того, что миновало.

Еще одно животное, которое очень давно "сопровождает" человека по жизни, - это кошка. Она воплощает в себе домашний уют, теплый очаг.

Старый кот к махотке крадется

На парное молоко.

(" В хате." , 1914)

В этом стихотворении мы также встречаемся и с другими представителями животного мира, которые тоже являются неизменным "атрибутом" крестьянской избы. Это тараканы, куры, петухи.

Рассмотрев бытовые значения образов животных, переходим к их символическим значениям. Символы, которыми наделяются животные, очень широко распространены в фольклорном и классическом поэтическом творчестве. У каждого поэта имеется своя символика, но в основном они все опираются на народную основу того или иного образа. Есенин также использует народные поверья о животных, но в тоже время многие образы животных им переосмысливаются и получают новую значимость. Вернемся к образу коня.

Конь - в славянской мифологии одно из священных животных, атрибут богов, но одновременно с этим и мифическое существо, связанное с плодородием и смертью, загробным миром, проводник на "тот свет". Конь наделялся способностью предвещать судьбу, прежде всего смерть. А. Н. Афанасьев так объясняет значение коня в мифологии древних славян: "Как олицетворение порывистых ветров, бури и летучих облаков, сказочные кони наделяются крыльями, что роднит их с мифологическими птицами… огненный, огнедышащий… конь служит поэтическим образом то светозарного солнца, то блистающей молниями тучи…".

В стихотворении "Голубень" (1916 г.) конь предстает в образе "тихой судьбы". Ничего не предвещает перемен, и лирический герой живет тихой, размеренной жизнью, своими бытовыми заботами изо дня в день, так же, как жили его предки.

Погаснет день, мелькнув копной златою,

И в короб лет улягутся труды.

Но в истории страны происходят революционные события 1917 года, и на душе у героя становится тревожно за судьбу России, своего края. Он понимает, что теперь многое изменится и в его жизни. Лирический герой вспоминает с грустью о своем крепком, устоявшемся быте, который теперь нарушен.

…Моего увел коня…

Конь мой - мощь моя и крепь.

Он знает, что теперь его будущее зависит от будущего родины, старается вырваться из тех событий, которые происходят.

…он бьется, мечется,

Теребя тугой аркан…

("Отвори мне страж заоблачный". ,1918 г.),

но ему это не удается, остается только покориться судьбе. В этом произведении мы наблюдаем, поэтический параллелизм между "поведением" коня и его судьбой и душевным состоянием лирического героя в "развороченном бурей быте ".

В стихотворении 1920 года "Сорокоуст" Есенин вводит образ коня, как символ старой патриархальной деревни, еще не осознавшей переход к новой жизни. Образом этого "прошлого", которое пытается всеми силами бороться с переменами, является жеребенок, который предстает как составляющая в целом символическую ситуации "соревнования" между "чугунным конем - поездом " и "красногривым жеребенком".

Милый, милый, смешной дуралей,

Ну куда он, куда он гонится?

Неужель он не знает, что живых коней

Победила стальная конница?

Борьба деревни за выживание оказывается проигранной, все большее предпочтение отдается городу.

В других произведениях конь становится символом прошедшей юности, символом того, что человеку вернуть не дано, это остается только в воспоминаниях.

Я теперь скупее стал в желаньях,

Жизнь моя? иль ты приснилась мне?

Словно я весенней гулкой ранью

Проскакал на розовом коне.

("Не жалею, не зову, не плачу…", 1921 г.)

"Проскакал на розовом коне" - символ быстро ушедшей, невозвратной юности. Благодаря дополнительной символике цвета предстает как "розовый конь" - символ восхода, весны, радости жизни. Но и реальный крестьянский конь на заре становится розовым в лучах восходящего солнца. Суть этого стихотворения - благодарственная песня, благословения всего живого. Это же значение имеет конь в стихотворении "Эх вы, сани …" (1924 г.)

Все прошло. Поредел мой волос.

Конь издох.

Вспоминая юность, лирический герой обращается также к образу собаки.

Мне припомнилась нынче собака,

Что была моей юности друг

("Сукин сын". 1924 г.)

В этом стихотворении поэт вспоминает о своей юности, первой любви, которая ушла, но живет в воспоминаниях. Однако на смену старой любви приходит новая, на смену старшему поколению - молодое, то есть ничто в этой жизни не возвращается, но и жизненный цикл в то же время беспрерывен.

Та собака давно околела,

Но в ту ж масть, что с отливом в синь…

Меня встретил молодой ее сын .

Если мы обратимся к другим представителям животного мира, например, воронам, то увидим, что у Есенина они имеют такую же символику, как и в народной поэзии.

Понакаркали черные вороны:

Грозным бедам широкий простор.

("Русь". , 1914 г.)

В этом стихотворении ворон является вестником предстоящей беды, а именно войны 1914 года. Поэт вводит образ этой птицы не только как народный символ несчастья, но и для того, чтобы показать свое отрицательное отношение к происходящим событиям, переживания за судьбу Родины.

Многие поэты используют для создания образов различные типы переноса слов, в том числе и метафору, В поэзии метафора употребляется по преимуществу во вторичной для нее функции, внося в именные позиции атрибутивные и оценочные значения. Для поэтической речи характерна бинарная метафора (метафора - сравнение). Благодаря образу метафора связывает язык и миф с соответствующим способом мышления - мифологическим. Поэты создают свои эпитеты, метафоры, сравнения и образы. Метафоризация образов - это черты художественного стиля поэта. С. Есенин также обращается в своих стихотворениях к помощи метафор. Он создает их по фольклорному принципу: берет для образа материал из деревенского мира и из мира природы и стремится охарактеризовать одно существительное другим.

Вот, например, образ луны:

"Луна, как желтый медведь, в мокрой траве ворочается".

Своеобразно дополняется мотив природы у Есенина образами животных. Чаще всего наименования животных приводятся в сравнениях, в которых с животными сопоставляются предметы и явления, часто не связанные с ними в действительности, но объединенные по какому-либо ассоциативному признаку, служащему основой для его выделения. ("Как скелеты тощих журавлей, // Стоят ощипанные вербы…"; "Синий сумрак, как стадо овец…").

По цветовому сходству:

По пруду лебедем красным

Плавает тихий закат.

("Вот оно глупое счастье…", 1918 г.) ;

по близости и сходству функций:

Как птицы, свищут версты

Из-под копыт коня…

("О пашни, пашни, пашни…", 1917-1918 г.) ;

по какому - либо ассоциативному, иногда субъективно выделенному признаку:

Я был, как лошадь загнанная в мыле,

Пришпоренная смелым седоком.

("Письмо к женщине". , 1924 г.)

Иногда поэт использует и характерную для русской народной поэзии - песни форму параллелизма, в том числе отрицательную:

Не кукушки загрустили - плачет Танина родня.

("Хороша была Танюша…" , 1911 г.)

В произведениях С. Есенина анималистическое (изображение животных) сравнение или зооморфная метафора часто перерастает в развернутый образ:

Осень - рыжая кобыла - чешет гриву.

("Осень". ,1914 - 1916 г.)

Рыжий цвет осенних листьев вызывает ассоциацию с "рыжей кобылой". Но осень не только "рыжая кобыла" (сходство по цвету), она "чешет гриву": образ раскрывается через сравнение с животным зримо, в красках, звуках, движениях. Поступь осени сравнивается с поступью коня.

Возникают сопоставления явлений природы с животными: месяц - "ягненочек кудрявый", "жеребенок", "золотая лягушка ", весна - "белка", тучи - "волки". К животным и птицам приравниваются предметы, например, мельница - "бревенчатая птица" , печь - "верблюд кирпичный ". На основе сложных ассоциативных сопоставлений у явлений природы появляются свойственные животным и птицам органы (лапы, морды, рыла, когти, клювы):

Чистит месяц в соломенной крыше

Обоймленные синью рога.

(" Гаснут красные крылья заката. " , 1916 г.)

Волны белыми когтями

Золотой скребут песок.

(" Небесный барабанщик." , 1918 г.)

Клен и липы в окна комнат

Ветки лапами забросив,

Ищут тех, которых помнят.

(" Дорогая, сядем рядом. " , 1923 г.)

Чисто символическое значение приобретают и цвета животных: "красный конь" - символ революции, "розовый конь" - образ молодости, "черный конь" - предвестник смерти.

Образное воплощение, четкая метафора, чуткое восприятие фольклора лежат в основе художественных изысканий Сергея Есенина. Метафорическое использование анималистической лексики в оригинальных сравнениях создает своеобразие стиля поэта.

Рассмотрев образы животных в поэзии С. Есенина, можно сделать вывод о том, что поэт по-разному решает проблему использования анималистики в своих произведениях.

В одном случае он обращается к ним для того, чтобы показать с их помощью какие-то исторические события, личные душевные переживания. В других - для того, чтобы точнее, глубже передать красоту природы, родного края.

Заключение

На основании проведенного мной анализа критических статей о творчестве С.Есенина, отзывов поэте современников, я задавшись целью изучить и раскрыть своеобразие лирики поэта о животных, собралво едино все данные по данному вопросу и могу с уверенностью говорить о том на сколько точно и довольно уникально Сергей Есенин изобразил важность взаимоотношений человека и живоотного, отдельных этапов жизни и образ русского крестьянина того времени.

Список использованной литературы

Сергей Есенин ; Собрание сочинений в двух томах; Том 1;Москва; Издательский дом - «Современник»; 1991 год.

Сергей Есенин; Собрание сочинений в двух томах; Том 2;Москва; Издательский дом - «Современник»; 1991 год.

«Жизнь Есенина»; Рассказывают современники; Москва; Издательский дом - «Правда»; 1988 год.

И.С.Эвентов; Сергей Есенин - Биография поэта; Москва; Издательский дом - «Просвещение»; 1987 год.

О Есенине; «Стихи и проза писателей современников поэта»; Москва; Издательский дом - «Правда»; 1990 год.

Подобные документы

    Уже в самых ранних стихотворениях природа для Есенина не застывший пейзажный фон: она вся в движении, в гармоническом единении с человеком. Образное воплощение, четкая метафора, чуткое восприятие фольклора лежат в основе художественных изысканий Есенина.

    курсовая работа , добавлен 23.04.2003

    Мир народнопоэтических образов в лирике Сергея Есенина. Мир русского крестьянства как основная тематическая направленность стихотворений поэта. Крах старых патриархальных устоев русских деревень. Образность и мелодичность творчества Сергея Есенина.

    презентация , добавлен 09.01.2013

    Малая родина Есенина. Образ Родины в лирике Есенина. Революционная Россия в лирике Есенина: раскаты бушующего океана крестьянской стихии, мятежного набата. Природа в творчестве Есенина, приемы ее олицетворения как любимого героя поэта в произведении.

    презентация , добавлен 21.12.2011

    Описание основных фактов из жизни Сергея Александровича Есенина. Их отражение в творчестве и проявление в ведущих мотивах его произведений. Признание первого стихотворения поэта. Отношение Есенина к революции. Самобытность его поэзии. Образ жизни поэта.

    контрольная работа , добавлен 04.01.2012

    Искренность и непосредственность в выражении чувств, напряженность нравственных поисков в произведениях Есенина. Тема природы в творчестве Сергея Александровича Есенина. Роман поэта и Айседоры Дункан. Трагический финал жизни великого русского поэта.

    презентация , добавлен 22.01.2012

    Описания и картины в ранней лирике Сергея Есенина родного села Константиново, отражение в стихотворениях автора исконно русской природы и местности. Яркие образы погоды и времен года в есенинских стихах. Особенности родных мест в поздней лирике поэта.

    реферат , добавлен 17.11.2009

    Двойственность натуры поэта: стремление к духовному покою и мятежность, кротость и страстность. Семейные традиции, образование Сергея Есенина. Гениальный поэт ХХ века. Способность к воображению, интерес к народному творчеству. Образ Родины в лирике поэта.

    реферат , добавлен 12.03.2012

    Красота и богатство лирики Есенина. Особенности художественного стиля, метафоры. Поэтическая лексика, техника. Луна в поэзии Есенина. Тема деревни, родины, любви в лирике Есенина. Предшественники и последователи. Есенин и древнерусская литература.

    курсовая работа , добавлен 21.11.2008

    Тематика произведений Сергея Есенина и фольклорные традиции в лирике поэта. Особенности изображения автором любви к русской природе и своей родине в целом. Рассмотрение стихов Есенина в контексте песен: частушки и романсы, современные музыкальные жанры.

    курсовая работа , добавлен 11.04.2015

    Периоды жизни и творчества С. Есенина по Л.В. Занковской. Особенности стихов С. Есенина, посвященных России. Отношение писателей-эмигрантов к поэзии русского поэта. Взаимосвязь народного творчества и космических мотивов в творчестве С. Есенина.

Н.Вержбицкий
«Наши младшие братья»
(отношение Есенина к животным)

Это было в Москве в 1921 году. В солнечное утро иду по Тверскому бульвару.Вижу-на скамейке сидит развалясь молодой человек и рассеянно крошит воробьям большой кусок белого пшеничного хлеба.
Останавливаюсь удивленный и возмущенный. Тогда в Москве каждый кусок хлеба был на счету, москвичи по карточкам получали сто граммов ржаного хлеба в день…
- Не находите ли вы,- обратился я к молодому человеку,-что это слишком раскошное угощение для таких бездельников, как воробьи?
- -Не волнуйтесь,- с приятной улыбкой ответил мне незнакомец,-этот хлеб я получил из деревни, от родных…Если угодно, поклюйте и вы, пожалуйста!
С этими словами он вытащил из кармана еще один кусок хлеба и протянул его мне.
Такое щедрое и непринужденное хлебосольство растрогало меня.Я присел рядом, и мы разговорились.Очень скоро выяснилось, что я имею дело с поэтом Сергеем есениным, который в то время был уже довольно известен.
Тогда я не придал никакого значения тому,что застал его наедине с воробьями.только впоследствии, вспоминая об этом, я понял,что здесьдело было не в случайности и что в этом проявилось свойственное Есенину стремление к общению с животными.
Но и тогда. Сидя с ним рядом, я обратил внимание на одно любопытное обстоятельство.
Всем известно. Что воробей-очень пугливая и осторожная птица и к этой осторожнояти приучила его городская жизнь, близость к человеку, у которого вошло в привычку причинять животным зло.Между тем воробьи, которых угощал Есенин, как-то слишком безбоязненно клевали у самых его ног, а некоторые даже вспархивали к нему на колени…
Скажу про себя-спустя несколько минут разговора я тожк почуствовал какое-то необыкновенное доверие к поэту, хотя говорили мы о самом обыкновенном и в его словах нельзя было отыскать ничего такого, что должно было бы вызвать у меня безотчетную симпатию.
Между прочим, выяснилось,что мы живем поблизости друг к другу,как-то так получилось,что мы обменялись адресами и стали встречаться.
В те годы я дружил с знаменитым дрессировщиком животных,цирковым артистом Владимиром леонидовичес Дуровым,у которого был большой зверинец на улице Божедомке.Узнав об этом,Есенин выразил свое желание навестить Дурова.
Мы ходили по комнатам зверинца и видели множество самых разнообразных животных, от слона до мышонка. Они жили в клетках, испытывая всю горечь неволи.
-За что он их так мучает?-донесся до меня недоволный шепот Есенина, хмурое его лицо выражало страдание.
Оживился и повеселел он, когда познакомился с обезъянкой Гашкой,которая жила на свободе.Увидав Есенина, Гашка сразу полюбилп его,сидела у него на плече,гладила золотистые волосы,доверчиво и ласково заглядывала ему в глаза и очень была огорчена, когда увидела, что этот добрый и внимательный к ней человек собирается уходить.
Поведение обезъянки удивило и Дурова. В следующий мой визит к нему он стал расспрашивать: кто такой Есенин, откуда он родом,какого происхождения и.т.д.
-Я спрашиваю бо этом потому,- объяснил он,-что Гашка,в общем весьма нелюдима и у нее довольно своеобразный выбор, когда она хочет с кем-нибудь подружиться….
…Впоследствии я много раз убеждался. Что Есенин не только уделял животным особое внимание,но и как-то по своему понимал их, общался с ними не так как другие.
Когда я близко познакомился с поэтом. Мне пришла в голову мысль о том, что с животными его роднит ему самому свойственные простодушие и незащищенность.
Отражение своеобразных взглядов на мир животных можно найти во многих его стихотворениях(«Корова», «Песнь о собаке», «Лисица», «Лебедушка», «Собаке Качалова» и др.)
Кончу о Барбосе. В декабре1924 года поэт уехал в Батум,Я часто получал от него письма, а пес скучал,не находил себе места.Он часто подолгу смотрел мне в глаза, будто справшивая: куда же делся его друг?
Сидел я как-то дома и читал письмо,только что полученное из Батума.Барбос подошел ко мне, понюхал письмо и тотчас пришел в необычайное волнение.По простоте душевной я решил,что если его тончайшее обоняние уловило исходящий от письма единственный в мире, не похожий ни на какой другой запах близкого человека,значит, и этот человек находится где-то по близости.
Барбос стал бегать по квартире,выскочил через окно первого этажа на улицу, обнюхал каждого прохожего.Но друга не было.
И пес затосковал.Он до такой степени отдался тоске, что перестал есть и пить, не обращал внимания на зов.Выл по ночам…
Спустя неделю мы похоронили его на горе, под большим камнем, на котором по вечерам любил сидеть есенин и любоваться распластавшимся внизу пестрым и горластым городом…
В Батуме местные культурные силы решили организовать в городском театре концерт с выступлением Есенина. По городу были расклеены афишы. Вечером театр был набит битком… открылся занавес. На авансцену вышел поэт- синеокий, златовласый, изящный, в светло-сером костюме. Чуть опустив голову, развел руками и стал читать одно из своих хватающие за сердце стихотворений, но не успел он прочесть и десяти строк, как из-за кулис показался рыжий пес….он деловитой походкой приблизился к поэту, поднял заднюю ногу, и через секунду правая сторона светло -серых брюк стала, как говорится «хоть выжми»…..зал грохотал от веселого, неудержимого смеха. А Есенин, … с растерянной улыбкой на лице БЕРЕЖНО поднял собаку с полу и понес ее за кулисы. Стр 399 .Есенин и современность 1975 год Москва. «Современник».

Мне припомнилась нынче собака, Что была моей юности друг. Нынче юность моя отшумела, Как подгнивший под окнами клен, Но припомнил я девушку в белом, Для которой был пес почтальон. Не у всякого есть свой близкий, Но она мне как песня была, Потому что мои записки Из ошейника пса не брала. Никогда она их не читала, И мой почерк ей был незнаком, Но о чем-то подолгу мечтала У калины за желтым прудом.

Я страдал... Я хотел ответа... Не дождался... уехал... И вот Через годы... известным поэтом Снова здесь, у родимых ворот. Та собака давно околела, Но в ту ж масть, что с отливом в синь, С лаем ливисто ошалелым Меня встрел молодой ее сын. Мать честная! И как же схожи! Снова выплыла боль души. С этой болью я будто моложе, И хоть снова записки пиши. Рад послушать я песню былую, Но не лай ты! Не лай! Не лай! Хочешь, пес, я тебя поцелую За пробуженный в сердце май? Поцелую, прижмусь к тебе телом И, как друга, введу тебя в дом... Да, мне нравилась девушка в белом, Но теперь я люблю в голубом. 1924 г.

Страница 1

Образы животных в литературе – это своего рода зеркало гуманистического сомосознания. Подобно тому, как самоопределение личности невозможно вне отношения ее к другой личности, так и самоопределение всего человеческого рода не может свершаться вне его отношения к животному царству."

Культ животных существует очень давно. В далекую эпоху, когда основным занятием славян была охота, а не земледелие, они верили, что у диких животных и человека общие прародители. У каждого племени был свой тотем, то есть священное животное, которому племя поклонялось, полагая, что именно оно и есть их кровный родственник. Цена купить сайдинг под кирпич Краснодар http://msk.panelizodiac.ru/blog/54-sayding/ .

В литературе разных времен всегда присутствовали образы животных. Они послужили материалом для возникновения эзопова языка в сказках о животных, позднее в баснях. В литературе " нового времени " , в эпосе и в лирике животные приобретают равноправие с человеком, становясь объектом или субъектом повествования. Часто человек "проверяется на человечность" отношением к животному.

В поэзии 19 века преобладают образы домашних и хозяйственных животных, прирученных человеком, разделяющих его быт и труд. После Пушкина бытовой жанр становится преобладающим в анималистической поэзии. Все живое помещено в рамки домашнего инвентаря или хозяйственного двора (Пушкин, Некрасов, Фет). В поэзии 20 века получили распространение образы диких животных (Бунин, Гумилев, Маяковский). Исчезло преклонение перед зверем. Но "новокрестьянские поэты" вновь вводят мотив "братства человека и животного". В их поэтическом творчестве преобладают домашние животные – корова, лошадь, собака, кошка. Отношения обнаруживают черты семейного уклада.

В поэзии Сергея Есенина также присутствует мотив " кровного родства " с животным миром, он называет их "братьями меньшими".

Счастлив тем, что целовал я женщин,

Мял цветы, валялся на траве

И зверье, как братьев наших меньших

Никогда не бил по голове.

("Мы теперь уходим понемногу". , 1924 г.)

У него наряду с домашними животными мы находим образы представителей дикой природы. Из 339 рассмотренных стихотворений в 123 упоминаются животные, птицы, насекомые, рыбы.

Конь (13) , корова (8), ворон, пес, соловей (6), телята, кошка, голубь, журавль (5), овца, кобыла, собака (4), жеребенок, лебедь, петух, сова (3), воробей, волк, глухарь, кукушка, лошадь, лягушка, лиса, мышь, синица (2), аист, баран, бабочка, верблюд, грач, гусь, гориллы, жаба, змея, иволга, кулик, куры, коростель, осел, попугай, сороки, сом, свинья, тараканы, чибис, шмель, щука, ягненок (1).

С. Есенин чаще всего обращается к образу коня, коровы. Он вводит этих животных в повествование о крестьянском быте как неотъемлемую часть жизни русского мужика. С древних времен конь, корова, собака и кошка сопровождали человека в его нелегком труде, делили с ним и радости, и беды.

Конь был помощником при работе в поле, в перевозке грузов, в ратном бою. Собака приносила добычу, охраняла дом. Корова была поилицей и кормилицей в крестьянской семье, а кошка ловила мышей и просто олицетворяла домашний уют.

Образ коня, как неотъемлемая часть быта, встречается в стихотворениях "Табун" (1915 г.), "Прощай, родная пуща…" (1916 г.), "Этой грусти теперь не рассыпать…" (1924 г.). Картины деревенской жизни меняются в связи с происходящими в стране событиями. И если в первом стихотворении мы видим "в холмах зеленых табуны коней", то в последующих уже:

Покосившая избенка,

Плач овцы, и вдали на ветру

Машет тощим хвостом лошаденка,

Заглядевшись в неласковый пруд.

("Этой грусти теперь не рассыпать…", 1924 г.)

Деревня пришла в упадок и гордый и величественный конь "превратился" в "лошаденку", которая олицетворяет собой бедственное положение крестьянства в те годы.

Новаторство и своеобразие С. Есенина – поэта проявилось в том, что рисуя или упоминая животных в бытовом пространстве (поле, река, деревня, двор, дом и тому подобное), он не является анималистом, то есть не ставит цель воссоздать образ того или иного животного. Животные, являясь частью бытового пространства и окружения, предстают в его поэзии в качестве источника и средства художественно – философского осмысления окружающего мира, позволяют раскрыть содержание духовной жизни человека.