Можно ли попросить прощения у умершего ? Или у человека, которого вы не знаете как найти. Если у вас есть такой вопрос — то эта статья для вас.

Попросить прощения можно и нужно.

Когда я разбиралась со своим чувством вины. Я узнала о том, что вина бывает конструктивная и деструктивная (разрушительная).Писала об этом .

С конструктивной виной разобраться просто. Попросить прощения и возместить ущерб. Например, зависимые люди, проходящие реабилитацию, пишут огромные списки. Списки людей, которым они возмещают нанесенный вред и просят прощения. И это реальные действия, которые убирают чувство вины.

Возможно вы не вернули долг, поступили с человеком некрасиво...Да,мало ли что могло произойти? Сделали поступок и не считали его плохим, но с течением времени увидели и поняли, что виноваты перед этим человеком. Сейчас вы уже другой человек и хотите, как говорится, загладить вину.

Чувство вины не дает вам идти по жизни легко, задерживает или вовсе тормозит выше продвижение. А бывает так, что вроде оно не сильно и беспокоит, это чувство, но на подсознательном уровне дает вам неуверенность и недостойность. Его надо убирать.

Не возникает проблем, если вы можете как то связаться с этим человеком. Увидеться с ним, написать ему, позвонить, послать перевод или посылку... А если вы никак не можете найти его?

Возможно он ушел из жизни или он находится далеко от вас и вы не знаете ни его фамилию, ни телефон... А чувство вины, тем временем, разрушает вас изнутри. В народе говорят, что вина гложет. Нужно срочно что то с этим делать.

Я искала ответ на этот вопрос. И, нашла. Как водится, есть вопрос — есть ответ.

Попросите прощения

Настройтесь. Глубоко и спокойно подышите.

Возьмите лист бумаги, и нарисуйте на нем человека или людей, которых вы обидели. И у которых вы хотите попросить прощения . У нас не художественная выставка, так что схематично: палка, палка, огуречик — получился человечек — так пойдет! Один или несколько человек и вы там тоже с ними. Можно изобразить, что все стоят в обнимку — как на групповом фото. В общем позитивная картинка, дружеская.

Если у вас хорошее воображение, вы можете не рисовать, а представить себе эту картинку или фотографию.

Поставьте листок перед собой. Для усиления эффекта между вами и картинкой можно поставить . Скажите этим людям, все что вы хотите им сказать. Попросите прощения. Может, поплачьте. Пожелайте им самого доброго. Помните, вы это не для галочки делаете. И чем искренней у вас получится, тем лучше будет результат. Попросите прощения от всего сердца. Захотите, чтобы эти люди почувствовали, «услышали» ваши слова.

Положите этот листок на стол или повесьте, приколов иголочкой к стене. На этой картинке вы искренне просите прощения у человека или нескольких человек. Иногда смотрите на него и снова и снова мысленно просите прощения. Делайте это столько времени, сколько понадобится именно вам. Пока вы не почувствуете, что чувство вины прошло.

Попросите прощения . Потратьте несколько минут на это. Эти минуты повлияют на годы.

Есть еще интересное

Как загадать желание на новолуние...

Из письма:

"…Поженились Оксана и Кирилл рано. В классе все только и говорили об их любви. Еще бы, ведь Оксана ждала ребенка. И это все решило. Благодаря справке о беременности их зарегистрировали.

Осложнения в молодой семье начались с рождением ребенка. Конфликты возникали по пустякам: кому мыть тарелки, кому стирать носки и пеленки, кому за хлебом идти.

Время шло, родители взрослели. Скандалов по поводу немытых тарелок больше не возникало. Но проблем не убавилось. Кирилл все чаще убегал к друзьям, а от них возвращался пьяным. Однажды Оксана не открыла ему дверь. Наверное, по принципу: иди туда, где был, а может, и от обиды. Наутро Кирилла нашли во дворе мертвым, он замерз. На похоронах мать Кирилла обвиняла во всем Оксану. Оксана ни на что не реагировала, но когда выносили гроб, упала без сознания. Потом она утверждала, что якобы видела, как Кирилл ей улыбнулся.

Вот уже два с половиной года она лечится у психиатра. Ее проблема – чувство вины перед умершим мужем.

– Если бы я могла попросить у него прощения, я бы выздоровела, – говорит она. – Я ведь не хотела, чтобы он умер. Я думала, что он снова постучит и я впущу его, но он ушел. Я не пошла его искать, боялась выходить ночью на улицу. Я надеялась, что он пойдет к своей маме. Дайте мне возможность попросить у него прощения!"

К просьбе Оксаны присоединилась и ее мать. Учитывая обстоятельства, я вызвала дух покойного Кирилла. Оксана попросила у него прощения и стала постепенно выздоравливать.

Однако существует и более простой способ испросить прощения у покойника: отнесите пасхальное яйцо на могилу того человека, перед которым вы виноваты.

Пасха самый радостный праздник. Господь наш, Иисус Христос воскрес. В этот день никто не посмеет сказать "нет" на просьбу простить ради Христа.

Встаньте на колени у могилы покойного. Держа в руках крашеное освященное яичко, скажите, поклонившись мертвому:

Христос воскрес! Прости меня, ради Христа, и ты.

Поверьте мне, в этот момент покойник прольет слезы и простит вас. А Господь, видя ваше искреннее раскаяние и зная о пережитых душевных муках, простит вас так же, как простили бы дитя неразумное отец или мать.

Хочу напоследок сказать вам: не огорчайте друг друга, не заставляйте проливать слезы. Жизнь коротка. Люди ранимы и беззащитны. Так к чему же нам обижать друг друга?

Если у спящего человека открыт рот

Говорят, если человек спит с открытым ртом, у него и в гробу рот будет открыт. А еще говорят, что такие люди не доживают до шестидесяти лет. Если хотите спасти его, подойдите к спящему в тот момент, когда у него открыт рот, и скажите трижды:

Труба в печи, дым в небе, поддувало открыто, у раба Божия (имя) челюсть закрыта. Ключ, замок, язык. Аминь.

Если на свадьбе случился покойник

Из письма: "…На свадьбе дочери моих знакомых умер отец жениха. Поскольку гостей было много (даже из других городов приехали), решили догулять свадьбу. Но видно, не зря говорят, что плясать нельзя, если в доме покойник. Он всех подберет потом. Так оно и вышло. Не прошло и месяца – умерла теща, а затем и молодые погибли. Лодка перевернулась, и они утонули".

Вы абсолютно правы: нельзя гулять и веселиться, если душа умершего еще не отошла. Да и вообще плохая примета, если во время свадьбы один из гостей умирает. После того как увезут умершего, нужно обязательно отчитать так:

Прошу на помощь святого Симона и Дмитрия Солунского и прошу помощи у всех святых угодников. Вас, святые мужи, прошу, умоляю, голову преклоняю. Сберегите и сохраните мой дом и мой род от всякой беды: на этот день, на этот час и на все время. Ныне и присно и во веки веков. Аминь.

Если у покойника нет могилы

Случается, что мертвый остается непогребенным. В наше страшное время, когда мальчики ни за что гибнут в Чечне, такое бывает сплошь да рядом. О таких несчастных следует читать следующую молитву:

Да будет благословен тот день и час, в который Господь мой, Иисус Христос, ради меня родился, распятие претерпел и пострадал до смерти. О Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, в час смерти тела прими душу усопшего раба Своего (имя), не наделенного могилой. Надели Своей милостью Отцовской, покровительство душе его даруй. Будь к нему в снисхождении Своем велик, как и велико милосердие Твое ко всем нам, уповающим на Тебя. Да прибудет доброта Твоя, и руки Твои приблизят к себе того, кто от случайной погибели не имеет места для мертвого тела своего. Ибо есть Ты, прибежище как первого, так и последнего на земле. Слава Тебе, Господь, дающий надежду отчаявшимся. Аминь.

Молитва о тех, кто был съеден после смерти

Из письма: "…Когда я была маленькой, папа пошел в тайгу и пропал. Мама говорила, что охотники нашли его сапоги и остатки одежды. Папу съели звери.

До самой смерти мама видела отца по вторникам. Она говорила, что он проходил в комнату, садился за стол и спустя минуту-другую молча уходил.

Старые люди говорили маме (я это слышала), что душа отца страдает и будет страдать до тех пор, пока его правильно не отчитают, ведь могилы-то у него не было. Мама ездила к одной бабушке, но вернулась ни с чем. Бабушка та умерла давно.

Когда мне исполнилось тридцать лет, я вернулась в свою деревню, чтобы продать дом. Чтобы оформить необходимые документы, требовалось время.

Подошел вторник, я сидела за столом и пила чай. Вдруг в комнату вошел мужчина в старомодной одежде. Он молча сел на табурет, потом молча встал и ушел. Я вскочила, подбежала к двери, гляжу – дверь закрыта на крючок. Мне аж нехорошо стало. Отдышавшись, я стала рыться в фотокарточках. Наконец отыскала ту, что искала. Сомнений больше не было: ко мне только что приходил мертвый отец. Я пулей вылетела из дома и напросилась ночевать к соседке. Сказала, что дома мне почему-то жутко. Утром я уехала в город. У меня не поднялась рука продать дом, в который приходит дух моего отца, погибшего 29 лет назад".

Эту молитву читают в день рождения человека, съеденного зверями. Если известен точный день смерти, читают в этот день.

О праведный Лазарь Четверодневный, епископ Китайский, друг Божий, ты пребывал в могиле четыре дня и был воскрешен Иисусом Христом. И в память о тебе есть суббота Лазаря, перед Вербным воскресеньем. Ты, познавший могилу четыре дня и живший после нее, даруй покой душам тех, кто не имеет своей могилы из-за съедения телеси своего зверями. И будь святым ходатаем на упокоение их душ. Ныне и присно и во веки веков. Аминь.

Затем девять вечеров повторяют молитву.

Как помочь отпетому больному

Больной должен войти в церковь первым и выйти последним (из прихожан). Перед уходом купить три свечи. Дома зажечь их у своей именной иконы и читать так:

Во имя Отца и Сына и Святого Духа. Богородица Матушка стояла, на своих белых рученьках лебедя держала, с белого лебедя белое перо обрывала. Перо белое отлетало, отпетая душа воскресала. Матерь Божия ее своими слезами отмывала, рабе Божией (имя) здоровье возвращала. Помяни, Господи, в царстве Своем тех, кто меня отпевал, тех, кто меня земле предавал. Щука в море, язык в роте, замок в небе, Господь везде, а оберег мой при мне. Во имя Отца и Сына и Святого Духа. Аминь.

Как поминать утопленника

Едой поминают так же, как усопшего, умершего с покаянием. Но на воде, где утонул человек, читают следующее:

Христос воскрес из мертвых, смертию смерть поправ, и сущим во гробех живот даровал. Даруй, Господи, рабу Твоему усопшему (имя) прощение от прегрешения, ибо не мог Твой раб (имя) покаяние принести по воле рока, сгубившего его. Ты, Господи, есть Избавитель мира, избавь же раба Своего (имя) безвинного от бремени непокаяния. Слава Отцу и Сыну и Святому Духу. Аминь.

Как попросить прощения у покойника при захоронении

Иногда возникает необходимость перезахоронить покойника. Но вряд ли тот, кто это задумал и исполнил, понимает, какой поступок он совершает. Люди привыкли думать о покойнике, как о каком-то предмете, который не видит, не слышит и не чувствует, а следовательно, с ним можно поступать как угодно, не неся никакой ответственности, и что любые действия с мертвым телом останутся безнаказанными. Но это не так. Тело – это сосуд, где долгое время пребывала, милостью Иисуса Христа, бессмертная душа усопшего человека. Когда тело покойного предают земле, оно обретает свое жилище, или, как говорили раньше, домовину.

Еще говорят, что покойник трудно привыкает к своему новому обиталищу. И только после сорока дней после кончины человека, когда его душа навсегда покидает землю, оставленное ею тело уходит в царство духов. Покинутое, неподвижное тело готовится перейти в тлен. Ибо сказано: из праха вышел и в прах уйдет.

Священно место, где до Судного дня хранится плоть, которая носила в себе кровь, разум и душу, священен покой, который заслужил тот, кто покинул этот мир, в котором он любил, страдал, трудился, переносил боль, растил детей.

О каждом умершем человеке можно рассказывать безумно много и при этом абсолютно ничего не рассказать.

Придя на кладбище и вглядевшись в памятники, видя лица живых людей, хочется закричать: "Боже мой! Ведь каждый из них – целый мир. И в каждом из них этот мир умер…"

Так вдумайтесь, следует ли нарушать мир усопшего, выкапывая тронутый тленом его прах, чтобы перевезти на другое, с вашей точки зрения, лучшее место. Лучшее чем?

Нельзя снова заставлять плакать душу о потревоженном людьми теле. Пусть оно покоится с миром. Кроме того, если дух мертвого будет растревожен и не примет нового места, быть беде. Дух мертвеца будет наказывать тех, кому в голову пришла мысль перезахоронить гроб на элитное кладбище.

Полное собрание и описание: молитва о прощении к умершей маме для духовной жизни верующего человека.

Смерть матери - трагедия для каждого. Даже зная, что ее душе суждено вечное блаженство в Райских чертогах, человек с трудом смиряется с тем, что мамы больше нет с ним. Принять неизбежное, успокоить душу, упростить ей прохождения испытаний после упокоя поможет молитва об усопшей маме. Вложите всего себя в чтения молитвенников - и пережить утрату будет гораздо легче.

Одним из способов выразить заботу о душе вашей усопшей матери, помочь ей в упокоении, является чтение Псалтыря . Принято читать по одной кафизме в день, все сорок первых дней после смерти. Эти молитвы обеспечат упокой души вашей матери, уменьшат печаль, скорбь, горе. Они даруют ей скорое упокоение, полное чувство свободы, возможность обрести вечное счастье в Раю.

Когда возносить молитвы об умершей матери?

Молитва об усопшей матери читается как первые сорок дней, так и во все поминальные даты, годовщины рождения, смерти, в моменты, когда вам особенно тяжело без нее. Произнося молитвы за упокой ее души, обращайтесь к Богу искренне, от всего сердца. Только такая молитва достигнет его, тем самым подарив усопшей настоящее очищение, а затем - упокоение и возможность попасть в Рай.

Во время чтения молитвы об упокоении, постарайтесь отрешиться от своего горя, уныния. Помните, что чистая душа вашей мамы обязательно попадет в Рай, а значит, вам суждено рано или поздно встретиться. Черная скорбь после упокоения покойных также является нарушением заповедей, ложится тяжким бременем не только на молящегося, но и на усопшую.

Возносите молитвы об упокое со светлой скорбью, настоящей дочерней или сыновней любовью. Тогда они смогут сократить путь вашей матери через чистилище. Только пройдя через очищение душа получит настоящее упокоение - счастливое существование без тягот земной жизни. Эта забота должна лечь на ваши плечи, так как только просьбы ребенка имеют столь сильное значение.

Молитва об усопшей маме не требует особо сложных таинств и ритуалов.

Разумеется, молитва об упокоении может быть заказана и в церкви. Однако, такая молитва едва ли подарит ушедшей настоящий покой. При чтении молитвы об упокоении вам не требуются фотографии или какая-либо иная атрибутика. Наоборот, использование фото или ритуальных предметов православными канонами будет сочтено греховным, недостойным христианина. Достаточно зажжённой церковной свечи возле иконы, а также сохраненного в вашей памяти образа ушедшей.

Читайте молитву об упокоении от души. Существуют канонические тексты заупокойных молитв, однако Бог воспримет и идущие от вашего сердца слова, какими бы нескладными они не были. Искренние просьбы обеспечат душе упокоение, тогда как прочитанный как должное молебен не достигнет слуха Господа.

Какими должны быть молитвенные слова?

Упокой души - сложное религиозное таинство, которое совершается при помощи церковных молитв и обрядов. Без них упокой очень затруднен, так как душе, лишенной поддержки самых дорогих людей, собственных детей, сложнее очиститься от совершенных ошибок. О полном упокоении в таком случае не может идти и речи - слишком долго душе приходится искупать собственные промахи.

Старайтесь вложить в молитвенные слова все свои чувства к матери, желание ей легкой загробной жизни, благодарность за те тепло и заботу, которыми она одаривала свое дитя. И тогда ваше моление принесет ей покой, а вам - облегчение в вашей тоске и заполнит пустоту, образовавшуюся после ухода родного человека.

Молитвы за усопшую мать: комментарии

Комментариев - 8,

Моя мама умерла от онкологического заболевания, и хоть это и не была внезапная утрата, но мы оказались к ней не готовы. Чтобы хоть как -то быть поближе к маме читали псалтырь все 40 дней и реально во время молитвы становилось как-то легче на душе, было чувство, что хоть чем-то, но мы ей помогаем пройти весь тот путь, который начинается после кончины и длится 40 дней.

Тяжко прийняти смерть матері,а ще важче з цим жити.

Я думала мне станет легче но мне не легче но молитва помогла мне чуть чуть.Господи как мне не хватает мамы, она мне очень нужна, но я не могу до неё тотянуиься и обнять.Мама прости меня за все, за боль что что я тебе приченяла за слёзы и нервы,я тебя очень люблю скучаю мне очень тебя не хватает, я плкала над гробом и слёзы падали к тебе, говорят нельзя а всеровно плкала.

13 ИЮЛЯ У МЕНЯ УМЕРЛА МАМА. Я ЖИВА В ИЗРАИЛЕ А МАМА ЖИЛА НА УКРАИНЕ. Я ПРОЧИТАЛА ЭТУ МОЛИТВУ. МНЕ ОЧЕНЬ ТЯЖЕЛО

14 апреля ушла из жизни моя любимая мамочка. Родная моя, Прости меня за все страдания, которые я тебе причиняла. При жизни мы даже и подумать не можем, что всё-таки, когда-то настанет скорбный час и мы уже ни когда не увидим свою самую дорогую и любимую мамочку. А сейчас, когда так разрывается сердце, ты уже не чего не в силах изменить. Я всё плачу и плачу, ни как не могу успокоиться. Мамочка я так тебя люблю… Господи! Я тебя умоляю, прости моей мамочке - рабе божьей Евгении, все её грехи, совершённые на этой земле. И прими её, в своё небесное царствие. Господи- я люблю тебя!

29 августа умерла моя любимая мамочка я. так её любил что слов нет она была мне всех ближе и род неё мне и друг и подруга сколько раз она меня спасала я думал есть время у меня чтоб я её за все от благодарил я не успел а теперь сижу плачу и плачу жизнь для остановилась прости меня за все моя родная и любимая мама я буду молится за тебя пока я живу спи спокойна

18 октября 20 17 года умерла моя любимая,золотая,моя дорогая мамочка мне так горько,мне так плохо,Бог мой Отец постоянно говорит мне чтоб я не плакала,я слушаюсь,а сама рыдаю каждый день и по нескольку раз за день,я читаю молитвы,я знаю что так устроен мир,но с её смертью для меня все перевернулась,мне все безразлично, как будто и нет этого мира, я вспоминаю как она водила меня в садик, на балет,потом в школу,потом после 10 класса повела меня выбирать институт,как терпела 27 лет все мучения и издевательства которыми власть наградила меня и её,как она пыталась защитить нашу собственность,мебель,бытовую технику и прочие когда власть грабила нас,как верила что и в России как и в СССР есть справедливость и преступников даже если они власть -накажут,и все ограбленное нам вернут,как она смотрела в больнице г.Долгопрудный в хир.отделении своими голубыми глазками наивная она ждала что ей помогут,вылечат,она до последнего верила в правду и справедливость!Милая,добрая моя мамочка,Пусть Бог Простит тебе все твои грехи,и Дарует Царствие Небесное- ты мученица!

Спасибо за советы и напутствия! Все очень доступно объясняется, что и как делать. Единственный минус Сайта это реклама, ужасная, раздражающая и не в тему…. уберите ее…

МОЛИТВА К МАТЕРИ О ПРОЩЕНИИ

Мать ребенку милее, чем отец. Мать - нежная, мягкая, милая, нежная и страстно привязанная. Она постоянно улыбается. Отец - жесткий, резкий, суровый, грубый и жестокосердный. Чтобы получить сюрприз, сладость, фрукты или другие дары, ребенок бежит к матери. Дитя может свободнее открыть свое сердце матери, нежели отцу.

Точно так же поэты и святые знают Божественную Мать лучше, чем Божественного Отца. Ей они свободнее открывают свои сердца. Когда они говорят о Божестве как о своей Матери, их крик души звучит жалобнее, чем когда они обращаются к Богу-Отцу. Прочитайте эту молитву к Матери, написанную Шри Шанкарой. Вы почувствуете и осознаете истину вышесказанного.

Пребывая в незнании Твоих повелений,

Одолеваемый бедностью и леностью,

Я не мог совершать то, что должен был совершать.

Поэтому не всегда поклонялся я Твоим стопам,

Но, о Мать, благостная Подательница всего,

Это может быть прощено,

О Мать! Многочисленны сыны Твои на земле,

Но я, Твой сын, ни на что не годен.

Однако, не подобает Тебе покидать меня,

Ибо дурной сын может быть рожден, но дурная мать - никогда.

О Матерь Мира! О Мать!

Не поклонялся я Твоим стопам,

Не приносил Тебе изобильных даров,

Но с любовью, которой Ты одарила меня,

Ничто не может сравниться,

Ибо дурной сын может быть рожден, но дурная мать - никогда.

Глава VII. Вирашиваизм и кашмирский шиваизм

Философия вирашайвов -это не что иное, как философия вишишта-адвайты. Это - одна из стадий агаманты. Она претерпела радикальные изменения под влиянием Шри Басаванны и его сторонников. Басава был первым министром джайнского царя по имени Биджджала, который правил в Кальяне (1157-1167 гг.), находящемся в шестидесяти милях от Гулбарги, на территории Низама.

Басаванна был магнетической личностью. Он обладал огромным влиянием на народ. Он организовал собрание, посвященное духовным вопросам. На нем присутствовали триста вирашиваитских святых. Там были также шестьдесят женщин-святых. На этой великой встрече была и Акка Махадеви, знаменитая святая. Под влиянием Басавы вирашиваизм стал лингаятизмом. Лин-гаятизм - это особая вера вирашайвов Карнатаки. Святые в культе лингаятов именуются шаранами.

Вирашиваизм (лингаятизм) указывает путь к достижению Лакшьи, Господа Шивы. Господь Шива, Господь Субрахманья, царь Ришабха, Шанта Лингар, Шивапрака-ша и другие ясно изложили эту философскую систему. Ее основной источник - «Вирагама». Принявшие эту веру весьма многочисленны в Карнатаке.

Обычные шиваиты хранят Шивалингам в ларце и поклоняются Ему во время пуджи. Лингаяты же помещают маленький Лингам в небольшую серебряную или золотую коробочку и носят ее на себе с помощью прикрепленной к ней цепочки. Носимый на теле Лингам напоминает носящему его о Господе и способствует постоянному памятованию о Нем. Христиане с той же целью носят на шее крест.

В философии вирашайвов Шакти едина с Шивой. Шакти действует. Шива - безмолвный Свидетель. Шива - Бесконечный, Самосияющий, Вечный, Вездесущий. Он - океан покоя. Он - необъятная тишина. Шива освещает все. Он - Всеполнота, заключенная сама в себе. Он изначально свободен и совершенен. Весь мир является выражением Его божественной воли. С точки зрения философии вирашайвов, существование мира - не иллюзия, а игра Полноты.

Эта система также известна как пратьябхиджня. Основой кашмирского шиваизма являются Агамы. Ага-манта, именуемая пратьябхиджня-даршаной, достигла в Кашмире своего расцвета. Двадцать восемь Агам были написаны на санскрите в Кашмирской Долине, чтобы сделать смысл учения ясным для каждого. Агаманта возникла в Северной Индии задолго до того, как стал известен джайнизм. Затем она распространилась на запад и юг. В Западной Индии она известна как вupa-махешвара-даршана, в Южной - как шуддха-шайва-даршана.

Шива - единственная Реальность во вселенной. Шива - бесконечное Сознание. Он независим, вечен, лишен формы, не имеет подобного Себе, Он вездесущ. Шива - субъект и объект, воспринимающий и воспринимаемое. Мир существует внутри Его Сознания.

Бог творит одной лишь силой Своей воли. В этой системе не признаются карма, материальная сила (например, пракрити), майя, порождающая иллюзию, формы и прочее 1 . Бог заставляет объекты проявиться в Себе подобно предметам, появляющимся в зеркале. Он не затронут создаваемыми Им объектами, так же как зеркало не затронуто отраженным в нем образом. Благодаря присущей Ему чудесной силе Он проявляется и как индивидуальные души. Бог - основа этого мира. Его активность (вибрация, спанда) производит все различия.

Шива - неизменная Реальность. Он - субстрат, лежащий в основе всего мира. Его шакти (энергия) имеет бесчисленные аспекты. Основные из них - чит (сознание), ананда (блаженство), иччха (воля), джняна (знание) и крия (творящая сила).

Шакти действует как чит, затем Абсолют становится чистым восприятием, известным как Шива-таттва. Действует ананда-шакти и появляется жизнь. Затем наступает вторая стадия, Шакти-таттва. Третья стадия - воля к самовыражению. Далее следует четвертая стадия, Ишвара-таттва, обладающая силой и волей к творению мира. Это - стадия сознательного восприятия (джняна) бытия. На пятой стадии существуют как познающий, так и объект познания. Тогда начинается действие (крия). Это - стадия шуддха-видъи. В этой системе рассматриваются тридцать шесть таттв (основных принципов).

Причиной связанности является незнание (авидья). «Я - конечна», «Я - тело» - думает душа. Она забывает, что едина с Шивой и что без Шивы мир абсолютно нереален.

Пратьябхиджня (распознавание реальности) - все, что требуется для окончательного освобождения. Когда душа познает, что она - Бог, она покоится в вечном блаженстве единства с Богом. Когда исчезает воображаемая двойственность, освобожденная душа сливается с Шивой, как вода с водой или молоко с молоком.

В восьмом веке н.э. Васугупта записал «Шива-сутру» и обучил ей Каллату. «Шива-дришти», написанная Сома-натхой, по своим достоинствам может быть приравнена к «Тирумантираму» Тирумулара. «Спанда-карика» Васугупты, «Шива-дришти» Соманатхи (930 г. н.э.), «Парамартха-сара» и «Пратьябхиджня-вимаршини» А6хинавагупты, «Шива-сутра-вимаршини» Кшемараджи- вот некоторые из значительных трудов этой школы.

Они также принимают в качестве авторитета Шива-агамы и писания школы шайва-сиддханта 2 . Они модифицируют их в духе адвайты Шанкары 3 . «Шива-дришти» Соманатхи, «Пратьябхиджня-сутра» Утпалы и труды Абхинавагупты утверждают недвойственность.

1 Это мнение Свами Шивананды не вполне соответсвует действительности. На самом деле философия кашмирского шиваизма признает понятия кармы, майи и пракрити, наделяя их толкованием, несколько отличающимся от учений веданты и шайва-сиддханты. (прим. редактора).

2 Писания шайва-сиддханты в кашмирском шиваизме признаются авторитетными лишь по мере того, как согласуются с его собственным каноном священных текстов (прим. редактора).

3 Несмотря на то, что философия кашмирского шиваизма традиционно считается монистической (из-за чего ее нередко ошибочно отождествляют с монизмом Шанкары), все же она серьезно отличается от адвайта-веданты Шанкары. Более того, шиваитские учителя и теологи Кашмира всегда активно критиковали взгляды Шанкары и его последователей, что отражено в литературе кашмирского шиваизма. Учение о недвойственности Высшей Реальности в кашмирском шиваизме носит откровенно тантрический характер (например, мир считается реальным, а не иллюзорным) и с адвайта-ведантой имеет больше различий, чем общего (прим. редактора).

Молитва о маме

Для каждого человека на земле мама является самым близким человеком и занимает важное место в жизни. Для большинства из нас нет никого дороже в нашей жизни. Мама поддерживает нас в трудную минуту, и ее слова утешения позволяют пережить трудные жизненные периоды. Именно поэтому молитва о матери очень часто используется детьми, ведь каждый ребенок, неважно, сколько ему лет обязан помогать своим родителям морально и материально.

Молитвенное обращение является самой настоящей помощью. Оно обязательно будет услышано высшими силами, если возносится от всего сердца. Особых требованию к чтению текстов нет. Молиться о матери можно своими словами не только в храме, но и дома даже неверующему человеку. Вознося искреннюю, наполненную любовью, молитву можно вымолить у Господа для мамы долголетия, хорошего настроения, успеха, удачи и благополучия. Также можно попросить, чтобы родной человек сохранил на долгое время красоту и молодость, чтобы верным спутником стало душевное спокойствие.

Очень сильная молитва о здравии мамы

Безусловно, наиболее востребованными являются молитвы о здоровье матери. Считается, что любящие дети должны читать молитву о здравии мамы ежедневно. Это можно делать во время утреннего или вечернего правила. Искренне прочитанная православная молитва всегда улучшает настроение и настраивает на позитив родного человека, что в трудные жизненные периоды молитвенное обращение станет действенной поддержкой при борьбе с тяжелой болезнью.

Молитва Матроне Московской о здоровье мамы

Молитва о здравии матери, направленная Блаженной Старице Матроне Московской очень эффективна в случае, если родной человек сильно болеет. Но перед тем как возносить молитву необходимо посетить храм, подать записку о здравии мамы и поставить три свечи у икон Спасителя, Великомученика, Пантелеймона Целителя, и Блаженной Матроны Московской.

После этого перед иконой Блаженной старицы следует помолиться такими словами:

После следует перекреститься, взять немного святой воды, приобрести иконы выше названных Святых, церковные свечи и выйти из храма. Придя домой, нужно повторить прошение. Обязательно для этого нужно уединиться в отдельной комнате, где установить образ Матроны Московской, зажечь 3 церковные свечи, расставить рядом изображение со Святыми, поставить чашу со священной водой и приступите к чтению молитвы.

Молитвенное обращение должно звучать таким образом:

Молитва о выздоровлении мамы в час болезни

В час серьезной болезни ускорить выздоровление матери может очень сильная короткая молитва к Господу Богу молитва, которую нужно читать несколько раз в день.

Молитва о здравии мамы Николаю Чудотворцу

Обязательно услышит молитву о здравии матери дочери или сына Святой Николай Чудотворец. Молиться этому Святому нужно обязательно перед его иконой, но делать это можно как в храме, так и дома.

При молитве за здравие мамы следует учитывать следующее:

  • Вначале следует очистить свои мысли от посторонних мыслей и отрешиться от бытовых проблем.
  • Затем нужно попросить Святого ходатайствовать перед Господом Богом о прощении собственных прегрешений, ведомых и неведомых.

После этого можно вознести к Николаю Чудотворцу такие молитвенные слова:

Православные молитвы об умершей маме

Молитва об усопшей маме считается важным ритуалом христианской церкви. Считается, что она поможет обрести душе покой. До 40 ней молиться об умершей маме нужно каждый день. На 40 день Божий суд окончательно решает, куда переместить душу в ад или в рай.

Молитва об усопшей маме

Звучать молитва об усопшей маме может следующим образом:

Молитва об упокоении души мамы

Следующая молитва будет не только способствовать упокоению души усопшей мамы, но и позволит молящемуся получить собственное душевное успокоение после страшной потери. Читать ее нужно обязательно до 490 дней, а после этого в моменты, когда будет возвращаться душевная тоска.

Данную молитву об упокоении души усопшей матери следует читать в полном уединении и звучит она так:

— У людей, переживающих горе, существует одна важная проблема – чувство вины. Как правильно ее решить и нужно ли?

— Конечно, решать ее нужно. После смерти человека у его близких часто возникает много «бы»: если БЫ я этого не делал, то он БЫ не погиб… Вспоминаются далекие события, которые, как кажется, тоже повлияли на итог. Люди думают, что если бы в прошлом повели себя другим образом, то все было бы иначе. Многие жалеют о том, что недодали любви, несправедливо обижались, упрекали, ссорились, не сделали чего-то хорошего для человека, которому теперь это сделать уже нельзя…

Приведу пример. Недавно я консультировал женщину, которая очень переживала и винила себя в смерти мужа. Она осенью попросила мужа съездить к своей матери за картошкой в другую область. До этого в течение многих лет каждую осень он ездил к теще за картошкой, и никаких проблем не возникало. Но в этом году случилась трагедия. Недалеко от областного центра произошло дорожно-транспортное происшествие, в результате которого мужчина погиб.

Бедная женщина стала винить себя в случившемся. Она была уверена: трагедия произошла из-за того, что она попросила мужа поехать к матери. «А если бы я не настаивала на этой картошке, муж бы не погиб»,- рассуждала она.

И таких примеров очень много. Практически любую смерть человека сопровождает чувство вины у тех, кто остался жить. Если человек умер, например, от заболевания – чувство вины представляется так: «Я виновата, что не увидела симптомов этой болезни раньше», «Я виноват — не настоял на том, чтобы жена пошла к врачу. А ведь если бы мы вовремя обратились к врачу за помощью, то, возможно, она была бы сейчас жива».

И вроде, на первый взгляд, эти умозаключения представляются логичными. Одно действие, казалось бы, вытекает из другого: просила поехать в деревню – муж погиб, не настоял на госпитализации – жена умерла. Но это логично только на первый взгляд. На самом деле вопрос о причинно-следственной связи так «в лоб» поставлен быть не может. Конкретный поступок человека – например, та же просьба съездить за картошкой – это всего лишь один из факторов формирования той ситуации, которая оказалась роковой. И не более того. Это не определяющий фактор, и не единственный, а всего лишь один из множества .

Чтобы реально оценивать свою вину, надо понять, что ни один человек не может предвидеть, рассчитать, оценить все факторы, предусмотреть все нюансы, которые могут спасти или, наоборот, привести к смерти другого человека. Люди не могут отвечать за все. Почему? Ответ прост – потому что, как я сказал, каждый человек – это всего лишь человек, он несовершенен и не имеет возможностей для расчетов подобного уровня.

Скажем честно: в жизни мы со многими людьми поступаем плохо, не просим за это прощения и быстро забываем о случившемся. И мы обычно не виним себя за все сотни тысяч обид (осознанных и неосознанных), которые наносим людям в течении жизни…

Но если человек умер, то тут мы все вспоминаем и нас «накрывает» чувство вины. Причем оно неадекватно реальности, гипертрофировано. Мы виним себя за то, что не смогли предвидеть чего-либо, не могли сказать хорошее, не могли простить раньше и.т.п. В таких случаях мы часто считаем, что наши действия могли бы спасти человека от смерти. Происходит это во многом потому, что мы искренне убеждены, хотя и не признаемся себе в этом – мы можем контролировать вопросы жизни и смерти другого человека. Это говорит в нас наша гордость…

Мы не понимаем, или не хотим понимать, что вопрос смерти не в нашей, а в Божией компетенции. Мы же можем нести ответственность только за свой выбор , который делается исходя из имеющейся у нас на этот момент информации, а также существующих возможностей.

Проиллюстрируем это метафорой. Представим себе такую ситуацию: мы с вами играем в футбол в одной команде. Один из игроков нашей команды получив мяч, ошибся, и передал неверно пас. Мяч попал к противнику, и… он забил в наши ворота гол.

Будем ли мы обвинять игрока нашей команды, которому дали пас? Если бы он не тренировался до этого и намеренно отдал пас другой команде – тогда, да, можно было бы его обвинять… Но это не так, и его неточный пас был непреднамеренной ошибкой, ведь все мы иногда ошибаемся. И никому не придет в голову ругаться с ним, выяснять, «как же он мог так поступить».

Или, например, наш вратарь. Он же тоже пропустил мяч в наши ворота! Может и его обвинить? Нет, мы понимаем, что он сделал в тот момент то, что мог. Мы понимаем, что он не может поймать все мячи, летящие в сторону наших ворот! Это невозможно, потому что он не футбольное совершенство, а такой же человек, как и мы. Он не имеет сверхъестественной возможности влиять на исход всего матча… И если искать виновного, то не он один в этом голе виноват. Он как может, так и ловит. Если вратарь пропустил гол, то можно сказать, что и команда плохо играла, плохо защищала ворота. Этот гол зависел от огромной массы факторов: сила и подготовленность команды противника, степень подготовленности нашей команды в целом, наша воля к победе, командный дух, состояние поля и.т.п., а не только от игры конкретного футболиста.

А теперь представьте, что вы были этим вратарем. Стали бы вы в этой ситуации винить себя, считая, что несете персональную ответственность за этот гол? Нет, конечно. И нападающий, который забил гол в чужие ворота, в свою очередь, не может полностью приписать этот гол только своей хорошей игре. Это заслуга всей его команды .

Но это футбол. А жизнь?… Жизнь гораздо сложнее. И в ней тем более никто не может предусмотреть все нюансы, которые могут возникнуть. Любой случай — это задача со слишком многими неизвестными. И если жена попросила мужа съездить за картошкой, и по дороге произошла авария, то это совсем не значит, что здесь есть ее непосредственная вина. Потому что он мог и не поехать за картошкой, а выйти во двор, и случилось бы то же самое, но только в другом виде… Мы все сильны задним умом в поисках собственной вины. И это нам мешает смотреть на вещи трезво.

— Часто люди начинают винить в смерти близких и других людей, а не только себя…

— Да, это бывает еще чаще, чем самообвинения. Мы можем обвинять в смерти людей, которые тоже не хотели того, что случилось, но их поступки, по нашему мнению, привели к смерти, прямо или косвенно. Обычно в категорию таких виновных попадают близкие родственники, друзья покойного, врачи, сослуживцы.

С такими обвинениями тоже надо быть крайне осторожными. А еще лучше их оставить вовсе (конечно, это не относится к случаю умышленного убийства).

Не стоит судить. Ведь в этом случае, по сравнению с ситуацией самообвинения, мы знаем еще меньше тех деталей, которые просто необходимо достоверно знать, чтобы выдвигать какие-то обвинения против этих людей. Или даже просто подозревать их причастность. Возвращаясь к нашей метафоре с футболом, можно провести аналогию: обвинять других — все равно, что обвинять того же вратаря в том, что гол пропущен (факт налицо), но при этом не учитывать того многообразия факторов, благодаря которым он стал возможен. Даже когда связь между действиями другого человека и смертью близкого представляется нам вполне прямой и очевидной, мы не должны никого обвинять. Мы же не можем знать точно, насколько этот другой человек хотел того, что случилось, насколько он мог просчитать последствия своих шагов, которые, на наш взгляд, привели к печальному итогу.

— А что вы можете сказать о ситуации, когда родственники видели, что их близкому плохо морально, но по собственному невежеству не предприняли никаких действий, не сводили к врачу, психологу не привели в церковь? И потом уже, после случившегося, люди начинают себя винить в том, что допустили самоубийство близкого человека…

— Они допустили это потому, что не знали, как себя вести в данной ситуации, не до конца понимали, к чему может привести эта ситуация. Если бы точно знали и не помогли – это другой вопрос. Но когда человек не знает, что делать, не знает что может случиться, не знает, по каким именно причинам это произойдет, то неправомерно обвинять его в бездействии. Разумеется, когда потом все вскрывается и становится ясна причина, то начинают думать: «Ах, как же я до этого не додумался. Это же элементарно!» А потому и не додумался, что ты несовершенен. Возможно, Бог не дал тебе додуматься до этого в данном случае, потому что это был Его промысел…

Человек не может отвечать за трагическое происшествие, оказавшееся последним в некоторой цепочке событий, только потому, что некий его поступок в этой цепочке предшествовал трагедии. То, что он предшествовал – не значит, что он был определяющим фактором.

— А за что же мы тогда должны отвечать?

— Бог каждому из нас дал право выбора . Прежде, чем совершить любой поступок, мы делаем выбор: пойти или не пойти, решиться или отложить и т.п. И выбор, естественно, определяется нашими жизненными принципами и той информацией, которая доступна на момент принятия решения. Если мы знаем, что у человека больное сердце – у нас есть выбор: вызывать скорую или нет. Если мы достоверно знаем о болезни, можем точно сделать прогноз, то, скорее всего, позвоним. А если мы не знаем, что с ним такое, то можем растеряться, можем не придать этому необходимого значения и не позвонить. Конечно, потом все выяснится. После чего, если человек останется жить, а мы вызывали ему врача, то мы будем приписывать заслугу спасения жизни себе; если же человек умрет, а мы врача не вызывали, потому что не знали, что делать – то будем брать на себя вину. И то и другое неправильно. Мы должны понимать, что несем ответственность только за наш сознательный выбор, с учетом имеющейся на момент принятия решения информации.

— А в чем заключается этот выбор? Могли бы вы привести пример такого выбора?

— Например, мы знаем, что посылаем человека на верную смерть. У нас есть выбор : посылать или нет. Причем мы обладаем информацией, достаточной, чтобы сделать вывод о почти неизбежном смертельном исходе. Вот именно за этот выбор мы и должны отвечать.

Если же на момент выбора у нас не было информации о том, что наше действие может привести к такому финалу, то мы не можем нести за этот финал полную ответственность. Это не должно довлеть над нами непомерным грузом…

Мы сами простим трехлетнего ребенка, который, заигравшись в огороде с собакой, случайно забежал на грядку и потоптал клубнику. Мы понимаем, что он маленький, не мог предвидеть последствий, да еще и заигрался. Но мы точно накажем трехлетнего ребенка, если после предупреждения о том, что ходить по грядкам нельзя, он сделает осознанный выбор и потопчет клубнику. Кажется, результат одинаков: клубника потоптана ребенком. Но ситуации совершенно различны. Одна ситуация – пример осознанного выбора, осознанного непослушания. Другая – пример непредвиденных последствий вполне допустимых поступков.

Возвращаясь к вышеупомянутому случаю с картошкой. Понятно, чего хотела жена — чтобы муж поехал за картошкой. И в этом нет ничего плохого . Муж уже много раз ездил за этой картошкой. Выбор жены – попросить мужа съездить за картошкой – вполне понятен, и мы не можем дать ему негативную оценку.

Все, что случилось дальше – промысел Божий. Человек не может так далеко прогнозировать. Конечно, если бы она знала, что посылает мужа за картошкой, а по дороге в его машину въедет КАМАЗ, но при этом не отменила бы своей просьбы, то да, она была бы виновата… Но она не могла этого знать. Это гораздо выше человеческих сил.

Еще раз скажу, что мы все крепки задним умом. И все виним себя за то, что не смогли чего-либо предвидеть. Надо в таком случае подумать о том, что человек — не суперкомпьютер, который может настолько далеко все просчитать. Да, ты должен сделать выводы на будущее. И должен знать, что в будущем такое может повториться. И возможно, ты уже будешь знать, как поступить. А возможно и нет – как в ситуации с картошкой. Автокатастрофа может произойти еще раз, и мы опять будем бессильны что-либо изменить.

Четко сказать, что будет, никто не может, так как будущее нам неизвестно, и все мироздание, сложнейшие взаимодействия людских судеб, цепочки событий, которые мы не в силах прогнозировать, понять невозможно. Все – в руках Божьих. Есть такой принцип: «Делай, что должен, и будь, что будет». Первая часть этого высказывания («Делай, что должен») говорит о том, что в наших силах принимать верные решения, с учетом имеющейся информации, и нести ответственность за них и за их прямые последствия. Вторая часть («Будь что будет») напоминает: то, что будет происходить дальше, то, как отреагируют другие люди на наши поступки, и какая ситуация сложится в итоге – результат сложного взаимодействия многих факторов, и это не в нашей власти. Поэтому нести полную ответственность за этот результат мы не можем. Нам остается принять его со смирением , как волю Божию.

— Часто приходится слышать про волю Божию, но как понять, в чем она проявляется и как действует?

— На эти вопросы есть подробные объяснения у Святых отцов Церкви. Их нетрудно найти.

Мне очень понравилось рассуждение на эту тему одного мудрого игумена (доктора физико-математических наук). Он привел такую метафору: Мы толкаем по полу один шарик. При этом зная трение, силу толчка, инерцию, можем очень точно рассчитать, в каком месте он остановится. Это описывается довольно несложной формулой. Рядом с нами другой человек может взять еще один шарик и, имея те же данные, тоже толкнуть его. И он тоже будет точно знать, где его шарик остановится… И вот мы толкаем каждый свой шар, и ждем когда они остановятся в рассчитанном нами месте…. Но они столкнулись! Оказывается, мы не учли угол, под которым может произойти столкновение. До него мы могли точно прогнозировать результат. Но столкновение разбило в пух и прах все наши расчеты. Потому что углы, под которыми шарики наталкиваются или не наталкиваются друг на друга, не в нашей власти, а во власти случая.

Хотя говорить о власти случая не вполне правомерно. Ведь все так называемые случайности – неслучайны, в них проявляется непостижимый для нас Промысел Божий . Именно от Бога зависят все «случайности». Мы не можем рассчитать углы столкновения шаров; кто, когда и где внесет коррективы в наши планы в дальнейшем, мы тоже не можем знать. И мы не можем за это нести ответственность.

— Получается, что все зависит от Бога?

— Да, конечно. Все зависит от Него, кроме нашего выбора . Как писал святитель Феофан Затворник, наставляя свою духовную дочь: «Всесовершенно возложите себя на руки Божии, ни о чем не заботясь, а всякий случай принимая спокойно, как Богом нарочито для вас устрояемый, приятен ли он или неприятен. Забота ваша должна состоять только в том, чтобы во всяком случае поступать по заповеди Божией». То есть те обстоятельства жизни, которые от нас не зависят, мы принимаем – с мудростью, без уныния; а все свои силы мы должны обратить на то, чтобы в этих обстоятельствах и с учетом имеющейся информации сделать верный выбор.

Можно сказать, что Бог, как заботливый и обучающий нас Отец, постоянно ставит нас перед выбором, постоянно дает нам решать эту задачу. А вот насколько правильно мы ее решаем, зависит от нас. И Он с уважением относится к нашему сознательному решению. Но и ответственность за наши сознательные решения Он полностью передает нам.

— Но бывает сознательно сделанный неправильный выбор…

— Да, такое часто бывает. От злости, например. Человек вместо того, чтобы простить, выплескивает свою злость на близкого… Например, пришел муж домой сильно нетрезвым. По-человечески его надо бы простить, отношения не выяснять, пока он в таком состоянии, а наутро поговорить спокойно. Нет, жена говорит: «Езжай к своей матери, видеть тебя не хочу!». А по дороге его убивают…

Конечно, нельзя было предвидеть, что так все обернется. Но поступок жены – не пустить мужа домой – сам по себе нехороший по отношению к мужу. А попросить прощения, чем-то загладить свой поступок уже нельзя, так как человек погиб. Да, в таком случае начинается самоедство. Нередко люди винят себя всю оставшуюся жизнь.

Но тут возникает принципиальный вопрос : верим ли мы в существование души и ее бессмертие?

Предположим, не верим. А если души нет, значит и винить себя нечего. Ну, нет человека и нет. Ему уже совершенно все равно, так как его уже просто нет. Не все равно нам, так как мы в лице этого человека лишились, возможно, друга, помощника, какой-то поддержки в жизни. Нам одиноко, а ему-то уже никак. Поэтому чувства вины перед ним у нас и быть не должно.

А если мы понимаем, что душа есть (а она, конечно, есть), то вместо этих самообвинений, самокопаний и бесконечных сожалений (теперь-то что говорить, как надо было поступить?) – стоит пойти и покаяться , попросить прощения у Бога за свой проступок! Да, можно кидаться на крышку гроба, посыпать голову пеплом, говорить всем, «как же подло я поступил». Но этот путь не принесет утешения. А есть путь, который действительно приносит утешение: покаяние . Через покаяние мы станем ближе к Богу. Молитва об усопшем станет сильнее, и этим мы окажем ему реальную помощь, сможем хоть как-то исправить то зло, которое мы ему причинили. И душе усопшего, и нашей душе станет спокойнее.

Вот адаптивный механизм переживания ситуации . Не сожалеть бесконечно о том, что ситуация изменилась, и прежнего не вернуть (человека не воскресить), а принять новую ситуацию и адаптироваться к ней, найти наилучший как для себя, так и для души усопшего вариант поведения.

— А если человек желал близкому добра, а обернулось все злом? И вот он поневоле начинает думать: не зря говорят люди: «Не делай добра - не получишь зла»…

– Например, я подарил другу ценную вещь, он меня очень просил об этом. Доброе дело? Доброе. Я своим благом пожертвовал, другу дал. А его за эту вещь убили. И я начинаю себя винить: если бы я не дал другу этой вещи, то он был бы жив. И в данном случае, может быть, так и было бы…

Но возьмем другой пример: человек попросил у меня эту вещь, а я ему ее не дал. И по идее его должны были убить, но не убили, потому что вещи этой у него не было. А не было, потому что Я ему НЕ дал.

Должен ли я в этом случае награду получить? Я же человека спас , я ему не дал той вещи, за которую его могли убить!

А в первом случае я виню себя в том, что человека убил , потому что дал ему вещь, хотя мог не дать, пожадничать, и спасти его.

Это же совершенно дикий подход. Все с ног на голову перевернуто. Мы виним себя за то, что сделали доброе дело, по любви к другу, и хвалим себя за то, что поступили плохо, не проявили любовь.

А почему мы, казалось бы, рассуждали логично, а вывод получили абсолютно неверный, и даже противоположный верному? А потому, что в наших рассуждениях мы делали акцент не на наш осознанный выбор, а на ту итоговую ситуацию, которая явилась результатом огромного количества факторов и зависела на самом деле не от нас.

И для нашей души в призме вечности имеет значение не итоговый результат в целом, а именно наш сознательный выбор в сторону добра или зла. Это и только это отражает способность нашей души любить . А Бог есть Любовь, и быть причастным Ему может только человек, умеющий любить. И на суде Божием сами наши поступки будут свидетельствовать или за нас, или против нас, именно на наш выбор будет смотреть Бог…

Да, кажется, что какой-то наш выбор привел в итоге к смерти человека. Но мы опять забываем, что все в руках Божьих. Мы хотели добро сделать? Конечно! И мы приложили все усилия, чтобы поступить с человеком по любви. А то, что произошло потом – зависело совершенно не от нас.

А если мы могли добро сделать, но не сделали, то это, безусловно, чисто негативный поступок, потому что именно мы не помогли этому человеку. Мы отвечаем только за свой выбор. Причем, как мы уже говорили, за выбор в условиях ограниченной информации (мы не можем знать всех обстоятельств). Вот зона той ответственности , которую мы несем.

Большой грех брать на себя ответственность за то, над чем мы не властны – таким образом мы пытаемся взять на себя функции Бога. То есть мы думаем, что могли бы что-то глобально изменить, предвидеть результат! Но как мы могли предвидеть? Столько факторов влияют на конечный результат!

Это все равно, что я сяду с чемпионом мира по шахматам играть в шахматы. Он мне раз – и мат почти сразу поставил. А в конце проигранной игры я буду себя обвинять: а вот мог бы и предвидеть, что он это сделает! Мог бы предвидеть, как дальше игра пойдет, как он будет ходить. Может быть, и можно выиграть игру у чемпиона мира, если прокрутить все назад и расставить шахматы по своим местам заново. И вот, зная, как он пойдет, я мог бы все поменять… Но дело в том, что я – не чемпион мира. И я не могу предвидеть, как он будет ходить, потому что он гораздо лучше меня играет в шахматы. На то он и чемпион мира.

И вот эту нашу ограниченность, наше несовершенство надо понимать, чтобы не жить прошлым, не винить себя за то, над чем ты не властен, и не заниматься самоедством.

— А что делать той женщине, которая выгнала своего пьяного мужа, и потом он погиб? Как поступить в подобной ситуации?

— Ей нужно покаяться. Но она должна ясно понять: отвечает она не за то, что ее мужа убили (она же его не убивала!), а за то, что она поступила с ним немилосердно, жестоко, не по любви. Вот именно в том, что она так поступила, не по-христиански, она и должна покаяться перед Богом.

Необходимо понимать, что в первую очередь душе этой женщины, а не душе умершего важно покаяние. Ведь проступок очевиден, и тяжесть на душе – от этого поступка. И именно ей важно получить прощение за этот жестокий шаг. И хотя муж уже не может простить ее, потому что он ушел в иной мир, получения прощения от Бога в данной ситуации вполне достаточно. Поэтому не стоить месяцами лить слезы и впадать в депрессию, нужно пойти к Богу и принести покаяние в тех поступках, совершая которые, мы сделали неверный выбор (об этом мы говорили выше) по отношению к умершему.

А душе мужа теперь важно не то, плачет жена или нет, а то, будет ли жена за него молиться, будет ли творить дела милосердия ради спасения его души. Это самое главное , чем мы можем и должны помочь нашим умершим близким.

— А что людям мешает простить себя? Ведь многим очень сложно простить себя за тот или иной поступок…

– Простить себя… это было бы слишком просто. Человек сам себя простить, сам себя оправдать не может. Конечно, мы часто так пытаемся делать, но это не приносит облегчения. Мы сто раз в день можем сказать себе, что мы себя прощаем, но результата не достигнем. И все это знают по себе. Почему? Потому что совесть, которая является голосом нашей души, продолжает нас обличать. Мы сами не можем простить себя потому, что душа наша не примет этого прощения, все равно будет мучить, напоминать. Мы можем, конечно, заглушить голос совести на некоторое время – вином, загулом, делами. Мы можем оттеснить этот голос совести в глубины подсознания, но потом этот голос все равно прорвется. По-настоящему простить и успокоить нашу душу может только Бог… Именно для этого и существует покаяние!

— А что такое совесть? Почему она может заставлять нас так страдать?

— Святые отцы говорили: совесть – голос Божий. Как пишет святитель Феофан, «У нас есть неусыпный страж – совесть. Что худо сделано, она никак не пропустит; и как вы ей не толкуйте, что то ничего, а это сойдет, она не перестанет твердить свое: что худо, то худо… Совесть всегда есть наш нравственный рычаг».

Поэтому она нас постоянно и будит, постоянно дает какие-то сигналы. Только мы ее чаще всего воспринимаем как нечто, мешающее нам. «Вот что-то душу гложет, мучает, никак не перестанет…. Сколько можно!», — думаем мы. А в критические моменты совесть прямо говорит: «Иди покайся, ты совершил грех». И грех не в том, что, как в нашем примере, жена попросила мужа съездить за картошкой. Нет, есть конкретные грехи перед этим человеком: когда-то мы потребительски отнеслись к нему, немилосердно с ним поступили, слово грубое сказали, унизили, не поддержали в трудный момент. Это у всех бывает, к сожалению, в большей или меньшей степени, и с этим нужно бороться. Как? Покаянием, исправлением своей жизни.

Причем если человек умер, это не значит, что исправляться, становиться добрее, терпимее – уже поздно. Ведь у нас есть и другие близкие люди. Мы можем извлечь урок из наших проступков, научиться проявлять больше любви к людям, а если виноваты перед ними – просить прощения, пока человек еще с нами, пока еще не ушел…

А что касается нашей вины перед умершим: если мы покаемся в своих неверных шагах, то будем прощены Богом, получим несказанное облегчение душевное, сможем жить дальше с очищенной совестью. (Но покаяние должно быть искренним…) Говоря проще, после искреннего покаяния совесть (голос Божий) успокаивается.

А если не покаемся, то этот груз постоянно будет с нами, груз наших ошибок, нашей вины. И к сожалению, несмотря на то, что есть вполне проверенные временем и людьми алгоритмы, как надо действовать в данных ситуациях, как облегчить душу – несмотря ни на что, люди большей частью ими не пользуются. Не идут к Богу, не приносят покаяние.

Большинство людей, не зная как заглушить этот голос Божий, пытается найти свой выход: начинают себя винить, занимаются самоедством, некоторые даже впадают в полное отчаяние и пытаются покончить с жизнью. Другие наоборот, «уходят в загул», начинают вести такой образ жизни, чтобы некогда было подумать, чтобы некогда было посмотреть на себя трезво… Заглушают голос совести чем угодно: водкой, наркотиками, необузданными развлечениями. Когда в редкие моменты совесть дает-таки о себе знать, она подсказывает: «Я был несправедлив к этому человеку, я должен хоть как-то это исправить. Пусть его уже нет, но ведь есть же, наверное, какой-то способ загладить свою вину перед ним, что-то сделать для него». И этот способ есть – это покаяние и молитва за душу усопшего, как мы говорили выше. Но идти в храм, к Богу – это же тяжело, нужно себя ломать, пересиливать. Легче «напиться и забыться»…

— Я сама потеряла близкого человека, поэтому хорошо понимаю, что это такое. Да, зачастую у людей отсутствует элементарное понимание, как себя вести в данной ситуации, куда бежать за помощью. Но что делать, если просто нет сил, нет сил даже подняться с кровати от боли? И это боль не только на душевном, но и на физическом уровне…

– Да, кажется, что сил нет ни на что, и кроме боли ничего не чувствуешь. Но на самом деле, это не есть отсутствие сил… Данную ситуацию можно сравнить с занятиями на велотренажере. Мы крутим педали, нам тяжело, но мы никуда не едем. Движения – ноль. Но силы уходят. Вот и все душевные переживания, когда они направлены не туда, можно уподобить работе вхолостую. И боль не проходит, и никакого движения вперед нет, и сил уже не остается. Просто прокручиваются колеса.

И так может проходить год за годом, пока человек не поймет, что велосипед не едет, и если ничего не изменить, то он не поедет никогда. То есть если мы не поймем чего-то важного, то мы никогда не сможем по-настоящему примириться со смертью близкого, не сможем жить (а не существовать).

Чаще всего нас беспокоит то, чего мы не успели сделать по отношению к близкому человеку, которого больше нет рядом. Недодали любви, не попросили прощения за свои обидные поступки. Все мы, как правило, чувствуем, что чем-то обязаны умершему. Но – кому же теперь отдавать?? Этот-то вопрос и приводит нас в шок, повергает в депрессию. Мы не понимаем, что же нам теперь делать. Мы не ориентируемся в ситуации, и поэтому начинаем паниковать и впадать в отчаяние. Раньше, когда человек был жив, мы понимали, как вести себя с ним; теперь же все изменилось, и мы себя чувствуем беспомощными, как слепые котята… Появляется масса чувств (агрессия, отчаяние, всепоглощающее чувство вины), которые изматывают человека и физически, и психологически, и духовно. Это как раз то, о чем Вы говорили.

— Что же нам необходимо понять, чтобы наша душевная работа не проходила вхолостую? На что надо направить свои силы?

А надо понять, что человек, которого с нами нет, теперь – с Богом. И любая связь с ушедшим может осуществляться только через Бога. Отдай Богу и таким образом получит этот человек; проси прощения у Бога и таким образом прощен будешь своим близким.

Молись за этого человека - и ты ему додашь то, что ему сейчас больше всего нужно. Ты ему должен денег? Но ему не нужны сейчас твои деньги! Ему гораздо важнее твоя молитва! Отдай его душе то, что ей необходимо, в чем она так нуждается.

Точно так же и в ситуации смерти: зачем душе умершего все наши причитания, слезы, роскошные венки на кладбище, мраморные памятники, дорогие поминки, трогательные речи и тому подобное? Все это нам, живым, нужно. А его душе важнее всего наши молитвы, милостыня и дела милосердия.

Мы не отдали денег, которые брали в долг у усопшего? Отдадим их бедным или потратим их на какие-то богоугодные дела. Этим самым мы действительно с пользой вернем их душе усопшего. Нет денег? Пожалуйста, есть милосердие. Если человек много для нас сделал, вкладывал время и силы – мы все можем отдать ему. Это обычно, кстати, бывает, когда родители умирают. Они много для нас сделали, и мы прекрасно это понимаем. Они много в нас вложили, а мы теперь не можем отдать. Пожалуйста – можно отдать детям, бедным, больным, старикам. Помочь им своим вниманием, уделить им часть своего личного времени. Можно проявлять бОльшую любовь и к своим детям, больше уделять внимания их духовному воспитанию.

Таким образом мы отдадим долг душе усопшего – именно той самой валютой, которую душа усопшего может принять. И вот тогда не будет этого состояния физического и душевного изнеможения и опустошения. Потому что будет реальное движение вперед, а не просто прокручивание колес на велотренажере.

— Я почти уверена, что у многих, кто теряет близких, элементарно не хватает знаний, куда обращаться, что делать.

— Ну, это же все от нашей культуры идет. На протяжении веков были такие знания, и ими успешно пользовались, а сейчас мы их все отшвыриваем, как грязное белье. Предпочитаем плыть по течению… и заливать горе алкоголем.

Но тут опять же надо определиться. Если душа есть – это один вопрос, а если души нет – совершенно другой. Если души нет, то не надо и переживать, как мы уже говорили. Бессмысленно переживать за кого-то, кого уже нет…

Другое дело, если душа есть. Раз она есть – то понятно, что нужно делать все для нее… А не для себя. Боль душевная, как и физическая – вообще нужна человеку. Боль души в психологии называется психалгией. Это сигнал, что что-то не в порядке с нашей душой.

— И что же с ней делать? Ведь это очень мучительно!

— А что мы делаем, когда у нас болит зуб? Ну, день мы можем терпеть боль, обезболивающее принять можем, чтобы ее заглушить. Но проходит время, и мы все-таки понимаем, что зуб-то надо лечить, ведь боль возникла неспроста!

И можно тоже сказать, что эта боль отняла у нас все силы, потому что как любая боль она изматывает. Но нам очевидно, что эта боль будет до тех пор, пока мы не обратимся к врачу. Вот когда мы пойдем все-таки к врачу, тогда нам, скорее всего, зуб вылечат. И боль пройдет, так как устранится причина боли.

Душевная боль – несколько иная боль. И врач в данном случае – не стоматолог, а Бог. (Иногда какая-то помощь приходит от психолога. Но это не основная помощь. Основная – от Бога.) Веками существовал правильный алгоритм: умер человек – в первую очередь надо идти в церковь, помогать душе умершего, а не накачивать себя отчаянием. В первую очередь надо думать не о себе, что нам плохо, а об усопшем – что ему нужны наши молитвы. И вот когда начинаем молиться, творить дела милосердия, то и у нас самих силы появляются, и боль наша действительно ослабевает. Это проверено тысячелетней практикой… Если же мы будем отвергать этот путь к выздоровлению, то мы так и будем вариться в этой боли год-два-три…

Зачем же нам это надо??? Душе усопшего мы при этом не поможем, а себе тем более не поможем, а даже и повредим.

Если сказать совсем кратко, то надо осознать потерю и начинать движение, лечение. И больше думать не о себе и своей потере, а о душе умершего.

— А как можно хоть чем-то помочь человеку, переживающему потерю близкого? Если это произошло не с нами – чем мы можем утешить, поддержать?

Друзья могут поддержать в житейском плане, взять на себя бремя каких-то расходов, трудов, организационную часть похорон, присмотреть за детьми (пока родители в тяжелом душевном состоянии), чтобы человек мог собственной душе больше внимания уделить, и через это хоть немного утешиться.

Можно просто слушать человека, дать ему выговориться. Нельзя оставлять человека один на один с бедой, особенно в первые дни. Один в своем горе – это законсервированное состояние, когда нет возможности ни с кем поговорить, посмотреть на ситуацию со стороны…

Надо просто сидеть и слушать человека. Это не очень приятно. Человек выплескивает свою боль, свое горе. И рядом при этом находиться – значит принимать в себя эти горе и боль, разделять их. И, конечно, большинству из нас, гедонистов, это неприятно. Нам же хочется весело жить, наслаждаться, не задумываться, а если и говорить о чем-то, так посплетничать, пообсуждать. А тут такая боль!!… Но если мы действительно хотим человеку помочь, то по любви к нему должны чем-то пожертвовать. В данном случае – состоянием собственной стабильности, своим душевным покоем. Недаром говорят: разделенное горе – это полгоря. То есть когда делят горе между тем, кто говорит, и тем, кто слушает, сопереживает, то боль немного уменьшается. Таким образом, друг берет часть горя на себя. Это тяжело, но если мы сильные люди, если мы искренне хотим помочь, то мы должны терпеливо слушать.