18+. Фото не для слабонервных, читая материал, вы подтверждаете что вам есть 18 лет . Мы рассмотрим смертную казнь в Китае начиная с самых древних времен и до наших дней. Китайцы очень практичный народ и по статистическим данным в этой стране смертные казни применялись чаще, чем в любой другой. По некоторым данным даже сейчас, в 21 веке, число казненных доходит до пяти тысяч за год по всей стране. При чем здесь китайская практичность? Государство не желает выделять деньги на содержание заключенных, их проще убить.


С чего все началось

Первые свидетельства о китайской системе наказаний датируются примерно 1 тыс. до н.э. В то время жестокости никто не удивлялся и самые ужасные методы умерщвления применялись к военнопленным и просто чужакам, нарушившим закон. На то были свои причины - таким изуверским способом каждый народ показывал врагам, что будет с ними совершено, если они позарятся на родной дом. При этом казни проводились на площадях, чтобы устрашить чужаков и сплотить народ. Такое вот развлечение.
Древний Китай не имел целостной судебной системы и каждый помещик выдумывал собственные методы казни, таким образом в одной провинции вам за воровство отрежут ужи, в другой стопу, а в третьей - кастрируют. В особо строгих местах могли и распилить пополам, чтобы неповадно было. Вообще Китай был очень жестокой державой, царством телесных наказаний, если по китайски "жоу син". Там отрезали части тела за любую провинность, есть документы, где говорится о том как двух женщин распилили пополам за то что они приготовили плохой рис своему господину. Перечислим самые популярные казни и наказания в древнем Китае в виде списка:

  • удаление носа, ушей
  • вырывание глаз
  • отрезание коленной чашечки, стопы, иногда кистей рук и прочих частей конечностей
  • кастрация как мужчин так и женщин
  • захоронение заживо
  • удушение
  • варение
  • распиливание пополам
  • сожжение на костре

Отрезание стоп



Удушение


Похороны заживо

И это еще не полный список, просто их действительно много, всех и не перечислить. Очень много осужденных умирало после наказаний от заражения крови. Самым ярким примером является кастрация - большая часть людей просто погибала в течение нескольких дней после этой процедуры, а счастливые выжившие никогда больше не могли вступить в половой контакт, мужчин отправляли на каторгу, а женщин в служанки какому-нибудь вельможе.

Среди всего этого разнообразия стоит упомянуть о последней придумке китайских властей - стремясь увеличить страх, нагоняемый казнью на врагов и усилить страдания осужденных, они изобрели казнь под названием "осуществить пять видов наказаний". Пленник испытывал невероятные мучения, потому что палачи выполняли целый ряд процедур в контексте одной казни. Сначала они клеймили смертника, затем отрезали сначала правую, а потом и левую стопу или ногу, и только в конце забивали тяжелыми палками. Голову было положено отделить от тела и выставить на площади чтобы народ смотрел и ужасался.




Очень часто в Китае казнили не только виновного, но и всю его семью, так как считалась что они тоже повинны в преступлении, раз позволили своему родственнику совершить его. Вариант казни виновного распространялся на детей, жен, матерей, отцов, братьев и т.д Если вам кажется, что отрезать части тела у невиновного ребенка это моветон, то древние Китайцы были с эти не согласны.

Несмотря на все ужасы, самой страшной казнью считалось обезглавливание, поскольку народ верил что в загробной жизни будешь выглядеть как при смерти, то есть, носить голову в руках. Это не очень удобно да и позорно.


VII век, времена династии Тан

Именно тогда в Китае наконец была разработана и принята к исполнению единая судебная система, и наказаний, как и казней, стало гораздо меньше по вариативности. Теперь чиновники не могли больше выдумывать все подряд, а подчинялись королевскому двору. Любые вольности на эту тему пресекались государством, особенно если это наносило осужденному травмы, несовместимые с жизнью.
Тюрьмы в те далекие времена использовались лишь для того, чтобы передержать осужденных до вынесения приговора, в тюрьму на 10 лет в то время не сажали. Дорого выходило кормить и содержать преступников. Поэтому очень плотно в историю Китая вошли различного вида колодки. Вес колодок зависел от наказания, чем сильнее провинился осужденный, тем тяжелее был вес, который мог достигать двадцати килограмм, иногда в дополнение к нему на ноги прикреплялись еще грузы. Использовались так же наручники, иногда заключенные проводили несколько месяцев с закованными руками.
Династия Тан проложила путь официальным наказаниям и разнообразие как-то поутихло.
Самой популярной пыткой для допроса стало избиение палками, при том для получения сведений использовались утяжеленные варианты, а для наказаний - облегченные палки, длина которых была около 1 метра. Использовались так же тиски для пальцев, когда осужденному медленно сдавливали пальцы колодками, пока он не сознавался. Если должного воздействия это не имело, сдавливали кисти рук, затем стопы ног и так сколько хватит воли осужденного.


Династия Цин (1644-1911)

Я сразу оговорюсь, что существует инструкция, которая наглядно показывает как следует четвертовать и пытать преступников. Не знаю, следует еще что-то говорить о жестокости судебной системы Китая еще каких-то сто лет назад.

Времена идут, а содержать преступников в тюрьмах все еще слишком дорого и зачастую для этого родственникам осужденного требовалось заплатить непомерную сумму чтобы сохранить жизнь собрату. Они частенько просили совершить смертную казнь, так как пребывание в тесной китайской тюрьме, закованным в колодки, являлось медленным смертным приговором, скорее всего осужденный все равно помрет от болезни или голода.

Рассмотрим самые популярные методы казни в те времена:

"Ли-цзя" по нашему это переводится как "клетка". Выглядели они как двухметровая клетка сделанная из бамбука или дерева, где голова осужденного закреплялась в верхней части, а ноги стояли на рейках, которые можно было постепенно убирать. Это альтернатива европейской виселице, только не надо строить больших эшафотов и сложных технических приспособлений. Все по китайски просто, а мучить человека в такой колодке можно было месяцами пока он не задыхался окончательно.





Удушение. Тут все тоже просто, смертника закрепляли у столба, накидывали веревку и два палача медленно скручивали ее концы, пока бедняга, хрипя и дергаясь, не делал последний вздох.


Распиливание. Было два варианта этой казни, обычный, когда смертника зажимали между досок и пилили от промежности вниз, до тех пор пока тот в ужасных муках не истекал кровью. И второй, способ, наполненный китайским состраданием - осужденного распиливали в районе живота поперек и он умирал гораздо быстрее чем в первом случае. Приговоренного подвешивали вниз головой, а уже потом пилили.

Лин-Чи , или "укусы морской щуки", или "смерть от тысячи порезов". Так казнили за самые жестокие преступления, поскольку процедура
могла длиться несколько часов. Смертника хорошо закрепляли у столба, иногда так что ноги не касались земли, всегда обнаженным. Палачи вооружались различными инструментами, чтобы последовательно и скрупулезно отпиливать или "отщипывать" от смертника куски. Существовала даже система мер, при которой определялось, сколько кусков и за какое время необходимо отпилить от тела бедняги. Оговорюсь, что осужденный умирал в любом случае, просто при 120 порезах это происходило очень медленно, а при 8 порезах гораздо быстрее, поскольку опиливались руки и ноги большими кусками. Были популярны: 120, 72, 36, 20 и 8 порезов.



Китай в наши дни

Даже Китайцам пришлось признать, что подобная жестокость в 21 веке неприемлема. Поэтому казнь осуществляется с помощью инъекции чаще всего, и иногда с помощью расстрела. Расстрел - это просто, это дешево, а последнее очень важно ведь казнь оплачивают родственники осужденного. Только представьте, дорогого вам человека убивают, а затем присылают счет чтобы вы оплатили его. Немыслимая для Европейцев система.

Китай в этом смысле не стал исключением. Разнообразие и изощренность пыток, применяемых в этом государстве, вызывали приступы ужаса даже у самых бывалых воинов. Что интересно, когда пытки проводились на площадях, дабы предупредить всех остальных о последствиях преступлений, "поглазеть" на мучения и смерть человека собиралось огромное количество зевак. В этом случае становится понятно, откуда в умах китайских палачей возникали такие страшные картины издевательств и смертей преступников: большинство населения того времени, особенно простого народа, было склонно к беспричинному насилию и любопытству к чужим страданиям.

История

Еще со времен, когда в Поднебесной правила династия Цинь, китайские пытки считались традиционным способом наказать человека за содеянное преступление. Кодекс правящей династии насчитывал не менее четырех тысяч преступлений, которые заслуживали кары.


Наказание некоторых заключались в избиении легкими или тяжелыми палками из бамбука, ссылке или каторжных работах. Однако этому подвергались те, чьи преступления были, если воспользоваться современной терминологией, легкой тяжести. Те же, кто был осужден на смертную казнь, перед смертью переживали страшнейшие муки от пыток. И пытки эти были столь жестокими, что даже сейчас вызывают в теле дрожь.

Вплоть до начала XX века в понимании китайских правителей и судей не было четкого представления о том, что такое презумпция невиновности и стороны обвинения. Именно поэтому те признания, которые человек давал под пытками, считались неопровержимым доказательством виновности. Кроме того, древним китайским пыткам подвергались не только преступники, но и свидетели их преступлений. Китайские палачи просто не принимали во внимание то, что человек мог себя оклеветать, лишь бы прекратились его мучения.

Кого пытали?

В древние времена пытать или убивать человека было почти привычным делом. Как и в большинстве древних стран, в Поднебесной изобретались свои фирменные методы китайских пыток и казней. Они были так распространены по причине того, что штрафы или помещение осужденных в тюрьмы не считались достойным наказанием. А пытать могли любого преступника: вора, убийцу, лжеца, шпиона, богохульника, женщин, родивших вне брака, мужчин нетрадиционной ориентации, того кто изменял своему супругу либо просто человека неугодного правительству.

Древний Китай: разновидности пыток

Разнообразие древних китайских пыток поражает современных людей. Та жестокость и хладнокровие, с которым палач выполнял свою работу, будоражит умы до сих пор. Истязания в Поднебесной были не просто способом «выбить» из преступника признание, со временем это превратилось в искусство. Иначе чем объяснить ту изобретательность, с которой судьи и палачи придумывали своим жертвам наказания?

Все множество вариантов китайских пыток древности перечислить не представляется возможным, однако, вот некоторые из них:

  • Зажимали ноги в стальных сандалиях.
  • Сдавливали колени специальными тисками.
  • Били бамбуковыми палками по икрам.
  • Прокалывали ногти на руках и ногах тонкими бамбуковыми палочками.
  • Сажали преступника на так называемую тигровую скамью: привязывали его к спинке скамьи и растягивали ноги в разные стороны.
  • Клали на кровать-колодку. Нескольких истязаемых клали на одну узкую койку, чтоб они не могли шевелиться и сверху прижимали деревянной крышкой.
  • Дробили кости пальцев особыми тисками.
  • Надевали на ноги провинившемуся человеку раскаленные стальные башмачки.
  • Сильно затягивали на голове преступника железный обруч и постепенно зажимали еще сильнее.
  • Ставили голыми коленями на металлические цепи.
  • Острым ножом вырезали коленные чашечки.
  • В качестве верхней казни – клеймили лицо и отрезали нос.
  • В качестве нижней казни – кастрировали.
  • Бросали в воду с угрями.

И это только малая доля того, на что способно было правосудие Древнего Китая.

Обычно все истязания проходили в специальных помещениях. Китайские камеры пыток представляли собой холодное, сырое помещение без окон и освещения. Лампы или свечи приносились туда только на время пыток, в остальное время преступник находился в полной темноте. Нередко заключенные там люди умирали от переохлаждения.

К самым страшным китайским пыткам относятся:

  • Пытки водой.
  • Пытки каплями воды.
  • Пытки с использованием бамбука.
  • Пытки вареным мясом.
  • Пытки со сколопендрой.

Вода как средство пытки

Традиция использовать водяные пытки корнями уходит в Средневековье. Поэтому, несмотря на то что один из самых популярных ее вариантов называют «китайской водяной пыткой», придумали ее вовсе не китайские палачи.

В древности китайская пытка с использованием воды была одной из самых жестоких. Музеи пыток по всему миру выставляют на всеобщее обозрение, с первого взгляда кажущееся непрезентабельным и скучным, орудие водяных пыток. Оно представляет собой воронку из меди или дерева, которая обтянута кожей. На фоне окружающих ее орудий пыток (например, воротники с шипами загнутыми внутрь, плахи с выщерблинами), эта воронка смотрится, по меньшей мере, безобидно.

Однако присмотревшись внимательнее, на ее основании можно различить огромное количество четких вмятин. Они остались от зубов преступников, которых подвергли такому виду истязания, считавшемуся опрятным, гуманным и не нарушающим приличий. Именно за эти мнимые качества, китайскую пытку водой часто использовали в качестве наказания женщин, так как для этого их не нужно было раздевать или расчленять.

Как она действовала?

Суть китайской пытки водой заключалась в том, что жертва привязывалась спиной к скамье или койке. Голову ей приподнимали, насильно вталкивали в глотку узкий край воронки и заливали туда воду. Воды было много. Кроме того, что истязаемый ощущал удушье и боль в желудке, от того, что его распирала влитая жидкость, эта пытка могла продолжаться очень долго. Постепенно жертва ослабевала, ее сознание затуманивалось, и появлялась полная покорность и податливость.


Кроме традиционного варианта, эта китайская пытка имела альтернативы. Одной из них было вливание воды не в глотку, а в нос. В этом случае человек либо сразу сознавался во всем (что делал и не делал), либо захлебывался.

Так ли страшна капля воды?

В кинематографе ХХ века сложился стереотип, что бегать (или гулять) под дождем это очень весело. Возможно, так и есть, но только в том случае, если после этого зайти в теплый дом, в котором трещат дрова в камине. Во всех остальных случаях не особо приветствуется, чтобы вода длительное время капала на голову. А в восточных странах пытки с капающей водой и вовсе, считались одними из самых действенных.

На первый взгляд древняя китайская пытка каплей воды кажется достаточно безобидной. Ну, что такого в том чтобы на человека падали капли? Кажется, ничего страшного, однако палачи использовали китайскую пытку каплей с завидной регулярностью, поскольку результат ее был ошеломляющим и, что немаловажно, действенным.

Как происходило издевательство?

Процедура китайской пытки каплей начиналась с того, что преступника крепко привязывали либо к стулу, либо к койке, чтоб он не мог шевелиться и, что куда важнее, чесаться. В случае со стулом, жертве еще откидывали голову назад и тоже закрепляли ее в неподвижном состоянии. Над головой ему подвешивали флягу или какой-либо другой сосуд с водой, в которой имелось очень маленькое отверстие. Из него постоянно (без перерывов) капала вода на лоб жертвы.


Первое впечатление от такой китайской пытки - странная и безвредная процедура. Однако на самом деле, постоянно капающие на лоб капли являются одним из самых худших вариантов психологических пыток. Суть заключается в том, что после продолжительного воздействия на лоб жертвы каплями воды, у нее начинает возникать нервное напряжение и, как результат, психическое расстройство. Причиной тому, возникающее у жертвы ощущение того, что падая в одну и ту же точку лба, капля образует в месте падения выемку.

Именно психологическая составляющая китайской пытки каплей влияет на ее действенность и положительный результат допроса преступников в Древнем Китае.

Китай: связь бамбука и пыток

Первое место среди самых жестоких пыток используемых в Поднебесной по праву занимает китайская пытка бамбуком и водой, которая постепенно переходит в казнь. Эта ужасная процедура печально знаменита во всех уголках мира. Однако существует мнение, что это всего лишь одна из местных устрашающих легенд, поскольку ни одного документального подтверждения тому, что такая китайская пытка существовала и использовалась, не сохранилось до нашего времени.

Многие слышали о бамбуке, как об одном из растений с быстрым ростом. Некоторые его китайские сорта способны вырасти почти на метр всего за один день.


Среди историков бытует мнение, что смертоносную китайскую пытку бамбуком использовали не только китайцы древности, но и японские военные в период боевых действий Второй мировой войны.

Как происходила пытка?

Этому истязанию подвергались люди, чьи преступления, по мнению судей, были очень тяжелыми (шпионаж, государственная измена, убийство высокопоставленных лиц).

Перед тем как начинать пытку, грядку молодого бамбука затачивали ножом для того чтобы стебли стали острыми как копья. После этого над грядкой подвешивали жертву в горизонтальном положении, таким образом, чтоб заостренные ростки бамбука были, либо под животом, либо под спиной. Бамбук хорошо поливали для быстрого роста и ждали.


Так как ростки бамбука, особенно молодого, растут с неимоверной скоростью, вскоре острые ростки вонзались в тело преступника, доставляя жертве ужасные мучения. По мере роста бамбук прорастал через брюшину и убивал человека. Такая смерть была очень долгой и мучительной.

Пытка пищей

Согласно правилам здорового питания, принимать в пищу предпочтительнее вареное мясо, а от жареного мяса рекомендуется вообще отказаться. Однако переедать даже вареным мясом не следует. С этим согласились бы и китайские преступники, которые на собственном опыте знали последствия такого питания.

Пытали вареным мясом чаще всего воров, которые покушались на продукты, продаваемые в уличных лавках: овощи, фрукты, рис.

Кроме того, помимо китайской пытки вареным мясом, существовала и другая, не менее изощренная пытка. Осужденного на смерть регулярно кормили рисом и поили чистой водой. Однако сварен он был не полностью, а только наполовину. То есть преступник наедал полный желудок полусырого риса и запивал это все водой. В результате его живот распухал от набухшего в нем риса, а кишечник с желудком просто разрывались, доставляя преступнику невыносимую боль. Результатом было обильное внутреннее кровотечение и долгая, мучительная смерть.

Процесс

Китайская пытка мясом могла продолжаться целый месяц. На протяжении всего этого времени жертва очень сильно страдала.

Преступника запирали в узкую и низкую клетку. В ней он мог находиться лишь в сидячем или лежачем положении, скорчившись. Ему давали чистую воду для питья. Кормили преступника хорошо проваренным мясом, в котором отсутствовали жилы, кости и жир. Спустя месяц, в клетке находили мертвое тело.

Согласно китайским судебным справочникам, эффективность этой пытки напрямую зависит от того, какой народности осужденный. Причина тому – особенности питания различных народов. Поскольку китайцы питались зачастую пищей растительного происхождения, такая смена рациона была для них очень ощутима и, в конце концов, приводила к смерти. А вот монголам или гуннам, привыкшим питаться исключительно мясом утром в обед и вечером, такая пытка была бы даже по душе.

По мнению современных медиков, причин тому, что жертва в процессе такой пытки умирала, может быть несколько. Прежде всего, всему виной может быть недостаточная выработка ферментов, способствующих перевариванию пищи животного происхождения. Итогом плохого пищеварения будет сбой в функционировании всего организма. Второй причиной, возможно, было обездвиженное пребывание в клетке долгое время. Как известно для переваривания тяжелой пищи человеку необходимо двигаться, чтоб не было застоя в кишечнике. Кроме того, малоподвижный образ жизни и употребление мяса может привести к скоплению азотистых продуктов в крови. Как результат, – тахикардия, отечность и прочие патологии организма, которые могут привести к смерти человека.

Насекомые на службе у палачей

Еще одним способом «запытать» осужденного была китайская пытка сороконожкой в ухе. Так, зачастую, издевались над преступниками, которые были обвинены в шпионаже. Как и пытка каплями воды, эта пытка в значительной степени воздействовала на психическое состояние человека, поскольку шевелящееся в ушном проходе насекомое заставляло жертву нервничать и повышало уровень беспокойства. А если брать в учет то, что ее коготки соединяются с ядовитыми железами, присутствие насекомого в ухе доставляет и сильную боль. Просто пробежав по телу, сколопендра оставляет за собой след из жгучей слизи. Что уж говорить о месте, где она будет чувствовать себя неуютно.


Для этого изощренного издевательства над человеком, у палачей всегда была припрятана пара-тройка рыжих китайских сколопендр, которые практически не кормились, дабы насекомое всегда оставалось агрессивным и голодным. По первому приказу, палач доставал из коробочки сороконожку, которая ощутив свободу, начинала активно себя вести, и вновь попав в замкнутое пространство ушного канала, приходила в бешенство.

Пытка насекомым

Целью китайской пытки рыжей сколопендрой в ухе является полное психологическое изнеможение жертвы, при котором она соглашается на все лишь бы прекратить пытку.

Подготовка к пытке предусматривает полное обездвиживание человека путем привязывания его к кровати либо койке. Фиксируется и голова для того, чтоб преступник не смог вытряхнуть сороконожку из уха. После палач всовывает сколопендру в ушное отверстие жертве. Раздражая рецепторы в ухе, насекомое может вызвать приступы тошноты и рвоты, а так же головокружение. Это доставляет немалый дискомфорт жертве и повышает уровень ее тревожности.

Поскольку сороконожка лишается чувства ориентации, находясь в ушном проходе, она начинает беспокойно себя вести и может стучаться о барабанную перепонку. В некоторых случаях, если она вела себя спокойно и не двигалась, палач специально беспокоил и раздражал ее, дабы она начала проявлять агрессию. В результате таких действий она зачастую прогрызала барабанную перепонку и продолжала свой путь по ушным каналам, пробираясь все глубже в голову. Жертва при этом ощущала ужасные боли, ее рассудок затуманивался и в случае, если она оставалась жива еще некоторое время, то сходила с ума.

Пытки женщин

Несмотря на всю жестокость китайских пыток, их очень часто использовали и для издевательств над женщинами. Правители Древнего Китая не видели разницы между преступниками и преступницами. Это не удивительно, поскольку некоторые женщины по тяжести содеянных преступлений не уступали мужчинам. Они грабили, шпионили, иногда убивали, но чаще всего женщин пытали и казнили за неверность своим мужьям.

Китайские пытки женщин так же отличались своеобразностью, а палачи проявляли особую изобретательность.

Однако пытать и убивать представительниц слабого пола могли и просто-напросто, по пустякам. Например, известен случай, когда при дворе правителей династии Мин, чудовищной казни были подвержены две поварихи. А вина их заключалась в том, что рис, который они подали к столу вельмож «не был так же бел, как мудрость их хозяина». Такое «упущение», допущенное при работе на правителей Поднебесной, стоило поварихам жизни. Их раздели и за руки подвесили на кольцах, а чуть ниже таза, между ног, закрепили острые пилы. Осужденные не в силах долгое время висеть на согнутых руках (чтоб не касаться пилы, им пришлось подтянуться), начинали понемногу опускаться на лезвие. Однако не в состоянии неподвижно сидеть на острой пиле, женщины начинали ерзать и извиваться, не понимая, что тем самым доставляли себе еще большую боль. Таким образом, постепенно жертвы распиливали сами себя до груди и умирали. Часто металлические пилы заменялись бамбуковыми, так как последние приносили больше боли.

Бывали случаи, когда вместо того чтоб женщина сама себя распилила, ее сажали на так называемого "коня". Это орудие пытки представляло собой треугольное бревно на ножках. Вершина треугольника была местом, на которое женщину сажали, предварительно снабдив место для сидения острыми шипами. Таким образом, ощущая неудобство и боль, женщина ерзала и разрезала себе половые органы.


Такая же участь постигла служанку при дворе императора, которая «посмела пожаловаться на плохую погоду и тем самым испортила настроение своим хозяевам».

Женщина, которая совершала тяжкое преступление, сажалась на пирамиду. Преступницу раздевали и заставляли садиться на острие металлической пирамиды, стоящей на стуле либо какой-нибудь лавке. При этом она не просто садилась, а прежде раздвигала ноги, чтоб вершина пирамиды попадала точно в половые органы. Если женщина не сознавалась в содеянном преступлении, то палач насильно сажал ее на пирамиду до самого конца, тем самым разрывая ее. После этого жертва, чаще всего, умирала от потери крови или болевого шока.

Жен, изменивших своим мужьям или родивших ребенка вне брака, зачастую сажали на бамбуковый кол. Это делалось на площади, чтобы каждая женщина могла увидеть, какой ее ожидает конец, в случае если она решит «пойти налево».

Еще одним очень страшным наказанием для неверных жен было издевательство, в котором использовали змей. Суть этой казни была в том, что женщину укладывали на плоскую поверхность и связывали так, чтоб она не могла пошевелиться. После этого вливали ей в половые органы молоко. И, как заключение подготовки, ей под ноги бросали змею. Чувствуя запах молока, змея заползала женщине внутрь, доставляя нестерпимую боль. В результате этой пытки жертва умирала.

Запрет на пытки

Страшным пыткам, которые использовались в Древнем Китае, подвергался и стар и млад, несмотря на пол и положение в обществе. Несмотря на то что пытали преступников в древности практически во всех странах мира, китайские пытки считались самыми изощренными и жестокими, перед которыми трепетали даже видавшие виды европейские военные и палачи.

Использование таких страшных, и даже зверских, пыток в настоящее время китайские власти не практиковали. Однако выбивание признаний преступников с помощью холода, голода или побоев проводилось и в XXI веке. И только 21 ноября 2013 года Верховным народным судом Китайской Народной Республики было оглашено заявление, в котором звучал призыв ко всем судебным инстанциям. В нем шла речь об исключении доказательств и свидетельств, которые получены путем пыток и изнеможения подсудимых. Пытки и принуждения под воздействием низкой температуры, голода и усталости стали запрещены на государственном уровне. Казалось бы, это и так, само собой разумеющаяся вещь, однако в китайских тюрьмах и изоляторах временного содержания не брезговали избивать и издеваться над преступниками всего каких-то пять лет назад.

С развитием цивилизации человеческая жизнь обрела ценность независимо от социального статуса и богатства. Тем ужаснее читать о черных страницах истории, когда закон не просто лишал человека жизни, а превращал экзекуцию в зрелище на потеху простому люду. В других случаях казнь могла носить ритуальный или назидательный характер. К сожалению, и в современной истории есть подобные эпизоды. Мы собрали список самых жестоких казней, когда-либо практиковавшихся людьми.

Казни Древнего мира

Скафизм

Слово «скафизм» образовано от древнегреческого слова «корыто», «лодка», а сам метод вошел в историю благодаря Плутарху, который описал казнь греческого правителя Митридата по велению Артаксеркса, царя древних персов.

Сначала человека раздевали догола и привязывали внутри двух лодок-долбленок таким образом, чтобы снаружи оставались голова, руки и ноги, которые густо обмазывали медом. Затем жертву насильно поили смесью молока и меда, чтобы вызвать диарею. После этого лодку спускали на стоячую воду – пруд или озеро. Приманенные запахом меда и нечистот насекомые облепляли тело человека, медленно пожирали плоть и откладывали личинок в образовавшиеся гангренозные язвы. Жертва оставалась в живых до двух недель. Смерть наступала от трех факторов: заражения, истощения и обезвоживания.

Казнь через сажание на кол изобрели в Ассирии (совр. Ирак). Таким способом наказывали жителей взбунтовавшихся городов и женщин, сделавших аборт - тогда эта процедура считалась детоубийством.


Казнь проводилась двумя способами. При одном варианте осужденному протыкали грудь колом, при другом – острие кола проходило сквозь тело через задний проход. Мучившихся людей часто изображали на барельефах в качестве назидания. Позже эта казнь стала применяться народами Ближнего Востока и Средиземноморья, а также славянскими народами и некоторыми европейскими.

Казнь слонами

Этот метод применяли преимущественно в Индии и на Шри-Ланке. Индийские слоны хорошо поддаются дрессировке, чем и пользовались правители Юго-Восточной Азии.


Способов убить человека при помощи слона было немало. Например, на бивни надевались доспехи с острыми копьями, которыми слон пронзал преступника и затем, еще живого, разрывал на части. Но чаще всего слоны обучались придавливать осужденного ногой и поочередно отрывать конечности хоботом. В Индии провинившегося человека часто просто бросали под ноги разъяренному животному. Для справки, индийский слон весит около 5 тонн.

Предание зверям

За красивой фразой «Damnatio ad bestias» кроется мучительная смерть тысяч древних римлян, особенно их было много среди ранних христиан . Хотя, конечно, этот способ придумали задолго до римлян. Обычно для казни использовали львов, менее популярными были медведи, пантеры, леопарды и буйволы.


Существовало две разновидности казни. Часто приговоренного к смерти привязывали к столбу посреди гладиаторской арены и спускали на него диких зверей. Были и вариации: бросали к клетку к голодному животному или привязывали к его спине. В другом случае несчастного заставляли выйти на бой против зверя. Из вооружения у них было простенькое копье, а из «доспехов» – туника. В обоих случаях на казнь собиралось множество зрителей.

Смерть на кресте

Распятие на кресте придумали финикийцы - древний народ мореплавателей, который жил на Средиземноморье. Позднее этот способ переняли карфагеняне, а затем и римляне. Израильтяне и римляне смерть на кресте считали самой позорной, потому что так казнили закоренелых преступников, рабов и предателей.


Перед распятием человека раздевали, оставляя лишь набедренную повязку. Его били кожаными бичами либо свежесрезанными прутьями, после чего заставляли самого нести крест весом около 50 килограмм к месту распятия. Вкопав крест в землю у дороги за городом или на холме, человека веревками поднимали и пригвождали к горизонтальной планке. Иногда осужденному предварительно дробили ноги железным прутом. Смерть наступала от истощения, обезвоживания или болевого шока.

После запрета христианства в феодальной Японии XVII в. распятие применялось против заезжих миссионеров и христиан-японцев. Сцена казни на кресте присутствует в драме Мартина Скорсезе «Молчание», повествующей именно об этом периоде.

Казнь бамбуком

Древние китайцы были чемпионами по изощренным пыткам и казням. Один из наиболее экзотических способов умерщвления – растягивание виновного над растущими побегами молодого бамбука. Сквозь человеческое тело ростки пробивались в течение нескольких суток, причиняя этим неимоверные страдания казнимому.


Линг-чи

«Линг-чи» переводится на русский язык как «укусы морской щуки». Было и другое название – «смерть от тысячи порезов». Этот способ применяли во времена правления династии Цин, причем казнили таким способом высокопоставленных чиновников, уличенных в коррупции. Каждый год таких набиралось 15-20 человек.


Суть «линг-чи» – в постепенном отрезании от тела небольших частей. Например, отрубив одну фалангу пальца, палач прижигал рану и затем приступал к следующей. Сколько кусочков нужно отрезать от тела, определял суд. Самым популярным вердиктом было разрезание в 24 части, а самых отъявленных преступников приговаривали к 3 тысячам отрезаний. В таких случаях жертву поили опиумом: так она не теряла сознание, но боль пробивалась даже через пелену наркотического опьянения.

Иногда, в знак особой милости, правитель мог приказать палачу сперва убить приговоренного одним ударом и истязать уже труп. Данный метод казни практиковался 900 лет и был запрещен в 1905 году.

Казни Средневековья

Кровавый орел

Историки ставят под сомнение существование казни «Кровавый орел», однако упоминание о ней встречается в скандинавском фольклоре. Данный метод применялся жителями скандинавских стран в эпоху раннего Средневековья.


Своих врагов суровые викинги убивали максимально мучительно и символично. Человеку связывали руки и клали животом на пень. Кожу на спине аккуратно разрезали острым клинком, затем поддевали ребра топором, выламывая их наружу в форме, напоминавшей орлиные крылья. После этого из еще живой жертвы извлекали легкие и развешивали их на ребрах.

Эта казнь дважды демонстрируется в сериале «Викинги» с Трэвисом Фиммелом (в 7 серии 2 сезона и 18 серии 4 сезона), хотя зрители отметили противоречия сериальной казни с той, о которой рассказывалось в фольклорной «Старшей Эдде».

«Кровавый орел» в сериале «Викинги»

Разрывание деревьями

Такая казнь была распространена во многих регионах мира, в том числе и на Руси в дохристианский период. Жертву привязывали за ноги к двум наклоненным деревьям, которые потом резко отпускали. Одна из легенд гласит, что так был убит древлянами князь Игорь в 945 году - за то, что хотел дважды собрать с них дань.


Четвертование

Способ использовали как в средневековой Европе. Каждую конечность привязывали к лошадям – животные разрывали приговоренного на 4 части. На Руси тоже практиковали четвертование, но под этим словом подразумевалась совсем другая казнь – палач поочередно отрубал топором сначала ноги, потом руки, а затем и голову.


Колесование

Колесование как вид смертной казни широко применялось во Франции и Германии во времена Средневековья. В России этот вид казни известен и в более позднее время - с XVII по XIX века. Суть наказания заключалась в том, что сначала виновного лицом к небу привязывали к колесу, закрепляя руки и ноги на спицах. После этого ему ломали конечности и в таком виде оставляли умирать на солнце.


Свежевание

Свежевание, или сдирание кожи, было изобретено в Ассирии, затем перешло в Персию и распространилось по всему Древнему миру. В Средние века инквизиция усовершенствовала этот вид казни – с помощью приспособления, которое называлось «испанский щекотун», кожа человека разрывалась на мелкие клочки, содрать которые не составляло труда.


Сваривание заживо

Эта экзекуция тоже была придумана в древности и получила второе дыхание в Средние века. Так казнили в основном фальшивомонетчиков. Уличенного в подделке денег человека бросали в котел с кипящей водой, смолой или маслом. Эта разновидность была довольно гуманной – преступник быстро умирал от болевого шока. Более изощренные палачи сажали приговоренного в котел с холодной водой, которую нагревали постепенно, или же медленно опускали его в кипяток, начиная со ступней. Сваренные мышцы ног отходили от костей, а человек еще был жив.
Практикуется эта казнь и у экстремистов Востока. По словам бывшего телохранителя Саддама Хусейна, он стал свидетелем кислотной экзекуции: сначала в наполненный едким веществом бассейн опускали ноги жертвы, а затем бросали целиком. А в 2016 году боевики запрещенной организации ИГИЛ растворили 25 человек в котле с кислотой.

Цементные ботинки

Этот способ хорошо знаком многим нашим читателям по гангстерскому кино. Действительно, убивали таким жестоким методом своих врагов и предателей во времена мафиозных войн в Чикаго. Жертву привязывали к стулу, затем ставили под ноги тазик, заполнявшийся жидким цементом. А когда он застывал, человека везли к ближайшему водоему и скидывали с лодки. Цементные ботинки мигом тащили его на дно кормить рыб.


Полеты смерти

В 1976 году к власти в Аргентине пришел генерал Хорхе Видела. Он руководил страной всего 5 лет, но остался в истории как один из самых страшных диктаторов современности. Среди прочих зверств Виделы – так называемые «полеты смерти».


Человека, который выступал против режима тирана, накачивали барбитуратами и в бессознательном состоянии проносили на борт самолета, затем сбрасывали вниз – непременно в воду.

Также предлагаем вам почитать про самые загадочные смерти в истории.
Подпишитесь на наш канал в Яндекс.Дзен

Наверное, рассказы о “китайских пытках” в России слышали все. Иногда – с деталями. “Пытка бамбуком”, “пытка крысой”, “промывание мозгов” -- список “китайских пыток”, о которых с давних времен рассказывают во всех подробностях, огромен. Действительно, рассказы (или, скорее, россказни) о китайских пытках распространились по Европе в конце прошлого века. Одна только проблема: большей части этих пыток в действительности никогда не существовало, или, говоря осторожнее, “их существование не подтверждается надежными материалами”.

Относится это, кстати, и к истории пыток вообще. Слишком часто авторы публикаций на эту тему опираются на всяческие сплетни и байки, которые на поверку сплошь и рядом оказываются или пропагандой, или BDSM фантазиями, или причудливой смесью того и другого. Спору нет – дыма без огня не бывает, и, скажем, испанская инквизиция представляла из себя не самое приятное учреждение. Однако страшные рассказы об Инквизиции и описания якобы применявшихся ею жутких и зачастую просто физиологически невозможных пыток часто взяты из пропагандистских брошюр протестантов – давних врагов католицизма, Испании и Инквизиции.

В конце прошлого века всяческие фантастические пытки в Европе стали приписывать китайцам. Не то чтобы Китай особо ненавидели или считали нужным вести против него пропаганду – нет, просто большая и таинственная страна, населенная странными людьми и со странными законами была весьма подходящим местом для любителей пофантазировать на BDSM темы. Особо отличились французы, в частности – очень известный в конце XIX века скандальный писатель Октав Мирбо. Его роман “Сад пыток” (1889), в котором речь идет якобы о Китае, любой человек, даже совсем слегка знакомый с китайскими законами, не может читать без улыбки. Однако этот полет садомазохистского воображения (и другие, подобные, хотя и менее известные), во многом повлияли на отношение к Китаю и сформировали миф о “китайских пытках”.

Что же, средневековые китайцы были гуманистами? Нет, конечно. Китайские палачи, может, уступали своим немецким или японским современникам, но в пытках и казнях они толк знали. Что же на самом деле представляли из себя настоящие, а не выдуманные “китайские пытки” (и “китайские казни”)? Речь пойдет только о тех пытках, существование которые не вызывает сомнений, то есть о пытках, которые упоминаются в самих китайских законах и иных документах, либо же о тех, свидетелями которых были европейские путешественники прошлых веков.

ВРЕМЕНА ДРЕВНИЕ

Китай – не только очень большая страна (на протяжении последних двух тысяч лет китайцы составляли примерно четвертую-пятую часть населения планеты), но и страна с очень древней историей. Китайское государство возникло в те времена, когда Египтом правил Тутанхамон, а главной военной державой Ближнего Востока была Ассирия. Где теперь та Ассирия и где тот фараоновский Египет? И следа не осталось, а Китай – есть.

VII век н.э., времена правления династии Тан, в истории китайских законов (и китайских пыток) является важным водоразделом. Именно тогда было составлено китайское законодательство, которое с небольшими изменениями просуществовало вплоть до конца прошлого века. О нем речь и пойдет дальше, однако для начала надо сказать немного о пытках и казнях в Древнем Китае. Правда, надо признать: знаем мы о них довольно мало, ведь от тех давних времен почти не сохранилось ни подробных описаний, ни рисунков.

Древний Китай был царством того, что в китайском называется “жоу син”. Слово это обычно переводится на русский как “телесные наказания”, но более точным переводом было бы “членовредительские наказания”. Действительно, древнекитайские законы полны таких фраз: “Для большого наказания используются доспехи и оружие (имеется в виду поход против бунтовщиков – авт.), для следующего – топоры и секиры (орудия смертной казни – авт.), для среднего наказания – ножи и пилы, для следующего – долота и сверла , для легкого – палки и плети”. Упомянутые “ножи и пилы” применялись для отпиливания конечностей, а долота и сверла были нужны для другого распространенного наказания – удаления коленных чашечек.

Список этот, однако, не полон. В те времена, в I тыс. до н.э., единое законодательство еще не сформировалось, и каждый князь, каждый судья выдумывал свои расправы над преступниками и пленными. Наиболее распространенными были: отпиливание стопы (сначала отпиливали одну стопу, а попавшемуся второй раз рецидивисту – и другую), удаление коленных чашечек, отрезание носа, отрезание ушей, клеймение. Все эти наказания упоминаются в текстах тех времен очень часто, и порою кажется, что отрезание ушей, например, играло такую роль, как в советские времена пресловутые “15 суток”.

Очень широко применялась кастрация. Известно, что наказанию этому подвергали не только мужчин, но и женщин. С мужчинами все понятно, но из текстов видно, что палачи проделывали что-то и с половыми органами осужденной на это наказание женщины, хотя сущность процедуры из сохранившихся отрывков не понятна. Однако ясно, что эта неизвестная процедура была мучительной и навсегда делала для наказанной таким образом половой акт то ли невозможным, то ли очень болезненным. Кастрированных мужчин отправляли в евнухи или стражники, а женщины становились дворцовыми рабынями. Впрочем, очень заметная часть наказанных просто умирала вскоре после операции от заражения крови. Как известно, кастрации был подвергнут выдающийся китайский историк Сыма Цянь. Впрочем, для Сыма Цяня кастрация была милостью, ведь ею заменили смертную казнь.

Виды смертной казни также не отличались однообразием. Преступников жгли на кострах, разрывали колесницами на две или четыре части, им выламывали ребра, их варили в котлах, их распинали, их разрубали пополам. Помимо обезглавливания, особой популярностью пользовалось закапывание в землю живьем. Именно таким образом расправлялись с пленными, так что и поныне археологи часто обнаруживают характерные захоронения погребенных живьем людей (с открытыми ртами, в скорченных позах, порою по десятку человек в одной могиле). Стремясь утяжелить наказание, судьи выдумали казнь, которая называлась “осуществить пять видов наказаний”. При этом преступника следовало: “сначала клеймить, отрезать нос, отрубить левую ногу, отрубить правую ногу, и забить палками до смерти, а голову выставить на рынке на всеобщее обозрение”. Наконец, за особо тяжелые преступления весь род преступника подлежал уничтожению. Полагалось казнить не только виновного, но также его отца, мать, жену, наложниц, братьев (с женами), сестер (с мужьями), сыновей
Впрочем, уже в эпоху династии Хань (II век до н.э. -- II век н.э.) наказания заметно смягчились. В 167 г. до н.э. большинство членовредительских наказаний было отменено (впрочем, некоторые из них время от времени вновь появлялись в законодательстве, пока не исчезли окончательно в VII-VIII веках). На смену отрезанию носов и вырезанию коленных чашечек пришли избиение бамбуковыми палками или отправка на каторгу. Меньше стало и видов смертной казни.

Однако настоящие перемены произошли только в VII веке, в правление династии Тан. Введенная тогда система просуществовала почти полтора тысячелетия, поэтому о ней мы и поговорим (вдобавок, об этом, не столь удаленном от нас, периоде известно много больше).
ТЮРЬМЫ

Тюрьма – место неприятное, и к средневековым китайским тюрьмам это относится в полной мере. Представляли они из себя глинобитные домишки без окон, причем одну из стен заменяла деревянная решетка, через которую тюремщики могли видеть все, что происходит внутри. Как и во всех средневековых странах, в Китае в тюрьмах осужденных не держали – слишком дорогим было бы это удовольствие, ведь заключенных кормить и стеречь надо. По сути, тюрьмы в те времена играли роль нынешних КПЗ – в них находились либо подследственные, либо приговоренные к смертной казни и высылке. Смертники ожидали, когда приговор будет утвержден в столице (без этого он был недействителен), а будущие ссыльные ждали этапирования. Обычно тюрьма имела два отделения – то, что побольше, предназначалось для мужчин, а то, что поменьше – для женщин. Контакты между ними строго пресекались, хотя сами тюремщики всегда могли позабавиться с понравившейся им заключенной – на это есть немало документальных свидетельств. Теоретически это запрещалось, но сами женщины зачастую не имели ничего против.
Главная забота тюремщиков была проста – не дать заключенным убежать. Тюрьма обычно представляла из себя довольно хилое сооружение, никакой сигнализации, освещения и прочих сторожевых вышек в те времена не было, поэтому главным способом защиты от побегов были колодки. Самый распространенный тип колодки – “канга” (по-китайски “цзя”). Применялась она очень широко: в эту шейную колодку заковывали практически всех заключенных. Единственным исключением были женщины, совершившие мелкие правонарушения. Форма и размеры шейных колодок менялись с течением времени. В эпоху Цин (1644-1911) колодки представляли из себя прямоугольную доску размером метр на метр, с круглым вырезом для шеи в центре. Доска эта состояла из двух раздвижных частей и, после того, как в нее вставляли шею преступника, она закрывалась на замок. Это означало, что преступнику или преступнице приходилось все время таскать на плечах и шее нечто вроде раздвижного стола без ножек, весом примерно 10-15 кг (вес и размер зависел от тяжести преступления).
В дополнение к шейной применялись и ручные колодки, а также и металлические наручники. Замка на них не было, их просто наглухо заклепывали, вынуждая осужденного или осужденную проводить недели и месяцы со скованными за спиной руками. Были и более “серьезные” типы оков. Худшим типом была “ложе”, в которое укладывали склонных к побегу преступников. Ложе представляло из себя что-то вроде кровати, к которой осужденного прикрепляли за руки, ноги, шею и пояс. В полной неподвижности, в собственных испражнениях, терзаемый клопами и вшами, преступник проводил дни и недели. Он мог лишь благодарить судьбу, если соседи по доброте отгоняли от него крыс…

Для перевозок преступников на большие расстояния применялась специальная тележка. Представляла из себя она ящик на колесах. Преступника усаживали в ящик на корточки, причем верхняя крышка ящика имела дырку и представляла из себя знакомую нам кангу. Таким образом, преступник сидел в ящике, а голова его торчала наружу, зажатая колодкой. Понятно, что поесть без посторонней помощи он не мог, а испражняться ему приходилось под себя.

Вопреки широко распространенному мнению, китайские пытки особым разнообразием не отличались. В этом отношении китайским палачам средневековья было далеко и до их японских или западных коллег, и до своих же предшественников (в древнем Китае пыток было немало). Со времен династии Тан (VII – X века) закон признавал только три вида допустимых пыток, причем любая самодеятельность и изобретательность следователей пресекалась, особенно если она кончалась смертью подследственного.

Самой распространенной пыткой было избиение палками. Плети и кнуты в Китае также применялись, но довольно редко. Допрашиваемого клали на землю, снимали с него штаны и начинали бить палками по ягодицам и бедрам, а иногда – и по пяткам. При всей незатейливости метода, в умелых руках он был вполне эффективным, так что в большинстве случаев избиваемый сознавался. Размер и вес палок определялся инструкциями, и в разные эпохи был разным. Между прочим, для наказания применялись облегченные палки, а для пытки -- утяжеленные. В XVI-XIX веках длина палки для допросов равнялась примерно метру.

Особо упорного преступника ждали тиски для костей рук. Они представляли из себя соединенные шнурками палочки, между которых вставлялись пальцы обвиняемого. Палач сдавливал палочки – треск костей, отчаянный крик и, скорее всего, признание. Если же это не помогало, то в дело шли ножные тиски, устроенные примерно так же.

Все остальное было самодеятельностью следователей, за которую они в случае чего могли и получить от вышестоящих органов. Среди самых неофициальных пыток широко использовалась пытка водой, пресловутое “промывание мозгов”. От похожей европейской пытки она отличалась тем, что воду человеку вливали в нос, а не в рот, так что заполняла она в первую очередь легкие. Зачастую перед пыткой человека подвешивали за ноги. Изредка применялось и дыба (вертикальная, как, например, в России). Применяли в Китае и пытки огнем и раскаленным железом, однако были они немалой редкостью.

В послетанскую эпоху в Китае существовало “5 видов наказаний”: наказание малым числом ударов палками, наказание большим числом ударов палками, ближняя ссылка, дальняя ссылка, и смертная казнь. Нас сейчас интересует только смертная казнь, о ней дальше и пойдет речь.

Смертный приговор обычно утверждался в столице, причем иногда император мог и смягчить наказание. Утверждение приговора занимало немалое время, и смертнику приходилось проводить в тюрьме долгие месяцы. Наконец, приходил приговор, и наступала пора готовиться к смерти. Никаких “последних желаний” Китай не знал, и как-то утром смертника будили, чтобы отправить в последний путь.

Довольно долго в Китае существовал обычая, по которому осужденных вели на место казни совершенно голыми. Только в V веке н.э. власти решили, что вместе гнать на казнь голых мужчин и женщин – это “оскорбление нравственности”. С тех пор было решено, что осужденных надо вести на казнь одетыми. Соответствующий закон вышел в V веке, но, судя по описаниям и рисункам современников, прижился он не сразу. Еще долго жителям китайских городов приходилось наблюдать процессии связанных одной веревкой или (в более поздние времена) закованных в шейные колодки и совершенно голых мужчин и женщин, которые медленно брели к месту казни, часто – под проливным дождем или при 40-градусной жаре. В более поздние времена осужденных стали раздевать уже перед самой казнью. На большинстве гравюр времен династии Цин (1644-1911) осужденные обоего пола изображены обнаженными по пояс.

Преступника всегда вели на смерть в канге, которая превращала путь от тюрьмы и до лобного места в немалое испытание – ведь для смертников полагались утяжеленные колодки особо большого размера. Иногда женщин, осужденных за особо тяжелые преступления, не заковывали в кангу. Однако радоваться виновнице не приходилось: ведь это означало, что ее перед смертью заставят “покататься на деревянном осле”. Женщину раздевали догола и крепко связывали ей руки, а потом сажали верхом на деревянного осла с острым хребтом (иногда для надежности ее ноги прибивали к нему гвоздями). Фактически преступницу заставляли сидеть верхом на деревянном лезвии, которое под весом ее же собственного тела вонзалось осужденной в промежность. От боли женщина начинала вертеться и подпрыгивать, инстинктивно пытаясь освободиться, но таким образом она только рвала себе кожу и мясо в паху. Эти ее корчи лишь усиливали мучения преступницы и доставляли немало удовольствия зрителям. Деревянный осел был снабжен колесиками, так что его катили от тюрьмы
Самая мучительная казнь средневекового Китая – это “медленное разрезание” (кит. линчи). Иногда европейцы именовали его “разрезанием на 1000 кусков”, но это – неточное название, ведь, как мы увидим, в большинстве случаев “кусков” от человека оставалось все-таки меньше, чем тысяча. Наказание “линчи” было не только самым жестоким, но и самым редким. В начале XIX века, например, к этой казни по всей стране приговаривалось в среднем 15-20 человек ежегодно. Если учесть, что численность населения Китая тогда составляла примерно 300 миллионов, то казнь, действительно, была очень редкой. Для того, чтобы получить такой приговор, надо было совершить действительно тяжкое преступление – например, отцеубийство. Правда, во времена смут “разрезание на куски” применялось много чаще.

Казнь “линчи” официально вошла в китайское законодательство в XII веке, хотя применялась она с незапамятных времен. Так, в конце III в. до н.э. именно этим способом были замучены все дочери императора Цинь Ши-хуана. Новые властители не хотели, чтобы род императора уцелел, и решили отделаться от конкурентов самым надежным способом: принцы были немедленно перебиты, а принцессы (их было более двадцати, от разных наложниц) были посажены в тюрьму. Вскоре девушек приказали вывести на главную столичную площадь и там казнить, “голыми привязав к столбам и отрезав им руки и ноги”.

Сохранилось множество китайских описаний и несколько изображений этой казни (самая древняя из гравюр относится к? Веку). Вдобавок, свидетелями казни не раз оказывались европейские путешественники, а в самом конце прошлого века удалось даже сделать несколько фотографий.

Осужденного, раздев догола, крепко привязывали к деревянному столбу. Иногда, судя по гравюрам, руки и ноги ему не связывали, так что двигать ими он мог свободно. Временами вместо столба применялся крест, и в таком случае руки стоящего осужденного привязывали к перекладине.

Когда осужденный был привязан к столбу или кресту, палачи (двое или трое) готовились к работе. Главным их инструментом служили ножи и пила-ножовка. Жертве давали посмотреть на инструмент, а иногда – с шуточками объясняли, как именно палачи будут этим инструментом пользоваться. После этого палач приступал к делу: начинал отрезать у преступника куски тела. Существовало множество способов казни. Суд обычно заранее определял, сколько “резаний” должен получить преступник, то есть сколько кусков его тела должен отрезать палач. Вот как, например, полагалось сделать при “20 резаниях”: “1,2 – отрезать левую и правую брови; 3,4 – срезать мясо с левой и правой ягодицы, 5,6 – срезать левый и правый соски и мясо с груди; 7,8 – отпилить кисти рук; 8,9 – отпилить руки по локоть; 11,12 – отпилить стопы; 13,14 – отпилить ноги по колено; 15 – распороть живот; 16 – перерезать горло; 17,18 – отпилить руки по плечи; 19,20 – отпилить ноги по пах”. Как видим, смерть наступала еще в середине казни. При “8 резаниях”, которые стали чаще применяться в более позднее время соответственно казнь состояла из 8 разрезов.
“20 резаний” и, тем более, “8 резаний” были самыми мягкими видами этой казни. В цинскую эпоху применялись также “36 резаний”, “72 резания” и “120 резаний”.
Количество “резаний” могло быть и очень большим, известны случаи, когда за особо тяжкие преступления полагалось “3000 резаний”. В этом случае плачи обтягивали тело жертвы мелкоячеистой сеткой. Сетку стягивали потуже, и помощник палача щипцами захватывал небольшой кусочек плоти, который выступал в ячейке, и вытягивал его. После этого палач отхватывал этот кусок небольшим острым ножом. В таком случае жертве часто давали легкое обезболивающее, которое предотвращало (или, скорее, оттягивало) болевой шок, и мучения могли длиться целый день. С другой стороны, в виде милости казнь преступника часто убивали первым же ударом, так что казнили уже труп. Впрочем, даже в этом случае казнь считалась особо тяжелой. Китайцы верили, что в загробной жизни человек будет выглядеть также, как в момент смерти, и никому не хотелось ползать по загробному миру в виде обрубка с отрезанными по локоть руками и отпиленными по колено ногами.

Этим, кстати, и объясняется парадокс: относительно безболезненное казнь обезглавливанием считалась в Китае более тяжелой, чем удавление. Гравюры дают неплохое представление о том, как проводилась казнь через обезглавливание. Жертву раздевали по пояс и ставили на колени со связанными за спиной руками. После этого палач наносил удар широким мечом.

Третьим видом казни было удавление. Виселица в Китае не применялась, и осужденного именно удавливали. На гравюре XVIII века эта казнь изображена в деталях. На гравюре мы видим преступницу, которая стоит на коленях, привязанная к столбу. Язык у нее вывалился до подбородка, глаза почти вылезли из орбит, что и понятно: вокруг ее шеи обвернута веревка, концы от которой находятся в руках палачей. Они медленно скручивают веревку специальными палками, постепенно удавливая осужденную. По свидетельствам очевидцев, удавление могло длиться очень долго, до часа, так как палачи временами ослабляли веревку и давали почти задушенной жертве сделать несколько судорожных вздохов, а потом опять затягивали петлю. На другом рисунке столб, под которым раздетая до пояса осужденная стоит на коленях, имеет горизонтальную перекладину. К этой перекладине привязаны руки преступницы, которая как бы “распята” на нем.

Помимо трех “официальных” казней, существовали и неофициальные. В законодательстве они не фигурировали, однако их упоминают и западные путешественники, и, что важнее, сами китайцы. Обычно эти казни применялись при подавлении всяческих бунтов, когда местные власти особо не беспокоились о соблюдении юридических формальностей. С бунтовщиками поступали сурово (впрочем, те тоже не щадили представителей властей).

Самой распространенной из этих казней были “стоячие колодки” (“лицзя”). Они никогда не получили официального признания в китайском праве, но известны еще со времен династии Тан. Европейцы иногда называли их “клетками”. Устройство для этой казни представляло шейную колодку, которая была укреплена на четырех ножках на высоте примерно двух метров. Осужденному вставляли в колодку шею, а под ноги подкладывали кирпичи или черепицу. Вытянувшись во весь рост, осужденный ждал своей участи. Потом палач убирал один кирпич, и человек повисал с шеей, зажатой колодкой, которая начинала душить его. Стремясь избежать удушья, преступник вытягивался еще сильнее. Через некоторое время палач убирал еще кирпич, и осужденному приходилось вставать на цыпочки, чтобы только колодка не передавила ему горло. Толпа тем временем с интересом наблюдала за поединком, который обреченный вел со смертью. Палач же вынимал один кирпич за другим, и через некоторое время преступник почти висел, подвешенный в колодке за шею, и стоя буквально на кончиках пальцев.
Менее популярной была казнь распиливанием пополам. Для этого тело человека накрепко зажимали между двух широких досок, которые потом ставили вертикально, чтобы человек оказывался вниз головой. После этого доски (и зажатое между ними тело) распиливали сверху вниз длинной двуручной пилой. Поначалу зажатый между досками человек слышал лишь визг пилы, и понимал, что эта пила вот-вот вонзится в его тело. Потом пила входила в промежность, и медленно двигалась вниз, разрывая мышцы и внутренности, дробя кости. В 1925 г. В Южном Китае восставшие крестьяне так казнили попавшего им в руки местного судью и его жену. Первой между досок была зажата женщина, на мученья которой должен был смотреть муж. После того, как пила вошла ей в пах на несколько сантиметров, и доски окрасились кровью, палачи (их роль играли местные крестьянские парни) сделали получасовой перерыв на чай, и лишь потом завершили свою работу…

Кроме стоячих колодок и распиливания, изредка применялось в Китае и распятие, однако примерно после X века нашей эры эта казнь стала там редкостью. Исчезло из практики и закапывание живьем в землю, которое когда-то очень широко применялось в Древнем Китае. Известно было сожжение, хотя оно и не пользовалось такой популярностью, как в средневековой Европе или Японии. В отдельные периоды применяли и сажание на кол, хотя эта казнь (ближневосточная по своему происхождению), в Китае так и не прижилась, и упоминается она там в основном в связи с монгольским владычеством.

А как же “бамбук” или там “китайская пытка крысой”? А никак… Как и многие другие “китайские пытки”, ни в одном серьезном источнике они не описываются и, скорее всего, являются просто фантазиями западных писателей начала века.

До нашей эры казни отличались особой жестокостью. Самыми «изобретательными» по части жестоких издевательств оказались китайцы, старались не отставать от них и в других странах, придумывая свои, «фирменные» казни.

Страшные китайские казни
Казни в древнем Китае отличались особой жестокостью

Китайцев по части изобретения жестоких казней, пожалуй, не смог переплюнуть никто. Один из наиболее экзотических способов наказания преступников – растягивание его над растущими побегами молодого бамбука. Сквозь человеческое тело побеги прорастали за несколько суток, причиняя этим неимоверные страдания казнимому. Именно в Китае не донёсшего на преступника человека могли разрубить пополам, там же впервые начали закапывать людей в землю живыми.
Палачи в Китае нередко пилили женщин по любому поводу. Известно, что распилены были поварихи только за то, что белизна сваренного ими риса не соответствовала цвету мудрости Хозяина. Женщин раздели и, закрепив острые пилы у них между ног, повесили за руки на кольца. Долго висеть в подтянутом состоянии они не могли, невозможно было сидеть без движения и на острие пилы. Таким образом, поварихи распилили сами себя от лона до самой груди.


Для утяжеления наказания китайские судьи применяли казнь, которая называлась «осуществление пяти видов наказания». Преступника сначала клеймили, потом ему отрубали ноги и руки, забивали до смерти палками. Голову казнённого выставляли на всеобщее обозрение на рынке.


Список самых страшных казней
В Китае устраивали ужасные казни на стадионе

Правители разных стран устанавливали смертную казнь за самые разные преступления. Нередко казни выдумывали сами судьи или палачи. Наиболее жестокими они были до нашей эры
Надо сказать, меньшей изобретательностью по части казней отличались европейские страны. Европейцы предпочитали быстрое, «небольное» умерщвление


«Наказание стеной»
В древнем Египте придумывали очень изощренные казни

Казнь под названием «наказание стеной» была изобретена в Древнем Египте. По сути, это замуровывание египетскими жрецами человека в стене подземелья. Казнимый таким образом попросту погибал от удушья.
В опере «Аида» можно видеть сцену такой казни. За совершённое государственное преступление Радомес и Аида были обречены на медленную смерть в каменной гробнице.


Распятие на кресте
Распятие на кресте - самая известная казнь

Впервые казнь путём распятия на кресте была применена финикийцами. Через некоторое время этот способ переняли у них карфагеняне, а затем и римляне.
Израильтяне и римляне смерть на кресте считали самой позорной. Часто этим способом казнили закоренелых преступников и рабов. Перед распятием человека раздевали, оставляя лишь набедренную повязку. Его били кожаными бичами либо свежесрезанными прутьями, после чего заставляли самого нести крест к месту распятия. Вкопав крест в землю у дороги за городом или на холме, человека верёвками поднимали и пригвождали к нему. Иногда осуждённому предварительно ломали голени.


Сажание на кол
Сажание на кол распространенный метод казни

Казнь путём сажания на кол изобрели в Ассирии. Таким способом наказывали жителей взбунтовавшихся городов и женщин за совершённый аборт, то есть за детоубийство.
В Ассирии казнь проводилась двумя способами. При одном варианте осуждённому колом протыкали грудь, при другом – острие кола проходило сквозь тело через задний проход. Мучившихся на коле людей часто изображали на барельефах в качестве назидания. Позже эта казнь стала применяться народами Ближнего востока и Средиземноморья.


«Корытная пытка»
Простое корыто может стать страшным оружием пыток

Одна из самых страшных пыток – «корытная пытка». Человека при этом помещали между двух пригнанных один к другому корыт, снаружи оставив только голову и ноги. Казнимого заставляли есть через силу, если он отказывался, ему кололи иглами глаза. После еды, в рот несчастного заливали молоко с мёдом, этой же смесью смазывали лицо. Корыто поворачивали к солнцу так, чтобы оно всегда светило человеку в глаза.
Через некоторое время в человеческих нечистотах заводились черви, которые заползали в кишки и ели приговорённого изнутри. Когда тот наконец умирал, и корыто снимали, под ним оказывались кишащие разными тварями внутренности. Мясо при этом уже было полностью съеденным.


Самая страшная и мучительная казнь
«Укусы морской щуки» - самая страшная китайская казнь в мире

Самая страшная казнь была придумана в Китае и применялась во времена правления династии Цин. Её название – «Лиин-Чи» или «укусы морской щуки». Так же её называли «смертью от тысячи порезов». Каждый год таким способом казнили пятнадцать-двадцать человек, причём исключительно высокопоставленных коррумпированных чиновников.
Особенность «Лин-Чи» в растягивании казни во времени. Если преступника приговаривали к полугоду или даже году мучений, палач был обязан растянуть её именно на этот период. Суть казни – в отрезании от тела человека небольших частей. Например, отрубив одну фалангу пальца, палач-профессионал прижигал рану и отправлял приговорённого в камеру. На следующее утро отрезалась следующая фаланга, и вновь производилось прижигание. Так продолжалось ежедневно.


Самоубийство считалось способом избежать страшной казни

Важно было не допустить самоубийства преступника или его преждевременную кончину. За это палач мог сам быть казнён. К концу столь изощрённой казни тело ещё недавно холёного чиновника превращалось в кусок прокопченного, вздрагивающего мяса. Физические страдания в этой казни соединялись с психологическими, моральными и статусными.