Азербайджан на карте мира найти несложно. Это одна из самых удивительных стран бывшего СССР, находящаяся практически на границе Европы и Азии и имеющая древнюю историю и традиции. Знакомство с ее удивительной природой и уникальными достопримечательностями подарит массу приятных впечатлений даже бывалому туристу.

Азербайджан на атласе мира на русском языке

Даже если вы раньше никогда не бывали в Закавказье, найти эту страну на атласе достаточно просто.

По площади Азербайджан занимает 113-е место на нашей планете и удивляет разнообразием своих ландшафтов.

Где находится?

Азербайджан расположен в восточной части Закавказья и имеет выход к Каспийскому морю, занимая достаточно большой отрезок его побережья. Государство входит в состав Ближнего Востока и Передней Азии, а также, по мнению некоторых специалистов, некоторые его территории можно отнести и к Восточной Европе.

С какими странами граничит?

С востока страна омывается водами Каспийского моря. На юге Азербайджан граничит с Ираном, на западе – с Арменией, на северо-западе – с , а на севере – с Российской Федерацией. Граница между страной и Дагестаном, входящим в состав России, составляет почти 400 км . Она проходит по горам, низменности и реке Самур. Железнодорожное, автомобильное и пешеходное сообщение обеспечивают три контрольно-пропускных пункта.

Историческое прошлое

Считается, что на территории страны древние люди поселились еще более 1,5 млн лет назад . Остатки первобытных поселений были найдены в Нахичевани, Казахе и Карабахе. В древности здесь жили кавказские албаны, считающиеся предками современных лезгинцев.

К концу IV столетия до н. э. эти племена начали создавать свои государства, самые известные из которых – Кавказская Албания и Атропатена . Во II в. н. э. жители Азербайджана считались вассалами персидской династии Сасанидов – тогдашних правителей Ирана, но затем их государство было завоевано арабским халифатом. Именно тогда, в VII в. н. э., в эту местность впервые пришел ислам.

В этот переломный момент на территории современного Азербайджана возникло несколько исламских государств, которыми управляли монархи из династий Саларидов, Ширваншахов, Саджидов, Раввадидов и Шеддадидов. Это было время подлинного Ренессанса страны.

Приблизительно пять столетий назад земли Азербайджана начали постепенно объединяться под управлением шаха Исмаила Хатаи, подчинившего себе и северные, и южные регионы и создавшего одну из самых мощных империй Ближнего Востока – Сефевидское государство .

После его смерти расширять территорию государства продолжил Надир-шах, даже захвативший часть Северной Индии. Однако кончина правителя привела к распаду огромного территориального образования на султанаты и ханства.

В конце XVIII в. попытка вновь объединить земли Надир-шаха под управлением одной династии – в данном случае Гаджаров, считавшихся одним из самых знатных азербайджанских родов, — привела к многолетним конфликтам между Ираном и Россией, стремившейся захватить Южный Кавказ. В итоге южные области страны отошли Ирану, а северные остались под российской юрисдикцией. В составе СССР Азербайджан являлся социалистической республикой , а независимость обрел после 1991 года.

  • Ичери-Шехер – колоритный старинный район в столице страны;
  • Озеро Гёйгёль – очень живописное место с богатой флорой и фауной;
  • Пламенные башни в Баку – самые высокие здания в стране, вечером благодаря подсветке действительно напоминающие языки пламени;
  • Янардаг – охваченный пламенем склон горной вершины на Апшеронском полуострове благодаря бьющим из-под земли нефтяным гейзерам;
  • Джума-мечеть в столице, отличающаяся изысканным восточным стилем и являющаяся местом паломничества приверженцев ислама.
  • Это интересно:

    Подписывайтесь на нашу интересную группу Вконтакте:

    Вконтакте

    Напряженная ситуация на российско-азербайджанской границе может вылиться в конфликт международного характера, если правоохранительные органы России не примут своевременные меры в отношении бастующих дальнобойщиков. Об этом заявил ответственный сотрудник Бакинского офиса Ассоциации международных автомобильных перевозчиков Али Искендеров, комментируя информацию ряда СМИ об акции протеста российских дальнобойщиков.

    По его словам, акция протеста проводится российскими водителями фур уже неделю. Они перекрыли дороги по всей территории Дагестана и отказываются работать. Водители требуют не применять к ним новую систему платежей "Платон" (система взимания платы с грузовиков, имеющих разрешенную максимальную массу свыше 12 тонн), внедренную год назад.

    В ходе акции российские водители сожгли несколько своих автомобилей.

    "В то же время, это бесчинство сказалось и на наших водителях. 80 процентов азербайджанских дальнобойщиков возят грузы (в основном сельскохозяйственную продукцию) на территорию России. Российские водители пытались уговорить наших дальнобойщиков примкнуть к акции протеста, заявив, что и им придется платить по системе "Платон",- сообщил Искендеров.

    Однако, азербайджанские водители не хотят присоединяться к бастующим. Если дальнобойщики не доставят скоропортящийся груз в обговоренные в документах сроки, то будут оштрафованы.

    В связи с этим дальнобойщики из Азербайджана, заручившись поддержкой трех полицейских автомобильных конвоев, пытались прорваться через блокаду протестующих, но были обстреляны из пневматического оружия и забросаны камнями. В настоящее время на российско-азербайджанской границе простаивает до сотни азербайджанских автомобилей. Точное их количество неизвестно.

    "В связи с этим мы обратились за помощью в Государственные таможенные комитеты АР и Дагестана. Кроме того, написали письмо в головной офис нашей организации в Женеве. Водители держат связь с нами и докладывают ситуацию. Говорят, что наши таможенники в отместку стали задерживать российских дальнобойщиков, потому что поступила информация, что участники акции протеста побили нескольких азербайджанских водителей", — отметил Искендеров.

    По некоторым данным, на место происшествия должны были выехать российские войска специального назначения, чтобы разогнать протестующих.

    Самый большой страх при пересечении Азербайджанской границы после посещения Армении - пропустят ли в страну с армянскими штампами. В случае, если бы въезд запретили, мы бы вернулись в Россию через Верхний Ларс, но в любом случае было интересно на своем опыте это попробовать.

    У Грузии с Азербайджаном есть 2 КПП: южнее Рустави-Газах, которая далее идет по степной трассе через Гянджу и севернее Лагодехи - Белоканы, которая идет вдоль Кавказского хребта. Интереснее дорога вдоль Кавказа, ее мы и выбрали.

    Грузинскую границу как всегда проехали быстро. На азербайджанской уткнулись в закрытые ворота. Минут через 15 начали впускать, каждому при въезде погранцы давали бумажку, написанную от руки. Пассажиры пошли отдельно, а я на автомобиле отдельно.

    Меня попросили вытащить все чемоданы из машины и пронести через сканер. В верхнем багажнике остались только бутылки грузинского вина, погранцы спросили, не армянское ли вино и проверили. Таможня Азербайджана очень агрессивно относится ко всем товарам из Армении - вину, коньяку и т.д., поэтому погут его изъять. Если вы после Армении собираетесь ехать в Азербайджан, то советую ничего не брать, иначем можете не довезти.

    Далее меня отправили оплатить страховку и налог, каждый из которых по 20 долларов либо 1250 рублей. В одно из окошек отдал 2000, мне сказали, что сдачи в рублях нет и отдали в манатах - 7 манат (курса я не знал), во втором окошке тоже отдал 2000 рублей и мне отдали сдачу в рублях. Полученные бумажки необходимо сохранить и отдать на границе при выезде. Они дают возможность находиться в Азербайджане в течении 30 дней.

    На выезде уже ждали мои товарищи, мы погрузились и поехали в сторону Баку, до него от границы 450 км. У меня про посещение Карабаха ничего не спрашивали, друзьям задавали вопросы. Больше ничего страшного и-за армянских штампов не произошло.

    А вот и те самые виды гор, вдоль которых нам двигаться через весь Азербайджан.

    В одном из ближайших сел мы остановились купить колы и печенек. За это в магазине попросили 2.5 маната. Дорого как-то - подумал я. Топливо по ощущениям тоже было как-то слишком дороговато. И только в одном из обменников я увидел, что манат стоит 35 рублей, то есть таможенники дали мне в 3 раза меньше!!! Вот такая азербайджанская гостеприимность. Поэтому советую вам при въезде запастись мелочью, чтобы оплатить все без сдачи.

    От границы до Ахсу идет прямая скучная дорога, начиная с Ахсу и до Мараза горы с серпантинами, где тоже можно сделать очень красивые фотографии.





    Как и обещал в прошлый раз, сегодня мы будем попадать в новую страну. Из названия статьи понятно, что этой страной будет еще одна часть пост-советского пространства – Азербайджан. После уже дважды посещенной Грузии и развеянных мифов по поводу нее, я догадывался, что люди должны быть примерно такими же гостеприимными, но все равно была доля сомнений. Ведь страна мусульманская, а о туристических поездках туда я вообще практически ничего не слышал. Но самое интересное было другое, вы ведь помните, что в прошлом году мы с Милой ездили в , наверняка, вы так же осведомлены, что азербайджанцы не очень то жалуют путников с той стороны. Начитался в интернете обо всяких “мариновательных” процессах, теперь придется все на своей шкуре испытывать, все ли верно, что пишут.

    Автостопом до границы с Азербайджаном.

    Из нам удалось добраться до следующего грузинского населенного пункта – Цнори. Местечко надо-сказать совсем не презентабельное, хотя рядом с границей… чего я удивляюсь. В поисках чего-нибудь пожевать, мы заглянули в одну из местных пекарен с надписью “хачапури”, после чего нашли тихое, на наш взгляд, местечко возле полуразвалившегося деревянного дома, чтобы нам никто не мешал есть.

    Неожиданно из дверей вышел грузин, на внешность типичный зек и, приметив двух “явно не местных” решил замучить нас вопросами. При общении с таким товарищем, даже горячий хачапури в горло не лез, пришлось сменить место обеда.

    В очередной раз нам повезло сесть в машину с грузином, который ехал напрямик в Азербайджан через границу, да еще и в Кахи – первый город, где мы планировали бросить вещи. Водитель жил и там и тут, в этом нет ничего удивительного, потому что города Кахи и на самом деле некогда принадлежали Грузии. Любопытно, что азербайджанцы с грузинами по этому вопросу не воюют, как с армянами из-за . С чего я решил, что эти земли грузинские? Во-первых потому, что там до сих пор живет около 90% грузин, а во вторых, потому что после Шеки вдруг неожиданно шикарные зеленые горы превращаются в полу-степь, каких мы уже нагляделись в . Что я рассказываю, приедем, сами все увидите.

    Пограничный пункт Грузия – Азербайджан.

    На пограничном пункте нам пришлось вылезать из машины, пассажиры идут пешком, а водитель едет на свой проходной пункт. С грузином договорились, что встретимся на другой стороне, так как есть большая вероятность, что пешком мы доберемся туда быстрее.

    Грузинский пункт мы прошли нормально, почти без очереди, да и на азербайджанском было не много народу. Я больше переживал за армянский штампик в , но вопреки моим опасениям, пограничник лишь с ухмылкой спросил, понравилось ли нам в Армении и как у них там дела (главное не говорить что были в Нагорном Карабахе, тогда вас точно не пустят, ещё и в чёрный список внесут). Уфф, похоже все не так ужасно, как об этом пишут в интернете. То есть и азербайджанскую границу мы прошли беспрепятственно.

    Наш водитель был прав, за воротами пограничного пункта мы оказались первыми, и как только их переступили, нас тут же со всех сторон оккупировали таксисты, чуть ли не дергая меня за рукав со словами “дяденька возьми машинку”. Нигде таких приставал не видел на Кавказе, как здесь. Один из них видать уже имел дело с подобными нам товарищами, и сразу сказал другим, что это автостопщики, они на такси не поедут. После чего дышать стало значительно легче.

    У ближайшего дерева на пригорке устроилась кучка турков, фуры которых стояли тут же неподалеку. Наверняка, они здесь себя более комфортно чувствуют, как я понял у них и язык похож на местный, когда стал слышать в азербайджанской речи знакомые слова. Однако, я думаю, с русским здесь тоже не должно быть проблем.

    Через минут 10 фурщики разом вскочили на ноги, и двинулись к машинам, а мы спокойно заняли их место, чтобы спрятаться от жаркого дневного солнца. Еще через несколько минут показалась знакомая машина с грузином, которая остановилась рядом с нами. Дальше нас ждал город Кахи.

    Первые впечатления и вечер у реки Курмухчай.

    Когда мы начали подъезжать к первым населенным пунктам, я удивился, что все улицы и дороги перестраиваются чуть ли не так, как в Турции. Может по всему миру новая программа “сделай свою страну лучше”, а Россию опять стороной обошли? Оказалось, что мы приехали как раз пред президентскими выборами в Азербайджане, о чем говорили предвыборные плакаты с изображением Ильхама Алиева (нынешний президент, кто не в курсе).

    Наверное по этой же причине дома, ворота которых выходили на дорогу, решили застроить новыми заборами. А старый забор выкрасить в черно-белый цвет а-ля “буренка”. Вся эта суматоха выглядела довольно забавно, жаль только дороги не везде еще успели доделать.

    Грузин заехал в один из магазинов, чтобы купить внуку велосипед в подарок, а потом еле запихал его в багажник. Так и ехали с открытым багажником и привязанным велосипедом, постоянно оглядываясь, не потерялся ли тот по дороге.

    В город мы заехали уже вечером, поэтому мы решили оставить на завтра. Грузин сразу спросил, где мы намерены ночевать. Я ответил, что нам неплохо бы найти местечко для бесплатного “кемпинга”. Тот почесал затылок, а потом заявил, что знает отличное место на природе рядом с рекой, где можно спокойно обосноваться.

    Уже зная о нулевом опыте путешествия с палаткой местных жителей, я скептически отношусь к подобным заявлениям, многие реально не представляют себе, как это спать в палатке “посреди прохожей улицы”, но упорно предлагают этот вариант.

    Однако, к моему удивлению, место, куда привез нас грузин было просто идеально для тихого отдыха в палатке, и можно сказать, что находилось оно в черте города. Напоминает небольшой парк с маленькими уличными кафешками, куда обычно всей семьей приезжают на шашлыки или просто отдохнуть с друзьями на природе. Здесь даже уличные столики имелись, за одним из которых мы изначально и расположились.

    Грузин уехал, а я пошел изучать обстановку. Пока спрашивал по пути на русском, где тут и что находится, успел перезнакомиться с кучей азербайджанцев, которые угостили нас чаем и чуть позже шашлыком с овощами, а так же узнав мою профессию приглашали на работу в Баку оставив свои координаты. Кажется, в Азербайджане нам тоже понравится:). Кроме того, ребята предложили поговорить с хозяином местного кафе, которое находится чуть дальше по дороге, может нам предложат неплохой вариант ночевки.

    Но я уже нашел хороший вариант для палатки. Можно сказать в тупике, где с одной стороны были большие каменные валуны, а с другой – русло реки Курмухчай. Встретить вечер в этом тихом природном уголке мира – просто романтика.

    Это мой последний пост про Иран в рамках автопробега "Каспий - море дружбы". Под катом я покажу порт Решта, расскажу как мы добрались до границы с Азербайджаном и пересекли (не без проблем) контрольно-пропускной пункт...

    Несколько снимков Решта. Как я уже говорил, города на севере Ирана похожи друг на друга, поэтому чего-то невероятного и запоминающегося на улицах Решта я не нашел. Плюс ко всему, в этот день я чувствовал себя неважно и полдня отлеживался в гостинице:

    3.

    По какой-то загадочной причине именно кольцевые дорожные развязки иранцы считают главным объектом для облагораживания. Внутри них разбивают клумбы, стоят памятники и текут фонтаны:

    4.

    Малые архитектурные формы не отличаются изяществом:

    5.

    Более-менее современные здания вызывают удивление и выбиваются из общего архитектурного бедлама:

    6.

    7.

    Интересный бизнес - токарная лавка. Мужик за станком готов выполнить любую работу. Я вспомнил, что раньше в Союзе эти услуги пользовались спросом, и даже были сопряжены с серьезными трудностями. Надо было передать рабочему на завод свою деталь, тот проносил ее втайне от вахты, а потом, выполнив заказ, перебрасывал через забор:

    8.

    В Реште его большой порт и город кишит морячками:

    9.

    Билборд с фотографиями погибших шахидов:

    10.

    11.

    В пробках кипит торговля. Иранская молодежь осваивает азы бизнеса:

    12.

    Переодически встречаются блокпосты, похожие на пляжные зонтики:

    13.

    Въезд в порт оформлен вот такой "аркой" с дельфинами:

    14.

    Порт Решта:

    15.

    Основной торговый оборот идет с Астраханью, много русских кораблей:

    16.

    17.

    Парковка. Портовые рабочие передвигаются преимущественно на мопедах:

    18.

    Главное, что покупают иранцы у нас - металл и древесину (по причине недостатка того и другого в собственной стране):

    19.

    Общая фотография с руководством порта:

    20.

    Утром, во время отъезда в Азербайджан встретили на улице мужиков со свежим хлебом. Совершено незнакомые люди угостили нас выпечкой и даже попозировали для истории:

    21.

    22.

    Навигация по Ирану есть у Sygic, но работает крайне плохо. Пользовались, в основном, MapsWithMe:

    23.

    Дорожная камера на высоченном столбе:

    24.

    Федеральная трасса. Какой-то парень прямо на дороге стрижет травку:

    25.

    26.

    Торговец рыбой. Свалил дары моря на тротуар перед лавкой, как на витрину:

    27.

    Граница Ирана состоит из нескольких кордонов. Прохождение заняло три часа, притом что с нами был губернатор и лично помогал в процессе (без него это заняло бы не три часа, а три дня):

    28.

    Мы сидели в машинах, отдавали документы и проезжали на следующий этап. Сервис, практически:

    29.

    С нами в очереди стояла вереница древних грузовиков из Ирана. В Азербайджане я таких уже не видел. Похоже, они заезжают к соседям исключительно для того чтобы загрузиться на складах рядом с таможней, и возвращаются в Иран:

    30.

    Наши автомобили вызвали у "дальнобойщиков" неподдельный интерес, и мы провели полевую презентацию автопробега:

    31.

    Ну и фото на память, разумеется:

    32.

    Очень много товара переносят через границу вручную:

    33.

    34.

    У финальных ворот за которыми уже ждал Азербайджан, к нам подошел военный, начал ругаться и забрал наши паспорта. Как оказалось, это был сотрудник Корпуса стражей Исламской революции. Это элитное иранское военно-политическое формирование, перед которым притих даже наш губернатор.

    Свои паспорта мы ждали больше часа: нам сказали, что ксерокс на КПП сломался и их повезли в соседний город. Хотя на самом деле нас, по всей вероятности, "пробивали" по всем возможным базам, и выясняли не враги ли мы.

    Как вы уже догадались, врагов в нашей дружной компании не нашлось, и уже через пару часов мы благополучно въехали в Азербайджан. О нем расскажу в следующем посте. Stay Tuned!

    35.

    Автомобили экспедиции были оборудованы системой мониторинга ГЛОНАСС/GPS производства компании «Ритм», и каждый желающий может посмотреть маршрут нашего следования на geo.ritm.ru . Надо выбрать период с 5 октября 2014 по 22 октября 2014:

    = Каспий - море дружбы. Оглавление =


    Вокруг Каспия. Западный Казахстан. Актау

    Начало. Западный Казахстан

    Граница Казахстана и Туркменистана

    Кара-Богаз-Гол и Курорт Аваза
    Город Туркменбаши

    Балканабад, рынок и дорога до Ашхабада

    Заправки Дагестана и Чечни

    Свобода СМИ в Туркмении

    Фантастический Ашхабад

    Фантастический Ашхабад. Белый город
    Ашхабад. Жизнь