(3 оценок, среднее: 4,67 из 5)

Дорожная обстановка склонна ежесекундно меняться. Возникают такие ситуации, в которых водителю необходимо принять быстрое и единственно верное решение. Одной из таких ситуаций является внезапно возникшее препятствие на дороге, преграждающее дальнейшее движение. Каким образом его объехать, при этом не помешав другим участникам движения и не нарушить существующие правила?

При неправильных действиях водитель может попасть в затруднительную ситуацию при общении с инспектором ГИБДД, а наказанием за это будет штраф либо . Что полезно знать и как правильно выполнять манёвр объезда препятствия разберёмся в данной статье.

Что в ПДД считается препятствием, отличие объезда от обгона

«Препятствием» называется статичный объект, находящийся на проезжей части, предназначенной для движения автомобильного транспорта, который препятствует продолжению движения по полосе дороги.

  • сломанный автомобиль с выставленным знаком аварийной остановки;
  • дорожно-транспортное происшествие;
  • ремонтные работы;
  • различные посторонние предметы, мешающие проезду.

Нарушение целостности дорожного полотна в виде больших ям, провалов или размытых участков дороги также будет считаться препятствием.

Препятствием не является:

  • затор на перекрестке;
  • автомобильная пробка;
  • лужа или выбоина;
  • транспортное средство, припаркованное на полосе дороги по правилам.

Отличие объезда от обгона

Объезд и обгон – это два схожих термина. Они означают совершение манёвра с целью преодоления возникшего препятствия, затрудняющего движение ТС по полосе.

Конкретного определения, что такое объезд препятствия в ПДД, не существует.

Объездом считается манёвр, который совершается водителем ТС из-за невозможности дальнейшего движения по полосе следования транспортного средства. То есть, если движение по вашей полосе осуществляется с небольшой скоростью, (к примеру тихоходное ТС), тогда такой манёвр будет считаться обгоном.

При объезде преодолевается статичное препятствие, например яма, открытый канализационный люк, припаркованный у края дороги автомобиль.

Объезд выполняется на гораздо меньшей скорости движения, в отличие от обгона. Сложность его состоит в заблаговременном снижении скорости перед возникшим препятствием. Обнаружение препятствия и правильная реакция на его преодоление усложняется в .

Обгоном принято называть действие водителя, при котором совершается выезд на полосу встречного движения, с намерением опережения впереди идущего ТС и дальнейшим возвращением в свою полосу.

Обгон является более сложным маневром. При его совершении необходимо иметь приличный запас пространства для безопасного совершения опережения, не создав при этом помех при движении попутному и встречному транспорту.

Объезд препятствия справа

Обозначается знаком 4.2.1. Этот дорожный знак указывает направление движения транспорта для объезда возникшего препятствия на полосе движения справа. Объезд слева запрещён.
Объезжать препятствие справа необходимо без заезда на тротуар , в противном случае сотрудник ГИБДД вправе выписать штраф размером 2 тыс. рублей. Ст. 12.15 КоАП часть 2 “Выезд на тротуар или велосипедную дорожку”.

Объезд препятствия слева

Обозначается знаком 4.2.2. Данный дорожный знак указывает направление движения транспорта для объезда возникшего препятствия на полосе движения слева. Объезд справа запрещён.

Знаки, обозначающие направление объезда, относятся к категории “Предписывающих знаков”. Оба знака могут быть установлены на обочине дороги или непосредственно перед препятствием на металлический каркас, столб или на специальную тумбу.

Места установки предписывающих знаков объезда препятствия:

  • участки проведения дорожных работ;
  • обозначение островков безопасности;
  • задний борт аварийно-ремонтных автомобилей;
  • начало разделительной полосы.

Если, подъезжая к участку дороги со сплошной линией разметки, водитель видит установленный знак «объезд слева», то выехав на полосу встречного движения, правила он не нарушит.

В данной ситуации нужно руководствоваться действием установленного знака, не обращая внимания на разметку. После преодоления препятствия водитель должен занять прежнюю полосу движения.

За игнорирование знаков 4.2.1 и 4.2.2 (объезжая препятствие в любую другую сторону) предусмотрен штраф.

Зоной действия обоих знаков будет являться непосредственно объект, препятствующий движению либо знак, установленный в конце ремонтного участка дороги 3.31 “Конец зоны всех ограничений”.

Объезд препятствия справа или слева

Обозначается знаком 4.2.3. Этот знак также является предписывающим и предлагает водителю выбрать наиболее удобный способ для объезда препятствия. Он устанавливается на проезжей части во время ремонта и в местах разделения полос.

Выезд на встречную полосу через сплошную при объезде

Объезд препятствия через сплошную линию разметки запрещается в следующих случаях:

  • если дорога имеет четыре и более полос;
  • если дорога из трёх полос;
  • перед железнодорожным переездом.

В тех случаях, когда нет возможности объехать препятствие, не нарушив ПДД, водитель, согласно действующим правилам, должен остановиться непосредственно перед препятствием и дождаться устранения сложившейся ситуации.

Наиболее безопасным манёвром при объезде препятствия считается объезд справа. Эта мера убережёт водителя от неоправданного выезда на встречную полосу и не создаст лишних помех для движения встречного потока.

Важно помнить, что не всегда дорожные знаки, указывающие направление объезда препятствия, могут быть выставлены вовремя. Особенно трудно различить не обозначенные препятствия в темное время и в тяжелых климатические условиях. Для этого всегда выбирайте правильную скорость движения и необходимую дистанцию в соответствии с дорожной ситуацией.

Объезд препятствия - это проезд мимо какого-либо объек­та или пешехода. Объектами объезда могут быть стоящие транспортные средства, выбоины на дорогах, вырытые или образовавшиеся ямы, кучи строительного материала и их ограждения и многое другое.

При объезде стоящего автомобиля в первую очередь вы должны убедиться, будет ли он стоять или может начать движение и приблизиться к вам. Далее вы должны опре­делить, не скрывается ли за ним другой участник движе­ния: пешеход, велосипедист и т. д. - тот, кто может не­ожиданно появиться перед вами из-за стоящего автомоби­ля. В зависимости от этих двух обстоятельств вы должны сохранять меньший, или больший интервал - расстояние до стоящего автомобиля. Расстояние должно обеспечивать безопасность и быть таким, чтобы не произошло столкно­вение при неожиданном для вас открывании дверей этого автомобиля. Неприятность не угрожает вам, если в кабине нет людей. Если перед вами остановился автомобиль, вы можете с полной уверенностью предположить, что води­тель откроет дверь. Он забыл или не знает, что, прежде чем открыть дверь, необходимо убедиться, что это не опас­но и не создает помех для других участников движения.

Следует также учитывать появление из-за стоящего ав­томобиля пешехода или, еще хуже для вас, он появится из-за промежутка между двумя стоящими автомобилями, которые вы должны объехать. Пешеходы не знают, что ПДД запрещают им это делать, поэтому вы всегда должны быть готовы подать предупредительный сигнал миганием света, чтобы на вас обратили внимание, а если ситуация будет усугубляться, то быть готовым подать звуковой сигнал и даже остановиться.

В отношении объезда пешеходов вы должны придер­живаться правила, что лучше объезжать их сзади, а не проезжать перед ними.

Это обусловлено тем, что при объезде пешехода сза­ди он будет отдаляться от траектории движения вашего автомобиля. При объезде же его спереди он приближа­ется к вашей траектории и может возникнуть опасность, что ему захочется ускорить шаг или даже перебежать дорогу перед вами, что может привести к наезду на него!

Не пугайте пешеходов звуковым сигналом - это мо­жет усугубить обстановку на дороге. Постарайтесь войти с ним в зрительный контакт. Поэтому снижайте скорость и как можно дальше от него постарайтесь совершить этот маневр. Особенно трудно предсказуемо поведение пожилых пешеходов, пьяных и детей. По отношению к ним проявляйте особую осторожность. Если на проезжую часть выкатился мяч, ждите появления ребенка на проезжей части. Если ребенок стоит на обочине или тротуаре, он может в любой момент начать перебегать дорогу, не обращая внимания на ваш автомобиль. Пожи­лой человек уже забыл обязанности пешеходов, чувство бдительности у него притупилось.

Чем больше признаков, характеризующих объект объезда, ВЫ сможете обнаружить и проанализировать, тем безопаснее будет ваш маневр.

Постоянно с помощью несложных упражнений прямо в пути вырабатывайте в себе навыки, которые могут вам пригодиться при безопасном объезде.

Предлагаются следующие упражнения:

Двигаясь по дороге, вы увидели впередистоящий автомобиль. Определите на глаз, сколько до него метров, затем проверьте свою оценку по счетчику;

Приближаясь к стоящему транспортному средству, посмотрите, есть ли в нем водитель и пассажиры, проду­майте свои действия при наличии людей и их отсутствии;

Приближаясь к стоящему транспортному средству, особенно крупногабаритному, учитесь держать под контро­лем передний свес транспортного средства. Если под ним показались ноги, то приготовьтесь дать звуковой сигнал, применить экстренное торможение или совершить объезд. Если ног не видно, можно смелее объезжать стоящее транс­портное средство.

Если перед вашим автомобилем неожиданно по середи­не проезжей части остановилось другое транспортное сред­ство, вы не задумываясь должны остановить свой автомо­биль. Для этого вы должны тренироваться в определении на транспортном средстве стоп-сигналов. К сожалению, они размещаются на всех транспортных средствах в разных местах, не дублируются, имеют малые размеры, загрязне­ны, некоторые водители их затемняют, что снижает безо­пасность на дорогах. При загорании стопов на впереди идущем транспортном средстве - сигнал вам: надо тормо­зить. Объезжать остановившееся транспортное средство с ходу ни в коем случае нельзя, перед ним могут быть пе­шеходы, животные, выпавший груз из других транспортных средств, иное препятствие. Объезжать это транспортное средство можно только после того, как вы убедитесь в безопасной обстановке перед ним.

При появлении на вашем пути препятствия на узкой двухполосной дороге, прежде чем совершать объезд, вы должны подать предупредительный сигнал указателем поворота и уступить дорогу встречным транспортным средствам. Для тренировки глазомера и возможности объезда на пути препятствия, до подъезда к этому пре­пятствию встречного транспортного средства, поможет сле­дующее упражнение: если вам навстречу движется транс­портное средство, определите заранее, в какой точке до­роги произойдет ваша встреча, а затем оцените, успели ли вы объехать стоящее до этой точки транспортное сред­ство или нет.

Правила дорожного движения определяют: когда на пути вашего автомобиля препятствие, то вы пользуетесь пре­имуществом в движении, и встречные транспортные сред­ства обязаны вам уступить дорогу:

При движении на подъем при наличии знака 1.14. «крутой подъем» вы пользуетесь преимуществом при объез­де препятствия на подъеме;

Если перед препятствием есть знак 2.7. «преимуще­ство перед встречным движением», вы также объезжаете это препятствие, пользуясь своим преимуществом.

Но в этих ситуациях, прежде чем начать маневр, убеди­тесь, что вам уступают дорогу. Потом труднее будет вам разбираться, кто имел преимущество.

Если вы двигаетесь по многополосной дороге в одном направлении и на вашем пути препятствие, вы обязаны уступить дорогу попутным транспортным средствам, на пути которых нет препятствия, как при объезде препятствия слева, так и при объезде препятствия справа.

Разъезд - это такой маневр, при котором встречные транспортные средства проезжают рядом с вашим автомо­билем. Этот маневр может оказаться опасным, если он происходит на большой скорости и на узкой дороге. По­этому этому маневру также надо учиться.

Первое, что вы должны учитывать, что ваши транспор­тные средства сближаются между собой со скоростью, со­ставляющей сумму ваших скоростей. Если вы едете со скоростью 20 км/ч, а встречный автомобиль со скоростью 100 км/ч, то ваша относительная скорость будет равна 120 км/ч. Поэтому вы заблаговременно должны принять правее, увеличить интервал - расстояние между вашими транспортными средствами. Хотя вы двигаетесь медленно, вам может не хватить времени и места для перестроения. Автомобиль не сразу вам подчинится, а вы сближаетесь со скоростью 33 м/сек.

В разъезде с вами принимает участие и второй води­тель, о котором вы ничего не знаете, как он поступит, какой у него опыт. Поэтому вам нужно думать за двоих. Рассмотрим несколько вариантов разъездов.

Встречный автомобиль пошел на обгон, и вы должны вскоре с ним разъехаться. Вы прикидываете, успеет ли он после обгона съехать на свою полосу, прежде чем вы с ним поравняетесь. Если разница скоростей встречных транспортных средств не велика, обгон будет происхо­дить на длинном отрезке дороги, а время сближения с вами будет зависеть от их скорости. И вам нужно оценить ситуацию, успеет ли обгоняющий встречный автомобиль закончить маневр до разъезда с вами. Вы должны при­нять решение: тормозить и увеличить тем самым время сближения или принять вправо вплоть до съезда на обо­чину и дать возможность закончить обгон. Некоторые водители неправильно рассуждают: он пошел на обгон и не учел приближение встречного автомобиля, пусть из ситуации выбирается сам. Это ошибочное мнение. В ста­тистике и во многой литературе вы найдете примеры, ког­да водитель держал свою полосу и не давал разъехаться, это приводило к тяжелым дорожно-транспортным проис­шествиям.

Водитель, производящий неправильный обгон, уже со­вершил ошибку, он не в состоянии ее исправить, притор­мозить и отойти за обгоняемый автомобиль или продол­жить обгон и занять место впереди обгоняемого. Предот­вратить аварию можете только вы рассмотренным ранее способом.

При встречном разъезде на щебеночной дороге ста­райтесь увеличить максимальный интервал и снизить ско­рость, до 90% разбитых ветровых стекол и фар разбито камнем, вылетевшим из-под колес встречного автомоби­ля. При движении, особенно по свеженасыпанному щебню, посчитайте, сколько кучек рассыпанного стекла на дороге. Это все неправильный разъезд или лихой обгон попутного транспортного средства. При повреждении ветрового стекла немедленно остановитесь и включите аварийную сигнализацию. После остановки оцените си­туацию и, если видимость дороги через стекло плохая, удалите стекло. Начинать удалять стекло необходимо с резинового уплотнителя, затем с использованием перча­ток или материала снимаете стекло из рамки. Дальней­шее движение к месту стоянки осуществляется на малой скорости и с включенной аварийной сигнализацией.

1. Препятствие на дороге может привести к повреждению или столкновению транспортных средств при нарушении правил ведения работ по ремонту дорожного полотна.

Регулируется это утверждение Основными положениями по допуску транспортных средств к эксплуатации и обязанностями должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного движения (постановление Правительства РФ от 23 октября 1993 года N 1090).

1.1. Такими нарушениями могут быть:
а) расположенные на проезжей части дороги неработающие дорожные машины, которые не обозначены соответствующими дорожными знаками, а в темное время суток и в условиях недостаточной видимости – дополнительно красными или желтыми сигнальными огнями.
б) необозначенные знаками в дневное время и дополнительно красными или желтыми сигнальными фонарями при недостаточной видимости и в ночное время места дороги, на которых производятся ремонтные работы;
в) расположенные на проезжей части необозначенные дорожными знаками и сигнальными огнями (в условиях недостаточной видимости и ночью) строительные материалы, различные ограждения и конструкции.

1.2. Здесь недостаточная видимость по ПДД — видимость дороги менее 300 м в условиях тумана, дождя, снегопада и тому подобного, а также в сумерки.

1.3. Производители работ по ремонту дорог на основании пункта 15 Основных положений по допуску транспортных средств к эксплуатации должны согласовывать с ГИБДД производство любых работ на дороге, создающих помехи движению транспортных средств или пешеходов.

И надо иметь ввиду, что в соответствии с пунктом 16 вышеуказанных Основных положений для обеспечения безопасности движения на дорожной технике, участвующей в ремонте дороги, устанавливаются проблесковые маячки желтого или оранжевого цвета. Про эти виды маячков подробно изложено в статье

1.4. Так как сигнальные фонари в ночное время на ремонтируемом дорожном полотне на фоне освещения населенных пунктов и движения транспорта сливаются с множеством огней, может быть дорожным организациям следует оставлять на неработающем стоящем на дороге механизме (экскаваторе, бульдозере, асфальтоукладчике, грейдере, катке и т.д.) включенным на ночь проблесковый маяк. Безопасность на дороге будет намного выше, а затраты для этого небольшие.

1.5. Про административную ответственность за несоблюдение требований по обеспечению безопасности дорожного движения при строительстве, реконструкции, ремонте и содержании дорог, железнодорожных переездов или других дорожных сооружений написано в статье

2. Препятствие на дороге в виде стоящего на проезжей части дороги автомобиля.

2.1. В соответствии с пунктом 12.5. ПДД стоянка запрещается на проезжей части дорог вне населенных пунктов, обозначенных знаком 2.1. «Главная дорога». Стоянка с целью длительного отдыха, ночлега вне населенного пункта разрешается только на предусмотренных для этого площадках или за пределами дороги (пункт 12.3. ПДД).

2.2. Пункт 12.6. ПДД гласит: при вынужденной остановке в местах, где остановка (и соответственно – стоянка) запрещена, водитель должен принять все возможные меры для отвода транспортного средства из этих мест. А до отвода автомобиля из опасного места ему необходимо включить аварийную сигнализацию и выставить знак аварийной остановки. А в темное время суток на неосвещенных участках дорог, а также в условиях недостаточной видимости на транспортном средстве дополнительно к аварийной сигнализации и знаку аварийной остановки должны быть включены габаритные огни и могут быть дополнительно к габаритным огням включены фары ближнего света, противотуманные фары и задние противотуманные фонари.

Здесь «вынужденная остановка» — это прекращение движения транспортного средства из-за его технической неисправности или опасности, создаваемой перевозимым грузом, состоянием водителя (пассажира) или появлением препятствия на дороге.

А на автомобилях, перевозящих опасные грузы и тяжеловесную и крупногабаритную технику в данных условиях должны быть включены проблесковые маячки желтого (оранжевого) цвета.

В населенных пунктах стоянка транспортных средств на проезжей части дорог запрещается в 9 случаях, относящихся к запрещению остановки, и кроме этого, ближе 50 метров от железнодорожных переездов (раздел 12 ПДД).

3. Препятствие на дороге, вызывающее невозможность дальнейшего проезда по своей полосе движения.

Согласно ПДД, препятствие — неподвижный объект на полосе движения (неисправное или поврежденное транспортное средство, дефект проезжей части, посторонние предметы и т.п.), не позволяющий продолжить движение по этой полосе.

Не является препятствием затор или транспортное средство, остановившееся на этой полосе движения в соответствии с требованиями Правил дорожного движения.

Примеры.

3.1. Дорога с двусторонним движением по одной полосе для каждого направления. Полосы разделены сплошной линией. Обочины нет. На правой стороне дороги препятствие – стоит грузовой автомобиль. Признаков того, что автомобиль освобождает дорогу, нет. Объехать его, не пересекая сплошную линию, невозможно. Возможные варианты решения проблемы:

а) позвонить в ГИБДД и попросить решить вопрос с освобождением полосы или регулированием движения;

б) если вопрос не решается и ГИБДД не регулирует движение, то совершаем объезд препятствия с пересечением сплошной разделительной линии и выездом на полосу встречного движения. Перед объездом уступаем дорогу автомобилям, движущимся во встречном, а также и в попутном направлении;

в) совершив объезд, сразу же занимаем свою полосу и останавливаемся перед стоящим автомобилем (то есть не допускаем длительного движения по встречной полосе);

г) фотографируем положение автомобилей.

Меры наказания за это правонарушение.

3.1.1. В соответствии со статьей 12.16. КоАП РФ — несоблюдение требований, предписанных дорожными знаками или разметкой проезжей части дороги, влечет предупреждение или наложение административного штрафа в размере пятисот рублей.

3.1.2. В соответствии со статьей 12.15. КоАП РФ выезд в нарушение Правил дорожного движения на полосу, предназначенную для встречного движения, при объезде препятствия либо на трамвайные пути встречного направления при объезде препятствия влечет за собой наложение административного штрафа в размере от одной тысячи до одной тысячи пятисот рублей.

Если это нарушение будет зафиксировано сотрудниками ГИБДД, то можно получить от них предупреждение, если приводить свои доводы грамотно и последовательно (не забывая о том, что сотрудники ГИБДД обязаны регулировать движение в подобных ситуациях).

3.2. Пример второй. Дорога та же самая. На правой стороне дороги образовался затор из нескольких автомобилей или стоит автобус и производит высадку и посадку пассажиров. К препятствиям по правилам дорожного движения эти транспортные средства не относятся. Если водитель не выдерживает и совершает объезд, то мера наказания за это правонарушение уже намного жестче — штраф в размере пяти тысяч рублей или лишение права управления транспортными средствами на срок от четырех до шести месяцев.

А повторное совершение данного правонарушения влечет лишение права управления транспортными средствами на срок один год (при фиксации нарушения камерами – штраф 5000 рублей).

3.3. Пример третий. Дорога та же самая. Но установлен знак «Остановка запрещена». На правой стороне дороги стоит автомобиль с включенной аварийной сигнализацией. Знак аварийной остановки не выставлен. Признаков того, что автомобиль ремонтируется, нет (водителя не видно).

Автомобиль может находиться на проезжей части под запрещающим остановку знаком только в случае вынужденной остановки. Определение вынужденной остановки приведено выше, в разделе 2.

Дальнейшие действия такие же, как и в пункте 3.1 (начиная со звонка ГИБДД).

На водителя припаркованного на проезжей части автомобиля, если ГИБДД докажет, что остановка не была вынужденной (нет признаков ремонта автомобиля, груз на месте, водитель здоров, невыставленный знак аварийной остановки), может быть наложен штраф в размере 1500 рублей, а в Москве и Санкт-Петербурге – в размере 3000 рублей.

Ситуация с объездом препятствия - наиболее проблемная правовая коллизия в российском административном законодательстве. В настоящее время сотни водителей только в Москве ежедневно попадаются на объезде непреодолимого препятствия в виде неправильно припаркованного автомобиля, сломавшегося грузовика, машины на аварийке, ямы на дороге или иного препятствия, объехать которое без выезда на встречную полосу через сплошную линию разметки 1.1 не представляется возможным. В случае с дорогой в одну полосу движения в каждую сторону и отсутствием обочины - ситуация для водителя абсолютно безвыходная. И этим повсеместно пользуются инспекторы ДПС. На основании результатов Монитора автоправосудия , анализирующего постановления мировых судей, можно сделать глобальный вывод - значительный процент подобных АПН классифицируется по статье 12.15.4 с последующим лишением прав на 4-6 мес. (судья в большинстве случаев доверяет ИДПСу, утверждающему, что: а) препятствия не было вовсе б) после объезда препятствия ЛВОК вернулся в свою полосу не сразу, а двигался по встречке еще, условно говоря, 1 м). Остальные «счастливчики», сумевшие подтвердить, что препятствие было, а объезд был совершен корректно, «отделываются» статьей 12.15.3 (штраф 1000-1500 руб). Сами ИДПС утверждают, что в такой ситуации, дабы ничего не нарушить, необходимо встать за препятствием и вызывать инспектора - регулировщика, который разрешит объезд. В свете борьбы с пробками, объявленной мэром Москвы - очень «эффективное» действо…

Теперь предлагаю разобраться, насколько все это законно.

Итак, согласно новым поправкам к ПДД: «Препятствие» - неподвижный объект на полосе движения (неисправное или поврежденное транспортное средство, дефект проезжей части, посторонние предметы и т.п.), не позволяющий продолжить движение по этой полосе .

Сразу отметим, что в правилах ничего не сказано про то, что следует предпринять, если эта полоса - единственная.

Теперь обратимся к Кодексу Административных правонарушений с целью найти формулировку данного правонарушения. Статья 12.15 пункт 3: «Выезд, в нарушение Правил дорожного движения, на полосу, предназначенную для встречного движения, при объезде препятствия - наложение административного штрафа в размере от одной тысячи до одной тысячи пятисот рублей» .

Правила дорожного движения, меж тем, почему-то таинственно умалчивают, как именно нужно объезжать препятствия В СООТВЕТСТВИИ С правилами. И тут на помощь страждущим приходит Заместитель начальника Департамента обеспечения безопасности дорожного движения МВД Владимир Кузин, который дал «Российской газете» официальные разъяснения правоприменения тех или иных статей КоАП. В.В.Кузин по схемам показал, за какое нарушение водитель останется без прав, а какое грозит ему только штрафом. (Такое разъяснение дают либо профессиональные юристы, или государственные служащие, имеющие надлежащий уровень правовых знаний в практической деятельности. «Российская газета» является официальным изданием. После опубликования в ней вступают в силу государственные документы, в том числе, и различные комментарии и разъяснения по вопросам применения действующего законодательства. В данном случае, Кузин дал разъяснения по применению нормативных правовых актов, действующих в поле деятельности своего департамента).

«Рассмотрим часто встречающуюся ситуацию, когда единственный ряд дороги перегородил стоящий автомобиль. Объезжать такое препятствие полагается справа. Но если такой возможности нет - то вы можете объехать ее и слева, предварительно уступив дорогу встречным транспортным средствам. И автоинспектор не должен наказывать вас за такое пересечение сплошной и выезд на встречную. Однако если была возможность объехать препятствие с правой стороны, а вы решили, что с левой будет быстрее или проще, то вам придется отвечать по части 3 статьи 12.15 - выезд на встречку, соединенный с объездом препятствия. За такое нарушение положен штраф - от 1000 до 1500 рублей».

Теперь проанализируем, насколько законно лишение прав за объезд препятствия, с точки зрения буквы закона. Статья 12.15.п. 4 применима только тогда, когда в протоколе прямо указан пункт ПДД, который нарушил водитель, выехав на сторону дороги, предназначенную для встречного движения. Если же речь в нем идет о другом нарушении (разметка 1.1, пункт 1.3 ПДД РФ - общие положения, которые ничего не запрещают - такой протокол вообще не имеет юридической силы: что-то там нарушил, сам не знаю, чего), а выезд на встречную полосу только сопровождает его, «лишенческая» статья не применима. Пунктов ПДД, где прямо идет речь о выезде на встречную полосу, всего пять:

  • п. 9.2. «На дорогах с двусторонним движением, имеющих четыре полосы или более, запрещается выезжать на сторону дороги, предназначенную для встречного движения».
  • п. 9.3. «На дорогах с двусторонним движением, имеющих три полосы, обозначенные разметкой (за исключением разметки 1.9), из которых средняя используется для движения в обоих направлениях, разрешается выезжать на эту полосу только для обгона, объезда, поворота налево или разворота. Выезжать на крайнюю левую полосу, предназначенную для встречного движения, запрещается».
  • п. 11.4. «Обгон запрещен:

    На регулируемых перекрестках, а также на нерегулируемых перекрестках при движении по дороге, не являющейся главной;

    На пешеходных переходах при наличии на них пешеходов;

    На железнодорожных переездах и ближе чем за 100 метров перед ними;

    На мостах, путепроводах, эстакадах и под ними, а также в тоннелях;

    В конце подъема, на опасных поворотах и на других участках с ограниченной видимостью.

  • п. 15.3. Запрещается объезжать с выездом на полосу встречного движения стоящие перед переездом транспортные средства».
  • п. 9.6. Запрещается выезжать на трамвайные пути встречного направления. Однако разрешается движение по трамвайным путям попутного направления, расположенным слева на одном уровне с проезжей частью, когда заняты все полосы данного направления, а также при объезде, обгоне, повороте налево или развороте с учетом пункта 8.5 ПДД, если при этом не создаются помехи трамваю ().

И это все. Вследствие этого, абсолютно противоправно лишать водителей прав на основании нарушения разметки и общих положений, не указав при этом конкретного пункта ПДД, который водитель нарушил, совершив выезд на встречную полосу. И в случае объезда препятствия, при невозможности объезда справа, такого пункта просто не существует.

Я специально выясняла, какова ситуация с объездом препятствия в других странах. Термина препятствия и штрафа за его объезд не нашла нигде. Единственное встречающееся уточнение: маневр выезда на встречную полосу необходимо совершать аккуратно и, убедившись в безопасности маневра. Наши ИДПС и судьи додумались до такого произвола впервые в Европе и в Америке.

И в заключение: Россия подписала Венскую Конвенцию о дорожном движении . Данная Конвенция в Общих правилах под первым пунктом содержит следующую норму:

  1. Пользователи дороги должны вести себя таким образом, чтобы не создавать опасности или препятствий для движения, не подвергать опасности людей и не причинять ущерба государственному, общественному или частному имуществу.

    Согласно Европейскому соглашению, подписанному в Женеве 1 мая 1971 г., положения пункта 2 статьи 7, бывшие в Конвенции рекомендациями, являются обязательными

  2. Рекомендуется предусмотреть в национальном законодательстве, что пользователи дороги не должны стеснять дорожное движение или ставить под угрозу его безопасность, бросая, складывая или оставляя на дороге предметы или материалы, или создавая на ней какие-либо другие препятствия. Пользователи дороги, которым не удалось избежать создания такого препятствия или такой опасности, должны принять необходимые меры для возможного более быстрого их устранения и, если они не могут сделать это немедленно, для предупреждения о них других пользователей дороги.

    Конвенция четко оговаривает запрет на создание препятствия на дороге, при этом, тут и далее по тексту, никак не запрещает прочим водителям объезжать такое препятствие.

Таким образом, на основании вышеизложенного, очевиден вывод: нынешняя ситуация с лишениями и штрафами - это грандиозная и противоправная афера ГИБДД, в сговоре с мировыми судьями.

«Умом Россию не понять,
Аршином общим не измерить:
У ней особенная стать -
В Россию можно только верить».

Федор Тютчев.

С верой в Россию и c надеждой на лучшее,
Анна
Московское отделение ФАР

Пересечение сплошной или двойной сплошной линии разметки является нарушением ПДД. Ответственность за нарушение зависит от обстоятельств, по которым была пересечена линия. От письменного предупреждения до лишения водительских прав на один год.

Выезд на встречную полосу при объезде препятствия может происходить по разным причинам. Попутная сторона дороги может быть заблокирована в результате ДТП поломки грузовика и так далее. В такой ситуации у водителя есть два варианта: дождаться пока дорога освободиться или объехать препятствие по сплошной линии.

В правилах дорожного движения есть два понятия: обгон и объезд. Обгон – пересечение сплошной линии разметки с выездом на встречную полосу. Такое нарушение независимо от обстоятельств влечет за собой лишение водительских прав. Объезд – это маневр, позволяющий продолжить движение при появлении препятствий. Стоит отметить, что объезд автобуса на остановке не считается уважительной причиной и будет расценен как обгон, то есть нарушение.

В ПДД обозначено следующее: на любых дорогах с двусторонним движением, пересечение разметки 1.1, 1.3 или 1.11 встречной полосы запрещено, если она отделена трамвайными путями в том числе.

Препятствие на дороге

В ПДД четко обозначено, что препятствием является неподвижный объект на полосе:

  • неисправное ТС, которое не способно продолжать движение;
  • посторонний предмет на полосе загораживающий движение или создающий аварийную ситуацию;
  • ремонтные работы на участке дороги.

Штраф за грязные и нечитаемые номера – что делать в плохую погоду?

Неправильно припаркованный автомобиль препятствием не считается, хотя это создает помеху на дороге. По правилам ПДД остановка на проезжей части разрешена, если от авто до разделительной полосы остается пространство не меньше трех метров. Объезд препятствия через сплошную линию вследствие припаркованного на полосе ТС согласно правилам ПДД допустимым не является.

Правильный объезд

Алгоритм действий при возникновении препятствий на дороге следующий:

  • Оценка ситуации, чтобы убедиться, что остановка или затор впереди не временный.
  • При обнаружении препятствия производиться объезд. Лучше придерживаться правой полосы, но не заезжая на тротуар.

В идеальном случае водитель при возникновении препятствия на дороге должен сообщить об этом ГИБДД и ждать пока приедет инспектор. И только потом по предписанию сотрудника ГАИ совершать объезд слева с пересечением сплошной разметки.

Доказать отсутствие альтернативы можно и другим способом: записью с телефона или регистратора.

Когда объезд возможен

Сплошную разделительную полосу при наличии знака «обгон запрещен» можно пересекать при условии:

  • наличия прерывистой разметки;
  • обгон тихоходного ТС (если имеется треугольный знак с красной или желтой каймой);
  • обгоняется скутер, мотоцикл, велосипед или гужевая повозка.

Штраф за перевозку ребенка без детского кресла стимулирует к его покупке?


Тихоходными транспортными средствами, считаются те, скорость которых не более 30 км/час. Сюда включены все виды дорожной техники, каток и отдельные модели гусеничных тракторов.

Как ориентироваться на знаки

Кроме возникновения на проезжей части неожиданных препятствий возникают ситуации, когда проблема на дороге известна сотрудникам ГИБДД и другим дорожным службам. В таком случае движение водителя регулируется с их непосредственным участием. Это могут быть инспекторы, временные светофоры или дорожные указатели. Водитель для того, чтобы объехать препятствие с наименьшим риском должен уметь маневрировать с учетом предупреждающих или запрещающих знаков.

Специальный знак, разрешающий объезд устанавливается в таких обстоятельствах:

  • Если на дороге производиться дорожный ремонт разрушенного или опасного к использованию полотна.
  • Движение перекрывается при ДТП, требующее серьезного и длительного разбирательства.
  • Впереди работают специалисты коммунальной службы, транспорт которой загораживает проезд.
  • Проходит профилактическое обслуживание уличных фонарей.

Коммунальные работники обязаны установить знак и точно определить зону его действия. Автомобилист должен продолжать движение согласно стрелкам на дорожных указателях. Если действие им соответствует, то выезд на встречную полосу с пересечением разметки нарушением не является. Направление водителя зависит от ситуации.

Табличка с указателем 4.2.1 разрешает объезжать препятствие справа. Любые другие действия водителя будут расцениваться, как нарушение.

Если существует вариант проезда с правой стороны, то им обязательно нужно воспользоваться, следуя установленным правилам. Знак 4.2.2 разрешает совершать объезд слева, даже если на участке есть сплошная разметка.

Штраф за проезд железнодорожного переезда на красный свет

Во всех случаях объезжать препятствие и выезжать на встречную полосу разрешается только временно. Когда причина установки знака будет устранена, действия водителя определяются ПДД.

Наказание за неправильный объезд препятствия

Выезд на встречную полосу с пересечением сплошной или двойной сплошной разметки, либо на трамвайные пути встречного направления является нарушением ПДД и с 2019 года влечет за собой штраф в размере 5 тысяч рублей или лишение прав на срок от 4 до 6 месяцев.


Исключением считаются случаи, обозначенные ч. 3 статьи 12.15.

Штраф выпишут, если:

  1. совершен обгон;
  2. при объезде пробки;
  3. при движении по встречной полосе перед поворотом налево.

Случайное пересечение сплошной разметки также является нарушением и грозит штрафом, что указано в пункт 4 статьи 12.15. Такое случается на узких участках дороги, когда выезд на встречную осуществлен формально. Водитель в такой ситуации может заявить о незначительности нарушения, ссылаясь на ст. 2.9 КоАП РФ. Если нарушение зафиксировано повторно на протяжении года, то водителя лишают прав сроком на 12 месяцев. Согласно ст. 12.15 ч.5 КоАП РФ такой меры можно избежать, ограничившись штрафом, если нарушение заснято в автоматическом режиме (регистратор и пр.). Если разделительная полоса четко обозначена на участке, то ее пересечении при отсутствии специальных знаков, однозначно считается нарушением.

Просрочил ОСАГО – готовь деньги на штраф?

Действия водителя при составлении протокола

При нарушении ПДД сотрудник ГАИ оформляет протокол для дальнейшего направления документов в суд. В документе стоит обозначить, что водитель просит рассматривать дело по месту проживания. Если факт нарушения не подтвержден фото или видеоматериалами, то протокол должен составляться с привлечением двух свидетелей.

Пока сотрудник будет оформлять бумаги, водителю стоит осмотреться и зафиксировать обстановку на дороге.

Вполне достаточно фото с регистратора или сделанного на телефон. На снимке должны присутствовать: знаки, разметка, участок дороги, автомобиль и прочие важные объекты, отражающие ситуацию. При несогласии с нарушением, стоит отразить его в протоколе. Необязательно указывать факт заезда на разметку и время перемещения по встречной, можно ограничиться отражением снятых замеров и приложить к протоколу фото.

Какие штрафы предусмотрены за просроченные права

Если есть какие-либо спорные моменты и несогласия с сотрудником ГИБДД, то это обязательно надо отражать в документе. Важно, чтобы инспектор предельно точно описал схему нарушения.


Возможно, было нарушено не правило допустимого опережения, а только расположение автомобиля. Выезд на встречную или неправильное завершение обгона – совсем разные нарушения.

Спорные ситуации

Если имеются доказательства, что водитель действовал согласно ПДД, то меру наказания можно смягчить. Например, объезд слева разрешается при наличии знаков, предупреждающих опасность на дороге при движении прямо.

Чтобы избежать составления протокола и последующего за ним наказания водитель должен обратить внимание на состояние разметки. Если полоса стерта и плохо видна, то данное обстоятельство учитывается как аргумент, доказывающий невиновность. Желательно иметь подтверждение этому факту в виде фото или видеоматериалов. В такой ситуации штраф выписывается не за пересечение сплошной разметки, а за нарушение положения автомобиля на проезжей части и его размер составляет не 5 тысяч, а полторы тысячи рублей.