Томас Гоббс внес огромный вклад в науку и философию. В своем произведении «О теле» английскому мыслителю удалось с наибольшей полнотой раскрыть свое понимание предмета философии. Отвечая на вопрос "что собой представляет философия", Гоббс, как и другие передовые мыслители его эпохи, выступал против схоластики, которая существовала в качестве официальной философии христианской церкви в большинстве западноевропейских стран.
Философия подразделяется Гоббсом на две основные части: философию природы и философию государства. Первую интересуют естественные тела, которые являются продуктами природы. Вторая исследует явления социальной жизни, и в первую очередь государство, образующее искусственное, политическое тело, созданное на договорных началах самими людьми. Чтобы познать государство необходимо предварительно изучить человека, склонности и нравы людей, объединившихся в гражданское общество. Этим занимается философия морали. Таким образом, философская система Гоббса складывается из трех взаимосвязанных частей: учение о естественных телах, учение о человеке и учение о политическом теле, или государстве.
Наибольше значение имеют социально-политические взгляды Т. Гоббса, которые содержатся в его трудах «О гражданине», «Левиафан». В основу своей философской системы Т. Гоббс кладет определенное представление о природе индивида. Исходной точкой его рассуждений об общественном устройстве и государстве является «естественное состояние людей». Это естественное состояние характеризуется у него «естественной склонностью людей вредить себе взаимно, которую выводят они из своих страстей, но главное, из тщеславия самолюбия, права всех на все».
Философ считает, что хотя изначально все люди созданы равными в отношении физических и умственных способностей, и каждый из них имеет одинаковое с другими «право на все», однако человек еще и существо глубоко эгоистическое, обуреваемое жадностью, страхом и честолюбием. Окружают его лишь завистники, соперники, враги. «Человек человеку - волк». Поэтому философ считает, что в самой природе людей заложены причины для соперничества, недоверия и страха, которые приводят к враждебным столкновениям и насильственным действиям, направленным на то, чтобы погубить или покорить других. К этому присоединяются жажда славы и разногласия во мнениях, которые также заставляют людей прибегать к насилию. Отсюда фатальная неизбежность в обществе «…войны всех против всех, когда каждый управляется своим собственным разумом и нет ничего, чего он не мог бы использовать в качестве средства спасения от врагов» Т. Гоббс. Сочинения в 2 Т. Т2. /составитель редактор В.В. Соколов, пер с лат и англ. - М.: Мысль. 1991 с.99. Иметь «право на все» в условиях такой войны - значит «... иметь право на все, даже на жизнь всякого другого человека». Т. Гоббс указ соч.с. 99 В этой войне, по Гоббсу, не может быть победителей, она выражает ситуацию, в которой каждому угрожают все -«… пока сохраняется право всех на все, ни один человек (как бы силен или мудр он ни был) не может быть уверен в том, что сможет прожить все то время, которое природа обычно предоставляет человеческой жизни» Т. Гоббс указ соч. с. 99. В ходе такой войны люди употребляют изощренное насилие, чтобы подчинить себе других или же в целях самозащиты.
Так или иначе, но «…люди от природы подвержены жадности, страху, гневу и остальным животным страстям», они ищут «почета и выгод», действуют «ради пользы или славы, т.е. ради любви к себе, а не к другим», поэтому каждый является врагом каждого, полагаясь в жизни только на собственную силу и ловкость, находчивость и изобретательность. Таким образом, эгоизм объявляется, главным стимулом человеческой деятельности. Но Гоббс не осуждает людей за их эгоистические наклонности, не считает, что они злы по своей природе. Ведь злые не сами желания людей, указывает философ, а только результаты действий, вытекающие из этих желаний. Да и то только тогда, когда эти действия приносят вред другим людям. К тому же надо учитывать, что люди «по природе лишены воспитания и не обучены подчиняться рассудку».
Именно о состоянии всеобщей войны и противоборства Гоббс пишет как о «естественном состоянии человеческого рода» и трактует его как отсутствие гражданского общества, т.е. государственной организации, государственно-правового регулирования жизни людей. Словом, в обществе, где нет государственной организации и управления, царят произвол и бесправие, «и жизнь человека одинока, бедна, беспросветна, тупа и кратковременна». Однако, в природе людей заложены, по Гоббсу, не только силы ввергающие индивидов в пучину «войны всех против всех», люди жаждут выйти из этого жалкого состояния, стремятся создать гарантии мира и безопасности. Ведь человеку исконно присущи и свойства совсем иного плана; они таковы, что побуждают индивидов находить выход из столь бедственного естественного состояния. Прежде всего это страх, смерти и инстинкт самосохранения, доминирующий над остальными страстями «… желание вещей, необходимых для хорошей жизни, и надежда приобрести их своим трудолюбием». Т. Гоббс указ соч. с. 98 Заодно с ними выступает естественный разум, т.е. способность каждого здраво рассуждать о позитивных и негативных последствиях своих действий. Чувства и разум диктуют людям необходимость отказа от естественного состояния и перехода к гражданскому обществу, к государственному устройству. В итоге подобных устремлений естественное право - «т.е. свобода всякого человека использовать собственные силы по своему усмотрению для сохранения собственной жизни» там же с. 98 уступает место естественному закону, согласно которому «человеку запрещается делать то, что пагубно для его жизни или что лишает его средств к ее сохранению» там же с.98. Инстинкт самосохранения сообщает первый импульс процессу преодоления естественного состояния, а естественный разум подсказывает людям, на каких условиях они могут данный процесс осуществить. Эти условия (их выражают предписания естественного разума) суть то, что иначе называется естественными законами.
Гоббс отмечает, что следует различать jus и lex - право и закон, «ибо право состоит в свободе делать или не делать что-либо, между тем как закон определяет и обязывает к тому или другому». Таким образом, естественный закон не есть результат соглашения людей, а представляет собой предписание человеческого разума. Согласно Гоббсу, естественные законы исходят из самой человеческой природы и являются божественными лишь в том смысле, что разум "дан каждому человеку богом как мерило его действий", а моральные установления Священного писания, хотя и объявлены людям самим Богом, могут быть выведены и независимо от него "посредством умозаключений из понятия естественного закона", т.е. при помощи разума. Главное общее предписание разума по Гоббсу гласит, что всякий человек должен добиваться мира, если у него есть надежда достигнуть его; если же он не может его достигнуть, то он может использовать любые средства, дающие преимущество на войне.
Поэтому первая часть основного естественного закона, выведенного философом, гласит: следует искать мира и следовать ему. Вторая часть есть содержание естественного права, сводящегося к праву защищать себя всеми возможными средствами. Из основного закона Гоббс выводит, опираясь на свой синтетический метод, остальные естественные законы. Важнейшим среди них является отказ каждого от своих прав в той мере, в какой этого требуют интересы мира и самозащиты (второй естественный закон). Отказ от права совершается по Гоббсу, или простым отречением от него, или перенесением его на другого человека. Но не все права человека могут быть отчуждаемы - человек не может отказаться от права защищать свою жизнь и оказывать сопротивление тем, кто нападает на него. Нельзя требовать и отказа от права сопротивления насилию, попыткам лишения свободы, заключения в тюрьму и т.д. Взаимное перенесение прав осуществляется людьми в форме договора - «Договором называется действие двух или многих лиц, переносящих друг на друга свои права». В том случае, когда договор заключается по поводу того, что относится к будущему, он именуется соглашением. Соглашения могут заключаться людьми, как под влиянием страха, так и добровольно.
Из второго естественного закона вытекает третий: люди обязаны выполнять заключенные ими соглашения, в противном случае последние не будут иметь никакого значения. В третьем естественном законе содержится источник и начало справедливости.
В "Левиафане" Гоббс кроме указанных трех, указал еще 16 естественных (неизменных и вечных) законов. Большинство из них носит характер требований или запретов: быть справедливым, милосердным, уступчивым, незлопамятным, беспристрастным и в то же время не быть жестоким, мстительным, надменным, вероломным и т.д. Так, например, шестой естественный закон гласит: при наличии гарантии в отношении будущего человек должен прощать прошлые обиды тем, кто, проявляя раскаяние, желает этого. Гоббс указ соч с. 177 Девятый закон устанавливает, что каждый человек должен признать других равными себе от природы. Нарушение этого правила есть гордость Гоббс указ соч с.118. Одиннадцатый закон (беспристрастие) обязывает..если человек уполномочен быть судьей в споре между двумя людьми, то естественный закон предписывает, чтобы он беспристрастно их рассудил. Ибо в противном случае споры между людьми могут быть разрешены лишь войной. Т. Гоббс указ соч с.119 Шестнадцатый закон гласит, что в случае спора стороны должны подчинить свое решению арбитра. там же с. 121
Таким образом, все естественные законы Гоббс сводит к одному общему правилу: «не делай другому того, чего ты не желал бы, чтобы было сделано по отношению к тебе».
Как отмечает доктор юридических наук Л.С. Мамут, действительные социально-исторические прототипы тех естественных законов, о которых толкует Т.Гоббс, - взаимосвязи товаровладельцев, частных собственников, опосредуемые актами обмена и оформляемые договорами. Таким образом, в итоге именно обмен и договор выступает, согласно концепции Т. Гоббса, предпосылками установления мира в человеческом общежитии История политических и правовых учений: Учебник для вузов. Изд-е 4-е под общ ред. профессора В.С. Нерсесянца. - М: Издательская группа НОРМА-ИНФРА * М, 2004 с.263.
Сколь ни внушительна роль естественных законов, однако сами они по себе к исполнению не обязательны. Превратить их в безусловный императив поведения может только сила. Для Гоббса естественный закон, как мы уже отмечали есть свобода что-либо делать или не делать, а позитивный закон - предписание делать или, наоборот, не делать что-либо. Естественные законы обязывают индивида желать их осуществления, но не могут его заставить практически действовать в соответствии с ними. Непременно нужна сила, способная жестко лимитировать право каждого на все и решать, что кому принадлежит, что является правом, а что им не является.
Абсолютная власть государства - вот, по мнению Т. Гоббса, гарант мира и реализация естественных законов. Она принуждает индивида выполнять их, издавая гражданские законы. Если естественные законы сопряжены с разумом, то гражданские - опираются на силу. Однако по своему содержанию они одинаковы. Всякие произвольные выдумки законодателей не могут быть гражданскими законами, ибо последние суть те естественные законы, но только подкрепленные авторитетом и мощью государства. Их нельзя ни отменять, ни изменять простым волеизъявлением государства. Ставя гражданские законы в такую строгую зависимость от естественных, Т. Гоббс хотел, вероятно, направить деятельность государства на обеспечение развития новых, буржуазных общественных отношений. Но навряд ли он имел при этом намерение подчинить государственную власть праву.
Т. Гоббс в своих фундаментальных произведениях «О гражданине» и «Левиафан» впервые в Новое время в систематическом виде разработал светскую теорию политической власти, государства и права. В познавательном аспекте данное учение было направленно против схоластических феодально-религиозных воззрений на государство и право. В идеологическом плане - сориентирована на обоснование сильной власти (политический абсолютизм), способной обуздать революционные страсти и обеспечить прочный мир. По мнению Т. Гоббса, сильнейшим мотивом, побуждающим людей к заключению общественного договора о создании государства, является страх перед агрессией со стороны других людей, опасение за жизнь, свободу и имущество .
Т. Гоббс строил свое учение на изучении природы и страстей человека. Мнение Т. Гоббса об этих страстях и природе крайне пессимистично: людям присущи соперничество (стремление к наживе), недоверие (стремление к безопасности), любовь к славе (честолюбие). Эти страсти делают людей врагами: «человек человеку - волк» (homo homini lupus est). Поэтому в естественном состоянии, где нет власти, держащей людей в страхе, они находятся в «состоянии войны всех против всех» .
Пагубность «состояния войны всех против всех» понуждает людей искать путь к прекращению естественного состояния; этот путь указывают естественные законы, предписания разума (по Гоббсу, естественное право - свобода делать все для самосохранения; естественный закон - запрет делать то, что пагубно для жизни).
Естественные законы гласят, что следует искать мира; в этих целях всем нужно взаимно отказаться от права на все; «люди должны выполнять заключенные ими соглашения».
Отказываясь от естественных прав (т. е. свободы делать все для самосохранения), люди переносят их на государство, сущность которого Гоббс определял как «единое лицо, ответственным за действия которого сделало себя путем взаимного договора между собой огромное множество людей, с тем чтобы это лицо могло использовать силу и средства всех их так, как оно сочтет это необходимым для их мира и общей защиты» .
Для того, чтобы создать общество, надо получить на это согласие людей, которое должно быть закреплено совместным договором. Прочность договора обеспечивается формированием общественной власти, которая призвана держать в узде всех членов общества и направлять их действия к общественному благу. Общественная власть наделяется реальной силой и полномочиями управлять другими людьми на основе того, что все члены общества добровольно отреклись от прав владеть самими собой и отдали их представительному органу.
«Отрекаюсь от своего права владеть собой и отдаю это право такому-то мужу или такому-то собранию мужей, если ты также отдаешь им свое право и так же, как я, уполномочишь их на все и признаешь их действия своими. Когда же так станется, называют множество, таким образом объединенное в одну особую общность, общину, государство. Так родился этот великий Левиафан» .
Таким образом, государство, по Т. Гоббсу - это великий Левиафан (библейское чудовище), искусственный человек или земной бог; верховная власть - душа государства, судьи и чиновники - суставы, советники - память; законы - разум и воля, искусственные цепи, прикрепленные одним концом к устам суверена, другим - к ушам подданных; награды и наказания - нервы, благосостояние граждан - сила, безопасность народа - занятие, гражданский мир - здоровье, смута - болезнь, гражданская война - смерть .
Власть суверена абсолютна: ей принадлежат право издания законов, контроль за их соблюдением, установление налогов, назначение чиновников и судей; даже мысли подданных подчинены суверену - правитель государства определяет, какая религия или секта истинна, а какая нет.
Т. Гоббс объясняет безграничную власть не столько законом, сколько силой. Общественный договор, пишет он, дает мир «только одним путем, а именно путем сосредоточения всей власти и силы в одном человеке или в собрании людей, которое большинством голосов могло бы свести все воли граждан в единую волю» .
Нормальным, здоровым государством Гоббс считал такое, в котором обеспечены право человека на жизнь, безопасность, справедливость и благоденствие. Под этим углом зрения и определялись качества политической власти, ее права и способности. Критериями определения полномочий верховной власти для Гоббса являлось прежде всего ее способность преодолеть «войну всех против всех», экстремальные состояния общества. Поэтому верховная власть должна быть «так обширна, как только можно ее представить». В этой связи Гоббс решительно отвергал концепцию разделения властей как разделения суверенитета между борющимися группировками, партиями и классами.
Т. Гоббс различает три вида государственной власти: демократию, аристократию и монархию. Наилучшей формой государства, по мнению философа, является монархия, ибо только она способна устранить все остатки естественного состояния, споры и беспорядки в обществе. Требование крепкой и сильной государственной власти, опирающейся на разум, объективно способствовало интересам формирующейся буржуазии. Правитель-монарх обязан постоянно заботиться о духовном и материальном возвышении поданных, о развитии экономики, поднятии уровня морали. Монарх, по мнению Гоббса, -- душа государственной власти, благодаря чему она обретает волевое начало. При этом монарх не связан какими-либо обязательствами по отношению к своим подданным, которые должны подчиняться ему абсолютно и беспрекословно. Ведь люди сами пошли на отчуждение личной свободы в пользу государства в ходе общественного договора. И отказались они от права выбора взамен на безопасность и порядок .
«Принципиальная новизна позиции английского философа, - заключает Лукашевич, - состояла в том, что он сумел указать на области общественной жизни, в которых коренятся истоки государства, открыв теп самым путь для более фундированного их изучения. Все это подготавливало почву для системно-целостного видения общества» .
Выдающийся английский мыслитель Томас Гоббс (1588-1679 гг.) был теоретиком естественного права, защитником абсолютной политической власти." В начале революции он выступил защитни-
1 Гоббс Томас родился в Мальмсбери, в семье священника. Закончив Оксфордский университет и получив ученую степень бакалавра, отказался от преподавательской
ком королевской власти, был вынужден эмигрировать во Францию. После окончания гражданской войны опубликовал свое основное произведение «Левиафан, или Материя, форма и власть государства церковного и гражданского» (1651 г.).
Учение о праве и государстве Гоббс стремился превратить в столь же точную науку, как геометрия, которая является «матерью всех естественных наук». Если бы ее истины оспаривались теми, пишет он, чьи интересы ими задеты, то учение геометрии было бы «вытеснено сожжением всех книг по геометрии». Учения о праве и несправедливости постоянно оспариваются как пером, так и мечом. Каковы же результаты стремления автора «Левиафана» превратить свое учение в точную науку?
Прежде всего, свое учение Гоббс строит на изучении природы человека. По его мнению люди равны от природы («равенство способностей»), но из-за равенства проистекает взаимное недоверие. К тому же человек еще и существо глубоко эгоистическое, обуреваемое жадностью, страхом и честолюбием. «Отсюда видно, что пока люди живут без общей власти, держащей всех в страхе, они находятся в том состоянии, которое называется войной, и именно в состоянии войны всех против всех». До такого состояния «войны всех против всех», по мнению мыслителя, обыкновенно опускаются во время гражданской войны. Очевидно, здесь проявилось неприятие им гражданской войны в Англии.
Какой же выход видится Гоббсу из этого состояния общества?
Такой выход, полагает философ, тоже коренится в природе человека: отчасти в страстях, склоняющих людей к миру, отчасти в разуме, который подсказывает условия мира. А «эти условия суть то, что иначе называется естественными законами».
Итак, в естественном состоянии, по Гоббсу, каждый индивид в равной мере обладал естественным правом. Последнее он определяет как свободу всякого человека использовать собственные силы по своему усмотрению для сохранения собственной жизни. В естественном состоянии каждый человек имеет право на все, «даже на жизнь всякого другого человека», что и приводит к войне между ними. Пагубность такого состояния понуждает людей искать путь к его прекращению. Этот путь указывают предписания разума, естественные законы. Следовательно, право и закон различаются меж-
Работы, стал воспитателем сына барона. Вместе с воспитанником путешествовал, посетив Францию, Италию, Голландию. С началом английской революции написал трактат в защиту королевской власти, был вынужден эмигрировать. В 1651 г. вернулся в Англию и опубликовал свою книгу «Левиафан». С уважением был принят О. Кромвелем, принял участие в реорганизации университетского образования, опубликовал ряд произведений по философии. После реставрации власти Стюартов подвергался гонениям за свои политические и философские взгляды. После смерти Гоббса «Левиафан» был публично сожжен, а церковь включила его произведения в список запрещенных книг.
ду собой так же, как свобода и обязательство. Естественное право Гоббс определяет как свободу человека делать или не делать что-либо (для своего сохранения). Естественный закон обязывает стремиться к миру, запрещает делать то, что пагубно для жизни.
Основной естественный закон гласит: необходимо искать мира и следовать ему. От него происходит и второй естественный закон: в интересах мира и самозащиты следует довольствоваться такой степенью свободы по отношению к другим людям, которую человек допустил бы у других по отношению к себе. Иначе право делать все, что человек хочет, возвращает людей в естественное состояние, т.е. в состояние войны. Мотивом и целью взаимного ограничения или отчуждения своего права (договором) является гарантия безопасности личности. Из второго естественного закона вытекает третий: люди должны выполнять заключенные ими соглашения. Они - начало и источник справедливости. Справедливость и собственность, считает Гоббс, начинаются с основания государства. Он называет еще 16 естественных (неизменных и вечных) законов, смысл которых может быть резюмирован в одном легком правиле: не делай другому того, чего ты не желал бы, чтобы было сделано по отношению к тебе.
Чтобы устранить опасность нарушения естественных законов, пишет Гоббс, необходима сила, принудительная власть, которая угрозой наказания заставила бы всех в одинаковой мере выполнять соглашения, упрочила бы ту собственность, которую люди приобретают путем взаимных договоров взамен отказа от всеобщего права. Такая принудительная власть появляется с основанием государства, а сила - с появлением гражданских законов.
Цель государства - главным образом обеспечение безопасности, поскольку естественными законами она не гарантируется. Соглашения без меча - лишь слова, которые не в силах гарантировать человеку безопасность, писал Гоббс.
Для установления общей власти люди путем соглашения между собой («каждого человека с каждым другим») создают общее, единое лицо - государство. «Государство, - дает определение мыслитель, - есть единое лицо, ответственным за действия которого сделало себя путем взаимного договора между собой огромное множество людей, с тем, чтобы это лицо могло использовать силу и средства всех их так, как сочтет необходимым для их мира и общей защиты». Носитель такого лица (представленного одним человеком или уполномоченным собранием лиц), обладающего верховной властью - суверен. Всякий другой - его подданный.
Таким образом, абсолютная власть государства - вот, по мнению Гоббса, гарант мира и реализации естественных законов. Он называет его Левиафаном (библейским чудищем), искусственным человеком, для которого верховная власть, «дающая жизнь и движение всему телу» - душа; должностные лица исполнительной и су-
дебной власти - искусственные суставы; награды и наказания - нервы; благосостояние и богатство граждан - сила; безопасность народа - занятие; его советники - память; справедливость и законы - разум и воля; гражданский мир - здоровье; смута - болезнь; гражданская война - смерть. Власть суверена абсолютна: ему принадлежит право издания или отмены законов и контроль за их соблюдением, объявление войны и заключения мира, назначения чиновников и судебная власть. Он вправе даже определять, какие религия или секта, мнение или учение истинны, а какие нет, что есть справедливость и добродетель.
Подданные не могут осуждать действия суверена, пишет Гоббс. Заключив однажды договор и перейдя в гражданское состояние, люди утрачивают возможность его разорвать и изменить избранную форму правления, освободиться от верховной власти. Ее неограниченная власть над жизнью и смертью подданных не может считаться несправедливостью или беззаконием. Более того, «каждый подданный является виновником каждого акта, совершаемого сувереном», - считает мыслитель. Ведь, устанавливая «общую власть» каждый подчинил свою волю и суждение воле носителя «общего лица». Для Гоббса единственное мерило добра и зла - гражданский закон, единственный судья - законодатель.
Предполагая возражения против безропотного подчинения прихотям и порочным страстям носителя (носителей) такой неограниченной власти, Гоббс обращает внимание на то, что положение человека всегда связано с каким-либо неудобством. Стеснения народа при той или другой форме правления «едва чувствительны» по сравнению с бедствиями и ужасами гражданской войны или «войны всех против всех» в естественном состоянии, утверждает Гоббс. Слабое утешение! Но для автора «Левиафана» абсолютная государственная власть - гарант мира и безопасности, важнейшее условие прав отдельного индивида, правовой организации самого государства.
В учебниках и литературе о «Левиафане» Гоббса непременно отмечается: в области публичного права, политических отношений у подданных сосредоточены одни лишь обязанности, а у суверена - только права. Действительно, мыслитель постоянно подчеркивает абсолютность власти суверена ради мира и безопасности в государстве. Однако правовая организация самого государства у него включает права и свободы подданных, обязанности суверена.
Как Гоббс трактует свободу? Как она совмещается с неограниченной властью суверена?
Подобно тому, как люди для достижения мира и самосохранения создали «искусственного человека», т.е. государство, полагает мыслитель, точно так же они создали искусственные цепи, т.е. гражданские законы, прикрепленные к устам верховной власти и ушам подданных. Потому, во-первых, свобода подданных заключается в свободе делать то, что не указано в соглашениях с властью, заклю-
чать договоры друг с другом, выбирать свое местопребывание, образ жизни, наставлять детей по своему усмотрению и т.д. Граждане «пользуются тем большей свободой, чем больше дел законы оставляют на их усмотрение». Таким образом, здесь свобода подразумевается как право делать все то, что не указано в соглашениях с властью, что не запрещено законом. По Гоббсу, наделенное абсолютной властью государство должно выполнять не одни только по-лицейско-охранительные функции, но и гарантировать своим подданным свободы, «поощрять всякого рода промыслы, как судоходство, земледелие, рыболовство, и все отрасли промышленности, предъявляющие спрос на рабочие руки», принуждать физически здоровых людей к труду, заниматься воспитательно-просветительной деятельностью и т.п. Такая трактовка свободы имела бесспорно не только пробуржуазный экономический, но и прогрессивный, гуманный социальный смысл.
Во-вторых, право суверена, по Гоббсу, ограничено естественными правами подданных. «Суверен, таким образом, имеет право на все с тем лишь ограничением, что, являясь сам подданным Бога, он обязан в силу этого соблюдать естественные законы». Автор трактата считает, что подданные обладают правом защищать себя, свою жизнь даже от тех, кто посягает на нее на законном основании; они не обязаны наносить себе повреждения, обвинять себя и т.п.
В третьих, обязанности подданных по отношению к суверену сохраняются до тех пор, пока суверен в состоянии защищать их. Ибо данное природой право защищать себя, говорится в книге, не может быть отчуждено никаким договором. Его не вправе переступать и суверен. Когда же он, вопреки естественным законам, обязывает подданного наносить вред себе или убивать себя, либо запрещает защищаться от нападения врагов, тем самым оставляет возможность подданным воспротивиться его воле. Народ тем самым получает право на восстание. Суверен рискует потерять власть. Следовательно, естественные законы предписаны и ему.
Иное дело - гражданские законы: «суверен государства, будь то один человек или собрание, не подчинен гражданским законам». Гражданским правом, по Гоббсу, являются те правила для каждого подданного, которые государство устно или письменно предписало ему, дабы он пользовался ими для различения между правильным и неправильным, т.е. между тем, что согласуется и не согласуется с правилами. Таким образом, подразумеваемая цель законов в том, чтобы дать правильное направление действиям людей, оставляя на их усмотрение все то, что не запрещено и не предписано законами.
По содержанию и цели естественные и гражданские законы, по Гоббсу, совпадают, так как последние также являются частью предписаний природы, «ибо справедливость, т.е. соблюдение договоров и воздаяние каждому того, что принадлежит ему, есть предписание естественного закона». Однако естественная свобода человека может быть урезана и ограничена, что «является естественной целью
издания законов, так как иначе не может быть никакого мира». Положительными являются те законы, которые стали таковыми по воле верховной власти. Закон - установление разума и приказание государства. Следовательно, толкование закона зависит от верховной власти и его могут толковать только те, кого назначит для этого суверен.
Природа закона, пишет Гоббс, не в его букве, а в его значении или смысле, т.е. в его достоверном толковании, долженствующем выявить мысль законодателя. Положительные законы он делит на распределительные (определяют права подданных) и карательные (определяют наказания за нарушения законов), основные (определяющие государственное устройство и обязанности подданных по отношению к власти) и неосновные (частноправовые). Гоббс делает вывод: право есть свобода, которую нам оставляет гражданский закон. Последний же есть обязательство и отнимает у нас ту часть свободы, которую предоставляет естественный закон. В этом такое же различие между свободой и обязательством, как и между правом и законом.
Обязанности суверена, по Гоббсу, определяются той целью, ради которой он был облечен верховной властью: безопасность и благо народа. Благо народа - высший закон государства. Исполнение его он связывает с заботой как об отдельных индивидах (защитой их от обид), так и с воспитательно-просветительной деятельностью - изданием и применением хороших законов, воспитанием равной справедливости (в защите достоинства, чести, собственности) и ее соблюдением всеми сословиями и самим сувереном. «Необходимым средством к миру», условием общежития в трактате называется частная собственность. Безопасность народа требует, пишет его автор, чтобы к равной справедливости относились и равенство долга перед государством, равномерное налогообложение. К обязанностям суверена он относит также правильное применение вознаграждений и наказаний.
Таким образом, Гоббс подчиняет праву и государственную власть: суверен подчинен естественному закону так же, как последний из его подданных гражданскому закону. Предусматривает он и влияние права на политику. Однако положительные законы, установленные для подданных, на него не распространяются. В его концепции государства, мы полагаем, в отличие от авторов предшествующих учебников, вполне соизмерим объем правовых полномочий и юридической ответственности сторон (государства и подданных). Его концепция предусматривает систему прав и свобод подданных и их гарантий, предоставления широкой правовой инициативы не только (хотя и главным образом) в частноправовых отношениях.
Подобно Ж.Бодену Гоббс признает только три формы государства: монархию, демократию и аристократию. Независимо от различий, законодателем во всех государствах является лишь суверен. В этом смысле, по его мнению, «власть, если только она доста-
9 Г. Г. Демиденко
точно совершенна, чтобы быть в состоянии оказывать защиту подданным, одинакова во всех формах». Различия лишь в пригодности к осуществлению той цели, для которой они установлены. Симпатии Гоббса очевидно эволюционировали: сначала они были на стороне монархии, потом - на стороне сильной власти лорда-протектора О. Кромвеля. Здесь лучше других форм выражается и реализуется абсолютный характер власти государства, а общие интересы тесно связаны с частными.
Итак, Гоббс существенно развил идеи о природе человека, его страстях и разуме как о движущих силах политики. В основе его теории естественного права - идея всеобщего естественного равенства людей, правового равенства в государстве. Он обосновал и показал роль естественных законов для публичного и частного права. Политико-правовой идеал Гоббса - гражданское общество, охраняемое авторитарной властью, где сочетаются неограниченная власть
суверена и права подданных. Его возвеличивание государства __
Левиафана, правопорядка - не гимн тоталитаризму, а правовая альтернатива гражданской войне, войне «всех против всех», бессилию власти. Не случайно Гоббс возвратился в Англию в 1651 г., признав протекторат Кромвеля, и был с уважением принят последним.
С ярко выраженных этатистских (государственниче-ских) позиций проблематику соотношения права и закона трактовал Томас Гоббс (1588-1679) Существенное значение при разработке данной темы, как и во всем политико-правовом учении Гоббса, придается принципиальному противопоставлению естественного состояния государству (гражданскому состоянию)
Гоббс исходит из того, что «природа создала людей равными в отношении физических и умственных способностей» 5в. Во всяком случае возможная природная разница между людьми не столь велика, ɥᴛᴏбы один из них мог претендовать для себя на какое-нибудь благо, на которое с таким же правом не мог бы претендовать другой.
58 Гоббс Т. Левиафан или материя, форма и власть государства церковного и гражданского. М., 1936, с. 113. В дальнейшем для краткости данная работа будет обозначаться «Левиафан». См. также: Гоббс Т. Философские основания учения о гражданине. М., 1914, с. 22 и след.
Подобное равенство людей, означающее их равные возможности вредить друг другу, в сочетании с коренящимися в природе человека тремя основными причинами войны (соперничество, недоверие, любовь к славе) приводит, согласно Гоббсу, к тому, что естественное состояние оказывается всеобщей непрекращающейся войной.. «Отсюда очевидно,- пишет он,- что пока люди живут без общей власти, держащей всех их в страхе, они находятся в том состоянии, кᴏᴛᴏᴩое называется войной, и именно в состоянии войны всех против всех» 59.
В изображаемом Гоббсом естественном состоянии нет общей власти. А там, где нет общей власти, замечает он, нет и закона, а где нет закона, нет справедливости. Здесь отсутствуют также собственность, владение, различие между моим и твоим. Отметим, что каждый в естественном состоянии имеет право на все - в ϶ᴛᴏм и состоят его естественное право и естественная ϲʙᴏбода.
Гоббс определяет естественное право следующим образом: «Естественное право, называемое обычно писателями jus naturale, есть ϲʙᴏбода всякого человека использовать ϲʙᴏи собственные силы по ϲʙᴏему усмотрению для сохранения ϲʙᴏей собственной природы, т. е. собственной жизни, и, следовательно, ϲʙᴏбода делать все то, что по его собственному суждению и разумению будет наиболее подходящим для ϶ᴛᴏго средством» ео.
Под ϲʙᴏбодой в его учении имеется в виду отсутствие внешних препятствий делать то, что человек желает, поскольку он по ϲʙᴏим физическим способностям в состоянии ϶ᴛᴏ сделать. В контексте этого человек, согласно Гоббсу, ϲʙᴏбоден именно в естественном состоянии.
Естественное право, по мнению Гоббса, не следует смешивать с естественным законом (lex naturalis) - предписанием или найденным разумом общим правилом, согласно кᴏᴛᴏᴩому человеку запрещается делать то, что пагубно для его жизни или что лишает его средств к ее сохранению, и упускать то, что он считает наилучшим средством для сохранения жизни.
Гоббс подчеркивает: «Следует различать между jus и lex, между правом и законом, хотя те, кᴏᴛᴏᴩые пишут по ϶ᴛᴏму предмету, обычно смешивают данные понятия: ибо право состоит в ϲʙᴏбоде делать или не делать, между тем
™ Гоббс Т. Левиафан, с. 115. 60 Там же, с. 117.
как закон определяет и обязывает к тому или другому члену ϶ᴛᴏй альтернативы, так что закон и право различаются между собой так же, как обязательство и ϲʙᴏбода, кᴏᴛᴏᴩые несовместимы в отношении одной и той же вещи» ".
Человек - существо разумное, а общее правило и предписание разума, согласно Гоббсу, звучит так: «...вся"-кий человек должен добиваться мира, поскольку у него есть надежда достигнуть его, если же он не может его достигнуть, то он может использовать всякие средства, дающие преимущество на войне» е2.
В ϶ᴛᴏм предписании разума, свидетельствующем о ϲʙᴏеобразном рационалистическом (апеллирующем к разуму) подходе Гоббса к обсуждаемой теме, содержатся как правила поведения в естественном состоянии (во второй части приведенной формы речь идет о санкционируемом разумом естественном праве), так и правило выхода из естественного состояния всеобщей войны к миру (первая часть формулы) Первая часть гоббсовской максимы разума выступает как первый и фундаментальный естествен-ний закон: следует искать мира и следовать ему.
Из ϶ᴛᴏго основного естественного закона Гоббс, прибегая к дедукции, выводит целый ряд других естественных законов, конкретизирующих правило поиска гражданского мира между людьми63.
Так, второй естественный закон гласит, что в случае согласия на то других людей человек должен согласиться отказаться от права на все вещи в той мере, в какой ϶ᴛᴏ крайне важно в интересах мира и самозащиты, и довольствоваться такой степенью ϲʙᴏбоды по отношению к другим людям, какую он допустил бы у других людей по отношению к себе. Гоббс отмечает, что требование ϶ᴛᴏго закона уже представлено в известной евангельской формуле: поступай по отношению к другим так, как ты желал бы, ɥᴛᴏбы другие поступали по отношению к тебе.
В другой ϲʙᴏей формулировке, резюмирующей, по признанию Гоббса, основной смысл всех естественных законов, данное правило гласит: не делай другому того, чего не хотел бы, ɥᴛᴏбы делали тебе.
" Там же. вг Там же, с. U8.
63 См.: Там же, с. 118-138; Он же. Философские основания учения о гражданине, с. 30-59.
8 В. С. Нерсесянц 225
Третий естественный закон требует, ɥᴛᴏбы люди выполняли заключенные ими соглашения. В ϶ᴛᴏм законе, по Гоббсу, заключены источник и начало справедливости. Несправедливость - ϶ᴛᴏ невыполнение договора, а все, что не несправедливо, справедливо.
При этом соглашения, основанные на доверии, недействительны там, где есть опасения их невыполнения (т. е. в естественном состоянии) «Вот почему,-пишет он,- прежде чем слова справедливое и несправедливое могут иметь место, должна быть какая-нибудь принудительная власть, кᴏᴛᴏᴩая угрозой наказания, перевешивающего благо, ожидаемое людьми от нарушения ими соглашения, принуждала бы в одинаковой мере людей к выполнению их соглашений и упрочила бы ту собственность, кᴏᴛᴏᴩую люди приобретают путем взаимных договоров взамен отказа от универсального права. И такая власть может явиться с основанием государства» 64.
Распространенное определение справедливости как неизменной воли давать (воздавать) каждому его собственное Гоббс трактует в духе ϲʙᴏей концепции: справедливость предполагает собственное (собственность), а последнее возможно исключительно там, где есть государство и принудительная гражданская власть.
Остальные естественные законы, формулируемые Гоббсом, требуют соблюдения правил благодарности, признательности, скромности, милосердия, прощении, неприкосновенности посредников мира, беспристрастного и нелицеприятного решения споров и т. д.65
Естественные законы неизменны и вечны. «Ибо,- поясняет Гоббс,- несправедливость, неблагодарность, надменность, гордость, криводушие, лицеприятие и остальные пороки никогда не могут стать правомерными, так как никогда не может быть, ɥᴛᴏбы война сохраняла жизнь, а мир ее губил» в6.
64 Гоббс Т. Левиафан, с. 127.
85 Важно заметить, что один из естественных законов запрещает
пьянство и все то, что уклоняет ум от его естественного состояния, разрушая или
уменьшая тем самым способность рассуждения.
Стоит отметить, что основание формулировки ϶ᴛᴏго
закона таково: естественный закон - ϶ᴛᴏ веление правого разума (recta ratio),
а последнее в естественном состоянии представляет собой «акт рассуждения, т. с.
собственное и истинное рассуждение каждого отдельного человека о его
действиях, кᴏᴛᴏᴩые могут привести к выгоде или вреду для остальных людей»
(Гоббс Т. Философские основания учения о гражданине, с. 30, 53-54)
66 Гоббс Т. Левиафан, с. 137.
Науку о естественных законах он характеризует йак единственную и истинную философию морали, как науку о добре и зле в человеческих поступках и в общественной жизни.
Гоббс отмечает неточность применения названия закон к предписаниям разума, каковыми будут формулируемые им «естественные законы». «Ибо,- продолжает он,- данные предписания будут исключительно заключениями или теоремами в отношении того, что ведет к сохранению и защите человеческой жизни, между тем как закон в собственном смысле означает предписание того, кто по праву повелевает другими. При этом, если мы рассматриваем данные самые теоремы как возвещенные богом, повелевающим но праву всем, тогда они правильно названы законами»67.
Наличие одних исключительно естественных законов еще не ведет к миру и безопасности. Гарантировать соблюдение данных законов может исключительно общая власть, держащая людей в страхе и направляющая их действия к общему благу. Именно такая общая власть, согласно гоббсовской договорной теории возникновения государства, может быть установлена исключительно путем сосредоточения всей власти и всей силы в одном человеке или собрании людей, ϲʙᴏдящих все воли участников договора в единую волю. Множество людей, объединяемое таким образом в одном лице (суверене), и есть государство (civitas)
Характеризуя процесс образования государства, Гоббс пишет: «Таково рождение того великого Левиафана, или, вернее (выражаясь более почтительно), того смертного бога, кᴏᴛᴏᴩому мы под владычеством бессмертного бога обязаны ϲʙᴏим миром и ϲʙᴏей защитой. Ибо благодаря полномочиям, данным ему каждым отдельным человеком в государстве, указанный человек или собрание лиц пользуется такой огромной сосредоточенной в нем силой и властью, что внушаемый ϶ᴛᴏй силой и властью страх делает ϶ᴛᴏго человека или ϶ᴛᴏ собрание лиц способным направлять волю всех людей к миру внутри и к взаимной помощи против внешнего врага. И в ϶ᴛᴏм человеке или собрании лиц состоит сущность государства, кᴏᴛᴏᴩая может быть определена как единое лицо, ответственным за действия кᴏᴛᴏᴩого сделало себя путем взаимного договора между собой огромное множество людей, с тем ɥᴛᴏбы ϶ᴛᴏ лицо могло использовать силу и средства всех их так,
Там же, с. 138.
как оно сочтет ϶ᴛᴏ необходимым для их мира и общей защиты» 6\ Носитель ϶ᴛᴏго лица, суверен, обладает верховной властью по отношению к подданным. «Суверенная власть,- подчеркивает Гоббс,- есть душа государства» 69.
Среди правомочий суверена Гоббс специально выделяет такие права, как установление законов, наказание нарушителей законов, объявление войны и заключение мира, отправление правосудия, учреждение системы органов, запрещение вредных учений, ведущих к нарушению мира и т. д. При этом данным полномочия суверена не ограничиваются, так как перечисленные нрава, согласно Гобб-су, подразумевают и другие права, кᴏᴛᴏᴩые необходимы для осуществления задач государства.
Верховная власть в любой форме государства (демократии, аристократии или монархии) носит, по Гоббсу, абсолютный характер: она «так обширна, как только ϶ᴛᴏ можно себе представить» 70.
Касаясь вопроса об обязанностях суверена, Гоббс замечает: «Обязанности суверена (будь то монарх или собрание) определяются той целью, ради кᴏᴛᴏᴩой он был облечен верховной властью, а именно целью обеспечения безопасности народа, к чему он обязывается естественным законом и за что он отвечает перед богом, творцом ϶ᴛᴏго закона, и ни перед кем другим» 71.
Гоббс вместе с тем пишет, что «имеются некᴏᴛᴏᴩые права, о кᴏᴛᴏᴩых нельзя думать, ɥᴛᴏбы кто-нибудь мог их словами или знаками уступить или отчуждать» 72. Среди данных неотчуждаемых (естественных) прав человека он называет право сопротивления тем, кто посягает на его жизнь и здоровье, кто хочет наложить на него оковы или заключить в тюрьму.
В общем виде Гоббс замечает, что «каждый подданный имеет ϲʙᴏбоду в отношении всего того, право на что не может быть отчуждено договором»73. Так, никакой договор не может обязать человека обвинять себя и сознаваться в предъявляемом обвинении, убить или ранить себя или другого, воздерживаться от пищи, пользования
водой и воздухом, употребления лекарств й других необходимых для жизни вещей. Подданный ϲʙᴏбоден не повиноваться приказам суверена выполнить подобные действия, если, подчеркивает Гоббс, наш отказ в повиновении в подобных случаях не подрывает ту цель, ради кᴏᴛᴏᴩой была установлена верховная власть.
Остальные ϲʙᴏбоды подданных «проистекают из
умолчаний закона» 74.
Интересно отметить, что там, где суверен не предповествовал никаких правил, подданный
ϲʙᴏбоден делать или не делать что-либо по собственному усмотрению. Мера и объем
подобной ϲʙᴏбоды подданных в различных государствах зависят от обстоятельств
места и времени и определяются верховной властью, ее представлениями о
целесообразности и т. п.
Признаваемые Гоббсом неотчуждаемые права подданного в целом касаются вопросов его личного самосохранения и самозащиты. По смыслу гоббсовской концепции в данных пределах подданный может оказать сопротивление гражданской власти. По϶ᴛᴏму последующие действия преступника, продиктованные мотивами самозащиты (например, вооруженное сопротивление мятежников, кᴏᴛᴏᴩых ждет смертная казнь; побег заключенного из тюрьмы или с места казни и т. п.) не будут «новым незакономерным актом» 75.
Но никто, подчеркивает Гоббс, не имеет права оказывать сопротивление «мечу государства» в целях защиты другого человека (виновного или невиновного), поскольку такое право лишает суверена возможности защищать безопасность подданных и разрушает саму сущность власти.
Об издаваемых сувереном законах Гоббс пишет: «Эти правила о собственности (или о моем и твоем) и о добре, зле, закономерном и незакономерном в человеческих действиях будут гражданскими законами, т. е. особенными законами каждого отдельного государства...» 7б
Гражданские законы он называет искусственными цепями для подданных, ϲʙᴏбода кᴏᴛᴏᴩых состоит исключительно в том, что обойдено молчанием суверена (законодателя) при регулировании действия людей.
При этом подобная ϲʙᴏбода никак не упраздняет и не ограничивает власть суверена над жизнью и смертью
74 Там же, с. 178.
76 Там же, с. 151.
подданных. Единственное ограничение суверена связано с тем, что, будучи сам подданным бога, он должен соблюдать естественные законы. Но если суверен нарушит их, причинив тем самым ущерб подданным, он, по. смыслу гоббсовской концепции суверенитета, исключительно совершит грех перед богом, но никак не несправедливость по отношению к подданным.
В гражданском состоянии речь собственно может идти исключительно о ϲʙᴏбоде государства, а не частных лиц. Цель гражданских законов как раз и заключается в том, ɥᴛᴏбы «ограничить ϲʙᴏбоду отдельных людей» 77. В ϶ᴛᴏм вопросе отчетливо пробудет основной смысл гоббсовского различения права (естественного) и закона (гражданского, положительного) «Ибо право,- подчеркивает Гоббс,- есть ϲʙᴏбода, именно та ϲʙᴏбода, кᴏᴛᴏᴩую оставляет нам гражданский закон. Гражданский же закон есть обязательство и отнимает у нас ту ϲʙᴏбоду, кᴏᴛᴏᴩую предоставляет нам естественное право. Природа предоставляет всякому человеку право обеспечить ϲʙᴏю безопасность ϲʙᴏей собственной физической силой и в целях предупреждения нападения на себя напасть на всякого подозрительного соседа. Гражданский же закон лишает нас ϶ᴛᴏй ϲʙᴏбоды во всех тех случаях, где защита закона обеспечивает безопасность» 78.
Причем так дело обстоит во всех формах государства: ϲʙᴏбода одинакова как в монархии, так и в демократии. С данных позиций Гоббс бросает резкие упреки античным авторам (особенно Аристотелю и Цицерону), связывавшим ϲʙᴏбоду с демократической формой правления. Этим воззрениям он приписывает опасные и разрушительные последствия: «И благодаря чтению греческих и латинских авторов люди с детства приобрели привычки благоприятствовать (под лживой маской ϲʙᴏбоды) мятежам и беспутному контролированию ϲʙᴏих суверенов, а затем контролированию и данных контролеров, вследствие чего было пролито столько крови, что я считаю себя вправе утверждать, что ничто никогда не было куплено такой дорогой ценой, как изучение греческого и латинского языков западными странами» 7Э.
При характеристике гражданских законов Гоббс подчеркивает, что исключительно суверен будет во всех государ-
ствах законодателем, причем ϲʙᴏбода суверена носит над-законный характер: суверен (одно лицо или собрание) не подчинен гражданским законам.
Касаясь вопроса об обычаях, он отмечает, что основанием признания за долгой практикой силы закона является не продолжительность времени, а воля суверена (ого молчаливое согласие) С данных позиций он возражает юристам, считающим законом исключительно разумные обычаи и предлагающим упразднить дурные обычаи. Решение вопросов о том, что разумно и что подлежит упразднению, замечает Гоббс,- дело самого законодателя, а не юриспруденции или судей. Закон должен ϲᴏᴏᴛʙᴇᴛϲᴛʙовать разуму, но именно разуму суверена.
В отношении законов, установленных при прежних суверенах, но продолжающих действовать и при нынешнем суверене, Гоббс формулирует следующее правило: законодателем будет не тот, чьей властью закон впервые издан, а тот, чьей волей он продолжает оставаться законом. «Правовая сила закона,- подчеркивает он,- состоит только в том, что он будет приказанием суверена» 8°.
Существенный признак гражданских законов, по Гобб-су, состоит по сути в том, что они доводятся до сведения всех тех, кто обязан повиноваться им, посредством устного или письменного опубликования или в иной форме, заведомо исходящей от верховной власти.
Толкование всех законов (и гражданских и естественных) - прерогатива верховной власти, по϶ᴛᴏму толковать их могут исключительно те, кому ϶ᴛᴏ поручено сувереном.
Только с установлением государства естественные (моральные) законы становятся действительными законами («приказаниями государства», «гражданскими законами»), в силу того, что верховная власть обязывает людей повиноваться им. С учетом ϶ᴛᴏго Гоббс говорит о том, что «естественный и гражданский законы совпадают по содержанию и имеют одинаковый объем», что «естественный закон будет во всех государствах мира частью гражданского закона, а последний, в ϲʙᴏю очередь,-частью предписаний природы»81. Далее, он поясняет, что гражданский и естественный законы являются «не различными видами, а различными частями права,
80 Там же, с. 214.
81 Там же, с. 209.
из кᴏᴛᴏᴩых одна, писаная часть, называется гражданским, другая, неписаная, называется естественным законом»82. Повиновение гражданскому закону -одно из требований естественного закона.
В целом Гоббс дает следующее определение гражданского закона: «Гражданским законом будут для каждого подданного те правила, кᴏᴛᴏᴩые государство устно, письменно или при помощи других достаточно ясных знаков ϲʙᴏей воли предповествовало ему, с тем ɥᴛᴏбы он пользовался ими для различения между правильным и неправильным, т. е. между тем, что согласуется, и тем, что не согласуется с правилом» 83.
Среди гражданских законов (т. е. положительных человеческих законов) Гоббс выделяет законы распределительные и уголовные84. Распределительные законы адресованы всем подданным и определяют их права, указывая пути приобретения и сохранения собственности, порядок исков и т. д. Речь здесь по существу идет о вопросах частного права (материального и процессуального) .
Уголовные законы, согласно Гоббсу, адресованы должностным лицам и определяют наказания за нарушения законов. Хотя каждый человек должен быть заранее информирован об данных наказаниях, однако повеление здесь, по мнению Гоббса, адресовано не преступнику, от которого нельзя ожидать, что он честно накажет самого себя.
Исключая выше сказанное, он делит законы на основные и неосновные". К основным он относит законы, обязывающие подданных поддерживать власть суверена, без кᴏᴛᴏᴩой государство погибнет. Сюда Гоббс относит законы о пре-
82 Там же, с. 210. По϶ᴛᴏму действующие обычаи в качестве неписа
ного закона Гоббс считает естественным законом (т. е. не пози
тивным, не гражданским законом) При этом данным противоречия
в суждениях Гоббса не снимаются, потому что он неоднократно
признает возможность устной формы гражданского закона,
в свете чего последний не может быть охарактеризован как
«писаная часть» всех законов. Кстати, Гоббс должен был бы
говорить о естественном и гражданском законах как о различ
ных частях законов (законодательства), а не права, так как
право в его учении (в отличии от закона) - ϶ᴛᴏ исключительно естест
венное право, к тому же толкуемое им как право в субъектив
ном, а не в объективном смысле.
83 Там же, с. 208.
" Там же, с. 221-222. 85 Там же, с. 224.
рогатйвах Верховной власти (право войны и мира, отправление правосудия, назначение должностных лиц и вообще право суверена делать все, что сочтет необходимым в интересах государства) К неосновным ᴏᴛʜᴏϲᴙтся законы (например, о тяжбах между подданными), упразднение кᴏᴛᴏᴩых не влечет за собой распад государства.
Наряду с гражданскими законами (в их отличии от естественных законов) Гоббс выделяет также и божественные законы - заповеди бога, адресованные определенному народу или определенным лицам и объявленные в качестве законов теми, кто был уполномочен богом ϶ᴛᴏ сделать.
Рационализм гоббсовского подхода к божественным законам отчетливо пробудет в том, что он признает их исключительно в той мере, в какой они не противоречат естественным законам; исключительно в таком смысле и объеме они имеют обязательное значение. Как бы компенсируя ϲʙᴏю рационалистическую редукцию теономных правил к рациональным, Гоббс с готовностью признает божественный характер естественных законов, но ϶ᴛᴏ не меняет существа дела - их автономного рационалистического смысла.
Очевидна также светская, антитеологическая направленность положения Гоббса о том, что «вера и тайные помышления человека не подчиняются приказаниям» 86. Это означает, что вера вообще (в т.ч. и вера в божественные законы) не будет объектом законодательного регулирования.
Но, как говорится, свято место пусто не бывает, и Гоббс - в поразительном ϲᴏᴏᴛʙᴇᴛϲᴛʙии с данной пословицей - на место «бессмертного бога» как законодателя ставит государство («смертного бога», Левиафана) «Я по϶ᴛᴏму заключаю,- пишет он,- что во всех вещах, не противоречащих нравственному закону (т. е. естественному закону), все подданные обязаны повиноваться как божественным законам тому, что будет объявлено таковыми государственными законами» 87.
Законодательство, следовательно, становится орудием проведения в жизнь важных духовных и идеологических установок и воззрений. Это, впрочем, вытекает и из суждений Гоббса об управленческих, контрольных и цен-
88 Там же, с. 223.
87 Там же, с. 223-224.
зорских полномочиях суверена относительно научных доктрин и общественного мнения.
Исходя из того, что «действия людей обусловлены их мнениями»88, Гоббс в хорошем управлении мнениями видит путь к хорошему управлению действиями людей в целях водворения среди них «мира и согласия». И хотя он отмечает, что единственным критерием годности или негодности того или иного учения он признает истину, однако считает, что ϶ᴛᴏму не противоречит проверка данного учения с позиций «дела мира», кᴏᴛᴏᴩое в его словоупотреблении имеет в виду, собственно говоря, высшие, абсолютно бесконтрольные этатистские интересы.
Так, он полагает, что в «компетенцию верховной власти входит быть судьей в отношении того, какие мнения и учения препятствуют и какие содействуют водворению мира, и, следовательно, в каких случаях, в каких рамках и каким людям может быть предоставлено право обращаться с речами к народной массе и кто должен рассматривать доктрины всех книг, раньше чем их опубликовать» 8Э. Люди, готовые поднять оружие для защиты и проведения в жизнь того или иного мнения, находятся в состоянии приостановленных на время военных действий, в состоянии раздора и непрерывной подготовки гражданской войны. Эту борьбу мнений и учений Гоббс решает с помощью цензуры - «судей мнений и учений» 90, назначаемых сувереном.
Антидемократический, антилиберальный и антииндивидуалистический характер гоббсовской концепции суверенитета очевиден. Существенным ее следствием является трактовка закона (всего позитивного человеческого законодательства) как приказа суверена. Причем закон (гражданский, государственный) и право (естественное) противопоставляются таким образом, что закон резюмирует в себе исключительно неϲʙᴏбоду, бесправие и обязанности подданных по отношению к суверену и ϲʙᴏбоду, полновластие и полномочия суверена по отношению к подданным.
Свобода в трактовке Гоббса - ϶ᴛᴏ синоним критикуемого им (применительно к индивидам) естественного
88 Там же, с. 150-151. Французские материалисты и просветители
потом скажут, что миром правят мнения.
89 Там же, с. 150.
90 Там же, с. 151.
права и свидетельство состояния войны всех против всех. С учетом того, что с учреждением государства естественные права и ϲʙᴏбоды подданных переходят к суверену, кᴏᴛᴏᴩый таким образом оказывается единственным действительным носителем ϲʙᴏбоды и права, можно с полным оспованием сказать, что и в состоянии сконструированной Гоббсом государственности искомый им мир не достигнут и война продолжается. Изменились исключительно ее фронт и характер: вместо войны всех против всех (и наряду с ее непреодолимыми остатками) развертывается война (внутренняя и внешняя), источником которой будет право и ϲʙᴏбода (по смыслу гоббсовской концепции - естественная) суверена.
Естественно-правовой (и, следовательно, военный) характер взаимоотношений различных суверенов (и суверенных государств) Гоббс признает и сам. Следовательно, в ϶ᴛᴏм плане установление гражданской власти приводит к переходу от спорадических и хаотических мелких (индивидуальных и групповых) стычек к организованной (на общегосударственном уровне и масштабах) войне между суверенами.
Парализованный страхом перед революцией и гражданской войной и занятый поисками внутреннего согласия, Гоббс, по сути дела, вообще упускает из виду проблематику мира и войны между государствами. Повсюду под «миром» он имеет в виду внутренний мир, а именно состояние послушания подданных властям. Но и здесь, в сфере гоббсовской конструкции гражданского состояния, преодоление войны и достижение мира весьма иллюзорно, поскольку ϲʙᴏбодный суверен в ϲʙᴏих взаимоотношениях с неϲʙᴏбодными подданными по существу (и по специфическому естественно-правовому смыслу гоббсовской трактовки ϲʙᴏбоды) находится в естественном состоянии (ничем не связан, имеет право на все и т. п.)
Диалектика изображаемого Гоббсом процесса договорного учреждения государства, следовательно, такова, пто выход людей из естественного состояния сопровождается ценой такого отказа от их прав и ϲʙᴏбод в пользу гражданской власти, что последняя, беря в ϲʙᴏи руки силы и возможности естественного состояния, превращается в нового и единственного субъекта естественного права и ϲʙᴏбоды. В ϶ᴛᴏй исключительности власти в качестве субъекта естественного права в условиях гражданского состояния - сущность суверенитета в гоббсов-
ской интерпретации и смысл его понимания позитивного права как приказа суверена.
Такое правопонимание, исходящее из этатистской
концепции (бесконтрольная ϲʙᴏбода государства, суверена, гражданской власти
вообще), делает Гоббса родоначальником буржуазного юридического позитивизма.
Ведущие представители ϶ᴛᴏго направления (Дж.
Стоит отметить, что остин, Ш. Амос, К. Гербер, П.
Лабанд, Г. Ф. Шершеневич и др.) акцептируют и отстаивают (в той или иной модификации
и вариации) основную идею гоббсовской трактовки: позитивное право (у Гоббса -
позитивный закон) - ϶ᴛᴏ приказ суверена.
Так, Дж.
Стоит отметить, что остин характеризовал право как
«агрегат правил, установленных политическим руководителем или сувереном», и
подчеркивал: «Всякое право есть команда, приказ»91. Так же и согласно Ш. Амосу,
«право есть приказ верховной политической власти государства с целью контроля
действий лиц в данном сообществе»92. Г. Ф. Шершеневич придерживался аналогичных
воззрений. «Всякая норма права,-повествовал он,- приказ» °3. Право, по его оценке,-
϶ᴛᴏ «произведение государства», а государственная власть характеризуется им как
«тот начальный факт, из кᴏᴛᴏᴩого исходят, цепляясь друг за друга, нормы права»
94.
Основное различие в подходах Гоббса и названных позитивистов к праву состоит по сути в том, что Гоббс, допуская естественное состояние, признает в его рамках и естественное право, а его последователи отрицают и то, и другое. Но и Гоббс, как мы видели, отрицает естественное право (правда, исключительно у подданных) в гражданском состоянии.
Существенно общее в их позициях заключается в том, что в условиях государственности правом признается исключительно позитивное право (позитивный закон), понимаемое как властный приказ. Отрицание содержательных
91 Austin J. Lectures on Jurisprudence or the Philosophy of Positive Law. L., 1873, vol. 1, p. 89, 98.
Обстоятельный критический анализ данных и других
аналогичных положений Дж.
Стоит отметить, что остина, а также Ш. Амоса, Г. Ф. Шершене-вича и ряда
других позитивистов см.: Зорькин В. Д. Позитивистская теория права в России.
М., 1978, с. 60 и след.
п Amos Sh. A systematic View of the Science of Jurisprudence. L, 1872, p. 73.
93 Шершеневич Г. Ф. Общая теория права. М., 1910, вып. 1, с. 281.
»4 Там же, с. 314.
(в т.ч. и ценностно-содержательных) черт права сопровождается подменой правовых ϲʙᴏйств закона (и так называемого позитивного права вообще), его властным источником и характером. Своим приказом государственная власть порождает право - таково кредо данного типа правопонимания, подлинная суть кᴏᴛᴏᴩого пробудет в утверждении: все, что приказывает государственная власть, есть право (закон) Отличие права от произвола тем самым в принципе лишается объективного и содержательного смысла и имеет для приверженцев юридико-позитивистского подхода исключительно субъективный и формальный характер: явный произвол, санкционируемый определенным субъектом (государством) в определенной форме (в форме того или иного акта - закона, рескрипта, декрета и т. д.) безоговорочно признается правом.
Юридический позитивизм тем самым расписывается в ϲʙᴏей полной беспомощности установить какие-либо научно значимые объективные критерии отличия права как особого социального явления от иных феноменов (как от произвола и бесправия, так и, скажем, от морали) и ограничивается указанием на авторитет власти как единственный критерий для данного отличия. В позитивистской трактовке за приказом государственной власти признаются магические возможности. Стоит сказать - получается, что приказом решаются задачи не только субъективного характера (формулирование норм законодательства), но и объективного плана (формирование, создание самого права), а также собственно научного профиля (установление и выяснение отличия права от произвола и вообще неправовых явлений) Во всем ϶ᴛᴏм отчетливо проявляются этатистские корни и установки юридико-позитиви-стских воззрений.
Самое знаменитое произведение Гоббса «Левиафан, или Материя, форма и власть государства церковного и гражданского» было опубликовано в 1651 г. в Лондоне. Произведение было задумано Гоббсом как апология абсолютной власти государства. Этой цели служит уже само название книги. Государство уподобляется библейскому чудовищу, о котором в книге Иова говорится, что на свете нет ничего сильнее его. Гоббс, по его собственным словам, стремился «поднять авторитет гражданской власти», с новой силой подчеркнуть приоритет государства перед церковью и необходимость превращения религии в прерогативу государственной власти.
Если попытаться охарактеризовать внутреннюю логику философских исследований Гоббса, результатом которых явилось появление «Левиафана», то вырисовывается следующая картина.Проблема власти, проблема генезиса и сущности государственного общежития была одной из центральных философско-социологических проблем, стоявших перед передовыми мыслителями 16 - 17 века в эпоху создания национальных государств в Европе, укрепления их суверенитета и формирования государственных институтов.
В Англии в условиях революции и гражданской войны эта проблема стояла особенно остро. Не удивительно, что разработка вопросов философии и теории государства привлекала внимание Гоббса. Но он пытался, как и многие другие передовые мыслители той эпохи, объяснить сущность проблемы исходя из принципов человеческой природы и разработка вопросов по теме заставила Гоббса обратиться к изучению человека.
Теория государства Гоббса логически вытекает из его теории права и морали. Основа государства лежит в разумном стремлении людей к самосохранению и безопасности. Разум не всегда требует выполнения законов. Исполнение этих законов одними и неисполнение другими приводит первых прямо к гибели, а не самосохранению. Отсюда ясно, что для соблюдения естественных законов нужна уверенность в своей безопасности, а для достижения безопасности нет иного пути, как соединения достаточного количества людей для взаимной защиты. Для общего блага, люди, как считает Гоббс, должны договориться между собой отказаться от своих прав на все во имя мира и сохранения жизни и объединиться вместе для выполнения состоявшегося соглашения. Такой договор или такое перенесение прав и есть образование государства.
В «Левиафане» Гоббс дал развернутое определение государства: «Государство есть единое лицо, ответственным за действия которого сделало себя путем взаимного договора между собой огромное множество людей, с тем, чтобы это лицо могло использовать силу и средства всех их для мира и общей защиты». Из этого определения следуют основные принципы договорной теории государства:
1. Государство есть единое лицо. «Тот, кто является носителем этого лица, называется сувереном, и о нем говорят, что он обладает верховной властью, а всякий другой является егоподанным». Но это не означает, что во главе государства должен обязательно стоять один человек. Суверенная власть может принадлежать и «собранию людей». Но в обоих случаях власть государства едина и нераздельна, она сводит волю всех граждан «в единую волю».
2. Люди, создавшие государство путем взаимного договора, не только санкционируют все его действия, но и признают себя ответственными за эти действия.
3. Верховная власть может использовать силы и средства подданных так, как сочтет это необходимым для их мира и защиты. При этом верховная власть не несет какой-либо ответственности за свои действия перед подданными и не обязана отчитываться за эти действия перед ними.
Государство обладает наивысшей возможной властью и оно «безнаказанно может делать все, что ему угодно». Государство, по взглядам Гоббса, это - великая и могучая сила, своего рода «смертный бог», безраздельно властвующий над людьми и возвышающийся над ними. Наделяя государство неограниченной, абсолютной властью, Гоббс существенно ограничивал права подданных. И хотя люди создали эту силу для защиты своей жизни и обеспечения безопасности, т.е. в своих собственных интересах, она действует так, как считает нужным и, ни в чем не зависит от своих поданных, требует от них беспрекословного подчинения и полного послушания. Вместе с тем автор «Левиафана» считает, что если большая масса людей оказала «неправильное сопротивление верховной власти», за что каждого из них ожидает смертная казнь, то они имеют право соединиться «для взаимной помощи и защиты». Здесь Гоббс отталкивается от своего понимания естественного права, которое позволяет каждому человеку «защищать себя всеми возможными средствами».
Но, уподобляя государство Левиафану, «который является лишь искусственным человеком, хотя и более сильным, чем естественный человек, для охраны и защиты которого он создан», Гоббс подчеркивает, что всякий государственный организм может существовать только в условиях гражданского мира. Смута есть болезнь государства, а гражданская война - его смерть.
Государство, отождествленное Гоббсом с обществом и народом, рассматривается им как конгломерат людей, имеющих общие интересы и цели. Единство интересов всех граждан он считает абсолютным, постоянным фактором, цементирующим государственное устройство, скрепляющим его организацию. Гоббс при этом полностью игнорировал классовые и социальные противоречия, которые столь бурно проявили себя в эпоху английской буржуазной революции. Верховная власть, выражающая, по его мнению, общие интересы подданных, изображается как надклассовая сила. За ней он не видит ни экономических, ни политических интересов каких-либо социальных групп.
Гоббс является противником отделения исполнительной власти от законодательной. Такое разделение властей является для него единственной причиной гражданской войны, бушевавшей тогда в Англии. Государственная власть, как считает Гоббс, чтобы выполнить свое главное назначение - обеспечение мира и безопасности гражданам, - должна быть нераздельной и суверенной. Она должна стоять выше всех и не должна подлежать чьему-либо суду или контролю. Она должна быть выше всех законов, ибо все законы устанавливаются ею и только от нее получают свою силу. Какова бы ни была ее форма, она по существу своему безгранична. В республике народное собрание имеет такую же власть над подданными, как король в монархическом правлении ибо иначе будет продолжаться анархия. Отрицание абсолютной власти, происходит, по мнению Гоббса, от незнания человеческой природы и естественных законов. Из природы верховной власти вытекает, что она не может быть уничтожена волей граждан. Ибо, хотя она происходит от их свободного договора, но договаривающиеся связали свою волю не только в отношении друг к другу, но и в отношении к самой верховной власти, поэтому без согласия самой верховной власти они не могут отступиться от своего обязательства.
Гоббс различает три вида государства: монархию, демократию и аристократию. К первому виду относятся государства, в которых верховная власть принадлежит одному человеку. Ко второму - государства, в которых верховная власть принадлежит собранию, где любой из граждан имеет право голоса. Этот вид государства Гоббс называет народоправством. К третьему виду относятся государства, в которых верховная власть принадлежит собранию, где правом голоса обладают не все граждане, а лишь известная часть их. Что касается других традиционных форм правления (тирании и олигархии), то Гоббс не считает их самостоятельными видами государства. Тирания - это та же монархия, а олигархия ничем не отличается от аристократии.
Самой лучшей формой с точки зрения достижения тех средств, ради которых существует государственная власть, является, по мнению философа, монархия. На его взгляд, она наиболее приспособлена для осуществления главной цели государства - обеспечения мира и безопасности народа. Ведь люди, осуществляющие власть, тоже эгоисты, а эгоизм одного легче удовлетворить, чем эгоизм многих.
Хотя Гоббс предпочитает монархию другим формам правления, но все его абстрактные доводы равно применимы и ко всем другим формам правления, в которых есть одна верховная власть, не ограниченная юридическими правами других органов власти. Он может примириться только с парламентом, но не с системой, в которой правительственная власть разделена между королем и парламентом. Гоббс говорит, что английская гражданская война произошла потому, что власть была разделена между королем, палатой лордов и палатой общин.
Верховная власть, будь то человек или собрание лиц, называется сувереном. Власть суверена в системе Гоббса не ограничена. Он имеет право цензуры над всяким выражением общественного мнения.
Полагают, что главный интерес суверена заключается в сохранении внутреннего мира и что поэтому он не использует право цензуры, чтобы замалчивать правду, так как доктрина, противоречащая миру, не может быть истиной. Законы собственности должны быть полностью подчинены суверену, так как в естественном состоянии нет собственности и поэтому собственность создана правительством, которое может контролировать свое творение как ему угодно.
Допускается, что суверен может быть деспотичным, но даже худший деспотизм лучше, чем анархия. Кроме того, интересы суверена во многих отношениях совпадают с интересами его подданных. Он богаче, если богаче они, он в большей безопасности, если они послушны законам, и т.д. Восстание неправильно и потому, что оно обычно неудачно, и потому, что, если оно удачно, оно дает плохой пример и учит восставать других. Аристотелевское различие между тиранией и монархией отвергается, «тирания», согласно Гоббсу, это просто монархия, которую употребляющий это слово не любит.
Автором даются различные обоснования того, что правительство монарха предпочтительнее правительства собрания. Допускается, что монарх будет обычно следовать своим личным интересам, когда они сталкиваются с интересами народа, то так же может действовать и собрание. Монарх может иметь фаворитов, но они могут быть и у каждого члена собрания; поэтому общее число фаворитов при монархии, вероятно, должно быть меньше. Монарх может слушать советы от кого-нибудь и секретно, а собрание может слушать только советы от своих собственных членов и публично. Случайное отсутствие некоторых членов в собрании может быть причиной того, что другая партия получит большинство и, таким образом, произведет изменение политики. Кроме того, если собрание разделится на враждебные партии, результатом может быть гражданская война. На основании всего этого Гоббс и заключает, что монархия является наилучшей формой правления.
Во всем «Левиафане» Гоббс нигде не рассматривает возможность влияния периодических выборов для обуздания стремлений собрания пожертвовать общественными интересами ради личных интересов своих членов. По-видимому, он в действительности думает не о демократически избираемых парламентах, а об органах, подобных палате лордов в Англии. Он представляет демократию наподобие античной, предполагающей непосредственное участие каждого гражданина в законодательной и исполнительной власти.
Участие народа, согласно системе Гоббса, полностью исчерпывается первым избранием монарха. Престолонаследование должно определяться монархом, как это практиковалось в Римской империи, когда этому не мешали мятежи. Допускается, что монарх обычно изберет одного из своих детей или ближайшего родственника, если он не имеет детей, но считается, что не должно существовать таких законов, которые мешали бы ему сделать иной выбор.
Межгосударственные отношения, по Гоббсу, могут быть только отношениями соперничества и вражды. Государства представляют собой военные лагеря, защищающиеся друг от друга с помощью солдат и оружия. Такое состояние государств, подчеркивает Гоббс, следует считать естественным, «ибо они не подчинены никакой общей власти, и неустойчивый мир между ними вскоре нарушается». Очевидно, что на взгляды Гоббса большое внимание оказала эпоха, в которую он жил. В то время европейскими государствами велись беспрерывные и кровопролитные войны. Несмотря на это, были мыслители, которые в тех же исторических условиях считали войну не естественным, а противоестественным состоянием человечества.
Но каковы права государства? Государство, в силу перенесения на него прав всех обладает всеми правами, принадлежащими человеку в естественном состоянии, как мы видели безгранично, то безграничны и права государства. Нет на земле власти высшей, чем государственная власть, и нет никого, кто бы мог привлечь к ответу эту власть за ее действия, ибо с момента существования государства она обладает всеми без исключения правами всех людей, входящих в него. «Единственное право на земле есть государственный закон, а государственный закон, не что иное, как выраженная внешним образом воля государственной власти. «Так как в государстве единственным определяющим началом для воли отдельного человека становится воля государственной власти, то естественно, что подчинение этой власти должно быть безусловные. Ибо всякое сопротивление государственной власти приводило бы человека к естественному состоянию «войны против всех». Поэтому тот же самый закон, предписывающий человеку желать мира, требует абсолютного подчинения государственной власти. У Гоббса, цель государства - упразднить естественное состояние человека, и водворить порядок, при котором людям была бы обеспечена безопасность и спокойное существование.
Ясно, что при сохранении этого состояния безопасности государственная власть должна быть вооружена соответствующими правами. Эти права следующие:
- «меч справедливости», то есть право наказывать нарушителей закона, ибо без этого права безопасность не может быть обеспечена;
- «меч войны», то есть право объявления войны и заключения мира, а также установление количества вооруженных сил и денежных средств, необходимых для ведения войны, ибо безопасность граждан зависит от существования войск, сила же войск зависит от единства государства, а единство государства - от единства верховной власти;
Право суда, то есть рассмотрение случаев, где нужно приложение меча, так как без разрешения споров невозможно охранение одного гражданина от несправедливости со стороны другого гражданина;
Право установить законы о собственности, потому что до установление государственной власти каждому принадлежало право на все, что и было причиной войны против всех, но с установлением государства все должно быть определено, что кому принадлежит;
Право устанавливать подчинение власти, с помощью которых можно было бы осуществлять сбалансированное регулирование всех функций государственной власти;
Право запрещать вредные учения, ведущие к нарушению мира и спокойствия внутри государства, а также направленные на подрыв государственного единства.
Все остальные права, по мнению Гоббса, заключаются в вышеприведенных или могут быть логически выведены из них.
Если государственная власть вооружена всеми правами, принадлежащими гражданам в естественном состоянии, то зато на ней лежат и те обязанности, которые вытекают из естественных законов; а так как благо народа - высший закон, то они сводятся к повиновениям веления разума, который требует блага всех людей. А так как это благо есть, прежде всего, мир, всякий, кто нарушит мир, тем самым выступает против предписания государственной власти. Впрочем, нужно прибавить, что мир является благом, поскольку он способствует охранению жизни людей; но люди стремятся не просто к жизни, а к счастливой жизни. Следовательно, задачей власти является обеспечение не просто жизни, а счастливой жизни граждан. Но, что такое счастливая жизнь? Счастье, говорит философ, состоит в пользовании различными благами жизни, а для возможности пользования всеми этими благами жизни необходимо следующее: защита от внешних врагов, сохранение мира внутри государства, поднятие благосостояния и богатства и предоставление права каждому гражданину пользоваться свободой без ущерба для других граждан. Государственная власть, следовательно, должна обеспечивать эти четыре условия, необходимые для счастья граждан, живущих в государстве. А для того, чтобы государственная власть выполнила свои обязанности, она должна иметь определенные права.
Гоббс вручает государственной власти все права, вытекающие из ее природы: он оставляет за гражданами одно лишь право на физическую жизнь, после выборов первого монарха. Даже в духовных делах он отдает всю власть государству. Государственная власть может установить религию и обряды. Люди неверующие должны, тем не менее, подчиниться законам государства и исполнять все религиозные внешние обряды. Внутренний мир веры и мысли не доступен власти; поэтому она не может предписывать нам верить или не верить. Но если нам предписали бы, говорит Гоббс, в нехристианском государстве, например, «выражать языком или внешними знаками исповедания, противные христианству, то мы должны были бы повиниться законам государства, сохраняя в сердце своем веру в Христа».
Каковы должны быть, по теории Гоббса, взаимоотношения между государством и церковью? Гоббс полагает, что церковь есть не простое соединение верующих; соединение верующих без законного разрешения не образует еще церкви. Чтобы соединение верующих стало законным собранием, оно должно получать разрешение государственной власти: только под этим условием оно получает право издавать постановления. Следовательно, только верховная власть своим согласием превращает собрания отдельных лиц в правильное, законное собрание, в церковь. Раз церковь может образоваться только с согласия и при содействии государственной власти, ясно, что из нескольких народов, различных в политическом отношении, не может образоваться единая церковь. Каждая нация есть в тоже время и церковь и государство; разница между церковью и государством есть разница лишь по форме. Тот же союз людей есть государство, поскольку он складывается просто из людей, и церковь, поскольку он складывается из верующих людей, христиан. Из этого соотношения церкви и государства вытекает, что граждане, обязанные безусловным повиновением государственной власти в мирских делах, обязаны повиноваться церкви в духовных делах. Это повиновение должно быть полное. Ибо о догмах веры рассуждать нельзя: они обсуждению не подлежат, «их нужно принимать, - замечает очень едко Гоббс, - как пилюли врача: целиком и не разжевывая».
Соответственно, по Гоббсу религия - не как вера, а как вероисповедание - тоже всецело зависит от государства. Согласно Гоббсу религия - это суеверие, признанное государством. Притязание церкви диктовать свою волю государству Гоббс считает вредным, ведущим к анархии и возвращению общества в первоначальное состояние войны против всех.