Samyang 500mm f/8.0 Mirror — супер дешевый, супер легкий супер-телефото объектив с ручной фокусировкой . Особенностью объектива является его зеркально-линзовая оптическая схема, которая не позволяет изменять диафрагму и формирует характерное ‘бубликовое’ . Качество изображения очень слабое . Если утрировать — то объектив для ‘попробовать снять птичек, луну, а потом выбросить или продать.’

В первую очередь Samyang 500mm f/8.0 Mirror предназначен для съемки удаленных объектов и фотоохоты на птичек и зверушек. В видоискателе он очень сильно приближает снимаемые объекты.

Основные технические характеристики Samyang MC Mirror Lens 1:8.0 f=500mm:

Название экземпляра из обзора Samyang MC Mirror Lens 1:8.0 f=500mm ⌀72 No.903910
Основные свойства
  • Объектив подходит для полноформатных камер , в данном случае для камер Nikon FX
  • Mirror Lens — Зеркально-линзовый, или катодиоптрический тип объектива
  • MC (Multi Coated) — мультипросветление оптики
  • T/T2 universal mounts — система сменных байонетов ‘T/T2’ для простой и быстрой смены байонета объектива
  • Macro — возможность псевдо-макросъемки
  • Только ручная фокусировка
  • Нерегулируемая , зафиксированная на значении F/8.0
  • Светофильтры, вкручивающиеся возле задней линзы объектива (rear-mount filters)
  • Небольшой вес и размеры
  • Набор светофильтров и мягкий чехол в комплекте поставки
  • возможность превращения в подзорную трубу с помощью специальной насадки
  • ‘бублики’ в
  • Возможность использования 2Х телеконвертера Samyang
  • Боль, ужасная боль в глазах, при просмотре отснятого материала
Диаметр переднего фильтра 72 мм
Диаметр заднего (со стороны байонета) фильтра 30.5 мм (В обзоре использовался светофильтр )
500 мм, ЭФР для камер Nikon DX составляет 750 мм, ЭФР для камер Nikon CX (Nikon 1) составляет 1350 мм.
Кратность зума 1 Х (это объектив, он не имеет зума).
Разработан для полноформатных пленочных камер разных систем
Количество лепестков 0 (ноль), без механизма управления диафрагмой
Метки шкала дистанции фокусировки в метрах и футах. Шкала ‘Macro’, которая показывает коэффициент максимального увеличения, имеются значения 1:4.3, 1:3.7, 1:3.3, 1:3.0, 1:2.7
без механизма управления диафрагмой, всегда установлено значение F/8 (по факту, число T, отвечающее за , находится на уровне T 11)
МДФ 1.72 м, максимальный коэффициент увеличения 1:2.7.
Вес 320 г (советский весит приблизительно 2 раза больше)
Оптическая схема 7 элементов в 6 группах

Изображение оптической схемы кликабельно

Бленда не идет в комплекте поставки, объектив может использовать бленду, которая вкручивается в резьбу переднего светофильтра
Страна изготовитель LENS MADE IN KOREA (объектив изготовлен в Корее)
Период производства Приблизительно с 2009 года по наше время (как минимум — до весны 2016 года)
Цена посмотреть реальные цены на Samyang MC Mirror Lens 1:8.0 f=500mm в популярных интернет-магазинах, а также купить этот объектив можно по этой ссылке .

Обратите внимание, что объектив выпускался/выпускается и под другими именами/брендами: Vivitar, Bower, Rokinon, Walimex, Phoenix, PRO-Optic, Opteka, а также может быть установлен на камеры Micro 4/3, Samsung NX, Olympus 4/3, Pentax K-mount, Sony/Minolta A-mount, Nikon F-mount, Canon EOS EF-mount, Fujica, Konica, Contax с помощью специального переходника, который идет вместе с комплектом поставки. Нужные или дополнительные переходники можно купить и отдельно, правда, в странах СНГ их поиск вызовет определенные трудности.

Сборка

Samyang 500mm f/8.0 Mirror собран хорошо, но как-то грубо, без какого-либо изящества. Объективы с таким грубым дизайном делали 30 лет назад, и для современного объектива это довольно странно. Корпус объектива состоит из сплава металлов, кольцо фокусировки очень широкое, прорезиненное. Samyang 500mm f/8.0 Mirror производится в Корее (нет, не в Северной).

В комплекте с объективом идет несколько светофильтров: Normal (IA Skylight), ND 2x, ND4x. Опционально можно докупить оригинальные цветные светофильтры Y52 (Yellow), O56 (Orange) и R60 (red). Эти светофильтры устанавливаются со стороны байонета, возле задней линзы. Такой метод установки светофильтров характерен для многих длиннофокусных объективов. Также, можно использовать обычные светофильтры, которые вкручиваются в резьбу возле передней линзы и имеют диаметр 72 мм. Для обзора я использовал задний нейтральный/нормальный светофильтр и передний зищитный светофильтр Extra digital 72mm.

Я нигде не смог найти информацию, нужно ли обязательно устанавливать в резьбу под задние светофильтры какой-нибудь светофильтр. То есть, не понятно, входит ли светофильтр в оптическую схему объектива, например, как это происходит с объективом . Могу предположить, что Samyang 500mm f/8.0 Mirror все же лучше использовать без каких-либо светофильтров.

Фокусировка

Фокусировка плавная, без рывков или проскальзываний, с приятным ‘масляным’ ходом кольца фокусировки. Кольцо фокусировки вращается приблизительно на 200 градусов, из-за того, что объектив имеет большой диаметр, наводиться на резкость достаточно удобно, но очень сложно. Во время фокусировки передняя часть корпуса объектива, вместе с резьбой под светофильтры — вращается, а оправа корпуса (хобот объектива) выезжает вперед. К сожалению, объектив не имеет хард-стопа для быстрой наводки на резкость — кольцо фокусировки имеет большой ‘перелет бесконечности’, который связан с температурными ограничениями корпуса.

Минимальная дистанция фокусировки составляет всего 1.72 метра, что позволяет снимать с максимальным увеличением 1:2.7, что очень и очень неплохо для такого объектива. Samyang 500mm f/8.0 Mirror имеет шкалу дистанции фокусировки в метрах и футах, а также шкалу с указанием кратности увеличения для ‘Macro’.

Некоторые ресурсы и пользователи ошибочно добавляют в имя объектива приставку ‘IF’ (пример), обозначающую наличие внутренней фокусировки. Такой приставки нет ни на корпусе объектива, ни на его коробке, а ее дописывание — обман. Возможно и такое, что Samyang под данной аббревиатурой подразумевает что-то другое. Один Бог знает, что на уме у этих корейцев.

В инструкции к большинству фотоаппаратов Nikon указан порог максимального относительного отверстия объектива, с которым будет доступна функция ‘электронный дальномер’, которая помогает ручной наводке на резкость. Электронный дальномер указывает в какую сторону нужно вращать кольцо фокусировки для быстрой и точной наводки на резкость, а также дает подтверждение о точной наводке на резкость с помощью зеленой точки в нижнем левом углу . Когда точка загорается и постоянно горит — наводка на резкость выполнена правильно. Большинство фотоаппаратов Nikon рассчитано только на работу с объективами не темнее F/5.6 . Например, электронный дальномер камер и , с помощью которых делались тестовые снимки, не может корректно подсказать мне о точной наводке на резкость.

Samyang 500mm f/8.0 Mirror на фотоаппарате

Диафрагма

Объектив не имеет возможности управлять диафрагмой . Съемка всегда происходит на значении F/8. Из-за этого получаются определенные особенности и сложности:

  • контроль за экспозицией усложняется. Контролировать экспозицию без изменения приходиться с помощью манипуляций с ISO, светофильтрами и мощностью дополнительного освещения;
  • ГРИП контролируется только дистанцией фокусировки, ее нельзя принудительно увеличить или уменьшить посредством диафрагмирования;
  • нельзя принудительно (посредством закрытия ) улучшить качество изображения, в особенности это касается резкости и контраста. Объектив всегда ‘снимает одинаково’;
  • очень сложно фокусироваться при плохом освещении, даже режим Live View слабо помогает.

Скорее всего реальная у данного объектива куда ниже, нежели F/8. Такое ощущение, что T-stop (мера реальной светосилы) эквивалентен T 10 — T 13.

Качество изображения

С качеством изображения все очень плохо. Очень слабая резкость. Очень слабый контраст, используемое мультипросветление никак не помогает объективу. Есть , которых, в принципе, данный тип объективов должен быть напрочь лишен, но видимо, при его создании что-то пошло не так.

В такой ситуации я должен обязательно дописать спойлер: ‘возможно на обзоре у меня побывал неудачный экземпляр, найденный на ближайшей мусорке.’

Примеры фотографий

Все примеры фотографий были сняты на камеры и с переходником T2/Ai, в галерее показаны снимки без обработки, только изменены размер для быстрого просмотра и впечатанные данные из модуля. Снимки были сделаны без переднего и заднего светофильтров.


Новая версия статьи, переработанная для большей ясности. По советам Nik_SSG, YuriS, nukemall и Mormon.

Цель статьи - дать новичкам ориентиры в выборе первого телеобъектива, а продолжающим - почву для обмена мнениями. Опираться буду, прежде всего, на систему Nikon, опыт работы с которой больше (не игнорирую и другие системы). Часть приведенного материалы - факты, вытекающие из личного опыта и экспертных оценок (доступных публично в сети Интернет). Другая часть - интерпретации этих фактов через призму фотолюбительской логики (они будут предвосхищаться буквосочетанием ИМХО).

Статья имеет два раздела - теоретический и практический. Теоретический раздел справедлив для любых систем. Практический имеет большую “заточку” под Nikon, но существенные различия с другими системами выделены.

Раздел первый - конструкция телеобъектива и вытекающие из нее критерии выбора.

В данном разделе я опишу типичные черты современных телеобъективов, однако часть из них относится ко всем стеклам данного класса вне зависимости от времени изготовления. Технически, телеобъектив - объектив с фокусным расстоянием больше диагонали кадра. При равенстве фокусного расстояния с диагональю кадра поле зрения объектива близко к таковому для человеческого глаза, и объектив называют “нормальным”. Для полнокадровых камер диагональ кадра составляет чуть больше 43 мм. То есть даже “полтинник”, технически, умеренно длиннофокусный объектив.

Однако, все объективы в диапазоне 40-60 мм чаще называют “нормальными”, поскольку, несмотря на некоторые вариации фокусного расстояния, они дают поле зрение, близкое к естественному. Для полнокадровых камер теледиапазон начинается примерно от 60 мм. На практике, однако, умеренные телеобъективы с фокусным расстоянием до 135 мм согласно их типичному назначению называют портретными. Соответственно, собственно телевиками считают объективы от 135 мм до, примерно, 300 мм. Дальше начинается экзотика - супертелевики для экстремального репортажа и фотоохоты.

Свойства телеобъективов: узкое поле зрение, искажение перспективы по сравнению с естественной в сторону ее меньшей выраженности (визуальный эффект, при съемке одного и того же объекта в том же масштабе без кропа), малая глубина резкости и значительное размытие фона (даже на малых диафрагмах), большая по сравнению с прочими объективами МДФ (минимальная дистанция фокусировки).

Сегодня мы можем говорить о трех классах оптических устройств, отвечающих представлениям о телеобъективах: телеобъективы с фиксированным фокусным расстоянием (таких особенно много под системы прошлых лет типа М42), зум-телеобъективы, суперзум-объективы с теледиапазоном.

Примером первых служит советский телевик “Юпитер-21”. Вторых - современная Sigma 50-150/f2,8. Третьих - как Tamron 17-270 с рекордной кратностью зума, так и более умеренный Canon 18-135.

Все три класса объективов пригодны для съемки в теледиапазоне, но существенно отличаются свойствами. Фикс-телевики имеют большую светосилу и наилучшее оптическое качество (современные). Зум-телевики - умеренную светосилу и средние оптические свойства. Из-за сложности изготовления суперзум-объективы имеют худшие показатели светосилы и оптического качества (при этом разрешающая способность падает именно в теледиапазоне - чем дальше, тем больше). Чем выше кратность суперзума - тем хуже он работает в качестве телевика. Вступает в силу принцип "бритвы Оккама" - чем больше линз, тем сложнее обеспечивать наилучшее качество изготовление каждой. А какие то фокусные неизбежно оказывабтся компромиссными, чтобы была сама возможность обеспечить и другие. Еще одной типичной резкостной картиной для суперзумов является провал в среднем диапазоне ФР. Виньетирование более выражено на обоих концах, как и дисторсия (но она разнонаправлена).

Рассмотрим ключевые факторы, на которые следует обращать внимание при выборе телеобъектива. Они выткают из конструктивных особенностей и типичного назначения телевиков.

1. Большее фокусное расстояние не только делает картинку крупнее, но и существенно изменяет перспективу (на практике - при съемке без кропа в одном и том же масштабе). Это результат изменения относительных расстояний между камерой, объектом и фоном, но факт остается фактом. В реальной съемке широкоугольники делают перспективу более выраженной, а телевики ее скрадывают. Это первый фактор, который стоит принимать во внимание при выбор телеобъектива, поскольку очень длиннофокусные телевики дают, ИМХО, маловыразительную картинку. По этой причине разумный диапазон телевика (не для экстремальной фотографии) вряд ли перешагнет 300 мм.

Экстремальный Sigma 800 мм - врядли станет выбором большинства

2. Второй фактор - назначение телевика. Если фотоохота для вас - не единственный жанр, вам вряд ли подойдет мощный фикс-телевик. Чаще всего в повседневной съемке используются фокусные расстояния около нормального: 35-85 мм. Диапазоны значительно "шире" или намного "длиннее" более экзотичны. Специфические фокусные типа 14 или 180 употребляются реже, поэтому их рациональнее покрыть зумами. Кроме того, конструкция недорогих зумов предполагает, обычно, меньшую по сравнению с фиксами МДФ (минимальную дистанцию фокусировки), что оказывается полезным при съемке макро.

Если вы все-таки хотите купить фикс- телевик (например, из-за большей светосилы), обратите внимание на фиксы 135 мм и 200 мм. Первый будет намного компактней и, в некоторых случаях, светосильней. Второй даст более выраженное "сплющивание" перспективы. Среди объективов “эпохи стекла и металла” (70-80) встречаются как фиксы, так и зум-телевики. Большинство советских телевиков - фиксы. Отмечу, что объективы, предназначенные для съемки на полный пленочный кадр имеют меньшую резкость, и на цифре (особенно кропнутой) могут мылить. Естественно, если вы не хотите в дальнейшем делать ресайз, а планируете использовать полное разрешение матрицы.

Советский телевик "Таир-11А" 135/f2,8 на открытой диафрагме не даст звенящей резкости на цифровых камерах высокого разрешения

3. Третий фактор - стабилизация. Оптическая стабилизация (здесь мы говорим именно о той, что встроена в объектив) уменьшает смазывание при съемке с рук благодаря гираскопическим перемещениям одного из блоков линз. Для любых телеобъективов стабилизация играет важнейшую роль! Из-за необходимости избегать смазов даже светосильному фиксу без стабилизации приходится укорачивать выдержку, что сводит на нет его светосильность. Кроме того, некоторые светосильные объективы не дают достаточной резкости на открытой диафрагме, и светосилу все равно приходится ограничивать.

Любые телевики сильно размывают задний фон, даже на типичной для “темных” зумов диафрагме 5,6. ИМХО, поэтому в споре между светосильным телевиком и стабилизированным телевиком я бы выбрал последний. Сочетание обоих преимуществ влетит в огромную сумму.

Canon 70-200/f2,8 IS USM - светосильный стабилизированный телевик, ваш за скромные 75 т.р.

4. Четвертый фактор - автофокусировка. У большинства телеобъективов она достаточно быстра (у дорогих еще и точна). Назначение многих телевиков - репортаж. А здесь автофокус очень важен. Вопрос в том, будет ли вами востребован именно репортажный жанр, где скоростью АФ нельзя пренебречь?

5. Пятый фактор - оптическое качество. У фиксов оно выше, однако у недорогих (или видавших виды) экземпляров для достижения необходимых резкости и контраста вам придется прикрывать диафрагму, теряя типичный для фиксов выигрыш в светосиле. Этим, в той или иной степени, грешат все советские телевики. Если оценивать современные фиксы и зумы, у зумов оптическое качество ниже. И эта отставание в качестве нарастает от "широкого" конца к "длинному". Покупая телезум, проверяйте его на "длинном" конце. Ведь если на своих 300 мм он мылит, зачем вам эти 300 мм? ИМХО, кто бы что не говорил про пластику, лучше "смягчить" картинку на компьютере, чем восстанавливать несуществующие детали в "мыле".

Sigma 18-200 - типичный суперзум с падением разрешения к "длинному" концу

Оптическое качество (прежде всего - резкость, дисторсия и хроматические аберрации) хуже у зумов с большей кратностью. Зум 18-200 (10х) более “мыльный” и в целом "компромиссный", нежели зум 55-200 (4х). Обеспечить большую кратность зума - уже само по себе нетривиальная задача, поэтому качественные суперзумы (типа Nikkor 18-200 VR) стоят очень солидных денег.

6. Шестой фактор - рисунок. Телеобъектив по природе своей призван выделять, изолировать объект съемки и размывать фон. ИМХО, если вы не снимаете пейзаж, телевик может стать для вас главным "творческим" объективом. Просто потому, что увеличение ФР оказывает даже более принципиальное воздействие на размытие фона, чем светосила. Поэтому хорошо, если его рисунок вам нравится. Это звучит, казалось бы, смешно и очевидно. Но на деле многие зум-телевики имеют невыраженный технический рисунок. Снимать ими не слишком интересно. В приличном магазине вы можете оставить залог и выйти с телевиком на улицу, сделать пару кадров в ближнем и дальнем полях, снять портрет, и оценить рисунок. В плане рисунка фикс-зумы будут впереди - в том числе и винтажные.

Раздел второй - выбор телеобъектива под систему Nikon с учетом указанных факторов.

Алгоритм выбора базируется на личном опыте знакомства с системой Nikon, для других систем отмечу лишь общие и наиболее очевидные моменты.

Фокусное расстояние. ИМХО, я бы не рекомендовал брать (по крайней мере первым телевиком) что-то "длиннее" 200 мм. Большее ФР слишком сильно "сплющивает" перспективу при съемке в равно масштабе, убирает объем. Если вы не снимаете (постоянно) небесные явления или гепардов в саванне - ФР больше 200 мм вам вряд ли пригодится. В ближнем поле оно и вовсе бесполезно - такие объективы имеют значительную МДФ, снижая возможности для макросъемки.

Назначение. ИМХО, ради универсальности я бы купил зум. На "широком" конце лучше иметь 50-55 мм для кропа, 70 мм - только для полнокадровых камер. В помещении разница в 15-20 мм фокусного расстояния означает необходимость менять объектив или отсутствие таковой. Для Canon и Nikon может стоять вопрос: брать специализированный телезум (например, Canon 55-250 IS или Nikkor 55-200 VR) или же суперзум с теледиапазоном (типа Canon 18-135 IS или Nikkor 18-200 VR). С одной стороны, вы можете купить очень неплохой телезум за смешные для фототехники деньги. С другой - универсальность суперзумов подкупает.

Доступный зум-телевик Nikkor 55-200 VR, требует еще одного объектива для широкоугольных фото (как минимум - китового, с которым часто и продается в двойном комплекте)

Выбор еще больше осложняется политикой двух фирм в отношение качества изготовления (продиктованной маркетингом). Бюджетных телевиков с металлическим байонетом нет, а у самого завалящего суперзума он будет. ИМХО, если телевик для вас - “творческий” объектив, логичней взять его отдельно (пусть и в пластике). Если вы хотите просто “снять ту птичку” на отдыхе, суперзум предпочтительнее. Последний удобнее и для видеосъемки по очевидным причинам - во время записи объектив не поменяешь. Однако - смотрите пункт “Оптическое качество”!

Стабилизация. Раз я остановился на зуме, “плясать” буду от него. Зум "темнее" фикса - поэтому стабилизация обязательна! Дорогостоящие зум-телевики могут похвастаться отличными стабами, у дешевых ситуация сложнее. Умножаем фоксное на кроп-фактор (1,5 для большинства зеркалок) - если поделить секунду на получившееся число, вы получите "безопасную" выдержку без смаза. На кропе на телевике 200 мм она составит 1/300 секунды. Хороший стаб должен убирать смаз на выдержке в 8 раз короче (три экспоступени - для спецов). В реальности это скорее в 2-4 раза. Но и это очень и очень неплохо.

Нестабилизированный Canon 70-200/f4L стоимостью более 20-ти тысяч на "длинном" конце потребует той же выдержки, что стабилизированный Nikkor 55-200/f4-5,6 стоимостью в четыре раза дешевле. Хороший стаб, один из важнейших факторов, определяющих стоимость телевика (наряду с автофокусом). ИМХО, видите объектив дороже - значит платите за стаб.

Автофокусировка. Скорость автофокусировки существенно зависит от мотора - наибольшая она у продвинутых ультразвуковых (последних модификаций типа Ring USM у CANON) и шаговых моторов. Если вы можете в любой момент довести автофокус руками без переключения чего бы то ни было - на объективе именно такой мотор. Репортажный телевик цепляет объект мгновенно и держит его в режиме следящей фокусировки (полезно, если снимаете спорт или животных).

Но! Любая технология делает объектив дороже - и если стаб абсолютно необходим, то скоростью фокусировки иногда можно пожертвовать (для репортеров эта идея неактуальна, конечно). Еще раз - стаб и автофокус определяют цену в огромной степени. Например, разницу в 6000 между Nikkor 55-300 DX VR и Nikkor 70-300 VR (в последнем внутренняя фокусировка без вращения передней линзы, совершеннее мотор фокусировки и стаб в “честные” 3 ступени). Если два объектива стоят одинаково, но удоного АФ значительно быстрее, значит жертвы коснулись чего-то еще (рисунка, рвущихся шлейфов управления, резкости на открытой и т.п.). Это экономика, увы.

Nikkor 70-300 VR, значительную часть стоимости которого составлют "примочки", а не оптика

Оптическое качество. В плане оптического качества ситуация проста и сложна одновременно. При прочих равных действует принцип "чем больше-тем лучше". Большая цена означает лучшее качество. Но только при прочих равных! В цену телевика закладывают и автофокус, и стаб, и защиту от пыли и брызг, и постоянную светосилу, и конструкцию неизменных габаритов, и даже штативное гнездо. Дешевый телевик может быть лишен этих примочек, но не факт, что качество картинки при этом существенно пострадало. ИМХО, надо самому тестировать разные модели, это даст вам реальное представление о возможностях оптики.

Тем не менее, практически все эксперты (к которым себя не отношу) не рекомендуют использовать в качестве телевиков суперзумы типа 18-250. В их оптические дефекты нарастают по мере удлинения фокусного расстояния. То есть вы получите “мыло” именно в том диапазоне фокусных, ради которого объектив и покупался.

Рисунок. Аналогично с рисунком - брать и тестировать. Но здесь все зависит еще и от индивидуального вкуса. Кому-то нравится закрученное боке или виньетка, кому-то нет.

Что-же в остатке?

На Nikon лучшим телевиком (для кропа) оказывается малыш Nikkor 55-200/f4-5,6 VR. Даже в 8 раз более дорогой Nikkor 70-200/f4 VR менее удобен на "широком" конце, хотя на полном кадре покажет себя, думаю, отлично. Sigma 50-300 OS мылит на дальнем конце и изобилует фиолетовыми ореолами. Tamron 70-300 VC страдает эти меньше, но стоит уже в 3 раза дороже Nikkor"а 55-200. Собственный никоновский 70-300 VR сравним по цене с Tamron"ом, резче на "длинном" конце, но не имеет выразительно рисунка (хотя скорость и точность фокусировки у него вне конкуренции). Никоновский же 55-300 имеет невыдающееся для своей цены качество изготовления (Sigma той же стоимости куда солиднее) и медленную автофокусировку - действительно медленную! К тому же его предняя линза вращается, как и у Sigma. Нестабилизированные варианты я даже не буду рассматривать.

Новый универсальный объектив Nikkor 18-140/f3,5-5,6 DX VR

Вне конкурса выступает новейший Nikkor 18-140/f3,5-5,6 VR. Судя по обзорам, он хорош оптически, имеет металический байонет для небрежного обращения, дешев (порядка 15000), имеет неплохой теледиапазон. ИМХО, для съемки крупным планом он будет хорош, в качестве портретного 55-200 интереснее за счет чуть большей светосилы, а в качестве выраженного телевика - за счет большего фокусного. Главный вопрос в том, часто ли вы снимаете очень удаленные объекты? И есть ли у вас при покупке первого зума лишние 10000?

Ситуация в случае с системой Nikon выходит парадоксальная - в среднем ценовом диапазоне (до 20000) наиболее дешевый вариант оказывается и наиболее предпочтительным.

В случае с Canon ситуация слегка иная. Оптика Canon отличается (не считая L-серии, разумеется) чуть меньшими резкостью и микроконтрастом. Значит сторонняя оптика Sigma и Tamron выступает здесь более сильным конкурентном. Кроме того, многие объективы Canon существуют в нескольких версиях, которые существенно отличаются. 18-135 IS оптически хуже более современного 18-135 STM (аналогично для двух версий 55-250). Шаговый мотор - крайне интересная опция как для фото, так и для видео.

Новый Canon 55-250 STM - пластиковый байонет в оптике за 12 т.р.

18-135 лучше подойдет в качестве видеотелевика, оптическое качество посредственное, зато диапазон фокусных широк, а мотор фокусировки молниеносен. Для фото выбор будет между тихим, быстрым Canon 55-250 STM с пластиковым байонетом за 12000 и любыми Sigma и Tamron за те же деньги. ИМХО, вопрос в реальных тестах в поле и в выборе удачного экземляра (у сторонних производителей разброс в качестве большой). Отметим, что на 55-250 мотор STM чуть медленнее, чем на прочих STM-объективах.

Для беззеркальных систем выбор телевика нетривиален, поскольку малый рабочий отрезок позволяет поставить любое “стекло”, хоть от Yaschica, хоть от “Зенита”. И здесь проверенный и действительно резкий “МС Юпитер-37А”, да еще и с хорошей блендой, ИМХО, подходит неплохо при цене в районе 3000 и “неубиваймом” конструктиве. Родные любительские телевики для беззеркалок существенно дороже “зеркалочных” аналогов, хотя имеют, обычно, более солидное исполнение.

"Юпитер-37А" в версии с мультипросветлением, любим многими и не зря (в частности, резче аналогичного "японца" SMC Takumar 135/f2,8 и имеет лучшее боке)

Если вам до предела надоела стандартное “китовое” стекло вашей камеры, однозначно пришло время расширять коллекцию. Не стоит сразу скупать все подряд, поскольку можно вполне обойтись ограниченным, выбором объективов, который охватит все необходимые вам сферы фотографии. Тем не менее, вы будете готовы к любым ситуациям и сможете подобрать правильное стекло на каждый случай.

Для тех, кто в фотографии недавно, выбор и покупка объективов для камеры - это процесс весьма трудоемкий. Слишком много всего: брендов, типов стекла, фокусных расстояний. В конце концов, всегда нужно иметь в виду, что любой объектив - удовольствие не из дешевых. Да уж, создание собственной подборки объективов - это значительное вложение, но если вы всерьез стремитесь связать свою жизнь с фотографией, оно окупится. В каждой категории можно найти разумный баланс цены и качества, и подобрать отличную коллекцию. Мы ограничимся пределом +-20 000 рублей и посмотрим, что готов предложить нам рынок объективов.

Объективы с постоянным фокусным расстоянием

Каждый фотограф просто обязан иметь в своем арсенале хотя бы несколько таких объективов. В отличии зум-стекол и стандартных китовых объективов, которые позволяют увеличивать изображение, прайм-объективы имеют одно фокусное расстояние, но именно на нем они достигают совершенства. Потому по качеству они обходят зум-стекла, предоставляя вам оптимальную резкость, контраст и минимум аберраций.

Стандартные объективы с постоянным фокусным расстоянием - это отличный вариант для новичка. Благодаря фокусному расстоянию в 50мм они обеспечивают результат, который максимально похож на то, что видит человеческий глаз. Картинка на них получается натуалистичной, а по цене они довольно доступны.

Yongnuo 50мм f/1.8

Этот объектив создан специально для зеркалок Canon с Байонетом EF. Его можно сравнить по характеристикам с аналогичным Canon 50мм f/1.8 , но стоит он почти в два раза меньше. Максимальная апертура f/1.8 позволяет снимать в условиях низкой освещенности, а при помощи минимальной апертуры f/22 можно добиваться небольшой глубины резкости. Аналогичное стекло того же производителя, кстати, можно найти и для Nikon.

Pentax SMCP-DA 50мм f/1.8

Специально для камер с байонетом Pentax K разработаны эти светосильные, легкие объективы отличной сборки. Pentax SMCP-DA 50мм f/1.8 отлично справляется со съемками в плохом освещении, создает эффектное боке и в принципе позволяет снимать качественные фото. Это - отличное стекло для портретной фотографии, с максимальной апертурой f/1.8 и минимальной - f/22.

Canon EF 50мм f/1.8

Если вы можете позволить себе немного выйти за рамки жесткого бюджета и предпочитаете использовать на камере родное стекло, то вам подойдет Canon EF 50мм f/1.8 - легкий, компактный и вполне доступный объектив, который, как и аналоги великолепно подходит для съемки портретов, но так же эффективно справляется и с экшн-снимками, и с ночной фотографией. Фокусное расстояние 50мм он имеет на фуллфрейм камерах, на кропнутых APS-C матрицах, его эффективное фокусное расстояние меняется на 80мм. При этом, с этим объективом можно получить точный цветовой баланс, минимализированные отражения и блики и насыщенное боке.

Nikon 50мм f/1.8 D

Nikon 50мм f/1.8 - это светосильный объектив с постоянным фокусным расстоянием, который обеспечивает естественное изображение, резкость картинки и исключительную производительность в любых условиях освещенности. Все это предлагается по вполне доступной цене. Совместима она с FX DX, DX в кроп режиме и 35мм пленкой.

Sony 50мм f/1.8 DT

Технически Sony 50мм f/1.8 DT считается стандартным объективом с постоянным фокусным расстоянием, но если учитывать то, что фокусное расстояние 35мм на матрицах APS-C эквивалентно 75мм, она может послужить новичкам в качестве короткого телевика. Она снимает четкие и фотографии с высокой резкостью, позволяет получить размытый фон с великолепным боке, и быстрым автофокусом, благодаря технологии SAM (Smooth Autofocus Motor).

Olympus 25мм f/2.8

Этот стандартный объектив очень тонок, легок, потому работать с ним очень просто. Он отлично справляется с портретной съемкой, пейзажными кадрами и даже в некоторых случаях с макросъемкой. На 35 мм пленочной камере фокусное расстояние равно 50мм, но камера при этом создает еще и естественную перспективу, так что для повседневных съемок она подходит просто идеально.

Широкоугольные объективы

Широкоугольники предоставляют более расширенный угол обзора, что позволяет нам вместить в кадр больше предметов. Это, как правило, очень эффективно работает в съемках пейзажей или архитектуры. Но даже если вы не такой уж любитель пейзажей, в коллекции обязательно нужно иметь хотя бы один широкоугольный объектив. С ним вы получите совершенно другую перспективу, нежели от других объективов, а вместе с тем и большую творческую свободу.

Как правило, фокусное расстояние на широкоугольных объективах равняется 35мм или больше, на полнокадровых матрицах. Ультра широкие объективы имеют фокусное расстояние 24мм и больше. Плюс, есть еще такие стекла как fisheye, хотя они как раз относятся к типу ультрашироких.

У таких объективов тоже может быть либо постоянное, либо переменное фокусное расстояние.

Pentax SMCP-DA 35мм f/2.4 AL

Pentax SMCP-DA 35мм f/2.4 AL - это доступный широкоугольный объектив, с высокой светосилой и апертурой f/2.4. На полнокадровой матрице фокусное расстояние будет эквивалентно 52.5мм, так что этот объектив отлично справится с пейзажами, портретами (лучше, конечно, групповыми), и многими другими задачами. Несмотря на свою невысокую цену, этот объектив предлагает фотографу высокое качество и разрешение кадров, контрастные и резкие изображения, доказывая то, что не обязательно тратить состояние, чтобы получить качественную оптику.

Canon EF-S 24мм f/2.8 STM

Ультратонкий и ультралегкий по весу широкоугольный объектив от Canon - это множество возможностей, удобная транспортировка и качественные показатели. Все это делает его отличным стеклом для повседневных съемок. Изначально, он создан для APS-C камер Canon, и на его начинке тоже не экономили - он состоит из высококачественных линз с антиотражающим покрытием, благодаря которым глушатся блики, а для гладкого и бесшумного автофокуса используется шаговый мотор STM. Плюс этого стекла еще и в наличии возможности ручной фокусировки.

Nikon 35мм f/1.8G AF-S DX

Этот объектив разработан для камер формата DX, он идеально подходит для пользователей, которым требуется невероятная производительность при невысокой цене. Фокусное расстояние 35мм на FX камерах дает целых 50мм, обеспечивая естественный угол обзора и в целом, привычное человеческому глазу изображение. Этот светосильный и бесшумный объектив позволяет добиться изображений невероятного качества с насыщенными живыми цветами.

Компания Samyang производит относительно недорогие фишай стекла для камер Sony, Canon, Nikon и Pentax. Объектив Samyang 8мм Ultra Wide Angle f/3.5 Fisheye включает гибридные асферические линзы, чтобы дать вам четкие и резкие изображения. Мультислойное покрытие линз помогает подавить блики и отражения, а 180-градусный угол обзора создает эффектную перспективу.

Nikon 28мм f/2.8D

Среди стандартных широкоугольных объективов Nikon 28мм f/2.8D обеспечивает удобный угол обзора, примерно равный 74 градусам, при этом не создавая искажения по краям кадра. По сравнению с аналогами в той же ценовой категории, он предлагает более высокое качество, особенно за свои деньги. Изображения с этого объектива отличаются резкостью, четкостью и красивыми насыщенными цветами.

С таким стеклом можно снимать пейзажи, уличную фотографию, фото в помещениях и много чего еще.

Объективы с переменным фокусным расстоянием

Ну вот мы и подошли к тем объективам, которые считаются самыми удобными для разнообразных типов съемки. Уже из названия очевидно, что если прайм-объективы предлагают нам фиксированное фокусное расстояние, зум-объективы позволяют работать с несколькими. То есть с одним и тем же стеклом, вы сможете снимать портреты, пейзажи, репортажи и многое другое. Проще говоря, зум стекла дают нам возможность увеличивать и уменьшать сцену.

Очевидно и то, что зум объективы оказываются весьма полезны, когда нам нужно снимать с дальних расстояний. Но в любом другом случае, зум объектив (будь он широкоугольным, телефото или любым другим), в арсенале фотографа всегда окажется полезен для варьирования перспективы, композиции и в принципе всего, что касается кадра.

Sigma 70-300мм f/4-5.6 DG

Этот объектив доступен для камер Pentax, Sony, Canon и Nikon. Это - телефото объектив с переменным фокусным расстоянием, который предоставляет высокую производительность и большие возможности по разумной цене. Благодаря специальным низкодисперсионным (SLD) стеклянным элементам, он снижает хроматические аберрации. Кроме того, его отличает быстрый и бесшумный автофокус и возможности ручной фокусировки, макро переключатель, позволяющий снимать макро фотографии на фокусном расстоянии между 200мм и 300мм и максимальное увеличение от 1:2.9 до 1:2.

Tamron 70-300мм f/4-5.6 Di LD

Этот легкий и компактный телефото зум-объектив практически идеально подходит для наружной съемки - спорт, дикая природа, мероприятия, все это станет вам по силам с Tamron 70-300мм f/4-5.6 Di LD . Этот объектив способен работать как с цифровыми зеркальными камерами, так и с пленочными. Как и аналог от Sigma, он имеет макро переключатель, который позволит вам делать увеличенные фото на фокусном рассотянии от 180мм до 300мм с максимальными увеличением до 1:2.

Помимо удобства в транспортировке благодаря небольшому размеру, этот объектив еще и весьма вынослив, имеет быстрый и точный автофокус, а фотографии, снятые на него отличаются резкостью.

С аналогичным фокусным расстоянием можно найти недорогие объективы для Canon и Nikon.

Nikon 70-300мм f/4-5.6G

Этот объектив подходит для портретов, фотографии в путешествиях, спортивной съемки, мероприятий - все, что вы хотите снимать, вы можете снимать с Nikon 70-300мм f/4-5.6G . Это - один из самых доступных телефото зум объективов. Для новичков он станет отличным помощником, поскольку возможностей применения у него полно. Легкий вес и небольшой размер позволят всегда носить его с собой, а в управлении он весьма прост. Для точного контроля фокуса на этом объективе имеется колесо ручного увеличения. Быстрый и надежный автофокус (он поддерживается только на зеркалках со встроенным мотором фокусировки), широкий спектр фокусных расстояний и специальное покрытие линз для улучшенной передачи света и подавления бликов действительно делают этот объектив стоящим вложением.

Этот объектив разработан специально для зеркальных камер Pentax, он позволяет увеличивать изображение в 4 раза и идеально подходит для наружной съемки, поскольку он защищен от погодных условий и включает специальное защитное покрытие, позволяющее ему отталкивать пыль, воду и другие неприятности.

Среди функций Pentax SMCP-DA 50-200мм f/4-5.6 особенно выделяется высококачественное стекло, которое позволяет получить реалистичные цвета на фото. Система автофокусировки очень быстро реагирует и позволяет при необходимости стремительно переключиться в ручной режим.

Sony 55-200мм f/4-5.6 DT

Объектив от Sony разработан для зеркальных камер с кропнутой матрицей. В остальном же это - отличный и способный телефото объектив, который обеспечит фокусное расстояние от 82.5 до 300мм. Он подходит для съемок дикой природы, животных, спортивных и других мероприятий и конечно, портретов. В конструкцию его входят Экстра низкодисперсионные (ED) стеклянные элементы, которые помогают снизить хроматические аберрации. Круговые лепестки диафрагмы позволяют дефокусироваться с легкостью, создавая великолепное боке. Отдельный плюс - это встроенный SAM, который обеспечивает быструю и бесшумную автоматическую фокусировку.

Canon EF 75-300мм F/4-5.6

Canon EF 75-300мм F/4-5.6 - это компактный и нетяжелый телеобъектив с переменным фокусным расстоянием и очень большими возможностями. Первое, что необходимо отметить - это впечатляющие возможности зума, затем, конечно, резкие качественные фото, которые снимает это стекло и приятное эффектное боке.

Все это впечатляет, ровно как и довольно широкий угол обзора в 32 градуса. Поэтому Canon EF 75-300vv F/4-5.6 удачно справляется и с пейзажными съемками.

По цене он доступен, а в управлении весьма прост, так что для любого новичка этот объектив станет отличным выбором.

17.01.2017

Почему мне может понадобится другой объектив?

Итак, Вы только что купили Вашу первую камеру со сменным объективом. Отлично!) Ваша камера скорее всего поставлялась с объективом, так зачем же Вам нужен еще один?

Главным образом, разные объективы могут расширить различные виды фотографий, которые Вы сможете сделать, и увеличить число “жанров”, в которых Вы сможете работать. Различные объективы могу позволить Вам делать более качественные фотографии различных объектов и более эффективно работать в различных ситуациях. Весь вопрос в том, что Вы хотите снимать.

Какие есть варианты?

На первый взгляд, выбор дополнительного объектива может показаться чересчур сложным: существует огромное количество вариантов, названия объективов записываются странными кодовыми значениями и совсем небольшие изменения в этих значениях приводят к огромным различиям в цене.

Важно запомнить: Вам не нужен “полный” набор. Поэтому не волнуйтесь об огромном количестве объективов, представленных на сайтах производителей, Вам не нужно покупать из все.

Ваши интересы и стиль фотографии определят, что именно Вам нужно. И, несмотря на то, что всегда существует риск, что Ваши фотографии будут зависеть от объектива, который у Вас есть, ничто не говорит о том, что Вам нужно много объективов, чтобы достичь того, чего Вы хотите.


Эффект фокусного расстояния (и диафрагмы) зависит от размера матрицы, перед которой устанавливается объектив.

Две главных характеристики объектива - это фокусное расстояние (которое определяет то, как объектив видит мир вокруг - какой у него обзор и в каком приближении) и максимальное значение диафрагмы (которое определяет, сколько света объектив может пропустить).

Фикс- и зум-объективы

Наиболее распространенным типом объективов, которые часто продаются в стандартном “зум-комплекте” с камерой, являются зум-объективы. Они оборудованы сложным механизмом, который позволяет им показывать определенный диапазон фокусных расстояний, что значит, что Вы сможете визуально приближать и удалять объекты. Зум-объективы очень гибки в использовании.

Альтернативой зум-объективам являются объективы с фиксированным фокусным расстоянием (фикс-объективы). Как можно догадаться из названия, они имеют только одно фокусное расстояние и не могут приближать и удалять объекты. Почему кому-то может понадобиться такой ограниченный объектив? С практической точки зрения легче спроектировать фикс-объектив с хорошей оптической производительностью и яркой максимальной диафрагмой, впуская больше света, так как конструкция такого объектива призвана делать только это. И, с художественной точки зрения, многие фотографы считают, что фикс-объективы заставляют их выбирать композицию своих снимков более тщательно.

Что такое телефото-объектив?

Несмотря на то, что термин имеет определенное значение, большинство людей использует “телефото” для обозначения всего длиннее 50 мм экв. Простыми словами, телефото - все что может быть увеличено больше, чем это позволяет невооруженный взгляд.


Телефото-объективы с длинным фокусным расстоянием позволяют делать фотографии, которые выглядят находящимися ближе к объекту, поэтому они хорошо зарекомендовали себя в съемках дикой природы и спортивных мероприятий.

Многие производители камер предлагают телефото-объективы, которые можно купить как часть “двойного комплекта объективов” при покупке камеры. Как и в Вашем стандартном зум-комплекте, это скорее всего будет объектив с переменной диафрагмой F3.5-5.6. Такой объектив отлично подходит во многих ситуациях, но необязательно будет самым четким или самым эффективным.


Короткие и средние телефото-объективы могут отлично подойти для портретной съемки.
Фотография: Dan Bracaglia

Телефото-объективы подходят для абсолютно разных вещей. Короткие и средние объективы хороши для портретной съемки. Более длинные объективы подойдут для съемки спортивным мероприятий, а супер-длинные телефото-объективы идеально подходят для съемки птиц.

Если Ваш бюджет позволяет, стоит обратить внимание на телефото-объективы с постоянной диафрагмой, сохраняющие число F на всем диапазоне приближения.

Если Вам кажется, что длинный конец Вашего зум-объектива недостаточно приближает, стоит задуматься о приобретении телефото-объектива.

Что такое широкоугольный объектив?

Как Вы могли догадаться, широкоугольные объективы являются противоположностью телефото объективов: это объективы с коротким фокусным расстоянием, имеющие более широкий угол обзора, чем можно видеть невооруженным взглядом.


Широкоугольный объектив имеет широкое поле зрения, делая его идеальным для ландшафтной фотографии.

Такие объективы могут использоваться для всех видов ландшафтной и экологической фотографии, а также могут придать “драматический” эффект Вашим снимкам. Если Вы обнаружите, что постоянно снимаете на самом широком фокусном расстоянии Вашего стандартного зум-объектива, широкоугольный объектив может стать для Вас отличным выбором.

Что такое макро-объектив?

Макро-объективы - это специальные объективы, спроектированные для максимально возможного приближения. Такие объективы особенно популярны среди тех, кто снимает насекомых, цветы и другие маленькие объекты с большим количеством деталей.


Макро-объективы позволяют приближать маленькие объекты.

Если Ваш стандартный зум-объектив отказывается фокусироваться и выбранные объекты постоянно выглядят на фото слишком маленькими, Вам стоит задуматься о макро-объективе.

Что по поводу стандартного зум-объектива?

Часто встречается ошибка, что так как Ваш стандартный зум уже покрывает диапазон от умеренно-широкого до умеренно-теле, нет нужды покупать новый объектив для этого диапазона. На самом деле, все может быть как раз наоборот.

Стандартные зум-объективы, идущие в комплекте с камерой, позволяют Вам идти снимать сразу после того, как Вы достали новую камеру из упаковки, однако обычно они сделаны с целью максимально сэкономить. Такой объектив может иметь низкую оптическую производительность и медленную максимальную диафрагму, что, например, ограничит возможности камеры снимать в условиях низкой освещенности.

Нужно пробовать.

Какой бы объектив Вы не выбрали, Вам потребуется некоторое время для того, чтобы адаптировать Ваш “фотографический взгляд”, чтобы “видеть” фотографии, которые новый объектив может сделать. Здесь нужна только практика - после прошествия некоторого времени, Вы будете практически инстинктивно чувствовать новый угол обзора.

И даже если вы передумаете, хороший объектив, как правило, сохраняет значительную часть своей стоимости, если вы надлежащим образом ухаживаете за ним, так что Вы всегда сможете продать его и попробовать какой-то другой.

Если ваши фотографии недостаточно хороши - значит, вы были недостаточно близко (Robert Capa).

У меня есть несколько "любимых мозолей" на DPReview и других фотофорумах. Одна из них — вопрос "Какой телеобъектив лучше для съёмок скрытой камерой?". Его часто задают, и так же часто на него отвечают. Обычно ответы выглядят как что-то вроде "135/2 L" или "70-200/2.8 IS L" или даже (простигосподи) "100-400 IS L". Ещё хуже то, что объективы любительских универсальных камер становятся все "длиннее" и "длиннее", не говоря уже о 33-кратном зуме на видеокамерах. Сейчас я в целом нахожусь при мнении, что в фотографии нет запретов — используйте всё, что может вам помочь. Однако, существуют некоторые пределы, и вот один из них. На самом деле, настоящие фотографы не снимают скрытой камерой с телеобъективами .


Сельский рабочий в Камарге. Он взял нас посмотреть, как кормят быков. Я делал снимки всего, что двигалось. Он не обратил никакого внимания на меня, когда я его сфотографировал. (EOS-10D с Tokina 17/3.5.)

В наши дни фотографы всячески преследуемы. Фотографирование моста считается равноценным его подрыву. Главная причина этого — образ. Фотографа постоянно преследует образ охочего до знаменитостей папарацци, подлого репортёришки из жёлтой газетёнки, и подозрительного пожилого типа в плаще, засевшего где-то в парке рядом с детской площадкой, и все они вооружены большими чёрными камерами и объективами метровой длины. Это образ фотографа — охотника: он тот, кто видит нас издалека, не показываясь на глаза нам; он крадёт наши изображения без нашего ведома, для каких-то зловещих целей. Этот образ только усиливается некомпетентными "профессионалами", снимающими "скрытое фото" на свадьбах схожей техникой, и делающими предметом гордости то, что им удалось запечатлеть людей на плёнке или сенсоре без их ведома о том, что их фотографируют.

Право на Личную Жизнь

Правда заключается в том, что несмотря на камеры слежения и Большого Брата, людям нужно право на личную жизнь: право не фотографироваться, если они не хотят этого. Это выходит за пределы того, что закон говорит о фотографировании в общественных местах. Это просто грубо и сомнительно с моральной точки зрения — фотографировать людей, которые не хотят, чтобы их фотографировали.

Образ фотографа-охотника неприятен. Если этот образ находится в головах людей, которые думают о фотографах, как вы думаете, насколько охотно они будут защищать право фотографов на свободную съёмку? Если мы, фотографы, не уважаем чужое право не быть сфотографированными, то почему кто-то должен уважать наше право фотографировать?

Так что, как всегда, причиной моей сердитости на людей, делающих скрытую съёмку телеобъективами, является политика: эта разновидность "скрытой камеры" мутит воду для всех нас. Но смысл вовсе не в этом. На самом деле, скрытая съёмка с телеобъективами даже и не получится!

Для Чего Годится Телефото

Конечно, есть множество применений, где без телефото не обойтись. Птицы. Военная журналистика. Спорт. (Хотя я и должен признать, что нахожу спортивную фотографию однообразно-скучной, но догадываюсь, что тут я в меньшинстве.) И, конечно, портреты. Малая глубина резкости и сжатие перспективы, привносимые телевиком, позволяют делать очень приятные "классические" портреты. Однако, так как вам нужно перемещаться, чтобы выстроить фон и свет, длиннофокусный объектив подразумевает много беготни. На это уходит время. Телефото также очень придирчиво: малейшие недостатки кожи или выражения лица будут беспощадно схвачены. Следовательно, подготовка фона и света для телефото занимает больше времени, чем для более широкоугольного фото. Это означает, что телефото лучше всего использовать в спокойной обстановке, где модель и фотограф могут взаимодействовать — другими словами, на студийных съёмках. Прямая противоположность скрытой камеры.


Телефото работает для крупных планов лица. Однако, из-за работы по установке фона и света, и присущей "откровенности" крупных планов вроде этого, данный подход работает только на студийных съёмках, где модель взаимодействует с фотографом, даже если фотограф находится на приличном расстоянии. (Да, это был студийный снимок. Модель: Aura Lehti, сфотографирована при помощи EOS-10D с 200/2.8 L)

Так что для телефото, конечно же, есть место. Я бы не сказал, что тот парень c 300/2.8 IS L , который скончался в луже крови в палестинском отеле, был трусом, совсем наоборот — лично я и близко бы не подошёл к тому месту.

Что плохого в скрытом телефото

Когда вы снимаете скрытой камерой, то скорее всего вы находитесь в толпе. Это значит, что если ваш рост не 2.10 метра, вы будете окружены людьми. Если вы снимаете телеобъективом через комнату, сад, футбольное поле, что угодно, люди будут мешаться! Вы пропустите нужный момент, потому что кто-то встанет перед объективом или вы будете заняты лавированием в поисках свободного места, вам достанется только голова, потому что тело будет заслонено пышной грудью тётушки Агаты, вы не сможете подобрать фон, потому что для этого придётся передвинуться очень далеко и ситуация, которую вы хотели сфотографировать, будет уже потеряна. Другими словами, самое лучшее, что у вас может получиться — снимки голов с более или менее глупыми выражениями лиц: ни контекста, ни взаимодействия между людьми, ни ситуаций. Подобные головоснимки даже не хара ктерны и не интересны; они просто тупы! Если вам нужен снимок головы, запаситесь временем, выберите место, свет, создайте хорошую, расслабленную атмосферу, и фотографируйте позирующую модель. Головоснимки, сделанные скрытой камерой, скучны и глупы.


Фотография в толпе. Менее всего вам захочется навестись на кого-нибудь длиннофокусным объективом. Этот снимок сделан 10D с 50/1.4 — самым длиннофокусным объективом, который я бы использовал для данной задачи.

Весь смысл скрытых, или следовало бы их назвать более правильно, "ситуационных" фотографий заключается в контексте. Ситуационные фотографии запечатлевают ситуацию. Единственный снимок головы с хорошо размытым за счёт малой глубины резкости фоном не является ситуационным: это просто плохо исполненный снимок головы. Чтобы получить ситуацию, вам обязательно нужен контекст — люди, взаимодействующие друг с другом или со своим окружением, даже если часть или всё окружение больше подразумевается, нежели изоборажается. Чтобы включить этот контекст, вам нужен более широкий угол и бо льшая глубина резкости, чем предоставляет телефото.

Так что ситуационные кадры, достойные своего названия, невозможны с использованием телефото, и с практической точки зрения (люди будут мешаться), и с оптической (угол зрения очень узок и глубина резкости очень мала, чтобы включить контекст).

"Это сработает, только если объект спит!"

Значит, чтобы получить приличный ситуационный снимок, вам нужен ничем не загороженный вид на ситуацию и оптические характеристики, которые позволят запечатлеть достаточный контекст, чтобы по крайней мере намекнуть на историю, которая раскрывается на вашей фотографии: другими словами, используйте более короткое фокусное расстояние — от широкого угла до, самое большее, "потретной длины". Но это означает, что ваши объекты вас заметят, разве нет? И это означает, что ваша камера больше не скрытая, правильно? Они замрут и начнут пялиться в камеру!

Неверно.

Рынок в Тире (EOS-10D с EF 35/2.0)

Возьмите книгу с работами фотографов Магнума . Или Картье-Брессона , если не можете найти никого другого. Полистайте. Видите ли вы застывших людей, уставившихся в камеру? Да ничего подобного! Каждое фото — само по себе маленькая история, с людьми, погружёнными в раздумья, целующимися, в середине разговора, работающими, спорящими, дерущимися, разговаривающими с фотографом... живущими. Это как будто фотограф моргнул и остановил чёрно-белый момент времени сразу же, как только испытал его. Делалось ли это телеобъективами? Никогда. Я всего лишь предполагаю, но думаю, что вы обнаружите, что самым распространённым фокусным расстоянием было 50 мм, с большой долей 35 мм и немного 28 — и всего лишь редкими 85 то здесь, то там. Нормальные, среднеширокие и максимум — короткие телевики. Эти фотографы были мастерами-ниндзя, способными становиться невидимыми по желанию? Или у них были скрытые камеры, которые можно было носить в кармане рубашки и включать дистанционным управлением, спрятанным в часах? Конечно нет: они пользовались теми же Лейками и Никонами и всем прочими инструментами каждого фотографа, снимающего за деньги или ради удовольствия. Так как же они это делают?

Джафар (Тир, Ливан). Мы с ним болтали некоторое время. Я постоянно снимал. После нескольких кадров он стал меня полностью игнорировать. (EOS-10D с Canon EF 35/2.0)

Фотограф-невидимка

Действуйте точно так же, как если бы вы были без камеры, но делайте много снимков. Входите внутрь. Будьте непринуждённы. Разговаривайте с людьми. Участвуйте в ситуациях. И снимайте. Сначала вас будут замечать. Кто-то может спросить, что вы делаете и зачем. Если вы дружелюбны, открыты и можете объяснить, что вам нужно, никто не расстроится. Те, кто не хочет, чтобы их фотографировали, сообщат вам об этом, и с вашей стороны должно быть делом чести уважать их желание. Остальные будут разговаривать с вами или игнорировать вас. На самом деле, большинство будет игнорировать вас, потому что только ограниченное количество людей может с вами разговаривать одновременно. К тому времени, когда вы начнёте третью кассету плёнки (или её цифрового эквивалента), ваша фотографическая активность будет полностью игнорироваться. Вы превратитесь в "фотографа-невидимку" — с дополнительной уверенностью, что все, кто стесняются камеры, получили возможность оповестить вас об этом.

Не трусьте!

Как вы уже могли убедиться на примере фотографов Магнума, фотография не делается пассивным, равнодушным наблюдателем, "невидимо" запечатлевающим мир. Как и в квантовой механике, наблюдение влияет на реальность. "Фотограф-невидимка" — это похоже на трюк фокусника. Как и любой фокус, он требует определённой тренировки и, что более важно, определённой уверенности в успехе. Вы должны чувствовать комфорт в том, что делаете, и уверенность в своей технике (или, если её нет, то обладать дзэнским подходом к удачным или неудачным снимкам). Если вам надо возиться с оборудованием, вы должны быть способны делать это легко и быстро. Однако награда вполне достойна обучения этой уверенности — в то время как немногие из нас имеют калибр Магнума (каламбур исключительно намеренный), все мы можем делать ситуационные снимки, которые на световые годы будут опережать те шарлатанские снимки "скрытой камерой" от подозрительных людей в плащах, вооруженных длинными объективами.

Более того, часто фотографы чувствуют смутную, подсознательную вину за то, что они делают. Мы также являемся жертвами образа фотографа-как-охотника. Однако никогда не лишне будет заметить, что нет ничего плохого в фотографировании . Помните об этом, особенно когда действительно фотографируете.

Не утяжеляйте груз вины, который коллективное бессознательное пытается возложить на нас. Не трусьте. Оставьте телефото для сюжетов, действительно нуждающихся в нём. Возьмите объектив 35 мм, выйдите к людям, улыбнитесь и начните снимать. Ваша фотография выиграет, а вы окажете услугу всем нам.

Иса на рожденственском ужине. Я щёлкал весь вечер, и никто так и не заметил. (Canon FD 50/1.4 на EktaChrome) Автором текста и фотоснимков (если не указано иного) является Petteri Sulonen. Перевод с английского осуществлён редакцией x3photo с согласия автора и в соответствии с Creative Commons License. Если вы хотите использовать данный перевод для какой-либо цели, предварительно свяжитесь с нами.