По всей территории России насчитывается огромное количество разрушенных храмов. Возвращены Церкви и постепенно возрождаются храмы в городах и крупных посёлках, чего нельзя сказать о храмах в маленьких и отдалённых деревнях, где заброшенные руины - как немой укор.

Конечно, внутренний наполнитель – веру воссоздать гораздо сложнее, чем восстановить внешнее, ведь для этого каждому из нас необходимо серьёзно работать над собой и прилагать максимум усилий, поскольку восстановление разрушенных храмов - это настоящий труд. И сегодня как никогда мы нуждаемся в нравственном преображении, что достигается только путём веры.

Восстановление храма – это возможно и это то, что нужно постоянно показывать и доказывать делом, потому как людей понимающих действительно много. И говорить об этом следует так же как о культурном наследии, ценностях, традициях и корнях.
Что касается разрушенных храмов, то они нуждаются в консервации, это защитит их от осквернения и последующего уничтожения и запустения.

Храмы Божьи – они, как дети

Храм Святых апостолов Петра и Павла, расположенный в Забайкальском крае в г. Шилка, нуждается в реконструкции. Это памятник архитектуры, заложенный в 1906 году. После 1929 года здесь была тюрьма для священников и кулаков. А позже - кузница, училище для ремесленников склад и музей. Только в 1990 году в храме возобновились службы. Помимо прочего, приход помогает детям-сиротам и детям, по той или иной причине оставшимся без родителей. Предполагается строительство социального комплекса, где будут размещаться семьи с приёмными детьми. Пожертвовать на храм не поздно и сейчас в рамках акции приходского совета «Восстановим храм вместе». Уже отремонтирован нижний придел в честь иконы Божией Матери «Неупиваемая чаша», восстановлено здание для будущей Воскресной школы, но, к сожалению, по-прежнему в аварийном состоянии находятся несущие конструкции. Для реставрации здания требуется помощь.
Ведётся восстановление храма в Брянской области в селе Лысое на малой родине поэта Николая Мельникова. Работа идёт медленно из-за отсутствия средств на закупку материалов. Однако пожертвовать на храм можно и сейчас, т. к. основная помощь исходит от небогатых сельчан; помогают студенты, районная и областная администрация и просто добрые люди. В настоящий момент уже залит первый этаж.
Главная идея творчества поэта как раз и заключалась в том, что Россия выживет и победит только при наличии веры и возрождённого села:

«Сколько столетий вместе с Христом
Крест ты несла непосильный
И дорожила этим крестом,
Матушка Русь-Россия.

Веры святой ты не предала,
Сколько бы ни страдала,
И на церквах всегда купола
Золотом покрывала».


В селе Подберезье Владимирской области также осуществляются работы по восстановлению храма в честь иконы Божией Матери «Смоленская». Это одно из древнейших селений, которое впервые упоминается великим князем Иоанном Васильевичем в грамоте от 1504 года. Сама церковь находится на окраине села. Построенная в 1856 году, она неоднократно переделывалась и нуждалась в капитальном ремонте. Престолов в церкви два: холодный - в честь Смоленской иконы Божией Матери, тёплый - в честь Святителя Николая Чудотворца. Работы по строительству и укреплению храма продолжается, принимаются пожертвования и любая помощь.

«Несомненно, любой православный храм – это проповедь в камне и кирпиче. А как жизнеутверждающе действует храм возрождающийся, восстающий из, казалось, полного забвения, каким ориентиром он является даже только с внешней стороны! Особенно в нашей современной жизни, часто потерявшим все ориентиры людям» (о. Георгий Парфёнов).

Долгое время в России у власти были воинствующие атеисты, безбожники, всеми силами старавшиеся уничтожить Православную Церковь, заставить людей «забыть Имя Бога». Долгое время Церковь терпела страшные гонения: разрушенные храмы, расстрелянные священники, заброшенные монастыри, поруганные святыни – но всего этого оказалось мало для уничтожения православия среди русского народа.
Согласно отчетам с Архиерейского Собора от 2 февраля 2013 года, в Русской православной церкви уже тогда действовали 30 675 приходов, не считая приходов и монастырей в странах дальнего зарубежья и монастырей в составе Русской православной церкви заграницей – и это число продолжает неуклонно расти. Не сложно подсчитать, сколько было открыто приходов за 25 лет после развала Советского Союза, оставившего после себя менее 7000 действующих храмов!
Зачем и почему восстанавливается, строится такое количество храмов? Патриарх Кирилл говорил об этом после Божественной Литургии в Свято-Троицком соборе в Париже, 4 декабря 2016 года: «Потому что мы прошли через такой исторический урок, через который не прошла ни одна нация. И мы не объясняем наши поступки, ибо каждый, кто знает нашу историю, понимает, что как народ мы спаслись только благодаря тому, что сохранили веру».
И именно поэтому такое, казалось бы, огромное количество приходов не соответствует количеству желающих посещать храм, воцерковляться. Многим до сих пор приходится ездить в соседние села и города, чтобы поучаствовать в богослужении – и вовсе не потому, что у них нет храма, а потому, что храмы эти непригодны для использования.
На фотографиях ниже вы можете увидеть храмы, попросившие на нашем сайте финансовой помощи на восстановление.

Свято-Воскресенский храм, г. Гороховец

Храм Воскресения Христова, с. Ахмат

Богоявленский храм, с. Усть-Миасс

Некоторые из них – это величественные, огромные соборы, находящиеся в ужасном состоянии, некоторые – старые дома священников, трапезные, оставшиеся после снесения храма.
И несмотря на все бедственное состояние этих церквей, люди идут туда, стоят на службах среди ремонта, среди строительных лесов, под протекающими крышами, не обращают внимания на отсутствие икон и росписей. О чем это может говорить, как не о вере и подвиге простых прихожан? И, естественно, этим объясняется их желание помочь родному приходу.

Но, к большому сожалению, процесс восстановления храма является очень сложным делом. На пути к реставрации необходимо решить множество вопросов, таких как:
Кому принадлежит здание храма?
Оно может находится на балансе местного сельского округа, находится в чьих-то частных владениях, или уже быть юридически передано епархии.
Создание прихода
Епархия не может заниматься восстановлением храма до тех пор, пока не будет открыт приход – инициативная группа минимум из двадцати человек. Это не обязательно должны быть местные жители, и, конечно, здесь не идет речь об их финансовой помощи – они должны участвовать в жизни храма, в богослужениях – церковь не должна пустовать.
Реставрация здания
Ни для кого не секрет, каким сложным и опасным делом является восстановление зданий. Речь идет о постройках XVIII – XIX века, которые долгое время никак не обслуживались, а порой содержались в жутких условиях – в них хранили зерно, сено, траву, из-за этого проседали полы, из-за гниения часто случались пожары, при погрузке и выгрузке рабочие выбивали окна, стены, двери. Некоторые церкви просто адаптировали под клубы и кинотеатры, не обращая внимания на историческую и культурную ценность зданий.
Поэтому самым первым шагом является консервация здания – необходимо сразу попытаться замедлить или остановить процессы разрушения. Для этого нужно очистить здание от мусора, вырубить выросшие там деревья, кустарники, поставить охрану, чтобы не допустить вандалов и хулиганов в будущий храм.
Затем с большой осторожностью начинается ремонт – укрепляются стены, фундамент, своды, ремонтируются кровля, двери, окна.
Завершающим этапом являются облицовочные работы внутри и снаружи храма, затем роспись, закупка необходимой утвари и икон.
Помимо этого, существует очевидное – финансовый вопрос. Можно попытаться подключить местную администрацию – с их стороны может быть оказана поддержка, если не деньгами, то строительными материалами или техникой, или агитацией среди местных жителей.
Основной вклад обычно осуществляется за счет пожертвований простых прихожан. Но для этого необходима активная деятельность настоятеля прихода и служащих в храме – ведь если (даже в строящемся храме) не совершать хоть изредка богослужения, молебны – мало кто сочтет нужным принять участие в восстановлении церкви.
Очень эффективным средством является размещение просьб о пожертвовании в Интернете – эту услугу предлагает и наш сайт. Тогда количество неравнодушных, желающих помочь людей увеличивается, о храме узнают не только жители ближних сел, а православные со всей страны.
В сервис

© Оксана Викторова/Коллаж/Ridus

Еще в 2005 году Владимир Путин назвал сохранение культурного наследия страны важнейшим фактором развития и укрепления государства.

Спустя 12 лет слова президента ничуть не потеряли актуальности. Тысячи храмов, в том числе памятники истории и культуры федерального значения, готовы рухнуть. Некоторые уже обрушаются, пока вы читаете эту статью под сообщения СМИ об очередных народных волнениях при реализации программы строительства новых 200 храмов в столице.


О проведении программы консервации первым, еще в СССР, заговорил академик Дмитрий Сергеевич Лихачев. Парадоксально, но использование советской властью церквей под хозяйственные нужды помогло их во многом спасти. Лучшее состояние сегодня у тех, где были зернохранилища - так как там обеспечивались определенные условия, способствовавшие сохранению интерьеров.

Куда смотрит церковь

Процесс передачи РПЦ церковного имущества, изъятого государством в годы советской власти начался еще в 1991 году. Он проходил на фоне развала сельского хозяйства и вымирания села. С тех пор многие храмы стоят без крыш, с каждым годом разрушаясь все больше.

«До середины 80-х в РСФСР было всего два действующих мужских и ни одного женского монастыря, - говорит директор Центра „Сельская церковь“ Светлана Мельникова - поэтому с начала 90-х патриархия начала восстановление именно обителей. Это требовало огромных средств, и отдельные храмы в небольших городах, а тем более сельские церкви остались без внимания».

На просьбы жителей заняться их храмами, по словам собеседницы, слышались (и продолжают слышаться) оправдания - мол, в деревнях мало верующих, «неперспективный приход».

«Но сельская церковь могла бы служить и часовней, и использоваться, как в европейских странах делают с памятниками истории и культуры, в качестве субъектов туристической инфраструктуры региона, - замечает Мельникова. - Церковь всегда была духовным центром поселения, без нее традиционный уклад не сохранить и не восстановить».

Между тем на рубеже тысячелетий Московский патриархат обратился к президенту с жалобой: процесс передачи собственности церкви идет очень медленно, нужно повлиять.

Летом 2001 года вышло постановление правительства, работа пошла быстрее, однако не настолько, как хотелось бы иерархам.

Процесс активизировался к 2010 году, тогда РПЦ, как сообщал «Коммерсантъ » требовала передачи имущества уже и из музейных фондов, в Госдуму поступил соответствующий законопроект. По стране прошли акции протеста, в основном поддерживаемые интеллигенцией.

Хозяйственный вопрос

Со стороны государства передачей занимается Росимущество. За последнюю пятилетку Церковь получила порядка 300 объектов в половине регионов страны.

При этом из двух возможных форм - собственность и безвозмездное пользование, выбор РПЦ всегда в пользу последнего - в этом случае государство еще и выделяет деньги на содержание храмов.

В каждом регионе средней полосы до полутысячи погибающих храмов. Светлана Мельникова, которая занимается спасением сельских памятников архитектуры уже 27 лет, считает, что в этой трагической ситуации виновато современное лицемерие:

«Когда кивают на годы коммунизма - это понятно, был объявлен атеизм и поэтому одни храмы взрывали за ненадобностью, в других размещали нецерковные учреждения, - говорит общественница. - Сегодня же с экранов многое говорится о наследии, о необходимости его сохранения, а на практике практически ничего не делается для сохранения, может быть, самого важного класса памятников истории и культуры - сельских храмов».

Конечно, делать повсеместную реставрацию, которая стоит от ста миллионов рублей за объект ни бюджету РПЦ, ни даже бюджету страны не по силам. Для неискушенного такие суммы кажется невероятными:

«Правильная реставрация дорогая потому, что проводится с максимальным использованием материалов, из которых было построено здание - говорит архитектор Елена Тальская, возвращавшая к жизни одну из церквей в Калужской области. - Иначе это уже не реставрация, а скорее реконструкция».

Проблема же, по ее словам, в том, что «аутентичные» материалы всегда обходятся дороже, чем «стоковые», обычные из магазина - взять хотя бы кирпич, который столетия назад использовался других размеров, и который необходимо формовать на заказ.

«То же самое можно сказать о лепных элементах, и многом другом. Помимо этого, и сами работы по укреплению фундамента и стен, и необходимые для их проведения предварительные исследования обходятся недешево. Особенно в случаях, когда уже обрушилась крыша и несущие конструкции стали разрушаться, а таких объектов сегодня очень много», - комментирует Тальская.

Именно поэтому важно хотя бы спасти то, что осталось, законсервировать на будущее, до времени, когда «руки дойдут».

Низовое звено - сельские священники - своими силами пытаются находить деньги на спасение храмов. Зачастую к работам привлекается паства, и они проводятся без каких-либо консультаций. Порой это лишь вредит зданию, так как священник считает, что его знаний достаточно, и нанимает любых рабочих, лишь бы дешевле.

«Очень часто решения по реставрации принимаются без совета с профессионалами, и, к сожалению, это часто отражается на имидже Церкви», - говорит председатель Экспертного совета по церковному искусству, архитектуре и реставрации, член Патриаршего совета по культуре Московской городской епархии протоиерей Леонид Калинин.

Положение самого батюшки при этом незавидное. Ему дается одна работающая церковь, и к ней приписывается пара-тройка не действующих, где он появляется в определенные дни, и должен о них заботиться.

Но где взять сельскому священнику пусть даже пару миллионов рублей, необходимых только на консервационные работы для одного храма?

Церковь в надежде на государство и социум

При этом новые церкви продолжат строиться. В Москве реализуется программа «200 храмов». В регионах не такими темпами, но тоже возводят - в центре Твери, в которой стоит несколько нуждающихся в реставрации закрытых храмов, строят еще один.

Новая церковь строится по идее на месте разрушенной. Но не на том самом месте, где когда-то стояла. «Линия улицы тогда проходила на пару десятков метров в стороне, соответственно церковь не загораживала фасад Путевого дворца, возведенного архитектором Никитиным. - отмечает тверской собкор „Ридуса“. - Новодел закрывает его чуть менее, чем полностью».

Кстати, о Твери. Как сообщает собкор «Ридуса», в 2016 году на привокзальной площади был открыт огромный собор, полностью закрывший фасад здания «нового» вокзала. «Специально заходил несколько раз в храм, прихожан ни разу не видел», - отмечает журналист.

Позиция самой Церкви такова - нужно строить храмы там, где есть паства, требующая окормления, это - по-евангельски - забота о верующих. А старыми храмами Церкви надо заниматься по возможности. И вообще - их должно приводить в порядок государство. В одном только Подмосковье стоят десятки прекрасных церквей - памятников архитектуры, которые епархия принимать отказывается, потому, что нет денег.

«По большому счету ответственность за состояние церковных зданий никоим образом не может быть возложена на Церковь, - выразил уверенность Вахтанг Кипшидзе, заместитель председателя Синодального отдела Московского Патриархата по взаимоотношениям Церкви с обществом и СМИ. - Сама Церковь взывает о помощи как со стороны государства, так и со стороны неправительственных организаций и отдельных благотворителей, поскольку видит в восстановлении храмов общенациональную задачу».

«Есть множество примеров, когда в регионах находились неравнодушные частные лица и коммерческие организации, которые на свои средства поддерживают церковные здания с целью возрождения в них религиозной жизни», - отметил Кипшидзе в беседе с «Ридусом».

С другой стороны, по свидетельству официального представителя РПЦ, «есть множество зданий религиозного назначения, которые расположены в крупных городах и пользуются интересом со стороны туристов, в том числе иностранных». Они, по его словам, «приносят значительный доход, он вполне может быть использован, чтобы восстанавливать те памятники культуры, которые находятся в неподобающем состоянии, в тех случаях, когда на это не хватает своих сил у местных епархий и приходов».

Куда смотрит государство

Раньше этим занималось именно оно. В 60-е годы прошлого века, несмотря на объявленный атеизм, министерство культуры СССР создало Общество охраны памятников истории и культуры (ВООПИК), которое провело паспортизацию всех памятников на территории Союза, в том числе и церквей, многие из которых начали реставрировать.

Очень быстро по количеству членов организация стала второй по численности после комсомола. Миллионы людей платили взносы, на которые было отреставрировано более трех тысяч памятников по всему СССР.


При обществе были созданы и развивались специализированные проектные организации и производственные мощности, работавшие на нужды реставраторов.

Располагалась организация в московском Высоко-Петровском монастыре, что позволило привести его в должный вид одним из первых. Позже были спасены от сноса и отреставрированы ансамбли Троице-Сергиевой лавры, Валаамского, Соловецкого, Иосифо-Волоколамского и монастырей Золотого кольца, Свято-Введенской Оптиной пустыни. Но главное, что было сделано обществом - реестр объектов. Все они были описаны, и на каждый был создан паспорт.

Но на сегодняшний день законодательство поменялось и старые документы стали неактуальны, а где-то и вовсе утрачены.

Сложилась парадоксальная ситуация - табличка на здании «Памятник архитектуры. Охраняется государством» больше ничего не значит.

Ведь если на памятник нет документации, непонятно, как и что оно может охранять.

За прошедшие 25 лет Министерство культуры не озаботилось этим вопросом, пока не «клюнул жареный петух». На запрос «Ридуса» там ответили, что работа ведется в рамках исполнения поручения президента Российской Федерации от 05.01.2013 об обеспечении формирования Единого реестра до 2018 года.

«Главная проблема любого памятника - в его двойном статусе», - уверен Первый заместитель Председателя Центрального совета ВООПик Артем Демидов.

С одной стороны - это достояние государства и общества, с другой - объект недвижимого имущества, который должен использоваться, у которого должен быть владелец, обеспечивающий жизнедеятельность памятника и поддерживающий его сохранность.

«Именно поэтому так важно, чтобы все памятники были должным образом занесены в реестр, получили охранную документацию, а, значит, и однозначные и четко определенные требования к его содержанию», - поясняет Демидов.

Еще хуже, по его словам, обстоят дела с обеспеченностью объектов культурного наследия зонами охраны.

«Так, один из фундаментальных принципов охраны наследия, заложенный еще в „Венецианской хартии“, гласит, что любой памятник неотделим не только от истории, свидетелем которой он является, но и от окружающей среды, где он расположен, - приводит пример эксперт. - Это хорошо видно на примере знаменитой церкви Покрова на Нерли: пойменный луг, по которому к ней ведет дорога, является той самой охранной зоной, где запрещено строительство. Застрой его - и жемчужина древнерусского зодчества потеряла бы свое очарование, потерявшись за другими строениями».

Перераспределение ответственности

В 2008 году на государственном уровне появился тренд «делегирования полномочий», ударивший сразу по многим сферам: Минкульт отдал памятники федерального значения на содержание регионам. Это сопровождалось дотированием каждого из них довольно несерьезными суммами.

Задача по наполнению реестра тоже была передана в регионы. Таким образом, у министерства осталась лишь надзорная функция, которая, как можно судить по многим объектам, не выполняется.

«Было бы разумным вывести из-под юрисдикции Минкульта заботу о недвижимых памятниках культуры и реставрацию - у них своих забот хватает, - уверена Светлана Мельникова. - Эта же сфера не чисто гуманитарная - она требует участия архитекторов, строителей и других „технарей“. Нужна отдельная структура, в виде комитета, например, которая занималась бы только этим вопросом. А у Минкульта сегодня столько задач, что дай Бог справиться со всеми на должном уровне».

В 2016 году на реставрацию памятников было выделено 12,5 миллиардов рублей. Раньше почти все реставрационные тендеры министерства выигрывало 2−3 фирмы, пороги которых потом обивали многочисленные субподрядчики. Чем это закончилось - известно, замминистра Пирумов, кормившийся на этой стезе был арестован вместе с подельниками. Все они дали признательные показания и даже вернули бюджету часть денег, что, впрочем, не дало им возможности покинуть стены СИЗО.

Впрочем, со дня их ареста вся деятельность на объектах реставрации была остановлена, вплоть до заключения новых контрактов.


Правда, дело замминистра все же изменило порядок распределения средств из министерства. Вместо одной организации, занимавшейся этим, будет создано две.

Тяжесть ситуации подкрепляется и малым количеством специалистов на рынке. Например, в Москве всего один колледж, где готовят плотников-реставраторов, способных работать с деревянным зодчеством.

Да и с каменным не все так просто - по закону любые работы на памятнике архитектуры имеет право проводить только лицензированная фирма, в которой работают соответствующие специалисты.

Но на практике реализуется два варианта - либо аттестованные специалисты работают сразу в нескольких конторах, либо лицензии покупаются точно так же, как дипломы и любые иные документы - через интернет.

Соответствующие лицензии имеют более 4 тыс. реставрационных организаций при том, что аттестованных реставраторов, согласно реестру Минкульта, всего около 400 человек.

Возвращаясь же к храмам, на запрос «Ридуса», кроме прочего Минкульт ответил, что взаимодействие с РПЦ осуществляется в рамках специального меморандума, в котором прописано, что финансирование объектов религиозного назначения осуществляется с учетом мнения Финансово-хозяйственного управления Московской Патриархии. То есть, Церковь сама запрашивает нужную по своему мнению сумму, а государство уже решает, сколько оно сможет выделить.

Как отмечено выше, эти деньги редко достигают даже храмов в небольших городах, а деревенские церкви продолжают медленно, но верно разрушаться. И если сегодня неважно кто - государство, РПЦ, или общество не найдут способ (читай - деньги) на программу консервации, очень скоро от них практически ничего не останется.

*информация размещена в ознакомительных целях, чтобы поблагодарить нас, поделитесь ссылкой на страницу с друзьями. Вы можете прислать интересный нашим читателям материал. Мы будем рады ответить на все ваши вопросы и предложения, а также услышать критику и пожелания по адресу [email protected]

В свое время на территории бывшего СССР остались брошены на произвол судьбы тысячи церквей, храмов и монастырей, которые в лучшем случае использовали для текущих хозяйственных нужд. Стоит полагать, что такое отношение к сооружениям не способствовало их сохранности.

Многие объекты сегодня передаются Русской Православной Церкви, и большинство из них нуждаются в реставрации и восстановлении. Сразу отметим, если Вас интересует курс доллара , воспользуйтесь ссылкой на сайт http://allbanks.com.ua/banks.

Каждое здание уникально своей архитектурой и художественным замыслом. Реставрация храмов и церквей требует не только современных строительных материалов и технологий, это многоэтапный процесс. Рассмотрим его подробно. Прежде чем приступить к работам, необходимо выяснить, кому принадлежит здание церкви или храма юридически. Возможно, что сооружение до сих пор числится на балансе местного округа либо оно уже передано епархии.

Если церковь или храм, которому необходима реставрация, включен в "Единый государственный реестр объектов культурного наследия народов РФ", то проведение работ необходимо согласовать с Министерством культуры. Наиболее достоверную информацию вам предоставит благочинный округа, в котором территориально располагается церковь. Найти благочинного вам предстоит в любом случае, поскольку прежде чем начать работу, необходимо получить от него благословление. Контакты можно найти в интернете, либо спросить в любой действующей по соседству церкви.

Беседуя с благочинным вы можете задать все интересующие вас вопросы, кроме того он может помочь вам советом, подсказав как лучше действовать дальше. После того, как благочинный благословит реставрационную работу, необходимо будет собрать группу добровольцев, не менее чем их 20 человек (приход). Епархия не даст добро на реставрацию, пока не убедится что церковь или храм необходимы людям, и решение проводить восстановление сооружения не просто минутный благородный порыв.

Помогать могут не только местные жители, но и все желающие, главное, это реальное участие в жизни прихода и речь идет не о материальном вкладе, а именно об участии в жизни церкви. Официальная регистрация прихода - способна решить еще один немаловажный вопрос. Когда приход зарегистрируется, для него можно будет открыть счет, это практикуют многие банки Украины и России. Данный счет будет полезен для того чтобы была возможность получать благотворительные пожертвования.

Финансовый вопрос в данной теме самый трудный, по крайней мере, на начальных этапах. Можно попробовать привлечь к делу местную администрацию. Будьте готовы к тому, что реставрационные работы могут занять продолжительное время. Главным этапом восстановления является «консервация» сооружения. Необходимо остановить или, в крайнем случае, замедлить процессы разрушения и вывести здание из аварийного состояния.

Существуют специально созданные организации, которые занимаются восстановлением храмов, церквей и монастырей. Туда следует обратиться за помощью к профессиональным архитекторам и инженерам, которые посодействуют в проведении противоаварийных мероприятий и дадут консультацию по объему работ, который необходимо будет выполнить.

Важно довести информацию о проведении реставрации храма или церкви до всех местных жителей и жителей близлежащих населенных пунктов, чтобы привлечь как можно больше людей, желающих помочь. Как правило, на видном месте устанавливается небольшая доска объявлений либо стенд, на котором регулярно вывешивается информация о ходе проводимых работ и текущих мероприятиях. Так же на стенде можно поместить информацию о реставрируемом объекте, оставить адрес и контактные телефоны.

Необходимо показать людям, что дело движется, даже если реставрация проходит медленно. Такая доска объявлений может помочь в привлечении добровольцев и меценатов, поскольку возрождение храма или церкви - общее благородное дело.

На сегодняшний день существует большое количество церквей и храмов, которые нуждаются в восстановлении или частичной реставрации. Чтобы решить эту проблему, важно учитывать сознательность прихожан и посильную помощь государства, ведь святыни ежегодно теряют свой внешний вид, постепенно разрушаясь. Конечно же, духовная значимость православных церквей во многом превосходит её эстетические качества, но восстанавливая храмы, мы и сами духовно обогащаемся, так как не забываем собственные исторические и культурные корни. Нужно радоваться тому, что на сегодняшний день религия неразрывно связана с культурными объединениями, занимаясь просветительской деятельностью среди населения. Участие АНО «Чудотворная Столица» в подобного рода деятельности также играет свою немалую роль, ведь за несколько лет у нас получилось приобщить к восстановлению нескольких храмов неравнодушных прихожан и сотрудников нашей организации. Благотворительность – это лучший способ помочь православной религии в этом деле, так как каждый человек способен выделить ту часть финансовых средств, которую он посчитает нужной. Дело в том, что раньше по всей России оказались в ужасном состоянии тысячи монастырей, церквей, храмов и соборов, которые были брошены на произвол судьбы, или же эксплуатировались в бытовых целях. Такое неблагосклонное отношение к святыням никак не способствовало их целостности и сохранности, а потому, когда такие объекты были переданы Русской Православной Церкви, то они сразу же подверглись положительным изменениям. Начиная с 1987 года в России стали открываться новые приходы, в которых церковь так сильно нуждалась, и многие святыни были успешно восстановлены и отреставрированы.

Храмы, восстановленные силами прихожан

К сожалению, государство на сегодняшний день неспособно в полной мере финансировать восстановление столь большого количества религиозных святынь, а потому мы всячески пытаемся привлекать сознательных верующих людей, или же благотворительные организации к помощи и содействию. Деньги на храм в полной мере окупятся верующему человеку, так как пожертвования всегда делали человека несколько чище духовно. Например, силами АНО «Чудотворная Столица» была в краткие сроки частично отреставрирована полностью утраченная церковь святого Николая Чудотворца в селе Качелай. Сейчас там продолжаются работы по внутренней отделке кирпичного здания церкви, которая нуждается в завершении этих работ. Чтобы строительство было завершено в полной мере, нужно закончить отделку помещений, заменить окна и двери, сделать полы, наладить коммуникации, закончить ремонт крыши, украсить и дополнить иконостас, а так же, облагородить территорию. Деньги на храм можно перечислить на расчетный счет прихода, который указан на нашем сайте.

Также, отдельного внимания стоит и храм, который находится в селе Никольское. Силами, в том числе и нашей организации, сделан ремонт в летней части церкви: заменены двери храма, произведен ремонт крыши, установлены металлопластиковые окна, проведено электричество и еще очень большое количество разного рода работ. Сейчас в храме активно идет строительство новой колокольни, работы по завершению которой очень нуждаются в поддержке и помощи.

Пожертвование на храм можно также совершить путем перевода средств на расчетный счет прихода, который вы найдете на сайте.

Пожертвования на храм

Изменить ситуацию на поприще благотворительной помощи нашей церкви к лучшему можно только общими силами всего православного общества, которое неравнодушно к состоянию дел христианства в целом и утраченных святынь, в частности. На сегодняшний день присутствует положительная тенденция, которая касается восстановления и реставрации заброшенных или разрушенных церквей и храмов, и мы искренне надеемся, что эта тенденция будет только расти.

Помогите храму – приобщитесь к благородному делу возрождения святынь!
Покажем достойный пример нашим потомкам, которые будут видеть плоды нашей деятельности еще много и много лет и после нас.

АНО «Чудотворная Столица» от всего сердца благодарит всех неравнодушных и добрых людей!
Мы уверены, что благодаря вашей помощи, нам вместе удастся помочь и восстановить еще большое количество нуждающихся в этом храмов.

Договор оферты

Отправляя перевод пожертвования на восстановление или любую другую деятельность указанных в данном разделе храмов, благотворитель соглашается со всеми условиями данного договора оферты , являющегося гарантом благотворительного назначения перевода.