Тротуар предназначен только для передвижения пешеходов, езда по тротуару на автомобиле запрещена. Каждый водитель это знает. Но иногда, простаивая долго в пробке, некоторые водители теряют терпение и решаются объехать вереницу машин по пешеходной зоне. Такое правонарушение несет в себе опасность как для пешеходов, так и для самого водителя.

Тротуар – это участок дорожного полотна, который предназначен для передвижения пешеходов. От проезжей части он отделен с помощью газона или бордюра.

По закону на нем запрещается размещение автомобилей, причем нет разницы, была ли совершена кратковременная остановка на несколько минут или парковка на пару часов. Соответственно, движение по тротуару на автомобиле тоже запрещается. Но это правило допускает и некоторые исключения. О них будет рассказано ниже.

Пешеходная зона должна быть обозначена определенным способом, в том числе она должна располагаться выше, чем дорожное полотно. Если обозначений нет, тротуаром будет считаться территория, не отнесенная к дорожной полосе, но находящаяся рядом с ней.

Чем отличается пешеходная дорожка от обочины?

Водителям запрещается ездить по тротуару и парковать на нем свой автомобиль.

Но ситуация может поменяться, если назвать рассматриваемый участок по-другому:

  1. Обочина – это участок дорожного полотна, который примыкает к дороге, но не отделяется от нее при помощи специальных ограничителей и находится с ней на одинаковом уровне. В этой зоне разрешается остановка и стоянка транспортных средств.
  2. Пешеходная дорожка – это зона, которая предназначается для передвижения людей пешком или на велосипеде. От дороги она отделяется при помощи специальной разметки. Автомобилям делать остановки на пешеходной дорожке разрешается, но за движение по ней можно получить штраф.

В каких случаях можно ездить по тротуару?

В ПДД указано несколько случаев, при которых проезд по пешеходной зоне на автомобиле разрешен:

  1. Если требуется подъезд спецтехники какой-либо службы к участку аварии или размещения коммуникаций;
  2. При проезде транспорта, который осуществляет доставку товаров к магазину или предприятию, расположенному рядом с пешеходной зоной.

Часто возникают ситуации, когда автомобилисту необходимо остановиться около магазина, где допускается парковка, но высота бордюра не позволяет ему проехать. Обычно неподалеку оказывается более низкий бордюр, и водителю приходится проезжать это незначительное расстояние, при этом происходит нарушение ПДД.

В ГИБДД даются пояснения относительно этого момента – штраф налагается лишь на тех автомобилистов, которые намеренно выезжают на тротуар, чтобы объехать пробку, сократить свой путь и т.д. Если же автомобилисту понадобилось заехать на пешеходную зону, чтобы добраться до места, где остановка допускается, наказанием ему не грозит.

При этом каждый водитель, которому пришлось заехать за пределы проезжей части, обязан заботиться о безопасности окружающих людей. Автомобилистам стоит соблюдать ПДД не только для того, чтобы не выплачивать штраф, но и для того, чтобы не причинить окружающим вреда.

Какой штраф предусмотрен за езду по тротуару?

Некоторых начинающих автомобилистов интересует вопрос: какой штраф предусматривается за езду по тротуару? Езда по пешеходным и велосипедным дорожкам в 2016 году каралась штрафом в размере 2 000 рублей. В этом 2017 году данная сумма не изменилась. Во всех регионах России штраф за езду по тротуару имеет одинаковую величину.

За езду на автомобиле по обочине на водителя налагается штраф в размере 500 рублей.

Как показывает практика, сотрудники дорожной службы не особо следят за водительскими маневрами за пределами проезжей части, если только эти маневры не совершаются откровенно нагло. Так что нарушений этого ПДД выявляется не так много. Но для того, чтобы выписать штраф, сотруднику ГИБДД достаточно будет видеофиксации и показаний свидетелей, которые подтвердят, что правило было нарушено.

Не во всех случаях работники ГИБДД способны объективно оценить ситуацию, как и водители, которым приходится выезжать на пешеходную зону. Так что если последние уверены в том, что с их стороны нарушений ПДД не было, они имеют право обжаловать выписанный штраф.

У меня вопрос. Если кто сможет - проконсультируйте, пожалуйста. Ситуация следующая. Мы с семейством вчера поехали в кафе, крутились, крутились и припарковались-таки. Как впоследствии оказалось - прямо под знаком - пешеходная дорожка. Но когда мы ехали к данному знаку, то он был повернут влево от нас и видеть его не было никакой возможности. Но это ладно, виноваты за то, что встали, это факт, он неоспорим. Спустя минут 40 мы вышли из кафе и увидели, что к стоянке, где стоит куча машин (кроме нашей) подъезжает ГИБДДшник. К нам он подошел первым, представился и внимание, сказал следующее: ВЫ СТОИТЕ в зоне действия знака..... А протокол нам составили по ч. 2 12.15 КоАП РФ - это ДВИЖЕНИЕ в по пешеходной дорожке.

КоАП РФ, Статья 12.15. Нарушение правил расположения транспортного средства на проезжей части дороги, встречного разъезда или обгона
2. Движение по велосипедным или пешеходным дорожкам либо тротуарам в нарушение Правил дорожного движения -
влечет наложение административного штрафа в размере двух тысяч рублей.

Я не отрицаю, мы заехали и припарковались, т.е. встали. Не разворачивались, не крутились по этой дорожке. Сотрудник ГИБДД зафиксировал факт стоянки, при нем мы не ездили. Штраф 2 тыс рублей. Проблема вот в чем - статья за парковку (стоянку) на пешеходной дорожке отменена, а осталась только за движение по ней. А наши доблестные сотрудники строгают протокола по-старому. Мы с мужем признаем факт нарушения, но ведь можно квалифицировать как невыполнение требований знака (ст. 12.16 КоАП РФ).

Статья 12.16. Несоблюдение требований, предписанных дорожными знаками или разметкой проезжей части дороги
1. Несоблюдение требований, предписанных дорожными знаками или разметкой проезжей части дороги, за исключением случаев, предусмотренных частями 2 - 7 настоящей статьи и другими статьями настоящей главы, -
влечет предупреждение или наложение административного штрафа в размере пятисот рублей.

Нас таких там было человек 9, именно так как встали мы и больше не двигались - больше не было никого. Остальные стояли посередине дорожки, или уже развернувшись, т.е. капотом к дороге, некоторые вообще при гаишниках ездили.

Ответ эксперта:

9.9.ПДД Запрещается движение транспортных средств по разделительным полосам и обочинам, тротуарам и пешеходным дорожкам (за исключением случаев, оговоренных в пунктах 12.1, 24.2 Правил). Допускается движение машин дорожно-эксплуатационных и коммунальных служб, а также подъезд по кратчайшему пути транспортных средств, подвозящих грузы к торговым и другим предприятиям и объектам, расположенным непосредственно у обочин, тротуаров или пешеходных дорожек, при отсутствии других возможностей подъезда. При этом должна быть обеспечена безопасность движения.

12.1. ПДД. Остановка и стоянка транспортных средств разрешаются на правой стороне дороги на обочине, а при ее отсутствии - на проезжей части у ее края и в случаях, установленных пунктом 12.2 Правил, - на тротуаре.

Формально здесь не движение ради движения, а движения для остановки. А п.9.9 такое движение не запрещает. Другой вопрос, что сама остановка произведена с нарушением.
Ответственность здесь по ст. 12.19 КоАП РФ. "Нарушение правил остановки и стоянки ТС".
Сотрудники ГИБДД должны доказать, что автомобиль двигался самостоятельно по пешеходной дорожке (а они это видели?).
В моей практике был случай, когда суд отказал во "встречке" из-за того, что ДПСники не смогли доказать, что автомобиль, стоящий на четырехполосной дороге возле края проезжей части навстречу движению, парковался двигаясь по встречке, а не развернулся на своей полосе ничего не нарушая.

Практически в каждом крупном мегаполисе, и даже в большинстве городов поменьше, есть несколько отдельных участков улиц и больших зон, где передвигаться можно исключительно пешком. Перемещение любого вида автомобильного транспорта в этих местах категорически запрещается. Именно на таких участках улиц, выделенных для пеших прогулок, устанавливается специальный дорожный знак Пешеходная зона.

Согласно ПДД, так определяется территория, выделенная специально для передвижения исключительно пешеходов.

Соответственно, любое передвижение на участке действия указанного дорожного знака - автомобилей, запрещено:

  1. Главная особенность рассматриваемого указателя заключается в том, что он может использоваться для обозначения участка движения только в совокупности с ещё одним знаком. Речь идёт об указателе, который в ПДД обозначается номером 5.34 и предупреждает об окончании участка дороги для пешеходов. Таким образом, когда начало территории для пешеходов обозначено знаком 5.33, то в конце действия этой зоны должен обязательно находиться знак 5.34.
  2. Следует отметить, что рассматриваемый дорожный указатель может быть установлен в начале пешеходной зоны совместно с дополняющими информационными указателями. В ПДД они указаны под номером 8.5.

Дополнительные таблички предупреждают любителей пеших прогулок о том, что запрет на передвижение автомобильного транспорта действует лишь в определённое время суток или день недели.

Когда основной знак дополняет информационная табличка, на которой нарисована звёздочка, то это напоминает пешеходам о том, что действие указателя распространяется исключительно на выходной или праздничный день.

Главная проблема крупных мегаполисов заключается в большом количестве транспортных средств.

Это является причиной:

  • появления заторов на крупных и средних магистралях;
  • повышенного уровня загазованности воздуха;
  • обострения заболеваний.

Основным способом борьбы с этим явлением принято считать оборудование платных автостоянок и парковок. Некоторые европейские города пошли в проработке столь важного экологического вопроса ещё дальше и ввели плату за посещение городских улиц на собственном автотранспорте. Однако самой простой и экологически выверенной является мера по закрытию самых популярных улиц для движения автомобилей.

Многие места пеших прогулок в больших городах появились благодаря огромному туристическому спросу на посещение этих мест.

Так, к примеру, всем известно, что в российской столице главной пешеходной зоной является одна из старейших улиц города Арбат. Трудно представить, что в Барселоне может проехать автомобиль или в Копенгагене пешехода потревожит клаксон спешащего водителя. Кстати, Дания старается не перегружать свои дороги транспортом, поэтому по общей площади мест, предоставленных в стране для пеших прогулок, она является самой большой во всём мире – более сто тысяч квадратных метров.

Чтобы разобраться в этом вопросе, следует внимательно изучить ПДД. Так, кроме рассматриваемого дорожного знака, можно отыскать в своде дорожных Правил ещё и знак под номером 5.4. И если, на первый взгляд, толкование обоих указателей понятно даже автомобилистам без большого опыта и стажа, то, углубившись в изучение вопроса, можно отыскать очень много различий между ними.

В чём же главное отличие «дорожки» от «зоны»?

В первом случае, для передвижения пешеходов предусмотрено выделение отдельной дороги, по которой они и могут прогуливаться. Чтобы обустроить зону для пеших экскурсий, одной дороги будет маловато. Для этих целей используется гораздо больший по площади участок, который, в большинстве случаев, может занимать всю проезжую часть вместе с тротуаром и бордюрами.

Существуют отличия и в обозначении обоих участков движения пешеходов:

  1. Указатель дорожки устанавливается исключительно в начале зоны действия движения пешеходов.
  2. Заканчивается действие этого дорожного знака на первом пересечении дорожки и полноценной автомобильной дорогой.
  3. Обозначение пешеходной зоны осуществляется с момента её начала и до окончания. То есть, даже в случае наличия на протяжении пешеходной зоны перекрёстка с автомобильной дорогой, действие знака не заканчивается.

Есть и ещё одно небольшое, но очень важное отличие. Довольно часто место для пешеходных прогулок сопряжено с большим скоплением магазинов и самых разнообразных организаций, для функционирования которых жизненно важен бесперебойный подвоз промышленных и продовольственных товаров.

Кроме того, места пеших прогулок постоянно нуждаются в уборке коммунальными службами городов. По указанным причинам передвижение специальной техники, а также автотранспорта для проведения разгрузочно-погрузочных работ, при отсутствии иных вариантов подъезда, по пешеходным дорожкам разрешается.

Для участков дороги, ограждённых знаками 5.33 и 5.34, абсолютно любое передвижение автотранспорта категорически запрещено.

То есть, все действия, которые частично разрешены для , являются тем, что запрещено в зоне действия знака «Пешеходная зона».

Какой штраф за нарушение знака «Пешеходная зона»

Существует мнение, что за нарушение правил дорожного движения в отношении такого указателя, в текущем году сотрудники автоинспекции будут практиковать выписывать квитанцию на 2 000 рублей. Однако подобное утверждение находится далеко от реальности:

В большинстве источников, ссылка делается на 2 пункт статьи 12.15 КоАП, которая гласит о том, что любое передвижение на транспортном средстве по пешеходной либо - , а также по тротуару, если иной вариант подъезда исключён, будет караться наложением административного взыскания в размере указанной выше суммы.

Исходя из этого толкования закона, можно задать вполне логичный вопрос - где же передвижение автотранспорта по участку дороги с обозначением «Пешеходная зона»? Такое понятие в рассмотренном пункте КоАП отсутствует. Соответственно, необходимо обратить своё внимание на следующую статью Кодекса. А, точнее, на её первый пункт. Он гласит, что несоблюдение требований, которые предписаны дорожными указателями, а также разметкой, нанесённой на проезжую часть, карается предупреждением либо наложением административного взыскания. То есть, езда по пешеходной зоне карается штрафом в 500 рублей.

Поэтому всегда следует внимательно изучать все пункты отечественного законодательства об административных правонарушениях. Можно научиться грамотно толковать все законодательные акты и избежать неточного толкования правовых норм.

Кроме того, значительная часть статей всех кодексов РФ имеют многочисленные уточнения и дополнения, которые невнимательный и неопытный человек обычно пропускает. В итоге - ложное толкование законов и неточное понимание собственных прав и обязанностей.

Пешеходная зона - это специально отведенная городская территория, предназначенная только для передвижения пешеходов. Проезд автомобильного транспорта по ней категорически запрещен. Иногда встречаются пешеходно-трамвайные улицы. По ним разрешается передвигаться только трамваям.

Фото первой пешеходной зоны Москвы - улица для пешеходов Арбат

Причины создания пешеходных зон

В условиях развития и урбанизации современных городов, больше всего загрязняют окружающую среду транспортные средства. Кроме того, они приносят и другие неприятности на дорогах - пробки, дорожно-транспортные происшествия и т.д. Для снижения возникновения опасных для участников дорожного движения ситуаций, власти больших городов ограничивают скорость передвижения на транспорте. Например, Нью-Йоркская полиция ввела ограничение скорости 30 миль/ч (примерно 48 км/ч). В большинстве европейских мегаполисов, на улицах с двухсторонним движением, введена максимальная скорость 50 км/ч, но на этом транспортные департаменты стран не останавливаются и вносят предложение снизить это ограничение до 30 километров в час.

С целью уменьшения количества выделяемых автомобилями вредных веществ, городские муниципалитеты вводят ограничения на въезд автомобилей в некоторые центральные районы, а также ведут строгую политику относительно ограничения пространства парковки транспорта. Дополнительно повышают налоги на транспортные средства.

Впервые применение этих мер началось в восьмидесятых годах прошлого столетия. Изначально городские жители приняли новые правила в штыки и не стеснялись выражать свое недовольство, но со временем, поняли целесообразность таких методов. В нынешнее время, городские жители не только понимают действия муниципалитета, но и помогают им, покупая небольшие компактные автосредства. Муниципалитет, в свою очередь, проводит огромную работу, чтобы минимализировать негативные последствия того или иного ограничения - продумывают дополнительные маршруты объезда, вводят одностороннее движение, просчитывают трафик.

Во многих европейских городах созданы улицы, где запрещено движение автомобильного транспорта. Например, в Копенгагене находится самая крупная пешеходная зона Строгет - ее площадь около 100 тыс.кв. метров. В состав этой зоны входит несколько городских улиц.

Брюгге - столица провинции Фландрия в Бельгии - почти полностью предназначена для пешеходов, из транспорта здесь могут передвигаться только мотоциклы, скутеры, велосипеды и конные экипажи. Полицейские строго следят за соблюдением правил ограничения передвижения и постоянно проверяют разрешение на въезд у водителей обслуживающего транспорта.

В тоже время, существует негативная закономерность - чем крупнее город, тем меньшее количество пешеходных зон находится на его территории. Например, в громадном Париже таких улочек всего лишь несколько, а в английской столице Лондоне только одна улица для пешеходов - Карнаби-стрит.

Понятие «Пешеходная зона» впервые появилось в европейских городах в начале пятидесятых годов прошлого века.

Обозначение улиц для пешеходов в Европе (слева - в Германии, справа - в Австрии):

В Советском Союзе обозначение «Пешеходная зона» впервые было использовано в 1975 году в центре литовского города Шауляй. Следующим городом, последовавшему примеру Шауляй, стал Каунасс - в нем открыли известную Лайсвес аллею.

В Российской Федерации территория, предназначенная для передвижения только пешеходов, по всему периметру обозначается дорожным знаком 5.33. Правил дорожного движения «Пешеходная зона». Ранее, вместо него, дорожники использовали обозначение «Движение запрещено». В месте, где зона заканчивается, устанавливается знак 5.34. Правил дорожного движения «Конец пешеходной зоны». Знаки 5.33. и 5.34. относятся к категории знаков дорожного движения особого предписания.

Обозначение «Конец пешеходной зоны» в странах бывшего Советского Союза:

Знаки 5.33 и 5.34 в России:

Дополнительная информация подается внизу в виде надписей или табличек. Например, звездочка в нижней части символизирует запрет проезда автомобильного транспорта только по субботам, воскресеньям и по праздничным дням. На данном участке дороги в будние дни движение осуществляется как обычно, в стандартном режиме.

Выполнение требований запрета является обязательным для водителей всех видов транспортных средств.

Сходство и различие знаков 5.33. и 4.5.

Если сравнить дорожные знаки 5.33. и 4.5. ПДД Российской Федерации, то можно увидеть некоторое сходство между ними.

Знак 4.5 «Пешеходная дорожка»

Они похожи не только по своему внешнему виду, но и по основным требованиям. Знаком 5.33. с установленного места открывается участок, по которому двигаться можно только пешеходам, транспортным средствам передвижение запрещается. Действует он до места установки знака 5.34. «Конец пешеходной зоны».

Знак 4.5. запрещает передвижение транспортных средств и разрешает передвигаться только пешеходам. Местом его установки, является начало пешеходной дорожки, а действие распространяется до первого пересечения с проезжим участком дороги. Как видите, первое и основное различие - это их зона действия.

Вторым различием между знаками 5.33 и 4.5. является то, что пешеходная дорожка - это определенный вид дороги, созданный исключительно для передвижения пешеходов, а пешеходной зоной является обычная дорога с тротуаром, обочиной и проезжей частью, но предназначенная только для тех, кто идет пешком.

Следующее, третье отличие - это то, что для знака 4.5. предусматривается ряд исключений для движения транспорта. Например, движение машин экстренных служб, техники коммунального хозяйства, маршрутного транспорта и, при отсутствии альтернативы, допускается движение транспортных средств, обслуживающих магазины. Для знака 5.33 никаких исключений не предусматривается.

Пешеходная зона: штрафы

К сожалению, водители не всегда придерживаются правил дорожного движения и доставляют неудобства пешеходам, припарковавшись или передвигаясь на своем транспортном средстве там, где это запрещено. Например, от такой несправедливости страдают жители и гости города Феодосия.

Видеосюжет с Феодосии:

Пунктом 9.9. Правил дорожного движения Российской Федерации запрещено передвижение транспорта по тротуарам, пешеходным дорожкам и зонам. Все исключения этого пункта оговорены в пунктах 12.1. и 24.2. Разрешается передвижение автомобилей дорожных служб, транспортных средств коммунального хозяйства, а также автомобили, перевозящие грузы для торговых точек, расположенных в зоне запрета проезда (только в том случае, если отсутствуют другие варианты проезда к месту назначения). При движении транспортным средством в пешеходной зоне, на пешеходной дорожке или тротуаре, водитель должен обеспечить безопасность движения пешеходов. В этом случае максимально допустимая скорость 20 км/ч.