В настоящее время ОСНО, а именно общая система налогообложения, нашла широкое применение на предприятиях и организациях всех существующих форм собственности. Главное, чтобы на этих предприятиях не совмещались такие специальные режимы, как УСН, ЕНВД, ЕСХН, и чтобы они также не применялись в отдельности. Хочется отметить, что, когда образуется новое юридическое лицо либо же ИП, они начинают платить налоги по общей системе налогообложения, поэтому им процесс перехода на другой режим и не требуется.

Хотя многие твердо убеждены в том, что ОСНО, не считается выгодной системой, все равно в дальнейшем к ней возвращаются. Хочется отметить, что зачастую степень выгодности той или иной системы налогообложения напрямую зависит от тех задач, которые ставит перед собой предприятие, и понять эффективность выбранного вида налогообложения можно только уже в процессе деятельности.

Преимущества ОСНО

К основным достоинствам ОСНО можно отнести:

  • все организации и предприятия, облагающиеся прибылью по ОСНО, обязательно платят налог на добавленную стоимость, а именно НДС, что для многих считается достаточно выгодным, так как в НДС уже включаются их затраты;
  • при убытках предприятие имеет возможность не платить налог на прибыль либо же оговорить реальность корректировки налоговой суммы, а именно ее уменьшения на ту величину, которую предполагает будущий убыток;
  • в отличие от других систем налогообложения, ОСНО не накладывает запрет на размеры выручки либо же величину имущества или размеры площадей для торговли. И при ней необязательно следить, чтобы не был превышен штат сотрудников.

Исходя из вышеперечисленных преимуществ, многие юридические лица и ИП все-таки останавливают свой выбор на общей системе выплаты налогов. Главное, при переходе на ОСНО с умением использовать все ее положительные стороны и выгодно их использовать для своего предприятия.

Основные принципы перехода на ОСНО

Как и говорилось ранее, при регистрации многие предприятия и ИП автоматически становятся налогоплательщиками по основной системе, если только их основной вид деятельности никак не связан с ЕНВД, а также при отсутствии заявления о том, что они хотят платить налоги по системе УСН. Исходя из этого, на момент регистрации юридического лица либо же ИН одним ограничивающим фактором для начала действия ОСНО является такой вид деятельности, который попадает под ЕНВД. Если же в процессе своей работы предприятие прекращает деятельность ЕНВД или же попросту утрачивает на нее право, то с этого момента оно может перейти под ОСНО. Правда, для этого им необходимо будет снять индивидуального предпринимателя либо же предприятие с налогового учета по предыдущей системе. Сделать этого необходимо в течение десяти дней с момента прекращения деятельности, которая попадала под Единый налог на вмененный доход.

Для того чтобы перейти с единого налога на вмененный доход на общую систему налогообложения, в связи с остановкой деятельности по ЕНВД, следует представить в налоговую заявление:

  1. Для юридических лиц – это форма ЕНВД-3.
  2. Для физических лиц – это форма ЕНВД-4.

Почти такая же картина получается при переходе с УСН на ОСНО, если теряется право на проведение деятельности по УСН, либо же, как и в предыдущем случае, необходимо направить в налоговые органы соответствующее заявление-уведомление. Последнее нужно заполнить по форме 26.2-2 и в течение пятнадцати дней с того момента, когда закончится налоговый период, передать его в налоговую службу.

Если же юридическое лицо или индивидуальный предприниматель желают по собственному желанию перейти с УСН на ОСНО, и эти действия никак не связаны с объективными причинами, то для этого составляется заявление по форме 26.2-3. Доставить документ в соответствующие органы придется не позднее пятнадцатого января того года, когда планируется переход и начало работы по ОСНО. Из этого следует, что, когда бы вы ни подали заявление, переход на новую систему налогообложения становится возможным только с начала следующего года, а до этого момента можно спокойно работать по УСН.

Важно отметить, что если была утрата права налогообложения по ЕНВД, это не влечет за собой обязательного перехода на ОСНО.

Автоматически это происходит только в случае отсутствия поданного заявления перехода на УСН.

Органы налоговой службы имеют полное право при отсутствии необходимого заявления о переходе на ОСНО рассматривать налогоплательщика по УСН или же по ЕНВД. Что влечет для организаций возможность получения соответствующих претензий с требованиями уплаты налога.

Очень важно знать, что если вы решили перейти с упрощенной системы на общую, отозвать отправленное заявление уже невозможно. Конечно, такой ход дел не считается вполне законным, но пока еще никому не удалось доказать свою правоту даже путем обращения в суд, все равно налоговые органы в этом вопросе остаются непоколебимыми.

Что будет после перехода на ОСНО в 2016-2017 году

При всех преимуществах основной системы налогообложения следует учитывать и такие недостатки, как обязательное ведение бухгалтерского и налогового учета, а также обязательное сохранение всей документации в течение четырех лет.

После того как организация переведена на новую систему налогообложения, а именно на ОСНО, она будет должна:

  1. Каждый квартал в обязательном порядке выплачивать налог на прибыль в размере 20 процентов и сдавать в налоговые органы декларацию.
  2. В обязательном порядке платить НДС в размере, соответствующем тому виду деятельности, которое ведет предприятие, а также представлять в налоговую службу декларацию. Исключением считаются те юридические лица, оборот которых за три месяца не превысил двух миллионов рублей, при обязательном уведомлении об этом налоговые органы.
  3. Обязательно платить необходимый налог на имущество и сдавать соответствующую декларацию, а также платить страховой взнос на работников в размере 34 процентов.
  4. Каждый квартал оформлять и сдавать Единую декларацию. А если предприятие не имеет имущества, облагаемого налогом, либо же какого-либо движения денежных средств, то будет вполне достаточно упрощенной декларации с нулевыми отметками по НДС и налогу на прибыль.
  5. Обязательно оплачивать другие налоги, предусмотренные местным законодательством.

При переходе на ОСНО индивидуальные предприниматели будут должны:

  • каждый год выплачивать 3-НДФД и вести соответствующую декларацию;
  • как и предприятия, каждый квартал платить НДС и сдавать соответствующую декларацию. Освобождаются от обязательной уплаты НДС только те ИП, которые имеют квартальный доход менее 2-х миллионов рублей, при обязательном уведомлении об этом соответствующих органов;
  • оплачивать страховые взносы на работников в размере 34 процентов;
  • оплачивать налог на имущество, только уже физического лица;
  • оплачивать налоги, установленные местным законодательством.

Переход с УСН на ОСНО вызывает у предпринимателей множество вопросов и опасений. Когда это можно сделать самим и когда придется делать по закону; как уведомить налоговую; с какими особенностями придется столкнуться; сроки, в которые необходимо сдать отчетность; какие именно отчеты сдавать и так ли все это трудно. Поговорим об этом в нашей статье.

Когда можно перейти с упрощенной системы налогообложения (УСН) на основную систему налогообложения (ОСНО)?

Основная и упрощенная системы налогообложения очень разные. Первая предполагает ведение полного бухгалтерского учета, начисление и, конечно, уплату всех налогов, в то время, как на второй количество налогов сокращено (часть заменена одним общим) и допускается более простой учет.

Но бывает так, что в процессе ведения своего бизнеса вы поняли, что вам выгоднее применять основную систему налогообложения, или в следующем году предполагаются изменения, при которых применять упрощенную систему будет нельзя, или в текущий момент вы уже перестали соответствовать критериям УСН - ситуации, при которых необходим переход с УСН на ОСНО разные.

И, если желание перейти на упрощенку носит исключительно добровольный характер, то переход с упрощенки на основную систему может быть и принудительным. Давайте разберемся с обеими ситуациями.

Первый вариант

Вы сами осознанно и взвешенно хотите перейти с УСН на основную систему.

Сделать это можно с нового года. Уведомив ФНС об отказе в применении УСН, вы автоматически попадаете на основную систему налогообложения. Если уведомление не подано, то вы будете обязаны до конца года применять УСН.

Второй вариант

В течение года вы «слетели» с упрощенки, то есть потеряли право на ее применение, и вынуждены перейти на ОСНО.

Если вы автоматически утратили право на применение УСН, то применять основную систему придется с первого дня того квартала, в котором были нарушены критерии (или критерий), позволяющие находится на упрощенке.

Уведомление налогового органа при переходе с УСН на ОСНО (в добровольном и в принудительном порядке)

Если вы решили перейти на основную систему налогообложения в добровольном порядке, то вам необходимо подать в свою налоговую инспекцию Уведомление об отказе от применения упрощенной системы налогообложения по специальной (форма по КНД 1150002 утвержденная приказом ФНС России от 02.11.2012 № ММВ-7-3/829@), до 15 января года, в котором вы хотите применять основной режим (п. 6 ст. 346.13 НК РФ).

Если же вы утратили право на применение спецрежима в течение года, то сроки и форма будут другими.

В таком случае в налоговую инспекцию необходимо подать уведомление по форме № 26.2-2 (форма по КНД 1150003 утвержденная приказом ФНС России от 02.11.2012 № ММВ-7-3/829@) до пятнадцатого числа первого месяца квартала, следующего за тем, в котором было потеряно право применения упрощенной системы (п. 5 ст. 346.13 НК РФ).

Независимо от того, какой бы вы системой налогообложения не пользовались, вести учет будет легко и просто с помощью онлайн-сервиса « Мое дело ». Этот сервис - умный помощник, который сделает за вас всю рутинную работу: рассчитает налоги, зарплату и взносы, заполнит декларации и отчеты, сформирует КУДиР и многое другое. В сервисе можно также оформлять и выставлять счета и первичные документы, осуществлять платежи и отправлять отчетность в ИФНС и Фонды. Получить бесплатный доступ к сервису вы можете прямо сейчас по ссылке .

Образец заполнения уведомления об отказе от применения упрощенной системы налогообложения (формы № 26.2-3)

Для ИП

Для ООО

Вам необходимо отразить регистрационные данные об ООО или ИП: ИНН, КПП (предприниматели данное поле не заполняют), код налогового органа, полное название компании или фамилию, имя и отчество ИП, год, с начала которого вы переходите на основную систему налогообложения и отказываетесь от упрощенной.

Образец заполнения сообщения об утрате права на применение упрощенной системы налогообложения (форма № 26.2-2)

В обоих случаях подать уведомление в налоговую инспекцию можно следующими способами:

  • лично или через представителя по доверенности (обратите внимание, что доверенность для представителя ИП должна быть заверена нотариусом). Для этого необходимо предоставить два экземпляра уведомления. Один останется в ИФНС, а второй, с отметкой о получении налоговиками, вам необходимо будет хранить;
  • отправить Почтой России ценным письмом с описью вложения. Второй экземпляр описи вложения с отметкой почты, приложите к своему экземпляру заявления и также храните;
  • по телекоммуникационным каналам связи (ТКС).

Особенности учета доходов и расходов при переходе с УСН на ОСНО

При упрощенной системе налогообложения используется кассовый метод определения налоговой базы. Это значит, что все поступившие вам оплаты считаются доходом, даже если сами услуги/работы будут выполняться, а товары отгружаться позже.

Кроме того, на ОСНО есть обязательные налог на прибыль и налог на добавленную стоимость (НДС), а также связанная с этим обязанность выставлять счета-фактуры. Как во всем этом не запутаться, мы с вами сейчас разберемся.

Учет доходов в переходном периоде

Учет доходов в переходном периоде не зависит от того добровольно или в принудительном порядке вы перешли на основную систему налогообложения. Рассмотрим, в какой момент и как должны быть признаны доходы и как при этом поступать с НДС-ом.

Ситуация

Признание дохода

Примечания

Товар отгружен (услуги оказаны, работы выполнены) на УСН, а оплата поступит уже на ОСНО (задолженность покупателя перед вами)

Предстоящую оплату следует включить, с целью определения налогооблагаемой базы, в доходы в первый месяц применения основной системы (пп. 1 п. 2 ст. 346.25 НК РФ)

Дополнительно начислять НДС на такую реализацию не надо, так как компания не была плательщиком налога на добавленную стоимость в момент реализации (письмо Минфина от 12.03.2010 № 03-11-06/2/33).

Аванс от покупателя получен на УСН, а отгрузка товара (оказание услуг/выполнение работ) произойдет уже на ОСНО (ваша задолженность перед покупателем)

Поступившую сумму необходимо включить в качестве дохода в базу по единому налогу (пп. 1 п. 1 ст. 251 НК РФ).

Обратите внимание, что на эту реализацию, как и на остальные на основной системе, необходимо начислить и уплатить НДС.

Обратите внимание, что, если вы «слетели» с упрощенки, то рассчитать НДС по всем реализациям вы обязаны с начала того квартала, когда перешли на основную систему, даже если переход произошел в последние дни квартала.

К сведению

Если переход произошел вынуждено, то платить налог на добавленную стоимость, скорее всего, вам придется за свой счет. Не все покупатели будут согласны уплатить НДС сверх предъявленной им ранее суммы.

Учет расходов в переходном периоде

Рассмотрим, как правильно учесть расходы в переходном периоде.

Ситуация

Признание дохода

Примечания

Товары (услуги/работы) получены на УСН, а оплата будет произведена уже на ОСНО (ваша задолженность перед поставщиком)

Расходы включают в первом месяце применения ОСНО для уменьшения налогооблагаемой базы по налогу на прибыль (пп. 2 п.2 ст. 346.25 НК РФ).

Для того, чтобы принять к вычету НДС по купленным на УСН товарам, сырью или материалам необходимо, чтобы эти запасы были реализованы на ОСНО, не были отнесены на расходы по упрощенке и, конечно, чтобы у вас были счета-фактуры от поставщиков с выделенным в них налогом на добавленную стоимость.

Аванс уплачен продавцу на УСН, а получение товара (услуг/работ) произойдет уже на ОСНО (задолженность поставщика перед вами)

Расходы будут включены для уменьшения налогооблагаемой базы по налогу на прибыль на общих основания.

При УСН включить такой аванс в расходы было нельзя, так как не выполнялось условие оплачено-получено-продано (для товаров) и оплачено-получено для услуг и работ.

Начисленная, но не выплаченная на УСН зарплата, а также неуплаченные страховые взносы

Включаются в расходы, для уменьшения налоговой базы по налогу на прибыль в первый месяц применения основной системы.

Письма Минфина от 01.06.2007 № 03-11-04/2/154 и от 22.12.2014 № 03-11-06/2/66188

А вот списание безнадежного долга покупателя перед вами на убытки не позволит уменьшить налоговую базу ни по УСН, ни по налогу на прибыль при ОСНО.

В первом случае нельзя принять списание в расходы потому, что они прямо не поименованы в закрытом перечне ст. 346.16 НК РФ.

Налогооблагаемую базу по налогу на прибыль уменьшить нельзя, так как эти безнадежные долги не попадают под пп. 2 п. 2 ст. 346.25 НК РФ. Это происходит потому, что они образовались в том периоде, когда компания применяла упрощенную систему налогообложения и к налогу на прибыль отношения не имеют (письмо Минфина РФ от 23 июня 2014 г. № 03-03-06/1/29799).

Но, если задолженность, сформированная на УСН, стала безнадежной в период применения ОСНО, а доходы по ней, согласно правилам, были включены в налогооблагаемую базу налога на прибыль, тогда списать ее в расходы будет возможно на общих основаниях.

Особенности учета основных средств

При учете расходов на основные средства важное условие для их признания - это ввод в эксплуатацию, причем и на УСН (пп. 1 п. 3 ст. 346.16 НК РФ), и на ОСНО (п.4 ст. 259 НК РФ).

Расходы, в том числе НДС по ОС можно применить к вычету, если это основное средство было введено в эксплуатацию после перехода на основной режим, даже, если его приобретение относится к периоду применения УСН.

Если же основное средство было приобретено, оплачено и введено в эксплуатацию компанией в период применения упрощенки, а компания вынуждена была перейти на ОСНО, то возможность списания расходов будет зависит от варианта системы налогообложения.

Если применялся вариант УСН «доходы-расходы», то можно учесть ту часть расходов на ОС, которая не была учтена на упрощенной системе налогообложения. Для этого необходимо определить остаточную стоимость основного средства, как разницу между первоначальной стоимостью и расходов, учтенных на упрощенке. И начислять на нее амортизацию, согласно общим правилам.

Для варианта УСН «доходы» специально определять остаточную стоимость не нужно.

Сроки сдачи отчетности в переходный период

Срок сдачи отчетности и уплаты налога при смене с упрощенной системы на основную будет зависит от того добровольно или в принудительном порядке произошел переход.

Если вы переходите на ОСНО по собственному желанию с нового года, то сдать декларацию по УСН необходимо до 31 марта (индивидуальным предпринимателям до 30 апреля) года, с которого применяется основная система (пп. 1 п. 1 ст. 346.23 НК РФ), то есть в обычные сроки.

Уплатить налог необходимо по спецрежиму в те же сроки, что и сдать декларацию в каждом из описанных случаев (п.7 ст. 346.21 НКРФ).

Отчетность по ОСНО же нужно будет сдавать в обычном режиме.

Обратите внимание! Подготовить и сдать отчетность Вы легко можете с помощью онлайн-сервиса « Моё Дело » - Интернет-бухгалтерия для малого бизнеса. Сервис автоматически формирует отчетность, проверяет ее и отправляет в электронном виде. Вам не нужно будет лично посещать налоговую инспекцию и фонды, что, несомненно, сэкономит не только время, но и нервы. Получить бесплатный доступ к сервису можно по

В современной России действует широкий спектр указов и нормативов, регулирующих деятельность государственных служащих любых масштабов. Каждый гражданин, трудоустроенный в правительственном ведомстве должен соблюдать ряд правил и установок во избежание возникновения негативных последствий.

Законодательство ежегодно меняется, что усложняет деятельность данной социальной группы. В 2016 году были внесены коррективы, согласно которым отпуск на госслужбе претерпел изменения. Сегодняшняя статья расскажет о существующих на данный момент разновидностях и предоставляемых денежных компенсациях.

Что такое отпуск?

Они отразились на продолжительности всех , оплачиваемых согласно принятому закону. Данные коррективы позволили устранить пробелы в законодательстве, которые не позволяли сформировать строгую продолжительность перерыва от трудовой деятельности.

В противном случае возникала дифференциация, пагубно влияющая на функционирование государственных служащих.

В соответствии со статьей 46 федерального норматива О государственной и гражданской службе России, каждый служащий обладает законным правом на , в котором закрепляется занимаемое им должностное положение и обеспечивается соответствующее финансовое содержание.

Длительность перерыва варьируется от нескольких факторов.

Они определены в вышеуказанном федеральном законе. Классификация выглядит следующим образом:

  • государственные служащие, периодически замещающие высшие чины и главенствующие должности могут находиться в ежегодном финансируемом отпуске не более тридцати пяти календарных дней;
  • государственные служащие, периодически замещающие служебные должности гражданских ведомств и прочих групп, имеет право ежегодно пребывать в отпуске менее тридцати календарных дней.

Также законодательством регламентированы обособленные разновидности отпусков и граждан, имеющих возможность использовать их. Классификация имеет следующий вид:

  • за ненормированные смены работы. Длительность отпуска составляет более трех календарных дней за расчетный период;
  • за выслуженные годы. При формировании расчетов берется один календарный день за год;
  • за деятельность во вредных для здоровья и опасных для жизни условиях. Длительность формируется исходя из расчета неделя за год;
  • за работу, находящуюся в отдаленных северных районах. За год положено двадцать четыре дня. Если гражданин проходит службу на другой территории с идентичными условиями, то шестнадцать дней.

Расчет общей продолжительности отпуска

Продолжительность отпуска зависит от стажа.

Для более достоверного понимания методики расчета общей длительности отпуска следует отметить, что неизвестные детали, не регламентированные 79 статьей федерального закона, разрешаются при помощи прочих трудовых актов. Как правило, в них содержатся нормативные установки рассматриваемой области.

Согласно 120 статье Трудового Кодекса Российской Федерации исчисление суммарной продолжительности ежегодного финансируемого отпуска производится методом суммирования с ежегодным перерывом, обязательным для предоставления. Дополнительные прибавляются к обязательным и формируется итоговая длительность.

Методы расчета служащим гражданских ведомств не отличается от обычных граждан. Однако, имеются определенные отличия в разделе сложения основного перерыва и отпуска по выслуге лет.

Разница выглядит следующим образом. При сложении обязательного и дополнительного отпуска лица, занимающего руководящие и главенствующие должности гражданской службы, итоговая величина не может быть более сорока пяти календарных дней.

Если гражданин, занимает замещающий чин в ведомстве, то продолжительность отпуска составляет не более чем сорок дней.

Порядок предоставления ежегодных отпусков

Оплачиваемый отпуск предоставляется не всем.

В соответствии с действующим трудовым законодательством выделяется каждому государственному служащему обязательно, но не более одного раза за год. Сотрудник становится обладателем возможности его использования по истечении полугода с момента официального трудоустройства на правительственную службу.

Также предусматриваются случаи, в которых разрешается выходить в отпуск раньше установленной законодательством даты. Они применимы к следующим категориям граждан:

  1. Лица, не достигшие возраста совершеннолетия;
  2. Женщины перед декретным отпуском или при возникновении осложнений после его отбытия;
  3. Граждане, оформившие опекунство на младенцев младше трех месяцев;
  4. Прочие лица, попадающие под категории, закрепленные в федеральном законодательстве.

В государственных и частных учреждениях порядок предоставления отпуска аналогичен.

Дата выхода и продолжительность формируется и утверждается с непосредственным руководителем, составляющим график.

Денежная компенсация

Несколько видов денежных компенсаций.

Согласно действующему законодательству определено несколько способов выплаты финансовых компенсаций для граждан, занимающих должности на государственной службе:

  • денежные средства предоставляются в полном объеме за один раз;
  • денежные средства переводятся на счет и предоставляются не позднее десяти календарных дней до момента начала ежегодного оплачиваемого отпуска.

Финансовые выплаты во время перерыва от рабочей деятельности варьируются в зависимости от следующих параметров:

  1. Оклад по классификации занимаемой служебной должности;
  2. Среднемесячная , изменяемая в зависимости от должностного положения;
  3. Дополнительные надбавки, предусмотренные регламентированными факторами.

Последняя указанная статья финансовых выплат формируется из таких деталей:

  1. Дополнительные финансовые выплаты за особый характер трудовой деятельности;
  2. Финансовые поощрения, назначаемые должностному лицу в месяце предполагаемого ежегодного отпуска;
  3. Материальная помощь для государственных служащих;
  4. Выплата за выслугу лет;
  5. Выплата за обработку документации в рабочей деятельности, принадлежащей к разряду государственных тайн;
  6. Финансовые вознаграждения и премии, предполагаемая выплата которых осуществляет в период отпуска.

Отпуск на госслужбе за свой счет

Необходимо заранее написать заявление.

Неоплачиваемый отпуск государственным служащим утверждается руководителем и должностным лицом, составляющим ежегодный график отпусков.

Согласно действующему законодательству претендующий сотрудник имеет право не оглашать причины выхода на преждевременный перерыв. Рекомендуется поставить руководство в известность за несколько дней до предполагаемого выхода, а не перед непосредственным его наступлением.

На основании заявления отделом кадров формируется приказ, декларирующий длительность отпуска, дату начала и его окончания.

У государственных служащих предусмотрена особенность его оформления. Отпуск без сохранения не должен превышать одного года. Причины его оформления формируются и одобряются в идеальном порядке.

Поводом может выступить необходимость написания работы для получения научной степени.

Детальная информация о предоставляемом отпуске указывается в личной карточке государственного служащего.

Табель учетного времени содержит следующие кодовые значения:

  • ДО — выход в отпуск по предварительному согласованию с руководством;
  • ОЗ — выход в отпуск по причинам, регламентированным в действующем трудовом законодательстве.

Можно ли взять академический отпуск на госслужбе?

Согласно действующему законодательству государственные служащие обладают правом на оформления академического отпуска. Для его оформления необходимо предоставить подтверждающую документацию и утвердить заявление в отделе кадров за долго до предполагаемого выхода в о избежание конфликтных ситуаций с руководящим персоналом.

Длительность такого отпуска может достигать одного года. Порядок его предоставления ничем не отличается от частных организаций.

Из этого видео вы узнаете о порядке предоставления отпусков.

Форма для приема вопроса, напишите свой

На какие отпуска имеют право гражданские служащие? Как исчисляется общая продолжительность ежегодного отпуска сейчас и как будет исчисляться с августа 2016 года? Какой порядок предоставления ежегодных отпусков установлен для служащих с начала 2016 года? Каковы условия перенесения отпуска на следующий год? В каких случаях отпуск может быть заменен денежной компенсацией?

14.07.2016

С января 2016 года уже вступили в силу изменения, уточняющие порядок предоставления отпуска гражданским служащим. А со 2 августа начнут действовать другие новшества, которые касаются продолжительности всех видов оплачиваемых отпусков для госслужащих (основного ежегодного, отпуска за выслугу лет, а также отпуска за ненормированный рабочий день). Будет устранен правовой пробел в части установления предельной продолжительности отпуска последнего вида (ранее отсутствие такой нормы приводило к сильной дифференциации условий прохождения гражданской службы в различных государственных органах). В статье расскажем, в каком порядке предоставляются и будут предоставляться с учетом изменений отпуска гражданским служащим.

ВИДЫ И ПРОДОЛЖИТЕЛЬНОСТЬ ОТПУСКОВ В НАСТОЯЩЕЕ ВРЕМЯ

Согласно ст. 46 Федерального закона от 27.07.2004 № 79‑ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» (далее - Закон № 79‑ФЗ) служащему предоставляется ежегодный отпуск с сохранением замещаемой должности гражданской службы и денежного содержания. Такой отпуск состоит из основного оплачиваемого и дополнительных оплачиваемых отпусков.

Сейчас продолжительность ежегодного основного оплачиваемого отпуска в соответствии с п. 3 и 4 ст. 46 Закона № 79‑ФЗ составляет:

  • у служащих, замещающих высшие и главные должности гражданской службы, - 35 календарных дней;
  • у служащих, замещающих должности гражданской службы иных групп, - 30 календарных дней.

Дополнительные отпуска представим в виде схемы.

ИСЧИСЛЕНИЕ ОБЩЕЙ ПРОДОЛЖИТЕЛЬНОСТИ ОТПУСКА

Говоря об исчислении и порядке предоставления ежегодного отпуска, отметим, что согласно ст. 73 Закона № 79‑ФЗ вопросы, не урегулированные этим законом, регламентируются трудовым законодательством и иными актами, содержащими нормы трудового права.

В связи с этим сразу обратимся к ст. 120 ТК РФ, в соответствии с которой при исчислении общей продолжительности ежегодного оплачиваемого отпуска дополнительные оплачиваемые отпуска суммируются с ежегодным основным оплачиваемым отпуском.

Так же исчисляется отпуск для гражданских служащих, однако в действующей пока редакции ст. 46 Закона № 79‑ФЗ установлены некоторые ограничения, в частности при суммировании основного отпуска с отпуском за выслугу лет.

Согласно ч. 6 ст. 46 при исчислении общей продолжительности ежегодного оплачиваемого отпуска основной отпуск суммируется с дополнительным за выслугу лет. Но при этом для лиц, замещающих высшие и главные должности гражданской службы, не может превышать 45 календарных дней, а для замещающих должности иных групп - 40 календарных дней.

Остальные дополнительные отпуска за ненормированный служебный день, тяжелые, вредные и (или) опасные условия службы предоставляются сверх указанного отпуска, то есть сверх 40 и 45 календарных дней.

К сведению

Полное или частичное соединение ежегодных оплачиваемых отпусков лиц, работающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, допускается не более чем за 2 года. При этом общая продолжительность предоставляемого отпуска не должна превышать 6 месяцев, включая время отпуска без сохранения заработной платы, необходимое для проезда к месту использования отпуска и обратно. Неиспользованная часть ежегодного оплачиваемого отпуска, превышающая 6 месяцев, присоединяется к очередному ежегодному оплачиваемому отпуску на следующий год (ст. 322 ТК РФ).

ПРОДОЛЖИТЕЛЬНОСТЬ ОТПУСКОВ ПО‑НОВОМУ

Итак, в соответствии с Федеральным законом от 02.06.2016 № 176‑ФЗ «О внесении изменений в статьи 45 и 46 Федерального закона «О государственной гражданской службе Российской Федерации» (далее - Закон № 176‑ФЗ) с 02.08.2016 всем гражданским служащим (независимо от занимаемой должности) ежегодный основной оплачиваемый отпуск будет предоставляться одной продолжительности - 30 календарных дней.

По-другому будет исчисляться и отпуск за выслугу лет.

Таким образом, сейчас ч. 6 ст. 46 Закона № 79‑ФЗ содержит ограничение общей продолжительности ежегодного отпуска не более 45 или 40 календарных дней, а согласно новой редакции данной части при исчислении общей продолжительности ежегодного оплачиваемого отпуска основной отпуск просто суммируется с дополнительным за выслугу лет. Дополнительные отпуска за ненормированный служебный день, тяжелые, вредные и (или) опасные условия гражданской службы предоставляются, как и прежде, сверх основного отпуска.

Еще одно существенное изменение касается отпуска за ненормированный служебный день. И если сейчас в соответствии с ч. 4 ст. 45 Закона № 79‑ФЗ продолжительность ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска за ненормированный служебный день определяется коллективным договором или служебным распорядком государственного органа и не может быть менее 3 календарных дней (аналогично норме ст. 119 ТК РФ), то в новой редакции ч. 6.1 ст. 46 Закона № 79‑ФЗ ежегодный дополнительный оплачиваемый отпуск за ненормированный служебный день составляет 3 календарных дня.

К сведению

В связи с тем, что ч. 5 ст. 45 Закона № 79‑ФЗ с 02.08.2016 утратит силу, перестанут действовать и Правила предоставления ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска федеральным государственным гражданским служащим, имеющим ненормированный служебный день, утвержденные Постановлением Правительства РФ от 31.12.2008 № 1090.

Кроме этого, сейчас ч. 4 ст. 45 Закона № 79‑ФЗ установлено, что если такой отпуск не предоставляется, с письменного согласия гражданского служащего исполнение им должностных обязанностей за пределами нормальной продолжительности служебного времени оплачивается как сверхурочная работа. По новым правилам такого права у служащих уже не будет.

Обратите внимание

Исчислять в соответствии с новыми правилами продолжительность оплачиваемых отпусков представителям нанимателя нужно будет после вступления Закона № 176‑ФЗ в законную силу, то есть с 02.08.2016 и начиная с нового служебного года служащих. Не использованные на момент вступления в силу данного закона отпуска, их части или право на их компенсацию за служащими должны быть сохранены.

ПОРЯДОК ПРЕДОСТАВЛЕНИЯ ЕЖЕГОДНЫХ ОТПУСКОВ

А теперь рассмотрим, какой порядок предоставления ежегодных отпусков уже действует для служащих с 10.01.2016.

Федеральным законом от 30.12.2015 № 418‑ФЗ в первую очередь была исключена ч. 8 ст. 46 Закона № 79‑ФЗ, согласно которой по заявлению гражданского служащего ежегодный оплачиваемый отпуск мог предоставляться по частям (с продолжительностью одной части отпуска не менее 14 календарных дней). По согласованию с представителем нанимателя гражданскому служащему могла предоставляться часть отпуска иной продолжительности.

При этом ст. 46 Закона № 79‑ФЗ была дополнена ч. 9.1, 9.2 и 9.3, уточняющими порядок предоставления служащим ежегодных отпусков и выплаты компенсации за неиспользованные ежегодные оплачиваемые отпуска (их части).

Минтруд в Письме от 21.03.2016 № 18‑4/10/В-1771 в связи с внесенными изменениями и на основании вопросов работодателей уточнил информацию о предоставлении служащим ежегодных оплачиваемых отпусков.

Итак, согласно п. 9.1 Закона № 79‑ФЗ минимальная продолжительность ежегодного оплачиваемого отпуска, используемого гражданским служащим в служебном году, за который предоставляется этот отпуск, не может быть менее 28 календарных дней. Причем хотя бы одна из частей отпуска должна составлять не менее 14 календарных дней.

Обратите внимание

В силу ч. 2 ст. 122 ТК РФ право на использование ежегодного оплачиваемого отпуска за первый служебный год возникает у служащего по истечении 6 месяцев его непрерывной профессиональной служебной деятельности на должности государственной гражданской службы в данном государственном органе. По соглашению между представителем нанимателя и служащим оплачиваемый отпуск может быть предоставлен ему и до истечения 6 месяцев. Категории лиц, которым оплачиваемый отпуск по их заявлению должен быть предоставлен до истечения указанного срока, определены ч. 3 ст. 122.

Отпуск предоставляется служащему на основании графика отпусков. Согласно ч. 2 ст. 123 ТК РФ утвержденный график отпусков на очередной календарный год является обязательным как для представителя нанимателя, так и для гражданского служащего.

Представитель нанимателя не позднее чем за 2 недели до начала отпуска обязан извещать служащего о времени начала отпуска под роспись (ч. 3 ст. 123 ТК РФ).

ТК РФ и Законом № 79‑ФЗ предусмотрены случаи, когда ежегодный оплачиваемый отпуск должен или может быть перенесен на иной срок, чем утверждено графиком отпусков. Отпуск может быть перенесен по инициативе представителя нанимателя, гражданского служащего, а также при возникновении (в случаях, пре-дусмотренных законодательством РФ) обстоятельств, не зависящих от воли сторон.

Исходя из норм ст. 124 и 125 ТК РФ неиспользованные дни ежегодного оплачиваемого отпуска могут быть перенесены по желанию гражданского служащего на иной срок, чем установлено графиком отпусков, в том числе на следующий год.

По инициативе представителя нанимателя допускается переносить только ту часть ежегодного оплачиваемого отпуска, которая превышает минимальную продолжительность такого отпуска (28 календарных дней), установленную ч. 9.1 ст. 46 Закона № 79‑ФЗ, и только в случаях и в порядке, которые определены ч. 9.2 данной статьи.

В соответствии с ч. 9.2 в исключительных случаях, когда предоставление гражданскому служащему отпуска в текущем служебном году может неблагоприятно отразиться на осуществлении задач и функций государственного органа или полномочий лица, замещающего государственную должность, по решению представителя нанимателя (уполномоченного им лица) и с письменного согласия служащего допускается перенесение части ежегодного оплачиваемого отпуска, превышающей 28 календарных дней, на следующий служебный год.

Такое решение представителя нанимателя оформляется письменно. Но перенесенная часть отпуска должна быть использована не позднее 12 месяцев после окончания служебного года, за который эта часть отпуска предоставляется. Перенесенная часть должна быть включена в график отпусков на очередной календарный год с учетом того, что она будет использована не позднее указанного срока.

Денежная компенсация

В силу ч. 9.3 ст. 46 Закона № 79‑ФЗ по письменному заявлению гражданского служащего часть ежегодного оплачиваемого отпуска, превышающая 28 календарных дней, или любое количество дней из этой части могут быть заменены денежной компенсацией.

Имейте в виду, что согласно ч. 2 ст. 126 ТК РФ при суммировании ежегодных оплачиваемых отпусков или перенесении ежегодного оплачиваемого отпуска на следующий рабочий год денежной компенсацией могут быть заменены часть каждого ежегодного оплачиваемого отпуска, превышающая 28 календарных дней, или любое количество дней из этой части.

По норме той же ст. 126 не допускается замена денежной компенсацией ежегодного основного оплачиваемого отпуска и ежегодных дополнительных оплачиваемых отпусков беременным женщинам, а также ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска трудящимся во вредных и (или) опасных условиях. Компенсировать можно будет часть, превышающую 7 календарных дней отпуска за работу во вредных условиях, если такая возможность, порядок и размеры компенсации установлены отраслевыми соглашениями, коллективными договорами (ст. 117 ТК РФ).

К сведению

Под служебным годом понимается временной интервал, равный календарному году, исчисленный с даты поступления (назначения) на должность гражданской службы в соответствующий государственный орган. Если какие‑либо периоды времени согласно ч. 2 ст. 121 ТК РФ не включаются в стаж работы для отпуска, то окончание служебного года отодвигается на число дней, исключенных из стажа работы для отпуска.

В соответствии с ч. 13 ст. 46 Закона № 79‑ФЗ при прекращении служебного контракта, освобождении от занимаемой должности и увольнении с гражданской службы служащему выплачивается денежная компенсация за все дни неиспользованных отпусков, если она не была выплачена в период прохождения службы, включая дни отпуска, в отношении которого установлена обязательная минимальная продолжительность его использования (ч. 9.1 ст. 46).

Таким образом, использование в текущем служебном году отпуска меньшей продолжительности, чем 28 календарных дней, не предполагает потери гражданским служащим неиспользованных дней отпуска - в любом случае эти дни должны быть ему в дальнейшем предоставлены либо компенсированы при увольнении. По письменному заявлению служащего неиспользованные отпуска могут быть предоставлены ему с последующим увольнением (за исключением случаев освобождения от замещаемой должности гражданской службы и увольнения с нее за виновные действия).

В заключение еще раз обратим внимание на то, что же нового появилось в порядке предоставления ежегодных оплачиваемых отпусков гражданским служащим с начала 2016 года.

Во-первых, служащие уже не смогут накапливать отпуска и должны использовать за текущий служебный год минимум 28 календарных дней.

Во-вторых, отпуск по инициативе работодателя может быть перенесен на следующий год только по уважительным причинам, при этом перенесенная часть отпуска должна быть использована не позднее 12 месяцев после окончания того служебного года, за который предоставляется.

В-третьих, часть отпуска, превышающая 28 календарных дней, может быть заменена денежной компенсацией.

А с 02.08.2016:

  • всем служащим независимо от занимаемых должностей будет предоставляться отпуск в размере 30 календарных дней;
  • всем служащим, работающим в режиме ненормированного служебного времени устанавливается фиксированный дополнительный отпуск в размере 3 календарных дня;
  • изменится порядок исчисления дополнительного отпуска за выслугу лет.

При этом представителю нанимателя нужно учитывать, что использование служащим в текущем году отпуска меньшей продолжительности, чем 28 дней, не лишает его права на использование их в дальнейшем или на компенсацию при увольнении. А что касается последних изменений, если на момент вступления их в силу у служащих будут иметься неиспользованные отпуска, право на их использование или на компенсацию сохранится.

«О внесении изменений в статью 46 Федерального закона «О государственной гражданской службе Российской Федерации».

«О направлении уточненной информации о предоставлении государственным гражданским служащим ежегодных оплачиваемых отпусков в связи с принятием Федерального закона от 30.12.2015 № 418‑ФЗ «О внесении изменений в статью 46 Федерального закона «О государственной гражданской службе Российской Федерации».

Командировка госслужащим оплачивается не по-среднему, а по денежному содержанию, согласно 79-ФЗ и региональным правовым актам. Должны ли в этом случае дни командировки и начисляемая за эти дни зарплата входить в базу для расчета отпускных??

Ответ

Ответ на вопрос:

Гражданскому служащему предоставляется ежегодный отпуск с сохранением замещаемой должности гражданской службы и денежного содержания (п.1 ст.46 Федерального закона от 27.07.2004 № 79-ФЗ).

Не пропустите: главный материал месяца от ведущих специалистов Минтруда и Роструда

Энциклопедиция по госслужбе "под ключ" от Системы Кадры.

Денежное содержание гражданского служащего состоит из месячного оклада гражданского служащего в соответствии с замещаемой им должностью гражданской службы и месячного оклада гражданского служащего в соответствии с присвоенным ему классным чином гражданской службы, которые составляют оклад месячного денежного содержания гражданского служащего, а также из ежемесячных и иных дополнительных выплат (п.2 ст.50 Федерального закона от 27.07.2004 № 79-ФЗ).

При расчете денежного содержания федеральному государственному гражданскому служащему за период нахождения в ежегодном оплачиваемом отпуске учитываются следующие выплаты:

За период нахождения государственного служащего в командировке выплачивается денежное содержание за все служебные дни по графику, установленному в постоянном месте прохождения им госслужбы ().

В этой связи при расчете отпускных учитывается денежное содержание, которое выплачивается госслужащему за период командировки.

Подробности в материалах Системы Кадры:

Ситуация 1. Какие выплаты положены федеральному госслужащему за время отпуска

Когда федеральный госслужащий уходит в отпуск, ему нужно выплатить денежное содержание и единовременную выплату ().

Подробнее о расчете денежного содержания см. Как рассчитать денежное содержание за период нахождения федерального государственного гражданского служащего в ежегодном оплачиваемом отпуске.

Вам будет полезно узнать о Утверждении положения о командировках в материале по ссылке.

Единовременную выплату федеральному госслужащему к отпуску выплачивают в размере двух месячных окладов денежного содержания. Об этом сказано в статьи 46 Закона от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ.

Из ответа «Как предоставить отпуск государственному служащему»

Нина Ковязина ,

При расчете денежного содержания федеральному государственному гражданскому служащему за период нахождения в ежегодном оплачиваемом отпуске учитывайте следующие выплаты:

  • оклад месячного денежного содержания;
  • ежемесячную надбавку к должностному окладу за выслугу лет на гражданской службе;
  • ежемесячную надбавку к должностному окладу за особые условия гражданской службы;
  • ежемесячную процентную надбавку к должностному окладу за работу со сведениями, составляющими государственную тайну;
  • ежемесячное денежное поощрение;
  • премии за выполнение особо важных и сложных заданий и материальную помощь.

Расчет денежного содержания производите исходя из содержания, установленного гражданскому служащему на дату его ухода в отпуск.

Сумму премий и материальной помощи, которую нужно учесть при расчете денежного содержания за период нахождения в отпуске, определите по формуле:

Такой порядок применяйте вне зависимости от времени, фактически отработанного гражданским служащим перед уходом в отпуск. Например, если гражданский служащий перед уходом в отпуск отработал девять месяцев, в расчет денежного содержания включается 1/12 суммы премий и материальной помощи, фактически начисленных за этот период (девять месяцев).

Единовременную выплату к отпуску не включайте в расчет размера денежного содержания на период нахождения федерального гражданского служащего в ежегодном оплачиваемом отпуске.

Размер денежного содержания за период нахождения федерального гражданского служащего в ежегодном оплачиваемом отпуске определите по формуле:

Такой порядок установлен Правил, утвержденных , и письмами Минздравсоцразвития России , и .

Также федеральному государственному гражданскому служащему при предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска начислите единовременную выплату в размере двух окладов месячного денежного содержания ().

Пример расчета денежного содержания федеральному государственному гражданскому служащему за период его нахождения в ежегодном оплачиваемом отпуске

С 12 ноября по 11 декабря 2012 года ведущему специалисту-эксперту А.С. Кондратьеву предоставлен ежегодный оплачиваемый отпуск. Продолжительность отпуска - 30 календарных дней.

В соответствии с Указом Президента РФ от 25 июля 2006 г. № 763 и с учетом индексации Кондратьеву на 12 ноября 2012 года установлены:

  • должностной оклад - 3983 руб. (2500 руб. ×1,06× 1,09 × 1,09 × 1,15 × 1,1);
  • оклад за классный чин - 1195 руб. (750 руб. ×1,06× 1,09 × 1,09 × 1,15 × 1,1);
  • ежемесячная надбавка за выслугу лет в размере 10% должностного оклада - 398 руб. (3983 руб. × 10%);
  • ежемесячное денежное поощрение в размере одного должностного оклада - 3983 руб.;
  • ежемесячная надбавка за особые условия гражданской службы в размере 70% должностного оклада - 2788 руб. (3983 руб. × 70%).

Таким образом, размер месячного денежного содержания Кондратьева (за полностью отработанный месяц) составляет:
3983 руб. + 1195 руб. + 398 руб. + 3983 руб. + 2788 руб. = 12 347 руб.

Расчетный период для расчета суммы премий и материальной помощи, включаемой в состав денежного содержания за период нахождения в ежегодном оплачиваемом отпуске, - с 1 ноября 2011-го по 31 октября 2012 года.

За этот период Кондратьеву были начислены:

Месяц расчетного периода Премия за выполнение особо важных и сложных заданий, руб. Материальная помощь, руб.
Ноябрь 2011 - 3000
Декабрь 2011 - -
Январь 2012 - -
Февраль 2012 - -
Март 2012 5000 -
Апрель 2012 - -
Май 2012 - -
Июнь 2012 - -
Июль 2012 - -
Август 2012 - -
Сентябрь 2012 - -
Октябрь 2012 5000 -
Всего 10 000 3000

Сумма премий и материальной помощи, которую нужно учесть при расчете денежного содержания, равна:
13 000 руб. : 12 мес. = 1083 руб.

Итоговая сумма денежного содержания, выплачиваемого за время нахождения гражданского служащего в ежегодном оплачиваемом отпуске, составила:
(12 347 руб. + 1083 руб.) : 29,4 × 30 дн. = 13 704 руб.

Кроме того, Кондратьеву начислена единовременная выплата в размере двух окладов месячного денежного содержания в сумме 10 356 руб. ((3983 руб. + 1195 руб.) × 2).

Подробнее о компенсации за задержку отпускных мы писали здесь.

Итого Кондратьеву будет выплачено 24 060 руб. (13 704 руб. + 10 356 руб.).

Нина Ковязина ,

заместитель директора департамента медицинского образования

и кадровой политики в здравоохранении Минздрава России

Готовый план главных дел кадровика на I квартал 2019 года
Читайте в статье: Зачем кадровику проверять бухгалтерию, нужно ли сдавать новые отчеты в январе и какой код утвердить для табеля в 2019 году


  • Редакция журнала «Кадровое дело» выяснила, какие привычки кадровиков отнимают много времени, но при этом почти бесполезны. А некоторые из них даже могут вызвать недоумение у инспектора ГИТ.

  • Инспекторы ГИТ и Роскомнадзора рассказали нам, какие документы теперь ни в коем случае нельзя требовать у новичков при трудоустройстве. Наверняка какие-то бумаги из этого списка есть у вас. Мы составили полный список и подобрали для каждого запретного документа безопасную замену.

  • Если выплатите отпускные на день позже срока, компанию оштрафуют на 50 000 руб. Уменьшите срок уведомления о сокращении хотя бы на день – суд восстановит сотрудника на работе. Мы изучили судебную практику и подготовили для вас безопасные рекомендации.