Иерей Владимир Орехов обратил внимание прихожан на этот замечательный отрывок из Евангелия:

«Сегодня на литургии вы слушали слова евангелиста Матфея о том что, когда Господь наш Иисус Христос, находясь в молитве, пошел по водам к своим ученикам, поддерживаемый неведомой силой, ученики испугались, но он сказал: «Не бойтесь! Это Я иду!». И апостол Петр, будучи простым рыбаком, таким же человеком, как и мы с вами, сказал: «Если действительно ты являешься нашим Спасителем Господом, разреши мне пойти к тебе навстречу по волнам». И он пошел по волнам, потому что для Бога все возможно».

Но как же трудно просто поверить и не усомниться ни на секунду. В самом деле, вера воду преобразует в твердыню, а мгновение сомнения твердыню преобразует в воду. Но человеку всегда дается возможность закричать «Господи! Спаси меня!», даже, когда уже тонешь, как это сделал апостол Петр.

Об этом в своей проповеди 30 лет назад говорил и митрополит Сурожский Антоний (06.06.1914-04.08.2003).

    Так же, как Петру и другим апостолам, нам трудно поверить, что Бог, Бог мира, Бог гармонии может находиться в самой сердцевине бури, которая как будто готова разрушить и нашу безопасность, и лишить нас самой жизни.
   В сегодняшнем Евангелии говорится, как ученики покинули берег, где Христос остался наедине, в уединенности совершенного молитвенного общения с Богом. Они пустились в плавание, рассчитывая на безопасность; и на полпути их настигла буря, и они поняли, что им угрожает гибель. Они боролись изо всех своих человеческих способностей, опыта и сил, и однако, смертная опасность нависла над ними; страх и ужас охватил их.
   И внезапно среди бури они увидели Господа Иисуса Христа; Он шел по бушующим волнам, среди разъяренного ветра и, вместе с этим, в какой-то пугающей тишине. И ученики в тревоге закричали, потому что не могли поверить, что это Он, они подумали, что это призрак. А Иисус Христос, из сердцевины этой клокочущей бури, сказал им: «Не бойтесь»! Это Я… Так же, как Он говорит нам в Евангелии от Луки: Когда услышите о войнах и о военных слухах, не ужасайтесь, поднимите головы ваши, потому что приближается избавление ваше…
   Нам трудно поверить, что Бог может находиться в сердце трагедии; и однако, это так. Он находится в сердцевине трагедии в самом страшном смысле; предельная трагедия человечества и каждого из нас - наша отдаленность от Бога, тот факт, что Бог для нас далек; как бы близко Он к нам ни был, мы не ощущаем Его с той непосредственной ясностью, которая дала бы нам чувство уверенной безопасности и породила бы ликование. Все Царство Божие внутри нас - и мы не чувствуем этого. И это - предельная трагедия каждого из нас и всего мира, из поколения в поколение. И вот в эту трагедию Христос, Сын Божий, вошел, став сыном человеческим, вступив в сердцевину этой разделенности, этого ужаса, который порождает душевную муку, разрыв, смерть.
    И мы - как эти ученики; нам не нужно представлять воображением, что с ними происходит: мы сами находимся в том же море, в той же буре, и Тот же Самый Христос, с Креста или восставший из гроба, стоит посреди нее и говорит: «Не бойтесь, это Я!».
   Петр захотел идти из лодки ко Христу, чтобы достичь безопасности; не это же ли и мы делаем все время? Когда разразится буря, мы спешим к Богу изо всех сил, потому что думаем, что в Нем спасение от опасности. Но недостаточно того, что спасение в Боге: наш путь к Богу лежит через самозабвение, через героическое доверие Ему, и веру. Если мы станем оглядываться на волны, и на вихри, и на нависающую угрозу смерти, мы, как Петр, начнем тонуть. Но и тогда мы не должны терять надежды: нам дана уверенность, что, как ни мала наша вера в Бога, Его вера в нас непоколебима; как ни мала наша любовь к Нему, Его любовь к нам беспредельна и измеряется всей жизнью и всей смертью Сына Божия, ставшего сыном человеческим. И в тот момент, когда мы чувствуем, что нет надежды, что мы погибаем, если в это последнее мгновение у нас достаточно веры, чтобы закричать, как Петр закричал: Господи! Я тону! Я погибаю, помоги мне!, - Он протянет нам руку и поможет нам. И поразительно и странно Евангелие говорит нам, что в мгновение, когда Христос взял Петра за руку, все оказались у берега.
   Задумаемся над этими различными моментами сегодняшнего Евангелия и посмотрим, какое отношение они имеют к нам, в буре нашей жизни, во внутренней буре, которая иногда бушует в нашем сердце и уме, во внешних бурных и устрашающих обстоятельствах жизни. Будем помнить, со всей уверенностью, которая дана нам в Божием собственном свидетельстве через Его учеников, что мы в безопасности и среди бури, и спасены Его любовью. Аминь.

Как только Он вошел в лодку, ветер стих и море успокоилось: после возвращения сияния вечности в Церкви наступает мир и покой.


И тотчас понудил Иисус учеников Своих войти в лодку и отправиться прежде Его на другую сторону, пока Он отпустит народ. И, отпустив народ, Он взошел на гору помолиться наедине; и вечером оставался там один. А лодка была уже на средине моря, и ее било волнами, потому что ветер был противный. В четвертую же стражу ночи пошел к ним Иисус, идя по морю. И ученики, увидев Его, идущего по морю, встревожились и говорили: это призрак; и от страха вскричали. Но Иисус тотчас заговорил с ними и сказал: ободритесь; это Я, не бойтесь. Петр сказал Ему в ответ: Господи! если это Ты, повели мне прийти к Тебе по воде. Он же сказал: иди. И, выйдя из лодки, Петр пошел по воде, чтобы подойти к Иисусу, но, видя сильный ветер, испугался и, начав утопать, закричал: Господи! спаси меня. Иисус тотчас простер руку, поддержал его и говорит ему: маловерный! зачем ты усомнился? И, когда вошли они в лодку, ветер утих. Бывшие же в лодке подошли, поклонились Ему и сказали: истинно Ты Сын Божий. И, переправившись, прибыли в землю Геннисаретскую.

(Св. Евангелие от Матфея 14:22-34)

Между тем учеников терзает ветер и шторм: так терзают их неустройства мира, противостояние нечистому духу. Но в четвертую стражу приходит Господь, и в четвертый раз Он вернется к заблудшей и потерпевшей кораблекрушение Церкви. В четвертую стражу ночи открывается полнота Его заботы. Первая стража была временем закона, вторая - пророков, третья - Его воплощения, а четвертая - время Его возвращения в сиянии славы. Но тогда Он найдет Церковь обессиленной, захваченной духом антихриста и страстями века сего. Придет же Он к безутешным и страдающим (Свт. Иларий Пиктавийский ).

Показывая, что не ветер - причина потопления, но малодушие, Христос упрекает не ветер, но малодушного Петра. Поэтому, подняв его, поставил на воду, позволяя ветру дуть. Не совершенно усомнился Петр, а несколько, то есть отчасти. Ибо насколько он испугался, настолько и не веровал. Когда же закричал: «Господи! спаси меня» (см. Мф. 14:30), то этим уврачевал свое неверие. Почему и слышит: «маловерный» , а не «неверный». Итак, и бывшие в лодке отрешились от страха, ибо ветер утих. Познав чрез это Иисуса, они исповедуют Его Божество. Ибо ходить по морю свойственно не человеку, но Богу, как и Давид говорит: «Путь Твой в море, и стезя Твоя в водах великих» (Пс. 76:20).


По наведению корабль - это земля, волнение-жизнь, возмущаемая злыми духами, ночь-неведение. «В четвертую стражу» (см. Мф. 14:25), то есть к концу веков, явился Христос. Первая стража - завет с Авраамом, вторая - закон Моисея, третья - пророки, четвертая - пришествие Господа. Ибо Он спас обуреваемых, когда пришел и жил с нами, чтобы мы, познав Его как Бога, поклонились Ему. Обрати внимание и на то, что то, что случилось с Петром на море, предзнаменовало его отречение, затем обращение и раскаяние. Как там говорил смело: «не отрекусь от Тебя» , так и здесь говорит: «повели мне придти к Тебе по воде» : и как там Господь допустил, чтобы он отрекся, так и здесь допускает, чтобы он утопал; здесь Господь дал ему руку и не допустил утонуть, и там чрез покаяние извлек его из глубины отречения (Блж. Феофилакт Болгарский ).

И влезшим им в корабль, тогда преста ветр (ст. 32). Раньше при подобном случае говорили: кто есть человек Сей, яко и ветры и море послушают Его (см. Мф. 8:27)? А теперь говорят иначе. Сущии в корабли, говорит евангелист, пришедше поклонишася Ему, глаголюще: воистину Божий сын еси (ст. 33) (Свт. Иоанн Златоуст )!

Как только Он вошел в лодку, ветер стих и море успокоилось: после возвращения сияния вечности в Церкви наступает мир и покой. А поскольку тогда Его приход будет явным, то все в восхищении воскликнут: «Истинно, Ты - Сын Божий» (см. Мф. 14:33). Тогда все люди с абсолютной уверенностью и открыто заявят, что Сын Божий восстановил мир в Церкви, уже не смирением тела, а славой небесной (Свт. Иларий Пиктавийский ).

– Мальчик, хочешь быть суперменом?

– Конечно! Еще бы!..

Помню, в детстве мое воображение сильно поразили виденные в кинотеатре фильмы: «Тайна железной двери» (наш, детский, по повести Юрия Томина «Шел по городу волшебник») и немецкий по рассказу француза Марселя Эме «Человек проходит сквозь стены».

В первом фильме мальчик стал всесильным, случайно обретя коробок с волшебными спичками; во втором человек проходил сквозь стены, ему не было преград. И как это совпадало с детской мечтой: вот бы незаметно проникнуть на кондитерскую фабрику и поглощать сладости, пока никто не видит!..

Немного позже прочитанный роман Уэллса «Человек-невидимка» разрушил эту мечту: за невидимость и вседозволенность, оказывается, надо платить, и еще ох, как больно и горько.

Сверхспособностей – таких или сяких – хотят, и не только будучи детьми, многие.

И как часто именно их мы, христиане, чаем, приходя в Церковь Христову. Молитва, пост, исполнение заповедей, само несение жизненного креста вслед за Христом – всё это, как мы думаем, должно стать средством, чтобы получить от Бога обещанную награду: спокойствие для измученной грехами совести, здоровье и долголетие, успех в делах, решение семейных проблем и еще разные бонусы, среди которых – невредимость от сил зла, наступание на «змию и скорпию», умение ходить по воде… Об этом – любимая многими песенка «Наутилуса»:

Видишь, там на горе возвышается крест,
Под ним десяток солдат – повиси-ка на нем,
А когда надоест, возвращайся назад,
Гулять по воде, гулять по воде, гулять по воде со Мной…

«Прогулки по воде», песенка так и называется.

Между тем то, что происходило в евангельской истории, из которой взяты образы песенки, легкомысленным словом «прогулка» вряд ли назовешь:

«В четвертую же стражу ночи пошел к ним Иисус, идя по морю. И ученики, увидев Его идущего по морю, встревожились и говорили: это призрак; и от страха вскричали. Но Иисус тотчас заговорил с ними и сказал: ободритесь; это Я, не бойтесь. Петр сказал Ему в ответ: Господи! если это Ты, повели мне прийти к Тебе по воде. Он же сказал: иди. И, выйдя из лодки, Петр пошел по воде, чтобы подойти к Иисусу, но, видя сильный ветер, испугался и, начав утопать, закричал: Господи! спаси меня. Иисус тотчас простер руку, поддержал его и говорит ему: маловерный! зачем ты усомнился? И, когда вошли они в лодку, ветер утих. Бывшие же в лодке подошли, поклонились Ему и сказали: истинно Ты Сын Божий». (Мф. 14,23 33).

В чем усомнился Петр? В своей способности ходить по воде?

«А в чем же еще!» – воскликнем мы. И вряд ли будем правы.

«Зачем ты усомнился в том, что Я с тобою?»

Петр пошел, прежде всего, не по воде – он пошел к любимому Учителю, забыв о воде. Петр смог преодолеть извечную власть стихий над человеком не тогда, когда «сконцентрировался» в усилии найти в себе «силу» (как иногда представляется нам, насмотревшимся голливудских боевиков про суперменов), – но тогда, когда в порыве любви, забыв о себе и своей тварности, был един со Христом.

«Зачем ты усомнился в том, что Я с тобою, и снова начал тонуть? – сказал ему Иисус. – Зачем ты снова вдруг сделался – один, сам, отъединен от Меня, усомнился во Мне, в том, что Я спасу тебя, в том, что мы – вместе?»

Выйти из своей самости, из падшего состояния одиночества, которое губит человека, и быть в непрестанном Богообщении – этому учит история, рассказанная Матфеем.

Наш Спаситель – перечитаем Евангелия – возвещал о власти человека над стихиями как одном из признаков Царства, но вовсе не обещал никому из учеников сверхъестественных способностей, чтобы удобнее было устроиться в мире падшем.

Он являл Собою, Своими словами и делами, законы Царства Божия, единственно естественного устройства богозданного мира, которое с Ним пришло в нашу падшесть, немощь, смертность – в силе, явно.

Сверхъестественные способности выгодно отличают их обладателя от прочих обитателей мира сего, дают ему возможность властвовать над ними и миром, ставят его в привилегированное положение. Сверхчеловеку никак не выгодно пришествие Царства Божия: в падшем мире он – уникум, ему выгодно, чтобы мир продолжал лежать в немощи, на фоне которой можно блистать. А в Царстве человек – просто один из ряда многих чад Божьих, в Царстве превыше всего ценится способность не ходить по воде и летать как птица, а способность любить, быть в любовном единстве с Богом и ближними, жить это единство как радостный смысл жизни.

Читая жития святых, мы знаем, что они могли исцелять больных, возвращать жизнь умершим, прозревать будущее, стоять в молитве на воздухе, приручать диких зверей. Но также знаем, что ни один из них специально ко всему этому не стремился. Святые, наоборот, скрывали всё это от людей, для них всё это ни на минуту не было важным, главным. Они стремились только быть с Богом, которого любят.

Мы иногда считаем, что Бог стал человеком, чтобы мы, верные Ему, стали сверхчеловеками в этом мире, обладали в падшем мире тем, чем не обладают наши ближние.

Но святые говорят: Бог стал человеком, чтобы человек обожился, стал гражданином Царства Божия и сыном Богу, равным среди прочих сынов и дочерей, наших ближних. Сверхчеловек сконцентрирован на себе и своих способностях – сын Божий отдает себя другим, забывая о себе, ибо так велит закон любви, главный закон Царства.

. В то время Ирод четвертовластник услышал молву об Иисусе

. и сказал служащим при нем: это Иоанн Креститель; он воскрес из мертвых, и потому чудеса делаются им.

Этот Ирод был сын Ирода, избившего младенцев в Вифлееме. Отсюда уразумей гордость деспотической жизни. Вот спустя сколько времени Ирод услыхал о деятельности Иисуса! Могущественные лица не скоро узнают об этом, так как они не обращают внимания на сияющих добродетелью. Он, по-видимому, боялся Крестителя; поэтому решился говорить не с кем-либо другим, но с отроками, то есть с рабами. Так как Иоанн при жизни не сотворил чудес, то Ирод подумал, что он по воскресении получил от Бога и этот дар – дар творить чудеса.

. Ибо Ирод, взяв Иоанна, связал его и посадил в темницу за Иродиаду, жену Филиппа, брата своего,

. потому что Иоанн говорил ему: не должно тебе иметь ее.

. И хотел убить его, но боялся народа, потому что его считали за пророка.

В предыдущих повествованиях относительно жизни Иоанна Матфей не упоминал об этом, потому что его целью было описать только относящееся ко Христу. Он и теперь не упомянул бы, если бы это не относилось ко Христу. Иоанн изобличал Ирода, как имевшего противозаконно жену своего брата. Закон повелевал брату взять жену брата в том случае, если тот умирал бездетным. Здесь же Филипп умер не бездетным, ибо у него была дочь, которая плясала. Некоторые говорят, что Ирод отнял и жену, и тетрархию, когда Филипп был еще жив. Но так или иначе, сделанное им было противозаконно. Ирод, не боясь Бога, боялся народа, потому и удерживался от убийства, но представил ему удобный случай.

. Во время же празднования дня рождения Ирода дочь Иродиады плясала пред собранием и угодила Ироду,

. посему он с клятвою обещал ей дать, чего она ни попросит.

. Она же, по наущению матери своей, сказала: дай мне здесь на блюде голову Иоанна Крестителя.

Смотри, какое бесстыдство! Царевна пляшет! И чем лучше пляшет, тем хуже, ибо стыдно царевне делать что-либо непристойное с хитростью. Смотри и на другое безрассудство Ирода. Он поклялся дать царевне, чего бы она ни попросила, если хорошо пропляшет. Но если бы голову твою попросила, дал бы ли ты ее? «Дай мне здесь на блюде голову Иоанна». Для чего прибавила «здесь»? Опасалась, чтобы Ирод, одумавшись, не раскаялся впоследствии. Поэтому торопит Ирода, говоря: «дай мне здесь».

. И опечалился царь, но, ради клятвы и возлежащих с ним, повелел дать ей,

. и послал отсечь Иоанну голову в темнице.

. И принесли голову его на блюде и дали девице, а она отнесла матери своей.

. Ученики же его, придя, взяли тело его и погребли его;

Опечалился по причине добродетели, ибо и враг удивляется добродетели. Однако в силу своей клятвы дает бесчеловечный дар. Узнаем же отсюда, что лучше преступить клятву, чем по причине клятвы сделать что-либо нечестивое. Тело Крестителя погребено было в Севастии Кесарийской, а честная его глава сначала положена была в Емесе.

и пошли, возвестили Иисусу.

О чем возвестили Иисусу? Не о том, что Иоанн умер, ибо повествование относительно Иоанна распространилось всюду, но что Ирод его считает за Иоанна.

. И, услышав, Иисус удалился оттуда на лодке в пустынное место один;

Иисус уходит по причине убийства Ирода, научая и нас не подвергаться опасностям; уходит также и для того, чтобы не думали, что Он воплотился призрачно. Ибо если бы Ирод овладел Им, то он сделал бы попытку погубить Его, и если бы Иисус в этом случае исхитил Себя из среды опасностей, потому что не пришло время смерти, то сочли бы, что Он – привидение. Итак, вот почему Он уходит. «Уходит в пустынное место», чтобы сделать там чудо над хлебами.

а народ, услышав о том, пошел за Ним из городов пешком.

. И, выйдя, Иисус увидел множество людей и сжалился над ними, и исцелил больных их.

Народ показывает веру, в силу которой он идет за удаляющимся Иисусом. Поэтому, как награду за веру, получает исцеления. Следуют за Ним пешком и без пищи. Это все – от веры.

. Когда же настал вечер, приступили к Нему ученики Его и сказали: место здесь пустынное, и время уже по́зднее; отпусти народ, чтобы они пошли в селения и купили себе пищи.

. Но Иисус сказал им: не нужно им идти; вы дайте им есть.

Человеколюбивы ученики, ибо они заботятся о народе и поэтому не желают, чтобы он был голодным. Что же Спаситель? «Дайте, – говорит, – им вы есть». Говорит это не потому, что не знал, какую бедность испытывали апостолы, но для того, чтобы, когда они скажут «не имеем», оказалось, что Он приступает к совершению чуда по нужде, а не из любви к славе.

. Они же говорят Ему: у нас здесь только пять хлебов и две рыбы.

. Он сказал: принесите их Мне сюда.

. И велел народу возлечь на траву и, взяв пять хлебов и две рыбы, воззрел на небо, благословил

Принесите Мне хлебы сюда, ибо хотя поздно, но Я – Творец времени; хотя место пустынно, но Я Тот, Кто дает пищу всякой плоти. Отсюда научаемся тому, что если и немногое имеем, мы должны употреблять его на гостеприимство, ибо и апостолы, имея немногое, отдали народу. Но как это немногое умножилось, так умножится и твое немногое. Размещает народ на траве, научая простоте, чтобы и ты не покоился на многоценных постелях и коврах. Подымает взоры к небу и благословляет хлебы, может быть, и для того, чтобы уверовали, что Он не противник Богу, но пришел от Отца и с неба, а также и для того, чтобы научить нас, чтобы мы, прикасаясь трапезы, благодарили и таким образом вкушали пищу.

и, преломив, дал хлебы ученикам, а ученики народу.

. И ели все, и насытились; и набрали оставшихся кусков двенадцать коробов полных; а евших было около пяти тысяч человек, кроме женщин и детей.

Ученикам дает хлебы, чтобы они всегда помнили о чуде и чтобы оно не выходило из их мысли, хотя они и скоро позабыли о нем. Чтобы ты не подумал, будто Господь совершил чудо только призрачно, с этой целью хлебы умножаются. Двенадцать коробов оказывается для того, чтобы и Иуда понес и не был увлекаем на предательство, раздумывая о чуде. И хлебы умножает, и рыбы, чтобы показать, что Он – Творец земли и моря и что все, что мы едим каждый день, едим потому, что Он подает и пища Им умножается. В пустыне было чудо, чтобы кто-либо не подумал, будто из ближнего города купил Он хлебы и разделил народу; ибо была пустыня. Это сообразно с рассказом. По наведению же узнай, что когда Ирод, плотский грубый ум иудейский (ибо это означает в переводе слово Ирод), обезглавил Иоанна, главу пророков, то есть не поверил пророчествовавшим о Христе, Иисус на будущее время отходит в пустынное место, к язычникам, пустыне по отношению к Богу, и врачует недужных душою, затем и питает их. Если Он не отпустит нам согрешений и не уврачует болезней посредством крещения, то не напитает нас и причащением Пречистых Тайн, так как никто из некрестившихся не причащается. Пять тысяч – это пять чувств, которые находятся в худом состоянии и врачуются пятью хлебами. Ибо так как пять чувств болело, то сколько ран, столько и пластырей. Две рыбы – это слова рыбарей: одна рыба – Евангелие, другая – Апостол. Но некоторые под пятью хлебами разумеют пятокнижие Моисея, то есть книгу Бытия, Исход, Левит, Чисел и Второзаконие. Двенадцать коробов было взято апостолами и понесено. Ибо то, чего не могли мы, простой народ, съесть, то есть понять, то понесли и вместили апостолы. «Кроме жен и детей», ибо христианин не должен иметь что-либо детское или женоподобное и немужественное.

. И тотчас понудил Иисус учеников Своих войти в лодку и отправиться прежде Его на другую сторону, пока Он отпустит народ.

Указывая на неразлучность учеников, Матфей сказал «понудил», ибо они хотели всегда быть с Ним. Господь отпускает народ, потому что не желал, чтобы они сопровождали Его, чтобы не показаться честолюбивым.

. И отпустив народ, Он взошел на гору помолиться наедине; и вечером оставался там один.

. А лодка была уже на средине моря, и ее било волнами, потому что ветер был противный.

Показывая нам, что должно молиться сосредоточенно, Господь подымается на гору. Ибо все делает ради нас, Сам же Он не нуждался в молитве. Молится допоздна, научая нас не скоро оставлять молитву, но ночью особенно совершать ее, ибо тогда бывает многая тишина. Допускает, чтобы ученики подверглись опасности, чтобы они научились мужественно переносить искушения и познали Его силу. Лодка на средине моря – это показывает, что страх был велик.

. В четвертую стражу ночи пошел к ним Иисус, идя по морю.

. И ученики, увидев Его идущего по морю, встревожились и говорили: это призрак; и от страха вскричали.

. Но Иисус тотчас заговорил с ними и сказал: ободритесь: это Я, не бойтесь.

Не тотчас явился пред ними с целью укротить бурю, научая не скоро просить об удалении бед и переносить их мужественно, но около четвертой стражи, ибо на четыре части разделялась ночь у воинов, стерегущих поочередно, так что каждая стража продолжалась три часа. Итак, Господь явился после девятого часа ночи, идя по поверхности воды, как Бог. Ученики же, ввиду необыкновенности и странности дела, подумали, что пред ними привидение, ибо не узнали Его по виду как по тому, что была ночь, так и по причине страха. Господь же прежде всего ободряет их, говоря: «это Я», Который все может, «не бойтесь».

. Петр сказал Ему в ответ: Господи! если это Ты, повели мне прийти к Тебе по воде.

По чувству самой горячей любви ко Христу Петр хочет тотчас и прежде других приблизиться к Нему. Он верует, что Иисус не только Сам ходит по водам, но и ему даст это: не сказал «повели мне ходить», но «придти к Тебе». Первое было бы знаком бахвальства, второе же есть признак любви ко Христу.

. Он же сказал: иди. И, выйдя из лодки, Петр пошел по воде, чтобы подойти к Иисусу;

. но, видя сильный ветер, испугался и, начав утопать, закричал: Господи! спаси меня.

Господь подостлал Петру море, показывая Свою силу. Но смотри: Петр, победив большее, разумею море, испугался ветра. Так слаба природа человека! И тотчас, как испугался, начал тонуть. Ибо когда ослабела вера, тогда Петр начал тонуть. Это побудило и его не высоко думать о себе, и успокоило других учеников, ибо они, может быть, позавидовали ему, Петру. Но это показало и то, насколько Христос превосходит его.

. Иисус тотчас простер руку, поддержал его и говорит ему: маловерный! зачем ты усомнился?

. И, когда вошли они в лодку, ветер утих.

. Бывшие же в лодке подошли, поклонились Ему и сказали: истинно Ты Сын Божий.

Показывая, что не ветер – причина потопления, но малодушие, Христос упрекает не ветер, но малодушного Петра. Поэтому, подняв его, поставил на воду, позволяя ветру дуть. Не совершенно усомнился Петр, а несколько, то есть отчасти. Ибо насколько он испугался, настолько и не веровал. Когда же закричал: «Господи! спаси меня», то этим уврачевал свое неверие. Почему и слышит: «маловерный», а не «неверный». Итак, и бывшие в лодке отрешились от страха, ибо ветер утих. Познав чрез это Иисуса, они исповедуют Его Божество. Ибо ходить по морю свойственно не человеку, но Богу, как и Давид говорит: «Путь Твой в море, и стезя Твоя в водах великих» (). По наведению корабль – это земля, волнение – жизнь, возмущаемая злыми духами, ночь – неведение. «В четвертую стражу», то есть к концу веков, явился Христос. Первая стража – завет с Авраамом, вторая – закон Моисея, третья – пророки, четвертая – пришествие Господа. Ибо Он спас обуреваемых, когда пришел и жил с нами, чтобы мы, познав Его как Бога, поклонились Ему. Обрати внимание и на то, что то, что случилось с Петром на море, предзнаменовало его отречение, затем обращение и раскаяние. Как там говорил смело: «не отрекусь от Тебя», так и здесь говорит: «повели мне придти к Тебе по воде»: и как там Господь допустил, чтобы он отрекся, так и здесь допускает, чтобы он утопал; здесь Господь дал ему руку и не допустил утонуть, и там чрез покаяние извлек его из глубины отречения.

. И, переправившись, прибыли в землю Геннисаретскую.

. Жители того места, узнавши Его, послали во всю окрестность ту и принесли к Нему всех больных,

. и просили Его, чтобы только прикоснуться к краю одежды Его; и которые прикасались, исцелялись.

Так как Иисус в течение долгого времени жил в земле Геннисаретской, то люди, узнав Его не только по виду, но и по чудесам, показали горячую веру, так что хотели прикоснуться к краю одежды, и те, которые делали это, получали исцеление. Так и ты прикоснись к краю одежды Христа, то есть к концу Его жительства во плоти, ибо если уверуешь, что Христос вознесся, спасешься, так как плоть Его – одежда, а край ее – конец Его жизни на земле.

Автор: протоиерей Борис Балашов
После потрясшего слушателей Спасителя чуда - насыщения пятью хлебами пяти тысяч человек - Иисус Христос остался с народом, а учеников отправил на другую сторону Галилейского озера. И, отпустив народ, Он взошел на гору помолиться наедине; и вечером оставался там один (Мф. 14, 23). После постоянно окружавших Спасителя толп народа, Он любил побыть наедине в молитвенном общении с Небесным Отцом. Так и для каждого христианина труд, забота о людях - святое дело. Но именно пребывание с Богом в молитве и чтении слов Христовых в Евангелии укрепляют душу и силы человеческие для несения своего жизненного подвига.

Пребывая в личном таинственном общении с Отцом, Господь никогда не забывал тех, кто связал в Ним свои сердца и жизненные пути. Иисус совершал много чудес для людей, но никогда не совершал их для Себя.

Маловерный! зачем ты усомнился?
Лодка была уже на средине моря, и ее било волнами, потому что ветер был противный. В четвертую же стражу ночи пошел к ним Иисус, идя по морю (Мф. 14, 24-25).

Под утро, часу в четвертом, Господь пошел по Галилейскому морю к Своим ученикам. Сейчас они не только оказались в опасности, но, что еще страшнее, стали впадать в уныние, оставшись одни без своего Учителя в бушующем озере. Всю ночь гребли, но были все еще на середине пути, и силы их уже были на исходе.

Ученики, увидев Его идущего по морю, встревожились и говорили: это призрак; и от страха вскричали. Но Иисус тотчас заговорил с ними и сказал: ободритесь; это Я, не бойтесь (Мф. 14, 26-27).

У евреев существовало суеверие, что перед смертью людям являются призраки, предвещая близкий конец. Ведь совершенно ясно, что человек не может ходить по воде. А Христос, по их пониманию, был Человек. Только услышав родной, спокойный голос, они немного пришли в себя после охватившего их страха, но так и не поняли, что происходит. Горячее сердце Петра воспылало стремлением быть рядом с Учителем: Петр сказал Ему в ответ: Господи! если это Ты, повели мне придти к Тебе по воде. Он же сказал: иди. И, выйдя из лодки, Петр пошел по воде, чтобы подойти к Иисусу (Мф. 14, 28-29). Христос сказал - Петр поверил и пошел по воде! Эта вера словам Христа и исполнение Его повеления совершили невозможное. Петр шел по воде. Но ведь под ним - бушующая бездна, кругом буря и вздымающие дикие волны. Страшно ведь, так и потонуть можно. Как только страх и сомнение охватили Петра, стали захлестывать слова Христовы, все стало происходить по естественным законам: Видя сильный ветер, (Петр) испугался и, начав утопать, закричал: Господи! спаси меня. Иисус тотчас простер руку, поддержал его и говорит ему: маловерный! зачем ты усомнился? И, когда вошли они в лодку, ветер утих (Мф. 14, 30-32).

Все произошедшее с Петром еще раз доказывает, что слово Божие - Евангелие - без Бога не исполнимо, исполнить его выше человеческих сил. Но вместе с Богом невозможное становится возможным! Почему же Петр начал тонуть? Ведь, казалось бы, он прав, что испугался. Но Иисус Христос с этим не согласен. Он даже сделал упрек апостолу Петру, да еще и назвал его маловерным!

Вера - это не только вера в то, что Иисус Христос существует и что Он - Мессия. Вера - это еще и полная вера и доверие Самому Господу, Его действиям, воле и словам. Пока Петр абсолютно доверял словам своего Учителя, он шел по воде; как только это доверие затмилось человеческими, вполне здравыми рассуждениями, стал тонуть. Именно твердая вера Христу дает человеку спасение и победу над трудностями и искушениями.

Это происшествие с апостолом Петром - не случайный эпизод в Евангельском повествовании. По сути Христово благовестие призывает каждого христианина превратить свою земную жизнь в чудо: совершить невозможное по меркам лежащего во зле мира. Это чудо - жизнь, в которой грех и ненависть человеческие побеждаются христианскими верою и любовью.

Про святых людей во многом можно сказать, что, глядя на Христа, веря и доверяя Ему, они сумели идти по житейскому морю с бушующими волнами греховных страстей и искушений, не пачкаясь в них. С помощью Божией в своей жизни они преодолевали непреодолимые препятствия. Их вера творила чудеса.

Мы часто говорим: "Ну как же мы можем жить по-евангельски, ведь это невозможно!" Конечно, правильно, никто и не спорит, что без Божией помощи исполнять Христовы заповеди невозможно. Но когда вера словам и любви Христа соединяют нас с Ним, то невозможное становится возможным: Богу же все возможно (Мф. 19, 26).

Вера Богу - это та чудесная сила, которая помогла Петру идти по воде, поможет она и нам исправлять свою жизнь, согревать оледеневшие сердца близких нам людей, преодолевать трудности, встречающиеся на жизненном пути.

Из книги протоиерея Бориса Балашова "На камне и на песке"
Фото: