Благодаря истовой и чистой вере в бога , несмотря на лишения, которые пришлось испытать ему.

Историки не могут определить точной даты рождения Сергия Радонежского, но сходятся на 3 – ем мая 1314 или 1319 гг., датах, которые упоминались его биографом Епифанием в своих трудах и других источниках. Русская церковь литературно и традиционно считает, что день его рождения 3-е мая 1314 г. Родился он в семье Кирилла и Марии, знатных бояр на службе у князя, в селе Варницы под Ростовом. Ребенок был еще до рождения предназначен богу, так как во время посещения беременной матерью церкви, младенец в чреве прокричал троекратно, и священник объявил родителям, что он будет слугой святой троицы.

При крещении ребенок получил имя Варфоломей и с первых дней жизни удивлял окружающих, стал постником – не пил молоко матери по средам и пятницам, не ел мяса на продолжении всей жизни. В семь лет родители отдали его на учебу, но грамота не давалась мальчику, и он очень переживал по этому поводу. Однажды ему встретился странствующий старец, который помолился и благословил. После этого случая учеба пошла легко и вскоре он обогнал своих сверстников и стал глубоко изучать Библию и святые писания. Окружающие удивлялись его стойкости и воздержанию, нежеланию участвовать в общих играх, увлечение молитвой и церковью, посту в еде.

В 1328 г родители Варфоломея, сильно обедневшие, вынуждены были переехать в город Радонеж. Когда Стефан, старший брат его, женился, они приняли постриг и ушли в монастырь, где и умерли.

После смерти родителей Варфоломей сам уехал в Хотьково-Покровский монастырь, где уже ранее принял монашество его брат Стефан и родители. Стремясь оказаться ближе к богу, он покинул монастырь и организовал небольшую деревянную церковь в служение Святой Троицы в десяти верстах от него. Стефан помогал ему, но, не выдержав тяжелой жизни полной лишений, вскоре уехал и стал игуменом в Москве в Богоявленском монастыре. После этого к Варфоломею прибыл игумен Митрофан, от которого он и принял постриг и стал называться Сергием, так как в этот день праздновалась память Сергия и Вакха. К церкви стали стекаться монахи, и было построено 12 келий, срублен тын, образовалась обитель иноков, которая в 1345 г окончательно состоялась как Троице-Сергиев монастырь.

Монахи монастыря не просили подаяния, а кормились, по настоянию Сергия, собственным трудом, в котором он первым подавал пример. Сам Сергий своими руками делал самую тяжелую работу , не требуя никаких денег за нее. Однажды помог старцу Данилу прирубить сени к келье за решето гнилого хлеба. Он работал не покладая рук, и братья поддерживались и вдохновлялись преодолевать лишения. Известия об обители дошли до Вселенского патриарха Филофея в Царьграде, который прислал посольство с дарами и советами, и вскоре после этого Сергием был принят общинножительный устав, этому примеру последовали потом многие церкви и монастыри по всей земле русской.

Словами тихими и кроткими Сергий мог примирить, по свидетельствам современников, даже самых ярых врагов, как примирял между собой враждующих русских князей, уговаривал быть в подчинении у великого князя московского. Он предсказал победу и благословил на битву с ханом Мамаем на Куликовом поле колебавшегося князя Дмитрия и вдохновил этим становившуюся в то время Московскую Русь. В 1389 г был призван скрепить духовно новый порядок наследования престола – от отца к старшему сыну.

Преподобный Сергий Радонежский, краткая биография его представлена во многих изданиях, и его ученики впоследствии основали еще несколько монастырей и обителей, среди них Благовещенская церковь на Киржаче, Высоцкий монастырь, Георгиевский на Клязьме, Воскресенский, Ферапонтов, Кирилло-Белозерский… Всего ученики основали их около 40 .

Из-за образа жизни, чистоты намерений и нравов игумен Сергий почитался как святой, были доступны и чудеса ему, благодаря милости божьей, он исцелял людей от болезней, а однажды воскресил умершего на руках отца мальчика.

За полгода до смерти инок призвал к себе учеников и благословил на игуменство преподобного Никона, достойнейшего из них. Смерть наступила 25 сентября 1392г. и вскоре после этого Сергий Радонежский был канонизирован. Это произошло при жизни людей, которые знали его, случай подобный не повторялся больше.

Через 30 лет, а точнее 5 июля 1422 г были обретены его нетленные мощи (не разрушившиеся и не истлевшие кости), о чем свидетельствуют многие свидетели и современники. День этот почитается днем памяти святого. Впоследствии в 1946 г мощи в виде костей, волос и фрагментов грубого монашеского одеяния были переданы из музея в церковь, где и хранятся до сих пор в Троицком соборе Троице-Сергиевого монастыря.

Чудотворец преславный и заступник пречудный, Преподобный Сергий РадонежскийПреподобный
Сергий,
игумен
Радонежский, чудотворец родился 3
мая 1314 года в селе Варницы, под
Ростовом
в
благородной
и
благочестивой семье. Родителей его
Кирилл и Мария были знатного
боярского рода. Родившегося сына
назвали они Варфоломеем. Младенец
удивлял всех тем, что соблюдал пост. По
средам и пятницам он отказывался от
молока матери, а также и в другие дни,.
Когда мать употребляла в пищу мясо. В
семилетнем
возрасте
Варфоломей
вместе с братьями Стефаном и Петром
отдали обучаться грамоте. Учение
давалось Варфоломею с большим
трудом. Мальчик молись Богу "о
дарованию ему книжного разумения", и
однажды ему явился Ангел в виде
старца-инока. Старец, по просьбе
мальчика, вознес молитву ко Господу и
благословил отрока, с тех пор
Варфоломей без труда читал и понимал
написанное.

После смерти родителей Варфоломей и Стефан
удалились за двенадцать верст от Радонежа в лес,
где поставили келию, а затем небольшую церковь во
Имя Пресвятой Живоначальной Троицы. Стефан не
выдержал трудностей пустынножительства и
перешел в Московский Богоявленский монастырь, а
Варфоломей принял монашеский постриг 7 октября
1337 года с именем Сергий и положил начало новому
пустынножительству во славу Живоначальной
Троицы. С еще большим усердием он предался
подвигу поста и молитвы. Вскоре исполнилось
заветное желание юноши - игумен одного из
близлежащих монастырей Митрофан постриг его в
монашество. Ни одного часа времени преподобный
Сергий Радонежский не проводил в праздности.
Мудро сочетая молитву и труд, псалмопение и
чтение божественных книг, он восходил от силы в
силу, с каждым днем своей жизни все больше
приближаясь ко Христу. Единственным желанием
преподобного Сергия Радонежского было спасение
собственной души. Он хотел жить и умереть в своем
лесном уединении. Вскоре вокруг преподобного
Сергия стали селиться люди, желавшие спасаться
под его руководством. По настоятельному желанию
учеников
Сергий
Радонежский
становится
священником и игуменом основанного им
монастыря. Смирение, терпение, любовь к Богу и
ближним
сделали
Преподобного
великим
молитвенником и печальником за землю Русскую
еще во время его земной жизни.
Расскажем о семи подвигах чудотворца подвигов,
укрепляющих веру и вдохновляющих на ее дела.

ПОБЕДЫ НАД БЕСАМИ И ПРИРУЧЕНИЕ ЗВЕРЕЙ

Преподобный Сергий представляется
многим блаженным старцем, святость
которого чувствовали дикие звери,
приходившие «прикоснуться» к ней.
Однако на самом деле Сергий ушел в лес
молодым человеком в возрасте около
двадцати лет. Первое время своего
отшельничества он постоянно боролся с
бесовскими искушениями, побеждая их
горячей молитвой. Бесы пытались
прогнать его из леса, угрожая нападением
диких зверей и мучительной смертью.
Святой же оставался непреклонен,
призывал Бога и таким образом спасся.
Молился он и при появлении диких
зверей, и потому они ни разу не напали на
него. С медведем, так часто изображаемым
рядом с Сергием, святой делил каждую
свою трапезу, а иногда и уступал ее
голодному животному. »Пусть никто не
удивляется этому, зная воистину, что если
Бог живет в человеке и Святой Дух почиет
на нем, то все творение ему покоряется»,
- говорится в житии этого святого.

2.БЛАГОСЛОВЕНИЕ МОНАХОВ НА ВОЙНУ

Это событие - одно из самых известных и
самых неожиданных в истории СвятоТроицевой Сергиевой лавры. Всем известно,
что монахи и оружие, а тем более война - «две
вещи несовместные», но, как и всякое слишком
широкое правило, и это правило однажды
опровергла жизнь. Двое иноков, причисленных
позднее к лику святых, с оружием в руках
пошли
на
Куликовскую
битву
по
благословению преподобного Сергия. В
единоборстве перед сражением один из них,
Александр
Пересвет,
сразил
татарского
богатыря Челубея, и это определило победу
русского войска. Пересвет погиб при этом сам.
Второй монах, в постриге Андрей (Ослябя), по
преданию, переоделся в доспехи князя
Дмитрия, сраженного в битве, и так повел за
собой войско.
Удивительно, что сам Сергий Радонежский
«отправил» Пересвета и Ослябю на великую
битву
в
подмогу
князю
Дмитрию,
попросившему у святого только духовной
помощи. Перед сражением он постриг монахов
в великую схиму.

3. НАСТОЯЩЕЕ ПРИЧАСТИЕ

Свидетельство о том, как причащался
преподобный Сергий Радонежский,
было сокрыто от людей до самого его
успения. Хранил эту тайну Симон,
ученик
святого,
которому
было
видение во время причастия Сергия
Радонежского на литургии. Симон
видел огонь, ходящий по святому
престолу,
озаряющий
алтарь
и
окружающий со всех сторон Святую
Трапезу. «Когда Преподобный хотел
причаститься, то Божественный огонь
свился, как некая пелена, и вошел в
святой потир, и им Преподобный
причастился. Видя все это, Симон
исполнился ужаса и трепета и
безмолвствовал,
дивясь
чуду…»
Преподобный понял по лицу своего
ученика, что тот сподобился чудесного
видения, и Симон подтвердил это.
Тогда Сергий Радонежский попросил
его никому не говорить об увиденном,
пока не заберет его Господь.

4.ВОСКРЕСЕНИЕ МАЛЬЧИКА

Житие святого Сергия рассказывает, что он
однажды своими молитвами воскресил человека.
Это был мальчик, отец которого, набожный
верующий, нес больного сына по морозу, чтобы
святой Сергий исцелил его. Вера того человека
была сильна, и он шел с мыслью: «Только бы мне
донести сына живым к человеку Божию, а там
ребенок обязательно выздоровеет». Но от
сильного мороза и долгого пути больной ребенок
совсем ослаб и умер в дороге. Добравшись до
святого Сергия, безутешный отец говорил:»Горе
мне! Ах, Божий человек! Я со своим несчастьем и
слезами спешил добраться до тебя, веря и надеясь
получить утешение, но вместо утешения
приобрел лишь еще большую скорбь. Лучше бы
мне было, если бы мой сын умер дома. Горе мне,
горе! Что же сейчас делать? Что могло быть горше
и страшнее этого?» Затем он вышел из кельи,
чтобы приготовить гроб для своего ребенка.
Сергий Радонежский долго на коленях молился у
умершего, и вдруг неожиданно дитя ожило и
зашевелилось, душа его вернулась в тело.
Вернувшемуся же отцу святой сказал, что дитя не
умерло, а лишь изнемогло от мороза, а сейчас, в
тепле, отогрелось. Это чудо стало известно со
слов ученика святого.

5.ПОДВИГ СКРОМНОСТИ

Преподобный Сергий Радонежский
мог бы стать митрополитом,
епископом, а отказывался стать
даже игуменом своего монастыря.
Он просил митрополита всея Руси
Алексия назначить игумена в
монастырь, и, услышав в ответ свое
имя, не соглашался, говоря: «Я не
достоин». Только когда митрополит
напомнил святому о монашеском
послушании, тот ответил: «Как
Господу угодно, так пусть и будет.
Благословен Господь вовеки!»
Тем не менее, когда Алексий умирал
и предлагал Сергию стать своим
преемником, тот отказался.
Повторил свой отказ святой и после
смерти митрополита, все с теми же
словами: «Я не достоин».

6.ХЛЕБА ДЛЯ МОСКВЫ

В осажденной Москве многие
православные в один день увидели
совершенно седого старца, ведущего
за собой двенадцать повозок с хлебом.
Никто не мог понять, как эта
процессия
пробралась
через
неприступную охрану и множество
вражеских войск. «Скажи, отец,
откуда вы?» - спрашивали старца, а
тот всем с радостью отвечал: «Мы –
воины из обители Пресвятой и
Живоначальной
Троицы».
Этот
старец, которого одни видели, а
другие нет, вдохновил москвичей на
дальнейшую борьбу и уверил в
победе. А в обители чудотворца
говорили, что появление в Москве
старцев с хлебами было в тот день,
когда
Преподобный
явился
в
монастыре пономарю Иринарху и
сказал: «Я послал в Москву трех
учеников своих, и прибытие их не
останется
незамеченным
в
царствующем граде».

7. ПОДБРОШЕННЫЙ ЦАРЬ

Великий
князь всея Руси Иван
Васильевич и Великая княгиня Софья
имели троих дочерей, но не имели
наследника.
Христолюбивая
Софья
решила отправиться в паломничество -
пешком в Троице-Сергиеву лавру из
самой Москвы, чтобы помолиться о
рождении сыновей. У села Клементьево,
находящегося неподалеку от монастыря,
ей
встретился
благолепный
священноинок с младенцем на руках.
Софья сразу же поняла по облику
странника,
что
перед
ней
-
преподобный Сергий. Далее житие
повествует: «Он приблизился к Великой
княгине – и вдруг бросил ей за пазуху
младенца. И тотчас стал невидим».
Софья дошла до святой обители и долго
молилась там и целовала мощи
преподобного. А по возвращении домой
зачала во чреве дарованного Богом
наследника царского престола, великого
князя Василия, который родился в
праздник Благовещения и был крещен в
Троице-Сергиевой лавре.

8 октября Православная церковь отметила память преподобного Сергия Радонежского. Сергий Радонежский поистине народный святой, близкий каждому православному человеку. Вспомним главные 7 его подвигов, укрепляющих веру и вдохновляющих православных на совершение дел полезных для спасения души.

1. Победы над бесами и приручение зверей

Преподобный Сергий представляется многим блаженным старцем, святость которого чувствовали дикие звери, приходившие «прикоснуться» к ней. Однако на самом деле Сергий ушел в лес молодым человеком в возрасте около двадцати лет. Первое время своего отшельничества он постоянно боролся с бесовскими искушениями, побеждая их горячей молитвой. Бесы пытались прогнать его из леса, угрожая нападением диких зверей и мучительной смертью. Святой же оставался непреклонен, призывал Бога и таким образом спасся. Молился он и при появлении диких зверей, и потому они ни разу не напали на него. С медведем, так часто изображаемым рядом с Сергием, святой делил каждую свою трапезу, а иногда и уступал ее голодному животному. «Пусть никто не удивляется этому, зная воистину, что если Бог живет в человеке и Святой Дух почиет на нем, то все творение ему покоряется», - говорится в житии этого святого.

2. Благословение монахов на войну

Это событие - одно из самых известных и самых неожиданных в истории Свято-Троицевой Сергиевой лавры. Всем известно, что монахи и оружие, а тем более война - «две вещи несовместные», но, как и всякое слишком широкое правило, и это правило однажды опровергла жизнь. Двое иноков, причисленных позднее к лику святых, с оружием в руках пошли на Куликовскую битву по благословению преподобного Сергия. В единоборстве перед сражением один из них, Александр Пересвет, сразил татарского богатыря Челубея, и это определило победу русского войска. Пересвет погиб при этом сам. Второй монах, в постриге Андрей (Ослябя), по преданию, переоделся в доспехи князя Дмитрия, сраженного в битве, и так повел за собой войско.

Удивительно, что сам Сергий Радонежский «отправил» Пересвета и Ослябю на великую битву в подмогу князю Дмитрию, попросившему у святого только духовной помощи. Перед сражением он постриг монахов в великую схиму.

3. Настоящее причастие

Свидетельство о том, как причащался преподобный Сергий Радонежский, было сокрыто от людей до самого его успения. Хранил эту тайну Симон, ученик святого, которому было видение во время причастия Сергия Радонежского на литургии. Симон видел огонь, ходящий по святому престолу, озаряющий алтарь и окружающий со всех сторон Святую Трапезу. «Когда Преподобный хотел причаститься, то Божественный огонь свился, как некая пелена, и вошел в святой потир, и им Преподобный причастился. Видя все это, Симон исполнился ужаса и трепета и безмолвствовал, дивясь чуду…» Преподобный понял по лицу своего ученика, что тот сподобился чудесного видения, и Симон подтвердил это. Тогда Сергий Радонежский попросил его никому не говорить об увиденном, пока не заберет его Господь.

Житие святого Сергия рассказывает, что преподобный однажды своими молитвами воскресил человека. Это был мальчик, отец которого, набожный верующий, нес больного сына по морозу, чтобы святой Сергий исцелил его. Вера того человека была сильна, и он шел с мыслью: «Только бы мне донести сына живым к человеку Божию, а там ребенок обязательно выздоровеет». Но от сильного мороза и долгого пути больной ребенок совсем ослаб и умер в дороге. Добравшись до святого Сергия, безутешный отец говорил:«Горе мне! Ах, Божий человек! Я со своим несчастьем и слезами спешил добраться до тебя, веря и надеясь получить утешение, но вместо утешения приобрел лишь еще большую скорбь. Лучше бы мне было, если бы мой сын умер дома. Горе мне, горе! Что же сейчас делать? Что могло быть горше и страшнее этого?» Затем он вышел из кельи, чтобы приготовить гроб для своего умершего ребенка.

Сергий Радонежский долго на коленях молился у умершего, и вдруг неожиданно дитя ожило и зашевелилось, душа его вернулась в тело. Вернувшемуся же отцу святой сказал, что дитя не умерло, а лишь изнемогло от мороза, а сейчас, в тепле, отогрелось. Это чудо стало известно со слов ученика святого.

5. Подвиг скромности

Преподобный Сергий Радонежский мог бы стать митрополитом, епископом, а отказывался стать даже игуменом своего монастыря. Он просил митрополита всея Руси Алексия назначить игумена в монастырь, и, услышав в ответ свое имя, не соглашался, говоря: «Я не достоин». Только когда митрополит напомнил святому о монашеском послушании, тот ответил: «Как Господу угодно, так пусть и будет. Благословен Господь вовеки!»

Тем не менее, когда Алексий умирал и предлагал Сергию стать своим преемником, тот отказался. Повторил свой отказ святой и после смерти митрополита, все с теми же словами: «Я не достоин».

6. Хлеба для Москвы

В осажденной Москве многие православные в один день увидели совершенно седого старца, ведущего за собой двенадцать повозок с хлебом. Никто не мог понять, как эта процессия пробралась через неприступную охрану и множество вражеских войск. «Скажи, отец, откуда вы?» - спрашивали старца, а тот всем с радостью отвечал: «Мы - воины из обители Пресвятой и Живоначальной Троицы». Этот старец, которого одни видели, а другие нет, вдохновил москвичей на дальнейшую борьбу и уверил в победе. А в обители чудотворца говорили, что появление в Москве старцев с хлебами было в тот день, когда Преподобный явился в монастыре пономарю Иринарху и сказал: «Я послал в Москву трех учеников своих, и прибытие их не останется незамеченным в царствующем граде».

6. Подброшенный царь

Великий князь всея Руси Иван Васильевич и Великая княгиня Софья имели троих дочерей, но не имели наследника. Христолюбивая Софья решила отправиться в паломничество - пешком в Троице-Сергиеву лавру из самой Москвы, чтобы помолиться о рождении сыновей. У села Клементьево, находящегося неподалеку от монастыря, ей встретился благолепный священноинок с младенцем на руках. Софья сразу же поняла по облику странника, что перед ней - преподобный Сергий. Далее житие повествует: «Он приблизился к Великой княгине - и вдруг бросил ей за пазуху младенца. И тотчас стал невидим». Софья дошла до святой обители и долго молилась там и целовала мощи преподобного. А по возвращении домой зачала во чреве дарованного Богом наследника царского престола, великого князя Василия, который родился в праздник Благовещения и был крещен в Троице-Сергиевой лавре.

Теги:

  • преподобный
  • Сергий Радонежский

Категория:

  • 700 лет прп. Сергию
  • 21915 просмотров

Имя Сергия Радонежского и краткая биография преподобного знакомы не только верующим людям, но и любителям истории. Исследователи по-разному относятся к чудесам, творимым святым при жизни и после смерти, признавая или отрицая наличие у него божественного дара. Но с тем, что этот мудрейший человек внёс огромный вклад в объединение русских земель, развитие культуры и укрепление позиций православия на Руси, соглашаются все учёные.

Основным источником сведений о биографии Сергия Радонежского является произведение Епифания Премудрого, ученика преподобного старца. Точной информации о том, в каком году родился Сергий, в «Житие» не представлено. Исследователи, основываясь на труде Епифания, называют следующие даты: 1314 г., 1319 г., 1322 г.

Известно, что младенец появился на свет в благородной семье, жившей под Ростовом, предположительно в селе Варницы. При крещении ребёнку было дано имя Варфоломей. Его родители, Кирилл и Мария, были людьми верующими и часто брали сына с собой в храм или на церковную службу.

В семь лет мальчика отдали в школу. В отличие от своих братьев, старшего Стефана и младшего Петра, учёба давалась ему с трудом. Задания учителей Варфоломей выполнял медленно и никак не мог освоить грамоту. Родители и педагоги старались повлиять на него, но их попытки не увенчались успехом. Только благодаря терпению, старанию и труду мальчик не только научился читать, но и весьма преуспел в этом. С большим интересом он стал изучать Священное Писание .

Есть и другая версия того, каким образом ребёнку, изначально не проявлявшему таланта к чтению, удалось в короткие сроки освоить грамоту. Однажды отец отправил Варфоломея искать затерявшихся в поле лошадей. Выполняя поручение, мальчик случайно увидел странника, одетого в чёрную ризу, прилежно молящегося Господу.

Ребёнок, доверчиво рассказав старцу о том, что хочет научиться читать, но никак не может освоить эту науку, и попросил незнакомца обратиться к Богу, чтобы тот помог ему в изучении грамоты. Святой старец исполнил просьбу мальчика и предсказал, что теперь он будет учиться лучше своих братьев и других сверстников. Так и произошло.

К удивлению родителей, Варфоломей стал с лёгкостью читать псалмы, чего ранее у него никак не получалось. Таинственный старец сообщил родителям мальчика, что их сын избран Богом и ему суждено помочь многим людям понять заповеди Божьи.

Ближе к двенадцати годам Варфоломей совершил свой первый духовный подвиг. Он стал строго соблюдать церковный пост. По средам и пятницам мальчик и вовсе отказывался от еды. Часто он не спал ночами, проводя время в молитвах. Матери не нравилось такое поведение сына, но повлиять на него она не могла.

Истории о чудесном научении грамоте и строгом соблюдении поста юным Сергием Радонежским описаны Епифанием в «Житие». Иные сведения и факты о детстве и отрочестве святого неизвестны.

Монашеский постриг

В 1328 году (в других источниках встречаются 1330, 1334 и 1341 годы) семья переезжает жить в город Радонеж. После смерти родителей Варфоломей принимает судьбоносное решение. Он оставляет свою часть наследства Петру и уходит в Покровский Хотьковский монастырь, где уже находился его старший брат.

Спустя некоторое время он уговаривает Стефана отправиться вместе с ним на пустынное жительство. В «Житие» есть сведения, что братья после длительных поисков нашли подходящее место в чаще леса, где был источник питьевой воды. Там они соорудили келью, а затем и маленькую церковь, которую освятили во имя Святой Троицы.

Вскоре Стефан понял, что жизнь одинокого отшельника, полная лишений и трудностей, ему не подходит. Он покидает своего брата и поселяется в Богоявленском монастыре. Позже он был облечён в сан священника и стал игуменом.

Варфоломею же пустынная жизнь пришлась по вкусу. Он принимает постриг и нарекается именем Сергий. Через некоторое время рядом с ним начинают селиться другие монахи, ставшие позже его учениками. Число их постепенно увеличивалось.

Игуменство и основание монастырей

В 1354 году Сергий становится игуменом основанного им монастыря и начинает устанавливать там свои порядки. Он вводит правило, согласно которому все иноки должны были усердно трудиться и самостоятельно обеспечивать себя. Просить подаяния запрещалось.

Дела не всегда шли успешно. Случалось, что монахам не хватало еды. Сергий своим примером показывал, как нужно стойко сносить все трудности, проводя время в труде и молитвах. Ситуация изменилась, когда Радонеж стал вотчиной князя Владимира Андреевича. С тех пор обитель регулярно снабжалась продуктами.

Сергий вводит в монастыре общежитие вместо привычного особножительства. Теперь всё необходимое (еду, одежду и прочее) монахи получали от обители, но лишались личного имущества и права собственности. С новыми правилами многие были несогласны. Из-за возникающих конфликтов Сергий временно поселился на реке Киржач, где основал монастырь, ныне известный как Благовещенский.

Всего преподобный основал пять обителей. В их число, кроме Троицкого и Благовещенского монастырей, входят:

  • Старо-Голутвин (около Коломны);
  • Высотский;
  • Георгиевский (на Клязьме).

Настоятелями в монастырях Сергий ставил своих учеников. Те, в свою очередь, основали около сорока обителей.

Деяния на благо отечества

Сергий обладал удивительной способностью оказывать плодотворное влияние на других людей. Своим тихим спокойным голосом он мог смягчить самое жестокое сердце. Существуют сведения, что он не раз примирял враждующих князей и призывал их подчиниться Москве. В том, что во время Куликовской битвы почти все князья объединились и признали главенство Дмитрия Иоанновича, есть огромная заслуга Сергия.

Перед известным сражением с Мамаем, вошедшим во все учебники истории, князь Дмитрий, позже названный Донским, встречался со старцем и получил его благословение. Однако среди исследователей существует мнение, что этот эпизод относится к битве на реке Воже, а не к Куликовскому сражению.

Есть свидетельства, что Сергий благословил и двух иноков, вызвавшихся сразиться с войском Мамая, хотя существовал строгий церковный запрет на участие монахов в боях. Этими добровольцами стали два представителя боярского рода, обученные военному делу, - Александр Пересвет и Роман (Родион) Ослябя.

Кончина и погребение

Сергий покинул этот мир в 1392 году. Старец предчувствовал свою смерть. За шесть месяцев до этого события он передал игуменстсво своему ученику Никону, а непосредственно перед кончиной собрал всю братию и наставлял оставаться в вере православной, беречь чистоту душевную и иметь страх Божий превыше всего.

Сергий просил похоронить его на монастырском кладбище . Но с согласия митрополита Куприяна он был погребён в церкви. Такое решение было продиктовано особым уважением к мудрому старцу.

Почитать Сергия как святого стали ещё до того, как были созданы правила канонизации. В некоторых источниках содержится информация, что он был причислен к лику святых в 1452 году. Есть исследователи, считающие, что это было сделано по политическим соображениям. Другие (М.Грек) и вовсе сомневаются в святости Сергия. Но народной любви, признанию и уважению мало дела до учёных баталий.

Личностей такого масштаба, которые, по словам Ключевского, «выступили из границ времени», история знает не так уж и много. Именно так можно описать кратко жизнь Сергия Радонежского и его подвиги (молитва, отшельничество, строгий пост).

Видения и чудеса

Людям часто являлся в снах и видениях, предсказывая важные события или помогая справиться с врагом, после своей смерти Сергий Радонежский. Кратко опишем некоторые из таких событий:

  • Небольшой городок, расположенный близ Пскова, был осаждён литовским войском. Жители мужественно оборонялись, сбрасывая с высоких стен на войско неприятеля большие деревья и камни. Но запас «снарядов» подходил к концу. Оставалось только уповать на Бога. Именно тогда во сне простой горожанке явился Сергий и указал, что за алтарём местной церкви лежит множество камней. Та пересказала свой сон воеводам, но они ей не поверили. И лишь нищий, случайно услышавший беседу, отправился к церкви и, раскопав землю, обнаружил огромные каменные глыбы. Город удалось отстоять.
  • Сергий явился во сне настоятелю Троицкой обители Иринарху и сообщил, что враги собираются ночью разорить монастырь, после чего окропил обитель святой водой. Проснувшись, Иринарх передал полученное сообщение монахам. Подготовившись к встрече с недоброжелателями, они смогли предотвратить попытку ограбления.
  • В «Житие» приводятся сведения, что многим жителям Казани, в ту пору принадлежавшей татарам, привиделся Сергий, который ходил по стенам города, осенял его крестом и кропил святой водой. Местные мудрецы истолковали это видение как плохой знак, предвещающий завоевание Русью татарских земель и установление христианской веры. Вскоре Казань была покорена Иоанном Васильевичем, а на её территории были воздвигнуты многочисленные храмы, в том числе монастырь преподобного Сергия.

Епифаний описывает и чудеса, сотворённые самим святым при жизни. Большинство из них касается исцеления больных, есть даже случай воскрешения из мёртвых сына праведника.

Сам старец отрицал факт оживления отрока, объясняя его вполне естественными причинами: замёрзший подросток просто отогрелся в тёплой келье и пришёл в себя. Но отец мальчика был уверен, что произошло самое настоящее чудо.

Исследователи, придерживающиеся материалистических взглядов (например, историк В. Ключевский), считали, что в жизни Сергия не происходило событий, противоречащих законам природы. Другие, напротив, считали, что старец действительно обладал необычными способностями.

В 2014 году патриарх Кирилл, как бы обобщая противоположные точки зрения, сказал, что главным чудом преподобного Сергия Радонежского был он сам, имея в виду преображение и духовное совершенствование личности.

Дни памяти святого

Православная церковь поминает преподобного 8 октября (день кончины) и 18 июля (обретение мощей). В эти же дни отмечают именины мужчины, крещённые в честь святого. Но есть и другие даты, в которые поминается старец:

  • 5 июня;
  • 6 июля;
  • 19 июля;
  • 8 сентября.

Молитвы преподобному старцу

Сергий считается покровителем всех учащихся. Перед иконой святого часто молятся студенты, надеясь успешно сдать экзамены. Многие утверждают, что чудотворец помогает даже в самых безнадёжных ситуациях.

Священник Сергий Якушкин описывает интересный случай, произошедший с ним в 1997 году. К сдаче весенней сессии в Московской духовной семинарии он подготовиться не успел. Следуя негласному правилу, принятому среди учащихся, студент-заочник приложился к раке прп. Сергия Радонежского, помолился своему небесному покровителю и отправился на экзамен. Как утверждает священник, помочь ему могло только чудо.

Взяв билет, он сел на место, прочитал вопросы. Вдруг в голове у него появился чёткий, ясный и подробный план ответа. Священник с лёгкостью смог вспомнить не только последовательность службы, но и тексты песнопений. Совершенной неожиданностью стало то, что он смог ответить даже на дополнительные вопросы, которых не было в программе. Экзамен был блестяще сдан.

Через несколько дней С. Якушкин захотел произвести впечатление на коллег тем, как здорово он знает наизусть службу, но нужные слова никак не вспоминались. Ясность предмета, которая была на экзамене, исчезла. Священник признаётся, если бы ему сказали, что всё произошедшее было всего лишь сном, он бы поверил. Но всё это случилось на самом деле. Что же это, если не очередное чудо Сергия Радонежского, даже после смерти помогающего людям в добрых начинаниях и духовном совершенствовании.

Внимание, только СЕГОДНЯ!

Большинству из нас известно, кто такой Сергий Радонежский. Биография его интересна многим людям, даже тем, кто далек от церкви. Он основал под Москвой Троицкий монастырь (в настоящее время это Троице-Сергиева лавра), много сделал для Русской церкви. Святой горячо любил свою Отчизну и немало сил положил на то, чтобы помочь своему народу пережить все бедствия. Нам стало известно о жизни преподобного благодаря рукописям его сподвижников и учеников. Работа Епифания Мудрого под названием «Житие Сергия Радонежского», написанная им в начале XV века, является ценнейшим источником информации о жизни святого. Все остальные рукописи, появившиеся позднее, представляют собой, в основной своей массе, переработки его материалов.

Место и время рождения

Доподлинно не известно, когда и где появился на свет будущий святой. Его ученик Епифаний Премудрый в жизнеописании преподобного говорит об этом в очень затейливой форме. Историки сталкиваются со сложной проблемой интерпретации данной информации. В результате изучения церковных сочинений XIX века и словарей было установлено, что день рождения Сергия Радонежского, скорее всего, — это 3 мая 1319 года. Правда, некоторые ученые склоняются к другим датам. Точное место появления на свет отрока Варфоломея (так звали святого в миру) также неизвестно. Епифаний Премудрый указывает, что отца будущего монаха звали Кирилл, а мать — Марией. До переселения в Радонеж семья жила в Ростовском княжестве. Считается, что родился преподобный Сергий Радонежский в селе Варницы в Ростовской области. При крещении мальчику было дано имя Варфоломей. Родители назвали его в честь апостола Варфоломея.

Детство и первые чудеса

В семье родителей Варфоломея было трое сыновей. Наш герой был вторым ребенком. Двое братьев его, Стефан и Петр, были детьми смышлёными. Они быстро освоили грамоту, научились писать и читать. А вот Варфоломею учеба никак не давалась. Сколько ни бранили его родители, ни старался образумить учитель, отрок не мог научиться читать, и святые книги были недоступны для его понимания. А затем произошло чудо: вдруг познал грамоту Варфоломей, будущий святой Сергий Радонежский. Биография его показательна тем, как вера в Господа помогает преодолеть любые жизненные трудности. О чудесном научении отрока грамоте рассказал в своем «Житии» Епифаний Премудрый. Он говорит о том, что Варфоломей долго и усердно молился, прося Бога помочь ему научиться писать и читать, чтобы познать Священное писание. И однажды, когда отец Кирилл отправил сына искать пасущихся лошадей, Варфоломей увидел под деревом старца в черной ризе. Мальчик со слезами на глазах рассказал святому о своей неспособности к учению и попросил помолиться за него перед Господом.


Старец сказал ему, что с сего дня отрок будет разуметь грамоту лучше своих братьев. Варфоломей пригласил святого в дом своих родителей. Перед их посещением они зашли в часовню, где отрок без запинки прочел псалом. Затем он поспешил со своим гостем к родителям, чтобы обрадовать их. Кирилл и Мария, узнав о чуде, стали восхвалять Господа. На вопрос к старцу о том, что означает сие удивительное явление, они узнали от гостя, что их сын Варфоломей был отмечен Богом еще в утробе матери. Так, когда Мария незадолго до родов пришла в церковь, ребенок в чреве матери прокричал три раза, когда святые пели литургию. Этот рассказ Епифания Мудрого нашел отражение в картине художника Нестерова «Видение отроку Варфоломею».

Первые подвиги

Чем еще отмечен в детстве преподобный Сергий Радонежский в рассказах Епифания Премудрого? Ученик святого сообщает о том, что еще до 12-ти летнего возраста Варфоломей соблюдал строгие посты. В среду и пятницу он не ел ничего, а в другие дни питался только водой и хлебом. По ночам же отрок часто не спал, посвящая время молитве. Все это послужило предметом спора между родителями мальчика. Марию смущали эти первые подвиги сына.

Переселение в Радонеж

Вскоре семья Кирилла и Марии обеднела. Они вынуждены были перебраться на жилье в Радонеж. Произошло это примерно в 1328-1330 годах. Известна и причина, по которой произошло обнищание семьи. Это было тяжелейшее время на Руси, которая была под властью Золотой орды. Но не только татары тогда грабили народ нашей многострадальной родины, облагая его непосильной данью и совершая регулярные набеги на поселения. Ханы татаро-монгольские сами выбирали, кому из русских князей править в том или ином княжестве. И это было не менее тяжким испытанием для всего народа, чем нашествие Золотой Орды. Ведь такие «выборы» сопровождались насилием по отношению к населению. Об этом нередко рассказывал сам Сергий Радонежский. Биография его — яркий пример беззакония, творившегося в то время на Руси. Княжество Ростовское отошло великому князю московскому Ивану Даниловичу. Отец будущего святого собрался и переехал с семьей из Ростова в Радонеж, желая оградить себя и близких от разбоев и нужды.

Монашеская жизнь

Когда доподлинно произошло рождение Сергия Радонежского, неизвестно. Зато до нас дошли точные исторические сведения о его детской и юношеской жизни. Известно, что, еще будучи ребенком, он усердно молился. Когда ему исполнилось 12 лет, он решил принять монашеский постриг. Кирилл и Мария против этого не возражали. Однако они поставили сыну условие: монахом он должен стать только после их смерти. Ведь Варфоломей со временем стал единственной опорой и поддержкой стариков. К тому времени братья Петр и Стефан уже обзавелись своими семьями и жили отдельно от престарелых родителей. Недолго пришлось ждать отроку: вскоре Кирилл и Мария скончались. Перед смертью они, по обычаю того времени на Руси, приняли сначала иноческий постриг, а затем схиму. После кончины родителей Варфоломей отправился в Хотьково-Покровский монастырь. Там принял иноческий постриг его брат Стефан, к тому времени уже овдовевший. Недолго здесь находились братья. Стремясь к «строжайшему монашеству», они на берегу реки Кончуры основали пустынь. Там, посреди глухого Радонежского бора, в 1335 году Варфоломей возвел небольшую деревянную церковь, названную в честь Святой Троицы. Теперь на ее месте стоит соборный храм во имя Святой Троицы. Брат Стефан вскоре перебрался в Богоявленский монастырь, не выдержав аскетичного и слишком сурового образа жизни в лесу. На новом месте он затем станет игуменом.

А Варфоломей, оставшись совершенно один, призвал игумена Митрофана и принял постриг. Теперь он был известен, как монах Сергий. В тот момент жизни ему было 23 года. Вскоре к Сергию стали стекаться иноки. На месте церкви образовалась обитель, которая в наши дни называется Троице-Сергиева лавра. Отец Сергий стал здесь вторым игуменом (первым был Митрофан). Настоятели являли своим ученикам пример большого трудолюбия и смирения. Монах Сергий Радонежский сам никогда не брал подаяния от прихожан и запретил инокам делать это, призывая жить лишь плодами труда рук своих. Слава обители и его настоятеля росла и дошла до города Царьграда. Патриарх вселенский Филофей с особым посольством прислал преподобному Сергию крест, схиму, параман и грамоту, в которой отдал должное настоятелю за добродетельное житие и посоветовал ввести в монастыре киновию. Внемля этим рекомендациям, радонежский игумен ввел в своей обители общинножительный устав. Позднее он был принят во многих монастырях Руси.

Служение Отечеству

Очень много полезного и доброго для своей Родины сделал Сергий Радонежский. 700-летие со дня его рождения празднуется в этом году. Д. А. Медведев, будучи президентом РФ, подписал указ о праздновании этой памятной и значимой для всей России даты. Почему придается такое значение житию святого на государственном уровне? Главное условие непобедимости и нерушимости любой страны — в единении ее народа. Это очень хорошо понимал в свое время отец Сергий. Это также является очевидным для наших политиков сегодня. Хорошо известно о миротворческой деятельности святого. Так, очевидцы утверждали, что Сергий кроткими, тихими словами мог найти дорогу к сердцу любого человека, воздействовать на самые ожесточенные и грубые сердца, призывая людей к миру и послушанию. Нередко святому приходилось примирять враждующие стороны. Так, он призвал князей русских объединиться, отбросив в сторону все разногласия, и покориться власти князя московского. Это впоследствии стало главным условием освобождения от татаро-монгольского ига. Немалый вклад в победу русских в Куликовской битве внес Сергий Радонежский. Кратко рассказать об этом невозможно. Великий князь Дмитрий, получивший позднее прозвище Донской, перед боем пришел к святому, чтобы помолиться и спросить у него совета, можно ли войску русскому выступить против безбожных. Ордынский хан Мамай собрал несусветную рать, чтобы раз и навсегда поработить народ Руси.

Люди нашей Отчизны были страхом великим охвачены. Ведь никому еще не удавалось побить вражеское войско. Преподобный Сергий на вопрос князя ответил, что защищать Родину — дело богоугодное, и благословил его на великую битву. Обладая даром предвидения, святой отец предрек Дмитрию победу над татарским ханом и возвращение целым и невредимым домой со славой освободителя. Даже тогда, когда Великий князь увидел несметную вражескую рать, ничто не дрогнуло в нем. Он был уверен в будущей победе, на которую его благословил сам преподобный Сергий.

Монастыри святого

Год Сергия Радонежского празднуется в 2014 году. Особенно больших торжеств по этому случаю стоит ожидать в основанных им храмах и обителях. Кроме Троице-Сергиевой Лавры, святой воздвиг следующие монастыри:

Благовещенский в городе Киржач во Владимирской области;

Высоцкий монастырь в городе Серпухове;

Старо-Голутвин близ города Коломны в Московской области;

Георгиевский монастырь на реке Клязьме.

Во всех этих обителях настоятелями стали ученики святого отца Сергия. В свою очередь, последователи его учений основали более 40 монастырей.

Чудотворения

Житие Сергия Радонежского, написанное его учеником Епифанием Премудрым, повествует о том, что в свое время настоятель Троице-Сергиевой Лавры совершил много чудес. Необычные явления сопровождали святого на протяжении всего его бытия. Первое из них было связано с его чудесным рождением. Это рассказ премудрого о том, как ребенок в чреве Марии, матери святого, во время литургии в храме прокричал три раза. И это слышали все люди, находящиеся в нем. Второе чудо – научение отрока Варфоломея грамоте. О нем подробно было рассказано выше. Еще известно о таком диве, связанном с жизнью святого: воскрешение отрока молитвами отца Сергия. Вблизи монастыря жил один праведный человек, который имел сильную веру в святого. Единственный сын его, малолетний мальчик, был смертельно болен. Отец на руках принес ребенка в святую обитель к Сергию, чтобы тот помолился за его выздоровление. Но отрок скончался, пока родитель его излагал свою просьбу настоятелю. Безутешный отец пошел готовить гроб, чтобы положить в него тело сына своего. А святой Сергий начал усердно молиться. И произошло чудо: мальчик вдруг ожил. Когда убитый горем отец нашел своего ребенка живым, он припал к ногам преподобного, вознося похвалы.

А настоятель велел подняться ему с колен, объяснив, что чуда здесь нет: просто отрок озяб и ослабел, когда отец нес его в монастырь, а в теплой келье согрелся и начал двигаться. Но мужчину было не переубедить. Он уверовал в то, что святой Сергий явил диво. В наши дни находится немало скептиков, сомневающихся в том, что преподобный творил чудеса. Их интерпретация зависит от мировоззренческой позиции истолкователя. Вероятно, что человек, далекий от веры в Бога, предпочтет не заострять внимания на подобной информации о чудесах святого, найдя им иное, более логичное объяснение. Но для многих верующих повествование о жизни и всех событиях, связанных с Сергием, имеет особое, духовное значение. Так, например, многие прихожане молятся о том, чтобы их дети постигли грамоту, благополучно сдали переводные и вступительные экзамены. Ведь отрок Варфоломей, будущий святой Сергий, поначалу также никак не мог одолеть даже азы учебы. И лишь усердное моление Богу привело к тому, что свершилось чудо, когда мальчик дивным образом научился грамоте.

Старость и смерь преподобного

Жизнь Сергия Радонежского являет для нас беспримерный подвиг служения Богу и Отечеству. Известно, что дожил он до глубокой старости. Когда лежал он на смертном одре, предчувствуя, что скоро явится на суд Божий, в последний раз призвал он братию для наставления. Своих учеников он призвал прежде всего «иметь страх Божий» и нести людям «чистоту душевную и любовь нелицемерную». Скончался настоятель 25 сентября 1392 года. Погребен он в Троицком соборе.

Почитание преподобного

Нет никаких документально подтвержденных данных о том, когда и при каких обстоятельствах люди начали воспринимать Сергия как праведника. Некоторые ученые склоняются к мнению, что настоятель Троицкой обители был причислен к лику святых в 1449-1450 годах. Тогда в грамоте митрополита Ионы к Дмитрию Шемяке предстоятель Русской церкви называет Сергия преподобным, причисляя его к чудотворцам и святителям. Но есть и другие версии его канонизации. День Сергия Радонежского празднуется 5 (18) июля. Об этой дате говорится в трудах Пахомия Логофета. В них он повествует о том, что в этот день были обретены мощи великого святого.

За всю историю Троицкого собора эта святыня покидала его стены только в случае серьезной угрозы извне. Так, два пожара, случившиеся в 1709 и 1746 году, послужили причиной выноса мощей святого из обители. Когда русские войска оставили столицу во время нашествия французов во главе с Наполеоном, останки Сергия были вывезены в Кирилло-Белозерский монастырь. В 1919 году атеистически настроенное правительство СССР издало постановление о вскрытии мощей святого. После того как это не богоугодное дело было совершено, останки были переданы Сергиевскому историко-художественному музею в качестве экспоната. В настоящее время мощи святого хранятся в Троицком соборе. Есть и другие даты памяти его настоятеля. 25 сентября (8 октября) — день Сергия Радонежского. Это дата его преставления. Также поминают Сергия 6 (19) июля, когда прославляются все святые иноки Троице-Сергиевой Лавры.

Храмы в честь преподобного

Одним из самых почитаемых святых на Руси издревле считается Сергий Радонежский. Биография его изобилует фактами самоотверженного служения Богу. Ему посвящено множество храмов. Только в Москве их насчитывается 67. Среди них такие, как храм Сергия Радонежского в Бибиреве, собор Сергия Радонежского в Высокопетровском монастыре, храм Сергия Радонежского в Крапивниках и другие. Многие из них построены еще в XVII-XVIII веках. Существует множество церквей и соборов в различных областях нашей Родины: Владимирской, Тульской, Рязанской, Ярославской, Смоленской и так далее. Есть даже за рубежом обители и святилища, основанные в честь этого святого. Среди них храм преподобного Сергия Радонежского в городе Йоханнесбурге в ЮАР и монастырь Сергия Радонежского в городе Румия, в Черногории.

Изображения преподобного

Стоит вспомнить также множество икон, созданных в честь святого. Самое древнее его изображение – это шитый покров, выполненный в XV веке. Сейчас он находится в ризнице Троице-Сергиевой лавры.

Одна из самых известных работ Андрея Рублева – «Икона преподобного Сергия Радонежского», на которой также присутствуют 17 клейм о житии святого. Писали о событиях, связанных с настоятелем Троицкого монастыря не только иконы, но и картины. Среди советских художников здесь можно выделить М. В. Нестерова. Известны следующие его работы: «Труды Сергия Радонежского», «Юность Сергия», «Видение отроку Варфоломею». Сергий Радонежский. Краткая биография его вряд ли сможет рассказать о том, каким незаурядным человеком он был, как много сделал для своей Отчизны. Поэтому мы подробно остановились на жизнеописании святого, сведения о котором взяты преимущественно из работ его ученика Епифания Премудрого.