Статья о том, как фотографировать Млечный путь и звёздное небо вообще. В этом виде съёмки есть некоторые особенности, зная которые, можно получить отличный результат.

Для начала нам нужно позаботиться о фотоаппарате. Для фотографирования звёзд подойдёт практически любая современная зеркальная камера с китовым объективом. О цифровых компактах с несменной оптикой судить не будем, это отдельная тема.

У продвинутых аппаратов будет одно существенное преимущество — высокая допустимая светочувствительность (ISO). Например, приведённая ниже фотография снята на ISO6400, которое неприемлемо для дешёвых фотоаппаратов.


Объектив для ночных съёмок

Что касается объектива, то для съёмки метеоров и звёзд чрезвычайно желательна светосила, которой, как известно, много не бывает. f/2.8 — вполне достаточно. f/3.5 — уже темновато, но жить всё ещё можно. Ширина угла тоже имеет большое значение: звёзды непрерывно движутся, и с этим нужно считаться. Если у вас объектив с фокусным расстоянием (ФР) 18-24мм на полноформатной камере (или 12-16 мм на кропе), то выдержка, которую вы можете установить, не превышает 20 секунд.

Сделайте пробный кадр, посмотрите со 100% увеличением, и вы увидите треки звёзд (звёзды вместо точек приобретают вид линий). Если вам не нужно большое разрешение итогового снимка, то можете увеличить длину выдержки до 30 секунд, а впоследствии уменьшить размеры и опубликовать в интернете — никто не догадается, что выдержка была длинная. например, кадры с 30-секундной выдержкой можно снимать на 10мм фишай, прицепленный к полнокадровой камере, что позволит избежать появления треков. Вернее, они есть, но видны только при 100% увеличении.

Для удобства составлена таблица. Если вы не знаете, какая камера у вас, смотрите третий столбик

Фокусное расстояние — Выдержка для ФФ — Выдержка для кропа


  • 10мм — 40с — 30с

  • 14мм — 35с — 25с

  • 18мм — 25с — 15с

  • 24мм — 20с — 12с

  • 35мм — 12с — 8с

  • 50мм — 8с — 6с

Как пользоваться таблицей? Очень просто. Находите в левом столбике фокусное расстояние своего объектива (например, 18мм), затем, если у вас полноформатная камера (если это так, то вы это и так знаете), тогда смотрите второй столбик — это будет максимальная выдержка для вас. Если же у вас кропнутая камера (Nikon d90, d60, d3000, d5000, d7000 и др., Canon 1000d, 50d, 7d и др.), то смотрите третий столбик, там будет указана ваша максимальная выдержка.

Но вы не обязаны слепо следовать описанным выше правилам! Если вхотите запечатлеть движение звёзд, то выдержку, напротив, следует увеличить вплоть до 60 минут. Соответственно, ISO придется убавить, а диафрагму прикрыть, чтобы не переэкспонировать кадры.

Эльбрус ночью, выдержка 10 минут. Солнце село недавно

Теперь поговорим о светочувствительности (ISO) для фотографирования ночного неба

Чем она выше, тем лучше. Но не дурствуйте! Изучите возможности камеры! У Nikon d7000 можно смело ставить ISO3200, или осторожно 6400. У моего Nikon d600 можно смело ставить 6400. Практически все кадры бермамытского звездопада сняты на ISO6400. Но у каждого фотоаппарата есть его верхний предел, когда количество шумов начинает расти быстрее, чем добавляются новые детали звёздного неба. Например, на d90 ни за что не выставляйте светочувствительность выше 1600, и то потом пришлось бы основательно шумодавить. Малое ISO можно компенсировать более широким углом и более длинными выдержками, так что дерзайте!

Диафрагма при съёмке звёзд

В съёмках звёздного неба, а особенно метеоров, нам нужно заполучить максимальное количество света в кратчайшие промежутки времени, поэтому диафрагму придётся открыть. У всех объективов своё максимальное значение диафрагмы, обычно это f/1.4, 1.8, 2.8, 3.5, 4 — если вы не знаете, что это такое, то рассмотрите внимательно свой объектив. Оно там написано =)

Чем меньше число, тем больше света попадает на матрицу. НО! У всех объективов при максимально открытой диафрагме качество картинки хуже, чем при закрытой. Например, снимая небо на диафрагме f/1.4, вы можете сильно разочароваться: вместо звёзд получатся печальные блямбы. Сделав один кадр, увеличьте его на 100% и внимательно изучите. Если звёзды нерезкие и имеют вид блямб, то сначала проверьте точность фокусировки, а уж затем прикройте диафрагму, например, до 2.8. Снимки станут темнее, но качество картинки вырастет. Если у вас дешёвый китовый объектив, то не парьтесь, ставьте максимально допустимые 3.5 и снимайте! Хуже уже не сделаете.

Фокусировка при фотосъёмке неба

С этим бывают проблемы, причём большие. Дело в том, что у большинства объективов полжение значка «бесконечность» на кольце фокусировки не соответствует реальной бесконечности. В этом очень просто убедиться: в солнечный день выйдите на улицу, найдите максимально удалённый объект или горизонт, сфокусируйтесь и посмотрите на кольцо фокусировки. Вы будете удивлены тем, что значок бесконечности не точно совпадает с отметкой. Запомните это положение, а лучше наклейте на объектив полоску пластыря, на которой маркером сделайте отметку. В темноте вам не придётся делать тридцать пять тысяч кадров, лихорадочно вертя кольцо фокусировки из стороны в сторону, пытаясь поймать резкость и упуская падающие метеоры. И не надейтесь, что в полной темноте камера сумеет сфокусироваться на автомате. Только ручками!

Ещё вам понадобится штатив и пульт дистанционного управления (ну или хотя бы задержка спуска). Но, надеюсь, вы и так об этом догадывались. Впрочем, можно снимать звёзды без пульта и не пользоваться задержкой спуска: вам понадобятся - очень жёсткий штатив, твёрдые руки, да и при съёмках чёрного неба мелкие вибрации камеры в течение первой секунды вообще ни на что не влияют.

Ну-с, мы изучили техническую часть вопроса, теперь приступим к практике.

Где снимать звёзды и млечный путь?

Прежде всего, собираясь фотографировать звёзды, помните: в городе ловить нечего. Город создаёт очень много света, который подсвечивает влагу и пыль, взвешенную в атмосфере. Само по себе это явление не мешает видеть нам самые яркие звёзды, но Млечный путь из города увидеть невозможно (если не произошла энергетическая катастрофа с тотальным отключением всего и вся). Поэтому прежде всего позаботьтесь о месте съёмки. От населённых пунктов нужно уезжать как можно дальше, дальше, и ещё дальше. Даже с Бермамыта отлично видно световое загрязнение от городов КМВ:

Как видите, нижняя часть неба над горизонтом оказалась засвечена огнями городов (а в городах вообще была дымка, и звёзд почти не видно, ха-ха). Хотя на Бермамыте такое явление уже не способно помешать, а лишь украшает кадр. В городе при тех же параметрах съёмки мы получили бы ярко-жёлтое небо без единой звезды.

Когда лучше фотографировать звёздное небо?

Когда на звёздном небе нет луны!

Да, луна способна очень сильно подпортить вам ночную жизнь, особенно полная луна в Зените. Поэтому, собираясь отправиться на звёздную охоту, ознакомьтесь с лунным календарём. Например, во время поездки на Бермамыт месяц был совсем молодой и висел низко над горизонтом, а потом и вовсе скрылся, оставив лишь интересную оранжевую полосу на горизонте и красивый отблеск на склонах Эльбруса. И это хорошо.

Вид с верхней части плато после заката

Помимо луны, вам придётся позаботиться о хорошей погоде. Как вы будете делать это, ни кому не известно. Кому-то помогает принести жертву богам, кому-то помолиться, некоторым удача способствует, если погладить кота, а отдельные чудаки даже пользуются прогнозами погоды. Но факт остаётся фактом: нам нужно ясное небо!

В какой области неба искать падающих звёзд?

Говорят, что самая удачная часть неба для съёмки падающих метеоров — 45 градусов от зенита. Это где-то посреди между горизонтом и линией, идущей точно вверх (да простят мою дремучесть астрономы). Однако, интересных результатов можно добиться, если делать снимки вертикально вверх широкоугольным объективом. А если вы снимаете Персеиды, то логично будет повернуть объектив в сторону созвездия Персея, вот пример:

Приведённый кадр снят на Nikon d7000, ISO6400, выдержка 15 секунд. НО! Не обольщайтесь, не все метеоры попали в кадр сразу. Об этом — чуть ниже. Вот где точно не стоит искать падающих метеоров, — на горизонте. Во-первых, оптические свойства атмосферы не дадут почти ничего увидеть, во-вторых, горизонт обычно светел.

Как найти созвездие Персея? Вот вам картинка из интернета:

Как найти созвездие Персея

Как поймать метеор в кадр?

Навести камеру на одну точку, заставить её непрерывно снимать, и ждать, и ждать, и ждать. Рано или поздно метеоры начнут попадать в ваш объектив, а вам останется из тысячи кадров выбрать те самые 30 штук с треками падающего космического мусора, и свести их воедино. И это не шутка! В приведённом выше примере автор сделал около 1200 кадров, из них выбрал 38 с метеорами, а затем соединил снимки воедино. Такое возможно, если вы ведёте съёмку по направлению Полярной звезды. Тогда при вращении кадров вокруг воображаемого центра — Полярной звезды — они будут точно совмещаться друг с другом. Что-то лишнее подрежем, и останется вот такая розочка метеорного потока.

В любом случае, терпение, труд и убитый затвор всё перетрут!))

Удачных кадров!

Текст и фото Павел Богданов

Фотограф, блогер и путешественник Антон Янковой продолжает рассказывать об особенностях съемки звездного неба и ночных пейзажей.

Можно выделить два основных подхода к ночной фотографии:

1) съемка статичных звезд, когда на итоговом снимке мы видим их такими же, как воспринимает их наш глаз, - в виде множества точек на небе;

2) съемка треков с применением очень длинных выдержек, при которых на фотографии запечатлевается траектория движения звезд по небосводу вокруг Южного или Северного полюса мира.

Давайте же разберем каждый из них более детально...

Съемка статичных звезд

В астрофотографии для получения изображений статичных звезд, звездных скоплений, галактик, туманностей и прочего используют такое приспособление, как параллактическая монтировка с возможностью гидирования. Параллактической называется такая монтировка, одна из осей которой может быть установлена параллельно оси мира, направленной на Северный полюс. Гидированием же называется процесс контроля и коррекции слежения фотоаппарата или телескопа за движением небесных объектов - как правило, в результате суточного вращения неба - во время экспозиции.

Конечно, все это очень интересно, но мне почему-то кажется, что у большинства обычных фотографов нет таких спецприспособлений, поэтому в данной статье мы рассмотрим съемку лишь с использованием простого штатива, а тот, кого заинтересовала астрофотография, легко найдет много информации по данной теме в Интернете.

Итак, что же нам нужно знать для того, чтобы сделать снимок со статичным, без треков, звездным небом? Самое важное - это запомнить простенькое правило 600, которое заключается в следующем: если разделить 600 на фокусное расстояние вашего объектива (в эквиваленте для 35-миллиметровой камеры), то мы получим максимальную выдержку, при которой звезды на небе будут выглядеть как точки, а не черточки. Так, для 15-миллиметрового объектива максимальной выдержкой при съемке статичных звезд будет 600 / 15 = 40 сек., а для 50-миллиметрового - 600 / 50 = 12 сек.

Исходя из этого правила, мы выставляем в камере полученную выдержку и по возможности оставляем диафрагму максимально открытой, что давало бы приемлемое качество картинки. Теперь нам остается только подобрать значение светочувствительности, при котором мы получим сбалансированно проэкспонированную картинку.

Примечание . Блокировка зеркала может существенно повысить резкость экспозиций, сравнимых по своей продолжительности со временем позиционирования зеркала (от ~1/30 до 2 секунд). С другой стороны, сотрясение зеркала ничтожно для выдержек, длительность которых намного дольше; как следствие, блокировка зеркала в большинстве случаев при ночной съемке не критична.

Съемка треков

Съемка вращения звездного неба требует самых длинных выдержек - от 10 минут до нескольких часов, в зависимости от фокусного расстояния и того, насколько длинные траектории вы желаете получить на снимке. Точное же значение выдержки рассчитать трудно, ее можно определить, только исходя из своего личного опыта и предпочтений по длине треков. Например, я знаю, что 50-миллиметровому объективу для красивых, на мой вкус, треков нужна выдержка 20–40 минут, 24-миллиметровому - примерно 90–120 минут и так далее.

Существуют два основных подхода к съемке подобных сюжетов:
1) съемка одним кадром;
2) съемка непрерывной серии снимков с последующей их сшивкой в специализированном ПО.
До недавнего времени практически все фотографы, желавшие запечатлеть на снимке круговое вращение звезд, пользовались именно первым способом. Я же настоятельно рекомендую второй вариант. Но для того, чтобы вы сами могли определиться, что предпочтительнее именно для вас, давайте разберем все недостатки первого и преимущества второго подхода.
Итак, минусы съемки одним кадром:

  • сложность расчета правильной экспопары, при которой снимок был бы сбалансированно проработан как в тенях, так и в свете. Грустно обнаружить пересвеченный или недоэкспонированный снимок даже после получасовой выдержки, не говоря уже об экспозициях длительностью в несколько часов;
  • при использовании даже самой современной цифровой техники при сверхдлительных выдержках на снимках возникает сильный, иногда просто невыносимый, цифровой шум (даже при сравнительно низких значениях ISO);
  • высокий риск появления шевеленки при столь длительных экспозициях;
  • если вовремя не заметить, как у вас запотела передняя линза, - пиши пропало.

Преимущества съемки серии снимков со сравнительно небольшими выдержками и последующим объединением их в один кадр:

  • легкость расчета экспопар для кадров с небольшой выдержкой (как правило, не более 30–60 секунд), из которых будет состоять наша серия;
  • исключение возможности пересвечивания/недоэкспонирования;
  • сравнительно незаметный цифровой шум на снимках, который после сшивки всех кадров становится еще более равномерным, а то и вовсе неразличимым;
  • при отборе кадров для финальной сшивки можно просто исключить снимки с шевеленкой или склеить только то их количество, которое было сделано до/после смещения камеры. Таким образом, мы полностью застрахованы от данной проблемы;
  • возможность управления длиной звездных треков. Если на итоговом снимке нам не нравится чрезмерная длина траекторий звезд, мы просто можем исключить часть снимков из серии, тем самым изменив длину треков;
  • в итоге мы получаем не только один финальный кадр со звездными треками, но и большое количество снимков со статичным звездным небом, некоторые из которых могут оказаться весьма удачными;
  • если во время съемки серии мы не заметили, как у нас запотела передняя линза, то мы можем использовать при сшивке только удачные кадры, исключив бракованные;
  • есть возможность использования серии полученных фотографий для монтажа видеороликов с убыстренным движением звезд по небосводу.

Примечание . При съемке серии ночных снимков не забудьте убрать галочку в настройках фотоаппарата Long Exposure Noise Reduction, иначе выставленная вами выдержка будет увеличена в два раза (вторую половину выдержки будет работать шумодав, вычитая карту шумов из сделанного вами снимка).
Как мы видим из данного сравнения, преимуществ у второго подхода гораздо больше. Осталось только разобрать несколько нюансов съемки подобных серий. Для начала стоит заметить, что желательно снимать их в формате RAW с дублированием в JPG невысокого качества, для того чтобы потом было легче и быстрее экспериментировать со сшивкой разного количества кадров без их предварительной щепетильной конвертации. Если говорить о продолжительности экспозиций, то лично я советую использовать для съемки серий ночных снимков выдержки, рассчитаные по правилу 600.
Далее мы выставляем все остальные параметры экспозиции - ISO и диафрагму, подключаем к камере программируемый спусковой тросик, о котором уже было рассказано ранее, выставляем минимальный интервал между снимками (1 секунда) и количество снимков в серии (если установить 0, то съемка будет продолжаться бесконечно, до тех пор, пока не разрядится батарея в камере или в самом тросике). Вот и все! Нажимаем кнопочку «Старт» и устраиваемся поудобнее, чтобы с комфортом провести ближайшие несколько часов.

Нахождение полюсов

Если необходимо получить на снимке выраженные круги вращения, то объектив следует направить на Полярную звезду (в Северном полушарии) или сигму Октанты (в Южном полушарии). Для съемки пейзажей со звездным небом хорошо иметь базовые знания по астрономии, в частности, уметь определять направление вращения Земли относительно звездного неба.

Так как большинство русскоговорящего населения проживает в основном в Северном полушарии и путешествует по нему же, давайте вначале рассмотрим именно его.
Из-за вращения Земли вокруг своей оси нам кажется, что движется именно звездное небо. В Северном полушарии это вращение происходит против часовой стрелки вокруг точки, называемой Северным полюсом мира. Рядом с этой точкой и находится Полярная звезда.

Всем известно, что Земля вращается вокруг своей оси с периодом ~24 часа. За минуту она поворачивается примерно на 0,25о. Следовательно, за один час для каждой звезды получается 15-градусная дуга. Она длиннее, если звезда находится на большем расстоянии от Полярной.
Полярная звезда - это сверхгигант, но найти ее не всегда легко, тaк как расстояние от нее до Земли составляет 472 световых года. Поэтому, чтобы найти Полярную звезду, надо сначала определить характерную конфигурацию из семи ярких звезд созвездия Большой Медведицы, напоминающую ковш (астеризм Большой Ковш), а затем через две звезды стенки ковша, противоположной ручке, мысленно провести линию, на которой пять раз отложить расстояние между этими крайними звездами. Примерно в конце данной линии и находится Полярная звезда, которая является еще и самой яркой в созвездии Малой Медведицы, также похожем на подобие ковша, хотя и не столь ярко выраженного и заметного на небосводе.

Полярная звезда всегда расположена над северной точкой горизонта в Северном полушарии, что позволяет использовать ее для ориентации на местности, а по высоте ее над горизонтом можно определить, на какой географической широте мы находимся.

Хотите, сравним Полярную звезду с Солнцем? Итак, она:

  • тяжелее Солнца в 6 раз;
  • больше Солнца в 120 раз;
  • излучает тепла и света в 10 000 раз больше Солнца;
  • так же, как и Солнце, желтого цвета.

Но луч света от Солнца доходит до Земли всего лишь за 8 минут, а от Полярной - за 472 года, а это означает, что в настоящее время мы видим звезду такой, какой она была во времена Колумба.

Южный полюс мира

В Южном полушарии единственной звездой, которая указывает на Южный полюс мира, является сигма Октанты. Но и она едва различима и ничуть не выделяется среди остальных звезд, поэтому использовать ее в навигационных целях, как Полярную звезду в созвездии Малой Медведицы, совершенно невозможно. Определить положение этой звезды можно только с помощью созвездия Южного Креста, чья длинная перекладина указывает на Южный полюс мира (линия, проведенная через гамму и альфу Южного Креста, приблизительно проходит через Южный полюс мира на расстоянии в 4,5 раза дальше, чем расстояние между этими звездами).

Южный Крест (лат. Crux) - самое известное созвездие Южного полушария и в тоже время наименьшее по площади созвездие на небе. Оно граничит с созвездиями Центавра и Мухи. Четыре ярких звезды образуют легко узнаваемый астеризм. Созвездие легко найти на небе: оно расположено у туманности Угольного Мешка, которая видна невооруженным глазом как темное пятно на фоне Млечного Пути.

Полезные программы

Примеры работ

Чтобы вдохновить вас, кроме своих работ я приведу в пример еще 10 лучших фотографий звезд, которые мне удалось найти в Интернете. Экспериментируйте, и у вас все получится!

© Chris Gray | Фото - победитель конкурса National Geographic Photo Contest - 2009

© Tom Lowe | Фото - победитель конкурса Astronomy Photographer of the Year - 2010 | 32 сек., f/3.2, ISO 3200, ФР 16 мм (Canon 5D Mark II + Canon EF 16–35 mm f/2.8 L USM)


© Mark Adamus; самая яркая точка - планета Юпитер | 45 сек., f/2.8, ISO 3200, ФР 16 мм (Canon 1Ds Mark III + Canon EF 16–35 mm f/2.8 L USM)



Заключение

Ну, вот и все! Теперь вы знаете, что такое звезды, с чем их едят и как их снимать. Буду рад любым вопросам и замечаниям.
В заключение же хочется сказать: кроме того, что ночь является прекрасным временем для фотографии, это еще и удивительная, мистическая пора, когда можно побыть наедине с самим собой, уйти от каждодневного быта и мирской суеты, погрузиться в темную бездну, чтобы переосмыслить жизненные ценности да и просто посмотреть на свое бытие со стороны.

Фотографирование ночного неба может показаться недостижимой задачей и стать настоящим вызовом для новичков, но уверяю, все на много проще, чем вы себе это можете представить. Современные настройки камеры содержат невероятные величины ISO, позволяющие фотографам значительно увеличить чувствительность сенсоров к освещению, и использовать свет звезд, как никогда прежде.

В этом ключе я хочу поговорить об оборудовании, которое вам понадобится; как правильно устанавливать камеру; а также немного расскажу о композиции и светописи. Если вы готовы повысить уровень своей съемки звезд, давайте начнем!

Какое оборудование вам понадобится

На самом базовом уровне вам достаточно будет: камеры (зеркалки, беззеркалки, мыльницы) способной фотографировать в мануальном режиме, широкоугольный объектив, и штатив.

Тем не менее, большинство камер любительского класса неспособны качественно снимать на длинных выдержках и не имеют хороший динамический диапазон. Для того чтобы получить потрясающие фотографии Млечного пути, попробуйте инвестировать в технику по классу, которая описана ниже:

Выбор фотоаппарата

Лучшими на рынке для фотографирования ночного неба являются камеры с полнокадровыми сенсорами. Это потому что они способны работать на высоких ISO и при этом получать приемлемый по шумам результат, чего невозможно добиться снимая с какого-то примитивного аппарата. Чем больше вы установите ISO, тем ярче будет выглядеть ночное небо, и вам как раз нужна камера, которая бы снимала чисто, без каких бы то ни было шумов.

Хорошими камерами были бы:

    Nikon: D810A, D750;

Эти рекомендации - топовые бренды, и они действительно стоят не дешево, но они совсем не обязательны для получения прекрасных фотографий. Например, фото ниже было сделано на Sony DSC-RX100, который можно купить дешевле чем за 500$. Для выбора камеры нужно определиться, на какой бюджет вы ориентируетесь, и от этого отталкиваться.

Выбор объектива

Так же, как и в пейзажной съемке, вам захочется иметь широкоугольный объектив, способный захватить максимум неба. Чем светосильнее объектив, то есть чем меньше у него диафрагменное число f/ (f/2.8 или меньше - это отлично), тем больше света вы сможете впустить за определеный промежуток времени, чтобы получить хорошую . Лично я предпочитаю Tokina 11-16 f/2.8 (для камер с APS-C сенсорами); за его стоимость, его резкость меня удовлетворяет.

Выбор настроек камеры

Вы начнете замечать, что выбор настроек для длинных экспозиций ночью обычно остается постоянным. Это потому что первое правило съемки ночного неба - найти такое темное место, которое бы нивелировало грязные цвета и позволило камере вытянуть максимальное количество света с неба; для этого характеристики нашей камеры просто увеличиваются до максимума, чтобы получить наилучшее изображение. Правило №1: снимайте в ручном режиме!

Выбор диафрагмы

Становится гораздо менее видимой в ночное время, и для того, чтобы взять как можно больше света, убедитесь, что ваша диафрагма широко открыта.

Выдержка

Эта характеристика очень важна, потому что большинство объективов начинают замечать следы звезд после экспозиции 25 сек. Раньше я снимал с выдержкой 30 сек, но были заметны движения звезд, поэтому чем короче выдержка, тем четче звезды будут выглядеть.

ISO

Выбор величины ISO зависит от того, какая у вас камера, или какую камеру вы хотите купить. Например, Sony a7S снимает с чистой экспозицией, вплоть до 12000 ISO, тогда как мой Canon 6D может снимать до 6400 ISO с минимальным шумом, который потом можно нивелировать в Lightroom.

Фокус

Один из наибольших вызовов, с которыми сталкиваются люди - это фокусировка изображений при ночной съемке. Множеству объективов присущ “фокус на бесконечности” (фокус вручную), являющийся точкой, находящейся на бесконечном расстоянии, на которой объектив будет фокусироваться. Это идеально для ночной съемки, ведь очень сложно увидеть, на чем вы фокусируетесь в темноте.

Композиция и светопись

Как только вы поймете суть процесса создания экспозиции, забавной частью станет создание динамических композиций и использование техники светописи, чтобы оживить предметы на переднем плане.

Подобно пейзажной съемке, вы хотите, чтобы зрители чувствовали себя отдельно от картины. Во время съемки звезд было бы идеально захватить пейзаж вокруг вас, тогда ночное небо смотрится еще более невероятно.

Для этого найдите хорошее место, чтобы можно было сделать акцент на объект на переднем плане. Далее, используя фонарик или даже экран смартфона вы можете “нарисовать” объект, который планировали осветить на своем снимке. Для этого нужно всего несколько секунд, так как отраженный свет очень быстро экспонируется в случае ночной съемки.

Совет: если вы пользуетесь услугами , расположите ее в полной темноте, или снимайте в короткой экспозиции, чтобы она получилась четко. Вы всегда можете наложить 2 экспозиции одна на другую и таким образом смешивать разные диапазоны света.

Что делать после съемки фотографий

Конечно же, обрабатывайте их! Фотографии ночного неба кардинально меняются даже с маленьким колебаниями баланса белого или контраста.

Почти каждую фотографию ночного неба я редактирую дважды (один раз - для неба, один раз для переднего плана), а потом их смешиваю. (Некоторые фотографы используют пульт дистанционного управления, чтобы сделать экспозицию на много длиннее, чем камера способна позволить, и используют это для переднего плана, чтобы добавить туда теней.)

В конце концов наслаждайтесь, и развивайте стиль, уникальный для ваших предпочтений. Возвращаясь домой с фотографиями звезд, испытываешь невероятные ощущения!

Звёздное небо всегда влекло человека своей красотой и загадочностью. Представьте, как интересно его фотографировать! Что для этого нужно? Камера с широкоугольным объективом, штатив и фонарик.

Для съёмки звёзд идеально подходят ясные и безлунные ночи. Лучше выбраться на природу, уехав подальше от города, ведь в его пределах звёзд почти не видно.

Так как звёзды движутся по небосводу, на очень длинной они смажутся, превратятся в дуги – «звездные треки». Чтобы треки получились длинными и красивыми, нужно брать очень длинную выдержку (десятки минут), для этого понадобится специальный спусковой тросик.

Canon 5d mark 2, Canon EF 28 1.8 USM
20 сек, F2.0, ISO 2500, склейка трех горизонтальных кадров.

Если вы хотите сделать кадры с настоящим, резким звёздным небом, придётся ограничить выдержку. Для её определения существует «правило 600»: деление числа 600 на даёт показатель максимально допустимой выдержки.

Например, объектив имеет фокусное расстояние 30 мм. Тогда 600/30=20 сек. Это означает, что на выдержке в 20 секунд при фокусном 30мм звёзды останутся достаточно резкими. Выдержки ограничены, и это при недостатке света. В таких условиях необходимо использовать максимально светосильную оптику, снимать на самых открытых диафрагмах и повышать до 1600—3200 единиц.

При съёмке звёздного неба необходимо пользоваться , полностью контролируя процесс. Автоматика и экспонометр камеры будут работать не точно, не стоит полагаться на их данные. Определяйте правильность выбранной экспозиции экспериментальным путем – тестовыми снимками.

Снимайте в формате , он даёт наилучшее качество снимков, что особенно важно в контексте столь сложных условий освещения и съёмки на высоких значениях ISO. Выбор этого формата позволит с максимальной точностью устанавливать уже после съёмки.

Как же сфокусироваться в условиях тёмной ночи? в такой темноте работать не будет, придётся переключиться на ручную фокусировку. Небо и звёзды от нас бесконечно далеки, так что фокусировку делают на «бесконечность».

Широкоугольные объективы позволяют даже на открытой получать огромную , а «бесконечность» у них начинается со считанных метров. Это позволяет делать резким не только небо, но и передний план, если он включён в кадр. Компоновать кадры при этом надо так, чтобы даже передний план был достаточно удален от нас, чтобы он оставался резким.

Если на снимке есть передний план, его можно подсвечивать фонариком. Дайте волю фантазии, подумайте, какое освещение, под каким углом и какой интенсивности лучше всего подойдет для вашего сюжета. Узким лучом фонарика за время выдержки можно успеть «обрисовать», постепенно осветить всё, что нужно. Представьте, что ваш сюжет – это детская раскраска, которую вы раскрашиваете фломастером-фонариком. Если освещать объекты немного сбоку, получается лучше показывать их объём. Не стоит использовать для подсветки переднего плана фары автомобиля или другие мощные источники света – они скорее всего просто всё засветят. Так же для подсветки переднего плана можно попробовать использовать , поставив минимальную мощность импульса.

Привет! С вами на связи, Тимур Мустаев. Я часто встречаю у профессиональных фотографов изображения звезд на небе. Они сняты по-разному и с разного угла, в разных местах, но безусловно прекрасны: пейзаж на фоне множества звездных объектов, млечный путь или настоящий звездопад, созданный движением светящихся небесных тел. Хотите иметь в своем портфолио такие кадры? К вашим услугам моя статья.

Фокус внимания фотографа

Главный вопрос: как фотографировать звездное небо? Как передать именно то великолепие, которое мы видим или как хотели, чтобы это выглядело? В фотошопе мы можем творить чудеса, но это будет не так ценно, ведь никакой документальности и настоящей реальности на фото не будет.

Поэтому советую уже на момент фотосессии быть во все оружие и стараться получить почти идеальный снимок. Чтобы это сделать, нужно учесть следующие факторы:

  • Композиция . Вопреки возможному представлению, что съемка неба со звездами – это только звездные тела и небосвод, концентрироваться стоит и на окружающем. Как в любом виде фотографии, нужно думать о том, какие объекты будут включены в картинку. Например, деревья необычной формы, горы, долина, интересные природные объекты, красивые архитектурные сооружения — выбирайте сами.
  • Время . Понятно, что фотографировать придется ночью, а вот когда – тогда, когда звезды хорошо видны и представлены в максимальном количестве. Ночь должна быть без облаков. Желательно проследить за фазой луны: насколько она яркая и где именно на небе будет находиться в конкретный момент. Время года сильно большого значения не имеет.
  • Местность . Во-первых, выбирать локацию стоит более или менее живописную, так как наверняка вам захочется снять и пейзаж, хотя бы частично. Во-вторых, выехать на природу полезно не только в поисках красот, но и для того чтобы избежать попадания в кадр света от огней города. Искусственное освещение засвечивает небо, оно в принципе будет лишним на снимке.
  • Техника . И здесь два момента: сама камера + оптика. Конечно, хорошо иметь качественную камеру, позволяющий снимать в высоком разрешении, делать четкие снимки, а также не помешало бы, чтобы была отдельная функция шумоподавления. Но не стоит расстраиваться, если у вас не слишком продвинутый и современный фотоаппарат. Даже на Nikon d3100 можно сделать хорошую фотографию.

Большее внимание уделите выбранному объективу. Если вы планируете увеличивать освещенность фото за счет открытой и поиграть именно с показателем f, то без светосильной оптики никуда. Также устройство должно быть широкоугольным, допустим, 16, 24 мм и пр. С такими данными Вы сможете охватить весьма большую часть неба и остального пейзажа.

  • Дополнительные аксессуары . Любой ваш осветитель пригодится, даже элементарный фонарик или вспышка, которая в умелых руках способна на многое. Свет скорей всего понадобится для освещения ближних объектов, на которых можно было легче сфокусироваться. Можно в этом пункте вспомнить и про цветные , чтобы сделать оригинальную подсветку.

Но важнее при съемке неба ночью другое – хороший . Он должен быть достаточно высоким и устойчивым. Именно он зафиксирует камеру тогда, когда вы выставите длинную . Почему я упомянул выдержку? Узнаете чуть ниже, где речь пойдет о настройках.

Как это делают профессионалы

Речь, конечно же, пойдет о настройках камеры.

  1. Ручное управление . Фотоаппарат может быть практически любым, любой марки (например, Canon или Nikon). Но что он точно должен иметь, так это ручной режим, с которым можно максимально подстроиться под довольно сложные внешние условия.
  2. Низкое ИСО . Возможно, новички могут удивиться: мы снимаем чуть ли не в абсолютной темноте, без высокой чувствительности вообще получится лишь черная картинка! Это не так: светочувствительность должна быть не более 200, дабы не создавать шумов. Упор при съемках неба и звезд нужно делать на выдержку. И о ней читайте дальше.
  3. Диафрагма . Слишком открывать ее не стоит, нам ведь нужна наибольшая , так как мы хотим захватить весь пейзаж. Большая диафрагма, к слову, в таких обстоятельствах в любом случае не даст ощутимого роста освещенности.
  4. Выдержка – имеет главенствующее значение. Именно от нее зависит и все освещение, и то, какими получатся звезды, то есть либо четкими (короткая выдержка), либо размытыми, в движении (длинная). Конкретную величину лучше подбирать самостоятельно, уже на месте съемок. Помните, что земля вращается, следовательно, при выставленных средних временных интервалах звезды тоже могут быть нечеткими. Помните, что во многих камерах низкого и среднего класса самые большие значения равны 30 секундам. Этого достаточно, чтобы показать звездное перемещение, но в небольшом диапазоне. Таким образом, длинная выдержка и осветлит фото, и превратит звезды-точки в звезды-черточки.
  5. Фокус . С ним сложнее всего: на чем фокусироваться в темноте? Сразу же выключайте авторежим, он просто вам абсолютно ничем не поможет. С помощью ловкости рук и природного глазомера нам придется настроить фокус. В видоискателе вряд ли будет что-то видно, поэтому стоит найти хотя бы какие-то огни и сосредоточиться на них. Есть вариант подсветить передний план сцены, например, фонарем, и сфокусироваться на нем.

Фотографируя на зелкалку любительского типа или профессиональный дорогой аппарат, в любом случае изображение звездного небосвода придется в определенной мере ретушировать. Так что не переживайте, если что-то получилось не так, но и не увлекайтесь постобработкой! Рассчитывайте на себя и активно используйте приобретенные знания.

Если вы хотите разобраться в своем зеркальном фотоаппарате лучше, лучше его понимать на что он способен, тогда вашим помощником станет видеокурс — Цифровая зеркалка для новичка 2.0 . Почему именно этот курс? Все просто. Он предназначен для начинающих фотографов. В нем все рассказывается и показывается таким образом, что станет все понятно с первого просмотра. Многие новички просмотрев его, уже разговаривают со своей зеркалкой на ты!

Пока! Ищите новое, ставьте цели, растите, и прежде всего над собой! Не забывайте заходить на мой блог – блог вашего верного гида в мире фотоискусства!

Всех вам благ, Тимур Мустаев.