Имя Исайя в переводе с еврейского языка означает «спасение Яхве». Иисус, сын Сирахов, в своем восхвалении «мужей славных» приносит такую хвалу пророку Исайи (Сирах. 48:25 – 26). Пророк Исайя был сын Амосов. Блаженный Августин («О граде Божьем», книга XVIII, глава 27) и Климент Александрийский («Строматы», книга 1) полагали, что отцом Исаии был пророк Амос из числа двенадцати. Но как происхождение пророка Амоса, так и изображение его имени в подлинном тексте не позволяют считать его отцом Исаии: «Но это не тот Амос, который в числе 12 меньших пророков, ибо и произношение их имен не одинаково (в еврейском чтении их) и означаемое ими не одно и то же. Надлежит заметить, что из пророков одни указывают своих отцов, а другие нет. Может быть, умолчали о своих отцах пророки, происходившие от родителей незнатных» (Святитель Василий Великий).

Исайя выделяется среди первого поколения пророков-писателей. Исайя принадлежал к аристократической семье, близкой ко двору. Он родился около 765 года в Иерусалиме и провел в этом городе всю жизнь. Юношей он слышит на паперти Иерусалимского храма пламенные проповеди Амоса, исполненные мужества блестящие боговдохновенные образцы ораторского искусства. Он покорен лирической силой его речи, изысканностью канвы его мысли и мелодикой легко складывающихся в его устах в прихотливый узор слов. Исайя воспримет многое от Амоса: он возьмет от него непримиримость, прибавит к ней неуловимую хрупкость Осии и придаст своему стилю небывалую утонченность. Господь призвал его на служение еще в молодые годы; время, когда Ассирийская империя стала расширять свои границы на запад, угрожая Израилю, о чем Исайя возвестил как о Божьем предупреждении. Самое раннее событие в его жизни – призыв к пророчеству – описано в 6-й главе книги Исайи. Оно произошло приблизительно в 740 году. Видение, сделавшее его пророком (в Иерусалимском Храме), описывается в повествовании от первого лица. Согласно этому описанию, Исайя видел Бога и от встречи с ним преисполнился божественной славой и святостью. Он стал мучительно осознавать, что Богу нужен посланник к народу Израиля, и хотя считая себя недостойным такой чести, предложил себя для службы Богу: «Вот я, пошли меня», и был послан возгласить Божественное слово. Это было нелегко; он должен был осудить собственный народ и наблюдать за тем, как рушится страна. Исайя понимал, что неся слово Божье людям, встретит на своем пути недоверие, и что он должен быть крепок духом для того, чтобы противостоять такому отношению. Божье видение стало внезапным, твердым и неизменным на протяжении всей жизни решением.

«Исайя представляет собой тип пламенного религиозного гения и вместе с тем трезвого, реалистического политического деятеля, который своим словом, своим влиянием имел решающее значение в судьбе Иудеи» (протоиерей о. Сергий Булгаков). Южное царство в ту эпоху было меньше и слабее, чем Ефремово. Оно стояло перед выбором: либо смириться с неизбежным господством великой державы Ассирии, либо вступить в союз против нее. Коалиция возглавлялась царями Сирии и Ефрема. Молодой царь иерусалимский Ахаз избрал поначалу разумный путь и пытался остаться в стороне от военно-политических заговоров. Но главы коалиции решили покарать его за принятую позицию нейтралитета, их войска двинулись на Иерусалим (4 Цар. 16; 2 Пар. 28). В это время пророк Исайя впервые выступил перед царем и обещал ему знамение от Бога. Ахаз должен полагаться не на силу оружия, а на помощь Божию. Господь дарует спасение верным. Однако Ахаз проявил малодушие и сделал роковой шаг: призвал на помощь ассирийцев. Тиглатпаласар III использовал этот предлог и вторгся в Сирию. Он разгромил войска сирийцев и занял Галилею. В результате и сама Иудея попала в полную зависимость от Ассирии. Из политических соображений Ахаз стал вводить языческие обычаи и приносить жертвы богам.

В эти годы основной темой проповеди Исайи является неверность народа и его вождей Богу. Еще до войны с ефремо-сирийской коалицией он говорил о грядущей катастрофе, которая постигнет страну в случае измены Богу. Свои пророчества он записывал и свитки отдавал на хранение ученикам. Последователи появились у Исайи рано. Именно они сберегли для будущего писания учителя. В 722 году после долгой осады пала Самария. Согласно переписи Ахава, в Самарии, не считая иноплеменников, было 7 тысяч жителей. А через полтораста лет, в 720 году, Саргон Ассирийский (если верть его надписи) депортировал из Самарии 27290 человек. Впрочем, не ясно, относится ли эта цифра к пленным жителям одной Самарии или всей ее округи. Но известно одно, конец Северному, Израильскому, царство как независимому государству пришел довольно быстро. Южное царство просуществовало заметно дольше Северного. Оно тоже не избегло ассирийских вторжений 732, 720 и 701 годов, но вторжения эти были для него не столь фатальными, как для Израиля. Государство сохранило независимость, и VII век явился для него временем относительной стабильности и активного строительства. Но начало самостоятельного существования царства было отнюдь не спокойным: за вторжением фараона 22-й династии Шешонка I , разграбившего Иерусалим и прорвавшегося далеко на север, последовали фактически постоянное противоборство с Израилем и цепь местных войн. Итак, единственный очаг богооткровенной веры была теперь маленькая Иудея. Пророк Исайя возлагал надежду на тот «святой Остаток», который обратится и спасется в День Господень. Тогда же, в конце правления Ахаза, он произнес свое второе мессианское пророчество (9:2 – 7) о рождении Младенца из рода Давидова. В 715 году на престол вступил сын Ахаза Езекия. Благочестивый царь приблизил к себе Исайю и часто пользовался его советами. Пророк вдохновил его на реформу культа, которая очистила храмовое богослужение от пережитков язычества (4 Цар. 18:1 – 8).

После смерти ассирийского царя Саргона (705 год) подчиненные ему цари стали вновь готовиться к войне против империи. В этом был заинтересован и Египет, вторая великая держава, соперник Ассирии. Езекия, невзирая на протесты пророка Исайи, включился в эту опасную игру. При его дворе приобрел большое влияние князь Шевна, который толкал царя на войну, уверяя его, что объединенная коалиция с помощью Египта одолеет Ассирию, тем более что против нее начал военные действия царь Вавилона Мардук-аплуиддин. В конце концов, Езекия согласился возглавить борьбу, собрав под свои знамена царства и княжества Сирии-Палестины. Тем временем новый царь Ассирии Синахериб готовился к ответному удару. Он осуществил карательную экспедицию в Вавилон и двинулся на запад. В 701 году он оккупировал Иудею и осадил Иерусалим. 4 книга Царств повествует об этом походе кратко (18:13 – 16). Дальнейшее же повествование (18:17 – 19:37) относится ко второму походу Синаххериба на Иерусалим (около 688 года). Езекия откупился огромной контрибуцией. Часть его территории была отнята. Страна погрузилась в траур. Пр. Исайя воспользовался этим моментом, чтобы призвать народ к покаянию. К этому периоду относятся его главные обличительные речи (глава 1-я). По молитве пророка царь был исцелен от смертельной болезни. Теперь он во всем повиновался своему наставнику.

Через десять лет Синаххериб решил окончательно искоренить очаги возможных восстаний. Он вторгся в Вавилон (689 год), и ассирийские солдаты до основания разрушили древнюю столицу Востока. Затем настал час Иудеи. Заняв Лахиш, Синахериб выслал оттуда войска осадить Иерусалим (Ис. 36:2 – 37:37). На сей раз Езекия в глазах пророка Исайи был невиновен. Пророк послал к царю учеников ободрить его: враг не вступит в святой город. Напрасно военачальник ассирийцев «рабшак» вел переговоры о сдаче, напрасно похвалялся Синаххериб, что сразил всех богов и сразит Ягве, Езекия держался с мужеством отчаяния. Фараон попытался было помочь Иерусалиму, но его армия потерпела поражение. Оставалось только уповать на Бога. Предсказание пророка исполнилось. Ассирийцы внезапно сняли осаду и покинули Иудею. В Ис. 37:36 мы читаем: «И вышел Ангел Господень, и поразил в стане ассирийском сто восемьдесят пять тысяч человек. И встали поутру, и вот, все тела мертвы». Иосиф Флавий указывает, что в лагере ассирийцев вспыхнула «смертоносная язва», а греческий историк Геродот (II, 141) полагает, что на войско Синаххериба напало полчище мышей (символ чумы). К этому последнему периоду служения пророка Исайи относится его третье мессианское пророчество об «Отрасли от корня Иесеева» (11:1 – 10). Точная дата смерти пророка неизвестна. Согласно позднейшим легендам, он пережил царя Езекию и умер мучеником в дни Манассии, гонителя пророков. Память пр. Исайи празднуется Церковью 9 мая.

Легенда о мученической кончине пророка Исайи была известна уже христианским писателям первых веков (Иустин Мученик, Тертуллиан, Ориген, Епифаний, блаженный Иероним). Текст апокрифа был впервые опубликован в Оксфорде Лоренсом (1819) на эфиопском языке. Сохранились также греческий и латинский переводы. По мнению большинства библеистов, апокриф возник в иудейской среде I – II века по Р.Х. и впоследствии подвергся христианской обработке. Исторической ценности он не имеет, но дает представление о легендах, которые складывались в древности вокруг личности великого пророка. В апокрифе рассказывается, как в дни Манассии царские слуги схватили Исайю и пытали его, заставляя отречься от произнесенных им пророчеств. Поскольку Исайя остался тверд, его предали пыткам и распилили надвое деревянной пилой. Умирая в муках, пророк «не кричал и не плакал, – читаем мы в апокрифе, – ибо уста его говорили с Духом Святым».

См.: Блаженный Августин Иппонийский. О Граде Божием. – Минск: Харвест, М.: АСТ, 2000.

См.: Климент Александрийский. Строматы. / Отцы и учители Церкви 3 века. Антология. Сост. иером. Илариона (Алфеева). Том 1-й. – М., 1996.

Цит. по: Олесницкий А. А. СПб., 1894, 11+224 с. / - 1 электрон, диск(CD-ROM). С. 91.

Шураки А. Повседневная жизнь людей Библии / А. Шураки; пер. А. Е. Винник. – М.: Молодая гвардия, Палимпсест, 2004. С. 202 – 203.

Всемирная энциклопедия: Мифология / Гл. ред. М. В. Адамчик; науч. ред. В. В. Адамчик. – Минск: Современный литератор, 2004. С. 363.

II . / А. Мень. – М., 2000. / А. Мень. – / А. Мень // Символ. –2000. №43 (сентябрь).

Мерперт Н. Я Очерки археологии библейских стран. / Н. Я. Мерперт. – М.: Библейско-богословский институт святого апостола Андрея, 2000. С. 285.

Мерперт Н. Я Очерки археологии библейских стран. / Н. Я. Мерперт. – М.: Библейско-богословский институт святого апостола Андрея, 2000. С. 290.

См.: Обозрение пророческих книг Ветхого Завета. / Сост. А. Херзогерский. М.: Сретенский монастырь, 1998. С. 14 – 58; Мень А. Опыт курса по изучению Священного Писания. Ветхий Завет. Т. II . / А. Мень. – М., 2000. § 4. Исайя – пророк святости и мессианства; Мень А. О библейских пророках. / А. Мень. – Рига: Христианос III, 1994. С. 89 – 118; Мень А.Исайя. / А. Мень // Символ. –2000. №43 (сентябрь).

См.: Обозрение пророческих книг Ветхого Завета. / Сост. А. Херзогерский. М.: Сретенский монастырь, 1998. С. 14 – 58; Мень А. Опыт курса по изучению Священного Писания. Ветхий Завет. Т. II . / А. Мень. – М., 2000. § 4. Исайя – пророк святости и мессианства; Мень А. О библейских пророках. / А. Мень. – Рига: Христианос III, 1994. С. 89 – 118; Мень А.Исайя. / А. Мень // Символ. –2000. №43 (сентябрь).

См.: Обозрение пророческих книг Ветхого Завета. / Сост. А. Херзогерский. М.: Сретенский монастырь, 1998. С. 14 – 58; Мень А. Опыт курса по изучению Священного Писания. Ветхий Завет. Т. II . / А. Мень. – М., 2000. § 4. Исайя – пророк святости и мессианства; Мень А. О библейских пророках. / А. Мень. – Рига: Христианос III, 1994. С. 89 – 118; Мень А.Исайя. / А. Мень // Символ. –2000. №43 (сентябрь).

Олесницкий А. А. Руководственные о Священном Писании Ветхого и Нового Завета сведения из творений святых отцов и учителей Церкви. СПб., 1894, 11+224 с. / Электрон, текстовые, граф., зв. дан. и прикладная прогр. (546 Мб). М.: Изд. КБ МДА и Фонда «Серафим», 2005. - 1 электрон, диск(CD-ROM). С. 92.

Мень А. Опыт курса по изучению Священного Писания. Ветхий Завет. Т. II . / А. Мень. – М., 2000. § 4. Исайя – пророк святости и мессианства.; Мень А. Библиологический словарь. Т. I . / А. Мень. – М.: Фонд имени Александра Меня, 2002. С. 79.

Пророк Исаия и его книга.

Кондак, гл.2: Пророчества дарование прием, пророкомучениче, Исаие богопроповедниче, всем изъяснил еси вочеловечение Господне, возгласив велегласно концем: се Дева во чреве примет.

«Исаия» в переводе означает спасение Господне. Т.о. имя этого великого пророка есть символ спасения, ожидающего избранников Божиих.

По преданию пророк Исаия происходил из царского рода: отец его, Амос (Ис.1:1), возможно был братом иудейского царя Амасии. Родился Исаия около 760 года в Иерусалиме, где и жил, и проповедовал. Пророк, по собственному свидетельству, имел жену и детей. Жена его была пророчицей (8:3). Имена детей символически предуказывали нa суд Божий, предстоящий Иудейскому и Израильскому царствам: Шеарясув – «остаток вернется»(7:3) и Магер-шелал-хаш-баз – «быстрый грабеж» или «скорая добыча» (8:3).

Начал Исаия свою пророческую деятельность, когда ему было около 20 лет, в год смерти царя Озии, т.е. где-то в 759 г. до Р.Х. (по другой датировке – 740). В последний раз выступает действующим лицом около 701 г.
Пророк собрал вокруг себя молодежь и создал школу, просуществовавшую более 200 лет. Эта школа постепенно переросла в новое религиозное движение в Иерусалиме под названием «Бедняки Господни». Участники движения действительно были небогатыми людьми, но в данном случае слово «бедняки» употреблялось в его библейском значении – нравственно чистый и любящий Бога.

Предание гласит, что скончался пророк Исаия мученически при царе Манассии, спасаясь от преследований которого, пророк спрятался в стволе кедра и был перепилен вместе с деревом деревянной пилой, на что косвенно указывает, например, пророк Иеремия (2:30) и апостол Павел (Евр.11:37).
Призвание на служение.

Однажды еще совсем юный Исаия присутствовал в храме за богослужением, перед его глазами был двор священников и святилище. Вдруг он увидел, что храм раздвигается и перед его духовными очами исчезает завеса, отделяющая Святое Святых. Далее Пророк увидел Господа, «сидящего на престоле высоком и превознесенном», стоящем как бы между небом и землей; края царственных риз Божиих наполняли храм. Вокруг Господа «стояли серафимы, у каждого из которых было по шесть крыльев: двумя они закрывали лица свои, двумя – ноги, двумя – летали. И взывали «свят свят свят Господь Саваоф…».

Святой Исаия пришел в ужас и испуганно воскликнул:
-Горе мне! Погиб я! Ибо я человек с нечистыми устами и живу среди народа также с нечистыми устами, и глаза мои видели Царя, Господа Саваофа.

Тогда к нему прилетел один из серафимов с горящим углем, взятым клещами с жертвенника, коснулся уст пророка со словами:

Вот, это коснулось уст твоих и беззаконие твое удалено от тебя и грех твой очищен.
Тотчас услышал Исаия таинственный глас Иеговы:

Кого Мне послать? И кто пойдет для Нас?

Исполненный священной уверенности, святой Исаия выступил с выражением желания принять на себя ответственность и тяжелую обязанность быть проповедником воли Божией для еврейского народа:

Вот я, пошли меня.

Господь не отверг предложения святого Исаии:
Пойди и скажи этому народу: слухом услышите – и не уразумеете, и очами смотреть будете – и не увидите. Ибо огрубело сердце народа сего…

Исаия спросил, долго ли народ будет в таком огрубении:

Доколе не опустеют города и не останутся без жителей… доколе земля эта совсем не опустеет (Ис.6:1-11).

Видение окончилось и на святом пророке почил Дух Божий.
Тот факт, что Исаию призвал Сам Господь Саваоф в столь явном и страшном видении, да еще в очень ранней молодости, свидетельствует о его благочестивой жизни. Кроме того, он обнаруживает глубокое знание священных книг своего народа, а значит он впитывал эти знания с самого детства. Поэтому именно этого человека Господь и избрал на особую миссию и щедро одарил его и даром слова, и чудотворения, потому что он был этого достоин.

Сам Исаия в силу своей дерзновенной веры и видения Господа Саваофа всегда помнил, что именно Бог призвал его на служение. Поэтому он всегда проявлял преданное послушание и безусловное доверие Богу, всегда был свободен от человеческого страха, полагая все упование на Творца. Он не боялся громко обличать нечестивую политику Ахаза (гл.7), священников, пророков и народ (гл.2,3,5,28), порицать Езекиину политику (гл.30-32) и даже предсказывать смерть царю (гл.38). Потому что правда Божия была для него выше всякого страха.

Книга святого пророка Исаии.

Его пророчество начинается словами на Иудею (Ис.1:1). Ибо, по слову Петра, наступает «время начаться суду от дому Божия (1Пет.4:17), потому что самые близкие к нам наиболее огорчают, когда грешат против нас.

И у Иезекииля Господь, повелевая наказать согрешивших, говорит: «от освященных Моих начните» (Иез.9:6). Посему и Исаия начал со страны, избранной Богом, и с города, в котором было святилище, им возвещая ожидающие их бедствия.

Во-вторых, говорит о Вавилоне, потом – о земле Моавитской, потом – о Дамаске, в-пятых – о Египте, потом – о пустыне, потом – об Идумее, потом – о дебри Сионской, потом – о Тире и потом – о четвероногих. За сим следуют происшествия, бывшие в 40-й год царствования Езекии. После сего находятся пророчества, не имеющие никакого надписания и возвещающие бедствия Иерусалиму и Иудее, судьбу находящихся в рассеянии, возвращение их по исполнении суда, предсказания о Христе, рассеянные во всяком пророчестве, потому что с каждым истинным сказанием сопряжено что-нибудь таинственное» (свт. Василий Великий. Толкование на книгу пророка Исаии).

Первая часть (гл.1-39) является преимущественно обличительной. Кого и за что обличает пророк?

Сильных мира сего и весь народ за пороки (особенно во времена нечестивого царя Ахаза):

Неблагодарность Богу, идолослужение (2:20, 17:8,30:22,31:7)

Неверие в Божественное Откровение (29:9)

Внешнее исполнение Закона и одновременное с этим безнравственное поведение (1:10-17)

Нечестность к ближним, отсутствие любви, благотворения, милосердия, особенно со стороны властителей (1:16,5:22-23,10:1)

Осуждение политики сношения с языческими державами (8:6,30:1,31:1).

За обличением следует предсказание суда Божия через язычников: опустошение земли, изгнание евреев (6:11, 5:13,17:9), взятие Иерусалима (2:12, 3:8,16;22:5,30:13,32:13,19), скорое падение Самарии (гл.28), плен Вавилонский (39:5-8).

Но и в этой части, полной обвинений и грозных предзнаменований, нашел пророк место утешительным ноткам: он напоминает народу, что «с нами Бог» (8:10) и обещает, что «снимется с рамен твоих бремя» (10:27), и «утвердит Господь Сион»(14:32), и «Ассур падет»(31:8) и т.д. Но чтобы все это было народ должен обратиться к Богу своему: «Господь Саваоф сойдет сразиться за гору Сион и за холм его…покроет Иерусалим, защитит и избавит, пощадит и спасет. Обратитесь к Тому, от Которого вы отпали, сыны Израиля!» (31:4-5).

Отделы первой части :

1)главы 1-6 – вступление; 7-12 – отношение Израиля к Ассуру при Ахазе и исход дружбы с Ассирией;

2)пророчества на иноземные народы: Вавилон (гл.13-14:23), Ассур, филистимлян, моав, Сирию, Ефиопию, Египет (14:28-30), снова о Вавилоне, а также о Едоме, Аравии, Иерусалиме (гл.21-22), Тире (гл.23). Говорит пророк и о последнем суде над миром (24-27), воскресении мертвых и о спасении;

3)отношения Израиля с Ассуром при Езекии (28-33): в данном отделе речи расположены хронологически и объединены главной темой – спасение Израиля зависит только от Господа;

4)главы 34-35: — о суде Божием над землей и небом,
— о спасении Израиля, возвращении из плена;

5)главы 36-39 – события, описанные в 4 Царств 18:13-20; 19.

Вторая часть (главы 40-66) содержит утешительные речи пророка народу ввиду грядущего вавилонского плена. Состоит из трех отделов по 9 глав, объединенных единой темой: повествуют об эпохе искупления Израиля и человечества, начинающейся с освобождения Израиля из вавилонского плена и простирающейся до Страшного Суда.

Отделы второй части :

1)главы 40-48: освобождение от вавилонского плена, виновник которого – Кир; а также нравственное освобождение от греха через Мессию.

2)главы 49-57: Мессия, Его страдания.

3)главы 58-66:прославление Мессии.

Особенности пророческого созерцания Исаии .
-настоящее и будущее для него представляют единое, непрерывно развивающееся целое, без каких-либо временных разграничений, пророк быстро переводит взор от настоящего к будущему

Ясность мессианских пророчеств (Рождество Христово от Девы в гл.7, страдания и смерть Спасителя – гл. 53

Точные определения времени (16:14, 37:30,38:5)

Богатый язык, образы, убедительность.

Все эти и другие достоинства пророческих речей Исаии дали повод толкователям всех времен восхвалять его как «великого пророка» (Сир.48:25, Евсевий Кесарийский), «божественнейшего» (блж. Феодорит), «проницательнейшего и мудрейшего из пророков» (Исидор Пелусиот), «ветхозаветного евангелиста и апостола» (блж. Августин, свт. Кирилл Александрийский).

В защиту подлинности книги пророка Исаии главный аргумент: его книгу признает произведением Священное Писание (Сир.48:25-28, Лк.4:17-22, Мф.15:7-9,Лк.22:37,Деян.8:28,28:25, Рим.9:27).

Кроме того точке зрения о неподлинности книги, о непринадлежности некоторых ее частей пророку Исаии можно противопоставить следующие факты:

Одинаковый тон речи на протяжении всей книги: Исаия смело говорит – Рим.10:20

Присутствие повторяющихся образов (виноградник, пустыня)

Единая идея всей книги – Сион спасется силой Бога, а не человеческой

Постепенное раскрытие ожидающих евреев бед и будущее искупление

Еще Сирах знал книгу Исаии как цельное произведение, являющееся частью ветхозаветного канона (т.е. за 200 лет до Рождества Христова – Сир.48:22-25).

Переводы.

Еврейский масоретский

Перевод Семидесяти

Пешито – подобен переводу Семидесяти

Вульгата – подобна масоретскому тексту.

Толкования .

Книгу святого пророка Исаии толковали прп. Ефрем Сирин (по тексту Пешито), свт. Василий Великий (1-16 главы), свт. Иоанн Златоуст (греческий текст – только 1-8 главы, латинский и армянский переводы – все главы), блж. Иероним (по еврейскому и греческому текстам), св. Кирилл Александрийский (по переводу Семидесяти, блж. Феодорит.

Русские труды, посвященные данной книге:

Еп. Петр. Объяснение книги святого пророка Исаии в русском переводе, извлеченное из разных толковников
-Якимов. Толкование на книгу пророка Исаии

Властов. Пророк Исаия.

Статьи Юнгерова в журнале «Правосла
вный собеседник».

Эпоха пророка Исаии.

Жизнь величайшего из пророков была тесно связана с историческими событиями. В те дни Ассирия опустошила Израильское царство, достигла при Езекии высшей степени процветания и окончательно уничтожила Израильское царство, потом подчинила Иудею, увела Манассию в плен. Но в 630 году Мидия и Вавилон захватили Ассирию и превратили в мидийскую провинцию.

Египет был союзником евреев, но при Исаие уже обессилел от возраста и внутренних междоусобиц, а также ослаблен войнами с Ассирией.

Сирийское царство постоянно боролось с Ассирией. В 732 году Сирия превращена в ассирийскую провинцию.

Вавилон при пророке Исаие стал вассалом Ассирии.

Израиль и Иудея находились в постоянной вражде.

В Израиле царили насилие и жестокость, политическая анархия (4 Цар.15:8-28), что привело его ко внутреннему распаду (о чем пророчествовал Осия – современник Исаии). До падения Самарии в 722 г. предметом пророческих речей Исаии было и Израильское царство тоже (28:1-4)

Начал Исаия свою пророческую деятельность в год смерти иудейского царя Озии около 759 или, по другой хронологии, 740 года до Рождества Христова. В последний раз выступает действующим лицом около 701 года. Озия был благочестивым царем, при нем в Иудее жилось хорошо, она одерживала победы над филистимлянами, арабами и др. народами.

Ему наследует царь Иоафам (4 Цар.15:32-38, « Пар.26:23), его сын, который правил 16 лет (4 года самостоятельно – 740-736 [Лопухин]).

Как и его отец, Иоафам был весьма благочестив, страна процветала экономически, была независима. Но уже в его царствование народ стал отвращаться от Закона Божия, поэтому Исаия уже здесь говорит о наказании (гл.6). В то время народ возгордился успехами внешней политики своей страны, относя их на свой счет, забывая благодарить Господа, нравы пали.

К этому периоду относятся следующие главы книги пророка Исаии: 2-5. Исаия говорит здесь о проблемах социальной несправедливости (3:16), о забвении Бога. Звучит мотив наказания. Но не потому что Исаия желает, чтобы Иерусалим был разрушен, а с целью призвать к покаянию.

После смерти Иоафама царем Иудеи стал Ахаз , израильтянин по происхождению, язычник по душе. В его царствование Иудея достигла государственного могущества, аммонитяне, филистимляне платили ей дань. В стране скопились огромные богатства, которым нечестивый Ахаз находил недостойное применение.

Иерусалим царь решил превратить в подобие столиц языческих государств Финикии, Ассирии:

Ввел поклонение солнцу, луне, небесным светилам (4 Цар.23:5),

В доме Божием поставили идола Астарты (богини распутства),

В городе появились «дома блудниц» (4 Цар.23:6-7),

При входе в храм, в помещениях, где раньше хранили священные сосуды, теперь держали белых лошадей, посвященных солнечному богу,

На место жертвенника всесожжений поставили новый, сделанный по образцу ассирийского (4 Цар.16:14-15),

По всему Иерусалиму и в других городах распространились «высоты» — места для совершения жертв,

В долине Гинномовой (под стенами Иерусалима) поставили Молоха, идола, на руках которого сжигали детей. Сам Ахаз отдал в жертву Молоху одного из своих сыновей (4 Цар.16:3, 2 Пар.28:3).

За все эти злодеяния Господь попустил Иудее подвергнуться разорению от Израильского царя Факея и сирийского – Рецина (2 Пар.18:19).

И тогда, в столь тяжелый момент испытаний пророк Исаия пытается ободрить Ахаза, уверяя, что Бог не оставит, призывает к «политике веры»: «наблюдай и будь спокоен…да не унывает сердце твое…Проси себе знамение у Господа…и сказал Ахаз: не буду просить и не буду искушать Господа»(7:4.11-12). Не поверил Ахаз Богу, предпочел положиться на сильных мира сего: заключил союз с Тиглатпалассаром 2, которому отдал все иудейские сокровища, даже храмовые. Тогда же, в угоду новоиспеченным союзникам берет Ахаз чертеж ассирийского жертвенника, который водворили на место жертвенника всесожжений. В награду за такую покорность Ахаза Ассирия разорила Сирию и часть Палестины, на Иудею же пока только наложила дань. Ахаз, ограбив храм, закрыл его двери, прекратилось богослужение.

В Езекии , своем следующем царе, Иудея обрела заботливого богобоязненного правителя. Он восстановил почитание Иеговы, в чем ему помогли ученики школы пророка Исаии: из храма были убраны идолы и восстановлено богослужение (2 Пар.29:3-36), уничтожили «высоты», даже истребил Езекия медного змия, которого сделал еще Моисей (Числ.21:9) и который стоял тогда среди Иерусалима (4 Цар.18:4).

В те же дни в Ассирии произошла смена правителей: умер Саргон, ему наследовал Сеннахирим. Воспользовавшись временем перемен подчиненные Ассирии народы, в т.ч.царь Езекия, подняли ряд восстаний. Ассирийский царь жестоко подавил бунтовщиков: было взято и разграблено 46 иудейских городов, а столицу Иерусалим враг осадил. В городе начался голод. В конце концов, Езекия решил сдаться, осада была снята. Но вскоре ворота города снова закрылись. Езекия вместе с пророком Исаией вознесли молитву Богу (4 Цар.19:15-19 и 2 Пар.32:20).

И Господь ответил (4 Цар.19:21-22, 28-31). И «пошел ангел Господень и поразил в стане ассирийском 185 тысяч (4 Цар.19:35) и царь ассирийский возвратился со стыдом в землю свою» (2 Пар.32:21). На какое-то время наступил в Иудее мир (2 Пар.19:22-23).

Постигла Езекию другая беда, заболел он, и Исаия сказал ему готовиться к смерти. Но в ветхозаветное время загробная жизнь представлялась мраком, к тому же не было еще у Езекии наследника. Взмолился царь (4 Цар.20:3) и Господь смиловался. Через пророка своего передал Езекии, что «Я услышал молитву твою… исцелю… прибавлю ко дням твоим 15 лет… от руки ассирийского царя спасу город сей (4 Цар.20:5-6). Езекия был благодарен Господу и исполнен благочестивых намерений: «…тихо буду проводить все годы жизни моей…» (Ис.38:11-15,17).

Но Господь послал ему еще испытание, «дабы открыть все, что на сердце у него»: вавилонский царь (чья страна, одна из немногих тогда, была независима от Ассирии) прослышал о чудесном исцелении Езекии. Под видом поздравления с выздоровлением он прислал в Иудею посольство, действительная цель которого была в заключении с Езекией наступательного и оборонительного союза. Езекия был польщен визитом столь обширного государства и из тщеславия показал гостям все свои сокровища. Быстро забыл он о всемогуществе Божием, положил упования на людей и на себя. По удалении послов пророк Исаия предрек ему потерю всех сокровищ и плен вавилонский. Езекия раскаялся (4 Цар.20:13-19, 2 Пар.32:31,Ис.39). Господь простил его и даровал ему в мире прожить остаток дней (4 Цар.20:21).
На время царя Езекии приходятся следующие главы книги пророка Исаии: 22, 28-33, 36-39, 40-66, а также пророчества об иноземных народах: главы 15,16,18-20, 21:11-17, 23).

Мессианские пророчества Исаии.

Предваренный пришествием Предтечи (Ис.40:33), Мессия, происходя по человечеству от рода Иессеева (11:1), родится от безмужной Девы (17:4) и будет преисполнен даров Святого Духа (11:2) и носить имена, указывающие на Его Божественное достоинство (9:6).

Смиренный и кроткий Раб Божий… призванный Им для возвещения народам истины, Мессия «трости надломленной не переломит и льна курящегося не угасит», водворит на земле Свое царство (9:1-4). «Тогда волк будет жить с ягненком, и барс лежать с козленком… Земля будет исполнена ведением Господа…» (11:6-9).

Но наступлению царства должно предшествовать уничижение, страдания и смерть Мессии за грехи людей: «Господи, — восклицает пророк, точно стоя у Креста Распятого Спасителя, — кто поверил слышанному от нас… Ибо Он взошел пред Ним, как отпрыск и как росток из сухой земли; нет в Нем ни вида, ни величия; и мы видели Его… Он был презираем и мы ни во что ставили Его». Тогда как «Он взял на Себя наши немощи, понес наши болезни, а мы думали, что Он был поражаем, наказуем и уничижен Богом. Но Он был изъязвлен за грехи наши и мучим за беззакония наши…ранами Его мы исцелились… Страдал добровольно… за преступление народа претерпел казнь. Ему назначили гроб со злодеями, но Он погребен у богатого…»

Рядом с этим величественным в Своем неизмеримом смирении образом страждущего Мессии пророк изобразил прославленного за Его страдания Мессию Основателя Церкви: «Гсоподу угодно было поразить Его и Он предал Его мучению; когда же душа Его принесет жертву умилостивления, Он узрит потомство долговечное… чрез познание его Он, Праведник, Раб Мой, оправдает многих и грехи их на Себе понесет. Посему Я дам Ему часть между великими, и с сильными будет иметь добычу за то, что предал душу Свою на смерть и к злодеям причтен был, тогда как Он понес на Себе грех многих и за преступников сделался Ходатаем» (Ис. 53:1-12).

Исаия (VIII в. до н.э.), пророк

Происходил из царского рода. Отец Исаии, Амос, воспитал сына в страхе Божием и в законе Господнем. Достигнув зрелого возраста, пророк Исаия вступил в брак с благочестивой девицей-пророчицей (Ис. 8, 3) и имел сына Иасува (Ис. 8, 18).

Святой пророк Исаия имел также и дар чудотворения. Так, когда во время осады Иерусалима врагами осажденные изнемогали от жажды, он своей молитвой извел из-под горы Сион источник воды, который был назван Силоам, т. е. "посланный от Бога". На этот источник впоследствии Спаситель послал умыться слепорожденного, которому Он возвратил зрение. По молитве пророка Исаии Господь продлил царю Езекии жизнь на 15 лет.

Пророк Исаия скончался мученической смертью. По приказанию иудейского царя Манассии он был перепилен деревянной пилой. Пророк погребен был недалеко от Силоамского источника. Впоследствии мощи святого пророка Исаии были перенесены царем Феодосием Младшим в Константинополь и положены в храме святого Лаврентия во Влахернах . В настоящее время часть главы святого пророка Исаии хранится на Афоне в Хилендарском монастыре .

О времени и событиях, происходивших при жизни пророка Исаии, говорится в 4-ой книге Царств (гл. 16, 17, 19, 20, 23 и др.), а также во


Римско-католической церкви
восточнокатолических церквях
православных церквях
лютеранстве
исламе
Армянской апостольской церкви

Книга пророка Йешаяhу (Исайи) - часть Библии , написанная пророком Йешаяhу. В канонической Библии эта книга находится под номером 23.

Книга охватывает время: ок. 778 - после 732 гг. до н. э. (правление царей Озии и Кира) в связи с чем её написание датируют периодом после 732 г. до н.э.

В пещерах Иудейской пустыни были обнаружены полная рукопись (1 в. до н. э.) книги Исайи и рукопись (2 в. до н. э.), содержащая последнюю треть книги. Эти рукописи хранятся в Храме книги Израильского музея в Иерусалиме .

Биография пророка Йешаяhу

Согласно еврейской традиции, жизнь Исаии мученически закончилась в период царствования царя иудейского Манассии , известного своими беззакониями и гонениями на пророков .

Содержание и основные идеи книги

Рафаель, "Йешаяhу"

Религиозная традиция рассматривает книгу Исайя как собрание пророчеств и проповедей одного автора, хотя некоторые библейские комментаторы, как Аврахам Ибн Эзра (12 в.) и Ицхак Абраванель (15 в.), сомневались в правильности такой точки зрения. В современной библеистике принято делить книгу на "Перво-Исайя" (гл. 1-39, "обличения") и "Второ-Исайя" (Девтероисайа) (гл. 40-66, "утешения"); некоторые делят и "Второ-Исайю" на две части.

Исайя развивает и углубляет основную идею пророка Амоса о примате морали над культом. Будущее народа Израиля зависит от его способности осуществить на практике идеалы справедливости и правосудия, ибо нравственность угоднее Богу, чем формальное отправление культа и обильные жертвы: «К чему Мне множество жертв ваших? - говорит Господь. - Пресыщен Я всесожжениями овнов и туком откормленного скота... перестаньте делать зло, научитесь делать добро; ищите правды: спасайте угнетенного; защищайте сироту; вступайтесь за вдову» (Ис. 1:11, 16–17). Под этим углом зрения Исайя бичует судей, царедворцев и сильных мира сего, богачей, эксплуатирующих бедняка, обличает их алчность, развращенность и цинизм и предрекает им неотвратимую кару - их города будут разрушены, дома заброшены и земли опустошены (Ис. 5:8–30). Господь не оставит даже десятой части погрязшего в грехе народа Израиля, те же, кто останутся, раскаются и обратятся к Богу и станут стволом древа, от которого произрастет возрожденный народ и откуда начнется предначертанное Богом переустройство мира.

Актуальность книги Исайи

«Исайя». Рисунок Э. М. Лилиена. Еврейская энциклопедия (1901–1912)

Деятельность Исайи проходила в годы падения северного Израильского царства и изгнания его населения в глубинные провинции Ассирийской империи. Этот удар Исайя рассматривает как наказание, ниспосланное Богом на Его народ за грехи. Исайя видит в Ассирии не более чем орудие, с помощью которого Господь осуществляет Свой промысел: «О, Ашшур, жезл гнева Моего! и бич в руке его - Мое негодование!» (Ис. 10:5). Опасаясь, что судьба Северного царства может постичь и Иудею, Исайя предостерегает царя Хизкияху и его царедворцев (сам Исайя принадлежал к дворцовой аристократии) от военных авантюр, которые могут повлечь за собой гнев грозной империи, поглощающей одну за другой соседние страны и изгоняющей целые народы с их родины. Исайя призывает к смирению перед Ассирией и противится присоединению к антиассирийской коалиции во главе с Египтом (Ис. 18–19).

Однако, когда в 701 г. до н. э. ассирийские силы под предводительством Санхерива разгромили египетские войска, вторглись в Иудею и, разорив страну, осадили Иерусалим, Исайя призвал царя не сдавать город врагу. Пророчество, данное Исайей в ответ на запрос царя, является одним из блестящих образцов пророческой литературы. «Вот слово, которое Господь изрек о нем: презрит тебя, посмеется над тобою девствующая дочь Сиона, покачает вслед тебе головою дочь Иерусалима... За твою дерзость против Меня и за то, что надмение твое дошло до ушей Моих, Я вложу кольцо Мое в ноздри твои и удила Мои в рот твой и возвращу тебя назад тою же дорогой, которою ты пришел... Посему так говорит Господь о царе Ассирийском: не войдет он в этот город, и не бросит туда стрелы, и не насыплет против него вала... Я буду охранять город сей, чтобы спасти его ради Себя и ради Давида, раба Моего» (Ис. 37:22, 29, 33, 35). Согласно библейскому рассказу, пророчество Исайи сбылось (II Ц. 19:35–36). Видимо, эпидемия разразилась в стане осаждавших, и те покинули страну. Неожиданное снятие осады и возвращение Санхерива в Ассирию засвидетельствовано также и в ассирийских источниках. В величественных словах Исайи о непобедимости Иерусалима отражена вера всех пророков Иудейского царства: Бог заключил с Давидом завет, по которому династия Давида будет вечно править народом Израиля в вечной столице - Иерусалиме, единственной обители Самого Бога.

Однако Исайя - первый пророк, у которого эта идея становится эсхатологическим видением, перерастающим национальные рамки и ставшим парадигмой мессианства . Исайя рисует картину идеального еврейского царства, во главе которого будет стоять потомок Давида: «И почиет на нем дух Господень, дух премудрости и разума, дух совета и крепости, дух ведения и благочестия... Тогда волк будет жить вместе с ягненком и барс будет лежать вместе с козленком; и теленок, и молодой лев, и вол будут вместе; и малое дитя будет водить их... ибо земля будет наполнена ведением Господа, как воды наполняют море» (Ис. 11:2, 6, 9). Это идеальное царство добра и справедливости, реализующихся под эгидой Бога Израиля, который есть Бог Вселенной, осуществится в «конце дней», то есть как результат исторического процесса, в ходе которого все народы должны уверовать в единого Бога и, как следствие, должен наступить всеобщий мир. Исайя впервые в истории выдвинул идею всеобщего мира - этическое достижение, которое может быть по достоинству оценено лишь на фоне современных Исайе идеалов военного могущества и грубой силы обширных империй. «И будет в последствии дней: утвердится гора дома Господня во главе гор и возвысится над холмами; и потекут к ней все народы, и скажут: придите и войдем на гору Господню, в дом Бога Иакова, и научит Он нас Своим путям; и будем ходить по стезям Его. Ибо от Сиона выйдет закон и слово Господне - из Иерусалима. И будет Он судить народы и обличит многие племена; и перекуют они мечи свои на орала, и копья свои на серпы, не поднимет народ на народ меча, и не будут более учиться воевать» (Ис. 2:2–4). Таким образом, смысл и цель истории - претворение в жизнь слова Божьего и Его заповедей во всемирном масштабе. По сей день это видение Исайи служит идеалом человечества.

Пророчества Исайи о несокрушимости вечной столицы Израиля, Иерусалима, воодушевляли бойцов Армии обороны Израиля во время нависшей над Иерусалимом опасности в Войну за независимость , когда армии шести арабских стран вторглись в пределы возрожденного еврейского государства.

Второисайя

Второисайя является, прежде всего, пророком избавления. Главы 40 книги Исайя, открывающая цикл пророчеств Второисайи, начинается стихами, предвещающими возвращение иудейских изгнанников из пленения вавилонского. «Утешайте, утешайте народ Мой, говорит Бог ваш. Говорите к сердцу Иерусалима и возвещайте ему... что прощена вина его, ибо принял он от руки Господа вдвое за все грехи свои» (Ис. 40:1–2). Такими пророчествами-утешениями изобилуют главы Второисайи, который, очевидно, был одним из иудейских изгнанников в Вавилонии в годы завоевательных войн персидского царя Кира, захватившего Вавилонию в 539 г. до н. э. Подобно Исайе, который за 200 лет до этого видел в царе Ассирии бич Божий для наказания грешной Иудеи, Второисайя видит в Кире посланца и помазанника Божьего (Ис. 45:1), служащего орудием отмщения Вавилону за разрушение Иудеи и призванного возвратить изгнанников на родину и восстановить величие Иерусалима и его Храма. Бог Израиля не только Бог вселенной, творец неба и земли, света и тьмы (Ис. 45:7), но и высший судия гордых империй, и именно Он даровал Киру его победу, сделав его орудием осуществления исторической справедливости и воздаяния. Живя в изгнании среди языческих народов, пророк усматривает в современных ему исторических событиях прямое доказательство всемогущества Бога Израиля. Второисайя не обрушивается на идолопоклонников с гневом и негодованием, а отзывается с убийственным сарказмом о тех, кто считает божеством «идола, которого отливает мастер, а плавильщик покрывает его золотом и приделывает серебряные цепочки» (Ис. 40:19).

Язвительная и ироническая сатира Второисайи (44:9–20) стала образцом для подражания в литературах монотеистических народов и имитируется в |апокрифах и псевдоэпиграфах . Однако за порой великих надежд и энтузиазма последовала пора разочарования: чаяния величественных картин возрождения и грандиозных событий сменились реальностью: возвращение в Сион шло медленными темпами, многие изгнанники обжились на чужбине и вообще не собирались двинуться в путь к руинам Иудеи. Призыв «приготовить путь Господу», призыв к возвращению оказался «гласом вопиющего в пустыне» (Ис. 40:3). Восстановление Храма сопровождалось распрями, борьбой с интригами самаритян и наконец было прервано. Соответственно меняется тон пророчества Второисайи: место пророчеств-утешений занимают укоры в греховности, а избавление все более окрашивается в эсхатологические тона. Меняется и стиль, превращаясь из энтузиастического в удрученно-пессимистический. На этом основании некоторые ученые заключают, что лишь 9 (40–48) или 16 глав (40–55) принадлежат Второисайе, в то время как все последующие главы принадлежат перу одного или нескольких его последователей.

Ряд стихов Второисайи (42:1–4; 49:1–6; 50:4–9; 52:13–53:12) известны как «Песнь раба Божьего». В этих стихах рисуется избранник Господа, терпящий гонения и унижения от людей, его ведут на заклание на глазах у глумящейся толпы; однако страдания раба Божьего - необходимый этап избавления, и придет день, когда раб Божий, наказанный за чужие грехи, будет возвеличен и станет светочем для народов мира. Огромная экзегетическая литература, как религиозная, так и научная, посвящена истолкованию этого образа. Большая часть исследователей видит здесь аллегорию исторической судьбы еврейского народа. Другие полагают, что это образ непонятого пророка. Существует также мнение, что речь идет о праведниках, которые за грехи всего народа были обречены на страдальческую жизнь на чужбине, пока грядущее избавление не откроет всему миру правоту их веры. Христианская экзегеза видит в образе раба Божьего пророчество о жизни и судьбе Иисуса.

Пророчества Второисайи - одна из художественных вершин библейской поэзии. Игра слов, широкое использование синонимии и омонимии, четкий ритм, соответствующий содержанию, образные картины обновленной родины, лирическое воспроизведение трепета и ликования изгнанников в ожидании возвращения, энтузиастическая приподнятость стиля стихов об избавлении превратили поэзию Второисайи в неисчерпаемый источник утешения и веры в будущее еврейского народа на протяжении двухтысячелетнего рассеяния и в эпоху национально-освободительного движения в Эрец-Исраэль, когда многих стихи Второисайи воспринимались как совершенно актуальные и вдохновляли строителей государства.

Чудеса Йешаяhу

  • В соответствии с преданием, во время царствования Хизкияhу на Иудею напал ассирийский царь Сеннахериб. Но по молитве Хизкияhу войско противника было истреблено.
  • Однако сам Хизкияhу тяжело заболел и был вылечен по молитве пророка Исаии.

Пророчества Йешаяhу

  • Известная фраза Исайи о будущем обществе:"И народ не подымет меч против народа и не будут они больше знать войн" Исаия 2.4.
  • Исайя выступает как моральный проповедник и противник формальности в обрядах. «Небо - престол Мой, земля - подножие ног моих - где же вы построите дом для Меня?» (66:1). «Приносящий агнца в жертву - то же, что удушающий пса» (66:3). «Я призрю на смиренного и сокрушенного духом» (66:2).
  • Исайя обличает лицемерие, когда человек чтит Бога языком, но не сердцем (29:13)
  • Исайя отрицает возможность изображения Бога. «Кому уподобите вы Бога?» (40:18) и отрицает возможность постижения Бога. «Разум Его неисследим» (40:28)
  • Исайя отстаивает идею монархии, называя персидского царя Кира помазанником Господа (45:1).
  • Исайя отстаивает идею предопределения. «Предопределения древние истинны» (25:1)
  • Исаия осуждал иудеев за беззаконие и пророчил им, что языческие народы уверуют в Бога: «Египтяне вместе с Ассириянами будут служить Господу» (19:23).
  • Именно Исаии принадлежит описание видения Нового Иерусалима - символа грядущего Царства Божия.

Йешаяhу в мировой культуре. Образы, параллели, аллюзии

Мощь и изящество поэтического слога Йешаяhу, его моральный пафос и красочный стиль вдохновляли многих поэтов новой литературы на иврите, в особенности Х. Н. Бялика. Описание посвящения Йешаяhу в пророки (гл. 6) вдохновило Пушкина на создание образа пророка в одноименном стихотворении:

Микеланджело "Йешаяhу"

Духовной жаждою томим, В пустыне мрачной я влачился, – И шестикрылый серафим На перепутье мне явился. . . . . . . . . . . . . . . . . И он к устам моим приник И вырвал грешный мой язык, И празднословный, и лукавый, И жало мудрыя змеи В уста замершие мои Вложил десницею кровавой. И он мне грудь рассек мечом И сердце трепетное вынул, И угль, пылающий огнем, Во грудь отверстую водвинул. Как труп, в пустыне я лежал, И Бога глас ко мне воззвал: «Восстань, пророк, и виждь, и внемли, Исполнись волею моей И, обходя моря и земли, Глаголом жги сердца людей».

Название известной книги Клиффорда Саймака "Всякое плоть - трава" - прямая цитата из 40-ой главы книги Йешаяhу, стих 6.

Примечания

Ссылки

  • Текст книги (иврит)
Уведомление : Предварительной основой данной статьи была статья Исайа в ЭЕЭ

Протоиерей Серафим Слободской
Закон Божий

Ветхий Завет

Пророк Исаия

Особенно знаменитым среди иудейских пророков был пророк Исаия .

Исаия был потомком царя Давида, родственником царей иудейских. Господь призвал его к пророческому служению особым явлением. Исаия видел Господа сидящим на высоком престоле. Вокруг Него стояли шестокрылые серафимы и взывали: "свят, свят, свят Господь Саваоф! Вся земля полна славы Его!" Один из серафимов взял клещами горящий уголь с небесного жертвенника, коснулся уст Исаии и сказал: "Вот, грехи твои очищены". После этого Господь повелел ему идти обличать неверие и пороки иудеев.

Пророк Исаия предсказал, что иудейское царство будет разрушено врагами, иудеи будут отведены в плен, а потом опять возвратятся в свое отечество.

Особенно ясно Исаия предсказал о Христе Спасителе, что Он произойдет из рода Давидова, что Спаситель родится от Девы и будет не простой человек, но вместе и Бог: "се Дева во чреве приимет и родит Сына и нарекут имя Ему Еммануил, что значит - с нами Бог " (Ис. 7 , 14).


Пророчество Исайи о рождении Спасителя от Девы

Он предсказал, что Спаситель пострадает и умрет за грехи наши: "Он изъязвлен был за грехи наши и мучим за беззакония наши. Ранами Его мы исцелились. Он истязуем был, но страдал добровольно н не открывал уст Своих. Как овца веден был на заклание, и как агнец пред стригушим его безгласен, так Он не отверзал уст Своих ".

Исаия пророчествовал также, что Спаситель, распятый со злодеями , будет погребен не с ними, а в гробе богатого человека: "Ему назначили гроб со злодеями, но Он погребен у богатого ".

Через веру во Христа Спасителя люди спасутся от вечной погибели: "через познание Его, Он, Праведник, оправдает многих, и грехи их на Себе понесет ".

За ясность предсказаний о Христе Спасителе, пророка Исаию называют ветхозаветным евангелистом .

В то же время Исаия горячо обличал современного ему иудейского царя Манассию, который будучи нечестивым, поставил жертвенники языческим идолам в храме Соломоновом. (Впрочем, в конце своей жизни Манассия, захваченный в плен и посаженный в темницу, покаялся и испросил прощения у Бога). Под влиянием своего нечестивого царя, народ иудейский совсем стал забывать истинного Бога. Иудеи даже перестали праздновать Пасху и другие, установленные Моисеем, праздники.