«Экспертиза нормативно-правовых актов» - Общественная антикоррупционная экспертиза – исследование и анализ. Президент Российской Федерации вправе приостанавливать действие актов. Принятие нормативного правового акта за пределами компетенции. Типичные коррупционные факторы – те, которые чаще других встречаются. Постановление Правительства Российской Федерации.

«Человек и закон» - Милиция – охраняет общественный порядок, борется с преступностью. 2.Нормы правила. Что такое дисциплина? Путём принятия законов. Обучаться вождению мотоцикла. Законы. В чём смыл принципа общественной справедливости? Назовите виды дисциплины? Назовите виды социальных норм. Гражданские права несовершеннолетних.

«Закон об автомобильном транспорте» - Основные положения проекта Федерального Закона. Вид деятельности. Государственная политика в сфере автомобильного транспорта. Требования к специалистам субъектов автотранспортной деятельности. Субъекты, на которых распространяется действие закона. Требования к водителям автотранспортных средств. Механизмы допуска к автотранспортной деятельности.

«Человек, закон, общество» - Правило – установленный порядок действий в тех или иных случаях. О чем ты узнаешь. Защита Отечества является долгом и обязанностью гражданина. Защита Отечества. Справедливость- это когда каждый получает то, на что имеет право. Права и обязанности граждан. Что значит жить по правилам. Привычка – сложившийся способ поведения.

«Закон и правопорядок» - Меры укрепления законности и правопорядка. Правовое государство. Принципы законности. Тема 7. Значение законности и правопорядка в современном обществе. План: 3. Гарантии законности и правопорядка. 3. Общественная польза. Учебная дисциплина “ПРАВОВЕДЕНИЕ”. 1. Экономические гарантии. 5. Юридические (правовые) гарантии.

«Власть закона» - Рефлексия. В чём состоит смысл принципа разделения властей? Какое отношение имеет закон к власти? Есть ли такое, что мешает представителям власти соблюдать законы? Назовите наиболее важные понятия, отражающие суть темы. Когда я буду совершеннолетним гражданином, … Основные понятия темы: В чём сущность власти?

Всего в теме 10 презентаций

Готовить себя к исполнению воинского долга

Для того чтобы Россия могла достойно встретить любые угрозы, необходимо иметь войска, способные дать отпор любому противнику, оснащённые новыми образцами вооружения. У нас создаются мобильные войска, в которых решающая роль отводится военно-воздушным и космическим силам. Подразделения быстрого реагирования действуют в современных сухопутных войсках, авиации, военно-морском флоте, воздушно-десантных частях.

В 2010 г. была разработана Государственная программа вооружения до 2020 г. Намечено обеспечить Вооружённые силы новейшими средствами противовоздушной обороны войск, противотанковыми системами, баллистическими ракетами, новыми реактивными системами залпового огня, новейшими системами связи. В перспективе - перевооружение ядерных сил, авиации, строительство нового флота.

Воинская служба - обслуживание военной техники, походы и учения - трудная и опасная работа. Только человек физически развитый, умелый, волевой, дорожащий своей честью, верный слову, успешно выполняет в армии свои задачи, его высоко ценят.

И напротив, человек хилый, безвольный, бесчестный, не умеющий держать слово, выполняющий любое дело кое-как, не уважающий ни себя, ни других людей, на военной службе обнаруживает все эти слабости и может стать посмешищем. А в бою он подвергнет наибольшей опасности себя и своих товарищей.

Подготовка к воинской службе - это обязательная военная подготовка, хорошая учёба, занятия спортом, а также воспитание характера.

Знаешь ли ты, что герой Великой Отечественной войны лётчик Алексей Маресьев, потерявший на фронте обе ноги и вернувшийся в боевую авиацию, в детстве был болезненным мальчиком? После войны он писал: «Часто, когда я выступаю перед молодёжью, меня спрашивают: «А как вы воспитали волю, твёрдость характера, упорство в достижении цели? А может быть, это врождённые черты и бесполезно даже пытаться их выработать в себе?» Нет, конечно. Воля, твёрдость характера и другие хорошие качества могут быть выработаны с самого детства, и чем раньше, тем лучше. Каждый день, каждый час в повседневной жизни воспитываются эти качества».

Подумай, как воспитать в себе такие качества.

В КЛАССЕ И ДОМА

1. Прочитай высказывания великого русского полководца А. В. Суворова. Какие из них можно отнести к воинской службе в наши дни?

    «Всякий воин должен понимать свой манёвр».
    «Где пройдёт олень, там пройдёт и солдат».
    «Дисциплина - мать победы».
    «Солдат - не разбойник».
    «Солдату надлежит быть здорову, храбру, твёрду, решиму, правдиву, благочестиву».
    «Послушание, обучение, дисциплина, чистота, здоровье, бодрость, смелость, храбрость - победа».

2. За героизм на фронтах Великой Отечественной войны более 7 млн человек были награждены боевыми орденами и медалями. Какой вывод можно сделать из этих данных?

3*. Посмотри семейный архив. Есть ли в нём фотографии людей в военной форме, письма твоего деда или прадеда, ордена и медали? Расспроси о них своих родителей, других родственников. Подготовь сообщение об участии своих предков в защите Отечества. Если дома есть реликвии Великой Отечественной войны, других войн, это честь и гордость твоего рода. Их надо беречь и помнить о них.

4. Вместе с одноклассниками узнайте, где в вашем городе или селе похоронены участники боёв. Возложите цветы к памятникам. Если необходимо, сделайте уборку на территории захоронения.

5. Подготовь сообщение о подвигах российских солдат и офицеров в наши дни.

6. Среди защитников Отчества не только мужчины, но и женщины. Какую роль в защите Отечества они сыграли в прошлом, какова она в настоящее время?

Вопрос 1. Кого называют патриотом? Каковы главные обязанности гражданина Российской Федерации?

Патриот - патриотичный человек - тот, кто любит своё Отечество, предан своему народу, готов на жертвы и подвиги во имя интересов своей Родины.

Обязанности гражданина Российской Федерации:

Каждый должен соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы, уважать права и свободы других лиц, нести иные установленные законом обязанности.

Основное общее образование обязательно.

Каждый обязан сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к животному и растительному миру.

Каждый обязан заботиться о сохранении исторического и культурного наследия, беречь памятники истории, культуры и природы.

Каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы.

Граждане Российской Федерации в соответствии с федеральным законом участвуют в осуществлении правосудия в качестве народных или присяжных заседателей.

Защита Отечества является долгом граждан Российской Федерации.

Никто не должен быть принужден к исполнению обязанностей, не предусмотренных Конституцией Российской Федерации и законом.

Вопрос 2. Почему защита Отечества названа в основном законе нашей страны и долгом, и обязанностью? Почему слова «долг» и «обязанность» стоят в Конституции рядом?

Вопрос 3. Как ты думаешь, способна ли нынешняя молодёжь повторить подвиг предков?

Способна. Не стоит судить о российской молодёжи по ребятам вашего двора, пользователям Интернета. Если возникнет необходимость все встанут на защиту Родины. Со временем некоторые взгляды на мир и в мире меняются, поэтому вполне возможно что в будущем настоящим подвигом будет прославить свою страну за счет изобретения чего-то нового в инновационных и нанотехнологичных сферах деятельности.

Вопрос 4. Что означает воинская обязанность гражданина Российской Федерации?

Воинская обязанность граждан Российской Федерации (далее - граждане) предусматривает: воинский учет; обязательную подготовку к военной службе; призыв на военную службу; прохождение военной службы по призыву; пребывание в запасе; призыв на военные сборы и прохождение военных сборов в период пребывания в запасе.

Вопрос 5. Объясни смысл положения о том, что защита Отечества - это долг и обязанность гражданина.

В данном случае правовая обязанность соединяется с моральной категорией (долгом), тем самым, образуя непреложный закон гражданского поведения. Но защита Отечества и несение военной службы - это не одно и то же. Защита Отечества предполагает обязанность каждого военнообязанного гражданина "встать под ружье" в случае агрессии против России, официального объявления войны и всеобщей мобилизации.

Вопрос 6. Что такое военная служба?

Военная служба - особый вид федеральной государственной службы, исполняемой гражданами в Вооруженных Силах Российской Федерации, а также во внутренних войсках Министерства внутренних дел Российской Федерации, в войсках гражданской обороны (далее - другие войска), инженерно-технических и дорожно-строительных воинских формированиях при федеральных органах исполнительной власти (далее - воинские формирования), Службе внешней разведки Российской Федерации, органах федеральной службы безопасности, федеральном органе специальной связи и информации, федеральных органах государственной охраны, федеральном органе обеспечения мобилизационной подготовки органов государственной власти Российской Федерации (далее - органы), воинских подразделениях федеральной противопожарной службы и создаваемых на военное время специальных формированиях, а также иностранными гражданами в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках, воинских формированиях и органах.

Вопрос 7. Сравни военную службу по призыву и военную службу по контракту. В чём различие между ними?

В установленное время проводится призыв на военную службу тех граждан, которые прошли первоначальную постановку на воинский учет и которым ко дню призыва исполнилось 18 лет. Однако в первую очередь призыву подлежат граждане старших призывных возрастов, которые не имеют права на отсрочку от призыва и по различным причинам ранее не были призваны на военную службу. Призыв граждан на военную службу проводится два раза в год: с 1 апреля по 15 июля и с 1 октября по 31 декабря на основании указов Президента Российской Федерации. Граждане, постоянно проживающие в сельской местности и непосредственно занятые на посевных и уборочных работах, призываются на военную службу с 15 октября но 31 декабря. Граждане, являющиеся педагогическими работниками образовательного учреждения, призываются на военную службу с 1 мая по 30 июня.

Гражданин, подлежащий призыву на военную службу, проходит медицинское освидетельствование врачами-специалистами: терапевтом, хирургом, невропатологом, стоматологом, окулистом, отоларингологом, психиатром, врачами других специальностей. Врачи по результатам медицинского освидетельствования гражданина дают заключение о его годности к военной службе по следующим категориям: А - годен к военной службе; Б - годен к военной службе с незначительными ограничениями; В - ограниченно годен к военной службе; Г - временно не годен к военной службе; Д - не годен к военной службе.

Военнослужащий по контракту - это профессиональный защитник Родины. Граждане, поступающие на военную службу по контракту на воинские должности, для которых штатом предусмотрены воинские звания солдат, матросов, сержантов и старшин, должны иметь высшее, среднее или начальное профессиональное образование, или среднее (полное) общее образование, либо в качестве исключения основное образование или иметь соответствующую военно-учетную или родственную ей гражданскую специальность, преимущественно с опытом работы по избранной военной или родственной ей гражданской специальности.

Вопрос 8. Каковы основные обязанности военнослужащего?

Военнослужащий обязан:

Быть верным Военной присяге, беззаветно служить своему народу, мужественно, умело, не щадя своей крови и самой жизни, защищать Российскую Федерацию, выполнять воинский долг, стойко переносить трудности военной службы;

Строго соблюдать Конституцию и законы Российской Федерации, выполнять требования воинских уставов;

Постоянно овладевать военными профессиональными знаниями, совершенствовать свою выучку и воинское мастерство;

Быть честным, дисциплинированным, храбрым, при выполнении воинского долга проявлять разумную инициативу;

Беспрекословно повиноваться командирам (начальникам) и защищать их в бою, оберегать Боевое Знамя воинской части;

Дорожить войсковым товариществом, не щадя своей жизни, выручать товарищей из опасности, помогать им словом и делом, уважать честь и достоинство каждого, не допускать в отношении себя и других военнослужащих грубости и издевательств, удерживать их от недостойных поступков;

Соблюдать правила воинской вежливости, поведения и выполнения воинского приветствия, всегда быть по форме, чисто и аккуратно одетым;

Быть бдительным, строго хранить военную и государственную тайну.

Вопрос 9. Как готовить себя к выполнению воинского долга?

Только человек физически развитый, умелый, волевой, дорожащий своей честью, верный слову, успешно выполняет в армии свои задачи, его высоко ценят.

Подготовка к воинской службе - это обязательная военная подготовка, хорошая учёба, занятия спортом, а также воспитание характера.

Вопрос 10. Прочитай высказывания великого русского полководца А. В. Суворова. Какие из них можно отнести к воинской службе в наши дни?

«Всякий воин должен понимать свой манёвр». «Где пройдёт олень, там пройдёт и солдат». «Дисциплина - мать победы». «Солдат - не разбойник». «Солдату надлежит быть здорову, храбру, твёрду, решиму, правдиву, благочестиву». «Послушание, обучение, дисциплина, чистота, здоровье, бодрость, смелость, храбрость - победа».

«Всякий воин должен понимать свой манёвр». «Дисциплина - мать победы». «Послушание, обучение, дисциплина, чистота, здоровье, бодрость, смелость, храбрость - победа». «Солдат - не разбойник».

Вопрос 11. За героизм на фронтах Великой Отечественной войны более 7 млн. человек были награждены боевыми орденами и медалями. Какой вывод можно сделать из этих данных?

Из этих данных, можно сделать вывод, что герои великой отечественной войны не падали духом и стояли до последнего за своё государство, были настоящими патриотами. Люди не стали игнорировать войну, они наоборот, восстали на борьбу с фашизмом. Они откликнулись на призыв, а дети и старики трудились вместо тех, кто ушел на войну, помогая этим самым побеждать.

Вопрос 12. Подготовь сообщение о подвигах российских солдат и офицеров в наши дни.

Начальник УМВД России по Калужской области Сергей Бачурин вручил инспектору ДПС ГИБДД Евгению Воробьеву ценный подарок, благодарил его маму Валентину Семеновну.

Наградит Евгения Воробьева и министр внутренних дел Владимир Колокольцев. Соответствующее представление министру уже подготовлено. Чем отличился Воробьев? В день рождения родного города Калуги Евгению Воробьеву удалось остановить машину, которая на большой скорости мчалась прямо на шедшую по центральной улице колонну участников карнавального шествия. Полицейский успел вскочить в автомобиль на полном ходу и нажать на тормоз. Машина протащила полицейского по асфальту несколько метров и остановилась буквально в нескольких сантиметрах от людей. После этого полицейский вытащил пьяного водителя из машины и скрутил его. Согласитесь, такие сцены можно увидеть только в голливудских боевиках, а все трюки выполняют хорошо подготовленные каскадеры. Между тем, это сделал простой сотрудник ГИБДД.

Вопрос 13. Среди защитников Отчества не только мужчины, но и женщины. Какую роль в защите Отечества они сыграли в прошлом, какова она в настоящее время?

Во время Второй мировой воевали все, кто мог. И на фронте было достаточно много женщин, некоторые служили в разведке, многие были телефонистками или радистками. Также очень многие женщины были военными врачами, помогали раненым. Еще огромную роль сыграли женщины, которые находились во время войны в тылу – они работали на заводах, не покладая рук: изготавливали боеприпасы, шили одежду и многое другое.

Тема­ «Защита Отечества»
7 класс
обществознание
Селезнева Инна Ильизаровна
учитель истории и обществознания
МОУ СОШ № 35 имени Героя Советского Союза В.П.Чкалова
г. Комсомольск­на­Амуре

УМК: Обществознание: человек, право, экономика: учебник для 7 класса общеобразовательных учреждений
(Л.Н.Боголюбов, Н.И.Городецкая, Л.Ф. Иванова и др. (под ред. Л.Н.Боголюбова, Л.Ф. Ивановой – М., Просвещение,
2012г)
Тема: Защита Отечества
Тип урока: урок новых знаний,практикум, частично интегрированный.
Педагогические ситуации: урок идет в соответствии с тематическим планированием; это первый урок по данной теме.
На уроке продемонстрированы различные формы коммуникативного взаимодействия: фронтальная беседа, работа в
группах, парах, индивидуальная, что обеспечивает позитивные межличностные отношения. На уроке используется
слайдовая презентация, которая повышает восприятие учебного материала. На уроке развиваются навыки работы с
документами, исследовательской деятельности, решения проблемных задач.
Все это обеспечивает системно­деятельностный подход на данном уроке.
Цели урока:
1. Личностные:
 Подвести учащихся к пониманию, что обязанность защищать свою Родину связана с патриотическими чувствами
и нравственным долгом перед Отечеством
 Важности моральной и физической подготовки к службе в армии (занятия спортом, ведение здорового образа
жизни)

 Воспитывать чувство гордости и уважения к нашим героическим предкам и сегодняшним защитниками
Отечества
2. Предметные:
 Проанализировать извлечения из текстов законов
 Изучить историю создания регулярной армии
 Познакомиться с основными видами внешних и внутренних угроз, с особенностями военной службы
 На основе видеоролика познакомиться с новыми видами вооружений и сделать вывод об основных
направлениях модернизации в современной армии
3. Метапредметные:
Научиться целеполаганию, аргументировать свою точку зрения, анализировать документы, работать по тексту
учебника, делать выводы, обобщать и систематизировать учебный материал в виде таблицы, презентации;
формировать познавательные, регулятивные, коммуникативные учебные действия.
Оборудование: учебник, тетрадь, Конституция РФ, фрагменты документов по вопросам подготовки граждан РФ к
военной службе, видеоролик, проектор, компьютер.
Формы работы учащихся:

Фронтальная, индивидуальная, групповая, работа с источником.
Этапы урока
Обучающие и
развивающие
компоненты,
задания и
упражнения.
Деятельность учителя
Деятельность
обучающихся
Промежуточ
ный контроль.
УУД:
Л­Личностные
П­Познавательные
Р­Регулятивные
К­
Коммуникационные
1.Организационный Настроить
Здравствуйте кадеты,
Подготовка к
Сформировать
Устные ответы,

момент.
2 минуты
учащихся на
учебное занятие.
2.Мотивация
учебной
деятельности.
3 минуты.
Подготовка
учащихся к
усвоению нового
материала,
психологический
настрой.
Работа с
пословицами по
теме.
1.Кто Родине
верен,…
2.Русскую
заповедь знай,…
3.Тяжело в
учении,…
4.За правое дело,

5.Бой красен
мужеством,…
(стой смело.; а
садитесь. Я рада нашей
встрече на сегодняшнем
уроке. Ребята мы
продолжаем с вами
изучать большой раздел
учебника по теме «Человек
среди людей». Я думаю,
что мы сегодня сумеем
показать все, чему мы уже
успели научиться и
сделаем это творчески и
хорошо
Создает психологический
настрой урока, мотивирует
учеников на изучение
новой темы.
Выдает учащимся карточки
с запутанными
пословицами и направляет
их на определение темы.
Читает стихотворение
Е.Трутневой «Российский
воин»
«Российский воин бережет
Родной страны покой и
славу,
уроку рабочего
места.
Психологический
настрой.
адекватную
мотивацию учебной
деятельности (Л)
работа в
технологической
карте урока.
Фронтальная
работа
Работа в
группах,
аналитическая и
обобщающая
работа.
Обсуждают,
составляют
пословицы и
делают выводы
Размышляют,
определяют тему и
цели урока.
Защита Отечества,
Защита России,
Патриоты страны,
защитники страны,
вооруженные силы
страны. Цели:
 Изучить
основы
защиты
Отечества,
познакомиться с
перспективами

товарищ
дружеством.; тот
Он на посту,
и наш народ
в бою
Гордится армией по праву.
примерен.; в бою
не зевай.; легко в
бою.
военной службы,
 осознать
необходимо
сть уже в
подростково
м
возрасте
готовиться к
выполнению
воинского долга;

 показать,
что из числа
обязанносте
й
гражданина России
обязанность
защищать
свою Родину
связана с
патриотическими
чувствами
и нравственным
долгом перед
Отечеством.

Когда в истории России
появляется армия?
С появлением
государства, при
первых князьях.
2.Актуализация
знаний
7 минут
Подготовить
мышление
обучающихся к
восприятию новых
знаний и
осознанию ими
внутренних
потребностей к
построению новых
способов
действий
Фронтальная
работа.
Развитие устной речи,
ведение диалога (К)
Выделять
существенную
информацию в тексте
учебника (П).
Учебно­
познавательный
интерес к новому
знанию (Л).
Осуществлять
сотрудничество с
учителем (К)
Обобщать (П)
Целеполагание (П)
Фронтальная
работа.
Какая армия называется
регулярной; когда она
была создана? (при
затруднении обратить
внимание в учебник на
стр.89)
Зачем нужна регулярная
армия?
История знает много
примеров верного
служения Родине,
подвигов во имя Родины.
Приведите примеры.
обучающиеся дают
определение
понятий
«регулярная
армия» и говорят,
что такая армия
была создана в
начале XVIIIв
Петром 1.
Опираясь на текст
учебника на стр.89,
ученики приводят
факты и обобщают.
Защищать границу,
территорию,
население,
независимость
государства,
материальные и
духовные ценности.
Ученики называют
известных им
Осуществляют
сотрудничество с

учителем (К)
героев (Александр
Невский (Невская
битва, Ледовое
побоище)
Г.К.Жуков,
Дмитрий Донской
(Куликовская
битва), и др)

В.П.Чкалова
Рассказ Д.
Марвановой о
Чкалове. 2мин.
Наша школа носит имя
Героя Советского Союза
– кого?
В нашем школьном музее
есть экспозиция,
посвященная
В.П.Чкалову. Даша
расскажет нам о нем.
Говоря о Героях хочу
сказать, что сегодня 9
декабря отмечается в
России День Героев
Отечества, он был введен
28 февраля 2007 года.
Организует диалог с
учащимися по вопросам,
показывает слайд с
терминами.
Фронтальная
работа
Беседа о
патриотизме и
Как называют людей,
Размышляют,
Самостоятельно
излагают свое мнение

патриотичес­
ких чувствах
которые любят свою
Родину и готовы пойти
ради нее на большие
поступки?
Как мы назовем то
чувство, которое
испытывают патриоты?
о патриоте и
патриотизме.
делают
собственные
выводы, работают в
технологических
картах урока.
Патриот­любитель
Отечества,
ревнитель
о благе его,
отчизнолюб.
Патриотизм –
Любовь к своему
Отечеству,
преданность
своему народу и
ответственность
перед ним,
готовность к
любым жертвам и
подвигам во имя
интересов своей
Родины.
3.Усвоение
содержания нового
учебного
Создать условия
для
формирования у
В Конституции РФ ст.59
ч.1 написано: «Защита
Отечества является долгом
Ученики делают
вывод: долг и
обязанность, долг
Умение
систематизировать
информацию
Работа в
группах,
фронтальная

материала.
9 минут
беседа
учебника в виде
схемы. (П)
Устанавливать
причинно­
следственные связи
(П)
Принимать и
сохранять
поставленную
учителем учебную
задачу (Р)
Формирование
чувства патриотизма
и гражданственности
(Л)
учащихся знания
содержания
конституционной
обязанности
граждан по защите
Отечества,
основных
обязанностей
военнослужащего,
роли армии в
развитии
государства и
общества через
организацию
групповой работы
с правовыми
источниками.
и обязанностью
гражданина РФ». Учитель
предлагает ученикам найти
противоречие.
На материале урока
необходимо ответить на
этот вопрос.
Как вы думаете, какие
угрозы возникают для
нашей страны в 21в?
Учитель предлагает
обучающимся на основе
текста учебника стр.90­91
составить и заполнить
схему «Виды угроз для
нашей страны»
– это нравственная
категория, а
обязанность – это
то, что подлежит
безусловному
выполнению,
закреплена в
правовых нормах.
Таким образом,
формируется
проблема: почему
защита Отечества
названа и долгом, и
обязанностью?
Ученики
анализируют текст,
обобщают в виде
заполнения схемы,
делают вывод:
сталкиваясь с
нарастанием
внешних и
появлением новых
внутренних угроз,
Россия должна
иметь сильную,
хорошо
подготовленную,
профессиональную

армию,
вооруженную
самым
современным
оружием.
Ученики
анализируют
правовые
источники,
отвечают на
вопросы к ним,
заполняют
таблицы, готовят
выступления на 2­3
мин.
Установка на
здоровый образ жизни
(Л).
Осуществлять
сотрудничество,
учитывать позицию
одноклассников (К).
Практическое
использование
мышления: анализа,
сравнения,
обобщения (П)
Планировать свои
действия в
соответствии с
поставленной задачей
(Р)
Работа с
нормативными
документами
(практическая
часть урока) –
10 минут
Проанализировать
текст закона
От кого
российские
военнослужащие
должны защищать
Отечество в наши
дни?
Как готовить себя
к исполнению
воинского долга?
Что означает
обязанность
гражданина
России нести
военную службу в
вооруженных
силах России и
защищать
Отечество.
Учитель организует работу
с правовыми источниками
в малых группах (см.
приложение № 2). При
затруднении можно
пользоваться учебником
стр. 91­93
1 группа­
В чем заключается
воинская обязанность
гражданина РФ? Сравни
военную службу по
призыву и по контракту.
В чем различие? Заполни
таблицу.
2 группа­
Каковы основные
обязанности
военнослужащего?
Какие моральные и
личностные качества
составляют суть
воинского долга?
Составь перечень таких
качеств.

3 группа­
Как гражданин готовится
к исполнению воинского
долга?
Назовите особенности
обязательной и
добровольной
подготовки.
Приведите примеры,
опираясь на личный
опыт или опыт знакомых
тебе людей. Результат
внесите в таблицу.
На данном этапе урока
учитель выполняет роль
консультанта.
Учитель предлагает уч­ся
просмотреть видеоролик и
сформулировать задачу,
которую поставил В.В.
Путин, как Верховный
главнокомандующий перед
российской армией
Просмотр
видеоролика
«Современная
армия России»
4 мин
Познакомить с
новыми видами
вооружения
Развитие творческих
способностей (Л)
видеоролик
Осуществлять запись
нужной информации
с помощью ИКТ (П)
Ученики
знакомятся с
новыми видами
вооружения,
анализируют,
рассуждают,
делают вывод о
том, что в армии
необходимо
провести
модернизацию (она
проводится) ­
качественные
изменения военной

техники, средств
управления, связи,
разведки,
высокоточных
боеприпасов.
Ученики
высказывают свое
мнение по
проблеме: почему
защита Отечества
названа и долгом и
обязанностью?
30 секунд пишут
большими буквами
на листе качества и
демонстрируют
всем.
Зачитывают по
порядку.
Допускать
возможность
существования
разных точек зрения,
в т.ч. не совпадающей
с его собственной (К)
Формулировать
собственное мнение и
позицию (К)
Развитие морального
сознания (Л)
Способность к
самооценке (Л)
Адекватно
воспринимать оценку
учителя и товарищей
(Р)
Все познавательные
УУД
Рефлексия
деятельности
3­4 минуты
Учитель предлагает
обратиться к Конституции
РФ и вспомнить проблему,
поставленную в ходе
урока.
Оценить
обучающимися
собственную
учебную
деятельность,
подвести итоги,
соотнести цели и
результаты
деятельности
Какими качествами
должен обладать
современный
военнослужащий?
Предлагаю девочкам
записать на листе
качество, которым
должен обладать
современный воин­
защитник, а мальчики
запишут одно качество,
которым они сами хотели
бы обладать как
будущим защитникам
Родины.

Учащимся предлагается
вспомнить цели урока и
соотнести с результатами,
выбрать наиболее
интересное и понятное
изложение материала.
Ученики
высказывают свое
мнение о том, что
нового они узнали
на уроке и
насколько это
соотносится с
целями данного
урока. Ребята по
цепочке
высказываются
одним
предложением,
выбирая начало
фразы из
рефлексивного
экрана на доске
см. приложение №4
Мы увидели, что служба
в армии является
почетной и важной
обязанностью
гражданина. Но в то же
время это серьезная
школа жизни, испытание
на прочность духа. Не все

проходят его с честью.
Каждый год возникает
проблема с набором
юношей для
прохождения службы в
рядах вооруженных сил.
Современные молодые
люди не хотят служить в
армии. Как вы думаете,
почему? Подумать дома,
обсудим в классе на
следующем уроке.
 Кто, если не мы
сами,
граждане России,
сможем защитить свою
Родину в минуту
опасности
 Кто, если не вы,
молодое поколение,
могут решить проблемы
современной армии?
Д/з. параграф 8, читать и
пересказывать,подготовить
сообщения или
презентацию о подвигах
российских солдат и
офицеров в наши дни.

Приложение № 2
Задание 1 группе



воинский учет;

призыв на военную службу;

пребывание в запасе;













прохождения военной службы.





Вопросы и задания: В чем заключается воинская обязанность гражданина РФ?
Сравни военную службу по призыву и по контракту. В чем различие? Заполни таблицу.
служба по призыву
служба по контракту
Задание 2 группе



16. Военнослужащий в служебной деятельности руководствуется Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными
законами, федеральными законами, общевоинскими уставами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.










Российскую Федерацию;



военное имущество;











Вопросы и задания:

Задание 3 группе
Извлечения из Федерального закона
воинской обязанности и военной службе"



комиссара.

1. Обязательная подготовка гражданина к военной службе предусматривает:















Вопросы и задания:


Подготовка к исполнению
воинского долга
Обязательная
Добровольная
Примеры
Материалы к уроку.
Задание №1.
Пословицы.

I вариант
1.Кто Родине верен,…
2.Русскую заповедь знай,…
3.Тяжело в учении,…
4.За правое дело,…
5.Бой красен мужеством,…
(стой смело; а товарищ дружеством;
тот в бою примерен;
в бою не зевай; легко в бою).

Конституция Р.Ф. Статья № 59.
1.Защита Отечества является долгом и обязанностью гражданина Российской Федерации.
2. Гражданин Российской Федерации несет военную службу в соответствии с федеральным законом.
3. Гражданин Российской Федерации в случае, если его убеждениям или вероисповеданию противоречит несение военной службы, а также в
иных установленных федеральным законом случаях имеет право на замену ее альтернативной гражданской службой.
Задание №2.
Задание №3
Заполните схему «Внешние угрозы для нашей страны.»
и сделайте вывод, нужна ли нашей стране сильная армия?
Стр. 90­91
Задание №4.

Статья 1. Воинская обязанность
Работа в группах.
1 группа
Извлечения из Федерального закона
"О воинской обязанности и военной службе"
1. Воинская обязанность граждан Российской Федерации (далее ­ граждане) предусматривает:
воинский учет;
обязательную подготовку к военной службе;
призыв на военную службу;
прохождение военной службы по призыву;
пребывание в запасе;
призыв на военные сборы и прохождение военных сборов в период пребывания в запасе.
Статья 2. Военная служба. Военнослужащие
2. Прохождение военной службы осуществляется: гражданами ­ по призыву и в добровольном порядке (по контракту);
Статья 22. Граждане, подлежащие призыву на военную службу
1. Призыву на военную службу подлежат:
а) граждане мужского пола в возрасте от 18 до 27 лет, состоящие на воинском учете или не состоящие, но обязанные состоять на
воинском учете и не пребывающие в запасе
Статья 38. Срок военной службы для военнослужащих, проходящих военную службу по призыву
1. Срок военной службы устанавливается:
д) для военнослужащих, призванных на военную службу после 1 января 2008 года, ­ 12 месяцев;
Статья 32. Контракт о прохождении военной службы
1. Контракт о прохождении военной службы заключается между гражданином (иностранным гражданином) и от имени Российской
Федерации ­ Министерством обороны Российской Федерации или иным федеральным органом исполнительной власти, в котором настоящим
Федеральным законом предусмотрена военная служба, письменно по типовой форме в порядке, определяемом Положением о порядке
прохождения военной службы.
2. В контракте о прохождении военной службы закрепляются добровольность поступления гражданина (иностранного гражданина) на
военную службу, срок, в течение которого гражданин (иностранный гражданин) обязуется проходить военную службу, и условия контракта.
3. Условия контракта о прохождении военной службы включают в себя обязанность гражданина (иностранного гражданина) проходить
военную службу в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках, воинских формированиях или органах в течение

установленного контрактом срока, добросовестно исполнять все общие, должностные и специальные обязанности военнослужащих,
установленные законодательными и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
4. Первый контракт о прохождении военной службы вправе заключать: граждане в возрасте от 18 до 40 лет;
Вопросы и задания: Сравни военную службу по призыву и по контракту.
В чем различие? Заполни таблицу.
служба по призыву
служба по контракту
Задание №4.
Работа в группах
2 группа
Извлечения из Устава внутренней службы
Вооруженных Сил Российской Федерации
1. Общие обязанности военнослужащих
16. Военнослужащий в служебной деятельности руководствуется Конституцией Российской Федерации, федеральными
конституционными законами, федеральными законами, общевоинскими уставами и иными нормативными правовыми актами
Российской
Федерации.
Защита государственного суверенитета и территориальной целостности Российской Федерации, обеспечение безопасности государства,
отражение вооруженного нападения, а также выполнение задач в соответствии с международными обязательствами Российской Федерации
составляют существо воинского долга, который обязывает военнослужащего:







быть верным Военной присяге (обязательству), беззаветно служить народу Российской Федерации, мужественно и умело защищать
Российскую Федерацию;
строго соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы Российской Федерации, требования общевоинских уставов,
беспрекословно выполнять приказы командиров (начальников);
совершенствовать воинское мастерство, содержать в постоянной готовности к применению вооружение и военную технику, беречь
военное имущество;
быть дисциплинированным, бдительным, хранить государственную тайну;
дорожить воинской честью и боевой славой Вооруженных Сил, своей воинской части, честью своего воинского звания и войсковым
товариществом, с достоинством нести высокое звание защитника народа Российской Федерации;
соблюдать общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации.

17. Военнослужащий должен быть честным, храбрым, при выполнении воинского долга проявлять разумную инициативу, защищать
командиров (начальников) в бою, оберегать Боевое знамя воинской части.
18. Военнослужащий обязан проявлять патриотизм, способствовать укреплению мира и дружбы между народами, предотвращению
национальных и религиозных конфликтов.
19. Военнослужащий обязан уважать честь и достоинство других военнослужащих, выручать их из опасности, помогать им словом и делом,
удерживать от недостойных поступков, не допускать в отношении себя и других военнослужащих грубости и издевательства, содействовать
командирам (начальникам) и старшим в поддержании порядка и дисциплины. Он должен соблюдать правила воинской вежливости, поведения,
выполнения воинского приветствия, ношения военной формы одежды и знаков различия.
Вопросы и задания:
Каковы основные обязанности военнослужащего?
Какие моральные и личностные качества составляют суть воинского долга? Составь перечень таких качеств.
\
Задание №4.

Работа в группах
3 группа
Извлечения из Федерального закона
"О воинской обязанности и военной службе"
Статья 9. Первоначальная постановка граждан на воинский учет
1. Первоначальная постановка на воинский учет граждан мужского пола осуществляется в период с 1 января по 31 марта в год достижения
ими возраста 17 лет комиссиями по постановке граждан на воинский учет, создаваемыми в муниципальных районах, городских округах и на
внутригородских территориях городов федерального значения решением высшего должностного лица субъекта Российской Федерации
(руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) по представлению военного
комиссара.
Статья 11. Обязательная подготовка гражданина к военной службе
2. Обязательная подготовка гражданина к военной службе предусматривает:
получение начальных знаний в области обороны;
подготовку по основам военной службы в образовательных организациях в рамках освоения образовательной программы среднего
общего образования или среднего профессионального образования и в учебных пунктах организаций;
военно­патриотическое воспитание;
Статья 17. Добровольная подготовка гражданина к военной службе
1. Добровольная подготовка гражданина к военной службе предусматривает:
занятие военно­прикладными видами спорта;
обучение по дополнительным общеобразовательным программам, имеющим целью подготовку несовершеннолетних граждан к военной
или иной государственной службе, в общеобразовательных организациях, профессиональных образовательных организациях, а также в
военных оркестрах Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов (далее ­ военные оркестры);
обучение по программе военной подготовки офицеров запаса на военных кафедрах при федеральных государственных
образовательных организациях высшего образования;
обучение по программе военной подготовки в учебных военных центрах при федеральных государственных образовательных
организациях высшего образования.
Вопросы и задания:
Как гражданин готовится к исполнению воинского долга?

Назовите особенности обязательной и добровольной подготовки.
Приведите примеры, опираясь на личный опыт или опыт знакомых тебе людей. Результат внесите в таблицу.
Подготовка к исполнению
воинского долга
Обязательная
Добровольная
Примеры
Приложение №3.
Технологическая карта урока.
1. Задание №1. Работа с пословицами.
1.Кто Родине верен, ______________________________________________ Стр. 90­91_________________________________________________________________
Подготовка к исполнению
воинского долга
Обязательная
Задание №4.
Группа №3.
Примеры

Добровольная
АНКЕТА
1. Сегодня я узнал_____________________________________________________________
2. Было интересно_____________________________________________________________
3. Было трудно________________________________________________________________
4. Я выполнял задание_________________________________________________________
5. Я научился_________________________________________________________________
6. Урок дал мне для жизни______________________________________________________
7. Мне захотелось_____________________________________________________________
8. Не понял__________________________________________________________________