На протяжении почти 400 лет Османская империя властвовала на территории современной Турции, в юго-восточной Европе и на Ближнем Востоке. Сегодня интерес к истории этой империи велик, как никогда, но при этом немногие знают, что у останов было немало «тёмных» секретов, которые скрывали от посторонних глаз.

1. Братоубийство


Ранние Османские султаны не практиковали первородство, при котором старший сын наследует все. В результате, зачастую на трон претендовали ряд братьев. В первые десятилетия нередкими были ситуации, при которых некоторые из потенциальных наследников укрывались во вражеских государствах и доставляли массу проблем в течение многих лет.

Когда Мехмед Завоеватель осаждал Константинополь, его родной дядя воевал против него со стен города. Мехмед справился с проблемой с присущей ему беспощадностью. Когда он вступил на престол, то казнил большую часть своих родственников мужского пола, в том числе даже приказал задушить своего брата-младенца прямо в люльке. Позже он издал свой печально известный закон, который гласил: "Тот из моих сыновей, кому должен достаться Султанат, должен убить своих братьев ". С этого момента, каждый новый султан должен был занимать трон, убивая всех своих родственников мужского пола.

Мехмед III вырвал бороду от горя, когда его младший брат просил его о пощаде. Но при этом он "не ответил ему ни слова", и мальчик был казнен вместе с 18 другими братьями. А Сулейман Великолепный молча наблюдал из-за ширмы за тем, как его собственного сына задушили тетивой, когда тот стал слишком популярным в армии и стал представлять опасность для его власти.

2. Клетки для шехзаде


Политика братоубийства никогда не была популярной у народа и духовенства, и когда Ахмед I внезапно умер в 1617 году, от неё отказались. Вместо того чтобы убивать всех потенциальных наследников престола, их начали заключать в дворец Топкапы в Стамбуле в специальные помещения, известны как Kafes ("клетки"). Принц Османской империи мог провести всю свою жизнь в заключении в Kafes, под постоянным охранников. И хотя наследников содержали, как правило, в роскоши, многие шехзаде (сыновья султанов) сошли с ума от скуки либо стали развратниками-пьяницами. И это понятно, ведь они понимали, что в любой момент их могут казнить.

3. Дворец как тихий ад


Даже для султана жизнь в дворце Топкапы могла быть крайне мрачной. В то время бытовало мнение о том, что султану неприлично говорить слишком много, поэтому была введена специальная форма языка жестов, и правитель проводил большую часть своего времени в полной тишине.

Мустафа I посчитал, что это просто невозможно вынести и попытался упразднить подобное правило, но его визири отказались утвердить этот запрет. В итоге Мустафа вскоре сошел с ума. Он часто приходил на берег моря и бросал в воду монеты, чтобы "хотя бы рыбы куда-то тратили их".

Атмосфера во дворце была буквально пропитана интригами - за власть боролись все: визири, придворные и евнухи. Женщины гарема приобрели большое влияние и в итоге этот период империи стал известен как "султанат женщин". Ахмет III как-то писал своему великому визирю: "Если перехожу из одной комнаты в другую, то в коридоре при этом выстраивается 40 человек, когда я одеваюсь, то за мной наблюдает охрана... Я никогда не могу побыть один ".

4. Садовник с обязанностями палача


Правители османов имели полную власть над жизнью и смертью своих подданных, и они пользовались ею без стеснения. Дворец Топкапы, в котором принимали просителей и гостей, был ужасающим местом. В нем были две колонны, на которых размещали отрубленные головы, а также специальный фонтан исключительно для палачей, чтобы те могли вымыть руки. Во время периодических чисток дворца от неугодных или провинившихся во внутреннем дворике складывали целые курганы из языков жертв.

Что любопытно, османы не удосужились создать корпус палачей. Эти обязанности, как ни странно, были поручены дворцовым садовникам, которые делили свое время между убийствами и выращиванием восхитительных цветов. Большинство жертв просто обезглавливали. Но было запрещено проливать кровь султанской семьи и высокопоставленных чиновников, поэтому их душили. Именно по этой причине главный садовник всегда был огромным мускулистым человеком, способным быстро задушить кого угодно.

5. Смертельная гонка


Для провинившихся чиновников существовал единственный способ избежать гнева султана. Начиная с конца 18-го века, появился обычай, когда осужденный великий визирь мог избежать своей судьбы, победив главного садовника в гонке через дворцовые сады. Визиря вызывали на встречу с главным садовником и после обмена приветствиями ему вручали кубок замороженного шербета. Если шербет был белым, то султан предоставлял визирю отсрочку, а если он был красным, он визиря должны были казнить. Как только осужденный на казнь видел красный шербет, то он немедленно должен был бежать через дворцовые сады между тенистых кипарисов и рядов тюльпанов. Цель состояла в том, чтобы добраться до ворот на другой стороне сада, которые вели к рыбному рынку.

Проблема была в одном: визиря при этом преследовал главный садовник (который всегда был моложе и сильнее) с шелковым шнуром. Тем не менее, несколько визирей сумели сделать это, в том числе Хачи Салих-паша, последний визирь, который последним участвовал в такой смертельной гонке. В итоге он стал санджак-беем (губернатором) одной из провинций.

6. Козлы отпущения


Несмотря на то что во власти великие визири теоретически уступали во власти только султану, их, как правило, казнили или бросали в толпу на растерзание в качестве "козла отпущения" всякий раз, когда что-то шло не так. За время Селима Грозного сменилось столько великих визирей, что они начали всегда носить с собой свои завещания. Один визирь как-то попросил Селима дать ему знать заранее, если его вскоре казнят, на что султан ответить, что на замену ему уже выстроилась целая очередь желающих. Визири также должны были успокаивать народ Стамбула, который всегда, когда ему что-то не нравилось, приходил толпой к дворцу и требовал казни.

7. Гарем


Пожалуй, самой главной достопримечательностью дворца Топкапы был султанский гарем. В нем состояло до 2000 женщин, большинство из которых были купленными или похищенными рабынями. Этих жен и наложниц султана держали взаперти, а любого постороннего человека, который увидел их, казнили на месте.

Сам гарем охранялся и управлялся главным евнухом, который из-за обладал огромной властью. Об условиях жизни в гареме информации сегодня немного. Известно, что наложниц было так много, что некоторые из них почти никогда не попадались на глаза на султану. Другие же сумели получить на него такое огромное влияние, что принимали участие в решении политических вопросов.

Так, Сулейман Великолепный безумно влюбился в украинскую красавицу Роксолану (1505-1558), женился на ней и сделал ее своим главным советником. Влияние Роксоланы на политику империи было таково, что великий визирь послал пирата Барбароссу на отчаянную миссию, чтобы похитить итальянскую красавицу Джулию Гонзага (графиню Фонди и герцогиню Траетто) в надежде, что Сулейман обратит на нее внимание, когда ее привезут в гарем. План в итоге провалился, Джулию так и похитить так и не смогли.

Ещё одна дама - Кесем Султан (1590-1651) - достигла еще большего влияния, чем Роксолана. Она управляла империей в качестве регента вместо своего сына, а впоследствии и внука.

8. Кровная дань


Одной из самых известных особенностей раннего османского владычества был девширме ("кровная дань") - налог, которым облагалось немусульманское население империи. Заключался этот налог в принудительном наборе молодых мальчиков из христианских семей. Большинство мальчиков зачисляли в корпус янычар - армии рабов-солдат, которые всегда использовались в первой линии при османских завоеваниях. Эту дань собирали нерегулярно, обычно к девширме прибегали, когда султан и визири решали, что империи, возможно, потребуется дополнительная рабочая сила и воины. Как правило, набирали мальчиков в возрасте 12-14 лет из Греции и на Балканах, причем брали самых сильных (в среднем, 1 мальчика на 40 семей).

Набранных мальчиков османские чиновники собирали вместе и отвозили в Стамбул, где их заносили в реестр (с подробным описанием, на случай, если кто-то убежит), обрезали и насильственно обращали в ислам. Самых красивых или умных отправляли во дворец, где их обучали. Эти ребята могли добиться очень высоких чинов и многие из них в итоге становились пашами или визирями. Остальных мальчиков изначально отправляли на работы на фермах в течение восьми лет, где дети параллельно учили турецкий язык и развивались физически.

К двадцати годам они официально становились янычарами, элитными солдатами империи, которые славились железной дисциплиной и верностью. Система кровной дани изжила себя в начале 18 века, когда детям янычар было позволено вступать в корпус, который таким образом стал самоокупаемым.

9. Рабство как традиция


Хотя от девширме (рабства) постепенно отказывались в течение 17 столетия, это явление продолжало оставаться ключевой особенностью Османской системы до конца 19 века. Большинство рабов завозили из Африки или с Кавказа (особенно ценились адыгейцы), в то время как крымскотатарские набеги обеспечивали постоянный приток русских, украинцев и поляков.

Изначально было запрещено порабощать мусульман, но об этом правиле тихо забыли, когда начал иссякать приток немусульман. Исламское рабство в значительной степени развилось независимо от западного рабства и, следовательно, имело ряд существенных отличий. Например, османским рабам несколько легче было получить свободу или достичь какого-то влияния в обществе. Но при этом нет никаких сомнений в том, что османское рабство было невероятно жестоким.

Миллионы людей погибли во время набегов за рабами или от изнурительной работы. И это даже не говоря о процессе кастрации, который применялся, чтобы пополнить ряды евнухов. О том, какой была смертность среди рабов, свидетельствует тот факт, что османы завозили миллионы рабов из Африки, тогда как в современной Турции осталось очень мало людей африканского происхождения.

10. Массовые убийства


При всём перечисленном, можно сказать, что османы были довольно лояльной империей. Помимо девширме, они не делали никаких реальных попыток обратить в свою веру немусульманских подданных. Они принимали евреев, после того, как те были изгнаны из Испании. Они никогда не подвергали дискриминации своих подданных, а империей зачастую управляли (речь идет о чиновниках) албанцы и греки. Но когда турки чувствовали угрозу, то они поступали очень жестоко.

Селим Грозный, к примеру, был очень встревожен шиитами, которые отрицали его авторитет в качестве защитника ислама и могли быть "двойными агентами" Персии. В результате, он вырезал почти весь восток империи (погибли, по меньшей мере, 40 000 шиитов, а их деревни сровняли с землей). Когда греки впервые стали добиваться независимости, османы прибегли к помощи албанских партизан, которые совершили ряд страшных погромов.

По мере того, как влияние империи снижалось, она утратила большую часть своей былой терпимости к меньшинствам. К 19 веку массовые убийства стали намного более распространенным явлением. Это достигло своего апогея в 1915 году, когда в империи, всего за два года до ее распада, вырезали 75 процентов от всего армянского населения (около 1,5 миллиона человек).

Продолжая турецкую тему, для наших читателей .

«НЕЗАКОННЫЕ СЫНОВЬЯ» ОСМАНСКИХ СУЛТАНОВ ИЛИ ОЧЕРЕДНАЯ ФАЛЬСИФИКАЦИЯ СОЗДАТЕЛЕЙ «ВЕЛИКОЛЕПНЫЙ ВЕК. ИМПЕРИЯ КЁСЕМ» Дабы развеять двусмысленность сказанного в сериале «Великолепный век. Империя Кёсем», внесём свои пояснения с точки зрения исторического контекста. У османского султана не могло быть «законных» и «незаконных» детей. По причине полигамии, принятой в традиционном исламском восточном обществе, коим являлась в те времена Османская империя, одному мужчине (включая султана) разрешалось иметь до 4 законных жён по никаху (венчание в исламе) и неограниченное количество наложниц. Количество женщин зависело от достатка мужчины и уровня его доходов, т.к. полагалось, чтобы каждая из жён и наложниц была обеспечена всем необходимым на уровне, равном имуществу её соперниц. Династические дома Европы, придерживающиеся христианского вероисповедания, имели как законнорожденных детей, рождённых в браке, так и бастардов – детей, рождённых вне брака. Именно данные дети и входили в категории «законных» - родившихся после заключения брака своих родителей, и «незаконных» - появившихся на свет без оформления брачных уз между матерью и отцом. Чаще всего, бастарды королей получали дворянское достоинство, герцогские и графские титулы, богатство, вассалов, наделы и крестьян, но не имели права наследовать престол после своих отцов, поскольку родились вне брака. Исключение составляли случаи, если в результате пресечения какой-либо династической линии трон мог занять новый правитель, который мог быть так же внебрачным ребёнком (к примеру, английский король Вильгельм Завоеватель, являвшийся бастардом своего отца, герцога Роберта Дьявола, или английская королева Елизавета I Тюдор, долго не признаваемая католической церковью законной дочерью своего отца Генриха VIII). Наличие такого количества внебрачных детей и существенное ограничение их прав объяснялись как невозможностью христианских монархов заключать полигамные браки с большим количеством женщин, так и с нежеланием европейских королей «дробить» свои государства между законными и незаконными детьми, что могло спровоцировать гражданские войны. Подобное устройство семьи и семейной иерархии в корне отличалось от восточного общества, которому были присущи совсем иные ценности. Исламские полигамные правители имели гаремы с десятками, сотнями и даже тысячами невольниц-рабынь, которые должны были выполнять функцию наложниц. Зрителям «Великолепного века» уже известно, что стать султаншей и добиться признания окружения и власти в государстве такая рабыня могла только в том случае, если рожала монарху сына (или нескольких), а впоследствии добивалась высоких титулов вроде Хасеки Султан (любимица или даже жена правящего султана) или Валиде Султан (мать правящего султана), если мы рассматриваем конкретно пример Османской империи. Наследником османского трона становился не старший по рождению сын, как было принято в европейских государствах, а тот из сыновей-шахзаде, к которому был более всего расположен султан-отец, или кто из сыновей обладал наибольшим влиянием в армии или чиновничьем аппарате. Порой случалось так, что мать данного шахзаде могла являться не женой по никаху, а наложницей падишаха, но это отнюдь не превращало её сына в «незаконного внебрачного» ребёнка, поскольку Османы никогда не рассматривали своих детей с данной точки зрения. Все дети, родившиеся у османских султанов в законных браках с их жёнами или от отношений (пусть даже единичных) с наложницами, ПРИЗНАВАЛИСЬ И СЧИТАЛИСЬ (!!!) законнорожденными детьми, носили соответственно титулы шахзаде и султанш, и в полной мере включались в придворную жизнь без каких-либо недомолвок. С воцарением следующего султана, даже при условиях использования пресловутого братоубийственного «Закона Фатиха» ни один из казнённых шахзаде не лишался своего титула и положения, все они продолжали именоваться сыновьями покойного султана и обычно были захоронены подле своих родственников – отцов, дедов или братьев, что подтверждало их высокий статус. Посему вопрос относительно того, насколько что изменила в законодательстве Кёсем Султан, несостоятелен: даже Кёсем Султан, при всём объёме своей власти, не могла изменить того порядка иерархии власти, что была привычна Османской империи в течение веков, от того названия «законного или незаконного шахзаде», призванные сценаристом сериала Й. Шахином неудачно скопировать придворную иерархию королевских домов Европы того времени, неудачны и неправомочны, а, попросту говоря, ошибочны и лживы. Случай, приводимый в сериале по поводу мальчика, якобы рождённого у ещё шехзаде Ибрагима от наложницы, имел место в исторической действительности, но этот ребёнок не имел никакого отношения к султанской семье. Уже в момент правления султана Ибрагима I в услужение к тогдашнему кизляр-аге (начальнику чёрных евнухов) Сюмбюлю-аге поступила на службу невольница. Девушка была куплена Сюмбюлем у персов за огромные деньги и отличалась красотой и изяществом. Сюмбюль-ага, купивший рабыню для султанского гарема, не смог подарить её султану по причине того, что рабыня не только не оказалась девственницей, но ещё и была беременна. Отец этого ребёнка остался неизвестен. Поскольку верховным евнухам султанского гарема не запрещалось иметь свои имения, богатство и даже гаремы, Сюмбюль-ага, пожалев девушку, забрал её к себе и впоследствии даже усыновил рождённого ею мальчика. Желая поддержать мать приёмного сына и его самого, Сюмбюль, не сумев пристроить молодую женщину наложницей в гарем Ибрагима Безумного, привёл её в Топкапы в качестве кормилицы для маленького шахзаде Мехмеда, рождённого Хасеки Хадидже Турхан Султан. Мальчики были практически ровесниками и росли вместе, потому Ибрагим, навещавший сына, знал и приёмного сына кизляр-аги, а, поскольку малыш был красив, смышлён и мил, султан привязался к нему, часто проводя с ним время и играя, обходя вниманием родного сына. Внимание и забота, которыми баловал падишах приёмыша, вызывали обиду, ревность и злость у Хадидже Турхан Султан, и однажды она выместила накопившуюся горечь на матери мальчика и на нём самом. Ибрагим узнал об этом, что вызвало у него приступ такой дикой ярости, что он выхватил из рук Хадидже Турхан маленького сына Мехмеда и швырнул его в близлежащий фонтан (по другой версии – бассейн или искусственный пруд). Малыш не утонул, но очень сильно ударился головой о бортики, до крови рассёк лоб, что навсегда осталось будущему султану напоминанием в виде шрама. Произошедший инцидент испугал и обеспокоил Сюмбюля-агу, поскольку тот справедливо опасался мести со стороны Турхан Султан, едва не лишившейся сына по его невольной вине. Кизляр-ага попросил у Ибрагима отставки, под предлогом паломничества в Мекку забрал наложницу с сыном и отбыл из Стамбула на корабле. Но их корабль попал в шторм, его отнесло к берегам Родоса, после чего корабль захватили мальтийские пираты, хозяйничавшие на Средиземноморье. Сюмбюль-ага был жестоко убит ими, женщина с мальчиком попали в плен, но вскоре и сама она умерла. Мальчик по ошибке был принят пиратами за сына султана Ибрагима, и разбойники надеялись получить за него огромный выкуп, но их надежды не оправдались. Ребёнок выжил, впоследствии был воспитан в христианской вере, получил сан священника и имя падре Оттомано в память о своём происхождении. Ибрагим, узнавший о гибели Сюмбюля-аги и пленении бывшей рабыни с сыном, был в ярости и даже собирался напасть на Мальту, бывшую оплотом пиратов, но его отговорили от этой затеи, после чего, дабы навредить Венеции, закрывавшей глаза на действия мальтийских пиратов в Средиземноморье, он объявил поход на о.Крит, чьё завоевание затянулось для Османской империи на пятьдесят лет. Подытоживая всё вышесказанное, обращаем внимание на то, что никаких «законных» и «незаконных» детей у османских султанов, что в последнее время демонстрируют нам создатели сериала, не было и быть не могло: все дети султанов, родившиеся от жён или наложниц, считались законными и законнорожденными, имевшими право на престол (мальчики) как де-юре, так и де-факто. ИСТОЧНИК ИНФОРМАЦИИ: 1. Клуг Дж. История гарема в культурах народов мира. Смоленск: «Русич», 2004. 2. Мамедов И.Б. Институт Хасеки в гареме османских султанов. // Известия Российского государственного педагогического университета имени А.И. Герцена. 2009. №111. С. 33 – 40. 3. Улучай Чагатай М. Жёны и дочери османских султанов. Анкара. 1990. 4. Фрили Дж. Тайны Османского двора. Частная жизнь султанов. Смоленск: «Русич», 2004. 5. Alderson A. D. The Structure of the Ottoman Dynasty. Oxford, 1956 6. Frehley John. Secrets of the Ottoman court. The Private Lives of the Sultans. By Orhan to Abdul Majid II (history of everyday life: lifestyle, customs, mentality). 1998. New York, London. 7. Musallam B. F. Sex and Society in Islam. Cambridge, England, 1983. 8. Penzer N. M. The Harem. London, 1936. 9. Ulucay, Cagatay M. Harem, Ankara, 1985. 10. Ulucay, Cagatay M. Padisahlarin Kadinlari ve Kizlari. Ankara, 1992.

У каждой женщины в гареме султана Османской империи был свой статус, были строго определенные права и обязанности. На основании этого статуса определялась величина ее жалованья, количество занимаемых комнат или покоев, количество прислужниц, право занимать какую-либо должность. Но о полной иерархии женщин, живших в османском гареме средних веков, знают только узкие специалисты. OLGA74RU подробно рассказзывает обо всех статусах.

Редактор LJ Media

За основу, конечно, взят гарем султанов Османской империи, но другие восточные гаремы имели весьма аналогичную структуру, где-то чуть жестче, где-то мягче, где-то названия титулов чуть-чуть иные.

Итак, у каждой женщины в гареме султана, которая имела определенный титул или звание, был свой статус, были строго определенные права и обязанности в соответствии с ним. На основании этого статуса определялась величина ее жалованья, количество занимаемых комнат или покоев, количество прислужниц, право занимать какую-либо должность. Но о полной иерархии женщин, живших в османском гареме средних веков, знают только узкие специалисты. Я же лишь озвучу перечень возможных статусов в гареме 16-18 веков, и подробно расскажу обо всех статусах.

Мой рассказ будет касаться конкретно гарема султана, но практически в каждом гареме шехзаде применялась подобная иерархия, с легкими небольшими изменениями личного плана, которые при этом не были редкостью. Кстати, в гареме к женщине статуса от «джарийе» до «Хазнедар» при обращении было принято добавлять слово «Хатун». К женщинам, получившим статус «Султан» при обращении всегда добавляли это слово. Например, Хюррем Султан.

В гареме (Художник мне неизвестен)

Итак, возможные статусы женщин в гареме султана:

Джарийе (в ханском гареме - «бикеч») - считалась самой низкой ступенью иерархии. Каждая девушка, попавшая в гарем, получала именно этот статус, в начале своего пути. Здесь надо заметить, что большинство девушек так никогда и не повышали свой статус, даже проведя в гареме много лет. Такой статус принадлежал самой простой рабыне-наложнице, официально принадлежащей гарему султана, с минимальным жалованьем. Такие наложницы даже не допускались к интимной близости со своим повелителем. Они никем не имели права командовать и управлять. В их обязанности входила уборка в помещениях дворца, обслуживание тех, кто находился на более высоком положении в иерархической вертикали, выполнение различных мелких поручений. Это даже не были поначалу мусульманки, хотя впоследствии почти все они принимали Ислам. Для джарийе устраивали в гареме курсы, обучение на которых длилось два или четыре года, в зависимости от того, в каком возрасте рабыня попадала в гарем. Наложниц обучали элементарным знаниям и навыкам. Они учились писать на османском языке, изучали прикладные дисциплины, к примеру, вышивание или игра на каком-то музыкальном инструменте. Начальная школа...

Калфа - так называли служанок, которые входили в обслуживающий персонал дворца. Это чаще всего были бывшие джарийе, получавшие и основное обучение, и дополнительное, которое нужно было для того, чтобы получить такой статус. Они отличались от джарийе тем, что занимались уборкой помещений и обслуживанием привилегированных лиц в качестве профессиональной деятельности, а не как дополнительным занятием. Им платили повышенное жалованье, но интимных отношений с султаном при таком статусе у них по-прежнему не было. Джарийе и калфы могли рассчитывать на замужество после того, как десять лет прослужат в гареме, если у них было такое желание. Их мужьями становились обычно очень успешные люди, и их дальнейшая жизнь была прилично устроена. Бывали калфы трех разрядов. Их делили на младших, средних и старших, в зависимости от срока службы. Кроме того, они обучали джарийе, и командовали только девушками этого статуса. Пчёлки... У самой главной калфы была даже небольшая власть. На должности Унгер-калфы во дворце был один человек, и получить ее было очень сложно. Еще более сложно было получить должность Хазнедар, о чем - позже.

Уста - этот статус могли присвоить джарийе, прилежно закончившей весь период обучения, и в определенный момент своего нахождения в гареме она должна была стать образцово-показательной наложницей, не ставшей при этом обслуживающим персоналом, то есть калфой. Уста получала увеличенное жалованье, благодаря данному статусу более талантливые и привлекательные наложницы выделялись среди рабынь, которых только что привозили, и они ничего еще не умели. Такие отличницы по боевой и политической... Носительницы статуса Уста становились кандидатками на право интимных отношений с султаном. Только они могли двигаться дальше по карьерной лестнице.

Одалык - это следующая ступень после простых рабынь. Одалык мало чем отличается от уста, лишь своей меньшей удачливостью в интимной связи с Султаном, если она вообще была. Одалык продолжали проживать в гареме на полном обеспечении, имели повышенное жалованье, если сравнивать с простой наложницей. Отличницы, но неудачницы... Затем их выдавали на сторону замуж, если они не совершали серьезных ошибок. Но ошибку могла совершить любая из наложниц. Очевидно, у современного слова «одалиска» корень происходит от этого статуса.


Кадр из сериала «Великолепный век»(слева направо - евнух гарема, у дверей две калфы, одалык держит шкатулку и Хасеки Хюррем Султан)

Пейк - это вид наложницы, которая смогла приблизиться и стать помощницей обладателя одного из высших титулов. Это, по своей сути, доверенное лицо Хасеки, Валиде или Госпожи (Султанши) в гареме. Компаньонки... Им платили очень хорошее жалованье, даже больше, чем у опытных калф. Пейк обязаны были уважать все остальные наложницы. Это был очень солидный статус, практически максимальная иерархия в гареме, которой могла добиться простая наложница, которая не имела отношений с Султаном. Выше в этом плане была лишь Хазнедар.

Гёзде - этот статус считался первым реально серьезным, которого могла добиться рабыня, которой разрешили вступить в связь с султаном. Хотя бы даже на одну ночь. Чаще всего она до этого была устой (отличницей по боевой и политической). После этого она превращалась в наложницу-фаворитку, и ей больше не поручали дела, которыми занимались в гареме остальные наложницы. У гёзде могли продолжиться отношения с султаном, что могло привести к получению более высоких титулов, если султан оставался к ним благосклонен, или они беременели. Гёзде выделяли двух служанок, и отдельную комнату для каждой. Также следовало серьезное увеличение жалованья, и множество подарков от Султана. К статусу гёзде стремилась каждая наложница, если она хотела оказаться на самом верху иерархии гарема, но лишь единицы смогли получить данный статус, хотя и с ним безоблачная жизнь никому не гарантировалась.

Икбал - это уже настоящая постоянная фаворитка султана, которая пользовалась благосклонностью Падишаха в течение долгого времени, и с ней он проводил не одну ночь. Этим статусом награждали гёзде, забеременевших от Султана, но пока не родивших. К таким наложницам было большее почтение, чем к гёзде, но если они теряли плод, дальнейшего пути в гареме у них уже не было. Их могли перевести в одалык, поэтому беременным нужно было быть очень осторожными. Для удобства икбал, их перемещали в более просторные удобные покои. Им прислуживали несколько служанок, в два раза больше, чем у гёзде.

Хазнедар - это статус главного казначея, или, как сказали бы сегодня, администратора гарема. Это была правая рука и главная помощница Хасеки или Валиде. В зависимости от того, какой титул у действующей управляющей гаремом. Таким статусом во дворце одновременно мог обладать только кто-то один. Хазнедар - это уникальный титул, даже беременные фаворитки султана ниже его по статусу. Иногда бывшей калфе удавалось стать Хазнедаром, при удачном стечении обстоятельств, но чаще всего эта должность доставалась девушкам, имеющим статус одалык или пейк. Должность Хазнедар была бессрочной, и если её получали, то могли обладать ей до смерти. Получение такой должности - это был единственный способ для продолжения работы в гареме даже в старости. Но в этом случае нужно было забыть о создании своей семьи. Хазнедар имели возможность отказаться от должности, но тогда они оказывались на прежней ступени иерархии или вообще уходили на покой. Этот статус был гарантией дальнейшей безбедной жизни, потому что он гарантировал высокий престиж, хорошее жалованье, большое количество подарков. Хазнедар общались с султанской семьей, и могли в дальнейшем рассчитывать на жизнь за стенами дворца на полном обеспечении. Хазнедар могла быть лишена своего статуса султаном или главой гарема, если она совершала серьезные ошибки. Ей на смену приходила более подходящая кандидатура. Дальнейшая судьба уволенной Хазнедар была неизвестна, и это был довольно редкий случай. Впрочем, бывали ситуации, когда бывшая Хазнедар снова получала свою должность.

Кадын - так называли бывшую икбал, которая родила султану дочь. Иногда ею становилась бывшая госпожа, Султанша, потерявшая титул, из-за потери наследников мужского рода, но имевшая ребенка-девочку, приходившуюся дочкой или внучкой действующему Падишаху.

Султан (Госпожа или Султанша) - этот титул считался одним из высших, который мог быть присвоен женщине в османской империи. Перед тем, как начал править султан Сулейман, этот титул считался вторым среди женских титулов после Валиде. Этот титул мог быть присвоен бывшей икбал, родившей сына, и его автоматически получали все дочери действующего султана. По одной версии, сестры и дочери султана, обладали данным титулом от рождения, но после замужества теряли этот титул. Но это утверждение не соответствует действительности. Даже после замужества за сестрами и дочерьми султана сохранялся их титул, если у действующего султана не было возражений. Чаще всего так и происходило. Но вот ирония судьбы - у сестер и дочерей султана не было возможности получить более высокий титул, а у наложницы, родившей султану сына, была возможность стать по статусу Валиде или Хасеки. Таким образом, женщины, носившие титул Султан по рождению, не занимались официальным управлением гаремом, а наложницы, которым удалось «дорасти» до высшей должности гаремом управляли. Единственным исключением была Михримах Султан, которая возглавила гарем Султана Сулеймана, своего отца. Она с 1558 года по 1566 управляла гаремом. В восемнадцатом веке Османская империя пережила реформу, и все женщины гарема получили запрет на использование данного титула и аналогичной приставки к своему имени. Далее титул Султан в отношении женщин вообще был упразднен.


Кадр из сериала «Великолепный век». Кёсем (1 часть)«(Тут ещё спорная ситуация, так как правит уже внук, а бабушку всё никак не могут отправить в Старый дворец) (слева направо - Валиде Хандан Султан, тетя султана Фатьма Султан, «Гранд» Валиде Сафийе Султан, стоит Дженнет Калфа, Кёсем ещё в статусе гёзде, Халиме Султан (мать брата султана)

Хасеки - является вторым титулом по старшинству после Валиде в Османской империи. Его ввел Султан Сулейман в 1521 году для своей законной жены Хюррем Султан. Дочерям и сестрам Падишахов не полагалось получать данный титул, и их положение в иерархии гарема было ниже. Хасеки получала жалованье, равное примерно 30 тысяч акче в месяц. Этот титул был уникален: его нельзя было отчуждать, независимо от пола детей, количества живых наследников, возраста обладательницы титула, ее местонахождения. Его нельзя было потерять даже из-за должностных изменений членов династии (смены султанов, например). Первые сто пятьдесят лет существования этого титула в гареме, в каждый момент времени, была только одна Хасеки. Только в конце восемнадцатого века сразу несколько наложниц смогли получить от султана такой титул, поэтому его обладательницы были в то время менее влиятельными и имели меньшие возможности. Хасеки получали лучшие ткани, меха и драгоценности, а их покои чаще всего находились рядом с покоями Валиде; также они имели большой штат прислуги и получали большое жалование: так, хасеки Мурада III Сафие получала жалование в размере 100 акче в день. Кроме того, в случае смерти султана Хасеки продолжали получать выплаты из казны. Известные в разные времена Хасеки: Гюльнуш Султан, Телли Хасеки, Кёсем Султан, Сафие Султан, Нурбану Султан, Хюррем Султан.


Кадр из сериала «Великолепный век»(слева направо - Махидевран Султан (мать старшего сына султана), Валиде Айша Хафса Султан, сестра султана - Хатидже Султан и Хасеки Хюррем Султан)

Валиде (Валиде Султан) - в Османской империи не было более высокого титула для женщины. Впервые он был присвоен Айше Хафсе Султан - матери Сулеймана Великолепного. Такой титул наложница могла получить только когда ее сын получал титул Султана. Данный титул присваивали бывшей наложнице пожизненно или до той поры, пока действующим Султаном был ее сын. В ведении Валиде было управление гаремом. Она пользовалась большим уважением и влиянием как во дворце, так и за его пределами, активно вмешиваясь в государственные дела. Этот титул имели все великие наложницы знаменитого Женский Султаната. Это небезызвестные - Турхан Султан, Кёсем Султан, Сафие Султан, Нурбану Султан. Эти четыре женщины были самыми известными носительницами данного титула. Всего же данный титул во времена османской империи присваивали двадцати трем женщинам. Валиде-султан имели доход (башмалык) с султанских земель в различных частях империи, владели летними и зимними поместьями, а также получали подарки от османской знати и иностранных государств. Делами валиде-султан за пределами дворца управляли Бабюссааде агалары (главы белых евнухов). Валиде-султан вкладывали значительные капиталы в вакуфы(фонды), учреждённые ими в Стамбуле, Мекке, Медине и Иерусалиме. За вакуфами следил Дарюссааде агасы (глава чёрных евнухов).

Гаремом можно было управлять и не имея титула Валиде, то есть ещё при муже-султане. Так, в 16-ом веке гаремом султана дольше всех управляла Хасеки Хюррем Султан, никогда не носившая титул Валиде (она умерла ещё при жизни мужа, не застала правление сына). Она управляла гаремом Сулеймана двадцать четыре года.

Если говорить о хронологической последовательности, в которой управляли в 16-ом веке гаремом Султана, то выглядит она так:

Валиде Айше Хафса Султан - годы правления: 1520-1534

Хасеки Хюррем Султан - годы правления: 1534-1558

Михримах Султан - годы правления: 1558-1566

Хасеки (в 1574 получила титул Валиде) Нурбану Султан - годы правления: 1566-1583

Хасеки (в 1595 году получила титул Валиде) Сафие Султан - годы правления: 1583-1603

Такая строгая иерархия помогала поддерживать в гареме, в этом женском царстве, хоть какую-то дисциплину. Хотя всё-равно нередко случались «войны» и «катастрофы» разного масштаба.


Кадр из сериала «Великолепный век. Кёсем» (Тут ещё спорная ситуация, так как правит уже внук, а бабушку всё никак не могут отправить в Старый дворец) (слева направо - Валиде Хандан Султан, тетя султана Фатьма Султан, «Гранд» Валиде Сафийе Султан, стоит Дженнет Калфа, Хасеки Кёсем Султан, Халиме Султан (мать брата султана)

1. Как шехзаде восходили на престол?

Задокументированная история турецкого государства начинается с Мете-кагана (Огуз-хана. 234-174 до н.э.), правившего великой Империей гуннов. Поэтому многие традиции более позднего периода назывались «Огузский обычай». Согласно этому правовому обычаю всё в государстве принадлежит Династии, а управление государством согласно турецкой традиции происходит путём совместного участия членов Династии.
Выписанной законодательно официальной системы отбора Правителя не существовало. Каждый из наследников имел право взойти на трон. Поэтому следующим правителем обычно становился самый честолюбивый и самый способный . Несмотря на то, что такой метод наследования обеспечивал передачу власти самому достойному наследнику, он также был причиной многих смут.

Западная гравюра, изображающая Валиде Султан и Шехзаде

2. Как шехзаде воспитывались?

Теоретические знания они начинали изучать во дворце. Известные учёные приглашались в качестве наставников шехзаде. В качестве иностранного они непременно изучали арабский и персидский.

В третьем дворе Топкапы под присмотром ич огланов шехзаде учились езде на лошади и владению оружием. Для практического применения изученой теории шехзаде направляли в санджаки.

Сцена из ежедневной жизни шехзаде в третьем дворе Топкапы, миниатюра из Сурнаме-и Вехби

3. Когда шезхаде прекратили направлять в санджаки?

После восстания Шехзаде Баезида во времена Кануни Султана Сулеймана в санджаки стали отправлять только престолонаследных шехзаде. Сын Селима II Мурад III и сын Мурада III Мехмед III были направлены наместниками в Манису.

Пока престолонаследники находились в санджаках в должности наместников, остальные шехзаде находились во дворце под контролем. Для стабильности в государстве стоило престолонаследнику, взошедшему на трон, обзавестись потомством, как остальных шехзаде казнили.

Со времён Султан Мехмеда III, взошедшего на Османский престол в 1595 году, уже и престолонаследники не отправлялись в санджаки, они тоже оставались жить в Топкапы.

Султан Ахмед I не казнил своего младшего брата Мустафу, когда стал Султаном в 1603 году, потому что не имел собственных наследников. Когда же они у него появились, казнить Мустафу не позволили государственные чиновники. Таким образом длившемуся боле двух веков братоубийству на благо государства был положен конец, а все наследники жили под надзором в Топкапы.

Миниатюра Манисы

4. «Наместничество на бумаге» – как это?

В период правления Мехмеда III традиция отправлять всех шехзаде наместниками в санджаки прервалась, но престолонаследники – Велиахт Шехзаде – продолжали направляться в санджаки.
В последующий период самый старший наследник трона хотя би даже на бумаге, но непременно назначался наместником. Только вместо них наместниками уезжали так называемые мютесселимы (представители). Сын Султана Ибрагима Шехзаде Мехмед был назначен наместником в Манису, когда ему было 4 гожа. С Султана Мехмеда IV традиция назначать шехзаде наместниками прекратилась даже не бумаге.

Кануни Султан Сулейман проверяет вещи Шехзаде Баезида (рисунок Мюнифа Фехми)

5. Какие санджаки были выделены для шехзаде?

В Османской Империи шехзаде во время правления своего отца направлялись наместниками в регионы, рядом с ними находился опытный государственный деятель – лала.
Благодаря наместничеству шехзаде учились искусству государственного управления. Главные санджаки для шехзаде – это Амасья, Кютахья и Маниса. Обычно шехзаде отправлялись в эти три региона, но, конечно же, ими возможные санджаки не ограничивались. Согласно исследованию, проведённом Хальдуном Эроглу, на протяжение всей Османской истории шехзаде были наместниками в следующий санджаках:
Бурса, Инёню, Султанхисар, Кютахья, Амасья, Маниса, Трабзон, Шебинкарахисар, Болу, Кефе (современная Феодосия, Крым), Конья, Акшехир, Измит, Балыкэсир, Акъязы, Мудурну, Хамидили, Кастамону, Ментеше (Мугла), Теке (Анталья), Чорум, Нигде, Османджик, Синоп и Чанкыры.

Султан Мустафа III и его шехзаде

6. Каковы были обязанности лала при шехзаде?

До периода Империи к шехзаде приставляли наставника, который назывался «атабей». Во времена Империи эта же традиция продолжилась, но наставника стали называть лала.
Когда шехзаде направлялся в санджак, к нему приставляли наставника, лала был ответственен за управление санджаком и обучение шехзаде. Письма, отправляемые из дворца в санджак, были обращены к лала, а не к шехзаде. Лала был также ответственен за воспитание шехзаде и именно он был обязан пресечь любые попытки наследника выступить против своего отца.
Должность лала сохранилась даже тогда, когда шехзаде перестали отправлять в саджаки. В тот период лала выбирался из дворцового персонала.

7. Где жили шехзаде во дворце?

В период правления Мехмеда IV в 1653 году члены Династии мужского пола, помимо Падишаха, жили в 12-комнатном здании под названием «Шимширлик», другое его название – . В строение было всё для комфорта шехзаде, вот только окружали его высокие стены и самшиты (шимшир на турецком). Двери в Шимширлике закрывались на цепь с двух сторон, чёрные гаремные аги дежурили круглосуточно как перед, так и за дверью. В 1756 году французский купец Жан-Клод Флэша сравнил здание с надёжной клеткой.
Шехзаде, которых держали в Шимширлике, не имели права выходить наружу и с кем-либо общаться. В случае болезни врачей вызывали в Шимширилик, и они проводили лечение там.
В 18 веке жизнь шехзаде в Шимширлике стала легче. Во времена правления Османа III с 1753 по 1757 год Шимширлик немного перестроили, высоту внешней стены уменьшили, а в здании сделали больше окон. Когда Падишах следовал во дворец в Бешикташе или какой-то другой дворец, он стал брать с собой и шехзаде.

Султан Ахмед III и его шехзаде

8. К чему привела вынужденная жизнь шехзаде взаперти во дворце?

Шимширлик – результат того, что Падишахи больше не хотели убивать своих братьев и племянников. Но иногда эти шехзаде использовались злонамеренными врагами Султана для шантажа.
Падишахи обычно помимо официальных церемоний не виделись с шехзаде, проживавшими в Клетке. Наследникам образование особо не давалось. Как результат – неприметные Падишахи у власти. Особенно во второй половине 17 века некоторые шехздаде взошли на престол прямиком из Шимширлика, из-за отсутствия какого-либо образования и минимальных знаний о мире они испытывали большие трудности, получив власть, их действия всецело направляли государственные мужи.
Длившееся 2 века братоубийство (в особенности совсем маленьких шехзаде) с точки зрения сегодняшнего дня повергает нас в ужас. Но все события стоит оценивать в их исторической канве. Для того, чтобы можно было избежать братоубийства, должна была иметься чёткая система наследования трона. Появилась она только в 17 веке, когда прямым наследником был старший шехзаде. Благодаря узакониванию братоубийства в ранний период истории Османская Империя занимает особое место в турецкой истории. Именно благодаря этому закону Империи удалось выстоять 6 столетий.

Султан Ахмед III с наследниками во дворце в Айвалыке (деталь из миниатюры Левни)

9. Когда произошла последняя казнь шехзаде?

Впервые в истории Османской Династии Ахмед I не казнил своего брата Мустафу, но братоубийство не было сразу же упразднено. После этого случая было ещё несколько исключений.
Сын Ахмеда I Осман II во время своего правления приказал казнить своего младшего брата Шехзаде Мехмеда, который был младше его всего на пару месяцев. Далее взошедший на трон Мурад IV тоже был вынужден пойти тем же путём, потому что больше не мог справляться с гаремными заговорами. Мехмед IV хоть и попытался казнить своих братьев, Валиде Султан и другие государственные чиновники этому помешали. После неудачной попытки братоубийства Мехмедом IV, если не считать одного исключения, эпоха «Закона Фатиха» пришла к концу.

10. Что происходило с детьми шехзаде?

Шехзаде, жившим в Шимширлике, прислуживали наложницы и гаремные аги. Агам нельзя было видеться в шехзаде наедине. Они обитали в здании Шимширлика на первом этаже. Все свои потребности наследники удовлетворяли в стенах Клетки. Они могли вступить в интимные отношения с любой понравившейся наложницей, но вот детей иметь не могли. Если же какая-то наложница случайно беременела, ей делали аборт. Некоторые всё же умудрялись сохранить ребёнка и вырастить его за пределами дворца.
Шехзаде также нельзя было отращивать бороду. Борода была символом власти, поэтому взошедший на трон Шехзаде начинал отращивать бороду на специальной церемонии, называвшейся «ирсаль-и лихие» (дословно: отпускание бороды)

© Эрхан Афйонджу, 2005