Как фотографировать ночью? Ведь фотография - это свет! А ночью его совсем мало. Ночная фотосъемка - задача непростая. Она может иметь множество подходов в зависимости от того, какой сюжет мы собираемся снимать. Сейчас мы рассмотрим пример съемки ночного городского пейзажа.

NIKON D810 / 18.0-35.0 mm f/3.5-4.5 УСТАНОВКИ: ISO 64, F16, 20 с, 35.0 мм экв.

Снимать ночью в городе интересно по многим причинам. Во-первых, разнообразная иллюминация будет очень необычно подсвечивать казалось бы, привычные виды. Во-вторых, съемка в ночном городе доступна всем: для этого не придется ехать куда-то очень далеко, как в случае со съемкой пейзажа природного. Достаточно будет подъехать в центр любого крупного города: там наверняка есть куча интересных мест для съемки. Если же вы будете снимать в каком-нибудь заурядном переулке спального района, кадр скорее всего получится не интересным.

Я живу в Москве и выбрал для съемки классический вид на стены Кремля с Большого Москворецкого моста.

Важно выбрать и подходящее время для съемки. Как ни странно, лучшие “ночные” кадры получаются не глубокой ночью, а в сумерках, когда только включается городское освещение, а на небе еще остаются краски вечера. Или же наоборот утром, когда солнце вот-вот встанет. В противном случае, если снимать глубокой ночью, на снимке у нас будет абсолютно черное небо. Именно выбор подходящего места, ракурса и времени съемок - самый сложный и наиболее творческий этап в создании ночного пейзажа. Ведь залог дальнейшего успеха съемки - лишь дело техники.

Какое оборудование необходимо для съемки ночного городского пейзажа?

Для съемки этого кадра мне потребовалось следующее оборудование:

    Штатив. Я его поставил на первое место, так как именно он будет ключевым фактором для получения качественного снимка. Все знают, что будет, если снимать с рук при плохом освещении: кадр или смажется, или же утонет в цифровом шуме при использовании высокой чувствительности. Поставив же аппарат на штатив, мы сможем использовать минимальное ISO, получая кадры идеального качества. Вместо штатива можно использовать какие-то опоры, найденные на местности: парапеты, бордюры и прочее. Однако, такие опоры не позволят надежно зафиксировать аппарат, да и точно выстроить кадр не удастся.

    Фотоаппарат, позволяющий снимать в ручных режимах. Разумеется, лучше всего для наших целей подойдет зеркальный фотоаппарат. Я использовал свой любимый Nikon D810: он дает прекрасное качество картинки, удобен в управлении. Объектив для съемки я выбрал Nikon 18-35mm f/3.5-4.5G ED AF-S Nikkor . Он имеет достаточно “широкие” фокусные расстояния, к тому же, имеет удивительно малый вес (компенсирует тяжелую “тушку”) и прекрасное качество картинки. Однако, можно использовать любой аппарат, на котором можно настраивать экспозицию самостоятельно. Я обычно пользуюсь при ночной съемке режимом М: в условиях городской ночи автоматический замер экспозиции будет работать не всегда точно. Но можно попробовать снимать и в полуавтоматических режимах, например в режиме приоритета выдержки - “S”. Почему именно “S”? Чем так важна выдержка? Об этом я расскажу чуть ниже.

Как настроить фотоаппарат для ночной съемки?

При ночной городской съемке важно уделить внимание каждому параметру съемки. ISO должно быть минимальным. В большинстве камер минимальная светочувствительность - ISO 100.

Самый интересный с творческой точки зрения параметр экспозиции - выдержка. С ним можно “поиграть” при съемке. Я установил выдержку в 30 секунд, чтобы проезжающие под мостом автомобили размылись в движении, оставив после себя лишь следы от фар. Такие длинные красные и белые линии хорошо смотрятся на снимке, подчеркивают динамику. Кстати, здесь нам опять пригодится минимальное ISO: оно позволит как следует удлинить выдержку.

Посмотрим еще примеры, снятые при разных выдержках и ISO.

NIKON D810 / 70.0-200.0 mm f/4.0 УСТАНОВКИ: ISO 2000, F4, 1/30 с, 145.0 мм экв.

NIKON D810 / 70.0-200.0 mm f/4.0 УСТАНОВКИ: ISO 400, F4, 1/3 с, 145.0 мм экв.

NIKON D810 / 70.0-200.0 mm f/4.0 УСТАНОВКИ: ISO 64, F18, 30 с, 145.0 мм экв.

Итак, со светочувствительностью и выдержкой разобрались. А что делать с диафрагмой? Скорее всего, чтобы взять достаточно длинную выдержку, диафрагму придется прикрывать. К тому же, диафрагму полезно прикрыть в том случае, если на снимке будет какой-то близкий к камере передний план. Тогда закрытая диафрагма поможет увеличить глубину резкости и сделать резким как передний, так и задний планы. Начинающим же можно посоветовать диафрагму отдать под управление автоматики, снимая в режиме S. Дабы упростить себе задачу. Обратите внимание: чтобы камеру не трясти на штативе в момент нажатия на кнопку спуска, лучше всего настроить спуск по таймеру. Так же можно использовать пульт дистанционного управления.

Баланс белого при ночной съемке стоит настраивать исходя из того, какие фонари освещают ваш пейзаж. Скорее всего, это будут фонари с желтым светом. Тогда стоит использовать предустановку “лампы накаливания”. Однако, могут попасться и “зеленые” фонари с люминесцентными лампами. А еще лучше - сразу снимать в RAW и доводить до идеала баланс белого уже при обработке без всякой потери качества снимка.

Найдите время для вечерней прогулки по родному городу. Выйдите на улицу еще до того, как сядет солнце и пройдитесь улицами, понаблюдайте за тем, как протекает жизнь в городе, что происходит, какие изменения можно отметить по сравнению с дневной жизнью. Это очень просто и интересно, в результате такой прогулки вы сможете открыть для себя интересные, ранее не известные вещи. Обратите особое внимание на свет и цвет ночи. В нашем представлении ночь, это темнота и мрак, черная непроглядная пустота, но на самом деле, даже небольшой городок в ночное время светится огнями фонарей, витрин и проезжающих мимо машин. Благодаря этому свету привычные вещи становятся необычными, вы обнаружите для себя, много нового вокруг.

Города дают возможность для реализации многих творческих замыслов и идей для ночной фотографии. Не смотря на то, что с приходом ночи мы теряем солнечный свет, взамен нам достаются тысячи маленьких огоньков разного цвета, которые освещают мир вокруг.

Что делать?

Сейчас мы постараемся перечислить все важные моменты, о которых стоит помнить, отправляясь на фотоохоту ночью. Данные рекомендации дадут вам возможность получить великолепные фотографии, с глубоким цветом, красивыми тенями и необычным освещением, которые помогут посмотреть на город, по-новому.

Заявлять о том, что вы не сможете фотографировать ночной город с помощью компактной камеры, не стоит, но все же, лучшие снимки в темное время суток создаются с помощью беззеркальных и зеркальных фотоаппаратом, с возможностью ручного управления.

Для фотосъемки вам понадобится следующее:

  • Штатив, надежный, но достаточно легкий, чтобы носить его с собой
  • Камера с ручным управлением
  • Пульт дистанционного спуска затвора
  • Относительно светосильный широкоугольный объектив (широкоугольник, не обязательный момент, но с его помощью можно делать хорошие пейзажные фотографии города)
  • Бленда (чтобы уменьшить блики света)

Фотографируя в ручном, или полуавтоматическом режиме, вы сможете настроить фотоаппарат так, что бы получить максимально качественные и красивые изображения, к тому же, вы сможете регулировать яркость и количество поступающего света. Пульт дистанционного управления или тросик, понадобятся вам, что бы минимизировать вероятность смазанного фото.

Постарайтесь получше изучить возможности своей фотографической техники, прежде чем, вы пойдете фотографировать. Зная, на что способен ваш фотоаппарат и объектив, вы можете знать, на что надеяться, при фотосъемке. Некоторые зеркалки лучше при автофокусировки в тусклом свете, чем другие. Вам может потребоваться ручная фокусировка для достижения наилучших результатов. Так же стоит знать, как камера работает при высоких значениях ISO и длинных выдержках (с точки зрения уровня шума в конечном изображении). Если вы хотите сделать четкий кадр в движении, то вам точно понадобится увеличить ISO, поэтому важно знать, насколько шумным получится снимок. Помните, штатив может прочно держать камеру неподвижной, но это не значит, что движущиеся объекты будут четкими.

К чему стремиться

Если вы хотите сфотографировать четкий, хорошо освещенный кадр в ночное время суток, то это не простая задача. Сделать такую фотографию, не повышая значение ISO, практически невозможно. Вам потребуется яркий объектив, и повышение светочувствительности на несколько ступеней. Установить диафрагму, лучше всего, на значения f/2.8 или f/1.7, а ISO, примерно, на 400. В результате вы получите фотографию с малой глубиной резкости, и с минимальным количеством шума. Как показывает практика, на значение ISO 400, большинство зеркальных фотоаппаратов дают неплохие, относительно четкие, результаты.

Если же вы, наоборот, планируете запечатлеть красивое размытие фар автомобилей, или поиграть со светом, то вам необходимо поставить большое значение выдержки, закрыть диафрагму и уменьшить значения светочувствительности. Выдержка должна быть около нескольких секунд, в данном случае каждый определяет для себя самостоятельно, диафрагма около F8-16, а ISO 100. Имейте в виду, что большинство зеркалок имеют выдержку до 30 секунд, так что если вам нужно больше времени, то для получения правильной экспозиции, стоит использовать режим Bubl. В любом случае, для съемки с большой выдержкой вам понадобится штатив, иначе весь снимок будет размытым, а не только движение в нем. Желательно так же использовать пульт дистанционного управления, или ставить таймер, что бы, в результате нажатия на кнопку спуска затвора кадр не получился смазанным.

Кроме того, имейте в виду, что во всех цифровых датчиках существует такой момент - чем дольше открыт затвор, тем больше шума появляется в изображении, независимо от того, какое ISO установлено. Для борьбы с этим вы можете установить в камере режим шумоподавления. Многие зеркалки делают это автоматически при больших выдержках.

Изучите город

Все города отличаются друг от друга, в каждом из них есть свои достопримечательности, свое настроение и характер, все это влияет на ход съемки и то, какие результаты вы получите. Прогулка, о которой мы говорили в начале статьи, поможет изучить город, в котором предстоит съемка и поможет провести ночную съемку на высоком уровне.

Большие города предоставляют практически бесконечные возможности для архитектурной и художественной съемки. Если вы хорошо знаете город, в котором снимаете, то можете пойти в те места, которые являются для вас наиболее интересными, если же вы снимаете в незнакомом городе, то желательно просто идти в самые оживленные, центральные районы. Такие районы будут и самыми освещенными, и самыми безопасными.

Работая даже в районе, полном людей, не теряйте бдительность. У вас на шеи весит техника стоимостью как минимум долларов 600, так что могут найтись желающие которые захотят отобрать её у вас. «Хищники» особенно внимательно следят за туристами, в которых чувствуется неуверенность и страх перед новым городом.

В какое время лучше фотографировать, спросите вы. Если вы хотите создавать эффект блуждающих призраков, то, большое количество людей вас не испугает. Если же вы хотите спокойствия и тишины, то лучше всего приходить ранним утром в воскресенье, таким образом, вы точно встретите минимум людей. Съемка ранним утром позволяет захватить небо, с яркого черного цвета, до пурпурного и красного.

Узнайте погоду

Город в ночное время, после ливня, может выглядеть совершенно удивительно, улицы будут блестеть от воды, поэтому проезжающие мимо машины будут создавать еще больше света. Снег ночью поможет создавать удивительные пост-апокалиптические фотографии, покрывая все вокруг он создает интересные цветные блики. Но помните, что дождь и снег, будут опасны для вашей камеры, если на ней нет погодного уплотнителя.

Не за горами бессонные летние ночи, а это значит...

Фотографировать в темноте довольно непросто. Дело в том, что с наступлением сумерек освещение постепенно ослабевает и окружающий мир начинает казаться монохромным. Плюс ко всему, и небо приобретает почти черный оттенок. Но тут, правда, надо заметить, что полутона и оттенки окружающего мира никуда не исчезают. Причина этого кроется в том, что наш глаз просто не может эти полутона уловить. А вот матрице цифрового фотоаппарата или фотопленке это вполне доступно и под силу. Только им для этого нужно определенное время для экспонирования. И если правильно снимать в темноте, то вполне возможно получить замечательные кадры, на которых отражены картины природы, освещенные тусклым светом ночного неба.

Конечно же понятно, что в ясную ночь при полнолунии уровень освещенности будет более значительным, чем в ночь безлунную или пасмурную. Появление на небе ночного светила оказывает на экспозицию точно такое же влияние, как и свет солнца днем. Можно даже сказать, что разница в освещении между днем и ночью нет практически никакой, разве что в интенсивности освещения. И если вы при съемке выставите на аппарате правильное значение выдержки и диафрагмы, то порой нереально будет отличить кадр, сделанный днем от кадра, сделанного ночью. Единственными, пожалуй, признаками ночного кадра могут стать размытые из-за ветра кроны деревьев да вытянутые следы от движения звезд на небосклоне, вызванного вращением Земли.

В основном при ночной съемке на природе удачи можно добиться путем проб и ошибок. Можно, например, применять различные режимы съемки, которые предусмотрены конструкцией вашего фотоаппарата, а можно и самому менять экспозицию, вручную устанавливать выдержку и диафрагму. Некоторые зеркальные фотоаппараты могут работать на достаточно длительной выдержке, что позволит вам делать ночью очень хорошие снимки. На многих камерах имеется специальный режим ночной съемки, можно снимать и используя его. А уж если вас не устроит ничего из вышеперечисленного, установите на аппарате ручную выдержку «В» и тогда вы можете открывать затвор хоть на час… Если безлунной ночью с выдержкой 1 час, при диафрагме f / 8 и значении ISO 100 единиц сфотографировать пейзаж - он будет выглядеть просто великолепно. А при полнолунии в этих же условиях освещение увеличивается в 2-4 и более раз, значит и экспозицию надо подбирать соответствующую. Диафрагму, например, можно будет прикрыть вплоть до f/11 или даже до f/16. Естественно, эти рекомендации нужно считать лишь примерными, это как бы отправная точка, с которой можно начинать постижение ночной съемки на длинных выдержках. Вряд ли у вас всё получится с первого раза. Вы должны быть готовы к тому, чтобы возвратиться к съемке на следующую ночь. А можно и в эту же ночь продолжить съемку с различными параметрами и в различных режимах. И вообще, делайте всегда как можно больше дублей! Можно провести брекетинг, изменяя, например, значение диафрагмы, а выдержку оставляйте неизменной. Или наоборот.

Ночью можно снимать любой пейзаж. Например, особенно хорошо получаются на ночных фотографиях ландшафты с большим количеством воды. Длинная выдержка превращает движущуюся в реке или озере воду в блестящий и красивый шелк, в мягкий снег. На ночном снимке будут интересны и ветви деревьев или трава, которые из-за ветерка находятся в постоянном колебательном движении.

На ночную съемку на натуре нужно приезжать заранее, и при дневном свете как следует изучить пейзаж, который вы намереваетесь сфотографировать. Пока не стемнело и пока изображение ещё можно рассмотреть в видоискатель, нужно примерно построить композицию будущего кадра, определить его границы, проверить, не будет ли наклонен горизонт, настроить резкость. Ведь ночью, в темноте, сделать это будет намного сложнее. При себе хорошо иметь фонарик, желательно достаточно сильный. С его помощью вы сможете рассматривать различные кнопки управления на вашем фотоаппарате. А ещё фонарик вам поможет элементарно ориентироваться в темноте и после окончания съемки найти дорогу домой. И благополучно до дома добраться.

Первое, что советуют начинающему фотографу - придерживаться дневных часов для проведения фотосъемки. Когда съемка ведется в светлое время суток, всегда проще понять, как работают основные принципы в фотографии. При этом не стоит нарушать правила, проверенные годами, на которых выросло не одно поколение опытных фотографов. Одна из рекомендаций гласит: снимать в «золотой час», когда солнце находится невысоко над горизонтом и исходящий свет дает наиболее мягкое освещение и образует самые красивые из всевозможных теней. Но есть еще время, когда свет восхитителен и необычен.

Если вас настигли мысли о том, что пора делать следующий шаг, или просто хочется попробовать что-то новое, мы предлагаем заняться фотосъемкой в вечернее и ночное время. Ниже приведено несколько здравых советов по съемке в темное время суток, которые помогут постичь новое на творческом пути.

  • Идеально, если в вашем арсенале появится . Сегодня компании-производители выпускают на рынок бесчисленное множество моделей триподов. Каждая предназначена для своих целей. Конечно же, предпочтительней покупать аксессуар надежного производителя, который отвечает всем требованиям.

Подробно о том, на какие особенности при выборе штатива нужно обращать внимание в первую очередь мы уже писали в материале: « ». Для начинающего осваивать премудрости фоторемесла пользователя предпочтительно остановить свой выбор на устойчивой, но не тяжелой модели штатива, которую легко устанавливать и переносить с места на место.

В условиях низкой освещенности наличие трипода позволит использовать длительные выдержки и получать при этом четкое, не смазанное изображение. Пользователю не потребуется «не дышать» при нажатии на спуск затвора камеры. Размещение фотоаппарата на штативе позволит наслаждаться съемкой даже в неблагоприятных световых условиях.

  • Вспышка не понадобится. Для съемки вечерних пейзажей она, прямо нужно сказать, будет совершенно бесполезной. Именно поэтому смело выключайте ее. Те же, кто уже уверенно использует в своем творчестве и чувствует себя при этом продвинутым фотографом (что, в общем-то, недалеко от истины), может смело облегчить свой походный фоторюкзак и забыть фотовспышку дома.

Контроль над конечным изображением придется осуществлять вручную. Если испытываете трудности в мануальной настройке фотокамеры, используйте творческие режимы: приоритет выдержки или диафрагмы. С их помощью придется менять какой-то один из параметров, второй автоматически корректно выставит сама система.






Если по какой-то причине вы все еще сомневаетесь идти ли фотографировать вечерние пейзажи, вспомните известное выражение о том, что прежде, чем сказать «нет», сначала нужно попробовать.

Запомните, особенно если вы новичок цифровой фотографии, когда не получается в первый раз нужно пробовать второй и третий. Корпите и потейте над своими вечерними снимками, тогда добьетесь результата. Рано или поздно. Вам что карты памяти жалко? Тренируйтесь!