04.02.2011
О мерах по сохранению памяти новомучеников, исповедников и всех невинно от богоборцев в годы гонений пострадавших

О мерах по сохранению памяти новомучеников,

исповедников и всех невинно от богоборцев

в годы гонений пострадавших

Документ принят 2 февраля 2011 года Архиерейским Собором Русской Православной Церкви.

За прошедшие годы Русской Православной Церковью собраны многочисленные свидетельства о христианах, пострадавших в гонениях за веру Христову в XX веке. Накоплен обширный материал, позволяющий объективно оценить ситуацию того времени, подвести ее исторический итог.

Русская Православная Церковь почитает святость новомучеников и исповедников, утверждая их особый вклад во вселенское Православие. Благодаря их жертвенному свидетельству о Христе в Православии вновь в небывалых масштабах, сопоставимых с гонениями первых веков христианства, был явлен подвиг мученичества и исповедничества, на котором возрастала христианская Церковь. Духовные плоды этого подвига должны быть усвоены нашим обществом.

В то же время Церковь помнит не только прославленных ею святых, но и всех невинных жертв репрессий, призывая общество сохранить память об этих трагических страницах истории.

Русская Православная Церковь считает своим долгом неустанно напоминать, что богоборчество и ненависть, в том числе социальная, являлись движущей силой репрессий, совершенных в годы революции, гражданской войны и всего трагического ХХ века в разных странах, входящих в каноническую территорию Московского Патриархата.

Подвиг новомучеников и исповедников свидетельствует об их противостоянии богоборчеству, а не государству как таковому. Опираясь на опыт своих святых, Церковь убеждена, что в годы гонений верующие подвергались репрессиям, прежде всего за исповедание веры, верность Господу Иисусу Христу и Его Церкви, а также каноническому строю Православия.

Для того чтобы память о новомучениках укреплялась в нашем обществе как пример стояния в вере, Церковь призывает умножить усилия для распространения в народе почитания святых новомучеников и исповедников.

1. Церковь считает своевременным возведение храмов и часовен в честь новомучеников и исповедников, особенно там, где они служили или пострадали.

2. Епархиальным архиереям следует озаботиться совершением бденных, полиелейных и славословных служб новомученикам и исповедникам в местах их служения и мученических подвигов. Кроме того, епархиальным архиереям надлежит определить даты и места соборного служения духовенства епархий или отдельных благочиний, дабы усилить местное почитание новомучеников и исповедников.

3. Во всех епархиях Русской Православной Церкви подобает регулярно совершать богослужения в дни почитания новомучеников и исповедников, проводить посвященные их памяти церковно-общественные мероприятия (конференции, форумы, съезды), а также вести просветительскую работу в высших учебных заведениях, школах, среди молодежи.

4. Изучение подвига новомучеников и исповедников надлежит включить в учебные планы духовных семинарий и училищ с учетом истории региона.

5. Епархиям, монастырям и приходам рекомендуется в сотрудничестве с государством, музейным сообществом и историками по мере возможности участвовать в создании мемориальных досок, памятников, музеев и комплексов в местах служения, страдания, смерти и погребения новомучеников и исповедников, инициировать наименование в их честь улиц, площадей, бульваров, скверов. Необходимо продолжать диалог с государством и разъяснительную работу в обществе для того, чтобы в названиях улиц и населенных пунктов не возвеличивались имена лиц, ответственных за организацию преследований и уничтожения неповинных людей, в том числе пострадавших за веру.

6. Собор обращается к кинематографистам, руководителям телеканалов с призывом создавать документальные и художественные фильмы, а также телевизионные передачи, посвященные подвигу новомучеников и исповедников.

7. Церковным средствам массовой информации рекомендуется уделять особое внимание подвигу новомучеников и исповедников. В целях развития творческой инициативы журналистов, писателей и церковных историков в данном направлении Синодальному информационному отделу и Синодальной комиссии по канонизации святых рекомендуется совместно проработать предложения по использованию различных конкурсов и грантов. Издательскому Совету надлежит поддерживать существующие программы и книжные серии, посвященные подвигу новомучеников и исповедников, разработать специальную программу издания книг, в том числе для детей и подростков, а также озаботиться распространением уже изданных книг в епархиях Русской Православной Церкви. Епархиальным средствам массовой информации необходимо уделять особое внимание публикации материалов, посвященных подвигу новомучеников и исповедников, в том числе размещая эти материалы на епархиальных сайтах.

8. Издательству Московской Патриархии следует незамедлительно публиковать тексты служб новомученикам и исповедникам, одобренных Священным Синодом.

9. Церковь призывает государственных и общественных деятелей поддержать ее усилия по изучению и увековечению памяти жертв гонений. В частности, она обращается к руководителям учреждений, в чьем ведении находятся архивные документы, с просьбой содействовать скорейшему и полному выявлению сведений о пострадавших в годы гонений. Для этого важно совершенствовать методику научного изучения следственных и судебных дел. Необходимо продолжить диалог с государством о возможности законодательных или административных способов обеспечения доступа уполномоченных представителей Церкви к соответствующим архивам, при условии соблюдения законных требований неразглашения сведений о личной жизни граждан.

10. Целесообразно сформулировать предложения об объективном отражении темы новомучеников и исповедников в современных учебниках истории.

11. Синодальной комиссии по канонизации святых надлежит продумать возможность такого именования каждого новомученика или исповедника, в котором бы содержалось упоминание о месте его подвига, занимаемой кафедре или фамилии. Это именование должно быть затем включено в официальный календарь Русской Православной Церкви. Данное поручение относится как к уже прославленным новомученикам и исповедникам, так и к тем, чьи имена будут включены в Собор новомучеников и исповедников Российских в будущем.

12. Открытие мощей святого и помещение их в храмы может иметь место только при канонизации или после таковой.

13. При вынесении решения об общецерковной канонизации святого следует утверждать его иконописное изображение. При канонизации местночтимого святого его иконописное изображение необходимо представлять на отзыв в Синодальную комиссию по канонизации святых для последующего утверждения Патриархом.

14. Следует продолжить развитие рабочих контактов епархиальных комиссий с Синодальной комиссией по канонизации святых как на этапе подготовки дел к передаче в последнюю, так и при их рассмотрении, что исключило бы появление в Синодальной комиссии дел, заведомо не соответствующих предъявляемым требованиям.

15. Епархиальным богослужебным комиссиям надлежит усилить работу над составлением служб новомученикам и исповедникам, служившим или пострадавшим в данной епархии, и представлять их на рецензирование в Синодальную богослужебную комиссию.

Собор выражает уверенность в том, что совместные действия Церкви, государства и общества, направленные на увековечение памяти жертв гонений за веру, помогут изменить к лучшему нравственное состояние людей.

Памятуя слова церковного писателя III века Тертуллиана - «кровь мучеников есть семя христианства», Собор призывает всех членов Церкви быть по духу верными наследниками новомучеников и исповедников, твердо стоять в подвиге жертвенного свидетельства Истины, не отступать от нее, малодушно пугаясь вызовов мира, все более удаляющегося от Христа.

26 ноября 2018 года в Сергиевском зале кафедрального соборного Храма Христа Спасителя в Москве под председательством митрополита Крутицкого и Коломенского Ювеналия состоялось заседание Церковно-общественного совета при Патриархе Московском и всея Руси по увековечению памяти новомучеников и исповедников Церкви Русской.

В начале заседания владыка Ювеналий выступил с докладом об итогах исполнения постановления Архиерейского Собора от 2 февраля 2011 года «О мерах по сохранению памяти новомучеников, исповедников и всех невинно от богоборцев в годы гонений пострадавших»:

«Ваши Высокопреосвященства и Преосвященства! Возлюбленные участники заседания!

По благословению Святейшего Патриарха Кирилла мы проводим очередное заседание Церковно-общественного совета. Перед нами стоит задача - рассмотреть итоги исполнения епархиями Русской Православной Церкви постановления Архиерейского Собора от 2 февраля 2011 года «О мерах по сохранению памяти новомучеников, исповедников и всех невинно от богоборцев в годы гонений пострадавших», а также высказать свои предположения, каким образом можно сделать более успешным выполнение соборного постановления.

Прежде всего, мне бы хотелось немного коснуться того, что Советом как органом, координирующим работу епархий и синодальных отделов в этой части церковной деятельности, уже сделано. Приступив к работе, Совет в свое время конкретизировал и детализировал постановление Архиерейского Собора 2011 года, направив соответствующие рекомендации правящим архиереям в дополнение к существующему определению Архиерейского Собора, обратив их внимание на пути реализации постановления Собора. Последующее показало, что это был правильный шаг, и как следовало из полученных тогда отчетов из епархий, это помогло Преосвященным в их практической деятельности. Церковно-общественный совет инициировал процесс создания и установления памятных досок и крестов на месте служения и страдания новомучеников. Также он инициировал подготовку и издание учебного пособия, касающегося проведения занятий, посвященных подвигу новомучеников и исповедников Церкви Русской. Пособие было подготовлено при активном участии Синодального отдела религиозного образования и катехизации, одобрено Издательским Советом и в количестве семи тысяч экземпляров распространено среди участников ХХV Международных Рождественских образовательных чтений. Учитывая, что это был первый опыт создания подобного рода учебного пособия и что он был апробирован впоследствии в учебных заведениях, можно признать его вполне удачным.

Без богослужебной молитвенной части почитание новомучеников было бы неполно, и Советом в 2014 году была инициирована выработка списка новомучеников и исповедников Церкви Русской, которым следует служить полиелейные службы, имена которых Издательству Московской Патриархии следует печатать с особой отметкой в Церковном календаре и включать соответствующие пояснения в Богослужебные указания на каждый год в соответствии с выработанным списком. Текущий 2018 год явился годом памяти многих новомучеников, пострадавших в 1918 году, в год ожесточенных репрессий, который в исторической литературе назван эпохой «красного террора». В этот год исполнилось 100-летие со дня мученической кончины многих новомучеников, и в епархиях были отслужены на местах, связанных с их жизнью и мученической кончиной, архиерейским чином торжественные богослужения.

По существующему порядку отчеты епархий о деятельности по увековечению памяти новомучеников включаются в общеепархиальные отчеты и высылаются в этой части в Церковно-общественный совет. Анализируя эти отчеты, отрадно отметить, что в епархиях стали чаще устраиваться научно-практические конференции, посвященные подвигу новомучеников, фотовыставки; в храмах, где служили прославленные Церковью новомученики и репрессированное в годы гонений духовенство, устраиваются стенды с их фотографиями и краткими сведениями, что мне представляется очень ценным. О деятельности Московской областной епархии, касающейся увековечения памяти новомучеников, мы сегодня заслушаем доклад епископа Луховицкого Петра. Замечу, что для современных прихожан, только недавно пришедших в тот или иной храм, зачастую его история совершенно неизвестна, неизвестны и судьбы священнослужителей, которые подвизались в этом храме. Многие и не знают, что в храме, который стал их приходским храмом, церковным домом для них и их семей, где их души освящаются церковными таинствами и насыщаются благодатью церковных молитв, служили подвижники, пострадавшие за Христа и причисленные Церковью к лику святых, а, не зная этого, соответственно и не обращаются к ним в своих личных молитвах за помощью. На эту особенность современной приходской жизни следует обратить внимание правящим Преосвященным, чтобы они напоминали настоятелям храмов о необходимости просвещения в этой области прихожан, в особенности там, где служили новомученики и где должны быть помещены их иконы.

Как отрадное явление, следует отметить, что епархиальные комиссии, занимающиеся изучением подвига новомучеников, в настоящее время ведут все более тесные отношения с образовательными учреждениями, участвуют в конкурсах проектных и обучающих работ, одной из тем которых все чаще становится тема подвига новомучеников. Освящаются храмы в честь новомучеников, издаются как брошюры, так и солидные книги, посвященные жизни новомучеников, совершаются паломничества как на Бутовский полигон, так и в храмы, где служили новомученики. На предыдущем заседании Совета было признано необходимым продолжить поиск и издание духовного наследия новомучеников, и введение его в научный и образовательный процесс. О подготовленных епархиями и издателями книгах с духовным наследием новомучеников, которые проходили рецензирование в Издательском Совете, сегодня будет доклад Дмитрия Михайловича Володихина, помощника митрополита Калужского и Боровского Климента, председателя Издательского Совета.

12 марта 2018 года в соответствии с решением Церковно-общественного совета, принятого на состоявшемся 15 ноября 2017 года заседании, мной был направлен запрос во все епархии Русской Православной Церкви с просьбой направить в адрес Совета репродукции имеющихся в епархии фотографий и иконописных изображений новомучеников и исповедников Церкви Русской. Целью этого запроса было собрать имеющиеся в епархиях Русской Православной Церкви фотографии и иконы новомучеников и выяснить, насколько в епархиях они почитаются и ведется ли работа по сохранению и увековечению их памяти. Если в храмах епархии отсутствуют иконописные изображения новомучеников, значит и нет, или почти нет, их почитания, значит не чувствуется необходимость и в их литургическом почитании, и на дни памяти новомучеников не выносятся их иконы за их отсутствием. Если нет деятельности по поиску и сохранению фотоизображений новомучеников, значит, нет стремления и к сохранению их памяти.

На мой запрос ответили 71 епархия, Белорусский экзархат Московского Патриархата, Митрополичий округ Русской Православной Церкви в Республике Казахстан и 10 монастырей, то есть менее половины епархий Русской Церкви. Из анализа присланных ответов следует, что почитание новомучеников и исповедников в епархиях совершается неравномерно. В большинстве епархий, из приславших материалы, уделяется достаточное внимание почитанию новомучеников, собираются их фотографии и пишутся их иконы. 20 епархий прислали ответ, что у них нет новомучеников, причисленных к лику святых, непосредственно подвизавшихся на территории этих епархий; по существу, у них нет иконописных изображений и других новомучеников. Следует напомнить, что все новомученики и исповедники Церкви Русской, в соответствии с решением Архиерейского Юбилейного Собора 2000 года, прославлены общецерковно и потому не имеют какого-либо преимущественного почитания на какой-либо территории. Большая часть прославленных Вселенской Церковью святых подвизались не только за пределами отдельных епархий, но и за пределами канонической территории Русской Церкви, но это не является препятствием к их почитанию. Прославленные общецерковно святые имеют вселенский характер, а не исключительно епархиальный. В епархиях, где нет иконописных изображений новомучеников и, надо предполагать, нет и их почитания, епархиальным Преосвященным следовало бы усилить просветительскую работу, касающуюся значимости подвига новомучеников.

На Архиерейском Соборе 2016 года Преосвященный епископ Тарский и Тюкалинский Савватий выступил с предложением создать краткие буклеты с житиями новомучеников. Святейшим Патриархом Кириллом было поручено Издательству Московской Патриархии изучить возможность создания такой серии брошюр, а мне как председателю Церковно-общественного совета - руководить данным проектом. Сегодня мы выслушаем доклад главного редактора Издательства Преосвященного епископа Балашихинского Николая о реализации данного проекта.

Также сегодня прозвучит доклад Владимира Романовича Легойды, председателя Синодального отдела по взаимоотношениям с обществом и СМИ, об освещении темы подвига новомучеников в средствах массовой информации.

Некоторые научно-практические конференции, прошедшие в этом году, были устроены непосредственно в день столетия мученической кончины новомучеников, как например, состоявшаяся 5 сентября 2018 года в Православном Свято-Тихоновском гуманитарном университете конференция, посвященная памяти священномученика Иоанна Восторгова. И мне хочется закончить свой доклад словами этого замечательно пастыря, показывающими, что еще до наступления антирелигиозного террора с его нетерпимостью и жестокостью, наши мученики ясно видели грозные очертания грядущих гонений, видели и причины наступавших событий - в забвении Бога - и безбоязненно шли навстречу этим испытаниям, как и подобает это делать верным служителям Христовым. «В скоро грядущих страшных потрясениях жизни, - писал протоиерей Иоанн Восторгов, - многие из нас принесут кровавые жертвы: одни во искупление своих грехов, другие будут убиты, перерезаны, задушены как жертвы за Родину. Но все же многие уцелеют, жизнь не прекратится. И, обреченные, быть может, на смерть, приговоренные к казни, грядущим после нас потомкам мы самой нашей гибелью оставляем ныне урок - не пренебрегать Божественным законом, имеющим высшую обязательность для совести».

Были заслушаны доклады, касающиеся деятельности синодальных отделов и епархий по увековечению памяти новомучеников и исповедников Церкви Русской. Епископ Балашихинский Николай сообщил о ходе работы Издательства Московской Патриархии по изданию брошюр с житиями новомучеников и исповедников Церкви Русской. Епископ Луховицкий Петр рассказал о проводимой Московской областной епархией работе по увековечению памяти новомучеников и исповедников Церкви Русской и всех невинно пострадавших в годы гонений.

Председатель Синодального отдела по взаимоотношениям с обществом и СМИ В.Р. Легойда сообщил о том, как освещается подвиг новомучеников в средствах массовой информации. По поручению председателя Издательского Совета Русской Православной Церкви митрополита Калужского и Боровского Климента его помощник Д.М. Володихин сделал доклад о подготовленных епархиями и издателями книгах, содержащих духовное наследие новомучеников, которые проходили рецензирование в Издательском Совете.

В завершение состоялась дискуссия по вопросам работы Совета.

Документ принят 2 февраля 2011 года Архиерейским Собором Русской Православной Церкви.

За прошедшие годы Русской Православной Церковью собраны многочисленные свидетельства о христианах, пострадавших в гонениях за веру Христову в XX веке. Накоплен обширный материал, позволяющий объективно оценить ситуацию того времени, подвести ее исторический итог.

Русская Православная Церковь почитает святость новомучеников и исповедников, утверждая их особый вклад во вселенское Православие. Благодаря их жертвенному свидетельству о Христе в Православии вновь в небывалых масштабах, сопоставимых с гонениями первых веков христианства, был явлен подвиг мученичества и исповедничества, на котором возрастала христианская Церковь. Духовные плоды этого подвига должны быть усвоены нашим обществом.

В то же время Церковь помнит не только прославленных ею святых, но и всех невинных жертв репрессий, призывая общество сохранить память об этих трагических страницах истории.

Русская Православная Церковь считает своим долгом неустанно напоминать, что богоборчество и ненависть, в том числе социальная, являлись движущей силой репрессий, совершенных в годы революции, гражданской войны и всего трагического ХХ века в разных странах, входящих в каноническую территорию Московского Патриархата.

Подвиг новомучеников и исповедников свидетельствует об их противостоянии богоборчеству, а не государству как таковому. Опираясь на опыт своих святых, Церковь убеждена, что в годы гонений верующие подвергались репрессиям, прежде всего за исповедание веры, верность Господу Иисусу Христу и Его Церкви, а также каноническому строю Православия.

Для того чтобы память о новомучениках укреплялась в нашем обществе как пример стояния в вере, Церковь призывает умножить усилия для распространения в народе почитания святых новомучеников и исповедников.

1. Церковь считает своевременным возведение храмов и часовен в честь новомучеников и исповедников, особенно там, где они служили или пострадали.

2. Епархиальным архиереям следует озаботиться совершением бденных, полиелейных и славословных служб новомученикам и исповедникам в местах их служения и мученических подвигов. Кроме того, епархиальным архиереям надлежит определить даты и места соборного служения духовенства епархий или отдельных благочиний, дабы усилить местное почитание новомучеников и исповедников.

3. Во всех епархиях Русской Православной Церкви подобает регулярно совершать богослужения в дни почитания новомучеников и исповедников, проводить посвященные их памяти церковно-общественные мероприятия (конференции, форумы, съезды), а также вести просветительскую работу в высших учебных заведениях, школах, среди молодежи.

4. Изучение подвига новомучеников и исповедников надлежит включить в учебные планы духовных семинарий и училищ с учетом истории региона.

5. Епархиям, монастырям и приходам рекомендуется в сотрудничестве с государством, музейным сообществом и историками по мере возможности участвовать в создании мемориальных досок, памятников, музеев и комплексов в местах служения, страдания, смерти и погребения новомучеников и исповедников, инициировать наименование в их честь улиц, площадей, бульваров, скверов.

Необходимо продолжать диалог с государством и разъяснительную работу в обществе для того, чтобы в названиях улиц и населенных пунктов не возвеличивались имена лиц, ответственных за организацию преследований и уничтожения неповинных людей, в том числе пострадавших за веру.

6. Собор обращается к кинематографистам, руководителям телеканалов с призывом создавать документальные и художественные фильмы, а также телевизионные передачи, посвященные подвигу новомучеников и исповедников.

7. Церковным средствам массовой информации рекомендуется уделять особое внимание подвигу новомучеников и исповедников. В целях развития творческой инициативы журналистов, писателей и церковных историков в данном направлении Синодальному информационному отделу и Синодальной комиссии по канонизации святых рекомендуется совместно проработать предложения по использованию различных конкурсов и грантов. Издательскому Совету надлежит поддерживать существующие программы и книжные серии, посвященные подвигу новомучеников и исповедников, разработать специальную программу издания книг, в том числе для детей и подростков, а также озаботиться распространением уже изданных книг в епархиях Русской Православной Церкви. Епархиальным средствам массовой информации необходимо уделять особое внимание публикации материалов, посвященных подвигу новомучеников и исповедников, в том числе размещая эти материалы на епархиальных сайтах.

8. Издательству Московской Патриархии следует незамедлительно публиковать тексты служб новомученикам и исповедникам, одобренных Священным Синодом.

9. Церковь призывает государственных и общественных деятелей поддержать ее усилия по изучению и увековечению памяти жертв гонений. В частности, она обращается к руководителям учреждений, в чьем ведении находятся архивные документы, с просьбой содействовать скорейшему и полному выявлению сведений о пострадавших в годы гонений. Для этого важно совершенствовать методику научного изучения следственных и судебных дел. Необходимо продолжить диалог с государством о возможности законодательных или административных способов обеспечения доступа уполномоченных представителей Церкви к соответствующим архивам, при условии соблюдения законных требований неразглашения сведений о личной жизни граждан.

10. Целесообразно сформулировать предложения об объективном отражении темы новомучеников и исповедников в современных учебниках истории.

11. Синодальной комиссии по канонизации святых надлежит продумать возможность такого именования каждого новомученика или исповедника, в котором бы содержалось упоминание о месте его подвига, занимаемой кафедре или фамилии. Это именование должно быть затем включено в официальный календарь Русской Православной Церкви. Данное поручение относится как к уже прославленным новомученикам и исповедникам, так и к тем, чьи имена будут включены в Собор новомучеников и исповедников Российских в будущем.

12. Открытие мощей святого и помещение их в храмы может иметь место только при канонизации или после таковой.

13. При вынесении решения об общецерковной канонизации святого следует утверждать его иконописное изображение. При канонизации местночтимого святого его иконописное изображение необходимо представлять на отзыв в Синодальную комиссию по канонизации святых для последующего утверждения Патриархом.

14. Следует продолжить развитие рабочих контактов епархиальных комиссий с Синодальной комиссией по канонизации святых как на этапе подготовки дел к передаче в последнюю, так и при их рассмотрении, что исключило бы появление в Синодальной комиссии дел, заведомо не соответствующих предъявляемым требованиям.

15. Епархиальным богослужебным комиссиям надлежит усилить работу над составлением служб новомученикам и исповедникам, служившим или пострадавшим в данной епархии, и представлять их на рецензирование в Синодальную богослужебную комиссию.

Собор выражает уверенность в том, что совместные действия Церкви, государства и общества, направленные на увековечение памяти жертв гонений за веру, помогут изменить к лучшему нравственное состояние людей.

Памятуя слова церковного писателя III века Тертуллиана - "кровь мучеников есть семя христианства", Собор призывает всех членов Церкви быть по духу верными наследниками новомучеников и исповедников, твердо стоять в подвиге жертвенного свидетельства Истины, не отступать от нее, малодушно пугаясь вызовов мира, все более удаляющегося от Христа.

Документ принят 2 февраля 2011 года Архиерейским Собором Русской Православной Церкви.

О мерах по сохранению памяти новомучеников, исповедников и всех невинно от богоборцев в годы гонений пострадавших*

За прошедшие годы Русской Православной Церковью собраны многочисленные свидетельства о христианах, пострадавших в гонениях за веру Христову в XX веке. Накоплен обширный материал, позволяющий объективно оценить ситуацию того времени, подвести ее исторический итог.

Русская Православная Церковь почитает святость новомучеников и исповедников, утверждая их особый вклад во вселенское Православие. Благодаря их жертвенному свидетельству о Христе в Православии вновь в небывалых масштабах, сопоставимых с гонениями первых веков христианства, был явлен подвиг мученичества и исповедничества, на котором возрастала христианская Церковь. Духовные плоды этого подвига должны быть усвоены нашим обществом.

В то же время Церковь помнит не только прославленных ею святых, но и всех невинных жертв репрессий, призывая общество сохранить память об этих трагических страницах истории.

Русская Православная Церковь считает своим долгом неустанно напоминать, что богоборчество и ненависть, в том числе социальная, являлись движущей силой репрессий, совершенных в годы революции, гражданской войны и всего трагического ХХ века в разных странах, входящих в каноническую территорию Московского Патриархата.

Подвиг новомучеников и исповедников свидетельствует об их противостоянии богоборчеству, а не государству как таковому. Опираясь на опыт своих святых, Церковь убеждена, что в годы гонений верующие подвергались репрессиям, прежде всего за исповедание веры, верность Господу Иисусу Христу и Его Церкви, а также каноническому строю Православия.

Для того чтобы память о новомучениках укреплялась в нашем обществе как пример стояния в вере, Церковь призывает умножить усилия для распространения в народе почитания святых новомучеников и исповедников.

  1. Церковь считает своевременным возведение храмов и часовен в честь новомучеников и исповедников, особенно там, где они служили или пострадали.
  2. Епархиальным архиереям следует озаботиться совершением бденных, полиелейных и славословных служб новомученикам и исповедникам в местах их служения и мученических подвигов. Кроме того, епархиальным архиереям надлежит определить даты и места соборного служения духовенства епархий или отдельных благочиний, дабы усилить местное почитание новомучеников и исповедников.
  3. Во всех епархиях Русской Православной Церкви подобает регулярно совершать богослужения в дни почитания новомучеников и исповедников, проводить посвященные их памяти церковно-общественные мероприятия (конференции, форумы, съезды), а также вести просветительскую работу в высших учебных заведениях, школах, среди молодежи.
  4. Изучение подвига новомучеников и исповедников надлежит включить в учебные планы духовных семинарий и училищ с учетом истории региона.
  5. Епархиям, монастырям и приходам рекомендуется в сотрудничестве с государством, музейным сообществом и историками по мере возможности участвовать в создании мемориальных досок, памятников, музеев и комплексов в местах служения, страдания, смерти и погребения новомучеников и исповедников, инициировать наименование в их честь улиц, площадей, бульваров, скверов. Необходимо продолжать диалог с государством и разъяснительную работу в обществе для того, чтобы в названиях улиц и населенных пунктов не возвеличивались имена лиц, ответственных за организацию преследований и уничтожения неповинных людей, в том числе пострадавших за веру.
  6. Собор обращается к кинематографистам, руководителям телеканалов с призывом создавать документальные и художественные фильмы, а также телевизионные передачи, посвященные подвигу новомучеников и исповедников.
  7. Церковным средствам массовой информации рекомендуется уделять особое внимание подвигу новомучеников и исповедников. В целях развития творческой инициативы журналистов, писателей и церковных историков в данном направлении Синодальному информационному отделу и Синодальной комиссии по канонизации святых рекомендуется совместно проработать предложения по использованию различных конкурсов и грантов. Издательскому Совету надлежит поддерживать существующие программы и книжные серии, посвященные подвигу новомучеников и исповедников, разработать специальную программу издания книг, в том числе для детей и подростков, а также озаботиться распространением уже изданных книг в епархиях Русской Православной Церкви. Епархиальным средствам массовой информации необходимо уделять особое внимание публикации материалов, посвященных подвигу новомучеников и исповедников, в том числе размещая эти материалы на епархиальных сайтах.
  8. Издательству Московской Патриархии следует незамедлительно публиковать тексты служб новомученикам и исповедникам, одобренных Священным Синодом.
  9. Церковь призывает государственных и общественных деятелей поддержать ее усилия по изучению и увековечению памяти жертв гонений. В частности, она обращается к руководителям учреждений, в чьем ведении находятся архивные документы, с просьбой содействовать скорейшему и полному выявлению сведений о пострадавших в годы гонений. Для этого важно совершенствовать методику научного изучения следственных и судебных дел. Необходимо продолжить диалог с государством о возможности законодательных или административных способов обеспечения доступа уполномоченных представителей Церкви к соответствующим архивам, при условии соблюдения законных требований неразглашения сведений о личной жизни граждан.
  10. Целесообразно сформулировать предложения об объективном отражении темы новомучеников и исповедников в современных учебниках истории.
  11. Синодальной комиссии по канонизации святых надлежит продумать возможность такого именования каждого новомученика или исповедника, в котором бы содержалось упоминание о месте его подвига, занимаемой кафедре или фамилии. Это именование должно быть затем включено в официальный календарь Русской Православной Церкви. Данное поручение относится как к уже прославленным новомученикам и исповедникам, так и к тем, чьи имена будут включены в Собор новомучеников и исповедников Российских в будущем.
  12. Открытие мощей святого и помещение их в храмы может иметь место только при канонизации или после таковой.
  13. При вынесении решения об общецерковной канонизации святого следует утверждать его иконописное изображение. При канонизации местночтимого святого его иконописное изображение необходимо представлять на отзыв в Синодальную комиссию по канонизации святых для последующего утверждения Патриархом.
  14. Следует продолжить развитие рабочих контактов епархиальных комиссий с Синодальной комиссией по канонизации святых как на этапе подготовки дел к передаче в последнюю, так и при их рассмотрении, что исключило бы появление в Синодальной комиссии дел, заведомо не соответствующих предъявляемым требованиям.
  15. Епархиальным богослужебным комиссиям надлежит усилить работу над составлением служб новомученикам и исповедникам, служившим или пострадавшим в данной епархии, и представлять их на рецензирование в Синодальную богослужебную комиссию.

Собор выражает уверенность в том, что совместные действия Церкви, государства и общества, направленные на увековечение памяти жертв гонений за веру, помогут изменить к лучшему нравственное состояние людей.

Памятуя слова церковного писателя III века Тертуллиана — «кровь мучеников есть семя христианства», Собор призывает всех членов Церкви быть по духу верными наследниками новомучеников и исповедников, твердо стоять в подвиге жертвенного свидетельства Истины, не отступать от нее, малодушно пугаясь вызовов мира, все более удаляющегося от Христа.

  • Первоначальный проект данного документа был составлен комиссией Межсоборного присутствия по вопросам взаимодействия Церкви, государства и общества в период с 29 января 2010 г. по 1 октября 2010 г.
  • 16 декабря 2010 г. проект был рассмотрен и принят в первом чтении президиумом Межсоборного присутствия, после чего документ был направлен на отзыв в епархии и опубликован в сети Интернет для проведения общественной дискуссии.
  • Проект был переработан редакционной комиссией под председательством Патриарха в ее заседаниях 25-27 января 2011 г. с учетом комментариев и предложений, поступивших из епархий или выраженных в ходе общественной дискуссии.
  • Пленум Межсоборного присутствия, заседавший 28-29 января 2011 г. под председательством Патриарха, внес поправки в проект документа и постановил представить его на Священный Синод для последующего рассмотрения на Архиерейском Соборе.
  • Священный Синод в своем заседании от 31 января 2011 г. определил включить документ в повестку дня Архиерейского Собора.
  • 2 февраля 2011 г. Освященный Архиерейский Собор, внеся поправки, принял документ.

13 сентября в пятый раз состоялось празднование Собору Саратовских святых. Оно стало возможным благодаря работе епархиальной комиссии по канонизации подвижников благочестия, подготовившей необходимые для прославления материалы. Предлагаем вниманию читателей беседу с председателем комиссии, настоятелем Архиерейского подворья храма святых равноапостольных Мефодия и Кирилла при СГУ, протоиереем Кириллом Краснощековым.

Отец Кирилл, почему в Собор Саратовских святых вошли только 12 новомучеников, хотя с Саратовской землей их связано больше? Например, священноисповедник Виктор (Островидов), епископ Глазовский, который родился и учился в нашей губернии.

Синодальная комиссия по канонизации исходила из того, что если человек уже входит в Собор святых какой-то епархии, то не надо повторять его канонизацию в другом Соборе. Тех, кто служил в разных местах, решено было включать в тот или иной Собор по месту кончины. Хотя и здесь были исключения. Епископ Гермоген (Долганёв) скончался в Тобольске, граф Александр Медем – в Сызранской тюрьме. Но их жизнь была теснейшим образом связана с Саратовской землей, поэтому они вошли в наш Собор.

Какими критериями руководствуется комиссия, рассматривая вопрос о канонизации того или иного подвижника? Традиционно в народе считается, что необходимыми условиями являются народное почитание святого и явленные посмертно чудеса…

Вот относительно новомучеников такой критерий не стоит. И не только, кстати, новомучеников. Я обычно привожу в пример Иакова-мниха (XI в.), который в «Памяти и похвале русскому князю Владимиру» пишет: «Не удивимся, возлюбленные, что чудес не творит по смерти - многие ведь святые праведники не сотворили чудес, но святыми являются». И, ссылаясь на слова Иоанна Златоуста «От дел узнаем, а не от чудес», Иаков-мних заключает: «Но по делам узнавайте святого». А почитали князя Владимира уже тогда явно как святого, потому-то похвальное слово и писалось. То есть даже тогда, в XI веке, отсутствие чудес не являлось препятствием к почитанию. И относительно новомучеников XX века этот критерий, если и есть, то на последнем месте. Основной критерий – это мученическая кончина, в которой прослеживаются напрямую признаки исповедничества. Тоже очень тонкий критерий. Игумен Дамаскин (Орловский), секретарь Синодальной комиссии Московского Патриархата по канонизации святых много об этом говорит, у него есть специальный доклад «Методология и практические особенности исследования подвига новомучеников и исповедников Российских». Он настаивает, что канонизация мучеников первых веков и канонизация мучеников ХХ века – это разные вещи, и здесь совершенно разные критерии должны быть применимы. Для него, например, один из важнейших критериев канонизации новомученика ХХ века – это святость всей его жизни. Среди древних святых мы порой видим гонителей христиан, которые, видя мужество мучеников, сами обращались ко Христу и тоже принимали мученическую смерть. Игумен Дамаскин считает, что так нельзя походить к мученикам ХХ века. Потому что Россия была христианской страной, и люди должны были буквально с детства показывать себя христианами. Эта его позиция разделяется не всеми, но она у нас принята как официальная.

- С какими трудностями сталкивается комиссия в своей работе?

Колоссальной сложности проблема в том, что основными документами для канонизации являются архивно-следственные дела, «мученические акты XX века». Это следственные дела ОГПУ - НКВД, в которых должно быть налицо исповедническое поведение человека. То есть он не должен был оклеветать себя – а обвинения предъявлялись все сплошь клеветнические – «контрреволюция», «создание террористической группировки», «распространение контрреволюционных слухов» – вплоть до 1937 года всё какую-то контрреволюцию искали. Как мы знаем, следователями активно применялись пытки. И в этих условиях человек должен был не сломаться, не сознаться в ложных обвинениях: претерпевший же до конца спасется (Мф. 10, 22). Это первое. Второе – он не должен был никого оклеветать. А это настолько тонкое понятие… Вот, например, почти все протоколы начинаются словами: «Назовите ваших знакомых». Что в этой фразе особенного? По сути дела, ничего. Но если человек говорит: «Я знаю такого-то, такого-то и такого-то», – через три листа мы уже видим их арестованными, и дело уже переквалифицируется в групповое. А групповое дело – это всегда планка наказания в два раза выше, чем по индивидуальному делу. И, конечно, опытные люди, те, кто сидел не первый раз, никаких знакомых вообще не называли. Здесь тоже очень тонко: как это интерпретировать – оклеветал, не оклеветал людей, если просто назвал своих знакомых? И третье условие, выполнить которое сложнее всего, и на чем настаивает отец Дамаскин (тут я с ним полностью согласен). Мы должны – а это едва ли возможно – исследовать весь пласт архивов современного ФСБ, которое является наследником КГБ-НКВД-ОГПУ, и связать воедино тысячи нитей людей, проходивших в качестве обвиняемых. Допустим, передо мной лежит расстрельное дело священника 1937 года. Но откуда я знаю – не привлекался ли он в 1928 году в качестве свидетеля по делу совсем другого священника? И это могло быть вовсе не в Саратове – он мог сменить пять, шесть городов за это время, священники часто переезжали ввиду гонений, ссылок. Соответственно, я, зная, что он расстрелян в Саратове в 1937, могу ли быть уверен, что он в 1928 где-нибудь в Иванове не свидетельствовал на другого как обвинитель? Нужно всё исследовать, составить всю номенклатуру в масштабах страны – кто, где, когда проходил по какому делу. Это задача в настоящее время невыполнимая – и по своей трудоемкости, и потому, что ведомственные архивы ФСБ закрыты. Но это – принципиальная позиция отца Дамаскина: пока не будет засвидетельствовано, что человек ничем не скомпрометирован, – не о чем разговаривать. По сравнению с 1990-2000-ми годами условия канонизации сейчас ужесточились, и это правильно.

А почему не был канонизирован в соборе святых протоиерей Геннадий Махровский, настоятель Свято-Троицкого собора, расстрелянный в 1919 году вместе с епископом Германом (Косолаповым) и священником Михаилом Платоновым? Насколько я знаю, его вообще не допрашивали, так что каких-то «неправильных» показаний он дать не мог.

Он был расстрелян как заложник. Все сорок с лишним человек, расстрелянных в октябре 1919 года на Воскресенском кладбище Саратова, – это заложники, взятые в ходе красного террора в ответ на убийство большевика Загорского. Тут достаточно сложные критерии. Но относительно людей, легших в братскую могилу на Вознесенском кладбище – мы ведь тоже подавали на них документы на канонизацию. И отказ был мотивирован недостатком материалов, свидетельствующих об их исповедническом подвиге. Другое дело – судебные протоколы владыки Германа и отца Михаила: там видно, как они себя ведут, что говорят. Видно, в чем их обвиняют, видно, что их хотят убить просто потому, что они «черные вороны и их надо отправить на небо». И они отвечают «Для вас небо пусто, для нас – нет. Отправьте нас туда, потому что мы верующие, и для нас там – всё, новая жизнь». А вот про священника Геннадия Махровского ничего подобного у нас нет. А раз нет – комиссия воздерживается от подобного рода канонизаций.

- В настоящее время комиссия готовит материалы для канонизации?

Сейчас этот процесс перенаправлен в другую сторону. Он направлен на развитие почитания подвига новомучеников, что отражено в синодальном документе «О мерах по сохранению памяти новомучеников, исповедников и всех невинно от богоборцев в годы гонений пострадавших», на сбор и более кропотливое изучение материалов об этих людях – не только прославленных, но и всех пострадавших за веру в годы гонений. Главная задача, которая перед нами сейчас стоит – это увековечивание памяти новомучеников. Канонизация - это начало, а вот то, что мы, по благословению Владыки Лонгина, смогли и праздник такой установить, как Собор Саратовских святых – это уже продолжение. И очень важно, что этот праздник у нас так торжественно отмечается, что центром его по очереди становятся все города нашей епархии. В издательстве Саратовской митрополии готовится к изданию прекрасная книга о Соборе Саратовских святых, подготовленная секретарем нашей комиссии священником Максимом Плякиным и членом комиссии Валерием Тепловым. Такие издания очень нужны для того, чтобы память о подвиге новомучеников сохранялась, чтобы люди знали о них. Этим же занимается наше общество «Возрождение», объединяющее потомков репрессированных священнослужителей и мирян, пострадавших в годы гонений. Внуки, правнуки этих людей по крупицам в архивах разыскивают сведения о своих предках. (о 4-й конференции общества «Возрождение» читайте на стр… – Ред.). Особенно отрадно, что к нам всё время приходит молодежь: значит, это дело не умрет с внуками репрессированных, которым уже многим самим за 70 лет, оно будет продолжаться. Стремление больше узнать о новомучениках, неравнодушие к ним – вот это и есть, на мой взгляд, настоящее их почитание.

- Что еще входит в работу комиссии?

У нас очень много ответов на запросы. Ко мне приходят просьбы от людей, которые ищут материалы о том или ином священнике. Это либо его родственники, либо местные краеведы. Немало школьников, которые пишут работы о репрессированных священниках своего родного села - разумеется, если рядом окажется верующий учитель. Материалов у нас много, и, если в моей базе данных есть соответствующие документы я с удовольствием их высылаю. Такие запросы приходят к нам со всей страны.

Газета «Православная вера» № 18 (542)

Беседовала Оксана Гаркавенко

Оксана Гаркавенко «Главная задача – увековечение памяти новомучеников» (Беседа с председателем комиссии, настоятелем Архиерейского подворья храма святых равноапостольных Мефодия и Кирилла при СГУ, протоиереем Кириллом Краснощековым.)//Газета «Православная вера» № 18