.
Ходит множество споров о правильности расположения цветов на флаге Российской Империи. Как правильно: черный— желтый-белый или белый-желтый-черный? К сожалению, на эту тему существует море публикаций в основном познавательного характера, где нет обоснованного объяснения, как должны правильно располагаться цвета.

Есть только ссылка на высочайше утвержденный указ №33289 от 11 июня 1858 года "О расположении гербовых цветов Империи на знаменах, флагах и других предметах, употребляемых для украшений при торжественных случаях". Но не указываются обстоятельства, при которых был принят указ, текущее государственное положение и кто был автором данного документа.

Так вот, до 1858 года флаг был иной. Порядок цветов в нем был таков: начиная с верхней полосы — белой, далее желтой и черной внизу. В таком виде он существовал до момента его официального принятия. Наряду с ним существовал бело-сине-красный… Но бело-желто-черный до Александра Второго, а после черно-желто-белый флаг обществом воспринимался как имперский, правительственный, в отличие от бело-сине-красного флага торгового флота России. С имперским флагом в сознании народа связывались представления о величии и могуществе государства. Это и понятно, что может быть величественного в торговом флаге, в самих его цветах, которые были искусственно привязаны к Русской культуре Петром Перым? Конечно, нельзя отрицать всех заслуг этого Императора, но здесь он явно перегнул палку (просто-напросто скопировал цвета флага Голландии).

Сосуществование двух флагов до 70-х гг. XIX в. было не столь заметным, однако постепенно начинает возникать вопрос о "двойственности" важнейшего государственного Российского символа. По-разному эта двойственность воспринимается и Русской общественностью. Ярые защитники Русского самодержавия считали, что ни о каком флаге, кроме имперского, узаконенного императором, речь идти не может: народ и власть должны быть едины. Оппозиция царскому режиму встала под торговые бело-сине-красные флаги, которые превратились в символ антиправительственных политических движений тех лет. Именно эти цвета отстаивали т.н. либеральные круги, которые на весь мир кричали, что борются с "деспотизмом и реакционностью царской власти", а, по сути, боролись с величием и благосостоянием своей собственной страны.

Во время этой бурной полемики от рук революционеров погиб Александр Второй. Его сын и преемник Александр Третий 28 апреля 1883 г. придал бело-сине-красному флагу статус государственного, но при этом НЕ ОТМЕНИВ и имперский. В России стало два официальных государственных флага, что еще более усложнило положение. А уже с 29 апреля 1896 г. император Николай Второй повелел считать Национальным и Государственным флагом бело-сине-красный указав также что "другие флаги допускаемы быть не должны".

Черно-желто-белый остался только у императорской фамилии. Императора, как считалось, "уговорили", поскольку якобы всем славянским народам присвоили таковые цвета — и это подчеркивает их "единство". И объясняя это еще тем, что черно-желто-белый флаг "не имеет геральдических исторических основ в России", чтобы считаться полотнищем, несущим русские национальные цвета. Напрашивается вопрос, а какие такие исторические основы есть у торгового флага?

Но вернемся к бело-желто-черному знамени. То есть, тогда, перед принятием, бело-желто-черный флаг просто перевернули.

Прослеживается у "переворота" и автор — Бернгард Карл Кёне (о нем будет сказано в конце статьи, чтобы вполне представлять, что за человек влез "исправлять" российскую геральдику). Александр Второй по восшествии на престол решил, помимо всего прочего, привести в порядок государственную символику — и подвести ее под общеевропейские геральдические стандарты.

Заниматься этим должен был барон Бернгард-Карл Кёне, назначенный в 1857 году начальником гербового департамента. Он (Кёне) родился в семье тайного государственного архивариуса, берлинского еврея, еретика, принявшего реформатское вероисповедание. В Россию он попал по протекции. В геральдической историографии заслужил резкую отрицательную оценку, несмотря на бурную деятельность.

Но как бы то ни было — флаг был принят и в таковом виде он просуществовал до 1910 года, когда монархисты подняли вопрос о "правильности" флага, поскольку приближалось 300-летие Дома Романовых.

Было образовано Особое совещание для выяснения вопроса "о государственных Русских национальных цветах". Оно проработало 5 лет, и большинство участников проголосовало за возвращение имперского бело-желто-черного флага с "правильным" расположением цветов в качестве основного, государственного.

Отчего-то и почему — непонятно, но пошли на компромисс — в результате появился симбиоз двух конкурирующих флагов: эклектичный бело-сине-красный флаг имел в верхнем углу желтый квадрат с черным двуглавым орлом.

С таким немножко и повоевали в ту мировую войну. Далее история имперского флага заканчивается по всем известной причине…

В геральдике перевернутый флаг означает траур, это прекрасно знал Кёне, возглавляя геральдическое ведомство Империи. Гибель русских императоров подтвердила это. В морской практике перевернутый флаг означает, что судно терпит бедствие.
Понятно, что цвета и сейчас путают и вешают флаги кверху ногами сознательно и неосознанно, но что бы таковое происходило на государственном уровне и с многолетней борьбой — нужны особые усилия особых людей .

Существование бело-желто-черного флага подтверждают кинохроники, однако к ним относятся по-разному, ввиду черно-белой пленки. Приверженцы черно-желто-белого флага объясняют, что на съемках бело-сине-красный флаг, не смущаясь простым опытом сравнения цветов, при переводе цветных флагов в черно-белый режим при помощи любого известного графического редактора. При таком опыте велико сходство бело-желто-черного флага с кадрами кинохроник, чем бело-сине-красного.

Также триколор в расположении белый-желтый-черный можно увидеть и на картинах художников.
.

1878 Васнецов В.М. "Карс взяли" (эскиз)


На картине Васнецова, посвященной русско-турецкой войне, устанавливают бело-желто-черный флаг. Интересный факт: картина датируется 1878 годом, то есть написана спустя 20 лет после выхода утверждения №33289 "о расположении гербовых цветов" в котором их поменяли наоборот. Выходит, что в народе еще были в ходу не перевернутые бело-желто-черные флаги.

[Есть предположение, что это флаг (сине-желто-красный) Объединённого княжества Валахии и Молдавии, союзника Российской Империи в Русско-турецкой войне (1877-1878). Также есть мнение, что это панславянский (общеславянский) флаг (в случае если флаг носит сине-бело-красные цвета. Трудно судить по репродукции о цветности средней полосы). Славянские народы в 1848 году на Панславянском конгрессе в Праге приняли общий панславянский флаг, повторивший цвета российского (бело-сине-красного) флага.]

Картина Розанова "Ярмарка на Арбатской площади".

А вот картина Розанова "Ярмарка на Арбатской площади".

На крышах зданий видно как развеваются бело-желто-черные флаги. А наряду с ними бело-сине-красные. Картина написана как раз во время сосуществования двух флагов.

Как только не объясняют расположение черной полосы вверху: это и непостижимость Бога (а как же Бог есть свет?), и величие Империи, и цвет Духовности (ссылаясь на монашеское одеяние).

Также истолковывают как: черный — монашество, желтый — золото икон, белый — чистота души. Но все это из разряда народных толкований. Кто как придумает.
Догадаться самому о значении цветов в таком расположении (черный-желтый-белый) трудновато. Не приходит просто в голову логическое объяснение. Но за нас кто-то "добрый" делает это сам и подсовывает свою трактовку, чтобы ни у кого не возникло и тени сомнения о "правильности" расположения цветов. А если кто думает иначе, его одергивают: как посмел усомнится? Принцип "так думают все" или "так принято" действует здесь в полной мере. Ищут не правду, а общественное мнение, которое, увы, практически никогда не имеет ничего общего с истиной.

Но упускается самый главный момент, что цвета имперского флага должны быть тождественны словам, выражающим всю нашу славянскую суть: Православие, Самодержавие, Народность. Или же если сказать по-другому: Церковь, Царь, Царство. Какой цвет подходит к каждому из этих слов? Думаю, ответ очевиден.

Также наряду с флагом, в 1858 году претерпел изменения и государственный герб. Кёне его создал таким, каким мы его привыкли видеть. Хотя при Николае Первом он был другим.

Герб Кёне, 1858 год.

Для примера Герб, изображенный на монетах. Вот монеты Николаевские, 1858 года.

А вот монета 1859 года Александра Второго (Правление этого Государя, годы которого были прозваны "эпохой великих реформ", для российских евреев, как и для страны в целом, явилось резким контрастом предыдущему. Реформы в экономике, относительные политические свободы, бурное развитие промышленности — все это, как и веком ранее в Пруссии, создало условия для еврейской ассимиляции, которой так и не произошло). Здесь явственно видно, насколько точно "слизан" орел с герба Габсбургов. Особо яркая деталь — хвост орла. И это все в один год со сменой флага. Также появились на монетах магендовиды (шестиконечных звезды). Так как масоны большие символисты, им так и хотелось хоть каплю дегтя, но добавить в нашу геральдику.

Еще несколько монет для сравнения:

Еще в 1959-м выпустили памятную монету и медаль "Монумент Императора Николая I на коне". Магендавиды теперь настолько мелкие, что их можно только под лупой рассмотреть.

Обновили медные монеты, дизайн изменился кардинально, звезды там "советские" — пентакли .

На изображении ниже представлено сходство герба, который "сочинил" Кёне, с гербом Габсбургов. Герб Габсбургов:

А здесь сравнение отдельных элементов двух гербов:

Что получаем:

1) Корона приобрела ленту (хотя, на мой взгляд, это больше похоже на змею), до этого сия лента в Российской геральдике никогда не использовалась.

2) Крылья осыпались, раньше на всех орлах, были крылья пушистыми, а теперь абсолютно слизаны с Габсбургов, даже по оформлению, между большими перьями и там и там, есть маленькие перышки. Единственное на нашем орле по 6 перьев, против 7.

3) Совокупность герба и цепочки, хотя такое расположение и использовалось ранее, но на всех предыдущих монетах, был четко виден орден Святого апостола Андрея Первозванного, теперь это просто цепочка, как собственно и Габсбургов.

4) Главное Хвост. Тут и без комментариев понятно.

***

Для справки:


Бернгард Карл (в России Борис Васильевич) Кёне (4/16.7.1817, Берлин — 5.2.1886, Вюрцбург, Бавария) родился в семье тайного государственного архивариуса, берлинского еврея, принявшего реформатское вероисповедание (сам Кёне и его сын остались протестантами, несмотря на то что связали свою жизнь с Россией, а внук уже был православным).

Он рано увлёкся нумизматикой и свою первую работу в этой области ("Монетное дело города Берлина") опубликовал в возрасте 20 лет, ещё когда был учеником берлинской гимназии. Также стал одним из активных деятелей, а затем и секретарём Берлинского нумизматического общества, а в 1841-1846 гг. руководил изданием журнала по нумизматике, сфрагистике и геральдике.

С Россией Кёне заочно познакомился ещё в начале 1840-х годов. Известный нумизмат Яков Яковлевич Рейхель, служивший в Экспедиции заготовления государственных бумаг, владелец одной из крупнейших нумизматических коллекций, обратил внимание на молодого человека, вскоре ставшего его помощником в собирательстве и "представителем" в немецких нумизматических кругах. После окончания университетского курса Кёне впервые приехал в Петербург.

В Берлин он вернулся с твёрдым желанием поступить на русскую службу и выступил претендентом на свободную тогда кафедру археологии в Петербургской Академии наук (чего так и не произошло). В результате протекции Рейхеля 27 марта 1845 г. Кёне был определён помощником начальника Первого отделения Императорского Эрмитажа (Первое отделение включало собрания антиков и монет, им руководил крупный нумизмат Флориан Антонович Жиль) с чином коллежского ассесора [к концу жизни Кёне дослужился до тайного советника (1876)]. В Петербурге Кёне развил бурную деятельность.

Упорное желание попасть в Академию наук, причём по археологическому "направлению", стимулировало не только активное изучение им археологии, но и его не менее активную организаторскую работу. Стремясь обрести нужный вес в научных кругах, Кёне выступил инициатором создания в России специального нумизматического общества, но поскольку археология неизбежно привлекала его, он соединил две эти науки под одним "административным" названием — так появилось Археологическо-Нумизматическое общество в Петербурге (позднее Русское Археологическое общество).

Кёне стремился пропагандировать себя и общество в европейском масштабе. На нём лежала вся переписка с иностранными учёными. А иностранные научные общества неизменно принимали его в свои члены, так что к концу жизни он являлся членом 30 зарубежных обществ и академий (в Петербургскую он так и не попал). Кстати, ориентированность на Запад привела к тому, что Кёне старался не допускать на заседаниях докладов на русском языке (только на французском и немецком), и лишь после того как в общество вступил этнограф и археолог Иван Петрович Сахаров (1807-1863), русский язык был восстановлен в своих правах.

Вторая половина 1850-х годов — это триумф Кёне в Герольдии, когда он в 1856 г. создаёт Большой государственный герб империи, а в июне 1857 г. становится управляющим Гербовым отделением при департаменте (с оставлением в должности по Эрмитажу). Возглавив всю практическую работу в области российской геральдики, Кёне в течение последующих лет начал масштабную геральдическую реформу, стремясь унифицировать и придать системность корпусу российских родовых и территориальных гербов путём приведения их в соответствие с правилами европейской геральдики (например, поворот фигур в правую геральдическую сторону; замена некоторых, казавшихся Кёне не подходящими для геральдики, фигур на иные и т. д.) и введения новых принципов и элементов (помещение губернского герба в вольную часть городского, система эмблем внешней части территориальных и городских гербов, отражающих их статус и т. д.).

Кёне, правда, принадлежит и авторство чёрно-жёлто(золотого)-белого государственного российского флага, решённого в цветах главной фигуры и поля щита российского государственного герба (чёрный орёл в золотом поле).

Карьера Кёне в Русском Археологическом обществе оборвалась с приходом нового августейшего руководителя Великого князя Константина Николаевича. Он не утвердил избрание Кёне секретарём третьего отдела общества (единственный случай за всю историю общества), в результате чего в начале 1853 г. Кёне покинул его ряды. Константин Николаевич, видимо, вообще питал к Кёне устойчивую неприязнь. В частности, он неодобрительно отнёсся к проекту государственного герба 1856-1857 гг.
15 октября 1862 г. Кёне было дозволено принять баронский титул, пожалованный 12/24 мая того же года правительницей (за малолетством принца Генриха XXII) княжества Рёйсс-Грейцского Каролиной-Амалией. В литературе можно встретить утверждение, что этим титулом Кёне обязан созданному им государственному гербу Российской империи, но эти данные нуждаются в подтверждении. Скорее всего, предприимчивый нумизмат просто купил права на этот титул и таким образом стал, наверное, единственным в России бароном "Рёйсс-Грейцским".

Главные выводы

Отчетливо виден почерк масонства в Российской геральдике, как и хорошо известно авторство этих "творений".

Россия — это православная страна, независимо от того, сколько в настоящее время в ней воцерковленных и истинно верующих людей. Православие — это тот фундамент, на котором выстроена и стоит до настоящего времени Русь. А это значит, что не может быть в её символике ничего противоречащего православной духовности.
Если исходить из этого утверждения, то имперский флаг России должен быть бело-желто-черный, а не наоборот. И вот почему. Из Православия:

1. Белый цвет — Бог. Белый цвет символизирует Божественный нетварный (несозданный) свет.

В великие праздники Рождества Христова, Богоявления, Вознесения, Преображения, Благовещения служат в белых облачениях. Белые ризы надеваются во время крещений и погребений. Праздник Пасхи (Воскресения Христова) начинается в белых облачениях в знак Света, воссиявшего из Гроба воскресшего Спасителя, хотя основным пасхальным цветом является красный с золотом. В иконописи белый цвет означает сияние вечной жизни и чистоты.

2. Желтый (золотой) — Царь. Это цвета славы, царского и епископского величия и достоинства.

В облачениях этого цвета служат по воскресным дням — дням памяти Господа, Царя Славы. В ризах золотого (желтого) цвета отмечают дни особых помазанников божьих: пророков, апостолов и святителей. В иконописи золото символизирует Божественный свет.

3. Черный — народ Божий (см. ниже о черносотенстве).

Еще этот цвет символизирует плач и покаяние. Принят в дни Великого Поста, символизирует отречение от мирской суеты.

За Веру! (Бог — Православие) — Белый цвет. Царя! (Самодержавие) — Жёлтый цвет. Отечество! (Землю Русскую, Народ) — Чёрный цвет.

Братья и сестры, так как по вашему должны располагаться цвета на имперском флаге России? Сверху вниз белый-желто-черный, т.е. БОГ-ЦАРЬ-НАРОД или наоборот, черно-желто-белый, т.е. НАРОД-ЦАРЬ-БОГ?

Последний вариант и есть символ либералов, когда над Царем и Богом становится безумная народная толпа, жаждущая жить по своим страстям. По нашему мнению, черно-желто-белый флаг есть символ революции, которая и произошла в России через несколько десятилетий после принятия этого флага.

Кроме того, все мы помним из Святого Евангелия, что волхвы поднесли рождшемуся Господу нашему Иисусу Христу: "и, войдя в дом, увидели Младенца с Мариею, Матерью Его, и, пав, поклонились Ему; и, открыв сокровища свои, принесли Ему дары: золото, ладан и смирну". (Матф.2:11). Ладан, как Богу — белый цвет. Золото, как Царю — жёлтый цвет. Смирна, как человеку — чёрный цвет.

Не станем винить в этом наших благоверных Царей, так как никто не виновен в нашем с вами предательстве Бога и Царя, совершающемся и сегодня. Эти внешние признаки являются лишь отражением духовного состояния народа.

Можно твердо заявить, что святой Великий Царь-мученик Николай Второй понимал проблему государственного флага Российской Империи и намеревались привести его цвета в изначальный вид, т.е. бело-желто-черный. Подтверждением этому служит то, что знамя Ливадийско-Ялтинской потешной роты имени Цесаревича Алексея состояло из белой, желтой и черной полос.

Это знамя принадлежало полку Цесаревича. Поэтому, несомненно, что в его предполагаемое грядущее царствование планировалось использование именно такого расположения цветов на имперском стяге... Кроме того, на 300-летие Дома Романовых Царём Николаем Вторым была утверждена юбилейная медаль с использованием цветов: Бело-Жёлто-Чёрным.

Братья и сестры, мы призываем всех вас не разделяться друг с другом, основываясь на разногласиях по расположению цветов на имперском флаге. И этот важный для всех нас вопрос, несомненно, будет решаться одним из первых с восшествием на престол грядущего и обетованного русскому народу Помазанника Божьего — Царя.

Укрепи и помоги нам Господи! Аминь.

* * *

Черносотенство
Долгое время этим названиям придавался крайне отрицательный характер, однако словосочетание "черная сотня" встречается в русских летописях еще с XII в. и играло первостепенную роль вплоть до Петровской эпохи. В средневековой Руси "черными людьми" называли "людей земли" — "земских" (горожан и сельчан), в отличие от "служилых", чья жизнь была неразрывно связана с учреждениями государства. Таким образом "черная сотня" — это объединение земских людей, и именуя свои организации Ч.С. — идеологи начала XX в. стремились тем самым подчеркнуть, что в тяжкое для страны время объединения "земских людей" — Ч.С. — призваны спасти, уберечь ее главные устои...

Основоположник организованного "черносотенства" В. А. Грингмут в своем уже упомянутом "Руководстве монархиста-черносотенца" (1906) писал: "Враги Самодержавия назвали "черной сотней" простой, черный русский народ, который во время вооруженного бунта 1905 года встал на защиту Самодержавного Царя. Почетное ли это название, "черная сотня"? Да, очень почетное. Нижегородская черная сотня, собравшаяся вокруг Минина, спасла Москву и всю Россию от поляков и русских изменников".

Портал "

Черно-сине-красный флаг ДНР с двуглавым орлом знает уже весь мир. Дюже любопытствую уже с месяц, какова его история, новопридуман ли он или имеет исторические корни, и что означают его цвета? В общем, решил я с этим делом разобраться, пролить, так сказать, свет, ибо инфа в Интернете, скажу я вам, очень скудная по сему вопросу.

С неглубокой историей флага ДНР я столкнулся, когда стал разбираться с Референдумом, прошедшим в Донецкой области еще в 1994-м году. Не буду на него отвлекаться, у меня есть отдельный пост по этому Референдуму. Вот ссылочка - . Скажу лишь, что еще в 2012-м году в Донецке проходили акции с распространением листовок о результатах того референдума.


И проходили эти акции, как вы могли заметить, под черно-сине-красным флагом общественной организации «Донецкая Республика». Вот цинк - цинк .

Т.е., как минимум, флагу уже два года, и принадлежал флаг общественной организации «Донецкая Республика». Короче, я стал копать дальше.

Обнаружилось, что уже с пяток, наверное, лет, флаг является объектом мифотворчества. Уже тогда ходили разговоры, что черно-сине-красный флаг в свое время был флагом Донецко-Криворожской Советской Республики. Хотя это, конечно же, неправда. Флагом ДКСР было красное знамя.

На самом деле флаг этот родился в конце 80-х — начале 90-х годов прошлого века при создании Интердвижения Донбасса. Тогда активно шло обсуждение, какую символику принимать Украине. Вопрос стоял так: принять петлюровский сине-желтый флаг или же оставить красно-синий флаг УССР (разве что убрав серп и молот)? «Интеры», само собой, отстаивали вторую концепцию, предложив и свою версию флага Донбасса — украинский красно-синий с добавлением внизу черной полоски, символизирующей донецкий уголь. Затем это стало флагом Интердвижения. Позже некоторые из организаций (то ли по ошибке, то ли сознательно) перевернули последовательность полос — и появились два варианта, которые периодически можно было тогда увидеть на митингах не только в Донецке, но и в Киеве.

Второе свое рождение флаг пережил в середине 2000-х годов, после прихода к власти первой русофобской украинской хунты в лице Ющенко. И флаг этот взяла на вооружение общественная организация «Донецкая Республика». Именно ее активисты, сделав на черно-сине-красном флаге соответствующую надпись, вышли с ним на митинги.

Надо сказать, что организация в период оранжевой власти действовала, практически, подпольно. СБУ при Юще долго и упорно боролась с организацией, устраивая против нее суровые репрессии.

И вот сегодня, после прихода к власти в Киеве второй русофобской хунты, флаг цветов флага Украинской ССР + черной полосы, символизирующей донецкий уголь, стал поистине народным символом уже не общественной организации, а самой настоящей Донецкой Народной Республики.

P.S. Хочу высказать свое скромное мнение по одному вопросу. У Украинской ССР был потрясающей красоты гимн.

На мой взгляд, было бы весьма символично, если бы он стал гимном грядущей Республики Новороссия, а флаг УССР без серпа и молота в противовес петлюровскому жовто-блакитному стал бы его флагом.

У государственной символики есть как популярные, так и не слишком распространенные оттенки. Есть цвета, которые использует почти каждый флаг - синий, зеленый, белый, красный. Но в каждой стране мира их наполняют собственным смыслом. Узнать о разных вариантах - это не просто интересно, но и полезно для тех, кто хочет разбираться в мировой культуре.

Болгария

Немало стран с такими оттенками расположено в Европе. Например, болгарский флаг - белое, красное, зеленое располагаются по полотнищу одинаковыми горизонтальными полосами. Раньше они были дополнены изображением государственного герба, но в 1991, после принятия новой конституции, он был убран со штандарта. Кроме того, изменились пропорции флага - соотношение длины к ширине составляло два к трем, а после нововведений стало равняться трем к пяти. Полосы располагаются в следующем порядке - верхней является белая, средней - зеленая, а нижней - красная. Первая служит символом мира и свободы, вторая изображает сельское хозяйство и леса страны, а третья рассказывает о пролитой в борьбе за независимость крови.

Венгрия

Есть и другая европейская страна, у которой цвет флага - красный, белый, зеленый. Это Венгрия. Полотнище представляет собой прямоугольник с таким соотношением сторон, как два к трем. Его покрывают три равновеликие горизонтальные полосы, выбор оттенков для которых опирается на гербовые цвета. Венгерский штандарт наполнен глубоким смыслом и отражает историю страны, как и многие другие флаги государств. Белый, красный, зеленый символизируют кровь павших в войне за независимость венгерских патриотов, чистоту и возвышенные идеалы венгров, надежду на лучшее будущее. Такой вариант полотнища используется с 1957 года. Полосы располагаются следующим образом - сверху красный, за ним белый, а нижним является зеленый. Такие же тона стали основой и для государственного герба. На нем изображены гора зеленого цвета, белые полосы и красный щит.

Мексика

Латиноамериканские штандарты также используют популярное сочетание цветов. Например, мексиканский флаг. Белое, красное и зеленое - его основные цвета. Они располагаются по полотнищу тремя равными по размерам вертикальными полосами. Справа находится зеленая, а слева - красная, по центру же расположился белый цвет. Там же изображен и мексиканский герб. ассоциируется с чистотой души, а красный, как и во многих других странах, становится символом пролитой в битвах за независимость крови. Зеленый же напоминает о надежде и представляет плодородие местных земель. Изображение на гербе связано с легендой о боге Уицилопочтли, который предсказал, что лучшим будет место, где можно найти орла, сидящего на макушке кактуса и поедающего землю. Там, где была найдена такая птица, ацтеки построили первый храм и так началась история мексиканского народа.

Италия

Другой известный флаг-триколор - красный, белый, зеленый, - принадлежит средиземноморской стране, любимой множеством туристов со всего мира. Италия использует в качестве символа полотнище с тремя вертикальными полосами. По официальной версии зеленый обозначает веру, белый - надежду, а красный - любовь. Итальянский символ так популярен, что большинству людей, увидевших его, не приходится задумываться - какая страна? Флаг, белое, красное, зеленое в котором не дополнены другими изображениями или символами, используется с 1789 года. Тогда штандарт принадлежал Цезальпийской республике. В 1805 она стала королевством и на зеленой полосе разместился золотой наполеоновский орел, но в 1946 он был снова убран с полотнища. Существует забавная история. Когда-то в Италии то и дело происходили разного рода манифесты и баталии, для которых нужен был национальный символ. Портниха, отчаявшись в поисках такового, просто сшила три разных куска тряпки вместе, создав знаменитое сочетание.

Ливан

Нельзя не упомянуть и весьма оригинальный флаг. Белое, красное, зеленое могут использоваться не только в виде полосок. Ливанский штандарт с таким соотношением длины к ширине, как два к трем, выполнен из трех горизонтальных линий, красных по краям и белой в центре. На средней располагается крупное изображение стилизованного кедра, выполненное в зеленом цвете. Красный цвет на полотнище символизирует пролитую в войнах кровь ливанцев, белый изображает чистоту помыслов и стремление к миру, а также снег на горах Ливана. Наконец, кедр считается официальным символом и указывает на христианскую историю государства. Полотнище используется с 1943 года, когда Ливан обрел суверенитет.

Судан

Есть и еще одно восточное государство, использующее те же цвета. Какая страна? Флаг, белое, красное, зеленое для которого являются основными компонентами, принадлежит Судану. Полотнище дополняет также черный оттенок. Флаг покрыт тремя горизонтальными полосами одного размера. Верхняя - красная, за ней идет белая, а потом располагается Слева находится крупный зеленого цвета. Каждый из оттенков прочно ассоциируется с арабскими странами. Красный цвет служит символом борьбы, белый - мира и национального движения начала двадцатого века, черный указывает на название государства, а зеленый служит традиционным оттенком ислама. Используемый на данный момент был принят в мае 1970 года и с тех пор не претерпел никаких изменений.

Индия

Многие ошибочно думают, что штандарт этого азиатского государства использует все те же классические цвета, но на самом деле индийский - особенный флаг. Белое, красное, зеленое приобретают в нем оригинальные формы. Кроме того, штандарт дополняет и синий элемент - колесо в центре полотнища, так называемая Дхармачакра, вместо которой раньше изображалась прялка. Красный цвет обретает в индийском варианте национальный колорит оттенка шафрана. Белый и зеленый использованы в классических оттенках, но есть и тут некоторые тонкости. Несмотря на кажущуюся простоту, флаг может быть выполнен только из определенного обретшего популярность при индийском лидере Ганди. Это домотканая материя, применение которой регулируется гражданским кодексом государства.

Беларусь

Наконец, еще одна страна, оригинально использующая популярную комбинацию цветов, на этот раз расположенная в центре Европы. Беларусь отличается полотнищем с двумя горизонтальными полосами, верхняя красная, которая в два раза шире нижней зеленой. Сбоку, у древка, вертикально располагается белая полоса. На ней изображен национальный орнамент, выполненный в красном цвете. Ширина флага относится к его длине как один к двум, а полоска узора сбоку занимает одну девятую от всего полотнища. Значение у каждого из оттенков следующее. победоносную битву белорусов при Грюнвальде, а также легендарные знамена Красной Армии, с которой сотрудничали многочисленные белорусские партизанские бригады. Зеленый цвет служит символом надежды, возрождения и весны, а также указывает на потрясающие местные поля и леса. Орнамент выражает собой древнюю культуру, единство и духовное богатство местных жителей. Беларусь является единственной сохранившей коммунистическую символику, хоть и с небольшими изменениями. Штандарт БССР содержал также изображение серпа, молота и звезды, кроме того, орнамент был белым, а его фон - красным. У белорусского флага есть собственный праздник, отмечаемый каждое второе воскресенье мая.

18 июня/2 июля 1917 года Войсковой круг Донского войска избрал атаманом Донского войска А.М.Каледина. При нем действовало войсковое правительство и Малый круг. 29 января (11 февраля) 1918 г. А.М.Каледин сложил с себя полномочия атамана и застрелился.

Войсковое правительство Государства Войска донского сформировано 18 июня 1917 года 1-м Большим войсковым Кругом Войска Донского. С августа 1917 года председателем правительства был А.П.Богаевский.

5 января 1918 года правительство переименовано в «Объединенное правительство Войска Донского». Правительством руководил А.П.Богаевский.

30 января /12 февраля 1918 года атаманом Войска Донского избран генерал-майор А.М.Назаров, он распустил объединенное правительство.

23 марта 1918 года на территории области Войска Донского была провозглашена Донская Советская Республика (председатель Совета Народных Комиссаров Ф. Г. Подтелков). 9-14 апреля 1918 года в Ростове-на-Дону состоялся I съезд Советов рабочих и казачьих депутатов Донской советской республики. Республика прекратила существования после захвата германской армией Ростова-на-Дону 8 мая 1918 года. Республика использовала красные флаги.

1 апреля/14 апреля 1918 года в Новочеркасске создано Временное правительство и Совет обороны Дона. Председателем Совета обороны был избран есаул Г.П.Янов. 21 апреля 1918 года Совет обороны был переименован во Временное Донское правительство.

10 мая казаки установили контроль над Новочеркасском, а 28 апреля/11 мая 1918 года в Новочеркасске собрался «Круг спасения Дона», председателем круга был есаул Г.П.Янов. Круг сформировавший новое Временное Донское правительство. 3/16 мая 1918 года Круг передал всю полноту власти новому войсковому атаману генералу-лейтенанту П.Н.Краснову. На Круге спасения Дона принято название нового государства "Всевеликое Войско Донское" , по образцу наименования донских казаков в царских посланиях XVII века. Решено создать новое правительство – Совет управляющих отделами Всевеликого Войска Донского (первое заседание Совета состоялось 7 мая 1918 года). Совет возглавил А.П.Богаевский. 4/17 мая 1918 года Кругом принят проект Основных законов, подтвердивших независимость Донской республики. Отдельная глава Основных законов была посвящена символике Дона:

О донском флаге, гербе и гимне.
48. Три народности издревле живут на донской земле и составляют коренных граждан Донской области - донские казаки, калмыки и русские крестьяне. Национальными цветами их были: у донских казаков - синий, васильковый, у калмыков - желтый и у русских - алый. Донской флаг состоит из трех продольных полос равной ширины: синей, желтой и алой.
49. Восстанавливается старинная печать и герб Донского войска, изображающий нагого казака в папахе, при шашке, ружье и амуниции, сидящего верхом на бочке. Печать и герб этот употреблять во всех нужных случаях.
50. Народным гимном Всевеликого войска Донского объявляется «Всколыхнулся, взволновался православный Тихий Дон», который и исполнять во всех предусмотренных законом случаях»

В своих мемуарах «Всевеликое Войско Донское» атаман Краснов на вопрос о том, может ли он изменить что-либо в Основных законах не без юмора ответил:

"Могу. Статьи 48, 49 и 50. О флаге, гербе и гимне. Вы можете предложить мне другой флаг, кроме красного, любой герб, кроме еврейской пятиконечной звезды или иного масонского знака, и любой гимн, кроме "Интернационала".

Флаг использовался в армии, а также поднимался над зданиями. В мемуарах П.Краснова сообщалось, что над дворцом атамана «реял сине-желто-красный флаг, и новочеркасские жители ходили им любоваться». Собственно идея создания флага Дона также приписывается атаману Краснову. Приводим рисунок военного флага того времени.

Источник рисунка - http://whiteforce.ru/flag.htm

М.Шолохов в «Тихом Доне» упоминал о сине-красно-жёлтом флаге Всевеликого Войска Донского времен атамана Краснова:

"Приняли с радостью. Всё, даже неудачно переделанный флаг, напоминало прежнее: синяя, красная и желтая продольные полосы (казаки, иногородние, калмыки), и лишь правительственный герб, в угоду казачьему духу, претерпел радикальное изменение: взамен хищного двуглавого орла, распростершего крылья и расправившего когти, изображен был нагой казак в папахе, при шашке, ружье и амуниции, сидящий верхом на винной бочке». (глава 1 часть 6 книга 3, том 2 см.).

15 августа/20 сентября 1918 года был созван Большой Войсковой Круг, а его первое заседание состоялось 16 августа. Перед завершением Круга атаман Краснов предложил пересмотреть статьи о флаге и гербе войска, вернувшись к общероссийскому бело-сине-красному флагу, но Круг не поддержал это предложение.

Вероятно осенью 1918 года изменилась печать войска, вместо нагого человека стал изображаться олень, поражённый стрелой. В электронной энциклопедии "Википедии" приводится иная версия ст.49 Основных законов Дона:

"ст.49. Восстанавливается старинная печать и герб Донского войска, изображающего оленя пронзённого стрелою".

Возможно, новую версию герба принял Большой войсковой круг (?) На форуме "Казарла" приводится фрагмент Основных законов, утвержденных уже Большим войсковым Кругом Всевеликого Войска Донского.

Глава IX. О Войсковом гербе, флаге и национальном гимне
45. Войсковой герб Войска Донского есть в голубом щите черный, стилизованный степной «"Елень"(олень) пронзен стрелой» - старый герб до-Петровского Донского казачества. Этот герб изображается на печати Войсковой в круге, надписью кругом: «Всевеликое Войско Донское».
46. Донской флаг, ныне уже существующий, состоит из трех продольных полос равной ширины: синей; желтой и алой, означающих национальные цвета издревле живущих на Донской земле трех народностей: Донских казаков, калмыков и русских крестьян.
47. Национальным гимном Всевеликого Войска Донского признается гимн «Всколыхнулся, взволновался православный Тихий Дон».

Раненый олень изображался и на учрежденной Кругом в 1918 году награде - "Георгиевском кресте с изображением герба Войска Донского": в центре креста - "олень, пронзенный стрелой (старинный донской герб)".

Эмблема раненого оленя восходит к печати войска XVII-XVIII веков, в свою очередь заимствованой с печати Бугогардовской паланки Запорожского войска. Есть сведения о существовании флагов с изображением раненого оленя.

На нашей планете насчитывается более 250 государств, каждое из которых имеет свой национальный флаг. Как правило, он состоит из полос или иных геометрических фигур разного цвета, символизирующих нечто важное для той или иной страны. Но поскольку государств много, флаги иногда повторяют друг друга. Например, чей он? На этот вопрос может быть как минимум два ответа.

Откуда взялись флаги

Традиция возникла несколько столетий назад и уходит своими корнями к временам морских держав. Разноцветные полотнища флагов постепенно перешли от морских кораблей к сухопутным портам, а затем - к целым государствам. Предположительно, первой страной, заимевшей свой флаг, была Голландия (Нидерланды), чей военно-морской и торговый флоты были самыми могущественными в XVII-XVIII веках. В тоже время появился стандарт использования прямоугольной формы для полотнища флага.

Постепенно традиция распространилась на все страны мира. Первыми обзавелись флагами крупнейшие державы. А следом и бывшие колонии, получая независимость, стали выбирать себе государственные символы.

Полотнища-близнецы

Но, поскольку независимых государств и самоуправляющихся территорий становилось с каждым десятилетием больше, то и создание оригинального символа становилось всё более трудной задачей. В итоге флаги многих стран мира оказались схожи между собой. А некоторые вообще едва можно отличить. Например, сине-жёлто-красный флаг вертикальный. Оказывается, его используют две страны в мире: Румыния и Чад.

Впрочем, небольшое отличие всё же имеется: триколор Чада отличается более тёмным оттенком синей полосы. В остальном же флаги идентичны.

История флага Румынии

Румынский символ был впервые утверждён 26 июня 1848 года, а использован - во время Валашского восстания в 1821 году. имеет достаточно древнее происхождение. По мнению многих историков, эти три цвета играли важную роль в румынской геральдике XV-XVI веков, во времена правления Стефана Великого и Михая Храброго.

Примечателен тот факт, что изначально полосы триколора располагались горизонтально. Это было сделано в подражание который стал весьма популярен в Европе после Великой французской революции. По этой причине новый флаг стал символом революционных преобразований в Румынии.

Значения цветных полос были установлены следующие: синий - свобода, жёлтый - справедливость, красный - братство. Начиная с 1867 года, они располагались уже не горизонтально, как на французском штандарте, а вертикально. Это служило символом объединения трёх земель - Валахии, Молдавии и Буковины - в единое государство. Таким образом, флаг сине-жёлто-красный стал сочетать в себе геральдические цвета этих территорий.

На этом преобразования флага не закончились: с 1867 по 1989 год в центре триколора находился социалистический герб, который был упразднён в ходе революции и свержения диктаторского режима Чаушеску. Флаг сине-жёлто-красный с вырезанным из него гербом стал символом тех событий. Современный вариант румынского штандарта закрепился в конце 1989 года.

История флага Чада

Эта центральноафриканская страна получила независимость в 1958 году, а прежде была колонией Франции. Любопытно, что первые два года новым государством продолжал официально использоваться флаг бывшей метрополии - французский триколор. Затем были предложены проекты нового национального символа. Изначально предполагалось использовать цвета объединённого панафриканского зелёный), однако от этой идеи было решено отказаться, поскольку её уже взяли для себя другие бывшие В итоге утвердила флаг сине-жёлто-красный, в котором первая вертикальная полоса символизирует воду и надежду, вторая - солнце и песок пустыни, а третья - пролитую кровь и единство нации.

Таким образом, похожесть флагов Румынии и Чада объясняется французским влиянием в разные эпохи. И хотя расцветка страны была придумана раньше африканского, всё же ныне действующий вариант румынского триколора установился на 30 лет позднее, поэтому правовых претензий у стран не возникает.