В Москве проводится так называемый эксперимент по монополизации вывоза и утилизации мусора, образующегося в жилых домах. В этом году затронут один округ – Юго-Западный (ЮЗАО). Со следующего, 2014 года этот эксперимент распространяется еще на 4 административных округа: Юго-Восточный, Северо-Восточный, Северный и Западный (ЮВАО, СВАО, САО и ЗАО).

Качество работы в этом году подрядной организации ООО «МКМ-Логистика» (выигравшей конкурс на 25 млрд.руб.) в рамках этого «эксперимента» вызвало нарекания даже у контролирующих подразделений самого Правительства Москва – Мосжилинспекции и Объединения административно-технических инспекций, о чем была официально опубликована информация . Но, судя по удалению этой новости о нарушениях с официального сайта Мосжилинспекции , можно предположить, что на руководство МЖИ было оказано давление городскими руководителями, чтобы МЖИ не портило благостную картину проводимого «эксперимента».

Несмотря на недовольство жителей, выраженное в открытом письме жилищных объединений ЮЗАО, а также несмотря на , Правительство Москвы продолжает «эксперимент».

В процессе этого «эксперимента» Правительство Москвы открыло новые законы математики. Как известно, нормы накопления (вывоза) мусора законодательно (в том числе и в соответствии с законодательством Правительства Москвы – постановление от 15.01.2008 № 9-ПП) зависят от количества жильцов, зарегистрированных в каждой квартире многоквартирного дома. Но оказалось, что эту зависимость можно чудесным образом превратить в совершенно другую – от количества квадратных метров в этом же доме, причем эта зависимость – абсолютно одинаковая по всей Москве, для каждого жилого дома столицы, независимо от количества проживающих и, например, наличия магазинов на первых этажах. Выглядит это следующим образом.

Согласно положениям нормативных документов Правительства Москвы (постановление №9-ПП) нормативы расхода на вывоз и утилизацию мусора рассчитываются, исходя из количества зарегистрированных жильцов. Но вдруг, в результате «эксперимента» законодательные нормативы отодвигаются, и появляется новый феноменальный норматив по вывозу и утилизации мусора – 2,08 руб. с кв.м. жилых и НЕЖИЛЫХ помещений в месяц. Т.е. оказывается квартира площадью 100 кв.м., где проживает одинокий пенсионер, и небольшой магазин на первом этаже этого же дома площадью 100 кв.м., производят одинаковое количество мусора! Абсурдность этой ситуации не смутила «инициаторов» этого «эксперимента» и, наплевав на Жилищный кодекс РФ (который говорит о том, что расходы по каждому дому должны быть определены отдельно именно для этого дома), цифра 2,08 руб. насильственно вменяется для всех жилых домов и всем управляющим организациям Москвы, которым «повезло» попасть в зону действия этого махрового «эксперимента» и которые получают бюджетные субсидии. При этом расчет полученной цифры – 2,08 руб. за кв.м. площади в месяц – никому не предоставляется, поскольку его быть в природе не может. Он противоречит самим принципам подомового учета и является «средней температурой по больнице».

Понимая это Правительство Москвы не стало церемониться с управляющими организациями и дало указание всем префектурам, управам районов и ГКУ ИС районов обеспечить в принудительном порядке неукоснительное подписание соглашений, согласно которым всем этим организациям насильственно уменьшается сумма предоставляемых бюджетных субсидий на 2,08 руб. с кв.м. в месяц от общей площади жилых домов, а не только от жилой площади, на которую выделяются бюджетные субсидии. Фактически это нонсенс: квартиры, которые получают бюджетные субсидии, расплачиваются за мусор, который образовывается в том числе и от магазинов и офисов на первых этажах жилых домов! Всем управляющим организациям, в том числе ТСЖ, не согласным на участие в эксперименте, размер бюджетных субсидий просто был урезан волевым порядком.

При этом формально письменное указание Департамента жилищно-коммунального хозяйства и благоустройства Москвы не несет в себе формулировки «неукоснительно», но со слов представителей окружных и районных органов исполнительной власти устное указание подкрепило вот эту бумагу однозначным требованием: обеспечить подписание любой ценой с угрозой невыплаты бюджетных субсидий даже независимо от того, подпишут управляющие организации и ТСЖ-ЖСК предлагаемые соглашения или не подпишут. Ярким подтверждением невыплаты бюджетных субсидий является факты, указанные в обращении ТСЖ «Ломоносовский, 18», о котором будет сказано далее.

Более того, теперь стоимость вывоза мусора для всех жилых домов увеличится. В качестве примера предлагаю ознакомиться с опубликованным на сайте журнала "Председатель ТСЖ" обращением ТСЖ «Ломоносовский, 18» в ФАС России. По их расчетам стоимость вывоза нормативного объема ТБО и КГМ для многоквартирного дома 18 по Ломоносовскому проспекту г. Москвы по условиям эксперимента оказывается на 32,64% дороже, чем фактическая стоимость вывоза и утилизации ТБО и КГМ вне эксперимента. При этом ТСЖ недополучает из бюджета часть субсидии на содержание и ремонт общего имущества, предназначенной для вывоза и утилизации ТБО и КГМ, на сумму 721 058,53 руб. и продолжает нести бремя расходов на данные виды работ из средств, предназначенных непосредственно для содержания и ремонта общего имущества.

Но и это еще не всё. Теперь управляющие организации больше не смогут штрафовать организацию, вывозящую мусор, за, например, несвоевременный или не качественный вывоз ТБО. В настоящее время у управляющих организаций заключены прямые договоры с организациями, вывозящими ТБО и КГМ, и согласно этих договоров управляющая организация контролирует работу подрядчиков и накладывает на них штрафные санкции. Суммы от этих штрафных санкций сегодня используются на содержание этого же жилого дома, в том числе на вывоз сверхнормативного мусора, который периодически образуется, например, после праздничных дней. Но теперь, в рамках этого «эксперимента» согласно «СОГЛАШЕНИЯ ОБ УЧАСТИИ В ЭКСПЕРИМЕНТЕ по обращению с отходами, образующимися в многоквартирных домах, расположенных на территории …АО г. Москвы», штрафные санкции теперь будет накладывать и получать Государственное казенное учреждение города Москвы по организации обращения с отходами производства и потребления «Мосэкопром». Формально, управляющая организация может попробовать повлиять на это, заполняя Акты выявленных нарушений, но если учесть, что Мосжилинспекцию заставили удалить новость о нарушениях со своего официального сайта, это означает, что Акты, заполняемые управляющими организациями, приниматься во внимание не будут. Ведь Правительство Москвы не захочет, чтобы кто-то знал истинное качество работы мусоровывозящих организаций в рамках этого «эксперимента». Поэтому, когда Москва начнет зарастать мусором, то обязательно найдут виновных, но «эксперимент» останется «вне подозрений».

Удивляет еще и то, что ФАС России до сих пор не опубликовал свои решения по возбужденному делу № 1-00-292/00-04-13 по признакам нарушения Правительством Москвы части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», выразившегося в издании и утверждении Постановления Правительства Москвы № 662-ПП от 02.10.2012 «О распространении действия эксперимента по обращению с твердыми бытовыми отходами и крупногабаритным мусором, образующимися в многоквартирных домах, проводимого в Юго-Западном административном округе города Москвы, на территории Северного, Северо-Восточного, Юго-Восточного и Западного административных округов города Москвы и внесении изменений в постановления Правительства Москвы от 24 апреля 2007 г. № 299-ПП, от 13 сентября 2012 г. № 485-ПП». Причины этого совершенно непонятны.

И последнее. Теперь в своих отчетах управляющие компании не смогут законно отчитаться перед собственниками жилых и нежилых помещений о расходах на вывоз и утилизацию мусора. До этого махрового «эксперимента» управляющие организации использовали понятный законный расчет, основанный на уже упоминавшемся постановлении №9-ПП. Теперь же такого законного расчета не будет, и управляющие компании будут вынуждены использовать ничем не подтвержденные цифры. Это повлечет за собой многочисленные конфликты с жителями, а также возможные штрафные санкции со стороны Мосжилинспекции и не исключено, что и со стороны Прокуратуры Москвы.

Итоговые выводы.

1. Правительство Москвы не считает Жилищный кодекс РФ документом, которым следует руководствоваться при управлении жилищным и коммунальным хозяйством столицы. 2. Расходы всех управляющих организаций Москвы на вывоз и утилизацию мусора вырастут, а с учетом того, что муниципальная ставка остается на том же уровне (максимально – 24,53 руб. за кв.м. в месяц) расходы на содержание и ремонт жилых домов снизятся. Это ухудшит качество содержания жилых домов и приведет к непредсказуемым последствиям на длительных промежутках времени с учетом того, что этот махровый «эксперимент» рассчитан на 15 лет! 3. Любая проверка собственниками жилых или нежилых помещений, а также контролирующими органами – Жилищной инспекцией и Прокуратурой Москвы – приведет к наложению штрафных санкций на управляющие компании, которые не смогут документально подтвердить правильность расчетов стоимости вывоза и утилизации мусора. text-indent:-18.0pt;">4. Управляющие организации Москвы перестали влиять на качество вывоза и утилизации мусора и подрядчики могут позволить себе все 15 лет вывозить мусор так, как им этого захочется, примером чего является действия Мосжилинспекции и Объединения АТИ.

В Москве проводится так называемый эксперимент по монополизации вывоза и утилизации мусора, образующегося в жилых домах. В этом году затронут один округ – Юго-Западный (ЮЗАО). Со следующего, 2014 года этот эксперимент распространяется еще на 4 административных округа: Юго-Восточный, Северо-Восточный, Северный и Западный (ЮВАО, СВАО, САО и ЗАО).

Качество работы в этом году подрядной организации ООО «МКМ-Логистика» (выигравшей конкурс на 25 млрд.руб.) в рамках этого «эксперимента» вызвало нарекания даже у контролирующих подразделений самого Правительства Москва – Мосжилинспекции и Объединения административно-технических инспекций, о чем была . Но, можно предположить, что на руководство МЖИ было оказано давление городскими руководителями, чтобы МЖИ не портило благостную картину проводимого «эксперимента».

Несмотря на недовольство жителей, выраженное , а также несмотря на вопросы со стороны ФАС России , Правительство Москвы продолжает «эксперимент».

В процессе этого «эксперимента» Правительство Москвы открыло новые законы математики. Как известно, нормы накопления (вывоза) мусора законодательно (в том числе и в соответствии с законодательством Правительства Москвы – постановление от 15.01.2008 № 9-ПП) зависят от количества жильцов, зарегистрированных в каждой квартире многоквартирного дома. Но оказалось, что эту зависимость можно чудесным образом превратить в совершенно другую – от количества квадратных метров в этом же доме, причем эта зависимость – абсолютно одинаковая по всей Москве, для каждого жилого дома столицы, независимо от количества проживающих и, например, наличия магазинов на первых этажах. Выглядит это следующим образом.

Согласно положениям нормативных документов Правительства Москвы (постановление №9-ПП) нормативы расхода на вывоз и утилизацию мусора рассчитываются, исходя из количества зарегистрированных жильцов. Но вдруг, в результате «эксперимента» законодательные нормативы отодвигаются, и появляется новый феноменальный норматив по вывозу и утилизации мусора – 2,08 руб. с кв.м. жилых и НЕЖИЛЫХ помещений в месяц. Т.е. оказывается квартира площадью 100 кв.м., где проживает одинокий пенсионер, и небольшой магазин на первом этаже этого же дома площадью 100 кв.м., производят одинаковое количество мусора! Абсурдность этой ситуации не смутила «инициаторов» этого «эксперимента» и, наплевав на Жилищный кодекс РФ (который говорит о том, что расходы по каждому дому должны быть определены отдельно именно для этого дома), цифра 2,08 руб. насильственно вменяется для всех жилых домов и всем управляющим организациям Москвы, которым «повезло» попасть в зону действия этого махрового «эксперимента» и которые получают бюджетные субсидии. При этом расчет полученной цифры – 2,08 руб. за кв.м. площади в месяц – никому не предоставляется, поскольку его быть в природе не может. Он противоречит самим принципам подомового учета и является «средней температурой по больнице».

Понимая это Правительство Москвы не стало церемониться с управляющими организациями и дало указание всем префектурам, управам районов и ГКУ ИС районов обеспечить в принудительном порядке неукоснительное подписание соглашений, согласно которым всем этим организациям насильственно уменьшается сумма предоставляемых бюджетных субсидий на 2,08 руб. с кв.м. в месяц от общей площади жилых домов, а не только от жилой площади, на которую выделяются бюджетные субсидии. Фактически это нонсенс: квартиры, которые получают бюджетные субсидии, расплачиваются за мусор, который образовывается в том числе и от магазинов и офисов на первых этажах жилых домов! Всем управляющим организациям, в том числе ТСЖ, не согласным на участие в эксперименте, размер бюджетных субсидий просто был урезан волевым порядком .

При этом формально письменное указание Департамента жилищно-коммунального хозяйства и благоустройства Москвы не несет в себе формулировки «неукоснительно», но со слов представителей окружных и районных органов исполнительной власти устное указание подкрепило вот эту бумагу однозначным требованием: обеспечить подписание любой ценой с угрозой невыплаты бюджетных субсидий даже независимо от того, подпишут управляющие организации и ТСЖ-ЖСК предлагаемые соглашения или не подпишут. Ярким подтверждением невыплаты бюджетных субсидий является факты, указанные в обращении ТСЖ «Ломоносовский, 18», о котором будет сказано далее.

Более того, теперь стоимость вывоза мусора для всех жилых домов увеличится. В качестве примера предлагаю ознакомиться с опубликованным на сайте журнала "Председатель ТСЖ" обращением ТСЖ «Ломоносовский, 18» в ФАС России. По их расчетам стоимость вывоза нормативного объема ТБО и КГМ для многоквартирного дома 18 по Ломоносовскому проспекту г. Москвы по условиям эксперимента оказывается на 32,64% дороже , чем фактическая стоимость вывоза и утилизации ТБО и КГМ вне эксперимента. При этом ТСЖ недополучает из бюджета часть субсидии на содержание и ремонт общего имущества , предназначенной для вывоза и утилизации ТБО и КГМ, на сумму 721 058,53 руб. и продолжает нести бремя расходов на данные виды работ из средств, предназначенных непосредственно для содержания и ремонта общего имущества.

Но и это еще не всё. Теперь управляющие организации больше не смогут штрафовать организацию, вывозящую мусор , за, например, несвоевременный или не качественный вывоз ТБО. В настоящее время у управляющих организаций заключены прямые договоры с организациями, вывозящими ТБО и КГМ, и согласно этих договоров управляющая организация контролирует работу подрядчиков и накладывает на них штрафные санкции. Суммы от этих штрафных санкций сегодня используются на содержание этого же жилого дома, в том числе на вывоз сверхнормативного мусора, который периодически образуется, например, после праздничных дней. Но теперь, в рамках этого «эксперимента» согласно «СОГЛАШЕНИЯ ОБ УЧАСТИИ В ЭКСПЕРИМЕНТЕ по обращению с отходами, образующимися в многоквартирных домах, расположенных на территории …АО г. Москвы» , штрафные санкции теперь будет накладывать и получать Государственное казенное учреждение города Москвы по организации обращения с отходами производства и потребления «Мосэкопром» . Формально, управляющая организация может попробовать повлиять на это, заполняя Акты выявленных нарушений , но если учесть, что Мосжилинспекцию заставили удалить новость о нарушениях со своего официального сайта, это означает, что Акты, заполняемые управляющими организациями, приниматься во внимание не будут . Ведь Правительство Москвы не захочет, чтобы кто-то знал истинное качество работы мусоровывозящих организаций в рамках этого «эксперимента». Поэтому, когда Москва начнет зарастать мусором, то обязательно найдут виновных, но «эксперимент» останется «вне подозрений».

Удивляет еще и то, что ФАС России до сих пор не опубликовал свои решения по возбужденному делу № 1-00-292/00-04-13 по признакам нарушения Правительством Москвы части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», выразившегося в издании и утверждении Постановления Правительства Москвы № 662-ПП от 02.10.2012 «О распространении действия эксперимента по обращению с твердыми бытовыми отходами и крупногабаритным мусором, образующимися в многоквартирных домах, проводимого в Юго-Западном административном округе города Москвы, на территории Северного, Северо-Восточного, Юго-Восточного и Западного административных округов города Москвы и внесении изменений в постановления Правительства Москвы от 24 апреля 2007 г. № 299-ПП, от 13 сентября 2012 г. № 485-ПП». Причины этого совершенно непонятны.

И последнее. Теперь в своих отчетах управляющие компании не смогут законно отчитаться перед собственниками жилых и нежилых помещений о расходах на вывоз и утилизацию мусора. До этого махрового «эксперимента» управляющие организации использовали понятный законный расчет, основанный на уже упоминавшемся постановлении №9-ПП. Теперь же такого законного расчета не будет, и управляющие компании будут вынуждены использовать ничем не подтвержденные цифры. Это повлечет за собой многочисленные конфликты с жителями, а также возможные штрафные санкции со стороны Мосжилинспекции и не исключено, что и со стороны Прокуратуры Москвы.

Итоговые выводы.

1. Правительство Москвы не считает Жилищный кодекс РФ документом, которым следует руководствоваться при управлении жилищным и коммунальным хозяйством столицы.

2. Расходы всех управляющих организаций Москвы на вывоз и утилизацию мусора вырастут, а с учетом того, что муниципальная ставка остается на том же уровне (максимально – 24,53 руб. за кв.м. в месяц) расходы на содержание и ремонт жилых домов снизятся. Это ухудшит качество содержания жилых домов и приведет к непредсказуемым последствиям на длительных промежутках времени с учетом того, что этот махровый «эксперимент» рассчитан на 15 лет!

3. Любая проверка собственниками жилых или нежилых помещений, а также контролирующими органами – Жилищной инспекцией и Прокуратурой Москвы – приведет к наложению штрафных санкций на управляющие компании, которые не смогут документально подтвердить правильность расчетов стоимости вывоза и утилизации мусора.

4. Управляющие организации Москвы перестали влиять на качество вывоза и утилизации мусора и подрядчики могут позволить себе все 15 лет вывозить мусор так, как им этого захочется, примером чего является действия Мосжилинспекции и Объединения АТИ.

Среди наших клиентов строительные компании, торговые комплексы, частные лица и предприятия ближайшего Подмосковья. И, конечно же, среди наших постоянных клиентов находятся товарищества собственников жилья, с которыми мы работаем по обслуживанию многоквартирных жилых домов.

Для многих жителей многоэтажек актуальной проблемой является вывоз мусора . ТСЖ в первую очередь заинтересовано в том, чтобы максимально качественно и оперативно решить эту проблему. Стоит ли говорить о том, что сегодня непросто найти компанию, которая на постоянной основе будет добросовестно выполнять свои обязанности, производя вывозмусора. ТСЖ многих микрорайонов Подмосковья сегодня сотрудничают именно с компанией «Кусор» и на 100 % довольны своим выбором. Для товариществ собственников жилья мы всегда готовы предложить наиболее выгодные условия сотрудничества, заключая с ними договор на достаточно большой промежуток времени. К тому же, компания предоставляет привлекательные скидки при заказе большого объема работ. Мы ценим постоянных клиентов и хотим создать для них максимально комфортные условия для сотрудничества.

Компания «Кусор» специализируется на сборе и вывозе всех видов отходов.

Кроме этого, мы осуществляем перевозку грунта, металлолома, сыпучих стройматериалов, а также работаем со . В зимний период наши сотрудники всегда придут вам на помощь и помогут расчистить от снега автостоянку или площадку перед домом. Но лучше всего не ждать, когда настанет критический момент, а заказать регулярную уборку снега. ТСЖ уже оценили все преимущества такого сотрудничества, так как благодаря нашим услугам проблема с мусором становится не актуальной.

Наша компания имеет парк необходимой спецтехники, которая может справиться даже с габаритным мусором. Со своей стороны мы готовы предложить полный сервис по вывозу мусора от «А» до «Я». Вы даже не будете замечать появление наших сотрудников, а между тем во дворе всегда будет чисто и уютно.

Почему вывоз мусора ТСЖ должны заказывать именно в нашей компании?

Все очень просто: мы готовы предложить наиболее выгодные условия сотрудничества и при этом гарантировать высокое качество выполнения работ.


С 2017 года в России кардинально меняется схема обращения ТКО — твердых коммунальных отходов. Появляются региональные операторы по обращению с ТКО, за вывоз мусора приходится платить по нормативам, собственникам частных домов надо будет заключать отдельные договоры на вывоз мусора. Мы собрали все самые важные вопросы читателей сайта по новым правилам вывоза мусора и ответили на них.

Материал подготовлен с учетом актуальных редакций Жилищного кодекса РФ (ЖК), постановлений Правительства РФ №354 от 06.05.2011 (ПП №354) и №1156 от 12.11.2016 (ПП №1156) .

С какой даты нужно платить за обращение с ТКО по новым правилам?

Схема с региональным оператором начинает применяться по всей России неравномерно. Все регионы должны ввести новую схему к 1 января 2019 года. Регион может сделать это и раньше, если утвердит единый тариф на услугу по обращению с ТКО и заключит соглашение с региональным оператором. На новую схему уже перешли, например, в Астраханской, Ивановской областях, Краснодарском крае. После утверждения тарифов на уровне региона и выбора регионального оператора в квитанциях появится отдельная строка за обращение с ТКО. Поэтому вполне возможно, что вы уже платите за обращение с ТКО, а ваши родственники из другого региона еще нет.

Кто теперь должен заключать договоры на вывоз мусора?

  • собственники частных жилых домов и частей жилых домов (ч.5 ст.30 ЖК);
  • собственники нежилых помещений в многоквартирных домах (магазинов, офисов и пр.). Исключение: собственники машино-мест (п.148(1) ПП №354);
  • управляющие компании / ТСЖ / жилищные кооперативы (ч.12 ст.161 ЖК);
  • собственники помещений и квартир в МКД, если в доме непосредственное управление (ч.2 ст.164 ЖК).

Я ни с кем не заключал договор на вывоз мусора, но мне шлют квитанции. Законно ли это?

Да, это законно. Либо договор уже заключила за вас УК, либо вам придется это сделать самостоятельно. Есть 3 варианта:

  1. Вы живете в многоквартирном доме с УК / ТСЖ / кооперативом и платите за мусор им.
    Вам не нужно заключать отдельный договор на обращение с ТКО. Его заключает ваша управляющая компания (ТСЖ, жилищный кооператив). УК выставляет вам квитанции на оплату услуг по обращению с ТКО, вы платите УК, УК рассчитывается за оказанные услуги с региональным оператором ТКО.
  2. Вы живете в многоквартирном доме с УК / ТСЖ / кооперативом, но платите региональному оператору.
    Если общее собрание собственников решило платить напрямую поставщикам коммунальных услуг, тогда квитанции за обращение с ТКО вам будет выставлять региональный оператор. Вы должны будете оплачивать их напрямую региональному оператору. Договор на обращение с ТКО в этом случае тоже заключает УК.
  3. В вашем доме непосредственное управление / у вас частный дом.
    В этом случае вы сами должны будете заключить договор на обращение с ТКО с региональным оператором и платить ему напрямую по выставленным квитанциям. Отказаться от заключения договора нельзя.

Я арендую нежилое помещение в многоквартирном доме под магазин. Кто должен заключать договор на обращение с ТКО — я или собственник помещения?

В п. 148(1) ПП №354 сказано, что договор на обращение с ТКО заключает именно собственник нежилого помещения в МКД. Собственнику нужно обратиться к региональному оператору по обращению с ТКО и оформить с ним отдельный договор. Будете ли вы как арендатор компенсировать собственнику расходы на вывоз мусора в дополнение к арендной плате, зависит от условий вашего договора аренды.

На заметку: УК, ТСЖ или кооператив, управляющие домом, могут запрашивать у собственника нежилого помещения данные об объемах коммунальной услуги по обращению с ТКО за месяц. Собственнику придется предоставлять такую информацию в УК в течение 3 рабочих дней.

Я снимаю квартиру. Хозяйка требует, чтобы я оплачивала вывоз мусора. Права ли она?

Все зависит от того, как вы договорились с хозяйкой. Перечитайте свой договор с собственницей квартиры. Если по договору вы обязаны компенсировать хозяйке расходы на оплату всех коммунальных услуг, тогда платить придется, т.к. обращение с ТКО теперь является коммунальной услугой. Если вы прописали в договоре, что жилец платит только за электричество и воду, тогда вы можете отказаться от оплаты вывоза мусора и попытаться убедить хозяйку, что она не права. Увы, есть шанс, что после этого вам придется искать другое жилье:(

Что конкретно включается в услугу по обращению с ТКО?

В услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами входят сбор, транспортирование, обезвреживание и захоронение ТКО. Конкретный порядок и особенности оказания услуг по обращению с ТКО смотрите в ПП №1156 и договоре с региональным оператором.

Как часто должны вывозить мусор от многоквартирных домов?

В холодное время года (среднесуточная температура +5 °C и ниже) — не реже 1 раза в 3 суток. В теплое время года (среднесуточная температура выше +5 °C) — 1 раз в сутки. В течение одного месяца допустимо отклонение от этой нормы не более 72 часов. Единовременно в холодное время года вывоз мусора могут задержать не более чем на 48 часов, в теплое время года — не более чем на 24 часа. Эти нормативы указаны в приложении 1 к ПП №354.

Откуда берутся нормативы и тарифы на услугу по обращению с ТКО?

Расценки на коммунальные услуги по обращению с ТКО у регионального оператора не могут быть больше единого тарифа на услуги регионального оператора по обращению с ТКО. Этот тариф утверждается на уровне региона. Норматив накопления ТКО также устанавливаются региональными властями или органами местного самоуправления, если регион передал им такие полномочия. Примеры утвержденных нормативов: Краснодарский край , Санкт-Петербург . Правила установления регионами нормативов прописаны в постановлении Правительства РФ №269 от 04.04.2016 .

УК выставила счет за вывоз мусора на общедомовые нужды. Разве так можно?

Нет, нельзя. В пункте 148(29) ПП №354 прямо указано, что коммунальная услуга по обращению с ТКО не предоставляется на общедомовые нужды.

Управляющая компания составила акт о том, что в моей квартире живут 2 человека, хотя никто не прописан. Теперь начисляют плату за вывоз мусора от 2 человек. Что делать?

Как и в случае с другими коммунальными услугами, УК действительно может составлять такие акты об установлении числа временно проживающих в квартире и на основании этого акта потом начислять плату за услугу по обращению с ТКО (пп.в п.148(23), п.148(35) ПП №354 от 06.05.2011). Плата за вывоз мусора рассчитывается от числа временно и постоянно проживающих жильцов. Временным считается проживание более 5 дней подряд.

  • Напишите в УК заявление о перерасчете платы, если вы можете документами доказать, что на самом деле в квартире живет гораздо меньше людей. Принесите в УК свой договор с жильцами, которым сдаете квартиру: в нем прописывается не только имя того, кто снимает жилье, но и всех, кто с ним живет. Также поможет копия временной регистрации по другому адресу.
  • Следите, чтобы у УК всегда была актуальная информация от вас о реальном количестве жильцов. Если вы не сообщите УК правильные данные сами, их сообщат соседи. Сомневаемся, что эта информация будет соответствовать действительности.
  • Не прописывайте в квартиру фиктивных жильцов — они жить не будут, а вам придется платить за вывоз мусора за каждого из них.

У меня в квартире никто не прописан. Нужно ли платить за вывоз мусора?

Да, нужно. Если в квартире никто не прописан и временно не зарегистрирован, начислять плату за обращение с ТКО будут от количества собственников квартиры (п.148(36) ПП №354). Еще в вашем регионе могут принять решение о расчете платы за обращение с ТКО от площади. В этом случае платить за вывоз мусора придется независимо от числа прописанных / проживающих. Непроживание в квартире не освобождает от обязанности платить за коммунальные услуги, но иногда позволяет сделать перерасчет платы за коммуналку в связи с временным отсутствием.

Можно ли не платить за вывоз мусора, если его у меня нет (закапываю на своем участке и сжигаю сам)?

К сожалению, для собственников жилых домов заключение договоров на услуги по обращению с ТКО обязательно. Накапливать твердые коммунальные отходы можно только в специально оборудованных местах. Такие площадки должны отвечать требованиям по охране окружающей среды и санэпидемнормам. Сжигать отходы без специального оборудования, которое очищает выбросы, запрещено. Плюс для обращения с отходами I-IV классов опасности требуется наличие лицензии. За нарушение всех этих правил могут штрафовать собственника дома или земельного участка. Пожалуй, проще всего будет все-таки заключить договор с региональным оператором.

Важно: при обнаружении несанкционированного места складирования ТКО объемом более 1 кубометра региональный оператор обязан пожаловаться в уполномоченные органы и высылать собственнику земельного участка уведомление о необходимости ликвидации этой свалки. Собственнику участка надо будет самостоятельно ликвидировать свалку или заключить договор с региональным оператором в течение 30 дней. Если свалка так и не будет ликвидирована, региональный оператор устранит ее сам и через суд взыщет с собственника участка свои расходы. Так написано в пунктах 16-17 ПП №1156.

Есть ли способы сэкономить на плате за обращение с ТКО?

  • Организовать раздельный сбор мусора.
    Для домов, которые используют раздельные накопление и сбор мусора, плата за обращение с ТКО рассчитывается не по нормативам, а в зависимости от объема вывезенных контейнеров. Благодаря раздельному сбору ТКО, вы сможете платить за реальное количество мусора, а не по абстрактным нормативам.
  • Сообщать в УК / региональному оператору об изменении числа жильцов.
    В постановлении №354 сказано, что потребитель обязан сообщать об уменьшении или увеличении числа временно и постоянно проживающих граждан в течение 5 рабочих дней. Если в вашем регионе плата за обращение с ТКО рассчитывается от числа жильцов, не забывайте сразу же сообщать в УК или региональному оператору о том, что теперь вас в квартире живет меньше.
  • Оформлять перерасчет при длительных отъездах в отпуск или на дачу.
    При временном отсутствии (более 5 полных календарных дней подряд) подавайте заявление о перерасчете платы за услугу по обращению с ТКО. Это возможно по п.148(44) ПП №354.
  • Жаловаться на некачественный вывоз мусора.
    Когда услугу по обращению с ТКО оказывают плохо, мусор вывозится значительно реже, чем по нормативам и условиям договора, можно писать претензию и требовать уменьшения платы за эту услугу. По п.148(45) ПП №354 можно получить вплоть до 100% освобождения от оплаты услуг по обращению с ТКО. За каждые сутки отклонения от нормативов можно добиться снижения рассчитанной за месяц платы за обращение с ТКО на 3,3%.

О других способах сэкономить на вывозе мусора или получить льготу по оплате обращения с ТКО пишет наш Кот-юрист в заметке
Не хочу переплачивать за мусор, есть ли льготы?

Кому предъявлять претензии по некачественному вывозу мусора?

  • Управляющей компании / ТСЖ / кооперативу — если договор на услуги по вывозу ТКО с региональным оператором заключали они. Претензии по содержанию и чистоте контейнерных площадок, мусоропровода, мусороприемной камеры нужно также писать в УК.
  • Региональному оператору ТКО — если у вас заключен договор напрямую с ним. Ответственность регионального оператора начинается с момента погрузки отходов в мусоровоз на местах сбора и накопления ТКО (контейнерных и специальных площадках).

Что можно сделать, если у нас регулярно затягивают с вывозом мусора?

Если все претензии на некачественное оказание услуг и перерасчет платы уже написаны, но реакции ноль, вы смело можете жаловаться на бездействие УК в жилищную инспекцию. Жалобу на УК можно отправить с помощью сайта РосЖКХ . УК могут выписать штраф до 50 тысяч рублей по статье 7.22 КоАП РФ (нарушение правил содержания и ремонта жилых домов).

Куда жаловаться на регионального оператора по обращению с ТКО?

  • Росприроднадзор — на нарушение региональным оператором условий лицензии по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I-IV классов опасности, а также проблемы, связанные с экологией и охраной окружающей среды.
  • Властям региона — на нарушение региональным оператором условий соглашения по обращению с ТКО. Жаловаться нужно в тот орган, который от имени региона подписывал соглашение с оператором. Текст соглашения должен быть выложен на сайте регионального оператора. Например, в Краснодарском крае такое соглашение от имени региона заключало краевое Министерство топливно-энергетического комплекса и жилищно-коммунального хозяйства.
  • Роспотребнадзор — на нарушение санитарно-эпидемиологических норм и правил.
  • В региональную энергетическую комиссию — на нарушения в области тарифов на услуги регионального оператора.
  • Прокуратура — если не знаете, куда жаловаться, или жалобы в предыдущие ведомства не помогли.

За хапремонт не платил, и за вывоз мусора не буду, все мошенники!

Не хочется вас огорчать, но за отсутствие договора на вывоз мусора собственников частных домов могут штрафовать (от 1 до 2 т.р. по статье 8.2 КоАП РФ). Долги по коммунальным услугам взыщут по суду и спишут с вашей карточки в Сбербанке — с процентами и госпошлиной, как было и по капремонту. Так что платить придется все равно. А пока попробуйте написать депутату Госдумы от своего региона. Возможно, у вас много общего, и он тоже не любит платить за вывоз мусора.