В середине XII в. после гибели нескольких монгольских ханов оборону монголов от чжурчженей и их союзников - татар - возглавил потомок Хабул хана Есугей багатур («багатур» значит «богатырь»). Человек храбрый и решительный, Есугей багатур был не ханом, а главой рода Борджигинов, который обитал в районе к северу от современной российско монгольской границы, там, где сейчас расположен город Нерчинск.

Когда то Есугей, будучи еще совсем молодым человеком, охотился в степи с соколом и вдруг увидел, как какой то меркит везет в телеге, запряженной очень хорошей лошадью, девушку исключительной красоты. Есугей позвал своих братьев, и монголы бросились в погоню за добычей. Увидев преследователей, девушка горько заплакала и сказала меркиту, своему жениху: «Ты видишь этих людей - они тебя убьют, брось меня, уезжай, я буду вечно тебя помнить». Потом сняла с себя рубашку и отдала ему на память. Монголы уже приближались - меркит быстро выпряг коня, ожег его плетью и ушел от погони. А братья запрягли своих лошадей в телегу и, привезя плачущую девушку домой, сказали; «Забудь о своем женихе, наш Есугей живет без женщины» - и выдали ее за Есугея. Жену Есугея, имя которой осталось в истории, звали Оэлун.

Брак оказался счастливым. В 1162 г. Оэлун родила первенца - Тэмуджина , а впоследствии еще трех сыновей: Хасара, Хачиун беки, Тэмугэ - и дочь Тэмулун. От второй жены (монголы многоженство разрешали и поощряли) - Сочихэл - у Есугея родилось еще двое сыновей: Бектер и Бельгутей.

Когда Тэмуджин подрос и ему исполнилось 9 лет, то по монгольскому обычаю он должен был быть помолвлен. Отец договорился о помолвке Тэмуджина с родителями красивой десятилетней девочки по имени Бортэ из соседнего племени хонкират и повез сына в становище будущего тестя. Оставив Тэмуджина у хонкиратов, чтобы он привык к своей невесте и будущим родственникам, Есугей отправился в обратный путь. По дороге он увидел нескольких человек, сидевших у огня, которые, как и положено в степи, пригласили его разделить трапезу. Есугей подъехал ближе и лишь тут понял, что это были татары. Бежать было бесполезно, потому что татары погнались бы за ним, а конь Есугея устал. Гостя же у походного костра по степной традиции тронуть не мог никто.

У Есугея не оставалось выбора - он принял приглашение и, поев, благополучно уехал. Но по дороге Есугей почувствовал себя плохо и решил, что его отравили. На четвертый день, добравшись домой, он умер, завещав родне отомстить татарам. Трудно сказать, насколько прав был Есугей в своих подозрениях, но важно другое: он допускал, что татары могли его отравить, то есть совершить неслыханное дотоле нарушение обычаев степняков.

Сподвижники отца съездили за Тэмуджином и привезли мальчика домой. Как старший сын, он стал главой рода, и тут выяснилось, что вся сила племени заключалась в воле и энергии Есугея. Своим авторитетом он заставлял людей ходить в походы, защищаться от врага, забывать местнические счеты ради общего дела. Но поскольку Есугей не был ханом, его влияние кончилось с его смертью. Соплеменники не имели никаких обязательств перед семьей Есугея и покинули Борджигинов, отогнав весь их скот, по существу обрекая семью Есугея на голодную смерть: ведь старшему, Тэмуджину, было только 9 лет, а остальным - и того меньше.

Инициаторами такой жестокости стали тайджиуты - племя, которое было враждебно настроено по отношению к Есугею. Тогда Оэлун схватила знамя Есугея, поскакала за отъезжавшими и пристыдила их: «Как вам не стыдно бросать семью вашего вождя!» Некоторые вернулись, но потом опять ушли, и все трудности воспитания детей и добычи пищи для семьи легли на плечи двух женщин: Оэлун и Сочихэл - старшей и младшей жен Есугея. Они ловили сурков, чтобы получить хоть какое нибудь мясо, и собирали дикий чеснок - черемшу. Тэмуджин ходил к реке и пытался подстрелить тайменей. Как все монголы, он умел стрелять сквозь воду, несмотря на то что вода преломляет свет, искажая изображение, и попасть в цель очень трудно. Даже летом семья жила впроголодь, делая запасы на зиму.

Между тем соплеменники, оскорбившие и бросившие семью Есугея, продолжали следить за ней, так как опасались заслуженной мести. По видимому, им удалось сделать соглядатаем старшего сына Сочихэл - Бектера. Бектер, почувствовав за собой силу, начал вести себя пренебрежительно по отношению к детям Оэлун. Тэмуджин и Хасар не выдержали издевательств сводного брата и застрелили его из лука.

К этому времени уже вполне сложились характеры и определились наклонности детей Есугея. Хасар был храбрый и сильный парень, отличный стрелок. Тэмугэ стал нежным и послушным сыном, он заботился о матери и мачехе. Хачиун Беки не обладал никакими достоинствами. В Тэмуджине же и друзья и враги отмечали выдержку, волю, упорное стремление к цели. Конечно, все эти качества пугали врагов Борджигинов, и потому тайджуиты напали на юрту семьи Есугея. Тэмуджин успел убежать в таежную чащу, где, как гласит монгольский источник, не было даже тропинок, по которым «сытый змей мог бы проползти».
Через девять дней, мучимый голодом, Тэмуджин был вынужден сдаться. Он вышел в степь, где его схватили и привели в свое становище. За что же на него охотились? Да, очевидно, за убийство Бектера, тайджиутского шпиона. Тайджиуты не убили Тэмуджина. Таргутай Кирилтух - друг Есугея - смог спасти юношу от смерти, но не от наказания. На Тэмуджина надели колодку - две деревянные доски с отверстием для шеи, которые стягивались между собой. Колодка была мучительным наказанием: человек не имел возможности сам ни поесть, ни попить, ни даже согнать муху, севшую ему на лицо. К тому же доски приходилось все время держать руками, чтобы они не сдавливали шею.

Тэмуджин внешне сносил все совершенно безропотно. Но однажды, во время праздника полнолуния, тайджиуты устроили большую попойку и напились, оставив пленника под охраной какого то слабого парня, которому архи (молочной водки) не дали. Тэмуджин улучил момент, ударил парня колодкой по голове и убежал, придерживая доски руками. Но так далеко не убежишь - Тэмуджин добрался до берега Онона и лег в воду. Сторож, придя в себя, закричал: «Упустил я колодника!» - и вся пьяная толпа тайджиутов бросилась искать беглеца. Луна ярко светила, все было видно как днем. Вдруг Тэмуджин понял, что над ним стоит человек и смотрит ему в глаза. Это был Сорган Шира из племени сулдус, который жил в становище тайджиутов и занимался своим ремеслом - делал кумыс. Он сказал Тэмуджину: «Вот за то тебя и не любят, что ты так сметлив. Лежи, не бойся, я тебя не выдам».

Сорган Шира вернулся к преследователям и предложил еще раз все обыскать. Легко понять, что пленник обнаружен не был. Пьяные тайджиуты хотели спать и, решив, что человек в колодке далеко не уйдет, прекратили поиски. Тогда Тэмуджин выбрался из воды и пошел к своему спасителю. Сорган Шира, увидев, что колодник вползает к нему в юрту, испугался и уже хотел было прогнать Тэмуджина, но тут запротестовали дети Сорган Шира: «Нет, что ты, отец. Когда хищник загонит пташку в чащу, то ведь и чаща ее спасает. Мы не можем его выгнать, раз он гость». Они сняли с Тэмуджина колодку, изрубили ее и бросили в огонь. У Сорган Ширы оставался только один выход - спасти Тэмуджина, и потому он дал ему лошадь, лук, две стрелы, но не дал кремня и огнива. Ведь лошади паслись в степи, лук хранился на верхнем карнизе двери юрты, и их легко было украсть, а кремень и огниво каждый степняк носил с собой. Если бы Тэмуджина схватили и нашли у него огниво или кремень Сорган Ширы, семье спасителя и ему самому пришлось бы плохо.

Тэмуджин ускакал и через некоторое время нашел свою семью. Борджигины сразу же перекочевали на другое место, и тайджиуты больше не смогли их обнаружить. Вот это обстоятельство и показывает, что Бектер действительно был доносчиком: после его смерти некому стало сообщать врагам о местах кочевий Борджигинов. Затем Тэмуджин женился на своей нареченной Бортэ. Ее отец сдержал свое слово - свадьба состоялась. Приданым Бортэ стала роскошная соболья шуба. Тэмуджин привез Бортэ домой… и драгоценную шубу у нее немедленно «изъял». Он понимал, что без поддержки ему не устоять против многочисленных врагов, и потому вскоре направился к самому могущественному из тогдашних степных вождей - Ван хану из племени кераитов. Ван хан был когда то другом отца Тэмуджина, и ему удалось заручиться поддержкой Ван хана, напомнив об этой дружбе и поднеся роскошный подарок - соболью шубу Бортэ.

Но не успел счастливый от достигнутого успеха Тэмуджин вернуться домой, как становище Борджигинов подверглось новому нападению. На этот раз напали меркиты, вынудившие семью скрыться на горе Бурхан халдун. При этом не обошлось без потерь: в плен была захвачена Бортэ и вторая жена Есугея - Сочихэл. Тэмуджин, потеряв любимую жену, был в отчаянии, но не в растерянности. Гонцы Борджигинов поскакали к его побратиму Джамухе Сэчену из племени джаджират и кераитскому Ван хану. Объединенное войско возглавил Джамуха, бывший талантливым полководцем.

Поздней осенью 1180 г., когда уже выпал первый снежок, воины Джамухи и Тэмуджина внезапно обрушились на кочевье меркитов, находившееся к востоку от Байкала. Враги, захваченные врасплох, бежали. Тэмуджин же хотел найти свою Бортэ и звал ее по имени. Бортэ услышала и, выбежав из толпы женщин, ухватилась за стремя мужниного коня. А Сочихэл ушла с похитителями. Похоже, она стала выполнять ту же шпионскую обязанность, что и ее сын Бектер: ведь кроме нее некому было сообщить меркитам, где находится кочевье Борджигинов и как можно организовать нападение. Сочихэл не вернулась, и напрасно ее сын - добродушный Бельгутей, который очень любил свою мать, требовал от меркитов, чтобы ему ее возвратили.

Надо сказать, что, хотя Бельгутей был сыном предательницы и братом предателя, Тэмуджин, зная, что сам Бельгутей человек чистосердечный, ценил его, любил и всегда видел в нем своего ближайшего родственника. Это, конечно, совсем не плохо характеризует человека, из которого историки пытались сделать чудовище! Читая написанное современниками о Тэмуджине, необходимо помнить, что писали о нем люди, крайне дурно к нему настроенные. А ведь даже Дьявол (Иблис) в мусульманской поэзии говорит: «Меня рисуют в банях таким безобразным, потому что кисть - в ладони моего врага».

Поход на меркитов сильно повысил авторитет и известность Тэмуджина, но не среди всех обитателей степи, а среди их пассионарной части - «людей длинной воли». Одинокие богатыри увидели, что имеет смысл поддержать инициативного сына Есугея, даже рискуя жизнью. И начался процесс, который, сами того не подозревая, спровоцировали кераитский хан и джаджиратский вождь: вокруг Тэмуджина стали собираться степные удальцы. Они то в 1182 г. и избрали его ханом с титулом «Чингис».

Само слово «Чингис» непонятно. Д.Банзаров, бурятский исследователь, считает, что это имя одного из шаманских духов. Другие полагают, что титул произошел от слова «чингиху» - «обнимать», следовательно, «Чингис» - титул человека, имевшего всю полноту власти. Как бы там ни было, у монголов установилась новая система правления. Назвать ее принцип монархическим довольно трудно, потому что хан был отнюдь не самодержавен, а, напротив, не мог не считаться с нойонами - главами примкнувших к нему племен - и со своими богатырями. Таким образом войско надежно ограничивало волю хана.

Государственным устройством не предусматривалось и право наследования, хотя впоследствии каждый новый хан избирался только из потомков Чингиса. Но это было не законом, а выражением воли самих монголов. Уважая Чингисхана , его заслуги перед народом, они не видели оснований отказывать в наследовании престола его потомкам. Кроме того, монголы верили во врожденный характер человеческих достоинств и недостатков. Так, склонность к предательству считалась столь же неотторжимым атрибутом наследственности, как цвет глаз или волос, и потому предателей истребляли беспощадно вместе с их родственниками.

Избрание ханом стало неожиданностью для Тэмуджина: все другие претенденты на престол из числа потомков Хабул хана просто отказались от этой обременительной должности. Весть об избрании Тэмуджина ханом по разному была встречена в степи. Ван хан был очень доволен таким оборотом дела, а вождь джаджиратов Джамуха воспринял весть о возвышении своего побратима с раздражением. Как на грех, при попытке отогнать из владений Чингиса табун, оказался убитым брат Джамухи - Тайчар. Под предлогом мести Джамуха с тридцатитысячным войском двинулся на Чингиса. Не достигнув решающего успеха в разгроме врага, вождь джаджиратов ограничился жестокой расправой с пленными и отступил.

Проявление непривычной для степняков жестокости лишило Джамуху популярности. Два наиболее крупных и боеспособных племени - уруты и мангуты - откочевали к Чингису. На пиру в честь избавления от Джамухи брат Чингисхана Бельгутей поймал вора, укравшего узду и поводок с коновязи. Богатырь Бури Боко из племени чжурки (юрки) вступился за вора. Произошла драка, закончившаяся для чжурки плачевно. Когда Чингис выступил в очередной поход против татар, чжурки, памятуя о ссоре, не пришли на помощь своим, а двинулись на беззащитные монгольские юрты, ограбили и убили десяток немощных стариков. Вернувшийся из похода Чингис решил наказать племя чжурки и разгромил их кочевья. Вожди племени были казнены, а уцелевшие воины включены в войско монгольского хана.

Детали происшедшего в дальнейшем (1185 1197) точно не известны, но лакуна в исторических знаниях вполне может быть заполнена при помощи сведений содержательной книги «Мэн да Бэй лу» («Тайная история монголов»). «Мэн да Бэй лу» сообщает, что Тэмуджин был захвачен в плен маньчжурами и 11 лет провел в темнице. Потом он каким то образом спасся и вернулся в степь.

Теперь Чингису пришлось все начинать заново. Из 13 тысяч всадников осталось менее 3 тысяч, монголы не только потеряли все те преимущества, которые приобрели за время правления Чингисхана , но и перессорились друг с другом. Даже Хасар бросил своего брата и пошел служить хану кераитов.

Но уже в 1198 г. Тэмуджин опять стоял во главе мощной орды. Что позволило ему так быстро вернуть утраченное? Вероятно, снова сказалось увеличение пассионарности монголов. Число «людей длинной воли» росло; росло и их желание устроить жизнь по своему. Следовательно, им по прежнему был необходим вождь, который приказывал бы им делать то, что они хотели выполнять. Ведь соперники Чингиса - родовитые нойоны Алтаи, Хучар, Сэчэ бики - мечтали о старом порядке, основанном на произволе, праве на безобразия, отсутствии верности обязательствам; сторонники же Чингиса желали твердого порядка, гарантий взаимовыручки и уважения своих прав. Прекрасно поняв чаяния своих последователей, Чингисхан сформулировал новый свод законов - Великую Ясу. Яса отнюдь не являлась модификацией обычного права, а основывалась на обязательности взаимопомощи, единой для всех дисциплине и осуждении предательства без каких либо компромиссов.

Таким образом, Яса Чингисхана , по сути дела, явилась регламентацией тех новых стереотипов поведения, которые отстаивали «люди длинной воли». Ничего подобного не знала монгольская практика. Так, по Великой Ясе, каждого предателя, то есть человека, обманувшего доверившегося ему, предавали смертной казни. Простым людям отрубали голову, а людям высокого происхождения ломали позвоночник так, чтобы кровь оставалась в теле убитого. В этом случае, по монгольскому поверью, убитый мог возродиться к новой жизни. Если же кровь вытекала на землю, человек терял не только жизнь, но и душу.

Точно так же смертная казнь полагалась и за неоказание помощи боевому товарищу. Например, встретив любого соплеменника в пустыне, каждый монгол был обязан (!) предложить ему попить и поесть. Ведь путник, который не имел возможности подкрепить силы, мог умереть, и тогда на нарушившего закон падало обвинение в убийстве. Если кто то из воинов терял лук или колчан со стрелами, то ехавший сзади должен был поднять и вернуть ему оружие. Нарушение этого правила также приравнивалось к неоказанию помощи и влекло за собой смертную казнь.

Кара смертью была воздаянием и за убийство, блуд мужчины, неверность жены, кражу, грабеж, скупку краденого, сокрытие беглого раба, чародейство, направленное во вред ближнему, троекратное невозвращение долга. За менее тяжкие преступления полагалась ссылка в Сибирь или наказание штрафом.

Яса - неслыханное нарушение племенных обычаев - ознаменовала конец скрытого («инкубационного») периода монгольского этногенеза и переход к явному периоду фазы подъема с новым императивом: «Будь тем, кем ты должен быть!» Законодательно закрепленный принцип взаимовыручки дал пассионарному субэтносу сторонников Чингаса возможность координировать свои усилия. Однако большая часть монголов упорно предпочитала привычные формы родового быта, а не жизнь военной орды.

Врагами монголов Чингиса по прежнему были и меркиты, и найманы, и татары, и чжурчжени, и ойраты, а единственный союзник - кераиты во главе с Ван ханом - надежностью не отличался. «Люди длинной воли», как и раньше, должны были защищаться, чтобы жить. Но теперь возросшая пассионарность диктовала им стремление к победам, ибо в те времена только победа над врагами была способна избавить народ от постоянной угрозы. И войны за победу начались. Выход монголов на арену мировой военно политической истории стал переломным моментом в существовании всего Евразийского континента.

В самом начале XIII в., в 1202 1203 гг., которые были переломными для всей ситуации в степи, монголы разбили сначала меркитов, а затем и кераитов. Дело в том, что кераиты разделились на сторонников Чингисхана и его противников. Противников Чингисхана возглавил сын Ван хана, законный наследник престола - Нилха (у кераитов, христиан несторианского толка, это имя соответствовало имени Илья). У Нилхи были основания ненавидеть Чингисхана : еще в то время, когда Ван хан был союзником Чингиса, вождь кераитов, видя неоспоримые таланты последнего, хотел передать ему кераитский престол, минуя собственного сына. Столкновение этой части кераитов с монголами произошло еще при жизни Ван хана. И хотя кераиты имели численное превосходство, монголы разбили их, благодаря тому, что проявили исключительную мобильность и захватили противника врасплох.

В столкновении с кераитами в полной мере проявился характер Чингисхана. Когда Ван хан и его сын Нилха бежали с поля боя, один из их нойонов с небольшим отрядом задерживал монголов, спасая своих вождей от плена. Этого нойона схватили, привели пред очи Чингиса, и тот спросил: «Зачем же ты, нойон, видя положение своих войск, сам не ушел? У тебя же были и время и возможность». Тот ответил: «Я служил своему хану и дал возможность ему убежать, а моя голова - для тебя, о победитель». Чингисхан сказал: «Надо, чтобы все подражали этому человеку. Смотрите, как он смел, верен, доблестен. Я не могу тебя убить, нойон, я предлагаю тебе место в своем войске». Нойон стал тысячником и, конечно, верно служил Чингисхану , потому что кераитская орда распалась. Сам Ван хан нелепо погиб при попытке бежать к найманам. Их стражники на границе, увидев кераита, недолго думая, убили его, а отрубленную голову старика поднесли своему хану.

В 1204 г. произошло неизбежное столкновение монголов Чингисхана и могущественного найманского ханства - орды со смешанным населением, состоявшим из монголов найманов и примкнувших к ним тюрок. И вновь одержали победу монголы Чингиса. Хан найманов погиб, а его сын Кучлук (Гуш лук) убежал к своим соплеменникам - кара китаям. Побежденные, как обычно, были включены в состав орды Чингиса.

В восточной степи больше не нашлось племен, способных активно сопротивляться новому порядку, и в 1206 г. на великом курултае Чингис был вновь избран ханом, но уже всей Монголии. Так родилось общемонгольское государство. Единственным враждебным ему племенем оставались старинные враги Борджигинов - меркиты, но и те к 1208 г. оказались вытесненными в долину реки Иргиз.

Растущая пассионарность орды Чингисхана позволила ей довольно легко и плодотворно ассимилировать разные племена и народы. Ибо, в соответствии с монгольскими стереотипами поведения, хан мог и должен был требовать покорности, повиновения приказу, выполнения обязанностей, но требовать от человека отказа от его веры или обычаев считалось делом не только глупым, но и аморальным - за индивидом оставалось право на собственный выбор. Подобное устроение привлекало многих. В 1209 г. независимое государство уйгуров прислало к Чингисхану послов с просьбой принять их в состав его улуса. Просьбу, естественно, удовлетворили, и Чингисхан дал уйгурам огромные торговые привилегии. Через Уйгурию ел караванный путь, и уйгуры, оказавшись в составе монгольского государства, разбогатели за счет того, что по высоким ценам продавали воду, фрукты, мясо и «удовольствия» изголодавшимся караванщикам.

Добровольное соединение Уйгурии с Монголией оказалось полезным и для монголов. Во первых, степняки, не имея собственной письменности, заимствовали уйгурскую. (Интересно, что первым грамотеем в улусе стал татарин по происхождению, мальчик сирота Шихи Хутуху, воспитанный матерью хана - Оэлун.) Во вторых, с присоединением Уйгурии монголы вышли за границы своего этнического ареала и соприкоснулись с иными народами Ойкумены.

В 1210 г. грянула тяжелая война с чжурчженями. Монгольское войско возглавляли Чингисхан , его сыновья Джучи, Чагатай, Угэдэй и полководец Джэбэ. Чжурчженьские полководцы талантами не уступали монгольским, но не имели войск, подобных войскам Чингисхана. Чжурчжени терпели поражения, но боролись упорно - война продолжалась очень долго и закончилась только в 1234 г., уже после смерти Чингисхана, взятием последних твердынь империи Кинь - Кайфына и Цайчжоу,

В Кайфыне отчаянно сопротивлявшиеся чжурчжени просто умирали от голода. Они настолько ослабели, что не могли держать в руках оружие. Когда же им предложили сдаться, то воины сказали: «Пока в крепости есть мыши, мы их ловим и едим, а если их не будет, то у нас есть жены и дети, мы будем есть их, но не сдадимся». Такова была чжурчженьская пассионарность, ничем не уступавшая монгольской.

В 1216 г. на реке Иргиз монголы наголову разбили остатки меркитов, но сами подверглись нападению хорезмийцев.

О Хорезме необходимо сказать подробнее. Хорезм оказался самым мощным из государств, возникших в XII в., при ослаблении державы Сельджукидов. Властители Хорезма из наместников правителя Ургенча превратились в независимых государей и приняли титул «хорезмшахов». Они оказались энергичными, предприимчивыми и воинственными правителями. Это позволило хорезмшахам завоевать большую часть Средней Азии. Они покорили даже южный Афганистан, соединив тем самым под своей властью Иран и Мавераннахр. Хорезмшахи создали огромное государство, в котором основную военную силу составляли тюрки из прилегавших степей: канглы (печенеги) и карлуки.

Но это государство оказалось непрочным, несмотря на обилие материальных богатств, храбрых воинов и опытных улемов, служивших дипломатами. Режим военной диктатуры опирался на чуждые местному населению племена, имевшие иной язык, другие нравы и обычаи. Нельзя сказать, что различны были и религии, так как представление о религии у солдат тюрок было крайне аморфное. Но безобразничать наемники умели! Они вызвали недовольство жителей Самарканда, Бухары, Мерва - словом, целого ряда среднеазиатских городов, где население не смогло вынести произвола гулямов. Восстание в Самарканде, например, привело к тому, что тюркский гарнизон был уничтожен, причем тюрок местные жители рвали на части. Естественно, за этим последовала карательная операция хорезмийцев, которые подавили восстание и жесточайшим образом расправились с населением Самарканда. Так же пострадали другие крупные и богатые города Средней Азии.

В этой обстановке хорезмшах Мухаммед решил подтвердить свой титул «гази» - «победитель неверных» - и прославиться очередной победой над ними. Случай представился ему в том самом 1216 г., когда монголы, воюя с меркитами, дошли до Иргиза. Узнав о приходе монголов, Мухаммед послал против них войско только из за того, что степняки не верили в Аллаха.

Хорезмийское войско обрушилось на монголов, но они в арьергардном бою сами перешли в наступление и сильно потрепали хорезмийцев. Только атака левого крыла, которым командовал сын хорезмшаха талантливый полководец Джеляль ад Дин, выправила положение. После этого хорезмийцы отошли, а монголы вернулись домой: воевать с Хорезмом они не собирались, напротив, Чингисхан всеми силами хотел наладить отношения с хорезмшахом. Ведь через Среднюю Азию шел Великий караванный путь, и все владетели земель, по которым он пролегал, богатели за счет пошлин, выплачиваемых купцами. Купцы охотно платили любые пошлины, потому что расходы они неизменно перекладывали на потребителей, сами при этом ничего не теряя. Желая сохранить все преимущества, связанные с караванным путем, монголы стремились к покою и миру на своих рубежах. Разность вер, по их мнению, повода к войне не давала и оправдать кровопролития не могла. Вероятно, и сам хорезмшах понимал эпизодичность столкновения на Иргизе. В 1218 г. Мухаммед направил в Монголию торговый караван. Мир был восстановлен, тем более что монголам было не до Хорезма.

Чуть раньше найманский царевич Кучлук начал новую войну с монголами, опираясь на силу своих соплеменников - кара китаев. Кучлук потерпел поражение, однако погубила царевича не военная слабость. Его сил было достаточно, чтобы бороться против немногочисленного корпуса, посланного Чингисханом, но Кучлук принял новую веру, подробностей о которой в источниках нет. Во всяком случае, это верование не относилось ни к исламу, ни к христианству, ни к буддизму, а представляло собой некий неизвестный культ. Точно известно другое: все население отказало Кучлуку в повиновении. Он бежал, героически защищаясь, отступил до самого Памира, там был настигнут монголами и убит. А население Каракитайского ханства целиком и с охотой подчинилось Чингисхану.

Вторично монголо хорезмийские отношения были нарушены тюркскими сардарами (офицерами) и самим хорезмшахом, одобрившим их самоуправство. В 1219 г. к городу Отрару, владению хорезмшаха, подошел богатый караван, следовавший из земель Чингисхана. Караван остановился на берегу Сыр дарьи, а купцы пошли в город купить на базаре припасов и вымыться в бане. Торговцам встретились двое знакомых, и один из встреченных донес правителю города, что купцы эти - шпионы. Тот сразу сообразил, что есть прекрасный повод ограбить путников. Купцов перебили, имущество конфисковали. Половину награбленного правитель Отрара отослал в Хорезм, и Мухаммед принял добычу, а значит - разделил ответственность за содеянное.

Чингисхан направил послов, чтобы выяснить, из за чего произошел такой странный инцидент. Мухаммед разгневался, увидя неверных, и велел часть послов убить, а часть, раздев донага, выгнать на верную смерть в степь. Двое или трое монголов все таки добрались домой и рассказали о случившемся. Гнев Чингисхана не имел пределов. С точки зрения монгола, произошли самые страшные преступления: обман доверившихся и убийство гостей. Согласно Великой Ясе Чингисхан не мог оставить неотомщенными ни тех купцов, которых убили в Отраре, ни тех послов, которых оскорбил и убил хорезмшах. Хан должен был воевать, иначе соплеменники просто отказали бы ему в доверии.

В Средней Азии хорезмшах имел в своем распоряжении четырехсоттысячное регулярное войско. А у монголов, как установил наш знаменитый востоковед В.В.Бартольд, было всего 200 тысяч ополченцев. Чингисхан потребовал военной помощи от всех союзников. Пришли воины от тюрков и кара китаев, уйгуры прислали отряд в 5 тысяч человек, только тангутский посол дерзко ответил: «Если у тебя не хватает войска - не воюй». Чингисхан счел ответ оскорблением и сказал: «Только мертвым я смог бы снести такую обиду».

Итак, Чингисхан бросил на Хорезм собранные монгольские, уйгурские, тюркские и кара китайские войска. Хорезм шах же, поссорившись со своей матерью Туркан хатун, не доверял военачальникам, связанным с нею родством. Он боялся собрать их в кулак для того, чтобы отразить натиск монголов, и рассеял армию по гарнизонам. Лучшими полководцами шаха были его собственный нелюбимый сын Джеляль ад Дин и комендант крепости Ходжент - Тимур Мелик. Монголы брали крепости одну за другой, а в Ходженте, даже взяв крепость, они не смогли пленить гарнизон. Тимур Мелик посадил своих воинов на плоты и по широкой Сырдарье ушел от преследования. Разрозненные гарнизоны не могли сдержать наступления войск Чингисхана. Вскоре все крупные города султаната: Самарканд, Бухара, Мерв, Герат - были захвачены монголами.

По поводу взятия монголами среднеазиатских городов существует вполне устоявшаяся версия: «Дикие кочевники разрушили культурные оазисы земледельческих народов». Эта версия построена на легендах, создававшихся придворными мусульманскими историографами. Например, о падении Герата исламские историки сообщали как о бедствии, при котором в городе было истреблено все население, кроме нескольких мужчин, сумевших спастись в мечети. Они прятались там, боясь выйти на улицы, заваленные трупами. Лишь дикие звери бродили по городу и терзали мертвецов. Отсидевшись некоторое время и придя в себя, эти «герои» отправились в дальние края грабить караваны, чтобы вернуть себе утраченное богатство.

Это характерный образчик мифотворчества. Ведь если бы все население большого города было истреблено и лежало трупами на улицах, то внутри города, в частности в мечети, воздух был бы заражен трупным ядом, и спрятавшиеся там просто умерли бы. Никакие хищники, кроме шакалов, возле города не обитают, а в город и они проникают очень редко. Измученным людям двинуться грабить караваны за несколько сот километров от Герата было просто невозможно, потому что им пришлось бы идти пешком, неся на себе тяжести - воду и провизию. Такой «разбойник», встретив караван, не смог бы его ограбить, поскольку сил хватило бы лишь на то, чтобы попросить воды.

Еще забавнее сведения, сообщаемые историками о Мерве. Монголы взяли его в 1219 г. и тоже якобы истребили там всех жителей до последнего человека. Но уже в 1229 г. Мерв восстал, и монголам пришлось взять город снова. И, наконец, еще через два года Мерв выставил для борьбы с монголами отряд в 10 тысяч человек.

Плоды пылкой фантазии, воспринимаемые буквально, породили злую, «черную» легенду о монгольских зверствах. Если же учитывать степень достоверности источников и задаваться простыми, но необходимыми вопросами, легко отделить историческую правду от литературных вымыслов.

Монголы заняли Персию почти без боев, вытеснив сына хорезмшаха Джеляль ад Дина в северную Индию. Сам Мухаммед II Гази, надломленный борьбой и постоянными поражениями, умер в колонии прокаженных на острове в Каспийском море (1221). Монголы же заключили мир с шиитским населением Ирана, которое постоянно обижали стоявшие у власти сунниты, в частности багдадский халиф и сам Джеляль ад Дин. В результате шиитское население Персии пострадало значительно меньше, чем сунниты Средней Азии. Как бы то ни было, в 1221 г. с химерным образованием - государством хорезмшахов - было покончено. При одном правителе - Мухаммеде II Гази - это государство и достигло наивысшего могущества, и погибло. В результате к империи монголов оказались присоединены Хорезм, Северный Иран, Хорасан.

В 1226 г. пробил час Тангутского государства, которое в решительный момент войны с Хорезмом отказало Чингису в помощи. Монголы обоснованно рассматривали этот шаг как предательство, которое, в соответствии с Ясой, требовало отмщения. Ныне территория Тангутского государства, а это степи и плоскогорья, примыкающие к излучине реки Хуанхэ и хребту Наньшань, - самая настоящая пустыня. Но в XIII в. на этой земле существовала богатая страна с большими городами, золотыми рудниками, регулярной армией и оригинальной культурой. Столицей Тангута был город Чжунсин. Его и осадил в 1227 г. Чингисхан, разбив в предшествовавших сражениях тангутские войска.

Во время осады Чжунсина Чингисхан умер, но монгольские нойоны по приказу своего вождя скрыли его смерть. Крепость была взята, а население «злого» города, на которое пала коллективная вина за предательство, подверглось экзекуции. Государство тангутов исчезло, оставив после себя лишь письменные свидетельства былой высокой культуры, но город уцелел и жил до 1405 г., когда был разрушен китайцами династии Мин.

От столицы тангутов монголы повезли тело своего великого хана в родные степи. Обряд похорон был таков: в вырытую могилу опустили останки Чингисхана вместе с множеством ценных вещей и перебили всех рабов, выполнявших погребальные работы. По обычаю, ровно через год требовалось справить поминки. Дабы безошибочно найти место погребения, монголы сделали следующее. На могиле принесли в жертву только что взятого от матери маленького верблюжонка. И через год верблюдица сама нашла в безбрежной степи место, где был убит ее детеныш. Заколов эту верблюдицу, монголы совершили положенный обряд поминок и затем покинули могилу навсегда. И до сих пор никому не известно, где погребен Чингисхан.

В последние годы своей жизни Чингисхан был крайне озабочен судьбой своей державы. У хана было четыре сына от любимой жены Бортэ и множество детей от других жен, которые хотя и считались законными детьми, но не имели никаких прав на занятие места отца. Сыновья от Бортэ весьма различались между собой по склонностям и по характеру. Старший сын, Джучи, родился вскоре после меркитского плена Бортэ, и потому не только «злые языки», но и младший брат Чагатай называли его «меркитским выродком». Хотя Бортэ неизменно защищала Джучи, а сам Чингисхан всегда признавал сына своим, тень меркитского плена матери легла на Джучи бременем подозрений в незаконнорожденности. Однажды в присутствии отца Чагатай открыто обозвал Джучи, и дело чуть не закончилось дракой братьев.

В поведении Джучи имелись некоторые устойчивые стереотипы, сильно отличавшие его от Чингиса. Если для Чингисхана не существовало самого понятия пощады к врагам (он оставлял жизнь лишь маленьким детям, которых усыновляла его мать Оэлун, и доблестным багатурам, принимавшим монгольскую службу), то Джучи отличался гуманностью и добротой. Так, во время осады Гурганджа совершенно измученные войной хорезмийцы просили принять капитуляцию, то есть, проще говоря, пощадить их. Джучи высказался за проявление милости, но Чингисхан категорически отверг просьбу о пощаде, и в результате гарнизон Гурганджа был частично вырезан, а сам город затоплен водами Амударьи. К сожалению, непонимание между отцом и старшим сыном, постоянно подогреваемое интригами и наговорами родственников, со временем углубилось и перешло в недоверие государя своему наследнику.

Чингисхан заподозрил, что Джучи хочет приобрести популярность среди завоеванных народов и отделиться от Монголии. Вряд ли это было так, но факт остается фактом: в начале 1227 г. охотившегося в степи Джучи нашли мертвым, со сломанным позвоночником. Страшные подробности происшедшего неизвестны, но, без сомнения, отец был единственным человеком, заинтересованным в смерти Джучи и способным оборвать жизнь ханского сына.

В противоположность Джучи, второй сын Чингисхана, Чагатай, был человеком строгим, исполнительным и даже жестоким. Потому он получил должность «хранителя Ясы» (нечто вроде генерального прокурора или верховного судьи). Чагатай соблюдал закон совершенно неукоснительно и без всякой пощады относился к нарушителям.

Третий сын великого хана. Угэдэй, подобно Джучи, отличался добротой и терпимостью к людям. Но самой характерной чертой Угэдэя была страсть к степной охоте и выпивке в компании друзей. Разницу в поведении Угэдэя лучше всего иллюстрирует следующий случай: однажды в совместной поездке братья увидели у воды мывшегося мусульманина. По мусульманскому обычаю, каждый правоверный обязан был несколько раз в день совершать намаз и ритуальное омовение. Монгольская традиция, напротив, запрещала человеку мыться где либо в течение всего лета. Монголы полагали, будто мытье в реке или озере вызывает грозу, а гроза в степи очень опасна для путников, и потому «вызов» грозы рассматривался как покушение на жизнь других людей. Нухуры (дружинники) безжалостного законника Чагатая схватили мусульманина. Предвидя кровавую развязку - несчастному грозило отсечение головы, - Угэдэй послал своего человека, чтобы тот велел мусульманину отвечать, что он уронил в воду золотой и всего лишь искал его там. Мусульманин так и сказал Чагатаю. Тот велел искать монету, а за это время дружинник Угэдэя подбросил золотой в воду. Найденную монету вернули «законному» владельцу. На прощание Угэдэй, вынув из кармана горсть монет, протянул их спасенному им человеку и сказал: «Когда ты в следующий раз уронишь в воду золотой, не лезь за ним, не нарушай закон».

Самый младший сын Чингисхана, Тулуй, родился, как указывает китайская хроника, в 1193 г. Как мы знаем из «Мэн да Бэй лу», Чингизхан находился в чжурчженьском плену до 1197 г. На сей раз неверность Бортэ была вполне очевидна, но Чингисхан и Тулуя признал своим законным сыном, хотя внешне Тулуй не напоминал Борджигина. Всех Борджигинов отличали зеленые или синеватые глаза, китайские историки называли их «стеклянными», и светлые с рыжиной волосы, а Тулуй имел вполне обычную монгольскую внешность - черные волосы и темные глаза.

Из четырех сыновей Чингисхана младший обладал наибольшими талантами и проявлял наибольшее нравственное достоинство. Хороший полководец и незаурядный администратор, Тулуй оставался любящим мужем и отличался благородством. Женился он на дочке погибшего главы кераитов Ван хана, которая была набожной христианкой. Сам Тулуй не имел права принимать христианскую веру: как Чингисид, он должен был исповедовать религию предков - бон. Но своей жене сын хана разрешил не только отправлять все христианские обряды в роскошной «церковной» юрте, но и иметь при себе священников и принимать монахов. Смерть Тулуя можно без всякого преувеличения назвать героической. Когда Угэдэй заболел, Тулуй добровольно принял сильное шаманское зелье, стремясь «привлечь» болезнь к себе, и умер, спасая своего брата.

Все четыре сына имели право наследовать Чингисхану . После устранения Джучи наследников осталось трое, и когда Чингиса не стало, а новый хан еще не был избран, улусом правил Тулуй. На курултае 1229 г. великим ханом выбрали, в соответствии с волей Чингиса, мягкого и терпимого Угэдэя. Угэдэй, как мы уже упоминали, обладал доброй душой, но доброта государя часто бывает не на пользу государству и подданным. Управление улусом при нем очень ослабло и осуществлялось в основном благодаря строгости Чагатая да дипломатическому и административному умению Тулуя. Сам великий хан предпочитал государственным заботам кочевки с охотами и пирами в Западной Монголии .

Внукам Чингисхана были выделены различные области улуса или высокие должности. Старший сын Джучи, Орда Ичэн, получил Белую Орду, находившуюся между Иртышом и хребтом Тарбагатай (район нынешнего Семипалатинска). Второй сын, Батый, стал владеть Золотой (большой) Ордой на Волге. Третьему сыну, Шейбани, отошла Синяя Орда, кочевавшая от Тюмени до Арала. При этом трем братьям - правителям улусов - было выделено всего по одной две тысячи монгольских воинов, тогда как общая численность армии монголов достигала 130 тысяч человек.

Дети Чагатая тоже получили по тысяче воинов, а потомки Тулуя, находясь при дворе, владели всем дедовским и отцовским улусом. Так у монголов установилась система наследования, называемая минорат, при которой младший сын получал в наследие все права отца, а старшие братья - лишь долю в общем наследстве.

У великого хана Угэдэя тоже был сын — Гуюк, претендовавший на наследство.
Увеличение клана еще при жизни детей Чингиса вызвало раздел наследства и огромные трудности в управлении улусом, раскинувшимся на территории от Черного до Желтого моря. В этих трудностях и семейных счетах таились зерна будущих распрей, погубивших созданное Чингисханом и его соратниками великое государство.

Смерть Чингисхана

]У1ежду тем взятие тангутского царства далось престарелому Завоевателю очень тяжело. Так и не оправившись от прошлогоднего падения с лошади, он чувствовал себя все хуже и хуже. Свои последние недели он доживал в восточном Ганьсу. Чингисхан все чаще стал проявлять беспокойство. Он уже не находил утешения в былых победах, начал постоянно говорить о смерти. У своих лекарей он спрашивал только об одном – средстве для продления жизни.

Император был наслышан о замечательном китайском мудреце Чань-Чуне, о том, что тот якобы открыл все тайны земли и неба и даже знает средство, дающее бессмертие. На поиски его он отправил своего испытанного советника и звездочета Елюй Чуцая. Преодолев огромное расстояние, знаменитый мудрец прибыл в ставку Чингисхана. Однако и он не смог помочь угасающему владыке. В одной из бесед с ним Чань-Чунь объяснил это так: «Я могу сказать тебе точную истину: есть много средств, чтобы увеличить силы человека, излечить его от болезни и оберегать его жизнь, но нет и не было лекарства, чтобы сделать его бессмертным». Чингисхан надолго задумался. Он понял, что спасения нет. Ослабевшему и беспомощному Потрясателю Вселенной суждено было закончить свой земной путь в чужой и холодной стране, военный поход в которую станет для него последним. Осознав это, он призвал к себе сыновей Угэдэя и Толуя и, сожалея, что нет рядом с ним еще двоих, Джочи и Чагатая, объявил, что оставляет после себя наследником Угэдэя. Наставляя сыновей, великий полководец сказал: «…Я покорил для вас, мои сыновья, царство такой необычайной ширины, что от пупа его в каждую сторону будет один год пути. Теперь говорю вам мой последний завет: «Всегда уничтожайте ваших врагов и возвеличивайте ваших друзей, а для этого вы должны быть всегда одного мнения и все действовать как один. Стойте крепко и грозно во главе всего государства и монгольского народа и не смейте после моей смерти извращать или не исполнять мой «Ясак». Хотя всякий желает умереть дома, но я отправляюсь в последний поход ради достойного конца моего великого племени”».

Чингисхан наказал сыновьям ничем не обнаруживать его кончины. Не должно быть ни плача, ни воплей. Враги не должны ничего знать о его смерти, ибо это их будет радовать и воодушевлять. Вместо проявлений скорби он просил сообщить его душе о полной победе над тангутами: «Во время похорон скажите мне: они истреблены все до последнего! Хан уничтожил их племя!»

Великий завоеватель скончался в конце лета или в начале осени 1227 года, вероятно, в Ордосе, у реки Чжамхак (ныне это Внутренняя Монголия – автономный регион на севере Китая). К моменту смерти ему было 72 года. Сейчас на месте кончины монгольского владыки возвышается величественный мавзолей и его огромная белокаменная статуя.

О смерти Чингисхана существует не меньше легенд, нежели о его жизни. Официальной версией считаются последствия его падения с коня, приведшие к тяжелой болезни. В то же время итальянский путешественник Марко Поло пишет, что причиной смерти императора стала рана колена от стрелы. Другой итальянец, Джованни да Плано дель Карпини указывает на удар молнии.

Самое большое распространение в Монголии получила легенда, по которой Чингисхан умер от раны, нанесенной ему тангутской ханшей-красавицей во время их первой (и единственной) брачной ночи. О том, что произошло на самом деле, можно лишь предполагать.

Чингисхан уже давно возил с собой гроб. Он был выдолблен из цельного дубового кряжа, а внутри выложен золотом. После кончины императора его сыновья ночью тайно поставили гроб посреди желтого шатра. Тело покойного одели в боевую кольчугу, на голову водрузили шлем из вороненой стали. Руки его сжимали рукоять отточенного меча, а по обе стороны в гроб были положены лук со стрелами, огниво и золотая чашка для питья.

Военачальники, выполняя приказ императора, скрывали тайну его смерти. Война с тангутами продолжалась с удвоенной жестокостью. А гроб с телом Потрясателя Вселенной обернули войлоком и водрузили на двухколесную повозку, запряженную двенадцатью быками. В сопровождении отряда монгольских воинов прах отправили в долгий путь на родину. По дороге монголы убивали все живое – людей и животных, – чтобы никто преждевременно не узнал и не рассказал о смерти императора. Этого требовал древнеалтайский обычай. Считалось, что таким способом покойник обеспечивался слугами в лучшем мире.

Только когда траурный кортеж достиг главного императорского стойбища в верховьях Керулена, весть о кончине Чингисхана была обнародована. По приглашению Толуя в стойбище съехались князья царского рода со своими женами и военачальники. Они воздавали последние почести усопшему. Гроб с телом Чингисхана поочередно устанавливали в юртах его главных жен. Только через три месяца память императора смогли почтить жители окраин Монгольской империи. После того как закончилось прощание и оплакивание Великого завоевателя, тело его было предано земле.

Из книги Ордынский период. Голоса времени [антология] автора Акунин Борис

Рассказ о прибытии Чингисхана в окрестности города Жунду, о том, как Алтан-хан в знак подчинения [Чингисхану] отправил ему свою дочь, о бегстве Алтан-хана в город Намгин, об осаде и завоевании Жунду войском Чингисхана …Чингисхан прибыл в пределы упомянутого выше города

Из книги Ордынский период. Голоса времени [антология] автора Акунин Борис

Рассказ о кончине Чингисхана, об убиении предводителя тангудов и всех жителей этого города, о возвращении нойонов в ставку с гробом [Чингисхана], объявлении о смерти Чингисхана, о его оплакивании и погребении Чингисхан, предвидя свою кончину от той болезни, дал наказ

автора

Из книги Начало Ордынской Руси. После Христа.Троянская война. Основание Рима. автора Носовский Глеб Владимирович

3.9. Смерть Ясона от деревянного бруса и смерть Христа на кресте Миф следующим образом описывает смерть Ясона. Ясон изгнан из Иолка. Он подходит к кораблю «Арго», вытащенному на берег. «Язон, обойдя корабль, прилёг в тени на песок перед самой его кормой… Ему захотелось

Из книги Монгольская империя Чингизидов. Чингисхан и его преемники автора Доманин Александр Анатольевич

Глава 11 Походы в Среднюю Азию и Тангут. Смерть Чингисхана Взятие Срединной столицы Цзинь, города Чжунду{Впоследствии город был переименован монголами в Хан-Балык и уже при внуке Чингисхана Хубилае стал фактической столицей Монгольской империи, хотя формальной столицей

автора Носовский Глеб Владимирович

4.10. Смерть Клеопатры от укуса змеи и смерть Олега Смерть от укуса змеи на страницах летописей - событие довольно редкое. Из особо знаменитых героев истории так умирали только русский князь Олег и «античная» египетская царица Клеопатра. Историю Олега мы подробно обсудили

Из книги Основание Рима. Начало Ордынской Руси. После Христа. Троянская война автора Носовский Глеб Владимирович

3.9. Смерть Ясона от деревянного бруса и смерть Христа на кресте Греческий миф следующим образом описывает смерть Ясона. Ясон изгнан из Иолка. Он подходит к кораблю «Арго», вытащенному на берег. «Язон, обойдя корабль, прилег в тени на песок перед самой его кормой… Ему

Из книги Дедушкины рассказы. История Шотландии с древнейших времен до Флодденского сражения 1513 года. [с иллюстрациями] автора Скотт Вальтер

Глава XV ЭДУАРД БАЛЬОЛЬ ПОКИДАЕТ ШОТЛАНДИЮ - ВОЗВРАЩЕНИЕ ДАВИДА III - СМЕРТЬ СЭРА АЛЕКСАНДРА РЭМСИ - СМЕРТЬ РЫЦАРЯ ЛИДЗДЕЙЛСКОГО - СРАЖЕНИЕ У НЕВИЛЛ-КРОССА - ПЛЕНЕНИЕ, ОСВОБОЖДЕНИЕ И СМЕРТЬ КОРОЛЯ ДАВИДА (1338-1370) Несмотря на отчаянное сопротивление шотландцев, земля их пришла

Из книги Закат и падение Римской Империи автора Гиббон Эдвард

Глава XXVII Смерть Грациана. - Уничтожение арианства. -Св. Амвросий. - Первая междоусобная война с Максимом. - Характер, управление и покаяние Феодосия. - Смерть Валентиниана II. - Вторая междоусобная война с Евгением. - Смерть Феодосия. 378-395 г.н.э. Слава, приобретенная

автора Грегоровиус Фердинанд

3. Начало церковной реформы. - Генрих III идет в Южную Италию и затем через Рим возвращается в Германию. - Смерть Климента II (1047 г.). - Бенедикт IX овладевает Святым престолом. - Бонифаций Тосканский. - Генрих назначает папой Дамаса II. - Смерть Бенедикта IX. - Смерть Дамаса. -

Из книги История города Рима в Средние века автора Грегоровиус Фердинанд

5. Отпадение от Генриха IV имперских сословий. - Он слагает с себя королевскую власть. - Он добивается снятия с него церковного отлучения Каносса (1077 г.). - Нравственное величие Григория VII. - Охлаждение ломбардцев к королю. - Он снова сближается с ними. - Смерть Ченчия.

Из книги О чем на самом деле писал Шекспир. [От Гамлета-Христа до короля Лира-Ивана Грозного.] автора Носовский Глеб Владимирович

26. Смерть Гамлета и смерть Иисуса «Костер» = гора Голгофа Теперь вновь вернемся к гибели Гамлета в описании Грамматика. После всего сказанного можно теперь распутать еще один темный момент в его Хронике.В конце Саги о Гамлете, то есть в финале третьей книги своей Хроники,

Из книги Раскол Империи: от Грозного-Нерона до Михаила Романова-Домициана. [Знаменитые «античные» труды Светония, Тацита и Флавия, оказывается, описывают Велик автора Носовский Глеб Владимирович

13. Смерть Грозного, как и смерть Клавдия, была возвещена кометой Светоний сообщает, что «предвещанием его (Клавдия - Авт.) смерти были важные знамения. НА НЕБЕ ЯВИЛАСЬ ХВОСТАТАЯ ЗВЕЗДА, ТАК НАЗЫВАЕМАЯ КОМЕТА; молния ударила в памятник его отца, Друза… Да и сам он, как

Из книги Хронология российской истории. Россия и мир автора Анисимов Евгений Викторович

1227 Смерть Чингисхана Чингисхан (Тэмучин) – сын племенного вождя-неудачника – благодаря своему таланту и везению стал основателем великой империи монголов. Где натиском и мужеством, а где хитростью и обманом он сумел истребить или подчинить многих ханов кочевых

автора Николаев Владимир

ДВА ЧИНГИСХАНА У Сталина и Гитлера была одна и та же главная цель, которую они раз и навсегда поставили перед собой, - завоевание мирового господства. С маниакальной настойчивостью они шли к ней, не считаясь ни с чем. Это и погубило их обоих в конечном счете. Гитлер

Из книги Сталин, Гитлер и мы автора Николаев Владимир

Два чингисхана У Сталина и Гитлера была одна и та же главная цель, которую они раз и навсегда поставили перед собой, - завоевание мирового господства. С маниакальной настойчивостью они шли к ней, не считаясь ни с чем. Это и погубило их обоих в конечном счете. Гитлер

Смерть Чингисхана. Основные версии

Чингисхан умер в 1227 году во время похода на . По предсмертному желанию Чингисхана его тело было перевезено на родину и предано земле в районе горы Буркан-калдун.
По официальной версии «Сокровенного сказания», по пути на Тангутское государство он упал с коня и сильно расшибся во время охоты на диких лошадей-куланов и заболел:
«Порешив идти на Тангутов по окончанию зимнего периода того же года, Чингисхан провел новый переучет войска и осенью года Собаки (1226г.) выступил в поход на Тангутов. Из ханш за государем последовала Есуй-ха
тун. По пути во время облавы на Арбухайских диких лошадей-куланов, которые водятся там во множестве, Чингисхан сидел верхом на коричнево-сером коне. При налете куланов его коричнево-серый поднялся на дабы, причем государь упал и сильно расшибся. Поэтому сделали остановку в урочище Цоорхат. Прошла ночь, а наутро Есуй-хатун сказала царевичам и нойонам: «У государя ночью был сильный жар. Надо обсудить положение».
Далее в тексте «Сокровенного сказания» говорится, что «Чингисхан, после окончательного разгрома тангутов, возвратился и восшел на небеса в год Свиньи» (1227 г.) Из Тангутской добычи он особенно щедро наградил Есуй-хатун при самом отшествии своем».
В «Сборнике летописей» Рашид ад-Дина о смерти Чингисхана сказано следующее:
«Чингисхан умер в пределах страны Тангут от приключившейся с ним болезни. Еще прежде, во время завещания сыновьям и отправки их назад, он заповедовал, что когда с ним случится это событие, они скрыли бы его, не рыдали и не плакали, дабы его кончина не обнаружилась, и чтобы эмиры и войска там выжидали, пока государь и жители Тангута не выйдут из стен города в назначенный срок, тогда всех перебили бы и не допустили, чтобы слух о его смерти быстро дошел до областей, пока улус не соберется вместе. Согласно его завещанию смерть скрыли».
У Марко Поло Чингисхан героически умирает в бою от раны в колено стрелой, у
и в летописи « от неисцелимого недуга, причиной которого был нездоровый климат» или от лихорадки, которой он заразился в тангутском городе, у от удара молнии. Версия гибели Чингисхана от удара молнии встречается только в сочинениях Плано Карпини и брата Ц. де Бридиа. В Центральной Азии смерть от молнии считалась злосчастной до крайней степени.
В татарской летописи
Чингисхан был заколот острыми ножницами во сне молодой тангутской принцессой во время их первой брачной ночи. По другой малораспространенной легенде, он умер во время брачной ночи от смертельной раны, нанесенной зубами тангутской принцессой, которая после этого бросилась в реку Хуан-хэ. Эта река стала называться монголами Хатун-мурэн, что означает «река царицы ».
В пересказе
эта легенда звучит так:
«По распространенной монгольской легенде, которую пришлось слышать и автору, Чингисхан будто умер от раны, причиненной тангутской ханшей, красавицей Кюрбелдишин-хатун, которая провела единственную брачную ночь с Чингисханом, взявшим ее в жены по праву завоевателя после взятия Тангутского царства. Покинувший свою столицу и гарем Тангутский царь Шидурхо-Хаган, отличавшийся хитростью и коварством, будто уговорил свою супругу, оставшуюся там, причинить смертельную рану зубами Чингисхану во время брачной ночи, и его коварство было столь велико, что он послал совет Чингисхану, чтобы ее предварительно обыскали «до ногтей» во избежание покушения на жизнь хана. После укуса, Кюрбелдишин-хатун бросилась будто в реку Хуанхэ, на берегу которой стоял своей ставкой Чингисхан. Эта река после того монголами стала называться Хатун-мюрен, что значит «река царицы».
Аналогичную версию легенды приводит Н.М.Карамзин в «Истории государства Российского» (1811г.):
«Карпини пишет, что Чингисхан убит громом, а сибирские мунгалы рассказывают, что он, силой отняв у тангутского хана молодую жену, был ночью зарезан ею, и что она боясь казни, утопилась в реке, названной потому Хатун-Гол».
Это свидетельство Н.М.Карамзин, вероятно, заимствовал из классического труда «История Сибири», написанного немецким историком академиком Г.Миллером в 1761г.:
«Известно, как рассказывает Абулгази о смерти Чингиса: по его словам, она последовала на обратном пути из Тангута, после того, как он победил им же самим поставленного, но восставшего против него правителя по имени Шидурку. Монгольские же летописи сообщают об этом совсем другие сведения. Гаудурга, как пишут они, был тогда ханом в Тангуте, на него напал Чингис с целью похитить одну из его жен, о красоте которой он много слышал. Чингису посчастливилось получить желаемую добычу. На обратном пути, во время ночной стоянки на берегу большой реки, которая является границей между Тангутом, Китаем и Монгольской землей и которая через Китай течет в океан, он был убит во время сна своей новой женой, заколовшей его острыми ножницами. Убийца знала, что за свой поступок она получит возмездие от народа. Она предупредила грозившее ей наказание тем, что сразу же после совершенного убийства бросилась в вышеназванную реку и там покончила со своею жизнью. В память о ней эта река, которая называется по-китайски Гюан-го, получила монгольское название Хатун-гол, то есть женская река. Степь при Хатун-голе, в которой погребен этот великий татарский государь и основатель одного из самых больших царств, носит монгольское название Нулун-талла. Но неизвестно, погребали ли там и других татарских или монгольских государей из рода Чингиса, как рассказывает Абулгази об урочище Бурхан-калдин».
Г.Миллер источником этих сведений называет татарскую рукописную летопись хана Абулагази и «
. Однако сведения о том, что Чингисхан был заколот острыми ножницами, приводятся только в летописи Абулагази; в «Золотой летописи» этой детали нет, хотя весь остальной сюжет совпадает.
В монгольском сочинении «Шастра Орунга» написано следующее: «Чингисхан в лето года гэ-коровы на шестьдесят шестом году своей жизни в городе
одновременно со своей женой Гоа Хулан, переменив тело, показал вечность».
Все перечисленные версии одного и того же памятного для монголов события на удивление сильно отличаются друг от друга. Последняя же версия вступает в противоречие с «Сокровенным сказанием», в котором говорится, что в конце своей жизни Чингисхан был болен, а рядом с ним находилась его преданная ханша Есуй-хатун.
Таким образом, сегодня существует пять различных версий смерти Чингисхана, каждая из которых имеет авторитетное обоснование в исторических источниках.

Есугай осторожно принял на руки кричащего младенца, посмотрел заботливо на свою любимую жену и произнёс:

Оэлун, он будет настоящим воином! Ты только посмотри, как он кричит, как крепко сжимает свои кулачки! Давай назовём его Темуджином?

Почему Темуджин? – спокойно спросила кареглазая красавица-жена. За то непродолжительное время, с тех пор как Есугай украл её из-под венца, она приучила себя не удивляться импульсивным поступкам мужа: всё-таки он был воином, правителем небольшого владения.

Так звали храброго вождя, который сражался со мной до последней капли крови, - задумчиво ответил Есугай. – Я уважаю сильных соперников. Нашему сыну предстоит путь воина, пусть он будет таким же отважным, как поверженный моей рукой Темуджин?

Оэлун безропотно согласилась. Сердце матери подсказывало ей, что её первенцу предстоит нелёгкий путь в жизни, и талисман в виде имени сильного воина будет мальчику как нельзя кстати.

Темуджин рос сильным и смелым мальчиком. Вместе со своими братьями он устраивал состязания на берегу реки Онон, где находились владения его отца. Мать рассказывала им легенды и сказания о смелых воинах, внушала им, что придёт время, когда они смогут покорить весь мир. Темуджин внимал каждому её слову. Тогда ни он, ни его родители не могли предположить, что спустя несколько десятков лет этот ловкий мальчик будет провозглашён правителем всех земель от Урала до Китая – великим ханом над всеми племенами, населявшими покоренные им земли. И имя ему будет Чингисхан.

Годы скитаний Темуджина

Детство будущего полководца протекало до девяти лет в спокойной атмосфере любящей и дружной семьи, пока отец не решил сосватать его с дочерью именитого соседа, храброго воина Дай-сэчена. Девочка была всего на год старше Темуджина, и звали её Бортэ. По монгольским законам жених должен был прожить в юрте невесты до свадьбы несколько лет. Однако бракосочетание не состоялось в положенный срок, потому что на обратном пути Есугай попал к татарам, своим заклятым врагам. Он принял их за мирно пирующих кочевников и разделил с ними трапезу. Вскоре он вернулся домой к жене и умер через несколько дней в страшных мучениях. Перед смертью Есугай обвинил татар в своей смерти, сказав, что они отравили его.

Безмерно было горе Оэлун, безмерно было горе сыновей Есугая. Но никто не мог предположить, что его старший сын, тяжелее всех переживший смерть любимого отца, своего кумира, стал вынашивать план мести отравителям. Спустя тридцать лет он со своими непобедимыми воинами обрушится на татар и разобьёт их, захватив территории.

Узнав о смерти отца, Темуджин срочно покинул юрту своей будущей жены, к которой сильно привязался за это время, и отправился в родное селение. Каково же было его горе, когда он узнал, что хитрые соседи, оклеветав Оэлун и ложно обвинив её в несоблюдении обрядов (вдовы ханов должны были в весенний праздник ежегодно ходить на поклонении предкам и возносить жертву богам), спровоцировали массовое бегство подданных Есугая. Сами же быстро завладели скотом и землями, по праву принадлежащими Олуэн и её семье.

Много невзгод им пришлось пережить за это время – постоянные покушения от вероломных соседей, истребление пастбищ, воровство скота, голод, нищету, убийство верных подданных Есугая, решивших разделить с вдовой и её детьми судьбу. Опасаясь за судьбу наследников, Оэлун решает отправиться в очень глухую, даже по меркам Монголии, провинцию – у подножия горы Бурхан-Халдун. Там семья провела несколько лет. Именно в тех местах закалялся в невзгодах характер её старшего сына – Темуджина, будущего завоевателя и хана всех монгольских племён.

Темуджин никогда не сдавался. В юности он попал в плен к врагу отца Таргутаю. Спасаясь от голода, семья Есугая, теперь уже обнищавшая до крайней степени, спустилась в долину реки. Там их выследил и ограбил Таргутай, пленив Темуджина. Кроме этого, он подверг юношу, а будущему завоевателю на тот момент было всего 16-17 лет, позорному наказанию – заковав его в колодки. Сам молодой человек не мог без посторонней помощи принимать пищу, воду и даже передвигаться – в течение недели он ходил по селению и просил у каждой юрты пропитания и ночлега. Но однажды он ударил шейной колодкой охранника и бежал. В погоню за ним отправились лучшие воины Таргутая, которым там и не удалось поймать Темуджина – он в течение целого дня находился на одной из заводей реки, закованный в колодки. Шейная выступала в роли спасательного круга.

Вскоре он вернулся домой, где его ждало ещё одно испытание – вернуть угнанных конокрадами лошадей. И с этим заданием прекрасно справился Темуджин, заодно подружившись со своим ровесником Богорчи из захудалого рода Арулат. Став Чингисханом, он не забыл своего товарища и сделал его своей правой рукой – начальником правого фланга войска.

Женитьба Темуджина

В канун своего семнадцатилетия Темуджин напомнил матери о сватовстве к Бортэ и выразил желание жениться на ней. Оэлун терзали сомнения – ведь они, несмотря на свою знаменитую родословную, теперь едва сводят концы с концами. Как же их примет богатый и влиятельный Дай-сэчен? Не прогонит ли он с позором её первенца? Однако опасения Оэлун не оправдались. Отец Бортэ оказался человеком слова и согласился отдать в жёны Темуджину свою дочь.

Она стала первой и самой любимой женой будущего Чингисхана. Вместе они прожили почти пятьдесят лет. Она была мужу советницей, опорой, хранительницей домашнего очага. Бортэ подарила мужу четверых сыновей, будущих улусов Великой Монгольской державы, а также пять дочерей. Когда она в силу возраста не могла больше рожать детей, то смиренно восприняла желание супруга иметь детей и от других жён, которых у Чингисхана было, по некоторым сведениям, восемь.

Семейная жизнь будущего Чингисхана с Борте давно обросла легендами. По одной из них мать девушки дала в приданое дочери соболью шубу, которая в дальнейшем сыграла важную роль в освобождении Бортэ из плена. Задолго до рождения Темуджина, Есугей похитил из-под венца Оэлун у знатного меркитского воина. Помня об этом, меркиты украли Бортэ у сына Есугея и держали её в плену. Темуджин принёс в дар эту шубу кереитскому хану в знак напоминания о тёплых и дружеских отношениях между Есукеем и кереитами. Именно они помогли Темуджину напасть на меркитов, разбить их войско и освободить Бортэ.

Когда Бортэ после нескольких месяцев плена была освобождена, выяснилось, что она ждёт ребёнка. Благородный Темуджин упорно настаивал, что жену у него украли в положении. Подданные, правда, не очень в это верили. Возможно, что и Чингисхан не был до конца уверен в своём отцовстве, но никогда не попрекал свою возлюбленную. И относился к ребёнку (а это был его первенец, Джучи, отец хана Батыя) с той же любовью, что и к остальным своим детям.

Военные походы Темуджина - Чингисхана

Сколько завоевательных походов предпринял император Монгольской империи, доподлинно неизвестно. Однако в анналах истории сохранились сведения о самых крупных в его биографии военных предприятиях. Известно, что Чингисхан был очень честолюбив. Главной его целью было создать из разрозненных монгольских племён мощное государство.

Первым ратным успехам он обязан не только своим тактическим планам, но и помощи союзников. Так, например, при помощи Тогрула, боевого товарища своего отца, он участвовал в кампании против татар, которым уже давно собирался отомстить за смерть отца. Им это удалось. Вожди татар были разбиты, воины взяты в плен, а земли поделены между цзиньским императором, Темуджином и Тогрулом.

Второй раз, будучи начальником небольшой армии, он предпринял поход против своего друга детства Джамухи. Несмотря на то что они считали себя назваными братьями, их взгляды на форму правления в Монголии во многом расходились. Джамуха симпатизировал простому народу, а Темуджин возлагал надежды на аристократию.

Будущий Чингисхан считал, что только среди монголов может появиться новый вождь и полководец, которому будет под силу собрать воедино все разрозненные монгольские племена. Помня многочисленные легенды, в детстве рассказанные ему матерью, Темуджин был убеждён, что именно ему предстоит такая миссия.

Чингисхана поддержала многочисленная монгольская аристократия, а на сторону Джамухи встал простой народ. Бывший товарищ Темуджина теперь оказался его заклятым врагом, который строил заговоры против него с враждебными будущему правителю Монголии силами. Однако Темуджин при помощи войска и хитрой военной тактики победил. Вождей он предал немедленной казни для устрашения врагов.

В дальнейшем на сторону будущего императора перешло много вождей и простых воинов – так постепенно увеличивалась армия Чингисхана, а также завоёванные им земли. Причин этому несколько: благодаря многим ратным победам за ним закрепился идеал богатыря, которому покровительствует само Небо. Кроме того, Темуждин обладал недюжинным ораторским даром, который воспламенял сердца людей, редким умом, военными талантами и сильной волей.

После многочисленных ратных побед в 1206 году Темуджина провозгласили Чингисханом, т.е. величайшим правителем всех монгольских племён. Среди его многочисленных побед числится монгольско-цзиньская, тангутская войны, завоевание всей Средней Азии, Сибири, нескольких провинций Китая, Крыма, а также знаменитая битва на реке Калке, когда войско Чингисхана без труда разгромило рать русских князей.

Военная тактика Чингисхана

Армия Чингисхана не знала поражений, потому что главным принципом вождя было нападение и хорошая разведка. Нападение Чингисхан всегда осуществлял с нескольких позиций. Он требовал от военачальников подробного плана действий, одобрял его или отвергал, присутствовал в начале боя, а затем уезжал, полностью полагаясь на своих подчинённых.

Чаще всего монголы нападали внезапно, действовали обманом – притворялись, что убегают, а потом, рассеиваясь, окружали один из флангов противника и громили его. В атаки шли под прикрытием лёгкой конницы параллельными колоннами, преследовали врагов до уничтожения. У убитых отрезалось правое ухо, складывалось отдельно, а потом специально обученные люди считали по таким необычным трофеям количество убитых. Кроме того, под предводительством Чингисхана монгольские воины начали использовать дымовую завесу и сигнальные чёрные и белые флаги.

Смерть Чингисхана

Чингисхан до самого преклонного возраста участвовал в военных походах. В 1227 году, возвращаясь с победой из Тангутского государства, он умер. Причин смерти называется сразу несколько – от болезни, от раны, при падении с коня, от руки молодой наложницы и даже от воздействия нездорового климата, т.е. от лихорадки. До сих пор это нерешённый вопрос.

Известно лишь, что Чингисхану было немного за семьдесят. Он предчувствовал свою смерть, тяжело переживал гибель своего старшего сына Джучи. Незадолго до похода на тангутов император оставил духовное завещание своим сыновьям, в котором говорил о необходимости держаться братьям вместе и в управлении великой империей, и в военных походах. Это необходимо было, по мнению Чингисхана, для того, чтобы его дети обрели наслаждение властью.

Перед смертью великий полководец завещал похоронить себя на родине, в гробнице, на дне реки, о местоположении которой не должен никто знать. Два памятника истории – «Золотая летопись» и «Сокровенное сказание» гласят о том, что тело Чингисхана было погребено в гробнице из золота, на самом дне реки. Для этих целей знатные монголы привели с собой множество рабов, которые построили плотину после похорон, а затем вернули реку в прежнее русло.

По дороге к реке Онон (по одной из версий) воинами умерщвлялось всё живое, встречавшееся на пути – люди, птицы, животные. Было приказано обезглавить всех рабов, участвовавших в построении плотины. Все эти меры были необходимы, чтобы никто не смог обнаружить могилы Чингисхана. Она не обнаружена до сих пор.

После смерти Чингисхана слава Монгольской империи лишь возрастала, благодаря подвигам его сыновей и внуков. Империя продолжала оставаться великой державой вплоть до конца XV века, когда междоусобные войны ослабили и разрушили её. Монголы до сих пор верят в скорое пришествие великого богатыря, который сможет возвратить былую славу стране, как это некогда сделал Чингисхан.

Собственно говоря, Чингисхан - это не имя, а титул. Его принял Темучжин на курултае (собрании у монголов) в конце XII века.

Имя Чингисхана

Спустя несколько лет, в 1206 году, теперь уже на большом курултае всех монгольских племен, титул Чингисхана, подчеркивающий первенство, подтвердили все монгольские князья. Значение титула «Чингис» тёмно: «Чингис» или «Тэнгис» монголы называли море, это было отдельное божество в пантеоне шаманизма. Возможно, оно связано с именем Тэнгри - бога всех монголов. Анонимный автор «Сокровенного сказания монголов», так и переводит Чингисхан – Хан волею Вечного Синего Неба. А имя данное Чингисхану при рождении, – Темучжин, значит «кузнец». Оно родственно тюрко-монгольскому корню «темур» - «железо».

Жестокость Чингисхана

Мир степных кочевников был полон обычаев, казавшихся представителям городских, осёдлых цивилизаций, дикими и варварскими. Однако многие из этих жестокостей образованные современники приписали Чингисхану незаслуженно. К таким «легендам» принадлежит и история о том, что после одной из битв он приказал сварить пленных в семидесяти котлах. Эта чрезвычайная даже по степным меркам жестокость была совершена после одной из побед противником Чингиса – ханом Чжамухой. Уже потом, после гибели последнего, ее приписали Чингисхану. Более того, враги и соплеменники отмечали мудрость и справедливость Чингиса. Так однажды к нему перебежали воины враждебного хана, принеся с собой голову своего господина. Но Чингисхан приказал казнить перебежчиков – именно потому что они предали своего правителя.

«Дойти до последнего моря»

Это известное высказывание, в полной форме звучащее как «Я дойду до «последнего» моря, и тогда вся вселенная окажется под моей рукой», обычно приписывается Чингисхану. Однако на самом деле оно ему не принадлежит, и было выдумано много позднее.

В планах Завоевателя не было даже мысли двигаться в Европу, а почти все войны, которые он вел, начинались помимо его воли. Чингисхан завоевал Хорезм, мстя за убийство своих послов и вероломное нападение на его торговый караван. Убийство монгольских послов русскими князьями, привело к поражению последних при Калке. Исполняя долг кровной мести за убитого деда, Завоеватель разгромил китайское царство Цзинь. Что уж говорить, собственного брата Бельгутая, он, в девять лет, застрелил из лука за то, что тот отобрал у него «блестящую рыбку». Задача военного похода в Европу была поставлена только его сыном – Угэдэем в 1235 году.

Правитель самого большого государства мира?

Монгольская империя по праву считается самым большим государством в истории человечества – к 1279 году ее площадь составляла около 33 млн. кв. км. Британская империя в период максимального господства в 20-30-е годы XX века по данным Большой советской энциклопедии занимала только 31,8 млн. кв. км. заселенной территории. Однако Чингисхан умер задолго до максимального расширения границ своего государства.

В 1227 году, его держава была не только меньше Российской империи и СССР, но и уступала по площади Испано-португальской колониальной империи конца XVII века. Завоевания монголов особенно активно велись уже после смерти Чингисхана. Его потомки подчинили себе часть Центральной Европы, Крым, половецкие степи, Русь, Волжскую Булгарию, Дальний Восток, Персию и Южный Китай.

Что было в завещании Чингисхана?

После смерти Чингиса власть перешла не к его старшему сыну Чжочи, и даже не ко второму - Чагатаю, а только к третьему - Угэдэю. В летописи степняков - «Сокровенном сказании монголов» содержится красочная история, объясняющая выбор отца в пользу младшего сына. Чжочи и Чагатай поспорили за право наследства (первый родился, когда Борте, жена Чингисхана, была в плену и отцовство Чингиса вызывало сомнения), и спор грозил вылиться в большую ссору. По легенде Чингисхан, присудил наследство своему третьему сыну, обязав первых двух помогать ему.

Однако было ли так на самом деле? Выбор в пользу Угэдэя подкреплялся не только «сомнительным» происхождением старшего сына. Угэдэй больше остальных походил на своего отца, отличался спокойствием, мудростью и чертами дипломата. Их Чингис и посчитал намного более важными для управления огромным государством. Право же первородства в монгольском обществе не было так сильно – власть отца считалась непререкаемой, а люди часто выдвигались на руководящие должности по их умениям и талану, а не по происхождению.

Где находится могила Чингисхана?

Место, где похоронен один из величайших правителей в истории, нам неизвестно. Средневековые историки Рашид ад-Дин и Марко Поло писали, что воины, хоронившие хана, убивали всякого, кто встретился им на пути, а после захоронения повернули русло одной из рек над могилой, чтобы сохранить ее от разграбления. Смерть Чингисхана долгое время держали в тайне – из соображений безопасности. Лишь после того, как траурный кортеж вернулся в ханское стойбище в верховьях реки Керулен, было позволено распространять весть о его смерти.

Историкам и археологам до сих пор неизвестно место захоронения великого полководца, несмотря на многочисленные раскопки, продолжающиеся и сейчас. Мы знаем о могиле только то, что она располагалась в монгольской степи, у склона одной из гор, где прошло детство великого завоевателя.