«Всякая доктрина проходит три этапа: сначала ее атакуют, объявляя абсурдной; потом допускают, что она очевидно справедлива, но незначительна. Признают, наконец, ее истинную важность, и тогда ее противники, оспаривают честь ее открытия»

У.Джеймс

История Ромула и Рема классифицируется как разновидность «близнечного мифа». И это имеет свое ясное объяснение в теории пяти глобальных катаклизмов, одна из которых, произошла под зодиакальным знаком Близнецов. Легенда о Ромуле и Реме сообщает, что их мать - Рея Сильвия была дочерью царя Альба-Лонги, Нумитора, смещённого с престола его младшим братом Амулием. Чтобы у Нумитора не было законных наследников престола, его дочь Рею Сильвию заставили стать весталкой, что обрекало её на тридцатилетний обет безбрачия. Но на четвёртый год служения к ней в священной роще явился бог Марс, от которого Рея Сильвия родила двух братьев . Разгневанный Амулий заключил её под стражу, а младенцев приказал положить в корзину и бросить в реку Тибр. Вот как об этом рассказывает Тит Ливий: «Весталка сделалась жертвой насилия и родила двойню, отцом же объявила Марса - то ли веря в это сама, то ли потому, что прегрешенье, виновником которому бог, - меньшее бесчестье.

Однако ни боги, ни люди не защитили, ни ее самое, ни ее потомство от царской жестокости. Жрица в оковах была отдана под стражу, детей царь приказал бросить в реку. Но Тибр как раз волей богов разлился, покрыв берега стоячими водами, - нигде нельзя было подойти к руслу реки, и тем, кто принес детей, оставалось надеяться, что младенцы утонут, хотя бы и в тихих водах. И вот, кое-как исполнив царское поручение, они оставляют детей в ближайшей заводи - там, где теперь Руминальская смоковница (раньше говорят она называлась Ромуловой ). Пустынны и безлюдны были тогда эти места. Рассказывают, что когда вода схлынула, оставив лоток с детьми на суше, волчица с соседних холмов, бежавшая к водопою, повернула на детский плач. Пригнувшись к младенцам, она дала им свои сосцы и была до того ласкова, что стала облизывать детей языком; так и нашел ее смотритель царских стад, звавшийся по преданию, Фавстулом. Он принес их к себе и передал на воспитание своей жене Ларенции .

Иные считают, что Ларенция звалась среди пастухов «волчицей», потому что отдавалась любому, - отсюда и рассказ о чудесном спасении…» . Давайте умножим объем доступной нам информации и изложим дополнительные факты, относящиеся к этой легенде. Античные комментаторы этой легенды сообщают, что корзину с детьми прибило к берегу у подошвы Палатинского холма , где в гроте Луперкалии под смоковницей их вскормила волчица , а заботы матери заменили прилетевшие дятел и чибис . (В настоящее время принято считать, что бронзовая скульптура, получившая наименование Капитолийская волчица, была найдена в начале девятого века нашей эры в земле на северо-западном склоне холма Палатин в Риме. ) Впоследствии волчица и смоковница стали священными для Рима. (Попутно следует сказать, что смоковница, яблоня, виноградная лоза, гранатовое дерево и пальма, в мировой мифологии служили для обозначения глобальных космических катастроф, связанных с прохождением «кометы-возмездие»)

Ларенция (мать Ларов, богов хранителей домашнего очага), - первоначально богиня Акка Ларенция. Значение названия связано с тем, что Рем и Ромул считались ларами города Рима. Ее прозвище lupa (досл. «волчица»), привело к дальнейшей рационализации мифа. Ведь латинское слово «lupa» в просторечии означает «блудница», «потаскуха», как название «кометы-возмездие». И это срывает покров с тайны легенды о Ромуле и Реме (см. ст. «Ромул»). Ведь название праздника Луперкалии (от лат. lupus-hircus «волк-козел»), во время которого приносили в жертву козлов и коз, имеет рациональное истолкование. Потому что последнее появление «кометы-возмездие» («волчица») в 1528 году до н.э., произошло, когда точка весеннего равноденствия находилась в Овне . Отсюда и народное название праздника - луперкалии («волк-козел»).

Предание гласит, что первоначально холм был назван по аркадскому городу Паллантею Паллантейским, а праздник Луперкалии связан с занесенным из Аркадии культом Ликейского (т.е. «Волчьего») Пана , лесного и пастушеского бога отождествленного с италийским божеством Инуем . А сам грот Луперкалий и смоковница на западном склоне холма Палатин обозначают эпицентр космической катастрофы. Вот что по этому поводу сообщает Плиний Старший: «Почитается смоковница, родившаяся в Риме на самом Форуме, в Комиции, так как там путём совершения священного обряда были захоронены молнии , а особенно в память той смоковницы, которая, кормилица Ромула и Рема, первая дала кров в Луперкале этим основателям державы и которая была названа Руминалис, потому что под ней застали волчицу, кормившую младенцев своей румис (так называли сосцы),— это чудесное событие представлено в изображении из меди, которое посвятили рядом,...» «Naturalis Historiae», (книга XV, глава XX, эпизод 77)

Тит Ливий также сообщает, что эдилы братья Гней и Квинт Огульнии поставили на этом месте изображение волчицы и младенцев. Это событие датируют 296 г. до н.э.: «В том же году курульные эдилы Гней и Квинт Огульнии привлекли к суду нескольких ростовщиков; их лишили имущества, и на деньги, поступившие в казну, поставили … возле Руминальской смоковницы — изображения младенцев — основателей Города у сосцов волчицы, … «История Рима от основания города»(книга Х, 23, 12) Об этом же сообщает и Овидий: « Было там дерево, пень которого цел и поныне. Румина это, она Ромула фигой была» . Цицерон также писал о позолоченной группе волчицы с Ромулом и Ремом, поражённой молнией. Капитолийская волчица служила местом, где совершалось правосудие в Риме. Журналисты после Олимпийских игр в Риме отметили один курьез, связанный с этой скульптурной композицией. На оригинале скульптурной группы Ромул и Рем сосут второй и четвёртый сосцы с левой стороны. А вот на эмблеме XVII Олимпийских игр в Риме, где Капитолийская волчица являлась талисманом Олимпиады, они изображены у первого и четвёртого сосца. Но при этом никто не заметил, что произошло искажение мифологической информации.

Капитолийская волчица

Это этрусская бронзовая скульптура, по стилистическим признакам датируемая V в. до н. э. и еще со времен Античности хранившаяся в Риме. Изображает примерно в натуральную величину волчицу, вскармливающую молоком двоих младенцев - Ромула и Рема, легендарных основателей города. Считается, что волк был тотемом сабинов и этрусков, а статуя перенесена в Рим в знак слияния римлян с этими народами.

Впервые Капитолийская волчица упоминается в «Естественной истории» Плиния; по его словам, скульптура стояла на Римском форуме около священной смоковницы.

История основателей Рима похожа на сказку. Правители должны отличаться от обычных людей, и братьев Ромула и Рема, отправленных по реке на погибель, спасла и выкормила волчица. Тень необычной семье давала смоковница, ставшая вместе с волчицей символом Рима, а дятел и чибис заботились о младенцах. С тех самых давних пор ничто так не взывает к патриотическим чувствам уроженцев Рима, как образ волчицы и двух младенцев.

Цицерон пишет, что скульптура располагалась на Капитолийском холме и однажды была поражена молнией; также он упоминает скульптуру «младенца, питающегося молоком волчицы».

Бронзовая статуя Капитолийской волчицы приписывается иногда мастеру Вулку. Сильный зверь, крепко вцепившийся напряженными передними лапами в землю и повернувший морду с оскаленной пастью, будто защищает младенцев Ромула и Рема, фигурки которых были помещены под набухшими от молока сосками.

Резкий поворот головы хищника встречается в изваяниях, предназначавшихся для охраны и защиты каких-либо сосудов или гробниц от злых сил: чаще всего это сфинксы или львы, поворачивающие головы и обращающие на подходящих свои страшные лики.

Своеобразна манера мастера трактовать одни детали в статуе волчицы с точным уподоблением реальности, другие - предельно обобщенно и упрощенно, почти схематично. Кожа, сквозь которую на боках волчицы проступают ее ребра, оскаленная пасть - убедительно достоверны, но напряженность передних лап чрезмерна, и они кажутся бронзовыми подпорками. Шерсть, будто выстриженная, чтобы не закрывать очертания ребер, показана лишь на шее и спине; ее завитки декоративны и повторяют друг друга. Форма торчащих ушей уподоблена срезанным наискось цилиндрам. В таких деталях проявляется чувство конструктивности, вносящее в этрусское произведение черты уже римского понимания объемов и форм. В некоторых местах на поверхности бронзовой шерсти волчицы остались следы позолоты. Трактовка пластических масс в статуе, композиция всех элементов, выражение внешней сдержанности при внутреннем напряжении соответствовали стилю и вкусам в искусстве, а возможно, и настроениям, господствовавшим на рубеже VI–V вв. до н. э. Нельзя не принять во внимание, что изваяние, прославлявшее Ромула и Рема, создавалось этрусским скульптором для его злейших врагов - римлян, возможно, как памятник свержению этрусских царей в Риме и провозглашению республики. Римляне приняли этрусскую идею - хищный зверь охраняет благополучие города, как волчица оберегает покой младенцев.

(Соколов Г. И. Искусство этрусков. М.: Искусство, 1990.)

С IX в. скульптура хранилась в Латеранском дворце. Монах-летописец Бенедикт из Соракте (X в.) пишет о «судилище, устроенном в Латеранском дворце, в месте, называемом [неразборчиво], а иначе - Матерью римлян»; суды и казни «у Волчицы» упоминаются вплоть до 1450 г. По распоряжению Сикста IV изваяние перенесли в Палаццо деи Консерватори (1473 г.). В конце XV в. были отлиты бронзовые фигурки Ромула и Рема; работа приписывается мастеру Антонио дель Поллайоло. Гравюра на дереве, сопровождающая издание популярного в Средние века сборника «Чудеса града Римского», изображает Капитолийскую волчицу уже с мальчиками.

Во времена Б. Муссолини (он был большим почитателем скульптуры и, провозгласив себя отцом Нового Рима, рассылал копии Капитолийской волчицы: одна в 1931 г. была установлена в Эден-парке в Цинциннати, США, другая отправлена в Рим, штат Джорджия, третья - в Нью-Йорк) Капитолийская волчица использовалась как пропагандистский символ, воплощавший стремление фашистского режима возродить Римскую империю. В 1960 г. изображения скульптуры использовались на плакатах и эмблеме прошедших в Риме Олимпийских игр.

С XVIII в., когда Капитолийскую волчицу описал крупнейший немецкий искусствовед Иоганн Винкельман, ученые полагали, что знаменитая скульптура является работой неизвестного этрусского мастера. В XIX в. датировку скульптуры, сделанную Винкельманом, пытались оспорить по крайней мере два исследователя, считавшие волчицу поздней, средневековой работой, но их попытки ни к чему не привели.

В 2006 г. Анна-Мария Карруба, специалист по металлургии, реставрировавшая Капитолийскую волчицу, обнародовала свои выводы: по ее мнению, скульптуру не могли сделать раньше VIII–X вв. Дело в том, что в Античности не умели отливать большие статуи целиком: их делали по частям, а потом сваривали. Волчица же была изготовлена сразу и целиком. Группа исследователей из университета Салерно во главе с профессором Адриано Ла Реджиной подтвердила обнародованную в 2006 г. гипотезу реставратора А. М. Каррубы, что Капитолийская волчица, символ Рима, была создана в XIII в., а не в V в. до н. э., как было принято считать до сих пор.

А что говорят мифы?

Мать Ромула и Рема - Рея Сильвия - была дочерью законного царя Нумитора, смещенного с престола его младшим братом Амулием. Амулий не хотел, чтобы дети Нумитора помешали его честолюбивым замыслам: сын Нумитора пропал во время охоты, а Рею Сильвию заставили стать весталкой, что обрекало ее на 30-летний обет безбрачия. На четвертый год служения к ней в священной роще явился бог Марс, от которого Рея Сильвия и родила двоих братьев. Разгневанный Амулий заключил ее под стражу, а младенцев приказал положить в корзину и бросить в реку Тибр. Однако корзину прибило к берегу у подошвы Палатинского холма, где в гроте Луперкалии под смоковницей их вскормила волчица, а заботы матери заменили прилетевшие дятел и чибис. Впоследствии все эти животные и смоковница стали священными для Рима. Затем братьев подобрал царский пастух Фаустул. Жена его, Акка Ларенция, еще не утешившаяся после смерти собственного ребенка, приняла близнецов на свое попечение. Когда Ромул и Рем встретились с дедом Нумитором, Фаустул рассказал последнему историю близнецов, после чего Нумитор с помощью внуков убил Амулия и вернул себе царское достоинство, а близнецы были восстановлены в правах.

Позднее Ромул и Рем решили основать город, и Ромул убил своего брата в споре о месте, которое нужно выбрать для нового поселения. Ромул основал город Рому (Рим) на Палатине, и это место стало вскоре приютом окрестных разбойников, над которыми главенствовал Ромул.

Не имея достаточно жен, римляне похитили сабинянок во время спортивных состязаний. После недолгой войны с соседними племенами римляне заключили унию с сабинянами, приняв имя квиринов: в новом народе женщины (сабинянки) имели равные права с мужчинами (римлянами).

Ромул правил 37 лет справедливо и кротко, но потом исчез. Подозревали, что его убили римские сенаторы, но Ромул, явившись во сне римлянину Прокулу Юлию, успокоил общественность, сообщив последнему, что улетел на небо, став богом Квирином (сабинянским Марсом), который пользовался с тех пор всеобщим почитанием.

Кстати, случаи воспитания детей дикими животными (феномен Маугли) часто описываются в мифологии, религии и литературе. Так, персидский царь Кир Старший (Куруш) был воспитан волчицей. От волков выводят себя некоторые монгольские и кавказские племена. История Ромула и Рема классифицируется как разновидность «близнечного мифа», распространенного среди народов почти на всех континентах.

Еще любопытный факт: с изображениями Капитолийской волчицы порой происходят различные несообразности. Так, в оригинале скульптурной группы Ромул и Рем сосут второй и четвертый сосцы с левой стороны. На эмблеме XVII Олимпийских игр в Риме они изображены у первого и четвертого сосца.

, выкормившая близнецов Ромула и Рема – эпических основателей Рима – превратилась в символ Вечного города еще в античном периоде. На прославленную бронзовую скульптуру, практически в натуральную величину (в высоту – 75 см), в настоящее время возможно посмотреть в одном из залов Капитолийского музея – во дворце деи Консерватори.


…Согласно легенде матерью Рема и Ромула была Рея Сильвия – жрица Храма Весты, которая родила мальчиков от бога Марса.

Мифологический аспект

Весталкой Рея стала не по доброй воле, а из-за элементарного предательства: ее отца Нумитора, являвшегося главой античного города Альба-Лонга, сбросил с престола младший брат Амулий. Присвоив власть, он не щепетился и с племянниками: сын Нумитора исчез непонятно куда, а его дочь Рею сделали жрицей храма, заставив дать обет безбрачия на тридцать лет.

За неповиновение весталке полагалось жестокое наказание, а младенцев по распоряжению царя уложили в корзину и скинули в реку Тибр. Но судьба помиловала малышей: корзину с братьями не утащило на дно, а прибило к берегу у Палатинского холма. Обнаружившая Ромула и Рема волчица, выкормила их своим молоком. Отсюда и пошла Капитолийская волчица.

Через определенное время братьев заметил местный пастух и воспитал их как родных детей. А с годами восторжествовала и справедливость: братья возвратилась домой и отбили трон для своего деда Нумитора.

После имели место длительные поиски свободной земли для нового города, братья повздорили и в пылу ссоры Ромул убил Рема. Сожалея о содеянном, Ромул все же основал «Вечный город» (21 апреля 753 г. до н. э) и стал первым правителем Рима.

Статуя Капитолийской волчицы с близнецами


Капитолийская волчица: статуя

О статуе Капитолийской волчицы имелись упоминания еще в античную эпоху. О ней писали древнеримский политик Марк Цицерон, который жил в первом столетии до нашей эры, и Плиний старший в своих трудах, представленных общественности в 77 году нашей эры.

Свидетельства древних удостоверяют и археологические раскопки. Среди монет Римской империи, отображающих историю и быт Древнего Рима, имеются и те, на которых показана легенда об образовании города. Например, Капитолийская волчица, выкормившая собственным молоком Ромула и Рема, показана на античных римских монетах денариях, датируемых 129 г. до нашей эры.

Та скульптура Капитолийской волчицы, которую можно видеть в настоящее время, была поставлена в Палаццо деи Консерватори по указу Папы Римского Сикста IV в 1473 году. В тот момент скульптуру Капитолийской волчицы дополнили мальчики Рем и Ромул. Бронзовые фигурки близнецов были созданы Антонио дель Поллайоло – флорентийским скульптором и живописцем.


Музей с изваянием Капитолийской волчицы располагается на Капитолийском холме в здании Палаццо деи Консерватори – в шаговой доступности от Римского Форума и Площади Венеции. От Колизея пеший променад отнимет примерно двадцать минут.

Чтоб доехать до Палаццо деи Консерватори на метро, надо сойти на станции Colosseo.

Публикацию про Римский метрополитен, с картой и всеми его особенностями, возможно отыскать тут.

Чтоб доехать до Палаццо деи Консерватори на автобусе, нужно использовать маршрутами №№ 30, 51, 81, 83, 85, 87, 118, 160, 170, 628, 810. Необходимая остановка – Ara Coeli-Piazza Venezia. Идет туда и трамвай №8, сойти надо на конечной остановке Venezia.

Музей со статуей Капитолийской волчицы открыт каждый день с 9.30 до 19.30; кроме 24 и 31 декабря: 9.30 – 14.00. Посетителей перестают запускать за час до закрытия.

Это своего рода фаза развития римской государственности того времени. Просуществовала она с 27 года до н. э. по 476 год, а главным языком был латинский.

Великая Римская империя веками держала в волнении и восхищении многие другие государства того времени. И это неспроста. Это могущество появилось далеко не сразу. Империя развивалась постепенно. Рассмотрим в статье, с чего все начиналось, все главные события, императоров, культуру, а также герб и цвета флага Римской империи.

Периодизация Римской империи

Как известно, у всех государств, стран, цивилизаций в мире была хронология событий, которую условно можно поделить на несколько периодов. У Римской империи есть несколько основных этапов:

  • период принципата (27 г. до н. э. - 193 г. н. э.);
  • кризис Римской империи в III в. н.э. (193 - 284 гг. н. э.);
  • период домината (284 - 476 гг. н. э.);
  • крах и разделение Римской империи на Западную и Восточную.

До образования Римской империи

Обратимся к истории и рассмотрим вкратце, что предшествовало становлению государства. Вообще, первые люди на территории нынешнего Рима появились примерно во втором тысячелетии до н. э. на реке Тибр. В VIII веке до н. э. два крупных племени объединились, возвели крепость. Таким образом, можно считать, что 13 апреля 753 г. до н. э. образовался Рим.

Сначала был царский, а затем республиканский периоды правления со своими событиями, царями и историей. Этот промежуток времени с 753 г. до н. э. называют Древним Римом. Но в 27 году до н. э. благодаря Октавиану Августу образовалась империя. Настала новая эпоха.

Принципат

Образованию Римской империи способствовали гражданские войны, из которых Октавиан вышел победителем. Сенат дал ему имя Август, а сам правитель основал систему принципата, что включало в себя смесь монархической и республиканской формы правления. Также он стал основоположником династии Юлиев-Клавдиев, однако просуществовала она недолго. Столицей Римской империи так и остался город Рим.

Период правления Августа считался очень благоприятным для народа. Будучи племянником великого полководца - Гая Юлия Цезаря - именно Октавиан стал Он провел реформы: одной из главных считается реформирование армии, суть которой была в том, чтобы сформировать римскую военную силу. Каждый солдат должен был отслужить до 25 лет, не мог завести семью и жил на пособие. Но это помогло сформировать наконец постоянную армию после почти столетнего ее формирования, когда она отличалась ненадежностью из-за непостоянства. Также заслугами Октавиана Августа считаются ведение бюджетной политики и, конечно же, изменение системы власти. При нем начало зарождаться христианство в империи.

Первого императора обожествляли, особенно за пределами Рима, но сам правитель не хотел, чтобы в столице был культ вознесения до бога. А вот в провинциях в его честь воздвигали много храмов и его правлению придавали сакральное значение.

Приличную часть своей жизни Август провел в разъездах. Он хотел возродить духовность народа, благодаря ему реставрировались обветшалые храмы и прочие сооружения. При его правлении было освобождено много рабов, а сам правитель был этаким образцом древнеримской доблести и жил в скромном владении.

Династия Юлиев-Клавдиев

Следующим императором, а также великим понтификом и представителем династии был Тиберий. Он являлся приемным сыном Октавиана, у которого был еще и родной внук. По сути, вопрос наследия престола оставался нерешенным после смерти первого императора, но Тиберий выделялся своими заслугами и умом, поэтому ему и предстояло стать полновластным правителем. Сам же он не желал быть деспотом. Он правил очень достойно и не жестоко. Но после проблем в семье императора, а также столкновения своих интересов с сенатом, полным республиканских установок, все вылилось в "нечестивую войну в сенате». Он правил всего с 14 по 37 год.

Третьим императором и представителем династии стал сын племянника Тиберия - Калигула, правивший всего 4 года - с 37-го по 41-й. Поначалу все ему симпатизировали как достойному императору, но власть его сильно изменила: он стал жестоким, вызвал сильное недовольство у народа и был убит.

Следующим императором стал Клавдий (41-54), с помощью которого, по сути, правили две его жены - Мессалина и Агриппина. Путем различных манипуляций второй женщине удалось сделать правителем своего сына Нерона (54-68). При нем произошел "великий пожар" в 64 году н. э., что очень сильно разрушило Рим. Нерон покончил свою жизнь самоубийством, и разразилась гражданская война, в которой всего за один год погибли три последних представителя династии. 68-69-й назвали "годом четырех императоров".

Династия Флавиев (с 69 по 96 годы н. э.)

Веспасиан был главным в борьбе против восставших иудеев. Он стал императором и основал новую династию. Ему удалось подавить восстания в Иудее, восстановить хозяйство, заново отстроить Рим после "великого пожара" и привести в порядок империю после многочисленных внутренних смут и мятежей, улучшить отношения с сенатом. Правил он до 79 года н. э. Его порядочное правление продолжил его сын Тит, правивший всего два года. Следующим императором стал младший сын Веспасиана - Домициан (81-96). В отличие от первых двух представителей династии, он отличался враждебностью и противостояниями с сенатом. Его убили в результате заговора.

Во времена правления династии Флавиев создали великий амфитеатр Колизей в Риме. Над его строительством работали 8 лет. Тут проводились многочисленные гладиаторские бои.

Династия Антонинов

Время пришлось именно на время правления этой династии. Правителей этого периода называли "пятью хорошими императорами". Антонины (Нерва, Траян, Адриан, Антонин Пий, Марк Аврелий) правили последовательно с 96 по 180 год н. э. После заговора и убийства Домициана из-за его враждебности к сенату императором стал Нерва, который был как раз из сенаторской среды. Он правил два года, а следующим правителем стал усыновленный им сын - Ульпий Траян, который стал одним из лучших людей, когда-либо правивших во времена Римской империи.

Траян значительно расширил территории. Образовались 4 известные провинции: Армения, Месопотамия, Ассирия и Аравия. Колонизация других мест требовалась Траяну скорее не для завоевательных целей, а для защиты от нападений кочевников и варваров. Самые отдаленные места обстраивались многочисленными каменными башнями.

Третий император Римской империи времен династии Антонинов и преемник Траяна - Адриан. Он сделал много реформ в области права и образования, а также в сфере финансов. Он получил прозвище "обогатитель мира". Следующим правителем стал Антонин, которого прозвали "отцом рода человеческого" за его заботу не только о Риме, но и о провинциях, которые он благоустраивал. Потом правил который был очень хорошим философом, но ему пришлось провести много времени на войне на Дунае, где и погиб в 180 году. На этом эпоха "пяти хороших императоров", когда империя расцветала, а демократизм достигал своего пика, закончилась.

Последним императором, положившим конец династии, стал Коммод. Он увлекался гладиаторскими боями, а управление империей возложил на плечи других людей. Умер от рук заговорщиков в 193 году.

Династия Северов

Люди провозгласили правителем выходца из Африки - полководца правившего до своей смерти в 211 г. Он был очень воинственным, что передалось его сыну Каракаллу, который стал императором путем убийства своего брата. Но именно благодаря ему люди из провинций наконец получили право становиться Оба правителя сделали многое. Например, вернули Александрии самостоятельность и дали право александрийцам занимать гос. должности. Затем правили Гелиогабал и Александр до 235 г.

Кризис третьего века

Этот переломный момент имел такое большое значение для людей того времени, что историки выделяют его как отдельный период истории Римской империи. Этот кризис длился почти полвека: с 235 г. после гибели Александра Севера и вплоть до 284 г.

Причиной послужили войны с племенами на Дунае, которые начались еще во времена Марка Аврелия, стычки с зарейнскими людьми, непостоянство власти. Людям приходилось много воевать, а власть тратила деньги, время и силы на эти конфликты, что значительно ухудшило экономику и хозяйство империи. А также во времена кризиса были постоянные конфликты между армиями, которые выдвигали своих кандидатов на престол. К тому же боролся и сенат за право своего значительного влияния на империю, но потерял его вообще. Античная культура после кризиса тоже пришла в упадок.

Период домината

Концом кризиса стало возведение в императоры Диоклетиана в 285 г. Именно он положил начало периоду домината, что означало смену республиканской формы правления на абсолютную монархию. Эпоха Тетрархии также относится к этому времени.

Императора стали величать "доминатом", что в переводе означает "господин и бог". Домициан впервые так назвал себя. Но в I веке такая позиция правителя воспринималась бы с враждебностью, а после 285 года - спокойно. Сенат как таковой не прекратил свое существование, но теперь не имел такого большого влияния на монарха, который в конечном итоге сам принимал решения.

При доминате, когда правил Диоклетиан, христианство уже проникло в жизнь римлян, но всех христиан начали еще сильнее преследовать и принимать карательные меры за их веру.

В 305 году император отказался от власти, началась небольшая борьба за престол, пока на трон не вышел Константин, правивший с 306 по 337 гг. Он был единоличным правителем, но было деление империи на провинции и префектуры. В отличие от Диоклетиана, он не был таким жестким по отношению к христианам и даже прекратил подвергать их гонениям и преследованиям. Более того, Константин ввел единоверие, а христианство сделал государственной религией. Также он перенес столицу из Рима в Византий, который впоследствии назвали Константинополем. С 337 по 363 годы правили сыновья Константина. В 363 г. умер Юлиан Отступник, что и стало концом династии.

Римская империя еще продолжала существование, хотя перенос столицы был очень резким для римлян событием. После 363 г. правили еще два рода: династии Валентиниана (364-392) и Феодосия (379-457). Известно, что значительным событием в 378 году стала Адрианопольская битва между готами и римлянами.

Падение Западной Римской империи

Рим фактически продолжил свое существование. Но концом истории империи считают 476 год.

На падение ее повлиял перенос столицы в Константинополь при Константине в 395 г., где даже воссоздали сенат. Именно в этом году произошло на Западную и Восточную. Началом истории Византии (Восточной Римской империи) также считается это событие в 395-м. Но стоит понимать, что Византия - это уже не Римская империя.

Но почему тогда история заканчивается только в 476-м? Потому что после 395 года осталась существовать и Западная Римская империя со столицей в Риме. Но правители не справлялись с такой большой территорией, терпели постоянные нападки со стороны врагов, а Рим разорился.

Этому распаду поспособствовало расширение земель, за которыми нужно было следить, усиление армии врагов. После битвы с готами и поражения римской армии Флавия Валента в 378 г. первые стали для вторых очень могущественными, в то время как жители Римской империи все больше склонялись к мирной жизни. Мало кто хотел посвящать себя на многие годы армии, большинство любило просто земледелие.

Уже при ослабленной Западной империи в 410 году вестготы взяли Рим, в 455-м столицу захватили уже вандалы, а 4 сентября 476 года вождь германских племен Одоакр заставил отречься от престола Ромула Августа. Он и стал последним императором Римской империи, Рим больше не принадлежал римлянам. История великой империи была закончена. Столицей долгое время правили разные люди, не имеющие никакого отношения к римлянам.

Так все же, в каком году распалась Римская империя? Однозначно в 476-м, однако этот распад, можно сказать, начался еще задолго до событий, когда империя начала приходить в упадок и ослабевать, а варварские германские племена стали населять территорию.

История после 476 года

Тем не менее, хоть в верхушке власти случилось свержение римского императора, а империя перешла во владение германских варваров, римляне все так же продолжали существовать. Продолжал существовать даже еще несколько веков после 376 г. вплоть до 630 года. Но по территории Риму теперь принадлежали лишь части нынешней Италии. В это время как раз началось Средневековье.

Преемницей культуры и традиций цивилизации Древнего Рима стала Византия. Она уже почти век существовала после своего образования, в то время как Западная Римская империя пала. Только к 1453 году османы захватили Византию, на этом ее история и закончилась. Константинополь переименовали в Стамбул.

А в 962-м благодаря Оттону 1 Великому образовалась Священная Римская империя - государство. Ядром его была Германия, в которой он являлся королем.

Оттон 1 Великий уже владел очень большими территориями. В состав империи X века входила почти вся Европа, в том числе и Италия (земли падшей Западной Римской империи, культуру которой хотели воссоздать). Со временем границы территории менялись. Но тем не менее эта империя просуществовала почти тысячелетие вплоть до 1806 года, когда Наполеон смог распустить ее.

Столицей формально был Рим. Императоры Священной Римской империи правили и имели много вассалов в других частях своих больших владений. Все правители претендовали на высшую власть в христианстве, которое в то время обрело масштабное влияние на всю Европу. Корона императоров Священной Римской империи давалась только папой после коронации в Риме.

На гербе Римской империи изображен двуглавый орел. Этот символ встречался (и есть до сих пор) в символике многих государств. Как ни странно, на гербе Византии тоже изображен такой символ, как и на гербе Римской империи.

Флаг XIII—XIV веков изображал белый крест на красном фоне. Однако он стал другим в 1400-м и просуществовал до 1806 г. вплоть до падения Священной Римской империи.

На флаге с 1400 г. есть двуглавый орел. Это символизирует императора, в то время как одноглавая птица - короля. Интересны также и цвета флага Римской империи: черный орел на желтом фоне.

Тем не менее это очень большое заблуждение - относить Римскую империю до средневековых времен к Священной Германской Римской империи, в составе которой хоть и была Италия, но фактически это было уже совсем другое государство.

итал.- Lupa Capitolina , англ.- Capitoline wolf

Мифологические источники

Мать Ромула и Рема - Рея Сильвия была дочерью законного царя Альба-Лонги Нумитора , смещённого с престола его младшим братом Амулием . Амулий не хотел, чтобы дети Нумитора помешали его честолюбивым замыслам: сын Нумитора пропал во время охоты, а Рею Сильвию заставили стать весталкой, что обрекало её на 30-летний обет безбрачия. На четвёртый год служения к ней в священной роще явился бог Марс , от которого Рея Сильвия и родила двух братьев. Разгневанный Амулий заключил её под стражу, а младенцев приказал положить в корзину и бросить в реку Тибр. Однако корзину прибило к берегу у подошвы Палатинского холма, где в гроте Луперкалии под смоковницей их вскормила волчица, а заботы матери заменили прилетевшие дятел и чибис. Впоследствии все эти животные и смоковница стали священными для Рима. Затем братьев подобрал царский пастух Фаустул . Жена его, Акка Ларенция , ещё не утешившаяся после смерти своего ребёнка, приняла близнецов на своё попечение. Когда Ромул и Рем встретились с дедом Нумитором , Фаустул рассказал последнему историю близнецов, после чего Нумитор с помощью внуков убил Амулия и вернул себе царское достоинство, а близнецы были восстановлены в своих правах. Позднее Ромул и Рем решили основать город, и Ромул убил своего брата в споре о месте, которое нужно выбрать для нового поселения. Ромул основал город Рому (Рим) на Палатине, и это место стало вскоре приютом окрестных разбойников, над которыми главенствовал Ромул . Не имея достаточно жён, римляне похитили сабинянок во время спортивных состязаний. После недолгой войны с соседними племенами, римляне заключили унию с сабинянами, приняв имя квиринов: в новом народе женщины (сабинянки) имели равные права с мужчинами (римлянами). Ромул правил над ними 37 лет справедливо и кротко, но потом исчез. Подозревали, что его убили римские сенаторы, но Ромул , явившись во сне римлянину Прокулу Юлию , успокоил общественность, сообщив последнему, что улетел на небо, став богом Квирином (сабинянским Марсом ), который пользовался всеобщим почитанием.

Мифологические аналогии

Халтурный вариант скульптуры

Случаи воспитания детей дикими животными часто описываются в мифологии, религии и литературе. Так - персидский царь Кир Старший (Куруш ) был воспитан волчицей. От волков изводят себя некоторые монгольские и кавказские племена. История Ромула и Рема классифицируется как разновидность «близнечного мифа», распространённого среди примитивных народов на всех континентах, исключая Антарктиду.

История скульптуры

Считается, что бронзовая скульптура, получившая наименование Капитолийской волчицы, была создана и установлена в Риме по приказу эдилов Квинта и Огульния Галлов в 296 г. до н.э., на деньги полученные от штрафов. Об этом, в частности, сообщает Тит Ливий в книге, называемой ныне «История Рима от основания города»:

«В том же году курульные эдилы Гней и Квинт Огульнии привлекли к суду нескольких ростовщиков; (12) их лишили имущества, и на деньги, поступившие в казну, поставили медные пороги на Капитолии и серебряные сосуды на три престола внутри храма Юпитера, а также изваяние Юпитера на колеснице четверней на вершине его храма, а возле Руминальской смоковницы - изображения младенцев - основателей Города у сосцов волчицы, и, наконец, вымостили тесаным камнем дорогу от Капенских ворот до Марсова храма.» (книга Х, 23, 12)

По сообщению современного российского историка и переводчика Г.А. Тароняна , одни историки считают её архаической этрусской работой первой половины V в. до н.э., другие - архаической греческой работой, некоторые - средневековой работой. В Средние века скульптура была потеряна и заново найдена в земле в начале IX века н.э. на северо-западном склоне холма Палатин в Риме. Её разместили в Lateran Palace.

О месте установки упоминает в хронике X века Бенедикт из Соракта (Benedict of Soracte ). Считается, что иногда у этой скульптуры проводились экзекуции. В по указанию папы Сикста IV скульптура была перенесена в Palazzo dei Conservatori on the Campidoglio. На ксилографии в Mirabilia Urbis Romae (Рим, ) она изображена уже с фигурками близнецов.

В настоящее время скульптура находится в Капитолийском музее и по программе консервации, начатой в –е годы, её экспонирование закрыто.

Копии и иные изображения

Скульптура у башни в Пизе

Большим почитателем скульптуры был итальянский диктатор Бенито Муссолини . Провозгласив себя отцом «Нового Рима», он рассылал копии Капитолийской волчицы. Одна такая копия в г. была установлена в Эден-Парке в Цинциннатти, США. Другая была отправлена в Рим, штат Джорджия, Третья - в Нью-Йорк. В некоторых городах Италии установлены различные реплики или оригинальные скульптуры (Сиенна, Пиза).

С изображениями Капитолийской волчицы происходят различные странности. Так, в самой скульптурной группе Ромул и Рем сосут второй и четвёртый сосцы с левой стороны. На эмблеме XVII Олимпийских игр в Риме они изображены у первого и четвёртого сосца.

Реконструкция Новой Хронологии

Скульптура Капитолийской волчицы - один из наиболее ярких артефактов так называемой этрусской культуры . Критика традиционных взглядов на историю этрусков и этрусского искусства приведена в 15 главе труда «Империя» . В разделе 9 этой главы авторы указывают, что в соответствии с их реконструкцией, изображение Ромула и Рема , сосущих волчицу, не могло появиться ранее XV века :

«Так что напрасно искусствоведы упорно датируют САМУ ВОЛЧИЦУ пятым веком ДО Н.Э. Она, скорее всего, тоже сделана между 1471 и 1509 годами н.э. Одновременно с фигурками близнецов. А не за две тысячи лет до них.» (Империя , глава 15, раздел 9)

Синусоида Жабинского

«Занимаясь с 1997 г. реставрацией бронзовой волчицы, Карруба обратила внимание, что фигура была выплавлена целиком, а не по частям, как то было принято в античные времена. Древние греки, этруски и римляне не владели технологией плавки по воску, она была придумана позднее, в эпоху Каролингов (VIII-IX вв.), когда появилась необходимость в изготовлении крупных предметов, например, колоколов. Античные скульпторы изготовляли металлические статуэтки отдельными фрагментами, а затем соединяли составные части в единое целое.» «На зарубежных сайтах промелькнула информация, что знаменитая Капитолийская волчица, являющаяся символом Рима, была создана не в V веке до нашей эры, а на несколько столетий позже. К такому выводу пришла специалистка по металлургии Анна Мария Карруба, которая занимается реставрацией статуи с 1997 года. Её датировка поразительно совпала с выводами, сделанными ранее творцами «Новой хронологии» Г.В. Носовским и А.Т. Фоменко. ... Корреспондент «Правды.ру» обратился за комментарием к Глебу Носовскому.» Г.В. Носовский в своём ответе сообщил: «Капитолийская волчица – это средневековое произведение, выполненное не ранее 15 века, но это не значит, что она была создана через много веков после Рождества Христова, поскольку Рождество Христово, согласно вычисленной нами дате, произошло в 1152 году. И нашу эру называть «после Рождества Христова» – неправильно. Всякая датировка Капитолийской волчицы не является основной и независимой. Это косвенная датировка. Мы не можем её датировать, потому что у «Волчицы» нет абсолютных датирующих элементов. По технологии – тоже косвенная датировка. Однако есть артефакты, несущие датировку сами по себе. Например, египетские и не только зодиаки, где изображена конкретная историческая дата, которую можно высчитать и предъявить. Старые тексты, содержащие некие астрономические сведения. Вокруг этого много спекуляций, потому что идею объяснить просто, а на самом деле выяснить датировку так, чтобы она была независимой и доказанной, очень сложно. Это самая настоящая математика. Что касается выводов, которые мы делаем из доказанных нами дат, здесь мы вправе вторгаться в любую область. Датировка по технологиям не является независимой, потому что она заранее требует определенной шкалы технологии. Все это должно основываться на определенном фундаменте, который мы строим с помощью анализа исторической информации. Такие датировки, как искусствоведческие, по технологиям, они имеют только вспомогательное значение. Мы работаем в той дисциплине, в которой мы являемся специалистами – это историческая хронология, область прикладной математики. И те люди, которые устанавливали нынешнюю общепринятую хронологию в 17-м веке, были математиками. Хронология – это даты, извлекаемые из исторической информации, которую нужно обрабатывать, а это дело математики. Это недоразумение, что хронологию отдали в ведение историков, которые просто ею не занимаются, поскольку у них нет ни соответствующего образования, ни соответствующих методов. У них есть определенная шкала – и они берут её как абсолютную истину. На протяжении уже трех столетий это стало пережитком.»

Ссылки

  • «Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона, в 86 томах» ,- СПб, –
  • Плиний Старший «Естествознание. Об искусстве» ,- М.: Ладомир, , 941 с.
  • Тит Ливий «История Рима от основания города, в 3-х томах» ,- М.: Ладомир, , 702+811+798 с.